Цель сценария это

С чего начать писать свой первый сценарий? Зачем нужен логлайн и что это такое? Из каких частей состоит сценарий? Как прописывать персонажей, их действия и диалоги? Что делать, когда готов первый драфт? Советы профессионалов, успешные примеры и частые ошибки в написании сценария. Обучаем сценаристовв формате онлайн Узнать больше Что такое сценарий? Сценарий — это кино-драматургическое […]

С чего начать писать свой первый сценарий? Зачем нужен логлайн и что это такое? Из каких частей состоит сценарий? Как прописывать персонажей, их действия и диалоги? Что делать, когда готов первый драфт? Советы профессионалов, успешные примеры и частые ошибки в написании сценария.

Что такое сценарий?

Сценарий — это кино-драматургическое произведение, являющееся основой для съёмки проектов или театральной постановки. Сценарий является в первую очередь текстовым документом, на базе которого команда проекта выполняет свою часть работы для воплощения сценария в жизнь.

Правильный формат текста в сценарии такой: шрифт Courier New 12-ым размером. При таком форматировании каждая страница текста будет равняться одной минуте хронометража. 

Сценарий полнометражного фильма обычно составляет от 90 до 120 страниц, то и длительность фильма составит от полутора до двух часов. Сценарий пишут не только к фильмам, но и к эпизодам сериалов. Ситкомы — это обычно серии на 20-30 минут, соответственно на 20-30 страниц. Драмы — 50-60 страниц. 

Вы можете создать свой сценарий на основе оригинальной идей или же на основе существующих интеллектуальных прав (книг, фильмов, комиксов, журналистских статей). 

Использование чужих интеллектуальных прав должно всегда оформляться договором и сопровождаться, конечно же, оплатой. Но есть произведения, за использование образов из которых, не нужно платить. Они называются общественным достоянием. Общественное достояние в России — это произведение, с года смерти автора которого прошло 70 лет. Подробно про поиск идей и интеллектуальные права мы писали здесь.

Сценарий — это чёткий план фильма или эпизода сериала. В этом работа сценариста очень сильно отличается от работы писателя. 

Если на этапе разработки сценарист тоже ищет эмоциональные ходы, яркие образы, любые другие творческие решения, то на этапе написания все эти наработки все равно должны улечься в инструкцию для съемки. Хороший сценарий должен быть чётким, понятным, наглядным документом, отражающим всю предыдущую творческую подоплёку. 

Ваш сценарий увидит огромная команда из продюсеров, режиссёров, актёров, постановщиков и других, и для их работы важным станет каждое написанное вами слово. Давайте ниже разберёмся вместе, как написать сценарий.

Выбор названия

Название сценария можно оставить на самый последний момент работы над ним. Но если вы всё-таки решили всё-таки чем-то назвать текстовый файл, то название должно:

  • отражать жанр вашего проекта;
  • быть цепким и броским;
  • заявлять эмоции, которые зритель скорее всего испытает;
  • быть лёгким в произношении и запоминающимся.

Логлайн

Логлайн — это основная идея вашего фильма. По старым голливудским стандартам логлайн принято формулировать не более чем в тридцать слов. То есть вставить туда все сюжетные линии, описание мира и гениальные навыки главного героя не получится. В России к этому относятся мягче – допустимо уложиться в 35-45 слов. Что же включить в логлайн:

  • кратко укажите, кто герой (мальчик-волшебник, вдовец и отец пятерых детей, говорящая мышка);
  • чего герой хочет (победить злого волшебника, отомстить за смерть жены, найти семью);
  • что стоит на пути к достижению цели (огромная армия из злых магов, вынужденность постоянно уделять внимание детям или то, что мышка не такая как люди). 

Существует такое драматургическое правило: та цель, которую вы сформулировали для героя в начале должна проходить через всю историю. Как только цель перестаёт быть важной или достигается героем, то история заканчивается. Интересная и чётко сформулированная цель главного героя поможет написать хороший сценарий. 

Персонажи сценария

Когда вы знаете, о чём ваша история, пора для себя решить, кто её раскроет и покажет. Выше мы уже сформулировали логлайн и знаем, какие качества героя точно понадобятся для раскрытия темы. 

На этом этапе важно выяснить, как герой изменится, и с какими своими пороками будет сражаться. С учётом логлайна поиск ответа на этот вопрос может быть таким. Например, наш главный герой отец семейства, потерявший жильё за долги. Его цель вернуть квартиру, чтобы дети смогли вновь обрести дома. Каким герой должен быть в начале, чтобы набрать столько долгов, не платить их и даже лишится квартиры? Что это за качества, которые привели его сюда? Возможно, лень, игромания, вера в удачу, безответственность? Тогда каким герой должен стать в конце, чтобы достичь цели? Возможно, он будет вынужден победить свою лень, вылечится от игромании, начать принимать ответственные решения.

Для сценарной записи вам потребуется придумать имя каждому из героев, знать приблизительно их возраст и особенности внешности. Когда вы будете презентовать героев впервые, то их имя нужно писать большими буквами, в скобках давать возраст и краткую характеристику через запятую. Например. “ЖЕКА (45), тучный мужчина в деловом костюме”.

Структура сценария

На данном этапе ещё рано создавать титульный лист в вордовском документе. Нужно провести работу над структурой сценария и расставить основные точки сюжета. Как правило, в этом помогает трёхактная структура. 

Трёхактная структура — это классическая структура практически любого драматического произведения. Все остальные структуры, так или иначе основаны на ней. Так что начинающим сценаристам мы рекомендуем начать с нее. Разделите историю как минимум на начало проблем персонажа, развитие событий (попытки решения проблем) и их разрешение. Ниже мы рассмотрим, что нужно включить в каждую из частей. Обязательно запишите все эти части в виде текста, это станет хорошей основой будущего сценария.

Акт 1. Вступление и завязка истории

Первый акт может располагаться приблизительно на 20-25 страницах. Обязательно начните с интересной экспозиции, то есть описания статуса-кво персонажа. Что можно включить в экспозицию:

  • показать главные черты героя;
  • рассказать о его семье, социальном статусе, любых других важных для истории социальных аспектах;
  • заявить второстепенных персонажей;
  • продемонстрировать текущие проблемы героя или наоборот его беззаботную жизнь до того, как он окунулся в перипетии;
  • обозначить первые звоночки надвигающейся проблемы на героя.

Когда всё выше готово, то пора и ударить первыми сложностями по нашему главному герою. Следующей сюжетной точкой станет катализатор — событие, которое меняет всё. 

Правило для катализатора такое: нужно придумать событие, после которого герой ни сможет не решать проблемы или ни сможет не отправиться в путешествие.

Например, в начале у главного героя, главы семейства, много долгов, но из-за своей лени и плохого характера, он никак не может заработать денег и погасить их. Но за долги у него наконец-таки отбирают квартиру. До этого долги героя мало влияли на его жизнь и жизнь его семьи. Да даже после того, как тот лишится квартиры, он может и не особо против поспать в машине. Но понимая, что дети не могут жить в машине, герой вынужден изменить свой характер, чтобы справится с финансовыми сложностями. То есть перед героем в этот момент должна чётко оформиться цель, о которой мы говорили выше, и которую он будет достигать от начала до конца, а от усугубившейся проблемы уже никуда не деться. 

Акт 2. Борьба главного героя со сложностями на пути к заданной цели

Основная часть сценария должна уйти под борьбу главного героя за поставленную цель. Если сказать простыми словами, то главное правило, которое существует для написания второго акта такое. Герой решает возникшую проблему, она не решается и становится всё хуже. Затем герой снова что-то делает для решения проблемы — и вновь должно стать хуже. И так до конца второго акта. 

Правильным будет второй акт закончить тем, что герой опускается до самой нижней точки своего состояния. Чем хуже ему, тем лучше. В качестве примера можно вспомнить фильм “Дюна” (2021). Второй акт фильма заканчивается тем, что весь народ и семью главного героя, Пола Атрейдеса, уничтожили Харконнены. Пол остался без дома, без отца, без своего народа, без каких-либо средств к существованию, да ещё и посреди дикой неподвластной человеку пустыни, убивающей всё живое. 

Акт 3. Главный герой выходит победителем

В начало третьего акта герой входит, будучи на дне. Зритель должен видеть, что все отвернулись от героя, его покинули силы, ресурсы утрачены, а злодей ликует. Но в какой-то момент у главного героя появляется некий лучик надежды, и он совершает что-то невероятное, чтобы перевернуть ситуацию с ног на голову. 

Кульминация должна быть яркой, оригинальной, логичной и эмоциональной. В чём её яркость может состоять? В нетривиальных решениях. То есть герой должен сделать что-то такое, чего раньше не делал или на что не решился бы никогда. Как проявляется логика? Хорошей логичной кульминацией можно назвать ту, где именно действия героя становятся финальным источником решения проблемы, исходя из качеств и изменений героя. А также кульминация не должна наступать благодаря “богу из машины” или “роялю в кустах”. Не надо в кульминации вестерна про ковбоев и борьбу за сердце дочери местного губернатора прописывать пришельцев, которые уничтожают врага главного героя своими лазерами. О том, что такое “бог из машины” и почему использовать его надо в исключительных случаях, мы рассказывали здесь.

Кульминация — это момент, когда антагонист повержен, а герой заполучил желаемое. Но на этом фильм не заканчивается. Не забывайте про развязку. 

Развязка — это то, к чему привела кульминация. Как изменился герой и его жизнь после достижения цели? Вот наконец-то желаемый Кубок огня в руках Гарри Поттера в финале Турнира трёх волшебников, и он возвращается победителем на поле Хогвартса (“Гарри Поттер и Кубок огня”). Трибуны ликуют, ведь ученики Хогвартса и Гарри получили то, что хотели — победу школы в престижнейшем и опаснейшем международном конкурсе магов. Но чем она обернулась? В руках Гарри труп Седрика Диггори, его соперника, перед глазами до сих пор жуткий процесс возрождения лорда Волан-де-Морта, и пока только Гарри знает, что самый жестокий и сильный маг современности жив и строит планы на весь мир. Победа ему уже не нужна. Седрику победа принесла смерть, а его отцу и ученикам — скорбь. 

Диалоги и описание действий

Что нам поможет на этапе диалогов из предыдущей разработки? Всё, что мы знаем про персонажа. Мы уже прописали какой он, как действует, его фишки и даже особенности речи. Всё это необходимо понимать при прописывании действий и диалогов.

В этом разделе мы используем слово диалоги в общепринятом значении. На внутреннем сленге сценаристов диалогами называют собственно сам сценарий – финальный документ, где расписана вся история с действиями и репликами.

Когда вы пишите действия, то старайтесь каждое описывать отдельным абзацем, что позволит проще читать и чётко видеть, кто, куда и как направляется в рамках сцены. Сами описания действий и вообще любые другие описания должны быть краткими и лаконичными. О том, как этого можно достичь мы рассказывали здесь. 

Если даже вы нашли для вашего героя увлекательные действия, с помощью которых герой круто решает свои проблемы, это не значит, что всю сцену надо превращать в сплошной набор из них. Не стесняйтесь разбивать действия ёмкими фразами, шутками, комментариями героя. Но и не увлекайтесь. 

Не торопитесь начинать прописывать диалоги. Убедитесь, что все сюжетные линии продуманы, все важные события расставлены, а структура работает как надо. 

Одно из главных правил диалогов в том, что он, как и действие, должен продвигать сюжет. Например, один герой уговаривает скромного друга пойти с ним на концерт рок-группы. Каждый герой будет гнуть свою линию: первый уговаривать, другой отказывать. Ни один из героев не должен повторять свои предыдущие аргументы. Более того, каждая реплика героев должна отдалять или приближать их к концерту. А в идеале диалог должен усугублять отношения между персонажами, вскрывать их обиды друг на друга, а может быть и разгораться в ссору, которая возможно сильно ударит по их отношениям или сюжету. 

Ещё один важный совет при написании диалогов: не повторяйте уже известную информацию. Пример. Ваш герой входит в сцену, он избитый и окровавленный. А его мать говорит: “О, Боже, у тебя кровь!”. То есть мы потратили лишний бит и лишнюю строчку, чтобы описать то, что зритель уже увидел, а читающий прочитал. 

Избегайте в диалоге длинных непонятных слов: жаргонизмов, терминов, просто заумных выражений. Зрителю будет скучно даже полминуты смотреть и слушать то, чего он не понимает и что его не продвигает по истории. 

Ну и заключительная рекомендация в написании диалогов состоит в том, чтобы их проговаривать. Диалог должен произноситься естественно, без запинок, звучать приятно для ушей. При произнесении реплик вслух вы сразу почувствуете, всё ли хорошо с фразами.

Редактирование сценария

Закончили писать – пора переписывать. Редактирование и переписывание — это вторая по объёму часть работы сценариста (первая — разработка идеи). 

Самостоятельно

Во-первых, перечитайте сами. Уже в первую читку вам захочется местами подправить диалоги, убрать те или иные действия, что-то будет вас раздражать в тексте по мелочам.

Во-вторых, проанализируйте, работает ли каждая сцена, эпизод, акт. Работают ли детали, которые вы указали. Всё должно быть действующим в сценарии и не должно быть лишних движений, слов, вздохов, одёргиваний юбки и подобного. Каждый раз можно спрашивать себя: 

  • для чего это написано?
  • как это работает на историю?
  • что даёт это зрителю?

В-третьих, проверьте, не нарушилась ли логика в процессе создания первого драфта сценария. Точно ли одно событие вытекает из другого? Или это только вам так кажется?

В-четвёртых, в процессе написания сценария некоторые сцены могут просто перестать быть нужными. Удаляйте их безжалостно. 

В-пятых, проверьте мотивацию героев. Каждый раз ваш главный персонаж входит в сцену по какой-то причине. И если эта причина не выглядит весомой и понятной для читателя или зрителя, то она оставит негативное впечатление. 

Редактор

Если у вас есть бюджет и потребность в профессиональной помощи, то можно обратиться к редактору. Он прочтёт работу от начала до конца и будет искать примерно то же, что перечислено выше. Профессиональный редактор сможет найти все нестыковки, слабые мотивации персонажей, задаст нужные вопросы к тексту и даже отметит ненужные диалоги или описания. 

Часто встречающиеся ошибки

Драматургия и кинодраматургия развивается уже не первую сотню лет. Современный зритель ожидает с каждым годом всё более крутых, увлекательных и сложных проектов. Давайте обсудим, какие ошибки вы можете избежать на пути к своему первому фильму, если обратите на них внимание и что сделать, чтобы он соответствовал уровню самых искушённых зрителей. 

Персонажи

Во-первых, ошибкой может быть слишком много неработающих персонажей. Не нужно для каждого безобидного взаимодействия героя создавать нового персонажа — ограничьтесь массовкой. Каждый полноценный персонаж должен нести какую-то функцию, отражаться на истории, на главном герое и даже лучше бы иметь свою понятную и законченную линию.

Во-вторых, чисто технически большое количество персонажей может запутать зрителя. А если у них ещё и похожие или плохо запоминающиеся имена, то зрителя это может ещё и раздражать. 

Задавайте себе вопрос при разработке и перечитывании: нужен ли мне этот персонаж? Нужен ли он вообще? Можно ли его удалить?

Конфликты

Конфликт — это основа любой истории. Правильный конфликт — это когда два героя преследуют противоположные интересы. Убедитесь, что герой постоянно вынужден противостоять кому-то или чему-то. 

Ошибкой сценариста станет слабый или поверхностный конфликт внутри истории. Если цель героя легко достижима, то ему ничего не стоит просто подойти и взять то, что ему нужно. Достигнута цель — закончилась история. 

Нужно избегать и слабых антагонистов. Каждый раз зритель должен видеть усугубление и ломать голову, как же наш герой одолеет невероятно жуткого огромного монстра или вооружённого до зубов террориста. А ещё лучше бы, чтобы в эти же моменты у героя заканчивались бы все пули и укрытия. 

Конфликт должен проявляться не только в виде внешнего противостояния. Например, когда герою нужно спасти мир и забрать у антагониста супер-лазер, которым он его собирается взорвать. Конфликт должен лежать внутри ценностных убеждений. Самая распространённая и довольно банальная тема, которую можно отыскать в кино — это противостояние добра и зла. Но и за этими категориями чаще стоит что-то ещё. Например, Гарри Поттер (сторона добра) смог победить Волан-де-Морта (сторона зла) с помощью любви и дружбы. В то время как тот пытался вести борьбу с помощью устрашения сторонников и силы. 

Мир

Условности и законы мира должны быть понятны с первых сцен. Если вы начинаете проект в жанре сай-фай, антиутопии, фэнтэзи, хоррора, то так или иначе нужно обозначать грань того, как работают придуманные законы. Мир должен иметь свои незыблемые законы и быть опасным для главного героя.

Если у вас фильм ужасов, в котором существуют призраки, то нельзя, чтобы герой в конце их всех уничтожил магией своей взятой из ниоткуда волшебной палочки.

Антиутопии тоже подразумевают очень строгое соблюдение жанровых условий. Для создания антиутопического произведения обычно берётся какая-то одна сторона жизни людей, меняется по усмотрению автора, и мы наблюдаем, как это воздействует на остальной мир по естественным его законам. Допустим, государство приказало с этого дня сдавать всех рождённых младенцев в специальное учреждение. Звучит жутко. Это не означает, что в следующем акте государство прикажет сдавать стариков, потом решит уволить с работы и лишить собственности всех мужчин, а затем сделать президентом мышь. Это всё будет противоречить жанру, и напоминать абсурд.

Далее ошибкой может стать то, что вы не вписали своего героя и его окружение в общий исторический, мировой или национальный контекст. Может быть, иногда отсутствие сеттинга и играет на идею, но это считанные случаи. Ваш мир не может быть безликим и откровенно пластиковым. Например, в сериале “Засланец из космоса” главный герой, внеземное существо, приземляется в американский городок. Казалось бы, зачем уточнять? Американский городок — понятная категория. Внеземное существо мы тоже можем себе представить. Но чтобы сделать пребывание инопланетянина как можно более сложным, авторы поселили его в городок штата Колорадо в горах рядом с огромными ледниками. Более того, город настолько мал, что скрыть свои инопланетные способности там почти невозможно. А ещё в нём живут представители коренных народов, индейцев, погружающие главного героя в человеческие ценности. 

В мире вашего сценария должно работать всё — и даже время года. Зачем в одной из сцен дождь? Что он означает? Как он помогает или мешает? Почему именно сейчас пошёл дождь? Или он нужен только для красивой картинки? Если только последнее, то сцену стоит убрать, так как её просто напросто будет дорого снять.

Диалоги

Во-первых, любой бессмысленный диалог ради болтовни станет ошибкой. Если в диалоге нет конфликта, цели и он не продвигает сюжет, то его нужно переписать.

Во-вторых, не очень хорошо, когда зритель не понимает, на чьей он стороне в диалогах. Такое бывает тогда, когда взгляды и убеждения героев размыты и плохо продуманы. 

В-третьих, нельзя бросать сцену без ясного финала, то есть результата взаимодействия персонажей. К чему-то в конце должны прийти либо сами герои, либо зритель.

В-четвёртых, попробуйте закрыть рукой или удалить имена персонажей над их репликами и понять, кому принадлежит та или иная фраза. Если вы не смогли точно определить, где чьи реплики и чётко различить персонажей по их словам, то надо вновь начинать работать над описанием персонажей.

Высказывание и изменение героя

Уделите отдельное внимание высказыванию вашего сценария. Откровенно говоря, навык выражать высказывание через сюжет — это постоянная упорная работа. Поэтому лучше заранее знать, с какими ошибками можно столкнуться на пути к хорошему сценарию. 

Во-первых, ошибкой будет, если ваш герой никак не изменится. Именно изменение героя транслирует определённую мысль произведения.

Во-вторых, у героя обязательно должны быть какие-то убеждения, через которые он проносит происходящее. То есть как минимум он должен реагировать на события вокруг, как-то оценивать их, делать какой-то вывод. Может эти события противоречат убеждениям героя? Или учат его чему-то? То есть реакции главного героя будут составлять ваше высказывание.

В-третьих, плохо, если у героя отсутствуют сложные дилеммы. Только через морально тяжёлый выбор герой сможет расти, побеждать свои ложные убеждения и выражать высказывание.

В-четвёртых, высказывание не должно быть слишком общим и банальным, типа “Семья — самое важное в жизни” или “Убивать нехорошо”. Зритель сразу почувствует эту натянутость и заезженность темы.

Секреты сценарного мастерства от успешных сценаристов

Есть один самый главный секрет, о котором говорит почти каждый сценарист и в России, и зарубежом. Написать хороший сценарий поможет выбор темы, которая должны быть очень личной для автора. То есть нужно придавать идее такие эмоции, которые автор уже испытывал сам и понимает их. Нельзя назвать сценариста или автора сценарной книги, который не говорил бы об этом.

Ещё одно близкое к этому правило прозвучало от Ильи Куликова, автора знаменитых сериалов “Глухарь” и “Полицейский с Рублёвки”, в подкасте “Поэпизодный клан”. Он считает, что сценарист должен писать то, о чём он знает, что он понимает и что проживает. Например, по его словам, автор не может написать сценарий о странах, в которых не был, а также о людях в этих странах, об их морали, душах, образах жизни. Простыми словами, нужно брать в качестве темы то, что вам знакомо, и это станет сильной стороной вашего проекта. 

Примеры хороших сценариев

В сети Интернет выложено в свободном доступе немало сценариев российских и зарубежных фильмов. Часто это делается, когда сезон сериала закончился, или когда проект номинирован на награду в сценарной номинации. Что точно стоит почитать и посмотреть, чтобы научится писать сценарии и избежать потенциальных ошибок, мы перечислим ниже. 

“Рассказ служанки”

Пилот и одну из серий 4-го сезона «Рассказа служанки», номинированную на “Эмми” можно найти в свободном доступе. Сценарии эпизодов “Рассказа служанки” отличаются лаконичностью описаний и чёткими эмоциональными битами. Особенность сцен данного проекта в том, что там мало ярких и широких внешних действий, мало драк, погонь и ругани. Эмоциональные изменение и высказывание авторы умело выражают тонкими, но говорящими, кинодействиями. 

“Дюна”

В данном фильме начинающему сценаристу может быть интересна структура сценария. 

Во-первых, она соответствует классической трёхактной структуре. Более того, во многом там можно найти элементы структуры Блейка Снайдера из его книги про сценарное мастерство “Спасите котика”. 

Во-вторых, каждый акт и его подэлементы достаточно краткие, ёмкие и не затянутые.

В-третьих, несмотря на то, что данный проект является экранизацией одноимённой книги, автор сценария, Джон Спейтс, смог создать сразу несколько логичных завершённых сюжетных линий и не увлечься мифологией.

Отдельно хочется сказать про мир “Дюны”. Данный сценарий является хорошим примером того, как автор смог интересно передать множество сложнейших законов вселенной, не спугнуть зрителя, а также ещё и создать плацдарм для эффектной визуальной составляющей. 

“Достать ножи”

Не так давно в общем доступе появился сценарий детективного фильма “Достать ножи”. Что полезного можно почерпнуть в нём?

Во-первых, Райан Джонсон, сценарист и режиссёр, смог воплотить сюжет в стиле классического детектива с соблюдением всех законов жанра. 

Во-вторых, к детективному жанру автор умело добавил и комедийный элемент. Главная героиня не способна врать физически: её тошнит при произнесении любой лжи. Данная комедийная черта была использована очень сбалансировано: она использовалась для создания юморных ситуаций, в качестве препятствий для героини, но не слишком злоупотреблялась. 

В-третьих, данный сценарий можно похвалить за то, как ярко и полноценно прописан каждый герой. Зритель действительно много узнаёт про всех наследников жертвы убийства: про их финансовое состояние, мотивы, отношения, боли, социальное положение и так далее. Но при этом не перегружает деталями — мы видим только то, что работает на убийство как основу сюжета.

Часто начинающие сценаристы пытаются изобрести колесо, начиная сценарий без какой-либо теоретический подготовки. Безусловно любой опыт написания станет полезным, но так или иначе начинающий сценарист будет совершать ошибки, которые до этого уже проходили другие сценаристы. Смелее приступайте к созданию своего первого сценария, используя наши советы.

Урок 4. Цель героя

На прошлом уроке я рассказал, что у героя, на которого хочется быть похожим, есть тайна, недостаток, сокровище и цель. Из этого набора самым главным ингредиентом, который и делает героя героем, является его цель.

Еще до того, как вы начинаете придумывать историю, вы должны четко понимать, какова цель героя. Кино — это движение. Герой — тот, кто движется. Цель — это то, что заставляет героя двигаться. Нет цели — нет движения.

Цель должна быть достаточно убедительной. Вряд ли зрители поверят, что герой отправится в кругосветное путешествие для того, чтобы выпить чашку кофе — такая цель может быть достигнута более простым способом. Хотя… помните замечательный рассказ О. Генри «Персики» ?

Иногда, казалось бы, ничтожная и легко достижимая цель начинает «дразнить» героя, оказывается недоступной, отодвигается. Возникают все новые и новые препятствия. Например, в фильме «С меня хватит!» герой Майкла Дугласа всего лишь хотел приехать на день рождения к дочке, а в итоге наворотил дел и был застрелен полицейским, принявшим водяной пистолет за настоящий.

Лучше всего, если зрители сразу же, в первые минуты, понимают, чего хочет герой. Впоследствии, правда, может выясниться, что герой скрывал свою настоящую цель. Самый простой перевертыш: герой не тот, за кого он себя выдает.

Возьмем для примера фильм «Порок на экспорт» (США, режиссер Дэвид Кроненберг). Сначала мы думаем, что Николай хочет хорошо выполнить свою работу и занять почетное место в кругу воров в законе. Потом мы узнаем, что он агент ФСБ под прикрытием и его цель — проникнуть в преступную группировку.

С другой стороны, Николай все-таки не главный герой. Главная героиня — акушерка Анна, ее цель как раз понятна сразу и проста как мычание: спасти ребенка, которого родила русская проститутка.

Приведу пример, как пренебрежение целью может загубить хорошо задуманное кино.

В фильме «Охота за «Красным октябрем» (США, реж. Джон МакТирнэн), снятом по роману Тома Клэнси, герой Шона Коннори угоняет советскую атомную подлодку. На протяжении всего фильма мы не понимаем, зачем он это делает. В финале он стоит с американским контрразведчиком на капитанском мостике, и тот спрашивает у него: так зачем вы это сделали? И Коннори отвечает: потому что хотел порыбачить где-нибудь на тихом берегу. Вы в это верите? Советский капитан мог достичь такой цели все-таки гораздо более простым способом.

Именно цель героя зачастую определяет жанр фильма.

Все цели всех героев всех фильмов можно разделить на четыре группы:

1) спасение жизни — своей, любимого человека, членов семьи, членов рода, своей страны, человечества. Одиссей отправился воевать с Троей не потому, что хотел славы, а потому, что хотел спасти сына, которого положили под его плуг, когда он симулировал безумие. Герои всех боевиков-стрелялок спасают кому-нибудь жизнь;

2) деньги, материальные ценности. Сюда же входят слава, успех, признание, стремление хорошо выполнять свою работу и заслужить похвалу от начальства. Герои многих комедий ставят своей целью разбогатеть («Двенадцать стульев») или прославиться («Король комедии» — американский фильм с Робертом Де Ниро в главной роли);

3) любовь. Эта сила движет не только солнце и светила, но и сюжетные линии тысяч и тысяч мелодрам;

4) месть. В жизни люди мстят довольно редко. В кино месть — весьма достойная героя цель. Множество детективных интриг держатся на внезапно возникшем из прошлого мстителе.

Цель, ради которой герой пришел в фильм и достигнув которой он уйдет, всегда одна. Но на пути к ее достижению ему приходится преодолевать препятствия. Преодоление препятствий — это задача героя.

К примеру, цель Фокса Малдера (телесериал «Секретные материалы») — найти сестру, которую украли инопланетяне. Но для того, чтобы ее найти, нужно доказать всем, что инопланетяне существуют, а правительство, бяка такая, скрывает правду. Цель — найти сестру. Эта цель одна на протяжении всего сериала. А задачи в каждой серии и даже в каждой сцене могут быть разные, например, найти инопланетян, разоблачить козни правительства.

Цель Фанфана-Тюльпана (героя одноименного французского фильма режиссера Кристиана Жака) — жениться на принцессе, как ему нагадала цыганка. Для этого он выполняет задачи: идет в армию, ставит перед собой цель стать героем, становится им и, разумеется, женится в итоге на принцессе.

Итак, в каждой сцене, в которой появляется герой, у него должна быть цель (одна) и задача (каждый раз новая).

Очень часто, когда при работе над сценой не ладится диалог или трудно придумать действие, достаточно спросить себя: какова цель героя в фильме? Какова его задача в этой сцене?

Вот юноша и девушка сидят за столиком в кафе и разговаривают о кино. «Он ей говорит: вот, посмотрел вчера фильм „Стиляги”. Она: да, а я не видела, давай сходим. Он: это мюзикл, там поют. Она: я люблю, когда поют». Уф, еле вымучил четыре реплики. Довольно-таки дебильный диалог, и к тому же скучный.

А теперь давайте придумаем им цель. И ему, и ей.

Например. Она хочет, чтобы он пригласил ее в кино, чтобы ее парень ревновал. А он хочет, чтобы его девушка не узнала, что он сидит тут в кафе с другой.

ОН

Вот, посмотрел вчера фильм «Стиляги».

ОНА (оживленно)

Да? А я не видела, давай сходим!

ОН (опустив глаза)

Это мюзикл. Там поют…

ОНА

Я люблю, когда поют.

ОН

Ну, как поют… немного совсем. В начале и в конце пару раз. А так там в основном про любовь. Ничего интересного.

ОНА

Я люблю, когда про любовь. Давай-давай. Давай сходим!

И т. д.

Не Шекспир, конечно, но уже понятно, что с этой сценой можно что-то сделать. Он уже жалеет, что ляпнул про это кино, пытается отговорить ее, а она упрашивает его посмотреть фильм еще раз вместе с ней. Сразу можно придумать, как она настаивает пойти в большой киноцентр, где их могут увидеть знакомые, а он объясняет ей прелести маленьких кинотеатров на окраине.

А потом вообще может выясниться, что она на самом деле видела этот фильм пять раз, а он не видел ни разу. Просто слышал рекламу по радио и сказал про это кино для поддержания разговора. Ну и так далее… Если у вас есть герои и вы знаете, какова их цель, — вы напишете сценарий.

И наоборот, если нет героя или вы не знаете, какова у него цель, — сценария не будет.

На следующем уроке я расскажу вам, почему характер героя никогда не меняется на протяжении всего фильма.

Надеюсь, задание, которое я хочу предложить вам, придется вам по вкусу. Будем изучать правило через поиск исключений.

Попробуйте назвать героя, характер которого меняется на протяжении фильма. Только давайте без игры в поддавки, вроде того что «Питер Паркер был слюнтяем, которого все обижали, а потом его укусил паук и он стал супергероем». Голливудские пауки кого попало не кусают!

Попробуйте мысленно проверить героя на совершение (или отсутствие) какого-либо характерного поступка. Например, Питер Паркер ни в человечьем, ни в паучьем обличье никогда не пнет на улице собачку.

Дополнительно: смотрите видеоприложение №4

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

«Цель музыки молчание»*

«Цель музыки молчание»*

Цель музыки  молчание.

Урок 3. Как создать героя, на которого хочется быть похожим

Урок 3. Как создать героя, на которого хочется быть похожим
Как вы помните, на первом уроке я раскрыл вам главную тайну кино: зрителю каждую секунду должно быть интересно, что будет дальше.На втором уроке я объявил, что главное в интересном кино — это герой, на которого

Урок 5. Характер героя

Урок 5. Характер героя
На прошлом уроке мы закончили разговор о целях героя. Надеюсь, больше ни у кого не осталось сомнений в том, насколько важна для героя его цель (некоторые за свою цель прямо-таки убить готовы!).Теперь давайте поговорим о характере. Как я уже говорил, кино

Урок 6. Судьба героя

Урок 6. Судьба героя
На прошлом уроке мы разобрались с характером героя и можем поговорить о сюжете.О том, сколько в мире существует сюжетов, единого мнения нет. Кто-то считает, что их бесчисленное множество. Жорж Польти насчитал 36. Вот они:1. Мольба. Элементы

Урок 9. Крючки

Урок 9. Крючки
На прошлом уроке я рассказал о структуре сценария и пообещал научить пользоваться крючками, вызывающими интерес зрителя.Крючок — это то, что соединяет акты, эпизоды и сцены сценария. В то же время крючок удерживает кинозрителя перед экраном и заставляет

Урок 13. Диалог

Урок 13. Диалог
На прошлом уроке я объяснял, что действие в сценарии гораздо важнее, чем диалог, и что, если есть возможность обойтись без диалога, — нужно без него обходиться.Очень трудно придумать хорошее действие даже для очень простой ситуации. Но это очень важно для

Урок 15. Вдохновение

Урок 15. Вдохновение
Возможно, у кого-то сложилось впечатление, что я пытаюсь убедить вас в том, что в работе сценариста нет ни чуда, ни полета, ни творчества — сплошная технология, голое ремесло, трезвый расчет, конкретные методики и приемы.Конечно, это не так. Качество

Урок 16. Договор

Урок 16. Договор
Как вы думаете, какая профессия в кино самая рискованная? Актер? Каскадер? Пиротехник? Режиссер? Продюсер? Ничего подобного! Конечно же, сценарист! Дело в том, что сценарист в своих отношениях с работодателями не защищен ничем, кроме их доброй воли и закона

Урок 8. Заявка

Урок 8. Заявка
На прошлом уроке мы закончили обзорную экскурсию по теле- и интернет-сериалам. Сегодня мы поговорим о том, как продать сценарий сериала. Сделать это очень просто. Конечно, при условии, если у вас есть классная идея, герои и сюжет. Если все это есть — вам не

Цель оправдывает средства

Цель оправдывает средства
До знакомства с Моренетой молодой испанский дворянин Иниго Лопес де Лойола вел светскую жизнь и не представлял, что какая-то статуя заставит его отрешиться от мирской суеты. Будущий основатель ордена иезуитов – одного из самых крупных и

Роландсбоген. Улыбка героя

Роландсбоген. Улыбка героя
Романтическая Германия имеет множество обликов. Открывающие простор фантазии природные пейзажи, готические храмы, рассекающие облака своими острыми шпилями, пышные барочные дворцы, сломленные природой и человеческой жестокостью замки,

Цель оправдывает средства

Цель оправдывает средства
До знакомства с Моренетой молодой испанский дворянин Иниго Лопес де Лойола вел светскую жизнь и не представлял, что какая-то статуя заставит его отрешиться от мирской суеты. Будущий основатель ордена иезуитов – одного из самых крупных и

Собственный стиль — достойная цель или тупик?

Собственный стиль — достойная цель или тупик?

 

— Эта статья для тех, кто любит разводить полемику. Хотя лучше не разводить ее вовсе, а просто работать.— Да, но тема многим покоя не дает.— Написать будет трудно.— Да уж. Можно нечаянно многих повергнуть

Урок гласности

Урок гласности
Второй кирпич она (Комета) обрушила на голову генерального директора «Мелодии», бывшего комсомольского босса Сухорадо, когда подбила опытный завод «Грамзапись» провести 25 апреля «прослушивание» ДДТ с ОБЛАЧНЫМ КРАЕМ. Должен еще раз напомнить читателю, что

Ритуал
официально принятый распорядок
торжественных приёмов, шествий,
закреплённых в привычках и традициях
людей.

О.
И. Марков даёт следующее определение
клубного сценария:

Клубный
сценарий
– это художественная
программа педагогического воздействия,
решающая конкретные задачи. Исходя из
это можно сказать, что клубный сценарий
всегда имеет два аспекта: художественный
и психолого-педагогический. Сценарий
всегда является программой воспитательного
воздействия того или иного театрализованного
представления.

Сценарий
это своеобразная
драматическая форма, рожденная
соответствующими конкретными «социальными
заказами», предполагающая литературно
– сценическую разработку.

Сценарий
– это подробная литературная разработка
содержания, где конкретно указывается,
что говорят и как поступают действующие
лица, какие художественные произведения
исполняются, в какой обстановке происходит
действие и т.п. Предназначен для постановки
на сценической площадке, на основе
которого создается театрализованное
представление, праздник, массовое
зрелище игровая или какая – либо иная
программа.

Генкин,
Руденский, рассматривают сценарий КДП,
как синтез художественной и психолого
– педагогической программ.

Сценарий
– особый вид драматургии, литературная
основа, подробно излагающая весь ход
яркого, действенного, образного выражения
идеи с активным призывом её осуществления.

Сценарий
это перевод, осуществляемый с
языка словесного вида искусства на
язык аудиовизуального искусства.

Сценарий
театрализованного представления
включает в себя как литературный, так
и режиссёрский материал, что сказывается
на специфике сценарной работы.

В
сценарии важна внутренняя логика. А
её создаёт: продуманная конфликтность
в разнообразных её выражениях;
тематическое единство по главной
мысли, по идее произведения; действенное
построение всех элементов, от номера
до единого действия всего сценария
в целом.

Сценарий
театрализованного представления
можно определить как способ фиксации
будущего единого действия представления
любого вида и разновидности, по
возможности во всём объёме выразительных
средств.

Сценарий
– это художественное программа
педагогического воздействия решающая
конкретные педагогические цели,
практические задачи.

Сценарий
это литературно-сценическая
разработка содержания клубного
мероприятия, предлагающая комплексное
воздействие на его зрителя участника.
Гагин

Сценарный
план
– набросок
композиционного построения сценария
с разработанной темой, идеей, педагогическими
задачами, характеристикой аудитории;
либретто
более развернутое, чем сценарный план,
краткое содержание театрально –
музыкально – вокального произведения;
литературный
сценарий

подробная литературная разработка
идейно – тематического замысла с полным
текстом, описанием действующих лиц,
музыкальным оформлением, использованием
технических служб; режиссерский
сценарий

развернутый план литературного сценария
с точным указанием сценической площадки,
конкретным использованием технических
служб, расписанной светозвуковой
партитуры, с указанием времени, мизансцен,
исполнителей, литературных текстов и
организационных моментов.

Сценарный
замысел –
это художественно-образное
оформление поставленной педагогической
цели в конкретно осязаемой временной
и пространственно- пластической
разрешенности. О.И. Марков.

Сценарно-режиссерский
ход
– это образное движение авторской
концепции, направленное на достижение
цели педагогического воздействия. Он
должен быть придуман или найден на этапе
разработки замысла, когда у автора
сформулирована проблема, появилась
четкая концепция, определены конкретные
сцен. Задания. Это увлекательный ход

Сюжетная
композиция
– это построение, основанное
на смысловой взаимосвязи «фактов жизни»
и фактов «искусства».

Сюжет
должен обеспечивать динамичность
действия, развивающегося по законам
композиции: от экспозиции, завязки через
нарастания действия и кульминации к
развязке.

Сценарий
всегда состоит из блоков, блоки из
эпизодов, эпизоды из единиц сценической
информации. Каждый блок имеет свою
экспозицию, завязку, кульминацию,
развязку.

Специфика
(от средневекового лат. specificus — особый,
особенный), отличительные, характерные
особенности, присущие только данному
предмету, явлению.

Сверхзадача
это главная, высшая цель, вбирающая
в себя все устремления режиссёра и
направляющая затем его творческую
работу.

Сверхзадача
– это утверждение авторской позиции
по средствам художественной организации
доказательств. (Н. Еременко).

Сюжетный
ход
– это основная сквозная линия
объединяющая все события раскрывающая
содержание, идею произведения.

Основу
эпизодов составляет событие. (Событии
– это качественное изменение ситуации)
Событие является одним из этапов
основного конфликта. Вокруг события и
формируется эпизод.

Структура
– от лат. строение, порядок. Структура
– совокупность устойчивых связей
объекта, обеспечивающих его целостность,
тождественность самому себе, т.е.
сохранение основных свойств при различных
внутренних и внешних изменениях.

Структура
– это строения и внутренняя форма
системы, выступающая как единство
устойчивых закономерностей, взаимосвязей
между ее элементами.(философский словарь)

Система
— это упорядоченная организация
какого-либо процесса деятельности
учреждения, которое имеет структуру их
взаимосвязанных и взаимообусловленных
элементов, свои механизмы управления
этой структурой и относительную
замкнутость, автономность относительно
других систем и структур. Признаки и
условия системы: многоэлементность,
целостность, автономность, изолированность.

Система
– это есть целостность, все элементы
которой составляют некое единство и
подчинены выполнению какой – либо
функции.

Система
это форма организации чего-либо;
это устройство, нечто целое, представляющее
собой единство закономерно расположенных
и действующих во взаимосвязи частей;
совокупность организаций однородных
по своим задачам, или учреждений,
организационно объединённых в одно
целое.

Символ
художественный (от греческого
symbolon – знак, условный
знак) – образ, взятый со стороны своей
знаковости. В искусстве символ
выступает как средство выразительности,
он создаётся художником, как создаются
метафоры и сравнения. Художественный
символ обладает многозначностью.
Символичность образа – это необходимая
в реалистическом искусстве мера
условности, непосредственно направленная
против голой описательности. Символ
помогает более яркому раскрытию
образного содержания произведения
искусства.

Сюжет
непрерывная линия развития
взаимоотношений героев произведения,
выражает причинно следственную связь
их поступков и основных моментов
содержания. Сюжет является
конкретизированной фабулой.

Сюжет
(от франц.) предмет, содержание –
это широкий диапазон разработанных
взаимоотношений, это характеры,
предлагаемые обстоятельства.

Э.
Старшинов пишет, что сюжет отражает
внутреннее строение вещей, а композиция
– внешнее строение частей в единое
целое.

Стилизация
(фр. Stilisation – стиль)
намеренная имитация художественного
стиля, характерного для определённого
автора, направленная для художественной
культуры, социальной общности, эпохи
и т. д. Принцип стилизации часто
используется художниками для постановки
извечных нравственных проблем. Через
механизм стилизации осуществляется
процесс переосмысления, актуализации
стилевого богатства прошлого,
становления, вычленения самобытного
стиля в искусстве современной эпохи,
отражающего её социально – художественное
своеобразие.

Термин
«анимация»
(от лат.animation
– «оживлять», «воодушевлять»,
«одухотворять») впервые появился в
начале XX века во Франции
в связи с введением в 1901 году закона о
создании различных ассоциаций и
трактовался как деятельность, направленная
на то, чтобы провоцировать и усиливать
живой интерес к культуре, художественному
творчеству. Социально-культурная
анимация использует традиционные виды
и жанры художественного творчества в
качестве основных методов «оживления
и одухотворения» отношений между людьми.
Именно это позволяет признать ее сегодня
альтернативным направлением развития
культурно-досуговой деятельности.
Анимация в России возникла сравнительно
недавно: сначала в туристическом бизнесе,
затем с развитием рыночных отношений
появилась бизнес-анимация (аниматоры-менеджеры
продаж или по продвижению услуг),
параллельно развивалась анимация в
шоу-бизнесе. В сфере досуга и отдыха
произошла трансформация массовика-затейника,
культорганизатора, профессиональные
качества которого стали основой профессии
аниматора. Игры и развлечения стали
составной частью анимационного жанра.
Сегодня анимация рассматривается как
деятельность по разработке и предоставлению
специальных программ проведения
свободного времени. Это новое направление
призвано вдохнуть «душу» в педагогику
игры.

Социально-культурная
анимация –
одно из наиболее интенсивно
развивающихся направлений современной
социально-культурной деятельности,
которое предполагает реализацию программ
творческой реабилитации, активного
отдыха, социально-психологической
консолидации общественных групп на
основе ценностей культуры. (Н.Н. Ярошенко).

Социокультурная
анимация –
особый вид социально-культурной
деятельности общественных групп и
отдельных индивидов, основанной на
современных технологиях (социальных,
педагогических, психологических,
культуротворческих и др.), обеспечивающих
преодоление социального и культурного
отчуждения.

Аниматор
специалист, занимающийся проведением
индивидуальных и коллективных досуговых
программ. Он создает атмосферу
увлеченности, игры и азарта, которая
привлекает и втягивает в процесс игры
и творчества, способствует оживлению
отдыха и организации непосредственных
впечатлений от личного участия в
анимационных программах. Аниматоры
предлагают сюжетно-динамические, ролевые
игры, оригинальные, стилизованные
праздники, всевозможные развлекательные
программы, имеющие целью познакомить
и сдружить участников и организаторов,
зрителей и артистов. Аниматор должен
быть другом и радушным хозяином, умелым
организатором полноценного досуга.
Задача анимационной группы – делать
шоу-программы такими, чтобы гости –
взрослые и дети – отдыхали и наслаждались
отдыхом, активно участвуя в праздниках.

Термин
«технология»

(от греческого technо
— искусство, 1оgos
— учение), трактуется как специально
организованная деятельность,
ориентированная на достижение
определенных результатов, как
«систематический метод разработки,
применения и оценки всего процесса с
учетом как технических, так и человеческих
ресурсов взаимодействия между ними с
целью получения эффективного
результата».

Технология
– это в самом общем смысле этого слова
система упорядоченных и последовательно
организованных действий для достижения
поставленных целей.

Технология
— стемно-организованная деятельность,
состоящая из последовательных и
взаимосвязанных этапов, операций приёмов
наиболее эффективно способствующих
достижению цели и результата.

Технология
– это деятельность, ориентированная
на получение конечного результата или
цели максимально эффективными способами.

Тема
круг жизненных явлений, которое должны
быть художественно исследованы в
сценарии.

Театрализация
– это метод организация КДП, по законам
драматургии театра, а так же метод
активизации зрителей.

Темпо
– ритм. «
Где жизнь – там и действие,
где действие – там и движение, а там,
где движение, — там и темп, а где темп
– там и ритм».

Темпо
— ритм нельзя вспомнить и ощутить, не
создав соответствующих видений, не
представив себе мысленно предлагаемых
обстоятельств и не почувствовав
задач и действий. Они так крепко
связаны друг с другом, что одно
порождает другое, то есть предлагаемые
обстоятельства вызывают темпо — ритм,
а темпо — ритм заставляет думать о
соответствующих предлагаемых
обстоятельствах.

Церемониал
(
от лат. Ceremonia – обряд)
– официально принятый распорядок
торжественных приемов, шествий и т.п.

Чествовать
– устраивать празднества в честь кого
– нибудь. Следовательно, церемониал
чествования
– это официально принятый
распорядок торжественных мероприятий,
устраиваемых в честь кого-нибудь.

Эпизод
— (
от греч. – превосходящий, посторонний),
та или иная, в известной степени
завершённая часть литературного
произведения, которая изображает
законченное событие или важный в
судьбе персонажа момент. Каждый эпизод
имеет свой собственный сюжетный ход,
свою завязку, развитие действия,
кульминацию, в то же время все эпизоды
логически связаны между собой общим
сюжетным ходом всего представления.

Эпизод
(греч. epeisodion,
буква, вставка). В Большой энциклопедическом
словаре эпизод в первом случае
рассматривается как происшествие. Во
втором, как часть художественного
произведения, относительно самостоятельная
единица его действия.

Толковый
словарь живого великорусского языка
Даля дает такое определение понятию
Эпизод
– случай сам по себе посторонний, но по
сцеплению связанный с главным
происшествием, вводный рассказ.

Марков
в своей книге пишет о том, что Эпизод
сценария

это внутреннее (по смыслу) и драматургически
законченная часть сценария, в которой
единицы сценической информации сюжетно
и тематически связанны.

Эпизод
сценария
– внутренняя (по смыслу) и
драматургически законченная часть
сценария, в которой единицы сценической
информации сюжетно и тематически
связаны.

Эстрада
это нечто
открытое. Открытая площадка подразумевает
открытость исполнителя. Эстрадному
искусству свойственно тесное сближение
исполнителя с публикой, рождающее
совершенную систему общения двух сторон.

Функция
– от лат. Исполнение, осуществление,
деятельность, обязанность, работа.

Фабула
изображение содержания произведения,
главных моментов его движения,
обобщённый сюжет.

Шоу
– как термин появился в 30-е годы 20 века.
Понятие шоу означает пышное варьете,
представление.

В
переводе с английского шоу – показная
пышность, парадность, показ, демонстрация,
зрелище, спектакль. Шоу – это
некоторое организованное действо,
направленное на восприятие кем-либо и
имеющее следующие характеристики:
массовость участников и зрителей,
товарность представляемого продукта,
особый тип зрелищности.

Ванченко
выделяет 5 основных видов шоу:

  1. Ток-шоу
    (разговорное шоу).

  2. Документальное
    (реалити шоу).

  3. Шоу
    — театр.

  4. Музыкально-развлекательное
    шоу.

  5. Шоу
    – игра.

Шоу-мен
– хозяин цирка, аттракциона и т.п.,
балаганщик, специалист по организации
публичных зрелищ.

Конферансье,
шоу-мен средствами своего искусства
представляет жанры эстрады, номера
(Викторов).

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Определение
понятия
СКД по Киселевой и
Красильникову:
Культурная деятельность-
это деятельность по выявлению, сохранению,
распространению и потреблению культурных
ценностей.

Определение
понятия СКД В.В. Туева.

СКД – это
деятельность общества по приобщению
человека к культуре.

СКД – это
управляемый (средство) обществом
(субъект) процесс приобщения (цель)
человека (объект) к культуре.

СКД – это
управляемый обществом и его социальными
институтами процесс приобщения человека
к культуре.

СКД – это
управляемый обществом и его социальными
институтами процесс приобщения человека
к культуре и активное включение самого
человека в этот процесс.

СКД – это
управляемый обществом, педагогический
процесс приобщения человека к культуре
и культурным ценностям общества при
активном включении самого человека в
этот процесс.

СКД — особая
сфера социальной жизни общества,
достаточно локальная и самоорганизованная,
много институциональная.

СКД как новая
профессия 21 века, новая гуманитарная
наука, новый образовательный предмет,
который включается в программы всех
вузов (университетов, пединтитутов,
институтов культуры, искусств). Термин
научный и образовательный, в котором
так или иначе отражается определенный
вид профессиональной деятельности
людей. Эта деятельность называется
социально — культурная, совершается в
социально-культурной сфере, в соц. —
культ. среде, социально-культурными
учреждениями, социально-культурными
средствами, специфическими формами
для всех категорий населения на разных
объектах и в разное врем, но прежде
всего в свободное время людей, часы
их досуга.

Особенности
СКД:

-осуществляется в
свободное время

-отличается свободой
выбора, добровольностью, активностью

и т.д.

-характеризуется
многообразием видов

-РФ
располагает большим количеством
институтов,

создающих условия
для СКД (музей, библиотека, клуб

и
т.д.)

Отличительные
черты СКД:

гуманистический
характер

-культурологический
характер

-развивающий
характер

Функции
СКД:

-развивающая

-информационно-просветительская

-культурно-творческая

-рекреационно-оздоровительная

Знание
СКД необходимо для совершенствования
и улучшения культурно-досуговой сферы.

Сфера (от
греч. sphaira — шар). 1) область действия,
пределы распространения чего-либо
(напр., сфера влияния). 2) Общественное
окружение, среда, обстановка.

Социальная
сфера
– это особая область государственной
и общественной жизни и деятельности,
направленной на удовлетворение
потребностей человека и общества.

Социальная
сфера
— непроизводственная, направленная
на приобщение человека к культуре.
Входят здравоохранение, образование,
правоохранение, спорт, СМИ, искусство,
туризм. В числе подсистем социальной
сферы находится социально-культурная
сфера, но отличается от других систем,
т.к. имеет дело с культурой, культурными
ценностями, их созданием, потреблением,
накоплением. Деятельность СКС и есть
СКД.

Социальная
— культурная сфера
шире, чем СКД. В
неё входят здравоохранение, образование,
правоохранение, спорт, СМИ, искусство,
туризм. СКД является только частью СКС.
Деятельность СКС и есть СКД.

Сеть
социально-культурной сферы
— это
совокупность социальных институтов
культуры и досуга, действующих в
масштабах региона в условиях формирования
рыночной экономики, и объединенных
единством цели и задач в рациональной
организации свободного времени
населения.

Виды сети
социально-культурной сферы
:

  1. федеральные
    учреждения (национальный театр,
    Третьяковская галерея и крупные
    коллективы содержатся за счет
    государства).

  2. республиканские
    учреждения ( подчинены министерству
    культуры содержатся этим министерством
    – наш университет)

  3. областные
    ( краевые) библиотека им. Федорова,
    краеведческий музей, департамент
    культуры.

  4. городские
    (муниципальные)

5. районные
государственные.

6. сельские
(передвижные учреждения СКС (автоклубы,
автопланетарии,

автобиблиотеки).

Социально-культурные
комплексы и Центры досуга —
это
государственное учреждение культуры,
в состав которых входят клубы и кружки
различного направления, коллективы
художественной самодеятельности,
методические отделы. Основными задачами
СКЦ и ЦД являются:

— создание условий
для активного отдыха населения;

— предоставление
возможностей творческой самореализации
личности или коллектива

художественной
самодеятельности;

— оказание услуг
населению (в т.ч. платных);

— методическая помощь
организаторам КДД школ, клубов, других
организаций;

— игровая и концертная
деятельность;

СКЦ и Центры досуга
выполняют следующие функции:

1. Развлекательные
– предоставление условий для игровой
деятельности (групповые,

индивидуальные,
массовые игры, игровые автоматы)

2. Физкультурно
– оздоровительные –
организация
спортивно-развлекательных мероприятий,

создание условий
для занятия спортом.

  1. Образовательные
    организация кружков, клубов по
    интересам и любительских объединений
    с целью обучения определенным навыкам
    какой-либо деятельности.

  2. Стимулирование
    творческой активности –
    проведение
    театрализованных представлений,
    концертов, выставок, литературно-художественных
    программ.

  3. Досуговое
    общение –
    проведение утренников для
    детей и вечеров отдыха для взрослых
    разных возрастов.

  4. Информационные
    оказание методической, сценарной
    и организационной помощи в проведении
    мероприятий школам, д/садам, клубам,
    предприятиям и организациям.

А также СКЦ и ЦД
осуществляют создание творческих
и технических мастерских, прокат
инвентаря и костюмов, выполнение
социально-творческих заказов.

Библиотека
учреждение культуры, организующее
сбор, хранение и общественное пользование
производимой печати.

Клуб (англ.
клаб — собираться, собрание), древнейший
уникальный социально-комун. институт
культуры. Клуб – общественная
организация, добровольно объединяющая
группы людей в целях общения, связанного
с различными интересами, а также для
отдыха и развлечения.

Клубное
объединение
— активная форма организации
досуга, общения людей по интересам. Клуб
— способ привлечь население в УК для
самоорганизации самодеятельности
людей, форма народной демократии.
Направления: официальная культура,
любительское творчество, самодеятельность.
Клубное объединение как самодеятельная
форма активного досуга. Принципы
это основные положения, которые
надо иметь в виду, организуя деятельность,
чтобы была стабильной, эффективной.
Клубное объединение- это романтическое
объединение, посвящено много книг,
учебных пособий. Смирнова «Клубное
объединение»,

Туев В.В. «Технология
и организация инициативных клубов»
и «Как организовать свой клуб?»,
Калинин Иван Егорович «Записки
клубника» и «Клубная встреча».

Клубные
учреждения –
массовые
культурно-просветительские учреждения,
организующие досуг и способствующие
развитию творческих способностей
населения.

КДД (культурно-досуговая
деятельность) – составная часть СКД,
помогает в решению многих социальных
проблем своими своеобразными средствами,
формами, методами (искусство, фольклор,
праздники, обряды и т.д.).

Кружок
творческое объединение людей, имеющих
общность интересов в сфере творчества,
на базе КДУ, основной деятельностью
которого является овладение определенными
навыками и применение их в жизни.
Заниматься в кружок участники приходят
на добровольной основе, выбирая себе
занятие по душе.

Музей
научно-исследовательское или
научно-просветительское учреждение,
осуществляющее хранение, комплектование,
изучение и популяризацию памятников
естественной истории, материальной и
духовной культуры.

Свободное
время –
часть внерабочего времени,
за вычетом необходимого для сна и др.
нужд, использующаяся человеком по
собственному усмотрению. В современном
обществе одним из способов проведения
свободного времени является самообразование,
культурное (духовное) потребление
(чтение СМИ и книг, посещение музеев,
библиотек, кинотеатров), а также
любительские занятия – личные хобби и
занятия в различных объединениях.

Разработка сценария мероприятия подчиняется общим законам драматургии. Но есть одно существенное отличие праздника с участием гостей от спектакля, идущего на сцене. Оно заключается в интерактивном характере торжественного события. Это обстоятельство необходимо учитывать уже на стадии написания сценария.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. С ЧЕГО НАЧАТЬ?
  2. КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ СТРУКТУРА СЦЕНАРИЯ?
  3. КАК ПИСАТЬ ВСТУПЛЕНИЕ?
  4. КАК ПИСАТЬ КУЛЬМИНАЦИЮ?
  5. СОВЕТЫ ПО ОФОРМЛЕНИЮ
  6. ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
  7. КАК ОФОРМИТЬ ТЕКСТ СЦЕНАРИЯ: ИНСТРУКЦИЯ
  8. КОНКРЕТНЫЕ ИДЕИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ТЕМАТИЧЕСКИХ ПРАЗДНИКОВ

Золотое правило, которое отвечает на вопрос: как написать сценарий праздника, гласит: «Тексты должны быть предельно ясными, четкими и выразительными. Идеально, если они написаны короткими рифмованными строками. Хорошо воспринимаются также диалоги в форме вопрос-ответ, утверждение-отрицание».

2022-01-15_23-15-02 (2).png

Важно! На вопрос, как составить сценарий мероприятия, профессионалы отвечают, что его надо писать не как литературное произведение, а как схему, служащую фарватером в бурном море торжества и веселья. Условие справедливо для всех типов представлений с участием зрителей.

Воспользуйтесь для оттачивания юмористического стиля анекдотами. В них можно найти немало остроумных диалогов, которые оживят сценарий и здорово повеселят публику.

С ЧЕГО НАЧАТЬ РАБОТУ НАД СЦЕНАРИЕМ?

На помощь автору, желающему составить сценарий праздника, приходят законы, по которым строится драматургическое произведение. В данном случае они приспособлены под конкретные задачи интерактивного мероприятия.

Если вы не знаете, с чего начать и как писать сценарий, начните с ответов на вопросы и определите следующие моменты:

  1. Какова цель праздника? Для этого надо ответить на вопрос: чего мы хотим получить от этого мероприятия? К примеру, если это Новый год, мы хотим встретить его так, чтобы он был успешным и счастливым. Это условие ведущий оговаривает в начале торжества. Оно может быть оформлено в виде веселого договора, подписанного всеми участниками. Или в виде торжественной клятвы: «Мы… такие-то такие-то, торжественно обещаем: пить, танцевать и веселиться так, чтобы весь год быть здоровыми, бодрыми, веселыми!»
  2. Какова тема праздничной встречи (застолья, банкета и т. д.)? Тема определяется датой (если это календарный праздник) или поводом, по которому люди собрались веселиться. Например: празднование Масленицы посвящено встрече Весны. Тема весны определяет все дальнейшие перипетии. Определив тему, автор видит, о чем писать, в каком стиле оформить зал, какие будут номера, игры, костюмы, реквизит и так далее. Тема определяет подходящую форму праздника. Например, ту же масленицу можно решить в форме ярмарочного балагана. Отсюда рождаются тексты в виде закличек, появляются герои в костюмах балаганных дедов, коробейников и так далее.
  3. Что или кто мешает достичь цели? Цель — встретить счастливый Новый год. Мешает погода, Баба-яга или другие злодеи. Появляется конфликтная ситуация, вокруг которой завязываются все действия, проявляется общая заинтересованность в преодолении препятствий, компания объединяется в едином порыве, сценарий держит гостей в тонусе весь вечер.
  4. Каково ведущее предлагаемое обстоятельство? Вокруг чего конкретно происходит борьба? На чем держится конфликт? Куда движется сюжет? Это может быть предмет, персонаж, явление или какое-либо спорное утверждение.

2022-01-15_23-17-26.png

Например, на празднике Знаний 1 сентября в школе можно объявить о сокровище, которое было украдено и спрятано какими-то злодеями. Чтобы его найти, надо пройти череду испытаний. На этот каркас легко и просто накладываются различные игры, концертные номера и прочие забавы.

Внимание! Классика жанра: новогоднее елочное представление, когда ведущий объявляет о том, что Снегурочку, Деда Мороза, елочку или мешок с подарками похитили какие-то злые силы. Участники под его руководством выполняют различные действия, помогающие одолеть злодеев, спасти добрых героев и получить в конце за это заслуженную награду!

Эта простейшая схема поможет правильно написать сценарий любых праздничных мероприятий. Она дает автору возможность сконцентрировать внимание на поставленной задаче, возбуждает воображение, вдохновляет на создание интересного, захватывающего сюжета!

2022-01-15_22-58-43.png

КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ СТРУКТУРА СЦЕНАРИЯ?

Хорошо организованный праздник идет по накатанной колее так, что никто не видит поставленных ограничителей, но никто их не переходит. В сохранении баланса между организованностью и свободой и есть самая большая сложность проведения интерактивных мероприятий.

Достижение этой гармонии обычно возлагают на плечи ведущего, но лучше, если автор сценария тоже позаботится о логичной и правильной структуре, на которой будет держаться весь праздник.

Разработка сценарного плана выполняется по следующей схеме:

  1. Вступление.
  2. Кульминация.
  3. Заключительная часть.

Внутри и между этими компонентами выстраивается программа праздничного вечера. Можно ли назвать ее сюжетом? Да, если соблюдены законы драматургии, о которых шла речь выше.

Важно! По определению сюжет — это борьба между противоборствующими силами за достижение некоей цели. Если в программе праздника прослеживается конфликтная ситуация, можно говорить о сюжете.

Классический пример – новогодние елочные представления, когда добрые и злые персонажи пытаются привлечь детей на свою сторону.

ПИШЕМ ВСТУПЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНО

В начале надо привлечь внимание гостей к теме, ради которой все собрались, организовать их для совместного проведения праздника, настроить на нужный лад, задать атмосферу. Это самая короткая часть вечера.

Совет: послушайте начало праздничных передач федерального или советского телевидения. Обратите внимание на то, как обставлен выход ведущих. Там это сделано очень эффектно и профессионально. Воспользуйтесь идеями и саундтреками профессионалов.

После приветствия можно провести короткий блиц-опрос зала, конкурс лучших поздравлений, игру-знакомство, игру на внимание, конкурс на лучший тост и так далее.

КАК ПИСАТЬ КУЛЬМИНАЦИЮ?

Кульминация — апогей праздника: высшая точка, самая яркая и захватывающая его часть. В сценарии этот эпизод прописывают ближе к финалу. Потому что кульминация означает победу добра над злом, достижение цели праздника, торжество справедливости, когда уже нечего делать, не за что бороться, злодеи повержены, стыдятся и раскаиваются. Пришло время завершать мероприятие и прощаться!

Важно! Участие неподготовленных гостей вносит элемент спонтанности, что требует от организаторов и ведущих быстрой реакции и умения импровизировать. Им надо быть готовыми к неожиданностям во время проведения праздника и иметь на всякий случай несколько заготовок в виде дополнительных шуток, игр, сценок, концертных номеров и так далее.

Классический пример: Дед Мороз зажигает огоньки на елке. Баба-яга и ее пособники просят прощения, исправляются и просят разрешения веселиться вместе со всеми. Веселье продолжается, но уже без артистов.

2022-01-15_22-59-51.png

СОВЕТЫ ПО ОФОРМЛЕНИЮ

Сценарный замысел, конечно же, определяет дизайн зала, в котором будет проходить мероприятие. Составление сценария праздника зачастую идет рука об руку с другими организационными работами, возлагаемыми на автора.

Важно! Чтобы сделать интересное оформление, надо придумать необычную форму проведения мероприятия. Жанр и стилистика праздника определят его декоративную сторону.

Например, зал на юбилей или день рождения можно оформить звездными зодиакальными символами, провозвещающими виновнику торжества добро и благо!

Будет интересно, если поместить портреты юбиляра в центр астрологического круга! В таком оформлении хорошо будут смотреться сценки с гадалками, волхвами, астрологами, цыганами. В этом же ключе проводят конкурс на лучшее предсказание, аукционы, лотереи.

2022-01-15_23-07-35.png

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Праздничные сценарии, как правило, пишутся по единому шаблону. Меняется только тема, форма, персонажи, декорации, тексты. В каждом конкретном случае автор оговаривает с организаторами или заказчиками праздника отдельные детали.

Хитрость! Начинающему сценаристу можно поискать в библиотеках книжку «В помощь самодеятельности» или что-то в этом роде. Эта серия содержит огромное количество методичек и готовых сценариев на самые разные темы. Их можно использовать в качестве шаблона, чтобы набить руку и понять секреты правильного составления сценария!

2022-01-15_23-05-20.png

Праздничные мероприятия с участием зрителей бывают следующих видов:

  • застольные (свадьбы, юбилеи, корпоративы);
  • торжественные, официальные;
  • театрализованные.

Торжественная часть обычно предшествует застольной. Элементы театрализации могут присутствовать и в первой, и во второй частях. Главное, что требуется от автора во всех случаях, это не перегружать праздник скучными длинными речами. Даже если они очень красиво написаны.

Важно! Каждому автору и ведущему подобных вечеров надо помнить одно золотое правило: люди приходят на праздник веселиться, а не слушать умные слова. Сценарий пишут для конкретных людей. Тексты, артисты, игры, сюжет должны вести праздник, но не заслонять собой веселье и свободное общение гостей.

2022-01-15_23-13-05.png

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРАВИЛЬНОМУ ОФОРМЛЕНИЮ СЦЕНАРИЯ

Сценарий любого мероприятия помимо интересного содержания должен быть правильно оформлен. Аккуратность нужна как самому автору, чтобы защитить свою идею перед заказчиком или художественным советом, так и другим участникам.

Сценарий печатают в нескольких экземплярах, чтобы раздать:

  • руководителю проекта (директору клуба, администратору, заказчику);
  • режиссеру, художнику, ведущим;
  • звукорежиссеру, диджею, осветителю.

Перечень сотрудников зависит от масштаба праздника. Их может быть больше или меньше, но каждый должен иметь для работы свой экземпляр.

Оформление текста сценария по шагам:

  1. На заглавном листе вверху пишут название учреждения, по заказу которого пишется сценарий и в котором планируется проведение праздника.
  2. Под шапкой набирают название и имя автора-составителя.
  3. В нижнем колонтитуле обозначают город, в котором написан сценарий, и год написания.

Первую страницу не нумеруют. Верхний колонтитул отдают шапке, в которую вписывают следующее:

  • цель мероприятия (воспитательная, просветительская, развлекательная);
  • место/время проведения;
    • оформление (список необходимого оборудования и реквизита);
    • список персонажей, принимающих участие в театрализованном представлении).

Далее следует таблица, в которой по колонкам описывается ход мероприятия:

Пример: «Сценарий о пользе прививок против ковида».

Название: «Изгнание Коронавируса с Земли Русской».

Автор: Александр Петров. г .Самара, 2021

Действующие лица

Текстовка каждого персонажа

Авторские ремарки (пояснения: кто откуда вышел, как сказал, в какой интонации, с каким настроением и т. д.)

Поле для заметок и примечаний

Маска 1-я

Вот уж Новый год подходит,

А Ковид все не уходит!

Звучит тревожная музыка. Выходят Маски

 

Маска 2, 3, 4….

Надо нам его спровадить

И людей от бед избавить

   

Как оформить сценарий праздника? Смотрите в следующем видео:

КОНКРЕТНЫЕ ИДЕИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ТЕМАТИЧЕСКИХ ПРАЗДНИКОВ

На юбилее, дне рождения, любом семейном празднике, корпоративах, школьных вечеринках очень хорошо принимаются именные поздравления. Сочинить их очень легко: автор или организатор записывает имена виновников торжества и их близких родственников.

Выбирают тех, кто будет на празднике. К имени подбирается простейшая рифма: Наталия — Италия, Ольга — Волга, Николай — Играй, Желай, Григорий — Добрый и так далее. По этим простейшим созвучиям составляются позитивные четверостишия типа:

Любим нашу мы Наталию,

Как прекрасную Италию:

Всем Наташа хороша:

Блеск — фигура, свет — душа!

***

Наш Григорий — парень добрый,

И всегда готов помочь,

Оставайся сильным, бодрым,

В светлый день и в темну ночь!

Спортивный праздник можно провести в форме Олимпиады. Ведущий будет говорить как спортивный комментатор. Из числа гостей выбрать жюри, начать действо с зажжения факела, потом пронести его торжественно по залу.

Хитрость! Пусть автор посмотрит трансляцию открытия Олимпийских игр, чтобы позаимствовать оттуда интересные идеи и повторить структуру в своем сценарии!

Сценарий воспитательного направления для детей строится по такой схеме: ведущими выступают персонажи популярных мультиков. Например, Маша и Медведь, Нюша и Бараш (из Смешариков) или кто-то из семейства Барбоскиных. Один из них говорит правильные вещи, другой ему возражает.

2022-01-17_18-20-02.png

Они призывают на помощь гостей, проводят флешмобы, конкурсы, в которых побеждает положительный и проигрывает отрицательный персонаж. В заключительной части последний понимает свои ошибки и раскаивается! Справедливость торжествует! Цель праздника достигнута! Плохой герой исправился и стал хорошим! Всем раздают призы, награды и подарки! Праздник завершается песней про дружбу!

Подписывайтесь на нас

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Цель праздника день музыки
  • Цвет настроения книжный сценарий
  • Цель спортивного праздника день нептуна
  • Хэллоуин это христианский праздник или нет
  • Хэллоуин что происходит во время праздника