Чувашский праздник осеннего пива

Ежемесячный журнал истории (краеведения), путешествий, приключений и научной фантастики.

Чтобы увидеть самобытные традиции чувашей, необязательно ехать за тридевять земель. Достаточно посетить резиденцию их местной национально-культурной автономии в Екатеринбурге, что расположилась в парковом районе города. В идеале это лучше сделать в день их национального праздника, когда цвет диаспоры, чтущей традицию, собирается на общее завораживающее действо.

Команде «Уральского следопыта» повезло: в середине октября нас пригласили на праздник пива, вернее на «Праздник осеннего пива», что по-чувашски означает Кĕр Сăри! Мы увидели обряд осеннего благодарения духам предков, которые всегда помогают трудолюбивому народу. Благодарили за новый урожай, за возможность испечь хлеб и пироги, испить свежего душистого пива.

Оказывается, пиво – национальный чувашский напиток, который  варится ими по особой технологии уже более двух тысяч лет. Скромность, радушие, гостеприимство – национальные черты чувашей. Мы увидели выступление фольклорного коллектива с зажигательными и проникновенными песнями. Лишь позднее мы узнали, что руководителем коллектива является известная солистка нашего оперного театра Наталья Макеева (опера «Царица ночи»).

Яркие национальные костюмы, орнамент вышивки, являющий символы дома, рода, семьи и благополучия, обряды и песни,  – все это создавало атмосферу доверия и радости от встречи с замечательными людьми. Пиво лишь добавляло нотку тепла и взаимопонимания.

Нам обязательно нужно вернуться сюда снова, чтобы побывать на очередном празднике и больше узнать об особенностях мироощущения этого звонкого и светлого народа.

Вернуться в Содержание журнала



У каждого народа, чья жизнь связана с земледелием, издревле был праздник, знаменующий окончание сбора урожая. Есть он и у чувашей.  Он назывался «Кер сӑри» (праздник осеннего пива). Крестьяне  благодарили за новый урожай и молились за будущий обильный. Делали это сообща, собираясь всем селом в конце октября или в начале ноября. Из зерна нового урожая пекли хлеб, варили пиво и просили у богов для всех членов рода здоровья, достатка и благополучия, защиты от пожаров, врагов и стихийных бедствий…

Сегодня эти праздники возрождаются, приумножаются, обрастают новыми традициями. А нижнеулу-елгинские мастерицы расскажут вам о секретах изготовления чувашского кваса (чӑваш сӑри).

Квас – национальный напиток чувашей. В старину каждая  семья выращивала хмель и варила квас  по  собственным рецептам, которые передавались из поколения в поколение. Готовили его  много  и различной крепости: для ежедневного потребления – слабое, а на праздники – хмельное. Варили из расчета примерно полтора литра в день на каждого члена семьи, включая детей. Да, да, детей тоже, так  как  квас, который  варился на каждый день, был «нулевым» по градусам. Что нужно для изготовления деревенского кваса  в  домашних условиях? 

Солод. Чуваши изготовляют его из ячменя в осенний период на весь год. Ячмень замачивают, проращивают, сушат, мелют и кладут в сухое место на хранение. Кроме ячменного солода изготовляют ржаной, пшеничный, овсяный и просяной.

Вода. Применяют обычную питьевую. 

Хмель. Для пивоварения применяют женские шишки хмеля. Для изготовления детского кваса – мужские.

Дрожжи. В старину каждый пивовар собирал налет дрожжей со стен пивных бочек и кадок, сушил. При закваске пива готовил из них кулагу.

Кулага. Это активная пивная закваска. Приготовляется путем перемешивания старых, засушенных дрожжей в 1-2 литрах пивного сусла. Туда еще добавляют 2-4 ложки ржаной муки для лучшего проращивания пивных дрожжей. Также собирали хмель, сушили его и кипятили.

Ароматизирующие добавки – это естественные добавки. Их много: ягоды, яблоки, мятные травы. 

В селе Нижнеулу-Елга тоже есть настоящие мастера приготовления чувашского кваса.  В связи с ограничительными мерами из-за угрозы распространения коронавируса  мы не смогли провести праздник «Кẽр сằри» и поэтому делимся некоторыми рецептами  его приготовления. Самый  ядреный и крепкий квас у Ванюшиной Лидии Николаевны.

Для приготовления она собирает хмель, сушит его в темном месте, из красной свеклы и молотого ячменя  делает лепешки, подсушивает их. Когда затевает варить квас, в воде кипятит эти лепешки, добавляет хмель, различные ягоды.

Савельева Нина Александровна  любит хлебный квас, который не требует больших усилий. Примерные пропорции на банку: пара кусков поджаренного хлеба; сахар – от двух ложек до половины  стакана;  дрожжи – 10 г сырых или горсть изюма; вода – почти под горлышко банки.

Григорьева Ирина Витальевна научилась готовить квас на современный лад: покупает готовый сухой квас, кипятит воду, добавляет горстку изюма. 

Конечно, сейчас технология варения кваса   усовершенствована, но, главное, он  был, есть и останется напитком чувашей. 

Ирина КОРНИЛОВА, заведующая сельским многофункциональным клубом.

19 января 2019

фото пива Кер Сари

«Кер Сари» – особая линейка традиционного чувашского пива, которое ОАО «Букет Чувашии» варит к празднику сбора урожая. Хмельной напиток считается в республике национальным, но пиво Ker Sari – новинка последних лет, к выпуску которой предприятие шло несколько десятилетий.

В середине 70-х прошлого века Чебоксарский пивзавод начинал работу на привозном сырье и производил стандартное «Рижское», «Жигулевское», «Бархатное». Варить пиво по рецептам, передававшимся из поколения в поколение, стало возможно после запуска собственного производства ячменного и ржаного солода, бурения артезианской скважины глубиной 205 м, введения в строй отделения водоподготовки и мембранной системы фильтрации хмельного продукта.

Сегодня пиво «Кер Сари», удостоенное золотой медали международного форума «Продэкспо-2018» как «Лучший продукт года» – неотъемлемый атрибут праздника, который чуваши отмечают в республике и за её пределами. Наряду с другими марками «Букета Чувашии», которые ежегодно получают награды престижных выставок в Москве, Сочи, Ростове-на-Дону, национальный напиток широко представлен в нижегородском и столичном регионе.

Историческая справка

Впервые «Кер Сари», чье название дословно переводится как «осеннее пиво», было сварено в год сорокалетнего юбилея предприятия. Завод строили по типовому проекту и оснастили отечественным оборудованием. В 1974 году началось производство пива с розливом в бочки, год спустя – в бутылки. Лишь в 1996 году с пуском тоннельного пастеризатора освоен выпуск хмельного напитка с длительным сроком хранения.

В настоящее время в технологической цепочке задействовано оборудование ведущих мировых производителей:

  • сусловарочный котел компании Steineker (Германия);
  • датское оборудование размножения ЧКД и финские танки для хранения дрожжей;
  • немецкий пресс-фильтр Pall Seitz Schenk часовой производительностью 300 гектолитров;
  • станция сжижения углекислоты (Haffmans, Нидерланды);
  • голландская мембранная система фильтрации Pentair;
  • итальянская линия розлива в ПЭТ-бутылки.

С 2007 года налажен выпуск пива емкостью 0,5 л в алюминиевых банках.

Основательная модернизация способствовала улучшению качества продукции и расширила возможности разработки и продвижения пива, сваренного по традиционным рецептам. С 2014 по 2016 гг. пиво «Букет Чувашии» с выраженным национальным колоритом неизменно завоевывал золотые награды международной выставки «Продэкспо». В 2018 году столь же высокой оценки профессионального жюри заслужило пиво «Кер Сари».

Традиции «осеннего пива»

«Кер Сари» – не только марка напитка, но и название праздника. Ритуал благодарственного моления богам и предкам традиционно совершался на новолуние в конце октября — начале ноября. Праздник органично вписался и в церковный календарь крещеных чувашей и начинается вечером в четверг спустя месяц после Покрова. Именно к этой дате варят пиво нового урожая, служащее ритуальным напитком.

Праздник «Кер Сари» начинается в доме старейшины рода, досконально знающего традиции и ритуальный текст. Моление совершается с наполненными кружками. Вместе с благодарственными словами за собранный урожай у богов просят силы народу, покоя миру, сладкоречия после вкушения горечи пива и тысячекратного умножения каждого проросшего зерна в следующем году.

Пенный напиток обязательно выпивают до начала трапезы. Традиция предписывает преподнести гостю три кружки подряд, каждая из которых сопровождается обращением к отдельному божеству.

Виды пива Кер сари

Кер сари светлое, 5,3%

Пиво красивого светло-соломенного цвета с белоснежной плотной пеной. Обладает выраженным солодовым и хмелевым ароматом. Вкус насыщенный, с ощутимой зерновой составляющей. Рецептура включает светлый ячменный солод, хмель и рисовую крупу, что придает пиву оригинальную и мягкую медовую сладость с хмелевой легко-освежающей горчинкой в послевкусии.

Кер сари темное, 4,3%

Пиво, сваренное по традиционному рецепту из солода двух сортов, – карамельного и светлого. Образует пену сливочного оттенка, рубиновое на просвет. Выделяется приятным ароматом и бархатистым вкусом, в котором преобладает карамель с легкой горчинкой и едва заметными нотками сливок и шоколада.

фото видов пива Кер Сари

Чувашские праздники и обряды
Познакомимся с праздниками и обрядами одного из российских народов, а именно чувашей.Свадебный и семейные обряды

Жениха в дом невесты сопровождал большой свадебный поезд. Тем временем невеста прощалась с родней. Ее одевали в девичью одежду, накрывали покрывалом. Невеста начинала плач с причитаниями (хёр йёрри). Поезд жениха встречали у ворот с хлебом-солью и пивом. После продолжительного и весьма образного поэтического монолога старшего из дружек (ман кёру) гостей приглашали пройти во двор за накрытые столы. Начиналось угощение, звучали приветствия, пляски и песни гостей. На другой день поезд жениха отъезжал. Невесту усаживали верхом на лошадь, или она ехала стоя в кибитке. Жених три раза ударял ее нагайкой, чтобы «отогнать» от невесты духов рода жены (тюркская кочевническая традиция). Веселье в доме жениха продолжалось с участием родственников невесты. Первую брачную ночь молодые проводили в клети или в другом нежилом помещении. По обычаю, молодая разувала мужа. Утром молодую одевали в женский наряд с женским головным убором «хуш-пу». Первым делом она ходила на поклон и приносила жертву роднику, потом начинала работать по дому, готовить пищу.
Свадебный и семейные обряды
Чувашская свадьба

Первого ребенка молодая жена рожала у своих родителей. Пуповину резали: у мальчиков — на топорище, у девочек — на ручке серпа, чтобы дети были трудолюбивыми. В чувашской семье главенствовал мужчина, но и женщина имела авторитет. Разводы случались крайне редко. Бытовал обычай минората — младший сын всегда оставался с родителями, наследовал отцу. Традиционный характер имеет у чувашей обычай устройства помочей (ни-ме) при строительстве домов, хозяйственных построек, уборке урожая. В формировании и регулировании морально-этических норм чувашей всегда большую роль играло общественное мнение селения (ял мен капать — «что скажут односельчане»). Резко осуждалось нескромное поведение, сквернословие, а тем более редко встречавшееся среди чувашей до начала XX в. пьянство. За воровство устраивали самосуд. Из поколения в поколение чуваши учили друг друга: «Чаваш ятне ан сёрт» (не срами имени чуваша). Календарные праздники приурочены к основным переломным периодам астрономического года — зимнему и летнему солнцевороту, осеннему и весеннему солнцестоянию. В древности у чувашей началом года считалось ближайшее к весеннему солнцестоянию (21—22 марта) новолуние. В эти дни чуваши-язычники проводили обрядовые действия, посвященные проводам старого года (çаварни, калăм, сĕрен, вирĕм) и встрече года наступающего (манкун). В мае отмечался посвященный земледелию и весенне-полевым работам праздник акатуй. А на начало лета приходился день поминовения усопших, аналогичный русской троице, симĕк. Следующей важной вехой в древнем календаре был период летнего солнцеворота (21 — 22 июня). В это время крестьяне испрашивали у бога хорошего урожая, тучного скота, здравия себе. Молодежь тогда начинала водить хороводы, устраивала по вечерам игрища.В дни осеннего солнцестояния (21—22 сентября), завершая годовой цикл хозяйственной деятельности, проводили семейно-родовые торжества чÿклеме. По языческим представлениям, весной и летом на земле торжествуют силы добра и плодородия, поэтому все обряды направлялись на их поддержание. В осенне-зимний период, наоборот, якобы властвовали разрушительные силы зла. Соответственно все ритуально-обрядовые действия направлялись на избавление от козней злых духов и прочей нечисти. Считалось, что наибольший разгул их приходится на дни зимнего солнцеворота (21 — 22 декабря). В это время чуваши отмечали сурхури: совершали ритуальные действия с целью изгнания злых духов и обеспечения благополучия общества. До периода весеннего солнцестояния продолжалась эта борьба между разрушительными и созидательными силами. Наконец годовой цикл обрядов завершался, силы добра окончательно побеждали зло.

Житейские обряды

Помимо праздников чуваши проводят целый ряд различных обрядов связанных с повседневным бытием. Выделим те из них, что конкретно посвящены пиву.Кĕр сăри (кĕрхи сăра «осеннее пиво», кĕр çурти «осенняя свеча», автан сăри «петушиное пиво») – обряд осеннего поминовения предков во время которого проводился ритуал хывни. Проводился во время праздника Çимĕк и Мăнкун.Салтак сăри – солдатское пиво, подаваемое на проводы солдата. Сăра чÿкĕ – обряд жертвы пива в праздник чÿклеме в честь уборки нового урожая. Приглашаются родственники. У двери ставится стол, на который кладутся хлеб и сыр. Затем руководитель обряда приглашает всех встать и после молитвы из огромного ковша (алтар) отпивает пиво. Ковш с пивом передается следующему и обряд повторяется девять раз. Сăра парне – угощение пивом – ритуал, проводившийся в течение всех основных праздников чувашей. Туй мунчи. За три дня до свадьбы варится пиво. К жениху собирается родня и моется в бане, после которой бывает застолье. Молодые просят стариков благословления начать свадьбу. Улах – около 1 октября до полуночи проводят девичьи посиделки с безалкогольным застольем, танцами и играми с парнями улах. Родители молодежи в это время дома угощаются пивом. Хĕр сăри – девичье пиво. Девичьи посиделки, проводившиеся глубокой осенью. Халăх сăри – (народное пиво) проводилось во время Мăнкун. Женщины к этому обряду не допускались. Хмель покупают на собранные у народа деньги или средства, вырученные на сдачу в аренду неудобных клочков земли. Люди совместно приносят продукты от этого и название обряда. В пивоварне ставилось несколько чанов: маленький чан для киреметя, то есть для поминания предков, большой для Турă. Затем все сельчане собирались вместе и пили пиво, после чего несколько стариков шли на киреметь. После моления на киремети кашу и пиво приносили в жертву предкам.
Чувашские обряды
Распитие пива 

День зимнего солнцестояния

Сурхури — начало солярного цикла празднеств (22 декабря). Сур хури (плевать на черное) отрицание печали. Другое понимание сурхури — сурах ури (овечья нога – чув.). Местное название праздника нартукан. Во время этого праздника принято было гадать. За три дня до праздника две девушки обходят дома, где есть дочь невеста (продолжательница рода) деревню и собирают солод и крупу для пива и каши. В каком либо пустующем доме все это варится. Вечером в этом доме празднует молодежь. На следующее утро приходят родители молодежи, в основном – отцы. Их сажают на почетное место и по очереди угощают пивом, поют шуточные песни и кланяются им. Девушки в этот праздник с наступлением темноты заходили в овин и дергали овец за задние ноги, для того чтобы обеспечить их плодородие и с целью погадать о будущем. Основным смыслом праздника являлось окончание солнечного года (самый короткий день в году) и рождение нового солярного года.Видимо, смысл названия праздника сурхури имеет сакральное значение и связан с жертвой богам в виде окорока, позднее — ковша пива. С ковшом чуваши ассоциировали созвездие Большой Медведицы (алтăр — çăлтăр чув. ковш — созвездие). Алтăр – по-чувашски буквально «рукодержец», считалось, что именно это созвездие указывает на полярную звезду.
Праздничный стол сурхури
За праздничным столом на Сурхури 

Кăшарни (23 декабря – 1 января)

По сути, кăшарни или шерни это не самостоятельный праздник, а часть праздника, неделя после сурхури. Зимняя неделя. Во время чувашского кăшарнихĕр сăри девичье пиво. По домам ходили ряженые и имитировали битье кнутом всех чужих. Гадали и родители молодых, засылали сватов. проводился обряд. Ритуально приготовленное пиво выступает непременным атрибутом любой чувашской церемонии. И данный праздник не исключение. Обычное пиво от ритуального отличается соблюдением определенного обряда и чтением молитв при его приготовлении. Кăшарни — это неделя после 21 декабря, даты зимнего солнцестояния.

Çăварни

Так как год делился только на два сезона, то çăварни — праздник встречи летнего периода года. «Состоит из двух частей аслă «старшей» и кĕçĕн «младшей» çăварни. В старшую масленицу проводили сакральную часть, в младшую – катание на санях. В масленицу катались с масляничной горы и катание на санях впряженными лошадьми. Накануне аслă çăварни «старшей масляницы» проводили обряд поминовения предков. В описаниях В.К. Магницкого в Ядринском районе накануне воскресения масленицы ставили соломенную бабу на всгорочке (символ урожая?) и по утру смотрели, не наследила ли вокруг нее собака или не погрызли ли ее мыши, что являлось дурным предзнаменованием (предвестник будущего плохого урожая?). Проходили обряды сжигания зимы – соломенной бабы и разведением костров. Чÿклеме, благодарения бога, проходит на масленицу, поэтому называется çăварни чÿклеме. Последовательность угощения пивом здесь выглядит следующим образом. Сначала пьют чÿклеме курки (ковш чуклеме), потом – сурăм курки (ковш в честь духа Сурам), третьим — савăш курки (любовный ковш).
Çăварни
На çăварни

Калăм

– проводы старого года (14 марта – 20 марта). Перед празднованием Нового года Мăнкун чуваш, проходил праздник поминовения предков и проводов старого года – Калăм. Если подходить строго, Калăм это не самостоятельный праздник, а часть нового года Мăнкуна. Празднование длилось несколько дней. Первый день Калăма называется «çурта кун» «День свечи». В этот день поминают предков. За день до Мăнкун (20 марта) на месте керемет проводился обряд жертвоприношения духам далеких предков (хывни). Проводился обряд Калăм сăри «пиво калама». Перед поминками в ближайшую после смерти субботу и перед Великим Днем приглашали духов предков попариться в бане после того как все помоются.
Калам
На Калăм

Мăнкун

– Новый год (с 21 марта по 1 апреля). С восходом солнца люди поднимались на вершины священных гор и возносили молитвы о благополучии и урожае.Мăнкун — один из самых главных праздников древнего мира. Длился он 11 дней. На пятый день Мăнкун проводились моления, починалась бочка нового пива пичке пуçлани. Во время молений преподносятся «именные» ковши пива: савăш курки, сÿре курки.На Мăн кун вывешивали по всей избе полотенца – сурпаны, также как и на другие праздники ходили со своим бочонком пивом и сырниками из творога и ячменными хлебцами по всем родственникам.Во время домашних молений выливали немножко пива из ковша и бросали кусочки лепешек в огонь печи. В период этого праздника проводился обряд çураçма (сватовство). Сваты приходили в гости со своим бочонком пива.
Праздник Калам
Верховые чуваши провожают уяв в промежутке между мăнкун и Çимĕк

Хěрлě çыр (половодье)

Существовал в древности еще один любопытный праздник, связанный с природным циклом – Красная горка, у чувашей Хěрлě çыр (красный берег). Праздник проводится в период половодья на красивой возвышенности над рекой, называемой хěрлě çыр. Еще одним изотерическим смыслом чувашского понятия выражения хěрлě çыр является красная черта. Черта переход от мира абсолюта в мир материальный, черта материализации духовной энергии.

Курак (время появления первой травы)

В начале апреля существовал обряд сбора первых съедобных трав, из которых готовили разные яства, в том числе национальное блюдо суп салму.В старину это происходило следующим образом. Ранним утром девушки и юноши шли в поля и лес первыми весенними травами и цветами. Восход солнца принято было встречать уже на месте сбора цветов. Затем юноши начинали состязания в силе и ловкости. Девушки состязались в танцах и пении. Затем, расстелив на траве скатерти, обедали принесенными из дома кушаньями. Вечером с музыкой, пением травами с букетами цветов возвращались домой.

Акатуй 

— начало земледельческий цикл празднеств чувашей.(день проведения первой ритуальной борозды)Один из древнейших земледельческих праздников.К выходу на акатуй готовились заранее, мылись в бане, надевали чистую праздничную одежду. Светлые одежды являлись признаком сакральной чистоты.В древности женщины сопровождали торжественную процессию и угощали всех хлебом и пивом. Проводившего борозду люди осыпали комьями земли. Во время «свадьбы поля» украшали рога быка проводившего вспашку хлебом, красными лоскутками, и красным жгутом от рога к шее.

Акатуй фото

Уяв (12 июня -19 июня)

Çинçе является смысловым аналогом уяв, как время бездействия. Çинçе (тонкий, изнеженный – чув. (время отдыха)) это не праздник, а ритуализированный период после завершения полевых работ (время когда начинает колоситься рожь посеянная осенью) и до 19 июня, когда запрещалось чем-либо беспокоить землю и окружающую природу.В çинçе люди ходили только в светлых праздничных одеждах, и по возможности бездействовали, так как боялись навредить молодым росткам, вылупляющимся птенцам и детенышам животного мира. Если и проводились какие-либо гуляния, то характер танца был как можно мягче, не допускались крики и топот.Таким образом, уяв несет в себе смысл, равнозначный çинçе, времени бездействия, но в то же время его смысл гораздо шире – это время празднования и свадеб.Начинается уяв с обряда жертвоприношения на ичук. Ичук – это не обряд и не божество, это место проведения обряда посвященного богу. На берегу реки находилась чистая красивая лужайка. Здесь были расположены 5 мест для котлов, в которых варили пять жертвенных животных. Эта жертва предназначалась богу Турă и главным принципам мироздания. Здесь разрешалось собираться всем шуметь и веселиться, но только по-доброму.Перед проведением обряда на ичук, спустившись к реке, моют лицо (обряд очищения). Затем проходит обряд калам хывса (жертвоприношение) с возлиянием жертвенного пива. После проведения обряда возвращаются домой не оглядываясь.В старину «во время весеннего праздника Уяв чувашский царь (патша), по преданию, объезжал свои владения, встречался со своими подданными. На высоком шесте развевалось знамя, а чувашские общины вывешивали сурпан (белую женскую головную повязку с вышивками). Царь принимал от общинников дары. Во время встречи с царем проводились моления, игры с песнями и плясками.В последние годы из-за утери понимания значения Уяв его стали смешивать с праздником первой борозды – акатуем.

Çимěк (21 июня – 28 июня)

Çимěк — это один из древнейших праздников человечества, а начинался он через три дня после завершения çинçе. Этот день еще называют виле тухнă кун «день выхода усопших (из могил)». Çимěк начинался в пятницу вечером — связано это с тем, что у чувашей отсчет нового дня начинался с вечера. На следующий день после мытья в бане надевали светлые праздничные одежды и после обеда проводили обряд жертвоприношения духам предков (çураçма хывни), сопровождаемый жертвенным возлиянием и употреблением специально сваренного в культовых целях пива. Дома украшали зеленью.Проводился обряд поминовения предков на киремети. Киреметь место, где обычно растет священное дерево «древо жизни», где обитают духи предков людей этой местности. По-персидски карамат – добро или от греческого керам мат «священная земля». На киремете поминают духов предков и никогда не поминают имя бога. Киреметь — олицетворяет первотвердь с древом жизни на нем, по которой спускаются души новорожденных детей и возле которой концентрируются духи предков. Душам предков чуваши поклонялись на кладбище, а духов предков поминали только старики на киремете. Потому не может быть понятия злой или добрый киреметь. Воздействие этого места на человека зависит от отношения к данному человеку его духов предков.На киремети в качестве жертвоприношений духам предков йыхăраççě использовались мучные и молочные продукты хăймалу. После поклонений на киремети люди идут на ичук и там проводят калам хывса (жертвоприношение), вызывая внимание важнейших сил природы и единственного бога чувашей – Тура. Помолившись, люди пьют пиво. Во время поминания производят жертвенные возлияния пивом.Пиво для жертвенных возлияний готовят при соблюдении некоторых обрядов и молитв. После жертвенных возлияний, оставшееся пиво пьют, а ковш, которым производилось поминание разбивают, оставляя на месте.Праздник относится к солярному циклу, которому соподчинен лунный. Это день летнего солнцестояния (22 июня). В древнем мире символом çимěк была свастика, вращающаяся против движения солнца (как у германских фашистов. День знаменует собой начало угасания солнца – укорачивания дневного времени.После çимěка чувашские женщины выходили на хороводы. К этому дню подготавливались хоры на спевках сăвă калани (исполнение песен). Так вплоть до середины 50-х годов, между деревнями Чăвăш Çепрель (Чувашское Дрожжаное) и Хаймалу собирался в это время хор, состоявший из жителей окрестных деревень. В хоре участвовало около 300 жителей из окрестностей. Пели каноном, и в сумерки звучание хора можно было услышать за десятки километров вокруг.В селе Орбаши Аликовского района в этот день проводилась ярмарка. На площади раскидывались цветы и к вечеру здесь начинались танцы. У чувашей существует мнение, что если потанцуешь на çимěк – весь год болеть не будешь.Çимěк справляется от одного до семи дней. Возможно, именно это качество праздника послужило основанием для подмены смысла празднества христианскими миссионерами. Подмененная версия названия праздника трактуется, как седьмая неделя после православной Пасхи и çимěк справляют в последний четверг перед троицей.Так как çимěк символизирует начало периода угасания светлых сил природы, во время поминовения усопших зажигали три свечи на краю блюда с яствами в честь демона подземного мира хаямат, для его помощника хаямат чавуш и для душ умерших родственников.В день летнего солнцестояния принято было подниматься на вершины гор и возносить молитвы о сохранении полей от засухи и градобития. Там же проводили обряд очищение — çěр хапхи (земляные ворота).
праздник симек

Мăн чÿк

или пысăк чÿк (чук çуртри) справляют через 2 недели после çимěк в период созревания хлебов. Мăн чÿк (учук) — Великое жертвоприношение, а не праздник, здесь нет народных гуляний. Его проводили на священном месте ичук раз в 9 лет. Обряд назывался Турă тăракан чÿклес. В жертву приносился белый бык и сопутствующие животные лошади, гуси, и т.д. Участники обряда благодарили за девятилетний урожай Турă. Молодежь к обряду не допускалась.В источниках мы часто встречаем дату проведения Великого жертвоприношения 12 июля (у христиан на этот день был назначен Петров день) у марийцев этот обряд называется Сÿрем или Кÿсő.Перед обрядом три дня соблюдали пост, не пили и не курили. На следующий день после обряда очищения сĕрен в деревнях собирался большой отряд всадников и изгонял из деревень нечистое и чужое, издавая шум криками и колотушками. В это время «устраивались собрания служителей культа, на которых обсуждались вопросы проведения традиционных молений.

Илен (среда около 2 августа)

Илен — наслаждение. Обрядовое жертвоприношение, которым отмечают конец летнего периода и начало зимнего.В августе – сентябре пчеловоды после снятия меда устраивали свои пирушки с молениями в знак благодарности богу.

Чÿклеме (21-22 сентября)

Праздник-освящение нового урожая — Чÿклеме проводился в день осеннего солнцестояния как завершение годового цикл хозяйственной деятельности земледельцев.Подготавливаясь к празднику, пекли хлеба, варили пиво из нового солода. Жители деревни собирались в доме пригласившего. Перед началом молитвы пели стоя, обратившись на восток древний чувашский гимн земледельцев.Пригласив родственников, проводят короткое моление и угощают их пивом. Особенно строго следят при подношении «любовного» ковша савăш курки. Его нужно допивать до дна, не разговаривая и не останавливаясь. В противном случае гостю грозит штраф в виде еще трех ковшей пива. Вторым ковшом подносят «бороновальный» — сÿре курки.
чуклеме фото

Кěпе (выпадение первого снега)

Очевидно, что празднование Кĕпе приурочивалось к выпадению первого снега. Считалось, что с этого времени начинаются зимние холода. В этот день вся родня собиралась у кого-либо из родственников, проводили обряды, связанные с подготовкой к зиме.

Юпа (ноябрь)

Месяц ноябрь посвящен предкам. В Древней Месопотамии он так и назывался — «месяц отцов». В этот месяц устанавливают каменные или деревянные столбы на могилах умерших.После установления столбов дети в повозке объезжают деревню, приглашая на поминки.Обряд завершался угощением пива.

Сетне кун (19-20 декабря)

День Сета – разрушающего начала. Самый короткий день в году. Этот день считался временем разгула темных сил. В этот день происходят моления домашним духам. В жертву приносится гусь.

КАЛЕНДАРЬ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ
И ПАМЯТНЫХ ДАТ
НАРОДОВ СРЕДНЕГО УРАЛА

Кер сари, чувашский праздник осеннего пива

Категория

Праздники народов Среднего Урала

Осенью чуваши совершают цикл обрядов, посвященных культу предков. Поочередно проводятся обряды «автан сăри» (буквально «петушиное пиво»), поминовение усопших в так называемый «день свечи» («çурта кунĕ») и осеннее пиво («кĕр сăри») – основной обряд осеннего кормления и благодарственное моление верховному богу и усопшим продуктами из нового урожая. Празднование кĕр сăри устраивается в конце октября или в начале ноября на новолуние.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий и «Политикой конфиденциальности персональных данных». Узнать подробнее, какие данные собираются и для каких целей вы можете в «Политике конфиденциальности персональных данных». Ознакомится с «Политикой конфиденциальности персональных данных» вы можете по ссылке http://www.somb.ru/pdn/politika.pdf 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Чужой против хищника реквием сценарий
  • Чувашский праздник мейн кун
  • Чужой прометей сценарий
  • Чувашский праздник масленица
  • Чужой праздник сон