Церковные праздники русского народа крещение руси

День Крещения Руси отмечается 28 июля, в день памяти князя Владимира. Читайте о причинах и предпосылках отказа от язычества, как проходило и что дало Крещение Руси.

Православный мир отмечает день Крещения Руси 28 июля. Летом 988 года князь Владимир провозгласил христианство официальной религией. В материале РЕН ТВ расскажем об истории и традициях этого значимого праздника.

День Крещения Руси

Верующие отмечают день Крещения Руси 28 июля – это значимое событие стало новой вехой в истории. В православном календаре эта дата считается днем памяти равноапостольного князя Владимира Красное Солнышко. С 1 июня 2010 года день Крещения Руси обрел статус государственного праздника и отмечается по всей стране.

Жизнь славян до Крещения Руси

До принятия христианства славяне поклонялись языческим богам. Главными из них считались Перун, Дажьбог и Велес. Однако у каждого племени, в каждом городе и селе были свои боги-покровители.

 В столице Древней Руси, Киеве, были большие святилища. Языческие обычаи порой были очень жестокими: например, верховному богу Перуну славяне приносили в жертву людей и животных.

Причины и предпосылки крещения Руси князем Владимиром

Князь Владимир был мудрым правителем – он понимал, что язычество является преградой для культурного и политического развития Киевской Руси. Перед князем стояла задача объединить территории и при этом создать мощный центр власти.

Фото: © Иван Эггинк. «Великий князь Владимир выбирает веру». 1822

Тогда Владимир решил, что таким столпом должно стать христианство. Большая часть Европы и Византия к тому времени уже приняли православие. Русь же оставалась в стороне, а другие соседи смотрели на нее свысока. Так, дальновидный князь подумал, что переход к православию благоприятно скажется на развитии торговли, ремесел и приведет к росту экономики государства.

Краткая история крещения Руси

Крещение Руси произошло в 988 году. Твердо решив искоренить старую религию, Владимир отдал приказ уничтожить языческие капища – статуи языческих богов были изрублены топорами и сожжены. Сначала князь призвал принять православие приближенных, а затем и весь свой народ.

  • Крещение княгини Ольги

Княгиня Ольга считается первым правителем Киевской Руси, принявшим христианство. В 957 году она приехала с визитом в Константинополь. Ольга добивалась крещения и хотела, чтобы Византия признала Русь как равную христианской империи. В итоге княгиня приняла православие, а при крещении получила имя Елена. Тем не менее, по мнению историков, о союзе удалось договориться не сразу.

  • Принятие христианства князем Владимиром

Крещению Владимира предшествовали бурные события. Князь стремился осадить Херсонес в Крыму, и спустя некоторое время город пал. После этого правитель потребовал руки красавицы-сестры византийского императора Анны, а в случае отказа пригрозил захватить и Константинополь. Византийцы пошли на это условие, но взамен Владимир должен был принять христианство.

Так, в 988 году Анна отправилась в Херсонес со свитой священников, которые крестили князя Владимира. Затем состоялась свадьба, и Владимир с новой законной супругой отправился в Киев.

  • Крещение русских городов

После возвращения в столицу Владимир призвал славян отказаться от язычества и принять православие, последовав его примеру. Он приказал уничтожить все языческие святилища, а статуи богов изрубить топором.

После этого князь приказал всем киевлянам собраться у берега Днепра, где и состоялось массовое крещение. «Кто не придет креститься, тот не друг мне», — говорил он.

Несколько сотен людей одновременно зашли в воду, где их крестили приехавшие из Херсонеса священники. После Киева православие было принято и в других городах Руси. Однако не везде крещение проходило мирно. В Новгороде местные язычники оказали яростное сопротивление: они не желали отказываться от своей веры и давать в обиду языческих идолов.

Что дало крещение Руси

Принятие православия оказало большое влияние на развитие культуры и просвещения – искусство иконописи, книжное дело и градостроительство. Русь стала единым государством, а христианская вера стала важным элементом этого объединения.

Также улучшились нравы общества, люди стали образованнее. Ведь нужно было строить церкви, переписывать Библию и жития святых – все это способствовало росту грамотности. Помимо этого, благодаря православию повысился престиж Руси на международной арене. Было заключено много династических браков, и отношения между государствами укрепились.

Традиции праздника Крещения Руси

После того, как день Крещения Руси стал государственным праздником, его стали отмечать все больше людей. В этот день проводятся культурные, благотворительные, богословские и просветительские мероприятия. Традиционно христиане совершают крестный ход. Верующие славят князя Владимира, православную веру и бога.

В этот праздник не следует заниматься домашними делами и тяжелой работой. Также рекомендуют отказаться от шумных застолий, переедания и алкоголя.

Приблизительное время чтения: 14 мин.


print

Святой равноапостольный Владимир — язычник, принявший Христа всем сердцем и полностью изменивший свою жизнь; князь-завоеватель, обративший Русь в православную веру; прототип былинного персонажа — Владимира Красное Солнышко; святой, в честь которого в нашей стране построено множество храмов. Мы расскажем о жизни великого князя и о Крещении Руси.

Святой равноапостольный князь Владимир

Святой равноапостольный князь Владимир

Князь Владимир I Святославич— внук великой княгини Ольги (прославленная Церковью как равноапостольная святая) и сын великого князя Святослава Игоревича.

Святой Владимир жил и правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он княжил в Новогороде; потом, с 978-го и до смерти в 1015 году, в Киеве, столице Киевской Руси.

Именно равноапостольный князь Владимир, во святом крещении Василий, — инициатор Крещения Руси, поворотного события для истории нашей страны. В 988 году христианство стало в Киевской Руси государственной религией. Сам бывший язычник, князь Владимир активно распространял новую веру среди славян. За это его прозвали Владимир Креститель.

Церковь прославила князя Владимира в лике святых как равноапостольного. Равноапостольные святые — это те, кто своей жизнь послужил проповеди Евангелия, распространению христианской веры среди людей. Цари и князья, просвещавшие свой народ светом Христовым, часто прославляются именно как равноапостольные. Например, великая княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, которая стала первым правителем Киевской Руси, принявшим христианскую веру.

Когда празднуется память святого равноапостольного Владимира

Память святого равноапостольного князя Владимира празднуется в день его смерти — 28 июля по новому стилю (15 июля по старому стилю, или по Юлианскому календарю).

Годы правления князя Владимира Святославича

Князь Владимир Святославич правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он  княжил в Новогороде, потом, с 978 и до 1015-го (год смерти), в Киеве, столице Киевской Руси.

Князь Владимир — язычник

Будущий креститель Руси родился в браке великого князя Святослава Игоревича с Малушей, которая была родом из древлян. Древляне — то самое племя, которому великая княгиня Ольга жестоко мстила за убийство своего мужа, князя Игоря. По преданию, Малуша была ключницей княгини Ольги.

В 972 году князь Владимир вступил на новгородский престол. В народе он прославился как завоеватель земель. В 980 году он отвоевал Киев у собственного брата — Ярополка. Кроме того, Владимир подчинил и обложил данью многие соседние племена: вятичей, ятвягов, радимичей; защищал границы государства от набегов печенегов. Князь расширил пределы Руси от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге.

До принятия святого крещения князь Владимир был язычником. Его бабушка, княгиня Ольга, не передала свою новую веру — христианство — сыну и внуку. Поэтому великому князю Владимиру Святославичу предстояло пройти по ее стопам — обрести Христа после долгих лет греховной жизни и духовных исканий.

В период язычества у Владимира было несколько жен и множество наложниц в разных городах. Он устанавливал в столице Руси идолов, перед которыми совершались жертвоприношения, в том числе человеческие. Как пишет летопись, «и приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам… И осквернилась кровью земля Русская и холм тот».

В годы его правления приняли мученическую смерть за Христа варяги Феодор и сын его Иоанн. Как считают многие исследователи, именно это событие подвигло великого князя задуматься, истинна ли языческая вера. Уже после принятия христианства и Крещения Руси будущий равноапостольный святой воздвиг на месте гибели мучеников знаменитую Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Крещение князя Владимира Святославича

Многие историки считают, что великий князь Владимирвыбрал православное христианство среди нескольких других религий. Он созвал в Киев, матерь городов русских, представителей разных вероучений. Болгар-мусульман, немцев-католиков, иудеев и православных греков. Каждый из них описал князю Владимиру достоинства своей веры, и великий князь сделал выбор в пользу православия. Но чтобы удостовериться, что не ошибся, он отправил в столицу Византии Константинополь десять мудрых и уважаемых в Киевского Руси людей — чтобы они разобрались, действительно ли православная вера самая достойная.

Мудрецов поразила Константинопольская София — великолепная архитектура храма, ангельское пение хора, красота богослужения. К Владимиру они вернулись со словами: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе».

Владимир принял окончательное решение креститься. Чтобы не попасть в подчинение грекам, Владимир Святославич организовал военный поход и взял город Херсонес. А у Византийских императоров Василия и Константина попросил руки царевны Анны. Анна могла выйти замуж только за христианина. В 988 году князь Владимир принял святое крещение с именем Василий. По преданию, выйдя из крещальной купели, он, до этого ненадолго ослепший, прозрел и воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!».

Крещение Руси

Сам термин «Крещение Руси» встречается уже в «Повести временных лет», самой древней из дошедших до нас летописей. Она была написана в начале XII века.

После крещения князь Владимир вернулся в Киев и привез с собой из заморских земель православных священников. Первыми они крестили в новую веру сыновей Владимира Святославича, потом бояр. Источник, где их крестили, стал называться Крещатиком.

Великий князь начал активно бороться с язычеством. По его приказу рубили идолов, которых он сам еще недавно установил в столице Руси. Капище в центре Киева представляло собой композицию из статуй шести главных богов славянского языческого пантеона: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. Как говорит предание, фигуру Перуна привязали к конскому хвосту и сбросили в реку Днепр.

По инициативе князя-христианина священнослужители рассказывали народу о Христе и Евангелии. Итогом проповеди стал приказ Владимира Святославича всем гражданам явиться в Киев, на берег Днепра, чтобы принять святое крещение. Это событие стало первым в череде массовых крещений на Руси.

Далее крестился Новгород. Затем последовали Ростов, Суздаль, Муром, Полоцк, Владимир Волынский, Смоленск, Псков, Луцк и другие города. Принятие новой, единой, веры стало серьезным толчком к объединению русских земель.

В советской историографии всегда находилось место для иронии по поводу якобы насильного и формального массового крещения Руси, но упрямые исторические факты говорят об обратном. Для такого массового события оно было невероятно мирным и практически сразу было глубоко воспринято в народной жизни.

Монеты князя Владимира

Во время своего правления князь Владимир, по примеру Византии, начал чеканить монеты — впервые на Руси. Их делали из золота и серебра, и назывались они, соответственно, «златник» и «сребреник». На монетах изображался князь, сидящий на престоле, и было написано: «Владимѣръ на столѣ», что в переводе значит «Владимир на престоле».

Основание города Владимира

Историки расходятся во мнении, кто основал город Владимир (Владимир на Клязьме). По одной версии, город основал в 990 году сам великий князь Владимир Святославич. По другой, в 1108 году — князь Владимир Мономах.

В пользу основания города святым равноапостольным князем Владимиром говорят упоминания о нем в нескольких летописях. Это Супрасльская, Густынская, Ермолинская и некоторые другие летописи.

Десятинная церковь — церковь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве

Десятинную церковь в Киеве построили по указу святого равноапостольного князя Владимира. «Повесть временных лет» пишет: «Лето 6497 (989 г.) помысли создати церковь Пресвятыя Богородицы, и послав, преведе мастеры от Грек. И наченшю же созидати, и яко сконча, украси иконами».

Выходцы из Византии строили церковь 7 лет. В 996-м году ее освятили в честь Божией Матери. Великий князь определил на содержание храма десятую часть своих доходов, поэтому церковь получила название Десятинной.

В храм перенесли мощи великой княгини Ольги, бабушки князя Владимира Святославича. Здесь же позже святой Владимир похоронил свою жену Анну.

В 1240 году монголы под предводительством Батыя разрушили Киев. От Десятинного храма остались южный придел и кусок стены. Развалины простояли нетронутыми четыре века, и лишь в 1636-м году митрополит Петр Могила решил «Десятинную церковь Пресвятой Девы, находящуюся у ворот киевских, выкопать из мрака и открыть дневному свету». В храме возобновились богослужения.

Именно митрополит Петр Могила обнаружил среди развалин два саркофага, а в них — останки двух людей. В течение нескольких столетий они почитались как принадлежавшие князю Владимиру и княгине Анне, сейчас же полностью утрачены.

В 1828 на месте первой Десятинной церкви начали возводить новую, по проекту архитектора Василия Стасова. Построили храм за 14 лет, но простоять ему было суждено недолго. В 1936-ом здание разобрали на кирпичи. В 1938—39 годах научная группа Института истории материальной культуры АН СССР провела раскопки и нашла фрагменты фрескового и мозаичного украшения древнего храма, каменные гробницы и остатки фундамента.
Современные археологи продолжают раскопки на месте Десятинной церкви.

Владимир Красное Солнышко

Владимир Красное Солнышко — именно так, по преданию, называли в народе святого равноапостольного князя Владимира. Как считают исследователи, этот былинный образ — скорее, собирательный, то есть его нельзя в полной мере отнести ни к одной исторической персоне.

В былинах Владимир Красное Солнышко — это глава всех богатырей, но при этом сам не богатырь. Возможно, великий князь, или же вовсе мифический персонаж — Дажьбог, бог солнца у славян-язычников.

Кроме былин, мы встречаем упоминания о Владимире Красном Солнышке в так называемой Голубиной книге (восточно-славянский народный духовный стих конца XV — начала XVI века). Там его зовут Володарь, Володимер, Володимир Сыславич, Володумор.

Смерть и мощи святого равноапостольного Владимира

Великий князь Владимир скончался после болезни 15 июля 1015 года (28 июля по новому стилю). Его похоронили в основанной им Десятинной церкви Успения Пресвятой Богородицы в Киеве. Саркофаги Владимира и его супруги Анны были изготовлены из мрамора и стояли в центре храма.

В 1240 году Десятинная церковь была разрушена монголами. В 1632—36 годах в Киеве начали разбирать руины древнего храма и обнаружили мраморные гробницы. Мощи святого равноапостольного Владимира и его жены извлекли и вновь похоронили. Спустя два столетия, в 1826 году, исследователи снова вскрыли могилы и раздали мощи в киевские и московские храмы. Сейчас останки супругов утрачены, и современные исследователи и вовсе сомневаются, что в XVII веке среди руин нашли саркофаги именно Владимира и Анны.

Прославление князя Владимира в лике святых

Точная дата канонизации святого равноапостольного Владимира ученым не известна. Некоторые исследователи предполагают, что почитать Владимира Святославича как святого начали вместе с его сыновьями — святыми Борисом и Глебом. Другие специалисты считают, что житийные рассказы об обращении Владимира в христианство появились сразу после его смерти. Как бы то ни было, к середине XII века он еще не был официально канонизирован.

Но уже XIV веке все Прологи и богослужебные книги упоминают о дне памяти святого равноапостольного Владимира — 15 июля (28 июля по новому стилю). Скорее всего, канонизация состоялась во второй половине XIII века.

Ключевым событием в развитии церковного почитания святого Владимира стали торжества по случаю 900-летия Крещения Руси в 1888 году. Тогда же были построены несколько Князь-Владимирских храмов, например, Владимирский собор в Киеве.

Икона святого равноапостольного Владимира

Иконография святого равноапостольного Владимира — традиционная для всех равноапостольных святых. Равноапостольные — те святые, которые служили Господу, просвещая людей светом Христовым. Например (если речь идет о святых князьях и царях), обращали в христианство граждан страны, в которой царствовали. Эти святые уподобляются апостолам — за распространение Евангелия. Это и святая Мария Магдалина; и император Константин и его мать царица Елена; и святая Нина, просветительница Грузии; и великая княгиня Ольга; и князь Владимир, крестивший Русь.

Равноапостольного князя Владимира традиционно изображают на иконах стоящим. В правой руке у него — крест, символ проповеди Христовой, которую вели все равноапостольные святые. В левой руке — свиток или меч.

Еще один традиционный образ святого Владимира — вместе со святой равноапостольной Ольгой, первой правительницей на Руси, принявшей христианство.

Тропарь равноапостольному великому князю Владимиру

глас 4

Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера, славнодержавный Владимире, на высоте стола седя матере градов, богоспасаемаго Киева: испытуя же и посылая к Царскому граду уведети православную веру, обрел еси безценный бисер — Христа, избравшаго тя, яко втораго Павла, и оттрясшаго слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную. Темже празднуем твое успение, людие твои суще, моли спастися державы твоея Российския начальником и множеству владомых.

Кондак равноапостольному великому князю Владимиру

глас 8

Подобствовав великому апостолу Павлу, в сединах, всеславне Владимире, вся яко младенческая мудрования, яже о идолех тщания, оставль, яко муж совершенный, украсился еси Божественнаго Крещения багряницею, и ныне, Спасу Христу в веселии предстоя, моли спастися державы Российския начальником и множеству владомых.

Молитва первая святому равноапостольному князю Владимиру

О великий угодниче Божий, богоизбранный и богопрославленный, равноапостольный княже Владимире! Ты отринул еси зловерие и нечестие языческое, уверовал еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога и, восприяв Святое Крещение, просветил еси светом Божественныя веры и благочестия всю страну Русскую. Славяще убо и благодаряще Премилосердаго Творца и Спасителя нашего, славим, благодарим и тя, просветителю наш и отче, яко тобою познахом спасительную веру Христову и крестихомся во Имя Пресвятыя и Пребожественныя Троицы: тою верою избавихомся от праведнаго осуждения Божия, вечнаго рабства диаволя и адова мучительства: тою верою восприяхом благодать всыновления Богу и надежду наследования Небеснаго блаженства. Ты еси первый вождь наш к Начальнику и Совершителю нашего вечнаго спасения Господу Иисусу Христу; ты еси теплый молитвенник и ходатай о стране Русской, о воинстве и о всех людех. Не может язык наш изобразити величие и высоту благодеяний, тобою излиянных на землю нашу, отцев и праотцев наших и на нас, недостойных. О всеблагий отче и просветителю наш! Призри на немощи наша и умоли премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело, яко по немощем нашим по вся дни согрешаем, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас, по милости Своей, да всадит в сердце наше спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже разумети нам пути Господни, оставити стези нечестия и заблуждений, тщатися же во стезях спасения и истины, неуклоннаго исполнения заповедей Божиих и уставов Святыя Церкве. Моли, благосерде, Человеколюбца Господа, да пробавит нам великую милость Свою, да избавит нас от нашествия иноплеменных, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смертоносных болезней и от всякаго зла, да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли, да даст пастырем ревность о спасении пасомых, всем же людем споспешение о еже усердно службы своя исправляти, любовь между собою и единомыслие имети, на благо же Отечества и Святыя Церкве верне подвизатися, да возсияет свет спасительныя веры в стране нашей во всех концех ея, да упразднятся вся ереси и расколы, да тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

Молитва вторая святому равноапостольному князю Владимиру

О великий угодниче Божий, равноапостольный княже Владимире! Призри на немощи наши и умоли Премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело и да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша покаяние и спасительный страх Божий, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже оставити нам стези нечестия и на путь спасения обратитися, неуклонно же заповеди Божия творити и уставы Святыя Церкве соблюдати. Моли, благосерде, Человеколюбца Бога, да явит нам великую милость Свою: да избавит нас от смертоносных болезней и от всякаго зла, да сохранит и спасет рабов Божиих (имена) от всех козней и наветов вражиих и да все мы сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков.

Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге

Собор святого равноапостольного князя Владимира находится в Санкт-Петербурге на улице Блохина, 26.

В самом начале XVIII века, сразу после основания города, на этом месте построили деревянный храм, предшественник Князь-Владимирского собора. Это была трехпрестольная мазанковая церковь. Главный престол освятили в честь Успения Богородицы; богослужения совершали в присутствии императора Петра I. По царскому указу, церковь получила статус собора.

В 1740 году рядом с Успенским собором начали строить одноглавый каменный храм, но через два года, когда на престол взошла Елизаветы Петровна, строительство заморозили. Проект переделали — в 1766-ом по чертежам архитектора Ринальди начали возводить пятиглавый собор с трехъярусной колокольней. К 1772 году строительство прервал пожар — огонь уничтожил старинный деревянный Успенский собор и повредил строящийся каменный. Закончили строительство лишь 1 октября 1789 года. Собор освятили в честь святого равноапостольного князя Владимира.

В 1940—2001 годах в Князь-Владимирском соборе хранилась икона Казанской Божией Матери. Сейчас она возвращена в Казанский собор.

Владимирский собор в Киеве

Владимирский собор был построен в Киеве по просьбе митрополита Киевского и Галицкого Филарета, с которой он в 1852 году обратился к императору Николаю I. Храм строился на благотворительные пожертвования по проекту архитектора Ивана Штрома.

Сбор пожертвований шел очень медленно, но когда в 1857 году проектом заинтересовался новый император Александр II, дело сдвинулось с мертвой точки. Смету переделали: храм решили строить меньшего размера и по другому проекту — архитектора Александра Беретти. Первый камень в фундамент собора заложили в 1862-ом, в день празднования памяти святого равноапостольного князя Владимира.

В 1866 году, когда здание было почти готово — оставалось установить купола, стены вдруг дали трещины. Работы заморозили и создали специальный технический комитет из ведущих киевских архитекторов. Из Петербурга прибыл Иван Штром, автор первоначального проекта собора. Он нашел ошибки в чертежах.

В итоге строящемуся собору снова поменяли архитектора. Владимир Николаев закончил двадцатилетнее строительство в 1882 году. Для росписей Свято-Владимирского собора пригласили Виктора Васнецова, Михаила Нестерова и других художников. Освятили храм в 1896 году, в присутствии императора Николая II и его семьи.

В годы советской власти собор не разрушили, но с 1929-го разместили в нем Музей антирелигиозной пропаганды. В период немецкой оккупации в Великую Отечественную войну Свято-Владимирский собор оставался действующим. Сейчас он принадлежит неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата.

Московский Епархиальный дом с храмом святого князя Владимира

Московский Епархиальный дом находится практически на Садовом кольце в Лиховом переулке, 6.

Это здание, построенное новомучеником святым митрополитом Владимиром в 1901 году для целей народного просвещения, в 1917–1918 годах использовалось для проведения заседаний исторического Поместного Собора Русской Православной Церкви, в нем располагались Епархиальная библиотека, музей, а с 1918 года Богословский институт.

В 1920-е годы Епархиальный дом был закрыт, разграблен, передан центральной студии документальных фильмов и изуродован перестройкой. В 2003 году мемориальное здание было незаконно продано в частные руки в результате ложного банкротства.

Возвращение здания государству стало возможным благодаря объединенным поистине героическим усилиям сотрудников госадминистрации, юристов и членов Попечительского совета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ). Было проведено более 30 арбитражных судов, выплачено более 2 млн. долларов.

В настоящее время получено распоряжение Росимущества и заключен договор о праве ПСТГУ на безвозмездное пользование зданием. К 1000-летию со дня кончины св. князя Владимира, которое будет отмечаться в 2015 году, здание должно быть полностью отреставрировано. Это единственный большой (есть еще только приделы и домовые храмы) Владимирский храм в Москве.

Рекомендовано для использования на уроках ОПК. 

На анонсе — Крещение Владимира. Фреска В. М. Васнецова. Источник ru.wikipedia.org

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Крещение Руси Владимиром

Содержание страницы

  • Памятная дата — День Крещения Руси
  • Когда отмечается день Крещения Руси
  • Название
  • Что мы празднуем в этот день
  • В каком году произошло Крещение Руси, как это было
    • Святая Русь: до и после принятия христианства в 988 году
    • Откуда на Руси знали о Христе
    • Причины Крещения
    • Как это было
      • Языческая «реформа»
      • Князь-христианин?
      • «Если возьму Херсонес…»
      • Огнем и мечом?
  • История праздника Дня Крещения Руси
    • «Крещение Руси-Украины»
    • Статус праздника в наши дни, как отмечают его в России
    • Похожие статьи

Памятная дата — День Крещения Руси

По закону от 4 июля 2010 г., он является «памятной датой важного исторического события». Но это не совсем так. На самом деле историкам не известен не только точное число, но и месяц Крещения Руси. Поэтому дата дня Крещения Руси достаточно условная.

Когда отмечается день Крещения Руси

Ежегодно это – 28 июля. Его отмечают также православные Украины и Белоруссии.

Название

Оно не везде одинаково:

  • в России и Белоруссии праздник называется Днем Крещения Руси
  • на Украине отмечают «День Крещения Киевской Руси – Украины».

При этом «Киевская Русь» – не официальное именование государства, а обозначение учеными исторического периода его существования, когда столицей являлся Киев (позже, со 2 пол. XIII в., ею станет Владимир, затем – Москва). Поэтому украинское именование праздника с точки зрения исторической – некорректно. Не говоря о том, что название «Украина» (на славянском языке означающее «окраина») применительно к территории нынешней страны – позднее, не ранее XVI в.

Читайте также: 988 год: кто и зачем крестил Русь?

Что мы празднуем в этот день

Кто крестил Русь Князь Владимир

Церковно это – память великого князя Владимира, именно потому, что точный момент принятия Русью христианства неизвестен. Поэтому дата праздника, который считается гражданским, установлена, по сути, по тем же принципам, по каким Церковь устанавливает свои празднования. Это «очередные годовщины» того или иного события, но – обращение к его сути. Таким образом, три восточно-славянских народа отмечают:

  • память Крестителя Руси;
  • само принятие веры, которое связано с деятельностью равноап. Владимира.

В каком году произошло Крещение Руси, как это было

Школьные учебники, опираясь на летописи, называют годом Крещения 988 от Рождества Христова. Однако, в «Повести временных лет» под этим годом отмечено принятие веры только князем, его дружиной и жителями Киева – но не всей Русской землей. Этот длительный процесс занял по крайней мере несколько столетий. Поэтому дату, когда Русь действительно стала христианской, точно определить невозможно, а 988 г. считается годом Крещения в известной мере условно.

Святая Русь: до и после принятия христианства в 988 году

Откуда на Руси знали о Христе

Согласно Повести временных лет, первым принес веру на эти земли Апостол Андрей Первозванный: ведь, по церковному преданию, местом его проповеди была «Скифия», под которой понимали Северное Причерноморье, а также земли, которые лежали далее на север. Историки находят в изложенном летописцем предании множество несоответствий – например:

  • в Iв. славяне вовсе не жили на этой территории, населенной совсем иными народами, оставшимися на страницах исторических источников как чудь, весь, меря;
  • путешествие до района позднейшего Новгорода представлялось невероятным для Апостола, родившегося в жаркой Палестине – тогда как будущие славянские земли – северные, с холодным климатом.

Впрочем, историки не подвергают сомнению сам факт того, что предки современных русских, украинцев, белорусов могли слышать Апостольскую проповедь – ведь I в. от Р.Х. застает славянский этнос в Европе, где действительно звучало слово учеников Христа. Поэтому к V в., когда, славяне приходят на Восточно-Европейскую равнину, им, конечно, было известно о Христе. Кроме того:

  • среди служивших славянским князьям дружинников было немало христиан;
  • к концу VIIIв., когда летопись впервые говорит о распространении на славянских землях истинной веры, ее уже исповедовала большая часть европейских стран;
  • христианской была также мировая держава того времени – Византия; славян связывали с ней тесные торговые контакты, достаточно часты были военные столкновения.

Причины Крещения

Можно думать, что изначально это могли быть:

  • политический фактор; киевские князья, с 882 г. утвердившие свою власть над большей частью племен восточных славян, видели, что страна, хотя большая, обладающая немалыми природными ресурсами, стоящая сразу на двух торговых путях (знаменитом «из варяг в греки», по Днепру и далее и «Великом Серебряном пути», по которому с Каспия по Волге шло в Европу арабское серебро) – при всех материальных выгодах своего положения, не является внутренне единой; причину со времен княгини Ольги видели в отсутствии духовного единства – восточные славяне не были единым народом, но конгломератом племен, каждое из которых имело свои святыни, богов; напротив того, страны христианские – прежде всего Византия – демонстрировали единство и, как следствие, успешность;
  • фактор личного выбора, который все чаще делали русские князья; есть данные, что одними из первых приняли Христа Аскольд и Дир – притом, после их же нападения на Константинополь 860 или 866 г., когда силой Божией буря разметала их корабли – то было поражение не просто военное но – поражение языческой веры; в 957 г. приняла Крещение княгиня Ольга, правительница Руси после мужа, Игоря, также, по некоторым данным, склонявшегося к христианству, хотя веры не принявшего.

Любая из этих дат может быть названа «точкой отсчета», началом распространения христианства. Однако, именно с 988 г. процесс стал необратимым.

Как это было

Владимир, внук княгини-христианки Ольги, сам будущий креститель страны, стал великим князем Киевским с 978 г. Случилось это после нескольких лет междоусобной войны за Киевский «стол» братьев Ярополка, Олега и Владимира. При этом Ярополк, как думают историки, или был христианином, или тяготел к этой вере. А Владимира поддерживали ревностные киевские язычники. Победа осталась за ним.

Языческая «реформа»

Первые 10 лет правления прошли в попытках Владимира объединить Русь на основе почитания «отеческих богов»:

  • по его повелению, статуи божеств всех подвластных племен были свезены к Киеву, был устроен своего рода пантеон;
  • затем Владимир повелел всем воздавать почести дружинному божеству, Перуну, как верховному.

Между тем, язычество – религия, которую можно назвать локальной, она основана на культах местных божеств, «отвечающих» за ту или иную территорию или функцию (например, земледелие, торговлю или военное дело). Славянам, занимавшимся сельским хозяйством, не было никакого смысла кланяться военному богу дружины князя. «Реформа» ожидаемо провалилась.

Остается непонятным, как язычник Владимир вообще мог ее провести. «Не знал» о локальности славянских культов? Или… уже был не вполне язычником? Не начало ли сказываться уже тогда полузабытое воспитание бабушки, княгини Ольги, не пытался ли Владимир «создать» что-то вроде монотеистической религии с одним богом, хотя ложным?

Князь-христианин?

Под 986 г. летопись сообщает, что князь делает поворот в своей религиозной политике: обращается к христианству, более того – решает принять Крещение сам, причем при поддержке этого решения дружиной. Мы не знаем, что происходило тогда в душе правителя, как менялась его жизнь. Зато летописец сообщает, что Крещение откладывалось целых 2 года. У этого были причины политические, связанные… с христианской Византией:

  • здесь крайне неприязненно относились к Владимиру – сыну князя Святослава, воителя, которого византийцы наняли для захвата земель Болгарии (наемники-«русы» достаточно часто служили Византии) – а киевский правитель решил присвоить захваченное себе, даже – намеревался перенести столицу в город Переяслав;
  • кроме того, принятие Крещения Русью прямо увязывали с увеличением политического влияния империи на Руси, ее контролем за торговыми путями – а этого-то Владимир допускать не собирался.

Крещение откладывалось два года. Пока не представился благоприятный – опять-таки в политическом отношении – момент. В империи начался мятеж, поднятый полководцем Вардой Фокой. Власть императоров-соправителей Василия II и Константина VIII оказалась под угрозой.

Как пишет историк Яхъя Антиохийский, «и побудила его [императора Василия] нужда послать к царю русов — а они его враги, — чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И согласился он на это…». 

Но условиями военной помощи были не деньги. Владимир потребовал:

  • Крещения на своих политических условиях, с гарантией невмешательства Византии в дела страны;
  • руку царевны Анны, сестры императоров; это предложение было особенно унизительно для царей: гордые «ромеи» никогда не роднились с «варварами»; но Варда Фока уже стоял под Константинополем: пришлось согласиться.

Русскому войску удалось подавить мятеж. О том, что произошло далее, существуют различные мнения.

«Если возьму Херсонес…»

Летописец указывает, что Владимир осадил эту неприступную крепость в Крыму, причем осада продолжалась довольно долго – во время нее князь дал обет креститься «если возьмет Херсонес», что и было им сделано. В этом случае целью похода было принуждение императоров к исполнению обещаний, с чем они не спешили. Там же, в Херсонесе, состоялась и свадьба князя с Анной, отправленной братьями к Владимиру после его угрозы захватить таким же образом Константинополь.

Икона князя Владимира

Крещение киевлян. Роспись Владимирского собора в Киеве. Худож. В.М. Васнецов. 1885-1896 гг.

Другой версии держались некоторые историки XIX в. – А.А.Шахматов, Е.Е.Голубинский. Они признавали вышеизложенную «корсунскую легенду» позднейшей вставкой в летописный текст (стоит отменить, что подлинник Повести временных лет XI в. до нас не дошел, она известна только в копиях начиная с XIV в.). Между тем, некоторые другие источники, например, «Повесть и похвала князю Владимиру» монаха Киево-Печерской обители Иакова, указывают, что Корсунь Владимир брал, уже будучи крещен. В таком случае местом самого Крещения мог быть Киев или Василев, княжеская резиденция.

Огнем и мечом?

Представление о том, что Русь якобы была крещена насильно, также основано на летописном тексте, согласно которому Великий Новгород «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем» (речь о воеводах Владимира). Эту ситуацию некоторые историки, особенно в советские годы «проецировали» на весь процесс Крещения страны, делая вывод о том, что он проходил насильственно. Однако:

  • в тексте речь идет только о Новгороде, но не о всей Руси;
  • сопротивление жителей города новой вере объяснимо не столько неприятием ее, сколько – негативным отношением к Киеву (конкуренту в борьбе за влияние на Руси) и к самому Владимиру: ведь еще за несколько лет тот же Добрыня принуждал новгородцев поклоняться Перуну, а теперь велел бросить его статую в Волхов!

На самом деле русский князь, зависимый от своей дружины, старейшин городов, веча, просто не имел полномочий для насильственного насаждения веры. Так что процесс Крещения занял по крайней мере несколько столетий, а принятие веры князем, его дружиной, семьей, стало только первым шагом на этой долгой дороге.

История праздника Дня Крещения Руси

К XVI в. источники впервые фиксируют то, как определяли себя большинство населения страны, работавшего на земле: русское слово «крестьянин» означает «христианин», имя, которое было для жителя страны самым дорогим. Тогда же появляется понятие «Святой Руси» –– как места, принадлежащего Богу. Этот момент, вероятно, можно считать завершением Крещения страны. Но отмечать особый праздник в этой связи было при этом как-то не принято: верой просто жили. Так было столетия.

А потом пришли времена всеобщего отступления от Христа – последовали 70 лет безбожия. «Духовное возрождение» началось с конца 1980-х – именно в 1988 г. о значимости Крещения заговорили на государственном уровне. С 1990-х начался процесс, который многие называют «вторым Крещением» страны. Наши соотечественники, утратившие даже элементарные знания о христианстве, впервые за десятилетия вспомнили о своих корнях – иногда, правда, принимая за «истоки нашей культуры» нечто совсем иное.

«Крещение Руси-Украины»

Первоначально праздник возник именно с подачи тогдашнего президента Украины В.А.Ющенко. Названия «Киевская Русь» и «Украина» в именовании праздника – не случайны. Он имел отчетливый националистический подтекст.

По словам самого Ющенко, «это — преемственность тысячелетней истории Украины, нашей нации и государства. Это — неделимость Украинского народа и его единство вокруг идеи сильного государства и веры. Это — соборность всех украинцев и всех украинских земель вокруг родной государственной и духовной столицы — Киева. Это — большое присутствие Киева в мировой истории и его цивилизационное влияние на соседние земли и народы. Это — единство нашего государственного и духовного начала…».

Как видим, на первом плане здесь «сильное государство» причем именно «украинского народа» (понятие, появившееся не ранее XVII в.), его «цивилизационное влияние», вопросы же веры – вторичны. Так религия была использована для конструирования своего рода «альтернативной истории» Руси с доминированием одной из ветвей восточного славянства. Как известно, в Киеве до сих пор именуют Владимира «великим украинским князем», то же говорят, например, о Ярославе Мудром. Впоследствии другой президент уже назовет всех других восточных славян «очень дальними родственниками», не имеющими право на «наследство Киевской Руси»…

Статус праздника в наши дни, как отмечают его в России

В России и Белоруссии он принадлежит к числу «памятных дат», отмеченных в гражданском календаре.

Праздник имеет больше духовное значение, будучи посвящен событию, которое навсегда изменило судьбу народа. Именно поэтому Церковь, приняв это установленное государством празднование, встречает его колокольным перезвоном. В столице первый удар колокола звучит со звонницы Храма Христа Спасителя, затем ему вторят другие столичные церкви. А в Белоруссии в некоторых храмах, монастырях в этот день служится по древнему чину особая, крещальная литургия: во время нее совершается чин Крещения.

А молятся в этот день:

  • о духовном единстве славянских народов, которому служило Крещение Руси;
  • о том, чтобы происходящее сейчас «второе Крещение» приводило ко Христу все новых Его чад.

Мудрый Экклезиаст писал:

«Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас» (Еккл.1:9).

Было. И не раз. Но проносились бури, оканчивались суетные «политические реформы», манипуляции историей, а оставались – вера, Церковь, которую, по слову Христа, не одолеют врата ада. Именно об этом говорит праздник.

Наталья Сазонова

Похожие статьи

Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.

Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма

Помочь храму

Рекомендуем статьи по теме

Один из храмов Рязани

Сегодня, 28 июля, в России отмечается День Крещения Руси. Официально данный праздник был внесен в реестр памятных дат РФ в 2010 году и у нас в стране является важным днем для всех православных христиан.

Стоит отметить, что дата празднования выбрана не случайно и совпадает с Днем памяти князя Владимира Святого. Именно он является человеком, который, если можно так выразиться, «подарил» славянам Православие.

За заботу о своем народе князь Владимир получил прозвище «Красное солнышко», а после смерти был причислен к лику святых.

Касательно самого крещения Руси – это был довольно длительный процесс. В исторических документах указано, что начался он в 988 году.

До этого момента славяне, проживающие на Руси, были язычниками. Последнее представляло собой ряд верований, традиций и различных обрядов.

Согласно заявлениям историков, главной проблемой язычества было многобожие, что делало данную веру крайне «разношерстной». Так, в разных селениях славяне могли поклоняться своим богам. Для единства государства это создавало ряд проблем.

Одной из главных целей Владимира Святого было объединение государства под единой верой. Изначально князь намеревался сохранить язычество и даже создал единый пантеон богов. В то же время, большинство «соседей» Руси уже исповедовали монотеизм.

В поисках новой идеологии для своего государства князь «Красное солнышко» первым принял крещение и только после этого окрестил свой народ. В то же время, Православие им было выбрано не случайно.

Прежде, чем крестить Русь, Владимир тщательно изучил существующие религии, пригласив к себе послов из соседних государств. Впрочем, на выбор князя повлияла не только близость христианских канонов его мировоззрению, но и политические мотивы. Православие исповедовалось в Византии, с которой в то время у Руси были тесные как минимум торговые связи.

С момента крещения Руси в 988 году по всей стране начали возводиться православные церкви и храмы. В то же время, языческие идолы постепенно вытеснялись и уничтожались.

Крещение Руси стало важнейшей вехой в нашей истории, так как именно благодаря Православию славяне смогли объединиться под единой верой и идеологией.

Сегодня, 28 июля, уже по традиции, состоится крестный ход к памятнику князю Владимиру на Боровицком холме в Москве. Там же пройдет торжественный молебен.

Использованы фотографии:
Военное обозрение

56 комментариев


Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official


Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.

День крещения Руси отмечается ежегодно 28 июля. В этот день православные поминают князя Киевского Владимира (около 960–1015 — Прим. ред.) — крестителя Руси.

В 988 году киевский князь Владимир Святославович раз и навсегда изменил духовную жизнь русского народа. Как это происходило, и какие события повлек за собой переход в христианскую веру, рассказываем в материале 5-tv.ru.

Князь Владимир — до принятия крещения

Великий киевский князь Владимир жил в X–XI веках.  Его мать была из древлян, дочерью казненного святой Ольгой князя Мала за убийство ее супруга Игоря. Ольга смилостивилась над его детьми Добрыней и Малушей и взяла с собой. Добрыня стал хорошим помощником Владимиру в делах военного и государственного управления, а Малуша вышла замуж за сына княгини Святослава, хотя она и не одобряла брак с рабыней и ключницей.

В 970 году Святослав поделил Русскую Землю между тремя сыновьями: Киев — Ярополку, Овруч — Олегу, Новгород — Владимиру. Первые годы княжения Владимир позиционировал себя как яростный язычник. Он возглавляет поход против брата Ярополка-христианина и завладел киевским престолом, «покорив окрестные страны, одни — миром, а непокорных — мечом».

До принятия христианства молодой Владимир был известен как «великий распутник». У него было около 7 жен, в том числе наложница-вдова брата Ярополка, и 23 ребенка. Все изменилось, когда молодой князь попросил руки византийской царевны Анны взамен военной помощи императорам в виде войска варягов. По тем временам это было неслыханной дерзостью, ведь девушку царских кровей не могли выдать замуж за иноверца. Однако в сложных условиях Константинополь был вынужден согласиться с одним условием — если жених примет крещение и перейдет в христианскую веру.

Как крестили Русь: Из язычников в христиан

Владимир Святославович принял крещение, а вместе с ним обряд прошли некоторые его слуги, сыновья, жены (язычники могли иметь много жен) и часть боярского сословия. При этом от своих жен он отказался и позволил им выйти замуж снова, либо остаться одинокими. 

Греки, в свою очередь, не спешили со свадьбой. Князь Владимир, выполнив свою часть сделки, сильно разгневался и отправил войско на захват Херсонеса. Неприступный доселе оплот византийского господства на Черном море пал, а послы доставили Анну вместе с митрополитом Михаилом и свитой на венчание из Константинополя в Херсонес. Также ради совершения равного брака византийцы наделили Владимира цесарским (императорским) титулом.

Великий князь весной 988 года отправился с супругой через Крым, Тамань, Азовские земли обратно в Киев. Перед процессией с молебнами и песнопениями несли кресты, иконы и святые мощи. И вот в водах Днепра произошло историческое крещение киевлян. Накануне Владимир объявил: «Если кто не придет завтра на реку — богатый или бедный, нищий или раб — будет мне враг». Желание правителя было исполнено беспрекословно.

Владимир Медведев / ТАСС

Во всех городах по велению князя начали свергать языческих идолов, возводить церкви и крестить людей. Где-то приходилось менять веру «огнем и мечом». С первых веков христианства ведет начало обычай воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников. Следуя этому правилу, Владимир построил храм святого Василия Великого на холме, где находился жертвенник Перуна, и заложил каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (Десятинный) на месте мученической кончины святых варягов-мучеников.

Следом в Киеве возвели храм Софии — Премудрости Божией и кафедральный собор Пресвятой Богородицы. Тогда же ввели церковную десятину.Средством христианской проповеди были и знаменитые пиры святого Владимира: по воскресеньям и большим церковным праздникам после литургии.

В 1007 году князь перенес в Десятинную церковь мощи святой равноапостольной Ольги. А четыре года спустя, в 1011 году, там же была погребена его супруга Анна. После ее кончины князь вступил в новый брак — с младшей дочерью немецкого графа, внучкой императора Оттона Великого. По другим данным, последней женой стала неизвестная пленница.

В следующие годы правления Владимир сдерживал на рубежах Руси врагов, возводил города, крепости. Им построена первая в русской истории «засечная черта» — линия оборонительных пунктов против кочевников. Эпоха святого Владимира была ключевым периодом для государственного становления Руси.

В 1013 году князь пережил заговор против себя. Сын Святополк Окаянный хотел завладеть киевским престолом, опасаясь, что отец выберет себе другого наследника. Принесший притворное покаяние Святополк был оставлен на свободе. После сын Ярослав решил отделиться от отца, не платить дань и обрести независимость. 73-летний Владимир готовился к походу на Новгород, однако тяжело заболел и умер в загородной резиденции в селе Спас-Берестове 15 июля 1015 года. Приближенные постарались скрыть смерть от Святополка и избежать внутриусобной войны. Тело князя обернули ковром и тайно вывезли ночью в Киевскую Десятинную церковь, где и похоронили. Святые мощи положили в мраморной раке в Климентовском приделе Десятинного Успенского храма рядом с такой же мраморной ракой царицы Анны.

История праздника

Празднование равноапостольному Владимиру было установлено Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года помощью и заступлением святого была им одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами.

Впервые День крещения Руси отметили в 1888-м. Тогда по Российской империи прошли широкие праздничные гуляния. В Российской Федерации и православных странах СНГ праздник утвердили благодаря инициативе патриарха Алексия II. Епископ обратился к руководству страны с предложением добавить День памяти святого князя Владимира в список государственных памятных дат. Документ был подписан спустя два года.

Традиции праздника

По благословению патриарха Кирилла, ежегодно 28 июля ровно в полдень совершают праздничный колокольный звон. Также в храмах в этот день крестят  В День крещения Руси в Москве стало традицией совершать крестный ход к памятнику князю Владимиру на Боровицком холме. Священнослужители проводят молебен святому.

© РИА Новости / Сергей Пятаков

В храмах проходят торжественные службы, православные молятся святому князю Владимиру. В городах устраивают народные гуляния и проходят различные мероприятия:

  • концерты и гуляния;
  • театрализованные представления.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Церковные праздники на руси список
  • Церковные праздники рождество пасха
  • Церковный праздник во сне
  • Церковные праздники введение
  • Церковные праздники на предстоящей неделе