Церковные праздники василия

14 января Русская Православная Церковь чтит память святого Василия Великого. Что мы знаем об этом святом, его имени и традициях, связанных с его почитанием?

Приблизительное время чтения: 8 мин.


print

14 января Русская Православная Церковь чтит память святого Василия Великого. Что мы знаем об этом святом, его имени и традициях, связанных с его почитанием? 

Житие Василия Великого

Святой Василий был родом из Каппадокии, района в Малой Азии. Он родился в 330 году в городе Кесария и был старшим сыном в большой семье. Родители Василия были людьми верующими, поэтому дали сыну христианское воспитание, но они также были богатыми, благодаря чему Василий, как и его братья, среди которых знаменитый Григорий Нисский, получил блестящее светское образование. Будучи четырнадцатилетним подростком, он осиротел. Его отец  — известный юрист внезапно скончался, и святой Василий остался на попечении своей бабушки Макрины. С ней святой Василий жил в пригороде Кесарии вплоть до ее смерти. Макрина была не только свидетельницей гонений на христиан императора Диоклетиана, она сохранила воспоминания о святом Григории Неокесарийском Чудотворце, о котором многое рассказала святому Василию.

14 января – день памяти святителя Василия Великого

В 17 лет для совершенствования знаний святой Василий переехал сначала в Кесарию, затем в Константинополь, а позже в центр просвещения тогдашнего мира — город Афины. Здесь он учился в одной из Афинских школ вместе со своим другом Григорием Богословом, с которым познакомился еще в Кесарии. Святой Василий Великий с легкостью овладевал науками и непрестанно совершенствовался в них. Он отличался глубокими познаниями не только в естественных науках (математике, естествознании и медицине), но и в риторике, философии, владел несколькими языками. Как пишет Григорий Богослов о Василии Великом, «легче было выйти из лабиринта, чем его переспорить».

В возрасте примерно двадцати лет в 357 году он возвращается в Кесарию и становится адвокатом. В этот же год святой Василий был крещен епископом Кесарии Дианием. Он становится чтецом в церкви и через некоторое время оставляет адвокатскую практику, чтобы отправиться в путешествие, продолжавшееся два года. Святой Василий посетил несколько монашеских обителей Египта, Сирии и Палестины, где наблюдал знаменитых подвижников благочестия. Свой опыт впоследствии он положит в основу собственного монашеского устава, который по сей день остается авторитетным для всего христианского мира.

Вернувшись из путешествия, святой Василий раздал бедным свою часть отцовского наследства. И так как его имущество было значительным, он сумел также построить больницы и странноприемные дома. После чего уединился на реке Ирис. Вскоре здесь вместе с единомышленниками святой Василий создал аскетическую, монашескую общину. В своем «понятийском уединении» святой Василий много писал, в том числе им был создан ряд богословских трудов. На основе текстов Нового Завета он составляет сборник правил нравственной жизни.

Очень скоро Василий Великий начал участвовать в догматических спорах, которые волновали регион и Восточную Церковь в целом. А когда в 362 году на епископскую кафедру взошел знатный горожанин Евсевий, далекий от церковных проблем, то святой Василий Великий был приглашен и рукоположен им в пресвитера. Долгое время святитель Василий Великий занимается административными и церковными вопросами епархии, проповедует.

В 370 году, после смерти епископа Евсевия, святой Василий Великий возглавляет кафедру и остается на посту епископа на десять лет вплоть до своей кончины в 379 году. Он проявлял себя твердым и принципиальным, сдержанным и строгим в соблюдении канонов. Всегда заботится о благе Церкви.

Василий Великий  — богослов и философ много сил и внимания уделил литургическому творчеству. Наверное, никто из епископов не написал больше писем, чем Василий Великий. Его беседы и переписка дошли до наших дней. Мы обязаны святителю Василию нынешним текстом Символа веры. Им был написан трактат о святом Духе. Ряд творений святой Василий Великий посвятил толкованию Священного Писания, однако, до наших дней дошел только Шестоднев и комментарии к некоторым псалмам. Василий Великий написал устав монашеской общины, создал наставления для верующих, желающих преуспеть в христианском благочестии. Еще при жизни за подвижническую жизнь он был прозван в народе Великим.

Значение имени Василий

Имя Василий пришло в Россию из Византии, где оно было весьма популярно. Об этом свидетельствует большое число подвижников с именем Василий, причисленных к лику святых еще в эпоху Средневековья. Среди них отец Церкви святитель Василий Великий. В общей сложности Церковь вспоминает святых с именем Василий за год девяносто шесть раз. Среди них немало и новомучеников.

Имя Василий происходит от греческого прилагательного «βασίλειος», означающего «царский», «царственный». На протяжении нескольких столетий имя Василий было в России вторым по популярности после имени Иван. Имя Василий можно назвать княжеским, не только по его смысловому значению, но и потому, что его носили многие князья из рода Рюриковичей. Начало этому положил князь Владимир, который сам был крещен с именем Василий. С XIV века имя Василий упрочивает свое значение, становясь великокняжеским. Среди князей великого княжества московского можно вспомнить Василия I, Василия II. В любом случае, имя Василий было воспринято всеми сословиями. Так самый известный московский юродивый — Василий Блаженный — был по происхождению крестьянином.

Интерес к имени Василий в России стал снижаться только в начале XX века, когда оно с лидирующих позиций по популярности сначала сместилось в первую пятерку, а потом в первую десятку самых распространенных имен. К 60-ым годам XX века за именем Василий закрепился имидж деревенского имени. Поэтому именем Василий стали называть детей еще реже.

Но если в России интерес к имени Василий можно охарактеризовать как волнообразный, то в Греции он не снижается уже много веков. Святитель Василий Великий остается одним из наиболее почитаемых и любимых святых Греции. Оставаясь примером доброго пастыря, заботящегося об обездоленных, больных и сиротах, чуткого к чужим бедам и оберегающего свою общину, он стал прообразом греческого Деда Мороза. Именно от святого Василия дети в Греции получают подарки в Новый год.

Литургия Василия Великого. В чем ее особенность?

Десять раз за год чинопоследование литургии меняется, и служится особое богослужение, которое называется литургия Василия Великого.

Она совершается в день памяти святителя Василия — 14 января по новому стилю (1 января по ст.стилю), а также в первое, второе, третье, четвертое и пятое воскресенье Великого поста, в Великий Четверг и Великую Субботу. В зависимости от того, на какой день недели выпадает празднование Рождества Христова и Крещения Господня, литургия Василия Великого служится либо в сам день праздника, либо накануне в навечерие (сочельник) праздника.

Обычно, первое, на что обращают внимание верующие, это то, что литургия Василия Великого более продолжительная по времени, чем привычная для нас литургия Иоанна Златоуста. Песнопения, которые исполняются на литургии Василия Великого как будто бы протяжнее. Это происходит потому, что длиннее становятся молитвы, которые священник тайно произносит в алтаре, в первую очередь это евхаристическая молитва. Хор своим протяжным исполнением как будто бы заполняет паузы в службе. И конечно же не остается не замеченным отсутствие молитвы «Достойно есть…», вместо которой исполняетя «О Тебе радуется…». Дважды за службу верующие слышат имя Святителя Василия Великого: во время проскомидии и на отпусте.

Собор Василия Блаженного

14 января – день памяти святителя Василия Великого

На Красной площади в Москве стоит многоглавый, расписанный как сказочный терем собор XVI века — храм Покрова Божией Матери на Рву. Это официальное название храма. А неофициальное, но общеизвестное и общепринятое другое — собор Василия Блаженного. Так его называют, потому что под спудом одного из пределов покоятся мощи самого известного в Москве «Христа ради юродивого» Василия.

Сам Василий был выходцем из крестьянского сословия. Родился в 1469 году недалеко от Москвы. Как говорит житие, Василий уже в юности прославился даром «провидения сердец и мыслей человеческих». С шестнадцати лет Василий взял на себя подвиг юродства. И зимой и летом не носил одежды, спал под открытым небом, питался чем Бог подаст. Василий Блаженный без всякого страха обличал человеческое лицемерие и выводил на чистую воду всех, включая Грозного царя Ивана, который к удивлению многих смиренно принимал это. Когда Василий Блаженный скончался после тяжелой болезни в августе 1552 года, царь вместе с боярами нес его гроб на кладбище Троицкой церкви на Рву. Вскоре у гроба Василия Блаженного начали совершаться чудеса. И только тридцать лет спустя, в 1588 году патриархом Иовом Василий Блаженный был прославлен как местночтимый святой. День его памяти приходится на 2 августа.

В память о взятии Казани и по данному обету, царь Иван Грозный повелел возвести на месте Троицкой церкви новую. Ее главный алтарь посвятили празднику Покрова Пресвятой Богородицы, потому что именно в день этого праздника в 1552 году была взорвана одна из крепостных стен Казани, и город был взят. Собор строили  из кирпича, нового по тому времени материала (обычно в ход шел тесанный камень). На одном фундаменте возведено было сразу девять церквей (по числу побед, одержанных царем в ходе похода на Казань), а со временем добавили и два предела-пристройки над могилами блаженного Иоанна и Василия Блаженного.

Храм Василия Блаженного вплоть до конца XVI века был одной из самых высоких построек Москвы. Его высота составляет 65 метров. Почти каждое столетие вносило свои коррективы в облик собора Василия Блаженного. Его перекрашивали, достраивали, реставрировали, снова переделывали, что-то убирали, добавляло новое, при страивали, обносили чугунной оградой. Окончательно облик собора Василия Блаженного, включая сегодняшнюю расцветку маковок, сложился только к середине XIX веку. Храм Василия Блаженного не раз подвергался риску быть уничтоженным. Но храм Василия Блаженного продолжает стоять на своем месте и является визитной карточкой Москвы. В 1993 году банком России была введена в обращение банкнота номиналом в одну тысячу рублей. На одной из сторон банкноты изображен храм Василия Блаженного.

Васильев день

14 января, день памяти Василия Великого, в народном календаре называли Васильевым днем, или Овсень. В этот дети ходили по домам с песнями, наподобие колядок. С Васильева дня принято было наниматься на работы, поэтому с этого дня велся отчет хозяйственного года.

Тропарь святителю Василия Великого

глас 1

Во всю землю изыде вещание твое,/ яко приемшую слово твое,/ имже боголепно научил еси,/ естество сущих уяснил еси,/ человеческия обычаи украсил еси,/ царское священие, отче преподобне,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак святителю Василия Великого

глас 4

Явился еси основание непоколебимое Церкве,/ подая всем некрадомое господьство человеком,/ запечатлея твоими веленьми,// небоявленне Василие преподобне.

Изображение 1 — Феофан Грек. Святой Василий Великий. 1405

Изображение 2 — Собор Василия Блаженного — Фото Антона Денисенко

14 января в Русской Церкви продолжаются Рождественские святки. Согласно церковному Уставу, пост отменяется до Крещенского сочельника (18 января по новому стилю). Сегодня совершается праздник Обрезания Господня и память 15 угодников Божиих, известных по именам. Также в этот день во многих семьях празднуется старый Новый год, то есть гражданское новолетие по старому (юлианскому) календарю. Этот праздник возвращает нас к дореволюционным традициям, однако не является церковным.

Обрезание Господне. На восьмой день после Рождества Христова Богомладенец, как и другие младенцы мужского пола, согласно ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное в знак Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомством (Быт. 17, 10–14; Лев. 12, 3). Именно при совершении обрезания Спаситель получил Имя Иисус, возвещённое Пресвятой Богородице Архангелом Гавриилом в день Благовещения (Лк. 1, 31–33; Лк. 2, 21).

Как трактуют это христианские богословы, Господь принял обрезание, чтобы никто впоследствии не мог усомниться, что Он был не только истинным Богом, но и истинным Человеком. Впоследствии у христиан обрезание было заменено Таинством Крещения, в рамках которого также происходит и наречение имени.

* * *

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Вселенский учитель Православной Церкви, один из величайших святых IV столетия, глубоко почитаемый во всём христианском мире. Святитель Василий Великий родился около 330 года от Рождества Христова в Кесарии Каппадокийской в семье, прославившейся многими святыми. В юности он получил прекрасное образование в Константинополе и Афинах. Каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Он был философом, филологом, оратором, юристом и естествоведом, имевшим глубокие познания в медицине. Но настоящим призванием святого Василия стало богословие.

Святитель Василий стал одним из отцов Церкви, тех проповедников и богословов, кто заложил фундаментальные основания нашей церковной жизни. Именно он составил богослужебный чин Литургии, написал множество богословских трудов, в том числе о творении мира, а также книги против еретиков-ариан. Все личные средства святитель употреблял в пользу бедных: создал богадельни, странноприимные дома и лечебницы, устроил два монастыря – мужской и женский. Труды и болезни, заботы и скорби, а также подвиги воздержания быстро истощили силы святого, и уже в январе 379 года от Рождества Христова он преставился ко Господу, будучи 49 лет от роду.

Почитание святителя Василия распространилось среди всех христиан. Он стал настоящим учителем и наставником для многих поколений богословов. А потому неслучайно подмосковная Гимназия Святителя Василия Великого, в стенах которой сегодня возрождаются лучшие традиции русского классического образования, носит имя именно этого великого святого. Подробнее – в нашем материале «Вселенский учитель Церкви», опубликованном на страницах сайта Первого русского телеканала Царьград.

Святитель Василий Великий. Фото: www.globallookpress.com

Священномученик Василий Анкирский. Священнослужитель, борец против арианской ереси, пострадавший от еретичествующего Константинопольского патриарха-арианина Евдоксия. Погиб в период правления императора-язычника Юлиана Отступника, царствовавшего в Римской империи в 361-363 годах от Рождества Христова и тщетно попытавшегося возродить язычество.

Святая Емилия Каппадокийская. Подвижница IV столетия, мать святителя Василия Великого. Дочь христианского мученика, святая Емилия родила и воспитала, помимо Великого учителя Церкви Христовой, ещё четверых святых: преподобную Макринусвятителя Григория, епископа Нисскогосвятителя Петра, епископа Севастийского и праведную Феозву.

Преподобномученик Иеремия (Леонов), инок (1918), священномученики Платон (Кульбуш), епископ Ревельский, и с ним Михаил Блейве и Николай Бежаницкий, пресвитеры (1919), Александр (Трапицын), архиепископ Самарский, и с ним Иоанн Смирнов, Александр Иванов, Иоанн Сульдин, Александр Органов, Вячеслав Инфантов, Василий Витевский и Иаков Алферов, пресвитеры (1938). Православные архиереи, священники и инок, пострадавшие за верность Христу и Его Церкви в этот день в разные годы периода советских богоборческих гонений. Прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних угодников Божиих! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам – злат венец, а вам – доброго здоровья!»

Ва­си­лий Ве­ли­кий ро­дил­ся око­ло 330 г. в Ке­са­рии. В се­мье свт. Ва­си­лия к ли­ку свя­тых при­чис­ле­ны мать Эми­лия (па­мять 1 ян­ва­ря), сест­ра Мак­ри­на (па­мять 19 июля), брат Гри­го­рий (па­мять 10 ян­ва­ря). Отец был адво­катом, под его ру­ко­вод­ством Ва­си­лий по­лу­чил пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние, за­тем он обу­чал­ся у луч­ших учи­те­лей Ке­са­рии Кап­па­до­кий­ской, где по­зна­ко­мил­ся со свя­тым Гри­го­ри­ем Бо­го­сло­вом (па­мять 25 ян­ва­ря), а поз­же пе­ре­шел в шко­лы Кон­стан­ти­но­по­ля. Для за­вер­ше­ния обу­че­ния св. Ва­си­лий от­пра­вил­ся в Афи­ны – центр клас­си­че­ско­го об­ра­зо­ва­ния.

В Афи­нах Ва­си­лий Ве­ли­кий при­об­рел все до­ступ­ные зна­ния. О нем го­во­ри­ли, что «он так изу­чил все, как дру­гой не изу­ча­ет од­но­го пред­ме­та, каж­дую на­у­ку он изу­чил до та­ко­го со­вер­шен­ства, как буд­то не учил­ся ни­че­му дру­го­му. Фило­соф, фило­лог, ора­тор, юрист, есте­ство­вед, имев­ший глу­бо­кие по­зна­ния в ме­ди­цине, – это был как ко­рабль, столь на­гру­жен­ный уче­но­стью, сколь сие вме­сти­тель­но для че­ло­ве­че­ской при­ро­ды».

В Афи­нах меж­ду Ва­си­ли­ем Ве­ли­ким и Гри­го­ри­ем Бо­го­сло­вом уста­но­ви­лась тес­ней­шая друж­ба, про­дол­жав­ша­я­ся всю жизнь. Око­ло 357 г. свя­той Ва­си­лий воз­вра­тил­ся в Ке­са­рию, где вско­ре всту­пил на путь ас­ке­ти­че­ской жиз­ни. Ва­си­лий, при­няв Кре­ще­ние от епи­ско­па Ке­са­рий­ско­го Ди­а­ния, был по­став­лен чте­цом. Же­лая най­ти ду­хов­но­го ру­ко­во­ди­те­ля, он по­се­тил Еги­пет, Си­рию, Па­ле­сти­ну. Под­ра­жая на­став­ни­кам, вер­нул­ся в Ке­са­рию и по­се­лил­ся на бе­ре­гу ре­ки Ирис. Во­круг него со­бра­лись ино­ки. Сю­да же Ва­си­лий при­влек сво­е­го дру­га Гри­го­рия Бо­го­сло­ва. Они под­ви­за­лись в стро­гом воз­дер­жа­нии; при тя­же­лых физи­че­ских тру­дах изу­ча­ли тво­ре­ния древ­ней­ших тол­ко­ва­те­лей Свя­щен­но­го Пи­са­ния. В цар­ство­ва­ние Кон­стан­ция (337–362) рас­про­стра­ни­лось лже­уче­ние Ария. Цер­ковь при­зва­ла к слу­же­нию Ва­си­лия и Гри­го­рия. Ва­си­лий вер­нул­ся в Ке­са­рию, где в 362 г. был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на, в 364 г. – в сан пре­сви­те­ра. При им­пе­ра­то­ре Ва­лен­те (334–378), сто­рон­ни­ке ари­ан, в тя­же­лые вре­ме­на для пра­во­сла­вия к Ва­си­лию пе­ре­шло управ­ле­ние цер­ков­ны­ми де­ла­ми. В это вре­мя он со­ста­вил чин Ли­тур­гии, «Бе­се­ды на Ше­стод­нев», а так­же кни­ги про­тив ари­ан. В 370 г. Ва­си­лий был воз­ве­ден епи­ско­пом на Ке­са­рий­скую ка­фед­ру. Он про­сла­вил­ся сво­ей свя­то­стью, глу­бо­ким зна­ни­ем Свя­щен­но­го Пи­са­ния, ве­ли­кой уче­но­стью, тру­да­ми на бла­го цер­ков­но­го ми­ра и един­ства. Сре­ди по­сто­ян­ных опас­но­стей св. Ва­си­лий под­дер­жи­вал пра­во­слав­ных, утвер­ждая их ве­ру, при­зы­вая к му­же­ству и тер­пе­нию. Все это вы­зы­ва­ло нена­висть к нему ари­ан. Все свои лич­ные сред­ства он упо­треб­лял в поль­зу бед­ных: со­зда­вал бо­га­дель­ни, стран­но­при­им­ные до­ма, ле­чеб­ни­цы, устро­ил два мо­на­сты­ря – муж­ской и жен­ский.

Ари­ане всю­ду пре­сле­до­ва­ли его. Св. Ва­си­лию угро­жа­ли ра­зо­ре­ни­ем, из­гна­ни­ем, пыт­ка­ми и смер­тью. Он же ска­зал: «Смерть для ме­ня бла­го­де­я­ние. Она ско­рее при­ве­дет ме­ня к Бо­гу, для Ко­то­ро­го жи­ву и тру­жусь».

Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения истощили силы святителя, и 1 января 379 г. он преставился ко Господу, будучи 49 лет. Последними словами святителя были: «В руце Твои предаю дух мой» (Пс.30:6).

По кончине святителя Василия Великого, его тело было погребено в гробнице отцов, среди останков его предшественников по Кесарийской кафедре и мощей честных мучеников.

Церковь тотчас стала праздновать его память. Современник Василия Великого, епископ Амфилохий (память 23 ноября) так оценил его заслуги: «Он принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим».

В Константинополе долго происходили споры о том, кому из трех святителей следует отдавать предпочтение. Одна часть людей превозносила святителя Василия (память 1 января), другая стояла за Григория Богослова (память 25 января), третья почитала святителя Иоанна Златоуста (память 13 ноября).

От этого среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие – григорианами, третьи – иоаннитами.

По воле Божией в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти.

Святые мощи

Десница святителя Василия находится в Венеции, в православном греческом кафедральном соборе великомученика Георгия Победоносца. В ХVI веке она была преподнесена в дар греческой церкви одним из членов проживавшей там императорской семьи Палеологов. Из захваченного турками Константинополя святыню перевез митрополит Филадельский Гавриил (Севир).

Часть десницы, написавшей Божественную литургию, хранится в большом Метеорском монастыре Преображения Господня в Греции.

«Житие святого отца нашего Василия Великого, архиеп. Кесарийского» и «Собор трех великих вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого» в изложении свт. Димитрия Ростовского.

Святые с именем Василий в 2023 году почитаются 128 раз. Одна из этих дат – День Ангела человека, носящего имя Василий.

Январь

5 января     Василий Спасский , священномученик, иерей

Новомученик, 2000 ?

8 января     Василий Мазуренко , преподобномученик, иеромонах

Новомученик, 2006 ?

14 января     Василий Витевский , священномученик, иерей

Новомученик, 2000 ?

    Василий Анкирский , Кесарийский, мученик     Василий Великий , архиепископ, Кесарийский (Капподакийский) 15 января     Василий Петров , мученик

Новомученик, 2006 ?

20 января     Василий Архангельский , священномученик, иерей

Новомученик, 2003 ?

Февраль

12 февраля     Василий Великий , архиепископ, Кесарийский (Капподакийский) 3 святителя 14 февраля     Василий , исповедник, епископ, Солунский 15 февраля     Василий Залесский , священномученик, протоиерей

Новомученик, 2005 ?

17 февраля     Василий Иванов , мученик

Новомученик, 2002 ?

19 февраля     Василий Надеждин , священномученик, иерей

Новомученик, 2000 ?

    Василий , мученик 22 февраля     Василий Измайлов , священномученик, протоиерей 23 февраля     Василий , архиепископ, Новгородский 26 февраля     Василий Триумфов , священномученик, иерей

Новомученик, 2003 ?

    Василий Горбачев , священномученик, иерей

Новомученик, 2001 ?

Март

3 марта     Василий , епископ 5 марта     Василий Валаамский , преподобномученик 13 марта     Василий Декаполит , исповедник 14 марта     Василий Архипов , мученик

Новомученик, 2003 ?

    Василий Никитский , священномученик, иерей

Новомученик, 2000 ?

17 марта     Василий (Василько) Ростовский , мученик, князь     Василий Мирожский , Псковский, преподобномученик 20 марта     Василий Херсонесский , священномученик, епископ 24 марта     Василий Малахов , исповедник, иерей

Новомученик, 2005 ?

Апрель

2 апреля     Василий Соколов , священномученик, протодиакон

Новомученик, 2003 ?

4 апреля     Василий Анкирский , священномученик, пресвитер     Василий Зеленцов , священномученик, епископ, Прилукский

Новомученик, 2000 ?

5 апреля     Василий Коклин , священномученик, иерей

Новомученик, 2001 ?

    Василий Мангазейский , мученик 8 апреля     Василий Новый Константинопольский , исповедник 10 апреля     Василий Малинин , священномученик, протоиерей

Новомученик, 2002 ?

    Василий 25 апреля     Василий Парийский , исповедник, епископ

Май

1 мая     Василий Ратишвили 8 мая     Василий Поляномерульский (Пояна-Мэрулуйский) , преподобный 9 мая     Василий Амасийский , священномученик, епископ 12 мая     Василий Острожский , Требинский, Захолмский, Скендерийский, митрополит 13 мая     Василий Амасийский , священномученик, епископ (Обретение мощей) 19 мая     Василий , мученик 22 мая     Василий Колосов , священномученик, иерей

Новомученик, 2003 ?

23 мая     Василий Мангазейский , мученик (Перенесение мощей) 26 мая     Василий Соколов , священномученик, протоиерей

Новомученик, 2000 ?

31 мая     Василий Крылов , священномученик, иерей

Новомученик, 2003 ?

Июнь

1 июня     Василий Иванов , священномученик, иерей

Новомученик, 2000 ?

6 июня     Василий Мангазейский , мученик (Явление мощей) 12 июня     Василий Смоленский , священномученик, протоиерей

Новомученик, 2003 ?

14 июня     Василий Преображенский , священномученик, иерей

Новомученик, 2000 ?

20 июня     Василий Преображенский , епископ Кинешемский, исповедник (Иван.)

Новомученик, 2000 ?

21 июня     Василий Всеволодович Ярославский , князь (Обретение мощей) 23 июня     Василий Победоносцев , священномученик, протоиерей

Новомученик, 2002 ?

    Василий Рязанский , епископ (Обретение мощей)

Июль

1 июля     Василий Смирнов , священномученик, протоиерей

Новомученик, 2000 ?

    Василий Крылов , священномученик, иерей

Новомученик, 2000 ?

5 июля     Василий , преподобный, игумен, Паталарский 8 июля     Василий Милицын , священномученик, иерей

Новомученик, 2002 ?

    Василий Протопопов , священномученик, иерей

Новомученик, 2004 ?

11 июля     Василий Ситников , священномученик, диакон

Новомученик, 2002 ?

14 июля     Василий Глубокореченский , преподобный 16 июля     Василий , архиепископ, Новгородский     Василий     Василий Всеволодович Ярославский , князь     Василий Рязанский , епископ 18 июля     Василий , мученик 19 июля     Василий Афинянин , Аполлониадский (Македонский), мученик 28 июля     Владимир (в крещении Василий) , равноапостольный, великий князь

Август

10 августа     Василий Эрекаев , священномученик, иером

Новомученик, 2000 ?

13 августа     Василий Преображенский , исповедник, епископ, Кинешемский

Новомученик, 2000 ?

15 августа     Василий , мученик     Василий Спасо-Кубенский (Каменский) , преподобный     Василий Московский (Блаженный) , Христа ради юродивый 20 августа     Василий Аменицкий , священномученик, протоиерей

Новомученик, 2000 ?

24 августа     Василий Печерский , священномученик, иеромонах 25 августа     Василий Инфантьев , священномученик, иерей

Новомученик, 2002 ?

26 августа     Василий Александрин , мученик

Новомученик, 2000 ?

27 августа     Василий Богоявленский , священномученик, архиепископ, Черниговский

Новомученик, 2000 ?

Сентябрь

4 сентября     Василий Смирнов , священномученик, иерей

Новомученик, 2000 ?

10 сентября     Василий Сокольский , священномученик, иерей

Новомученик, 2000 ?

15 сентября     Василий Зеленский , священномученик, иерей

Новомученик, 2000 ?

16 сентября     Василий Красивский , священномученик, иерей

Новомученик, 2000 ?

    Василий Колмыков , священномученик, иерей 17 сентября     Василий Ежов , мученик

Новомученик, 2000 ?

20 сентября     Василий Сунгуров , священномученик, иерей

Новомученик, 2005 ?

22 сентября     Василий Шикалов , мученик

Новомученик, 2000 ?

    Василий Разумов , священномученик, иерей

Новомученик, 2000 ?

23 сентября     Василий Малинин , священномученик, иерей

Новомученик, 2000 ?

    Василий Максимов , священномученик, протоиерей

Новомученик, 2001 ?

Октябрь

3 октября     Олег (в иночестве Василий) Романович Брянский , преподобный, князь 4 октября     Василий Кондратьев , мученик

Новомученик, 2000 ?

    Василий Крымкин , священномученик, иерей

Новомученик, 2003 ?

7 октября     Василий Воскресенский , священномученик, диакон

Новомученик, 2000 ?

    Василий Виноградов , мученик

Новомученик, 2000 ?

13 октября     Василий Гурьев , священномученик, иерей

Новомученик, 2005 ?

15 октября     Василий Казанский , мученик 17 октября     Василий Цветков , преподобномученик, архимандрит

Новомученик, 2003 ?

21 октября     Василий Озерецковский , священномученик, иерей

Новомученик, 2000 ?

23 октября     Вассиан (Василий) Константинопольский , чудотворец, преподобный, игумен

Ноябрь

3 ноября     Василий Козырев , священномученик, иерей

Новомученик, 2000 ?

    Василий Никольский , священномученик, иерей

Новомученик, 2000 ?

4 ноября     Василий Богоявленский , священномученик, иерей

Новомученик, 2000 ?

8 ноября     Василий , мученик 11 ноября     Василий , мученик 13 ноября     Василий Архангельский , священномученик, протоиерей

Новомученик, 2003 ?

    Василий Колоколов , священномученик, иерей

Новомученик, 2001 ?

16 ноября     Василий Архангельский , священномученик, иерей

Новомученик, 2000 ?

    Василий Покровский , священномученик, иерей

Новомученик, 2000 ?

19 ноября     Василий Крылов , священномученик, иерей

Новомученик, 2000 ?

20 ноября     Василий Краснов , священномученик, иерей

Новомученик, 2000 ?

27 ноября     Василий Никольский , священномученик, протоиерей

Новомученик, 2004 ?

    Василий Лихарев , священномученик, иерей

Новомученик, 2000 ?

    Василий Розанов , священномученик, иерей

Новомученик, 2003 ?

29 ноября     Василий Соколов , священномученик, иерей

Новомученик, 2000 ?

Декабрь

3 декабря     Василий Канделябров , священномученик, иерей

Новомученик, 2002 ?

5 декабря     Василий Бова , священномученик, иерей

Новомученик, 2000 ?

8 декабря     Василий Парийский , священномученик, иерей

Новомученик, 2000 ?

9 декабря     Василий Агафоников , священномученик, протоиерей

Новомученик, 2002 ?

    Василий Колосов , священномученик, иерей

Новомученик, 2001 ?

    Василий Студницин , священномученик, протоиерей

Новомученик, 2001 ?

10 декабря     Василий Соколов , священномученик, протоиерей

Новомученик, 2000 ?

11 декабря     Василий , священномученик, диакон     Василий Византийский , мученик     Василий Завгородний , священномученик, иерей

Новомученик, 2000 ?

17 декабря     Василий Кашин , священномученик, диакон

Новомученик, 2000 ?

20 декабря     Василий Мирожин , священномученик, протоиерей

Новомученик, 2007 ?

22 декабря     Василий Ягодин , священномученик, протоиерей

Новомученик, 2000 ?

26 декабря     Василий Покровский , священномученик, иерей

Новомученик, 2007 ?

28 декабря     Василий Виноградов , священномученик, иерей

Новомученик, 2000 ?

Новый год — праздник, любимый практически всеми. Его ждут и взрослые и дети. Для того, чтобы новогоднее веселье отмечать подольше существует и Старый Новый год. Первый день Нового года по старому календарю назывался Васильевым днем по имени святого Василия Великого. О дате праздника в 2024 году, его истории и традициях — читайте в материале КП.

Когда отмечается Васильев день в 2024 году

Васильев день в 2024 году будет отмечаться 14 января. Эта дата неизменна.

История Васильева дня

Изобретатель иконостаса и первый в истории проповедник Василий Великий умер в первый день 379 года. После перехода на григорианский календарь Православная церковь стала чтить память Василия Великого по старому стилю (14 января). В христианской традиции праздник известен как день Обрезания Господня. Традиция празднования известна с четвертого века и отмечается в честь совершения обрезания над Иисусом Христом. День Обрезания Господня отмечается большинством христианского населения нашей планеты.

История Васильева дня у восточных славян берет начало еще в Киевской Руси. Древние наши пращуры связывали с этим праздником различные верования, гадания, приметы. До XVIII века это торжество было довольно популярно, его широко отмечали в семейном кругу.

Изобретатель иконостаса и первый в истории проповедник Василий Великий умер в первый день 379 года. После перехода на григорианский календарь Православная церковь стала чтить память Василия Великого по старому стилю (14 января). В христианской традиции праздник известен как день Обрезания Господня. Традиция празднования известна с четвертого века и отмечается в честь совершения обрезания над Иисусом Христом. День Обрезания Господня отмечается большинством христианского населения нашей планеты.

Таким образом, мы получили возможность отмечать сразу два Новых года.

Традиции Васильева дня

Посевание — восточнославянский древний обряд, совершавшийся в Васильев день. Как и многие старинные обряды разных народов, он был обращен к будущему урожаю. Люди с мясом (прежде всего, со свининой), пирогами, другой снедью, ходили в гости, колядовали. Свиное мясо было главным угощением праздника, так как Святой Василий считался покровителем свиней.

В этот день пекли изделия из пшеничной муки и варили кутью с маком, изюмом и орехами. Причем выпечку часто делали в форме фигурок зверей, дающих людям животную пищу — медведей, кабанов, коров, коз. Словом, богатое и сытное застолье с щедривками — застольными песнями — в этот день было непременно.

По окончании праздничной трапезы все односельчане собирались на улице, разжигали костер и бросали в огонь сноп пшеничных колосьев — дидух. Тем самым изгонялось все плохое из прошлого года. Кроме того, в ритуальный костер шла старая ветхая одежда и все предметы обихода, которые принесли несчастья в дом. Васильев день в старину был связан со всевозможными святочными играми, берущими свое начало еще в язычестве.

На праздник было принято умываться чистой водой. Считалось, что умывшись в колодце или роднике, можно было зарядиться энергией для добрых дел на целый год. В Белоруссии на Васильев день в воду клали медные, золотые и серебряные монеты. Медь и золото символизировали твердость и стойкость. Серебро, в основном, клали женщины, чтобы сохранить красоту и молодость.

Популярные вопросы и ответы

Какие приметы существуют у Васильева дня?

Если шел снег или стоял туман, то год будет урожайным. В канун Васильева дня нужно просить прощения и самим прощать. Первый гость в доме мужчина — к счастью, женщина — к несчастью. Деньги в доме — богат весь год. Если звезды до утра погаснут, не будет урожая гороха. Нет луны — весной не будет большой воды. Дует ветер — надует урожай орехов.

Как называли в старину Васильев день?

Овсень, Таусень, Баусень. Ученые проводят параллель с библейским восклицанием «Осанна!». Некоторым в названии слышатся овес и они связывают Васильев день с началом подготовки к посевным работам.

Какие восточнославянские народы празднуют Васильев день?

Кроме русских, украинцев и белорусов традиции праздника есть у словаков, чехов, болгар, поляков и сербов. Православными славянами почитается Василий Великий. Славяне-католики называют праздник Божьей матери Девы Марии. У финно-угорского народа коми праздник называется Василей Лун.

Андрей


На сегодня эта публикация уже заработала 237,90 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Краткое содержание:

  1. 1. Обрезание Господне
  2. 2. Старый Новый год (Васильев день)
  3. 3. Святки (8 день праздника)
  4. Обрезание Господне — история
  5. Что можно делать 14 января всем православным
  6. Что нельзя делать 14 января
  7. Народные приметы 14 января
  8. Именины 14 января
  9. Обсуждение

14 января 2022 Праздники по православному календарю. Что можно и нельзя делать в этот день. Приметы

14 января отмечаются 3 православных церковных праздника:

1. Обрезание Господне

Великий недвунадесятый праздник. Установлен в честь памяти о совершении обряда обрезания над Иисусом Христом на восьмой день после его рождения.

2. Старый Новый год (Васильев день)

Святителя Василия Великого

Церковь чтит память святого Василия Великого — архиепископа Кесарии Каппадокийской. Это один из трех каппадокийских отцов. Он изобрел иконостас. Написал много богословских сочинений. Годы жизни: ок. 330-379. К лику святых его причислили сразу после смерти.

3. Святки (8 день праздника)

Сплошная седмица. Период от Рождества до Крещения. Празднование имеет древнее происхождение.

Обрезание Господне — история

У древних иудеев полагалось проводить процедуру обрезания мальчикам на восьмой день жизни в знак союза Бога с праведным Авраамом и его потомками. Оно, по сути, заменяло в те времена современный обряд крещения и делало ребенка «Божьим», а не язычником. Будучи сыном еврейки, Христос тоже должен был пройти обрезание. Во время обряда ребенка нарекли именем Иисус, что означало Спаситель. Об этом говорится в Евангелии от Луки (Лк. 2, 21): «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве». По сути, Обрезание — это именины Спасителя.

Факт обрезания Христа в I веке н.э. являлся одним из доказательств для верующих людей, что Он был реальным, осязаемым человеком с плотью и кровью, то есть был истинно воплощенным.

В церковный календарь праздник Обрезания Господня вошел в IV веке. Его чтут на восьмой день после Рождества Христова — 14 января по новому стилю.

Что можно делать 14 января всем православным

  • В ночь с 13 на 14 января и весь день проходит Старый Новый год. Удивительный праздник имеет свои традиции и особенности. Как наверняка всем известно, Старый Новый год — это праздник по старому исчислению (юлианскому календарю), потому в некоторой степени он имеет те же традиции, что и обычный Новый год. Застолье, обилие блюд, веселье, загадывание желаний, нарядная ёлка, гирлянды, поздравления.
  • Святитель Василий Великий считается покровителем свиней и свиноводов, в народе даже получил имя Василий Свинятник. Память его отмечается 14 января, потому в этот день традиционной едой были блюда из свинины. Это может быть жареный поросёнок, какие-либо жареные, запечённые, вареные блюда со свининой или даже холодец из свиных ножек. У каждой хозяйки свои особенные рецепты.
  • Особенно правдивыми и сильными считаются гадания. Гаданий существует огромное множество, потому не будем на этом останавливаться, просто узнаем, почему именно гадания так популярны 14 января. Дело в том, что этот день считается переломным. Сейчас длятся Святки (От Рождества до Крещения). Васильев день делит их пополам. Если до этого числа Святки назывались «Святыми вечерами», то после и до самого их окончания «Страшными вечерами». Считается, что на всём протяжении Святок гадания особенно верные, однако именно в этот день они являются наиболее сильными.
  • Праздник нужно провести весело, в хорошем настроении, без ругани и скандалов, расстройств и грусти. Чем веселее и сытнее проведёте Старый Новый год, тем веселее и сытнее будет весь год. Однако нельзя спать долго. Лучше встать рано утром, чтобы не упустить удачу. Встав пораньше, нужно сразу умыться — защита от болезней. Если есть возможность умыться колодезной или родниковой водой, то это ещё более сильная защита.
  • Желательно, чтобы в доме был денежный запас, например, хотя бы небольшая сумма наличных денег, которая хранится в шкафу, кошельке или том месте, где вы их обычно прячете. По народным поверьям, запас денег привлечёт в дом хорошую прибыль.
  • В старину существовал ритуал для урожая. Дети рассыпали зерна на пол, как делается это при посеве, а самая старшая женщина в доме аккуратно собирала все зёрна и оставляла их храниться до весеннего посева. Эти зёрна нужно смешать с остальными, чтобы засеять их вместе.
  • Желательно надеть всё чистое, а лучшее новую одежду, ещё не ношеную — весь год будет удачливым, с обновками.
  • Хороший день для шопинга. Купленная сегодня обновка будет долго носиться, окажется удобной и красивой.
  • Купить новый веник — к богатству, оберег от бедности.
  • Пекли пряники в виде животных и дарили их гостям, родным, друзьям, соседям — для защиты домашних животных и скота от болезней.
  • В старину в этот день проводились колядования. Перед колядующими нельзя было закрывать двери или отказывать им в угощении. По приметам, такое поведение могло лишить хозяев дома удачи, благополучия и достатка.
  • В ночь с 13 на 14 января загадывают заветное желание. По народным поверьям, такое желание сбудется.
  • Весь день нужно провести так, как вы хотели бы провести весь год. Хотите весь год наслаждаться жизнью, смеяться, веселиться, хорошо кушать, ходить в любимые места, встречаться с друзьями и так далее? Именно так и проведите этот день.
  • Считается, что Старый Новый год нужно встретить у самого старшего в вашем роду. Это старинная традиция, которая говорит о том, что семья, собравшаяся у своих родителей или бабушек и дедушек, будет весь год дружна.
  • Чтобы войти в новый год без проблем, стоит примириться с теми, с кем у вас плохие отношения, сделать первый шаг или принять их предложение о дружбе.

Что нельзя делать 14 января

  • Нельзя отказывать тем, кто хочет помириться, наладить испорченные отношения. Если человек, с которым вы находитесь в разногласиях, проявляет такое желание, нужно пойти навстречу. Это привлечёт удачу в личных и финансовых делах.
  • Нельзя ругаться и ругать, вступать в конфликты. Это связано как с тем, что Василий Великий, память которого отмечает Православная Церковь, был миролюбивым человеком и не приветствует ссоры, так и с тем, что сегодня проходят Святки — разгул нечисти, которые цепляются к людям, проявляющим низменные черты характера.

  • Нельзя отказывать в помощи, особенно родственникам и друзьям. Однако в этот день нельзя давать в долг — можно отдать свой достаток. А вот в остальном отказывать не стоит, так как после отказа между вами может возникнуть непреодолимая преграда, и вы больше никогда не будете общаться как раньше.
  • Девушкам нельзя смотреться в чужое зеркало — свою красоту можно отдать владелице зеркала.
  • Не рекомендуется в этот день долго спать, иначе можно проспать свою удачу.
  • Нельзя есть рыбу — весь год молчать, держать язык за зубами.
  • Нельзя сквернословить, сплетничать, замысливать недоброе — весь год пройдёт в скандалах, проблемах, рядом со злыми людьми.
  • Нельзя что-то отдавать и выносить из дома — можно вынести удачу.
  • Нельзя заниматься тяжёлой работой. Если от работы нельзя отказаться, то хотя бы не брать на себя лишнего по своей инициативе.
  • Нельзя шить, вязать, плести, заниматься другими рукоделиями — можно сделать судьбу сложной и запутанной.
  • Нельзя забывать о скотине. Сегодня её нужно хорошо накормить и напоить, погладить, оказывать ей внимание и ласку. Весь год скотина будет сытой, здоровой и доброй.
  • Нужно постараться сегодня, а тем более вечером и за праздничным столом, не говорить тосты и пожелания с частицей «не».
  • Нельзя произносить или писать число «13».
  • Нельзя садиться за праздничный стол в чёрной или очень тёмной одежде — к трауру в течение года.
  • Нельзя совершать крупные финансовые операции, а также подсчитывать мелкие деньги.
  • Не рекомендуется работать по дому — мыть полы, стирать, ремонтировать, переставлять мебель.
  • Нельзя отказывать в милостыне на улице.
  • Нельзя стричь волосы и ногти.
  • Девушкам не стоит праздновать Старый Новый год в сугубо женской компании — весь год можно провести в одиночестве. Хотя бы ненадолго нужно сходить в такое место, где есть мужчины, пускай это будет даже какое-либо общественное место, торговый центр, ресторан, кафе, в гости к родственникам и друзьям.

Народные приметы 14 января

Желание, загаданное в ночь с 13 на 14 января, обязательно сбудется.

Если в этот день идет дождь, то на Пасху будет снег.

Гололёд на дорогах – к урожаю.

Растущая луна – к полноводью весной.

Если утром снег шел, то зима снежной будет, а весна – поздней.

Снегопад – к теплому лету.

Оттепель в этот день предвещает холодную погоду летом.

Звездная ночь – к богатому урожаю ягод.

Чтобы фруктовые деревья хорошо плодоносили, утром с них снег стряхивали.

Вьюга и метель – к хорошему урожаю орехов.

Снег или туман — год будет плодородным.

Сильный мороз или иней — к хорошему урожаю.

Ясное звёздное небо — будет много гороха и ягод.

Вьюга — ожидайте богатый урожай орехов.

Снег идёт с самого утра — к поздней весне.

Снег падает мелкий и лёгкий — к улучшению погоды.

Синицы свистят — день будет ясным.

Восточный ветер — жаркое и сухое лето.

Западный ветер — сырое лето.

Северный ветер — лето будет холодным.

Южный ветер — умеренное лето с хорошими урожаями.

Случайно надеть одежду наизнанку — перемены к лучшему.

Именины 14 января

Именины в этот день отмечают мужчины, названные при рождении Трофим, Федот, Александр, Богдан, Василий, Вячеслав, Григорий, Еремей, Иван, Михаил, Николай, Петр, Платон, Яков, Ян.

Из женщин 14 января именины отмечают Эмилии.

Родившийся 14 января не будет нуждаться в деньгах. Деньги будут идти к нему в руки, заработок не станет для него сложностью. Такой человек может стать очень богатым.

Заработали сегодня

Посмотреть

Ежедневный конкурс лучших постов
Подробнее

Читайте также


31.01.2023, 13:09

607

просмотров

Подробнее


13.01.2022, 13:05

810

просмотров

Подробнее


12.01.2022, 13:13

20 397

просмотров

Подробнее


13.01.2022, 13:41

109

просмотров

Подробнее


13.01.2022, 13:44

237

просмотров

Подробнее


13.01.2022, 13:05

207

просмотров

Подробнее


11.01.2022, 11:50

20 135

просмотров

Подробнее


11.01.2022, 23:12

806

просмотров

Подробнее


12.01.2022, 18:19

284

просмотрa

Подробнее


13.01.2022, 10:47

226

просмотров

Подробнее


12.01.2022, 20:11

249

просмотров

Подробнее


13.01.2022, 03:51

55

просмотров

Подробнее


12.01.2022, 17:06

382

просмотрa

Подробнее


12.01.2022, 20:40

95

просмотров

Подробнее


12.01.2022, 18:04

80

просмотров

Подробнее


13.01.2022, 07:34

95

просмотров

Подробнее

Источник фото: obzor-mest.ru

14 января отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых.

  • Церковные православные праздники 14 января
  • Обрезание Господне
  • Святки
  • Старый Новый год (Васильев день)

Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 14 января

Обрезание Господне

Великий недвунадесятый праздник. Установлен в честь памяти о совершении обряда обрезания над Иисусом Христом на восьмой день после его рождения.

На восьмой день после Своего Рождества Господь наш Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками. При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано Имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии. По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты).

В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся. Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку. Канон празднику написан преподобным Стефаном Савваитом. Вместе с обрезанием, воспринятым Господом как знамение Завета Бога с людьми, Он получил и Имя Иисус (Спаситель) как печать Своего служения делу спасения мира (Мф. 1, 21; Мк. 16, 17; Мк. 9, 38-39; Лк. 10, 17; Деян. 3, 6 Деян. 3, 16; Фил. 2, 9-10). Эти два события, совершившиеся в самом начале земной жизни Спасителя, напоминают христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2, 11). Само имя христианина свидетельствует о вступлении человека в Новый Завет с Богом.

Святки

8-й день

Сплошная седмица. Период от Рождества до Крещения. Празднование имеет древнее происхождение.

Святки – период народных зимних праздников. В 2019 году Святки начинаются 6 января (в Рождественский сочельник, с момента восхождения на небе первой звезды) и заканчиваются 18 января (в Крещенский сочельник, после освящения крещенской воды). Эти праздничные дни именуются у славян «от звезды до воды». Название «Святки» произошло от глагола «святить». Православные христиане в этот период святят (прославляют) Иисуса Христа.

История праздника

Первые упоминания о Святках относятся к IV веку. В этот период греческие христиане устраивали народные гулянья на протяжении двух недель после Рождества. На Руси после принятия христианства в святочный период сохранились языческие обряды ряженья, гаданий, плясок. Православная Церковь сначала не поддерживала славянские языческие ритуалы. Затем представители духовенства придумали «решение проблемы» – традицию окунания в прорубь на реке или озере в виде креста на Крещение. Такой обряд помогал смыть грехи, которые совершались на Святках.

Традиции и обряды праздника

На Святки люди ходят в храмы на богослужения, совершают таинство причащения. В эти дни принято проявлять милосердие: посещать больницы и детские дома, подавать милостыню малоимущим, делать благотворительные взносы. Для молодежи этот период ассоциируется с народными гуляньями. В сельской местности чтят древние традиции: колядуют, гадают на будущее и суженого.

Старый Новый год (Васильев день)

Святителя Василия Великого

Церковь чтит память святого Василия Великого – архиепископа Кесарии Каппадокийской. Это один из трех каппадокийских отцов. Он изобрел иконостас. Написал много богословских сочинений. Годы жизни: ок. 330-379. К лику святых его причислили сразу после смерти.

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской,

«принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной, и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим», – так говорил современник святителя Василия, святой Амфилохий, епископ Иконийский (+ 344; память 23 ноября).

Родился Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии. Он происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Дед и бабка святителя со стороны отца во время гонения Диоклетиана должны были скрываться в лесах Понта в течение семи лет. Мать святого Василия, Емилия, была дочерью мученика. Отец святителя, также по имени Василий, адвокат и известный преподаватель риторики, постоянно жил в Кесарии.

В семье было десять человек детей, пять сыновей и пять дочерей, из них пятеро были потом причислены к лику святых: Василий, Макрина (память 19 июля) – образец аскетической жизни, оказавшая сильное влияние на жизнь и характер святого Василия Великого, Григорий, впоследствии епископ Нисский (память 10 января), Петр, епископ Севастийский (память 9 января), и праведная Феозва – диакониса (память 10 января).

Первые годы жизни святой Василий провел в принадлежавшем его родителям поместье на реке Ирисе, где воспитывался под руководством матери и бабки Макрины, высокообразованной женщины, сохранившей в памяти предание о знаменитом святителе Каппадокии – Григории Чудотворце (память 17 ноября). Первоначальное образование Василий получил под руководством отца, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом, а позже перешел в школы Константинополя, где слушал выдающихся ораторов и философов. Для завершения образования святой Василий отправился в Афины – центр классического просвещения.

После четырех или пяти лет пребывания в Афинах Василий Великий обладал всеми доступными знаниями:

«Он так изучил всё, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому». Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в астрономии, математике и медицине, – «это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы».

В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Позднее, в похвальном слове Василию Великому, святитель Григорий Богослов восторженно говорил об этом времени:

«Нами руководили равные надежды и в деле самом завидном – в учении… Нам известны были две дороги: одна – к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая – к наставникам наук внешних».

Около 357 года святой Василий возвратился в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. Но вскоре, отказавшись от предложения кесарийцев, желавших поручить ему обучение юношества, святой Василий вступил на путь аскетической жизни.

После смерти мужа мать Василия со старшей дочерью Макриной и несколькими девственницами удалились в фамильное поместье на реке Ирисе и вели подвижническую жизнь. Василий же, приняв Крещение от епископа Кесарийского Диания, был поставлен чтецом. Как истолкователь Священных Книг, он сначала читал их народу. Затем, «желая снискать руководителя к познанию истины», святитель предпринял путешествие в Египет, Сирию и Палестину, к великим христианским подвижникам. Вернувшись в Каппадокию, он решил подражать им.

Раздав свое имущество бедным, святой Василий поселился недалеко от Емилии и Макрины на другом берегу реки, собрав вокруг себя иноков в общежитие. Своими письмами Василий Великий привлек в пустыню своего друга Григория Богослова. Святые Василий и Григорий подвизались в строгом воздержании: в жилище их, без кровли, не было очага, пища была самой скудной. Они сами обтесывали камни, сажали и поливали деревья, возили тяжести. От больших трудов мозоли не сходили с их рук. Из одежды Василий Великий имел только срачицу и мантию; власяницу носил только ночью, чтобы ее не было видно.

В уединении святые Василий и Григорий усиленно занимались изучением Священного Писания по руководствам древнейших толкователей и, в частности, Оригена, из произведений которого они составили сборник – Филокалия (Добротолюбие). В то же время Василий Великий по просьбе иноков написал сборник правил нравственной жизни. Своим примером и проповедями святитель Василий Великий содействовал духовному усовершенствованию христиан Каппадокии и Понта; многие устремились к нему. Образовывались мужские и женские монастыри, в которых Василий стремился соединить жизнь киновиальную с отшельническою.

В царствование Констанция (337–361) распространилось лжеучение Ария, и Церковь призвала к служению обоим святителям. Святой Василий вернулся в Кесарию. В 362 году он был рукоположен Мелетием, епископом Антиохийским в диакона, а затем, епископом Евсевием Кесарийским, в 364 году, посвящен в сан пресвитера.

«Но видя, – как повествует Григорий Богослов, – что все чрезвычайно почитают и хвалят Василия за мудрость и святость, Евсевий, по человеческой немощи, увлекся ревностью к нему и начал выказывать нерасположение к нему».

Монахи встали на защиту святого Василия. Чтобы не вызвать церковного разделения, он удалился в свою пустыню и занялся устройством монастырей. С приходом к власти императора Валента (364–378), решительного сторонника ариан, для Православия наступают тяжелые времена – «предстояла великая борьба». Тогда святой Василий спешно возвратился в Кесарию по вызову епископа Евсевия. По словам Григория Богослова, для епископа Евсевия он был «добрым советником, праведным предстателем, истолкователем Божия Слова, жезлом старости, опорой верным в делах внутренних, самым деятельным в делах внешних».

С того времени и церковное правление перешло к Василию, хотя по иерархии занимал он второе место. Проповеди говорил он ежедневно, и часто дважды – утром и вечером. В это время святой Василий составил чин Литургии; им написаны также Беседы на Шестоднев, на 16 глав пророка Исаии, на псалмы, второе собрание монашеских правил. Против учителя ариан Евномия, который с помощью аристотелевых построений придал арианской догматике научно-философскую форму, превращая христианское учение в логическую схему отвлеченных понятий, Василий написал три книги.

Святитель Григорий Богослов, говоря о деятельности Василия Великого в тот период, указывает на «пропитание нищих, странноприимство, попечение о девах, писанные и неписанные уставы для монашествующих, чиноположения молитв (Литургия), благоукрашения алтарей и иное». По кончине епископа Кесарийского Евсевия, в 370 году, на его кафедру был возведен святой Василий. Как епископу Кесарийскому, святому Василию Великому были подчинены 50 епископов одиннадцати провинций.

Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский (память 2 мая), с радостью и благодарностью к Богу приветствовал дарование Каппадокии такого епископа, как Василий, прославившегося святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства. В империи Валента внешнее господство принадлежало арианам, которые, по-разному решая вопрос о Божестве Сына Божия, были разбиты на несколько партий. К прежним догматическим спорам был присоединен вопрос о Святом Духе. В книгах против Евномия Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном. Сейчас же для полного выяснения православного учения по этому вопросу, по просьбе святого Амфилохия, епископа Иконийского, святитель написал книгу о Святом Духе.

Общее печальное положение усугублялось для епископа Кесарийского еще и такими обстоятельствами, как разделение Каппадокии на две части при распределении правительством провинциальных округов; антиохийский раскол, вызванный поспешным поставлением второго епископа; отрицательное и высокомерное отношение западных епископов к попыткам привлечь их к борьбе с арианством и переход на сторону ариан Евстафия Севастийского, с которым Василия связывала тесная дружба.

Среди постоянных опасностей святой Василий поддерживал православных, утверждал их веру, призывая к мужеству и терпению. Святым епископом написаны многочисленные письма к Церквам, епископам, клиру, частным лицам. Низлагая еретиков «оружием уст и стрелами письмен», святой Василий, как неутомимый защитник Православия, всю свою жизнь вызывал неприязнь и всевозможные происки ариан.

Император Валент, беспощадно отправлявший в изгнание неугодных ему епископов, насадив арианство в других малоазийских провинциях, явился в Каппадокию с той же целью. Он послал к святому Василию префекта Модеста, который стал угрожать ему разорением, изгнанием, пытками и даже смертной казнью.

«Всё это, – ответил Василий, – для меня ничего не значит, тот не теряет имения, кто ничего не имеет, кроме ветхих и изношенных одежд и немногих книг, в которых заключается всё мое богатство. Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом, и то место, на котором живу теперь, не мое, и всякое, куда меня ни кинут, будет мое. Лучше сказать: везде Божие место, где ни буду странником и пришельцем (Пс. 38, 13). А мучения что могут сделать мне? – Я так слаб, что только первый удар будет чувствителен. Смерть же для меня благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь, к Которому давно я стремлюсь».

Правитель был изумлен таким ответом.

«Может быть, — продолжал святитель, — ты не встречался с епископом; иначе, без сомнения, услышал бы такие же слова. Во всем ином мы кротки, смиреннее всякого, и не только пред таким могуществом, но и пред всяким, потому что так предписано нам законом. Но когда дело идет о Боге и против Него дерзают восставать, тогда мы, всё прочее вменяя за ничто, взираем только на Него Единого, тогда огнь, меч, звери и железо, терзающее тело, скорее будут для нас удовольствием, нежели устрашат».

Доложив Валенту о непреклонности святого Василия, Модест сказал:

«Побеждены мы, царь, настоятелем Церкви».

Ту же твердость Василий Великий обнаружил и перед лицом самого императора и своим поведением произвел на Валента такое впечатление, что он не поддержал ариан, требующих ссылки Василия.

«В день Богоявления, при многочисленном стечении народа, Валент вошел в храм и смешался с толпой, чтобы показать видимость единения с Церковью. Когда же в храме началось псалмопение, слух его поражен был как громом. Царь увидел море народа, и в алтаре и близ него благолепие; впереди же всех Василия, не воскланяющегося ни телом, ни взором, как будто в храме не произошло ничего нового, но обращенного только к Богу и престолу, а клир его в страхе и благоговении».

Святой Василий почти ежедневно совершал Богослужение. Он особенно заботился о строгом исполнении канонов Церкви, внимательно следя, чтобы в клир вступали только достойные. Неутомимо обходил он свои церкви, наблюдая, чтобы нигде не была нарушена церковная дисциплина, устраняя всякое лицеприятие. В Кесарии святой Василий устроил два монастыря, мужской и женский с храмом в честь 40 мучеников, где хранились их святые мощи. По примеру иноков, клирики митрополии святителя, даже диаконы и пресвитеры, жили в чрезвычайной бедности, трудились и вели жизнь чистую и добродетельную. Для клира святой Василий добивался освобождения от податей. Все свои личные средства и доходы своей церкви он употреблял в пользу бедных; в каждом округе своей митрополии святитель создал богадельни; в Кесарии – гостиницу и странноприимный дом.

Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения рано истощили силы святителя. Преставился святитель Василий 1 января 379 года в возрасте 49 лет. Незадолго перед кончиной святитель благословил святого Григория Богослова на принятие Константинопольской кафедры.

По преставлении святого Василия Церковь тотчас стала праздновать его память. Святой Амфилохий, епископ Иконийский (+ 394), в своем слове в день кончины святителя Василия Великого говорил:

«Не без причины и не случайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова. Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова. Посему-то и установлено в настоящий день ежегодно чтить память Великого празднованием и торжеством».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Церковные праздники на июль месяц
  • Церковный праздник вероники
  • Церковные праздники расписание
  • Церковные праздники болгарии
  • Церковные праздники на весь год