Царзардар армянский праздник

Сегодня Армянская апостольская церковь празднует Вербное воскресенье — Цахказард (Ծաղկազարդ), последнее воскресенье Великого поста. Истоки праздника Цахказард (в переводе с армянского буквально «украш

Сегодня Цахказард – Вербное воскресенье: история праздника с древних времен до наших дней

Сегодня Армянская апостольская церковь празднует Вербное воскресенье — Цахказард (Ծաղկազարդ), последнее воскресенье Великого поста.

Истоки праздника Цахказард (в переводе с армянского буквально «украшенный цветами») пришли из далеких дохристианских времен. Большая часть церемоний этого праздника посвящена пробуждению природы, началу весны. Именно весной природа начинает пробуждаться и цвести, из чего следует, что название праздника Цахказард связано с обилием цветов.

Другое название этого праздника Царзардар (украсить дерево) опять-таки символизирует приход весны, и в знак этого люди украшали свои дома и дворы освященными ветками вербы или оливы, хранили их для защиты от урагана, метели, а затем сжигали и пепел рассеивали по ветру для защиты от бед. Народ в освященных ветках видел загадочную силу, с помощью которых мог противостоять перед стихийными бедствиями природы.

В прошлом в праздник Цахказард был обычай украшать цветными лентами деревья, растущие неподалеку от церкви, и развешивать на Ветках плоды, что символизировало также и связь с культом плодородия.

Цахказард также и молодежный праздник. Об этом свидетельствуют совершаемые в день этого праздника ритуалы. В прежние времена в этот день парни и девушки надевали все самое красивое. Молодые парни с корнем вырывали молодую иву и украшали ее ветки разноцветными кусочками материи (вновь вспомним название «Цахказард»), чтобы отнести ее своей любимой девушке.

Следы этого обычая сохранились в некоторых армянских селах и по сей день. В чем же суть обычая? Немного отдохнув днем, к полуночи юноши спешили в церковь. И первый из них, кто успевал раньше всех, звонил в колокол, а другие шли будить священника. Служба длилась до рассвета. Утром после освящения деревьев, народ, в особенности молодые, сорвав с деревьев по одной ветке, несли их домой, сажали в землю или вешали под потолком.

Этой же ночью, по предварительной договоренности, проводились обручения новоиспеченных пар. Все это сопровождалось народными песнями и плясками. Обычай этот имеет прямую связь со смыслом и идеей праздника – пробуждение и расцвет природы. В Цахказард, несмотря на то, что был Великий пост, готовились сладости и другая вкусная еда. К сожалению, сегодня эти обычаи во многом не сохранились.

Цахказард -  Армянские праздникиСмыслом праздника “Цахказард” является встреча весны, которая сопровождается посадкой деревьев и знаменует счастливое и плодовитое соединение молодых.

Цахказард (Царзардар) – праздник в предпоследнее воскресенье Великого Поста (за неделю перед Пасхой (Затиком), истоки которого пришли из далеких дохристианских времен. Большая часть церемоний этого праздника посвящена пробуждению весны. Именно весной природа начинает пробуждаться и цвести, из чего следует, что название праздника Цахказард связано с обилием цветов.

Другое название этого праздника Царзардар (украсить дерево) опять-таки символизирует приход весны, и в знак этого люди украшали свои дома и дворы освященными ветками вербы или оливы, хранили их для защиты от урагана, метели, а затем сжигали и пепел рассеивали по ветру для защиты от бед. Народ в освященных ветках видел загадочную силу, с помощью которых мог противостоять перед стихийными бедствиями природы.

В прошлом в праздник Цахказард был обычай украшать цветными лентами деревья, растущие неподалеку от церкви, и развешивать на Ветках плоды, что символизировало также и связь с культом плодородия.

По некоторым источникам, Цахказардом считают праздник прихода Иисуса Христа в Иерусалим, который отмечается за неделю перед Пасхой (Затиком), однако ни в библейских историях, ни в Новом Завете нет ни Слова о цветах.

Цахказард также молодежный праздник. Об этом свидетельствуют Совершаемые в праздник ритуалы. В этот день парни и девушки надевали все самое красивое. Молодые парни с корнем вырывали молодую иву и украшали ее ветки разноцветными кусочками материи (вновь вспомним название “Цахказард”), чтобы отнести ее своей любимой девушке.

Следы этого обычая сохранились в некоторых селах и по сей день. В чем суть обычая. Немного отдохнув днем, к полуночи юноши спешили в церковь. И первый из них, кто успевал раньше всех, звонил в колокол, а другие шли будить священника. Служба длилась до рассвета. Утром после освящения деревьев, народ, в особенности молодые, сорвав с деревьев по одной ветке, несли их домой, сажали в землю или вешали под потолком.

Этой же ночью, по предварительной договоренности, проводились обручения новоиспеченных пар. Все это сопровождалось народными песнями и плясками. Обычай этот имеет прямую связь со смыслом и идеей Праздника пробуждение и расцвет природы. В Цахказард, несмотря на то, что был Пост, готовились сладости и другая вкусная еда. К сожалению, сегодня эти обычаи во многом не сохранились.

Отрывок из книги Армянские праздники

Каждый год за неделю до праздника славного воскресения Иисуса Христа армянская церковь отмечает Вербное воскресенье – триумфальный вход Иисуса в Иерусалим. Цахказард – религиозный праздник, и его очень любят в Армении, как и все остальные христианские праздники (Армения была первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии в 301 году н.э. Согласно статистике 95% армян являются христианами).

Иисус въехал в Иерусалим верхом на осле, и его встречала огромная толпа людей. Они положили на дорогу, по которой он шел, свои плащи и пальмовые ветви и восклицали: «Осанна! Блажен Царь Израиля, Грядущий во имя Господне».

Цахказард в переводе означает «украшенный цветами». В Вербное воскресенье церкви украшены цветами, а также ветвями вербы. Церемонии цахказарда проходят во всех церквях Армении (конечно, в действующих). Нет священников, которые служили бы в заброшенных и разрушенных церквях, но много людей приходят к таким церквям, приносят цветы или ветви вербы, что оживляет церковь.

Улицы как будто накрыты кисеей счастья и улыбок. Вы встретите много людей в венках из ветвей вербы. Они либо берут освященные ветви из церкви, либо покупают их и идут в церковь, чтобы освятить их. Этот праздник напоминает нам о пришествии Христа и дает всем возможность еще раз обратить свой взор на Иисуса.

Помимо венков, люди покупают также колосья пшеницы, которые символизируют хороший урожай. Прошлогодние венки и колосья пшеницы обычно сжигают, а новые хранят в доме в течение года, до следующего Вербного воскресенья.

По календарю Армянской Апостольской церкви праздник будет отмечаться в следующие дни: 14.04.2030, 25.03.2029, 09.04.2028, 21.03.2027, 29.03.2026, 13.04.2025, 24.03.2024, 02.04.2023, 10.04.2022, 28.03.2021, 05.04.2020, 14.04.2019, 25.03.2018. Если вы будете в Армении в любой из этих дней, присоединяйтесь к празднованию.

Кроме того, в тот же день проходит специальная церемония «Благословение детей», после которой в разных городах Армении проходят концерты под открытым небом, где дети из местных танцевальных коллективов и музыкальных школ демонстрируют свое мастерство и создают настоящий праздник. Все они с радостью надевают венки из вербы.

Христиане в Армении верят, что празднование Цахказарда – триумфальный вход Иисуса в Иерусалим принесет счастье, и удача войдет в их дома, наполнив их сердца теплом и надеждой на будущее.

Saint Hripsime Church

85 Mesrop Mashtots Street, Vagharshapat, Armenië

Saint Gayane Church

Gosh, Armenië

Я — Лусине из Армении. Мне нравится путешествовать и бывать в новых местах. Я интересуюсь искусством, культурой, музыкой и спортом. На Itinari я покажу вам Армению такой, какой вижу ее я.

Армянская Апостольская Церковь 28 марта празднует Вход Господень в Иерусалим или Цахказард, что в переводе с армянского означает «Украшенный цветами».

Накануне вечером во всех армянских церквях прошло богослужение, символизирующее открытие завес Святого алтаря. В воскресенье, после утренней службы, проводится Святая литургия, во время которой благословляются зеленеющие ветви оливы, вербы или ивы. Католикос Всех Армян Гарегин Второй провозгласил Цахказард Днем благословения детей, в память о том, что во время въезда Иисуса в Иерусалимский храм дети с ликованием восклицали: «осанна Сыну Давидову» (Мат. 21:15). Сегодня во всех армянских церквях проводится благословение детей.

Период от понедельника после праздника Цахказард до Светлого Христовa Воскресенья в Армянской апостольской церкви называется Страстной (Великой) неделей.

Несмотря на то, что этому церковному празднику много веков, однако что принято делать в этот день и что категорически запрещает армянская церковь большинство так и не знает. В результате Цахказард и Пасха обросли легендами, и стереотипами, которые Sputnik Армения развеет в этом материале.

Цахказард у армян — особенный

Самое большое заблуждение, распространенное среди населения Армении — это то, что Цахказард — Армянская Апостольская церковь отмечает иначе, так как армянское Вербное воскресенье отличается от остальных. Этот стереотип связан с тем, что в Армении, вместо классической пальмовой или оливковой ветвей освящается веточка ивы (урени по-армянски, — ред.)

«Ничего удивительного в том, что у нас освещается ива, нет, так как в нашей стране растет это дерево. В других странах в этот день освещают ветви пальмы или оливкового дерева», — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения духовный пастырь церкви Сурб Саркис иерей Петрос Малян.

Яйца красят в пятницу?

Ежегодно армянский народ встает перед дилеммой когда красить яйца: в пятницу или субботу. Многие не вникая в суть праздника, по старинке, предпочитают красить яйца в пятницу, чего не приемлет ААЦ.

© SPUTNIK / ASATUR YESAYANTS

«Яйца красят в субботу вечером после захода солнца, а не в пятницу, как это делают многие», — сказал иерей.

По его словам, окрашенные яйца многие сразу же едят, чем нарушают Великий пост, который заканчивается не в пятницу, а в субботу вечером, после захода солнца. В пятницу церковь проводит различные обряды: распятия, погребения, поэтому ошибочно красить яйца в этот день.

«Есть устоявшийся закон — яйца красят к Воскресению Христа, при этом яйца — символизируют воскресенье и начало новой жизни. Красный цвет —  кровь, которую пролил Христос во имя спасения человечества», — пояснил иерей.

Почему нельзя красить яйца в четверг?

Неправильно красить яйца и в четверг. Среди населения распространен стереотип, что во время Страстного Четверга обязательно надо красить яйца, по количеству членов семьи. Это также запрещает армянская церковь.

Плов без изюма?

Некоторые люди, не знающие своих традиций, считают, что если в их доме недавно скончался человек, то они должны как-то иначе отмечать первую в их семье после трагедии пасху. Традиционно к пасхальному столу хозяйки ставят плов с изюмом, вареную рыбу, крашеные яйца, блюда из зелени. Многие ошибочно считают, что если у них дома произошла трагедия, то они должны готовить пасхальный стол без изюма, или не красить яйца.

Воскресенье или понедельник?

Армянская апостольская церковь также запрещает ходить на кладбище в праздничные субботу или воскресенье. Для этого церковь специально выделила день, после главных церковных праздников — Мерелоц. Следующий после праздника Пасхи день — второе апреля предназначен для посещения усопших.

Малян поясняет, что традиция ходить на кладбище в выходные дни, сохранилась с Советского союза. Тогда не принято было отмечать День поминовения усопших (Мерелоц) и люди, ходили на кладбище в выходные дни.

ЛИЧНЫЙ АРХИВ АРТУРА АМИРХАНЯНА

Великий Пост охватывает семь воскресений или 48 дней, которые отражают восемь памятных событий: Жизнь в раю (Истинная Масленица), Изгнание, Возвращение блудного сына, Притчу о неверном Домоправителе, Притчу о неправедном Судье, Пророчество о Втором пришествии и Въезд в Иерусалим (Цахказард / Вербное воскресенье).

В период поста раньше было запрещено венчаться или же проводить ритуал жертвоприношения. Сегодня совершать таинство венчания в крайних случаях можно в субботние и воскресные дни, за исключением Страстной Седмицы – последней недели Великого поста.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.

Вербное воскресенье (Цахказард) в Армянской Церкви

В последнее воскресенье Великого поста Армянская Апостольская церковь отмечает праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье). В 2011 г. эта дата приходится на 17 апреля.

По-армянски этот день называется Цахказард, что в переводе означает «Украшенный цветами», и посвящен триумфальному входу Иисуса Христа в Иерусалим перед Пасхой. Этот день также знаменует начало недели Страстей Господних ‑ страданий Христа, которые он претерпел, приняв их на себя во искупление грехов человечества.

Толпы народа, шедшие в Иерусалим на празднование Пасхи, вышли навстречу Христу с восклицаниями «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне» и устилали путь Господу пальмовыми и оливковыми ветвями, так как в древности ветвь оливы считалась символом мудрости, мира, славы и ликования. В России оливу заменила верба, поэтому воскресенье и называется Вербным.

В канун церковного праздника в церквях открываются занавеси алтаря, а на следующий день после богослужения совершается Святая Литургия.

В воскресенье утром в храмах освещаются и раздаются народу ветки вербы или оливкового дерева. Мягкие побеги вербы символизируют смирение перед Христом.

Цахказард ‑ древний праздник, истоки которого восходят к дохристианским временам. Смыслом праздника является встреча весны, которая сопровождается посадкой деревьев и знаменует счастливое и плодовитое соединение молодых.

Большая часть церемоний этого праздника посвящена пробуждению весны – именно весной природа начинает пробуждаться и цвести, из чего следует, что название праздника Цахказард связано с обилием цветов.

Другое название этого праздника Царзардар (украсить дерево) опять‑таки символизирует приход весны, и в знак этого люди украшали свои дома и дворы освященными ветками вербы или оливы, хранили их для защиты от урагана, метели, а затем сжигали и пепел рассеивали по ветру для защиты от бед.

В освященных ветках народ видел загадочную силу, с помощью которой мог противостоять стихийным бедствиям природы.

Также в прошлом в праздник Цахказард был обычай украшать цветными лентами деревья, растущие неподалеку от церкви, и развешивать на ветках плоды, что символизировало и связь с культом плодородия.

Цахказард также молодежный праздник: в этот день парни и девушки надевали все самое красивое, молодые парни с корнем вырывали молодую иву и украшали ее ветки разноцветными кусочками материи, чтобы отнести ее своей любимой девушке. Следы этого обычая сохранились в некоторых селах и по сей день.

Немного отдохнув днем, к полуночи юноши спешили в церковь. И первый из них, кто успевал раньше всех, звонил в колокол, а другие шли будить священника. Служба длилась до рассвета. Утром после освящения деревьев, народ, в особенности молодые, сорвав с деревьев по одной ветке, несли их домой, сажали в землю или вешали под потолком. Этой же ночью, по предварительной договоренности, проводились обручения новоиспеченных пар. Все это сопровождалось народными песнями и плясками.

В Цахказард, несмотря на то, что был Пост, готовились сладости и другая вкусная еда.

Католикос Всех Армян Гарегин II провозгласил Цахказард Днем благословения детей, в память о том, что во время въезда Иисуса в Иерусалимский храм дети с ликованьем восклицали: «Осанна Сыну Давидову» (Мат. 21:15).

Энциклопедия ньюсмейкеров.
2012.

Праздник, отмечаемый в последнее воскресенье Великого поста, по-армянски называется Цахказард — «Украшенный цветами», и посвящен торжественному входу Господня в Иерусалим перед Пасхой. Этот день знаменует начало недели Страстей Господних, страданий Христа, которые Он претерпел, приняв их на Себя во искупление грехов человечества. О входе Христа в Иерусалим повествуют все четыре евангелиста.

Католикос Всех Армян Гарегин Второй провозгласил Цахказард Днем благословения детей, в память о том, что во время въезда Иисуса в Иерусалимский храм дети с ликованьем восклицали: «осанна Сыну Давидову» (Мат. 21:15).

Люди, шедшие в Иерусалим на празднование Пасхи, вышли навстречу Христу с восклицаниями: «Осанна! благословен грядущий во имя Господне! Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! Осанна в вышних!» (Мар. 11:9-10). Они подстилали путь Господу своими одеждами, срезали ветви с пальм и оливковых деревьев и бросали по дороге. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его. Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил.

Согласно учению отцов Церкви, бросание одежды перед Иисусом символизировало освобождение от грехов. Преподношение веток и ветвей символизировало особые почести и торжественность. Ветвь оливы считалась символом мудрости, мира, славы и ликования. Преподношение пальмовых и оливковых ветвей Христу, воскресшего мертвого Лазаря, символизировало победу над смертью.

В субботу вечером совершается богослужение Цахказарда, открываются завесы Св. Алтаря, а на следующий день после утреннего богослужения служат Св. Литургию, благословляют зеленеющие ветви оливы или ивы и вместе со свечами раздают присутствующим в память того, что встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках. Бесплодные ветви символизируют язычников; они стали плодоносить только после того, как были поднесены Христу. Мягкость ветвей символизирует смиренность последователей Христа.

Период от понедельника после праздника Цахказард до Светлого Христова Воскресенья называется Страстнóй (Великой) неделей. Великим называется и каждый из ее дней, имеющий условное название, которое посвящено тому или иному событию из земной жизни Спасителя. Упоминаются последние заповеди, страдания, смерть и воскресение Христа. Основные обряды Великой недели начинаются в Страстнóй (Великий) Четверг.


Ծաղկազարդ. Հիսուսի հաղթական մուտքը Երուսաղեմ

Հայ Եկեղեցին Ս. Հարության տոնին նախորդող կիրակի նշում է Ծաղկազարդը, որը Քրիստոսի հաղթական մուտքն է Երուսաղեմ: Ն.Ս.Օ.Տ.Տ. Գարեգին Բ Ամենայն Հայոց Կաթողիկոսի բարձր տնօրինությամբ Ծաղկազարդը հռչակվել է մանուկների օրհնության օր, քանի որ Տիրոջ՝ Երուսաղեմի տաճար մտնելու ժամանակ մանուկներն աղաղակում էին՝ ասելով. «Օրհնությո՜ւն Դավթի որդուն» (Մատթ. 21:15): Այդ օրը եկեղեցիներում կատարվում է Մանուկների օրհնության կարգ:

Հիսուսի մուտքը Երուսաղեմ ժողովուրդն ընդունել է խանդավառությամբ` ձիթենու և արմավենու ճյուղերի հետ իրենց զգեստները փռելով ճանապարհի վրա և աղաղակելով. «Օվսաննա՜ Բարձյալին, օրհնյալ լինի Նա, Ով գալիս է Տիրոջ անունով, օրհնյալ լինի մեր հոր` Դավթի թագավորությունը, որ գալիս է: Խաղաղություն երկնքում և Փառք բարձունքներում» (Մարկ. 11:9-10):

Ըստ Եկեղեցու հայրերի՝ Հիսուսի առջև հանդերձներ փռելը խորհրդանշել է մեղքերը Քրիստոսին խոստովանելը: Ոստեր և ճյուղեր ընծայելն ընդհանրապես առանձնակի պատիվներ և հանդիսավորություն էր նշանակում: Ձիթենին ընկալվել է որպես իմաստության, խաղաղության, հաղթանակի և փառքի խորհրդանշան: Մեռյալ Ղազարոսին հարություն տված Քրիստոսին ձիթենու և արմավենու ճյուղերի ընծայումը խորհրդանշում է մահվան հանդեպ հաղթանակը:

Ծաղկազարդը խորհրդանշում է նաև արարչության առաջին օրը, երբ Աստված ստեղծեց երկինքն ու երկիրը, և լույսը տարածվելով՝ հալածեց խավարը:

Այս օրը խորհրդանշում է նաև առաջին ժամանակաշրջանը, երբ բույսերով ու ծաղիկներով զարդարվեց երկիրը, և Ադամն ու Եվան ուրախացան Դրախտում: Եվ ինչպես առաջին ժամանակաշրջանում Կայենը նախանձից սպանեց Աբելին, այդպես էլ հրեաները, չարը խորհելով, սպանեցին Քրիստոսին ու դարձան Կայենի անեծքի ժառանգորդները:

Ծաղկազարդի օրը՝ հրեական Զատկից հինգ օր առաջ, Քրիստոս Իր կամքով եկավ Երուսաղեմ՝ Իր չարչարանքների վայրը, որպեսզի ցույց տա, որ Ինքն է Աստծո Գառը, Ով կամենում է պատարագվել մեր փրկության համար: Քանզի, ըստ Օրենքի, հրեաները զատկական գառը Զատկի տոնից հինգ օր առաջ էին տուն տանում:

Ծաղկազարդի նախօրեին` շաբաթ օրը, կատարվում է նախատոնակ, բացվում է խորանի վարագույրը, իսկ հաջորդ օրը տոնական Ս. Պատարագը մատուցվում է բաց վարագույրով:

Ծաղկազարդի առավոտյան եկեղեցիներում օրհնում են ձիթենու կամ ուռենու ոստեր և բաժանում ժողովրդին: Ուռենու ոստերը, որոնք անպտուղ են, խորհրդանշում են հեթանոսներին, ովքեր պտղաբերեցին միայն Քրիստոսին ընծայվելուց հետո: Ոստերի փափկությունը խորհրդանշում է Քրիստոսի հետևողների խոնարհությունը: Ուռենու ճյուղերը մեր ընծաներն են Տիրոջը, ինչպես Ս. Ծննդյան օրն Արևելքից մոգերի բերած ընծաները:

Հիսուս Քրիստոս մուտք գործեց Երուսաղեմ որպես Թագավոր՝ խորհրդանշորեն ցույց տալով Իր՝ Փառքի թագավոր լինելը, Ով վերացնում է անեծքը և կենդանություն պարգևում: Հիսուս եկավ ավետարանելու աղքատներին, բժշկելու սրտով բեկվածներին, ազատելու գերիներին և տեսողություն պարգևելու կույրերին, ինչպես մարգարեացել էր Եսայի մարգարեն:

Когда празднуется Вход Господень в Иерусалим — Вербное воскресенье или Цахказард (Ծաղկազարդ) в Армянской Апостольской Церкви?

14.04.2019
05.04.2020
28.03.2021
10.04.2022
02.04.2023
24.03.2024
13.04.2025
29.03.2026
21.03.2027
09.04.2028
25.03.2029
14.04.2030

Армянская Апостольская Церковь 5 апреля 2020 года — в последнее воскресенье Великого поста отмечает праздник входа Господня в Иерусалим — Цахказард или Вербное воскресенье.

Праздник Цахказард, что в переводе с армянского означает «Украшенный цветами», посвящен торжественному входу Господня в Иерусалим перед Пасхой и знаменует начало недели Страстей Господних, страданий, которые он претерпел, приняв на себя грехи человечества.

В субботу вечером в армянских церквях совершается богослужение Цахказарда, открываются завесы алтаря. В воскресенье утром после богослужения совершается Святая литургия, в ходе которой благословляют ветви оливы или ивы, которые вместе со свечами раздают присутствующим в память о том, что Христа встречали с пальмовыми ветвями в руках.

В понедельник, после Вербного воскресенья, начинается Страстная (Великая) неделя, которая длится до Светлого Христова Воскресенья.

Католикос Всех Армян Гарегин II провозгласил Цахказард Днем благословения детей, в память о том, что во время входа в Иерусалимский храм дети с ликованьем встречали Христа, восклицая «Осанна Сыну Давидову!»․

Праздник Вербного воскресенья в этом году будет иметь особое значение для всего армянства. Армяне всего мира в эти дни, как и все человечество, борются с эпидемией коронавируса.

Армянская церковь объявила о том, что на Вербное воскресенье будет вынесено хранящееся в Первопрестольном Эчмиадзине Святое Копье (арм. Սուրբ Գեղարդ, Сурб Гегард).

Копье, которым римский сотник Лонгин пронзил тело распятого Иисуса Христа, считается чудотворным и известно исцелениями от болезней не только в Армении, но и за ее пределами.

Из рассказов историков известно, что в конце XVIII века грузинский царь Георгий ХII попросил армянского Католикоса Гукаса I прислать Святой Гегард в Грузию, где в это время распространилась эпидемия чумы.

Святой Гегард оказался в Тифлисе (Тбилиси), а Грузии удалось победить эпидемию. Георгий ХII после этого отказывался отправить Копье обратно в Эчмиадзин, однако карабахский князь Абов вернул его в Армению.

Гарегин II в честь праздника Цахказард отслужит литургию, в которой благословит все четыре стороны света Святым Копьем.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Цвет рясы православного священника зависит от праздника
  • Царевна лягушка сценарий осеннего утренника
  • Цены на туры на новогодние праздники
  • Царевна лягушка г соколова сценарий
  • Цены на такси на новогодние праздники