Чувашский праздник акатуй сообщение

09 октября 2020

Чувашский праздник «Акатуй»

09 октября 2020

Акатуй — один из самых важных национальных праздников чувашского народа, посвященный окончанию весенне-полевых работ. Он хранит древние традиции, объединяет людей всех возрастов и профессий, воспитывает любовь к родной земле и нелегкому крестьянскому труду.

В переводе с чувашского «ака» означает сев, «туй» — свадьба. Главными «персонажами» на этой символической свадьбе являются соха и земля, «повенчавшиеся» во время весенней крестьянской страды.

Издревле чуваши в этот день собирались для того, что поздравить друг друга с приходом лета, встать в общий хоровод и спеть любимые песни. К Акатую начинали готовиться заранее. По улицам верхом на лошадях гарцевали юноши. Они собирали призы для награждения победителей на соревнованиях. Молодежь разъезжала по деревне с длинным шестом, к которому молодые девушки привязывали свои лучшие вышитые полотенца и тканые пояса. В некоторых местах парни вышитые полотенца затыкали рядами за пояс, так что образовывалось нечто вроде фартука или юбки.

Почти каждый дом жертвовал на Акатуй какую-нибудь вещь: куски ткани, платки, рубашки, полотенца, яйца. Молодые люди для участия в скачках подготавливали лошадей, щедро кормили их овсом. Накануне праздника молодежь выезжала на конях и устраивала пробные соревнования «для разогрева ног коней». Для проведения соревнований составлялось своеобразное жюри из почтенных и влиятельных стариков, которое признавалось не только жителями данной деревни, но и всей округой.

В день Акатуя деревня принимала праздничный вид, на улицах царило веселое оживление. Соревнования происходили на лугу за деревней. Обычно выбирали место рядом с рекой и лесом. Еще до полудня население деревни начинало стекаться на традиционное место проведения конных скачек. Впереди шли выборные старики. Вместе с ними верхом на коне ехал один из парней, который нес длинный шест с привязанным к верхнему концу полотенцем — своеобразной эмблемой праздника. Лошадей и сбрую празднично украшали, в гривы вплетали разноцветные ленты и кисти из шерстяной пряжи, дугу обертывали цветной тканью или полотенцем.

На опушке леса на почетном месте усаживались старики — члены комиссии. Около них вкапывали в землю длинный шест с полотенцем на верхнем конце — акатуй ялавĕ (флаг акатуя). Когда народа собиралось достаточно, начинались состязания: бег, скачки, прыжки, борьба, стрельба из лука по цели и т. д. Как правило, состязания начинали мальчики. Сначала соревновались в беге на полверсты. Победители получали до десятка яиц. Детей сменяли взрослые, они бегали на дистанцию от одной до двух верст.

Самым популярным видом соревнования на Акатуе является борьба на поясах. В качестве пояса используется полотенце. Каждый борец держит полотенце в руках, охватывая им талию противника. Борьбу также начинали мальчики, постепенно очередь доходила до взрослых. Оставшийся непобежденным борец получал титул богатыря (паттăр). В состязаниях по борьбе участвовали богатыри нескольких деревень, и таким образом выявляли чемпиона всей округи. Такой паттăр пользовался всеобщим уважением.

Одним из центральных моментов на состязаниях праздника Акатуй были конные скачки на три, пять, иногда и до восьми верст. Победителям скачек дарили вышитые полотенца, призы обычно привязывали к шеям лошадей.

Праздник украшали разнообразные шуточные соревно­вания типа «бега в мешке», «бега на трех ногах», «разбивания горшка», «молодушки с коромыслом». Силу и ловкость по­казывали в таких играх, как бой с мешками на бревне, поднятие гирь, различного рода перетягивания и т. д.

Соседние деревни обычно старались проводить Акатуй в разное время. Поэтому молодежь, да и взрослые успевали погулять на нескольких праздниках кряду: в своей и соседних деревнях. В день Акатуя варили пиво, готовили творожную запеканку «чакат» и национальный суп «шурпе».

Акатуй – один из самых важных национальных праздников чувашского народа, посвященный окончанию весенне-полевых работ. Он хранит древние традиции чувашского народа, объединяет людей всех возрастов и профессий, приобщая их к творческому труду, искусству, спорту.

Праздник пришел из глубины веков, посвящен окончанию весеннего сева. Красивый национальный обряд воспитывал любовь к родной земле и нелегкому крестьянскому труду. В переводе «ака» означает сев, «туй» – свадьба. Главными «персонажами» на этой символической свадьбе являются соха и земля, «повенчавшиеся» во время весенней крестьянской страды. Издревле чуваши в этот день собирались для того, что поздравить друг друга с приходом лета, встать в общий хоровод и спеть любимые песни. Мужчины устраивали спортивные соревнования: керешу — борьба на поясах, бег, скачки. В день «Акатуя» варили пиво, готовили творожную запеканку чакат и национальный суп шурпе.

На праздник собираются гости из городов и районов, организуются концерты коллективов художественной самодеятельности. На игровой площадке проводятся различные конкурсы – бег с ухватами и чугунками, бег в мешках, бои с мешками на бревне, покорение праздничного столба, перетягивание каната, а на специально огороженной территории – петушиные бои. С годами «Акатуй» стал намного богаче и разнообразнее, превратился в праздник, который включает в себя народные игры, конные скачки, состязания по национальной борьбе. Победители, получившие на празднике славу героя, являются надеждой народа в борьбе за честь и свободу. Ему, герою «Акатуя», дарят барана, который рассматривается как оберег – защитник от вражеской силы. В этот день проходят выставки декоративно-прикладного творчества и дегустация национальной кухни. Доброй традицией стало чествование на празднике не только земледельцев, но и лучших по профессии людей из других отраслей производства.

Добавил:

Koboku1

По своей натуре перфекционист. Поэтому люблю все аккуратно оформлять и упорядочивать, складывать по полочкам. Вот, не пропадать же добру, нажитому за четыре кропотливых семестра. Тут я выложил все мои ответы, курсовые, отчеты и некоторые ДЗ. Они могут вам помочь для получения зачета или сдачи экзамена. Если чего-то не нашли в папочках, то попытайте удачу в разделе НЕОТСОРТИРОВАННОЕ на моей страничке, там все 4 семестра разложены по папкам. ГРУППА КТ-43-15. Годы обучения 2015-2019. Коллекция будет пополняться. Что ж, удачки :З

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

Ответы ИКЧ (Васильев).docx

Скачиваний:

633

Добавлен:

15.09.2017

Размер:

276.7 Кб

Скачать

Чувашский национальный праздник «Акатуй»: история происхождения, сохранение и развитие национальных обычаев, культуры, языка, единения чувашей.

«Акатуй» – чувашский народный праздник,
посвященный окончанию весенне-полевых
работ. В переводе «ака» означает сев,
«туй» — свадьба. Главными «персонажами»
на этой символической свадьбе являются
соха и земля, «повенчавшиеся» во время
весенней крестьянской страды. Издревле
чуваши в этот день собирались для того,
что поздравить друг друга с приходом
лета, встать в общий хоровод и спеть
любимые песни. Мужчины устраивали
спортивные соревнования: керешу, бег,
скачки. В день Акатуя варили пиво,
готовили творожную запеканку чакат,
хуплу и национальный суп шурпе.

По окончании весенних полевых работ
проводился праздник акатуй (дословно
— свадьба плуга), связанный с представлением
древних чувашей о бракосочетании плуга
(мужского начала) с землей (женским
началом). В прошлом акатуй имел
исключительно религиозно-магический
характер, сопровождался коллективным
молением. Со временем, с крещением
чувашей, он превратился в общинный
праздник с конными скачками, борьбой,
молодежными увеселениями.

Акатуй — весенний праздник чувашей,
посвященный земледелию. Этот праздник
объединяет ряд обрядов и торжественных
ритуалов. В старом чувашском быту акатуй
начинался перед выходом на весенние
полевые работы и завершался после
окончания сева яровых.

По окончании всего цикла весенних
земледельческих работ проводилась
торжественная часть праздника акатуй.
В этнографической литературе термин
«акатуй», часто объясняется как
«свадьба плуга», но это не совсем верно.
Гораздо правильнее будет перевести
«акатуй» как «праздник земледелия».
Весь ход праздника показывает, что он
посвящен завершению весенних полевых
работ. К самому торжественному
заключительному циклу акатуя начинали
готовиться заранее. По улицам верхом
на лошадях гарцевали юноши. Они собирали
призы для награждения победителей на
соревнованиях. Молодежь разъезжала по
деревне с длинным шестом, к которому
молодушки привязывали свои лучшие
вышитые полотенца и тканые пояса. Другие
несли плетеные сумки — пестери для сбора
яиц. В некоторых местах парни вышитые
полотенца затыкали рядами за пояс, так
что образовывалось нечто вроде фартука
или юбки. Почти каждый дом жертвовал на
акатуй какую-нибудь вещь: куски ткани,
платки, рубашки, полотенца, яйца и т. п.
Богатые люди жертвовали иногда деньги,
на которые покупали барана. Молодые
люди для участия в скачках подготавливали
лошадей, щедро кормили их овсом, иные
даже давали сырые яйца. Накануне праздника
молодежь выезжала на конях и устраивала
пробные соревнования «для разогрева
ног коней».

Для проведения соревнований составлялось
своеобразное жюри из почтенных и
влиятельных стариков, которое признавалось
не только жителями данной деревни, но
и всей округой. В день акатуя деревня
принимала праздничный вид, на улицах
царило веселое оживление. Соревнования
происходили на лугу за деревней. Обычно
выбирали место рядом с рекой и лесом.
Еще до полудня население деревни начинало
стекаться на традиционное место
проведения конных скачек. Впереди шли
выборные старики. Вместе с ними верхом
на коне ехал один из парней, который нес
длинный шест с привязанным к верхнему
концу полотенцем – своеобразной эмблемой
праздника. Многие отправлялись на акатуй
на подводах, тарантасах. Лошадей и сбрую
празднично украшали, в гривы вплетали
разноцветные ленты и кисти из шерстяной
пряжи, дугу обертывали цветной тканью
или полотенцем. На опушке леса на почетном
месте усаживались старики – члены
комиссии. Около них вкапывали в землю
длинный шест с полотенцем на верхнем
конце – акатуй ялавe (флаг акатуя). Когда
народа собиралось достаточно, начинались
состязания: бег, скачки, прыжки, борьба,
стрельба из лука по цели и т. д. Как
правило, состязания начинали мальчики.
Сначала соревновались в беге на полверсты.
Победители получали до десятка яиц.
Детей сменяли взрослые, они бегали на
дистанцию от одной до двух верст.

Примечательной особенностью праздников
акатуй в последнее время являются
награждение передовиков производства,
концерты самодеятельных и профессиональных
художественных коллективов, соревнования
по современным видам спорта, разъездная
торговля и т. д. В условиях города,
районного центра такая приближенная к
стандарту «массовых мероприятий»
мешанина почти полностью скрадывает
поэзию национальной специфики. Видимо,
акатуй следует проводить, стараясь
сохранить все лучшее от традиционного
его ритуала.

Соседние файлы в предмете История

  • #
  • #
  • #

  • Главная
  • Администрация
  • Актуальная информация
  • Новости
  • Новости

Национальный чувашский праздник «Акатуй»

Национальный чувашский праздник «Акатуй»

10.06.2016

Новости

Акатуй – праздник  земледелия. Предки чувашского народа ласково называли его свадьбой сохи и земли, так как соха взрыхляет землю, в которую опускаются семена, а из них рождаются плоды. Перед началом посевных работ чуваши проводили церемонию в белых одеждах в знак чистоты и добродетели. В прошлом самобытный праздник носил религиозно-магический характер. Со временем, после крещения чувашей, он превратился в общинный праздник с конными скачками, борьбой и молодежными увеселениями. Весенний праздник чувашей, посвященный земледелию. Этот праздник объединяет ряд обрядов и торжественных ритуалов. В старом чувашском быту акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых. Название акатуй сейчас известно чувашам повсеместно. Однако сравнительно недавно верховые чуваши этот праздник называли сухатӳ (суха «пахота» — туйĕ «праздник, свадьба»), а низовые — сапан туйĕ или сапан (из татарского сапан «плуг»).
После великого дня (мăнкун) чуваши начинали готовиться к весенним полевым работам: ремо[2]нтировали сельскохозяйственные орудия, готовили семена. В последних числах апреля, перед выходом на пашню, начинали готовиться к торжествам по случаю полевых работ. Для проведения ритуальной части акатуй заранее варится пиво, готовятся съестные припасы, красятся яйца. Празднование акатуя в разных домах начинается в разные дни. Праздник продолжается неделю. Приготовившийся к празднику в определенный день созывает родственников и соседей. К их приходу в избе накрывается богатый стол. Во главу стола ставится алтăр (братина) с пивом, в середину стола на специально вышитом полотенце — блюдо с караваем хлеба и кругом сыра.
Как только соберутся все приглашенные, хозяин назначает одного знающего ритуал старца руководителем, и тот приступает к исполнению своих обязанностей. Каждому из присутствующих подносится кружка пива, раздается по кусочку съестного, изготовленного из зерна и из животных продуктов. Обычно это бывает ломтик калача с сыром или с маслом. Как только раздача заканчивается, руководитель запевает старинную песню «Алран кайми аки-сухи» («Сев и пашня — вековечное дело наше»), и все подхватывают этот гимн земледельческому труду. После завершения песни под руководством старца все совершают моления, обращаясь, по обыкновению, в сторону приоткрытых дверей. В старом чувашском быту все дома в деревне строились дверями на восток. Тюркские народы с незапамятных времен совершали свои молитвы, обращаясь в сторону восхода солнца. Эта традиция удерживалась чувашами вплоть до начала XX века.
Одним из центральных моментов на состязаниях праздника акатуй были конные скачки на три, пять, иногда и до восьми верст. Победителям скачек дарили вышитые полотенца, призы обычно привязывали к шеям лошадей.
Праздник акатуй украшали разнообразные шуточные соревнования типа «бега в мешке», «бега на трех ногах», «разбивания горшка», «молодушки с коромыслом» и т. п. Силу и ловкость показывали в таких играх, как бой с мешками на бревне, поднятие гирь, различного рода перетягивания и т. д.
После состязаний молодежь разбивалась на несколько возрастных групп, и каждая из них затевала свои игры. Парни и девушки устраивали пляски, пели песни. Веселье продолжалось до позднего вечера.
Старики и семейные пары возвращались в деревню сразу же после окончания состязаний. Они приглашали к себе домой приезжих из соседних деревень родственников и знакомых и пировали допоздна.
Соседние деревни обычно старались проводить акатуй в разное время. Поэтому молодежь, да и взрослые успевали погулять на нескольких праздниках кряду: в своей и соседних деревнях. В состязаниях по борьбе участвовали богатыри нескольких деревень, и таким образом выявляли чемпиона всей округи. Такой паттăр пользовался всеобщим уважением.
У кочевых в прошлом народов соревнования в силе, ловкости и меткости имеют очень древние истоки. Их смысл не столько спортивный, сколько практический, общественный. На общеродовых состязаниях, проводимых ранней весной, выявлялись самые сильные, ловкие и меткие мужчины. На период сезонных летних перекочевок эти богатыри становились во главе всего рода. От их силы, сообразительности, смелости, ловкости и мет-кости зависело благополучие всего кочевого сообщества. Кто кроме такого батыра и его дружины мог в степи спасти основное богатство рода — его стада — от многочисленных врагов? Поэтому богатыри (паттăр, улăп) становились предводителями родов (улпут). Не случайно в чувашском языке слова улăп «богатырь, герой, исполин» и улпут «барин», «князь», «сановое лицо» одного корня. Это говорит о том, что у далеких предков чувашей спортивные состязания во время праздников весенне-летнего цикла имели чрезвычайно большое значение. Они служили самым демократическим и эффективным способом выбора предводителей родов и племен. Даже после почти полной утраты кочевнических традиций эти состязания как важное средство сохранения благополучия рода сохранились и органически вошли в состав земледельческих праздников.
12 июня в ГБУ «МДН» в зале №4 состоится круглый стол на тему: «465 лет добровольного вхождения Чувашии в Россию. Планируется приветствие директора ГБУ «МДН» — Тарасова В. Б. и Полномочного представителя Чувашской республики при Президенте РФ – Волкова Л. В.; далее выступления участников Круглого стола. Вручение почетных грамот активистам чувашского землячества. После официальной части дегустация чувашской национальной кухни. Выступление артистов чувашской эстрады. В завершении размещение в автобусах и следование чувашской делегации на ВДНХ для участия в фестивале «Дружба народов».



Дата создания: 09.06.2016 23:03:15


Дата изменения: 09.06.2016 23:08:06

Возврат к списку

DSC07022.JPG

В конце весны во многих поселениях Чувашии проходит народный праздник Акатуй. Он посвящен окончанию весенне-полевых работ и хранит в себе древние традиции. В старом чувашском быту акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых. Название акатуй сейчас известно чувашам повсеместно. Однако сравнительно недавно верховые чуваши этот праздник называли сухат (суха «пахота» + туйĕ «праздник, свадьба»), а низовые — сапан туйĕ или сапан (из татарского сабан «плуг»). По окончании всего цикла весенних земледельческих работ проводилась торжественная часть праздника акатуй. В этнографической литературе термин «акатуй», часто объясняется как «свадьба плуга», но это не совсем верно. Гораздо правильнее будет перевести «акатуй» как «праздник земледелия». Весь ход праздника показывает, что он посвящен завершению весенних полевых работ.

Я приведу текст из учебного пособия «Культура Чувашского края», часть I под авторством В.П. Иванова, Г.Б. Матвеева, Н.И. Егорова и др. и сост. М.И. Скворцова. А вот фотографии будут с празднования нынешнего осовремененного Акатуя.

Для проведения ритуальной части акатуй заранее варилось пиво, готовились съестные припасы, красились яйца. Празднование акатуя в разных домах начиналось в разные дни. Праздник продолжается неделю. Приготовившийся к празднику в определенный день созывает родственников и соседей. К их приходу в избе накрывается богатый стол. Во главу стола ставится алтăр (братина) с пивом, в середину стола на специальном вышитом полотенце — блюдо с караваем хлеба и кругом сыра.
DSC07043.JPG

DSC07034.JPG

DSC07028.JPG

DSC07029.JPG

В день акатуя деревня принимала праздничный вид, на улицах царило веселое оживление. Праздник проводили на лугу за деревней. Обычно выбирали место рядом с рекой и лесом.
DSC07081.JPG

Еще до полудня население деревни начинало стекаться на традиционное место проведения конных скачек. Впереди шли выборные старики. Вместе с ними верхом на коне ехал один из парней, который нес длинный шест с привязанным к верхнему концу полотенцем – своеобразной эмблемой праздника. Многие отправлялись на акатуй на подводах, тарантасах. Лошадей и сбрую празднично украшали, в гривы вплетали разноцветные ленты и кисти из шерстяной пряжи, дугу обертывали цветной тканью или полотенцем.

Когда народа собиралось достаточно, начинались состязания: бег, скачки, прыжки, борьба, стрельба из лука по цели и т. д. Как правило, состязания начинали мальчики. Сначала соревновались в беге на полверсты. Победители получали до десятка яиц. Детей сменяли взрослые, они бегали на дистанцию от одной до двух верст.

DSC07013.JPG

DSC07086.JPG

DSC07087.JPG

DSC07088.JPG

Самым популярным видом соревнования на акатуе является борьба на поясах. В качестве пояса используется полотенце. Каждый борец держит полотенце в руках, охватывая им талию противника. Борьбу также начинали мальчики, постепенно очередь доходила до взрослых. Оставшийся непобежденным борец получал титул богатыря (паттăр). Его обычно награждали бараном.

Одним из центральных моментов на состязаниях праздника акатуй были конные скачки на три, пять, иногда и до восьми верст. Победителям скачек дарили вышитые полотенца, призы обычно привязывали к шеям лошадей.
SAM_8254.JPG

Праздник акатуй украшали разнообразные шуточные соревнования типа «бега в мешке», «бега на трех ногах», «разбивания горшка», «молодушки с коромыслом» и т. п. Силу и ловкость показывали в таких играх, как бой с мешками на бревне, поднятие гирь, различного рода перетягивания и т. д.
DSC07040.JPG

DSC07045.JPG

После состязаний молодежь разбивалась на несколько возрастных групп, и каждая из них затевала свои игры. Парни и девушки устраивали пляски, пели песни. Веселье продолжалось до позднего вечера.
DSC07020.JPG

DSC07073.JPG

В на этих выходных мне удалось побывать на празднике Акатуй в селе Красноармейское Чувашской Республики. В прошлом году я была на праздновании Акатуя в селе Янтиково. Все фотографии сделаны на этих двух прошедших праздниках.

Добавлю фотографии с волейбола, популярного сейчас среди молодежи 🙂

DSC07052.JPG

DSC07095.JPG

DSC07099.JPG

DSC07101.JPG

DSC07107.JPG

DSC07097.JPG

Почитать (онлайн) материалы про Акатуй можно в Электронной библиотеке Чувашской Республики:

Элле, Кузьма Васильевич. Акатуй [Текст : электронный ресурс] / К. В. Элле ; Чуваш. науч.-исслед. ин-т социально-культурного стр-ва. — Электрон. текстовые дан. (1 файл : 41 024 582 байт). — Чебоксары : Национальная библиотека Чувашской Республики, 2012. — : цв. : ил.
Анисахарова, О. В.
Традиционные праздники чувашского народа [Электронный ресурс] : [о чувашских праздниках и обрядах] / О. В. Анисахарова. — Электрон. текстовые дан. (1 файл : 159 191 байт). — // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. — 2006. — № 5. — С. 75-84.
Шарафутдинов, Дамир Рауфович. Языческие обряды финно-угорских народов и чувашей [Текст : электронный ресурс] / Дамир Рауфович Шарафутдинов. — Электрон. текстовые дан. (1 файл : 338 КБ). — // Гасырлар авазы = Эхо веков. — 2011. — № 3/4. — С. 298-304 : ил.

Чувашский праздник «Акатуй»

 Акату́й, Агаду́й («праздник плуга») — весенний праздник чувашей, посвященный земледелию. Этот праздник объединяет ряд обрядов и торжественных ритуалов. В старом чувашском быту акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых. Название акатуй сейчас известно чувашам повсеместно. Однако сравнительно недавно верховые чуваши этот праздник называли сухатӳ (суха «пахота» — туйĕ «праздник, свадьба»), а низовые — сапан туйĕ или сапан (из татарского сапан «плуг»).  

     22 июля в Черемшанском районе впервые отметили Акатуй — традиционный праздник земледельцев в честь завершения весенних полевых работ. Праздник проходил  на стадионе «Сабантуй». В рамках программы праздника были организованы: скачки, национальные чувашские игры, татарские игры, спортивные соревнования, праздничный концерт.

     Уже на подходе к  площадке Акатуя  у гостей  создавалось  праздничное настроение. Сельскими поселениями, школами и детскими садами, сельскими домами культуры были организованы импровизированные домики показывающие быт и национальные традиции чувашского народа. С чувашским гостеприимством они угощали  домашними напитками, выпечкой, традиционными  чувашскими  блюдами. Каждый мог попробовать национальные блюда.

     На празднике приняли участие: Глава Черемшанского муниципального района Фердинат Давлетшин, председатель исполкома национальной культуры ассоциации чуваш Республики Татарстан Владимир Иванов, народный артист Чувашской Республики Вячеслав Христоферов, главный редактор газеты «Сувар» Константин Малышев, руководитель ЧНКУ Альметьевского района Инна Альмукова.

    Отрадно, что на Акатуе активное участие приняли фольклорные коллективы: «Пелеш» Хурадинского сельского дома культуры Алькеевского района, «Нарспи» Чувашско-Сиренькинского сельского дома культуры Альметьевского района, «Укалча» Новоэштебенькинского сельского клуба Челновершинского района, «Пилеш» Новосережкинского сельского дома культуры Лениногорского района, «Илем» Чувашско-Чебаксарского сельского дома культуры Новошешминского района, «Урмандеевские бабушки» Урмандеевского МЦФ Аксубаевского района, «Азамат» Клементейкинского сельского дома культуры Альметьевского района, «Зорюшка» Салейкинского сельского дома культуры Шенталинского района, «Хунав» Четырлинского сельского дома культуры Шенталинского района, «Палан» Караульно-Горский МФЦ Нурлатского района, делегация из Красноармейского района Республики Чувашии.

    Передовому механизатору коллективно-фермерского хозяйства «Серендеев» Сергею Гаврилову, доярке общества с ограниченной ответственностью «Сульча» Валентине Скворцовой, председателю Чувашской национальной культурной автономии Черемшанского муниципального района Лидии Кваковой было предоставлено право поднятия флагов России, Татарстана и района.

     Мероприятие началось с хореографических композиций, в котором были задействованы работники культуры.

    Глава района Фердинат Давлетшин  выступил с поздравительной речью и отметил, что Акатуй в Черемшане отмечается впервые, и он должен войти  в традицию.

   Мероприятие продолжилось награждением передовиков. Ценными подарками награждены:

  1. Василий Шадров, механизатор ООО «Сульча»
  2. Семен Васюткин, механизатор  ООО «Сульча»
  3. Валентина Скворцова, оператор машинного доения ООО «Сульча»
  4. Юрий Ефимов, механизатор ООО «Аккиреево»
  5. Степан Краснов, механизатор ООО «Аккиреево»
  6. Олег Ермишев, механизатор ООО «УтямышАГРО»
  7. Андрей Максимов, механизатор КФХ «Моляков»
  8. Сергей Гаврилов, механизатор КФХ «Серендеев»
  9. Николай Якимов, механизатор КФХ «Якимова»
  10. Аркадий Романовский, механизатор КФХ «Романовский»
  11. Сергей Кудряшов, механизатор КФХ «Кудряшов»
  12. Кирилл Григорьев, механизатор КФХ «Макаров»
  13. Сергей Филимонов, механизатор КФХ «Горбатов»
  14. Александра Мотягина, заведующая молочно-товарной фермой ООО «Алга»
  15.  Андрей Орешев, механизатор ООО «Черемшанагроуслуги».

Благодарственным письмом  председателя исполнительного комитета национальной культуры Ассоциации Чуваш Республики Татарстан Владимира Иванова награждены:

  1. Нина Ефимова, директор Ульяновского сельского дома культуры
  2. Нина Иванова, заведующая Сосновского сельского клуба
  3. Лидия Квакова, директор Аккиреевского сельского дома культуры
  4. Александра Ильдирякова, директор Новоильмоского сельского дома культуры

     После тожественной части собралась детвора возле карусели, детского батута и здесь же их угощали сахарной ватой. На спортивных площадках были организованы игры, соревнования, состязания. Усердно работали представители чувашских деревень, они встречали гостей и угощали национальными блюдами и домашним квасом.

   В конкурсе на оформление лучших чувашских домиков:

1 место Ивашкинское сельское поселение

2 место Лагерский сельский клуб

3 место Ульяновское сельское поселение

В конкурсе на лучший фольклорный коллектив:

1 место Сосновский сельский клуб

2 место Старосережскинский сельский клуб

3 место «Шынгырав» Девичьеполянский сельский клуб

В конкурсе лучших мастеров-умельцев:

1 место Мария Семенова с. Лагерка — вышивка

2 место Алевтина Трофимова с. Аккиреево – мастер ручной мельницы

3 место Анастасия Галкина с. Черемшан – роспись хной

     На сцене доставил большую радость прекрасным репертуаром эстрадный артист  Чувашской Республики Вячеслав Христоферов. Так же фольклорные группы гостей и нашего района украшали Акатуй и доставили всех огромное удовольствие.

    

Последнее обновление: 3 августа 2017 г., 16:55

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тоншерминская средняя общеобразовательная школа»

Тетюшского муниципального района Республики Татарстан

Поисково-исследовательская работа

Акатуй

Работу выполнили: Убаськина Татьяна, Фомина Анна,

воспитанницы объединения ЦДОд «Юные краеведы»,

работающего на базе Тоншерминской сош,

ученицы 8 класса.

Руководитель: Кузнецова Зоя Александровна,

руководитель объединения ЦДОд «Юные краеведы»,

работающего на базе Тоншерминской сош,

учитель географии.

с.Тоншерма

2014 год

План.

1. Вступление

2.Основная часть:

1) из истории по григорианскому календарю проведения праздника.

2) происхождение слов акатуй, сабантуй

3) воспоминания старожила Илюшкиной Домны Захаровны.

4) воспоминания Урмаевой Веры Федоровны

3.Заключение.

Введение.

На занятиях в нашем объединении мы изучаем, узнаём историю чувашских народных обрядов. И, конечно, нам близки чувашские народные обряды.

Мы задумались, когда к нам приезжают гости или родственники, что интересного, необычного можно им рассказать, чтобы наше село им запомнилось. Думаем, что рассказ о чувашском обряде «Акатуй», который проводят вблизи Тоншермы, им бы понравилась.

Есть в нашей Республике Татарстан такой праздник как сабантуй. А у чуваш тоже имеется такой же весенний праздник «Акактуй». Нам интересно было узнавать об этих праздниках и поближе познакомиться с ними из них. Разница в этих праздниках только в названии. А остальное ничем не отличается от чувашского народного праздника «Акатуй». Оба праздника празднуются после окончания весенних полевых работ.

Цели нашей исследовательской работы являются:

1) исследовать и показать богатство и красоту чувашского обряда;

2) сохранить традиции и обряды чувашской национальной культуры;

3) воспитание чувства гордости за свою чувашскую культуру.

Основная часть

Вступление.

Мы знаем из истории культуры чувашского народа, что чувашский народный календарь развивался под сильным влиянием русских календарей и их смены, а концу 18 века слился с принятым в 1700 г. В России гражданским календарем. В связи сменой системы календаря многие традиционные чувашские праздники получили иную временную приуроченность. Приспосабливаясь к церковному православному, гражданскому юлианскому, а затем по григорианскому календарю, чувашские праздники смещались во времени, обряды языческого прошлого теряли системный характер, примыкая то к одному, то к другому из вновь обретенных праздников.

Традиционные народные праздники и обряды принято делить на календарные — связанные с сельскохозяйственными работами и семейно-бытовые – обусловленные рождением человека, его переходом из одной возрастной группы в другой, вступлением в брак, смертью и т.д. Чуваши в течение нескольких тысячелетний сохранили обычай акатуй и донесли его до нас.

Мы рассмотрели здесь календарный праздник, посвященный земледелию: Акатуй. Этот праздник в нашем народе сохранился и до сегодняшнего дня. Но нынешнее поколение не отходит от компьютера и не хотят праздновать эти праздники. Поэтому задачей нашего поколения – сохранение и приумножение культуры, традиций и обрядов родного народа.

В нашем краеведческом кружке мы стараемся не забывать чувашские народные обряды. И по возможности мы проводим некоторые обряды. Вот, например, мы хотим вам рассказать о празднике «Акатуй».

В связи нашего интереса нам помогли наши старожилы села: Урмаева Вера Фёдоровна и Илюшкина Домна Захаровна. Вот что нам рассказала Вера Фёдоровна: «Акатуй — один из самых важных национальных праздников чувашского народа. Он хранит древние традиции чувашского народа, объединяет людей всех возрастов и профессий,  приобщая их к творческому труду, искусству, спорту.

Это — весенний праздник чувашей, посвященный земледелию. Этот праздник объединяет ряд обрядов. В старом чувашском быту «Акатуй» начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых».

Мы нашли из интернета происхождения названий. «Акатуй» сейчас известно чувашам повсеместно. Однако сравнительно недавно верховые чуваши этот праздник называли сухат. (суха «пахота» + туйĕ «праздник, свадьба»), а низовые — сапан туйĕ или сапан (из татарского сабан «плуг»).

Домна Захаровна, вспоминая, рассказала нам что: «После великого дня (мăнкун) чуваши начинали готовиться к весенним полевым работам: ремонтировали сельскохозяйственные орудия, готовили семена. В последних числах апреля, перед выходом на пашню, начинали готовиться к торжествам по случаю полевых работ. Для проведения ритуальной части «Акатуй» заранее варится пиво, готовятся съестные припасы. Празднование «Акатуя» в разных домах начинается в разные дни. Праздник продолжается неделю. Человек, приготовившийся к празднику в определенный день, созывает родственников и соседей. К их приходу в избе накрывается богатый стол. Во главу стола ставится алтăр (братина) с пивом, в середину стола на специальном вышитом полотенце — блюдо с караваем хлеба .

Каждому из присутствующих подносилась кружка пива, раздавались по кусочку съестного, изготовленного из зерна и из животных продуктов. Обычно это бывает ломтик калача с сыром или с маслом. Как только раздача заканчивалась, руководитель запевал старинную песню «Алран кайми аки-сухи» (Сев и пашня — вековечное дело наше), и все подхватывали этот гимн земледельческому труду» (см. диск).

Алран кайми аки-сухи

Алран кайми аки-сухи,

Алран кайми аки-сухи,

Асран кайми атти-анни…

Ай-яй-яй-яй,ай-яй-яй-ях!

Аки-сухинчен уйрăлас çук,

Аки-сухинчен уйрăлас çук,

Атти-аннине ай манас çук…

Ай-яй-яй-яй,ай-яй-яй-ях!

Асран кайми пĕлĕш-тантăш,

Асран кайми пĕлĕш-тантăш,

Пуринчен пахи – ял-йыш, пускил…

Ай-яй-яй-яй,ай-яй-яй-ях!

Турăран-пÿлĕхрен ай асли çук,

Турăран-пÿлĕхрен ай асли çук,

Атти-аннирен ай хакли çук…

Ай-яй-яй-яй,ай-яй-яй-ях!

Ай ĕçер-и, ай çиер-и?

Ай ĕçер-и, ай çиер-и?

Виличчен пĕрле ай пурнар-и?

Ай-яй-яй-яй,ай-яй-яй-ях!

Мы посмотрели в школьном музее и узнавали на уроках культуры родного народа то, что после завершения песни все совершают моление, обращаясь, по обыкновению, в сторону приоткрытых дверей. В старом чувашском быту все дома в деревне строились дверями на восток. Тюркские народы с незапамятных времен совершали свои молитвы, обращаясь в сторону восхода солнца. Эта традиция удерживалась чувашами вплоть до начала XX века.

В молитвах чуваши спрашивали у всевышнего Турă (главного бога) и подчиненных ему добрых духов обильного урожая, прибыли скота, богатства и здоровья членам семьи, всем родственникам, соседям и знакомым. После завершения молитвы все съедали свою долю, выпивали свои кружки и усаживались за стол. Обильное угощение должно было способствовать такому же обильному урожаю хлебов.

«Для завершения ритуальной части праздника акатуй каждая родственная группа выходила в озимое поле. С собой брали каравай пшеничного хлеба, яйца, пшеничные или ячменные колобки, пироги, шăрттан и, разумеется, пиво. Все припасы несли чинно, торжественно. Хлеб несли на резной тарелке, а тарелку держали перед собой на богато вышитом ритуальном полотенце (сĕлкĕ), резное ведерко с пивом (чĕрес) также покрывали вышитым полотенцем. Все участники ритуала в праздничном одеянии. Шли со специальной песней, предназначенной для этого случая.

В поле все устраивались в конце загона, обращаясь лицом на восток. Старший по возрасту люди, обращаясь к духам земли (çĕр йышĕ), читали молитву и «угощали» их кусочками принесенных съестных припасов и пивом. Каждый из присутствующих в честь духов земли отливал несколько капель пива и разбрасывал по озимому клину крошки хлеба.»

Нам это рассказала Илюшкина Домна Захаровнв, что: «После завершения молитвы молодежь начинала гадания на яйцах и палках. Ребята бросали в поле яйца и смотрели, у кого яйцо разбилось, а у кого нет. Верили, что целое яйцо предвещает богатый урожай яровых хлебов. Таким же образом гадали на палках. Дурным признаком считалось, когда палка ложится по линии с запада на восток, т. е. в положении, в каком хоронят покойников.

После гаданий в поле начинались песни, пляски, веселье. Возвращались с поля только к вечеру. Проведение этих обрядов было обязательным для каждого. Все верили в силу обряда, думали, что таким образом можно повлиять на будущий урожай.

Вся деревня, проведя ритуальную часть праздника акатуй, выходила на весеннюю пахоту. Каждый этап весенних полевых работ был обставлен целым рядом магических обрядов, молитвословий, запретов и т. п. Особо отмечались почин первой борозды, вывоз в поле семян, начало сева и его завершение.

По окончании всего цикла весенних земледельческих работ проводилась торжественная часть праздника «Акатуй». Мы посмотрели в этнографической литературе термин «акатуй», часто объясняется как «свадьба плуга», но это не совсем верно. Гораздо правильнее будет перевести «Акатуй» как «праздник земледелия». Весь ход праздника показывает, что он посвящен завершению весенних полевых работ.

К самому заключительному циклу «Акатуя» начинали готовиться заранее. По улицам верхом на лошадях юноши призывали к празднику. Они собирали призы для награждения победителей на соревнованиях. Молодежь разъезжала по деревне с длинным шестом, к которому молодые девушки привязывали свои лучшие вышитые полотенца. Другие несли плетеные сумки — пестери для сбора яиц. В некоторых местах парни, вышитые полотенца затыкали рядами за пояс, так что образовывалось нечто вроде фартука или юбки. Почти каждый дом жертвовал на «Акатуй» какую-нибудь вещь: куски ткани, платки, рубашки, полотенца, яйца и т. п. Богатые люди жертвовали иногда деньги, на которые покупали барана.

Молодые люди для участия в скачках подготавливали лошадей, щедро кормили их овсом, иные даже давали сырые яйца. Накануне праздника молодежь выезжала на конях и устраивала пробные соревнования «для разогрева ног коней».

Для проведения соревнований составлялось своеобразное жюри из почтенных и влиятельных стариков, которое признавалось не только жителями данной деревни.

В день «Акатуя» деревня принимала праздничный вид, на улицах царило веселое оживление. Соревнования происходили на лугу за деревней. Обычно выбирали место рядом с рекой и лесом. Еще до полудня население деревни начинало стекаться на традиционное место проведения конных скачек. Впереди шли выборные старики. Вместе с ними верхом на коне ехал один из парней, который нес длинный шест, привязанный к верхнему концу полотенцем – своеобразной эмблемой праздника. Многие отправлялись на «Акатуй» на подводах, тарантасах. Лошадей и сбрую празднично украшали, в гривы вплетали разноцветные ленты и кисти из шерстяной пряжи, дугу обертывали цветной тканью или полотенцем.

На почетном месте усаживались старики – члены комиссии. Около них вкапывали в землю длинный шест с полотенцем на верхнем конце – акатуй ялавĕ (флаг акатуя).

Когда народа собиралось достаточно, начинались состязания: бег, скачки, прыжки, борьба, стрельба из лука по цели и т. д. Как правило, состязания начинали мальчики. Сначала соревновались в беге на полверсты. Победители получали до десятка яиц. Детей сменяли взрослые, они бегали на дистанцию от одной до двух верст.

Самым популярным видом соревнования на акатуе является борьба на поясах. В качестве пояса используется полотенце. Каждый борец держит полотенце в руках, охватывая им талию противника. Борьбу также начинали мальчики, постепенно очередь доходила до взрослых. Оставшийся непобежденным борец получал титул богатыря (паттăр). Его обычно награждали бараном.

Одним из центральных моментов на состязаниях праздника акатуй были конные скачки. Победителям скачек дарили вышитые полотенца, призы обычно привязывали к шеям лошадей.

Праздник акатуй украшали разнообразные шуточные соревнования типа «бега в мешке», «бега на трех ногах», «разбивания горшка», «девушки с коромыслом» и т. п. Силу и ловкость показывали в таких играх, как бой с мешками на бревне, поднятие гирь, различного рода перетягивания и т. д.

После состязаний молодежь разбивалась на несколько возрастных групп, и каждая из них затевала свои игры. Парни и девушки устраивали пляски, пели песни. Веселье продолжалось до позднего вечера.

Старики и семейные пары возвращались в деревню сразу же после окончания состязаний. Они приглашали к себе домой приезжих из соседних деревень родственников и знакомых, и пировали допоздна».

Заключение

Примечательной особенностью праздников акатуй в последнее время являются награждение передовиков производства, концерты самодеятельных и профессиональных художественных коллективов, соревнования по современным видам спорта, разъездная торговля и т. д. В условиях города, районного центра такая приближенная к стандарту «массовых мероприятий» место или территория почти полностью скрадывает поэзию национальной специфики.

Акатуй следует проводить, стараясь сохранить все лучшее от традиционного его ритуала. Мы теперь узнаем и узнали, что некоторые этапы, атрибуты проведения уже отсутствуют, не проводят. Если так, будем продолжить наши праздники, то совсем забудется такое проведение праздника. Узнали, что сходятся этот праздник с сабантуем, проводимым в настоящее время. Татарский народ с каждым годом проводят, а чуваши в Татарстане нет. У нас все вместе с татарским народом проводят.

В настоящее время учащиеся нашей школы не забывают культуру чувашского народа. В школе проводятся различные мероприятия, связанные с традициями и обрядами. Нам очень хотелась, чтобы о чувашских обрядах, о нашей родине, о селе, где мы родились и выросли, узнали и другие люди, чтобы она им тоже полюбилась и запомнилась. Приезжайте к нам погостить, и вы все увидите своими глазами. Видимо, акатуй следует проводить, стараясь сохранить все луч­шее от традиционного его ритуала

Литература.

1.Культура Чувашского края. Часть I: Учебное пособие /В.П. Иванов, Г.Б. Матвеев, Н.И. Егоров и др. /Сост. М.И. Скворцов. – Чебоксары: Чув. кн. Изд-во, 1994. стр. 193 – 197.

2.Расказы жителей села:

— Урмаевой В.Ф., 1932 года рождения;

— Илюшкиной Д.З., 1916 года рождения

3.Ача-пăча сăмахлăхĕ: Хушма вулав кĕнеки: Вăтам классем валли /Г.Г.Иванов пухса хатĕрленĕ. – Шупашкар: Чăв.кн. Изд-ви, 1996. Стр.12..

4. Материалы из Интернета

ru.chuvash.org›e/…

ru.wikipedia.org›Акатуй

pismadljaliz.livejournal.com

5.Спетая песня Подаковой Раисы Васильевны

6. Уразманова Р. К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала (Годовой цикл. XIX — нач. XX века).

7. Историко-этнографический атлас татарского народа. Казань: Изд-во ПИК «Дом печати», 2001. С. 50.,

8. Никишенков А.А. Традиционный этикет народов России. XIX – начало ХХ вв. М.: Старый сад, 1999, С.77

9. Кучемезов Б.Х. Земледелие у балкарцев //Этнографическое обозрение. 2001, №1. С. 73.

10. З.С.Антонова, Н.Г.Иванова Родная литература. 6 класс. Учебник. Чув. кн. изд-во «Чебоксары». 2003 год.

Приложение

На поляне во время проведения праздника.

Идет состязание на поднятие гири.

Ученики школы на сцене праздника. 2000 год

Наименование
:

Акатуй – праздник песни и труда

Сортировка
:

1691

Дата
:

05.07.2019

Краткий текст
:

Об истории празднования весенних аграрных обрядовых празднеств и магических действий у чувашей.

Полный текст
:


Наверное, нет в нашей республике и за ее пределами человека, который не слышал о празднике «Акатуй». Акатуй (праздник пахоты) – это цикл весенних аграрных обрядовых празднеств и магических действий у чувашей. В популярной литературе часто используется перевод «свадьба плуга» и «свадьба плуга и земли», который по мнению ученых является неверным толкованием.

Изначально праздник был несколько другим, чем в настоящее время. Перед началом весенних полевых работ старший в семейно-родственной группе собирал родню по мужской линии – односельчан. Стол передвигали к раскрытой двери, ставили ковш с пивом, на блюде подавали каравай, круг сыра чӑкӑт, крашеные яйца, колобки и др. Глава семьи отламывал и раздавал гостям кусочки хлеба, сыра; старший из родни, обращаясь в сторону приоткрытых дверей, молился богу Турă и другим божествам и духам, покровительствовавшим земледелию о богатом урожае, плодовитости и тучности скота, здоровья и благополучия семье и родне, после чего съедали розданное и садились за стол угощаться. Спустя некоторое время, взяв с собой еду и напитки, направлялись на озимое поле, с ними шла молодёжь, дети. На краю загона старший обращался к богу Турă, божествам и духам земли, каждый из участников обряда отделял немного от еды и напитков, затем трапезничали; молодёжь гадала об урожае, бросая в поле яйца. Возвращались домой с обрядовыми песнями. На другой день родню собирала следующая семья; угощение, обрядовые действия проходили скромнее. Эта часть Акатуя длилась неделю, каждая семейно-родственная группа обязана была исполнить обрядовые действия, за этим строго наблюдали старейшины села. Считалось, что в противном случае боги и духи покарают деревню, наслав засуху, град и пр. С христианизацией эту часть Акатуя постепенно перестали исполнять.

После завершения весенних полевых работ селение или несколько соседних устраивали празднество на лугу близ водоёма. У женщин, вышедших замуж в течение года с прошлого Акатуя собирали расшитые полотенца. Вкапывали длинный шест с расшитым полотенцем наверху — флаг Акатуя. Начальной частью являлись состязания: бег, борьба, скачки, поднятие гири и др., в которых участвовали мужчины. Бегуны выступали в разных возрастных группах: от мальчиков до молодых мужчин, победители получали полотенца, яйца. Борьбу на поясах начинали подростки, по мере выбывания побежденных постепенно подключались юноши, мужчины. Сильнейшего именовали богатырем «паттӑр», подносили барана, купленного вскладчину или выделенную богатым односельчанином; победитель, взвалив барана на плечи, делал круг почёта. Наиболее захватывающим зрелищем считались скачки. Стартовали в поле, финишировали около флага. Всаднику дарили полотенце, иногда что-нибудь из праздничной одежды. На состязания допускались и жители других деревень. Устраивали шуточные соревнования женщин, детей: бег в мешках, бег с полными вёдрами и др. Семейные со своими гостями возвращались в селение и пировали, молодёжь продолжала веселиться.

По решению Чувашского ОК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров Чувашской АССР с 1933 г. стали проводить колхозные и районные праздники «Акатуй» по единому сценарию, составлявшемуся республиканским оргкомитетом. Празднование Акатуя в советское время утеряло свой сакральный характер, так как основной целью праздника уже являлось подведение итогов весенне-полевых работ. Праздник состоял из митинговой части с докладом и чествованием передовиков, затем шли спортивные состязания, концерт художественной самодеятельности (несколько номеров были обязательными для всех коллективов), массовое гуляние. Призы участникам состязаний выделяло, как правило, правление колхоза или совхоза.

С конца 1950-х гг. Акатуй стали именовать «праздником песни и труда»; завершающим являлся Республиканский праздник песни и труда, проходивший в г. Чебоксары. На республиканском празднике песни и труда традиционным было выступление сводного республиканского хора, районных самодеятельных коллективов на нескольких площадках, организовывались массовые народные гуляния. С 1990-х гг. празднику вернули первичное название – «Акатуй». С 2000-х гг. республиканский Акатуй проводится поочередно в районных центрах. В диаспоре Акатуем именуют празднества, организуемые чувашскими национально-культурными обществами. Кроме того, традиционного в нашей республике стало проведение Всечувашского праздника «Акатуй», который в этом году прошел уже в седьмой раз.

Сейчас Акатуй является для обычного человека не только праздником в честь окончания весенне-полевых работ, подведения их итогов, но возможностью встретиться с родными, друзьями, ознакомиться с историей и традициями малой родины, поучаствовать в различных спортивных состязаниях, посмотреть выступления коллективов художественной самодеятельности и др.

Список источников и литературы:

1. Димитриев, В.Д. Чувашские исторические предания. – Чебоксары: ЧКИ. 1893. — С. 112.

2. Егоров, Н.И. Праздники и календарные обряды. // Культура чувашского края. Чебоксары, 1994. – С. 225.

3. Мадуров, Д.В. Традиционное декоративное искусство и праздники чувашей. / Д.В. Мадуров. – Чебоксары: Чувашское книжное изд-во. 2004. – С. 146.

4. Чувашская энциклопедия. Т. 1: A — E/ [Ред. совет: Н. В. Федоров (пред.) и др.; Редкол.: В. С. Григорьев (гл. ред.) и др.]. — Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, — 2006. — 587, [3] с.

5. Элле, Кузьма Васильевич. Акатуй [Текст: электронный ресурс] / К.В. Элле; Чуваш. науч.-исслед. ин-т социально-культурного стр-ва. — Электрон. текстовые дан. (1 файл: 41 024 582 байт). — Чебоксары: Национальная библиотека Чувашской Республики, 2012.

6. Анисахарова, О.В. Традиционные праздники чувашского народа [Электронный ресурс]: [о чувашских праздниках и обрядах] / О.В. Анисахарова. — Электрон. текстовые дан. (1 файл: 159 191 байт). — // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. — 2006. — № 5. — С. 75-84.

7. Шарафутдинов, Дамир Рауфович. Языческие обряды финно-угорских народов и чувашей [Текст: электронный ресурс] / Дамир Рауфович Шарафутдинов. — Электрон. текстовые дан. (1 файл: 338 КБ). — // Гасырлар авазы = Эхо веков. — 2011. — № 3/4. — С. 298-304: ил.

Аннотации к фотодокументам
1. Музыкант во время игры на шӑпӑр (хӑмпӑ – пузырь, волынка) на празднике «Акатуй» в с. Яншихово-Норваши Янтиковского района. 1933 г. Коллекция фотодокументов БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии, № 450.

2. Выступление чувашского хора на празднике «Акатуй» в д. Кошкино Чувашской АССР. 1933 г. Коллекция фотодокументов БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии, № 2654.

3. Колхозники во время покупки товара на празднике «Акатуй» в Вурнарском районе Чувашской АССР. 1933 г. Коллекция фотодокументов БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии, № 2655.

4. Музыканты во время игры на скрипке (сӗрме купӑс, хӑма купӑс) на празднике «Акатуй» в Вурнарском районе Чувашской АССР. 1934 г. Коллекция фотодокументов БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии, № 2656.

5. На праздновании «Акатуй» в с. Батырево Чувашской АССР. 1935 г. Коллекция фотодокументов БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии, № 14349.

6. Заслуженная артистка Чувашской АССР А.И. Токсина (слева) с хором во время выступления на празднике «Акатуй» в Козловском районе Чувашской АССР. 1935 г. Коллекция фотодокументов БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии, № 16811.

7. На празднике «Акатуй» в Козловском районе Чувашской АССР. 1936 г. Коллекция фотодокументов БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии, № 650.

8. Выступление музыкантов колхоза д. Вурман-Касы Вурнарского района на районном празднике «Аакатуй». 1936 г. Коллекция фотодокументов БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии, № 13513.

9. Праздник «Акатуй» в Батыревском районе Чувашской АССР. 1950-1952 гг. Коллекция фотодокументов БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии, № 13801.

10. Выступления сводного хора на республиканском празднике «Акатуй», посвященном празднованию 75-летия со дня образования чувашской автономии и 1100- летия Волжской Булгарии, на стадионе «Труд» в парке культуры и отдыха «Лакреевский лес». 24.06.1995. Коллекция фотодокументов БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии, № 27251.

11. Хоровод самодеятельных артистов из разных районов Чувашской Республики на республиканском празднике «Акатуй», посвященном празднованию 75-летия со дня образования чувашской автономии и 1100- летия Волжской Булгарии, на стадионе «Труд» в парке культуры и отдыха «Лакреевский лес». 24.06.1995. Коллекция фотодокументов БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии, № 27252.

12. Гости из других регионов России на республиканском празднике «Акатуй», посвященном празднованию 75-летия со дня образования чувашской автономии и 1100- летия Волжской Булгарии, на стадионе «Труд» в парке культуры и отдыха «Лакреевский лес». 24.06.1995. Коллекция фотодокументов БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии, № 27253.

13. На республиканском празднике «Акатуй», посвященном празднованию 75-летия со дня образования чувашской автономии и 1100- летия Волжской Булгарии, на стадионе «Труд» в парке культуры и отдыха «Лакреевский лес». На снимке: зрители на празднике на переднем плане слева направо: Председатель Кабинета Министров Чувашской Республики Э.А. Аблякимов, летчик – космонавт, дважды Герой Советского Союза А.Г. Николаев, Президент Чувашской Республики Н.Ф. Федоров. 24.06.1995. Коллекция фотодокументов БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии, № 27254.

14. Представители Козловского района на праздничном шествии на республиканском празднике «Акатуй», посвященном празднованию 75-летия со дня образования чувашской автономии и 1100-летия Волжской Булгарии, на стадионе «Труд» в парке культуры и отдыха «Лакреевский лес». 24.06.1995. Коллекция фотодокументов БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии, № 27389.

В.Н. Сохорова

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Чужой инженеры сценарий читать
  • Чувашский праздник аван
  • Чужой завет сценарий читать
  • Чувашский праздник 6 букв сканворд
  • Чужой 4 воскрешение сценарий