Церковный праздник девятая пятница

Каинская епархия - официальный сайт

27

ИЮН

В церковном календаре нет такого выражения: «Девятая пятница по Пасхе», так как всего таких недель только семь, а в восьмую неделю православные празднуют Сошествие Святого Духа на апостолов или Пятидесятницу, или иначе – Троицу. После этого начинается новый церковный отсчёт богослужебных недель, который длится до Рождества Христова. В календаре вторая неделя по Пятидесятнице называется так: «Седмица 2-я по Пятидесятнице». Но народная память сохранила название – «Девятая пятница по Пасхе», им и пользуются христиане, собираясь приехать к святому колодцу в День явления иконы святой великомученицы Параскевы.
     В этот раз на святое место, именуемое «Половинка», приехали два новых священника: отец Роман – настоятель Михаило-архангельской церкви из Усть-Тарки и отец Максим из Ильинского храма города Каргата. Всё было как обычно, по установленной десятилетиями традиции: молебен в  с. Вознесенка, крестный ход до Половинки и чтение акафиста священниками с пением хора, а также освящение воды и общая трапеза. 
     После окончания богослужения иеромонах Димитрий, рассказал случай из жизни, как один человек, набрав здесь воды и привезя её в губернский город, умыл свою соседку по даче ( с которой долго находился во вражде), чем её очень порадовал, и у них восстановились добрые отношения. Священник призвал верующих не только самим пользоваться освящённой водой, но потратить её на тех, с кем находится в недружественных отношениях, чтобы везде воцарился мир, и была любовь между людьми. А если кто и не поймёт таких действий и напишет заявление в полицию, то, возможно, придётся пострадать, по примеру святой великомученицы Параскевы.
     Воды в колодце было много и, хоть люди набирали её большими ёмкостями, хватило всем. Увозя её с собой с паломничества, как видимую святыню, каждый увозил в своём сердце память о встрече со старыми знакомыми с других приходов, которая случается на этом месте один раз в год и называется –«Девятая пятница по Пасхе», – наш местно чтимый праздник, которого нет ни в одном церковном календаре.

Параске́ва Пя́тница — в народной традиции православных славян мифологизированный образ, основанный на персонификации пятницы как дня недели и культе святых Параскевы Иконийской, именуемой Пятницей и Параскевы Сербской[1]. По мнению ряда исследователей, на Параскеву Пятницу были перенесены некоторые признаки и функции главного женского персонажа славянской мифологии — Мокоши, образ которой связан с женскими работами (прядением, шитьём и др.), с браком и деторождением, с земной влагой[1]. В народной традиции образ Параскевы Пятницы также соотносился с образом Богородицы, святой Анастасии Узорешительницы, и Недели, как персонифицированного образа воскресного дня[1].

Параскева Пятница
Святая Параскева-Пятница из Пятницкого храма города Галича Костромской губернии. Фото начала XX века
Святая Параскева-Пятница из Пятницкого храма города Галича Костромской губернии. Фото начала XX века
Воплощение дня недели — Пятницы. У восточных славян святая считается целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья. Память 14 (27) октября (Параскева Грязниха) и 28 октября (10 ноября) (Параскевы Льняницы)
Мифология Славянская
Сфера влияния пятница
Пол женский
В иных культурах Параскева Иконийская и Параскева Сербская
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Икона «Параскева Пятница» в окладе. Урал, около 1800 года

ЭтимологияПравить

Слово «параскева» (греч. παρασκευη параскеви) означает «приготовление [к субботе]; подготовка». Таким образом, «Параскева Пятница» — это «подготовка к субботе; день шестой; полупраздничный день». В Евангелии Иоанна 19.31 «Но так как тогда была пятница (параскева)…»

Представления восточных славянПравить

У восточных славян Параскева Пятница — персонифицированное представление дня недели[2]. Иначе называлась Льняницей, другие прозвища — Параскева-Пятница, Параскева-Льняниха, Ненила-Льняница. Параскеве Пятнице были посвящены 14 (27) октября — день Параскева Грязниха и 28 октября (10 ноября) — день Параскевы Льняницы. В церкви на эти дни приходится память Параскевы Сербской и Параскевы Иконийской, соответственно. В эти дни не пряли, не стирали и не пахали, чтобы «не запылить Параскеву и не засорить ей глаза». Считалось, что в случае нарушения запрета она могла наслать болезни. Осуждению подобных суеверий посвящено одно из постановлений Стоглавого собора (1551):

Да по погостам и по селом ходят лживые пророки, мужики и женки, и девки, и старые бабы, наги и босы, и волосы стростив и распустя, трясутся и убиваются. А сказывают, что им являются святая Пятница и святая Анастасия и велят им заповедати хрестияном каноны завечати. Они же заповедают крестьяном в среду и в пятницу ручного дела не делати, и женам не прясти, и платья не мыти, и каменья не разжигати[3].

Отзвуком славянских дохристианских верований некоторые авторы считают сохранявшиеся в некоторых местах ещё в XIX — начале XX веках «идольские» скульптурные изображения святых. Чаще других встречалась скульптура Параскевы Пятницы — и не только у русских, но и у соседних с ними народов[4]. Раньше в часовнях в инородческих местностях «ставились изображения из дерева грубой работы св. Параскевы и Николая Угодника… Все резные изображения святых Параскевы и Николая носят общее название пятниц»[5]. У русских широко были распространены скульптуры — «деревянная раскрашенная статуя Пятницы, иногда в виде женщины в восточном одеянии, а иногда в виде простой бабы в панёве и лаптях». Статую Параскевы «ставили в церквах в особых шкапчиках и народ молился перед этим идолом»[6].

У восточных славян деревянные скульптуры Параскевы Пятницы ставились также на колодцах, ей приносились жертвы (в колодец бросали ткани, кудель, нитки, овечью шерсть). Обряд назывался мокрида (ср. Мокошь).

Рыбьей чешуйкой серебрятся на дне колодцев серебристые гривенники и пятиалтынные… передаются или прямо бросаются разные изделия женского досужества, часто с громким заявлением о прямой цели жертвования: сшитое белье в виде рубах, полотенца на украшение венчика и лика, вычесанная льняная кудель или выпряденые готовые нитки, а также волна (овечья шерсть) («Угоднице на чуловки!», «Матушке-Пятнице на передничек!» — кричат в таких случаях бабы).

В честь Параскевы Пятницы в древние времена на перекрёстках и распутицах дорог ставили особые столбы с изображением святой, которые назывались её именем. Памятники эти были похожи на придорожные часовни или кресты и считались священными местами[8].

Русские молились Параскеве Пятнице о сохранении от падежа скота, в особенности от коровьей смерти. Святая считалась также целительницей человеческих недугов, в особенности дьявольского наваждения, лихорадки, зубной, головной боли и других болезней. В честь святой Параскевы существовали особенные молитвы, которые носились на шее и считались предохранительным средством от различных болезней. Цветы, травы и другие привески к образу Параскевы-Пятницы также почитались одним из самых действенных врачебных средств и потому сохранялись из года в год как важное целебное пособие. В случаях какой-либо болезни крестьяне варили их в воде и этим отваром поили при различных болезнях[8].

Также у славян существовало апокрифическое сказание о двенадцати «главных» пятницах и связанный с ним пятничный календарь — 12 особо почитаемых пятниц, в которые требуется строгий пост. Считалась «бабьей святой»[9].

Сказание о 12 пятницах и суеверное почитание их существует и на Западе. Лицом, олицетворяющим пятницу, является там св. Венера, вполне тожественная нашей Параскеве; её житие представляет много сходных черт с житием Параскевы. К христианскому почитанию пятницы на Западе присоединились языческие воспоминания о пятнице, как о дне, посвящённом в древнем Риме — Венере, в Германии — Фрее (пятница — Freitag).

Типологически Параскева Пятница имеет параллели с таджикской Биби-Сешанби («госпожой Вторник»)[11], и мифологическими образами женщин, прядущих пряжу судьбы (древнегреческие мойры, древнеисландские норны, хеттские искусные ткачихи)[12].

ОбразПравить

Каноническое изображение святой Параскевы. Икона XV века, Вологодский музей

Икона «Пресвятая Богородица Умиление и Святая Параскева Пятница» XVII века

Образ Параскевы Пятницы по народным представлениям заметно отличается от иконографического, где она изображается аскетического вида женщиной в красном мафории. Широкую известность получила резная икона Параскевы Пятницы из деревни Ильеши. Она почитается в Русской православной церкви чудотворной и находится в Троицком соборе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге[13].

Народное воображение иногда наделяло Параскеву Пятницу демоническими чертами: высокий рост, длинные распущенные волосы, большие груди, которые она закидывает за спину, и др., что сближает её с женскими мифологическими персонажами типа Доли, Смерти, русалки. Существовал обряд «вождения Пятницы» зафиксированный в XVIII веке: «В Малой России, в полку Стародубском, в день уроченный праздничный водят жонку простовласую под именем Пятницы, а водят в ходе церковном и при церкви честь оной отдаёт народ с дары и со упованием некоей пользы»[14]. В былинках Параскева Пятница прядёт оставленную хозяйкой недопряденную кудель (подобно домовому, кикиморе, маре)[15], наказывает женщину, осмелившуюся вопреки запрету заниматься прядением, мотанием ниток, шитьём: путает нитки, может содрать кожу с нарушительницы, отнять зрение, превратить в лягушку, бросить в окно сорок веретён с приказанием напрясть их до утра и т. п.[16]

Согласно поверьям, Параскева Пятница контролирует соблюдение и других пятничных запретов (стирка белья, отбеливание холстов, расчёсывание волос и пр.)[17].

По украинским поверьям, Пятница ходит исколотая иглами и веретенами нерадивых хозяек, не почтивших святую и её дни. До XIX века на Украине сохранялся обычай «водить Пятницу» — женщину с распущенными волосами[18].

В быличках и духовных стихах Параскева Пятница жалуется, что её не почитают, не соблюдая запретов по пятницам, — колют её веретенами, прядут её волосы, засоряют ей глаза кострой. По поверьям, на иконах Параскева Пятница изображена с торчащими из груди спицами или веретенами (ср. образы Богоматери Семистрельной или Умягчение злых сердец)[19].

В народном календареПравить

У южных славян повсеместно празднуется день 14 (27) октября: болг. Петковден, св. Петка, Петки, Пейчинден, макед. Петковден, серб. Петковица, Петковача, Света Параскева, Света Петка, Пеjчиндан и др. В некоторых регионах Сербии и Боснии празднуют также день 26 июля  (8 августа), называемый Петка Трновска, Петка Трновача, Трнова Петка, Млада Петка, Петка Водоноша. В Болгарии (Фракия) святой Петке посвящают пятницу после Пасхи (болг. Лятна св. Петка, Пресвета Петка, Петка Балъклия), а в Сербии (Пожега) — пятницу перед днём святой Евдокии (1 (14) марта)[19].

Девятая пятницаПравить

У русских было широко распространено празднование девятой пятницы после Пасхи. В Соликамске в этот день вспоминали чудесное избавление города от нашествия ногайцев и вогулов в 1547 году[20].

В Никольском уезде Вологодской губернии в девятую пятницу существовал обычай «строить обыденную пелену»: девушки сходились, теребили лён, пряли и ткали пелену за день[21].

У коми-зырян, живущих по реке Вашке, девятая пятница называлась «Заветным днём больных» (коми Заветной лун висьысьяслӧн). Считалось, что в этот день чудотворная икона Параскевы Пятницы (коми Параскева-Пекнича) из часовни в деревне Кривой Наволок может принести исцеление больным. До сих пор сохранилась традиция проведения крестных ходов к речке Кер-ю, где пожилые женщины и девочки омывают храмовые и домашние иконы в водах, освящённых иконой Параскевы Пятницы. Вода считается святой в течение трёх дней после праздника, её набирают и уносят с собой. Опускать иконы в стоячую воду считается грехом[22].

Поговорки и запретыПравить

  • В пятницу, матушку Прасковью, грешно тревожить землю, ибо во время крестной смерти Спасителя было землетрясение[4].
  • Кто прядёт в пятницу, у того на том свете будут слепы отец с матерью[23].
  • Женщинам в пятницу не разрешалось ни чесать, ни мыть голову[23].
  • По пятницам мужики не пашут, бабы не прядут[24].
  • Что пятница, то праздник (польск. Co piątek, to świątek)[25].
  • Косится, как среда на пятницу (укр. Скривився як середа на п’ятницю)[26].

См. такжеПравить

  • Род и рожаницы
  • Лаума
  • Народное христианство

ПримечанияПравить

  1. 1 2 3 Левкиевская, Толстая, 2004, с. 631.
  2. Крук, Котович, 2003, с. 44.
  3. Чичеров, 1957, с. 58.
  4. 1 2 Чичеров, 1957, с. 56.
  5. Можаровский, 1903, с. 25—26.
  6. Святский, 1908, с. 22.
  7. Максимов, 1903, с. 232–233.
  8. 1 2 Калинский, 2008.
  9. Мадлевская и др., 2007, с. 696.
  10. Пятница // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  11. Буранок, 1996, с. 368.
  12. Иванов, 2007, с. 398.
  13. , Явление вмц. Параскевы Пятницы в Ильешах // Санкт-Петербургские Епархиальные ведомости : Журнал. — 2001. — № 25. — С. 91—96.
  14. Лавров, 2000, с. 168.
  15. Левкиевская, Толстая, 2004, с. 632.
  16. Мадлевская и др., 2007, с. 697–700.
  17. Щепанская, 2003, с. 445.
  18. Воропай, 1958, с. 165, т. 2.
  19. 1 2 Левкиевская, Толстая, 2004, с. 631–632.
  20. Девятая Пятница по Пасхе в Соликамске. Дата обращения: 18 июля 2013. Архивировано из оригинала 2 октября 2013 года.
  21. Чичеров, 1957, с. 40.
  22. Шарапов В. Э. Параскева-Пекнича // Мифология коми. (Энциклопедия уральских мифологий. Т. I). — М.-Сыктывкар, 1999. — С. 281—284.
  23. 1 2 Чичеров, 1957, с. 59.
  24. Даль, 1880—1882.
  25. Ермолов, 1905, с. 80.
  26. Вакуленко и др., 1994, с. 159.

ЛитератураПравить

  • Буранок О. М. Проблемы современного изучения русского и зарубежного историко-литературного процесса. — Самара: Изд-во СамГПУ, 1996. — 462 с. — ISBN 9785842800841.
  • Пять // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880-1882.
  • Ермолов А. С. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах. — СПб.: Типография А.С.Суворина, 1905. — Т. 2. Всенародная агрономия. — 528 с.
  • Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 4: Знаковые системы культуры, искусства и науки. — М.: Языки славянских культур, 2007. — 792 с. — (Язык. Семиотика. Культура). — ISBN 5-9551-0207-8.
  • Калинский И. Церковно-народный месяцеслов на Руси. — М.: Эксмо, 2008. — ISBN 978-5-699-27691-2.
  • Колесо времени: традиции и современность / Янка Крук, Оксана Котович. — Мн.: Беларусь, 2003. — 350 с. — ISBN 985-01-0477-5.
  • Лавров А. С. Колдовство и религия в России: 1700—1740 гг. — М.: Древлехранилище, 2000. — ISBN 5-93646-006-1.
  • Параскева Пятница / Левкиевская Е. Е., Толстая С. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 631—633. — ISBN 5-7133-1207-0.
  • Мадлевская Е., Эриашвили Н., Павловский В. Параскева Пятница // Русская мифология. Энциклопедия. — Эксмо, Мидгард, 2007. — С. 692—706. — 784 с. — ISBN 5-699-13535-9.
  • Максимов С. В. Параскева Пятница; Вода-Царица // Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — С. 516—518, 225—250.
  • Можаровский. Отголоски старины и народности. — Тамбов, 1903.
  • Святский Д. О. Исторический очерк городов Севска, Дмитровска и Комарицкой волости. — Орел, 1908.
  • Чичеров В. И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI – XIX веков. — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1957. — 237 с.
  • Щепанская Т. Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX-XX вв. — М.: Индрик, 2003. — 528 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-176-7. Архивная копия от 1 мая 2016 на Wayback Machine
  • Воропай О.[uk]. Звичаї нашого народу (укр.). — Мюнхен: Українське видавництво, 1958. — Т. 2. — 289 с. (укр.)
  • Збірник Харківського історико-філологічного товариства : сборник. Т. 2. — Харків: Око, 1994. — 160 с. — ISBN 5-7098-0019-8. (укр.)

СсылкиПравить

  • Параскева Пятница (hrono.ru)
  • Параскева // Российский этнографический музей
  • Пятница // Энциклопедия культур
  • Успенский Б. А. Почитание Пятницы и Недели в связи с культом Мокоши // Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей
  • Рыбаков Б. А. Двоеверие. Языческие обряды и празднества XI—XIII веков // Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси
  • Страсти по Святой Параскеве (dralexmd.livejournal.com)
  • Basil Lourié. Friday Veneration in the Sixth- and Seventh-Century Christianity and the Christian Legends on Conversion of Nağrān (англ.)

Девятая после Пасхи пятница – главный местный праздник Соликамска, «кочующий», как и сама Пасха. Когда бы ни было Светлое Христово Воскресение – Пасха, в марте, в апреле или в мае, пятницу на девятой неделе после него в Соликамске никогда не пропускали. Так повелось издавна.

Находясь на окраине русских земель, в начальный период своей истории Соликамск, не имея ни крепостных сооружений, ни военной силы, неоднократно страдал от набегов враждебных соседей – вогулов, ногайских и сибирских татар. Таких набегов было несколько. Самым значительным и кровопролитным был набег в мае 1547 года.

25 мая на Усолье Камское, как тогда назывался Соликамск, напали ногайцы. Они сожгли город и окрестные селения, побили многих жителей – согласно летописным сведениям, погибших было 886 человек, остальные в ужасе рассеялись по лесу. Казалось, никогда больше на этом пепелище не зазвучит человеческий голос. Но Соликамску суждено было возродиться.

Крестный ход в 9 Пятницу по Преображенской улице. Фото Б.И. Чернавина. Нач. ХХ в..jpg

Крестный ход в 9 Пятницу по Преображенской улице. Фото Б.И. Чернавина. Нач. ХХ в..jpg

Летопись не сохранила нам имени человека, который собрал по лесам оставшихся в живых и повел за собой на ногайцев. Может, и не было такого человека, но усольцы организовались и с помощью подоспевшего отряда из Искора, посланного великопермским наместником, побились с ногайцами и победили. Победа одержана 30 мая, на который в тот год выпал день Девятой после Пасхи пятницы. В память об этом событии с конца XVI века жители города стали ежегодно проводить крестный ход.

В 1709 году официальная церковь запретила его, мотивируя тем, что никакого православного праздника в этот день нет. В течение почти десятилетия крестный ход в Девятую пятницу не проводился, но богомольцы продолжали по привычке сходиться в город со всей округи. Со временем, видя тщетность проделываемого ими пути, они перестали появляться в Соликамске. Местные священники и горожане неоднократно направляли челобитные в Вологодскую епархию, к которой тогда относился Соликамск, с просьбами о возобновлении праздника в Девятую пятницу. При этом подчеркивалось, что не соблюдается древний обет предков, утрачена традиция и скудеет церковная казна от потери большого количества богомольцев. На все челобитья следовал новый запрет.

В 1718 году к преосвященному Алексию, архиепископу Вятскому и Великопермскому, соликамские священники и горожане направили новую делегацию во главе с земским старостой Тучнолобовым, человеком настойчивым и красноречивым. Разрешение на возобновление крестного хода было получено. Девятая пятница прочно заняла свое место в православном календаре Верхнекамья.

Крестный ход в Девятую Пятницу по Спасской улице

Крестный ход в Девятую Пятницу по Спасской улице

Торжество в день Девятой пятницы совершалось следующим образом. Накануне в город съезжались и сходились жители Соликамского и Чердынского уездов, из-за Камы толпами приходили коми-пермяки. Вечером начинался колокольный звон, и все спешили на городскую окраину встречать иконы, приносимые для участия в празднике из Пыскора – образ Богоматери, из Ныроба – чудотворный образ Святителя Николая, из Городища – явленный образ Знамения Божией Матери. После встречи иконы, сопровождаемые богомольцами, приносились в Троицкий собор, где начиналось всенощное бдение.

Утром в день Девятой пятницы, в 9 часов, в Троицком соборе и во всех городских церквях, кроме Воскресенской, одновременно начиналась ранняя обедня. По ее окончании духовенство и прихожане сходились к Троицкому собору, откуда начинался крестный ход вокруг города с хоругвями, крестами и выносными образами из всех церквей. По сообщению очевидца, «иконы Знамения Божией Матери и Святителя Николая неслись во главе усердными богомольцами, которые теснились около них и наперебой старались прикоснуться к носилкам и понести хоть минуту священную ношу».

От Соборной площади ход направлялся к Спасской церкви и мужскому монастырю, откуда следовал к городской окраине, выходил на улицу Тюфяевскую (ныне Калийная), далее спускался по улице Александровской (ныне Революции) до улицы Преображенской (ныне 20-летия Победы), по которой двигался к Преображенской и Введенской церквям, от них спускался на улицу Спасскую (ныне Набережная) и мимо Богоявленской церкви возвращался к месту начала шествия. У всех церквей останавливались за алтарем, молились, читали Евангелие храму и кропили водой на четыре стороны.

Крестный ход в Девятую Пятницу у монастыря. Фото Б.И.Чернавина, нач. ХХ века

Крестный ход в Девятую Пятницу у монастыря. Фото Б.И.Чернавина, нач. ХХ века

Обойдя город по периметру, крестный ход останавливался на Соборной площади, где совершалось «благодарственное Господу Богу молебствие о избавлении от нашествия вражеского». После молебна все участники крестного хода следовали в Воскресенскую церковь, где служилась поздняя литургия, после которой все выносные иконы возвращались в свои церкви, и богомольцы расходились.

С конца XVIII века к празднику Девятой пятницы приурочили трехдневную ярмарку, поскольку при огромном стечении народа спрос в эти дни превышал предложение. Первоначально в ярмарке принимали участие только местные купцы, продавались изделия местных же мастеров и товары, привозимые с Макарьевской и Ирбитской ярмарок. Оборот был невелик – чуть более 60 тыс. рублей. Со второй половины XIX века стали приезжать торговцы из Перми, Кунгура, Чердыни, Ильинского и даже из Владимирской губернии. И к началу ХХ века торговый оборот ярмарки увеличился до 150 тысяч рублей.

На праздник Девятой пятницы в Соликамск съезжалась чуть не половина уезда, насчитывавшего в 1901 году почти 250 тысяч душ. По вечерам в эти дни в городе устраивали массовые гуляния, водили хороводы, на площади и в заречном саду выступали приезжие циркачи и театральные артисты. Так древний религиозный праздник постепенно превратился в историко-культурную традицию, утраченную со сменой власти.

В 1927 году запретили проведение крестного хода, в 1929 году – и ярмарку. Девятая пятница была забыта на долгие десятилетия. И лишь в июне 1991 года запрет был снят, проведен первый крестный ход, возглавлявшийся архиепископом Пермским и Соликамским Афанасием. Девятая пятница вновь восстановлена.

Н. Савенкова

Источник: http://adm.solkam.ru/


Фотографии в альбоме «Девятая Пятница по Пасхе, 2016 г.», автор Скорлупин Антон на Яндекс.Фотках

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

(Просмотров 9852)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Надеждинская основная общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В.Р.Платонова Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

                     IX Республиканский конкурс

                         «Путешествие к истокам»

Номинация: Лучший проект в области событийного туризма.

ПРОЕКТ

«ДОРОГА К СВЯТОМУ КЛЮЧУ»

(ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРАЗДНИК «Девятая Пятница)

                      Выполнила: Платонова Виктория Борисовна

                                            ученица  9 класса

                                    Руководитель проекта: Гатина Светлана Анатольевна,

                                           учитель русского языка и литературы

с.Надеждино — 2018

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ  ПРОЕКТА

Тема проекта: «Дорога к Святому ключу (сохранение  православного праздника «Девятая Пятница»)

Автор  проекта: Платонова Виктория Борисовна

Класс  9

Форма работы:  внеурочная

Тип проекта: творческий 

Мотивация : личный интерес

Сроки выполнения проекта: октябрь 2018 – июнь 2019 гг.

Цель проекта:

 1.Показать значение святой воды в жизни человека; привлечь внимание жителей и гостей к празднику — Девятая Пятница как способу  возрождения и сохранения традиционной культуры русского народа, систематизировать информацию об особенностях празднования  Девятой Пятницы.

 2.Привлечь внимание сверстников , жителей района и гостей и  заинтересовать православным праздником.

3. Показать  взаимосвязь на современном  этапе  православных   праздников  и народных традиций.

Задачи.

1.  Познакомить со Святым ключом, расположенным  близ села Чистые Ключи Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан.

2.  Узнать о значении Святой воды в жизни православного человека.

4.  Узнать, кто такая Параскева-Мученица.

5. Поближе узнать о  проведении православного праздника «Девятая  Пятница».

Объектом исследования данный проект предусматривает местный православный праздник «Девятая Пятница»  как элемент традиционной народной культуры: возрождение православных традиций, интерес общества к культурному наследию малой Родины.

Гипотеза: Способствует ли возрождение русских православных праздников духовному оздоровлению человека?

Методы исследования.

  1. Сбор информации, наблюдения, встречи – беседы,
  2. Актуальность исследования.

Планируемые  результаты реализации проекта:

Позволит донести и показать то, что народные традиции еще живут, а мы – дети ,не забываем их, храним и принимаем участие в проведении такого праздника.

Новизной и отличительной особенностью проекта является то, что сами дети,  молодежь занимаются разработкой и реализацией этого проекта, углубляясь в мир народной культуры, вызывая интерес  не только у старшего поколения, но и у сверстников.  

Необходимость в создании данного проекта существует, так как он может помочь привлечь гостей и жителей окрестных сел и деревень стать непосредственным участником данного православного праздника.

График мероприятий:

1.Данный праздник «Девятая Пятница» отмечается на девятой неделе после Пасхи , в пятницу.

Перспективы развития:

1.Привлечение большего количества  заинтересованных людей для участия в данном престольном празднике.

Механизм достижения целей:

1.Проведение внеклассных мероприятий , вовлечение в исследовательскую деятельность, мотивация интереса к культуре своего народа по тематике праздников.

2.Участие в конкурсах духовно-нравственного направления.

3. Проведение экскурсионно-просветительской работы с учащимися и гостями Надеждинского поселения.

4. Непосредственное участие при проведении праздника

Оценка результатов:

В ходе реализации проекта осуществляется взаимодействие детей и родителей. У участников проекта растет чувство ответственности за духовное наследие своего края и возникает потребность бережного отношения к духовных традициям своего Отечества.

Актуальность проекта:

  • Проект «Дорога к Святому ключу (Православный  праздник  «Девятая Пятница» и духовные традиции нашей малой Родины» нацелен на формирование познавательно-исследовательской деятельности учащихся, осознание своей религиозной принадлежности, знание  культуры своего народа.
  • Проект даёт возможность школьникам ближе познакомиться с традициями своего народа, глубже понять развитие истории и культуры.
  • Проект предполагает в процессе обучения учащимся активно участвовать в творческих проектах.
  • В школе для реализации проекта имеется необходимое условие- педагогический коллектив работает над проблемой духовно-нравственного воспитания ребёнка.

Я считаю, что в наше время  очень важно знать свою культуру.  Народные традиции, доставшиеся нам по наследству, традиции уникальные, потеря которых невосполнима, нуждаются в защите и восстановлении.

     Забывая эти  традиции, мы обедняем в себе человека, теряем нравственную опору.    Сейчас стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит, и сохранение ее в нас, в  детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое — это фундамент будущего.

Для того, чтобы процесс возрождения народных традиций стал реальностью, нужно представить людям то, что было ими утеряно, нужно вернуть им прежний праздник, чтобы, снова возникнув в жизни людей, он стал их потребностью, как в давние времена, и чтобы в будущем он мог развиваться и дальше, постепенно и органично наполняясь новым содержанием.

СОДЕРЖАНИЕ:

          1.  Введение

2.  Легенды Святого ключа

3.  Значение Святой воды в жизни человека

  1. Сведения о Параскеве-мученице.

        5. Церковный праздник —  Девятая Пятница.

6.Заключение.

        7. Приложение

Введение

       В  современных  условиях  культурного  кризиса  возникает серьёзная  задача  –  сохранение  национального  культурного наследия и традиций наших предков.

      Традиция  –  это  явление,  изначально  присущее  человеку  с момента появления его на свет. Традиция  означает  переход от  старших  к  младшим,  от  поколения  к поколению, устоявшихся форм поведения, навыков, понятий, всего, что образует костяк культуры. Человеческая память коротка. Но есть еще и другая память, она называется культурой. Культура сохраняет правила, обычаи, традиции.  В  образах  праздника  передается  информация  о чрезвычайно важных вещах, тайна которых давно утеряна.  Рождество, Святки, Масленица, Пасха, — это те праздники, которые составляют культуру нашего народа и его обычаи. Девятая после Пасхи пятница – один из главных местных  праздников Надеждинского поселения Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан. Когда бы ни было Светлое Христово Воскресение – Пасха, в марте, в апреле или в мае, пятницу на девятой неделе после него в Чистых Ключах никогда не пропускали. Так повелось издавна.

  Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны,                  

значит, он равнодушен к своей стране

                                                                                             Д.С.Лихачев

Нашу местность издавна называют родниковой. Прозрачные, светлые, журчат они, перебегая по камушкам. Вода в них чистая, светлая, холодная. Иной раз припадешь в летнюю пору к воде, зубы начинает ломить от холода. Когда мы ходим на экскурсию в лес, или просто за грибами, мы стараемся не проходить мимо звонкого родника. Люди считают, что родниковая вода обладает живительной силой, придает душе бодрость и успокоение. Люди отмечают одно загадочное явление: вода в роднике летом холоднее, чем в зимнее время. В близлежащих деревнях люди используют эту воду для питья. Чтобы вода была пригодной для использования, нужно следить за состоянием источников, очищать их. Родники издавна берегут как зеницу ока. В народе их когда – то называли «глазами земли», наделяя даром приносить здоровье, возвращать молодость, одаривать богатырской силой каждого, кто хоть однажды испил их студеной воды.

       Начать знакомство с нашей местностью мне хочется с рассказа о деревне Чистые Ключи, которая входила в состав Надеждинского сельского поселения. История этой деревни с таким живописным названием уходит в далекое прошлое. Сейчас здесь совсем нет жизни, в 2010 году последнюю оставшуюся бабушку взяли к себе родственники. Одиноко, сиротливо стоят заброшенные дома. А раньше в Чистых Ключах было около пятидесяти домов, работала начальная школа. До войны находилась в деревне небольшая ферма,  магазин, птичник. Люди были заняты трудом, работали. Деревня в те годы  жила полной жизнью, улицы, как сейчас, не зарастали бурьяном. Во время Великой Отечественной войны многие мужчины ушли на фронт. Кому–то посчастливилось вернуться к своим семьям, но многие остались лежать вдали от родного дома, в чужой земле. Вымирать деревня стала после закрытия начальной школы. Постепенно  жители стали уезжать в поисках лучшей жизни. Там, где раньше стояли добротные дома , теперь сплошной бурьян, но несмотря ни на что, осталась она и по сей день живописной. Летом утопает в зелени заброшенных садов. Сегодня уже нет тех улиц, которые стояли на страже Святого ключа, но не забывают люди это место.  

       История  родника, именуемым  «Святой Ключ», который  находится около  поселка  Чистые  Ключи, уходит  корнями  в  давние  времена  правления  Ивана  Грозного. Здесь  в  старые  времена  жили переселенцы  разных  национальностей:  русские, татары, чуваши,  марийцы.  С этим местом связано несколько преданий, так рассказывали нам бабушки. Как-то  раз пошла на ключ женщина, зачерпнула воды в ведро и поймала икону. Она  принесла  ее  домой.   Дома же  свекровь сказала, чтобы  она  унесла  ее  обратно, потому, что  она  другой  веры…христианской.  Она хотела ее сжечь, но икона не горела. Испугавшись, она отнесла ее обратно …  Но  все- таки  кто-то икону  Святой Параскевы   взял. А еще в том месте видели женщину в белой одежде. Вот оттуда и пошла икона явленная – Параскева — мученица.  На том месте, где была найдена икона, поставили люди часовню, через которую протекает ключ.    

          В  соседней деревне  Кичкеево в  центре  села   возвели  в  честь  этой  иконы  деревянную  церковь. Здесь  проводили  службы,  крестили  детей, венчались. В  селе  Муратово   стояла в те года  Казанско-Богородицкая  церковь, служители  несколько  раз  забирали  эту  икону  с  собой, чтобы  привлечь  прихожан  в  свою церковь, но  каким — то  образом   эта икона  оказывалась  на  своем  месте в деревне Кичкеево. В  30-е  годы,  когда  рушили  церкви, жгли  иконы  и  кресты ,иконы  спасли  добрые  люди, вынесли  под  верхней   одеждой.  По словам жителей,  икону «Параскева-Мученица» вынес мужчина, который потом переехал в город Волжск и забрал икону с собой, после чего передал ее  церкви.  По сей день  эта икона хранится в церкви города Волжска, в алтаре.  Икону можно увидеть и поклониться ей  10 ноября, когда из алтаря выносят ее на обозрение в  День  памяти Святой Параскевы Пятницы, хранительницы семейного очага. Святая Параскева Пятница всегда пользовалась у православного народа особой любовью и почитанием

    В благодатном месте, где спокойно бежит чистый ключ и веет прохладой , уже через несколько минут все горести и беды, все, что тревожило, просто исчезает и становится спокойно. Святых источников ,освященных в честь Параскевы-Мученицы, множество, и везде иконы являлись именно на Девятую или Десятую пятницу после Пасхи. В этот день, святая великомученица была замучена до смерти. А что нам известно про Параскеву?

      Святая мученица Параскева, нареченная Пятницею, жила в III веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. Родители святой особенно почитали день страданий Господних — пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что в переводе с греческого и означает — Пятница. Всем сердцем возлюбила юная Параскева чистоту и высокую нравственность девственной жизни и дала обет безбрачия. Она захотела посвятить всю свою жизнь Богу и просвещению язычников светом веры Христовой. За исповедание православной веры озлобившиеся язычники схватили ее и привели к городскому властителю. Здесь ей предложили принести богомерзкую жертву языческому идолу. С твердым сердцем, уповая на Бога, отвергла преподобная это предложение. За это она претерпела великие мучения: привязав ее к дереву, мучители терзали ее чистое тело железными гвоздями, а затем, устав от мучительства, всю изъязвленную до костей, бросили в темницу. Но Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее истерзанное тело. Не вразумившись этим Божественным знамением, палачи продолжали мучить Параскеву и, наконец, отсекли ей голову.

              Святая Параскева Пятница всегда пользовалась у православного народа особой любовью и почитанием. Простой русский народ называл мученицу Параскеву Пятницей, Пятиной. Иконы святой Параскевы особенно почитались и украшались нашими предками. К святой великомученице Параскеве обращаются с молитвой о покровительстве над семейным очагом, о хороших отношениях в семье, об удачном замужестве, о выздоровлении детей, о помощи в сельскохозяйственных заботах, во всех житейских и материнских нуждах.

     Как же проходит этот праздник? Каждый год приходят сюда жители окрестных сел и деревень к Святому ключу на праздник Девятую пятницу, это церковный праздник, посвященный святой Параскеве-мученице (Он отсчитывается от Христианского праздника Пасхи на девятую пятницу, поэтому каждый год дата этого праздника разная). Икону Параскевы Пятницы несут крестным ходом к Святому ключу.  Вода здесь считается святой. Затем проходят под святой иконой, прикладываются к ней – это обязательный ритуал. Совершается служба. Затем священник освящает воду, и люди берут ее с собой, потому что существует поверье о чудодейственной силе святой воды. Есть те, кто обливаются освященной водой, и эту часть праздника многие также ждут с нетерпением. Анна Данилова приехала из Казани специально для участия в крестном ходе. Она поделилась своими воспоминаниями из детства:
— Рассказывали, что мимо этого ключа шла женщина, у которой было много детей. Шла и думала, что деньги нужны. Да по дороге на земле и деньги нашла. Я, конечно, денег не находила, но перед экзаменами всегда просила у Святой Праскевы помощи.

    Почти все набирают святой воды с собой домой, хранят, а когда болезнь какая нападает, пьют её. Во время богослужения к роднику приходит  много народу из всех окрестных селений. Приезжают даже из других регионов, особенно из Чувашии. «Издревле существующее поверье о чудодейственной силе святой воды живо и по сей день и продолжает привлекать к себе людей», — так сказал Отец Алексей Колесников и призвал с подобающим уважением относиться к богатству недр, дарованных нам Всевышним.

    После революции этот источник пытались трактором засыпать, чтобы уничтожить веру, чтоб народ не приходил молиться. Но по божьему промыслу этого не случилось.

   В  2002 году  на  пожертвования  односельчан, силами  работников  сельского  поселения  и  культуры  построили  часовенку. Большое спасибо нашему односельчанину,  Корнилову Виктору, он специально взял отпуск у себя на работе, что бы помочь в строительстве.  Он сам выложил часовенку из кирпича своими руками и тем самым внес большой вклад.  Родом Виктор Корнилов из этих мест, а проживает сейчас в городе Зеленодольске. . Благодаря благотворительной помощи, средствам самообложения место паломничества из года в год становится все более благоустроенным.

Ежегодно в девятую пятницу после Пасхи православные верующие Кайбицкого района совершают крестный ход к роднику около Чистых Ключей.

В этом году поклониться иконе Святой Великомученицы Параскевы Пятницы, получить благословение отца Алексия — настоятеля Успенско-Богородицкой церкви в Малом Подберезье, взять с собой освященной воды пришли из Кичкеева, Большого Подберезья и Малого Подберезья, Надеждина, Багаева, из соседней республики Чувашии. Заместитель главы района Рамис Хаялиев, присутствовавший на мероприятии, поздравил православных с престольным праздником и подчеркнул важность сохранения  народных традиций .

   Православные люди очень бережно относятся к Святой воде, как к одной из Святынь. Эта вода даже на вкус особенная! Я думаю, что такая вода людям помогает. Иначе не было бы на Девятой Пятнице  много народу.

     Родники – это символ чистоты. И долг каждого истинного гражданина своей Родины – содержать их территории в порядке, сохранить для будущих поколений. Ведь именно о родниковой воде мы чаще всего отзываемся с уважением. Мы считаем её не просто чистой, а кристальной, не просто целебной, а поистине — животворящей.

   Поют ручьи Девятой Пятницы,

Как будто молятся за нас,

И к воде святой склоняемся,

И просим, чтоб Господь нас спас!

Вывод

Православные праздники озаряют мир, делают его совсем другим — ярким и праздничным, и в тоже  время  заставляют более пристально приглядеться к тем, кто страдает, кому необходима поддержка. Светлые праздники заставляют  людей  задуматься на мгновение о доброте, о милосердии, о противостоянии той  злобе, которая царит вокруг нас. Каждая молитва ,посланная  нами Богу, каждое доброе слово , сказанное  во время праздника  — это капля, капля света, наполняющая нашу душу.  

«Каждый человек, даже если он  не  знает  о Боге или отрицает  его – в глубине  души тянется к чему-то прекрасному, совершенному, что дает  смысл жизни, перед чем  можно преклоняться. Как  свойственно  людям дышать, мыслить, чувствовать, так свойственно  им верить в  идеал. Убеждение  в том,  что  есть  нечто  высшее, дает  нам силы чувствовать…»

                                                                                               Александр Мень

Приложение

Крестный ход к Чистым Ключам совершили православные верующие Кайбицкого района

    Одной из отличительных особенностей забайкальцев, особенно в восточной части Забайкалья, являются православные народные традиции, во многом забытые, о которых современные православствующие горожане в массе своей, не имеют  никакого представления. Напротив, в селах, о традициях не только помнят, но и кое-где даже следуют им.

    Я уже писал о забайкальских деревянных календарях или народных святцах, теперь хочу немного рассказать еще об одной, очень интересной и даже загадочной, на современный взгляд, традиции.

    Если, кто знаком с географией Забайкальского края, то, наверное, обращал внимание, на часто встречающиеся названия гор: Крестовая, Крестовка, Крестиха и т.п. Все эти горы находятся в районах первоначального расселения русских за Байкалом.

    Нетрудно догадаться, что упомянутые горы получили свои имена от слова «крест», был такой давний обычай воздвигать на вершинах гор или по местному сопок, православные кресты. Подчеркиваю, что обычай не повсеместный, хотя бы потому, что горы-то есть не везде.

    Вот одно из самых ранних упоминаний о крестах, возведенных на вершинах даурских гор. В 1689 году был заключен известный Нерчинский договор, тогда в составе китайского посольства в Забайкалье были два иезуита: Томас Перейра и Франсуа Жербийон, которые оставили после себя дневники описывающие поездку в Забайкалье.

    Читаем у Томаса Перейры.
    «Вдоль западного берега реки Нерчи тянутся высокие горы. Эти горы настолько господствуют над Нерчинском, что без укреплений на них город был бы беззащитным перед нашествием европейской державы. На одной из этих гор мы увидели два вертикальных ничем не украшенных деревянных бруса или балки. Мы спросили татар, для чего служили эти балки. Они ответили, что, когда москвитяне поклонялись своим богам, они отвешивали им земные поклоны. Я не поверил этому и лишь улыбнулся. Но немного позже мой сотоварищ, который рассмотрел их через подзорную трубу, сказал мне, что это были два красивых креста, перекладины которых невидимы, так как совпадают с линией горизонта. И мы поняли, что это место было их Голгофой и что высокий крест олицетворял Христа, а пониже — доброго разбойника».

    А это из очерка  «Взгляд на Даурию и в особенности на Нерчинские горные заводы в 1820 году», напечатан в  Сибирском вестнике издаваемым Григорием Спасским, за 1823 год .

    «При всем сходстве Россиян, живущих в Даурии, с тамошними инородцами, они отличаются набожностью и добрыми нравами. Нет нигде столь частых крестных хождений, как в Даурии, и вершины безпрерывных гор ея повсюду украшаются знамением Креста».

    Таким образом, оба упомянутых выше источника, сообщают не только о возведении крестов, причем во множестве, но и косвенно упоминают о совершении непосредственно в связи с этими крестами, религиозных обрядов.

    Какие же это были обряды?

    Вот, что об этом сообщал в «Казанские известия» за 1816 год, учитель Нерчинского училища Голубцов.

     «В девятую пятницу по Пасхе бывает крестный ход из города на находящуюся за Нерчою прямо против города высокую гору, где служат молебен, после котораго или расходятся по домам или гуляют там до вечера. В десятую пятницу ходят таким же образом на противоположенную оной гору и наблюдается то же самое. На сих горах стоять два большиe деревянные креста, у коих служат обыкновенно молебны. Причины сих ходов неизвестны».

    Несомненно, что учитель Голубцов, в религиозном плане, был человек образованный, но уже двести лет назад, для стороннего наблюдателя, религиозные обряды православных забайкальцев, были явлением непонятным.

    Обратили внимание, что обряды на горах с крестами совершались, в определенные дни, а именно в пятницы? 

    А теперь снова экскурс в географию. Смотрим на картах названия гор. И видим, что на картах много гор с названием  «Девятая пятница», например у сел: Казаново, Чирон, Усть-Теленгуй, Джида, Аренда, Турга, Кондуй, Тайна, Маньково, Бырка, Батакан, изредка попадается «Десятая пятница» и даже по одному разу есть «Третья пятница», «Одинадцатая пятница» и «Двенадцатая пятница». Более того, из рассказов старожилов, можно узнать, что некоторые горы под названием «Крестовая» и т.п., о которых я говорил выше, в старину носили названия «Девятая» или иная «пятница».

    Так, что же это за «пятницы»  были, ни местные жители, в том числе верующие, ни священники пояснить не могут, почему горы назвали «пятницами»?

     Ответ, думаю надо искать в апокрифическом «Сказании о двенадцати пятницах» возникшего в раннем христианстве, и в особом почитании в народе святой мученицы Параскевы –Пятницы, покровительствующей в основном женщинам.

    Приведу здесь свою собственную запись со слов жительницы села Аренда Оловяннинского района.

   «Гора «Девятая пятница» находится рядом с селом Аренда. Как правило, в июле (конце июня) в девятую пятницу после Пасхи, жители села берут с собой небольшой камень, загадывают желание и относят его на гору, где этот камень оставляют, кто умеет, тот молится, обращаясь к Богу. Данный обряд выполняют и старые и молодые. Рассказывают такой случай: одна молодая женщина долго не могла забеременеть и родить ребенка,  после совершения описанного ритуала проблема решилась.

   Еще один народный обряд, в том же селе, в августе, также в пятницу жители села относят плоды первого урожая на кладбище».

Приблизительное время чтения: 1 мин.


print

Вопрос читателя:

Собираю историю престольных праздников деревни. У нас в деревне два праздника — Девята (девятое воскресенье после Пасхи) и Храмов день (26 сентября). Только никакой информации об этих праздниках не нашла. Может, вы чем поможете, расскажете о происхождении этих праздников?

Елена

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Efanov-smallДобрый день! Уважаемая Елена, когда речь заходит в церковных праздниках, обратитесь к церковному календарю, там найдете все ответы. Девятое воскресенье после Пасхи (или первое после Пятидесятницы, то есть Троицы) — День всех святых. Престольный праздник — это день памяти святого или же важного события в церковной истории, в честь которого освящен престол храма. Если у вас в деревне два престольных праздника, значит, в храме два престола, так? Возможно, один из них освящен в честь всех святых.

26 сентября можно считать по новому и по старому стилю. В оба этих дня совершается память нескольких святых. Назову самых известных, остальных можете посмотреть в календаре.

26 сентября по новому стилю — память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее), память Корнилия сотника, препразднество Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

26 сентября по старому стилю (9 октября по новому) — преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова и память святитель Тихона, Патриарха Московского и всея Руси.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте. 

На заставке фрагмент фото fusion-of-horizons: Stavropoleos Monastery, Bucharest, Romania.

Задать вопрос священнику

Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

Девятая пятница по Пасхе

19 июня, в девятую пятницу по Пасхе, Православная Церковь чтит память Табынской иконы Божией Матери, покровительницы Уральского края и особо чтимая в нашем районе. В этот же день верующие Чесменского района чтят память святой мученицы Параскевы Пятницы, икона которой была явлена в местном источнике именно на девятую пятницу по Пасхе. В этот день в Свято-Никольском храме с. Чесма была совершена Божественная Литургия. К сожалению, в этом году из-за режима повышенной готовности не состоялся традиционный крестный ход к источнику Святой Параскевы Пятницы.

Но несмотря на то, что крестный ход не проводился, настоятель Свято-Никольского храма иерей Артемий Кайгородов вместе со служащими храма посетили святой источник. Здесь они отслужили водосвятный молебен с акафистом святой Параскевы Пятницы и Табынской иконе Божьей матери. После этого служащие храма набрали святой воды из источника, чтобы раздать его прихожанам. Прихожане, у которых есть возможность, могут самостоятельно посетить источник, приложиться к кресту и набрать святой воды.

Приход Свято-Никольского храма благодарит служащих и прихожан храма за помощь в очистке источника и подготовке к освящению воды.

Назад к списку

Ответим сразу: Пасха в 2023 году отмечается 16 апреля, Масленица в 2023 году начинается 20 февраля, а заканчивается Прощеным воскресеньем 26 февраля. Великий пост у православных с 27 февраля по 15 апреля. Родительские субботы в 2023 году выпадают на 18 февраля, 11, 18 и 25 марта, 25 апреля, 9 мая, 3 июня и 28 октября.

«РГ» публикует Православный календарь на 2023 год с датами православных праздников и кратким объяснением их смысла, указывая дни памяти в честь святых и чудотворных икон, а также напоминает о датах родительских суббот.

28 ноября 2022 г. — 6 января 2023 г., пятница. Рождественский пост, установлен для подготовки к встрече Рождества Христова.

31 декабря 2022 г., суббота — 6 января 2022 г., пятница. Последняя неделя Рождественского поста. Самый строгий пост.

Январь

2 января, понедельник. Церковь чтит память* праведного Иоанна Кронштадтского, чудотворца (1908 г.). **

4 января, среда. Великомученицы Анастасии Узорешительницы (ок. 304 г).

6 января, пятница. Рождественский сочельник. Строгий пост.

7 января, суббота. Рождество Христово, праздник Боговоплощения, рождения Бога во плоти от Пресвятой Девы Марии.

7 января, суббота — 17 января, вторник. Святки (святые дни). Отменяется пост, запрещено бракосочетание. Святки посвящены радости Рождения Христа. Церковь выступает против гаданий и прочих «бесчинств суеверия».

«Рождество Христово». Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска.

14 января, суббота. Праздник Обрезания Господня и день в честь святителя Василия Великого (IV в.), составителя Божественной Литургии. Многие отмечают Новый год по старому стилю.

15 января, воскресенье. Преподобного Серафима Саровского, чудотворца (1833 г.).

18 января, среда. Крещенский сочельник. Строгий пост. Как и на Крещение, в сочельник в храмах происходит Великое освящение воды.

19 января, четверг. Крещение Господне, или Богоявление. В честь Крещения Христа пророком Иоанном Предтечей. На Крещение освящается все водное естество, в храмах освящают воду.

«Крещение Господне». Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска.

25 января, среда. Раннехристианской мученицы Татьяны (начало III в.). Татьянин день стал праздником всех студентов.

27 января, пятница. Равноапостольной Нины, просветительницы Грузии (336 г.).

Февраль

5 февраля, воскресенье. Неделя о мытаре и фарисее. На церковнославянском «неделя» — это воскресный день, а семидневный цикл называют «седмица». Собор новомучеников и исповедников Российских, поминают погибших за веру.

6 февраля, понедельник. Блаженной Ксении Петербургской (XIX в.), юродивой Христа ради.

7 февраля, вторник. Иконы «Утоли мои печали» (принесена в Москву в 1640 г.).

12 февраля, воскресенье. Неделя о блудном сыне.

15 февраля, среда. Сретенье Господне. Праздник в честь встречи («сретения») Младенца Иисуса старцем Симеоном. На Сретение поминают воинов, погибших в Афганистане.

«Сретенье Господне». Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска.

16 февраля, четверг. Святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского (1912 г.).

18 февраля, суббота. Вселенская родительская мясопустная суббота. Поминают усопших за всю историю человечества.

19 февраля, воскресенье. Неделя мясопустная, о Страшном суде. Неделя мясопустная — это воскресенье, когда заканчивают употребление мяса, а на богослужении говорят про Страшный суд.

20 февраля, понедельник — 26 февраля, воскресенье. Масленица, или Сырная седмица. Запрещено мясо, но можно яйца, молоко, масло и сыр (отсюда название), так готовятся к Великому посту.

25 февраля, суббота. Иверской иконы Божией Матери.

26 февраля, воскресенье. Прощеное воскресенье. В последний день перед Великим постом просят прощения у тех, перед кем виноваты, и сами прощают обидчиков.

27 февраля, понедельник — 15 апреля, суббота. Великий пост. Семинедельный пост готовит нас к Пасхе.

27 февраля, понедельник. Чистый понедельник. Первый, самый строгий день Великого поста.

Март

11, 18 и 25 марта, суббота. Родительские субботы, поминают усопших.

18 марта, суббота. Святителя Николая Сербского (1956 г.)

19 марта, воскресенье. Крестопоклонная неделя. Половина Великого поста позади, в центр храма выносят Крест.

20 марта, понедельник. Чудотворной иконы Божией Матери «Споручница грешных» (1843 г.).

Апрель

1 апреля, суббота. Похвала Пресвятой Богородице. Суббота Акафиста.

3 апреля, понедельник. Преподобного Серафима Вырицкого (1949 г.).

7 апреля, пятница. Благовещение Пресвятой Богородицы. Праздник в честь благой вести, которую Архангел Гавриил принес Богородице, — о том, что она станет Божией Матерью. Пост отменяется.

«Благовещение Пресвятой Богородицы». Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска.

8 апреля, суббота. Лазарева суббота. Вспоминают воскрешение Христом праведного Лазаря.

9 апреля, воскресенье. Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье. В честь въезда Иисуса в Иерусалим незадолго до Его Распятия. В храм приносят ветки вербы, которую освящают накануне и потом хранят в доме весь год как символ благословения жилища.

10 апреля, понедельник — 15 апреля, суббота. Страстная неделя. «Страсть» на церковнославянском — это «страдание». Вспоминают последние дни земной жизни Христа, Его страдания, распятие, крестную смерть, погребение.

10 апреля, понедельник. Великий понедельник Страстной недели.

11 апреля, вторник. Великий вторник Страстной недели.

12 апреля, среда. Великая среда Страстной недели.

13 апреля, четверг. Великий четверг, Чистый четверг. Воспоминание Тайной Вечери. Память святителя Иннокентия, митрополита Московского (1879 г.).

14 апреля, пятница. Страстная пятница. Вспоминают осуждение на смерть Христа, Его крестные страдания и смерть. День самого строгого поста в году.

15 апреля, суббота. Великая суббота, день скорби, день, когда Иисус Христос Телом пребывал «во гробе». В храмах поют «Да молчит всяка плоть».

16 апреля, воскресенье. Праздник Воскресения Христова, Пасха, торжество победы жизни над смертью. Безгрешный, Иисус добровольно, из любви к нам, людям, отдает Себя на крестную смерть и Своим страданием искупает человечество от власти смерти.

«Воскресение Христово». Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска.

16 апреля, воскресенье — 22 апреля, суббота. Светлая неделя. Пост отменяется.

23 апреля, воскресенье. Антипасха (т.е. «вместо Пасхи»), или Фомино воскресенье. С Фомина воскресенья в Церкви начинают венчания (их не совершали с Великого поста).

25 апреля, вторник. Радоница. Название созвучно слову радость. Поминовение усопших. Всю Светлую седмицу не положено поминать усопших, не совершаются панихиды, не ходят на кладбище. Для этого установлен специальный день — Радоница.

30 апреля, воскресенье. Неделя жен-мироносиц — верных учениц Христа. Праздник православных женщин.

Май

2 мая, вторник. Блаженной Матроны Московской, матушки Матроны.

6 мая, суббота. Великомученика Георгия Победоносца (303 г.), Юрьев день.

«Георгий Победоносец». Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска.

13 мая, суббота. Святителя Игнатия Брянчанинова (1867 г.).

18 мая, четверг. Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Перед образом молятся об избавлении от алкоголизма.

22 мая, понедельник. Святого Николая Чудотворца (ок. 335 г.). Никола летний.

24 мая, среда. Равноапостольных Мефодия (885 г.) и Кирилла (869 г.), первоучителей и просветителей славянских.

25 мая, четверг. Вознесение Господне. На сороковой день после Пасхи Христос собрал Своих учеников, привел их на Елеонскую гору и вознесся на Небо.

«Вознесение Господне». Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска.

Июнь

1 июня, четверг. Благоверного князя Димитрия Донского (1389 г.) и преподобной Ефросинии, в миру Евдокии, великой княгини Московской (1407 г.).

3 июня, суббота. Троицкая родительская суббота, поминовение усопших накануне Троицы, особо поминают не получивших христианского погребения. Память святителя Луки Войно-Ясенецкого, архиепископа Симферопольского и Крымского, хирурга (1961 г.). День в честь Владимирской иконы Божией Матери.

4 июня, воскресенье. День Святой Троицы, Пятидесятница. Посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов на пятидесятый день после Воскресения Христова (отсюда название «пятидесятница»). День рождения Христианской Церкви. К празднику украшают зеленью дома, в храм приходят с цветами — знак вечной жизни.

5 июня, понедельник. День Святого Духа, или Духов день. Продолжение праздника Святой Троицы, посвященного третьей ипостаси Бога — Святому Духу. В неделю, начавшуюся Днем Святого Духа, отменяют посты.

«Сошествие Святого Духа на апостолов». Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска.

9 июня, пятница. Праведного Иоанна Русского, исповедника (1730 г.)

11 июня, воскресенье. Икон Божией Матери «Умягчение злых сердец» и «Нерушимая стена»

12 июня, понедельник — 11 июля, вторник. Петров, или Апостольский пост — в честь учеников Христа Петра и Павла. Начинается со второго понедельника после Троицы, заканчивается в праздник святых апостолов Петра и Павла.

14 июня, среда. Праведного Иустина (Поповича) (1978 г.).

18 июня, воскресенье. Всех святых в земле Русской просиявших. Собор всех преподобных и Богоносных отцев, во Святой Горе Афонской просиявших.

22 июня, четверг. Праведного Алексия (Мечева) Московского (1923 г.) и преподобного Кирилла Белозерского (1427 г.).

23 июня, пятница. Святителя Иоанна, митрополита Тобольского (1715 г.).

Июль

2 июля, воскресенье. Святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, чудотворца (1966 г.).

6 июля, четверг. Владимирской иконы Божией Матери.

«Владимирская икона Божьей Матери». Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска.

7 июля, пятница. Рождество Иоанна Предтечи. Пророк был предвестием Христа (отсюда имя — Предтеча), тем, кто узнал Христа и крестил Его (отсюда имя — Креститель).

9 июля, воскресенье. Тихвинской иконы Божией Матери.

12 июля, среда. Первоверховных апостолов Петра и Павла. Преподобного Паисия Святогорца (1994 г.).

17 июля, понедельник. Преподобного Андрея Рублева, иконописца (XV в). Страстотерпцев императора Николая II, императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжон Ольги, Татианы, Марии, Анастасии и страстотерпца праведного врача Евгения (1918 г.).

18 июля, вторник. Преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1422 г.). Преподобномученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (1918 г.).

«Преподобный Сергий Радонежский». Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска.

21 июля, пятница. Казанской иконы Божией Матери (1579 г.).

24 июля, понедельник. Равноапостольной Ольги, великой княгини, в крещении Елены (969 г.).

28 июля, пятница. Равноапостольного великого князя Владимира, в крещении Василия (1015 г.).

Август

1 августа, вторник. Преподобного Серафима Саровского, чудотворца (1833 г.).

2 августа, среда. Пророка Илии (IX в. до Р.Х.), Ильин день. Воздушно-десантные войска России считают пророка Илию своим покровителем.

5 августа, суббота. Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1888 г.).

Икона Богородицы «Всех скорбящих радость». Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска.

6 августа, воскресенье. Мучеников благоверных князей Бориса и Глеба, в крещении Романа и Давида (1015 г.).

9 августа, среда. Великомученика целителя Пантелеймона (305 г.). Преподобного Германа Аляскинского (1837 г.)

10 августа, четверг. Смоленской иконы Божией Матери.

14 августа, понедельник. Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, в народе — первый Спас, первый из праздников августа, посвященных Спасителю, освящают мед. Медовый Спас.

14 августа, понедельник — 27 августа, воскресенье. Успенский пост, в честь Успения Богородицы. Строгий пост, запрещена даже рыба.

19 августа, суббота. Преображение Господне, в честь преображения Христа перед учениками, когда Христос впервые явил им Свою Божественную суть. В народе — Яблочный Спас, освящают яблоки и груши, которые до того не едят.

«Преображение Господне». Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска.

28 августа, понедельник. Успение Пресвятой Богородицы. Успение (усыпание) Божией Матери — это Ее переход из земной жизни в мир небесный.

29 августа, вторник. Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (944 г.), в народе — третий Спас, Ореховый.

31 августа, четверг. Иконы Божией Матери «Всецарица».

Сентябрь

1 сентября, пятница. Донской иконы Божией Матери.

4 сентября, понедельник. Иконы Божией Матери «Прибавление ума».

8 сентября, пятница. Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, в честь встречи Владимирской иконы в Москве в 1395 г.

11 сентября, понедельник. Усекновение главы Иоанна Предтечи. В честь пророка Иоанна Предтечи, не побоявшегося обличать сильных мира сего. Строгий пост как выражение скорби.

14 сентября, четверг. Церковное новолетие. Новый год по церковному календарю начинается с 1 сентября (ст. ст.), что по новому стилю — 14 сентября.

15 сентября, пятница. Преподобных Антония (1073 г.) и Феодосия (1074 г.) Печерских, основателей Киево-Печерского монастыря, основоположников русского монашества.

21 сентября, четверг. Рождество Пресвятой Богородицы.

27 сентября, среда. Воздвижение Креста Господня. Вспоминают, как царица Елена, разрушив языческое капище, обнаружила три креста и узнала тот, на котором был распят Христос.

30 сентября, суббота. День в память мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи (около 137 г.).

«Вера, Надежда, Любовь и матерь их Софья». Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска.

Октябрь

8 октября, воскресенье. Преставление (кончина) преподобного Сергия Радонежского, всея России чудотворца (1392 г).

9 октября, понедельник. Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова (начало II в.).

14 октября, суббота. Покров Пресвятой Богородицы.

15 октября, воскресенье. Праведного воина Феодора Ушакова (1817 г.).

23 октября, понедельник. Преподобного Амвросия Оптинского (1891 г.).

24 октября, вторник. Собор всех святых, в Оптиной пустыни просиявших.

28 октября, суббота. Димитриевская родительская суббота, поминовение всех усопших и особо усопших воинов.

30 октября, понедельник. Иконы Божией Матери «Избавительница».

Ноябрь

4 ноября, суббота. Казанской иконы Божией Матери, День народного единства.

18 ноября, суббота. Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов.

21 ноября, вторник. Собор архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных (т.е. ангелов). Михайлов день.

«Архангел Михаил». Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска.

22 ноября, среда. Иконы Богородицы «Скоропослушница».

28 ноября, вторник — 6 января, суббота, 2024 г. Рождественский пост. Готовит нас к Рождеству Христову.

Декабрь

2 декабря, суббота. Святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского (1867 г.).

4 декабря, понедельник. Введение во храм Пресвятой Богородицы.

6 декабря, среда. Благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия (1263 г.).

7 декабря, четверг. Великомученицы Екатерины (ок. 305-313 гг.).

10 декабря, воскресенье. Иконы Божией Матери «Знамение».

11 декабря, понедельник. Священномученика митрополита Серафима (Чичагова) (1937 г.).

13 декабря, среда. Апостола Андрея Первозванного (ок. 62 г.).

16 декабря, суббота. Саввы Сторожевского (Звенигородского) (1407 г.).

19 декабря, вторник. Второй праздник в честь святителя Николая Чудотворца (около 335 г.). Народное -Никола зимний.

«Николай Чудотворец». Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска.

22 декабря, пятница. Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы. Иконы «Нечаянная радость».

25 декабря, понедельник. Святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца (ок. 348 г.).

31 декабря 2023 г., воскресенье — 6 января 2024 г., суббота. Последняя неделя Рождественского поста. Самый строгий пост. Подготовка к Рождеству 2024 года.

Примечания

* — в дальнейшем фраза «Церковь чтит память» в случае святого или фраза «день в честь» в случае с иконой опускаются и идет сразу имя вспоминаемого в этот день святого или иконы.

** — в скобках указывают дату кончины святого, т.к. это дата перехода в вечность, встречи с Богом.

«Страстная» икона Божьей Матери. Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Церковные праздники одним словом
  • Церковные праздники тамби инфо
  • Церковный праздник григория победоносца
  • Церковные праздники новогодние
  • Церковные праздники староверов