Церковный православный праздник 4 декабря 2020

Православный Церковный календарь за 4 Декабря 2020 года - Седмица 26-я по Пятидесятнице. Введение (Вход) во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Список всех церковных праздников и событий отмечаемых сегодня.

Богослужения

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Введению во Храм Пресвятой Богородицы

Тропарь Введению во Храм Пресвятой Богородицы, глас 4

Днесь благоволе́ния Бо́жия предображе́ние,/ и челове́ков спасе́ния пропове́дание,/ в хра́ме Бо́жии я́сно Де́ва явля́ется,/ и Христа́ всем предвозвеща́ет./ Той и мы велегла́сно возопии́м:// ра́дуйся смотре́ния Зижди́телева исполне́ние.


Перевод:

В сей день – предзнаменование Божия благоволения и спасения людей предвестие: в храме Божием Дева открыто является и Христа всем предвозвещает. Ей и мы громогласно воззовем: «Радуйся, предначертанного Создателем исполнение!»

Кондак Введению во Храм Пресвятой Богородицы, глас 4

Пречи́стый храм Спа́сов,/ многоце́нный черто́г и Де́ва,/ свяще́нное сокро́вище сла́вы Бо́жия,/ днесь вво́дится в дом Госпо́день, благода́ть совводя́щи,/ Я́же в Ду́се Боже́ственном,/ Ю́же воспева́ют А́нгели Бо́жии:// Сия́ есть селе́ние Небе́сное.


Перевод:

Чистейший храм Спасителя, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божией, в сей день вводится в дом Господень, вводя благодать с Собою, ту, что в Духе Божественном. Ее воспевают Ангелы Божии; Она – скиния Небесная.

Пресвятой Богородице в честь введения Ея во Храм

Молитва Пресвятой Богородице в честь введения Ея во Храм

О, Пресвята́я Де́во, Цари́ца Небеси́ и земли́, пре́жде век избра́нная Неве́сто Бо́жия, в после́дняя же времена́ прише́дшая в храм зако́нный на обруче́ние Жениху́ Небе́сному! Ты оста́вила еси́ лю́ди Твоя́ и дом отца́ Твоего́, во е́же принести́ Себе́ в же́ртву чи́стую и непоро́чную Бо́гови, и пе́рвая дала́ еси́ обе́т всегда́шняго де́вства. Да́руй же нам соблюда́ти себе́ в целому́дрии и чистоте́ и в стра́хе Бо́жием во вся дни живота́ на́шего, да бу́дем хра́мы Ду́ха Свята́го, наипа́че помози́ всем в подража́ние Твое́ во оби́телех живу́щим и обручи́вшим себе́ на служе́ние Бо́гови в чистоте́ де́вства провожда́ти житие́ свое́ и от ю́ности нести́ и́го Христо́во благо́е и ле́гкое, свя́то храня́ще обе́ты своя́. Ты провела́ еси́, Всечи́стая, вся дни ю́ности Твоея́ в хра́ме Госпо́днем вдали́ от собла́знов ми́ра сего́, в при́сном бо́дрствовании моли́твенном и во вся́ком воздержа́нии душе́вном и теле́снем, помози́ и нам отража́ти вся искуше́ния вра́жеския от пло́ти, ми́ра и диа́вола находя́щия на ны от ю́ности на́шея, и побежда́ти о́ныя моли́твою и посто́м. Ты в хра́ме Госпо́днем со А́нгелы пребыва́ющи, укра́силася еси́ все́ми доброде́тельми, наипа́че же смире́нием, чистото́ю и любо́вию и досто́йно воспита́лася еси́, да гото́ва бу́деши вмести́ти пло́тию Невмести́мое Сло́во Бо́жие. Сподо́би же и нам, одержи́мым го́рдостию, невоздержа́нием и ле́ностию, облещи́ся во вся́кое соверше́нство духо́вное, да угото́вает ки́йждо от нас с по́мощию Твое́ю одея́ние бра́чное ду́ши своея́ и еле́й доброде́лания, да не на́зи и негото́ви яви́мся во сре́тение Безсме́ртному Жениху́ на́шему и Сы́ну Твоему́, Христу́ Спаси́телю и Бо́гу на́шему, но да прии́мет ны с му́дрыми де́вами во оби́тели ра́йския, иде́же со все́ми святы́ми сподо́би нас вы́ну сла́вити и прославля́ти всесвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и Твое́ ми́лостивое заступле́ние всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Величание Пресвятой Богородице в честь введения Ея во Храм

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чтим е́же в хра́м Госпо́день// вхожде́ние Твое́.

В пятницу, св. Кресту

Тропарь в пятницу, св. Кресту, глас 1

Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.


Перевод:

Спаси, Господи, людей Твоих и благослови все, что принадлежит Тебе. Даруй победы над врагами, и сохрани силою Креста Твоего тех, среди которых пребываешь Ты.

Кондак в пятницу, св. Кресту, глас 4

Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.


Перевод:

Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, – да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы.

Показать все

Скрыть переводы

Мысли свт. Феофана Затворника

Феофан

Введение (Вход) во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

В праздник Введения во Храм Пресвятыя Богородицы начинают петь: «Христос рождается», приготовляя верующих к достойному сретению праздника Рождества Христова. Поняв это внушение, и действуй по нему. Углубись в таинство воплоще­ния Единородного Сына Божия, взойди до начала его в предвечном совете Божием о бытии мира и человека в нем, усмотри отражение его в сотворении человека, радостно встреть первое о нем благовестие тотчас по падении, проследи разумно постепенное его раскрытие в пророчествах и прообразах ветхозаветных; уясни, кто и как приготовился к принятию воплощенного Бога, под влиянием Божественных воспитательных учреждений и действий, среди Израиля, – перейди, если хочешь, за пределы народа Божия, и там собери лучи света Божия, во тьме светящегося, – и сообрази, насколько избранные от всех народов дошли до предчувствия необык­новенного проявления Божеского смотрения о людях. 

Это будет мысленное приготовление. Но тут пост: соберись же поговеть, исповедуйся и причастись Святых Христовых Таин: это будет приготовление деятельное и жизненное. Если, вследствие всего этого, даст тебе Господь ощутить силу пришествия Своего во плоти – то, когда придет праздник, ты будешь праздновать его не из-за чуждой тебе радости, а из-за своей кровной.

Притча дня

К одному монаху-отшельнику ночью пробрался вор. Не найдя у него ничего ценного, вор удивленно спросил:
– Где же все твое имущество?

– Я все припрятал в верхнем доме, – сказал монах, показывая на небо.

Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты

Основы православия

Тема 338.  Первое опровержение материализма: свободная воля.

Материализм – философское воззрение, характерное для атеизма, – ошибочен по ряду причин, но начать мы можем с самой очевидной: свободной воли. Свободная воля – это наша способность быть авторами наших решений. Даже трёхлетний ребенок, который, разбив чашку, говорит: «Я нечаянно», понимает разницу между его свободными актами и тем, что происходит помимо его воли.

Но если материализм верен, то свободной воли не существует: все наши акты мышления и произволения, согласно материалистической картине мира, являются результатом очень сложных, но чисто материальных процессов в нашем головном мозге, эти процессы полностью подчинены законам природы и не могут развиваться иначе.

Это ставит нас перед лицом забавного противоречия – чтобы принять точку зрения материалистов, мы должны были бы совершить акт свободной воли, вернее целый ряд таких актов, начиная с решения рассмотреть их аргументы. Но если материализм верен, то все наши акты мышления и воли определяются материальными процессами у нас в мозгу, которые развиваются согласно неизменным законам природы, – и мы просто не можем совершить выбор в пользу материализма.

Мы бы опровергли его самим актом его принятия, как, впрочем, опровергаем и любым актом свободной воли.

Практические советы

Когда нападают на тебя нехорошие мысли, особенно в храме, представь себе пред Кем ты предстоишь или открой свою душу и скажи: «Владычице, помоги мне».
праведный Алексий Мечёв

Случайный тест

4 декабря (21 ноября по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Пятница 25-й седмицы по Пятидесятнице (двадцать пятой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Рождественский пост, согласно церковному Уставу, на трапезе благословляется рыба. Сегодня в Русской Православной Церкви празднуется один из главных (двунадесятых) праздников – Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Маленькая девочка идёт по ступеням храма навстречу старцу в священнических одеждах. Этот иконописный сюжет широко известен. Девочка – посвящённая родителями Богу Пресвятая Богородица, старец – первосвященник Захария, отец Иоанна Крестителя. 

Именно он, по откровению свыше, ввёл трёхлетнюю Марию во Святая святых Иерусалимского храма – место, куда и сам входил лишь раз в году. И именно это удивительное событие стало основой одного из главных христианских праздников – Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Из истории праздника

Увы, из Священного Писания мы не знаем деталей этого события, благая весть о вхождении Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм дошла к нам из апокрифов – Протоевангелия Иакова второй половины II столетия от Рождества Христова и латинского Евангелия Псевдо-Матфея века IX.

Православная Церковь не канонизирует эти предания, однако относится к ним с почтением. Поэтому мы можем лишь опереться на них, представляя в своём воображении совершенно изумительную для современников этого величайшего события картину:

Когда Богородица была поставлена перед храмом Господа, Она поднялась бегом на пятнадцать ступеней, не оборачиваясь назад и не зовя родителей своих, как это обыкновенно делают дети. И все были исполнены удивления при виде этого, и священники храма были в изумлении…

(Из Евангелия Псевдо-Матфея, IV)

Также из предания известно и то, что в Иерусалимском храме юная Богородица провела более десяти лет, пока не была обручена (поручена) праведному старцу Иосифу. И именно эти события стали преддверием Рождества Христова.

Введенские святыни

На Руси Введение издревле было одним из любимых праздников. С ним как с «вратами зимы» было связано множество народных обычаев, ему посвящены многие русские храмы и обители, включая знаменитую Оптину пустынь. В одной Москве было возведено несколько церквей в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, большинство из которых в годы богоборческих гонений оказались разрушены.

Только москвичи потеряли такие великие святыни, как Введенская церковь на Большой Лубянке начала XVI века, храм Новинского Введенского монастыря, основанного при впадении реки Пресни в Москва-реку ещё в первой половине XV столетия, и церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Семёновской слободе (полковая церковь легендарного Семёновского полка). 

На сегодняшний день в Москве сохранились лишь две дореволюционных святыни, посвящённые этому празднику: Введенский храм у Салтыкова моста, в котором до революции находился центр московского единоверия – старообрядчества в лоне Русской Церкви. И Введенская церковь в Барашах – яркий символ московского барокко конца XVII столетия. Здесь и во многих других храмах и обителях, посвящённых Введению во храм Пресвятой Богородицы, этот двунадесятый праздник отмечается особенно торжественно.

Христианский смысл праздника

Но почему именно это событие, не отражённое в Евангелии, стало столь любимым и в православном народе, и среди иконописцев, посвятивших Введению тысячи шедевров, и среди храмоздателей и основателей монастырей? Конечно же, не только потому, что «Введенье пришло – зиму на Русь завело», а своим глубоким смыслом. Смыслом, значимым для каждого христианина и очень метко выраженным в проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, произнесённой в этот праздник в 2012 году:

Вспоминая торжественное и символическое событие – Вхождение Пресвятой Богородицы во храм, – мы должны обновить наше собственное отношение к храму Божиему. Мы должны осознать важность посещения храма, молитвы в храме, соприкосновения с Божественной благодатью. Сегодня никто не разрушает храмы, сегодня мы строим храмы. И как важно, чтобы они наполнялись народом, как важно, чтобы в них люди чувствовали Божие присутствие…

Действительно, каждый из нас, приходя в день Введения на праздничное богослужение, должен помнить о сути этого праздника, выраженной в цели и смысле всей нашей христианской жизни – спасении души, которое возможно только в единстве с Церковью Христовой. А для этого единения каждому из нас, подобно самой Богородице, нужно однажды впервые войти в храм.

Дзен

Телеграм

Подписывайтесь на наши каналы
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Считается, что перед зачатием Марии её матери явился ангел, который сообщил о предстоящей беременности. Тогда святая Анна, которая долгие годы страдала бесплодием, пообещала ангелу, что отдаст ребёнка на служение Господу.

Когда Марии исполнилось 3 года, родители решили выполнить обещание. Они поставили девочку на первую ступеньку храма Господня, и она бегом поднялась на пятнадцатую ступень, не оборачиваясь и не зовя родителей, как обычно делали другие дети. Этот факт всех удивил и изумил.

Затем первосвященник по Божьему указанию ввел Марию в Святая святых (самое сокровенное место храма, где сохранились Скрижали Завета). В это место входил раз в год только первосвященник, принося с собой очистительную кровь. Поэтому присутствующие люди дивились произошедшему событию. С этих пор только раз в год 4 декабря Мария могла посещать это святое место.

В храме девочка прожила до 12 лет. Тогда по указанию ангела были устроены смотрины женихов для неё, во время которых по чудесно расцветшему посоху Мария выбрала в мужья Иосифа.

Что нельзя делать

Введение в календарном цикле русского народа замыкает осенний сезон праздников и открывает зимний. На Руси люди связывали этот праздник с бытовыми и повседневными печалями и радостями. В эту пору зима вступала в свои права. Её приход праздновали, устраивая зимние игры на свежем воздухе. Катались на санях, играли в снежки, лепили снежных баб.

День Введения во храм Пресвятой Богородицы также называли:

  • Праздник молодой семьи;
  • Ворота зимы;
  • Ввезение.

Считалось, что до этого дня можно копать землю, а после уже нельзя до самой весны. Поэтому женщины до наступления праздника запасались глиной.

От Введения и до четверга на девятой неделе после Пасхи нельзя выколачивать бельё с помощью скалок и перетирать коноплю, иначе будет буря и непогода.

В этот день запрещается стирать, копать, заниматься работой, связанной с трением и битьём, убирать в доме. Как и в другие церковные праздники, нельзя сквернословить, ругаться, обсуждать других, а также лучше не давать в долг. Можно ходить по гостям или приглашать близких людей к себе в дом.

Этот большой церковный праздник приходится на Рождественский пост, поэтому постящимся людям 4 декабря можно употреблять рыбу.

Традиции и обычаи

Этот день в народе начали называть Введением. Такое название связывали не только с личностью Богородицы, но и с наступлением зимы.

С этого дня у крестьян начинались торги – «Введенские ярмарки». Активно продавали сани и осуществляли пробные выезды на этом зимнем виде транспорта. Первые торги саней проводились в Москве на Лубянке. Именно здесь были расположены лубяные и санные ряды. Тут можно было приобрести дорогие галицкие сани, украшенные позолотой.

Молодежь принимала участие в зимних гуляньях. Парни и девушки садились в специальные расписные сани, в которые запрягали мужчину, подпоясанного кушаком. Девушки на Введение наряжались в лучшие наряды.

Верили, что в этот день сама Зима приезжает на санях. Она дышит на стекла, за счет чего на них образуются вычурные узоры. Начало зимы обычно не обходилось без оттепелей, после которых опять следовало похолодание. В результате этого дороги то раскисали, то замерзали. Но это совсем не мешало пробным санным выездам.

Приметы и поверья

  1. Снег, выпавший 4 декабря, может пролежать до весны.
  2. Если снег выпал на Введение и не растаял до тепла, то будет хороший урожай.
  3. Если в этот день выпало много снега, зима будет снежной и морозной.
  4. Хорошо, если 4 декабря морозный и солнечный день, – значит, зима будет мягкой и относительно тёплой.
  5. Пасмурная и тёплая погода на Введение – к неурожаю.
  6. Если в этот день наступила настоящая зима, то жди богатого урожая.
  7. Если в эту дату на улице сильный мороз, то лето будет жарким и засушливым, а в ближайшие дни будет стужа.
  8. Издалека слышен колокольный звон – к похолоданию. Если колокольный звон глухой, то надвигается снегопад.
  9. Лошадь в этот день упрямится, скоро снег выпадет.

По материалам

https://sputnik-georgia.ru/20201204/Kakoy-segodnya-tserkovnyy-prazdnik-4-dekabrya-2020-247172330.html

Какой сегодня церковный праздник: 4 декабря 2020

Какой сегодня церковный праздник: 4 декабря 2020

По православному церковному календарю 4 декабря 2020 отмечают один из двенадцати главных церковных праздников – Введение во храм Пресвятой Богородицы 04.12.2020, Sputnik Грузия

2020-12-04T01:01+0400

2020-12-04T01:01+0400

2020-12-03T23:09+0400

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn1.img.sputnik-georgia.com/img/24715/65/247156503_0:0:3000:1698_1920x0_80_0_0_3cd54e6578e370a0bbe3eaccaeefdacc.jpg

Sputnik Грузия

media@sputniknews.com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

2020

Sputnik Грузия

media@sputniknews.com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

Новости

ru_GE

Sputnik Грузия

media@sputniknews.com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

https://cdnn1.img.sputnik-georgia.com/img/24715/65/247156503_0:0:3000:1886_1920x0_80_0_0_98dc0a97dbf309f575705d0199721828.jpg

Sputnik Грузия

media@sputniknews.com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

календарь религиозных праздников, новости, справки , религия

календарь религиозных праздников, новости, справки , религия

Подписаться на

НовостиTelegram

По православному церковному календарю 4 декабря 2020 отмечают один из двенадцати главных церковных праздников – Введение во храм Пресвятой Богородицы

Sputnik Грузия рассказывает историю праздника ведение во храм Пресвятой Богородицы.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

По православному церковному календарю 4 декабря 2020 отмечают один из двенадцати главных церковных праздников – Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Основан праздник на церковном предании, которое повествует о том, как родители торжественно ввели в Иерусалимский храм трехлетнюю Марию — будущую Богоматерь.

Иконы Святой Матроны Московской - Sputnik Грузия

Установлен праздник введения во Храм Пресвятой Богородицы на заре христианства, но широкое распространение в православии он получил только в IX веке.

Родители Девы Марии – праведные Иоаким и Анна, по преданию, были бездетны. Молясь всю жизнь о рождении ребенка, они дали обет посвятить его Богу.

Родив дочь в преклонном возрасте, праведная Анна, по указанию Ангела Божьего, назвала ее Марией, что на еврейском означает «госпожа, надежда».

Сдержав слово данное Богу, родители повели трехлетнюю Марию в Иерусалимский храм. Три дня длилось шествие от Назарета до Иерусалима, сопровождавшееся пением священных песен.

Впереди процессии шли юные девы с зажженными свечами, за ними следовали Иоаким и Анна, а между ними шла маленькая Мария, держа их за руки. Шествие замыкали родные и знакомые.

Когда процессия достигла Иерусалимского храма, на встречу к ней с пением вышли священники во главе с первосвященником Захарией. Марию к входу в Иерусалимский храм подвела праведная Анна.

Верующие поклоняются мощам царицы Кетеван в храме Самеба - Sputnik Грузия

В храм вела лестница из 15 высоких ступеней. Будущая Богоматерь, как только ее поставили на первую ступень, быстро поднялась по крутой лестнице и подошла к первосвященнику, ожидавшему ее на верхней площадке.

Захария, взяв Марию за руку, по внушению свыше, ввел будущую Божью Матерь в Святая Святых, куда из всех людей раз в год с очистительной жертвенной кровью входил только первосвященник. Этим была явлена особая роль Девы в судьбе человечества.

Родители Марии вернулись домой, а она осталась при храме в помещении для девственниц.

Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесения на небо. Сокровенна также осталась жизнь Девы Марии в Иерусалимском храме.

Согласно сведеньям, сохранившимся в церковном предании, в Иерусалимском храме Дева Мария воспитывалась в обществе благочестивых дев – постоянно молилась, читала Священное Писание и занималась рукоделием.

Именины

По церковному календарю 4 декабря именины отмечает Александр.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Нет, наверное, на Руси другого такого человека, который почитался бы так, как Богородица. Её называют матушкой-заступницей, надеждой ненадеямых, утешительницей плачущих, целительницей душ и телес и верят, что она хранит Святую Русь, укрыв её от врагов своим белоснежным покрывалом — омофором.

Сама выбрала Бога

"Рождение Девы Марии". Мастер жития Марии, Старая пинакотека, ок.1460. Фото © Wikipedia

«Рождение Девы Марии». Мастер жития Марии, Старая пинакотека, ок.1460. Фото © Wikipedia

Дева Мария родилась у престарелых родителей Иоакима и Анны и с самого начала была обещана Богу. До её зачатия Иоаким на 40 дней удалился в пустыню и жил в палатке. Постясь и молясь, умоляя Бога дать ему потомство, ведь до рождения Христа бездетность была проклятием. Анна оставалась дома и тоже оплакивала свою бездетность. Когда она гуляла в саду, к ней явился ангел и сообщил весть о том, что у неё родится ребёнок и о её потомстве будет знать весь мир. Женщина так обрадовалась, что дала обет посвятить дитя Богу. Однако отвести подросшую девочку в храм, где воспитывались другие девочки, было мало, нужно было, чтобы малышка сама сделала выбор. Так и случилось, когда Марии было всего три года: из Назарета родители привели дочь в Иерусалим.

По преданию, Анна сама поставила ребёнка на первую ступень крутой лестницы, ведущей в храм. Остальные 14 ступенек девочка преодолела сама. Наверху её встретил священник Захария — отец Иоанна Предтечи. Уже зная, что стоявшая перед ним девочка из бедной семьи — будущая Богородица, Захария на глазах у поражённых иудеев не просто завёл её в храм, но и провёл в святая святых — в алтарь и таким образом указал ей место постоянной молитвы. Во время своего пребывания в храме — примерно до 14 лет — Мария молилась в алтаре, а иногда священники видели, как она разговаривала с ангелами.

Надо признать, что в ранних апокрифах нет стольких подробностей о Введении Богородицы во храм. В некоторых из них не упоминается Захария, в других его роль исполняет иерей Авиафар, а в третьих, не говорится об алтаре, но говорится о том, что священник посадил Марию на третью ступеньку жертвенника, стоявшего во дворе храма. Но все произведения упоминают о том, что девочка не плакала и не оглядывалась на родителей, как это обыкновенно бывает с маленькими детьми, а, принимая свою судьбу, прыгала от радости. Есть разница и в возрасте Марии. В одних преданиях ей три года, а в других — 10 или даже 12 лет. В православной традиции Введение во храм Богородицы — это духовное рождение Марии, поэтому праздник по торжественности и значимости сравним с её Рождеством.

Любопытно, что составленный в XIV веке патриархом Константинополя Никифором Ксанфопулом образ рисует Богородицу как светлоликую деву ростом чуть выше среднего с лицом пшеничного цвета, со светло-русыми волосами, густыми чёрными бровями и глазами цвета оливок. «Во всех вещах, — указывал патриарх, — была честна, говорила немногое и необходимое; была внимательна и приветлива… скромна, не притворна, не предавалась изнеженности, предпочитала смирение. Одежды естественных цветов носила с любовию, о чём и доныне свидетельствует её покрывало».

Праздник в честь Введения Богородицы во храм был известен уже в первые века христианства. А первый храм в честь этого события построила равноапостольная императрица Елена, мать византийского императора Константина.

Почему считается, что Русь — дом Богородицы

Фото © ТАСС / Владимир Смирнов

Фото © ТАСС / Владимир Смирнов

Любопытно, что празднование Введения получило широкое распространение лишь в IX веке, когда была крещена Русь. У нас Богородицу почитали не только простые люди, но и князья. Первой каменной церковью в Киеве была Десятинная церковь — храм во имя Богородицы. Богородице был посвящён первый храм Андрея Боголюбского, воздвигнутый на Ростово-Суздальской земле. Самым древним храмом Суздальского кремля был Богородице-Рождественский — его возвели в начале XIII века. Во Владимире в XII веке был воздвигнут храм Успения Пресвятой Богородицы. И, наконец, главный кафедральный собор Москвы-столицы — это Успенский собор Кремля.

Народ почитал Богородицу, сочиняя о ней множество апокрифов и сказаний. Например, ель считалась на Руси священным деревом, потому что под её густыми нижними ветвями однажды спаслась Богородица с младенцем-Христом и Иосифом-обручником. Они убегали от стражников царя Ирода, который отдал приказ убить в Иудее всех младенцев, а ель, увидев это, позволила беглецам спрятаться у её ствола и опустила ветви, чтобы скрыть святое семейство.

Народная эсхатология представляла Русь как дом Пресвятой Богородицы. Греховный мир всё ещё жив был только Русью, которой правил «белый царь» — всем царям царь, потому что он «держит веру крещёную, богомольную, стоит за веру христианскую и за дом Пречистыя Богородицы».

Пресвятая Дева была заступницей каждого бедняка и обиженного. В народе ходил апокриф «Хождение Богородицы по мукам», который описывал, как Богородица спускается в ад и своими молитвами избавляет даже самых лютых грешников от мук на время от Великого четверга до Троицы.

Очень популярны были сказания об обретениях чудесных икон Богородицы (например, Тихвинская икона, по преданию, явилась людям сама, чудесным образом путешествуя «по воздуху»), от икон Богородицы происходило множество чудес, их находили чудом уцелевшими на пожарищах, рассказывали о самовозгорании свечей возле её икон и, конечно, говорили о чудесных явлениях Богородицы по всей Руси. Народ верил, что Матерь Божия не оставляет их, путешествуя по стране и являя множество чудес.

Что нужно и что не рекомендуют делать в этот день

Фото © ТАСС / Михаил Терещенко

Фото © ТАСС / Михаил Терещенко

Мало кто знает, но в XIX веке особое распространение в народе получила стихотворная молитва Богородице, сочинённая Николаем Гоголем: «К Тебе, о Матерь Пресвятая! Дерзаю вознести мой глас, лице слезами омывая: услышь меня в сей скорбный час. Прими теплейшие моленья, мой дух от бед и зол избавь, пролей мне в сердце умиленье, на путь спасения наставь…». Её наизусть знали монахи, старец Исидор Грузинский посылал её императору Александру III, Бисмарку и британскому премьеру Гладстону. Молитва попала даже на Афон и вошла там в сборники молитв. По преданию, Гоголи были непосредственно связаны с Богородицей: она якобы явилась во сне отцу Гоголя Василию Гоголю-Янковскому и указала ему на будущую жену.

С почитанием Богородицы был связан ряд обычаев. Например, накануне пятницы на Руси особенно чисто мыли полы: верили, что по пятницам в гости может заглянуть Богородица. По этой же причине по пятницам не пряли лён, «чтобы не было пыли», зато можно было прясть шерсть. В лечебных заговорах Богородицу упоминали как обладательницу ключа от покоев, в которых почивает Христос.

Над роженицею, которая испытывала трудности, читали апокрифический рассказ «Сон Пресвятой Богородицы». А на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы нельзя было чесать голову, потому что «в Евангелии сказано: Марфа, Марфа, не чешись…».

В ночь на праздник девицы, не вышедшие в этом году замуж, молились Богородице и просили её показать им во сне жениха или хотя бы дом, в котором они будут жить с мужем. Бездетные пары ходили в храм и ставили свечи перед иконой Богородицы в надежде, что она поспособствует деторождению.

Люди верили, что с Введения до Благовещения нельзя копать землю: мертвецы разозлятся и будущий урожай сгниёт на корню. Обычно в этот день крестьяне прокладывали санные пути, ездили в храмы на литургию, а после обеда устраивали праздничный стол, ведь несмотря на пост, дозволялась рыба и можно было выпить немного вина.

Комментариев: 0

avatar

Для комментирования авторизуйтесь!

Приблизительное время чтения: 17 мин.


print

Введение во храм Пресвятой Богородицы — праздник, который пришел к нам из Церковного Предания. В это день христиане вспоминают, как святые Иоаким и Анна привели трехлетнюю Деву Марию в Иерусалимский Храм. Так родители Богородицы исполнили свой обет — обещание посвятить долгожданную дочь Богу. Мы расскажем об истории, особенностях и традициях праздника.

Что такое Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — так полностью называется праздник, который Русская Православная Церковь отмечает 4 декабря (по новому стилю). Это второй двунадесятый богородичный праздник церковного года. Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и богородичные (посвященные Божией Матери).

В этот день православные христиане вспоминают, как святые праведные Иоаким и Анна привели свою трехлетнюю дочь — Пресвятую Богородицу — в Иерусалимский Храм. Сделали они это, чтобы исполнить свой обет перед Господом — посвятить дочь служению Ему. С этого дня Дева Мария жила при Иерусалимском Храме — до того самого момента, как была обручена праведному Иосифу.

Мы не найдем упоминания о событиях этого праздника в канонических Евангелиях, но о нем нам говорит Церковное Предание (которое почитается наравне со Священным Писанием). А именно — «История Иакова о рождении Марии», или «Протоевангелие Иакова» (II век), и «Евангелие Псевдо-Матфея» (латинская версия детства Девы Марии и Иисуса, сложившаяся к IX—X векам, но основанная на более ранних «евангелиях детства»).

События Введения во храм Пресвятой Богородицы

Когда Деве Марии исполнилось три года, ее праведные родители Иоаким и Анна поняли, что пришло время исполнить обет, который они дали Богу. А именно — посвятить дочь служению Ему. Они привели Марию к стенам Иерусалимского Храма. Как гласит Священное Предание, Богородица легко поднялась по крутым ступенькам, несмотря на то, что была совсем малышкой. Наверху ее уже ждал первосвященник, чтобы благословить. Согласно некоторым источникам, это был святой Захария, будущий отец пророка Иоанна Предтечи.

Захарии было откровение от Господа, и он ввел Марию в Святая Святых — место, куда разрешалось входить лишь первосвященнику, да и то всего один раз в год. С этого необычного для современников момента началась долгая, славная и трудная дорога Божией Матери.

Шли годы, Богородица жила и служила при Храме. Проводила свои дни в молитве, изучала Священное Писание — вплоть до момента, когда была обручена праведному Иосифу.

Когда празднуется Введение во храм Пресвятой Богородицы  

Введение во храм Пресвятой Богородицы празднуется 4 декабря по новому стилю (21 ноября по старому стилю). Это непереходящий праздник, то есть дата его неизменна.

Что можно есть на Введение во храм Пресвятой Богородицы  

Праздник приходится на Рождественский пост (его также называют Филиппов пост). В этот день разрешается есть рыбу. 

История празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы  

Как говорит Церковное Предание, праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы был известен уже в первые века христианства. Равноапостольная императрица Елена (годы жизни: 250-330) построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. А в IV веке о празднике писал святитель Григорий Нисский.

Широкое распространение праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы  получил лишь с IX века. Георгий Никомидийский и Иосиф Песнописей написали два канона для богослужения этого дня.

Иконография Введения во храм Пресвятой Богородицы  

Vvedenie

На иконах, посвященных событиям Введения во храм Пресвятой Богородицы, сама Божия Матерь изображается в центре композиции. На ней надет мафорий — традиционная одежда замужних женщин. Рядом стоят святые праведные Иоаким и Анна — родители, которые привели ее в Иерусалимский Храм.

Сам храм чаще всего изображается в виде кивория (шатер, сень над престолом). Встречает Деву Марию священник Захария, будущий отец пророка Иоанна Предтечи. Также на иконе мы видим лестницу из пятнадцати ступеней — по Преданию, трехлетняя Богородица преодолела их самостоятельно, без помощи взрослых.

Богослужение Введения во храм Пресвятой Богородицы  

В день Введения во храм Пресвятой Богородицы праздничное богослужение состоит из малой вечерни, всенощного бдения (с литией), часов и литургии. Устав службы практически не отличается от устава других двунадесятых богородичных празднований (Рождества Богородицы и Успения). Поются только песнопения праздника. Священнослужители одеты в белые и/или голубые облачения.

Молитвы Введения во храм Пресвятой Богородицы  

Тропарь Введения во храм Пресвятой Богородицы  

глас 4
Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Перевод:

Ныне предвестие благоволения Божия и предвозвещение о спасении людей: в храме Божием торжественно является Дева и всем предвозвещает о Христе; Ей и мы громогласно воскликнем: «Радуйся, исполняющая промышление о нас Создателя».

Кондак Введения во храм Пресвятой Богородицы  

глас 4
Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, Яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение Небесное.

Перевод:

Чистейший храм Спасителя, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божией, ныне вводится в дом Господень, совводя с Собою благодать Божественного Духа; Ее воспевают Ангелы Божии: «Она – жилище небесное». 

Величание Введения во храм Пресвятой Богородицы  
Величаем тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое.

Перевод:

Величаем Тебя, Пресвятая Дева, Богом избранная Отроковица, и почитаем Твой вход в храм Господень. 

Святитель Григорий Палама. Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы

Если «древо от плода своего познается», и «древо доброе плоды добры творит»(Мф.7:17; Лк.6:44), то Матери Самой Благости и Родительнице Вечной Красоты как не быть несравненно превосходнее, чем всякое благо, находящееся в мире естественном и сверхъестественном? Ибо Совечный и Неизменный Образ благости Превышнего Отца, Предвечное, Пресущее и Преблагое Слово, по неизреченному человеколюбию и состраданию к нам, возжелавши принять на Себя образ наш, дабы из ада преисподнейшего отозвать наше естество к Себе, дабы обновить это обветшавшее естество и возвести его на высоту пренебесную, – для всего этого находит самую добрую Служительницу, Приснодеву, Которую мы прославляем и чудесное Введение Которой во храм – во Святое святых ныне празднуем. Ее прежде веков Бог предназначает ко спасению и воззванию рода нашего: Она избирается из числа избранных от века и славных как по своему благочестию и благоразумию, так и по Богоугодным словам и делам.

Некогда виновник зла – змий превознесся над нами и увлек нас в свою пропасть. Много причин побуждало восстать его против нас и порабощать наше естество: зависть, соперничество, ненависть, несправедливость, коварство, хитрость и, в добавление ко всему этому, и смертоносная сила в нем, которую он сам породил для себя, как первый отступник от истинной жизни. Виновник зла позавидовал Адаму, увидев его стремящимся от земли к небу, откуда по справедливости он сам был низвержен и, позавидовавши, с страшной яростью напал на Адама, даже восхотел облечь его смертью. Ведь зависть – родительница не только ненависти, но и убийства, которое совершил над нами сей, воистину, человеконенавистник, лукаво пристав к нам, ибо он крайне несправедливо пожелал быть властелином над земнородными для погибели создания, сотворенного по образу и подобию Божию. И так как он не имел достаточно смелости, чтобы напасть самому лично, то он прибегнул к хитрости и лукавству и, приняв вид чувственного змия, обратившись к земнородному, как друг и полезный советник, этот, поистине, страшный враг и злоумышленник, незаметно переходит к действию и своим Богопротивным советом свою собственную смертоносную силу, как яд, вливает в человека.

Если бы Адам возможно крепко держался Божественной заповеди, то он оказался бы победителем своего врага и стал бы выше смертоносного осквернения; но так как, с одной стороны, добровольно поддавшись греху, он потерпел поражение и сделался грешником, а с другой стороны, будучи корнем нашего рода, рождал нас уже смертоносными отпрысками, то, чтобы нам уничтожить в себе смертоносный яд душевный и телесный и снова приобрести себе жизнь вечную, для нашего рода совершенно необходимо было иметь новый корень. Нам необходимо было иметь нового Адама, который не только был бы безгрешен и совершенно оставался бы непобедимым, но мог бы прощать грехи и избавлять от наказания подверженных ему, – и не только обладал бы жизнью, но и способностью оживотворять, чтобы сделать участниками жизни тех, которые прилепляются к Нему и принадлежат к Его роду, и не только представителей последующего за Ним поколения, а и тех, которые уже умерли до Него. Поэтому святой Павел, эта великая труба Святого Духа, восклицает:«бысть первый человек… в душу живу», а второй Человек «в Дух животворящ»(1 Кор. 15:45).

Но, кроме Бога, никто не безгрешен, не животворит и не может отпускать грехи. Поэтому новому Адаму надлежало быть не только Человеком, а и Богом, чтобы Он Сам по Себе был и жизнью, и премудростью, и правдой, и любовью, и милосердием, и вообще всяким благом для того, чтобы привести ветхого Адама в обновление и оживотворение милостью, премудростью, правдой, противоположными коим средствами виновник зла причинил нам смерть.

Таким образом, подобно тому, как этот исконный человекоубийца превознесся над нами завистью и ненавистью, и Начальник жизни был воздвигнут ради нас безмерным Своим человеколюбием и Своей благостью. Воистину, Он сильно возжелал спасения создания Своего, каковое спасение состояло в том, чтобы снова покорить его Себе так, как и виновник зла хотел погибели создания Божия, состоящей в том, чтобы поставить человека под свою власть, а самому с тиранством тяготеть над ним. И как тот доставил себе победу и человеку падение несправедливостью, коварством, обманом, хитростью своей, так и Освободитель стяжал Себе поражение виновника зла и обновил Свое создание правдой, премудростью, истиной.

Было делом совершенной справедливости, чтобы естество наше, которое добровольно было порабощено и поражено, само же снова вступило в борьбу за победу и свергло с себя добровольное рабство. Потому-то Богу и угодно было принять на Себя от нас наше естество, чудесным образом соединившись с ним Ипостасно. Но соединение Высочайшего Естества, чистота которого непостижима для нашего разума, с греховным естеством было невозможно прежде, чем оно очистит себя. Поэтому, для зачатия и рождения Подателя чистоты необходима была Дева совершенно Непорочная и Пречистая.

Ныне мы и празднуем память того, что некогда содействовало этому воплощению. Ибо сущий от Бога, Бог Слова и Сын Собезначальный и Совечный Всевышнему Отцу, соделывается Сыном Человеческим, сыном Приснодевы. «Иисус Христос вчера и днесь, Тойже и во веки» (Евр.13:8), неизменяемый по Божеству и непорочный по человечеству, Он один только, как о Нем предрек пророк Исаия,«беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех его» (Ис.53:9), – Он один зачался не в беззакониях, и рождение Его было не во грехах, в противоположность тому, как о себе и о всяком другом человеке свидетельствует пророк Давид (Пс.50:7). Он один был совершенно чист и даже не нуждался в очищении для Себя: ради нас Он принял на Себя страдание, смерть и воскресение.

Бог рождается от Непорочной и Святой Девы или, лучше, от Всепречистой и Всесвятой. Сия Дева не только выше всякого плотского осквернения, но даже выше и всяких нечистых помыслов, и зачатие Ее обусловливалось не похотением плоти, а осенением Пресвятого Духа. Когда Дева жила совершенно вдали от людей и пребывала в молитвенном настроении и духовном веселии, то Она изрекла Ангелу благовестившему: «се раба Господня: буди Мне по глаголу твоему» (Лк.1:38) и, зачав, родила. Итак, для того, чтобы оказаться Девой достойной для этой высшей цели, Бог прежде веков предназначает и из числа избранных от начала века избирает Сию, ныне восхваляемую нами, Приснодеву. Обратите внимание и на то, откуда началось это избрание. Из сынов Адамовых был избран Богом чудный Сиф, который по благоприличию нравов, по благолепию чувствований, по высоте добродетелей явил себя одушевленным небом, почему и удостоился избрания, из которого Дева – Боголепная колесница Пренебесного Бога – должна была родиться и воззвать земнородных к небесному усыновлению. По причине сего и весь род Сифа именовался «сынами Божиими»: ибо из этого поколения имел родиться Сын Божий, так как и имя Сифа означает восстание или воскресение (из мертвых), которое, собственно говоря, и есть Господь, обещающий и дарующий жизнь безсмертную верующим во Имя Его. И какая строгая точность этого прообраза! Сиф рожден был Евой, как она сама говорила, вместо Авеля, которого по зависти убил Каин (Быт.4:25), а Сын Девы, Христос, родился для нас вместо Адама, которого из зависти умертвил виновник и покровитель зла. Но Сиф не воскресил Авеля: ибо он служил лишь прообразом воскресения, а Господь наш Иисус Христос воскресил Адама, поскольку Он для земнородных есть Жизнь и Воскресение, для какового и потомки Сифа удостоились, по упованию, Божеского усыновления, быв названы чадами Божиими. А что вследствие этого упования они были наименованы сынами Божиими, это показывает первый так названный и по преемству получивший это избрание сын Сифа – Енос, который, по свидетельству Моисея, первый уповал на то, чтобы называться по имени Господа (Быт.4:26).

Таким образом, избрание будущей Матери Божией, начиная от самых сыновей Адамовых и проходя через все поколения времен, по предведению Божию, доходит до царя и пророка Давида и преемников его царства и рода. Когда же наступило время избрания, то из дома и отечества Давидова были избраны Богом Иоаким и Анна, которые, хотя были бездетны, но по своей добродетельной жизни и добрым нравам были лучше всех, происходивших из колена Давидова. И когда они в молитве просили у Бога разрешения безчадства и обещали Рожденное, с самого Его детства, посвятить Богу, им возвещается Богоматерь и даруется от Бога, как Чадо, – чтобы от таких многодобродетельных была зачата Предобродетельная и Пречистая Дева, чтобы, таким образом, и целомудрие в соединении с молитвой оплодотворилось, и Пречистая соделалась Родительницею девства, по плоти нетленно родивши Того, Кто по Божеству прежде веков рожден от Бога Отца. И вот, когда праведные Иоаким и Анна узрели, что они были удостоены своего желания и Божие обетование им осуществилось на деле, тогда они, как истинные Боголюбцы, с своей стороны, поспешили исполнить свой обет, данный Богу: привели ныне в храм Божий Это, воистину, Святое и Божественное Дитя-Богоматерь Деву, лишь только Она перестала питаться млеком. А Она, невзирая на столь малый возраст, была полна Божественных дарований и более других понимала, что совершается над Ней, и всеми Своими качествами являла, что не вводят Ее в храм, но что Она Сама по собственному побуждению приходит на служение Богу, как бы на самородных крыльях стремясь к священной и Божественной любви, будучи убеждена, что введение Ее в храм – во Святое святых и пребывание в нем есть желанная для Нее вещь. Поэтому-то и первосвященник, увидев, что на Отроковице паче всех пребывает Божественная благодать, пожелал вселить Ее во Святое святых и убедил всех охотно согласиться с этим. И Бог содействовал Деве и посылал Ей через Своего Ангела таинственную пищу, благодаря которой Она укреплялась по природе и соделалась чище ангелов, имея при этом в служении Небесных духов. И не только однажды Она была введена во Святое святых, но была принята Богом для пребывания с Ним в течение немалых лет: ибо через Нее в свое время имели открыться Небесные Обители и быть дарованы для вечного жительства верующим в чудесное Ее Рождение. Вот, значит, почему Избранная с начала века среди избранных оказалась Святою из святых. Имевшая Свое тело чище самих очищенных добродетелью духов, так что оно могло принять Само Ипостасное Слово Пребезначального Отца, – Приснодева Мария, как Сокровище Божие, по достоянию ныне помещена была во Святое святых, чтобы в надлежащее время, как и было, послужить к обогащению и к премирному украшению. Поэтому Христос Бог и прославляет Свою Матерь, как до рождения, так и по рождении.

Мы же, помышляя о соделанном ради нас через Пресвятую Деву спасении, воздадим Ей всеми силами благодарение и хвалу. И поистине, если благодарная жена (о которой повествует нам Евангелие), услышавшая немного спасительных слов Господа, воздала Его Матери благодарение, возвысив из толпы глас и сказавши Христу: «блажено чрево носившее Тя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк.11:27), то тем паче мы, христиане, которые имеем начертанными в сердцах словеса вечной жизни и не только словеса, а и чудеса и страдания, и через них восстановление из мертвых естества нашего, и вознесение от земли на небо, и обетованную нам безсмертную жизнь, и непреложное спасение, тем паче мы после всего этого не можем не прославлять и неустанно не ублажать Матери Начальника спасения и Подателя жизни, празднуя зачатие и рождение Ее и ныне Введение Ее в храм – во Святое святых. Переселим себя, братия, от земли горе, перенесемся от плоти к духу, предпочтем желание постоянного, а не временного. Предадим должному презрению плотские наслаждения, которые служат приманкой против души и скоро проходят. Возжелаем дарований духовных, как нетленно пребывающих. Отвлечем свой разум и свое внимание от житейских попечении и возвысим его в Небесные глубины – в то Святое Святых, где обитает ныне Богородица. Ибо таким образом и наши песнопения и молитвы с Богоугодным дерзновением и пользой будут доходить до Нее, и мы благодаря Ее предстательству, вместе с настоящими благами соделаемся наследниками будущих, нескончаемых благ, благодатью и человеколюбием нас ради родившегося от Нее Господа нашего Иисуса Христа, Ему же подобает слава, держава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и с Вечным и Животворящим Его Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. 

Митрополит Антоний Сурожский. Введение во храм Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В начале Рождественского поста мы благоговейно празднуем Введение Божией Матери во храм. Храм это удел Божий, это место, которое Богу принадлежит нераздельно, место, где ни мысли, ни чувства, ни воли не может быть иной, как воли Божией. И вот Пречистая Дева Богородица в юные, младенческие годы приводится в храм Господень, вступает в ту область, где, кроме Бога и Его путей, нет ничего. Она погружается в молитву, Она предстоит Живому Богу, Она предается женскому святому труду, который может быть выражением — если только сердце человека чутко и чисто — любви и заботы. И погруженная в эту стихию Божественного присутствия и человеческого преклонения, Она вырастает, из года в год, в полную меру Своей зрелости. И когда предстает перед Ней великий Архангел Благовещения и возвещает Ей о том, что, таинственно и непостижимо, родится от Нее Господь, Она отдается Ему безоговорочно, в трепете и смиренном послушании: Се, раба Господня, да будет мне по воле Его…
За эти годы всецелой погруженности в тайну Божию, в тайну любви Она стала способной стать Той, через Которую спасительная, преображающая, жертвенная и крестная любовь Божия войдет в мир. Святой Григорий Палама нам говорит, что так же было бы невозможно воплощение Сына Божия без соизволения Матери Его земной, как без воли Небесного Отца. Уйдя всецело в Божию волю, в тайну любви к Нему, и в Нем — ко всей твари, Она смогла произнести имя Божие, святое, таинственное имя, которое совпадает с Его личностью, всей мыслью Своей, всем сердцем Своим, всей волей Своей и всем телом Своим, и это Слово стало плотью, и поэтому мы благоговейно созерцаем эту неповторимую, единственную святость Божией Матери.

Но не напрасно этот праздник поставлен как бы преддверием нашего шествия навстречу Рождеству Христову, воплощению Слова Божия. И нам надлежит так приготовиться, так углубиться, так очистить свое сердце, освятить свою мысль, обновить свою волю, освятить и плоть свою, чтобы вечная жизнь, явленная во Христе, могла бы и в нас родиться, чтобы мы, погруженные в Его смерть, восставшие Его Воскресением в день нашего крещения, могли бы действительно так срастись с Ним, так быть с Ним едины, как члены тела между собой едины, как всё тело составляет одно целое с главой. Божия Матерь родила в мир Слово творческое и Любовь воплощенную; и нам дано молитвой, верностью евангельскому пути, любовью к Богу и к ближнему, отречением от себя самих, отдачей себя без остатка и Богу и ближнему нашему — и нам дано соединиться с Богом так таинственно, что и мы воскреснем со Христом и во Христе. Перед нами сейчас лежит путь, — пройдем же этот путь не просто в ожидании чуда в конце этого пути, а становясь живыми, творческими участниками этого пути, чтобы родился Господь и чтобы с Ним родилась бы в нас новая, ликующая, всё побеждающая любовь и жизнь вечная. Аминь.

Введенское кладбище

С праздником Введения Богородицы в России связано множество топонимов. Один из самых известных — Введенское кладбище.

Введенское кладбище (оно же Немецкое или Введенские горы) основано в 1771 году в период эпидемии чумы. Находится оно на востоке Москвы, в районе Лефортово. В XVIII-XIX веках называлось Немецким кладбищем, так как там хоронили в основном католиков и лютеран.

Кладбище получило свое название из-за Введенских гор (иначе Лефортовский холм). Это возвышенность на левом берегу Яузы (один из «семи холмов» Москвы). Горы в свою очередь получили название от некогда бывшего здесь села Введенское, а оно в свою очередь — от деревянной церкви Введения Богородицы во Храм, построенной на холмах  в 1643 году по указу царицы Евдокии Лукьяновна, второй жены царя Михаила Романова.

Стена и кладбищенские строения сооружены в конце XIX — начале XX века. В 1960-е годы территорию расширили, построили стену-колумбарий.

На кладбище захоронены многие известные люди, а часть памятников и надгробий, созданных знаменитыми архитекторами и скульптурами, признаны объектами культурного наследия.

Традиции празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы

На Руси по всем городам и селам проводились шумные и веселые введенские ярмарки.  Самой известной была широкая Московская. Здесь проходили рыбные торги, а коробейники предлагали покупателям попробовать с пылу, с жару булочек, кренделей, пряников, блинчиков, пирожков. Запивали все горячим медовым напитком — сбитнем.

На заставке фрагмент картины Введение во храм Пресвятой Богородицы (Тициан, 1534—1538)

Загрузка…

4 декабря 2022 года проходит народный праздник Введенье и церковный праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы. Что нельзя делать, народные приметы, все праздники 04.12.2022. Что можно делать сегодня согласно народным и церковным традициям, какой православный праздник в России, обычаи, обряды, поверья и запреты, молитвы. Можно ли убираться, ходить на кладбище, крестить ребёнка, жениться, работать, мыться, гадать.

  1. 4 декабря 2022 года что нельзя делать
  2. Народные приметы на 4 декабря 2022 года
  3. 4 декабря 2022 года что можно делать
  4. Какой православный праздник сегодня 4 декабря по церковному календарю
  5. Какой праздник 4 декабря 2022 года
  6. Введение во храм Пресвятой Богородицы в 2022 году
  7. Введение во храм Пресвятой Богородицы молитвы 4 декабря
  8. Введение во храм Пресвятой Богородицы поздравления картинки

4 декабря 2022 года что нельзя делать

Начиная с Введения и до самого Благовещения (7 апреля), нельзя копать землю. Считается, что всё это время земля отдыхает, набирается сил перед весной и летом. Тот, кто нарушит запрет, может поплатиться скудным урожаем.

Лес в декабре

Нельзя устраивать шумных пиршеств и застолий — к проблемам в семье. В честь праздника можно организовать скромный ужин в кругу семьи.

Нельзя отказывать в милостыне, а также в помощи тем, кто в ней нуждается.

Женщине нельзя ходить в гости одной. С собой нужно взять мужчину, который в чужой дом должен зайти первым — благоприятный знак как для гостей, так и для хозяев дома.

Продолжается Рождественский пост. Нельзя есть пищу животного происхождения, однако из-за того, что 4 декабря отмечается двунадесятый праздник, существуют определённые послабления и разрешения. В этот день постящимся можно употреблять горячую растительную пищу с растительным маслом, а также рыбу и вино.

Нельзя давать в долг — деньги будут возвращаться с большим трудом и очень долго. С тем, кто взял взаймы, могут быть испорчены отношения.

Также не рекомендуется брать самим в долг, оплачивать в этот день счета, например, за квартиру, интернет, кредит и так далее. Всё это может привести к финансовым проблемам, потому лучше всё это сделать за день до праздника или после.

Нельзя ругать домашних животных, кричать на них, отчитывать за их баловство. Можно потерять животное. А вот ласка и доброта хозяев подарят животным здоровье и отсутствие других проблем.

Нельзя говорить о магии, колдовстве, ведьмах, колдунах, экстрасенсах и так далее. Разговоры на такие темы могут навлечь на человека различные беды, в том числе проблемы с деньгами, работой и любовью.

Народные приметы на 4 декабря 2022 года

  • Мороз и снег — зима будет снежная и с частыми морозами.
  • Облачно — к ухудшению погоды.
  • Морозный день — к жаркому лету.
  • К этому дню наступила настоящая зима — к урожаю хлеба.
  • Пасмурная погода — к большому урожаю.

4 декабря 2022 года что можно делать

Проходит народно-христианский праздник Введенье или православный Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Следование советам позволит избежать опасностей, оградить себя от действий недобрых сил, заручиться поддержкой свыше, поставить на свою сторону удачу в разных сферах жизни. Всё, что нужно знать о народных и православных традициях 04.12.2022.

Рекомендуется в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы посетить Церковь, специальную праздничную службу.

В старину на Введение рыбаки спешили на рыбалку, которая была последней до самой весны. По поверьям, после этого праздника лёд крепчает и рыба становится невкусной. Добытая же в этот день, она вполне годится для праздничного стола.

В народном понимании Введенье считалось началом зимы. Зима приезжает на тройке лошадей и в белой шубе, от её морозного дыхания появляются узоры на окнах. Это считается хорошим знаком. Если в этот день стоит мороз и светит солнце — урожай будет богатым.

В старину были популярны Введенские ярмарки, на которых обычно торговали зимними санями и другими товарами, как правило, для зимнего использования и употребления.

В ночь с 4 на 5 декабря незамужние девушки произносили: «Святое Введенье, веди меня туда, где мне жить». Считается, что в эту ночь девушке должен присниться дом жениха.

  1. Можно ли убираться? Нельзя заниматься домашним хозяйством и рукоделиями. Уборка, стирка, вязание, шитьё и другие дела отложите на другой день. Единственное, что можно делать по дому, это готовить, аккуратно сложить вещи в доме, чтобы был полный порядок.
  2. Можно ли ходить на кладбище? Строгого запрета на посещение могил родных и близких нет, но всё же во время двунадесятых праздников рекомендуется воздержаться от похода на кладбище.
  3. Можно ли крестить ребёнка? Если у вас верующая семья, вы хотите приобщить к православию своего ребёнка, именно в этот день можно отвести его на первую исповедь или на крещение.
  4. Можно ли жениться? Существует и запрет на проведение в этот день браков, так как свадьба — это весёлое торжество с шумными застольями, которые в Пост и Введение нужно избегать. В христианский праздник полагается отдать свои мысли и деяния вере и Богу, а не мирским и плотским удовольствиям.
  5. Можно ли работать? Работать в крупные христианские праздники не рекомендуется, однако если нет никакой возможности отказаться, у вас рабочий день или не терпящая отлагательств деятельность, то работать можно.
  6. Можно ли мыться? Праздник нужно встретить чистым, потому моются накануне или утром, а также в любое время, если человек испачкался.
  7. Можно ли сегодня гадать? Нельзя заниматься ничем, что так или иначе связано с магией и колдовством. Во время двунадесятого праздника посреди Поста такие действия приведут к проблемам для гадающего, совершающего те или иные обряды и ритуалы.

Сон в ночь на 4 декабря может показать ценные знаки, которые расскажут о важных событиях ближайшего будущего. Поняв эти послания, можно подготовиться к грядущим событиям.

Рождённые в этот день являются умными, сильными, смелыми и харизматичными. Умеют отстаивать свою точку зрения и убеждения. В их жизни часто присутствует борьба за что-либо, потому с возрастом они к ней привыкают, и любые препятствия, проблемы и враги становятся для них чем-то вроде обыденности, которые они с лёгкостью преодолевают.

Удачные числа: 44, 45, 60, 63, 85

Счастливый цвет: Бордовый, Оливковый

Благоприятные часы: 08:00-15:00

Кому повезёт сегодня: ♈ Овен, ♌ Лев, ♓ Рыбы

Оценка дня:

Какой православный праздник сегодня 4 декабря по церковному календарю

В этот день Русская православная церковь отмечает только один праздник, который является последним в текущем году двунадесятым — Введение во храм Пресвятой Богородицы. Следующим двунадесятым является Рождество Христово (7 января).

Именины в православии проходят у женского имени — Мария.

Какой праздник 4 декабря 2022 года

Какие праздники проходят в России и мире 04.12.2022. Профессиональные, необычные, народные, экологические, кто родился из знаменитостей.

  • День Пермского края (первое воскресенье декабря).
  • День заказов подарков и написания писем Деду Морозу.
  • Международный день банков.
  • День информатики в России.
  • День сетевика в России (День работника сетевого маркетинга) (первое воскресенье декабря).
  • Введенье (народный праздник).
  • День душистых носков.
  • День угощения птиц и белок.
  • Международный день гепарда.
  • День аудитора и бухгалтера Краснодарского края (первое воскресенье декабря).

В этот день родились знаменитости: автор сказки «Старик Хоттабыч» Лазарь Лагин (1903-1979), американский актёр Джефф Бриджес (1949), американский рэпер Джей Зи (1969), супермодель Тайра Бэнкс (1973).

Введение во храм Пресвятой Богородицы в 2022 году

Ежегодно 4 декабря проходит один из самых главных православных праздников — Введение во храм Пресвятой Богородицы. Является двунадесятым, то есть одним из 12-ти основных праздников в христианстве после Пасхи.

Данный праздник чтит важное событие: святой Иоаким и святая Анна привели свою трёхлетнюю дочь Марию, которая в последующем стала матерью Иисуса Христа, в Иерусалимский храм.

Считается самым поздним среди всех двунадесятых праздников. Исследователи выдвигают версию, что его установили в VI веке.

Введение во храм Пресвятой Богородицы молитва 4 декабря

О Пресвятая Дево, Царице небесе и земли, прежде век избранная Невесто Божия, в последняя же времена пришедшая в храм законный на обручение Жениху небесному! Ты оставила еси люди Твоя и дом отца Твоего, во еже принести Себе в жертву чистую и непорочную Богови, и первая дала еси обет всегдашняго девства. Даруй же и нам соблюдати себе в целомудрии и чистоте и в страсе Божием во вся дни живота нашего, да будем храми Духа Святаго, наипаче же помози всем, в подражание Твое во обителех живущим и обручившим себе на служение Богови, в чистоте девства провождати житие свое и от юности нести иго Христово благое и легкое, свято храняще обеты своя. Ты провела еси, Всечистая, вся дни юности Твоея во храме Господнем далече от соблазнов мира сего, в присном бодрствовании молитвенном и во всяком воздержании душевном же и телеснем, помози убо и нам отражати вся искушения вражеская от плоти, мира и диавола находящая на ны от юности нашея, и побеждати оная молитвою и постом. Ты бо, во храме Господнем со Ангелы пребывающи, украсилася еси всеми добродетельми, наипаче же смирением, чистотою и любовию, и достойно воспиталася еси, да готова будеши вместити плотию невместимое Слово Божие. Сподоби же и нам, одержимым гордостию, невоздержанием и леностию, облещися во всякое совершенство духовное, да уготовает кийждо от нас с помощию Твоею одеяние брачное души своея и елей доброделания, да не нази и неготови явимся во сретение безсмертному Жениху нашему и Сыну Твоему, Христу, Спасителю и Богу нашему, но да приимет ны с мудрыми девами во обители райския, идеже со всеми святыми сподоби нас выну славити и прославляти всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа и Твое милостивое заступление всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Введение во храм Пресвятой Богородицы 2022 поздравления картинки

Ежегодно 4 декабря Православная церковь отмечает праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы. Поклонение матери Иисуса, Пречистой Деве Марии – важная часть христианского почитания святых. Лик Девы Марии в изображении иконописцев повторяется многократно, уступая по количеству, лишь изображению Спасителя.

Католическая традиция обращения к матери Христа за помощью во всех сложных жизненных ситуациях сложилась веками. Христиане-католики верят. Что заступничество и помощь Богоматери более действенна, чем прямое обращение к Господу. Дева Мария покровительствует детям и роженицам.

Жизнеописание Девы Марии

Рождение Марии было даром небес для бездетных родителей. Иоаким и Анна, жившие в Назарете, не могли зачать ребенка. Они принесли обет отдать ребенка на служение в храм, если случится чудо и появится дитя. Когда девочке исполнилось три года. родители решили исполнить обет и отправились в Иерусалимский храм.

Дорога была дальней, семья провела в пути три дня. Девочку в храм сопровождали молодые девушки с зажженными свечами, позади шли родственники и знакомые. Согласно легенде, Мария, не чувствуя усталости взлетела по каменным ступеням храма наверх.

Какой церковный праздник сегодня 4 декабря 2020 чтят православные: Введение во храм Пресвятой Богородицы отмечают 4.12.2020

Там ее ожидал первосвященник и служители храма. Маленькую Марию провели внутрь, для совершения молитвы. Именно этот момент и празднуется всеми христианами как праздник введения.

Родители оставили Марию в храме. Детство и юность девушки прошли в молитвах. Выросла она целомудренной, как и другие девы. Когда Марии исполнилось 15, она не пожелала вернуться к мирской жизни.

Принесла обет девства, который сдержала, несмотря на обручение с Иосифом. От архангела Гавриила получила весть о непорочном зачатии и рождении Сына Божьего.

Традиции празднования

Среди обывателей праздник назывался кратко – Введенье, связан он был с чествованием молодых семей. После наступления 4 декабря зима вступала в свои права, завершалась осенняя суета, наступал покой и затишье в работах. В Введенье организовывали ярмарки, на которых выставлялись, в том числе, и сани.

Если на праздник был снежный покров и мороз, то традиционно устраивали катания на санях. В самых нарядных катались молодожены. Популярны среди молодежи были зимние игры, лепка снеговиков.

Приметы в день Введения во храм Пресвятой Богородицы

Какой церковный праздник сегодня 4 декабря 2020 чтят православные: Введение во храм Пресвятой Богородицы отмечают 4.12.2020

Работы по дому и хозяйству останавливались, как предписывали традиции. Не стоило затевать уборку или иную суету – день посвящали отдыху, ходили в гости.

Если на Введенье выпадал морозный и солнечный день, то это предвещало снежную зиму и хороший урожай в будущем сезоне.

Внезапно нагрянувший мороз сулил жаркое лето. Выпавший снег, как правило, вскоре таял. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Церковные семейные праздники
  • Церковный праздник покрова пресвятой богородицы что означает
  • Церковный праздник дзяды
  • Церковные престольные праздники
  • Церковный праздник покров пресвятой богородицы приметы традиции