Церковные праздники одним словом

Синонимы к словосочетанию ЦЕРКОВНЫЙ ПРАЗДНИК: храмовой праздник, религиозный праздник, священный день, церковные праздники, престольный праздник... Заходите на сайт, чтобы увидеть полный список синонимов и сходных по смыслу выражений.

Синонимы к словосочетанию «церковный праздник»

  • храмовой праздник
  • религиозный праздник
  • священный день

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: ирреальность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Связанные слова и выражения

  • церковные праздники, престольный праздник, религиозные праздники, храмовой праздник, двунадесятый праздник, великий праздник, день праздника, богородичные праздники, канун праздника, языческие праздники
  • церковный календарь, церковная служба, церковные обряды, церковный год, церковные богослужения
  • первое воскресенье
  • крёстные ходы
  • освящение воды
  • богослужебный устав
  • чистый четверг
  • молитвенное собрание
  • памятные даты
  • зелёные святки
  • время празднования
  • местная церковь
  • Сырная неделя
  • таинство крещения
  • сплошная седмица
  • общественное богослужение
  • благословение священника
  • крашеные яйца
  • принимать причастие
  • благодарственный молебен
  • петь тропари
  • крещенский вечер
  • литургия верных
  • стечение народа
  • пение псалмов
  • красная горка
  • поклонный крест

Связанные слова (по тематикам)

  • Люди: крёстный, священник, священнослужитель, мирянин, епископ
  • Места: церковь, трапезная, собор, храм, монастырь
  • Предметы: куранты, омофор, икона, подарок, псалтирь
  • Действия: поминовение, пасха, всенощная, благовещение, конфирмация
  • Абстрактные понятия: обрядность, месяцеслов, традиция, клир, священство

Ассоциации к слову «церковный»

Ассоциации к слову «праздник»

Предложения со словосочетанием «церковный праздник»

  • В воскресенье, понедельник, в церковные праздники лучше не гадать – не сбудется!
  • Практиковались они не каждый день, но только в дни православных церковных праздников.
  • Кондак – стихотворная повествовательная проповедь, посвящённая тому или иному церковному празднику.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словосочетанием «церковный праздник»

  • Однажды явившаяся к нам Вера Алексеевна, разливаясь в похвалах своему церковному празднику, стала подзывать на него и мать, говоря: «Вы бы, матушка, пожаловали к нам в будущую пятницу на Казанскую. Она, матушка, у нас милостивая, и народу на ярмарке и крестьян, и однодворцев видимо-невидимо; и товару по палаткам всякого довольно».
  • В 1865 году мне пришлось побывать в нашем захолустье. В один из небольших церковных праздников отправился я к обедне в тот самый приход, к которому принадлежали и Пустотеловы. Церковь была совершенно пуста; кроме церковного причта да старосты, я заметил только двух богомольцев, стоявших на небольшом возвышении, обтянутом потемневшим и продырявленным красным сукном. То были старики Пустотеловы.
  • Святыня в храмах, волнение на площадях, церковные праздники, воинские смотры, великолепие двора царского — все это вдруг ослепило меня и на время смирило мои пагубные наклонности, невольно покорившиеся такому зрелищу.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Сочетаемость слова «праздник»

  • большой праздник
    настоящий праздник
    новогодние праздники
  • праздник рождества
    праздник пасхи
    праздник урожая
  • по случаю праздника
    день праздника
    в честь праздника
  • праздник закончился
    праздник продолжался
    праздник кончился
  • устроить праздник
    поздравить с праздником
    отметить праздник
  • (полная таблица сочетаемости)

Значение слова «церковный»

  • ЦЕРКО́ВНЫЙ, —ая, —ое. 1. Связанный с церковью, с религией, с богослужением. Церковные книги. Церковная литература. Церковная музыка. Церковное учение. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ЦЕРКОВНЫЙ

Значение слова «праздник»

  • ПРА́ЗДНИК, -а, м. 1. День торжества в честь или в память какого-л. выдающегося события. Революционные праздники. Праздник Октября. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ПРАЗДНИК

Афоризмы русских писателей со словом «церковный»

  • Карамзин из торной, ухабистой и каменистой дороги латино-немецкой конструкции, славяно-церковных речений и оборотов, и схоластической надутости выражения, вывел русский язык на настоящий и естественный ему путь, заговорил с обществом языком общества… заслуга великая и бессмертная!
  • Сам необыкновенный язык наш есть ещё тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердях до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно, почерпая с одной стороны высокие слова из языка церковно-библейского, а с другой стороны выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, недоступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанию непонятливейшего человека, язык, который сам по себе уже поэт и который недаром был на время позабыт нашим лучшим обществом: нужно было, чтобы выболтали мы на чужеземных наречьях всю дрянь, какая ни пристала с чужеземным образованием, чтобы все те неясные к нам вместе звуки, неточные названья вещей — дети мыслей невыяснившихся и сбивчивых, которые потемняют языки, — не посмели бы помрачить младенческой ясности нашего языка и возвратились бы к нему, уже готовые мыслить и жить своим умом, а не чужеземным. Всё это еще орудия, ещё материалы, ещё глыбы, ещё в руде дорогие металлы, из которых выкуется иная, сильнейшая речь.
  • В старом славянском языке все-таки есть веские, добротные и образные слова, но необходимо различать их язык церковной догматики и проповеди от языка поэзии.
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

Смотрите также

ЦЕРКО́ВНЫЙ, —ая, —ое. 1. Связанный с церковью, с религией, с богослужением. Церковные книги. Церковная литература. Церковная музыка. Церковное учение.

Все значения слова «церковный»

ПРА́ЗДНИК, -а, м. 1. День торжества в честь или в память какого-л. выдающегося события. Революционные праздники. Праздник Октября.

Все значения слова «праздник»

  • В воскресенье, понедельник, в церковные праздники лучше не гадать – не сбудется!

  • Практиковались они не каждый день, но только в дни православных церковных праздников.

  • Кондак – стихотворная повествовательная проповедь, посвящённая тому или иному церковному празднику.

  • (все предложения)
  • канон
  • троица
  • обряд
  • монарх
  • исповедь
  • (ещё ассоциации…)
  • днюха
  • покров
  • тортик
  • троица
  • гулянье
  • (ещё ассоциации…)
  • церковная служба
  • изъятие церковных ценностей
  • посещать церковные службы
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • большой праздник
  • праздник рождества
  • по случаю праздника
  • праздник закончился
  • устроить праздник
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • Разбор по составу слова «церковный»
  • Разбор по составу слова «праздник»
  • Как правильно пишется слово «церковный»
  • Как правильно пишется слово «праздник»

ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

ЦЕРКО́ВНЫЕ ПРА́ЗДНИКИ церковные, в христианской традиции дни отдыха (отсюда русское «праздник») и особого прославления Бога, связанные с периодическим (ежегодным или еженедельным — как, например, воскресенье) воспоминанием тех или иных событий Священной истории. Важным свойством богослужебного празднования этих событий является для христиан не только их молитвенное воспоминание, но в известной мере также мистическая актуализация их в настоящий момент времени (хотя никоим образом не реальное повторение), позволяющая верующему полнее приобщиться к спасительному смыслу данного события.

История христианских праздников
Христианское понимание праздников восходит к ветхозаветному. Свойственное израильскому народу освящение времени концентрировалось прежде всего на недельном цикле. 7-й день, именовавшийся «субботой» (др.-евр. Shabat — отдых), был для жителей Израиля еженедельным воспоминанием сотворения мира (Бог почил от дел Своих в 7-й день творения — ср. Книга Бытия, гл. 1—2), а также воспоминанием Исхода — освобождения израильтян от египетского рабства и символом завета (союза) Израиля с Богом. Если средоточием ветхозаветной недели была суббота, то средоточием всего года — весеннее празднование Пасхи в память об Исходе евреев из Египта, важнейшем событии в истории Израиля, понимавшемся как знак спасения Богом Своего народа.

Первые христиане, большинство из которых было обратившимися иудеями, продолжали чтить субботу и праздновать иудейские праздники. Но и тогда, когда связь христиан с иудейским культом исчезает, христианское освящение времени по-своему продолжает иудейское. Если суббота считалась последним, седьмым, днем недели согласно традиционному иудейскому исчислению времени, то Иисус воскрес из мертвых «в первый день недели» (Евангелие от Марка 16:2 и др.) , т. е. в тот день, который соответствовал началу сотворения мира. Поэтому для христиан первый день недели стал означать и начало нового творения. Поскольку этот день следует за субботой, он получил наименование «восьмой день», чаще же христиане просто называли его «день Господень» (в некоторых языках, напр., в русском название этого дня возвещает о прославившем его событии — воскресении). Уже первые поколения христиан особо чтили первый день недели, посвящая его чтению слова Божия, молитве (см. МОЛИТВА) и Евхаристии (см. ЕВХАРИСТИЯ). Таким образом, место субботы, которая знаменовала завершение первого творения, у христиан заняло воскресенье, возвещающее о новом творении, начавшемся с воскресением Христа из мертвых.

В 4 в., когда христиане стали преобладать среди населения Римской империи, воскресный день был объявлен выходным; впоследствии воскресенье оставалось нерабочим днем во всех христианских странах, что воспринято в новое время большинством стран мира.

Хотя каждый воскресный день является для христиан празднованием воскресения Христова, с древних времен в различных поместных Церквах существовал обычай уделять каждый год особый день (или несколько дней подряд) для воспоминания спасительных страданий и воскресения Христа. Поскольку по времени эти события евангельской истории совпали с иудейским праздником Пасхи (см. ПАСХА иудейская), а также по своему смыслу воскресение Христово (см. ПАСХА христианская), подобно иудейской Пасхе, стало избавлением от рабства (в данном случае — греха и смерти), христианский праздник перенял ветхозаветное название и был более или менее близок к иудейской Пасхе по времени празднования.

В древней Церкви почти не было других праздников. После прекращения гонений и обретения христианством статуса государственной религии число праздников заметно увеличивается. С 4 в. входят в обычай праздники Рождества Христова (см. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО) и Крещения (см. КРЕЩЕНИЕ (праздник)) (Богоявления (см. БОГОЯВЛЕНИЕ)), а также связанных с Пасхой Пятидесятницы (см. ПЯТИДЕСЯТНИЦА) и, несколько позже, Вознесения (см. ВОЗНЕСЕНИЕ). С 6 в. число праздников заметно увеличивается празднованием различных событий жизни Иисуса Христа, Богородицы и некоторых святых (конкретная дата праздника нередко была обусловлена днем освящения храма, носящего соответственное посвящение, либо заменой какого-то языческого праздника христианским). Со временем к ним присоединяются даты знаменательных событий церковной истории.

Подвижные и неподвижные праздники
Среди праздников различаются «неподвижные» (определяющиеся по солнечному календарю, т. е. приходящиеся неизменно на конкретное число конкретного месяца), и «подвижные» (определяющиеся по лунно-солнечному календарю, например, Пасха и весь круг связанных с ней праздников, либо приходящиеся на конкретный день недели вблизи какой-то неподвижной даты).

Каждый праздник приобретает сложную литургическую разработку, с большим количеством собственных богослужебных текстов; богослужения в некоторые из праздников дополняются особыми обрядами (например, освящение ветвей в день Входа Господня в Иерусалим (см. ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ), водосвятие (см. ВОДОСВЯТИЕ) в праздник Крещения Господня и проч.).

Праздники в Православной Церкви
В эпоху зрелого средневековья в Православной Церкви складывается следующая иерархия праздников:

1. Пасха (включающая всю Светлую седмицу, т. е. день Светлого Христова Воскресения с шестью последующими днями).

2. Двунадесятые праздники (см. ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ), посвященные наиболее значительным событиям земной жизни и небесной славы Христа и Богоматери.

3. Великие праздники (см. в статье Двунадесятые праздники).

4. Дни особо чтимых святых и икон (в Русской Православной Церкви — Николая Чудотворца, Казанской иконы (см. КАЗАНСКАЯ ИКОНА) Божией Матери и некоторые др.).

Кроме того, праздником является каждое воскресенье, почитающееся «малой Пасхой». Бо́льшая часть перечисленных праздников являлась в дореволюционной России неприсутственными днями.

Праздники в Католической Церкви
В Католической Церкви в средние века сложилась несколько иная система праздников, которая была существенно пересмотрена в результате литургической реформы после 2-го Ватиканского Собора (см. ВАТИКАНСКИЕ СОБОРЫ) (1962—65). В настоящее время вершиной церковного года в Католической Церкви является Священное Пасхальное Триденствие смерти и воскресения Иисуса Христа (с вечера Великого Четверга до дня Пасхи включительно), кульминацию которого представляет Святая Ночь — Навечерие Пасхи. Возвращение Пасхе главенствующего места (как это было в древней Церкви и сохранялось в Восточных Церквах) в церковном календаре латинского обряда последовало только после недавней реформы; до этого господствовала сложившаяся на Западе в средние века традиция почитать в качестве главных праздников Рождество (25 декабря) и связанное с ним Богоявление (6 января, когда праздновались одновременно три события жизни Иисуса: поклонение волхвов, крещение и чудо в Кане Галилейской); но и теперь по-прежнему на уровне благочестия у большинства католических народов предпочтение пока отдается Рождеству.

В современном календаре латинского обряда различается два уровня праздников: «торжества» (праздники особой значимости) и собственно «праздники». К «торжествам», помимо Пасхи (вместе с 7 следующими за ней днями), относятся: Рождество Христово, Богоявление, Вознесение Христово (подвижный праздник в четверг на 40-й день Пасхи), Пятидесятница (Сошествие Святого Духа на апостолов) (50-й день Пасхи), день Пресвятой Троицы (воскресенье по Пятидесятнице), Пресвятого Тела и Крови Христа (четверг после Троицы), Пресвятого Сердца Иисусова (пятница следующей недели), Христа — Царя Вселенной (воскресный день в конце ноября, знаменующий завершение церковного года), Пресвятой Богородицы Марии (1 января), Непорочного Зачатия Девы Марии (8 декабря — имеется в виду не бессеменное зачатие Иисуса Христа, а начало земной жизни Самой Богоматери, непричастной, по учению Католической Церкви, первородному греху от момента Своего зачатия), Благовещения (см. БЛАГОВЕЩЕНИЕ) (25 марта), Успения (см. УСПЕНИЕ Богородицы) (в западной традиции — Взятия в небесную славу) Богородицы (15 августа), день св. Иосифа, Обручника Марии (19 марта), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня), день святых апостолов Петра и Павла (29 июня), Всех святых (1 ноября). В число «праздников» входят дни, посвященные воспоминанию ряда других событий земной жизни Христа и Богоматери, а также дни почитания апостолов.

Большинство праздников латинского обряда обнаруживает прямое соответствие в календаре Православной Церкви, однако есть специфически западные праздники, часть которых совсем позднего происхождения, напр., Тела и Крови Христа (установлен в 13 в.), Христа — Царя Вселенной (в 1925) и др. Праздник Крещения Господня в последние десятилетия отделен от Богоявления и празднуется в следующее за ним воскресенье.

В поместных Церквах и отдельных епархиях, а также в монашеских орденах и конгрегациях в ранг «торжеств» и «праздников» возведены и другие даты церковного календаря.

Существенным для католического благочестия является понятие «предписанных праздников», т. е. тех дней, в которые каждому католику подобает участвовать в Мессе: это все воскресенья года (в их число, соответственно, входят Пасха, Пятидесятница и ряд других праздников, всегда попадающих на воскресный день), Рождество Христово, торжества Богоявления, Вознесения, Пресвятого Тела и Крови Христа, Пресвятой Богородицы Марии, Непорочного Зачатия Девы Марии, Успения Богородицы, святого Иосифа, святых Петра и Павла, Всех святых. Во многих традиционно католических странах дни предписанных праздников официально являются выходными. В настоящее время разрешается ради удобства верующих переносить большинство праздников (кроме Рождества Христова и нескольких других) с буднего дня на ближайшее воскресенье.

Энциклопедический словарь.
2009.

Разгадываешь кроссворд и не знаешь что такое церковные праздники? Вот подсказка и ответ на данный вопрос:

Первая буква «с», вторая буква «в», третья буква «я», четвертая буква «т», пятая буква «к», шестая буква «и». Всего 6 букв.

Ответ на вопрос «церковные праздники» в сканворде

Если вам не помогла подсказка, то вот вам готовый ответ: слово из 6 букв – святки.

святки

Альтернативные вопросы для слова «святки»

  • Пора для гаданий
  • Дни празднества Рождества, русские святые вечера
  • После Рождества
  • От Рождества до Богоявления
  • Пляски под новый год
  • Святые 12 дней (с 25 декабря (7 января) по 6(19) января)
  • Гадальная неделя
  • Зимний праздник у народов Европы, продолжается от Рождества до Крещения (этнографическое)
  • Праздничные дни (церк.)
  • Время суженых и ряженых

А вы знаете, что означает слово «святки»?

ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ — ЦЕРКО́ВНЫЕ ПРА́ЗДНИКИ церковные, в христианской традиции дни отдыха (отсюда русское «праздник») и особого прославления Бога, связанные с периодическим (ежегодным или еженедельным — как, например, воскресенье) воспоминанием тех или иных событий Священной истории. Важным свойством богослужебного празднования этих событий является для христиан не только их молитвенное воспоминание, но в известной мере также мистическая актуализация их в настоящий момент времени (хотя никоим образом не реальное повторение), позволяющая верующему полнее приобщиться к спасительному смыслу данного события.

История христианских праздников

Христианское понимание праздников восходит к ветхозаветному. Свойственное израильскому народу освящение времени концентрировалось прежде всего на недельном цикле. 7-й день, именовавшийся «субботой» (др.-евр. Shabat — отдых), был для жителей Израиля еженедельным воспоминанием сотворения мира (Бог почил от дел Своих в 7-й день творения — ср. Книга Бытия, гл. 1-2), а также воспоминанием Исхода — освобождения израильтян от египетского рабства и символом завета (союза) Израиля с Богом. Если средоточием ветхозаветной недели была суббота, то средоточием всего года — весеннее празднование Пасхи в память об Исходе евреев из Египта, важнейшем событии в истории Израиля, понимавшемся как знак спасения Богом Своего народа.

Первые христиане, большинство из которых было обратившимися иудеями, продолжали чтить субботу и праздновать иудейские праздники. Но и тогда, когда связь христиан с иудейским культом исчезает, христианское освящение времени по-своему продолжает иудейское. Если суббота считалась последним, седьмым, днем недели согласно традиционному иудейскому исчислению времени, то Иисус воскрес из мертвых «в первый день недели» (Евангелие от Марка 16:2 и др.) , т. е. в тот день, который соответствовал началу сотворения мира. Поэтому для христиан первый день недели стал означать и начало нового творения. Поскольку этот день следует за субботой, он получил наименование «восьмой день», чаще же христиане просто называли его «день Господень» (в некоторых языках, напр., в русском название этого дня возвещает о прославившем его событии — воскресении). Уже первые поколения христиан особо чтили первый день недели, посвящая его чтению слова Божия, молитве (см. МОЛИТВА) и Евхаристии (см. ЕВХАРИСТИЯ). Таким образом, место субботы, которая знаменовала завершение первого творения, у христиан заняло воскресенье, возвещающее о новом творении, начавшемся с воскресением Христа из мертвых.

В 4 в., когда христиане стали преобладать среди населения Римской империи, воскресный день был объявлен выходным; впоследствии воскресенье оставалось нерабочим днем во всех христианских странах, что воспринято в новое время большинством стран мира.

Хотя каждый воскресный день является для христиан празднованием воскресения Христова, с древних времен в различных поместных Церквах существовал обычай уделять каждый год особый день (или несколько дней подряд) для воспоминания спасительных страданий и воскресения Христа. Поскольку по времени эти события евангельской истории совпали с иудейским праздником Пасхи (см. ПАСХА иудейская), а также по своему смыслу воскресение Христово (см. ПАСХА христианская), подобно иудейской Пасхе, стало избавлением от рабства (в данном случае — греха и смерти), христианский праздник перенял ветхозаветное название и был более или менее близок к иудейской Пасхе по времени празднования.

В древней Церкви почти не было других праздников. После прекращения гонений и обретения христианством статуса государственной религии число праздников заметно увеличивается. С 4 в. входят в обычай праздники Рождества Христова (см. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО) и Крещения (см. КРЕЩЕНИЕ (праздник)) (Богоявления (см. БОГОЯВЛЕНИЕ)), а также связанных с Пасхой Пятидесятницы (см. ПЯТИДЕСЯТНИЦА) и, несколько позже, Вознесения (см. ВОЗНЕСЕНИЕ). С 6 в. число праздников заметно увеличивается празднованием различных событий жизни Иисуса Христа, Богородицы и некоторых святых (конкретная дата праздника нередко была обусловлена днем освящения храма, носящего соответственное посвящение, либо заменой какого-то языческого праздника христианским). Со временем к ним присоединяются даты знаменательных событий церковной истории.

Подвижные и неподвижные праздники

Среди праздников различаются «неподвижные» (определяющиеся по солнечному календарю, т. е. приходящиеся неизменно на конкретное число конкретного месяца), и «подвижные» (определяющиеся по лунно-солнечному календарю, например, Пасха и весь круг связанных с ней праздников, либо приходящиеся на конкретный день недели вблизи какой-то неподвижной даты).

Каждый праздник приобретает сложную литургическую разработку, с большим количеством собственных богослужебных текстов; богослужения в некоторые из праздников дополняются особыми обрядами (например, освящение ветвей в день Входа Господня в Иерусалим (см. ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ), водосвятие (см. ВОДОСВЯТИЕ) в праздник Крещения Господня и проч.).

Праздники в Православной Церкви

В эпоху зрелого средневековья в Православной Церкви складывается следующая иерархия праздников:

1. Пасха (включающая всю Светлую седмицу, т. е. день Светлого Христова Воскресения с шестью последующими днями).

2. Двунадесятые праздники (см. ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ), посвященные наиболее значительным событиям земной жизни и небесной славы Христа и Богоматери.

3. Великие праздники (см. в статье Двунадесятые праздники).

4. Дни особо чтимых святых и икон (в Русской Православной Церкви — Николая Чудотворца, Казанской иконы (см. КАЗАНСКАЯ ИКОНА) Божией Матери и некоторые др.).

Кроме того, праздником является каждое воскресенье, почитающееся «малой Пасхой». Бо́льшая часть перечисленных праздников являлась в дореволюционной России неприсутственными днями.

Праздники в Католической Церкви

В Католической Церкви в средние века сложилась несколько иная система праздников, которая была существенно пересмотрена в результате литургической реформы после 2-го Ватиканского Собора (см. ВАТИКАНСКИЕ СОБОРЫ) (1962-65). В настоящее время вершиной церковного года в Католической Церкви является Священное Пасхальное Триденствие смерти и воскресения Иисуса Христа (с вечера Великого Четверга до дня Пасхи включительно), кульминацию которого представляет Святая Ночь — Навечерие Пасхи. Возвращение Пасхе главенствующего места (как это было в древней Церкви и сохранялось в Восточных Церквах) в церковном календаре латинского обряда последовало только после недавней реформы; до этого господствовала сложившаяся на Западе в средние века традиция почитать в качестве главных праздников Рождество (25 декабря) и связанное с ним Богоявление (6 января, когда праздновались одновременно три события жизни Иисуса: поклонение волхвов, крещение и чудо в Кане Галилейской); но и теперь по-прежнему на уровне благочестия у большинства католических народов предпочтение пока отдается Рождеству.

В современном календаре латинского обряда различается два уровня праздников: «торжества» (праздники особой значимости) и собственно «праздники». К «торжествам», помимо Пасхи (вместе с 7 следующими за ней днями), относятся: Рождество Христово, Богоявление, Вознесение Христово (подвижный праздник в четверг на 40-й день Пасхи), Пятидесятница (Сошествие Святого Духа на апостолов) (50-й день Пасхи), день Пресвятой Троицы (воскресенье по Пятидесятнице), Пресвятого Тела и Крови Христа (четверг после Троицы), Пресвятого Сердца Иисусова (пятница следующей недели), Христа — Царя Вселенной (воскресный день в конце ноября, знаменующий завершение церковного года), Пресвятой Богородицы Марии (1 января), Непорочного Зачатия Девы Марии (8 декабря — имеется в виду не бессеменное зачатие Иисуса Христа, а начало земной жизни Самой Богоматери, непричастной, по учению Католической Церкви, первородному греху от момента Своего зачатия), Благовещения (см. БЛАГОВЕЩЕНИЕ) (25 марта), Успения (см. УСПЕНИЕ Богородицы) (в западной традиции — Взятия в небесную славу) Богородицы (15 августа), день св. Иосифа, Обручника Марии (19 марта), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня), день святых апостолов Петра и Павла (29 июня), Всех святых (1 ноября). В число «праздников» входят дни, посвященные воспоминанию ряда других событий земной жизни Христа и Богоматери, а также дни почитания апостолов.

Большинство праздников латинского обряда обнаруживает прямое соответствие в календаре Православной Церкви, однако есть специфически западные праздники, часть которых совсем позднего происхождения, напр., Тела и Крови Христа (установлен в 13 в.), Христа — Царя Вселенной (в 1925) и др. Праздник Крещения Господня в последние десятилетия отделен от Богоявления и празднуется в следующее за ним воскресенье.

В поместных Церквах и отдельных епархиях, а также в монашеских орденах и конгрегациях в ранг «торжеств» и «праздников» возведены и другие даты церковного календаря.

Существенным для католического благочестия является понятие «предписанных праздников», т. е. тех дней, в которые каждому католику подобает участвовать в Мессе: это все воскресенья года (в их число, соответственно, входят Пасха, Пятидесятница и ряд других праздников, всегда попадающих на воскресный день), Рождество Христово, торжества Богоявления, Вознесения, Пресвятого Тела и Крови Христа, Пресвятой Богородицы Марии, Непорочного Зачатия Девы Марии, Успения Богородицы, святого Иосифа, святых Петра и Павла, Всех святых. Во многих традиционно католических странах дни предписанных праздников официально являются выходными. В настоящее время разрешается ради удобства верующих переносить большинство праздников (кроме Рождества Христова и нескольких других) с буднего дня на ближайшее воскресенье.

синонимы
Церковные праздники

Поделитесь ссылкой, эта страница уже просматривалась 12 раз.

1. Церковные праздники

8 неправильное написание

ецрковные праздники
цеерковные праздники
цекровные праздники
церкковные праздники
цероквные праздники
церрковные праздники
црековные праздники
ццерковные праздники

Все синонимы в одной строке

религиозные праздники, храмовой праздник, священный день.

Понравился сайт?

Этот поиск занял 0.0103 сек. Подумайте, как часто вы ищете, чем заменить слово? Наверное, часто. Добавьте в закладки synonym.one, чтобы быстро находить синонимы, антонимы и значения. (нажмите Ctrl + D на клавиатуре).

пожалуйста, оставьте свой
комментарий

Православная Церковь имеет свой календарь. Он отличается от нашего — например, год начинается в сентябре, а не январе. В Церковном календаре свои — Церковные — праздники. Какие есть главные праздники в православии? Сколько вообще праздников в христианстве? Что такое двунадесятые праздники? Рассказываем самое главное, что нужно знать.

Православный календарь: что это?

Церковь живет по так называемому Юлианскому календарю: годичному циклу, в котором столько же дней, сколько в нашем «обычном» календаре, и вообще все точно так же, с той только разницей, что начало года (и Церковное начало года) — 1 сентября, а не в январе.

Каждый день в Церкви — это память о каком-либо событии или святом. Например, 7 января вспоминается (правильнее сказать — празднуется) Рождество Христово. И таким образом Церковь за год «проживает» все основные события своей истории, земной жизни Христа, Богородицы, Апостолов, а также вспоминает всех своих святых — не только самых почитаемых (например, Амвросия Оптинского), но вообще всех. У каждого святого есть свой день памяти и каждый день в году является памятью — праздником — того или иного святого и чаще всего, за день вспоминаются не один, а несколько святых.

(Например, взять 13 марта — это день памяти десяти святых: преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, преподобного Василия исповедника, священномученика Арсения митр. Ростовского, священномученика Нестора епископа Магиддийского, преподобных жен Марины и Киры, священномученика Протерия патриарха Александрийского, преподобного Иоанна-нареченного Варсонофием еп. Дамасского отшельника Нитрийского, преподобномученика Феоктириста игумена Пеликитского, блаженного Николая Саллоса Христа ради юродивого Псковского)

Получается, если светский календарь делится на праздничные и непраздничные дни (и праздничных в нем совсем мало), то Церковный календарь состоит сплошь из праздников, поскольку каждый день вспоминается то или иное событие и празднуется память того или иного святого.

В этом есть отражение всей сути христианского бытия, когда радование о Господе и святых Его происходит не в какие-то отдельные дни недели или года, а постоянно. В шутку или нет, но в народе даже родилась пословица: «У православных — каждый день праздник». Вообще-то, это именно так. Хотя, есть исключения: некоторые дни Великого Поста, требующего особого сосредоточения.

Икона всех святых и главных праздников

Икона «на каждый день года» — изображение по возможности всех святых и главные Праздники Церковные

Какие праздники бывают в христианстве

Если говорить совсем общими словами, то Праздники в православной Церкви можно разделить на такие «категории»:

  • Пасха (Воскресение Христово) — главный праздник.
  • Двунадесятые праздники — 12 праздников, которые напоминают об основных событиях в жизни Пресвятой Богородицы и Иисуса Христа. Часть из них отражены в текстах Нового Завета (Евангелии или Деяниях Апостолов), а часть (Рождество Божией Матери, Введение во Храм Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня) взяты из Церковного Предания. Большинство из них имеют определенную дату празднования, но некоторые зависят от даты празднования Пасхи. Подробнее о каждом Двунадесятом празднике мы рассказываем ниже.
  • Пять великих недвунадесятых праздников. Обрезание Господне и память святителя Василия Великого; Рождество св. Иоанна Предтечи; Память апостолов Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи и Покров Пресвятой Богородицы.
  • Любой воскресный день в году — как прямое напоминание о Воскресении Христовом.
  • Средние Праздники: Дни памяти каждого из Двенадцати апостолов; Обретения честной главы Иоанна Предтечи; Дни памяти святителей Иоанна Златоуста и Николая Чудотворца, а также — 40 Севастийских мучеников. Память Владимирской и Казанской икон Божией Матери. Кроме того, средним праздником для каждого храма является его Престольные праздники. То есть, память святых, в честь которых освящен алтарь или алтари, если их в храме несколько.
  • Малые Праздники: все остальные дни.

Главные праздники в православном христианстве

Пасха, Воскресение Христово

Когда празднуется Пасха: в первое воскресенье после полнолуния, не ранее дня весеннего равноденствия 21 марта

Главный праздник — праздников Праздник. Память о Воскресении Христовом, которое является центром всего христианского вероучения.

Во всех православных храмах праздник Пасхи отмечается ночными богослужениями и торжественным крестным ходом.

Подробнее о празднике Пасха на Википедии

Даты празднования Пасхи 2018—2027 гг.

  • В 2018 году: 8 апреля
  • В 2019 году: 28 апреля
  • В 2020 году: 19 апреля
  • В 2021 году: 2 мая
  • В 2022 году: 24 апреля
  • В 2023 году: 16 апреля
  • В 2024 году: 5 мая
  • В 2025 году: 20 апреля
  • В 2026 году: 12 апреля
  • В 2027 году: 2 мая

Икона Воскресения Христова

Икона Воскресения Христова

Рождество Пресвятой Богородицы

Когда празднуется: 21 сентября

Годичный круг в Православии начинается не 1 января, как в «светском» мире, а 1 сентября, так что Рождество Богородицы — это первый Двунадесятый праздник в Церковном году. Во время него, как и во все Богородичные праздники, священнослужители облачаются в голубое.

см: Цвета облачений: какие бывают и что обозначают

Воздвижение Креста Господня

Когда празднуется: 27 сентября;

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня — единственный двунадесятых праздник, который не связан напрямую с годами жизни Спасителя или Богородицы. Вернее, тоже связан, но не напрямую: в этот день Церковь вспоминает и празднует обретение Креста Господня, которое произошло в 326 году возле Голгофы — горы, где был распят Иисус Христос.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Когда празднуется: 4 декабря

Еще один Богородичный праздник из числа двунадесятых в православии. Установлен в память о дне, когда родители Пресвятой Богородицы — святые праведные Иоаким и Анна — привели ее в Иерусалимский храм, во святая святых которого она жила вплоть до своего обручения с Иосифом. Все эти годы она была питаема пищей с неба, которую приносил ей архангел Гавриил.

Введение во храм Пресвятой Богородицы икона

Икона Введения во храм Пресвятой Богородицы

Рождество Христово

Когда празднуется Рождество в православии: 7 января

Рождество во плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа — второй, наряду с Пасхой, — Праздник, который предваряется многодневным (40 дней) постом. Как и Пасху, Церковь отмечает Рождество торжественным ночным богослужением.

Это самый главный после Воскресения Христова праздник в православии.

Крещение Господне

Когда празднуется: 19 января

В этот день Церковь вспоминает и празднует крещение Господа нашего Иисуса Христа в водах реки Иордан Предтечей Иоанном Крестителем.

Крещение Господне икона

Икона Крещения Господня

Сретение Господне

Когда празднуется: 15 февраля

Этот Праздник установлен в память о дне, когда Богородица и Иосиф принесли в первый раз в храм младенца Иисуса — на 40-й день после Его рождения. (Это было исполнение закона Моисеева, согласно которому родители приносили в храм своих первых сыновей — для посвящения Богу).

Слово «Сретение» значит «встреча». Это был день не только принесения Иисуса во храм, но и встречи — там, в храме, — старца Симеона с Господом. Благочестивый старец дожил к тому моменту почти до 300 лет. За 200 с лишним лет до этого до этого он работал над переводом Библии и усомнился в правильности текста в книге пророка Исаии — в том месте, где говорилось, что Спаситель будет рожден от Девы. Симеон подумал тогда, что это описка и на самом деле в виду имелось слово «молодая женщина», и в своем переводе хотел учесть это, но ангел Господень остановил старца и уверил, что тот не умрет, пока своими глазами не увидит сбывшееся пророчество пророка Исаии.

Так оно и стало.

Сретение Господне икона

Икона Сретения Господня

Благовещение Пресвятой Богородицы

Когда празднуется: 7 апреля

В этот день Церковь вспоминает и празднует день, когда архангел Гавриил принес Деве Марии весть о том, что она станет матерью по плоти Спасителя нашего Иисуса Христа.

Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье

Когда празднуется: ближайшее воскресенье перед Пасхой

Праздник установлен в память о торжественном входе Иисуса Христа в Иерусалим на ослёнке. Народ восторженно встречал Его. Многие считали, что Спаситель избавит их от ига Римской империи и в первую очередь ждали от Него именно этого. Он пришел не для этого и через несколько дней Христос был осужден и распят…

Вознесение Господне

Когда празднуется: 40-й день после Пасхи

В этот день Церковь вспоминает и празднует Вознесение Спасителя на небо. Это случилось на 40-й день после Его воскресения — и после того, как Он на протяжении этих сорока дней являлся Своим апостолам.

День Святой Троицы

Когда празднуется: 50-й день после Пасхи

Это память о дне, когда на апостолов сошел Дух Святой в виде огненных языков и «исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».С момента сошествия Святого Духа Апостолы могли говорить на любых языках с любыми народами — чтобы нести Слово Божие во все концы света.

И совсем скоро — и вопреки всем гонениям — христианство стало самой распространенной религией в мире.

Троицкий храм в Москве, Троицкое Подворье, фото

Храм Живоначальной Троицы на Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве. День Святой Троицы — престольный для этого храма праздник.

Преображение Господне

Когда празднуется: 19 августа

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В этот день Церковь празднует момент, который, как и большинство других Двунадесятых Праздников, описан в Евангелии. Явление Божественного величия Спасителя перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе. «Просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет».

Преображение Господне икона

Икона Преображения Господня

Успение Богородицы

Когда празднуется: 28 августа

Для христиан смерть земная — не трагедия, но врата в жизнь вечную. А в случае со святыми — праздник. А Успение Пресвятой Богородицы — двунадесятый Праздник — один из самых чтимых Церковью. Это последний двунадесятый праздник в годичном цикле православной Церкви.

икона Успения Пресвятой Богородицы

Икона Успения Пресвятой Богородицы


Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

Присоединяйтесь! 

  • Схема: Церковные праздники
  • Церковные праздники 2023
  • Двунадесятые Господские Праздники и Пасха
  • Праздники Рождественского цикла
  • Тропари двунадесятых праздников

Великие праздники – важнейшие праздники Православной Церкви: Пасха – праздников праздник, двунадесятые праздники и некоторые другие праздники (см. ниже).

***

Двунадесятые праздники – двенадцать (от древнерусского «два на десяте» – двенадцать) важнейших после Пасхи церковных праздников. Посвящены событиям земной жизни Спасителя и Богородицы.

По литургическому принципу внутри годового круга эти праздники разделяются на две категории:

Неподвижные (непереходящие) праздники: они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:

Двунадесятые неподвижные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября
†Воздвижение Креста Господня (40 дн.от Преображения) 27 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря
†Рождество Христово 7 января
†Богоявление, или Крещение Господне 19 января
†Сретение Господне (40 дн. от Р.Х.) 15 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы (за 9 мес. до Р.Х.) 7 апреля
†Преображение Господне 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа

Подвижные (переходящие) праздники. Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.

Двунадесятые переходящие праздники:

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня. 

Число дней попразднства бывает неодинаковым – от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях – Постной и Цветной.

На праздничной всенощной всех двунадесятых праздников служится лития.

В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.

***

Великие недвунадесятые праздники:

В день великого праздника совершается Всенощное бдение.  В богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в круге. У каждого двунадесятого праздника и Пасхи существует предпразднство, попразднство и отдание.

У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.

***

Праздники христианские

Праздники христианские – определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это фиксировано в названиях праздников и «покаянных времен», датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл – воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя), и Девы Марии – реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса. Отсюда – исключительное место в календаре посвященных Им праздников.

Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов – неподвижного (минейного) и подвижного (триодного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n – 13 дней, – для XX–XXI вв.). Праздники второго фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в пределах 35 дней («пасхальные пределы»): от 4 апреля (22 марта по ст. ст.) – до 8 мая (25 апреля ст. ст.).

Важнейшие праздники современного православного календаря именуются «двунадесятыми», или «дванадесятыми» (от слав. дванадесять – «двенадцать») (см. Двунадесятые праздники). Пасха, как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.

Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении «великими». К ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание Господне и память св. Василия Великого (1/14 января), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля), память первоверховных апп. Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября), а также, согласно некоторым старым календарям, – преставление (кончина) ап. Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), память свят. Николая, архиепископа Мир Ликийских (6/19 декабря) и перенесение его мощей из Мир в итальянский г. Бари (9/22 мая).

Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий праздник – Собор архистратига Михаила, 8/21 ноября), святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей.
Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря.

В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников на пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений, что и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща «местночтимым» праздникам, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус.

Общие для всех христиан праздники – прежде всего Пасха и Рождество Христово (последнего, в качестве особого календарного торжества, не имеет Армянская и другие монофизитские церкви). Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (потому что основываются на одних и тех же событиях священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения.
Равно чтутся многие святые единой Церкви: восточные – на Западе, западные – на Востоке (Василий Великий – Амвросий Медиоланский, и др.). Но святые одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054г.), могут почитаться в другой Церкви преимущественно на местном уровне, с разрешения церковных властей. Официальный католический календарь, например, включает имена свв. Кирилла Туровского (11 мая), Антония Печерского (24 июля), равноапостольных Ольги и Владимира (27 и 28 июля), Бориса и Глеба (5 августа), Сергия Радонежского (8 октября); чествуется также Владимирская икона Божией Матери (7 сентября).
Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников.

Изучением праздников в контексте общего процесса формирования церковного календаря занимается эортология (букв. «праздниковедение») – вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики.

Богослужебные тексты содержатся в Минее Служебной, в 12-ти томах (для неподвижных праздников), Триоди Постной и Цветной (для подвижных), Минее Праздничной, а также в многочисленных изданиях служб отдельным праздникам, часто содержащих исторические справки, комментарии, нотацию и иные приложения.

«Как праздновать праздник? Мы празднуем событие (вникнуть в величие события, цель его, плод его для верующих) или лице, как, например: Господа, Божию Матерь, Ангелов и Святых (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству, в благодетельное влияние его на Церковь Божию, вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица, приближаться к событию или лицу, иначе праздник будет несовершенный, небогоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые, добрые нравы.»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Церковный праздник григория победоносца
  • Церковные праздники новогодние
  • Церковные праздники староверов
  • Церковные праздники даты 2022
  • Церковный праздник гонки