Чыл пажи праздник шорцев

22 марта камы (шаманы) шорских родов провели обряд посвященный «Чыл Пажы» на священном месте «Сарчын» у подножия горы Мустаг в Таштагольском районе. В старину у шорцев началом Нового года считалась весна, в день весеннего равноденствия, по Южно-Саянскому календарю традиционно проводился шорский Новый год или Чыл-Пажи. Праздник Чыл-Пажи был восстановлен активистами Новокузнецкой городской общественной организации «Шория» и центра шорской культуры «Аба-Тура». Чыл-Пажи в переводе звучит как Голова года, на которую падают первые лучи «нового» солнца в день весеннего равноденствия. Этот праздник носит обрядово-мифологический, психологический, нравственный характер, помогает вскрыть эстетические аспекты народного обычая, традиционной шорской культуры. Именно с этого дня начинается год у шорцев, как и у многих тюркских народов (Навруз, Наурыс, Йыл-Баши). «Начало года повернулось, голова змеи загнулась» — записано этнографом Н. П. Дыренковой во время поездок в Горно-Шорский район в

22 марта камы (шаманы) шорских родов провели обряд посвященный «Чыл Пажы» на священном месте «Сарчын» у подножия горы Мустаг в Таштагольском районе.
В старину у шорцев началом Нового года считалась весна, в день весеннего равноденствия, по Южно-Саянскому календарю традиционно проводился шорский Новый год или Чыл-Пажи.
Праздник Чыл-Пажи был восстановлен активистами Новокузнецкой городской общественной организации «Шория» и центра шорской культуры «Аба-Тура».
Чыл-Пажи в переводе звучит как Голова года, на которую падают первые лучи «нового» солнца в день весеннего равноденствия. Этот праздник носит обрядово-мифологический, психологический, нравственный характер, помогает вскрыть эстетические аспекты народного обычая, традиционной шорской культуры. Именно с этого дня начинается год у шорцев, как и у многих тюркских народов (Навруз, Наурыс, Йыл-Баши).

«Начало года повернулось, голова змеи загнулась» — записано этнографом Н. П. Дыренковой во время поездок в Горно-Шорский район в 1925—1932 гг. Этот ритуально-обрядовый праздник, открывающий новый жизненный цикл, как и многие другие шорские праздники на территории Кемеровской области был полностью утрачен после политических репрессий 1939 года, когда появился запрет на преподавание родного языка, на проведение национальных праздников и обрядов.

Особенно жесткие меры применялись к духовным лидерам — камам. К началу 90-х годов в Шории не осталось ни одного практикующего кама. Известно, что в прошлом столетии кузнецкими шорцами этот праздник проводился последний раз в 1925 году на слиянии реки Томи и Кондомы (г. Новокузнецк). Также известно, что этот обряд еще в 50-х годах проводился в Таштагольском районе (поселок Ак Тыг Ал).
Традиционно программа шорского праздника «Чыл-Пажи» включала в себя ритуальные обрядовые действия, связаны с проводами уходящего года и утренней встречи солнца в день весеннего равноденствия, массовые народные гулянья, игры и состязания. Наши предки верили, что зимой добрые Духи покидают землю. Возвращаются они только в день весеннего равноденствия, а в их отсутствие на земле тешатся темные злые силы, которые проникают в жилища людей, приносят несчастья, порождают зло, недобрые помыслы.
Поэтому на долгожданной заре весеннего равноденствия вместе с лучами солнца встречают люди возвращающихся Богов. «Дважды счастлив будет!», — так в старину говорили о тех, кто встречал первые лучи Солнца в день весеннего равноденствия. Красив и мудр новогодний ритуал Очищения и Благословения. Обряд очищения связан с ритуалом сожжения всего плохого в черном костре и проведением очищения всего жизненного пространства. Как отмечают информанты: «В данном ритуале важно все, место расположения костра, форма укладки дров, его расположение, а также место нахождение и порядок движения участников обряда».
По древним традициям, самый великий кам (шаман), который понимал язык природы, птиц, зверей и домашних животных, умел общаться с Богами, Духами гор, рек, лесов, степей и болот проводил кропление и совершал новогодний обряд, вместе с помощниками заранее готовил, потом разводил три ритуальных костра. Костры должны быть расположены в строгом соответствии со сторонами света: маленький (черный) для очищения, выкладывается в виде колодца на Западе. Большой (светлый) благословенный служит для общения с духами, выкладывается на Востоке, и еще один костер служил для приготовления обрядовой пищи и праздничного угощения. Обряд очищения, как правило, проводился до захода солнца.
Считалось, что заходящее солнце уходящего года забирало все плохое, невзгоды и несчастья, уносило с собой в нижний мир. Накануне праздника во всех семьях на каждого члена семьи, включая детей, готовились «чалама» — четыре ленты из ткани разных цветов: синего цвета — символ неба, желтого (по другим источникам красного) цвета — символ солнца, белого цвета — олицетворяет чистые помыслы и черного цвета — означает все плохое (болезни, ссоры, несчастья).
По словам старейшин, ленты должны быть шириной в два пальца и длинною «в два локтя» и что чалама лучше всего готовить самому. Каждый участник обряда на черной ленте должен завязать узлом все свои грехи, болезни, беды, памятные обиды, которые накопились за год, и от которых он хотел бы избавиться. Эти черные чалама сжигались в черном костре, символизируя процесс очищения человека от зла и всех низменных чувств, в самом себе. После сожжения всех черных чалам в костре очищения, производилось «закрытие» этого костра, трехкратным движением против солнца всех участников ритуала, символизирующее закрытие нижнего мира, иногда эту миссию выполнял кам.

Всем людям необходимо забывать ненависть, ссоры, невзгоды, болезни, обиды, все плохое. По словам хранителей традиций «тот, кто переполнен злобой, враждой, обидой, не сможет быть счастливым и радоваться жизни», об этом хорошо знали в старину. Примирению людей способствовали самые авторитетные люди — камы, кайчи (сказители), старейшины, паштыки (главы) родов и семей.

Благодаря общим стараниям, ненависть уступала место миру и согласию. Следующим ритуалом на празднике являлся процесс создания Нового мира. Участники обряда с мыслями о благополучном будущем повязывали свои цветные чалама на Священную березу. Издревле у шорцев бытует поверье, о том, что через Священную березу до Богов быстрее доходят просьбы людей, оно сохранилось до сегодняшних дней и известно в каждой шорской семье. Обращались с просьбой укрепить Дух рода, принести удачу, дать богатый урожай и здоровье в новом году. Причем, каждый человек сначала должен просить для всех людей, живущих на Земле, потом для жителей страны, родного края, затем своему сёоку, (роду), тёолю (семье), и, только в последнюю очередь самому себе. После обряда обязательно следовало щедрое угощение всех присутствующих. Люди веселились, мужчины состязались в силе, ловкости, смекалке, зоркости (в стрельбе из лука, в скачках, в борьбе «Куреш», поднятии тяжестей). Молодые люди знакомились, заключались свадебные соглашения между родителями. Лучшие умельцы показывали свое мастерство. Состязались певцы и знаменитые кайчи (сказители), которые всю ночь под звуки двухструнного музыкального инструмента кай-комуса, пели и рассказывали эпические сказания, прославляя подвиги богатырей.

Наталья Шипеева

Источник

Календарь шорских дат2Шорцы – тюркоязычный народ, живущий в юго-восточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области, а также в некоторых смежных районах Республики Хакасия и Республики Алтай, Красноярского и Алтайского краёв. Как и любой другой народ, шорцы хотят сохраниться как этнос, свою самобытную культуру, язык, традиции и обычаи. С 2000 года стали возрождаться традиционные верования, священные места, проводиться обряды. Восстанавливаться и календарные праздники.

Временные календарные циклы шорского народа складывались в процессе его трудовой деятельности и составляли самые существенные звенья в годовом круге шорцев, уклад жизни которых строился на натуральном способе ведения хозяйства — земледелии, рыболовстве, охоте и т. д. Поэтому в основе календарных циклов — богатейший опыт человека, связанный с освоением природы и окружающей среды.

Данный календарь содержит основные календарные даты шорцев. Материал расположен в хронологическом порядке.

Содержание:

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Январькичиг айы (короткий зимний месяц)

В январе проводятся молодежные зимние спортивные состязания сеоков (родов) «Маарыш». Цель мероприятия – пропаганда национальных игр и видов спорта, воспитание у молодежи духовно-нравственной культуры.

«Малтык-Пайрам» или праздник ружья ежегодно отмечается шорским народом с 18 на 19 января шорцы. В это день мужчины возвращались с малой охоты, обязательно стреляли в воздух.

«Самый момент прихода с промысла у шорцев имел ряд особенностей. Например, охотник сразу не заносил добычу в дом и сам туда не заходил, пока, «пот не высохнет». В это время нельзя было разговаривать с женщиной. Женщине нельзя было встречать своего мужа».

«Праздник ружья» своими корням уходит во времена, когда весомую роль в жизни шорского народа играла удачная охота, а значит и умение владеть оружием.

Услышав звуки ружья женщины накрывали на стол, главное блюдо которого — пельмени. Праздник ознаменует сезон большой охоты. В канун праздника шорские семьи традиционно готовят пельмени с сюрпризами. Внутрь вкладываются маленькие предметы – символы, которые, по поверьям, предсказывают судьбу.

Так блюдо с «монетками» предрекает богатство и благополучие, а «белые и чёрные нитки» — предстоящие радость или неприятность, сладкие пельмени — к достатку, солёные — к бедности. Рыба – символ удачи во всех делах. Однако самой большой удачей было – обнаружить в своем блюде «ружье», поскольку главный символ праздника предрекал его обладателю удачу в охоте на весь год. Шорцы верили, что миниатюрные ружья и топорики из дерева, соль, сахар и прочие предметы в пельменях предсказывают, каким будет предстоящий год.

На празднике все повязывают на березу ленточки. И при этом просят благополучия всем людям, своим родным и близким. Ленточки разных цветов: белый – чистота помыслов и всех дел, здоровье, красный – символ солнца, тепла, жизни и достатка, голубой – символ чистого неба. Традиционные состязания этого праздника: перетягивание палки, тем самым определяли самого сильного парня; стрельба из лука – самый меткий стрелок. Все собравшиеся на праздник вставали в круг, водили хоровод и желали друг другу всего хорошего. Праздник возрожден в 2007 г., проводится только в Мысках.Праздник ружья

Февраль – чел айы (ветренный), азыF айы (медвежий)

В феврале проводится спартакиада коренных малочисленных народов Кемеровской области.

21 февраля – день шорского языка. Международный день родных языков проводится на разных площадках Кемеровской области с 2007 г. («Я – шорец, и я выучу шорский язык!»).

Март — корук айы (бурундучный)

Шорский народный праздник «Чыл-пажи». Это шорский Новый год. Чыл-Пажи в переводе звучит как Голова года, на которую падают первые лучи «нового» солнца в день весеннего равноденствия. Традиционно программа шорского праздника «Чыл-Пажи» включала в себя ритуальные обрядовые действия, связаны с проводами уходящего года и утренней встречи солнца в день весеннего равноденствия, массовые народные гуляния, игры и состязания. Красив и мудр новогодний ритуал Очищения и Благословения. Обряд очищения связан с ритуалом сожжения всего плохого в черном костре и проведении очищения всего жизненного пространства. Одним из ритуалов на празднике являлся процесс создания Нового мира. Участники обряда с мыслями о благополучном будущем повязывали свои цветные чалама на Священную березу. Издревле у шорцев бытует поверье, о том, что через Священную березу до Богов быстрее доходят просьбы людей. После обряда обязательно следовало щедрое угощение всех присутствующих. Люди веселились, мужчины состязались в силе, ловкости, смекалке, зоркости (в стрельбе из лука, в скачках, в борьбе, поднятии тяжестей). Молодые люди знакомились, заключались свадебные соглашения между родителями. Лучшие умельцы показывали свое мастерство. Состязались певцы и знаменитые кайчи (сказители), которые всю ночь под звуки двухструнного музыкального инструмента кай-комуса, пели и рассказывали эпические сказания, прославляя подвиги богатырей.Чыл пажи

В марте шорцы проводят «Аба-тойы» – праздник Медведя. Медведь у шорцев тотемное животное, существуют легенды, что медведь — это обращенный человек. В шорских семьях коготь и клык медведя до сих пор считается самым сильным оберегом. Праздник был возрождён в 2007 году и с тех пор проводится ежегодно. Медвежий праздник – это комплекс обрядов, связанных с культом медведя. Обряды сопровождаются игрой на музыкальных инструментах, ритуальными и развлекательными плясками, пением.

Апрель – ан айы (звериный)

Весенний обрядовый праздник «Шачиг» (ледоход). «Шачыг» (от слова «шаги» — кропить, брызгать) – традиционный весенний обряд у шорцев. Он совершался, когда природа пробуждалась от зимнего сна и реки освобождались ото льда.

В прошлом обряд совершался ежегодно, представляя собой своеобразную подготовку к переводу скота на лет­ние пастбища после зимнего стойлового содержа­ния. В обряде сохранилась память о едином про­исхождении домашних и диких животных. Забота о благополучии домашних животных проявлялась в обращении к воображаемым «хозяевам» гор и рек — Таг-ээзи и Суг-ээзи. Шачыг совершал­ся под руководством шачыгчи, т. е. человека, зна­ющего, как надо выполнять обряд. Чаще всего им являлся потомственный представитель того или иного рода. В каждом селе были свои шачыгчи.

В одном из источников обряд представлен следующим образом. Каждый мужчина должен был передать одному из молодых представителей рода перо глухаря, а каждая женщина – ленты чалама. Молодой шорец связывал из них гирлянду и перевозил её на другой берег, чтобы привязать там на берёзу. А шаман, камлая, водил людей по ходу солнца, по кругу и обращался ко всем горам и рекам с просьбой об изобилии зверя и рыбы. Потом все гадали: подбрасывали вверх деревянную чашу и смотрели, как она упадёт — вверх или вниз дном. И собирали «кастак» — «удачу» в виде кусочков бересты и дерева.

Май — пес айы (кандычный)

Праздник колбы. Шорцы были уверены, что растение колба (черемша), достойно уважения и почитания. Колбы с её целебными свойствами была просто спасение для местных жителей в годы Великой Отечественной войны. Да и сегодня это растение – одно из любимых весенних лакомств шорцев. Они трепетно и уважительно относятся к своим традициям и к природе, поэтому решили посвятить колбе настоящий праздник, на котором кульминацией становится презентация национальных блюд.

Июнь — от айы (травяной, месяц прополки)

1 июня шорцы отмечают праздник шорского букваря «Пайрам-Пичик».

Каждый год, в июне, проводится шорский праздник, который называется «Албаа-Пайрам». Праздник проводится, когда жители заканчивают посев трав на своих полях, посадку овощей на огородных участках. Праздник начинается с обряда благопожелания – все жители и гости, взявшись за руки, идут к кругу. В середине горит огонь. Шаман танцует, задабривая дух огня и прося у него мира и процветания всем собравшимся. На праздник собирается много народу. Жители поселка ставят свой стан, в котором представляют предметы быта, национальные блюда. Все собравшиеся одеты в национальные костюмы, исполняют народные песни и героические сказания о шорском народе. На празднике проводятся спортивные соревнования: борьба, стрельба из лук, скачки. Гостей угощают шорским национальным блюдом – талканом.Албаа Пайрам

В июне проводится летняя Спартакиада коренных малочисленных народов Кемеровской области.

Июль — пичен айы (сенокосный)

20 июля жители поселка Чувашка Кемеровской области отмечают Прокопьев день, в рамках которого проходит Сказительная ночь «Кай — Ээзи». Праздник начинается с обряда благопожелания путем кормления священного огня. Сказительная ночь должна разбудить кай-ээзи (хозяина кая), чтобы принес своему народу своё благословение.Кай Ээзи

Август — оргак айы (месяц жатвы хлеба)

9 августа Международный день коренных народов мира.Международный день коренных народов мира

В августе проводятся молодежные спортивные состязания сеоков (родов) «Маарыш». Проходит в Таштагольском районе. Главной целью мероприятия является пропаганда национальных игр и видов спорта, воспитание у молодежи духовно-нравственной культуры.

Сентябрь — ӱртӱн айы (месяц обжигания колосьев хлеба)

Центр шорской культуры «Аба-Тура» (находится в городе Новокузнецк) в августе проводит праздник «Алтын Кузук» («Золотой орех»). Ореховый промысел – сбор кедрового ореха, один из важных видов промыслов шорцев, им они занимаются и по сей день. Территории кедровника также распределялись между родами. Промышлять орех в кедровнике чужого рода можно было лишь с согласия последнего.
Орудия для орехового промысла были крайне простыми, часть их изготовлялась в лесу во время промысла (деревянные терки, молотки-колотушки, веялка, берестяная коробка для переноски ореха и т.д.). Время промысла — от середины августа до глубокой осени.

Октябрь — куртуйак айы (месяц старух)

В п. Шерегеш (Кемеровская область) в октябре проходят детские спортивные национальные игры «Соганым пазагы» («Стрелы будущего»). В программу игр входят такие состязания как: триатлон (ходьба на шорских лыжах, стрельба из лука, бег тонжанов), «Камчы» (плётка), «Метание копья», «Набивание тебека», «перетягивание палки», «перетягивание каната».

Ноябрь — кырлаш айы (морозный месяц)

11 ноября шорские старейшины одобрили праздник «День Снежного человека». Это яркий, семейный, необычный и самобытный праздник.

По легендам глубоко в тайге Горной Шории спрятано одно из чудес Кузбасса – Азасская Пещера, где живет Снежный человек. В 2009 г в 500 километрах от Кемерова местные охотники видели неких человекообразных существ, покрытых шерстью, ростом полтора-два метра. День снежного человека решено отмечать ежегодно, в день открытия горнолыжного сезона, когда тысячи любителей этого вида спорта съезжаются в Горную Шорию со всех уголков страны. В поселке Шерегеш и райцентре Таштагол установлены скульптуры снежных людей в натуральную величину.День Снежного человека

Декабрь — улуF айы (большой зимний месяц)

Религиозные праздники православных шорцев:

Кöлде (Рождество) – вечером на улице пели «орадый», хозяева угощали поющих пирогами, утром славили рождение Бога.

Чылгайақ (Масленица) – устраивали катание с ледяных гор, катание по улицам аала на санках.

Крестос (Пасха) – приносили в дом елочку, наряжали ее бумажными цветами, крашенными яйцами.

Часқы Мукола (весенний Николай) – на этот красили яйца в голубой цвет при помощи цветов кöкчӱке [медуница].

Троица – красили яйца в зеленый цвет березовыми листьями, приносили из леса березки и ставили под окнами.

Кӱскӱ Мукола (осенний Николай).

Используемые ресурсы:

  • Весенний обряд Шачыг. — Текст : электронный // Тадарлар : [сайт]. — URL: https://tadarlar.ru/vesennij-obryad-shachyg.html (дата обращения: 05.05.2022).
  • Мылтык — Пайрам. Праздник Ружья. — Текст : электронный // Тадарлар : [сайт]. — URL: https://tadarlar.ru/myltyk-pairam-prazdnik-ruzhya.html (дата обращения: 28.04.2022).
  • Нейкович, Е. Календарь шорских памятных дат / Е. Нейкович. — Текст : электронный // Централизованная библиотечная система Мысковского городского округа : [сайт]. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=37eVAV7RAvI (дата обращения: 28.04.2022).
  • Праздники и обычаи шорского народа. — Текст : электронный // Образовательная социальная сеть : [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/kultura/sotsialno-kulturnaya-deyatelnost/library/2017/02/14/prazdniki-i-obychai-shorskogo-naroda (дата обращения: 05.05.2022).
  • СБОРНИК «Мой край Горная Шория». — Текст : электронный // Инфоурок : [сайт]. — URL: https://infourok.ru/sbornik-zanyatiy-po-proektu-moy-kray-gornaya-shoriya-3322711.html (дата обращения: 05.05.2022).
  • ЧЫЛ-ПАЖИ — ШОРСКИЙ НОВЫЙ ГОД. — Текст : электронный // Национальный акцент : [сайт]. — URL: https://nazaccent.ru/event/184/ (дата обращения: 28.04.2022).
  • Шорцы. — Текст : электронный // МБДОУ №32 «Детский сад комбинированного вида » : [сайт]. — URL: https://mbdou32.kuz-edu.ru/files/mbdou32/doc/Презентации%20фестиваля/Шорцы%20-%20для%20сайта.pdf (дата обращения: 28.04.2022).
  • ШОРЦЫ ОТМЕТИЛИ ДЕНЬ РУЖЬЯ. — Текст : электронный // Национальный акцент : [сайт]. — URL: https://nazaccent.ru/content/10371-shorcy-otmetili-den-ruzhya.html (дата обращения: 27.04.2022).

ЧЫЛ ПАЖИ или С НОВЫМ ГОДОМ!

22 марта в день весеннего равноденствия  тюркоязычные народы празднуют начало Нового года. В этом есть логика: просыпается природа, идёт весна, за которой непременно придёт и лето. 

Чыл Пажи переводится с шорского, как «голова года». Воспитанники центра были приглашены на праздник, который состоялся у Музея этнографии и природы Горной Шории. Ребята отделения с дневным пребыванием детей посетили праздник, познакомились с обрядами. Директор музея Н.А. Шихалёва и ведущая праздника — сотрудница центральной библиотеки Н.Ф. Баркова рассказали об его истории, а затем пригласили ребят поучаствовать в обряде кормления огня, который разжёг шаман Александр Тудегешев. А сам обряд проводил вместе научным сотрудником музея Анной Бешбармаковой. Она рассказала детям, для чего и как правильно кормить духов огня.  А угощения — вкусных традиционных шорских ватрушек — хватило не только духам, но и ребятам.

Ребята трижды исполнили обряд благопожелания, привязав цветные ленточки на ветки березы — священного для шорцев дерева. Издавна красной лентой люди умиротворяли злых духов подземного мира, синей — духов мира среднего — того, где и живут сами, а белой, означавшей чистоту своих помыслов — духов мира верхнего. 

Далее состоялись соревнования, под руководством заместителя главы совета старейшин шорского народа Вячеслава Куспекова, ребята состязались в стрельбе из лука, сбивании городков камчой (плетью) и перетягивании каната.

   

 

В музее «Томская Писаница» в Кемеровской области провели обряд Благопожелания на Новый год

Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

В Кемеровской области коренные народы Кузбасса, Хакассии, Тывы и Алтая встретили Новый год по Саяно-Алтайскому календарю «Чыл-Пажи». Об этом пишет «Московский Комсомолец».

В воскресенье, 20 марта, в День весеннего равноденствия, в музее-заповеднике «Томская Писаница» собрались более 150 представителей разных народов Сибири: шорцы, телеуты и тувинцы. В рамках мероприятия также прошел концерт, на котором народные коллективы выступили с творческими номерами.

Главным событием праздника стал обряд Благопожелания, который провела потомственная шорская шаманка Надежда Муртаева. Гости мероприятия попрощались со всем плохим в прошедшем году и попросили о благополучии, счастье, мире и добре. Желающие смогли повязать цветные ленточки чалама на березу и загадать желание.

«Чыл пажи» — шорский национальный праздник, название которого в переводе означает «Голова года». Согласно поверьям, в День весеннего равноденствия на эту «голову» падают первые лучи «нового солнца», что знаменует начало нового жизненного цикла.

Ранее в марте хранители культуры коренного населения северных районов Томской области отметили традиционный праздник «Встречаем птиц весной!». Так, селькупы и ханты организовали для всех гостей праздника обряд очищения дымом чаги, показали два весенних народных танца и провели мастер-классы по изготовлению кукол и оберегов.

Чыл Пажи — шорский народный праздник, в переводе означает «Голова года», то есть, шорский Новый Год, на эту голову падают первые лучи «Нового солнца» в дни весеннего равноденствия. Этот праздник в древности открывал новый жизненный цикл и являлся особо значимым для шорцев.

Предки шорцев праздновали Чыл Пажи не один день. В течение всей недели до назначенного дня совершались обрядовые действия, существовали дни почитания старших, детей, дни очищения порога, дома, дворов. В этот период нельзя было употреблять вино, так как с вином могла войти в человека нечистая сила. Запрещались ссоры, как в семье, так и в обществе. В назначенный день шаману приводили жертвенного животного (жеребенок, баран), которого специально откармливали и готовили для праздника в течение года. Люди очищались не только физически, но и духовно просили у Богов Земли, Огня, Воды, Гор урожая, удачи в охоте, здоровья. После совершения традиционных ритуалов люди веселились, играли в различные игры, состязались в силе, смекалке. На празднике молодые люди знакомились и заключались свадебные соглашения между родителями и родственниками. Лучшие исполнители песен, частушек, напевов соревновались в своем мастерстве и умении красиво говорить и петь. По вечерам, чтобы задобрить духов, кайчи исполняли древние героические поэмы, всю ночь рассказывали и пели под аккомпанемент кай-комуса (двухструнный музыкальный инструмент) прославляя подвиги древних богатырей.

Новый год по-шорски и Пайрам Чувашка

Дата публикации: 19 октября 2014

Утренник, посвященный шорскому
народному празднику «Чыл-Пажи»

Автор: Брижатая Оксана Викторовна

Организация: МБДОУ «Детский сад №16 «Колокольчик»

Населенный пункт: Кемеровская область г. Междуреченск

Цель. Приобщение детей к  национальной культуре и традициям  шорского народа.     Формировать праздничную культуру, вызывать у детей эмоционально — положительное отношение к праздникам, дать знания о величии шорского народа. Развивать у детей  стремление  к активному  участию в праздниках

Предварительная работа. Беседы с детьми о традициях шорского народа, рассматривание иллюстраций — национальные костюмы, изделия шорской кулинарии, художественно — прикладное искусство.

Ход мероприятия

Звучит музыка. Дети друг за другом входят в зал и встают полукругом.

Ведущий:

Пробудилась земля,

Значит, к нам пришла весна.

Веселись, пой и пляши

Встретим праздник.

Дети хором: Чыл-Пажи!

Ведущий: На улице сейчас весна! Прилетают птицы, появляются первые цветы. Ребята, давайте позовем Весну на наш праздник…

   Дети исполняют песню «Весна-Красна» (сл.Т. Морозовой)

1 куплет:

Посмотри какое небо голубое
отчего так птицы весело поют
К нам идет царица-красная девица
все её весною ласково зовут
Припев:
Весна-красна идет и песенку поет
А в песенке свирель-веселая капель
Весна-красна идет и песенку поет
А в песенке свирель-веселая капель
Ля ля ля ля ля …

2 куплет:
Солнышко сияет лучики играют
В лужицах прозрачных пляшут и поют
К нам идет царица-красная девица
все её весною ласково зовут
Припев: тот же

(сели на стульчики)

В зал под музыку входит Весна

Весна: 

Здравствуйте, ребята!

Вы, ребята, не скучайте,

Весну красную встречайте.

Ярче, солнышко, сияй

И земельку согревай!

Зеленейте, стебельки,

Расцветайте все цветки!

Танец «Весенний хоровод» (танцуют девочки с цветами)

Ведущий: В старину у шорцев началом Нового года считалась весна, в день весеннего равноденствия, традиционно проводился шорский Новый год или Чыл-Пажи. Чыл-Пажи в переводе звучит как Голова года, на которую падают первые лучи «нового» солнца. В день Чыл-Пажи представители шорского народа одеваются в свои национальные костюмы и выходят на народные гуляния. В этот великий день люди должны прощать друг другу все обиды, стремиться к дружбе и согласию.

1 ребёнок:
Весна шагает по дворам

В лучах тепла и света,
Сегодня праздник Чыл-Пажи

И нам приятно это!
2 ребёнок:

Зажурчал ручей в овражке,

Прилетели с юга пташки,
Греет солнышко с утра —

Чыл-Пажи встречать пора!

3 ребёнок:

Все рады празднику вокруг

И каждый здесь и брат и друг.
Согреты солнцем и теплом,

Чыл-Пажи мы песенку споем.

Дети исполняют песню  «Светит солнышко» (муз. А.Ермолова, сл. В.Орлова)

1 куплет:

День открылся на заре
Золотистым ключиком,
Чтоб досталось на Земле
Каждому по лучику.
Чтобы пальмы подросли
И берёзки с ёлками,
Чтоб весною соловьи
На ветвях защёлкали.
Припев (2 раза):
Светит солнышко для всех,
Чтоб звенел весёлый смех,
Детвора не плакала.
Светит солнышко для всех,
Чтоб звенел весёлый смех,
Светит одинаково.
2 куплет:

День открылся на заре
Золотистым ключиком,
Чтоб досталось на Земле
Каждому по лучику.
Чтоб звенел весёлый смех,
Детвора не плакала,
Светит солнышко для всех,
Светит одинаково.
Припев (2 раза):тот же

4 ребёнок:

Праздник радостный встречаем
Мы в стране своей родной.
Всех сегодня поздравляем
С Чыл-Пажи и весной!

5 ребёнок:

Как повезло тебе и мне,
Мы родились в такой стране,
Где люди все — одна семья.
Куда ни глянь — кругом друзья!

6 ребёнок:

Расцвела страна родная,
Песни звонкие слышны.
Здравствуй, праздник Чыл-Пажи,
Праздник солнца и весны!

Весна:  А теперь ребятки отгадайте-ка мои весенние загадки:

  1. Смастерим для птичек дом

С круглым маленьким окном.

Вот скворец сел на орешник,

Строем мы ему… (скворечник)

  1. Посмотрите-ка, ребята,

В небесах повисла вата —

К нам плывут издалека

В синем небе… (облака)

  1. В теплый день из-подо льда

Мчится талая вода.

И шумит всех птиц звончей

Этот озорной… (ручей)

  1. Дни погожие не редки,

Греются на солнце ветки.

И, как маленькие точки,

На ветвях набухли… (почки)

  1. Снег и лед на солнце тают,

С юга птицы прилетают,

И медведю не до сна.

Значит, к нам пришла… (весна)

Ведущий: Тише-тише, тишина, кто то к нам спешит сюда

Под звуки бубна, в зал входит Шаман

Шаман: Здравствуйте ребята, слышал я, что в вашем детском саду отмечают замечательный весенний праздник Чыл-Пажи?

Дети: Да

Ведущий: Ребята, какой же праздник Чыл-Пажи без шамана?

Шаман: На кануне праздника во всех семьях на каждого члена семьи, включая детей, готовились «чалама» — четыре ленты из ткани разных цветов: синего цвета — символ неба, желтого (по другим источникам красного) цвета — символ солнца, белого цвета — олицетворяет чистые помыслы и черного цвета — означает все плохое (болезни, ссоры, несчастья). С черными лентами проходил обряд очищения. Каждый участник обряда на черной ленте должен завязать узлом все свои болезни, беды, которые накопились за год, и от которых он хотел бы избавиться. Эти черные ленты сжигались в приготовленном шаманом костре.

7 ребёнок:

Солнце укатилось прочь,
Небосвод накрыла ночь…
Так темно вокруг — хоть плачь,
Заплутал во мраке грач.
Ночи тьма и грач проворный —
Это цвет, конечно, черный.

Под звуки горлового пения Шаман раздает детям черные ленты и провожает их к импровизированному костру. Дети бросают свои черные ленты в «огонь».

Шаман: После сожжения всех черных чалам в костре очищения, следующим ритуалом на празднике являлся процесс создания Нового мира. Участники обряда с мыслями о благополучном будущем повязывали свои  цветные чалама на Священную березу. Издревле у шорцев бытует поверье, о том, что через Священную березу до Богов быстрее доходят просьбы людей, оно сохранилось до сегодняшних дней и известно в  каждой шорской семье.

8 ребёнок:

Синий — это неба цвет
Дарит утром нам рассвет.
Дарит синие цветы,
Моря синего мечты.

9 ребёнок:

Жёлтый — самый яркий цвет!
Словно солнце, первоцвет,
Ярко-жёлтая кувшинка,
А в ромашке — серединка

10 ребёнок:

Белый – это чистый цвет
Словно белых роз букет.
Белый цвет – цвет молока
Вижу я издалека.

Ведущий:

Белые березки

Ветками качают

Так они Весну — красну

В гости приглашают.

Танец «Цветные ленточки» (вокруг берёзки)

Дети повязывают свои разноцветные ленты на ветки берёзы

Шаман: Дорогие, ребята, пора мне в путь-дорогу. Пусть этот праздник принесёт вам здоровье, сделает вас красивее, умнее и богаче! До свидания!

Под звуки бубна Шаман уходит

Ведущий: В день праздника Чыл-Пажи люди играют в различные игры. Мы знаем, что Чыл-Пажи приходит в день весеннего равноденствия, когда день и ночь равны, давайте поиграем в игру «День и Ночь»

Игра «День и Ночь»

В зал входит Медведь

Медведь: 

Это кто мне спать мешает?

Я сердит на вас! Да! Да!

Разбегайтесь кто куда!

Весна:

Хватит мишка, не сердись

А скорее улыбнись.

Ты ребяток не гоняй,

Лучше с ними поиграй

Игра «Жмурки с медведем»

Медведь: Спасибо вам, ребята, что меня разбудили, а то  проспал бы  тёплую весну и жаркое солнечное  лето. Я с вами косточки размял, пора и покушать, а то в животе урчит после зимней спячки.  Пойду, мёд поем. До свидания, друзья! (уходит)

Ведущий: Так же в этот праздничный день люди состязались в ловкости, быстроте, меткости, силе и находчивости. Давайте разделимся на 2 команды и начнем состязания.

1 состязание. Метание камня; Для данной игры берется мешочек с песком весом 200—300 г. Его поднимают на уровень правого плеча и кладут на ладонь. Играющий, несколько отклонившись всем корпусом и приседая, с силой отбрасывает мешо­чек.

Правила игры:

  • место удара мешочка о землю отмечается;
  • выигрывает тот, кто бросит дальше всех.

2 состязание. Перетягивание палки.  По сигналу два игрока садятся на пол друг против друга, упираясь ступнями, и берут в руки палку, причем держит ее каждый за середину и за края. По второму сигналу игроки начинают тянуть друг друга с целью поднять на ноги.

Правила игры. Кому удается поднять противника на ноги, тот выигрывает и продолжает игру с одним из следующих игроков. Играть можно и с веревкой, ремешком или просто держась за руки.

3 состязание. Метание костей. Играющие, стоя в 2 — 3 м от ямы (обруча), стараются забросить в обруч кость.

Правила игры. Побеждает тот, кто забросит подряд больше костей.

4 состязание. Спутанные кони. Проводится линия, за которой метрах в 15 ставятся флажки. Дети строятся в два ряда. По команде ребята начинают на обеих ногах прыгать за флажками, назад – бегом.

Правила игры. Выигрывает та команда, которая закончит состязание первой… 

Ведущий: В конце праздника обязательно следовало щедрое угощение всех присутствующих.

Весну красную мы встретили

Да как праздник наш прошел, не заметили.

Весна:                          

Да, друзья скажу вам честно.

С вами очень интересно

И играть, и плясать.

Но подошел к концу наш праздник

Прощаться нам пора друзья.

Я всех подарком одарю,

Никого не обделю!

(Угощает детей )

Я очень полюбила вас,

Мы встретимся еще не раз.

До свидания!

Под веселую плясовую музыку Весна уходит.

Дети под музыку выходят из зала

Опубликовано: 31.10.2015

Почти тысяча человек собрались в воскресенье, 24 марта, в музее-заповеднике «Томская Писаница». Гости со всей Сибири приехали, чтобы вновь отпраздновать новый год, только на этот раз – шорский.

Праздник «Чыл-Пажи» в переводе означает «Голова года». Встреча нового года весной не случайна, ведь, по древним представлениям, именно в марте происходит «рождение» нового солнца.

Фоторепортаж смотрите здесь.

Древний ритуал стал уже мультинациональным событием: помимо шорцев и телеутов в заповедник приехали жители Алтая, Хакасии и Тувы.
Новый год начался с выступления этнических коллективов, еще у ворот заповедника было слышно волшебное пение. В этом году на праздник Чыл-Пажи приехало 125 участников, в том числе детский хореографический коллектив «Кунучек», певица Чылтыс Таннагашева в составе коллектива «От эне» и известный мастер-исполнитель горлового пения кай – Болот Байрышев из Горно-Алтайска. Высоким гостем праздника стал известный боксер – чемпион Европы и мира Юрий Арбачаков.

Как оказалось многие гости праздника – большие поклонники творчества Болота и приехали специально ради того, чтобы его послушать. Сам Байрышев, несмотря на сильную занятость, все-таки смог выкроить в своем гастрольном графике время и лично поздравить празднующих с новым годом.

«Это волшебный весенний праздник. Родилось новое солнце, – говорит певец, – Я здесь уже четвертый раз. Каждый год благодаря Чыл-Пажи я очищаюсь и вдохновляюсь, и каждый раз все больше людей приезжает, традиции возрождаются, и это правильно и очень хорошо».

Шорский новый год: каждому гостю – по пельменю 5

Борьба с пельменями

На Чыл-Пажи каждый нашел себе развлечение по сердцу. Люди то плясали вместе с шорскими танцорами, то, затаив дыхание, слушали завораживающее пение.

Все желающие могли пострелять из настоящего лука и даже побороться. Прямо на снегу был разложен ковер, где мальчишки из Белова демонстрировали ловкость и мастерство в монгольской борьбе.

Шорский новый год: каждому гостю – по пельменю 7

К сожалению, не обошлось без инцидентов. Разгоряченный народным гуляньем и горячительным крупный мужчина решил показать свою удаль на ковре. Но вместо того чтобы аккуратно положить соперника-мальчишку на лопатки, он что есть мочи швырнул его о землю. Парень еще долго не мог встать, а хмельной «удалец» с порицанием был изгнан с ринга. Раскаянья, видимо, он не испытывал и даже хвастался своей победой перед девушками.

Шорский новый год: каждому гостю – по пельменю 9

Отдельного внимания заслуживает праздничное угощение. Несомненными фаворитами у гостей стали шорские пельмени. По размеру они больше походили на добротные русские вареники, только с начинкой из мяса и кедровых орехов. Добродушные и румяные шорки учили гостей правилам поедания этих пельмешек:

– С одного края откусываете и бульон из пельменя быстро выпиваете, чтобы не вытек, а затем уже отправляете его в рот.

Зевать при поедании этого блюда нельзя, вообще, это целая наука. Торговцы советуют съедать пельмени побыстрее, пока не остыли. Холодными их есть сложно – очень уж жирные.

Тут же на костре в нескольких казанах варилось другое угощение – плов. Шорки готовили его прямо на глазах у гостей. С пылу с жару порцию можно было купить всего-то за 30 рублей.

Шорский новый год: каждому гостю – по пельменю 11

Желающие могли попробовать настоящий шорский травяной чай с медом. Несмотря на календарную весну, погода походила больше на зимнюю. Морозец колол щеки, хлопьями валил снег, так что горячий и бодрящий чай был очень кстати.

Пока гости развлекались и пробовали угощение, полным ходом шли приготовления к главному обряду Чыл-Пажи – ритуалу очищения и благословения.

Шорский новый год: каждому гостю – по пельменю 13

Волшебные чалама

Наконец, подготовка к обряду закончена. Наступает главное событие праздника. В этом году ритуал проводит потомственная шаманка из Горной Шории – Надежда Муртаева.

Люди выстраиваются в большой круг, внутри которого горят два небольших прямоугольных костра, посредине площадки – главный, еще не зажжен. Костры располагаются в строгом соответствии со сторонами света: маленький и черный (для очищения) в виде колодца — на западе, большой и светлый (для благословления) — на востоке. Поодаль – небольшой костер для приготовления обрядовой пищи.

Участники обряда держат в руках разноцветные ленты – чалама. Синяя – символ неба, красная – солнца, белая – символизирует чистые помыслы, а черная – означает все плохое (болезни, беды, ссоры).

Шорский новый год: каждому гостю – по пельменю 15

Участники должные завязать черную чалама на три узла, тем самым отпуская все свои обиды, болезни и грехи, которые накопились за год. После этого нужно обойти костер очищения против часовой стрелки и обязательно правой рукой бросить ленту в огонь.

Участники обряда спешат кинуть ленточки в костер. Внезапно раздается детский голосок:

– Мама, моя ленточка упала мимо огонька. Что делать, мама?

Одна за другой ленточки летят в огонь, некоторые чалама не долетают до пламени и падают рядом. Люди пытаются поднять ленты и повторить попытку, но жар мешает, обжигает, и они отступают. Помощники шаманки спешат успокоить людей:

– Внимание! Если ваша чалама не долетела до костра, не переживайте. Чуть позже мы все соберем и обязательно сожжем.

Действительно, через некоторое время шорки собирают ленты и бросают их в огонь. После этого шаманка производит «закрытие» костра, трижды обходя костер против солнца. На этом заканчивается ритуал очищения, и наступает благословление.

У ритуального костра

Все участники выстраиваются в большой круг вокруг двухметрового костра, и начинается общение с духами – камлание. Гипнотический звук бубна, выкрики на шорском языке, пение помощников шаманки. Главный костер этого дня разгорается, люди стоят и завороженно смотрят на пламя. На головы им падает белый пепел, смешиваясь с хлопьями снега. Но, кажется, они не замечают этого, костер и пение гипнотизируют их.

Шорский новый год: каждому гостю – по пельменю 17

В середине ритуала Надежда начинает задабривать духов – кормить огонь мясом, хлебом, сыром, орехами и молоком. Шаманка вновь бьет в бубен. И в этот момент обгоревшие поленья в костре падают на бок, вызвав у зрителей бурю эмоций. После этого всем присутствующим раздают остатки угощения, шаманка призывает участников обряда подумать о своих мечтах и кинуть в догорающий костер кусочек хлеба.

Шорский новый год: каждому гостю – по пельменю 19

Внезапно в середине круга появляется белый нарядно убранный конь. Шаманка привязывает к сбруе животного ленты цветной чалама. Остальные участники ритуала устремляются к священному дереву – березе, чтобы загадать желание и привязать свои цветные ленты.

После этого, для завершения ритуала, все участники трижды обходят угасающий костер. Шаманка Надежда просит для всех благодати: здоровья, удачи, добра.

Шорский новый год: каждому гостю – по пельменю 21

Главный ритуал Чыл-Пажи занимает больше часа. Зрители удивляются выносливости шаманки, ведь бубен очень тяжелый, его удержать-то трудно, не говоря о том, чтобы стучать.

После ритуала «Газете Кемерова» удалось поговорить с шаманкой Надеждой Муртаевой. Несмотря на достаточно утомительный ритуал, женщина улыбается и охотно делится своими впечатлениями о сегодняшнем сеансе с духами:

«Сегодня прошло все удачно. Все люди очистились: праздник очищает от хворостей и убирает все болезни и печали. После обряда сохраняется такая хорошая энергетика несколько дней, вы почувствуете. В прошлом году еще мужская энергия присутствовала, и было легче проводить ритуал. В этом году этого шамана больше нет. Но, в общем, я справилась. Я уже третий день камлаю: первый день – на горе в Новокузнецке, потом – в Таштаголе и вот сегодня – в Писанице». (В своем рассказе Надежда имела в виду известного и опытного шаман Аржана Кезерекова. К большому сожалению, Аржан погиб прошлой осенью в автокатастрофе – прим. авт.).

Праздник заканчивается пением Болота Байрышева. Просветленные и немного усталые и замерзшие, гости разъезжаются по домам. Чыл-Пажи прошел, и, как положено, забрал с собой все печали, подарив людям счастье и любовь.

Отметим, что праздник Чыл-Пажи был полностью утрачен после политических репрессий в 1939 году. Особенно от них пострадали духовные лидеры шорцев – камы. К началу 90-х годов в Шории не осталось ни одного практикующего кама. Впоследствии после долгого перерыва впервые Чыл-Пажи был проведен шорцами Новокузнецка в 2002 году. С тех пор он стал проводиться ежегодно во всех местах проживания шорцев.

Шорский новый год: каждому гостю – по пельменю 23

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Шаблон сценария на день рождения
  • Чыгарылыш кич?се балалар бакчасы сценарий
  • Шаблон сценария final draft
  • Чхусок праздник что это
  • Шаблон сценарий тренинга