Чукотский праздник пэгытти

Чукотский Новый год «Пэгытти» | Официальный информационный интернет-портал АКМНС РС(Я)

Чукчи справляют Новый год на неделю раньше, чем весь остальной мир. Происходит это в самую длинную ночь в году  — с 21 на 22 декабря.

Называется праздник Пэгытти, по имени ритуальной звезды, которая восходит в эту ночь. В традиционной астрономии это звезда Альтаир в созвездии Орла. Для чукчей восхождение Пэгытти знаменовало начало нового года, так как с этого момента световой день начинал прирастать.024

 Начинался праздник с разжигания ритуального костра. Делали это с помощью священной <<огнивной>> доски. У каждой семьи она была своя: считалось, что передавать огонь, добытый с помощью своей доски, можно только родственниками, иначе в семью придет горе. Эта священная доска, наряду с амулетами и семейными бубнами, являлась материальным воплощение идеи об <<охране>> стада. Чукчи считали ее хозяином стада. И правда, своей формой доска напоминает фигуру человека, углубления, полученные от сверления, являлись <<глазами>>, а на <<шею>> доски привязывали веревку с фигурками, обозначавшими оленей. Вокруг жертвенных костров чукчи устраивали танцы и исполняли песенные речитативы, основным посылом которых были пожелания добра и света.

Праздник Пэгытти был тесно связан не только с представлениями чукчей о том, что небесные светила имеют непосредственное влияние на земную жизнь, но и хозяйственным укладом  — оленеводством. Обязательным элементом обрядов у чукчей были жертвоприношения. На Пэгытти чукчи наполняли салом и жиром небольшие кожаные чашки. Таким образом, северный народ старался задобрить злых духов. Считалось, что в эту ночь нельзя думать о плохом, встречать новый год нужно было только с добрыми пожеланиями. В таком случае, весь следующий год будет сулить удачу и радость. Это стоит взять на заметку не только жителям Чукотки. Ведь не так важно, танцуют ли чукчи сейчас вокруг ритуальных костров — важно, с каким чувством встречают люди праздник.

Поклонение звездам  Эн’эр (полярная) и Пэгыттын (двойная звезда Альтаир и Тараред)

Звезды и комбинации звезд, которые можно будет назвать чукотскими созвездиями, тоже принадлежат к существам, покровительствующим людям в их благих делах. Особого внимания заслуживает «Полярная звезда» — творец. Она рассматривалась чукчами как Вывыргын – жизнедающее бытие существо, всегда благосклонное к людям, опекающее и защищающее их. К нему мог обратиться каждый человек.

К числу общих для всех чукчей объектов культа принадлежало и особое созвездие «Пэгыттын» — звезды Альтаира и Тараред из созвездия Орла. Появление на небосводе названных звезд отмечали во время самого короткого зимнего дня (22 декабря). Они приводят за собою солнце, а за ним и тепло, оживление в природе, облегчение в промысле. В этот период дикие олени меняли направление движения с юга на север (И.С.Вдовин «Религиозные культы чукчей. Памятники культуры народов Сибири и Севера», Ленинград, 1977г., стр.125).

Видимо один из древних культов чукчей «Пэгыттын» — это пестрое скопление, сборище (дословный перевод с чукотского). Очевидно «Пэгыттын» представлялся им владельцем неисчислимых стад оленей. Кочевали, торопились днем и ночью, чтобы не пропустить появление этих звезд. Готовились заранее к этому обряду – обучали лучших беговых оленей, подбирали тучных для священнодействия, шили пеструю, яркую, красивую одежду. Обычно обряд происходил на одном и том же месте, т.к. всю зиму стадо паслось рядом и звезды ярко светили им, помогая ночью находить кормящееся стадо, а полярная звезда «Эн’эр» помогала найти путь в любом направлении, по ней определяли дорогу, маршруты.

Прикочевав на место, быстро ставили яранги, разводили костры и жирники, подгоняли стадо. Забив оленей, разделывали туши, варили кровь. Готовили священное блюдо – нарезанные на мелкие кусочки мясо и жир с желудком (рорат) раскладывали их на деревянное блюдо (к’эмэн’ы), затем каждый, подходя к костру, брал щепоткой мясо с блюда и бросал в огонь, приговаривая при этом слова благодарения или кое-какие личные просьбы, а затем оттуда же с блюда бросал на четыре стороны света, приговаривая шепотом свои пожелания и просьбы. Обязательно варили самые жирные кусочки мяса для того, чтобы собрать жир в особые стаканчики, сделанные из ровдуги путем обжига. В них клали жир, а затем эти стаканчики раскладывали по всей тундре как благодарение этой земле и звездам. А затем маленькими аккуратными мазками разрисовывали лица, чтобы люди чувствовали себя здоровыми, бодрыми и спокойными (эргавтомн’ын). Так как бодрость и спокойствие духа были тоже неотъемлемой частью тундровых людей, ведь вся жизненная энергия и сила исходила от неба и земли, и шаманы помогали им в этом, казалось бы не хитростном, простом бытии (вавыргын) со своей диалектикой жизни, гармонией бытия и веры во всемогущие силы природы, где есть извечные добрые и злые духи, с которыми надо жить в мире, т.е. найти какие-то точки соприкосновения и понимания или бороться до конца за свое самоутверждение на этой земле. Шаманы камлали всю ночь или несколько дней и люди долгие зимние ночи рассказывали легенды, мифы. Как раз в эти ясные спокойные ночи под этими звездами проявлялся особый талант у людей: в пении, в гонках, в обучении оленей, в рассказывании сказок. И люди жили мирно, тихо, не мешая друг другу, даже при разговоре старались обращаться почтительно и вежливо, особенно со стариками. Самое оскорбительное слово было «плохой человек», с «плохими мыслями» — акъаоравэтлъан. А сами они называли себя настоящими людьми «лъиоравэтлъан», буквально – настоящий человек.

Шаманы не только лечили, но и были посредниками между людьми, вещали судьбы, наставляли на истинный путь, объясняли прошлое, настоящее и будущее, т.к. знали и определяли все это по звездам, созвездиям, по луне и по солнцу. Летали в нижний, подземный мир, а так же в верхнее царство. Карта звездного неба – это лучшая карта земли и весь смысл своего жизненного бытия (вавыргын) они связывали со звездами, которые были вечными спутниками жизни тундровых людей, где полярная ночь длилась полгода (Записала в литературной обработке педагог национальной школы исскуств Т.Н.Бегунова со слов жительницы старейшего чукотского рода омолонской тундры М.В.Процкой и со слов чукчанки, уроженки Колымской тундры Нижнеколымского района А.П.Слепцовой).

Чукотский Новый год – Пэгытти

Удивительный, самобытный народ чукчи справляет Новый год раньше всех землян. Они утверждают, что в одну из ночей происходит рождение Нового Года. В эту ночь на небе появляется в созвездии Орла звезда Альтаир, которой поклоняются чукчи. В честь этой звезды праздник носит имя Пэгытти.

Хотите ли вы узнать, когда же наступает эта ночь? Тогда вы должны приехать к нам! Мы не только расскажем, но и покажем традиции и обычаи чукотского нового года! Сперва вы узнаете, как живут кочевые народы России, увидите их жилища и быт. В конце нашей экскурсии, в настоящей чукотской яранге ее хозяин Умка расскажет все тайны звезды Альтаир. Пэгытти — семейный праздник, поэтому обязательно мы поиграем в игры станцуем, чтобы в нашей яранге было по-новогоднему весело!

В программу включено:
🔸
экскурсия по всем жилищам кочевников
🔸 чукотские танцы и песни
🔸знакомство с традициями чукотского нового года
🔸национальные северные игры

⏰ Длительность программы: 2.5 часа
💰 Стоимость программы: 850₽ / чел

За дополнительную плату вы можете заказать:
🔸 этнический новогодний подарок – 350₽
🔸 корм для животных
🔸 катание на верблюдах
🔸 катание на собачках

Подробнее о дополнительных услугах читайте тут

Виталий Аньков/РИА Новости

Виталий Аньков/РИА Новости

Пэгытти — только хорошие мысли

В ночь с 21 на 22 декабря Новый год отметили на Чукотке. Чукчи встречают его в день зимнего солнцестояния, когда в созвездии Орла восходит звезда Альтаир. На чукотском она носит имя Пэгытти, и именно так называется национальный праздник.

В эту пору вся зима еще впереди, на Севере стоят бесконечно длинные ночи, но с момента восхождения звезды световой день начинает прибывать. Сначала на комариный шажок, а потом все быстрее и быстрее.

Именно этот момент чукчи в глубокой древности определили как начало нового года. Праздник Пэгытти встречают с кострами, танцами, угощениями и, конечно, с хорошими мыслями, чтобы наступающий год принес удачу.

Чукотский Новый год стоит наособицу. Все другие северные народы отмечают национальный праздник в конце весны или летом.

Питул — пора варить уху

К сахалинским нивхам Новый год — Питул — приходит в дни, когда Тымь и другие реки-кормилицы очищаются ото льда. Нивхи — рыбаки, поэтому главным новогодним блюдом здесь является приготовленная по особому рецепту уха.

А главное действо, сопровождаемое обрядами очищения и кормления духов, имеет вполне практическое значение. Это спуск на воду лодок.

Икэнипкэ — день кукушки

Когда после долгой зимы пробуждается природа, Новый год отмечают оленеводы-эвенки. Правда, для них приметой является не прохождение ледохода, а время, когда распускаются березовые листья и начинают куковать кукушки.

Праздник называется Икэнипкэ. Это слово как раз и означает звуки, которые, по мнению эвенков, издает в лесу первая кукушка. Как и у всех других северных народов, многие эвенкийские новогодние обряды связаны с огнем. Им очищаются, его подкармливают, через него общаются с духами и высшими божествами.

К огню на Севере вообще особое почтение. Его кормят при любом случае, не обязательно во время торжеств.

Хэбденек — значит веселье

В дни летнего солнцестояния приход Нового года отмечают эвены. На эвенском этот праздник называется Хэбденек (веселье).

В старину эвены верили, что при наступлении самых долгих дней между мирами открываются двери, и это дает людям возможность донести свои просьбы до духов.

Отголоском этого поверья является один из обрядов, когда каждая семья привязывает к ветке дерева лоскуток и загадывает желание, которое непременно сбудется. Провожают старый год и встречают новый хороводным танцем.

Ысыах — встреча солнца

В эти же июньские дни Новый год встречают якуты. Зажигательный праздник Ысыах — самый массовый на всем российском севере.

В Якутии проживает всего-то менее миллиона человек, при этом на Ысыах в священную местность Ус Хатын рядом со столицей республики ежегодно съезжаются до двухсот тысяч гостей.

Мучительно долгая и холодная зима позади, лето уже полностью вступило в свои права, отчего бы и не повеселиться. Праздник длится несколько дней, а главным обрядовым действом является встреча солнца.

В дни Ысыаха проводятся состязания по национальным видам спорта, концерты и всевозможные конкурсы, и непременно люди водят национальный танец Осуохай, символизирующий жизненный круг. Считается, что каждый вошедший в круг заряжается положительной энергией. Трудно представить себе, но одновременно в этом хороводе могут участвовать несколько тысяч человек!

Шахадьибэ — кормление огня

В июле Новый год — Шахадьибэ — приходит к юкагирам. Их поселения расположены далеко в Арктике. Настоящее лето наступает там позже, чем где бы то ни было, и длится очень недолго. Именно в эту пору начинается новый хозяйственный цикл.

В редкие теплые деньки юкагиры съезжаются из разных поселений в заранее выбранное место. И, как и везде на Севере, праздник начинается с кормления огня.

Сагаалган — день рождения бурят

Жители Бурятии отмечают национальный Новый год Сагаалган по лунному календарю в феврале. В республике это государственный праздник. Его еще называют праздником Белого месяца. И он действительно длится месяц. Но основные события происходят в течение первых трех дней.

Задолго до Сагаалгана хозяева наводят блеск в жилищах, выбрасывают старые и сломанные вещи, приводят хозяйство в порядок. В день наступления Нового года рано утром хозяин первым выходит на улицу, чтобы поприветствовать восход солнца дарами от семьи.

В первый день полагается только праздновать, принимать гостей и не заниматься больше ничем. Считается, что чем больше гостей заглянет в дом, тем счастливее будет наступающий год. При этом особое значение придают тому, кто из гостей заглянет первым: чем богаче и успешнее человек, тем лучше.

Особенностью Сагаалгана является то, что в старину в этот день все буряты добавляли к своему возрасту один год — Новый год становился и днем рождения для всех. Точно так же добавляли год и к возрасту домашних животных. Сейчас дни рождения, конечно, у всех свои, а вот традиция увеличивать на год возраст домашней скотины именно в Сагаалган в деревнях осталась.

Рош-а-Шана — наступил 5781 год

Если для северных народов каждый новый год по национальному календарю не имеет числового значения, то в Еврейской автономной области (ЕАО) чуть более трех месяцев назад, с 18 по 20 сентября встречали наступление 5781 года.

Рош-а-Шана, в просторечье именуемый еврейским Новым годом, отмечается в сентябрьское новолуние и является одним из главных иудейских праздников.

«Этот праздник, пришедший из глубокой древности, входит в культурное наследие человечества и имеет высокую нравственную ценность, — отмечает глава ЕАО Ростислав Гольдштейн. — По преданию, в Рош-а-Шана Бог определяет дальнейшие судьбы людей, исходя из того, насколько праведно ими прожит уходящий год. Поэтому Рош-а-Шана — это прежде всего не праздничное застолье, а точка отсчета для самокритичного осмысления своего образа жизни, раскаяния за неблаговидные дела и поступки».

Традиционной праздничной едой в Рош-а-Шана являются гранат, рыбьи головы и яблоки с медом. Праздник это не шумный — евреи предпочитают проводить его в размышлениях и молитвах. Поздравляя друг друга, они желают счастливого и сладкого нового года.

Национальный Новый год — Пэгытти

Сейчас многие в поселках, и особенно в городах, отмечают и встречу Солнца (21–22 декабря), и Новый год (31 декабря — 1 января). Но в ночь с 31-го на 1-е традиционных обрядов не проводят и празднуют так, как всех приучили с советского времени: с ожиданием боя курантов, новогодней елкой и традиционным оливье.

Новый год коренных жителей Камчатки не соответствует календарному. С давних пор чукчи отмечают начало нового года в день зимнего солнцестояния — 21–22 декабря. Люди, которые жили в полной гармонии с природой и зависели от нее, праздновали увеличение светового дня. Также в это время восходит новая звезда — Альтаир, но на нашем языке ее прозвали Пэгытти. Ориентируясь на ее появление, чукчи вели отсчет нового года.

Иллюстрация: Екатерина Мазепо

Иллюстрация: Екатерина Мазепо

Праздничные обряды

С лета до октября у северных людей идет период интенсивной работы: сбор ягод, сушка рыбы и мяса. Чукчи заготавливают продукты на зиму, в том числе и на праздник. Есть важное правило: если мы что-то берем у природы, то ровно столько, сколько необходимо, и делаем так, чтобы никто из-за нас не страдал.

Все большие праздники начинаются на рассвете: семья собирается в стойбище, проводим обряды. Самая старшая женщина в роду решает, в каком месте поставить ярангу — жилище чукчей, — где семьи соберутся праздновать и кто отмечает Пэгытти первым. Выбирают ярангу побольше, чтобы было удобно устраивать соревнования и танцы.

Накануне или в день праздника забиваем жертвенного оленя — это важный ритуал. Чукчи стараются как можно бережнее относиться к животным, а одежду и обувь из оленьей шкуры носят по 30–40 лет. В качестве жертвоприношения еще можно забить «заместителя оленя»: кишку животного набивают жиром, завязывают и прокалывают ножом.

На все праздники, и в особенности в Пэгытти, обязательно благодарят костер, потому что это источник тепла. Каждый член семьи должен бросить в него немного оленьего жира.

После ритуальных обрядов чукчи угощаются кровяным супом. Сначала наливают порцию старшим, затем едят все остальные.

Перетягивание палки и прыжки через сани

После основных обрядов проводятся соревнования, например, своеобразные гонки на оленях. Для этого срезают ветки деревьев, связывают их веревками в форме оленя и ставят фигуры на гоночную дорожку. На шестах подвешивают призы и отмечают точку, откуда мужчины будут перекладывать друг за другом оленей. Чей олень первым «доходит» до подарка, тот и забирает награду.

Также чукчи участвуют в спортивных соревнованиях, например, перетягивание палки и бег с палкой. Такие конкурсы проводятся и среди мужчин, и среди женщин.

Нарты — сани — выстраивают на одинаковом друг от друга расстоянии и прыгают через них. Обязательно на всех праздниках проводится борьба. А оленеводы бросают на меткость аркан — длинную веревку с петлей для ловли животных.

Соревнования ориентированы на выносливость, потому что человеку, живущему в тундре, необходимо обладать хорошей физической подготовкой.

Наряды и украшение дома

Чукчи не украшают свои жилища, а только чистят дом ольховыми ветками. Считается, что это отгоняет злых духов.

Единственное украшение к празднику — наряд. Мастерицы шьют себе и мужьям красивые кухлянки — верхнюю одежду из оленьей шкуры. Незамужние девушки стараются ярко одеться, чтобы красоваться перед женихами.

Иллюстрация: Екатерина Мазепо

Иллюстрация: Екатерина Мазепо

Оленина, строганина и толкуша — праздничный стол

На праздник должно быть много угощений — весь день накануне я провожу у плиты. Главное — оленина: вареная, сушеная, замороженная, отдельно подаем олений жир. Также ставим на стол сушеную или вареную рыбу.

Какие блюда подадим к празднику и в каком количестве, решает моя бабушка. Старшему перечить нельзя, и я молча выполняю то, что она сказала.

Оленя обычно варят полностью. Старикам отбирают куски помягче, чтобы было проще жевать. Сырое мясо едим в виде строганины. Деликатесами считаются оленьи почки и мозг — эти продукты едят сырыми. Вместо десертов подаем кашу «Толкушу» с рыбой, ягодами и орехами.

Праздничные блюда сопровождаются чаем — напиток прочно вошел в культуру чукчей. У нас в поселке сушат и пьют иван-чай.

Этикет

В Пэгытти тосты говорить не принято, вместо этого во время народных песен и танцев чукчи желают друг другу добра.

В рассадке почетное место отдается старшему поколению. Если праздник проходит в моем доме, то бабушки сидят, а я им подаю еду, разливаю чай. Если гость ставит чашку на стол, то обязательно нужно подлить еще. В первую очередь едят старшие — это дань уважения.

Праздничной посуды у нас нет. Кочевникам неудобно носить с собой чайные сервизы — это только будет мешать жить. Мы пользуемся деревянной посудой: удлиненные тарелки — под олений жир, круглые — для остальных блюд.

Сейчас уже те, кто переехал в поселок, на праздник расстилают красивую скатерть, готовят салаты и раскладывают их по красивым тарелкам, но раньше и стола не было — рассаживались на шкурах, угощались едой, пели и танцевали.

Фирменный рецепт от Надежды Закревской

Узнайте, как празднуют Новый год в других регионах России:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Чукотский праздник кита
  • Чукотский праздник встреча солнца картина метальникова
  • Чукотка праздник молодого оленя
  • Чуковский детские праздники
  • Чукмар белэн тукмар сценарий