Чукотский праздник встреча солнца картина метальникова

Родился 25 июня 1929 года в селе Починовка Пресногорьковского района Кустанайской области Казахстана. Учился во Владивостокском художественном училище (1949-1954) у В.С.Здановича и В.М.Свиридова, Харьковском государственном художественном институте (1956-1962) на факультете живописи у Б.В.Косырева, С.Ф.Беседина и А.П.Любимского.

После окончания учебы на преподавательской работе вначале в Хабаровском государственном педагогическом институте (1963-1967), затем в конце 60-хгодов переехал в Магадан и преподавал в Магаданском государственном педагогическом институте (1967-1970), Детской Художественной школе (1972-1975).

В 1977 году переехал в Ростов-на-Дону, где жил и преподавал на художественно-графическом факультете в Ростовском государственном педагогическом институте (1977-1979) и Ростовском художественном училище им. М.Б.Грекова (1979-1981). 

С 1964 года принимал активное участие в городских, областных и зональных художественных выставках.

Член Союза художников РСФСР с 1971 года.

Работы художника находятся в собраниях:

  • Сальская городская картинная галерея им. В.К.Нечитайло, Сальск, Ростовская область;
  • частные коллекции Великобритании, Украины, России.

Творчество художника отражено в изданиях:

  • Толоконцева О.А., Роньжина Л.Д. Прекрасного след: Художники Магаданской области [Альбом-справочник] – Москва, Пранат, 2002;
  • Рудницкая Ю.Л. Художники Дона. Ленинград, Художник РСФСР, 1987;
  • Гарбузов Г.Р. Маринисты Дона, Ростов-на-Дону, 2010.

Работал в жанре тематической картины, портрета и пейзажа. Работы Магаданского периода посвящены труженикам Севера и изображали человека вне бытовизма, а в масштабах судьбы и истории, общества и коллектива. Художник первым изобразил на полотне одного из первооткрывателей колымского золота Ю.А.Билибина. Среди монументальных полотен художника – фреска «Трудовые ритмы Севера» в холле областной библиотеки им. А.С.Пушкина (Магадан). К этому периоду относится очень жизнерадостная по своему строю картина «Праздник солнца», в образном решении которой крепкая, конструктивно-пластическая основа сюжета сочетается с лаконично написанным северным пейзажем. Картины, созданные в Ростове («Жизнь и память», 1980), говорят об авторе, как о художнике острого, живописно-пластического видения, стремящегося к постоянному живому соприкосновению с жизнью, с натурой. Этим принципам отвечает и серия пейзажных зарисовок, выполненных художником на строительстве БАМа в 1979 и 1980 годах.

Биография художника включена:

  • «The Russia Database. ENCYCLOPEDIA of RUSSIAN ARTISTS from c. 1700 to 2016» (Энциклопедия российских художников с 1700 по 2016 годы).

Представлен в Российском художественном рейтинге. Рейтинговая категория 4В – состоявшийся профессиональный художник, востребованный художественным рынком. 

Работы художника представлены на аукционах и в арт-галереях. Некоторые известные результаты:

1. Великобритания, CHRISTIE'S, South Kensigton, Лондон.
Аукцион «ХХ век – русское искусство».

Торги 11.04.1997:

- Рабочие на металлургическом заводе, 1953, картон/масло, 17,7х14 см.
Цена 168 $.

2. Интернет-аукцион «Artinvestment.ru Forum».
Торги 08.07.2012:

- Особое задание, 1985, холст/масло, 130х195 см. Старт 25 тыс. руб.
- Беглецы, 2009-2012, холст/масло, 60,5х49,5 см. Оценка 880 $.

3. Антикварная галерея Северинъ, Москва

- Ленин с детьми, 1980-е г., бумага/акварель, 40 х 50 см
Цена 8000 руб.

4. Интернет – аукцион meshok.net
Торги 24.10.2018:

- Колхоз, холст/масло, 39 х 29 см
Цена 17000 руб.

Родился 25 июня 1929 года в селе Починовка Пресногорьковского района Кустанайской области Казахстана. Учился во Владивостокском художественном училище (1949-1954) у В.С.Здановича и В.М.Свиридова, Харьковском государственном художественном институте (1956-1962) на факультете живописи у Б.В.Косырева, С.Ф.Беседина и А.П.Любимского.

После окончания учебы на преподавательской работе вначале в Хабаровском государственном педагогическом институте (1963-1967), затем в конце 60-хгодов переехал в Магадан и преподавал в Магаданском государственном педагогическом институте (1967-1970), Детской Художественной школе (1972-1975).

В 1977 году переехал в Ростов-на-Дону, где жил и преподавал на художественно-графическом факультете в Ростовском государственном педагогическом институте (1977-1979) и Ростовском художественном училище им. М.Б.Грекова (1979-1981). 

С 1964 года принимал активное участие в городских, областных и зональных художественных выставках.

Член Союза художников РСФСР с 1971 года.

Работы художника находятся в собраниях:

  • Сальская городская картинная галерея им. В.К.Нечитайло, Сальск, Ростовская область;
  • частные коллекции Великобритании, Украины, России.

Творчество художника отражено в изданиях:

  • Толоконцева О.А., Роньжина Л.Д. Прекрасного след: Художники Магаданской области [Альбом-справочник] – Москва, Пранат, 2002;
  • Рудницкая Ю.Л. Художники Дона. Ленинград, Художник РСФСР, 1987;
  • Гарбузов Г.Р. Маринисты Дона, Ростов-на-Дону, 2010.

Работал в жанре тематической картины, портрета и пейзажа. Работы Магаданского периода посвящены труженикам Севера и изображали человека вне бытовизма, а в масштабах судьбы и истории, общества и коллектива. Художник первым изобразил на полотне одного из первооткрывателей колымского золота Ю.А.Билибина. Среди монументальных полотен художника – фреска «Трудовые ритмы Севера» в холле областной библиотеки им. А.С.Пушкина (Магадан). К этому периоду относится очень жизнерадостная по своему строю картина «Праздник солнца», в образном решении которой крепкая, конструктивно-пластическая основа сюжета сочетается с лаконично написанным северным пейзажем. Картины, созданные в Ростове («Жизнь и память», 1980), говорят об авторе, как о художнике острого, живописно-пластического видения, стремящегося к постоянному живому соприкосновению с жизнью, с натурой. Этим принципам отвечает и серия пейзажных зарисовок, выполненных художником на строительстве БАМа в 1979 и 1980 годах.

Биография художника включена:

  • «The Russia Database. ENCYCLOPEDIA of RUSSIAN ARTISTS from c. 1700 to 2016» (Энциклопедия российских художников с 1700 по 2016 годы).

Представлен в Российском художественном рейтинге. Рейтинговая категория 4В – состоявшийся профессиональный художник, востребованный художественным рынком. 

Работы художника представлены на аукционах и в арт-галереях. Некоторые известные результаты:

1. Великобритания, CHRISTIE’S, South Kensigton, Лондон.
Аукцион «ХХ век – русское искусство».

Торги 11.04.1997:

— Рабочие на металлургическом заводе, 1953, картон/масло, 17,7х14 см.
Цена 168 $.

2. Интернет-аукцион «Artinvestment.ru Forum».
Торги 08.07.2012:

— Особое задание, 1985, холст/масло, 130х195 см. Старт 25 тыс. руб.
— Беглецы, 2009-2012, холст/масло, 60,5х49,5 см. Оценка 880 $.

3. Антикварная галерея Северинъ, Москва

— Ленин с детьми, 1980-е г., бумага/акварель, 40 х 50 см
Цена 8000 руб.

4. Интернет – аукцион meshok.net
Торги 24.10.2018:

— Колхоз, холст/масло, 39 х 29 см
Цена 17000 руб.

«Многонациональное советское искусство»

Период работы выставки: 
с 3 ноября по 25 ноября 2014 года

Фундаментом любой национальности является народная культура. Знание основ народной жизни, обрядов, традиций, литературы и искусства, помогает воспитывать интерес и уважение к родной культуре и культуре других народов и является одной сторон воспитания человеческой культуры вообще. Искусство всех регионов при ярком своеобразии несет то, что дорого и понятно всем нам – и в этом подлинный интернационализм, сближающий народы.
Метальников Иван «Чукотский праздник. Встреча солнца».  Одна из очень жизнерадостных по своему строю картина, в образном строении которой крепкая пластическая основа сюжета сочетается с лаконично написанным северным пейзажем. В единый цельный образ соединены люди в праздничном наряде с национальными музыкальными инструментами и окружающая природа. Работа расширяет наши представления о своеобразии быта, национальной жизни. Художник нарядно, в богатой цветовой палитре решает композиционно сложное полотно, в котором присутствуют колоритные, наделенные яркими национальными типажами сцены из жизни чукотских жителей.
Николай Латышев «Венчание». Старейший художник Чечено-Ингушетии. Как писал сам художник: «Много лет я подступался к этой теме, делал различные варианты, менял композицию, колорит картины. Надолго оставлял эту работу, чтобы потом снова вернуться к ней. Решение написать «Венчание» меня и обрадовало и напугало. Обрадовало, что я первый коснусь такого важного момента в жизни Ильича, но и напугало сложностью творческих проблем. Работа затянулась больше, чем на десять лет. Пришлось порыться в исторических документах, найти портреты соратников Ильича. Надо было найти то единственное решение картины, в котором с наибольшей полнотой раскрылись бы торжественная сущность момента, уважение к Ленину шушенских крестьян».
Большое тематическое полотно Кожахметов Д. «Земляки» наполнено теплом и уютом изображённой сцены встречи с земляками  М.И. Фрунзе.
Кожахметов Джакуль – живописец, /1921 -1975гг/, окончил Ленинградский институт живописи. Скульптуры и архитектуры им. Репина /1947 -1953/. Участник Великой Отечественной войны. Участник выставок Член Союза художников с 1958 г. Кожахметов – автор тематических картин о жизни, борьбе, социальных преобразованиях киргизского народа. Работая над большими сюжетно-тематическими полотнами, художник много ездил по республике, собирая материал. Лучшие произведения художника, в том числе и находящаяся в фондах нашего музея картина «Земляки», вошли в золотой фонд киргизского искусства.
Наран Эледжиев «Танцующий мальчик». Светлая, эмоциональная работа, передающая радость и непосредственность детского возраста. Анатолий Посядо «Киргизская игра».  Национальная культура и искусство всегда поддерживали и выражали духовный и нравственный потенциал народа, без которого существование и качественное духовное развитие как этноса, так и отдельной личности, не представляется возможным и, скорее, утратило бы всякий смысл.
Самые простые, обыденные сцены народной жизни рисуются в образах, удивительных по их яркости и чистоте эмоционального звучания. В этих произведениях проявляется острая жизненная наблюдательность, подчеркнутая характерность персонажей, особенности национального типа  и особая грация движений.
Художники из разных республик увлечены поисками мотивов и выразительных средств для раскрытия человеческих ценностей, красоты простых человеческих отношений. Они изучают  прошлое и настоящее нашей страны, ценят ее великое, подлинное прекрасное живописное наследие, будь то древняя русская живопись или классическое искусство нового времени.

Сценарий чукотского праздника «Встреча солнца»

«Тиркытир».

Звучит национальная музыка и звучит закадровый голос.

«В краю, у берегов Северного ледовитого океана, в краю вечной мерзлоты, живет северный народ. Чукчами он зовется, что в переводе означает «человек, богатый оленями». Из-за своеобразного уклада жизни, отсутствие информации о прогрессе на земле, у них сложилось свое понятие о существовании жизни, свои праздники и свои устои. Об одном из праздников, сейчас мы вам и поведаем. Праздник этот называется «Тэркытир», или праздник встречи солнца…»

Начинает звучать национальный бубен и на сцену выходит Шаман (Энэныльын).

Чукча О, великий Энэныльын! Поведай нам откуда берет свои корни сей праздник. Праздник встречи солнца «Тэркытир», однако?

Шаман: Хорошо, расскажу я вам легенду о Возвращении солнца. Но все ли хотят услышать её, однако?

Все чукчи: Хотим! Говори шаман! Рассказывай!

Шаман: Тогда слушайте, народ чукчей, легенду про то, как храбрые и отважные наши предки, спасли солнце.

Давно это было, однако. В вечном мраке жили звери, птицы и люди. С трудом отыскивали они себе пищу. А все потому, что однажды злые духи – тунгаки, похитили у жителей тундры Солнце…

Тунгаки.

Они крадут солнце и прячут его под землей, повесив на вход огромный замок. На землю опускается сумрак. Тунгаки уходят.

Появляется Шаман. Бьет в бубен, и начинает созывать людей на большой совет.

Шаман: Жители тундры, братья и сестры! До каких же пор мы будем жить во тьме? Слышал я от стариков, что недалеко от нашей земли, живут тунгаки, похитившие у нас свет. Держат они наше Солнце в глубоком подземелье. Если победить тунгаков в состязании, и забрать у них солнце, то земля вновь озарится светом. Кого стоит нам послать за солнцем?

Чукча: Я думаю надо послать за Солнцем самого большого и сильного из нас – богатыря Алелекэ.

Все кричат: Алелекэ, Алелекэ! Он самый сильный! Он сможет забрать солнце!

Шаман: Но Тунгаки не только сильные, но и очень быстрые, однако. Не может Алелекэ с ними в быстроте равняться.

Чукча : Тогда, вместе с Алелекэ, за солнцем надо послать Гивынкэ. Он самый быстрый. Никому не угнаться за его оленьей упряжкой.

Все кричат: Правильно! Верно! Гивынкэ! Гивынкэ! Он самый быстрый!

Шаман: Это верно. Гивынкэ самый быстрый среди чукчей. Но, Тунгаки еще и очень ловкие. Не справятся Алелекэ и Гивынкэ с ними. Еще им в помощь кто-то нужен, однако.

Чукча: Самый ловкий среди чукчей Тыгрынкэв. С одного броска гарпуна бьет он тюленей и китов. Ловчее его нет на всем севере. Он поможет забрать солнце у Тунгаков.

Все кричат: Правильно! Верно! Тыгрынкэв! Тыгрынкэв! Он самый ловкий из нас! Пусть он идет!

Шаман: Но и это еще не все. Тунгаки очень хитрые. Могут так просто солнце не отдать. Нужен нашим богатырям еще помощник. Тот, кто сможет их перехитрить. Есть ли среди чукчей такой мужчина?

Чукча: Эмемкут! Он самый умный. Все он знает. Все секреты предков дарованы ему. Он сможет перехитрить Тунгаков.

Все кричат: Эмемкут! Эмемкут! Он самый умный! Пусть он идет! Он сможет перехитрить Тунгаков!

Шаман: Вот они, наши спасители! Алелекэ, Гивынкэ, Тыгрынкев и Эмемкут! Идите, и верните нам солнце! И пусть с вами будут духи предков!

4 мужчин отправляются в путь. Сделав круг по сцене, они останавливаются.

Эмемкут: Братья! Думается мне, даже если победим мы их в состязаниях, не отдадут нам Тунгаки солнце.

Алылекэ: Ты прав Эмемкут, могут обмануть нас.

Гивынли: Так что же делать нам братья?

Тэгрынкев: Как перехитрить проклятых тунгаков?

Эмемкут: Есть у меня одна задумка. Перед самым приездом к Тунгакам, оберните меня в оленью шкуру, и поднесите им как дар. Состязайтесь с ними, обо мне не думайте. Если Тунгаки не захотят отдавать солнце, мое появление будет для них сюрпризом.

Алылекэ: Молодец Эмемкут, хорошо придумал, однако!

Гивынли: Перехитрим злых Тунгаков!

Тэгрынкев: Вернем солнце чукчам.

4 мужчин  отправляются в путь и уходят за сцену.

На сцене появляются Тунгаки.

1 дух: Нет больше солнца на свете, теперь мы будем править тундрой.

2 дух: Не будет теперь пищи зверям и людям. И все они погибнут во мраке!

На сцене появляются мужчины чукчи.

3 дух: О великие духи, посмотрите, к нам люди пожаловали!

4 дух: Чего же вам надо, жители тундры?

Алылекэ: Пришли мы к вам, Тунгаки, с подарком. Вот молодой олень, для вас убитый. Просим мы взамен его  отдать нам солнце

Тунгаки смеются.

1 дух: Хотите назад солнце получить? Хорошо. Только просто так мы его не отдадим. Придется вам посоревноваться с нашими самыми сильными духами в мастерстве.

2 дух: Вот наш первый участник. Лучше него никто не владеет оленьей упряжкой. Обгоните его, мы, может быть, и вернем вам солнце.

Гивынли: Хорошо! Я готов с ним сразиться!

Начинается гонка. Гивынкэ побеждает.

Гивынли: Победил я вашего наездника. Отдавайте нам солнце.

3 дух : Не так быстро. Пусть кто-нибудь из вас сразиться с нашим самым ловким духом. Самый меткий он во всей тундре. Если сможете его победить, то может быть, и вернем вам солнце.

Тэгрынкев: Я буду состязаться с ним.

Метают гарпун в цель. Тэгрынкев побеждает.

Тэгрынкев: Победил я вашего духа, отдавайте нам солнце!

4 дух: Не так быстро, юноша. Сразитесь теперь с нашим самым сильным духом. Победите его в честной схватке, отдадим вам солнце.

Алылекэ: Я буду бороться с тобой.

Алелекэ побеждает.

Алылекэ: Победил я тебя дух, отдавайте нам солнце!

1 дух: Не бывать этому! Не отдадим вам солнце!

Алелекэ: Но вы же обещали?

2 дух: Мы вас обманули!

3 дух: Солнце мы вам отдавать не собирались!

4 дух: А собирались убить вас!

Все духи: Убить! Убить! Убить!

Тунгаки надвигаются на чукчей и хотят их убить.

В это время из оленьей шкуры выбирается Эмемкут, подходит к замку и срывает его.

Эмемкут: Эй, тунгаки! Не захотели вы по-честному состязаться, решили обмануть нас, так знайте, есть в тундре человек, который хитрее вас.

Эмемкут срывает цепи и солнце поднимается в небо.

Все чукчи: Ура! Слава победителям! Слава героям, добывшим солнце! Ура! Ура!

В это время за кадром голос:

«С тех пор, каждую весну, жители тундры встречают солнце и празднуют праздник «Тэркытир». В этот день они собираются вместе, приносят друг другу подарки, угощают оленьем мясом и душистым травяным чаем, участвуют в соревнованиях по борьбе, метанию гарпуна и в скачках на оленьих упряжках. Весь день они поют песни, а шаманы рассказывают легенду о том, как четверо мужчин спасли тундру от вечной темноты. Так и живет этот народ многие годы, и нет его счастливее на всем крайнем севере!»

Национальные праздники, посвящённые встрече солнца после полярной ночи, проходят в муниципалитетах округа. В конце прошлой недели такие мероприятия прошли в селе Энмелен Провиденского городского округа и Певеке. Ранее традиционные обряды уже провели жители Анадыря и Билибинского района, сообщает ИА «Чукотка».

По информации Ассоциации коренных малочисленных народов Чукотки, жители Энмелена организовали мероприятие на берегу Берингова моря.

«Наконец и мы провели обряд поклонения Солнцу. Задобрили духов, развели костёр. Стрелки, метатели копий выпустили стрелы, копья. Солнце воспели, через костёр прошли, очистились. Затем гости позавтракали лепёшками в школе», – рассказала жительница национального села Людмила Родионова.

272666037_467077005119763_4539337778803749425_n.webp.jpg

Фото: Ассоциация КМНЧ

Традиционным праздником «Тиркыкэмэт» в Певекской библиотеке открыли Год народного искусства и нематериального культурного наследия. Приобщиться к древним традициям собрались активисты общественных организаций коренных малочисленных народов Чукотки, участники кружка «Родное слово» МБУК «Певекский культурно-досуговый комплекс» и обучающиеся певекского подразделения Чукотского северо-западного техникума. Присутствующие активисты общественных организаций КМНЧ рассказали о традициях праздника. Заместитель председателя Совета коренных малочисленных народов при администрации муниципалитета Наталья Вуквукай, которая родилась в селе Рыткучи, вспомнила, как родители и родственники встречали этот праздник в оленеводческой бригаде.

«Готовились заблаговременно: запасались дровами для костров, кололи лёд для приготовления застолья. В этот день зажигали жертвенный костёр. По обычаю предков все семейные амулеты, реликвии выносили из яранг, чтобы их коснулись первые лучи солнца для будущего благополучия всех членов семьи. Гости приезжали на оленьих упряжках из других бригад, обменивались новостями, ведь в этот день они встречались с родственниками из самых дальних стойбищ. Устраивали оленьи гонки и спортивные соревнования. И до сих пор все обычаи в оленеводческих бригадах соблюдаются, сохраняется культурное наследие – родной язык, национальные танцы и традиции предков», – сказала Наталья Вуквукай.

День_Солнца_2022.jpg

Фото: администрация ГО Певек

После чтения стихотворений и скороговорок на чукотском языке носители родного языка Александра и Григорий Тыневги представили сказку «Баран и Заяц». Студентки Оксана Тынаан и Кристина Вельвына исполнили национальный танец «Море». Заключительной частью «Тиркыкэмэта» стало чаепитие с лепёшками.

В одном из сёл городского округа Певек – Биллингсе – только готовятся к празднику. Несмотря на то, что солнце там выглянуло 17 января, праздник перенесли на 5 февраля. Как уточнила уполномоченная главы Светлана Мустафина, «Встречу Солнца» традиционно проведут на площади у Дома культуры. Гостей будут угощать оленьим мясом и лепёшками.

1642988415_img_9992.jpg

Фото: администрация Билибинского района

А 21 января солнце встречали в селе Кепервеем Билибинского района. Участие в торжествах приняли ученики и педагоги школы-интерната, члены Ассоциации коренных малочисленных народов Чукотки. Старейшины провели обряд, который ознаменовал окончание полярной ночи. А дети пустили стрелы в небо, навстречу взошедшему солнцу. Чуть ранее аналогичные мероприятия провели в детских садах района.

Солнце сайт.jpeg

Фото: администрация ГО Анадырь

В Анадыре национальный обрядовый праздник «Тиркык’эмэт» провели во Дворце детского творчества ещё в середине января. Этно-экологический клуб «Эйнэкэй» подготовил творческую программу с песнями и танцами, также прошли спортивные состязания с национальным колоритом. Торжество не обошлось без блюд чукотской национальной кухни и чаепития.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Чукотка праздник молодого оленя
  • Чуковский детские праздники
  • Чукмар белэн тукмар сценарий
  • Чуклеме чувашский праздник это
  • Чуклеме чувашский праздник кратко