Казачьи праздники
Казаки – народ дружный и веселый. И праздники у них всегда готовились и проводились с размахом. Веками в казачьих поселениях и станицах сохранились традиции празднования различных торжеств с соблюдением особых обрядов. И по сей день каждое событие в семьях донцов, кубанцев, уральцев и прочих войсках отмечается с соблюдением предписаний предков.
В основном, все казачьи праздники совпадали с великими христианскими событиями. Казаки – народ верующий, поэтому и дни поклонения святыням были и остаются для них днями особенными. Зачастую, празднование начиналось с молебна в церквях. После него в станичной избе организовывался большой праздничный обед с песнями и плясками. На стол ставили угощения, принесенные каждой семьей. Но у празднования каждого события были и свои особенности.
Казачий праздник Рождества
Празднование начиналось с вечера. По православной традиции, в казачьих семьях в сочельник садились за стол только после появления на небе первой звезды. Это символизировало событие, указанное в Библии, повествующей о том, что, когда родился Христос, на небе загорелась новая звезда. В этот вечер казаки собирались семьями и начинали трапезу с постной каши с изюмом – кутьи. Утром совершался молебен, после которого все казаки во главе с атаманом ходили по станице и славили Рождение Христа. После Рождества начинались Святки.
Святочные казачьи празднования
Святки на Руси традиционно длятся с сочельника до Крещения. В эти дни в казачьих станицах было весело. Дети и молодежь катались с горок, облитых льдом, на санях или в корзинах. Взрослые женщины и молодые девки ходили по дворам и пели песни, славящие Рождество – колядовали. В это мистическое время, которое наши предки называли порубежным, так как считалось, что души предков в эти дни навещают живых, было принято гадать. Гадали молодые на суженого, а умудренные – на жизнь или смерть или на урожай. Заканчивались святки Крещением.
Казачий праздник Крещения
Перед Крещением также соблюдался пост. После на стол ставили угощения с традиционной кутьей. Потом шли на молебен. Ночью в храмах освящалась вода, а утром считалось, что вода становится святой в реках, озерах, ручьях и прочих водоемах. К проруби, вырубленной часто в форме креста, шли всей станицей красным ходом. В воду окунались трижды с головой. Считалось, что после такого омовения к казаку весь год не будут приставать хвори, и будет стороной обходить неудача в бою.
Казачий праздник Масленицы
У казаков масленичная неделя, предшествовавшая Великому Посту, была посвящена дружбе, соревнованиям и веселым забавам. В это время с соседних станиц съезжались семьи, чтобы «на людей посмотреть и себя показать». Все делились на группы, выбирали временного «ватажного» атамана и ходили по селению. Строились снежные городки, устраивались шермиции – дружеские кулачные бои, организовывались показательные выступления на конях. Все это заканчивалось в воскресенье общим пиром, после которого каждый традиционно просил у всех прощенья, семьи молились и разъезжались по домам до Пасхи.
Казачий праздник Пасхи
Великий для каждого казака праздник Пасхи начинался с чистого четверга, когда хозяйки дочиста выметали и отмывали дом, украшали его лентами и расшитыми рушниками. В этот же день всей семьей ходили в баню, пекли куличи, делали пасхи и красили куриное яйцо. Воскресенье начиналось со службы, на которую ходили семьями. После нее отправлялись домой за накрытый стол. Днем посещали друзей и родных, и при встрече обменивались ритуальными фразами «Христос воскресе – Воистину воскресе» и трижды целовались. Во многих станицах в этот праздник устраивались игры, соревнования и кулачные бои.
Казачий праздник Троицы
Этот праздник символизировал приход лета, роста и жизни. Он был ориентирован на поминание усопших. Казаки семьями ходили после молебна на кладбище и молились об умерших. Для станиц в разных регионах были характерны свои традиции: кто-то украшал деревце, где-то плелись венки. Но главный посыл был один у всех – природа просыпалась, оживала, и вместе с ней просыпались и люди.
Казачий праздник Покрова Богородицы
Этот день совместил в себе две традиции, присущие казачьему братству – православную и воинскую. В православной традиции этот праздник посвящен великому событию – явлению Пресвятой Богородицы Андрею Юродивому в храме, в котором хранилась риза Божьей Матери. В воинской традиции казаков этот день был посвящен не менее важному событию – победе казачьего войска над турками под Азовом в XVII веке. В Покров традиционно поминаются воины, погибшие при Азовском осадном сидении. По ним служится молебен, и в честь них устраиваются традиционные кулачные бои.
День нагайки — 23 ноября!
Нагайка для казака никогда не была просто плетью, как средством управления лошадью. Скорее наоборот, потому что конь был боевым товарищем, и казак старался без нужды его не травмировать, управляя им в основном поводьями и нагайкой, но не шпорами. Сакральный смысл нагайки в ином: это — символ самого казачьего статуса. Именно возможность обладания нагайкой, а не шашкой, пикой или другим оружием, отличало полноправного казака в донских и кубанских станицах. Ее могли носить только взрослые казаки, и только мужчины. В некоторых станицах критерии были еще жестче: правом на нагайку обладали лишь женатые казаки.
Казачьи праздники по войскам
Помимо православных праздников, в казачей культуре много воинских праздников. Они довольно разрознены, и приурочены к славным победам каждого из казачьих войск в многочисленных сражениях.
Амурское казачество отмечает:
- 30 марта – праздник всех частей войска;
- 30 октября – праздник всех частей и войсковой круг войска.
Астраханское казачество 1 сентября отмечает праздник всех частей.
Донское казачество отмечает:
- 14 января – круг Донского казачества;
- 19 мая – совместный круг Кубанского и Донского войск;
- 13 августа – праздник первого полка;
- 29 августа – праздник четвертой сотни;
- 30 октября – праздник всех частей и войсковой круг;
- 3 декабря – праздник одиннадцатого полка;
- 19 декабря – праздник первой батареи.
Забайкальское казачество отмечает:
- 30 марта – праздник всех частей войска;
- 4 июля – круг Забайкальского войска.
Кубанское казачество отмечает:
- 16 апреля – войсковой круг Кубанского войска;
- 19 апреля – праздник Лейб-Гвардии Кубанской сотни;
- 19 мая – совместный круг Кубанского и Донского войск;
- 12 сентября, 30 октября – праздник всех частей войска и войсковой круг;
- 19 декабря – праздник Лейб-Гвардии Кубанской сотни и Кубанского казачьего дивизиона.
Оренбургское казачество отмечает:
- 6 мая – праздник всех частей войска;
- 22 мая – праздник четвертого полка;
- 12 сентября – праздник пятого полка.
Семиреченское казачество отмечает:
- 6 мая – праздник первого конного полка и войсковой круг;
- 26 июля – праздник второго конного полка.
Сибирское казачество отмечает:
- 16 февраля – праздник первого конного полка;
- 25 февраля – праздник третьего конного полка;
- 19 декабря – праздник всех частей.
Терское казачество 7 сентября отмечает праздник всех частей и войсковой круг.
Уральское казачество отмечает:
- 14 августа – праздник первого полка;
- 21 ноября – праздник всех частей и войсковой круг.
Уссурийское казачество 30 марта отмечает праздник всех частей войска.
Общеказачий воинский праздник
Его проводят в большинстве станиц. Главная цель организации такого торжества – демонстрация умений молодых и опытных казаков. Начиналось все с общевойскового построения. Атаман с символами власти – булавой и насекой – возглавлял шествие, направляющееся на традиционную литургию в храм. После неё из храма выносились иконы и знамена. Далее начинались игрища. Проводились состязания, показательные выступления с оружием, скачки на конях, джигитовка. Завершал праздник общий пир и массовые гулянья с песнями и плясками.
Отмечает его:
- 30 марта – Амурское, Забайкальское и Уссурийское казачьи войска;
- 6 мая – Оренбургское и Семиреченское казачьи войска;
- 1 сентября – Астраханское казачье войско;
- 7 сентября – Терское казачье войско;
- 12 сентября – Кубанское казачье войско;
- 30 октября – Донское казачье войско;
- 21 ноября – Уральское казачье войско;
- 19 декабря – Сибирское казачье войско.
Казачий праздник Новый год
Главным действующим лицом в праздновании наступления нового года у казаков был стол. Чем богаче угощение – тем обильнее будет урожай, и тем сытнее будет в семье. Это время также считалось порубежным. В новогоднюю ночь гадали, а утром казаки ходили по домам с посеванием – рассеиванием зерен пшеницы, гороха или кукурузы по полу избы и на головы хозяевам. Также утром нового года смотрели, кто первым придет к семье в гости: если мужчина – к удаче, а если женщина – к убытку.
Каждый казак, будь то уралец ли донец, жив своими корнями и традициями. Испокон века празднования в станицах проходили сообща, всей гурьбой. Это не только позволяло каждому почувствовать себя членом большой и дружной семьи, но и очень сплачивало народ, чтобы в случае опасности также дружно встать на оборону родной земли.
Казаки – народ дружный и веселый. И праздники у них всегда готовились и проводились с размахом. Веками в казачьих поселениях и станицах сохранились традиции празднования различных торжеств с соблюдением особых обрядов. И по сей день каждое событие в семьях донцов, кубанцев, уральцев и прочих войсках отмечается с соблюдением предписаний предков.
В основном, все казачьи праздники совпадали с великими христианскими событиями. Казаки – народ верующий, поэтому и дни поклонения святыням были и остаются для них днями особенными. Зачастую, празднование начиналось с молебна в церквях. После него в станичной избе организовывался большой праздничный обед с песнями и плясками. На стол ставили угощения, принесенные каждой семьей. Но у празднования каждого события были и свои особенности.
Празднование начиналось с вечера. По православной традиции, в казачьих семьях в сочельник садились за стол только после появления на небе первой звезды. Это символизировало событие, указанное в Библии, повествующей о том, что, когда родился Христос, на небе загорелась новая звезда. В этот вечер казаки собирались семьями и начинали трапезу с постной каши с изюмом – кутьи. Утром совершался молебен, после которого все казаки во главе с атаманом ходили по станице и славили Рождение Христа. После Рождества начинались Святки.
Святки на Руси традиционно длятся с сочельника до Крещения. В эти дни в казачьих станицах было весело. Дети и молодежь катались с горок, облитых льдом, на санях или в корзинах. Взрослые женщины и молодые девки ходили по дворам и пели песни, славящие Рождество – колядовали. В это мистическое время, которое наши предки называли порубежным, так как считалось, что души предков в эти дни навещают живых, было принято гадать. Гадали молодые на суженого, а умудренные – на жизнь или смерть или на урожай. Заканчивались святки Крещением.
Перед Крещением также соблюдался пост. После на стол ставили угощения с традиционной кутьей. Потом шли на молебен. Ночью в храмах освящалась вода, а утром считалось, что вода становится святой в реках, озерах, ручьях и прочих водоемах. К проруби, вырубленной часто в форме креста, шли всей станицей красным ходом. В воду окунались трижды с головой. Считалось, что после такого омовения к казаку весь год не будут приставать хвори, и будет стороной обходить неудача в бою.
У казаков масленичная неделя, предшествовавшая Великому Посту, была посвящена дружбе, соревнованиям и веселым забавам. В это время с соседних станиц съезжались семьи, чтобы «на людей посмотреть и себя показать». Все делились на группы, выбирали временного «ватажного» атамана и ходили по селению. Строились снежные городки, устраивались шермиции – дружеские кулачные бои, организовывались показательные выступления на конях. Все это заканчивалось в воскресенье общим пиром, после которого каждый традиционно просил у всех прощенья, семьи молились и разъезжались по домам до Пасхи.
Великий для каждого казака праздник Пасхи начинался с чистого четверга, когда хозяйки дочиста выметали и отмывали дом, украшали его лентами и расшитыми рушниками. В этот же день всей семьей ходили в баню, пекли куличи, делали пасхи и красили куриное яйцо. Воскресенье начиналось со службы, на которую ходили семьями. После нее отправлялись домой за накрытый стол. Днем посещали друзей и родных, и при встрече обменивались ритуальными фразами «Христос воскресе – Воистину воскресе» и трижды целовались. Во многих станицах в этот праздник устраивались игры, соревнования и кулачные бои.
Этот праздник символизировал приход лета, роста и жизни. Он был ориентирован на поминание усопших. Казаки семьями ходили после молебна на кладбище и молились об умерших. Для станиц в разных регионах были характерны свои традиции: кто-то украшал деревце, где-то плелись венки. Но главный посыл был один у всех – природа просыпалась, оживала, и вместе с ней просыпались и люди.
Этот день совместил в себе две традиции, присущие казачьему братству – православную и воинскую. В православной традиции этот праздник посвящен великому событию – явлению Пресвятой Богородицы Андрею Юродивому в храме, в котором хранилась риза Божьей Матери. В воинской традиции казаков этот день был посвящен не менее важному событию – победе казачьего войска над турками под Азовом в XVII веке. В Покров традиционно поминаются воины, погибшие при Азовском осадном сидении. По ним служится молебен, и в честь них устраиваются традиционные кулачные бои.
Помимо православных праздников, в казачьей культуре много воинских праздников. Они довольно разрознены, и приурочены к славным победам каждого из казачьих войск в многочисленных сражениях.
Астраханское казачество 1 сентября отмечает праздник всех частей.
Терское казачество 7 сентября отмечает праздник всех частей и войсковой круг.
Уссурийское казачество 30 марта отмечает праздник всех частей войска.
ЯНВАРЬ
1 января — память Св. преп. Илии Муромца Печерского — «старого казака»
7 января (25 декабря) – Рождество Христово, воспоминание об избавлении Церкви и Державы Российской от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков
16(3) января 1570 — Старшинство Донского казачьего войска
16 (3) января 1818 — смерть Платова М.И., графа, Донского атамана, героя Измаила, персидского похода 1796, Отечественной войны 1812
16 (3) января 1916 — взятие крепости Эрзерум Кавказской армией, в составе которой казаки составляли половину численности
16 января 1947 — казнены казачьи военачальники Краснов П. Н., Шкуро А. Г. Султан — Гирей Клыч, Краснов С. Н., Доманов Т. И.
18(5) января 1598 — смерть царя Федора Иоанновича, конец династии Рюриковичей, начало русской смуты января 1969 — умер Гамов И. М., последний атаман Амурского казачьего войска января — Крещение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа
21 (8 ) января 1654 — решение Переяславской Рады о присоединении к Великороссии всех казачьих земель Украины (окраины) под именем Малороссии; де факто ликвидировано беловежским сговором
25 (12) января 1921- переброска казаков Донского корпуса в эмиграции из лагерей Читалджи на о. Лемнос
27 (14) января 1788 — бывшему полковнику бывшего Запорожского войска Сидору Белому с казаками разрешено поселиться на Тамани
ФЕВРАЛЬ
6 февраля 1921 — убийство Дутова А. И., последнего Оренбургского атамана походного атамана всех казачьих войск
23 февраля 1701 — Полковой праздник Якутского казачьего полка
24 февраля 1919 — Издано церкулярное письмо, Утвержденное на заседании
Оргбюро ЦК РКП(б) подписанное Я.М. Свердловым «О Поголовном уничтожении казачества»
25(12) февраля — День тезоименитства Св. Патриарха Алексия II
МАРТ
1 марта (17.02) 1612 — смерть от голода в польском заточении патриарха Московского и всея Руси Гермогена, из донских казаков
марта (17.02) 1621 — Советом священного Собора, патриархом Филаретом и Государем Царем всей Руси Михаилом Федоровичем указано правило: Ермаку Тимофееву сыну Повольскому, с ним каждому убиенному, кликати вечную память
марта (17.02.) 1738 — Первый Наказной атаман на Дону — Степан Ефремов
марта (18.02.) 1613 — донскими казаками атамана Ф. Межакова возведен на престол Михаил Федорович, первый русский царь из дома Романовых.
5 марта (20.02.) 1920 — умер «Донской Златоуст» — талантливый писатель Федор Дмитриевич Крюков
15(2) марта 1917 — отречение в результате заговора от престола Николая П, Начало гибели Государства Российского
23(10) марта 1607 — Войсковой праздник Енисейского казачьего войска
30 (17) марта — Алексия, человека Божьего. Войсковой праздник Амурского, Забайкальского и Уссурийского казачьих войск
АПРЕЛЬ
2 апреля (19 марта) 1814 — открытие гвардейскими казаками шествия российских, английских и прусских войск по вступлению в Париж
4 апреля 1924 — застрелен Соловьев И.Н., атаман повстанческого отряда в Сибири
5 апреля (23.03) 1917 — открытие 1-го Общеказачьего съезда в Петрограде
7 апреля (25.03) — Благовещение Пресвятой Богородицы
10 апреля (28.03.) 1809 родился казачий генерал, герой Кавказской войны, гордость донских казаков Бакланов Я. П.
10 апреля (28.03) 1750 — образование Астраханского казачьего войска
13 апреля (31 марта) 1918 — погиб сибирский казак, генерал Корнилов Л.Г.
16(3) апреля 1642 — оставление казаками по решению Земского Собора и Указу царя, г. Азова, после Азовского осадного сидения.
18(5) апреля 1917 — начало работы Временного Совета Казачьих войск в Петрограде
30(17) апреля 1818- родился Александр Николаевич Романов, первый Августейший Атаман всех казачьих войск, царь Александр II — Освободитель, убит 14(01)марта1881
МАЙ
мая (20.03) 1788 — казачество на Кубани получило название «Войско верных казаков Черноморских»
мая (21.04.) — 1861 — смерть Ермолова А.П., генерала, Наместника Кавказа
6 мая (23.04) — Великомученика Георгия Победоносца, Войсковой Праздник Семиреченского и Оренбургского казачьих войск
9 мая — День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. Особое
поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в 1941-1945 годах
11 мая (28.04) 1918 — Созыв Крута Спасения Дона, избрание Атаманом П. Краснова
14 (01) мая 1629 — Поход донских казаков на Крым. Взятие Бахчисарая.
19 (6) мая 1868 — Память Иова Многострадального, день рождения Романова Николая Александровича, последнего Русского царя Николая II
(11) мая 1570 — основание Всевеликого Войска Донского; мая 1905 — на хуторе Кружилин ст. Вешенской Донецкого округа родился русский советский писатель, академик, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Нобелевской премии Шолохов Михаил Александрович
26 (13) мая 1696 — победный бой донского флота под руководством Фрола Минаева и московского флота Петра I в Азовском море. Гибель турецкого флота
ИЮНЬ
10 июня (28 мая) 1990 — День интронизации Свят. Патриарха Алексия II
10 июня 1906 — в станице Прохладная, Терской области, родился терский казак адмирал Головко Арсений Григорьевич
12-июня (29.05) 1873 — победное завершение Хивинского похода с участием оренбургских и семиреченских казаков.
15 июня 1736 — взятие казаками Азова
30 июня 1990 — День Возрождения казачества России (создания Союза Казаков)
ИЮЛЬ
1 июля 1855 — закладка станицы Алматинская, начало мирного наступления
России в Туркестан, переноса границы России на 2000 километров к югу
3 июля (20.06.) 1648 — начало похода якутского казака Семена Дежнёва, закончившегося открытием пролива между Азией и Америкой
8 июля (25.06.) 1697 — сотня якутских казаков Атласова В.В. водрузила на
Камчатке крест в знак присоединения полуострова к Якутсткому воеводству России
10 июля (27.06.) 1709 — Полтавская битва. Участвуют донские казаки под командой Атамана Фрола Минаева
13 июля (30.06.) 1792 — Войску верных казаков Черноморских Екатериной II пожалованы земли между рекой Кубанью и Азовским морем
26 (13) июля 1867 — учреждение Семиреченского казачьего войска
28(15) июля 1774 — Потемкин Г.А. назначен начальником иррегулярных соединений (Донское, Яицкое и Волжское казачьи войска, Хоперский, Моздокский, Азовский, Таганрогский, Кизлярский и Чугуевский казачьи полки)
31(18).07.1696 — взятие донскими казаками и русскими воинами Азова при Петре I
АВГУСТ
1 августа (19.07) 1914 — начало Великой (Первой мировой) войны
6 августа 1753 — родился Донской Атаман, граф Платов М.И.
8 августа (26.07) 1869 — родился Иванов-Ринов П.П., руководитель антисоветского восстания в Омске, атаман Сибирского казачьего войска с 16.07.1918
9 августа (27.07.) 1657 — умер Хмельницкий Зиновий — Богдан Михаилович,
Малороссийский гетман, организатор борьбы южнорусского народа против польского угнетения (род. ок. 1595)
12 августа (30.07) 1904 — родился Романов Алексей Николаевич, цесаревич, последний Августейший Атаман всех казачьих войск
18 (5) августа 1585 — гибель атамана Ермака Тимофеевича, покорителя Сибирского ханства
19 (6 ) августа — Преображение Господне
29 (16) августа 1914 — гибель Самсонова А.В.,командующего 2-й русской Армией, бывшего наказного атамана Донского и Семиреченского казачьих войск
(15) августа — Успение Пресвятой Богородицы августа 1946 — казнь Семенова Г.М. последнего атамана Забайкальского казачьего войска, (родился 26(13) сентября 1890).
31(18) августа 1722 — начало Персидского похода Петра I с участием казачьих соединений
СЕНТЯБРЬ
1 сентября (19.08.) 1850 — Войсковой праздник Астраханского казачьего войска.
7 сентября (25.08) -1577 — Войсковой праздник Терского казачьего войска
8 сентября (26 августа) 1812 — Бородинское сражение, в котором блестяще проявил себя казачий корпус Платова М. И.
9 сентября (27.08.) 1689 — заключение Нерчинского договора с Китаем. России отошли Забайкалье и побережье Охотского моря
14 (1) сентября 1581 — начало похода атамана Ермака Тимофеевича в Сибирь
18 (5) сентября 1745 — родился Кутузов М.И. фельдмаршал русской армии
21 (8 ) сентября — Рождество Пресвятой Богородицы
26 (13) сентября 1826 — участие казаков в разгроме персидской армии под Елизаветполем в ходе последней войны России с Персией
27 (14) сентября — Воздвижение Креста Господня
27 (14) сентября 1866 — родился Филимонов А.П.. первый выборный атаман Кубанского казачьего войска
ОКТЯБРЬ
4 октября 1880 — в г. Омске в семье казачьего офицера родился генерал, ученый фортификатор, Герой Советского Союза Карбышев Д. М.
10 октября (27.09) 1760 — вступление казачьих формирований в авангарде русских войск в Берлин
14 (01) октября — Покров Пресвятой Богородицы
14 (01) октября — День «Азовского сидения» — Общеказачий Праздник
18 (5) октября — Войсковой праздник Донского и Кубанского казачьих войск
21 октября 1934 — года умер последний выборный атаман Войска Донского Богаевский А.П.
НОЯБРЬ
4 ноября 1990г. Возрождения казачества на Воронежской земле.
4 ноября (22.10) 1612 — освобождение донскими казаками Китай-города в Москве от польских оккупантов
18 (5) ноября 1920 — оставление казачьими частями Крыма
8 ноября (26.10) 1582 — взятие Ермаком столицы Сибирского ханства Искера (Кашлыка).
21 (8 ) ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил
бесплотных. Войсковой праздник Уральского казачьего войска
24 ноября 1730- родился великий русский полководец, один из основоположников русского военного искусства, генералиссимус (1799) Суворов Александр Васильевич
ДЕКАБРЬ
1 декабря (17.11) 1896 — родился выдающийся русский полководец, Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза Жуков Георгий Константинович
4 (21) декабря — Введение во Храм Пресвятой Богородицы
17 декабря 1991 — Войсковой праздник Черноморского казачьего войска
19 (6) декабря — Святителя Николая, Войсковой праздник Сибирского и Иркутского казачьих войск в ознаменование окончательного разгрома у Абалака в 1582 году хана Кучума и его бегства в ногайские (татарские) степи
19 (6) декабря 1788 — взятие г. Очакова
19 (6) декабря 1852 — Праздник Донского Императора Александра III кадетского корпуса
19 декабря 1994 — Войсковой праздник Казачьего войска Калмыкии
21 декабря 1942 — родился Мартынов Александр Гаврилович, Верховный атаман
Общероссийской общественной организации «Союз казаков» с июня 1990 г.
«Трудно вообразить, что представляла бы собой жизнь без праздников. Несомненно, нечто очень унылое, однообразное… Но душа не переносит удручающего однообразия: она требует ярких, цветочных пятен, горящего солнца, смеющегося неба, песни жаворонка, радости жизни. Все это дает праздник».
Святитель Василий, епископ Кинешемский.
Понятие о церковных и народных праздниках
Традиционная календарная обрядность донских казаков формировалась в течение XVIII — XIX вв. В период ранней истории, когда казаки представляли собой военизированные мужские сообщества, на Дону практически отсутствовали аграрные обряды, так как отсутствовала и сама хозяйственная сфера жизни, существовал строгий запрет на землепашество, а средства к существованию добывались исключительно военным промыслом.
По мере перехода казаков к оседлому образу жизни и землепашеству, вместе с формированием у них патриархальной семьи и сельской поземельной общины складывался и комплекс традиционной календарной обрядности, дополнивший существовавшие прежде воинские ритуалы.
В постепенно формирующемся цикле календарных праздников тесно переплетались древние языческие и христианские воззрения; обряды, связанные с периодом мужских военизированных сообществ и поздние – привносимые на Дон новыми волнами переселенцев. Тесно переплетаясь и дополняя друг друга, эти обычаи и ритуалы отражали народные представления о взаимосвязи мира людей и природы, живых и умерших, выполняли важнейшие функции социализации молодежи, солидаризации всего казачьего сообщества.
Календарные праздники донских казаков представляют собой часть русской крестьянской традиции, но имеют и много особенностей, обусловленных, в первую очередь тем, что и в XVIII-XIX вв. казаки оставались профессиональными воинами, правда, сочетавшими воинский статус со статусом пахаря-земледельца. Практически в каждом календарном празднике на Дону главная организующая роль отводилась мужским группам, а элементы воинских традиций плотно вплетались в общую канву аграрных обрядов. Отличались казачьи праздники и четкой организованностью, и большим размахом.
Наконец, очень значимой в казачьей традиции была роль православной церкви. Православные священники принимали участие в масленичных панихидах на старых городках, в так наз. «царских праздниках», в обрядах моления о дожде, в проводах и встречах казаков со службы. Обходы дворов священниками осуществлялись на Рождество, Крещение и Пасху. Большую роль в жизни казачьих станиц и хуторов играли престольные (храмовые) праздники, которые отмечались очень торжественно и пышно. Именно православные (прежде всего, двунадесятые) праздники структурировали народный календарный год и либо сминали своей мощью многие элементы прежней языческой традиции, либо плотно с ними переплетались, обогащая праздники новыми элементами и смыслами.
Само понятие «народный праздник» вобрало в себя и древние (дохристианские) представления, и опыт православной церкви. Причем, со временем, христианские традиции на Дону все более вытесняли языческие, высветляя и возвышая понятие праздника.
Православная Церковь называет праздниками дни, посвященные воспоминанию о каком-либо священном событии или священного лица в истории Церкви с целью расположения верующих к пониманию смысла воспоминаемого события, или к подражанию жизни святых.
Однако святые отцы давали и более глубокое определение понятию «праздник», раскрывая его тайный смысл и понимая его, в конечном счете, как «проявление на земле небесного празднования». Праздник на земле – это, по сути, предпразднование того великого, всемирного праздника, который откроется в царстве Божием по окончании мира. Земной праздник – это открытие того, что ожидает людей в будущем, к чему предназначены они после смерти. В таком понимании праздник становился еще и упованием, и предощущением того блаженства и той славы, которая предопределена верующим в будущем в Царстве Божием.
Наступление Царства Божия понимается в Православии как конец всему временному, земному; с кончиной мира заканчиваются все труды, на которые осужден человек; все бедствия и напасти; все дела и подвиги, за которые человек получит от Бога «венец живота своего». Праздник в таком случае – это представление (или воспоминание) об этом грядущем будущем.
Такое понимание церковного праздника разъясняет и обязательный сбор всех верующих в храмах на торжественное богослужение в праздничные дни (по кончине мира и по воскресении избранные мира также войдут в небесный храм славы Божией), и совершение таинства евхаристии (как знак той божественной вечери и преднебесной трапезы, которой будут причащаться избранники Божии в Царствии небесном), и освобождение от мирских трудов в праздничные дни, и всеобщее светлое торжество даже в дни постов и праздников, связанных со скорбными событиями.
В народной традиции прочно укрепилась именно такая трактовка праздника. Несмотря на множество языческих вкраплений в канву православных праздников, в народном их понимании явно просматриваются представления о том, что в это время как бы стирается граница между землей и небом, Царство небесное становится доступным (например, народное представление о том, что умершие на Пасху сразу попадают в рай), что небесные персонажи (Матерь Божья, святые, сам Христос) спускаются в эти дни на землю и пребывают среди людей. Земля, таким образом, в день церковного праздника принимает образ грядущего Царства небесного. Потому так тщательно и строго готовились казаки к празднику, так истово соблюдали запреты на работу в праздничные дни, считали недопустимым пропустить праздничное богослужение в церкви.
В русской народной традиции важную роль в организации праздника имели представления о том, что в важнейшие точки календарного года происходит наделение всего мира некой жизненной силой, называемой в народе «долей». Распределяет долю между людьми Бог, но люди также обязаны следить за тем, чтобы в праздничный день никто не был обделен, а само наделение происходило «по-божьи, по-христиански».
Отсюда проистекает переплетение в русской календарной обрядности таких древних обрядов, как символическое угощение кашей (выступавшей символом общей доли) умерших предков, домашних и диких животных и, с другой стороны – реальная забота об обездоленных, больных, заточенных в тюрьмы и пр., которая понималась как выполнение христианского долга. В народе верили, что в дни больших праздников в образе нищего может появиться сам Христос или кто-то из его апостолов.
Христианские праздники и посты структурировали всю жизнь казачьей общины, выполняли функцию сохранения традиций, норм и ценностей коллектива. С их помощью казачья община восстанавливало прошлое, воспроизводила в коллективной памяти идеальное будущее и превращало то и другое в настоящее. При этом община обновляла свои переживания, веру, в конечном счете – свою социальную сущность.
Церковный устав по важности вспоминаемых событий делит праздники на великие, средние и малые.
Великие праздники отличает особо торжественное богослужение, накануне совершается Всенощное бдение. К их числу относятся Пасха Христова, двунадесятые праздники и великие недвунадесятые.
Праздник Пасхи – самый главный для православных — отмечается в различные дни марта или апреля (от 22 марта до 25 апреля по ст.ст. в первый воскресный день после весеннего полнолуния).
К двунадесятым праздникам относятся:
1. Рождество Пресвятой Богородицы – 8/21 сентября;
2. Введение во храм Пресвятой Богородицы – 21 ноября/4 декабря;
3. Благовещение Пресвятой Богородицы – 25 марта/7 апреля;
4. Рождество Христово – 25 декабря/7 января;
5. Сретение Господне – 2 февраля/15 февраля;
6. Крещение Господне (Богоявление) – 6 января/19 января;
7. Преображение Господне – 6/19 августа;
8. за неделю до Пасхи – «Вход Господень во Иерусалим» (эта неделя называется Неделей Ваии, или Вербным Воскресением);
9. в сороковой день по Пасхе (в четверг) – Вознесение Господне;
10. в 50-й день по Пасхе (в воскресенье) – день Пятидесятницы, или Троицы;
11. Успение Божией Матери – 15/28 августа;
12. Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня 14/27 сентября.
Двунадесятые праздники имеют дни предпразднества, попразднества и отдания праздника. Днями предпразднества Св. Церковь приготовляет верующих к встрече праздника с помощью особых молитв. Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднеств, за исключением Рождества Христова, предпразднество которого продолжается 5 дней и Крещения Господня – 4 дня. Предпразднества не имеет только праздник Входа Господня в Иерусалим.
Дни попразднества составляют продолжение праздника. В эти дни наряду с песнопениями дневному святому Св. Церковь продолжает вспоминать и прославлять события бывшего праздника. Число дней попразднества неодинаково.
1. Рождество Пресвятой Богородицы – 4 дня;
2. Введение во храм Пресвятой Богородицы – 4 дня;
3. Рождество Христово – 6 дней;
4. Пятидесятница – 6 дней;
5. Преображение Господне – 7 дней;
6. Воздвижение Креста Господня – 7 дней;
7. Крещение Господне – 8 дней;
8. Вознесение Господне – 8 дней;
9. Успение Божией Матери – 9 дней;
10. Сретение Господне (от 7 до 0 дней) зависит от той или иной близости праздника к Великому посту.
Последний день праздника называется днем отдания праздника. В этот день святая Церковь вновь сосредотачивает внимание верующих на содержании праздника.
К великим недвунадесятым праздникам относятся:
1. Обрезание Господне и память св. Василия Великого – 1/14 января;
2. Покров Пресвятой Богородицы – 1/14 октября;
3. Рождество св. Иоанна Предтечи – 24 июня/7 июля;
4. Усекновение главы св. Иоанна Предтечи – 29 августа/11 сентября;
5. Память свв. апостолов Петра и Павла – 29 июня/12 июля.
Средние праздники разделяются на два вида. Одни из них обозначаются в Церковном Уставе красным крестом в красном полукруге и имеют, как и великие праздники, всенощное бдение (дни памяти св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова; св. Иоанна Златоуста, св. Николая Мирликийског; свв. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; св. Георгия Победоносца и др.).
К числу средних праздников относятся и праздники храмовые, т.е. праздники в честь святых, во имя которых освящен данный храм, а также в честь тех святых, мощи которых в нем покоятся. Последование этих праздников отличается от великих тем, что в эти дни совершается служба не только празднуемым святым, но в нее включаются и некоторые другие песнопения. Например, на утрени праздничный канон предваряется каноном Богородице.
Другие средние праздники обозначаются знаком красного креста без полукруга +. В эти праздники совершается служба полиелейная; может быть совершено и бдение. Служба святым, имеющим знак (+), называется «службой святым с полиелеем».
Малые праздники бывают также двух видов. Одни из них обозначаются знаком «три красных точки в красной скобке», что означает службу со славословием (на утрени поется великое славословие, и вся утреня получает праздничное окончание). Малые праздники второго вида обозначаются знаком черной скобки с тремя черными точками в середине, что означает «шестиричную службу», т.е. также в этот день нужно петь на вечерне 6 стихирь святым на «Господи воззвах» из Минеи.
Малые праздники отличаются от обыкновенных дней или умножением на богослужении числа стихир в честь воспоминаемого события, или дополнительным пением Великого Словословия (оно не читается, как в обычные дни, а поется при открытых Царских вратах).
По месту празднования праздники разделяются на:
1) общие, отправляемые всею Православной Церковью (к ним относятся праздники великие, средние и малые);
2) местные, отправляемые в какой-либо одной местности (например, в честь той или иной иконы Божией Матери, или в честь какого-либо святого, которые особенно почитаемы именно в данной местности);
3) храмовые (престольные).
По времени проведения праздники разделяются на неподвижные (непереходные), которые бывают всегда в одни и те же числа месяца (например, Рождество Христово) и подвижные, (которые приходятся в разные числа и даже в разные месяцы, но всегда в одни и те же дни недели, в зависимости от праздника Святой Пасхи (например, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница).
Так как все вообще праздники совершаются Церковью во славу Божию, или в честь Божией Матери, или в честь святых, то по этому признаку праздники разделяются еще на три разряда: праздники Господни (Рождество Христово, Преображение и др.), праздники Богородичные (Рождество Пресвятой Богородицы, Введение Ее во храм и др.) и в честь святых (апп. Петра и Павла, пророка Илии, святителя Николая и др.).
Кроме церковных праздников есть еще праздники церковно-гражданские, установленные в память таких событий, которые совершились хотя и не в церкви, а в гражданском обществе, но имели для Церкви (в ее связи с государством) важное значение. К ним относится Новый год, а до революции 1917 г. – так называемые Царские дни (дни восшествия на престол, коронования российских императоров, дни рождения и тезоименитства императора и императриц и наследника престола). В казачьей традиции Царские дни отмечались очень пышно: с выносом хоругвий и икон, торжественными воинскими парадами и пр.
Церковный календарный год (а вместе с тем – и вся жизнь семьи и общины) структурируется не только с помощью праздников, большая роль в организации и календарного времени, и всей духовной жизни верующих отводится постам.
Рыблова М.А., профессор, доктор исторических наук.
www.ryblova.ru
Церковные праздники на Дону.
Читайте также:
|
Церковные праздники казаки-донцы отмечали всегда и, в основном, совместно. На престольные праздники (в честь святых, имя которых присвоено станичному храму) и по старинному обычаю в станичной избе, после молебна в храме, устраивался общий обед. На него, кроме станичных припасов рыбы и мяса, несли все самое вкусное, что у кого есть.
После общего обеда казаки разбивались по ватагам и праздновали по домам три дня. Существовал и обычай приглашать стариков (из числа самых заслуженных и уважаемых казаков) в дом для угощения.
Основные циклы календарных обрядов распределялись по временам года и были связаны с дохристианскими общеславянскими верованиями, православным календарем и циклом сельскохозяйственных работ: началом и окончанием жатвы, выгоном скота и т.п.
Основные циклы зимних обрядов казаки приурочивали к святкам (зимнему солнцевороту то есть солнцестоянию),длившимся от Рождества Христова до Крещения, включая и Новый Год (то есть ныне с 7 по 19 января). Под праздник Рождества Христова, в свят вечер (6 января по новому стилю) в домах не ели до «первой звезды». В этот вечер девушки-казачки, собравшись группами, ходили под окнами и распевали колядки — специальные песни, Дети носили по домам своих родственников «вечерю» — кашу из пшеницы (кутью постную) с медом и взваром (компот из сушеных ягод и фруктов), за что им давали подарки. В день Рождества (7 января) дети ходили по станице с импровизированной звездой (манили Христа), получая за это калачи, булки или деньги.
В ряде станиц существовал рождественский обряд — «бабья каша». Это гулянье женщин у повитухи, на второй день Рождества. К ней собирались те казачки, у которых она принимала роды.
Бабка-повитуха варила кашу, накрывала стол, угощая казачек кашей. В ответ те отдаривали ее подарками.
Рождественские святки и канун Нового года (до 14 января) были временем, многочисленных гаданий. Разнообразие и простота их поражает воображение.
Так например, ставили под образа (икону, божницу) палки по числу членов семьи, а затем смотрели, чья палка упадет, тот и умрет в следующем году. Или брали под мышку хлеб и шли подслушивать у чужих окон: если говорили хорошее — будет урожай, если дурное — недород.
В другом случае расставляли 12 чаш с солью и каждой давали название одного из 12 месяцев. Потом проверяли: мокрая соль — дождливый месяц, сухая — сухой.
Девушки гадали на то, далеко ли их суженный, и определяли расстояние по шуму людей и лаю собак. Молодые казачки старались узнать, какого избранника готовит им судьба. Для этого они ночью выходили во двор, выбирали в тыну (деревянный забор, плетень) на ощупь кол и перевязывали его лентой: если кол оказывался с корой, то муж будет богатый, а если без коры — бедный.
С такой же целью девушки ловили ночью на ощупь овец в закутах, поймает барана -выйдет в этом году замуж, а поймает овцу — останется в девках. Было много и других гаданий.
Обычно казаки праздновали только первые три дня Рождества Христова, хотя весь период до Крещения (19 января) называется святками. Заниматься хозяйственными работами .в святки можно только днем и то выполнять не всякую работу. Например, запрещалось сверлить буровом и прясть. Даже сор (мусор) из дома никто на святках до Нового года не выбрасывал. На Новый год (14 января) ранним утром его выносили и сжигали, обкуривая дымом сады! Вечер в канун этого праздника назывался «щедрым». В «щедрый вечер» казачки готовили специальное новогоднее блюдо — вареники с сюзьмой (заквашенным и отделенным от сыворотки молоком).
Несколько вареников делали с сюрпризом, начиняли шерстью овечьей (к богатству), монетками (к деньгам), солью (к слезам), перцем (к горю). Кому попадался такой вареник во время приема пищи, тот и получал соответствующее предзнаменование на новый год.
Кроме того девушки и парни ходили в новогоднюю ночь по домам и исполняли специальные песни-щедровки, с пожеланием благ в Новом году. В песнях вначале обязательно хвалили дом, хозяина и хозяйку, а затем посыпали их зерном со словами: «Зароди, Боже, и жито, и пшеницу, и всякую пашеницу». Дети-щедровщики для исполнения надежд хозяев в наступающем году на хороший приплод домашнего скота и птицы изображали голосом квохтанье (кудахтанье) кур, хрюканье свиней и т.д. Щедровиков угощали варениками, давали деньги. Часто парни и девушки, молодые женщины и мужчины, собираясь щедровать наряжались в «черта, солдата, старуху, цыганку», причем часто девушки изображали мужские, а парни женские образы.
На святки организовывалось общее катание на санях. Дети катались с горок, по склонам балок и холмов на ледянках — хозяйственных корзинках, дно которых обмазывали коровьим навозом и обливали водой на морозе. Устраивали каталки — род зимней карусели на льду, когда в лед вмораживали кол, на него одевали колесо от телеги, а уж к колесу крепили чеку (жердь, брус) и салазки (санки).
Молодежь развлекалась на льду массовой игрой «куча-мала», на Дону это называлось «бить масло». Молодые казаки соревновались в скачках «на перескочки» (наперегонки), стреляли на скаку с коня в расставленные пуки (связки) соломы до тех пор, пока не сжигали их.
Крещенская обрядность на Дону связана с водосвятием на проруби «Иордани», когда ходили крестным ходом. Желающие купались в ледяной «иордани». На этом святочное веселье заканчивалось. Казаки ходили по улицам и прощались друг с другом, как бы извиняясь за причиненные обиды, и желали благополучия. Молодежь вскладчину собиралась на прощальную пирушку.
Особые торжества проходили на масленицу — проводы зимы. Всю неделю веселились все. Кроме застолий и бесед устраивались показательные скачки и стрельбы. Приготовления к ним велись за месяц, особенно в уходе за конями.
В первый день масленицы вооруженные казаки в лучших одеждах на конях, блиставших ярко отделанной богатой сбруей, собирались в определенное место. Сюда же стекалось все население в праздничных одеждах. Привозили угощение.
Для выполнения воинских упражнений устанавливали вертикальную мишень — пучок камыша. От нее отмеряли 200 саженей. С этого места всадники начинали разгоняться, чтобы на полном скаку поразить цель. Первым выезжал престарелый казак, он стрелой несся к мишени, на ходу доставал ружье и выстрелом поджигал камыш. За ним скакал молодой казак, у мишени он спрыгивал с коня и продолжая нестись с ним рядом, держась за гриву, выдергивал пистолет и стрелял по камышу. Через секунды он снова был в седле. За ним скакали другие. Они перепрыгивали на конях горящий камыш, поднимали на скаку с земли монету и, бросив ее вперед, затем ловили на скаку.
Много чего показывали донцы на своих боевых конях: и рубку лозы, метание пики, джигитовку и др.
Особой популярностью пользовались скачки на необученных конях (неуках). Лучшим наездникам вручались призы. Победитель получал полный комплект сбруи иногда вместе с конем и большую серебряную кружку.
Занявший 2е место казак получал несколько аршин алого сукна и парчи. Третьему элементы конской сбруи: тебеньки, стремена и сафьян (мягкая кожа, ярко окрашенная).
В эти дни даже казачата скакали наперегонки. Во многих домах салютовали из пистолетов и ружей, дети стреляли из маленьких самодельных пушечек, из трубчатых костей животных, просверливая в них затравки (отверстия). Так же заряжали и камышинки. Порохом разрывали камни, просверливая в них углубления — отверстия.
В некоторых станицах организовывали военные игры, для чего желающие делились на 2 ватаги и избирали ватажных атаманов. Игра шла с четверга до воскресного вечера, ватаги показывали свои умения в выполнении воинских приемов, включая рубку, стрельбу и метание дротиков.
В воскресный вечер на общем станичном сборе подводили итоги игр за большим столом с напитками и закусками. Судьями были станичный и ватажные атаманы, совет стариков и чиновники. Звучали тосты под гром оружейных салютов, за атамана, за Войско, за станицу.
Праздник заканчивался общей молитвой и обрядом прощения, когда казаки просили друг у друга прощения за вольные или невольные обиды в прошлом году и все молились за отпущение грехов. Знамена сносились в атаманский дом, а народ расходился по домам родственников для совершения обряда прощения. Вероисповедание при этом практически не имело значения. Важным считалось, что люди объединились в единую казачью семью.
Еще более длительные и многочисленные увеселения устраивались на пасху — яркий весенний праздник.
Пасха — церковный праздник в честь воскресения Иисуса Христа. Пасхальные празднества начинались вербным воскресеньем. Этот день посвящался детям. В станицах проходили ярмарки с различными представлениями, (медведи, скоморохи, куклы). Детям покупали игрушки и обновы «со значением» (пожеланием).
Также детей шлепали по лицу пучками цветущей вербы (ивы), приговаривая: «Верба из-за моря, дай верба здоровья! Верба, хлест, бей до слез, не я бью, верба бьет. Верба красна бьет напрасно; Верба бела бьет за дело. Бери хворостину, выгоняй скотину». (В старину первый раз скотину выгоняли в поле вербой, начиная с вербного воскресенья). Эта процедура по поверью имела целительную силу. Пыльца вербы, попадая на слизистую глаз и носа, вызывала появление слез и непроизвольное чихание -организм взбадривался (лечебные свойства пыльцы вербы современная медицина подтвердила).
В подготовке, играх и гуляниях принимала участие вся станица. Обязательно пекли куличи (сдобный хлеб на дрожжах с изюмом или миндалем) и сырную пасху — обрядовое блюдо, которое съедалось в знак окончания Великого поста (воздержания от употребления скоромной пищи — мяса, молока, яиц, масла и пр.).
На пасху дарили друг другу писанки — красиво расписанные натуральные или сделанные из сахара яйца. Крашенными яйцами играли «в носочки», когда ударяли острыми краями яиц друг в друга (разбившееся доставалось победителю); «в катушки», когда яйца ставили в лунки вырытые в земле и выбивали их катнувши свое из лунок, получая за удачный «каток» выбитое яйцо с кона. На второй день пасхи играли «в катки», спуская яйца с горки по специально устроенному желобу и т.п.
Большинство взрослых жителей станицы (и дети) участвовали во всенощной — церковной службе, начинавшейся после захода солнца. Богослужение продолжалось всю ночь (отсюда и название). Всенощная завершалась крестным ходом и обрядом свячения куличей и иной пасхальной пищи.
В каждой станице во время пасхи устраивались качели, здесь же устраивали и игры с яйцами и гоняли мяч. Особо популярной была игра в горелки, где все участники становились в пары вереницей, а свободный игрок «горел», находясь впереди, — он ловил разбегающуюся врозь заднюю пару.
Поймав одного из них (юношу или девушку), становился с ним (ней) в голову игровой колонны. Оставшийся без пары начинал «гореть». В ходе игры велась примерно такая беседа: «Горю, горю, пень, — Чего горишь? — Девки хочу — Какой? — Молодой, — А любишь? Люблю! — Черевички купишь? — Куплю, — Прощай, дружок, не попадайся!» Было много других игр и обычаев. В других-станицах на пасху девушки собирали яйца и муку, старательно варили брагу (домашний хмельной напиток). Затем устраивали из плетней загородь, которую украшали зеленью и цветами. В згой беседке они угощали брагой молодых казаков. Потом все вместе долго водили с песнями танок (хоровод).
Широко отмечалась и Троица (пятидесятница — один из церковных праздников, приходящийся на 50й день после пасхи). Это праздник распустившейся растительности, которую чествовали, чтобы обеспечить ее рост и плодоношение. Для этого косили в троицкую субботу траву (чабрец) и расстилали ее в курене.
На троицу девушки плели венки из цветов, надевали на голову и гуляли в них, а потом бросали в реку (или озеро) и смотрели, в какую сторону венок поплывет (в ту сторону девушка выйдет замуж), потонет венок или нет (если потонет — хозяйка умрет). Троица сопровождалась и другими гаданиями о суженом, песнями с брачными молитвами.
«Водили чернеца» — хоровод с песней «Как ишол чернец по над Доном, по над Тихим Доном», «плели плетень» — шли по кругу, взявшись за руки с песней «Селезень, мой, селезень». Во многих станицах атаманы, старики и казаки верхом на конях выезжали на обозначенный рубеж, прихватив с собой вино или водку. Вместе казаки устраивали «шермиции» (примерные воинские упражнения) и гуляли от души.
По-особому брачные мотивы звучали и в обрядах на празднике Иоанна Крестителя (Ивана Купалы) — праздник в ночь на 24 июня по старому стилю, когда девушки плели венки, пели призывные песни, прыгали через огонь и искали цветок папоротника (символ удачи, и как признак клада). Священники в этот день освящали воду в колодцах, а присутствующие обливали друг друга водой. Обязательно собирали лекарственные травы.
Осенние праздники на Дону были обычно связаны с окончанием цикла полевых работ и уборкой урожая. До полного созревания лесных плодов ходить в лес запрещалось, и только в назначенный день жители станиц с песнями все вместе шли в лес. Там было столько ягод и плодов, что хватало всем: яблоки, груши, терн, грибы. В садах и лесах росли персики, вишни, орехи и пр. — все это пополняло зимние запасы наших предков.
Осенью, в период массового забоя птицы, — казаки и казачки собирались на «щипанки» и «перушки». Мужчины резали птицу, а женщины и девушки ощипывали ее. Работа завершалась угощением (суп из птичьих потрошков), песнями и плясками.
Среди осенних праздников выделялся день Покрова Пресвятой Богородицы — Войсковой праздник. В этот день проводились: молебен, воинские соревнования (скачки, джигитовка, рубка и пр.), поминальный обед с выпивкой и песнями в память о всех погибших казаках. На шатре колокольни войскового собора в Черкасске ставили плошки с зажженными свечами.
В верховых станицах поминальный обряд носил более спокойный характер, жители навещали могилы предков, проводилась панихида и поминальный обед.
До праздника Покрова Пресвятой Богородицы донцы старались управиться со всеми делами, поскольку затем обычно начинали играть свадьбы, которые занимали важное место в обрядности казаков Дона.
Дата добавления: 2015-07-17; просмотров: 156 | Нарушение авторских прав
Читайте в этой же книге: Игнат запретил казакам обижать жен. | Донские станицы в XVIII веке. | Казачьи жилища | Пища донцов. | Чем и как лечился казак. | Костюм и одежда казаков-донцов. | Одежда казачек. | Первые храмы на Дону. | Монастыри на Донской земле. | Новая и старая вера. |
mybiblioteka.su — 2015-2023 год. (0.039 сек.)
Двунадесятые переходящие праздники
Вход Господень в Иерусалим
Вознесение Господне
День Святой Троицы. Пятидесятница
Двунадесятые не переходящие праздники (новый стиль/старый стиль)
7 января/25 декабря – Рождество Христово
19 января/6 января – Богоявление. Крещение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа
15 февраля/2 января – Сретение Господне
7 апреля/25 марта – Благовещение Пресвятой Богородицы
19 августа/6 августа – Преображение Господне
28 августа/15 августа – Успение Пресвятой Богородицы
21 сентября/8 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы
27 сентября/14 сентября – Воздвижение Креста Господня
4 декабря/21 ноября – Введение во храм Пресвятой Богородицы
Великие праздники
14 января/1 января – Обрезание Господне. Память свт. Василия Великого
Светлое Христово Воскресение. Пасха (переходящий)
7 июля/24 июня – Рождество Иоанна Предтечи
12 июля/29 июня – Святых первоверховных апостолов Петра и Павла
11 сентября/29 августа – Усекновение главы Иоанна Предтечи
14 октября/1 октября – Покров Пресвятой Богородицы
Посты
Великий пост — переходящий
Петров пост — переходящий
14 августа/1 августа – 27 августа/14 августа – Успенский пост
28 ноября/15 ноября – 6 января/24 декабря – Рождественский (Филиппов пост)
Презентация «Православные праздники у казаков»
Подписи к слайдам:
Православные праздники у казаков
Праздники проходили так
• Воинское построение (по полусотням и сотням);
• Вынос из храма знамени, икон, сотенных флажков;
• Атаман с булавой и насекой возглавлял праздник;
• Литургия – церковная служба;
• Скачки на скорость и преодоление полосы препятствий на конях;
• Джигитовка;
• Демонстрация владения оружием – шашка, кинжал, пика;
• Общественный пир по группам и семьям, массовые гулянья.
Почти в каждом доме распевали казачьи песни. На престольные праздники по старинному обычаю в станичной избе после молебна устраивался общий обед. На него приносили все, что есть у кого самое вкусное.
Рождество
- Святочная традиция — всеобщее катание на санях. Дети спускались с горок на ледянках – хозяйственных корзинах, облитых водой на морозе
- К Рождественским праздникам казаки всегда готовились тщательно и заблаговременно. Мыли дом, белили стены, стирали и крахмалили занавески и скатерти. Обязательным украшением в доме была елка, вечная зелень ее символизировала обновляющуюся жизнь. К Святкам станичники шили нарядные платья, мастерили костюмы ряженых, маски.
- К праздничному столу готовились самые разнообразные блюда. Резали кабана, барашка, гусей, индеек. Готовили колбасы, холодец, пироги и пирожки с мясной и фруктовой начинкой. Рождественский стол должен был отражать идею достатка, изобилия, благополучия.
- Однако в навечерие Рождества Христова (6 января), или на багату вэчэрю, на стол ставили постные блюда. Хозяйки обязательно готовили обрядовую пищу — кутью и взвар. Кутья — это каша, обязательное блюдо при поминании усопших, а взвар — напиток, сваренный в честь рождения ребенка. Кутью варили рано утром из зерен пшеницы, ячменя или риса, томили ее в печи, добавляли мед, конопляное и коровье масло. Взвар готовили на воде из сухофруктов. Кутью из пшеницы с медом или льняным маслом ставили под иконы на сено в знак рождения Иисуса Христа в яслях. К вечере готовились тщательно: на белый платок в центр ставилась тарелка с кутьей. Сверху клали пирожки, бублики, пряники, конфеты, затем концы платка связывались крестом. Ношение вечери осуществляли дети, подростки, молодые семейные пары вечером накануне Рождества. В одних станицах вечерю несли дедушкам, бабушкам, родителям, в том числе и крестным. В других не только родственникам, но практически всем жителям на своем краю. Важным моментом являлось то, что отведав принесенной кутьи, пирожков, хозяева взамен добавляли своей. Так поступали в каждой семье, что способствовало обновлению, упрочению социальных связей, скрепленных обрядовой пищей.
- Во время ужина накануне Рождества Христова на стол ставили прибор для умерших предков. В некоторых станицах открывали дверь и звали их к столу. Хозяин, а если его не было, хозяйка приглашали к столу Мороза, а иногда и домового. В тексте приглашения высказывалась просьба не морозить ни людей, ни животных, ни растения. Святой ужин обязательно начинался с молитвы. Во время застолья нужно было как можно меньше вести разговоров, без нужды не выходить из-за стола. Девушке и парню запрещалось сидеть на углах стола, чтобы не остаться без супружеской пары. Нельзя было, взяв ложку в руки, снова класть ее на стол. Блюда запивали не водой, а взваром. Считалось, что пока трапеза не закончена, из-за стола выходить нельзя, как, впрочем, и из дома, чтобы не впустить нечистую силу.
- После ужина молодежь шла колядовать. Колядки — это рождественские песни и одновременно угощение, которое готовили к праздникам из ржаного пресного теста с разными начинками или припеками. Таким угощением одаривали веселых гостей. Наряду с христианским обычаем ходить под Рождество славить Христа (колядовать) осталась и языческая традиция рядиться в шкуры животных, маски и костюмы колдунов и ведьм. Мужчины и женщины, стар и млад, дабы своим видом отпугнуть, удалить от себя нечистую силу, сами в эти дни представали в обличье нечисти. Отовсюду доносились пение и смех — это ходили колядовщики, в основном девочки и девушки в сопровождении «поводыря». Ходили по домам и, спросив у хозяев разрешения, исполняли специальные песни-колядки, получая в подарок за свое пение хлеб, сало, сладости, реже мелкую монету.
Крещенье
- Крещенье по традиции ознаменовывалось крестным ходом на реку, где делалась под прорубью «иордань» (украшение)
- Святки заключает Крещение (19 января). Перед ним соблюдался строгий однодневный пост, который заканчивался или с появлением вечерней звезды, или после первого освящения воды, которое происходило примерно в два часа ночи в церкви.
- С освященной водой возвращались домой и окропляли, закрещивали, ставя мелом крестики, подворье, дом, членов семьи, все хозяйство. В некоторых станицах в это же время снаружи дом обводили сплошной меловой линией, — чтобы конопля высокая росла, чтобы из дома ничего не разбегалось, чтобы куры хорошо неслись. В то время конопля была стратегически важным сырьем, поскольку только из нее изготовлялись корабельные канаты, в том числе и для британского флота.
- Перед освящением воды в реке, если стояли морозы, изо льда вырубали крест или несколько крестов, делали престол. Кресты могли окрашивать, например, свекольным красным квасом. Как правило, в момент опускания священником креста в воду присутствующие выпускали голубей, производилась стрельба, а желающие купались.
Масленица
- Масленица — неделя, предшествующая Великому посту и разделяющая в календаре зиму и весну. По православным пасхалиям празднование Масленицы начиналось за 56 дней до Пасхи и приходилось на время сыропустной недели. Являясь древнейшим праздником, Масленица объединила языческие и христианские верования. Целую неделю распевались народные песни, казаки ходили, друг к другу в гости на блины. Организовывались показательные скачки и стрельбы. Весельем на масленицу были охвачены все. Каждый чувствовал себя членом единой казачьей семьи.
Более многочисленные и длительные увеселения устраивались на Пасху – самый яркий праздник весеннего цикла. Пасхальные торжества начинались с вербного воскресенья. Этот день посвящался детям. В станицах, городах, слободах организовывались ярмарки с различными представлениями (ученые медведи, скоморохи, купальные представления).
Троица
- Отмечалась у казаков и Троица. Отмечая этот праздник, как православный, чествовали распустившуюся растительность, чтобы обеспечить ее рост и плодоношение. Для этого обязательно в субботу под Троицу косили траву (в основном чабрец) и расстилали ее в курене
14 октября –Покров Пресвятой Богородицы
Праздник казаков всех войск. Отмечается как день Победы 5,3 тыс. казаков над 150-ю тыс турок в конце сентября 1641 г. В крепости Азов
Покров
- В этот день устраивали скачки, состязания и обязательно организовывали поминальный обед с выпивкой и песнопением в память обо всех погибших казаках.
Современные казаки
Казак без веры не казак