Церковные праздники введение

4 декабря православные России отмечают праздник, который в народе кратко называют Введение Богородицы, или даже просто Введение, а в Церкви - Введение во храм Пресвятой Богородицы. О том, что праздник этот у наших предков был чрезвычайно любим, свидетельствует и множество деревень под названием "Введенское", и широко распространенная фамилия - Введенские, и знаменитые введенские ярмарки, повсюду открывающиеся как раз в день церковного торжества. Введение считалось, с одной стороны, рубежом, когда зима вступала в свои права: "Введение пришло - зиму привело". С другой, праздник Введения возвещал о скором Рождестве: именно с этого дня в церквях начинают петь "Христос раждается...", и мы готовимся к празднику Рождества Христова. Иван Шмелев про этот день написал так: "Вот запели под Введенье на всенощной "Христос рождается, славите…", так Рождество уже засветилось, так сердце и заиграло, будто в нем свет зажегся".
"Введение Марии в храм". Тициан Вечеллио. 1485-1490 гг.

«Введение Марии в храм». Тициан Вечеллио. 1485-1490 гг.

Сегодня поэтическими строчками русского классика о том, что на Введение Рождество уже засветилось, и в сердце свет зажигается, статью, — увы! — не назовешь. В топы выходят заголовки типа: «Праздник Введения, что можно, а что никогда делать нельзя», и это отражение нашего формального отношения к церковному торжеству как к системе запретов, или, наоборот, обязательных ритуалов с магическим душком. Но, нет, все не так. Хотя про то, что можно, а что нельзя делать на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, я, конечно, скажу. Просто дело-то не в этом. А в чем? Давайте разбираться.

Более двух тысячелетий назад жители Назарета Иоаким и Анна привели свою трехлетнюю дочь Марию в Иерусалимский храм, и то, что затем произошло, было не просто символично, такие события в Церкви называют «знамениями», то есть чудесными, необычными явлением, через которое Господь проявляет Свое отношение к тварному миру. Трехлетняя девочка, приведенная родителями в храм, самостоятельно туда вошла, поднявшись без чьей-либо помощи по высоким ступеням — отсюда и название праздника: Введение во храм. Но что же было во всем этом необычное, знаковое и символическое?

«Введение Марии в храм», фрагмент. Тициан Вечеллио. 1485-1490 гг.

В Церкви есть слово, созвучное нашему обыденному «лестница», синоним ему. Это слово «лествица», означающее духовное восхождение. Так вот Деву Марию, Мать Христа в одном из церковных песнопений называют таинственной лествицей, по которой стосковавшееся человечество восходило на небо. И этот образ лестницы, лествицы, духовного восхождения к Богу имеет прямое отношение к празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы.

«Введение Марии во храм». Якопо Тинторетто. 1555 г.

Но прежде чем рассказать, в чем символика события, произошедшего с девочкой Марией две тысячи лет назад, надо вспомнить, каким было рождение Матери Христа. А оно было необычным, чудесным. Как известно, Мария родилась в семье праведных Иоакима и Анны из Назарета (сейчас север Израиля). Важно, что Иоаким происходил из рода царя Давида, ведь пророки предсказывали появление Мессии именно из Давидова колена. Иоаким и Анна были женаты уже много лет, но оставались бездетны. Однажды, когда Иоаким пришел в Иерусалим на большой праздник и принес в храм жертву — свой дар Богу. Книжник — то есть служитель церкви, знаток Моисеева Закона — публично отверг ее. Дело в том, что в те времена бесплодие считалось знаком Господней немилости, великим наказанием Божьим за грехи. А значит, по мнению служителя церкви, принимать жертву от таких «греховных» людей было бы неверно.

Обиженный, со стыдом и горечью Иоаким, у которого прилюдно не приняли его дар Богу, удалился из храма, он не осмелился вернуться домой и решил уйти к пастухам. Там в посте и молитве он провел сорок дней, моля Господа о том, чтобы Бог смилостивился и послал им с Анной ребенка. До Анны, конечно, дошли вести о том, что произошло в Иерусалимском храме, и, опечаленная, она тоже стала молить Господа, чтобы Он даровал им ребенка, и пообещала, что она посвятит его Богу. Анна вложила в свою мольбу всю душу, и, когда она закончила молиться, перед ней предстал Ангел Божий и сказал: «Твоя молитва услышана: вопли прошли через облака, слезы упали пред Престолом Господа. Ты родишь дочь благословенную, высшую из всех дочерей земных. Через Нее будет даровано спасение всему миру и наречется Она Марией». На древнееврейском Мария означает «возвышенная, превознесенная».

Согласно данному обету Иоаким и Анна посвятили своего ребенка Богу. Когда Марии исполнилось три года, родители привели Ее к храму в Иерусалиме и поставили на первую из пятнадцати ступеней, ведущих в храм.

«Введение Марии во храм», фрагмент «Мария и старец первосвященник Захария». Якопо Тинторетто. 1555 г.

Тут и свершилось событие необычное, всех удивившее: никем не ведомая и не поддерживаемая, трехлетняя Мария взошла по лестнице вверх. Окружающие были поражены, а старец первосвященник Захария, подчиняясь какому-то таинственному вдохновению, взял Марию и повел Ее за собой в сокровенную глубину храма, в «Святая Святых» — место, куда не позволялось входить не только ни одной из женщин, но куда не ступала нога обычных священников. Только первосвященники могли входить туда, да и то лишь раз в год — когда приносили в «Святая Святых» жертвенную кровь. Все присутствующие были поражены — девочку, столь отзывчивую к Святыне, оставили при храме, и Мария жила там до 12 лет. Встреча с Богом — это всегда не только Его призыв к нам — часто молчаливый, ступенями лествицы, поставленный перед нами. Встреча с Господом — это и наш ответ на Его призыв. Наш шаг навстречу Богу.

«Введение Марии во храм», фрагмент «Страждущие». Якопо Тинторетто. 1555 г.

«С вхождением в храм Пресвятой Богородицы свершилось чудо, — говорил архимандрит Иоанн (Крестьянкин). — Небо соединилось с землею, и вечность вошла во время, освящая его для вечности». До явления в мир Христа, до момента, когда Дева Мария станет Матерью Спасителя. оставались считаные годы… А пока в «таинственной глубине» Божьего дома — храма, детски чистая, чуткая душа девочки готовилась, воспитывалась, возрастала…

День Введения во храм Пресвятой Богородицы, часто считают детским праздником, именно в этот день принято приводить детей на первую исповедь. «Привести в Храм — это значит ввести жизнь в соприкосновение с Богом, дать жизни конечную цель и назначение, осветить ее изнутри светом высшего опыта», — говорил богослов Александр Шмеман. По православной традиции обычно дети начинают исповедоваться с семи лет. Часто свое первое детское религиозное переживание человек потом проносит через всю жизнь, настолько много в нем бывает много искренности, чистоты и ясности.

«Введение Марии во храм». Николо Дипр, ок. 1500 г.

И наконец, про «можно и нельзя». Хотя праздник Введения выпадает на Рождественский пост (28 ноября — 6 января), в честь него пост отменяется, но только по отношению к рыбе: и даже в монастырях на столах будут рыбные праздничные блюда.

Приблизительное время чтения: 17 мин.


print

Введение во храм Пресвятой Богородицы — праздник, который пришел к нам из Церковного Предания. В это день христиане вспоминают, как святые Иоаким и Анна привели трехлетнюю Деву Марию в Иерусалимский Храм. Так родители Богородицы исполнили свой обет — обещание посвятить долгожданную дочь Богу. Мы расскажем об истории, особенностях и традициях праздника.

Что такое Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — так полностью называется праздник, который Русская Православная Церковь отмечает 4 декабря (по новому стилю). Это второй двунадесятый богородичный праздник церковного года. Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и богородичные (посвященные Божией Матери).

В этот день православные христиане вспоминают, как святые праведные Иоаким и Анна привели свою трехлетнюю дочь — Пресвятую Богородицу — в Иерусалимский Храм. Сделали они это, чтобы исполнить свой обет перед Господом — посвятить дочь служению Ему. С этого дня Дева Мария жила при Иерусалимском Храме — до того самого момента, как была обручена праведному Иосифу.

Мы не найдем упоминания о событиях этого праздника в канонических Евангелиях, но о нем нам говорит Церковное Предание (которое почитается наравне со Священным Писанием). А именно — «История Иакова о рождении Марии», или «Протоевангелие Иакова» (II век), и «Евангелие Псевдо-Матфея» (латинская версия детства Девы Марии и Иисуса, сложившаяся к IX—X векам, но основанная на более ранних «евангелиях детства»).

События Введения во храм Пресвятой Богородицы

Когда Деве Марии исполнилось три года, ее праведные родители Иоаким и Анна поняли, что пришло время исполнить обет, который они дали Богу. А именно — посвятить дочь служению Ему. Они привели Марию к стенам Иерусалимского Храма. Как гласит Священное Предание, Богородица легко поднялась по крутым ступенькам, несмотря на то, что была совсем малышкой. Наверху ее уже ждал первосвященник, чтобы благословить. Согласно некоторым источникам, это был святой Захария, будущий отец пророка Иоанна Предтечи.

Захарии было откровение от Господа, и он ввел Марию в Святая Святых — место, куда разрешалось входить лишь первосвященнику, да и то всего один раз в год. С этого необычного для современников момента началась долгая, славная и трудная дорога Божией Матери.

Шли годы, Богородица жила и служила при Храме. Проводила свои дни в молитве, изучала Священное Писание — вплоть до момента, когда была обручена праведному Иосифу.

Когда празднуется Введение во храм Пресвятой Богородицы  

Введение во храм Пресвятой Богородицы празднуется 4 декабря по новому стилю (21 ноября по старому стилю). Это непереходящий праздник, то есть дата его неизменна.

Что можно есть на Введение во храм Пресвятой Богородицы  

Праздник приходится на Рождественский пост (его также называют Филиппов пост). В этот день разрешается есть рыбу. 

История празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы  

Как говорит Церковное Предание, праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы был известен уже в первые века христианства. Равноапостольная императрица Елена (годы жизни: 250-330) построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. А в IV веке о празднике писал святитель Григорий Нисский.

Широкое распространение праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы  получил лишь с IX века. Георгий Никомидийский и Иосиф Песнописей написали два канона для богослужения этого дня.

Иконография Введения во храм Пресвятой Богородицы  

Vvedenie

На иконах, посвященных событиям Введения во храм Пресвятой Богородицы, сама Божия Матерь изображается в центре композиции. На ней надет мафорий — традиционная одежда замужних женщин. Рядом стоят святые праведные Иоаким и Анна — родители, которые привели ее в Иерусалимский Храм.

Сам храм чаще всего изображается в виде кивория (шатер, сень над престолом). Встречает Деву Марию священник Захария, будущий отец пророка Иоанна Предтечи. Также на иконе мы видим лестницу из пятнадцати ступеней — по Преданию, трехлетняя Богородица преодолела их самостоятельно, без помощи взрослых.

Богослужение Введения во храм Пресвятой Богородицы  

В день Введения во храм Пресвятой Богородицы праздничное богослужение состоит из малой вечерни, всенощного бдения (с литией), часов и литургии. Устав службы практически не отличается от устава других двунадесятых богородичных празднований (Рождества Богородицы и Успения). Поются только песнопения праздника. Священнослужители одеты в белые и/или голубые облачения.

Молитвы Введения во храм Пресвятой Богородицы  

Тропарь Введения во храм Пресвятой Богородицы  

глас 4
Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Перевод:

Ныне предвестие благоволения Божия и предвозвещение о спасении людей: в храме Божием торжественно является Дева и всем предвозвещает о Христе; Ей и мы громогласно воскликнем: «Радуйся, исполняющая промышление о нас Создателя».

Кондак Введения во храм Пресвятой Богородицы  

глас 4
Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, Яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение Небесное.

Перевод:

Чистейший храм Спасителя, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божией, ныне вводится в дом Господень, совводя с Собою благодать Божественного Духа; Ее воспевают Ангелы Божии: «Она – жилище небесное». 

Величание Введения во храм Пресвятой Богородицы  
Величаем тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое.

Перевод:

Величаем Тебя, Пресвятая Дева, Богом избранная Отроковица, и почитаем Твой вход в храм Господень. 

Святитель Григорий Палама. Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы

Если «древо от плода своего познается», и «древо доброе плоды добры творит»(Мф.7:17; Лк.6:44), то Матери Самой Благости и Родительнице Вечной Красоты как не быть несравненно превосходнее, чем всякое благо, находящееся в мире естественном и сверхъестественном? Ибо Совечный и Неизменный Образ благости Превышнего Отца, Предвечное, Пресущее и Преблагое Слово, по неизреченному человеколюбию и состраданию к нам, возжелавши принять на Себя образ наш, дабы из ада преисподнейшего отозвать наше естество к Себе, дабы обновить это обветшавшее естество и возвести его на высоту пренебесную, – для всего этого находит самую добрую Служительницу, Приснодеву, Которую мы прославляем и чудесное Введение Которой во храм – во Святое святых ныне празднуем. Ее прежде веков Бог предназначает ко спасению и воззванию рода нашего: Она избирается из числа избранных от века и славных как по своему благочестию и благоразумию, так и по Богоугодным словам и делам.

Некогда виновник зла – змий превознесся над нами и увлек нас в свою пропасть. Много причин побуждало восстать его против нас и порабощать наше естество: зависть, соперничество, ненависть, несправедливость, коварство, хитрость и, в добавление ко всему этому, и смертоносная сила в нем, которую он сам породил для себя, как первый отступник от истинной жизни. Виновник зла позавидовал Адаму, увидев его стремящимся от земли к небу, откуда по справедливости он сам был низвержен и, позавидовавши, с страшной яростью напал на Адама, даже восхотел облечь его смертью. Ведь зависть – родительница не только ненависти, но и убийства, которое совершил над нами сей, воистину, человеконенавистник, лукаво пристав к нам, ибо он крайне несправедливо пожелал быть властелином над земнородными для погибели создания, сотворенного по образу и подобию Божию. И так как он не имел достаточно смелости, чтобы напасть самому лично, то он прибегнул к хитрости и лукавству и, приняв вид чувственного змия, обратившись к земнородному, как друг и полезный советник, этот, поистине, страшный враг и злоумышленник, незаметно переходит к действию и своим Богопротивным советом свою собственную смертоносную силу, как яд, вливает в человека.

Если бы Адам возможно крепко держался Божественной заповеди, то он оказался бы победителем своего врага и стал бы выше смертоносного осквернения; но так как, с одной стороны, добровольно поддавшись греху, он потерпел поражение и сделался грешником, а с другой стороны, будучи корнем нашего рода, рождал нас уже смертоносными отпрысками, то, чтобы нам уничтожить в себе смертоносный яд душевный и телесный и снова приобрести себе жизнь вечную, для нашего рода совершенно необходимо было иметь новый корень. Нам необходимо было иметь нового Адама, который не только был бы безгрешен и совершенно оставался бы непобедимым, но мог бы прощать грехи и избавлять от наказания подверженных ему, – и не только обладал бы жизнью, но и способностью оживотворять, чтобы сделать участниками жизни тех, которые прилепляются к Нему и принадлежат к Его роду, и не только представителей последующего за Ним поколения, а и тех, которые уже умерли до Него. Поэтому святой Павел, эта великая труба Святого Духа, восклицает:«бысть первый человек… в душу живу», а второй Человек «в Дух животворящ»(1 Кор. 15:45).

Но, кроме Бога, никто не безгрешен, не животворит и не может отпускать грехи. Поэтому новому Адаму надлежало быть не только Человеком, а и Богом, чтобы Он Сам по Себе был и жизнью, и премудростью, и правдой, и любовью, и милосердием, и вообще всяким благом для того, чтобы привести ветхого Адама в обновление и оживотворение милостью, премудростью, правдой, противоположными коим средствами виновник зла причинил нам смерть.

Таким образом, подобно тому, как этот исконный человекоубийца превознесся над нами завистью и ненавистью, и Начальник жизни был воздвигнут ради нас безмерным Своим человеколюбием и Своей благостью. Воистину, Он сильно возжелал спасения создания Своего, каковое спасение состояло в том, чтобы снова покорить его Себе так, как и виновник зла хотел погибели создания Божия, состоящей в том, чтобы поставить человека под свою власть, а самому с тиранством тяготеть над ним. И как тот доставил себе победу и человеку падение несправедливостью, коварством, обманом, хитростью своей, так и Освободитель стяжал Себе поражение виновника зла и обновил Свое создание правдой, премудростью, истиной.

Было делом совершенной справедливости, чтобы естество наше, которое добровольно было порабощено и поражено, само же снова вступило в борьбу за победу и свергло с себя добровольное рабство. Потому-то Богу и угодно было принять на Себя от нас наше естество, чудесным образом соединившись с ним Ипостасно. Но соединение Высочайшего Естества, чистота которого непостижима для нашего разума, с греховным естеством было невозможно прежде, чем оно очистит себя. Поэтому, для зачатия и рождения Подателя чистоты необходима была Дева совершенно Непорочная и Пречистая.

Ныне мы и празднуем память того, что некогда содействовало этому воплощению. Ибо сущий от Бога, Бог Слова и Сын Собезначальный и Совечный Всевышнему Отцу, соделывается Сыном Человеческим, сыном Приснодевы. «Иисус Христос вчера и днесь, Тойже и во веки» (Евр.13:8), неизменяемый по Божеству и непорочный по человечеству, Он один только, как о Нем предрек пророк Исаия,«беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех его» (Ис.53:9), – Он один зачался не в беззакониях, и рождение Его было не во грехах, в противоположность тому, как о себе и о всяком другом человеке свидетельствует пророк Давид (Пс.50:7). Он один был совершенно чист и даже не нуждался в очищении для Себя: ради нас Он принял на Себя страдание, смерть и воскресение.

Бог рождается от Непорочной и Святой Девы или, лучше, от Всепречистой и Всесвятой. Сия Дева не только выше всякого плотского осквернения, но даже выше и всяких нечистых помыслов, и зачатие Ее обусловливалось не похотением плоти, а осенением Пресвятого Духа. Когда Дева жила совершенно вдали от людей и пребывала в молитвенном настроении и духовном веселии, то Она изрекла Ангелу благовестившему: «се раба Господня: буди Мне по глаголу твоему» (Лк.1:38) и, зачав, родила. Итак, для того, чтобы оказаться Девой достойной для этой высшей цели, Бог прежде веков предназначает и из числа избранных от начала века избирает Сию, ныне восхваляемую нами, Приснодеву. Обратите внимание и на то, откуда началось это избрание. Из сынов Адамовых был избран Богом чудный Сиф, который по благоприличию нравов, по благолепию чувствований, по высоте добродетелей явил себя одушевленным небом, почему и удостоился избрания, из которого Дева – Боголепная колесница Пренебесного Бога – должна была родиться и воззвать земнородных к небесному усыновлению. По причине сего и весь род Сифа именовался «сынами Божиими»: ибо из этого поколения имел родиться Сын Божий, так как и имя Сифа означает восстание или воскресение (из мертвых), которое, собственно говоря, и есть Господь, обещающий и дарующий жизнь безсмертную верующим во Имя Его. И какая строгая точность этого прообраза! Сиф рожден был Евой, как она сама говорила, вместо Авеля, которого по зависти убил Каин (Быт.4:25), а Сын Девы, Христос, родился для нас вместо Адама, которого из зависти умертвил виновник и покровитель зла. Но Сиф не воскресил Авеля: ибо он служил лишь прообразом воскресения, а Господь наш Иисус Христос воскресил Адама, поскольку Он для земнородных есть Жизнь и Воскресение, для какового и потомки Сифа удостоились, по упованию, Божеского усыновления, быв названы чадами Божиими. А что вследствие этого упования они были наименованы сынами Божиими, это показывает первый так названный и по преемству получивший это избрание сын Сифа – Енос, который, по свидетельству Моисея, первый уповал на то, чтобы называться по имени Господа (Быт.4:26).

Таким образом, избрание будущей Матери Божией, начиная от самых сыновей Адамовых и проходя через все поколения времен, по предведению Божию, доходит до царя и пророка Давида и преемников его царства и рода. Когда же наступило время избрания, то из дома и отечества Давидова были избраны Богом Иоаким и Анна, которые, хотя были бездетны, но по своей добродетельной жизни и добрым нравам были лучше всех, происходивших из колена Давидова. И когда они в молитве просили у Бога разрешения безчадства и обещали Рожденное, с самого Его детства, посвятить Богу, им возвещается Богоматерь и даруется от Бога, как Чадо, – чтобы от таких многодобродетельных была зачата Предобродетельная и Пречистая Дева, чтобы, таким образом, и целомудрие в соединении с молитвой оплодотворилось, и Пречистая соделалась Родительницею девства, по плоти нетленно родивши Того, Кто по Божеству прежде веков рожден от Бога Отца. И вот, когда праведные Иоаким и Анна узрели, что они были удостоены своего желания и Божие обетование им осуществилось на деле, тогда они, как истинные Боголюбцы, с своей стороны, поспешили исполнить свой обет, данный Богу: привели ныне в храм Божий Это, воистину, Святое и Божественное Дитя-Богоматерь Деву, лишь только Она перестала питаться млеком. А Она, невзирая на столь малый возраст, была полна Божественных дарований и более других понимала, что совершается над Ней, и всеми Своими качествами являла, что не вводят Ее в храм, но что Она Сама по собственному побуждению приходит на служение Богу, как бы на самородных крыльях стремясь к священной и Божественной любви, будучи убеждена, что введение Ее в храм – во Святое святых и пребывание в нем есть желанная для Нее вещь. Поэтому-то и первосвященник, увидев, что на Отроковице паче всех пребывает Божественная благодать, пожелал вселить Ее во Святое святых и убедил всех охотно согласиться с этим. И Бог содействовал Деве и посылал Ей через Своего Ангела таинственную пищу, благодаря которой Она укреплялась по природе и соделалась чище ангелов, имея при этом в служении Небесных духов. И не только однажды Она была введена во Святое святых, но была принята Богом для пребывания с Ним в течение немалых лет: ибо через Нее в свое время имели открыться Небесные Обители и быть дарованы для вечного жительства верующим в чудесное Ее Рождение. Вот, значит, почему Избранная с начала века среди избранных оказалась Святою из святых. Имевшая Свое тело чище самих очищенных добродетелью духов, так что оно могло принять Само Ипостасное Слово Пребезначального Отца, – Приснодева Мария, как Сокровище Божие, по достоянию ныне помещена была во Святое святых, чтобы в надлежащее время, как и было, послужить к обогащению и к премирному украшению. Поэтому Христос Бог и прославляет Свою Матерь, как до рождения, так и по рождении.

Мы же, помышляя о соделанном ради нас через Пресвятую Деву спасении, воздадим Ей всеми силами благодарение и хвалу. И поистине, если благодарная жена (о которой повествует нам Евангелие), услышавшая немного спасительных слов Господа, воздала Его Матери благодарение, возвысив из толпы глас и сказавши Христу: «блажено чрево носившее Тя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк.11:27), то тем паче мы, христиане, которые имеем начертанными в сердцах словеса вечной жизни и не только словеса, а и чудеса и страдания, и через них восстановление из мертвых естества нашего, и вознесение от земли на небо, и обетованную нам безсмертную жизнь, и непреложное спасение, тем паче мы после всего этого не можем не прославлять и неустанно не ублажать Матери Начальника спасения и Подателя жизни, празднуя зачатие и рождение Ее и ныне Введение Ее в храм – во Святое святых. Переселим себя, братия, от земли горе, перенесемся от плоти к духу, предпочтем желание постоянного, а не временного. Предадим должному презрению плотские наслаждения, которые служат приманкой против души и скоро проходят. Возжелаем дарований духовных, как нетленно пребывающих. Отвлечем свой разум и свое внимание от житейских попечении и возвысим его в Небесные глубины – в то Святое Святых, где обитает ныне Богородица. Ибо таким образом и наши песнопения и молитвы с Богоугодным дерзновением и пользой будут доходить до Нее, и мы благодаря Ее предстательству, вместе с настоящими благами соделаемся наследниками будущих, нескончаемых благ, благодатью и человеколюбием нас ради родившегося от Нее Господа нашего Иисуса Христа, Ему же подобает слава, держава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и с Вечным и Животворящим Его Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. 

Митрополит Антоний Сурожский. Введение во храм Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В начале Рождественского поста мы благоговейно празднуем Введение Божией Матери во храм. Храм это удел Божий, это место, которое Богу принадлежит нераздельно, место, где ни мысли, ни чувства, ни воли не может быть иной, как воли Божией. И вот Пречистая Дева Богородица в юные, младенческие годы приводится в храм Господень, вступает в ту область, где, кроме Бога и Его путей, нет ничего. Она погружается в молитву, Она предстоит Живому Богу, Она предается женскому святому труду, который может быть выражением — если только сердце человека чутко и чисто — любви и заботы. И погруженная в эту стихию Божественного присутствия и человеческого преклонения, Она вырастает, из года в год, в полную меру Своей зрелости. И когда предстает перед Ней великий Архангел Благовещения и возвещает Ей о том, что, таинственно и непостижимо, родится от Нее Господь, Она отдается Ему безоговорочно, в трепете и смиренном послушании: Се, раба Господня, да будет мне по воле Его…
За эти годы всецелой погруженности в тайну Божию, в тайну любви Она стала способной стать Той, через Которую спасительная, преображающая, жертвенная и крестная любовь Божия войдет в мир. Святой Григорий Палама нам говорит, что так же было бы невозможно воплощение Сына Божия без соизволения Матери Его земной, как без воли Небесного Отца. Уйдя всецело в Божию волю, в тайну любви к Нему, и в Нем — ко всей твари, Она смогла произнести имя Божие, святое, таинственное имя, которое совпадает с Его личностью, всей мыслью Своей, всем сердцем Своим, всей волей Своей и всем телом Своим, и это Слово стало плотью, и поэтому мы благоговейно созерцаем эту неповторимую, единственную святость Божией Матери.

Но не напрасно этот праздник поставлен как бы преддверием нашего шествия навстречу Рождеству Христову, воплощению Слова Божия. И нам надлежит так приготовиться, так углубиться, так очистить свое сердце, освятить свою мысль, обновить свою волю, освятить и плоть свою, чтобы вечная жизнь, явленная во Христе, могла бы и в нас родиться, чтобы мы, погруженные в Его смерть, восставшие Его Воскресением в день нашего крещения, могли бы действительно так срастись с Ним, так быть с Ним едины, как члены тела между собой едины, как всё тело составляет одно целое с главой. Божия Матерь родила в мир Слово творческое и Любовь воплощенную; и нам дано молитвой, верностью евангельскому пути, любовью к Богу и к ближнему, отречением от себя самих, отдачей себя без остатка и Богу и ближнему нашему — и нам дано соединиться с Богом так таинственно, что и мы воскреснем со Христом и во Христе. Перед нами сейчас лежит путь, — пройдем же этот путь не просто в ожидании чуда в конце этого пути, а становясь живыми, творческими участниками этого пути, чтобы родился Господь и чтобы с Ним родилась бы в нас новая, ликующая, всё побеждающая любовь и жизнь вечная. Аминь.

Введенское кладбище

С праздником Введения Богородицы в России связано множество топонимов. Один из самых известных — Введенское кладбище.

Введенское кладбище (оно же Немецкое или Введенские горы) основано в 1771 году в период эпидемии чумы. Находится оно на востоке Москвы, в районе Лефортово. В XVIII-XIX веках называлось Немецким кладбищем, так как там хоронили в основном католиков и лютеран.

Кладбище получило свое название из-за Введенских гор (иначе Лефортовский холм). Это возвышенность на левом берегу Яузы (один из «семи холмов» Москвы). Горы в свою очередь получили название от некогда бывшего здесь села Введенское, а оно в свою очередь — от деревянной церкви Введения Богородицы во Храм, построенной на холмах  в 1643 году по указу царицы Евдокии Лукьяновна, второй жены царя Михаила Романова.

Стена и кладбищенские строения сооружены в конце XIX — начале XX века. В 1960-е годы территорию расширили, построили стену-колумбарий.

На кладбище захоронены многие известные люди, а часть памятников и надгробий, созданных знаменитыми архитекторами и скульптурами, признаны объектами культурного наследия.

Традиции празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы

На Руси по всем городам и селам проводились шумные и веселые введенские ярмарки.  Самой известной была широкая Московская. Здесь проходили рыбные торги, а коробейники предлагали покупателям попробовать с пылу, с жару булочек, кренделей, пряников, блинчиков, пирожков. Запивали все горячим медовым напитком — сбитнем.

На заставке фрагмент картины Введение во храм Пресвятой Богородицы (Тициан, 1534—1538)

Загрузка…

Введение (Вход) во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Даты

Историческое содержание

Праздник Введения во храм Богородицы — самый поздний среди двунадесятых. До VIII века воспоминание введения Девы Марии во храм было содержанием праздника Рождества Богородицы, о чем говорит 2-й канон Рождества Богородицы, составленный преподобным Андреем Критским (1 песнь, 2-й тропарь: «Свята́я Святы́х, во свято́м святи́лищи Младе́нец возлага́ется воспита́тися от руки́ А́нгеловы. Вси у́бо ве́рно спра́зднуим в рождестве́ Ея́»; 6-я песнь, 1-й тропарь: «Святу́ю Святы́х су́щу, целому́дреннии роди́тели Твои́, Чи́стая, возложи́ша Тя в хра́ме Госпо́дни воспита́тися че́стно и угото́ватися в Ма́терь Ему́»; 6-я песнь, 3-й тропарь: «Слы́шу Дави́да, пою́ща Тебе́: приведу́тся де́вы во след Тебе́, приведу́тся в храм Царе́в. И с ним Тя и аз, Дщерь Царе́ву, воспева́ю».

Отдельное празднование Введения Богородицы во храм зарождается в VIII веке и конкретно в Константинополе. Этот праздник упоминается преимущественно в византийских источниках и в его богослужении присутствуют песнопения только константинопольских авторов.

При этом на ранней стадии праздник еще не имел торжественного богослужения, да и не сразу стал общепризнанным. Из источников VIII века о празднике Введения упоминают лишь Синайское Евангелие 715 года и некоторые (далеко не все) Месяцесловы; также к VIII веку относятся две проповеди на праздник Введения святителя Германа Константинопольского. Далее, в древнейшей рукописи Устава Великой Церкви — Патмосском списке IX века, праздник только обозначен, но никакие песнопения или чтения не указаны. Таким образом, в VIII–IX веках праздник Введения Богородицы во храм только утверждается в годичном круге богослужения.

В X и особенно в XI веке праздник уже приобретает торжественное богослужение, предпразднство и попразднство, то есть основные черты, присущие великим праздникам. О дне предпразднства уже упоминается в 1-й редакции Студийского Устава — Студийско-Алексиевском Типиконе, то есть 20 ноября начинают отмечать как предпразднство Входа Богородицы уже в X веке. В то же время длительность попразднства увеличивалась постепенно: в Студийско-Алексиевском Типиконе указан 1 день попразднства, в Евергетидском (последняя треть XI в.) — 2 дня, а в Типиконах начала XIV века уже назначается 3 дня попразднства. Интересно, что во всех студийских Типиконах об отдании праздника не говорится; праздник Входа Богородицы получает день отдания (и, соответственно, 4 дня попразднства в целом) только в списках Иерусалимского Устава XIV века.

Развернуть

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Тропарь Введению во Храм Пресвятой Богородицы,
глас 4

Днесь благоволе́ния Бо́жия предображе́ние,/ и челове́ков спасе́ния пропове́дание,/ в хра́ме Бо́жии я́сно Де́ва явля́ется,/ и Христа́ всем предвозвеща́ет./ Той и мы велегла́сно возопии́м:// ра́дуйся смотре́ния Зижди́телева исполне́ние.


Перевод:

В сей день – предзнаменование Божия благоволения и спасения людей предвестие: в храме Божием Дева открыто является и Христа всем предвозвещает. Ей и мы громогласно воззовем: «Радуйся, предначертанного Создателем исполнение!»

Кондак Введению во Храм Пресвятой Богородицы,
глас 4

Пречи́стый храм Спа́сов,/ многоце́нный черто́г и Де́ва,/ свяще́нное сокро́вище сла́вы Бо́жия,/ днесь вво́дится в дом Госпо́день, благода́ть совводя́щи,/ Я́же в Ду́се Боже́ственном,/ Ю́же воспева́ют А́нгели Бо́жии:// Сия́ есть селе́ние Небе́сное.


Перевод:

Чистейший храм Спасителя, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божией, в сей день вводится в дом Господень, вводя благодать с Собою, ту, что в Духе Божественном. Ее воспевают Ангелы Божии; Она – скиния Небесная.

Молитва Пресвятой Богородице в честь введения Ея во Храм

О, Пресвята́я Де́во, Цари́ца Небеси́ и земли́, пре́жде век избра́нная Неве́сто Бо́жия, в после́дняя же времена́ прише́дшая в храм зако́нный на обруче́ние Жениху́ Небе́сному! Ты оста́вила еси́ лю́ди Твоя́ и дом отца́ Твоего́, во е́же принести́ Себе́ в же́ртву чи́стую и непоро́чную Бо́гови, и пе́рвая дала́ еси́ обе́т всегда́шняго де́вства. Да́руй же нам соблюда́ти себе́ в целому́дрии и чистоте́ и в стра́хе Бо́жием во вся дни живота́ на́шего, да бу́дем хра́мы Ду́ха Свята́го, наипа́че помози́ всем в подража́ние Твое́ во оби́телех живу́щим и обручи́вшим себе́ на служе́ние Бо́гови в чистоте́ де́вства провожда́ти житие́ свое́ и от ю́ности нести́ и́го Христо́во благо́е и ле́гкое, свя́то храня́ще обе́ты своя́. Ты провела́ еси́, Всечи́стая, вся дни ю́ности Твоея́ в хра́ме Госпо́днем вдали́ от собла́знов ми́ра сего́, в при́сном бо́дрствовании моли́твенном и во вся́ком воздержа́нии душе́вном и теле́снем, помози́ и нам отража́ти вся искуше́ния вра́жеския от пло́ти, ми́ра и диа́вола находя́щия на ны от ю́ности на́шея, и побежда́ти о́ныя моли́твою и посто́м. Ты в хра́ме Госпо́днем со А́нгелы пребыва́ющи, укра́силася еси́ все́ми доброде́тельми, наипа́че же смире́нием, чистото́ю и любо́вию и досто́йно воспита́лася еси́, да гото́ва бу́деши вмести́ти пло́тию Невмести́мое Сло́во Бо́жие. Сподо́би же и нам, одержи́мым го́рдостию, невоздержа́нием и ле́ностию, облещи́ся во вся́кое соверше́нство духо́вное, да угото́вает ки́йждо от нас с по́мощию Твое́ю одея́ние бра́чное ду́ши своея́ и еле́й доброде́лания, да не на́зи и негото́ви яви́мся во сре́тение Безсме́ртному Жениху́ на́шему и Сы́ну Твоему́, Христу́ Спаси́телю и Бо́гу на́шему, но да прии́мет ны с му́дрыми де́вами во оби́тели ра́йския, иде́же со все́ми святы́ми сподо́би нас вы́ну сла́вити и прославля́ти всесвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и Твое́ ми́лостивое заступле́ние всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Величание Пресвятой Богородице в честь введения Ея во Храм

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чтим е́же в хра́м Госпо́день// вхожде́ние Твое́.

Развернуть

Богословское содержание

– Введение Девы Марии во Храм было связано с Её посвящением Богу;
– богоугодная жизнь Девы Марии при Храме сказалась на Её духовно-нравственном совершенстве, на готовности к будущей миссии быть Матерью Бога по человеческому естеству

Иконография праздника

Православные иконы Введения во храм Пресвятой Богородицы отражают это событие, как правило, в следующих чертах.

В нижней части композиции — Божья Матерь. Хотя, соответствии с историческим контекстом, Она бывает представлена в образе ребёнка, что подчеркивается, в частности, Её малым ростом в сравнении со взрослыми людьми, однако особенности этого образа (например, выражение лица Девы Марии) отражают и такие Её качества, которые, скорее, характерны для взрослых людей (напомним, согласно Преданию, Богородице было тогда три года). Этим, в частности, указывается на осознанность происходящего Девой, Её свободное согласие на то, чтобы посвятить Себя служению Богу. На это же указывают Её руки, протянутые к встречающему Её первосвященнику Захарии.

Первосвященник изображается в соответствующем этому званию облачении, на фоне храма, обычно, склоненным и протягивающим руки в сторону приближающейся к нему Отроковицы: он не просто встречает Её: по вдохновению свыше он проявляет к Ней особое отношение. Заметим, что согласно преданию, отраженному, в частности, в святоотеческой литературе, первосвященник, встретив Деву Марию, ввёл Её во святое святых — особое помещение в храме, куда, согласно ветхозаветному обрядовому закону, не только женам, но и простым священникам вход был строго-настрого воспрещен: туда мог входить лишь сам первосвященник, да и то лишь в один день в году.

Этот факт отмечается на иконах Введения Пресвятой Богородицы во храм изображением Её ещё один раз, в верхней части иконы, где, собственно, и представлено святое святых. Рядом с Ней изображается ангел, несущий Ей небесную пищу. Тем, что Богородица изображается в верхней части композиции, указывается и на Её высокое духовно-нравственное достоинство.

В нижней части иконы, позади Девы, пишутся Её родители, праведные Иоаким и Анна, а за ними — благочестивые девы с зажженными свечами в руках (согласно преданию, они сопровождали Отроковицу по пути к храму). Руки родителей, как правило, бывают направлены в сторону Дочери: они вверяют Её первосвященнику, а если взглянуть на это действо глубже — вверяют под особое покровительство Божье. На покров Божий могут указывать красные покровы, натянутые между отмеченными на иконе строениями. Сами строения отображают храм (и другие иерусалимские здания), в тоже время они указывают на Горний Иерусалим.

Г.С. Битбунов. Иконография двунадесятых праздников. Введение во храм Пресвятой Богородицы

Развернуть

Богослужебные (литургические) особенности

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ УКАЗАНИЯ

Накануне вечером совершается всенощное бдение. См. в Минее на 21 ноябр. / 4 дек.

Служба совершается по стандартной схеме двунадесятого Богородичного праздника. Однако есть отдельные оригинальные особенности, которые нужно учитывать:

– праздник имеет особые паремии: из трех паремий с «обычными» Богородичными совпадает только 3-я паремия из книги Иезекииля (на Рождество Богородицы и другие праздники она читается 2-й паремией);

прокимен на утрене«Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое». Очень важно помнить об этой особенности, так как это один из немногих праздников, когда поется особый прокимен вместо «стандартного» «Помяну имя Твое…». К сожалению, многие диаконы не знают этой особенности и допускают грубую ошибку, возглашая на утрене праздника обычный прокимен «Помяну имя Твое…».

по 50-м псалме поется особая краткая стихира на «Слава» и на «И ныне» «Днесь Храм одушевленный…»;

канона два: 4-го гласа, составленный святителем Георгием, митрополитом Никомидийским (IX в.) по образцу канона Благовещения, и 1-го гласа (автор – святитель Василий, архиепископ Кесарийский, X в.). По уставу каждый канон поется на 8: ирмос дважды, тропари на 6.

катавасия «Христос раждается…»; с этого дня и до 31 декабря данная катавасия поется во все дни (кроме 5 декабря дня памяти прп. Са́ввы Освяще́нного, когда на утрене назначается катавасия 2-го рождественского канона: «Спасе́ лю́ди…»), когда на утрене поется славословие.

9-я песнь поется с мегалинариями, причем служба праздника имеет достаточно большое количество мегалинариев – 10 (семь в 1-м каноне и три во 2-м каноне).

Битбунов Г.С. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Праздник в православном богослужении

Развернуть

Каноны и Акафисты

Развернуть

Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты

Случайный тест

https://ria.ru/20221101/bogoroditsa-1828518262.html

Введение во храм Пресвятой Богородицы: дата, история, традиции праздника

Введение во храм Пресвятой Богородицы 2022: история праздника и какого числа

Введение во храм Пресвятой Богородицы: дата, история, традиции праздника

Введение во Храм Пресвятой Богородицы — один из важнейших православных праздников в честь Девы Марии, который приходится на Рождественский пост и имеет… РИА Новости, 01.11.2022

2022-11-01T20:50

2022-11-01T20:50

2022-11-01T20:50

религия

русская православная церковь

иисус христос

общество

москва

религия

православие

введение во храм пресвятой богородицы

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0b/01/1828491000_0:0:3072:1728_1920x0_80_0_0_5ac81216f20f1d8af002d4dd0dbe2714.jpg

МОСКВА, 1 ноя — РИА Новости. Введение во Храм Пресвятой Богородицы — один из важнейших православных праздников в честь Девы Марии, который приходится на Рождественский пост и имеет непереходящую дату. О том, какого числа его отмечают, история праздника, как проходит в этот богослужение в церкви, какой пост нужно соблюдать — в материале РИА Новости.Введение во храм Пресвятой БогородицыПолное название церковного праздника звучит так — Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Он относится к двунадесятым праздникам (12 важнейших событий после Пасхи, связанных с земной жизнью Иисуса Христа и Богородицы), и является самым поздним из них. “О введении Богородицы во храм мы знаем из церковного Предания, которое чтится наравне со Священным Писанием. В самой Библии эти события не описаны”, — поделилась Анна Бахтиярова, религиовед и историк.Речь идет об “Истории Иакова о Рождении Марии” (“Протоевангелие Иакова”). В книге рассказывается о появлении Богородицы на свет и ее служению Господу.День Введения во Храм Пресвятой Богородицы — один из самых больших праздников в православии, во время которого верующие вспоминают, как Иоаким и Анна оставили своего единственного и долгожданного ребенка в Иерусалимском храме, исполняя обет, данный перед рождением девочки — посвятить свое дитя Богу.Какого числа праздникПо юлианскому календарю Русская православная церковь ежегодно отмечает Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря, в то время как католики и православные церкви, использующие новоюлианский календарь, — 21 ноября.ИсторияИстория Введения во храм Пресвятой Богородицы начинается с ее праведных родителей:По словам религиоведа, Иоаким вел свою родословную от царя Давида, Анна была дочерью священника. Они были довольно богатыми людьми и треть дохода отдавали в храм. И только после 50 лет совместной жизни у них родилась дочь, которую они назвали Марией. То есть им было за 60 и рождение ребенка было чудом. Когда младенцу исполнилось три года, родители привели Марию к стенам Иерусалимского храма, исполнив обет. С ними пришло много народа. Девочку поставили на первую ступень храма, и она довольно легко взошла по 15 крутым ступеням.Первосвященник Захария ввел Марию в святая святых — место, куда разрешалось входить один раз в год только первосвященнику с очистительной кровью животного, в то время как женщинам не дозволялось туда входить ни под каким предлогом. С тех пор Богородица жила при храме вплоть до замужества.О том, как провела юность Пресвятая Дева, достоверной информации нет. Однако есть общие сведения, что Мария до 14 лет (по некоторым источникам, до 12 лет) воспитывалась в обществе благочестивых дев, читала Священное писание, молилась Богу и занималась рукоделием.Предание рассказывает, что после достижения этого возраста священник Захария (будущий отец Иоанна Предтечи) по указанию ангела устроил смотрины женихов. В мужья выбрали того, у которого чудесным образом расцвел посох — вдовца Иосифа. Он должен был помочь Марии соблюдать данные ей обеты.ЗначениеВведение во храм пресвятой Богородицы считают великим событием в православном мире. Само появление Марии на свет и ее стремительное и легкое восхождение по высокой лестнице в столь малом возрасте для многих казалось чудом. Кроме того, впервые в святая святых храм зашел не только священник, но и маленькая Мария. После этого события маленькую девочку начали считать богоизбранной — народ славил Бога и благодарил за святое дитя.Появление Марии на свет и ее Введение во храм является началом важных событий, одно из которых — воплощение Господа Бога в земной жизни через своего непорочно зачатого и рожденного Пресвятой Девой Сына.ТрадицииВведение Пресвятой Богородицы, помимо церковного праздника, это еще и народное торжество, история которого начинается с IV века.По словам эксперта, с этого дня начинались зимние гуляния-катанья. Особенно соблюдался обычай первого санного катания, если в доме были молодожены. Тогда в жилище сначала собирались гости на застолье, а потом выходили смотреть, как поедет «молодой князь со своей княгинюшкой». Если «князь» был боярского рода, то рядом бежали скоморохи, веселя округу.Также в этот день начинали свою работу большие ярмарки — после утреннего богослужения народ отправлялся обновлять гардероб, пробовать различные лакомства, веселиться и предлагать на продажу свои товары.ПриметыНарод связывал с этим праздником различные приметы:Из чего состоит богослужение в день праздникаПравославное празднование Введения во храм Пресвятой Богородицы включает малую вечерню, всенощное бдение (с литией), часы и литургии. Малая вечерня — это церковная служба перед солнечным закатом. Всенощное бдение (с литией) — служба, которая совершается накануне особо чтимых праздников и продолжается всю ночь. Часы — краткое богослужение, которое совершается между службами. Литургии — главные христианские богослужения с причастием (приемом святых даров с предварительной подготовкой).При этом устав службы не отличается от других двунадесятых праздников Богородицы. Священники одеваются в белые/голубые одежды. Проводятся песнопения, к которым лучше подготовиться заранее — взять с собой в церковь текст службы. Это поможет более глубокому осмыслению праздника и позволит следить за ходом песнопения.Что можно есть во время праздникаДвунадесятый праздник приходится на Рождественский пост. Разрешена вареная пища с постным маслом, благословляется рыба. В этот день введено послабление — можно выпить немного красного вина. Но также запрещены блюда животного происхождения — из птицы, мяса, яиц и молочных продуктов.При этом важно во время еды помолиться Богородице — о здоровье, защите детей и дома. Молиться следует искренне, с надеждой, изгоняя душевную тревогу. Не рекомендуется устраивать пышную трапезу — достаточно скромного обеда или ужина в кругу семьи.Что можно и нельзя делатьЗапреты в день Введения Пресвятой Богородицы тесно связаны как с религиозными правилами, так с народными приметами. Так, православная церковь запрещает в этот день:Например, ткачество запрещено по той причине, что это женское занятие имеет сакральный смысл — ткачиха уподобляется Богу, который “соткал” мир.В народе же устоялись свои “людские” запреты в праздничный день:Что же касается разрешенных и важных дел, то в первую очередь рекомендуется быть ответственным человеком — не опоздать на работу в этот день, выполнить обещания, не делать опрометчивых шагов, вдумчиво читать молитвы, посетить богослужение и продолжить соблюдение Рождественского поста.Молитвы Пресвятой БогородицеМолитв Святой Деве Марии довольно много, к наиболее читаемым относят:Так как Богородица является главной покровительницей представительниц слабого пола и материнства, именно ей молятся о семье, детях и здоровье большинство православных женщин и мужчин.

https://ria.ru/20181204/1541427936.html

https://ria.ru/20220919/pokrov-1817983882.html

https://ria.ru/20220913/bogoroditsa-1816536327.html

https://ria.ru/20220828/uspenie-1812391643.html

москва

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2022

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0b/01/1828491000_341:0:3072:2048_1920x0_80_0_0_2bbc04a8dceb6b9ba4cc741a76068989.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

русская православная церковь, иисус христос, общество, москва, религия, православие, введение во храм пресвятой богородицы

Религия, Русская православная церковь, Иисус Христос, Общество, Москва, Религия, Православие, Введение во храм Пресвятой Богородицы

  • Введение во храм Пресвятой Богородицы
  • Какого числа праздник
  • История
  • Значение
  • Традиции
  • Из чего состоит богослужение в день праздника
  • Что можно есть во время праздника
  • Что можно и нельзя делать
  • Молитвы Пресвятой Богородице

МОСКВА, 1 ноя — РИА Новости. Введение во Храм Пресвятой Богородицы — один из важнейших православных праздников в честь Девы Марии, который приходится на Рождественский пост и имеет непереходящую дату. О том, какого числа его отмечают, история праздника, как проходит в этот богослужение в церкви, какой пост нужно соблюдать — в материале РИА Новости.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Полное название церковного праздника звучит так — Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Он относится к

двунадесятым праздникам

(12 важнейших событий после Пасхи, связанных с земной жизнью Иисуса Христа и Богородицы), и является самым поздним из них. “О введении Богородицы во храм мы знаем из церковного Предания, которое чтится наравне со Священным Писанием. В самой Библии эти события не описаны”, — поделилась Анна Бахтиярова, религиовед и историк.

Речь идет об “Истории Иакова о Рождении Марии” (“Протоевангелие Иакова”). В книге рассказывается о появлении Богородицы на свет и ее служению Господу.

День Введения во Храм Пресвятой Богородицы — один из самых больших праздников в православии, во время которого верующие вспоминают, как Иоаким и Анна оставили своего единственного и долгожданного ребенка в Иерусалимском храме, исполняя обет, данный перед рождением девочки — посвятить свое дитя Богу.

Какого числа праздник

По юлианскому календарю Русская православная церковь ежегодно отмечает Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря, в то время как католики и православные церкви, использующие новоюлианский календарь, — 21 ноября.

История

История Введения во храм Пресвятой Богородицы начинается с ее праведных родителей:

“Родители Богородицы Иоаким и Анна долго оставаясь бездетными, молились о ребенке и дали обет посвятить чадо Богу. В те времена у иудеев было принято посвящать первенцев мужского и женского пола служению Богу”, — рассказывает Анна Бахтиярова.

По словам религиоведа, Иоаким вел свою родословную от царя Давида, Анна была дочерью священника. Они были довольно богатыми людьми и треть дохода отдавали в храм. И только после 50 лет совместной жизни у них родилась дочь, которую они назвали Марией. То есть им было за 60 и рождение ребенка было чудом. Когда младенцу исполнилось три года, родители привели Марию к стенам Иерусалимского храма, исполнив обет. С ними пришло много народа. Девочку поставили на первую ступень храма, и она довольно легко взошла по 15 крутым ступеням.

Первосвященник Захария ввел Марию в святая святых — место, куда разрешалось входить один раз в год только первосвященнику с очистительной кровью животного, в то время как женщинам не дозволялось туда входить ни под каким предлогом. С тех пор Богородица жила при храме вплоть до замужества.

О том, как провела юность Пресвятая Дева, достоверной информации нет. Однако есть общие сведения, что Мария до 14 лет (по некоторым источникам, до 12 лет) воспитывалась в обществе благочестивых дев, читала Священное писание, молилась Богу и занималась рукоделием.

Предание рассказывает, что после достижения этого возраста священник Захария (будущий отец Иоанна Предтечи) по указанию ангела устроил смотрины женихов. В мужья выбрали того, у которого чудесным образом расцвел посох — вдовца Иосифа. Он должен был помочь Марии соблюдать данные ей обеты.

Значение

Введение во храм пресвятой Богородицы считают великим событием в православном мире. Само появление Марии на свет и ее стремительное и легкое восхождение по высокой лестнице в столь малом возрасте для многих казалось чудом. Кроме того, впервые в святая святых храм зашел не только священник, но и маленькая Мария. После этого события маленькую девочку начали считать богоизбранной — народ славил Бога и благодарил за святое дитя.

Появление Марии на свет и ее Введение во храм является началом важных событий, одно из которых — воплощение Господа Бога в земной жизни через своего непорочно зачатого и рожденного Пресвятой Девой Сына.

Традиции

Введение Пресвятой Богородицы, помимо церковного праздника, это еще и народное торжество, история которого начинается с IV века.

“На Руси говорили: «Введенье пришло — зиму на Русь завело», «Наложило на воду Введенье толстое леденье». Также в старину этот праздник был днем первого зимнего торга. Москва начинала в этот день торговать санями”, — поделилась историк.

По словам эксперта, с этого дня начинались зимние гуляния-катанья. Особенно соблюдался обычай первого санного катания, если в доме были молодожены. Тогда в жилище сначала собирались гости на застолье, а потом выходили смотреть, как поедет «молодой князь со своей княгинюшкой». Если «князь» был боярского рода, то рядом бежали скоморохи, веселя округу.

Также в этот день начинали свою работу большие ярмарки — после утреннего богослужения народ отправлялся обновлять гардероб, пробовать различные лакомства, веселиться и предлагать на продажу свои товары.

Народ связывал с этим праздником различные приметы:

  • большое количество снега в этот день к хорошему урожаю;

  • по погоде на 4 декабря определяли, какая будет зима;

  • если в этот день морозно, то лето будет жарким;

  • лошадь не хочет выходить из стойла — к сильному снегопаду;

  • подрумянилась каша из печи — скоро будет снегопад;

  • пасмурная погода — к неурожаю;

  • вкушение блюд, приготовленных из рыбы в праздничный день — принесет спокойствие и гармонию в отношения;

  • лучше заранее перед праздником навести порядок в кладовой, чтобы порадовать домового.

Из чего состоит богослужение в день праздника

Православное празднование Введения во храм Пресвятой Богородицы включает малую вечерню, всенощное бдение (с литией), часы и литургии. Малая вечерня — это церковная служба перед солнечным закатом. Всенощное бдение (с литией) — служба, которая совершается накануне особо чтимых праздников и продолжается всю ночь. Часы — краткое богослужение, которое совершается между службами. Литургии — главные христианские

богослужения

с причастием (приемом святых даров с предварительной подготовкой).

При этом устав службы не отличается от других двунадесятых праздников Богородицы. Священники одеваются в белые/голубые одежды. Проводятся песнопения, к которым лучше подготовиться заранее — взять с собой в церковь текст службы. Это поможет более глубокому осмыслению праздника и позволит следить за ходом песнопения.

Что можно есть во время праздника

Двунадесятый праздник приходится на

Рождественский пост

. Разрешена вареная пища с постным маслом, благословляется рыба. В этот день введено послабление — можно выпить немного красного вина. Но также запрещены блюда животного происхождения — из птицы, мяса, яиц и молочных продуктов.

При этом важно во время еды помолиться Богородице — о здоровье, защите детей и дома. Молиться следует искренне, с надеждой, изгоняя душевную тревогу. Не рекомендуется устраивать пышную трапезу — достаточно скромного обеда или ужина в кругу семьи.

Что можно и нельзя делать

Запреты в день Введения Пресвятой Богородицы тесно связаны как с религиозными правилами, так с народными приметами. Так, православная церковь запрещает в этот день:

  • пропускать богослужение;

  • чрезмерно веселиться — важно соблюдать смирение и спокойствие;

  • работать по дому (убирать, гладить, шить, стирать и т.д.). Не рекомендуется даже готовить — лучше сделать еду накануне праздника;

  • отказывать просящему милостыню;

  • сквернословить, ссориться, сплетничать;

  • заключать браки — считается, что семейная жизнь будет несчастливой.

Например, ткачество запрещено по той причине, что это женское занятие имеет сакральный смысл — ткачиха уподобляется Богу, который “соткал” мир.

В народе же устоялись свои “людские” запреты в праздничный день:

  • нельзя копать — считалось, что земля в этот день отдыхает. Если кто-то нарушил такой запрет, то его могли ждать неприятности в новом году и неурожай;

  • принято ходить в гости, причем важно, кто первым заходит в дом. Если мужчина — к удаче, если женщина — к беде. Однако церковь не рекомендует ходить по гостям и участвовать в больших застольях;

  • женщинам не рекомендуется ходить в гости одним, лучше позвать с собой за компанию мужчину, чтобы “принести” богатство в дом;

  • нельзя давать деньги в долг и возвращать — могут быть финансовые проблемы в новом году;

  • нельзя вести разговоры о ведьмах и нечисти — можно навлечь беду;

Что же касается разрешенных и важных дел, то в первую очередь рекомендуется быть ответственным человеком — не опоздать на работу в этот день, выполнить обещания, не делать опрометчивых шагов, вдумчиво читать молитвы, посетить богослужение и продолжить соблюдение Рождественского поста.

Молитвы Пресвятой Богородице

Молитв Святой Деве Марии довольно много, к наиболее читаемым относят:

  • о здравии;

  • о даровании детей;

  • об исцелении от разных болезней и недугов;

  • о помощи в любви и замужестве;

  • об укреплении веры;

  • о помощи в родах;

  • о сохранении семьи;

  • о прощении грехов и многое другое.

Так как Богородица является главной покровительницей представительниц слабого пола и материнства, именно ей молятся о семье, детях и здоровье большинство православных женщин и мужчин.

В начале зимы, 4 декабря, верующие справляют важный церковный праздник — Введение во храм Пресвятой Богородицы. Торжество завершает цикл двунадесятых праздников в календарном году и посвящено одному из важнейших событий в земной жизни Девы Марии. «Известия» разъяснили читателям, как зародился праздник и как его принято отмечать.

Введение во храм Пресвятой Богородицы — 2022: история праздника

Сама история рождения Девы Марии — это рассказ о чуде и божественной воле. Богородица появилась на свет в семье праведной семьи из Назарета. Анна и Иоаким долгое время молили Бога ниспослать им ребенка, и тогда к супругам спустился ангел, пообещав им скорое рождение дочери, имя которой узнает весь мир. Тогда же муж и жена дали обет посвятить свое дитя Господу.

Когда Марии исполнилось три года, родители сдержали слово и повели девочку в Иерусалим, чтобы отдать ее в храм на служение Богу. Входя в храм, трехлетняя Мария с легкостью преодолела 15 крутых ступеней, а на крыльце ее уже ждал первосвященник Захария. Он знал, что видит перед собой особенного ребенка и в нарушение сразу нескольких запретов повел новоиспеченную воспитанницу в сердце храма, Святая Святых. По церковному закону священнослужитель мог зайти туда лишь раз в год с очистительной кровью жертвенного животного, а женщинам и вовсе был запрещен вход. Однако никто из присутствующих, несмотря на изумление, не возразил и не задал вопроса, так как каждый чувствовал, что происходит это по воле Божией.

До достижения возраста замужества Мария коротала свои дни в храме: прилежно молилась, постигала Божии заповеди и осваивала рукоделие. Когда девушке исполнилось 14 лет, ее надлежало выдать замуж. Однако юная воспитанница храма отказалась, напомнив, что с самого рождения была посвящена Господу.

Тогда Захария вновь обратился к молитвам, прося Всевышнего указать решение. К священнослужителю явился ангел, подсказавший, как выбрать хранителя для Марии. На смотрины созвали женихов «колена Иудова из дома Давидова». Божественное знамение указало на овдовевшего плотника Иосифа, чей посох чудесным образом зацвел. Мужчина был избран, чтобы помочь девушке соблюсти обеты и исполнить свое предназначение. Тогда Мария и Иосиф обручились и вернулись из Иерусалима в Назарет.

Введение во храм Пресвятой Богородицы — 2022: традиции праздника

Празднование Введения на Руси превращалось в торжества по случаю прихода зимы. Крестьяне доставали сани и собирались на зимнюю ярмарку, где продавали продуктовые запасы, теплые вещи и другие полезные товары на морозный сезон.

В церквях и храмах по случаю праздника проходят богослужения, прихожане ставят свечи и просят Богородицу о здоровье близких и гармонии в доме.

Семьи собираются за праздничным столом, однако торжество протекает скромно из-за Рождественского поста, на дни которого приходится праздник.

Введение во храм Пресвятой Богородицы — 2022: что можно и нельзя

Перед праздником в доме наводят порядок, однако в сам день торжества физический тяжелый труд под запретом. Кроме того, знаменательную дату нужно проводить с благими мыслями и намерениями, не оскорблять никого и не ругаться, помогать ближним и тепло встречать гостей.

Нельзя в день праздника заниматься заготовкой солений на зиму, а также копать землю и проводить любые сельские работы. Кроме того, ограничения диктует и Рождественский пост: запрещено употреблять в пищу продукты животного происхождения, в частности мясо, птицу, яйца, молоко. В честь праздника разрешается сделать послабления в виде рыбных блюд. Из алкогольных напитков допустимо лишь красное вино в малых количествах.

Последний в году великий Рождественский пост начался 28 ноября — «Известия» рассказали, какие правила необходимо соблюдать на протяжении этого периода и когда он подойдет к концу.

Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы, 4 декабря 2022 года: традиции и особенности, запреты, обязательные дела и приметы

Православные верующие 4 декабря 2022 года будут отмечать праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы. Он имеет свои традиции, запреты и приметы, которых необходимо придерживаться. Чтобы не согрешить, нужно знать, что можно делать в этот день, а чего не стоит.

Что можно делать в праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы, 5 обязательных дел

Первым делом в праздничный день всем верующим необходимо отправиться в храм, чтобы иметь возможность поприсутствовать на торжественной службе, прочесть молитвы и почтить память Пресвятой Богородицы. В этот день можно обратиться к святой за помощью и попросить ее о том, чего так не хватает.

В праздник рыбаки могли последний раз в этом году отправиться на рыбалку, ведь потом вся выловленная рыба окажется невкусной, да и улова как такового не будет.

Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы, 4 декабря 2022 года: традиции и особенности, запреты, обязательные дела и приметы

4 декабря 2022 года разрешается выпить немного красного вина и съесть рыбу, невзирая на то, что продолжается Рождественский пост.

Согласно существующей традиции, женщины могут первый раз отвести своего ребенка в церковь.

Если одинокая представительница прекрасного пола хочет выйти замуж, то ей необходимо обратиться за помощью к святой. Лучше всего сделать это перед отходом ко сну.

Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы, 4 декабря 2022 года: традиции и особенности, запреты, обязательные дела и приметы

По давно существующим традициям молодожены, которые ранее обвенчались, открывали санные катания. После этого они созывали к себе в гости родственников и угощали их разными снадобьями. Принято в этот день петь песни и прославлять молодую семейную пару.

Что нельзя делать в праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы, 7 страшных запретов

Поскольку Рождественский пост еще продолжается, то в этот день нельзя устраивать шумные застолья и веселья. Также не разрешается есть пищу животного происхождения. Верующим и соблюдающим пост необходимо есть только постную пищу.

Важно в праздник отказаться от рукоделия, иначе можно привлечь в свою жизнь много бед и неприятностей.

В праздничный день нежелательно пропускать богослужение. В случае, если нет возможности отправиться в храм, можно дома прочесть молитву перед иконой Пресвятой Богородицы.

Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы, 4 декабря 2022 года: традиции и особенности, запреты, обязательные дела и приметы

Не следует в праздник отказывать нуждающимся людям, а также тем, кто будет обращаться за помощью. Делая добро другим, оно вам тоже вернется. При этом и зло не дремлет, поэтому не стоит никого обижать.

Не принято в этот праздник устраивать свадьбы, иначе семейная жизнь окажется недолгой и не принесет счастье.

Под большим запретом ссоры, ложь, сквернословие и выяснение отношений — все это может привести к беде и массе неприятностей.

Нельзя в данный день давать в долг и занимать деньги, иначе потом их будут отдать очень тяжело. С тем, у кого они будут взяты, могут испортиться отношения.

Запрещается ругать и кричать на домашних животных, иначе можно их потерять. Лучше всего приласкать и обнять, тогда никаких проблем не будет.

Народные приметы на 4 декабря

Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы, 4 декабря 2022 года: традиции и особенности, запреты, обязательные дела и приметы

Особое внимание люди старались уделять приметам.

  • Сильный холод в праздник указывает на то, что зима будет снежной.
  • Если первый снег выпал до 4 декабря, то он пролежит до весны.
  • Светлый и солнечный день указывает на богатый урожай хлеба в новом году.
  • Сильный мороз указывает на жаркое лето.
  • Какая погода будет 4 декабря, такую следует ожидать и на Рождество.
  • Вода в данный день обретает целебные свойства.
  • Если церковные колокола громко звучат, следует ожидать сильный мороз, а если глухо, то нужно готовиться к снегопаду.

Источник: Newstes.ru — материалы могут быть скопированы ресурсом на других платформах без ведома их авторов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Церковные праздники на предстоящей неделе
  • Церковный праздник виктории
  • Церковные праздники рисунки
  • Церковные праздники василия
  • Церковные праздники на июль месяц