Чтобы не украли сценарий

Как защитить авторское право на сценарий. Этапы защиты. Депонирование сценария в Российском авторском обществе. Как составить договор на создание сценария.

Способы защиты исключительных авторских прав на сценарий. Регистрация сценария в “РАО”, Библиотеке Конгресса США, Гильдии сценаристов США. Заверение у нотариуса. Публикация в социальных сетях. Отправка сценария по электронной и реальной почте. Договор на создание произведения.

Чаще всего именно для начинающих сценаристов вопросы кражи объекта интеллектуальной собственности является особенно острым. Можно понять, почему.

Во-первых, сценаристы без опыта в кино или телевидении вынуждены посылать примеры своих работ на открытые конкурсы, которые не гарантируют вознаграждений или того, что проект возьмут в работу. Конкурсы проводят как крупные организации с определённой известностью, так и начинающие продюсерские компании, о чьей репутации и опыте ещё пока ничего неизвестно. 

Во-вторых, нередко сценаристы рассылают свои работы в социальных сетях в виде личных сообщений. Если начинающий сценарист направляет свой сценарий известному продюсеру, то вряд ли последний что-то позаимствует без спроса, ведь в его распоряжении множество талантов и крутых идей. Но если в социальных сетях сбор проводят малоизвестные люди — хочется подстраховаться. Ведь последние, вероятно планируют использовать работу для коммерческих целей, и сложно будет доказать ваше право и на доход от неё, если ваше участие в проекте ничем не подтверждается. 

В-третьих, порой дело даже не в деньгах. Множество начинающих режиссёров ищут сценарии для своих первых фильмов в социальных сетях от таких же начинающих сценаристов. Обычно сценарий берётся в работу в формате свободных отношений без каких-либо документов и оплаты. Поэтому всегда остаётся страх, чтобы режиссёр не вычеркнул сценариста из титров и не присвоил фестивальные достижения себе. Ну и тем самым, конечно, не лишил сценариста строчки в резюме. 

В этой статье мы рассмотрим вопрос, как защитить ваше авторское право на готовый сценарий. На идеи или сценарные заявки авторские права не распространяются, то есть идеи законом не охраняются. На это есть множество причин. Как минимум, уникальной идеи практически не существует. Её уникальность будет состоять в том, как сценарист её раскроет в сценарии. 

Сценарий — это объективная форма, продукт творческой работы сценариста. Идея сама по себе скорее является частью процесса этой творческая работы и не является зафиксированным произведением.

Ставить имя и дату на каждом экземпляре произведения

Даже такая мелочь как просто указания имени автора и даты создания произведения защитит ваши авторские права. В этом поможет статья 1257 Гражданского кодекса Российской Федерации. Она гласит: “Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения <…>считается его автором, если не доказано иное.”

То есть, указав имя на титульном листе своего сценария или, как иногда делают, на каждой странице сценария на полях страницы, а также дату, вы заведомо предостережёте нечестных лиц от кражи вашего сценария. Если кто-то всё же использует ваш сценарий для съёмок без вашего согласия, то ему придётся самостоятельно собирать доказательства для суда, доказывая, что это работа не ваша.

Данный вид защиты объектов авторских прав не самый сильный. Легко можно убирать и вставлять в программах нужные надписи и водяные знаки. Поэтому данный вариант защиты скорее является профилактическим и может пригодиться лишь на этапах отправки портфолио и переговоров.

Депонировать сценарий в Российском авторском обществе

«Российское Авторское Общество» так определяет свою деятельность на своём веб-сайте: это негосударственная некоммерческая организация, созданная авторами и иными правообладателями для осуществления управления авторскими правами на коллективной основе. 

Депонирование — дословно это передача на хранение или внесение чего-либо в определённый реестр. 

Депонирование сценария в “РАО” никак не связано с плагиатом и не защищает авторское право сценариста напрямую. Всё-таки зачем нужно депонирование сценария и как его осуществить?

Чтобы зарегистрировать свой сценарий или любое другое художественное произведение, необходимо обратиться в “РАО” с заявлением по почте, вложив в том числе произведение на бумажном носителе. По сути, вы декларативно объявляете себя автором произведения, затем “РАО” регистрирует ваш сценарий и выдаёт свидетельство с датой. Также “РАО” хранит у себя полученные оригиналы. Что это даёт начинающему сценаристу:

  • при возникновении спора вокруг авторства вашего произведения, свидетельство всегда может подтвердить, что вы написали сценарий первым;
  • если вы отправите сценарий на конкурс и приложите номер свидетельства о депонировании, то в случае попадания документы к недобросовестному человеку он несколько раз подумает, использовать ли вашу работу за вашей спиной.

У данного метода есть и свои недостатки. Во-первых, стоимость депонирования может достигать нескольких тысяч рублей. Начинающий сценарист даже самые небольшие расходы, связанные со своим сценарием, вполне логично может ставить под сомнение. Ведь вероятность того, что первый сценарий написан хорошо и его кто-то захочет приобрести, очень мала.

Во-вторых, выдача свидетельства может занять до 20 рабочих дней, то есть около календарного месяца.

Заверить у нотариуса дату и подпись на экземпляре текста

Нотариус при таком способе защиты как бы выполняет функцию “РАО”. За определённую сумму, часто меньшую чем в “РАО”, нотариус заверяет дату и вашу подпись на сценарии, также хранит один экземпляр вашей работы у себя.

Таким готовы заниматься не все нотариусы. Кто-то из них может, не согласится заверять объёмный документ. Некоторым может просто напросто неудобно хранить стостраничные документы. Поэтому каждый случай индивидуальный.

Отправить самому себе конверт со сценарием

Очень распространённый способ защиты объекта авторских прав в кругах начинающих сценаристов — отправить свой сценарий по настоящей почте.

Алгоритм простой: купите конверт по размеру, заполните свой адрес и сообщите специалисту в окошке почтового отделения, каким способом вы хотите отправить письмо. 

Выбирайте обязательно заказное письмо с уведомлением о вручении и описью вложения. В описи укажите, что в конверте “сценарий художественного фильма/серии сериала на таком-то количестве страниц”. При оформлении заказного письма получателю, то есть вам, должно прийти извещение о том, что можно забирать письмо на почте. Когда вы получите своё письмо на руки, специалист попросит вас расписаться в уведомлении о вручении, то есть о том, что оно дошло до вас и сейчас находится у вас на руках. Специалист заберёт уведомление и направит его отправителю, то есть опять вам же. 

Чем больше бумажек — тем больше доказательств. В каждом извещении, уведомлении и даже на конверте будет стоять дата события. То есть так вы сможете подтвердить, что написали снятый пилот или фильм раньше, чем увидели его на экранах. 

Как только вы получите конверт, все извещения и уведомления, ни в коем случае не открывайте конверт. Так как именно в этом и была вся суть процесса. Положите все документы в надёжное место, а конверт открывайте только на суде.

В целом от самой кражи пересылка письма вас не застрахует. Но заставит вора собирать доказательства для суда о том, что он не использовал ваши интеллектуальные права. 

Но есть и свои плюсы. Такой способ достаточно недорогой и его очень легко осуществить, так как самое сложное будут делать специалисты почтового отделения. А автору останется только вовремя забрать конверт и расписаться в нужных бумажках. 

Отправить сценарий по электронной почте

Отправьте сценарий на свою вторую почту или на эту же почту самому себе, чтобы зафиксировать время и имя автора. Не удаляйте это письмо и храните в своей почте.

В случае нарушения ваших прав, то есть использования сценария без официального отчуждения интеллектуальных прав, нужно будет попросить нотариуса составить протокол осмотра страницы электронного письма и предоставить его в суд. Это поможет подтвердить ваше авторство. 

Опубликовать в соцсетях и блогах

Очень сложно доказывать, что именно вы написали сценарий вышедшего фильма или сериала, когда до этого никто ни разу не видел и не слышал о вас и вашей идее. Начинающие сценаристы боятся показывать свои тексты для критики и не отправляют из-за страха кражи. Но ведь на самом деле, чем больше людей знают про то, что вы работаете над какой-то конкретной идеей, тем безопаснее. Поэтому обнародование сценария так же один из путей его защиты, как бы парадоксально это ни звучало с первого прочтения. 

Во-первых, смело отправляйте на прочтение свой сценарий сразу нескольким друзьям и знакомым. 

Во-вторых, публикуйте сценарий и информацию о нём в социальных сетях. Это можно делать и на своих страницах, и на страницах специальных групп. Не стоит недооценивать данный метод. В сети интернет множество сообществ сценаристов, готовых пообщаться на сценарные темы, обсудить чужие сценарии и дать рекомендации. При этом они меньше остальных заинтересованы в краже, так как скорее всего не снимают фильмов самостоятельно и заняты написанием своих проектов. Отправьте работу в чат или группу, попросите обратную связь, обсудите работу и так далее. 

В-третьих, направляя сценарий продюсеру или просто заинтересованному лицу, не постесняйтесь поставить в копию электронный адрес своего друга. При возникновении спора он может стать третьей стороной и подтвердить, что это ваша работа.

Загрузить сценарий на облачное хранилище

Данный способ тоже не стопроцентный для защиты произведения от кражи. Но вот в чём нам поможет облачное хранилище:

  • сохраняется дата загрузки конкретного документа;
  • если на конкурс вы решили отправить ссылку с облачного хранилища, содержащего ваш документ, то чаще всего на нём фиксируются скачивания и просмотры этого документа;
  • на облачных хранилищах загрузка файла возможна только при указании электронной почты и имени пользователя.

Для доказательства того, что ваша работа была использована недобросовестно, достаточно запросить у нотариуса услугу по составлению протокола осмотра страницы хранилища. Такого протокола будет достаточно для суда.

Договор на создание произведения

Если заказчик готов работать с вами по договору и оплачивать проделанную работу по актам, то вряд ли возникнут проблемы и дойдёт до суда. Любые договорённости стороны обязаны соблюдать безусловно. Скорее всего, соглашаясь на договор, заказчик изначально не планирует нарушать чьи-либо права. 

Договор можно создавать при покупке готового сценария, а также при заказе на создание сценария фильма или сериала с нуля. 

Идеально, если вы воспользуйтесь помощью юриста при составлении договора и не станете подписывать шаблонный документ от заказчика. Но если возможности обратиться к юристу нет, то обратите внимание на следующие пункты договора:

  • сроки выполнения;
  • количество драфтов сценария в рамках договора;
  • творческое задание;
  • форма результатов работ (библия сериала, поэпизодник, сценарий);
  • реквизиты (ваши паспортные данные, данные заказчика);
  • способы связи с автором и заказчиком (телефон, электронная почта);
  • основания для оплаты (акт выполненных работ или без него);
  • сроки подписания актов выполненных работ;
  • сумма вознаграждения и его состав (аванс, оплата библии сериала, оплата поэпизодника, оплата сценария целиком).

Не стесняйтесь вносить свои поправки в договор и настаивать на удобных для себя условиях. Не ставьте сами себя в ситуацию, при которой вы нарушите условия договора.

После сдачи результатов работы и получения оплаты права на использование сценария переходят заказчику. Автор не будет иметь права снять фильм по этому сценарию или продать его кому-то ещё, так как произведение ему больше не будет принадлежать.

Если со своей стороны вы соблюли сроки, выполнили работу, предоставили результаты в оговоренной форме, то вы и ваше авторство защищены законом.В случае несоблюдения заказчиком условий договора суд будет принимать решение об авторстве на его основе. 

Регистрация в библиотеке конгресса США

Если вы пишите сценарий для зарубежных заказчиков, то вам пригодится знание о Библиотеке Конгресса США. Регистрация сценария осуществляется на сайте Библиотеки заполнением нужной формы. В одной форме можно зарегистрировать до десяти работ, а на сайте есть подробная инструкция. 

Гильдии сценаристов США востока и запада тоже предлагают услуги по защите авторских прав в виде регистрации сценария.

Минус лишь в том, что пока нет судебного решения, в котором данные о регистрации сценария в Гильдии или Библиотеке помогли установить авторство сценариста в России. На территории США практически все основные участники рынка кино и телевидения работают по правилам Гильдии сценаристов, так что там такая регистрация будет весомым аргументом в суде.

Идеальная ситуация, когда сценарист выполняет работу по заказу и передаёт авторские права на сценарий в рамках договора. Но прежде чем это будет происходит в карьере сценариста на постоянной основе, ему не раз придётся отправлять портфолио на свой страх и риск, участвовать в открытых конкурсах, писать бесплатные короткометражки и наступать на грабли в виде недобросовестных заказчиков, желающих сэкономить. 

Поэтому для своей безопасности применяйте все вышеперечисленные методы в комплексе. Начните с бесплатных. Например, как только вы написали сценарий, но не уверены, что готовы потратить деньги и силы на “РАО” или нотариусов, убедитесь, что на титульном листе есть ваше имя и дата, а затем отправьте себе электронное письмо со сценарием. Отправьте его и своему хорошему другу или члену семьи. 

Одновременно с этим держите файл со сценарием в облачном хранилище, но выберите надёжное, крупное и известное хранилище и убедитесь, что в нём зафиксировано ваше имя и электронная почта. 

Как бы кто не утверждал, что воровать чужие сценарии никому не выгодно, на самом деле в кинобизнесе периодически возникают подобные споры и часто не без оснований. Даже опытные сценаристы с багажом в виде десятка титров имеют в своём арсенале сценарии, о которых они никому не говорят и не показывают. Поэтому и вы не бойтесь перестраховаться.

экспертная колонка

Цикл просветительских публикаций юридической компании SHATTERS

Управляющий партнёр SHATTERS Вячеслав Рябков разбирает злободневные темы в сфере юридических аспектов кинопроизводства.

Вячеслав Рябков — управляющий партнёр юридической компании SHATTERS, советник Российской Федерации 2-го класса, член Ассоциации юристов России, официальный юридический партнёр Молодёжного центра Союза кинематографистов России. Занимается юридическим сопровождением полнометражного и короткометражного кино, телевизионных сериалов и документальных фильмов.

Вячеслав преподаёт курс «Правовые основы кинематографии» в Академии кинематографического и театрального искусства Н. С. Михалкова (в 2016, 2017, 2018), курс «Юридические основы кинопроизводства» в Высшей школе кино «Арка» (2018) и регулярные однодневные мастер-классы на тему «Право и кино».

Руководил юридическим отделом Министерства печати и телерадиовещания, работал с российскими кинокомпаниями, телеканалами и радиостанциями, рекламными, event и PR-агентствами. Проводил тренинги сотрудникам Газпром-Медиа. Выступал на XVI Форуме по интеллектуальной собственности.

Защита своих идей, синопсиса и сценария — пожалуй, самая востребованная в нашей практике тема среди начинающих авторов. Связано это прежде всего с тем, что каждый сценарист уверен: «Украдут! Присвоят! Исказят!».

Как избавиться от подобных страхов? Разберём 5 возможных вариантов предотвращения этих ужасных событий.

Вспомните прекрасную песню «Если у вас нету тёти», которую мы слышим на Новый год в кинофильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Смысл её очень прост: невозможно потерять то, чего у тебя нет.

На мастер-классах и занятиях нам часто говорят примерно следующее: «Я написал отличный сценарий, но никому его не показываю, так как боюсь, что его украдут», «У меня есть отличная идея, но мне нужно её как-то защитить, поэтому я пока никому о ней не рассказываю». И тому подобное.

Кажется, если никому не показывать свой сценарий, риск его потерять минимальный. Разве что у вас, как у Михаила Жванецкого когда-то, текст выкрадут физически.

Запомните: авторское право охраняется с момента его возникновения в объективном виде. То есть если вы написали текст/рассказ/сценарий — это уже ваше и уже охраняется. Чем больше людей знают, что вы автор данного произведения, тем лучше для вас.

Поэтому смело давайте почитать свой сценарий. Но старайтесь отправлять его не одному адресату, а нескольким. Повторю: когда несколько людей знают, что вы автор произведения, возможность украсть его сводится к нулю. Направляя сценарий продюсеру, ставьте в копию кого-то из ваших друзей или близких. В случае спора вы сможете привлечь их в качестве свидетелей. Кроме того, это оказывает психологическое воздействие на адресата, так как факт направления ему сценария известен другим, а значит нагло присвоить его не получится.

Скрывая сценарий, вы значительно повышаете шансы его хищения. Доказывать, что именно вы автор сокрытого ото всех текста будет очень и очень затруднительно, ведь в современном мире практически не существует текстов, написанных от руки.

Совет для особо мнительных: всё, абсолютно всё пишите ручкой на бумаге, авось, экспертиза подтвердит ваш почерк и дату написания.

Один из самых любимых начинающими сценаристами вариантов — отправка текста самому себе по почте. Правда, некоторые под «почтой» понимают электронную. Но нет, мы говорим о настоящем бумажном письме. Можно ли так делать? Можно. Эффективно ли это? Весьма спорный вопрос.

Как правильно отправить письмо самому себе

Письмо желательно отправлять:

  • заказное,
  • с уведомлением о вручении,
  • с описью вложения.

В описи пишем: «Сценарий художественного фильма «___» на ___ листах»

После получения письма и уведомления о вручении себе любимому храним всё это как зеницу ока. Вскрывать конверт можно только в суде или при нотариусе.

Практическая польза этого способа, на наш взгляд, невелика. И конверт легко повредить, и другие варианты более эффективны. Но так как этот способ дёшев, его можно использовать наряду с остальными.

Обращаясь к этому варианту, будьте бдительны, всё может пойти не по плану. Например, так:

На федеральном канале выходит фильм. Начинающий автор узнаёт свой сценарий, но в титрах указан другой человек. Автор бежит к продюсеру: «Вы меня обманули! Сказали, что это очень плохо! Я больше никому не посылал! Перестал писать! А вы взяли и сняли фильм! Я вас засужу!». Продюсер интересуется, чем сценарист докажет своё авторство. Тот вынимает заветный конверт: «Вот! Сам себе отправил, перед тем как вам! Тут доказательство!». Продюсер усмехается и говорит, что в конверте может быть всё что угодно. Откуда знать, что там именно тот сценарий? Автор в исступлении рвёт конверт и кидает сценарий на стол продюсеру: «Это тот самый!». Тут продюсер начинает истерически хохотать и выгоняет гостя.

Вопрос: Что не так сделал автор?
Ответ: Уничтожил доказательство.

Когда конверт есть, но вскрыть его нельзя, просто уверенно говорите, что доказательство существует и что в суде оно будет предъявлено.

«Что это такое?», «Если я зарегистрирую произведение в Российском Авторском Обществе, значит, я прошёл проверку и я автор?», «Если у меня есть свидетельство РАО, никто ничего не сможет украсть?» — примерно такие вопросы приходится слышать, когда речь заходит о депонировании.

Депонирование это не оформление сделки и не нотариальное удостоверение авторства. Никто никого на плагиат не проверяет. Вот что написано на сайте РАО: «Регистрация произведений осуществляется в целях своевременного и правильного распределения и выплаты авторского вознаграждения. Она производится на основании заявления автора (заявительный порядок регистрации). Она не подтверждает авторства на произведения, а необходима только для распределения и выплаты вознаграждения. Такая регистрация свидетельствует о том, что правообладатель объявил себя автором конкретных произведений и поручил РАО сбор вознаграждения за их использование. Споры об авторстве рассматриваются непосредственно авторами в судебном порядке».

Говоря совсем просто, можете хоть «Войну и Мир» принести и объявить себя автором (в качестве эксперимента мы проделали подобное с романом «Герой нашего времени») — вас всё равно зарегистрируют и выдадут красивое свидетельство. Так в чём же смысл?

Смысл депонирования в РАО

  1. В одной из старейших и очень уважаемых организаций сохраняется оригинал вашего произведения с отметкой даты его создания. В случае возникновения спора всегда есть независимая сторона (РАО), которая подтвердит, что именно вы были первым.
  2. Психологический аспект. Направляя произведение продюсеру, вы сразу указываете номер свидетельства о депонировании. После этого мысли о плагиате резко сокращаются.

    Кто, кроме РАО?

    Процедура депонирования не является лицензируемой деятельностью и фактически осуществлять её может любое лицо. Например, мы — SHATTERS. Главное, чтобы один экземпляр произведения, подписанный автором на каждой странице, оставался на хранение в организации. Именно этот экземпляр и является вашей доказательной базой.

    «Что делать, если мой сценарий украден и вор получил свидетельство РАО? Теперь он угрожает мне за использование моего же сценария!»

    Да, встречаются и настолько наглые субъекты. Ваша задача — найти любые документальные доказательства того, что сценарий создавали именно вы. Далее рекомендуем обратиться к профессионалам, которые помогут не только вернуть украденное, но и наказать подлеца.

    Депонирование у нотариуса

    Очень похоже на предыдущий способ. В целом всё то же самое: один экземпляр передаётся на хранение нотариусу. Обычно это стоит дешевле, чем в РАО, но лучше уточнить.

    Следует помнить, что не каждый нотариус согласится удостоверять ваш сценарий, особенно объёмный. Опять же, этот момент лучше заранее уточнить у конкретного специалиста.

    Регистрация в библиотеке конгресса США

    Библиотека Конгресса США — крупнейшая библиотека мира, специальный отдел которой занимается оформлением авторских прав. Сделать это можно онлайн, заполнив нужный бланк на сайте. Кроме передачи своего произведения на сохранение в Библиотеку конгресса, вы можете зарегистрировать сценарий в Гильдии сценаристов США (Восток и Запад).

    Возможно, такая регистрация имеет смысл, когда вы изначально пишете сценарий для продажи за границу. В российском суде с высокой долей вероятности в качестве доказательства это не пройдёт.

    Идеи не охраняются! Если вам в голову пришла грандиозная идея, вы её кому-то описали (долго так, часа четыре рассказывали всё, что придумали), а этот человек, вернувшись домой, написал по ней рассказ или сценарий — единственным автором произведения будет именно он.

    Охраняется только то, что существует в объективной форме. То есть зафиксировано.

    Текст: Вячеслав Рябков
    Иллюстрации: кадры из мультфильма «Фильм, фильм, фильм» (студия «Союзмультфильм», реж. Фёдор Хитрук, 1968)

    6 декабря 2018

    Здравствуйте, коллеги! После окончания сценарного факультета ВГИК я зарабатываю деньги написанием сценариев. Других источников дохода у меня нет. Зато есть многочисленная семья, которую я должен обеспечивать всем необходимым. Я, как и многие из вас, время от времени включаю телевизор и имею примерное представление о жанровых и вкусовых предпочтениях наших телеканалов. Руководствуясь этими самыми представлениями, я написал сценарий «Фиктивный брак», зарегистрировал его в гильдии сценаристов кино и телевидения России под № 80 и в ноябре 2010г. отправил сценарий редактору телеканала «Россия» Ирине Михайловой.
    Предчувствие меня не обмануло — 9-го декабря 2010г. я получил от Михайловой письмо (вся переписка сохранена), в котором она написала, что сценарий ей очень понравился, но для полного попадания в формат канала нужно убрать одну из второстепенных сюжетных линий. Я ответил, что это не проблема.
    Ирина пообещала обсудить сценарий с руководством телеканала, а затем связаться со мной.
    В феврале 2011г. Ирина Михайлова прислала мне свои пожелания по незначительным сюжетным изменениям в моем сценарии. В частности, изменить национальность одного из основных персонажей. В моем сценарии он — узбек. Михайлова попросила сделать его армянином. Ирина, также, написала, что если я согласен учесть эти пожелания со мной свяжется продюсер производящей кинокомпании («Медиапрофсоюз») Владимир Игнатьев.
    Я ответил согласием.
    Вскоре со мной связался представитель кинокомпании «Медиапрофсоюз» Сергей Гиргель.
    Гиргель попросил сделать вышеозначенного персонажа не узбеком, не армянином, а белорусом.
    Я поинтересовался, на каких условиях мы будем сотрудничать (форма договора, сумма вознаграждения, порядок выплат) и получил в ответ несколько «туманных» писем, суть которых можно обозначить так: «Сначала сделайте, а там видно будет». Не считая возможным для себя работать без договора и аванса, я решил на эти письма просто не реагировать.
    В начале марта мне позвонил продюсер кинокомпании «Медиапрофсоюз» Владимир Игнатьев. Он спросил, согласен ли я поменять узбека на белоруса. Я ответил, что это возможно, но сначала нужно договориться об условиях и стоимости моей работы. Игнатьев выразил готовность встретиться, пообещал перезвонить через несколько дней и пропал.
    А шестнадцатого октября на канале Россия 1 состоялась премьера фильма «Пряники из картошки». Сюжет этого фильма — практически дословно повторяет сюжет моего сценария «Фиктивный брак». Даже имя главной героини осталось прежним — Вера. Правда в фильме в отличие от моего сценария у главной героини другая профессия. А гастарбайтера-узбека, как и следовало ожидать, заменили на гастарбайтера-белоруса и убрали второстепенную сюжетную линию, которую просила удалить редактор канала.
    В титрах фильма «Пряники из картошки», как автор сценария значится Виктория Евсеева.
    Режиссер и креативный продюсер- Сергей Гиргель.
    Продюсер — Владимир Игнатьев
    Юрист Игорь Лабутичев, представляющий мои интересы, связался со сценаристкой фильма «Пряники из картошки». По ее словам идея, история и основные сюжетные линии фильма были придуманы не ею, а предоставлены продюсером кинокомпании «Медиапрофсоюз» Владимиром Игнатьевым. В ее авторском договоре он значится в качестве автора синопсиса.
    Из всего этого я сделал простой и, на мой взгляд, очевидный вывод. Продюсеры кинокомпании «Медиапрофсоюз» Владимир Игнатьев и Сергей Гиргель украли мой сценарий и попросили другого ни о чем не подозревающего автора его переписать.
    В связи с этим, мною и Игорем Лабутичевым, представляющим мои интересы, поданы иски в Арбитражный суд г. Москвы на кинокомпанию «Медиапрофсоюз» и телеканал «Россия».
    Помимо этого я открыто обвиняю продюсеров кинокомпании «Медиапрофсоюз» Владимира Игнатьева и Сергея Гиргеля в воровстве и хочу предостеречь коллег по сценарному цеху от сотрудничества с этими персонажами.

    August 24 2018, 12:08

    Categories:

    • Литература
    • Криминал
    • Cancel

    Чтобы идею не украли

    НЕ БОЙТЕСЬ, что вашу идею украдут

    Самый часто задаваемый вопрос от молодых сценаристов – как сделать так, чтобы твою идею не украли. Ответ – идея ничего не стоит, пусть воруют. Идея действительно ничего не стоит. Хотите гениальную идею гениального сценария? Парень влюбляется в девушку. Пишите! Колоссальные деньги можете заработать в один миг. Все «Оскары» будут ваши. Правда в том, что невозможно придумать какую-то новую идею. Новые идеи не работают. Работают только старые идеи. Проверенные. А их воровать не нужно, они все лежат в свободном доступе.

    Вся соль всегда в мелочах. Мелочи решают. Решает не идея, а то, как она воплощена. Множество великих произведений – адаптации старых идей. Весь Шекспир, и вообще все Возрождение. «Фауст» Гете. Золотой и серебряный век русской литературы – сплошные перепевы, аллюзии, скрытые цитаты.

    Почему же все так держатся за свои идеи? Идея – это что-то, что неплохо работает и без воплощения. Например, у меня есть гениальная идея гениального фильма. Если бы я его написал, его бы немедленно снял Нолан. И Спилберг. Они бы дрались на глазах у всего мира за право экранизировать мой гениальный сценарий. И знаете, ведь так оно и есть – у меня действительно есть такие идеи. У вас, кстати, уверен, тоже есть такие идеи.
    Но вот какая штука. Как только ты начинаешь эту идею воплощать, она тут же начинает размываться, рассыпаться, разваливаться. Она теряет свою красоту и цельность. Сцена тут, сцена там, диалог тут, диалог там – у вот уже от изначальной идеи ничего не осталось. А это еще не было поправок от продюсера! В каждом паршивом тексте похоронена отличная идея…

    Как же сделать так, чтобы идея не умерла в тексте, а проросла сквозь его?

    Практиковаться. Чем больше вы практикуетесь, тем лучше у вас получается. Тем ближе ваш текст к вашей идее. Мелочи, детали, подробности, которые – бог, они не рождаются в созерцании, они всегда приходят в пути, в труде, в атаке.

    И это как раз и есть то, что украсть у вас невозможно. А идеи – да хрен-то с ними, пусть воруют, новых придумаете вагон и маленькую тележку.

    Ваш
    М.

    Продолжается набор в коучинг на сентябрь-ноябрь:
    http://shichenga.ru/index/kouching/0-18
    Понимаю, что это предложение сильно не для всех, но вдруг вы тот человек, который мне нужен:)

    © Леонид Каганов  http://lleo.aha.ru

    Нигде. Более того — это не нужно, поскольку воровство текстов практически не встречается. Мир ломится от непризнанных гениев, которые мечтают напечатать свой текст, публикация чужого текста под собственным именем не успокоит их самолюбия, не принесет денег, а обман раскроется сразу же по выходе из типографии. Поэтому кражи текста боятся лишь самые неопытные авторы, чьи тексты и даром никому не нужны.

    А вот песню, музыку, сценарий или рекламный ролик следует регистрировать в РАО — Российском авторском обществе. РАО ведает распределением гонораров. Например, если вашу песню прокрутили по радио, то в РАО отчисляется рубль-другой, независимо от того, зарегистрированы авторы там или нет, поэтому имеет смысл зарегистрироваться обязательно. Внимание! РАО — штука серьезная, только для профессиональных авторов и произведений с коммерческой судьбой. Там надо указывать, где впервые исполнялась ваша песня или сценарий. Если вы не знаете ответа на этот вопрос, если ваше произведение нигде в серьезном месте (радиостанции, театры, ТВ) еще не исполнялось и никаких гонораров от исполнения вы не получали — такие произведения никто не регистрирует, поскольку РАО занимается не регистрацией всего, что создано, а контролем за авторскими гонорарами от использования произведения.

    Но если вы все равно панически боитесь, что ваш текст украдут, есть очень хороший способ. Распечатайте текст, поставьте на каждом листе дату и свою подпись, и отправьте его самому себе заказным письмом. Полученный конверт (с почтовым штемпелем и датой) храните дома заклеенным. Если ваш текст украдут и дело дойдет до суда, конверт в суде будет вскрыт, и это явится доказательством того, что такого-то числа такого-то года вы являлись безусловным обладателем этого текста. Вряд ли вор сможет внятно объяснить, как такое могло случиться, тем более, он не сможет продемонстрировать ничего подобного для той же далекой даты.

    Средний:

    Ваша оценка: Нет Рейтинг: 4 (1 голосов)

    Конкурсы для сценаристов, будь то участие в фестивале, питчинге, конкурсе сценариев, подаче на грант и любом другом формате, вещь важная и полезная. Порой, именно участие в конкурсе может изменить ваш карьерный путь, дать толчок в нужном направлении и помочь вам заявить о себе, как о сценаристы. 

    Как сделать так, чтобы сценарий не украли, справиться с критикой и вообще, податься не в шарашкину контору, рассказываем в этом материале. 

    • За участие в некоторых конкурсах нужно заплатить

    Оплата участия в конкурсе — это оплата работы тех, кто отбирает ваши работы, занимается организацией и так далее, потому что не все конкурсы полностью финансируются фондами, государством, студиями и так далее. Это нормальная практика, пусть это вас не отпугнет. 

    Но все, же не стоит платить много денег, не ведитесь на громкие имена и красивые слова. Платите, только если понимаете, что 100% верите в условия участия и прозрачность системы отбора, и готовы довериться той или иной организации. Важно прислушаться к себе и взвесить все «за» и «против». Вряд ли ваши деньги кто-то заберет себе, это дело подсудное, но не каждый фестиваль стоит своих денег. Тем более, что есть бесплатные.   Больше об

    участии в кинофестивале >>>>>

    • Приз 

    Еще один момент: приз. Если приз за участие — швейная машинка, вряд ли это будет то, ради чего стоит тратить силы. Отбрасывая все ненужные элементы, перейдем сразу к делу: бороться стоит за публикацию, за возможность печататься и далее по списку. А не за микроволновки.

    • Как сделать, чтобы сценарий не украли? 

    Можно зарегистрировать свой сценарий на сайте защиты авторских прав:http://rao.ru/ Это дорого, долго и энергозатратно. И это не гарантия моментальной победы в суде в борьбе за авторские права.

    А еще можно зарегистрировать у нотариуса дату создания произведения.

    А проще всего — отправить посылку со сценарием самому себе. Важно: она должна быть с сургутной печатью и всеми пометками почтовых отделений, на каждой странице можно поставить дату и свою подпись. Для полной уверенности можно еще и чеки сохранить, на которых будет дата отправки. В любом случае — это тоже способ доказательства, весьма хороший и, пожалуй, самый недорогой. 

    Нужны свидетели. Вы можете сохранить переписку (не скрин, а саму переписку), в которой кому-то рассказываете о сценарии, можете снять видео, что угодно — вам нужны доказательства того, что о сценарии говорилось ранее, чем вы его зарегистрировали. Можно в переписку или видео добавить какие-то на первый взгляд несущественные мелочи, о которых знаете только вы. Описание колечка, которое есть только у вашей прабабушки и больше такого нигде нет, вашего дачного дома, еще чего-то, о чем оппонент в суде, скорее всего, знать не будет. 

    Вообще, надо сказать, воровства бояться не особенно стоит, в нем есть много плюсов (особенно если  у вас есть какие-то доказательства авторства). Вы можете продать сценарий, получить гонорар и все. А можете отстаивать свои права в суде за свой же сценарий — черный пиар работает всегда на ура, поэтому внимание режиссеров и продюсеров так или иначе будет привлечено.

    Есть распространенное мнение, что идеи все уже украдены, что украсть идею невозможно.  Чтобы понять, как устроено воровство идей, надо понять, как в целом устроена киноиндустрия >>>>>

    • Критика

    Конкурс предполагает критику. Это такой, с одной стороны, простой пункт, с другой — не многие понимают, о чем идет речь. Если вы идете на конкурс, будучи в боевом расположении духа и не побеждаете — ну, ваше настроение на некоторое время может испортиться, может и вовсе нет. Если же вы и так на данный момент находитесь в нестабильном, меланхоличном, подвешенном (нужное подчеркнуть) состоянии — опять же, взвесьте все за и против. Не добьет ли вас критика, не воспримите ли вы в этот самый момент свою не победу как полнейшее поражение? Надо понимать, что от внутреннего состояния очень зависит восприятие происходящего вокруг. Одно и то же событие может переживаться совершенно по-разному. Не забывайте об этом, творческие, ранимые, восприимчивые и впечатлительные!

    Человек из Подольска ( 2020 )

    Человек из Подольска ( 2020 )

    Важный момент: конкурсами не стоит сильно увлекаться и вбухивать в них все силы и старания. Потому что победы в конкурсах не заменяют главной цели сценариста — снять по своему сценарию фильм, не теряйте первоначальной цели!

    И последнее: чтобы не тратить силы вникуда, следите за условиями конкурсов. Должен быть четкий дэдлайн, призы должны быть оговорены с самого начала, список судей, организаторов — это все должно быть открыто. 

    • Чего избегать: 

    — итоги будут подведены после того, как судьи прочтут все работы

    — отправляйте работу на деревню дедушке и ждите дня Х

    — призы будут потрясающие, скорее присылайте работы

    Ну, вы поняли. Будьте активными, участвуйте, но не усердствуйте больше нужного. И будьте осторожны.

    Кстати, за конкурсами можно следить в блоге киношколы, в разделе вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов >>>>>

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  1. Что таоке сценарий
  2. Чтобы не случилось у нас всегда праздники
  3. Что таоке праздник
  4. Чтобы можно было добавить сопоставление сценария модуль isapimodule
  5. Что танкисты подарили теркину