Цель праздника 4 ноября день народного единства

Цель: расширение представлений о праздновании 4 ноября.Задачи: познакомить обучающихся с историей праздника; подчеркнуть значимость событий 1612 года для дальнейшей истории нашей страны; способствоват

Внеклассное мероприятие

«4 НОЯБРЯ – ДЕНЬ

НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»

Цель: расширение представлений о праздновании 4 ноября.

Задачи: познакомить обучающихся с историей праздника; подчеркнуть значимость событий 1612 года для дальнейшей истории нашей страны; способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников; прививать чувство гордости и уважения к своей Родине; расширять кругозор; развивать познавательную активность.

Оборудование: выставка поздравительных открыток, презентация.

Ход  мероприятия:

Слайд 1.

Ведущий:

Слайд 2.

Все проходит. Остается Родина –

То, что не изменит никогда.

С ней живут, любя, страдая, радуясь.

Падая и поднимаясь ввысь…

И еще немало будет пройдено,

Коль зовут в грядущее пути.

Но светлей и чище чувства Родины

Людям никогда не обрести.

Ведущий:

Слайд 3.

4 ноября мы с вами праздновали День народного единства.

Нашу страну населяют люди самых разных национальностей и народностей. Учёные насчитывают в России 150 языков.

Наше Отечество, наша Родина – так мы зовём Россию потому, что в ней жили отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят на родном нам языке и всё в ней для нас родное.

Слайд 4.

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор

Слайд 5.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!                                                     («Родина» З. Александрова)

Ведущий:

Слайд 6.

Россия – самая большая в мире страна, её омывают сразу три океана. Она богата лесами. В её недрах залегают многочисленные полезные ископаемые. В России насчитывается более двух миллионов рек, а по количеству озёр она занимает одно из первых мест в мире.

Велика и богата наша Родина! Но главное её богатство – это люди.

Ведущий:

Слайд 7.

У каждого человека есть Родина и у каждого она своя. У одного – это город, его широкие улицы и высокие дома, у другого – это небольшое село, с берёзовым лесом и чистыми водами.

Слайд 8.

И трудно сказать, чья родина лучше, красивей и дороже.

Слайд 9.

Для многих из нас наша малая родина – это город Новокузнецк!

Ведущий:

Слайд 10.

День народного единства в России – это государственный праздник, который ежегодно отмечается 4 ноября. Он один из самых молодых в нашей стране, который празднуется в соответствии с Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России». Государственная Дума в 2005 году приняла действительно историческое решение.

Ведущий:

Слайд 11.

Дата эта была выбрана отнюдь не случайно. Несмотря на свою кажущуюся молодость, исторически День народного единства связан с далекими событиями начала 17-го века, когда в 1612 году Москва, наконец-то, была освобождена от польских интервентов.

Слайд 12.

Именно 4 ноября (22 октября по старому стилю) народное ополчение под предводительством нижегородского воеводы Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского успешно штурмовало Китай-Город, вынудив командование польской армии подписать немедленную капитуляцию.

Слайд 13.

Первым в освобожденный город вступил Дмитрий Пожарский со священной иконой Казанской Божьей Матери в руках.

Слайд 14.

Именно она, как свято верили на Руси, и помогла защитить Государство Московское от польского нашествия.

В 1625 году Дмитрий Пожарский в честь Казанской иконы Божьей Матери и победы над поляками на собственные средства возводит на Красной Площади деревянную церковь.

Каменный Казанский Собор появился только в 1635 году, он был построен на месте сгоревшей во время пожара Москвы деревянной церкви.

В 1649 году царь Алексей Михайлович издал указ, что 4 ноября – это государственный праздник, день Казанской иконы Божьей матери. Праздник отмечали в России вплоть до Революции 1917 года.

Ведущий:

Слайд 15.

«Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной»

(Н. Кончаловская)

Слайд 16.

Митрополит Климент, управляющий делами Московской Патриархии писал:

«Это объединение русского народа вокруг Минина и Пожарского, освобождение Москвы дало толчок для развития государственности, это начало становления мощного российского государства, которое стало Российской империей. После 1612 года наши предки стали продвигаться на восток, через сто лет они дошли до Тихого океана, при Петре I они достигали берегов Северной Америки – такое развитие буквально за 100 лет!»

Ведущий:

Слайд 17.

В честь дня Казанской иконы Божьей матери и славной победы русской армии над польскими интервентами, президент РФ В. Путин в 2005 году подписал указ об учреждении в России 4 ноября нового государственного праздника, Дня народного единства.

А сама идея отмечать праздник именно в этот день принадлежит Межрелигиозному совету России. Поэтому День народного единства является не только светским, но и межрелигиозным праздником, который отмечают все жители страны и представители разных религий и конфессий.

Ведущий:

Слайд 18.

Сейчас в России День народного единства становится все популярней. Ведь гордость за свою Родину, за ее прошлое и настоящее, и вера в ее счастливое будущее – это то, что неизменно объединяет людей и делает их единым народом.

Ведущий:

Слайд 19.

У каждого человека есть Родина, и каждый её любит. Любит место, где он родился и живёт. Любит родные леса, поля и реки. Человек любит людей, с которыми он живёт, любит свой народ. Всё это и есть Родина. Мы должны помнить о том, что мы граждане одной большой страны – России, и должны с честью нести это звание.

Слайд 20.

Берегите Россию –

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе.

Берегите Россию –

Без неё нам не жить.

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию –

Нет России другой.

Ведущий:

День народного единства также является праздником добра, днем заботы о людях. Любое, даже самое малое доброе дело в этот день для каждого должно стать первым шагом к исцелению души, а добрые дела миллионов добровольцев вместе взятые приведут нас к духовному оздоровлению всего общества.

Слайд 21.

Конспект классного часа «4 ноября — День народного единства».

Цель: дать представление о празднике 4 ноября, раскрыть значение и роль праздника как дня сохранения единства народа. любовь к Родине интереса к историческому прошлому и настоящему России.

Задачи: формировать у детей чувство гражданственности и патриотизма, ответственность за судьбу Родины, интерес к истории Российского государства; воспитывать гордость за Родину и уважение к защитникам государства.

Форма проведения: устный журнал с элементами беседы.

Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение, раздаточный материал (карточки). 

Ход классного часа:

Эпиграф

Родина наша! Гордимся по праву 
Неповторимым величьем твоим! 
Память о прошлом, всемирную славу, 
Предков наследие мы сохраним! 

Л. Разумова 

Учитель:

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой, 
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовем.

(Клип «С чего начинается Родина»)

Вы знаете о том, что Россия – самая большая страна во всем мире. От Европы до Азии она занимает огромную территорию. Именно поэтому в нашей стране живет так много народов, которые имеют свои обычаи, традиции и культуру, праздники, но объединяет их одно — это любовь к родине, ее прошлому и настоящему.

Сегодня мы с вами собрались поговорить об одном очень важном государственном празднике, который наша страна отмечает с ноября 2005 года. Чтобы вы догадались, о каком празднике идёт речь, предлагаю вам поработать вместе. Вам будут предложены карточки с названиями государственных праздников и их датами.

Соотнесите даты и названия. Слайд 2

12 декабря

День Победы

12 июня

День Конституции

4 ноября

Праздник Весны и Труда

23 февраля

День защитника Отечества

9 мая

День независимости России

1 мая

День народного единства

(ребята, посоветовавшись в группах, называют по очереди дату и соответствующий праздник)

Учитель:

Итак, какой праздник отмечает в ноябре вся наша страна?

(4ноября в нашей стране отмечается праздник — День народного единства.)

-Знаете ли вы, в память о каких событиях установлен этот праздник?

(предположения учащихся)

-Этот праздник установлен в память о событиях 4 ноября 1612 года.

К сожалению, на протяжении всей истории Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось единство, когда в стране царили распад, хаос, вражда, анархия, катастрофа.

-Более полно о празднике – Дне народного единства вы узнаете сегодня на классном часе (с какого времени празднуется и что символизирует). Для этого нам необходимо совершить виртуальное путешествие в далекое прошлое.

У праздника День народного единства очень древняя история.

Ушли в историю года.

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда!

— Итак, давайте перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века.

Давным-давно, в стародавние века, в древние времена, жили-были на земле русичи, искусные мастера и мастерицы, трудолюбивые землепашцы, храбрые, сильные, благородные воины. Жили они честно и славно, храмы да терема возводили, детей растили да песни слагали во славу Отечеству.

Вот пришёл недобрый день и час, навалились беды-несчастья, злые напасти на землю Русскую. Пришёл неурожай, а за ним и голод лютый. С голоду и с тоски-кручины начались меж людьми ссоры да раздоры.

Так что же произошло в 1612 году? (Просмотр учебного видеофильма «Минин и Пожарский»)

В Москве на Красной площади в честь победы над поляками установлен бронзовый памятник Минину и Пожарскому, чтобы люди не забывали и чтили своих героев. Вот в честь этого события и празднуется День народного единства. 4 ноября, день освобождения Москвы многонациональным ополчением Минина и Пожарского от иноземных захватччиков, с 2005 г. отмечается как государственный праздник – День народного единства.

Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество страны. В суровых испытаниях и битвах закалялась воля, и крепло единство народа.

Прошло 400 лет, за это время много раз разные страны пытались захватить Россию, но ничего у них не получилось, все люди, как один вставали на защиту своей страны.

Единство – это объединение всех людей.

Единство – это согласие народа.

Единство – это когда есть общая надежда.

Единство – это мир и дружба.

Единство – это доброта, понимание и прощение.

-Давайте теперь, ребята, прочитаем пословицы про родину. Начало пословицы на доске, а конец у вас. Для этого нам надо соединить обе части.

  1. Кто за Родину горой, тот истинный герой.

  2. Нет земли краше, чем страна наша.

  3. Человек без родины — что соловей без песни.

  4. Родная земля и в горсти мила.

  5. Береги Родину как зеницу ока.

  6. На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.

  7. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

  8. Если народ един, он непобедим.

  9. И лес шумит дружней, когда деревьев много.

  10. Народная дружба и братство — дороже всякого богатства.

Бегут года, шагают десятилетия, медленно текут столетия, и каждое из них выдвигает новых героев. Но есть страницы истории, которые ни зачеркнуть, ни забыть нельзя, как нельзя забыть и людей, жизнью своей поправшие время и оставшиеся в веках. К таким относятся и незабвенные спасители Отечества – Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Будьте достойны своих славных предков! Всего вам доброго!

Заключительная песня «У моей России»

В 2021 году День народ­но­го един­ства в Рос­сии отме­тят уже в 16‑й раз. Несмот­ря на это в боль­шей части напи­сан­ных о нём, начи­ная с 2005 года, и серьёз­ных, и не очень тек­стов, зву­чат одни и те же вопро­сы — что озна­ча­ет «новый» празд­ник, для чего он нужен, что луч­ше делать 4 нояб­ря: сидеть за сто­лом, а может быть участ­во­вать в митин­гах? VATNIKSTAN поста­рал­ся собрать точ­ки зре­ния на любой вкус. Итак, День народ­но­го един­ства 4 нояб­ря суще­ству­ет, пото­му что…


Так сложилось исторически

Про то, что такое Смут­ное вре­мя, боль­шин­ство, хотя бы при­мер­но, пом­нит со шко­лы. Для тех, кто под­за­был, в 2007 году «при госу­дар­ствен­ной финан­со­вой под­держ­ке феде­раль­но­го агент­ства по куль­ту­ре и кине­ма­то­гра­фии РФ» сня­ли про­све­ти­тель­ский экшн «1612» с Андре­ем Федор­цо­вым (Вася Рогов из «Убой­ной силы») в роли Мини­на и Миха­и­лом Поре­чен­ко­вым в роли Пожарского.

Режис­сёр Вале­рий Хоти­нен­ко очень поста­рал­ся сде­лать фильм нескуч­ным: доба­вил выду­ман­ных роман­ти­че­ских геро­ев, любов­ную линию и музы­ку одно­го из луч­ших кино­ком­по­зи­то­ров Алек­сея Рыб­ни­ко­ва. Основ­ная зада­ча, кото­рая, судя по все­му, сто­я­ла перед созда­те­ля­ми — пока­зать, что в сму­ту все были раз­об­ще­ны, и пото­му было пло­хо, но потом все объ­еди­ни­лись, про­гна­ли вра­гов и ста­ло хоро­шо, а заод­но раз­влечь зри­те­ля нулевых.

Но поче­му имен­но 4 нояб­ря? В пояс­ни­тель­ной запис­ке к про­ек­ту зако­на, кото­рый про­воз­гла­сил при­ше­ствие в кален­дарь новой важ­ной даты, говорилось:

«4 нояб­ря 1612 г. Вои­ны народ­но­го опол­че­ния под пред­во­ди­тель­ством Кузь­мы Мини­на и Дмит­рия Пожар­ско­го штур­мом взя­ли Китай-город, осво­бо­див Моск­ву от поль­ских интер­вен­тов, про­де­мон­стри­ро­вав обра­зец геро­из­ма и спло­чён­но­сти все­го наро­да вне зави­си­мо­сти от про­ис­хож­де­ния, веро­ис­по­ве­да­ния и поло­же­ния в обществе».

Не все, одна­ко, согла­си­лись с пред­ло­жен­ны­ми дово­да­ми. К при­ме­ру, исто­рик Вла­ди­слав Наза­ров в напи­сан­ной по горя­чим сле­дам ста­тье «Что будут празд­но­вать в Рос­сии 4 нояб­ря 2005» года, опуб­ли­ко­ван­ной в жур­на­ле «Оте­че­ствен­ные запис­ки» (№ 5, 2004) при­вёл мно­же­ство аргу­мен­тов про­тив и в кон­це посетовал:

«…зако­но­да­те­ли поста­ви­ли нас в труд­ное поло­же­ние. Как без натя­жек и вра­нья объ­яс­нить школь­ни­кам, сту­ден­там, всем, кто нерав­но­ду­шен к рос­сий­ской исто­рии, что же за акт народ­но­го еди­не­ния свер­шил­ся в 1612 году <…> и поче­му после „окон­ча­ния Сму­ты“ рус­ские люди еще целых шесть лет про­дол­жа­ли сра­жать­ся друг с дру­гом и вое­вать с захватчиками?»

Не ста­нем слиш­ком углуб­лять­ся в суще­ству­ю­щие вокруг 4 нояб­ря ост­рые исто­ри­че­ские дис­кус­сии. Так или ина­че, если неяв­ной целью пре­вра­ще­ния это­го, преж­де фор­маль­но обыч­но­го дня в крас­ный было под­хлест­нуть инте­рес к исто­рии Рос­сии нача­ла XVII века, затея вполне удалась.


Мы привыкли что-то праздновать в это время

Ещё в 1649 году царь Алек­сей Михай­ло­вич при­ду­мал отме­чать день Казан­ской ико­ны Божьей мате­ри осе­нью — 22 октяб­ря по ста­ро­му и 4 нояб­ря по ново­му сти­лю, а не толь­ко летом, как рань­ше. С одной сто­ро­ны, пото­му что имен­но с этой ико­ной в Китай-город, как счи­та­ет­ся, вошёл Пожар­ский. С дру­гой, пото­му что в 1648 году, 22 октяб­ря (4 нояб­ря) у царя родил­ся пер­вый сын — царе­вич Дмит­рий Алексеевич.

С при­хо­дом совет­ской вла­сти празд­ник в честь ико­ны был упразд­нён, но почти сра­зу появил­ся новый — что инте­рес­но, с раз­ни­цей все­го три дня. Поста­нов­ле­ние Пре­зи­ди­у­ма ЦИК СССР от 26 октяб­ря 1927 «О празд­нич­ных днях, посвя­щён­ных годов­щине октябрь­ский рево­лю­ции, и об осо­бых днях отды­ха» стро­го гласило:

«Годов­щи­на Октябрь­ской рево­лю­ции еже­год­но, начи­ная с 1927 года, празд­ну­ет­ся в тече­ние двух дней — 7 и 8 нояб­ря. Про­из­вод­ство работ в эти празд­нич­ные дни вос­пре­ща­ет­ся на всей тер­ри­то­рии Сою­за ССР»

«Вос­пре­ще­ние работ» — то, к чему при­вык­нуть лег­ко, а отка­зать­ся труд­но. Поэто­му после рас­па­да СССР граж­дане уже без идео­ло­ги­че­ской нагруз­ки про­дол­жа­ли отды­хать 7 нояб­ря в тече­ние 14 лет. Не все заме­ти­ли, что в 1996 году фор­маль­ный повод сме­нил­ся на «День согла­сия и при­ми­ре­ния». Выход­ной есть выходной.

А когда в 2005 году «согла­сие» заме­ни­ли на «един­ство», мно­гие вос­при­ня­ли это как оче­ред­ной идео­ло­ги­че­ский при­ём, в дей­стви­тель­но­сти направ­лен­ный на то, что­бы в нояб­ре про­дол­жал оста­вать­ся денёк, кото­рый мож­но про­ве­сти на своё усмот­ре­ние. По резуль­та­там опро­са, кото­рый осе­нью 2020 года устро­ил фонд «Обще­ствен­ное мне­ние», боль­шая часть насе­ле­ния стра­ны (71%) отно­сит­ся к Дню народ­но­го един­ства не как к празд­ни­ку, а про­сто сво­бод­но­му дню.


Можно собраться компанией единомышленников

Судя по пуб­ли­ка­ции в одном из ста­рей­ших оте­че­ствен­ных онлайн-изда­ний «Newsru.com» от 4 нояб­ря 2005 года, пер­вый в исто­рии День народ­но­го един­ства озна­ме­но­вал­ся ком­му­ни­ка­ци­ей широ­ких масс, чему актив­но спо­соб­ство­ва­ли носи­те­ли самых раз­но­об­раз­ных поли­ти­че­ских соображений.

Так «Еди­ная Рос­сия» про­ве­ла митин­ги, шествия, кон­цер­ты и спор­тив­ные меро­при­я­тия. ЛДПР тоже митин­го­ва­ли, а заод­но под­кор­ми­ли сво­их сто­рон­ни­ков — на митин­ге тру­ди­лись поход­ные кух­ни, пред­ла­гая всем жела­ю­щим кашу с тушёнкой.
Пред­ста­ви­те­ли наци­о­нал-боль­ше­виз­ма пред­по­чли пошу­меть: в ком­па­нии удар­ных инстру­мен­тов и гром­ких лозун­гов про­шлись по Москве мар­шем. «News.ru» инфор­ми­ро­ва­ли:

Участ­ни­ки мар­ша про­шли под бара­бан­ный бой, скан­ди­руя: «Сла­ва импе­рии!» и «Рус­ский, вста­вай». В руках у них фла­ги и пла­ка­ты с над­пи­ся­ми: «Рус­ские идут» и «Рус­ские, вперёд!»

Отдель­ные граж­дане пери­о­ди­че­ски «при­вет­ство­ва­ли» шествие дымо­вы­ми шаш­ка­ми, петар­да­ми и напол­нен­ны­ми водой пре­зер­ва­ти­ва­ми. Сооб­ща­ли и о задер­жан­ных, кото­рых, прав­да, как пишут, было немно­го — все­го пара человек.

Таким обра­зом, в целом всё про­шло мир­но, и народ­ные гуля­ния на 4 нояб­ря ста­ли тра­ди­ци­ей. А любая тра­ди­ция тре­бу­ет осмыс­ле­ния — в том чис­ле сред­ства­ми коме­дии и мас­со­вой культуры.

В 2008 году коман­да КВН исто­ри­че­ско­го факуль­те­та Яро­слав­ско­го Госу­дар­ствен­но­го Уни­вер­си­те­та «DasISTfak‘t» пока­за­ла в фина­ле Рязан­ской лиги скетч о кон­цер­те ко Дню народ­но­го един­ства. По сюже­ту орга­ни­за­тор кон­цер­та про­сит Нико­лая Рас­тор­гу­е­ва после выступ­ле­ния ска­зать что-нибудь о люб­ви к Рос­сии. Лидер «Любэ» отка­зы­ва­ет­ся, моти­ви­руя это тем, что ауди­то­рия его не услышит:

«Там вся пло­щадь — „Наши“, „Моло­дая гвар­дия“, „Мест­ные“. Им же напле­вать, что я ска­жу. Они сто­ят, фла­га­ми машут, гла­за стек­лян­ные, семе­на им кинь — они кле­вать будут».

Даль­ше Рас­тор­гу­ев бесе­ду­ет с участ­ни­цей митин­га — школь­ни­цей, кото­рая не ходит на учё­бу, пото­му что митин­ги каж­дый день, зато любит Рос­сию. Артист возмущается:

«Устро­и­ли из нор­маль­но­го Дня народ­но­го един­ства какой-то непо­нят­ный псев­до­пат­ри­о­тич­ный шабаш».

Видео сцен­ки при­об­ре­ло опре­де­лён­ную попу­ляр­ность в сети. Мно­гие обра­ти­ли вни­ма­ние, что, когда в 2009 году «DasISTfak‘t» пока­за­ли этот же скетч на Пер­вом кана­ле в рам­ках Пре­мьер-лиги КВН, он стал суще­ствен­но коро­че. В част­но­сти, исчез­ли назва­ния моло­дёж­ных орга­ни­за­ций (теперь про­сто «груп­па под­рост­ков») и упо­ми­на­ние само­го Дня народ­но­го единства.

Конеч­но, необя­за­тель­но участ­во­вать в народ­ных гуля­ни­ях и кон­цер­тах — мож­но про­ве­сти вре­мя дома, за празд­нич­ным сто­лом. В выпус­ке от 6 нояб­ря 2010 года попу­ляр­ной в нуле­вые пуб­ли­ци­сти­че­ско-юмо­ри­сти­че­ской про­грам­мы «Про­жек­тор­пе­ри­схи­л­тон» это попро­бо­ва­ли сде­лать её веду­щие и при­гла­шён­ные гости.

Застоль­ная бесе­да ожи­да­е­мо све­лась тому, как надо отме­чать празд­ник. И, так­же ожи­да­е­мо, к чему-то кон­струк­тив­но­му прий­ти не уда­лось — в луч­шем слу­чае полу­ча­лось об этом пошу­тить, в худ­шем про­ис­хо­ди­ло зашу­чи­ва­ние темы и посте­пен­ный уход от неё в весе­лье ради весе­лья — всё тот же выход­ной ради выходного:

— Надо дарить что-то, что бы объ­еди­ня­ло людей…

— Клей, наруч­ни­ки? Скотч можно. <…>

— Нас может объ­еди­нить любовь друг к другу…

— И баня. <…>

— Оче­редь, напри­мер, объ­еди­ня­ет людей.

— А оче­редь в баню?

— А оче­редь в баню — это вооб­ще вершина.

Сего­дня этот выпуск кажет­ся инте­рес­ным слеп­ком вре­ме­ни, собрав­шим неко­то­рые его важ­ные при­ме­ты. Полу­ча­ет­ся, уже в 2010 году вопрос «как отме­чать День народ­но­го един­ства?» был чем-то вро­де рито­ри­че­ско­го застоль­но­го софиз­ма, кото­рый обя­за­тель­но озву­чить, но подо­брать к нему уни­вер­саль­ный ответ — и невоз­мож­но и, в общем-то, не очень нужно.


Надо помнить историю, а единение — это важно

В 2015 году, во вре­мя выступ­ле­ния на фору­ме «Сооб­ще­ство», Вла­ди­мир Путин поде­лил­ся с собрав­ши­ми­ся, что, когда празд­ник толь­ко появил­ся, он тоже не пони­мал, зачем он нужен. Но потом осо­знал — для того, напри­мер, что­бы оста­но­вить­ся и подумать:

«…мно­гие в нашей стране, когда этот празд­ник вос­со­зда­ва­ли, и я в том чис­ле, тогда думал: „Это ещё что такое, это зачем? Что у нас, празд­ни­ков мало, что ли?“ <…> Теперь я отчёт­ли­во осо­знаю и пре­крас­но пони­маю, что такой празд­ник нам нужен. Пото­му что очень важ­но <…> оста­но­вить­ся раз в году, вспом­нить, что и когда с нами было, что и когда с нами про­ис­хо­ди­ло, что свя­за­но с наши­ми побе­да­ми и три­ум­фа­ми, а что с пора­же­ни­я­ми и трагедиями».

Раз­ви­вая свою мысль, Путин под­вёл к тому, что, чем боль­ше еди­не­ния, тем боль­ше побед, и что в осно­ве всех дея­ний долж­на лежать любовь к Родине. Таким обра­зом пре­зи­дент соста­вил фор­му­лу успе­ха: зна­ние исто­рии + един­ство + пат­ри­о­тизм = хоро­шо для Рос­сии. Понят­но, что, если хотя бы одно сла­га­е­мое убрать — урав­не­ние не полу­чит­ся. И есте­ствен­но, что внед­ре­ние этих сла­га­е­мых в мас­сы луч­ше все­го начи­нать с молодёжи.

Ко Дню народ­но­го един­ства 2016 года про­грам­ма «Вечер­ний Ургант» под­го­то­ви­ла экс­пе­ри­мент — спро­си­ли у школь­ни­ков об исто­рии празд­ни­ка. Отве­ты пред­ска­зу­е­мо вышли экстравагантными.

— Что это такое за праздник?

— Это когда все горо­да Рос­сии объ­еди­ни­лись и отво­е­ва­ли зем­лю от польцев.

— Горо­да­ми кто-то руко­во­дил? Были герои это­го праздника?

— Были. Михал­ков. И ещё какой-то… По-мое­му, Саша.

— Они участ­во­ва­ли в войне, что­бы спа­сти Моск­ву от африканцев.

— А в каком году афри­кан­цы напа­да­ли на Москву?

— В 2005 году.

Ниче­го уди­ви­тель­но­го в том, что млад­шие школь­ни­ки не могут тол­ком рас­ска­зать о Сму­те — ведь её изу­ча­ют в сред­ней шко­ле. Судя по все­му, дело было так: ребя­там дали инфор­ма­цию, они её зазуб­ри­ли и пере­ска­зы­ва­ют на каме­ру. Но даты и фак­ты для детей не напол­не­ны содер­жа­ни­ем — они не осмыс­ле­ны, а зауче­ны, как тарабарщина.

Полу­ча­ет­ся, пре­сло­ву­тое «моло­дёжь не зна­ет исто­рию» — это не сама про­бле­ма, а след­ствие того, что с дет­ства научи­ли зуб­рить, а не раз­мыш­лять. Не имея пред­став­ле­ния о том, кто такие поля­ки, лег­ко пре­вра­тить их в афри­кан­цев — какая раз­ни­ца, глав­ное, что не наши, а чужа­ки из-за границы.

Даль­ше — про единство:

— Что ска­за­ли Минин и Пожар­ский, что­бы объ­еди­нить всех?

— Граж­дане стра­ны, на нас напа­ли поля­ки, давай­те все объ­еди­ним­ся и созда­дим боль­шой полк, — на ходу импро­ви­зи­ру­ет маль­чу­ган нечто, напо­ми­на­ю­щее объ­яв­ле­ние на вокзале.

Каков вопрос — таков ответ. Разу­ме­ет­ся, без при­зы­вов не обой­тись, но сам по себе лозунг «надо быть еди­ным наро­дом» ниче­го не несёт. Что зна­чит надо? А как это­го добить­ся? Вряд ли веду­щий сам смог бы здесь отве­тить луч­ше ребён­ка. Начи­нать нуж­но не с того, что­бы запом­нить набор слов «объ­еди­ни­лись и побе­ди­ли», а с раз­мыш­ле­ний о том, что такое един­ство и как его достичь.

В общем, сто­ит поча­ще вспо­ми­нать хоро­ший совет пре­зи­ден­та про оста­но­вить­ся и поду­мать. Инфор­ма­ция без её осмыс­ле­ния не поз­во­ля­ет моз­гу её при­ме­нять. А зна­чит — не име­ет значения.


Можно делать необычные заявления и наряжаться патриотично

День народ­но­го един­ства 2018 года герон­то­лог Игнат Пен­кин выбрал для того, что­бы встре­тить­ся с жур­на­ли­ста­ми и при­звать к еди­не­нию для отка­за от пен­си­он­ных накоплений:

«Я как учё­ный-герон­то­лог ответ­ствен­но заяв­ляю: пен­сия для наро­да не нуж­на. Более того, она опас­на и вред­на. Для чело­ве­ка, кото­рый при­вык к дея­тель­но­сти пен­сия явля­ет­ся насто­я­щим стрес­сом. Он начи­на­ет болеть, дегра­ди­ро­вать, его жизнь ста­но­вит­ся коро­че. Поэто­му сего­дня, в День народ­но­го един­ства, я пред­ла­гаю всем нам объ­еди­нить­ся и отка­зать­ся от пен­сии раз и навсе­гда, что­бы жить дол­го и счастливо».

Прав­да, Игнат Пен­кин — не насто­я­щий учё­ный, а пер­со­наж эпи­зо­да «День народ­но­го един­ства» из сери­а­ла «След». Тем не менее, исполь­зо­вать празд­нич­ный день для того, что­бы тебя услы­ша­ли — хоро­шая идея. Но нуж­но быть гото­вым к ответ­ствен­но­сти за свои сло­ва: сра­зу после скан­даль­но­го выступ­ле­ния Пен­ки­на в поли­цию позво­нил ано­ним и сооб­щил, что герон­то­лог будет убит.

Види­мо, без­опас­нее не гово­рить, а петь, заод­но одев­шись по-празд­нич­но­му. В том же 2018 году орга­ни­за­ция «Пат­ри­от­ки РФ» выпу­сти­ла ко Дню народ­но­го един­ства музы­каль­ный клип. В нём три девуш­ки в обле­га­ю­щих пла­тьях — белом, синем и крас­ном — гуля­ют по Москве, водят хоро­во­ды с про­хо­жи­ми и соби­ра­ют их на Крас­ной пло­ща­ди, застав­ляя под­пе­вать пат­ри­о­ти­че­ской песне:

«Вме­сте мы раз­ви­ва­ем­ся, вме­сте мы под­ни­ма­ем­ся, вме­сте мы прав­да, вме­сте мы сила, вме­сте мы семья. Вме­сте нам не страш­ны вра­ги, вме­сте нас Бог убе­ре­ги, наше един­ство — гор­дость Рос­сии, вме­сте ты и я».

В интер­вью «Огонь­ку» (№ 18 от 18 апре­ля 2016 года) «Пат­ри­от­ки» рас­ска­за­ли о сво­их боль­ших пла­нах на медиа, в част­но­сти, о реа­ли­ти-шоу «Пере­до­вой отряд пат­ри­о­ток», и пона­де­я­лись, что ско­ро их позо­вут на Пер­вый канал. Пока ждут.


Он подходит, чтобы баюкать малышей

Уди­ви­тель­но, но День народ­но­го един­ства настоль­ко уни­вер­саль­ный празд­ник, что даже помо­га­ет поско­рее уснуть. По край­ней мере, так реши­ли созда­те­ли про­грам­мы «Спо­кой­ной ночи, малы­ши», в 2015 году сде­лав выпуск, посвя­щён­ный 4 нояб­ря. Мишут­ка и Кар­ку­ша бод­ро шпа­рят, под­гля­ды­вая в учеб­ник, не забы­вая ком­мен­ти­ро­вать про­чи­тан­ное эмо­ци­о­наль­ны­ми вздохами:

— Вста­вай, Колом­на, вста­вай, Костро­ма, вста­вай, Яро­славль. Я, Кузь­ма Минин, житель Ниж­не­го Нов­го­ро­да, при­зы­ваю вас, горо­да рус­ские, встать на защи­ту Роди­ны сво­ей всем миром. Ооооо!

— А тебя, вое­во­да Дмит­рий Пожар­ский, про­сим: встань во гла­ве вой­ска народ­но­го, защи­ти Москву.

— Во, как написано!

— Дааааа!

Неза­мет­но к зве­руш­кам под­кра­ды­ва­ет­ся певец Дмит­рий Мали­ков и про­дол­жа­ет рас­сказ, но уже по памя­ти. «Вы это зна­е­те?» — удив­ля­ет­ся Мишут­ка. «Конеч­но, нуж­но же знать свою исто­рию» — как ни в чём не быва­ло объ­яс­ня­ет Маликов.

Сле­ду­ю­щие пару минут ухо­дят на то, что­бы обсу­дить памят­ник Мини­ну и Пожар­ско­му, день­ги на кото­рый соби­ра­ли «всем миром». Затем мульт­фильм, поче­му-то «Фик­си­ки — серия о том, как писать сек­рет­ные пись­ма неви­ди­мы­ми чер­ни­ла­ми. Может быть, наме­ка­ли на то, что народ­ное един­ство — это тоже такая вещь, о кото­рой чужим нель­зя рас­ска­зы­вать, а толь­ко своим?


Жизнь без праздничной пустоты не нужна

О сакраль­ной роли празд­ни­ков как тако­вых напи­са­но и ска­за­но нема­ло. В ста­тье «Празд­ник» из энцик­ло­пе­дии «Мифы наро­дов мира» изда­тель­ства «Совет­ская энцик­ло­пе­дия» фило­лог Вик­тор Топо­ров отме­ча­ет важ­ность пусто­ты, «порож­не­сти» (отсю­да и сло­во «празд­ник») дней, не заня­тых дела­ми. Чело­век погру­жа­ет­ся в состо­я­ние, «когда вре­мя оста­нав­ли­ва­ет­ся, когда его нет» — здесь вновь мож­но вспом­нить пре­зи­дент­ский наказ делать оста­нов­ки для размышлений.

Широ­ко извест­на разо­шед­ша­я­ся на мемы цита­та Его­ра Лето­ва о празд­ни­ках из интер­вью после кон­цер­та груп­пы «Граж­дан­ская Обо­ро­на» в клу­бе «Б1» 26 мая 2007 года. По сооб­ра­же­ни­ям офи­ци­аль­ной мора­ли мы не можем при­кре­пить здесь ссыл­ку на видео, зато можем при­ве­сти рас­ши­рен­ный вари­ант цита­ты, «запи­кав» опас­ные места квад­рат­ны­ми скобками:

«…ради чего люди идут на смерть, поче­му они пры­га­ют с пара­шю­том, поче­му они идут в наём­ные сол­да­ты, в экс­тре­маль­ные точ­ки едут и так далее. Ради опре­де­лён­но­го празд­ни­ка. Ради празд­ни­ка с боль­шой бук­вы, экс­тре­маль­но-экзи­стен­ци­аль­но­го како­го-то, мисти­че­ско­го празд­ни­ка. Пото­му что, если празд­ни­ка нет, эта жизнь [нафиг] не нужна».

Сто­ит ли при­чис­лять День народ­но­го един­ства к обла­сти экзи­стен­ци­аль­но­го — вопрос откры­тый. Но даже если нель­зя, но хочет­ся, в ваших силах про­ве­сти 4 нояб­ря в инте­ре­су­ю­щем вас духе. В кон­це кон­цов, если день в кален­да­ре есть, надо же что-нибудь с ним делать.


Читай­те так­же «Судь­бы пер­во­го поко­ле­ния пост­со­вет­ских пре­зи­ден­тов».

Поделиться

  • Главная
  • 4 Ноября — День народного единства: материалы к празднику

В помощь к подготовке и проведению мероприятий ко Дню народного единства предлагаем подборку работ ваших коллег, присланных на фестиваль «Открытый урок» на данную тему в разные годы.

Надеемся, что идеи педагогов из разных уголков нашей страны, будут полезны вам в разработке собственных сценариев уроков, внеклассных мероприятий, торжественных линеек, классных часов и т.п., посвященных этому празднику.

Педагогический университет «Первое сентября» предлагает запись вебинара по теме «Проблемы формирования конструктивного патриотизма и гражданской идентичности у современной молодежи»: https://video.1sept.ru/41.

  • Конспект внеклассного мероприятия «День народного единства». 1–4-е классы

    2019

    Цели урока: познакомить учащихся с историей возникновения праздника; закрепить знания о символах России; воспитывать в детях чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

  • Квест «Купно за едино!»

    2018

    Автор:
    Егорова Людмила Аркадьевна

    Праздник День народного единства, как нельзя лучше, подходит для воспитания у учащихся чувства коллективизма, а так же воспитания патриотизма и гражданственности. Квест «Купно за едино!» должен вернуть детей из виртуального мира в реальный, научить их живому общению, умению поддержать друг друга в нестандартной ситуации, подать руку помощи в трудный момент. Коллективное творчество всегда объединяло людей, воспитывало чувство локтя.

  • Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «День народного единства»

    2017

    Авторы:
    Батура Наталья Владимировна, Брюхова Татьяна Егоровна, Голбан Анна Валерьевна, Тюркина Марина Александровна

    Данный сценарий был составлен к празднику «День народного единства». Детям предлагается отправиться в увлекательное путешествие по истории нашей славной России.

  • Сценарий праздника ко Дню народного единства «Мы одна страна»

    2016

    Авторы:
    Еськова Олеся Владимировна, Подъём Зоя Владимировна, Сотникова Ольга Александровна, Щеблыкина Алена Валерьевна

    Данное мероприятие направлено на воспитание у детей патриотических чувств: любовь к Родине, родному краю, толерантность к людям всех национальностей, живущих в нашей стране. Развивать у детей интерес к истории России, к истории родного края, города.

  • Внеклассное мероприятие ко Дню народного единства «Сила России в единстве народа»

    2016

    Авторы:
    Ворончихина Галина Николаевна, Пивоварова Светлана Викторовна

    Мы в план мероприятий нашей школы включили тематическую неделю «Славься ты, Русь моя!». Одним из мероприятий недели стало внеклассное мероприятие «Сила России в единстве народа», приуроченный к 403-летней годовщине изгнания интервентов народным ополчением под предводительством Минина и Пожарского (1612 год) и воцарению на престол Михаила Романова.

  • Сценарий праздника ко Дню народного единства

    2015

    Авторы:
    Гайдай Елена Борисовна, Мамурова Лариса Николаевна, Чакрова Любовь Васильевна, Шумилина Ирина Владимировна

    Внеклассное мероприятие посвящено Дню народного единства, воспитывает патриотические чувства: любовь к родине, родному краю, толерантности к людям всех национальностей, живущих в нашей стране; развития у детей интереса к истории России, родного края.

  • Викторина «Великий подвиг русского народа»

    2015

    Автор:
    Кузнецова Татьяна Геннадьевна

    Викторину можно провести как силами одного класса или учебной параллели, так и превратить в общешкольное мероприятие с привлечением учащихся разных возрастов (7–11-е классы). Викторина рассчитана на 45–50 минут. При подготовке мероприятия у ребят расширяется круг общения, развиваются навыки работы в команде. Желательно использовать творческий потенциал родителей, учителей ИЗО, библиотечных работников, учителей литературы, музыки.

  • Внеклассное мероприятие «Мы вместе!»

    2015

    Автор:
    Чайкина Татьяна Ильинична

    Патриотическое воспитание подрастающего поколения – важнейшая задача школы. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою родину и народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Мероприятие прошло под девизом: «Быть единым – значит быть вместе как одна семья!»

  • Интеллектуальная игра команд 10–11 параллелей «Русская смута XVII века – уроки истории: от распрей к единству»

    2015

    Автор:
    Биккулова Наталия Андреевна

    Накануне очень важного и значимого для современной России Дня народного единства мы проводим внеклассные исторические мероприятия о Смуте. Наша страна много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, не нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше да пожирнее. Эти времена назывались у нас смутными, а еще — кровавыми. Но Россия снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

  • Классный час на тему «День народного единства – 4 ноября»

    2014

    Авторы:
    Лозинина Виктория Васильевна, Терещенко Оксана Петровна

    Особую значимость в настоящее время приобретает изучение, сохранение и развитие русской культуры, возрождение народных праздников, традиций. Воспитание толерантности у детей по отношению друг к другу, окружающим людям. Материал обобщает теоретические сведения по освещаемой проблеме и показывает опыт решения этой проблемы.

  • Классный час «День народного единства»

    2014

    Автор:
    Лейкина Юлия Сергеевна

    День народного единства, или праздник Казанской иконы Божией Матери, который мы отмечаем 4 ноября, вовсе не новый праздник, а возвращение к старой традиции. Он был установлен первым русским царём из династии Романовых Алексеем в 1649 году в честь освобождения Москвы от польско-литовских оккупантов. Внеклассное мероприятие посвящено этому празднику.

  • Урок окружающего мира по теме «Смутное время». 4-й класс

    2014

    Автор:
    Лимакова Наталья Анатольевна

    Урок знакомит учащихся с историческими событиями России XVII в., со Смутным временем. Урок рассказывает об истории государственного праздника Дня народного единства.

  • Непосредственно образовательная деятельность «Историческое путешествие»

    2014

    Автор:
    Гордейчук Надежда Сергеевна

    Воспитание патриотизма – одна из важных задач общества. Воспитание уважительного отношения начинается со знакомства с историей страны. В ходе проведения непосредственной образовательной деятельности «Историческое путешествие» дети знакомятся с Днем независимости России.

  • Праздник «Дружба народов»

    2014

    Автор:
    Курылева Оксана Викторовна

    Цель занятия: сформировать у учащихся представление о толерантности.

  • Тема урока: «День народного единства»

    2014

    Автор:
    Мокроусова Елена Евгеньевна

    Урок проводится в форме устного журнала с дидактическим материалом: презентация, аудиофайлы и т. д. Этот материал можно использовать на других развивающих уроках и занятиях.

  • «Единством славится Россия» (посвящается Дню единения России)

    2013

    Авторы:
    Смирнова Вера Ивановна, Шанина Ольга Сергеевна

    Цель занятия — расширение знаний детей по истории; формирование патриотических чувств; воспитание уважения к прошлому и настоящему нашей страны.

  • Классный час «День народного единства»

    2013

    Автор:
    Медведева Татьяна Николаевна

    Классный час дает общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612 годом.

  • Внеклассное занятие по истории на тему «В единстве наша сила»

    2013

    Автор:
    Тарасова Наталья Андреевна

    Урок знакомит с историей праздника «День народного единства». У учащихся развивается интерес к историческим праздникам нашей страны.

  • Урок ОРКиСЭ «День народного единства и согласия»

    2013

    Автор:
    Кирокосьян Лариса Эдуардовна

    Урок-праздник, посвященный Дню народного единства и согласия, с приглашением родителей учащихся, закрепляет понятия «мир», «дружба», «семья», «счастье», «любовь», «родина». В танцах, песнях, стихах, рисунках, пословицах и поговорках ребята приходят к выводу, что, несмотря на национальную принадлежность, людям присущи одинаковые мысли, чувства, эмоции. У нас единая дружная семья – школа, Кавказ, Россия.

  • Урок истории России «Окончание Смутного времени. Второе ополчение и освобождение России». 7-й класс

    2012

    Автор:
    Дуренко Виктория Викторовна

    Урок посвящен подъему национального самосознания русского народа и патриотическому движению; учитель рассказывает об этапах освобождения страны от захватчиков. Цель: воспитывает у учащихся чувство национального достоинства, патриотизма и ответственности.

  • Сценарий праздника «День народного единства», посвященного 400-летию со дня освобождения Москвы от польских захватчиков (1612–2012)

    2012

    Автор:
    Антонова Светлана Спартаковна

    Сценарий праздника воссоздает картину жизни нашего государства в начале XVII века в условиях Смутного времени. Знакомит учащихся с трагическими страницами русской истории. Подводит к пониманию обстановки напряженности и трагизма периода времени Лихолетья. Показывает и раскрывает характеры и душевные качества россиян. Формирует чувство гордости и ответственности за право называться гражданином России.

  • Классный час «Во славу Отечества»

    2012

    Автор:
    Враницына Галина Юрьевна

    Цели занятия: познакомить учащихся с государственным праздником Днем народного единства; способствовать формированию положительной нравственной оценки исторических событий; содействовать формированию у учащихся духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности; воспитывать уважение к истории своей страны.

  • Смутное время в России

    2012

    Автор:
    Посысаева Екатерина Викторовна

    Урок изучения нового материала в 10-м классе. Вид урока — продвинутая лекция в технологии критического мышления. Урок способствует воспитанию свободного осознанного выбора личностной патриотической позиции, интереса к прошлому как «кладовой образцов дурного и хорошего», формированию оценки прошлого с позиций эмоциональных, мировоззренческих, нравственных.

  • День народного единства

    2012

    Автор:
    Беликова Наталья Петровна

    Этот материал поможет классному руководителю при проведении внеклассного мероприятия, посвященного Дню Единства, а также может быть использован, как внеклассное мероприятие по предмету, во время проведения недели истории и, как фрагмент повторительно-обобщающего урока по теме: «Смута». Цели и задачи: развивать патриотические чувства, чувство долга и ответственности за судьбу своей Родины; прививать интерес к историческому прошлому своей страны.

  • Интегрированный урок «история + литература» по теме «4 ноября – День единства»

    2012

    Авторы:
    Исмагилова Наиля Фаритовна, Кириллова Любовь Александровна

    Интегрированный урок по истории и литературе является ярким примером возможных полидисциплинарных связей в учебном процессе. Подобный подход в работе обладает новизной и мотивирует познавательный интерес учащихся. Урок призван формировать гражданское самосознание, патриотизм, нравственные и культурные ценности, способствовать социализации личности учащихся, формировать практические навыки применения таких ключевых понятий как патриотизм, толерантность, сострадание, единство.

  • Урок истории по теме «Смута – выбор пути». 7-й класс

    2012

    Автор:
    Фильченкова Светлана Викторовна

    Содержание урока включает в себя повторение основных событий Смутного времени, хронологии, исторических лиц, причин и характерных черт Смуты. Основные проблемы урока — сравнение позиции Василия Шуйского и Боярской думы, опирающихся в борьбе за власть на иноземные силы, и патриарха Гермогена, К.Минина, Д.Пожарского, олицетворяющих позицию выбора национальной независимости. Важная образовательная составляющая урока – социализация учащихся.

  • Знакомство учеников с историей праздника «День народного единства»

    2012

    Автор:
    Уймина Татьяна Алексеевна

    Мероприятие знакомит с постановлениями правительства о праздновании 4 ноября Дня народного единства. О том, что этот праздник праздновался до 1917 года как общегосударственный. Сообщаются исторические сведения о легендарных русских патриотах К.Минине и Д.Пожарском ‒ предводителях народного ополчения против польских захватчиков, причастии к этому событию церкви и святынях ‒ иконах Казанской и Смоленской Богородиц, увековечении имен и подвига Минина и Пожарского.

  • День народного единства

    2012

    Автор:
    Володькова Юлия Викторовна

    Цель мероприятия: формирование представления о новом российском празднике, его истоках и значении, воспитание у школьников гражданских качеств, закрепление знаний о символах российского государства и его истории.

  • Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой

    2012

    Автор:
    Скосарева Елена Ивановна

    Урок дает представление о событиях начала XVII века. Во время урока дети прикасаются к священным страницам истории, к героическому прошлому нашей Родины, переносятся на четыре века назад, узнают, что за событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года в России.

  • Сценарий по теме «России славные сыны», посвященный Дню народного единства

    2012

    Автор:
    Хагурова Саида Гаруновна

    Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню народного единства, который проводится с целью познакомить с историческими фактами Смутного времени; развивать способность сопереживать, формировать умение слушать окружающих; воспитывать чувство патриотизма.

Начиная с 2005 года 4 ноября вся Россия отмечает День народного единства. Но что именно мы празднуем? Почему на Красной площади вот уже два столетия стоит памятник Минину и Пожарскому? Почему для нас и сегодня так важно преодоление давней Смуты? Для этого стоит вспомнить основные события исторической драмы. «Известия» разбирались в истоках и смысле главного праздника великой страны.

Смута

Она вызревала в конце XVI века, вместе с оскудением царской династии Рюриковичей. Пушкин очень точно определил истоки Смуты «мнением народным». Это великая сила. Время безвластия и нестроения, окаянные годы, когда под угрозой оказалось само существование независимого русского государства и православной церкви. А по словарному определению Владимира Даля — «общее неповиновение, раздор меж народом и властью». Эта беда продолжалась почти полтора десятилетия. Ослабленное русское государство могло стать легкой добычей польско-литовской экспансии. Могло — если бы не народное сплочение перед лицом опасности, если бы такие люди, как Гермоген, Минин, Пожарский, Дионисий, не пробудили в людях чувство Родины. И перелом наступил, только когда «мнение народное» осознанно встало на сторону государства.

1610-е годы начинались для нашей страны драматично. Почти все знатные бояре пытались сохранить влияние, признав власть заемной династии из Речи Посполитой. В Польше формировались войска, которые должны были двинуться на Москву, поддерживая интервентов. Страну раздирали не только иноземные захватчики, но и авантюристы, разбойники, самозванцы всех мастей.

123

Фото: commons.wikimedia.org

Картина Павла Чистякова «Патриарх Гермоген в темнице отказывается подписать грамоту поляков»

Первым оплотом сопротивления стал патриарх Гермоген. Он не соглашался признавать польского царевича Владислава самодержцем московским, пока иноземные войска не покинут русскую землю, а сам Владислав не примет православие. Тогда поляки взяли патриарха в плен, но не добились от него покорности. Гермоген рассылал по русским городам грамоты с призывами сопротивляться. Надежд на то, что его услышат, было немного. Гермоген умер в заточении, не дождавшись добрых вестей. Его миссию продолжил настоятель Свято-Троицкого Сергиева монастыря, архимандрит Дионисий. Отныне он призывал сограждан к сопротивлению, а монастырь будущую лавру превратил в госпиталь для раненых, сражавшихся с интервентами.

Тем временем в Нижнем Новгороде уже собиралось Второе народное ополчение, которое станет спасительным для государства Российского.

Русский Демосфен

История нашей страны, быть может, не знала лучшего оратора, чем купец Кузьма Минин — «торговый человек», ставший вдохновителем ополчения. Его сравнивали с Демосфеном. В легенды вошла речь Минина: «Захотим помочь Московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником».

123

Фото: commons.wikimedia.org

Картина Михаила Пескова «Воззвание к нижегородцам гражданина Минина в 1611 году»

В народное ополчение вступали все патриоты, вне зависимости от их происхождения и положения в обществе. И дворяне, и посадские люди, и крестьяне, и казаки. В этом и состояла мощная сила движения, которое возглавлял «Совет всея земли», в который входили выборные из многих городов России. Не принимали в новое воинство только тех, кто был замечен в «воровстве» и «измене». По предложению Минина, ополчение возглавил князь Дмитрий Пожарский — опытный воин, не признавший решения московских бояр призвать на престол польского королевича Владислава.

«Поднялись те добры молодцы…»

Их поход благословил архимандрит Дионисий. Ополчение следовало от города к городу, пополняя свои ряды. Четыре месяца воинство набирало силы в Ярославле. Минину удалось добиться высокого жалованья для воинов, наладить снабжение, вооружить и экипировать ратников так, что они ничем не уступали лучшим польским воинам. К Москве подошло обученное и мотивированное войско, считавшее своим долгом восстановление в Русском царстве законного порядка. Пожарский — осторожный и предусмотрительный полководец — не сомневался, что ополчение готово к решающим сражениям.

Ополченцев было сравнительно немного — порядка 10 тыс., включая тысячу стрельцов. За что сражались ополченцы? Прежде всего за православную веру, на которую пытались покуситься польско-литовские захватчики. Свое будущее они видели под властью законного государя, которого предстояло еще избрать на Земском соборе. Страна устала от самозванцев и чужестранцев. Русские люди от Казани до Смоленска, от Вологды до Твери вспоминали последнего «природного царя» — Федора Иоанновича. Копейки с его именем стали своего рода символом сопротивления.

123

Фото: commons.wikimedia.org

Картина Михаила Скотти «Минин и Пожарский»

Князь Дмитрий Пожарский, взявший на себя бремя власти в самые трудные дни войны, показал пример бескорыстного служения государству. Он, несмотря на знатность, практически не пытался бороться за трон. Князь проявил себя не только доблестным, но и проницательным полководцем, который в первую очередь берег жизни своих воинов. Появление таких целеустремленных, но невластолюбивых руководителей ополчения, как Минин и Пожарский, воспринималось как чудо. Им верили.

Не будет большим преувеличением сказать, что в борьбе с литовскими интервентами и сторонниками Семибоярщины русские люди впервые почувствовали себя единым народом. Это отразилось и в народной поэзии.

«Поднялись те добры молодцы,
Поднялись те Руси верные…»

Битва за Москву

Главные сражения за Москву состоялись осенью 1612 года. К Белокаменной, на помощь уже порядком измотанным польским оккупантам, шли войска гетмана Яна Ходкевича. Пожарский преградил ему путь у Ново-Девичьего монастыря. И тут, в решающие часы, воинскую доблесть проявил нижегородский купец. В самый напряженный момент Московской битвы Минин собрал 300 ополченцев, переправился через Москву-реку и неожиданно атаковал поляков у Крымского двора, на берегу Москвы-реки. Враги дрогнули. Тогда русские двинулись на лагерь Ходкевича широким фронтом. После нескольких сражений с 21 по 25 августа гетман Ходкевич покинул Москву. Войска Пожарского захватили у поляков обоз, шатры, знамена, литавры. Освободили пленных. Победа!

Но поляки всё еще занимали Кремль и Китай-город — и ополченцы не спешили вступить с ними в бой. Пожарский выжидал, избегая напрасных жертв и случайных неудач, которые могли бы снизить моральный дух ополченцев. Его тактика позволила не только одолеть интервентов, но и сохранить войско.

123

Фото: из открытых источников

Картина Алексея Тыранова «Минин и Пожарский»

Под Москвой воины встретили остатки Первого народного ополчения, потерпевшего неудачу в московских боях 1611 года. В основном это были казаки, которыми командовал князь Дмитрий Трубецкой. Объединить усилия оказалось непростой задачей. Казаки Трубецкого привыкли к вольнице и не слишком хотели признавать воинскую дисциплину. И здесь очень важным было посредничество служителей церкви, прежде всего архимандрита Дионисия, благословившего объединение усилий всех патриотов. Мудро держался и Пожарский, не стремившийся к формальному единовластию, проявивший готовность к компромиссу.

К ноябрю ополченцы взяли в кольцо вражеский гарнизон. Освободители действовали основательно, без спешки, опасаясь лишних жертв. Выбив поляков из московских предместий, они отрезали интервентов от снабжения. Среди поляков начался голод. В ноябре Пожарский и Минин перешли к новым наступательным действиям.

4 ноября 1612 года объединенные силы русского ополчения штурмом взяли укрепления Китай-города, которые отчаянно защищал польско-литовский гарнизон. Особенно доблестно проявили себя в том сражении казачьи конные отряды. В обозе наступавшего русского ополчения, как потом оказалось, находилась чудотворная Казанская икона Божией Матери, с заступничеством которой современники безоговорочно связывали победу.

В объединенном ополчении не обходилось без распрей. Так, Дмитрий Трубецкой отказывался подчиняться Пожарскому. Князь Трубецкой считался более родовитым и всерьез претендовал на царский престол. По легенде, в решающие осенние дни 1612 года их примирил Минин. В итоге «спасителями Отечества» называли обоих — и Пожарского, и Трубецкого. Но больше славы заслуженно досталось первому — за стойкость и великодушие.

123

Фото: commons.wikimedia.org

Картина Эрнеста Лисснера «Изгнание поляков из Москвы»

После 4 ноября сражений с поляками больше не было. Кремль взяли в осаду. Пожарский предложил интервентам без боя покинуть Кремль, оставив награбленные сокровища. Он обещал сохранить им жизни и не преследовать при отступлении. Князь точно выбрал время для такого ультиматума: воля к сопротивлению у противников иссякла. 5 ноября захватчики сдались, их выпустили из Кремля. Пожарский исполнил обещание, расправы не было.

6 ноября архимандрит Дионисий совершил молебен на Красной площади и под звон колоколов войска во главе с Пожарским вошли в Кремль. Московское государство завоевало свободу. Теперь нужно было отбиваться от шведов на Новгородской земле и выбирать нового царя, точнее — новую династию. Но одолеть Смуту уже удалось, и это было важнее всего.

День народного единства: суть праздника

На средства князя Пожарского на Красной площади построили Казанский собор, в который перенесли чудотворную икону Богоматери. При царе Алексее Михайловиче в 1649 году 4 ноября стали отмечать праздник Казанской иконы Божией Матери. Осенний праздник, по сути, был государственным. Служились молебны за упокой воинов-ополченцев 1612 года. Память об избавлении Москвы и России от поляков всегда оставалась истинным смыслом этого праздника.

У каждого праздника есть суть, которая не всегда лежит на поверхности. День народного единства — это урок уважения к государству и обществу. Напоминание о том, что судьба каждого из нас связана с исторической судьбой России — не всегда безоблачной, но неизменно необходимой и дорогой для своих граждан. Единство — это сплочение очень разных людей. По характеру, по кругозору, по воспитанию. Их объединяют ценности и — не в последнюю очередь — чувство причастности к исторической судьбе своего народа.

флаг

Фото: РИА Новости/Сергей Мальгавко

Когда-нибудь к каждому приходит понимание, что чувство Родины сильнее и благороднее эгоизма, а народное единство — это сила, без которой никому из нас невозможно стать счастливым. «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто действительно без нее обходится!» — говорил один из благороднейших героев русской литературы. Смута — это когда каждый сам за себя. Результат — распад и бесконечные кровопролитные распри. И единственное средство против этой напасти — в единстве народа.

Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»

4 ноября в России отмечается День народного единства. Праздник был учрежден Федеральным Законом «О внесении в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России», подписанным в декабре 2004 года президентом России Владимиром Путиным. 

Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года.

День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Смутное время — период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, — было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну.
Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства». Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.
В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» — писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.
В сентябре 1611 года «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов — дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».
По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.
По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.
Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско — более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян.

Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы.

С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.
Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны — дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал новым царем Михаила Романова (сына митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых. Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор. С тех пор Казанскую икону начали почитать не только как покровительницу дома Романовых, но по указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645-1676 годах, было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.
Таким образом, День народного единства по сути совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
В День народного единства в разных городах нашей страны политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и концерты, благотворительные акции и спортивные мероприятия.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Царь водокрут сценарий
  • Цель праздник посвященный дню россии
  • Цель праздника татьянин день
  • Царство небесное сценарий
  • Хэллоуин что значит этот праздник