Сценарий
«В гостях у Матушки Природы!»
Цель: воспитание экологической культуры детей через изучение сказок.
Задачи:
— способствовать изучению народных и авторских сказок с экологической точки зрения;
— способствовать развитию интереса к окружающему миру;
— способствовать воспитанию бережного отношения к природе.
Оорудование: подборка сказок, иллюстрации к сказкам, презентация «В гостях у Матушки Природы», тексты стихов для физкультминуток.
Предварительная подготовка: чтение народных и авторских сказок.
Трек 01
Слайд 01
Матушка Природа: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами встретились на экологической игре-викторине в Центре детского творчества. Меня зовут Матушка Природа и я проведу вас по страницам своей истории, где вы узнаете много нового и интересного, а также покажете мне свои знания. Согласны? Но для начала предлагаю всем нам познакомиться. На три-четыре каждый из вас должен громко крикнуть своё имя, договорились? Три-четыре…. Молодцы! А теперь предлагаю узнать кого же в нашем зале больше: мальчиков или девочек? Всем девочкам нужно похлопать в ладоши, а мальчикам потопать ногами! Начинаем!
Трек 02
Слайд 02
Матушка Природа: Ребята, а теперь я попрошу ответить вас на вопрос- что такое экология? Экология — это наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, в том числе влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу. Начало истории экологии прослеживается с глубокой древности. В те далекие времена каждый человек для того, чтобы выжить, должен был иметь определенные знания об окружающем его мире, о силах природы, растениях и животных. Отношение человека и природы отразилось в мифах, легендах и сказках. В древности народные сказки несли в себе экологические знания не только для детей, но для взрослых. Хорошего сказочника собирались послушать чуть ли не всей деревней.
В 21 веке, читая сказки разных народов и авторов, мы, как и в старь, учимся нравственности у сказочных героев. А вот учиться бережному отношению к природе, слушая сказки, мало кто будет. А напрасно! Сегодня мы с вами попробуем поискать экологию в народных и авторских сказках. Но для начала нам нужно разделиться на 2 команды, давайте все поднимемся со своих мест и рассчитаемся на первый-второй. Первые номера будут у нас в первой команде, вторые номера – во второй. Придумайте названия своим командам!
Трек 03
Слайд 03
Матушка Природа: Я объявляю наш первый тур под названием «Растения в сказках». Без растений не было бы жизни на нашей планете. Они играют огромную роль для человека. Назовите сказки, в которых встречаются растения. Побеждает команда, которая последней представит ответ.
1.«Жар- птица» – яблоня, 2. «Репка» – репа
3. «Мужик и медведь» – репа, рожь, 4. «Снежная королева» – розы
5. «Золушка» – тыква, 6. «Дюймовочка» – тюльпан, кувшинка
7. «Царевна на горошине» — горох, 8. «Царевна-лягушка» — дуб
9. «Гуси-лебеди» — яблоня, 10. «Дикие лебеди» — крапива
11. «Аленький цветочек» — цветок, 12. «Беляночка и Розочка» — розы
Трек 04
Слайд 04
Матушка Природа: Молодцы! Записываем ваш первый результат. И переходим к следующему туру под названием «Волшебные превращения! Все вы заете, что очень часто в сказках животные, птицы, насекомые бывают наделены человеческими качествами: умеют говорить, петь, носят одежду, а бывает что и наоборот – люди превращаются в зверей… Вот наша задача – назввать сказки, в которых люди превращаются в животных, а животные в людей. Начинает команда….
-
«Царевна-лягушка» — лягушка
2. «Финист — ясный сокол» — сокол
3. «Дикие лебеди» — лебедь
4. «Золушка» — крыса, ящерицы
5. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» — козленок
6. «Калиф аист» — аист, сова
7. «Беляночка и Розочка» — медведь
8. «Король- лягушонок» — лягушка
9. «Кот в сапогах» — лев, мышь
10. «Сказка о царе Салтане» — лебедь, коршун, комар, муха, шмель
11. «Карлик Нос» — гусыня
12. «Храбрая сердцем» — медведь
13. «Кукушка» — кукушка
14. «Иван-царевич и Серый волк» — волк
Матушка Природа: Какие вы умницы! Самое время сделать небольшую паузу и немного нам с вами потанцевать. Вставайте со своих мест, выходите к нам на площадку и повторяйте движения за нами!
Трек 05
Слайд 05
Матушка Природа: Какие вы молодцы! Как дружно и весело станцевали мы с вами танец. Ребята, вот и пришло время самого главного соревнования. Объявляю открытым наш пятый тур «Экология в сказках».
Слайд 06
Матушка Природа: Мы вспомнили много сказок героями, которых были животные, растения, мифические персонажи и даже явления природы. Все вместе – это природа. Природа — это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки. Главный закон экологии — все связано со всем. Природе нужны зайчики и волки, ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары. А еще дождь, снег, и чистый воздух. Ребята, в 5 туре «Экология и сказки», вы должны отгадать сказку и найти в ней экологические моменты.
Пример: В гости к бабушке пошла, Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил, Обманул и проглотил.
Ответ: Сказка «Красная шапочка», экологический момент – волк зверь.
Слайд 07
Внимание: экологических моментов в одной сказке может быть несколько!
1. Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом.
Кем же были эти маленькие дети?
(Сказка «Волк и семеро козлят», экологический момент – волк)
Слайд 08
2.В детстве все над ним смеялись, Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он Белым лебедем рожден.
(Сказка «Гадкий утенок», экологический момент – домашние птицы)
Слайд 9
3. Покупала самовар, А спасал ее комар.
(Сказка «Муха-Цокотуха», экологические момент: паук, насекомые)
Слайд 10
4. Сладких яблок аромат Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём, И светло вокруг, как днём.
(Сказка «Жар-птица», экологический – польза яблок для здоровья человека.)
Слайд 11
5. Всех важней она в загадке, Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки Деду с бабкой помогла. (Сказка «Репка»,
экологический момент – польза всех живых организмов на планете.)
Слайд 12
7. Съесть его хотел зайчишка, Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог. Что за сказка?
(Сказка «Колобок», экологический момент – биоразнообразие зверей леса.)
Слайд 13
Матушка Природа: Очень хорошо! Я подведу небольшие итоги 4-го тура. И прежде чем мы с вами перейдём к следующему – заключительному заданию – предлагаю всем нам поиграть. Игра очень забавная, весёлая, но требует от вас предельного внимания! Называется она «Реки, горы, леса!»
Трек 06
Слайд 14
Матушка Природа: Самое время перейти к заключительному этапу! Тур под названием «Угадай, кто эти животные!» Всё внимание на экран!
Трек 07
Слайды 15 – 18
Матушка Природа: Леса, луга, реки, озера — это наш общий дом, а животные и растения — наши соседи на планете Земля. Надо жить в мире и согласии со своими соседями. Экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущербаПоэтому каждый человек, от детей до взрослых, должен делать все, чтобы сберечь наш мир. А это значит:
— не мусорить; — не ломать деревья;
— не приносить домой диких животных; — не загрязнять водоемы;
— не жечь в лесу костры и многое другое.
А теперь давайте подведём итоги нашей сегодняшней игры-викторины….
«НАГРАЖДЕНИЕ»
Трек 08
Слайд 19
Матушка Природа: Ребята, большое спасибо, что были сегодня у нас в гостях. Напоследок, мне хотелось бы прочитать вам небольшое стихотворение, а вы внимательно послушайте его и задумайтесь над словами, которые услышите.
Трек 09
Слайд 20
Все-Все, Все на свете,
На свете нужны, И мошки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись Без чудищ нелепых
И даже без хищников, — Злых и свирепых.
Нужны все на свете! Нужны все подряд —
Кто делает мед И кто делает яд!
Плохие дела У кошки без мышки,
У мышки без кошки Не лучше делишки!
И, если мы с кем-то Не очень дружны,
Мы все-таки ОЧЕНЬ Друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь Лишним покажется,
То это, конечно, Ошибкой окажется!
Все-Все, Все на свете,
На свете нужны, И это все дети
Запомнить должны!
Экологическое развлечение: «В гостях у Матушки природы Ход развлечения
Цель.
Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.
Задачи.
1. Сформировать у детей представления о неразрывной связи человека с природой и знания о нормах правильного поведения в природе
2. Развитие экологической воспитанности дошкольников
3. Воспитывать любовь к живой природе, бережное отношение к всем живым существам и чувство ответственности за свое поведение в природе
Матушка Природа:
Здравствуйте, дорогие дети и уважаемые взрослые. Я – Матушка-Природа, очень рада, что вы пришли ко мне в гости.
— Посмотрите вокруг! Какой большой и прекрасный мир нас окружает: деревья, травы, небо, цветы и птицы, солнце и реки. Все это – природа!
— И все это я рада подарить людям! (под песню «Как прекрасен этот мир…» идет показ видеоролика о красоте природы)
Ребенок:
Прекрасна, прекрасна
Родная Земля!
Прекраснее нам не найти никогда!
Зеленые долы, поля и леса –
Все это для нас – дорогие друзья!
М.П.:
Я слышала, что Вы очень хорошие и умные дети, и хочу познакомиться с вами поближе. Природа хранит огромные богатства и всегда рада поделиться этими сокровищами с людьми. Я не сомневаюсь, что здесь собрались добрые и отзывчивые ребята, которые не дадут нашу природу в обиду. Но, чтобы ее охранять, необходимо о природе много знать!
— Давайте проверим ваши знания? Согласны?
Дети: Да!
М.П.:
Хорошо! Тогда проведем блиц-опрос? Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать. Если ваш ответ верный – на экране появиться соответствующая картинка. (Ведущий читает вопросы, на экране появляются картинки — ответы)
Игра «Знатоки природы»
- Самый музыкальный цветок? (колокольчик)
- Какой гриб носит название лесного зверя? (лисичка)
- Кто носит лес на себе? (олень, лось)
- Птица, которая не умеет летать и не боится морозов? (пингвин)
- Кто носит домик на себе? (улитка)
- Какую птицу называют лесным «доктором»? (дятел)
- Не птица, а с крыльями? (бабочка)
- Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)
- Назовите растение, которое можно узнать даже закрытыми глазами? (крапива)
- Кто спит вниз головой? (летучая мышь)
- У какого жука в имени есть название месяца? (майский жук)
- Какой цвет используется в названии книги, в которую занесены редкие и исчезающие животные, растения? (красная)
М.П.:
Молодцы! Вы правильно ответили на все вопросы.
— В моих владениях каждый день, час и минуту мне помогают художники.
Четверо художников
Столько же картин.
Белой краской выкрасил
Все подряд один.
У второго синие
Небо и ручьи.
Первые проталины,
Первые цветы.
На картине третьего
Красок и не счесть.
Желтая, зеленая и голубая есть.
А четвертый – золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные, спелые плоды. …
Кто же эти художники? Вы догадались, ребята? (Времена года: зима, весна, лето, осень)
М.П.:
Правильно. Молодцы! (на экране фотографии природы в разные время года)
— А сейчас, для вас, ребята, есть у меня задание. Задание — на внимание!
Звонко музыка играет,
От нее не устоять.
Тут никто не заскучает,
Предлагаю поиграть.
(Фотографии природы: ручей и озеро)
Игра «Ручейки – озера»
(музыкальное сопровождение)
Поиграем-ка, друзья,
В «Ручейки-Озера»
Лишь скажу я: «Ручейки» —
Друг за другом все беги.
А скомандую «Озера» —
Пусть они возникнут скоро!
Нужно всем за руки взяться
И в большой кружок собраться.
М.П.:
Отлично, ребята. Мы весело с вами поиграли. Но, все-таки, природа любит тишину, чтобы все могли полюбоваться ее красотой, послушать пение птиц, подышать чистым воздухом.
Ребенок:
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай.
Ты в лесу всего лишь гость.
М.П.:
Правильно, ребята. Однако, люди бывают разные. Человек, иногда, причиняет огромный вред лесам, рекам своим неумением вести себя в природе. Вот посмотрите, что оставляет человек природе? (На экране – фотографии мусорных свалок, грязные берега рек, лесные пожары и т.д.)
— Для того, чтобы шумели леса, пели птицы, резвились бабочки необходимо соблюдать правила поведения в природе.
— А вы, ребята, знаете эти правила? (Да)
— Давайте проверим? Согласны? (Да)
Игра «Правила поведения в природе»
(музыкальное сопровождение, на столе лежат перевернутые картинки-знаки правил поведения в природе)
- Не жги костры.
- Не рви цветы.
- Не забирай с собой лесных животных.
- Не лови красивых насекомых.
- Не сбивай ногами грибы, они нужны лесу.
- Не разоряй муравейники.
- Не руби деревья. Не ломай ветки.
- Не сори.
Ребенок, по желанию, подходит к столу, берет одну картинку-знак и отвечает, что она обозначает.
М.П.:
Очень хорошо. Вы правильно рассказали о том, чего в природе делать нельзя! Давайте, ребята, эти правила запомним!
— В природе нельзя! Запрещающие знаки: рубить лес, разжигать костры, разорять гнезда и муравейники, ломать ветки, оставлять мусор.
— Очень плохо, когда люди оставляют после себя мусор на речке, в лесу, у дороги. А что нужно сделать?
Дети:
Собрать мусор в мешки и отнести в специализированные контейнеры.
М.П.:
Правильно! Я вас прошу мне помочь. Нужно собрать мусор, только собрать его правильно.
Игра «Собери правильно мусор»
Музыкальное сопровождение. 2-3 команды, по 5-6 человек. Игра–эстафета: на полу разбросан мусор – бумага, пластиковые стаканы, бутылки и т. п. Каждый игрок команды, по сигналу, собирает мусор.
М.П.:
Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились с этим заданием.
Ребенок:
Не надо мусорить в лесу,
Природы портя красоту.
Должны мы срочно прекращать
Леса в помойку превращать!
— В лесу играйте и гуляйте,
Но мусор там не оставляйте –
Когда лес чист, красив, опрятен,
То отдых в нем вдвойне приятен!
М.П.:
Правильно ребята! А теперь послушайте загадку.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем!
Дети: Лес
М.П.: Ребята, а для чего нам нужен лес?
Дети:
чистый воздух, бумага, стройматериалы и т.д.
М.П.:
Скажите, ребята, а деревья живые или нет? Как Вы думаете?
Дети: Живые. Они дышат и растут. (на экране – деревья со срезанной корой, засохшие деревья)
М.П.:
Ой, посмотрите, ребята! На этих деревьях кто-то попортил кору. Теперь дерево заболеет, зачахнет и может погибнуть.
— Ребята, перед вами деревья, которые потеряли свой красивый наряд из листьев. Пожалуйста, помогите этим деревьям! Давайте вернем им их листочки. (На листах бумаги изображены деревья без листьев)
Игра «Оденем деревце»
Музыкальное сопровождение. На картинках изображены деревья: береза, дуб, липа, с одним приклеенным листочком. Остальные листочки разбросаны на полу. В игре-эстафете принимают участие 2 команды по 5-6 человек. По сигналу, каждый участник команды берет один листочек и прикрепляет его к соответствующему дереву. Побеждает команда, первая закончившая свое задание.
М.П.:
Замечательно! Дорогие ребята, вижу, что вы настоящие друзья природы, знаете и умеете ее беречь. Мы все, люди, птицы, животные, растения, вода и воздух, очень крепко связаны между собой. В природе нет полезных и вредных, нужных и ненужных.
— Важен каждый вид, у каждого, своя роль и место обитания. Поэтому, все, что есть в природе, должно быть сохранено.
Ребенок:
Давайте, люди, дружить друг с другом,
Как птицы с небом, как ветер с лугом.
Как парус с морем, трава с дождем,
Как солнце дружит во всеми нами!
— Давайте, люди, любить природу.
Во всей вселенной похожей нету.
Во всей вселенной на всех одна,
Без нашей заботы – погибнет она!
М.П.:
Дорогие дети и уважаемые взрослые. Я, Матушка Природа, очень рада вам и всегда готова открыть для вас свои сокровища и тайны. Приходите ко мне в гости.
Спасибо вам всем. До новых встреч!
(Под песню «Дай мне руку, посмотри в мои глаза …» все уходят из зала)
Форма проведения: экскурсия
Тема: «В гостях у матушки природы»
Цели воспитания:
углубление и расширение экологических знаний;
формирование чувства бережного отношения к природе.
Участники: учащиеся начальных классов
Оборудование:
План:
1)Подготовка.
2)Оргмомент.
Ход экскурсии:
Оргмомент
Основная часть
Дорогие друзья! Сегодня мы с вами отправимся в уникальное, очень интересное и познавательное путешествие. В пути вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом походе вы должны помогать друг другу, а не винить за неудачи или ошибки. Действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача.
Теперь мы с вами познакомились и готовы к путешествию! А отправимся мы в смешанный лес Евразии. Ребята! Я приглашаю вас в глубь леса, где мы познакомимся с его обитателями.
Нет ничего краше и привлекательнее нашего леса! Леса – это величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты. «Леса учат человека понимать прекрасное», — эти замечательные слова принадлежат Антону Павловичу Чехову. И действительно, именно в лесах с необычной силой и выразительностью представлены могущество и величественная красота природы.
А пропуском в наш лес служит правильный ответ на загадку.
Наблюдая за животными, человек придумал множество загадок. Некоторые из них мы предлагаем командам. Но для начала их надо составить. Составьте загадку из слов, записанных на карточках, и загадайте ее команде – сопернице.
Загадка:
-
Не зверь, не птица, а нос как спица. (Комар)
-
Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь)
-
Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова)
-
На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец)
-
В тесной избушке ткут маленькие старушки. (Пчелы)
-
Не по рыбам, а сети ставит. (Паук)
-
По горам и долам ходит шуба да кафтан. (Овца)
Конкурс «Составь загадку».
Молодцы, ребята, вы получили пропуск в лес, а теперь давайте узнаем про животных, которые обитают в смешанных лесах. Ведь, смешанные леса — раздолье для самых разнообразных зверей: медведей, волков, лис, зайцев, ежей, белок, кабанов, лосей, полевых мышей.
Прошу капитанов команд выйти и получить листы с заданием. Необходимо как можно быстрее отгадать кроссворд и отдать на проверку жюри. За каждое правильно отгаданное слово команда получает по 1 баллу.
Конкурс «Кроссворд»
Молодцы, ребята! Что вы знаете про этих животных? Желающие рассказать о животных, поднимают руку, и мы выслушаем их ответ.
Ответы участников игры
Обыкновенный кабан или дикая свинья — экологически очень пластичный вид. Обитает в лесах различного типа (от тайги до джунглей), в степях, горах и пустынях. Главным фактором, ограничивающим распространение кабана на севере и в Сибири является глубина снежного покрова и продолжительность снежного периода. Снег ограничивает передвижение кабанов, делая их уязвимыми для хищников и затрудняет сбор корма.
Барсук — относительно крупное млекопитающее семейства куньих, отличающееся приземистым клиновидным телом с характерными черно-белыми полосами на голове. Длина их тела достигает 90 см, а масса — 17 кг и более. Обитают барсуки главным образом в лиственных и смешанных лесах Евразии. Барсуки строят длинные глубокие норы, которые могут использоваться ими несколько поколений подряд. Барсуки всеядны. К зиме они накапливают большое количество жира и в холодных районах впадают в зимний сон, а в теплых остаются активными круглый год. Жир барсука в Сибири считается целебным.
Черный, или лесной, хорек— один из наиболее известных и обычных представителей семейства куньих. Сквозь относительно редкие темные волосы хорей просвечивает густая светлая подпушь, благодаря чему зверьки кажутся двухцветными. Селится по опушкам, берегам болот и речек, оврагам, часто недалеко от человеческого жилья. Убежищем служат пустоты под корнями и старые норы других животных.
Бурый медведь широко распространен в Северной Евразии от Скандинавии до Сахалина и в Северной Америке. В Европе чаще встречаются некрупные звери длиной до 1,5 м и массой 80-120 кг. Несмотря на внушительные размеры, основу мясного рациона медведей составляют грызуны, лягушки, насекомые и улитки, а также рыба. Растительной пищи медведи потребляют не меньше, чем животной. Разумеется, они не могут глодать кору или жевать сено, но ягоды, орехи, семена и сочные молодые побеги поедают в большом количестве.
Лось — самый крупный представитель семейства оленей. Лось крупнее лошади: длина его тела достигает 3 м, высота в холке — 2,3 м, вес — более 500 кг. Самцы увенчаны большими лопатообразными рогами, размах которых может достигать 3 м, причем число отростков на рогах возрастает с возрастом зверя. Живут лоси главным образом в лесах, питаясь листьями и побегами деревьев и кустарников, причем обрывать листья им помогает широкая и подвижная верхняя губа, нависающая над нижней челюстью. Крупные и тяжелые, лоси тем не менее легко передвигаются по болотистой местности.
Ведущий: Наше путешествие продолжается. Как известно в смешанных лесах очень много пернатых. В этих лесах для птиц обилие пищи — насекомые, плоды, семена, а густая крона деревьев позволяет птицам вить уютные гнезда. Назовите птиц, которые обитают в наших лесах, и что вы про них знаете?
-
Ответы участников
Давайте заглянем в лес и узнаем, какие еще обитают там птицы?
Пустельги и кобчики — самые мелкие представители рода соколов. Обыкновенная пустельга с размахом крыльев до 75 см обитает повсюду в Евразии и Африке, кроме тундр, пустынь и тропических лесов. Излюбленные места их обитания — опушки лесов и редколесья. Пустельгу пытались использовать как ловчую птицу в соколиной охоте, но она оказалась для этого бесполезной, «пустой» (отсюда название). В большом количестве истребляет вредных грызунов: полевок, мышей, крыс, а также саранчу, чем приносит ощутимую пользу сельскому хозяйству.
Вяхирь, или витютень — самый крупный из диких европейских голубей. Длина его достигает 45 см, вес — 0,5 кг. Селится главным образом в хвойных и смешанных лесах, в лесопосадках и парках. Питаются эти голуби сосновыми семенами, желудями, а зимой — почками. Часто залетают на поля и собирают там зерна. Птенцов на первых порах, как и все голуби, вяхири выкармливают особыми питательными выделениями эпителия зоба — «птичьим молоком».
Большой пестрый дятел в нашей стране встречается в лесной зоне от Балтики до Тихого океана. Размером он с дрозда, у самцов на затылке имеется красное пятно. С помощью долотообразного клюва дятел легко долбит древесину, иногда снимая целиком кору с трухлявых деревьев, и извлекает насекомых их проделанных ими ходов длинным, тонким с зазубринами языком. Зимой дятел кормится в основном сосновыми и еловыми семенами. Каждый год дятел строит новое дупло, выбирая дерево с гнилой сердцевиной. Весенняя барабанная дробь дятла служит для закрепления за ним территории и привлечения самки. В последнее время большого пестрого дятла все чаще можно увидеть в садах, парках и даже больших городах.
Кукушка широко распространена в Евразии. Зимует кукушка в Африке, на Аравийском полуострове, в Китае и Индии. Своим серым с пестрой грудью оперением кукушка слегка напоминает ястреба, а силуэтом во время полета — сокола. Известный всем крик «ку-ку» издают только самцы, приманивая самок. И, конечно, известность кукушке принесла ее привычка подбрасывать яйца в гнезда певчих птиц, за что название этой птицы приобрело второе, переносное значение. Кукушки приносят и пользу, поедая ядовитых волосатых гусениц — вредителей леса.
Всё, привал! А какой же привал без отдыха, песен, игр? Ребята, вам необходимо выбрать по одному представителю от команды и вспомнить как можно больше песен о животных, птицах и напеть их. Представители команд выстраиваются в ряд и по очереди напевают песню по тематике, если участник делает паузу при ответе более 10 сек., он выбывает из борьбы. Повтор песен, даже если пример был из другого куплета, запрещен. Побеждает та команда, чей представитель останется один на игровом пространстве. Всем понятно? Тогда, представители команд, вперед!
Конкурс «Песнячка»
Ой, ребята, молодцы! Справились с заданием. Теперь мы можем продолжать наше путешествие. Ходят слухи, что в лесу обитает диковинное животное, но никто его ни разу не видел. У нас нелёгкая задача: выяснить, кто же это? Вам будет прочитана загадка, только слушайте внимательно, отгадав её, необходимо изобразить это животное на листе бумаге следующим образом: вы видите перед собой пять стульев, на каждом стуле лежат лист бумаги и фломастер, вам надо подбежать к стулу, взять фломастер и нарисовать любую часть животного, о котором говорится в загадке. Команда, которая быстро, правильно и красочно справится с заданием, выигрывает в этом конкурсе! Ну что, задание понятно? Тогда слушайте загадку:
Не барашек и не кот,
Носит шубку круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета.
(заяц-беляк)
Ответ детей
Отгадали? Тогда вперед!
-
Конкурс «Зоологическая эстафета»
-
Демонстрация материала на экране и рассказ по «Детской электронной энциклопедии Кирилла и Мефодия»
Заяц-беляк получил свое название за белоснежный зимний мех. Встречается беляк по всей Северной Евразии — от берегов Северного Ледовитого океана до Монголии, а также на севере Северной Америки. В умеренных широтах зайчихи обычно приносят по 2-5 зайчат 2-3 раза за лето. На севере зайцы размножаются один раз в году, но величина выводка больше — 6-9 зайчат. Численность зайцев в суровых северных условиях подвержена сильным колебаниям.
Некоторых животных на Земле осталось очень мало, они занесены в «Красную книгу» и взяты под охрану (обращаясь в зал и к командам):
Почему эта книга называется «Красной»? (потому что она подобна красному сигналу светофора, должна будить у людей тревогу о судьбе природы)
Ответ детей (1 балл)
Какого цвета страницы этой книги, и что они означают? (Красная страница означает, что виду угрожает гибель, поэтому нужно немедленно принимать меры для его спасения.
Белая страница сообщает, что хотя вид еще не исчезает, его становится все меньше и меньше.
Зеленая страница – это страница надежды. Сюда с красных и белых страниц «переводят» те виды, которым благодаря заботам людей больше не угрожает исчезновение)
Ответ детей (2 балла)
Закон об охране природы должны соблюдать не только взрослые, но и дети. Главная забота – чтобы ни одно живое существо не попало в черные списки Красной книги. Какие же животные ждут нашей помощи?
-
Демонстрация материала на экране и рассказ по «Детской электронной энциклопедии Кирилла и Мефодия»
Зубр – представитель группы диких быков. В холке может достигать высоты 2 м при массе до 1 т. Европейский вид, распространенный в лесных и лесостепных районах с относительно мягким климатом. В лесах придерживается разреженных участков, граничащих с полянами и лугами. Питается травой, а также листьями и ветками. Исчезновение зубра связано не только с прямым преследованием, но и с освоением мест его обитания. В настоящее время существование этого вида невозможно без поддержки со стороны человека. Зубры внесены в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП).
Лось не убегает ни от медведя, ни от волка. Принимая бой, он выходит победителем, может постоять за себя. Только человек оказывается сильнее лося.
Выхухоль (длина тела до 22 см, хвоста до 20 см) встречается только в бассейне Волги, Дона и Урала, акклиматизирована в бассейне Оби. Нос зверька вытянут в подвижный хоботок, глаза очень маленькие (выхухоль практически слепа), ушных раковин нет. Между пальцами ног имеются перепонки. Хвост у основания перетянут, затем резко утолщен. В утолщении хвоста расположены мускусные железы. Выхухоль ведет полуводный образ жизни. Питается моллюсками, личинками насекомых, пиявками, мелкой рыбой, корневищами растений. С древности густой ненамокающий мех выхухоли очень ценится. Сейчас выхухоль внесена в Красную книгу МСОП. Численность ее сокращается главным образом из-за нарушения среды обитания. Вытесняет ее с привычных мест и акклиматизированная у нас американская ондатра.
Жаба. Во все времена люди боялись и уничтожали жаб. Да есть у жаб ядовитые железы, выделяющие беловатую маслянистую жидкость. Вероятно, поэтому родилась легенда, что от этой жидкости появляются бородавки. Но это вымысел. Яд у жаб для того, чтобы защищаться от нападающих животных, но ни отравить, ни убить он никого не может. Жабы вообще никогда ни на кого не нападают. Зато приносят человеку пользу, съедая вредных насекомых.
Наше путешествие подходит к концу. И мы с вами, уставшие, но поумневшие, возвращаемся в город Липецк, где мы с вами выявим победителя заочного познавательного путешествия «В гостях у природы».
Итог экскурсии
Ребята! Будьте добрыми с теми, кто вас окружает. Делайте природе добро и, будьте уверены, она отблагодарит вас тем же. До новых встреч!
Приложение № 1
К конкурсу «Кроссворд»
-
Млекопитающее животное семейства куньих, из волос его меха изготавливают кисти для живописи, а жир используют как медикаментозное средство. (барсук)
-
Подвижный хищник с гибким сильным телом, немногим больше степного хорька. Окраска меха серовато-коричневая, на груди выделяется большое желтое пятно. (куница)
-
Важный пушной зверь лесостепных и степных районов области, дающий красивую, носкую и теплую шкурку. Окраска меха светлопалевая, лапки темного цвета и темная «маска» на морде вокруг глаз. Имеет пушистый хвост. Уничтожает грызунов. (хорек)
-
Крупный представитель семейства оленей, питается травянистыми растениями, а зимой ветками и древесной корой. (лось)
-
Крупное млекопитающее отряда хищников, масса его тела может достигать свыше 480 килограммов. На зиму впадает в спячку. Любит мед и малину. (медведь)
-
Парнокопытное млекопитающее животное. Кроме клыков имеет еще и «броню» на шее и на грудной клетке (специальная плотная и прочная жироподобная ткань, толщиной в несколько сантиметров). (кабан)
Приложение № 2
К конкурсу «Составь загадку»
Не
зверь
Не
птица
а нос
как
спица
Маленький
шарик
под
лавкой
шарит
Днем
спит
ночью
летает
и
прохожих
пугает
На
шесте
дворец
во
дворце
певец
В
тесной
избушке
ткут
маленькие
старушки
Не
по
рыбам
а
сети
ставит
Природа полна тайн и чудес. Среди огромного разнообразия мира живой природы есть и свои рекордсмены, и ничем не примечательные экземпляры. Но если хорошо к ним присмотреться, то можно увидеть, что у всех живых существ на планете есть свои особенности и тайны. Для того чтобы узнать ещё больше о тайнах и чудесах природы, 24 марта взрослые посетители собрались в Сарыбалыкской сельской библиотеке на экологическую игру «Чудеса любого рода есть у матушки-природы». В начале мероприятия всем его участникам было предложено вспомнить стихотворения о природе абсолютно любого поэта. Прозвучали стихи М. Лермонтова «Утёс», С.Есенина «Пороша», А.Фета «Ласточки пропали», Ф.Тютчева «Зима недаром злится». Затем присутствующие разделились на две команды. Сначала каждой команде было предложено пройти тест «20 фактов о животных и растениях. Интересные факты». За каждый правильный ответ команде начислялось по одному баллу. Следующим этапом игры было разгадывание ребусов. Но наибольший интерес у участников экологической игры вызвало следующее задание: на экране демонстрировалось определённое явление в природе, которое смело можно называть чудом, и необходимо было угадать, что это такое, и где находится (хотя бы материк). По каждому слайду библиотекарь после ответа давала краткую информацию. Розовое озеро (Австралия), Мёртвое море (Израиль), Каменный лес (Китай), Мраморные пещеры (Чили) и многие другие потрясающие чудеса природы предстали перед глазами восхищённых посетителей.
Ну и, конечно же, не обошли стороной и природу России. Заключительным этапом игры стал конкурс «Певцы русской природы»: каждая команда по очереди называла русского писателя или поэта и его произведение, посвящённое природе. В этом конкурсе участники показали просто превосходное знание авторов и произведений. В конце экологической игры у всех её участников было такое превосходное настроение, что все дружно спели песню «Старый клён».
Хочется надеяться, что проведённая экологическая игра будет способствовать повышению интереса пользователей библиотеки к экологическим вопросам, ведь образование людей в области окружающей среды, воспитание экологической культуры всего населения просто необходимы для сохранения Земли.
II Всероссийский конкурс
на лучшую методическую
разработку по экологической
проблематике.
Номинация «Экология».
1 класс.
Классный час на тему:
«Чудес полна могучая природа…
Ты только помоги их сохранить!»
Подготовила учитель
начальных классов
МОУ СОШ №5 г.о. Кохма
Торопова Елена Владимировна
«Чудес полна могучая природа…
Ты только помоги их сохранить!»
Цель: прививать любовь к природе, готовность сохранять и защищать её, понимать
закономерности происходящего в ней.
1. На экране слайды /2-5./
Ученик:
Словно книга открыта большая
Перед нами родные края.
И читать эту книгу, мечтая,
До чего интересно, друзья!
Учитель:
—Вы наверное догадались, о чём мы будем сегодня на уроке говорить! Да, речь пойдёт
сегодня о природе. Мы сейчас побываем на природе. Ведь природа — это всегда тайна,
сказка, всегда хорошее праздничное настроение в любое время года.
Ученик:/слайды 6-10/
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм—
С лесами , тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь!
Учитель:
—Ребята, каждый из вас хотя бы один раз за лето побывал в лесу. Наверное, много
интересного там увидели, расскажите о своих наблюдениях.
—А знаете ли вы, как нужно вести себя в лесу?
Сценка: / слайд11/
Илья Муромец: (глядя из—под ладони вперёд)
—ЭХ, полюшко! Ни живо, ни мертво! Будто после побоища! / слайд12,13/
Алёша Попович: (кивая на камень)
— Тут что—то написано…. Налево пойдёшь— на химзавод попадёшь, направо пойдёшь— на
свалку попадёшь, прямо поедешь— на бездорожье костей не соберёшь… Ну и заехали!
Добрыня Никитич: / слайд14/
—Глядите, туча чёрная по небу стелется, не к добру это!!! Неужели силы тёмные поганые
снова на Русь напасть хотят? Защитим землю—матушку!!! Не пощадим живота своего!!
Илья Муромец: (глядя из—под ладони вперёд) / слайд15/
— Погоди, погоди, это не силы тёмные, а трубы химзавода дымят! Потому и трава на поле
пожухла, измучили Землю—матушку люди неразумные!
Алёша Попович:
—Так что же мы зря от врага русскую землю отбивали, зря кровушкой своей её поливали?
Добрыня Никитич:
—Нет! Не зря!!! Видно опять наше время пришло!..
Учитель:
—Ребята, как мы с вами можем сберечь нашу природу, нашу планету? Неужели без богатырей
русских нам не обойтись?
Ученик: / слайд16/
—На Земле исчезают цветы
С каждым годом заметнее это,
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное «стой!»
Нам казалось всё мало и мало
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из—под ног,
Молчаливо дыша еле—еле,
Обречённо глядел василёк,
Безнадёжно ромашки глядели.
Учитель:
—Какие чувства вызвало это стихотворение?
—Почему?
—Да, ребята, многие растения не только радуют наш взгляд, но и с древних времён
излечивают нас от разных болезней!
—Какие лекарственные растения вы знаете?
/слайды17-26/
Ученик:
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою,
В том, что есть глаза у всех цветов
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я : цветы как люди плачут
И росу роняют на песок…
Учитель:
—Из—за губительного отношения людей к природе многие растения и животные пропадают.
Чтобы сохранить их люди создают заповедники, разводят и охраняют пропадающие виды
животных и растений.
—А кто знает, что такое Красная книга?/слайд27/
—В этой книге собраны все виды исчезающих растений и животных.
Ученик:
Охраняется Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты.
Охраняются звери и змеи,
Охраняются даже цветы!!!
Учитель:
—А сейчас мы проведём викторину, а самые активные получат календарики с видами
растений и животных, занесённых в Красную книгу.
1. Кто, как только жарко станет
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой—
Скинет с плеч её долой./лес/
2. Она под осень умирает
И вновь с весною оживает.
Иглой зелёной выйдет к свету,
Растёт, цветёт она всё лето.
Коровам без неё — беда!
Она —их главная еда!/трава/
3. Я— капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки да лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться,
А имя дала мне родная землица. /земляника/
4. Он совсем не хрупкий,
А спрятался в скорлупке,
Заглянешь в серединку—
Увидишь сердцевинку.
Из плодов он твёрже всех.
Называется …/орех/.
5. Сорвал я красный гриб в лесу,
Любуюсь на его красу,
На белой он ножке, на шляпке— горошки,
А люди говорят, что в нём опасный яд. /мухомор/
6. Кто собирает яблоки спиной? /ёж/
7.Какой лесной зверь сушит грибы на зиму? /белка/
8. У какого зверя в листопад осенью появляются детёныши? /заяц/.
9. Эй, звоночки, синий цвет,—
С язычком, а звону нет!/колокольчик/
10.Лик пахучий, а хвост колючий./роза/
11.Белые горошки на зелёной ножке. /ландыши/
Учитель:
—Молодцы! Много нового вы сегодня узнали! Я очень хочу, чтобы вы жили в дружбе с
природой, чтобы всегда любовались её красотой, ведь сохранить природу для других
поколений— это в ваших руках! А природа отблагодарит вас за ваши добрые дела спелыми
ягодами, чистыми дождями, душистыми цветами, ярким солнышком …и другими чудесами!
Ведь чудес полна – могучая природа!