Чыл пажи сценарий

Публикация статей воспитателей ДОУ с выдачей сертификатов всероссийского уровня для аттестации. Педагогические конкурсы, конференции и вебинары

Утренник, посвященный шорскому
народному празднику «Чыл-Пажи»

Автор: Брижатая Оксана Викторовна

Организация: МБДОУ «Детский сад №16 «Колокольчик»

Населенный пункт: Кемеровская область г. Междуреченск

Цель. Приобщение детей к  национальной культуре и традициям  шорского народа.     Формировать праздничную культуру, вызывать у детей эмоционально — положительное отношение к праздникам, дать знания о величии шорского народа. Развивать у детей  стремление  к активному  участию в праздниках

Предварительная работа. Беседы с детьми о традициях шорского народа, рассматривание иллюстраций — национальные костюмы, изделия шорской кулинарии, художественно — прикладное искусство.

Ход мероприятия

Звучит музыка. Дети друг за другом входят в зал и встают полукругом.

Ведущий:

Пробудилась земля,

Значит, к нам пришла весна.

Веселись, пой и пляши

Встретим праздник.

Дети хором: Чыл-Пажи!

Ведущий: На улице сейчас весна! Прилетают птицы, появляются первые цветы. Ребята, давайте позовем Весну на наш праздник…

   Дети исполняют песню «Весна-Красна» (сл.Т. Морозовой)

1 куплет:

Посмотри какое небо голубое
отчего так птицы весело поют
К нам идет царица-красная девица
все её весною ласково зовут
Припев:
Весна-красна идет и песенку поет
А в песенке свирель-веселая капель
Весна-красна идет и песенку поет
А в песенке свирель-веселая капель
Ля ля ля ля ля …

2 куплет:
Солнышко сияет лучики играют
В лужицах прозрачных пляшут и поют
К нам идет царица-красная девица
все её весною ласково зовут
Припев: тот же

(сели на стульчики)

В зал под музыку входит Весна

Весна: 

Здравствуйте, ребята!

Вы, ребята, не скучайте,

Весну красную встречайте.

Ярче, солнышко, сияй

И земельку согревай!

Зеленейте, стебельки,

Расцветайте все цветки!

Танец «Весенний хоровод» (танцуют девочки с цветами)

Ведущий: В старину у шорцев началом Нового года считалась весна, в день весеннего равноденствия, традиционно проводился шорский Новый год или Чыл-Пажи. Чыл-Пажи в переводе звучит как Голова года, на которую падают первые лучи «нового» солнца. В день Чыл-Пажи представители шорского народа одеваются в свои национальные костюмы и выходят на народные гуляния. В этот великий день люди должны прощать друг другу все обиды, стремиться к дружбе и согласию.

1 ребёнок:
Весна шагает по дворам

В лучах тепла и света,
Сегодня праздник Чыл-Пажи

И нам приятно это!
2 ребёнок:

Зажурчал ручей в овражке,

Прилетели с юга пташки,
Греет солнышко с утра —

Чыл-Пажи встречать пора!

3 ребёнок:

Все рады празднику вокруг

И каждый здесь и брат и друг.
Согреты солнцем и теплом,

Чыл-Пажи мы песенку споем.

Дети исполняют песню  «Светит солнышко» (муз. А.Ермолова, сл. В.Орлова)

1 куплет:

День открылся на заре
Золотистым ключиком,
Чтоб досталось на Земле
Каждому по лучику.
Чтобы пальмы подросли
И берёзки с ёлками,
Чтоб весною соловьи
На ветвях защёлкали.
Припев (2 раза):
Светит солнышко для всех,
Чтоб звенел весёлый смех,
Детвора не плакала.
Светит солнышко для всех,
Чтоб звенел весёлый смех,
Светит одинаково.
2 куплет:

День открылся на заре
Золотистым ключиком,
Чтоб досталось на Земле
Каждому по лучику.
Чтоб звенел весёлый смех,
Детвора не плакала,
Светит солнышко для всех,
Светит одинаково.
Припев (2 раза):тот же

4 ребёнок:

Праздник радостный встречаем
Мы в стране своей родной.
Всех сегодня поздравляем
С Чыл-Пажи и весной!

5 ребёнок:

Как повезло тебе и мне,
Мы родились в такой стране,
Где люди все — одна семья.
Куда ни глянь — кругом друзья!

6 ребёнок:

Расцвела страна родная,
Песни звонкие слышны.
Здравствуй, праздник Чыл-Пажи,
Праздник солнца и весны!

Весна:  А теперь ребятки отгадайте-ка мои весенние загадки:

  1. Смастерим для птичек дом

С круглым маленьким окном.

Вот скворец сел на орешник,

Строем мы ему… (скворечник)

  1. Посмотрите-ка, ребята,

В небесах повисла вата —

К нам плывут издалека

В синем небе… (облака)

  1. В теплый день из-подо льда

Мчится талая вода.

И шумит всех птиц звончей

Этот озорной… (ручей)

  1. Дни погожие не редки,

Греются на солнце ветки.

И, как маленькие точки,

На ветвях набухли… (почки)

  1. Снег и лед на солнце тают,

С юга птицы прилетают,

И медведю не до сна.

Значит, к нам пришла… (весна)

Ведущий: Тише-тише, тишина, кто то к нам спешит сюда

Под звуки бубна, в зал входит Шаман

Шаман: Здравствуйте ребята, слышал я, что в вашем детском саду отмечают замечательный весенний праздник Чыл-Пажи?

Дети: Да

Ведущий: Ребята, какой же праздник Чыл-Пажи без шамана?

Шаман: На кануне праздника во всех семьях на каждого члена семьи, включая детей, готовились «чалама» — четыре ленты из ткани разных цветов: синего цвета — символ неба, желтого (по другим источникам красного) цвета — символ солнца, белого цвета — олицетворяет чистые помыслы и черного цвета — означает все плохое (болезни, ссоры, несчастья). С черными лентами проходил обряд очищения. Каждый участник обряда на черной ленте должен завязать узлом все свои болезни, беды, которые накопились за год, и от которых он хотел бы избавиться. Эти черные ленты сжигались в приготовленном шаманом костре.

7 ребёнок:

Солнце укатилось прочь,
Небосвод накрыла ночь…
Так темно вокруг — хоть плачь,
Заплутал во мраке грач.
Ночи тьма и грач проворный —
Это цвет, конечно, черный.

Под звуки горлового пения Шаман раздает детям черные ленты и провожает их к импровизированному костру. Дети бросают свои черные ленты в «огонь».

Шаман: После сожжения всех черных чалам в костре очищения, следующим ритуалом на празднике являлся процесс создания Нового мира. Участники обряда с мыслями о благополучном будущем повязывали свои  цветные чалама на Священную березу. Издревле у шорцев бытует поверье, о том, что через Священную березу до Богов быстрее доходят просьбы людей, оно сохранилось до сегодняшних дней и известно в  каждой шорской семье.

8 ребёнок:

Синий — это неба цвет
Дарит утром нам рассвет.
Дарит синие цветы,
Моря синего мечты.

9 ребёнок:

Жёлтый — самый яркий цвет!
Словно солнце, первоцвет,
Ярко-жёлтая кувшинка,
А в ромашке — серединка

10 ребёнок:

Белый – это чистый цвет
Словно белых роз букет.
Белый цвет – цвет молока
Вижу я издалека.

Ведущий:

Белые березки

Ветками качают

Так они Весну — красну

В гости приглашают.

Танец «Цветные ленточки» (вокруг берёзки)

Дети повязывают свои разноцветные ленты на ветки берёзы

Шаман: Дорогие, ребята, пора мне в путь-дорогу. Пусть этот праздник принесёт вам здоровье, сделает вас красивее, умнее и богаче! До свидания!

Под звуки бубна Шаман уходит

Ведущий: В день праздника Чыл-Пажи люди играют в различные игры. Мы знаем, что Чыл-Пажи приходит в день весеннего равноденствия, когда день и ночь равны, давайте поиграем в игру «День и Ночь»

Игра «День и Ночь»

В зал входит Медведь

Медведь: 

Это кто мне спать мешает?

Я сердит на вас! Да! Да!

Разбегайтесь кто куда!

Весна:

Хватит мишка, не сердись

А скорее улыбнись.

Ты ребяток не гоняй,

Лучше с ними поиграй

Игра «Жмурки с медведем»

Медведь: Спасибо вам, ребята, что меня разбудили, а то  проспал бы  тёплую весну и жаркое солнечное  лето. Я с вами косточки размял, пора и покушать, а то в животе урчит после зимней спячки.  Пойду, мёд поем. До свидания, друзья! (уходит)

Ведущий: Так же в этот праздничный день люди состязались в ловкости, быстроте, меткости, силе и находчивости. Давайте разделимся на 2 команды и начнем состязания.

1 состязание. Метание камня; Для данной игры берется мешочек с песком весом 200—300 г. Его поднимают на уровень правого плеча и кладут на ладонь. Играющий, несколько отклонившись всем корпусом и приседая, с силой отбрасывает мешо­чек.

Правила игры:

  • место удара мешочка о землю отмечается;
  • выигрывает тот, кто бросит дальше всех.

2 состязание. Перетягивание палки.  По сигналу два игрока садятся на пол друг против друга, упираясь ступнями, и берут в руки палку, причем держит ее каждый за середину и за края. По второму сигналу игроки начинают тянуть друг друга с целью поднять на ноги.

Правила игры. Кому удается поднять противника на ноги, тот выигрывает и продолжает игру с одним из следующих игроков. Играть можно и с веревкой, ремешком или просто держась за руки.

3 состязание. Метание костей. Играющие, стоя в 2 — 3 м от ямы (обруча), стараются забросить в обруч кость.

Правила игры. Побеждает тот, кто забросит подряд больше костей.

4 состязание. Спутанные кони. Проводится линия, за которой метрах в 15 ставятся флажки. Дети строятся в два ряда. По команде ребята начинают на обеих ногах прыгать за флажками, назад – бегом.

Правила игры. Выигрывает та команда, которая закончит состязание первой… 

Ведущий: В конце праздника обязательно следовало щедрое угощение всех присутствующих.

Весну красную мы встретили

Да как праздник наш прошел, не заметили.

Весна:                          

Да, друзья скажу вам честно.

С вами очень интересно

И играть, и плясать.

Но подошел к концу наш праздник

Прощаться нам пора друзья.

Я всех подарком одарю,

Никого не обделю!

(Угощает детей )

Я очень полюбила вас,

Мы встретимся еще не раз.

До свидания!

Под веселую плясовую музыку Весна уходит.

Дети под музыку выходят из зала

Опубликовано: 31.10.2015

Сценарий праздника «Чыл Пазы»

Цель:

  • приобщение детей к традициям, обрядам хакасского народа, 
  • воспитание бережного отношения к родной природе.

Атрибуты: береза, ленточки пяти цветов (красный, синий, белый, зеленый, черный), костер из бумаги или дров, хвойные ветки, две деревянные чаши, канат, две «лошадки».

Ход праздника:

Звучит хакасская музыка. Под ее звуки начинается выступление.

Двое ведущих:

Ведущий:

                  Изеннер, аарлыг палалар,                    

                  Изеннер аарлыг аалчылар!              

                  Сосха  Чылын  пуун  удурлапчабыс, 

                  Чыл пазынан алгыстапчабыс!

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята,   

Здравствуйте, дорогие друзья!

С новым годом поздравляем,

С новым годом!

Сегодня большой праздник ЧЫЛ-ПАЗЫ!  Это Новый год –  по хакасскому календарю. Поздравляем вас ребята, с этим замечательным, весенним праздником!

Ведущий: Необозримые степи, горные реки, древние курганы, дивной красоты  таежные дали – все это – наша Хакасия родная! И наш хакасский народ   помнит и чтит древние обычаи, традиции  и обряды  своей земли.

Ребята приготовили стихи.

Ребенок 1 : Хакасия – земля родная!

Ты существуешь с давних пор,

 Жила ты, светлых дней не зная,

Терпя бесправия позор.

Ребенок 2 : Курганов каменные плиты

 Стоят, как тяжкий жизни след.

Они, как люди с тьмою слиты,

Согнулись спины их от бед.

Ребенок 3: Что такое Родина?

 Думая о том,

Вижу куст смородины под моим окном.

Тропку неприметную, что к реке ведет.

И березку с вербою, что весной цветет.

Ребенок 4 : Вижу подрумяненный солнца яркий круг,

 Как жарковым пламенем полыхает луг.

Всё, что мило сердцу, с детства где живу,

Все, что по соседству – Родиной зову!

5. Степной цветок – краса природы,

И вешний цвет её лица

В легендах моего народа

Ты был прославлен без конца.

 Распространяя запах сладкий,

Ты пчел зовешь на пир земной.

И разрешаешь без остатка

Брать сок из вазочки резной.

Ведущий:  Новый год, по  хакасскому календарю отмечается весной с 17 марта  по 23 марта в день весеннего равноденствия, т.е.  день и ночь одинаковы — по 12 часов. А дальше день становится все  длиннее и  длиннее.. День весеннего равноденствия отмечают и другие народы  и у каждого его называют по своему:  у мусульман «Навруз», у японцев «Праздник Сакуры», а  у хакасов « Чыл Пазы».

Песня «Весна»

Ведущий: По хакасскому поверью   народ исполнял несколько обязательных ритуалов. На долгожданной заре весеннего равноденствия, вместе с лучами солнца возвращаются: Дух Солнца, Дух Неба и другие  Духи Земли.

Ведущий: Хакасы верили, что холодной зимой  вся природа спит, а на «Чыл Пазы»  с первыми лучами солнца добрые божества возвращают все к жизни.  И Первый Обряд, который совершали люди – это поклонение солнцу. Давайте ребята мы с вами тоже встретим Солнце и добрых Духов Земли.

Дети под музыку поднимают руки вверх и повторяют слова:

Ради жизни на земле!

Ради счастья на земле!

Мы встречаем Вас и Солнце,

Как встречали люди все!

Ведущий: А еще жители Хакасии встречали  Богиню Весны.

Музыка.

 С приходом богини Весны на землю, природа просыпается и все оживает:  белоснежные поля превращаются в зеленые луга и везде начинают распускаться красивые цветы и щебечут птицы —  начинается Новый год- Чыл Пазы! Пусть всегда будет мир, радость и достаток  в  вашем доме!

Ведущий:

 С приходом Богини лета природа расцветает. В садах наливаются соком ягоды и фрукты. А на полях колосится рожь и пшеница! Природа распускает свои силы, цветут растения и благоухают деревья, покрываясь густой зеленой листвой.

Ведущий: 

С приходом Богини Осени  люди собирают дары природы. Богиня  приводит в порядок – поля, пастбища, леса. Желает  всем хорошо потрудиться на земле, не жалея сил и собрать богатый  урожай овощей и фруктов.

Ведущий: 

 Богиня Зимы бережно укрывает природу  белоснежным покрывалом, остужает своим дыханием реки и озера, усыпляет природу и охраняет ее сон!

Звучит музыка.

Дети встают в круг вокруг костра.

Ведущий: – А теперь, ребята, гости дороги, давайте совершим второй обряд –«Кормление огня»:    

                          О, Мать наша,  Богиня Огня,

                          Благодарим за пищу и тепло .

                         Ты охраняла нас всю  зиму,

                          Берегла от зимней стужи,                                                   

                          Молоко Белой коровы

                          Мы с любовью наливаем.

                              От всей души  Вас угощаем.

                              От инезi –пiстiн iче,                    

                          Ах чуректен алгыстапчабыс,     

                          Пос чуректен  азырапчабыс,          

                          Тастаба, хайралла тiп сурынчабыс.

Ведущий: Заиграй чатхан!

Разлетайтесь звуки по степи!

Посмотрите, полюбуйтесь,

Как поют, играют дети в Хакасии!

Оркестр

Ведущий: Праздник «Чыл Пазы» -это праздник, где полно веселья, игр, конкурсов, состязаний. А хотите я и вас познакомлю с некоторыми национальными играми и испытаниями хакасского народа.

1 испытание «Ходьба по канату змейкой»

2 испытание «Осторожно куница»                      

3 испытание «Степные скакуны» (прыжки на двух ногах правым и левым боком через гимнастическую скамейку)

Игры-состязания

Ведущий:   А теперь, ребята, давайте совершим третий обряд –

« Подвязывание ленточек и загадывание желаний», у вас есть ленточки разного цвета — эти ленточки у хакасов называются «Чалама» , они нужны для загадывания заветных желаний.

 А вот черная ленточка нужна для избавления от болезней и неприятностей. А теперь, ребята, возьмите, у кого есть черную ленточку, вспомните о всех неприятностях, которые были в уходящем году и завяжите   узелок и подойдите к квадратному костру,  бросьте эту ленточку огонь и пусть все нехорошее сгорит в огне со словами:

 Ведущий:        О, Мать — огонь!

                           Очисти нас от скверны зла

                            От всех болезней и грехов

                            Чтоб мы не врали,

                            Не завидовали, не болели.

Все подходят к костру завязывают  узелки на «чаламе» черного цвета и бросают в огонь.

Ведущий: После этого для очищения брали Богородскую траву и зеленные ветки. Зелеными ветками обмахивали человека, приговаривая:

                                    Очищаем от невзгод!

                                    Чтоб здоровым быть весь год!

Можно показать ритуал каждая воспитательница своих детей обмахивает зеленными ветками, приговаривая: 

 Очищаем от невзгод!

 Чтоб здоровым быть весь год!

Ведущий: Накануне праздника все люди убирали, очищали свое жилище – юрту, наряжались в красивую новую одежду и ходили с рассветом друг к другу в гости. А сейчас пришло время отгадать загадки. У хакасского народа есть замечательные загадки, я предлагаю вам их отгадать. Слушайте внимательно:

1. Два озера моих, в них никогда не замерзает ясная вода (глаза).

2. Сажусь я обедать и передо мной четверо братьев под шапкой (стол).

3. Одноглазая девица на все руки мастерица (игла).

4. В теле костлявом скорлупки коленные, скрыты в скорлупках сердечки ядреные (кедровые шишки).

5. Хоть нету ног- бежит, хоть нету рта- свистит (ветер).

6.  Из года в год подряд зимою нищ, а летом вновь богат (лес).

Ведущий: Вот, молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

Так же в праздник «Чыл Пазы» люди поздравляли друг друга, пели песни, играли. И мы с вами, ребята, давайте поиграем!

(Перетягивание каната, скачки на лошадках)

Ведущий:  А теперь настает самый волнующий момент нашего праздника Чыл Пазы, ребята у вас остались еще другие разноцветные ленточки — чалама? Давайте совершим четвертый  обряд: Возьмите в руки разноцветные ленточки. Ребята, а знаете, почему они разного цвета? Потому у хакасов каждый цвет имеет свое значение: белый цвет обозначает хорошие, добрые мысли и крепкое здоровье; завязываю красную чаламу просят о удачи и достатке; а завязывая синюю чаламу просят о хорошей судьбе и о мире во всем мире; зеленый цвет  обозначает богатый урожай.

 Подойдите к нашей березе и загадайте самые добрые, заветные желания и завяжите свои «Чалама» на ветки нашей березы и они обязательно сбудутся!

Ведущий:   «Чыл пазы» у нас начинается!

                     Новый год  мчится вперёд,

                     Холодные ночи кончаются

                     Природа проснулась, поет!

                      Птицы домой возвращаются

                      Курлычут   вдали  журавли.

                     «Чыл Пазы» у нас начинается!

                      Нет краше Родимой земли!

Все вместе: С Новым годом! С Новым счастьем!

Наа Чыл Пазы Пасталча!

Шорский
национальный Новый год — Чыл-Пажи.

Потомственная шаманка задобрила духов на «Томской писанице».

Фото1

Этот
праздник носит обрядово-мифологический характер. Чыл-Пажи в переводе с шорского
— Голова года. Предки шорцев верили, что зимой добрые духи покидают землю.
Возвращаются они только в день весеннего равноденствия
и знаменует новый
жизненный цикл.

Традиционно
программа праздника включает в себя ритуальные обрядовые действия, связанные с
проводами уходящего года, массовые народные гуляния
шорские, народные
коллективы исполняют самобытные песни и танцы. телеутские, тувинские Фольклорные ансамбли «Отчагаш» и «От Эне» исполняют песни
на народном языке. 
Часто на праздники  приезжает Чылтыс Таннагашева
и исполняет горловое пение . Гости праздника
соревнуются в стрельбе из лука, ходьбе на лыжах,
национальная борьба
«куреш» . Обязательная часть праздника — обряды очищения
и благопожелания.
На празднике раздаются ритуальные ленты — чаламы.
Белая лента обозначает сакральную чистоту, зеленая — природу, голубая — небо,
мир и гармонию, черная — очищение от болезней и бед. Последнюю полагалось сжечь
в ритуальном костре и проведением очищения  и всего
жизненного пространства,
остальные же — привязать на дерево. Затем проводят
у костра ритуалы кормления духов и благопожелания.

 http://sibdepo.ru/resize/180x0x135x0x90/upload/iblock/0bb/0bb8b38f87045f174f6ad82e82c0890e.jpg

Фото2

  Во
время благопожелания шаман общается с духами и просит у них помощи в добрых
делах и начинаниях. Собравшиеся возле костра обращаются с просьбой укрепить дух
рода, принести удачу, дать богатый урожай и здоровье в новом году. 

Фото3

Фотография

Фото4

Источник http://shoria.info

Свидетельство о регистрации
СМИ: ЭЛ № ФС 77-58841
от 28.07.2014

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-58841

Зачем размещать разработки
у нас?

  • Свидетельство бесплатно
  • Нам доверяют
  • Нужно использовать при аттестации

Свидетельство о публикации
в СМИ

свидетельство о публикации в СМИ

Дождитесь публикации материала
и скачайте свидетельство
о публикации в СМИ бесплатно.

Диплом за инновационную
профессиональную
деятельность

Диплом за инновационную профессиональную деятельность

Опубликует не менее 15
материалов в методической
библиотеке портала и скачайте
документ бесплатно.

26.12.2018

Сценарий развлечения «Чыл-пажи — шорский новый год»

Сугутская Евгения Владимировна

Сценарий развлечения для детей старшей группы в рамках реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию.

Оценить




396

Также вас может заинтересовать

  • День почтенного человека
  • У природы нет плохой погоды Сценарий фольклорного праздника явлениях природы
  • Авторский праздник для детей дошкольного возраста, посвящённый Дню Знаний
  • «Сказку про Мишку, про Мишку-шалунишку».
  • Спортивный праздник для детей старшего дошкольного возраста «Веселые старты»

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Пояснительная записка.

Данное занятие может быть проведено как урок по ознакомлению с культурой хакасского народа или внеклассное мероприятие в общеобразовательной школе, а так же в Центре детского творчества.

Возраст обучающихся: 10-14 лет.

Цели и задачи:

  • Знакомство и освоение новогодних ритуалов Чыл пазы (ритуал повязывания чалама)
  • Показать традиционную символику цвета и определить его значение в хакасских календарных праздниках.
  • Воспитание чувства принадлежности к этнической культуре своего народа, с вытекающими отсюда интересами к музыке, поэзии, фольклору, национальной одежде и т. д.

Формы и методы реализации:

Форма обучения: фронтальная.

Методы: объяснительно-иллюстративные и словесные.

Основные знания, умения, навыки, характеризующие результативность усвоения материала:

  • Учащиеся должны иметь первоначальное представление о том, как хакасы отмечали праздник встречи Нового года – Чыл пазы и ритуалах, связанных с ним.
  • Уметь громко и выразительно читать стихотворения, исполнять под музыку национальные песни.

Материально-техническое обеспечение: Костюмы животных (мышь, корова, заяц, ящерица, змея, куница, лошадь, баран, петух, журавль, собака, коза, верблюд), для инсценировки учениками сказки «Чей год?» Плакат, на котором написан и нарисован в круге двенадцатилетний животный цикл – «Муче». Ленточки белого, красного, зеленого и голубого цвета, для повязывания на березу и одна лента черного цвета, музыкальный центр и микрофоны.

Ход мероприятия

Учитель: Добрый день дорогие ребята. Скажите вы любите праздники? А какой праздник у вас самый любимый? Ни один праздник не ждут так, как Новый год. Дети мечтают о новогодних подарках, взрослые загадывают заветные желания и все желают друг другу счастья, добра и радости в наступающем году.

Скажите пожалуйста, когда на Руси стали отмечать новый год? Правильно ребята, всего три столетия назад, по указу Петра I появилась традиция отмечать Новый год в ночь на 1 января.

Ребята, а кто из вас знает, когда празднуют Новый год по хакасскому календарю? Правильно, сейчас весной, в день весеннего равноденствия – 22 марта. Новый год знаменует собой приход весны, времени, когда наступает тепло. С весной связано воскрешение природы и жизненных сил человека. Хакасами была создана своя система измерения времени и пространства. До присоединения к России они пользовались своим календарем и с помощью 12 животных считали года. Каждый год носил имя определенного животного и согласно представлениям имел свои признаки и особенности. Например: на этом плакате нарисован и написан двенадцатилетний животный цикл – «Муче». Из пяти таких «муче» складывался век, в котором насчитывалось 60 лет.

«Муче»

  1. куске чылы (год мыши) – хороший, теплый год;
  2. iнек чылы (год коровы) – холодный год;
  3. тулгу чылы (год лисицы) – плохой год;
  4. хозан чылы (год зайца) – холодный год;
  5. килескi чылы (год ящерицы) – хороший год;
  6. чылан чылы (год змеи) – теплый год;
  7. чылгы чыл (год лошади) – теплый год;
  8. кiзi чылы (год человека) холодный год;
  9. хой чылы (год овцы) холодный год;
  10. танах чылы (год курицы) – хороший год;
  11. турна чылы (год журавля) теплый, хороший год;
  12. оскi чылы (год козы) хороший год.

Учитель: А знает ли кто-нибудь из вас, почему мыши отдали первый год. Не знаете? Тогда я предлагаю вам посмотреть старинную сказку «Чей год?»

Инсценировка сказки «Чей год?»

Учитель: Однажды звери собрались на большой поляне и стали спорить о том, кому надо отдать первый год. Вышла на середину круга корова и говорит:

Корова: «Первый год вы должны отдать мне, ведь я кормлю человека,благодаря мне на его столе всегда есть молоко, айран, сметана, творог и масло.»

Лошадь: «Мое молоко тоже полезно, ведь из него хакасы готовят замечательный напиток – кумыс, а кроме тог на мне человек ездит и перевозит грузы».

Верблюд: «Вот еще. Да положи на тебя половину моего груза, ты упадешь и в пище ты барствуешь. Тебя нужно поить чистой водой, да кормить отборным зерном. А я могу месяц не пить и есть лишь одни колючки».

Баран: «Да если бы не было меня, из чьей шерсти бы люди вязали шапки и варежки, а из шкур шили теплые тулупы? Кусок баранины лучшая еда для хакаса. Так что первый год вы должны отдать мне».

Собака: «Пустое брешет баран, если бы не я вас всех давно бы съели волки».

Учитель Долго спорили животные. Одна только мышь молчала. Они так сильно ругались, что все охрипли. И вот когда даже петух потерял свой голос, на середину круга вышла маленькая мудрая мышь.

Мышь: «Давайте первый год отдадим тому,кто первым увидит восход солнца».

Учитель Все животные согласились, особенно верблюд, ведь он надеялся на свой высокий рост. Перед рассветом все повернулись к востоку и стали ждать солнце. Вдруг мышь закричала

Мышь: «Смотрите, солнце, солнце»!

Учитель: Только тут верблюд понял, что мышь кричит стоя у него на горбу, на который она потихоньку забралась по его длинной шерсти. Верблюд сбросил мышку и хотел раздавить ее ногой, но не успел, маленькая мышь юркнула в норку. Первый год отдали мышке, а верблюда за ротозейство совсем лишили года.

Учитель Ребята скажите пожалуйста, согласно такому календарю, какой год закончился и какой наступает?

«По мировоззрению хакасского народа, начало года – начало творения. Мир создается заново каждое утро и в полном объеме каждый год. Голова года вернулась, голова змеи загнулась. У хакасов движение времени понимается как вращение. Колесо времени сопровождается повторением,а завершение годового цикла словами: Чыл пазы килдi, чыл пазы айланды! – голова года вернулась, голова змеи загнулась». [5]

(выходят девочка и мальчик в национальной одежде)

Мальчик

И когда из небесных стран на родную землю вернулись
40 птичьих родов, одаренных крылами!
Когда из весенних лесов золотая кукушка
Подала чистый голос свой,
Когда Старый год свой виток завершил,
Тогда Новый год о себе возвестил!

Девочка

Когда белеющие снега стронулись на хребтах,
Когда набухли истоки рек, в тесных бурля берегах,
Когда напитанные снегами забили всюду горные ключи,
По берегам озер альпийских зазеленели камыши!
Когда Старый год свой виток завершил
Тогда Новый год о новом витке возвестил.

(чтецы садятся на свои места)

Учитель Новый год – Чыл пазы занимает особенное место в цикле календарных праздников и обрядов хакасов. Зима была самым тяжелым временем в жизни кочевых народов. Изнурительный холод, сильные ветры, нехватка корма для скота, запасов пищи на зиму, вынуждали людей жить на жесткой продовольственной диете. Медленно тянулась зима, но все ближе и ближе новый год – Чыл пазы – коней зимы, начало весны.

А кто из вас знает, как народ готовился к этому празднику?

В юртах наводили порядок, убирали мусор, накопившийся за год, вытряхивали и чистили одежду старую, если была новая — надевали новую. В день Нового года на стол ставили свежесваренное мясо, молочные продукты. Начиналось новогоднее застолье, взаимные поздравления. Наа ырыснан ! С новым счастьем!- так поздравляли друг друга на праздник Чыл пазы. Люди дарили друг другу подарки. Самыми дорогими подарками считались те, которые сделаны своими руками, так как во время изготовления в них входила кус (сила, энергия) изготовителя, в двойном размере обогащавшая одариваемого. Вероятно поэтому отцы сыновьям готовили кожаные детали охотничьего снаряжения, а жены мужьям вышивали кисеты, плели пояса.

В России ель — символ новогоднего праздника. Ель, зеленая в любое время года, олицетворяла вечную молодость и долголетие. По обычаю немцев ель была священным деревом, в ветвях которого обитает добрый дух лесов. А какое дерево считалось священным у хакасов? Для хакасов священным деревом издавна считается береза, в прошлом она была выражением родового коллектива. Ствол березы соотносился с основами рода – кровное родство, ветви – отдельные семьи, листья – члены семьи, а корни, уходившие в землю связывали род с предками.

А сейчас дорогие ребята я предлагаю вам послушать песню на слова и музыку М.П. Боргоякова «ПАЙ ХАЗЫН» «Священная береза». [1]

Кудрявая береза на горе
Сорока ветвями разрастается,
Пятьдесят зеленых кос
По плечам березы растекаются.

Припев
Если сорок у нее ветвей –
Начинают песню парни.
Если пятьдесят зеленых кос –
Начинают песню девы.

Царская береза издали
В лучах солнца собой светится,
Из года в год ее листвой
Мое сердечко сладко тешится

ПрипевК ней когда я ни приду,
Меня она волнует нежной песнею,
Хрустальный звон ее листвы
Влечет великой тайною небесной

Припев

Учитель В праздник Чыл пазы на березу повязывали многоцветные лоскутные ленточки – чалама. Чалама должны быть белого, голубого,красного и зеленого цвета. Не допускались черные чалама. Как вы думаете почему?. Потому что черный цвет олицетворял болезнь, горе, печаль. Черные чалама считались вместителем сути злых духов. Человек завязывал 3 узелка (прошлые, настоящие и будущие несчастья, болезни, обиды, всякого рода неприятности на черной ленте) освобождая себя от них, возвращая их Эрлик Хану – богу тьмы и горя, очищая себя от скверных злых Духов. Черные чалама сжигались в Огне, тем самым совершался ритуал уничтожения зла в Огне. [6]

Скажите какого цвета чалама у меня в руках?

Эта цветовая гамма полностью отождествлена с добрыми силами. Вот чалама белого цвета. Белый цвет символизирует чистоту, истину, является символом верности и преданности. Чалама голубого цвета обозначает благополучие мирного неба, гармонию и согласие, равновесие энергии Космоса и Природы на земле. Посмотрите вот эти ленточки красного цвета. А знаете ли вы, что обозначает красный цвет? Конечно это образ Солнца, которое дарит людям тепло и спокойствие. Образ Солнца соотносится с образам От Ине (Богини Огня) — самым святым и почитаемым. Началом новой семьи и центром жилища является очаг, а От Ине почиталась за хозяйку очага. Красные чалама можно сравнить с высокими языками огня в очаге. Наверное, вы сами уже догадались, что символизируют чалама зеленого цвета? Конечно это цвет трав, листьев, любой растительности на земле – символ вечности, живой Природы, начале всех начал на земле.

Давайте все вместе выйдем на улицу и повяжем эти ленточки на березу. (выход на улицу)

Учитель Привязывая чалама к дереву человек вкладывал в каждый из них реальное пожелание самому себе, своей семье, своему народу – здоровья, благополучия, рождения детей, урожая и т.д. Чалама на дереве надо навешивать так, чтобы они были доступны глазу добрых божеств, поэтому их старались делать яркими, длинными, заметными издали. С момента привязания чалама были неприкосновенны, если кто-то их срывал, его ждала кара Духов этой земли за святотатство.

По хакасскому обычаю под звуки колокольчиков давайте сосредоточим мысли на самых заветных мечтах и лучших пожеланиях и попросим их воплотиться.

Давайте привяжем чалама на березу. Привязывание чалама будем сопровождать такими словами, повторяйте их за мной. [6]

На белую грудь твою
Белые чалама!
Всемогущему Небу
Синие чалама!
Пламенеющему Солнцу
Красные чалама!…

Выходят девочка и мальчик в национальной одежде.

Девочка

Ради жизни, чтоб не прекращалась
Жилища ради, чтоб не разрушалось
Головы склоняя, совершаем поклоненье
Обычай, начатый в древности,
Да достигнет до великих творцов!
Обычай начатый предками,
Да достигнет до белых чаянов!

Мальчик

Пусть ваши ноги будут крепкими!
Пусть ваши руки будут сильными!
Пусть ваши мысли будут чистыми!
Пусть дорога впереди будет открытой!
А дорога позади,будет закрытой!
Алас!

В конце занятия предлагаю исполнить песню на стихи музыку П.М. Боргоякова

«Чарых куннiг хакасиям»

Сотворенная наша земля
В путь по Солнцу плывет и движется
Небом данное имя хакас 2 раза
В ожерелье бессмертия нижется

В стремнинах бурля, река Абакан
Веной жизни пусть будет вечною
Свои воды неся в голубой океан, 2 раза
Силою дружбы наполнит верною

В бессмертном горении звезды ночи-
Да пусть сверкают вовеки в небе.
О мать Хакасия, светом любви 2 раза
Всегда светила в пути ты мне бы

Перечень использованной литературы: 

  1. П.М. Боргояков Пай Хазын Священная береза. / Абакан, 2002.
  2. Л.Р.Кызласов Древнейшая Хакасия. / Издательство Московского Университета, 1986.
  3. В.Я. Бутанаев, А.Л.Верник Народные праздники Хакасии. / Абакан, 1999.
  4. Г.Г. Котожеков Культура народов Саяно – Алтайского нагорья. / Абакан, 2002.
  5. А.С. Тутатчиков Родовые праздники весеннего цикла. / Хакасское книжное издательство, Абакан, 2004.
  6. И.С. Чертыкова Чыл пазы – Новый год в современной культуре хакасского народа (материалы Республиканской научно-практической конференции 20-21 марта 2004 г.) / Хакасское книжное издательство, Абакан, 2005.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся с умственной отсталостью «Бейская школа-интернат»

Русановская Н.В. – учитель нач. классов

Чепсаракова В.А. – учитель хакасского языка

Петенева Л.И. — воспитатель

Общешкольный праздник «Чыл пазы»

в рамках проекта «Чапсых чорых»

Цель: Приобщить детей к культуре и традициям хакасского народа.

Задачи:

  • Познакомить с ритуалами и обрядами празднования одного из основных праздников хакасского народа.

  • Воспитывать интерес детей к хакасской народной музыке.

  • Развивать музыкально- творческие способности.

Ход мероприятия

Ведущий 1: Изеннер олғаннар! Пӱӱн пiс Чыл пазын удурлирға чылысхабыс.

Ведущий 2: Дорогие дети! Мы сегодня собрались, чтобы встретить хакасский Новый год – Чыл пазы.

Ребёнок 1: Хакасия — земля родная!

Ты существуешь с давних пор.

Жила ты, светлых дней не зная,

Терпя бесправия позор.

(Н. Доможаков, пер. Ф. Потёмкиной)

Ребенок 2:    

 «Ϋзӱлбес тамыр учун.

Чыл пазы, чыл пазы килдi!

Ϋребес чуртас учун,

Чыл пазы, чыл пазы читі!

Ведущий 1: Пӱӱн пістің  улуғ кӱн! Хакас кибірінең, Чыл пазы чит килдi. Кӱн хараанаң тиннесче, чир-чайаан хысхы соохтар соонаң усхунча.

Ведущий 2: Чыл Пазы празднуется весной, в день, когда ночь равняется дню-22 марта. Наши предки верили, что когда боги вознесутся на небо, тот всю власть на Земле берут в свои руки богиня стужи и мороза, и бог печали и страданий.

Ведущий 1: А когда ранней весной Боги возвращаются на Землю, то всё живое радуется, начинает оживать под тёплыми солнечными лучами.

Ведущий 2: Чтобы продолжать род людской,

Чтоб в доме не погас огонь жизни,

Разрешите начать праздник,

Начало которому положили наши предки!

Дети: Разрешаем! Разрешаем!

Ведущий 1: Давайте все вместе подойдём к огню, поклонимся ему за то, что помог сохранить род людской (дети делают один шаг к огню и кланяются, ведущий подходит к огню и кланяется, дети идут по кругу, повторяя слова за ведущим)

Ведущая 1: Дорогая мать — огонь,

Благодарим тебя зато, что ты есть,

Зато, что ты являешься спасительницей всего живого,

Попей чаю из смородинового листа,

Попросим тебя исполнить нашу просьбу;

Злые, нехорошие мысли уничтожить навсегда;

Злую силу, нарушившую светлые мысли, прогони навсегда.

Ведущий 2: Также в этот день наши предки просили у Богов удачи, любви, благополучия, здоровья, урожая…

Для этого они привязывали к Священной Березе разноцветные чалама:

Белый – цвет чистоты,

Синий – цвет неба и мира,

Красный – цвет огня и солнца,

Зеленый – цвет наших лесов и полей.

И мы с вами загадаем желания, привяжем наши чалама к нашей Березе (раздает всем чалама и приглашает детей):

Танец (девочки)

1 ребёнок:

Как повезло тебе и мне,
Мы родились в такой стране,
Где люди все — одна семья.
Куда ни глянь — кругом друзья!

2 ребёнок:
Весна шагает по дворам

В лучах тепла и света,
Сегодня праздник Чыл пазы

И нам приятно это!
3 ребёнок:

Праздник радостный встречаем
Мы в стране своей родной.
Всех сегодня поздравляем
С Чыл пазы и весной!

4 ребёнок:

Расцвела страна родная,
Песни звонкие слышны.
Здравствуй, праздник Чыл Пазы,
Праздник солнца и весны!

5 ребенок:

«Пой, Хайджи! Собрался весь народ

  Пусть чатхан твой звонко запоет —

Так, чтоб горы пели и леса,

Чтоб звенели даже небеса.

Ведущий 1: В день праздника Чыл пазы люди играют в различные игры. Мы с вами поиграем в игру «Собери юрту»

Игра: «Собери юрту»

Сценка «Репка» 4 класс

Ведущий 2: Так же в этот праздничный день люди состязались в ловкости, быстроте, меткости, силе и находчивости.

Игра «» Радион Иванович

Ведущий 1: Мы встретили Чыл Пазы! И теперь вся природа должна оживать и пусть дверь будет открыта нашему счастью!

Ведущий 2: Да, пусть ручьи бегут с приходом солнца и весны. С приходом головы года оживают тасхылы, распускаются листья!

Песня «Часхы пулуттар» (Весенние облака)

Флешмоб

Ведущий 1: Чыл пазы ӱлӱкӱнні  мынаң тоосчабыс! Анымҷохтар паза тоғасханҷа!

Ведущий 2: Вот и подошёл наш праздник «Чыл пазы» концу.

Пусть очаг будет вечным.

Пусть жизнь будет бесконечной!

До следующего Нового года!

Праздник завершается.

Ведущий 1: А сейчас мы вас угостим национальным блюдом талған.

Ребёнок 1: Хакасия — земля родная!

Ты существуешь с давних пор.

Жила ты, светлых дней не зная,

Терпя бесправия позор.

Ребенок 2:    

 «Ϋзӱлбес тамыр учун.

Чыл пазы, чыл пазы килдi!

Ϋребес чуртас учун,

Чыл пазы, чыл пазы читі!

1 ребёнок:

Как повезло тебе и мне,
Мы родились в такой стране,
Где люди все — одна семья.
Куда ни глянь — кругом друзья!

2 ребёнок:
Весна шагает по дворам

В лучах тепла и света,
Сегодня праздник Чыл пазы

И нам приятно это!

3 ребёнок:

Праздник радостный встречаем
Мы в стране своей родной.
Всех сегодня поздравляем
С Чыл пазы и весной!

4 ребёнок:

Расцвела страна родная,
Песни звонкие слышны.
Здравствуй, праздник Чыл Пазы,
Праздник солнца и весны!

5 ребенок:

«Пой, Хайджи! Собрался весь народ

  Пусть чатхан твой звонко запоет —

Так, чтоб горы пели и леса,

Чтоб звенели даже небеса.

СЦЕНАРИЙ 
ПРАЗДНИКА «ЧЫЛ  ПАЗЫ» (ГОЛОВА  ГОДА)

Автор: Танбаева Т. П.

 Зал оформлен в хакасском стиле: на центральной
стене юрта, курганы, солнце. Все участники праздника в хакасских национальных
костюмах.

 Под звуки чатхана дети входят в зал.

Ведущий: Чыл Пазы чит килдi,

 
Сегодня мы будем праздновать начало Нового года по хакасскому обычаю, и
называется он Чыл пазы. Это день весеннего равноденствия, когда день равен
ночи, когда пробуждается вся живая природа после зимних холодов. Какое же это
время года?

Ведущий: Празднование Чыл пазы начинали с приема первых птиц,
первого кукования кукушки и растягивали до первых раскатов грома. Именно весной
встречают люди возвращающееся тепло, доброту, любовь, жизнь земли, неба,
солнца.

Алгысчы: Прай чир удурлапча кок тигiрнi, чылых куннi,
Чир-чайаанны.

Алгысчы: Узiлбес
тамыр учун!

                    Улуглар пастаан кибiрнен,

                    Пурунгылар тутхан ондайнан,

                    Чон-чахсызы чыылыс парды!

                     Чон-чахсызы чыылыс  парды!

Ведущий:  Чтоб продолжался
род людской,

                     Чтоб в
доме не погас огонь жизни,

                      Разрешите начать праздник,

                      Начало которому положили наши
предки!

Дети:  Разрешаем! Разрешаем!

Ведущий: На празднике Чыл пазы хакасы угощают друг друга, радуются
весне и благодарят и кормят огонь, который неустанно берег нас всю зиму,
согревая, хранил от стужи-узут арыг и от злобы 
Ирлик хана.

                      Под
звуки чатхана Алгысчы подходит к костру, зажигает огонь и произносит заклинание.

Алгысчы:  Отыс тicтiг 
От Ине,

                     Хызыл сикпен тозектiгзiн,

            Айна
кизле, чагыннатпин одыр,

            Хатхан
ахсын  азырирга килдiм!

Ведущий:  Тридцатизубая Мать-огонь,

                    Красного сукна ложе твое,

                    Голубого сукна головной  убор,                                                                              

Появятся  черти – отпугивай,

От потусторонних ограждай,

Ночью ты охраняешь, днем
оберегаешь.

Месяца меняются, старый год
уходит,

Я пришел покормить и
поблагодарить тебя!

Алгысчы начинает обход
священного огня по ходу солнца. В левой руке держит пиалу с молоком, окропляя
огонь. При повороте на второй круг присоединяются 7 девочек с пиалами в руках и
синхронно окропляют огонь, на третьем круге присоединяются 9 мальчиков и
березовыми веточками раздувают огонь. (Звучит тихая музыка чатхана)

Ведущий: Алгысчы держит в руке пиалу с молоком и кормит огонь,
окропляет верхних чайаанов. Семь девочек олицетворяют семь слоев неба, девять
мальчиков – это девять творцов мира. Они раздувают огонь, чтобы горел ярче.

   Алгысчы с помощниками под
звуки чатхана уходят.

Ведущий: Нам песни многих стран известны.

                   Мы с ними
дружим, их поем,

                   Но где найти нам лучше
песни,

                   Рожденной здесь, в краю
родном.

Дети исполняют песню «Часхы килдi».        

Четыре девочки и Алгысчы
подходят к огню, встают полукругом.

Алгысчы: От Инебiс,
чарых кой син, хачан даа хайралла, улуглирбыс синi, синнен артых ниме чогыл, синен кустiг ниме чогыл.

1. Мать-Огонь, живи и гори
вечно,

    Мы будем тебя уважать и беречь,

    Ты великая из всего великого,

3. Пусть тепло твоего пламени

Все обходят вокруг костра по
солнцу и уходят.

Ведущий: Прекраснее звука не знаю,

                   На скачки друзей приглашаю,

                   На праздник хакасских
степей!

Танец  «Наездники»

Ведущий: Это были маленькие наездники, но у нас есть большие
наездники. Сейчас они будут бороться за невесту.

   Игра «Наездники»

Ведущий: Здравствуй, праздник,

Дети рассказывают стихи о весне.                                                                                      

Алгысчы (достает чалама черного цвета):

                   Неприятности,
болезни, плохие поступки люди завязывают узелками на черной чаламе (завязывает
и бросает в огонь), а  теперь и вы,  дети, достаньте свои чалама и завяжите
узелки. Завязали? А кто скажет, что вы завязали? (болезни мамы, папы и т. д. )
А теперь подойдите к костру и бросьте их в огонь.

Ведущий: А теперь подойдем к березе. Береза издавна считалась у
хакасов священным деревом. Ей поклонялись, у нее просили исполнения желаний.

Алгысчы: Алтын пeрлiг Пай Хазыy,

Ведущий: Златолистая священная береза

                   Серебряная священная береза

                  Пусть опоясается солнцем!

Алгысчы (достает четыре цветных чалама):

                   На белую грудь – белая
чалама,

                    Небу голубому – синяя
чалама,

                   Солнцу ясному – красная
чалама.

Дети завязывают чалама на ветки
березы.

              Танец «Березка»

Под музыку Челборакова «Аба»
выходит Аба и поет:

Медведь: Изеннер ,олганнар, я услышал ребячьи голоса, решил, что
пора вставать, и принес вам угощение, называется «талган» (раздает детям).

Ведущий: Мишенька-Абачах, ты сильный, ловкий, но наши дети тоже
ловкие, не хочешь ли ты с ними поиграть?

Медведь: Да, я сильный, ловкий и очень хочу поиграть с детьми.

                       Игра
«Перетяжка»

Медведь: Молодцы! Вы очень ловкие, сильные, но мне пора уже идти в
лес. Анымxохтар,
палалар! – До свидания!

Алгысчы (подходит к костру):

                    О, огонь,
горевший весь наш праздник!

                    Спасибо тебе за тепло,
добро, радость!

                    Мы гасим тебя, прося
прощения.

                    Живи и гори в сердце
каждого.

Ведущий: На празднике Чыл пазы все дарили друг другу подарки. Наши
дети приготовили тоже для гостей вот эти красивые пого (раздают гостям).

Ведущий: Жить нам на нашей милой Хакасии дружно и мирно.

                           Песня
«Дружба»

Ведущий: Вот и подошел наш праздник Чыл пазы к концу.

                   Пусть жизнь будет
бесконечной!

                   До следующего Нового года!

                    Анымxохтар.                                                                                                        

автор: Малыхина Наталья Степановна

МБДОУ “ЦРР -д/с “Золушка”

Сценарий развлечения “Чыл Пазы” – встреча хакасского Нового Года в ДОУ

Сценарий развлечения «Чыл Пазы»   для старшего дошкольного возраста.

Действующие лица: Ведущий 1  – 

Ведущий 2 – 

Ответственный за фотосъёмку: – 

Оборудование: Экран с мультимедийной установкой. Презентация с   картинами хакасской природы,  огня, солнца. Береза (ветка берёзы).  Две палки для игры «Кто сильнее». Четыре цветных платка и четыре стульчика для игры  «Юрта». Чалыма – ленты красного, белого, синего и зеленого цветов (по количеству детей). Стол с талганом – блюдом хакасской национальной кухни. 

Фонограммы с хакасскими песнями и мелодиями. 

Зал оформлен в хакасском стиле. На ширме  хакасским национальным орнаментом написано «Чыл Пазы».  Все участники одеты  в национальные костюмы.

Ход:

Звучит хакасская мелодия, дети входят в зал, садятся. На экране высвечивается слайд Хакасские степи, музыка микшируется, на её фоне ведущие говорят текст.

Ведущий 1 – Здравствуйте ребята!

Ведущий 2 – Изеннер!

Ведущий 1: Необозримые степи, горные реки, древние курганы, дивной красоты таёжные дали – все это Хакасия. Здесь живёт древний народ со своими мудрыми традициями и обрядами. Главным праздником по хакасскому календарю является Чыл Пазы – встреча Нового года, который отмечают весной 22 марта. И наши дети прочитают стихи о весне!

Стихи:

  1. Снег теперь уже не тот 

Потемнел он в поле

На озёрах треснул лёд

Будто раскололи.

  1. Облака бегут быстрей

Небо стало выше

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

  1. Сегодня у окошка

Чирикнул воробей:

«Вставай скорее крошка,

Проснись, проснись скорей!»

Ведущий 1:– Просыпаемся не только мы, но и вся природа!

Ведущий 2: – Этот праздник ещё называют «Праздником Благодарения, Гостеприимства, Очищения и Благословения». 22 марта не только хакасы встречают Новый год, но и другие народы, только название праздника у всех разное. У мусульман – Навруз, у японцев – Праздник Сакуры, у русских – Широкая Масленица. Почему именно 22 марта многие народы отмечают Новый год? Они верили, что холодной зимой на земле вся природа спит, а 22 марта с первыми лучами солнца Добрые Божества возвращают её к жизни. И первый ритуал, который совершали люди – это Поклонение Солнцу. Давайте ребята мы с вами тоже встретим Солнце и Добрых Божеств Земли.

На экране высвечивается картинка с изображением Солнца

Дети под музыку поднимают руки вверх и повторяют слова:

Ведущие вместе  с детьми говорят хором:

Ведущий 1:–Ради жизни на Земле! (дети повторяют каждую  фразу за ведущими)

Ради счастья на Земле!

Встречаем Солнце,

Как встречали наши предки!

Звучат фанфары, все хлопают.

Ведущий 1– Накануне праздника все люди убирали, очищали своё жилище – юрту. Давайте построим свои юрты.

Игра «Юрта» (2-3 раза)

Правила игры: Дети разбиваются на несколько команд по 4 человека. На каждую команду нужен один стул и один платок, повешенный на стул. Дети встают в круг каждая четвёрка вокруг своего стула и, взявшись за руки, ведут хоровод и поют:

Мы весёлые ребята,

Соберемся все в кружок,

Поиграем, потанцуем,

И помчимся на лужок.

Затем звук добавляется,  дети встают в общий круг, и водят один общий хоровод. Когда музыка замолкает, каждая команда детей бежит к своему стулу. Дети берут платок за четыре угла и натягивают его над головой в виде шатра. Выигрывает та команда, которая быстрее всех построит юрту.

Ведущий 2 Дети,  а знаете ли вы  пословицы в честь нашего праздника?

Дети рассказывают пословицы:

Ребёнок 1. Не наелся – не гневись, а наелся – не хвались! 

Ребёнок  2. Вначале кумекай, потом – кукарекай.

Ребёнок 3. Кто хорошо работает, у того губы в сале, а у лентяя – голова в грязи.

Ребёнок 4.  В одиночку люди слабы – вместе сильны.

Ведущий 1 А ну, покажите, какие вы сильные!

Проводится игра «Кто сильнее»? (2-3 раза)

(два ребёнка берутся двумя руками за 1 палку,  садятся напротив друг друга на пол, опершись подошвами. По команде начинают тянуть палку каждый на себя. Побеждает тот, кто с палкой лёг на спину) 

Ведущий 2 Основным обрядом на празднике Чыл – Пазы было кормление Огня и очищение души от болезней и злобы. Так же хакасы обращались к святому дереву Берёзе, повязывали на ее ветви цветные ленточки – чалыма и просили у природы счастья и здоровья своим семьям. 

Ведущий 1(обращаясь к березе): Золотая берёза, с золотыми листьями!

Солнцем опоясанная стоишь!

О! Белая береза!

На твою белую грудь – белая чалыма! (показывает)

Небу голубому – синяя чалыма! (показывает)

Солнцу ясному и огню – красная чалыма! (показывает)

Ведущий 2 – Праздник будем продолжать,

Чалыма завязывать! Дети, возьмите в руки разноцветные чалыма. Звучит музыка, на экране высвечивается слайд с изображением берёзы,  ведущие раздают чалыма и  ведут детей к берёзе, которая стоит в зале, затем музыка микшируется.

Ведущий 1  – Белый цвет – цвет чистоты.

Синий – неба и мира.

Красный – солнца и огня.

Зеленый – леса!

Загадайте желание и привяжите ленты к ветвям берёзы.

Под хакасскую мелодию дети привязывают чалыма к ветке берёзы.

Ведущий 2 – Вот мы и встретили праздник Чыл – Пазы!  И теперь вся природа должна оживать! (высвечивается слайд с природой Хакасии)

Ведущий 1– А теперь, в честь Нового года, угоститесь Талганом – его готовят из семени ячменя. Ячмень жарят, веют, молят на ручной мельнице – это «хакасский торт». 

(Под музыку детей угощают талганом).

Ведущий 2: Да, пусть ручьи бегут с приходом Солнца и Весны.

С приходом Головы Года оживают тасхылы, распускаются листья!

ЧылПазынаӊ! НааЧылдаӊ! Нааырыстаӊ!

Под музыку дети покидают зал.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга»

Сценарий праздника

«Чыл Пазы»

музыкальный руководитель:

Сергиенко Ольга Михайловна

Цель: Приобщить детей к культуре и традициям хакасского народа.

Задачи:

  • Познакомить с ритуалами и обрядами празднования одного из основных праздников хакасского народа.

  • Воспитывать интерес детей к хакасской народной музыке.

  • Развивать музыкально- творческие способности.

Ход мероприятия

Перед началом праздника звучит хакасская музыка – игра на пырге, призывая участников к началу шествия.

Звучит песня, входит в зал ведущая в национальном платье, за ней две колонны идут дети, с одной стороны девочки, с другой — мальчики. В руках у них пиалы. Доходя до центра, дети расходятся , в правую сторону девочки, в левую мальчики. Затем девочки за ведущим обходят костёр, также встают к стульчикам. Музыка стихает.

Ведущий: Дорогие дети! Мы сегодня собрались, чтобы встретить хакасский Новый год – Чалпазы.

Ребёнок: Хакассия- земля родная!

Ты существуешь с давних пор.

Жила ты, светлых дней не зная,

Терпя бесправия позор.

(Н. Доможаков, пер. Ф. Потёмкиной)

Ведущий: Чыл Пазы празднуется весной, в день , когда ночь равняется дню-22 марта. Наши предки верели, что когда боги вознесуться на небо, тот всю власть на Земле берут в свои руки богиня стужи и мороза, и бог печали и страданий. А когда ранней весной Боги возвращаются на Землю, то всё живое радуется, начинает оживать под тёплыми солнечными лучами.

Чтобы продолжать род людской,

Чтоб в доме не погас огонь жизни,

Разрешите начать праздник,

Начало которому положили наши предки!

Дети: Разрешаем! Разрешаем!

Ведущий: Давайте все вместе подойдём к огню, поклонимся ему за то, что помог сохранить род людской (дети делают один шаг к огню и кланяются, ведущий подходит к огню и кланяется, дети идут по кругу повторяя слова за ведущим)

Ведущая: Дорогая мать- огонь,

Благодарим тебя зато, что ты есть,

Зато, что ты являешься спасительницей всего живого,

Попей чаю из смородинового листа,

Попросим тебя исполнить нашу просьбу;

Злые, нехорошие мысли уничтожить навсегда;

Злую силу, нарушившую светлые мысли, прогони навсегда.

Ребёнок: Эй, лихие шаманы

Всех забытых селений,

Выползайте туманом

Из логов и ущелий,

Там в чащобе унылой

Где скрываются совы,

Мы потеряем силу

И высокое слово .(В. Майнышев «Шаманам»)

(Звучит музыка («Бубен»), появляется шаман и злые духи, танцуют танец вокруг огня.)

Подходят четыре ребёнка, в руках у них четыре чалама, скомкав их, они бросают их в огонь, и убегают.

(Звучит напевная мелолдия, дети друг за другом идут к ьерёзе, встают кругом).

Ведущий: А теперь подойдём к берёзе. Берёза издавна считалась у хакасов священным деревом.Ей поклонялись, у неё просили исполнения желаний.

Дети вместе с ведущей обходят 3 раза берёзу по ходу солнца, обращаясь к берёзе, говорят:

Золотая берёза с золотыми листьями,

Месяцем опоясанная стоишь.

Серебряная берёза с серебристыми листьями,

Солнцем опоясанная стоишь

На белую грудь –белая чалама,

Небу голубому – синяя чалама.

Просим дать нашим детям

Здоровья и счастья.

Дети показывают ленточки по цветам, потом подходят к берёзе сначала девочки, потом мальчики, и повязывают чалама на ветки берёзы

Ведущий: Прекраснее звука не знаю

Чем музыка бега коней

На скачки друзей приглашаю

На праздник Хакасских степей!

Танец: «Наездники»

Ребёнок: Здравствуй праздник,

Праздник жизни

Праздник солнца и весны!

Звучит музыка, входит весна:

Танец «Весна- хоровод»

Весна: Здравствуйте, дети! Большое вам спасибо, что вы помогли мне – прогнали прочь злые силы. И вновь на земле светит солнце! Так давайте веселиться, петь и играть. А мне помогли добраться до вас мои помощники. Угадайте кто они?

Весна загадывает загадки

Чёрный, проворный, по полю ходит,

Кричит «крак», червякам — враг. (Грач)

На шесте весёлый дом, с круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети, дом качает ветер.

На крыльце поёт отец – он и лётчик, и певец. (Скворец)

Спереди шильце. Сзади- вильце,

Сверху синее суконце, снизу белое полотенце. (Ласточка)

Под музыку входит ласточка, дети исполняют

«Танец птиц»

Весна: Молодцы дети загадки умеете отгадывать, а давайте поиграем

Игра: «Собери юрту»

Под музыку появляется Аба- медведь)

Аба: Изенер! Я слышал ребячьи голоса, решил, что пора вставать, отряхнуться да с детьми повевселиться.

Ведущий: Мишенька – Абачах, ты хорошо умеешь веселиться? А какую игру ты принёс?

Игра: «Медведь и пень»

Ведущий: Молодец, ты хорошо повеселил ребят, а теперь дети хотят спеть песню про тебя.

Песня «Аба» (сл. А. Килижекова, муз. Н. Катаевой)

Звучит игра на балалайке, едет Мирчен-оол на печке)

Мерчен-оол: Хотите, чудо покажу?

По щучьему велению,

По моему хотению

Подай из печи

Пироги, калачи. (Угощает калачами)

Весна: Я тоже с подарками пришла с оберегами.(Дарит обереги-сердечки, на полненные богородской травой.)

Ведущий: Вот и подошёл наш праздник «Чал Пазы» концу.

Пусть очаг будет вечным.

Пусть жизнь будет бесконечной!

До следующего Нового года!

Дети выходят из зала под танцевальную музыку.

Праздник завершается.

Литература:

  1. А.Н. Балгазина «Моя Хакасия». Пособие для учащихся 1-2 кл. – Абакан: Хакасское кн. изд.-во. 2001г.

  2. В. Я. Бутанаев «Традиционная культура и быт хакасов»- Абакан: Хакасское кн. изд.-во 1996г.

  3. Л.П, Катаева ;М.В, Капсаргина «Таёжный хоровод» — Абакан Хакаское изд.-во1993г.

  4. Журнал «Сорока – белобока» (хоор-хоор)»- Абакан, Хакасское изд.-во1994,1995г.

  5. Прокофьев «Природа Хакасии»

  6. Хакасские народные сказки- Абакан.1986г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Шаблон сценария открытия
  • Чыл пажи праздник шорцев
  • Шаблон сценария на день рождения
  • Чыгарылыш кич?се балалар бакчасы сценарий
  • Шаблон сценария final draft