Каждый год 21 ноября верующие почитают память архистратига Божьего Михаила – небесного воина и грозу темных сил. Это последний большой церковный праздник перед Рождественским постом. В народе его называют Михайлов день.
В материале РЕН ТВ расскажем об истории праздника, а также о том, что можно и что не рекомендуется делать в Михайлов день.
Когда празднуют Михайлов день
Весь православный мир отмечает Михайлов день каждый год 21 ноября. Этот праздник также называют Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Верующие также называют Михайловым днем 19 сентября. В этот день отмечают Воспоминание чуда архистратига Михаила, бывшего в Хонех.
История Михайлова дня
Праздник получил свое название в честь Архангела Михаила. По православным канонам, ангелы – это вестники Божьей воли. Архангелами называют ангелов, которых Создатель призвал к особому служению. Нередко они сообщают людям о великих событиях и открывают чистым сердцам тайны мироздания.
В христианской традиции Михаил считается покровителем и защитником человеческого рода. Именно он – предводитель (архистратиг) небесного воинства в борьбе со злыми силами. Архангел Михаил низринул с небес падших духов, обернулся огненным столпом перед бежавшими из Египта израильтянами и спас от верной смерти трех святых – Ананию, Мисаила и Азарию, – брошенных в печь за отказ поклониться идолу.
На Руси особенно почитали архистратига Михаила. Храмы и приделы, посвященные архангелу, стояли почти в каждом городе. Впервые праздник стали отмечать в 363-м году нашей эры по указу Лаодикийского собора.
Фото: © Wikimedia Commons
В чем помогает Архангел Михаил
Считается, что Архангел Михаил защищает всех людей на Земле, спасая от греха. Православные верят, что именно он должен возвестить о наступлении судного дня. Христиане возносят Михаилу молитвы с просьбой уберечь от врагов, зла, войны и стихийных бедствий. Архангела молят о наставлении на праведный путь, а также к нему обращаются люди, с которыми несправедливо обошлись.
Обычаи и традиции на Руси в Михайлов день
В Михайлов день верующие всегда старались посетить службу в храме, помолиться и поставить свечи за здоровье родных и близких. Считалось, что в этот праздник нужно решить свои семейные проблемы и неурядицы, никого не осуждать и ни с кем не ссориться.
К приходу праздника многие крестьяне уже успевали продать свой урожай и получить за него выручку. Поэтому Михайлов день, как правило, отмечали широко и весело: ходили в гости, готовили праздничные блюда, приглашали к себе в дом друзей и родных.
Что не следует делать в праздник
Христиане верят, что в Михайлов день нельзя работать из корыстных побуждений, заниматься подработками для получения быстрых денег. Также в этот праздник не следует ругаться, спорить и повышать голос.
Фото: © Известия/Зураб Джавахадзе
На Руси считалось, что в праздник Архангела Михаила нельзя шить, рубить и пользоваться острыми предметами – верующие опасались навлечь на себя гнев святого. Помимо этого, в народе верили, что в Михайлов день не следует мыть голову, иначе можно «вымыть весь ум».
Что можно делать в Михайлов день
Издавна праздник Архангела Михаила считался прекрасным днем для новых начинаний. Также христиане верили, что этот праздник нужно обязательно провести в кругу родных и накрыть широкий, щедрый стол. В Михайлов день принято звать гостей, варить пиво, готовить блюда из говядины и свинины. На Руси были уверены: чем богаче застолье, тем щедрее и благосклоннее будет к ним Михаил.
Михайлов день получил свое название в честь Архангела Михаила. Слово «ангел» означает по-гречески «вестник». Ангелы в христианской традиции – это разумные, добрые существа, населяющие «тонкий» – духовный – мир и часто служащие вестниками Божьей воли. Архангелы – ангелы, призванные Создателем к особому служению, благовествующие о великих событиях, открывающие чистым сердцам тайны мироздания и просвещающие души.
Расскажем немного подробнее об Архангеле Михаиле («Кто как Бог» – таково значение его имени в переводе с древнееврейского). Согласно Священному Писанию и Преданию, Михаил – покровитель человеческого рода, предводитель («архистратиг») небесного воинства в битве со злыми силами. Именно он низринул с небес возгордившегося денницу и других падших духов; это он показался в виде огненного столпа перед бежавшими из Египта израильтянами. Он не раз являлся пророкам и спас от огня трех святых отроков – Ананию, Азарию и Мисаила – брошенных в раскаленную печь за отказ поклониться идолу.
На Руси не было города без храма или придела, посвященного этому Архангелу; стоит Архангельский собор – древняя усыпальница великих князей – и в центре Московского Кремля.
Празднование Собора Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных отмечается 21 ноября (по новому стилю). Это дата постоянная, поэтому и в 2023 году православные будут чтить архангела Михаила 21-го числа последнего осеннего месяца.
Также Михайловым днем называют 19 сентября – в этот день отмечают Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех.
История
Праздник был учрежден в 363-м году нашей эры постановлением Лаодикийского собора. В то время год отсчитывался с марта, и неслучайно праздник был определен на девятый месяц. Согласно Преданию, существует девять ангельских чинов:
- Серафимы
- Херувимы
- Престолы
- Господства
- Силы
- Власти
- Начала
- Архангелы
- Ангелы
Чудо в Хонех
Во фригийском городе Колоссы, неподалеку от Иераполя, находился храм, возведенный в честь Архангела. В этом храме в течение шестидесяти лет служил пономарем Архипп Херотопский, который за свою жизнь обратил немало язычников в христианство.
И вот однажды идолопоклонники решили разрушить храм, а заодно и расправиться с Архиппом, причем для этого они выбрали весьма оригинальный способ: соединили русла двух рек в одно и направили получившийся мощный поток на храм. Узнав об этом, пономарь начал усердно молиться, и его молитвы в конце концов были услышаны Михаилом. В итоге Архистратиг спас храм: он открыл своим жезлом в горе расселину, куда и устремились воды двух соединенных горных рек. Город, где происходили эти события, стал называться Хоны («отверстие»).
Традиции
В ноябре на Руси заканчивался сбор урожая, поэтому в Михайлов день накрывали обильные столы – тем более, что через неделю начинался Рождественский (Филипповский) пост.
Архангел Михаил на иконах предстает, как правило, с мечом – одерживающим победу над темными духами и отсекающим от человеческих душ греховные помыслы.
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Михайлов День – это народное название Церковного торжества, при чем это не один, а два разных праздника. Оба выпадают на осень и отмечаются 19 сентября и 21 ноября. Но, хотя за ними закрепилось одно «народное» название, эти праздники имеют разную историю.
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Фреска начала 12 века, созданная византийским мастером — Архангел Михаил
Содержание страницы
- Когда Михайлов день в 2022 году – 19 сентября или 21 ноября?
- 19 сентября – какой праздник?
- Чудо в Хонех
- Что празднуют православные по Церковному календарю 21 ноября?
- Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
- История праздника, установленного 21 ноября
- Битва: Архангел Михаил против Денницы
- Что нельзя делать в этот день, а что можно?
- Народные приметы, традиции и обычаи
- О чем молятся Архангелу Михаилу
- Молитвы в Михайлов день
- Похожие статьи
Оба праздника – и сентябрьский, и ноябрьский – посвящены Архистратигу Михаилу. Первый напоминает о чуде, а второй – вспоминает победу небесного воинства под предводительством Архангела Михаила над павшими духами. Кстати, именно благодаря победе над злыми духами считается, что молитва Архангелу Михаилу помогает в защите от всякого зла.
Об этом говорит Иоанн Богослов в своем Откровение : «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них. Но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе»
(Откр. 12:7-8)
19 сентября – какой праздник?
В православном календаре 19 сентября записано как Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех.
Читайте также:
День Архангела Михаила
Чудо в Хонех
Слово «хонех» дословно переводится как «трещина». Колоссы — так называли это место до того как Архангел Михаил явил там свое чудо. Недалеко от современного Памуккале (Турция) в окружении высоких гор, стоял храм, освященный в честь Архистратига. Рядом с ним проистекал целебный источник, избавивший многих от страшных недугов. Случилось это на заре христианства, в IV веке…
Сохранилось предание об язычнике, дочь которого была нема от рождения. Архангел явился ему во сне и сказал, что девушка обретет дар речи, если выпьет воды из источника. Так и случилось. Язычник отрекся от ложных богов, и вместе с дочерью они обратились в христианство. И многие пошли по его пути, обретя телесное здоровье и веру в этих местах.
Приходской священник, которого звали Архиппом, вел жизнь исключительно праведную. Но святое место мозолило глаза язычникам, не желавшим оставлять своих идолов. И сговорились они разрушить храм. Для этого они объединили русла двух бурных горных рек и направили бурлящий поток в низину, прямо к святилищу. Узнав об этом, священник пал на колени и просил небесного покровителя, чтобы беда обошла Божий дом стороной. Тогда сошел на землю Архангел Михаил, и от удара огненного жезла гора разошлась и поглотила реку.
Чудо Архистратига Михаила, бывшее в Хонех
Христиане возблагодарили Бога и Архистратига за помощь.С тех пор селение стало называться Хонех, а в память о том дне стали отмечать праздник в честь чуда Архангела Михаила.
Что празднуют православные по Церковному календарю 21 ноября?
21 ноября — празднуется Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
В этот день верующие воздают хвалу всему Воинству Небесному. Праздник поставил точку в борьбе с раннехристианской ересью, когда люди считали Ангелов творцами мироздания. Он призван напомнить верующим не только о величии Ангельского мира, но и то том, что Ангелы, вне зависимости от чина – всего лишь служители Божии, так же, как и люди.
Собор архангела Михаила
XVIII в. Начало XVIII века.
Иконописец: Уланов Кирилл (Корнелий) Иванов
Происхождение: Из иконостаса ц. Архангела Михаила в с. Бронницы Московской области.
Материал: Дерево, левкас, темпера
Размеры иконы: высота 155,5 см, ширина 97,5 см
Икона ‘Собор Архангела Михаила’ представляет собой многофигурную композицию, изображающую соборное, единогласное прославление ангелами Бога — Творца и Спасителя. В верхней части иконы на херувимском престоле восседает Христос, благословляющий обеими руками. Его круглая слава окружена небесными силами. Ниже, на облаках, представлен Архангел Михаил в окружении небесных сил.
История праздника, установленного 21 ноября
Еще живы были апостолы, а в мир уже проникла опасная ересь. Лаодикийский Собор положил ей конец, постановив: никого нельзя почитать превыше или наравне с Богом. Тогда и была установлена дата.
Интересный факт
В Юлианском календаре она выпадала на 8-й день 9-го месяца, так как время отсчитывали не от января, а от марта. Дату выбирали со смыслом: девять чинов ангельских и предсказанный пророками 8-й день, когда должен состояться Страшный Суд. В этот день ангелы будут свидетельствовать перед Ним о делах человеческих. Когда летоисчисление изменилось, символизм был утрачен.
С того памятного события Ангелов небесных стали почитать правильно, как охранителей и заступников человечества. Но Архистратиг Михаил среди других почитается особо, ведь, как гласит Писание, именно он одержал победу над тем, чье имя было Денница.
Битва: Архангел Михаил против Денницы
Иезекииль, бывший одним из главных ветхозаветных пророков, писал о Враге рода человеческого так:
«Ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. … Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией. … Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего…»
(Иезек. 28:12-19)
Герб Архангельской губернии, утверждённый 5 июля 1878 года: «В золотом щите, Святой Архистратиг Михаил, в лазуревом вооружении, с червлёным пламенеющим мечом и с лазуревым щитом, украшенным золотым крестом, попирающий чёрного лежащего дьявола.
Денница был самым красивым из всех Ангелов. Имя его означало «несущий свет», и был он воплощением этого самого света. Но первые создания Божии не были безвольными рабами, Он даровал им свободу выбора.
Мятежный ангел был херувимом, а это один из самых высоких чинов. Херувимы приближены к Богу. И все-таки они не обладают божественным совершенством. И вот Денница ступил на темный путь:
«От тщеславия твоего ты погубил мудрость твою» (Иезек. 28:17)
Тщеславие и гордыня заставили его пойти против Бога. Многих ангелов Денница совратил искусительными речами, и они последовали за ним. Они вознамерились свергнуть Создателя и занять Его место.
Но Архистратиг Михаил выступил против темного воинства. Он собрал армию Ангелов, оставшихся верными Богу, и обратился к ним с призывом: «Никто как Бог!», утвердив, тем самым, что никто не может быть выше Господа. В тяжкой борьбе воинство Архангела Михаила одержало верх. А мятежников сбросили с Небес в Ад, где и пребывают они по сей день.
Предводителя Воинов Господних изображают с огненным мечом. И почитают его, как победителя всех ересей. Поэтому символично, что праздник во славу его и всех Ангелов установили именно в день разгрома опасной ереси.
Что нельзя делать в этот день, а что можно?
Раньше в ноябрьский Михайлов день часто играли свадьбы, потому что уже через неделю, 28 ноября, наступал Рождественский пост, который заканчивался в самом конце года. А в посты венчания не совершаются. Поэтому и спешили те, кто хотел успеть обвенчаться в уходящем году.
«Явление Михаила Иисусу Навину», миниатюра из «Менологий Василия II»
С Михайловыми днями, к сожалению, связано множество полуязыческих обычаев и традиций. Например, дабы не рассердить Архангела вводился строгий запрет на работы, а непогода считалась проявлениями его гнева.
Работать не запрещено, если день не выпадает на воскресный. «Запрет» на работы у христиан касается 4-й заповеди: День седьмой — день покоя — посвящен Господу. Таким образом, Церковь не благословляет работать в воскресные дни и в Двунадесятые праздники. Их 12. Ни Собор Архистратига Михаила, ни Чудо в Хонех к ним не относятся
Объяснить языческие предрассудки можно лишь таинственностью ангельского мира. Отсюда и дерзкие попытки проникнуть туда, куда человеку заглядывать запрещено. Для его же пользы. Они всегда приводили лишь к тому, что совершающие их «познавали» не горний мир, но область падших духов – бесов.
Народные приметы, традиции и обычаи
Наши предки были людьми наблюдательными. Они обращали внимание на закономерности природных явлений, составляя собственные прогнозы. Ведь погода играла огромную роль в крестьянской жизни. И люди хотели заранее знать, что будет с урожаем, и не принесет ли зима голод. А такие праздники как Михайлов день особо выделись из общей чреды будней из-за погодными изменениями наши боголюбивые предки наблюдали внимательно:
- увидел изморозь на траве поутру – зимой жди обильных снегопадов;
- на рассвете появился туман – начало декабря будет теплым;
- солнце встало раньше, чем обычно – наоборот, нужно готовиться к морозам;
- день выдался не дождливым – зима будет очень холодная;
- идет дождь да еще со снегом – такой же будет и следующая весна.
День начинали с посещения праздничного богослужения. Это самая главная традиция. Но, конечно, это не значит, что в другие дни ходить в церковь не обязательно.
Разрушенный храм Михаила Архангела в Тихоновке. Общий вид в ландшафте
Также батюшки посещали тех, кто не мог прийти к литургии. Крестьяне потчевали их пирогами, хлебом и медом, а иногда благодарили мелкой монетой.
Кроме того, в этот праздник было принято:
- приглашать гостей и самим наносить визиты;
- богато накрывать на стол;
- печь пироги.
Часто гуляния, приуроченные к Михайлову дню, продолжались целую неделю. Ведь в конце ноября начинается многодневный Филиппов пост.
Михаил, Архангел. XIV в. 1387–1395. Иконописная школа или художественный центр: Константинополь.Происхождение: Из храма Зачатия Богородицы Высоцкого монастыря в Серпухове, куда были присланы в 1380-1390-х из Константинополя.Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 147 см, ширина 104 см Изображение поясное, фигура обращена вправо. Архангел слегка склоняет голову, жестом правой руки обращается к Спасу, левой сжимает, как бы опираясь на него, ярко-красный посох-мерило.© Государственная Третьяковская галерея.
О чем молятся Архангелу Михаилу
Каждый ангельский чин наделен собственными «полномочиями». Так, Архангелы, призваны являть человечеству Божию Волю, а также нести Благую Весть.
Архистратиг Михаил, будучи начальником над Воинством Небесным, помогает не только отдельным людям, но и целым государствам, поэтому ему часто молятся о:
- защите родной земли от вражеских сил;
- покровительстве воинам, отправляющимся на войну;
- благоденствии земных правителей.
Но, разумеется, можно обратиться к Архангелу и с личной просьбой и помолиться о:
- защите в дороге;
- защите жилища от грабителей и злых людей;
- избавлении от искушений или душевной тоски;
- освящении нового дома при новоселье;
- исцелении от телесных и душевных болезней.
Считалось, что все недуги вызваны проделками вредоносных духов. А поскольку Архангел Михаил низверг Денницу и его приспешников в преисподнюю, он поможет победить этих существ и, тем самым, избавиться от болезней. При больницах строили часовни Архистратига Михаила. И сами больницы старались располагать поближе к храмам, освященным во славу его.
Читайте также:
Очень сильная защита — молитва Архангелу Михаилу
В день, когда мы ч очень явственно ощущается духовная связь между земным и небесным. Ангелы всегда присутствуют в нашей жизни, ограждая, наставляя, утешая. Стоит поблагодарить их за это в своих молитвах. А еще – попросить заступничества для тех, кто уже отошел в мир иной или пребывает на смертном одре. Ведь Ангелы пекутся обо всех душах: и живых, и тех, кто уже ожидает Пришествия Его.
Арина Зубкова
Молитвы в Михайлов день
Молитва Архангелу Михаилу
О, святы́й Михаи́ле Арха́нгеле, светлообра́зный и гро́зный Небе́снаго Царя́ воево́до! Пре́жде Стра́шнаго Суда́ осла́би ми пока́ятися от грехо́в мои́х, от се́ти ловя́щих изба́ви ду́шу мою́ и приведи́ ю́ к сотво́ршему ю́ Бо́гу, седя́щему на Херуви́мех, и моли́ся о ней приле́жно, да твои́м хода́тайством по́слет ю́ в ме́сто поко́йное. О гро́зный Воево́до Небе́сных Сил, предста́телю всех у Престо́ла Влады́ки Христа́, храни́телю тве́рдый всем челове́ком и му́дрый ору́жниче, кре́пкий Воево́до Небе́снаго Царя́!
Поми́луй мя, гре́шнаго, тре́бующаго твоего́ заступле́ния, сохрани́ мя от всех ви́димых и неви́димых враг, па́че же подкрепи́ от у́жаса сме́ртнаго и от смуще́ния диа́вольскаго и сподо́би мя непосты́дно предста́ти Созда́телю на́шему в час стра́шнаго и пра́веднаго Суда́ Его́. О всесвяты́й вели́кий Михаи́ле Архистрати́же! Не пре́зри мене́, гре́шнаго, моля́щагося тебе́ о по́мощи и заступле́нии твое́м, в ве́це сем и в бу́дущем, но сподо́би мя та́мо ку́пно с тобо́ю сла́вити Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вторая Архангелу Михаилу
Святы́й и вели́кий Арха́нгеле Бо́жий Михаи́ле, неисповеди́мыя и пресу́щественныя Тро́ицы пе́рвый во А́нгелех предстоя́телю, ро́да же челове́ческаго приста́вниче и храни́телю, сокруши́вый с во́инствы свои́ми главу́ прего́рдаго Денни́цы на небеси́ и посрамля́яй вы́ну зло́бу и кова́рства его́ на земли́!
К тебе́ прибега́ем с ве́рою и тебе́ мо́лимся с любо́вию: бу́ди щит несокруши́м и забра́ло тве́рдо Святе́й Це́ркви и Правосла́вному Оте́чествию на́шему, огражда́я их молниено́сным мече́м твои́м от всех враг, ви́димых и неви́димых. Не оста́ви же, о Арха́нгеле Бо́жий, по́мощию и заступле́нием твои́м и нас, прославля́ющих днесь свято́е и́мя твое́: се бо, а́ще и многогре́шни есмы́, оба́че не хо́щем в беззако́ниих на́ших поги́бнути, но е́же обрати́тися ко Го́споду и оживле́нным бы́ти от Него́ на дела́ блага́я.
Озари́ у́бо ум наш све́том лица́ Бо́жия, и́же вы́ну сия́ет на молниеви́днем челе́ твое́м, да возмо́жем разуме́ти, что есть во́ля Бо́жия о нас, блага́я и соверше́нная, и ве́дети вся, я́же подоба́ет нам твори́ти и я́же презира́ти и оставля́ти. Укрепи́ благода́тию Госпо́днею сла́бую во́лю и немощно́е произволе́ние на́ше, да, утверди́вшеся в зако́не Госпо́днем, преста́нем про́чее вла́ятися земны́ми по́мыслы и похоте́нии пло́ти, увлека́ющеся по подо́бию несмы́сленных дете́й скороги́бнущими красо́тами ми́ра сего́, я́ко ра́ди тле́ннаго и земна́го безу́мне забыва́ти ве́чная и небе́сная.
Над все́ми же си́ми испроси́ нам свы́ше дух и́стиннаго покая́ния, нелицеме́рную печа́ль по Бо́зе и сокруше́ние о гресе́х на́ших, да остаю́щее нам число́ дний вре́меннаго живота́ на́шего иждиве́м не во угожде́нии чу́вств и рабо́те страсте́м на́шим, но во изглажде́нии зол, соде́янных на́ми, слеза́ми ве́ры и сокруше́ния серде́чнаго, по́двигами чистоты́ и святы́ми дела́ми милосе́рдия.
Егда́ же прибли́зится час оконча́ния на́шего, освобожде́ния от уз бре́ннаго сего́ телесе́, не оста́ви нас, Арха́нгеле Бо́жий, беззащи́тных проти́ву духо́в зло́бы поднебе́сных, обы́кших прегражда́ти душе́ челове́честей восхо́д в го́рняя, да, охраняя́еми тобо́ю, безпреткнове́нне дости́гнем о́ных пресла́вных селе́ний ра́йских, иде́же не́сть печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь безконе́чная, и, сподо́бльшеся узре́ти пресве́тлое лице́ Всеблага́го Го́спода и Влады́ки на́шего, па́дше со слеза́ми у ног Его́, в ра́дости и умиле́нии воскли́кнем: сла́ва Тебе́, дража́йший Искупи́телю наш, И́же за премно́гую любо́вь Твою́ к нам, недосто́йным, благоволи́л еси́ посла́ти А́нгелы Твоя́ в служе́ние спасе́нию на́шему! Ами́нь.
Похожие статьи
Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.
Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма
Помочь храму
Рекомендуем статьи по теме
Архангел Божий Михаил
Архангел Михаил – один из высших Ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми Ангелами. Слово «ангел» на греческом языке значит «вестник». Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность – мы почти ничего не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка «архи» к некоторым Ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими Ангелами.
Имя Михаил – на еврейском значит «Кто, как Бог». Священное Писание, повествуя о явлении Ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, – по-видимому, тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них – Архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также Архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан.8:16, 9:21; Лк.1:19-26). В книге Товита Архангел Рафаил говорит о себе: «Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (Тов.12:15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь Архангелов, одним из которых является Архангел Михаил.
Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «Архистратиг», т. е. старший воин, вождь. Так, Архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны Архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения Архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною». Апостол Иуда кратко упоминает об Архангеле Михаиле как о противнике диавола. (Нав.5,13; Дан.10, 12:1; Иуд.1:9; Откр.12:7-9; Лк.10:18).
В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят Архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии. (Исх.33:9, 14, 26-28; 4Цар.19:35).
Церковь почитает Архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке или копьем, низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник «Собора» (т. е. совокупности) святых Ангелов во главе с Архангелом Михаилом 8 ноября.
Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение Ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф.25:31).
Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис.6:2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.
После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт.3:24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.
За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол.1:16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.
Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.
Господства (Кол.1:16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.
Силы (1Пет.3:22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.
Власти (1Пет.3:22; Кол.1:16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.
В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.
Начала (Кол.1:16) начальствуют над низшими Ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.
Архангелы (1Сол.4:16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.
Ангелы (1Пет.3:22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.
Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.
Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – «кто как Бог») – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!». По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.
Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав.5:13-16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов ассирийского царя Сеннахирима (4Цар.19:35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков – Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу (Дан.3:92-95).
По воле Божией Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8).
Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд.1:9).
Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).
С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян … внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росийскую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим, указуя перстом: „сей ми возбрани пойти на Великий Новгород“».
Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы – храм-усыпальница в Кремле – посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них – икона «Благословенное воинство» – написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила.
Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил – крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан.8:16; Лк.1:26); Рафаил – врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов.3:16, 12:15); Уриил – огонь или свет Божий, просветитель (3Езд.5:20); Селафиил – молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3Езд.5:16); Иегудиил – славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил – раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божии; Иеремиил – возвышение к Богу (3Езд.4:36).
На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:
Михаил – попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.
Гавриил – с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой.
Рафаил – держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.
Уриил – в поднятой правой руке – обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке – «пламень огненный».
Селафиил – в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.
Иегудиил – в деснице держит золотой венец, в шуйце – бич из трех красных (или черных) вервий.
Варахиил – на его одежде множество розовых цветов.
Иеремиил – держит в руке весы.
См. также: «Собор святого Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
21 ноября 2022 года – праздник Михайлов день. Также параллельно с ним православная церковь отмечает церковный Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных: Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.
Что касается православного праздника, то он появился еще в начале IV века. Раньше Новый год наступал в марте, а девятый месяц ноябрь через какое-то время начал ассоциироваться с девятью чинами ангелов. Поэтому восьмое число по старому календарю стало датой, посвященной самым сильным архангелам Господним.
В народном календаре праздник стали называть Михайлов день – в честь наиболее сильного и грозного ангела. К слову, в этот день нередко бывают оттепели, дороги развозит, поэтому еще одно имя даты – это Михайловские грязи.
В старину день считали праздничным из-за окончания осенних работ. В честь такого события всегда устраивали пиры с большим количеством гостей. Иногда гуляния растягивались на неделю – так люди готовились к Рождественскому посту, который начинается 28 ноября. Также 21 ноября считали единственным днем перед зимой, когда еще можно сыграть свадьбу. Такие браки считали благословленными всеми ангелами.
Также 21 ноября традиционно задабривали Дворового. Для него оставляли сытный ужин в хлеву и говорили слова благодарности, чтобы дух защищал добро хозяев и животных. Также по традиции сегодня ходят в баню. Есть примета, что тот, кто так сделает, будет здоровым всю зиму.
Кстати, главное блюдо праздника – холодец из красного мяса.
Что касается снов, то в ночь на 21 ноября они могут быть вещими про личную жизнь, семью и отношения. Люди, родившиеся в этот день, — это разносторонние личности, легко усваивающие информацию и с чувством прекрасного.
21 ноября нельзя заниматься тяжелой работой и начинать что-то новое. День идеален для отдыха или привычного рутинного труда. Особенно запрет касается дополнительного заработка.
Сегодня не стоит отказывать ближним в помощи, устраивать ссоры, разборки и скандалы, заниматься рукоделием. Нежелательно пользоваться чем-то колющим и режущим, поэтому хлеб в такой день лучше ломать. Также нельзя отказываться от предложения пойти в гости и отказывать в приходе гостям. Не жалуйтесь на судьбу и тяготы жизни, а свободным девушкам лучше не заплетать косу.
Есть в этот день и природные приметы. Если на улице иней – зима предстоит снежная. Утренний туман обещает оттепель. Морозную зиму принесет ясная погода, а дождь – сырость до 19 декабря. Кстати, о том, что последний месяц в году будет холодным, вам «поведают» замерзшие лужи. Если после полудня задует ветер, то до середины декабря будет теплая погода. Коричневый закат принесет ненастье, ранний рассвет – мороз, а мокрый снег – дождливую весну.
https://ria.ru/20221120/trditsiya-1832547534.html
«Не сделаешь этого — жди лиха». Какая русская традиция незаслуженно забыта
«Не сделаешь этого — жди лиха». Какая русская традиция незаслуженно забыта — РИА Новости, 31.01.2023
«Не сделаешь этого — жди лиха». Какая русская традиция незаслуженно забыта
Православные вечером в воскресенье начинают отмечать память архангела Михаила и прочих сил бесплотных. Второе название праздника, который в календаре приходится РИА Новости, 31.01.2023
2022-11-20T08:00
2022-11-20T08:00
2023-01-31T18:56
религия
аналитика — религия и мировоззрение
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0b/12/1832564927_0:74:1912:1150_1920x0_80_0_0_c3a5b73057958302c6f29dd11d267424.jpg
МОСКВА, 20 ноя — РИА Новости, Никита Бизин. Православные вечером в воскресенье начинают отмечать память архангела Михаила и прочих сил бесплотных. Второе название праздника, который в календаре приходится на 21 ноября, — Михайлов день. В нем удивительно переплелись церковные и народные традиции.Дежурный по небесамСогласно христианскому учению, помимо видимого всем мира, есть еще и невидимый. Его населяют ангелы (в переводе с греческого — «вестники») — посланники божии. И демоны — в русской традиции бесы.Главные же — архангелы, которых в Церкви именуют «высшими чинами». Самый известный — как раз Михаил. О том, как он удостоился столь высокого звания, рассказывает предание.В начале времен Бог сотворил множество ангелов и установил между ними иерархию. Предводительствовал Денница — самый сильный, умный и красивый. Но он возгордился своим положением, перестал выполнять повеления и начал подстрекать остальных к бунту против Творца.Тогда один из ангелов, верных Создателю, громко возгласил: «Кто как Бог?» (по-еврейски «Ми ка Эль?») — и повел за собой остальных, низверг Денницу с небес. С тех пор того называют дьяволом или сатаной. А Михаил стал главнокомандующим святого воинства. По-гречески — архистратиг.Поэтому на иконах его чаще всего изображают либо с копьем, либо с огненным мечом в руке. Но есть и другой вариант: в средневековой живописи нередко можно встретить Михаила, держащего чаши с весами.Этот образ основан на многочисленных раннехристианских апокрифах. В них он предстает не только как победитель лукавого, но и как судья на Страшном суде.Также в церковном предании сохранились свидетельства помощи Михаила простым людям. Самое известное событие произошло в городе Колоссы во Фригии (историческая область на западе Малой Азии). Некогда местный житель воздвиг там храм архистратигу — в благодарность за исцеление дочери в водах источника.В святилище более 60 лет служил пономарем подвижник Архипп Херотопский, обративший в христианство немало язычников. Однако идолопоклонники, питая злобу к святому, решили уничтожить церковь. Соединили две горные реки и направили русло в сторону здания. Архипп начал усиленно молиться Михаилу.И тот появился. Ударив жезлом по горе, открыл в ней широкую расселину. Туда и устремились воды, оставив все невредимым. Город с тех пор стал называться Хоны, что значит отверстие.Приписывали лишнееПопулярность архистратига в христианских общинах была столь велика, что праздник в его честь установили довольно быстро — в начале IV века.Торжество определили на восьмой день по юлианскому календарю девятого месяца. (В григорианском летоисчислении, по которому живет светский мир, дата сдвигается на 13 дней — на 21 ноября). Многие верующие задаются вопросом: «Почему именно так?».»Это неслучайно. В древности новый год начинался в марте, поэтому ноябрь был девятым по счету. А каждый месяц соответствовал одному ангельскому чину. Всего их девять: серафимы, херувимы и так далее», — говорит настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря протоиерей Александр Ильяшенко.А восьмое число месяца, продолжает он, символизирует Собор всех Сил Небесных, который должен состояться в восьмой день Страшного суда.Полюбился праздник и на Руси, где получил второе название — «Всеобщий день ангела». «Поскольку архангел Михаил — предводитель всех бесплотных Небесных сил, то со временем стали отмечать и их память», — объясняет священник.В народе же торжество именовали попросту — Михайлов день. Переиначили простые люди и церковное предание.»Когда Господь воспылал гневом на сатану и его присных, то повелел Михаилу-архангелу свергнуть их с небес в преисподняя земли, что и было исполнено в точности. И попало то воинство на землю в разные места, и пошли с той поры на земле водяные, лешие и домовые», — приводит один из вариантов сказания русский фольклорист Аполлон Коринфский.И добавляет: среди крестьянства архистратиг считался не менее грозным врагом всякой нечисти, чем Илья-пророк. «Грозному победителю дьявола» народное воображение нередко приписывало даже участие в сотворении мира.На широкую ногуКроме того, Михайлов день совпадал по времени с окончанием сельскохозяйственных работ.»Пора эта всегда было особенно веселой, ведь все летние дела завершены. В деревнях устраивали широкие застолья, которые иногда длились неделю. Пекли пироги с медом, варили особое михайловское пиво. Даже поговорка была: «Не мудрено, что пиво сварено. Мудрено, что не выпито», — рассказывает фольклорист Екатерина Дорохова.В некоторых регионах, уточняет эксперт, с языческих времен сохранилась традиция «задабривать Дворового» на праздник. В славянской мифологии его считали младшим братом Домового.Рано утром хозяйки выносили к дверям хлева или гумна большую чашу с пивным суслом, ставили ее у порога и приговаривали: «Суседушка Дворовой! Не ходи со двора, не губи скотину! Не кажи лукавому пути-дороги!»Более смекалистые на всякий случай проводили во дворе дегтярную полосу — чтобы дух не покинул свое обиталище. Люди верили: если Дворового до Михайлова дня не ублажить, то он непременно уйдет, и в доме поселится лихо.Чтобы оградить жилище от бед, в некоторых регионах прибегали и к другому, более кровавому обряду. Он назывался «курьи именины». Совершали его обыкновенно на гумне или в овине, чтобы у нечисти не было возможности проникнуть в дом.Большак — старший в доме — выбирал самого худого и старого петуха. От него «ни утехи курам, ни корысти хозяйству». А потом отрубал ему голову заржавелым зазубрившимся топором и бросал в сторону. Дети, подкидывая ее, припевали: «Чур тебе, лихой! Ты по гумнам не ходи, в огороде не сиди, ко двору не подходи».»Михайлов день был также временем, когда девушки старались поскорее выйти замуж. Ведь через неделю начинался Рождественский пост — время, когда церковь не венчает», — говорит Екатерина Дорохова.Мечтавшие о свадьбе шли в праздник на службу в храм и покупали две свечи. Зажигали дома и трижды произносили: «Архангел Михаил, пошли мне жениха достойного, доброго, благопристойного». Потом тушили, скручивали вместе и клали под подушку. Считалось, что сон в эту ночь будет вещим и явит суженого.
https://ria.ru/20220222/post-1774415801.html
https://ria.ru/20221014/pokrov-1823819162.html
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2022
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0b/12/1832564927_172:0:1912:1305_1920x0_80_0_0_407712297ecb782e81e49c2f0de46219.jpg
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
аналитика — религия и мировоззрение
Религия, Аналитика — Религия и мировоззрение
МОСКВА, 20 ноя — РИА Новости, Никита Бизин. Православные вечером в воскресенье начинают отмечать память архангела Михаила и прочих сил бесплотных. Второе название праздника, который в календаре приходится на 21 ноября, — Михайлов день. В нем удивительно переплелись церковные и народные традиции.
Дежурный по небесам
Согласно христианскому учению, помимо видимого всем мира, есть еще и невидимый. Его населяют ангелы (в переводе с греческого — «вестники») — посланники божии. И демоны — в русской традиции бесы.
Главные же — архангелы, которых в Церкви именуют «высшими чинами». Самый известный — как раз Михаил. О том, как он удостоился столь высокого звания, рассказывает предание.
В начале времен Бог сотворил множество ангелов и установил между ними иерархию. Предводительствовал Денница — самый сильный, умный и красивый. Но он возгордился своим положением, перестал выполнять повеления и начал подстрекать остальных к бунту против Творца.
Тогда один из ангелов, верных Создателю, громко возгласил: «Кто как Бог?» (по-еврейски «Ми ка Эль?») — и повел за собой остальных, низверг Денницу с небес. С тех пор того называют дьяволом или сатаной. А Михаил стал главнокомандующим святого воинства. По-гречески — архистратиг.
Поэтому на иконах его чаще всего изображают либо с копьем, либо с огненным мечом в руке. Но есть и другой вариант: в средневековой живописи нередко можно встретить Михаила, держащего чаши с весами.
Этот образ основан на многочисленных раннехристианских апокрифах. В них он предстает не только как победитель лукавого, но и как судья на Страшном суде.
Также в церковном предании сохранились свидетельства помощи Михаила простым людям. Самое известное событие произошло в городе Колоссы во Фригии (историческая область на западе Малой Азии). Некогда местный житель воздвиг там храм архистратигу — в благодарность за исцеление дочери в водах источника.
В святилище более 60 лет служил пономарем подвижник Архипп Херотопский, обративший в христианство немало язычников. Однако идолопоклонники, питая злобу к святому, решили уничтожить церковь. Соединили две горные реки и направили русло в сторону здания. Архипп начал усиленно молиться Михаилу.
И тот появился. Ударив жезлом по горе, открыл в ней широкую расселину. Туда и устремились воды, оставив все невредимым. Город с тех пор стал называться Хоны, что значит отверстие.
Приписывали лишнее
Популярность архистратига в христианских общинах была столь велика, что праздник в его честь установили довольно быстро — в начале IV века.
Торжество определили на восьмой день по юлианскому календарю девятого месяца. (В григорианском летоисчислении, по которому живет светский мир, дата сдвигается на 13 дней — на 21 ноября). Многие верующие задаются вопросом: «Почему именно так?».
«Это неслучайно. В древности новый год начинался в марте, поэтому ноябрь был девятым по счету. А каждый месяц соответствовал одному ангельскому чину. Всего их девять: серафимы, херувимы и так далее», — говорит настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря протоиерей Александр Ильяшенко.
А восьмое число месяца, продолжает он, символизирует Собор всех Сил Небесных, который должен состояться в восьмой день Страшного суда.
Полюбился праздник и на Руси, где получил второе название — «Всеобщий день ангела». «Поскольку архангел Михаил — предводитель всех бесплотных Небесных сил, то со временем стали отмечать и их память», — объясняет священник.
В народе же торжество именовали попросту — Михайлов день. Переиначили простые люди и церковное предание.
«Когда Господь воспылал гневом на сатану и его присных, то повелел Михаилу-архангелу свергнуть их с небес в преисподняя земли, что и было исполнено в точности. И попало то воинство на землю в разные места, и пошли с той поры на земле водяные, лешие и домовые», — приводит один из вариантов сказания русский фольклорист Аполлон Коринфский.
И добавляет: среди крестьянства архистратиг считался не менее грозным врагом всякой нечисти, чем Илья-пророк. «Грозному победителю дьявола» народное воображение нередко приписывало даже участие в сотворении мира.
На широкую ногу
Кроме того, Михайлов день совпадал по времени с окончанием сельскохозяйственных работ.
«Пора эта всегда было особенно веселой, ведь все летние дела завершены. В деревнях устраивали широкие застолья, которые иногда длились неделю. Пекли пироги с медом, варили особое михайловское пиво. Даже поговорка была: «Не мудрено, что пиво сварено. Мудрено, что не выпито», — рассказывает фольклорист Екатерина Дорохова.
В некоторых регионах, уточняет эксперт, с языческих времен сохранилась традиция «задабривать Дворового» на праздник. В славянской мифологии его считали младшим братом Домового.
Рано утром хозяйки выносили к дверям хлева или гумна большую чашу с пивным суслом, ставили ее у порога и приговаривали: «Суседушка Дворовой! Не ходи со двора, не губи скотину! Не кажи лукавому пути-дороги!»
Более смекалистые на всякий случай проводили во дворе дегтярную полосу — чтобы дух не покинул свое обиталище. Люди верили: если Дворового до Михайлова дня не ублажить, то он непременно уйдет, и в доме поселится лихо.
Чтобы оградить жилище от бед, в некоторых регионах прибегали и к другому, более кровавому обряду. Он назывался «курьи именины». Совершали его обыкновенно на гумне или в овине, чтобы у нечисти не было возможности проникнуть в дом.
Большак — старший в доме — выбирал самого худого и старого петуха. От него «ни утехи курам, ни корысти хозяйству». А потом отрубал ему голову заржавелым зазубрившимся топором и бросал в сторону. Дети, подкидывая ее, припевали: «Чур тебе, лихой! Ты по гумнам не ходи, в огороде не сиди, ко двору не подходи».
«Михайлов день был также временем, когда девушки старались поскорее выйти замуж. Ведь через неделю начинался Рождественский пост — время, когда церковь не венчает», — говорит Екатерина Дорохова.
Мечтавшие о свадьбе шли в праздник на службу в храм и покупали две свечи. Зажигали дома и трижды произносили: «Архангел Михаил, пошли мне жениха достойного, доброго, благопристойного». Потом тушили, скручивали вместе и клали под подушку. Считалось, что сон в эту ночь будет вещим и явит суженого.
В средине сентября православные почитают предводителя небесного войска – Архистратига Михаила и его первое чудо – явление народу своей мощи. Считается, что Архистратиг Михаил является покровителем воинов и именно он охраняет ворота рая. Он спускается на землю, чтобы исполнить Божью волю совершить чудо и наказать грешников.
Михайловым днем называют 19 сентября – в этот день отмечают Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех. А вот празднование Собора Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных отмечается 21 ноября (по новому стилю). Это дата постоянная, поэтому и в 2022 году православные будут чтить архангела Михаила 21-го числа последнего осеннего месяца.
Михайлов день получил свое название в честь Архангела Михаила. Слово «ангел» означает по-гречески «вестник». Ангелы в христианской традиции – это разумные, добрые существа, населяющие «тонкий» – духовный – мир и часто служащие вестниками Божьей воли. Архангелы – ангелы, призванные Создателем к особому служению, благовествующие о великих событиях, открывающие чистым сердцам тайны мироздания и просвещающие души.
Традиции и запреты на Михайлов день
В средине сентября, 19-го числа, православные христиане почитают предводителя небесного войска – Архистратига Михаила и его первое чудо – явление народу своей мощи. Считается, что Архистратиг Михаил является покровителем воинов и именно он охраняет ворота рая. Он спускается на землю, чтобы исполнить Божью волю совершить чудо и наказать грешников.
В этот день в церквях проходят торжественные молебны, и зажигается общая свеча. Верующие просят архангела об исцелении от болезней, силе духа и укреплении в вере. Считается также, что Архистратиг Михаил может исполнить любое желание, если сердце молящегося наполнено искренней верой. В этот день принять молиться три раза в день. 19 сентября принято подавать милостыню и совершать благие дела, помогая тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации.
В Михайлов день принято устраивать братчину – навещать тех, с кем были в ссоре. Все собираются за большим праздничным столом с медовухой, пивом и щедрыми угощениями. Остатки пищи нельзя было выбрасывать, еду раздавали нищим.
Что нельзя делать 19 сентября
Наши предки в этот день придерживались строгих запретов, чтобы не навлечь на себя неприятности и беды и не прогневить архангела. С теми, кто не верил в праздник чуда, могли происходить неприятные вещи.
- нельзя заниматься тяжелой физической работой;
- печь хлеб и пироги – выпечка получиться невкусной;
- запрещается заниматься рукоделием;
- нельзя желать зла, ругаться, ссориться и говорить неправду;
- мыть голову – можно было «смыть ум».
Народные приметы:
- В лесах по-прежнему много грибов – к снежной зиме;
- Берëзовые листья пожелтели – к раннему снегу:
- Заморозки в ночь на 19 сентября предвещают морозный декабрь;
- Если на Михаила тепло, не жди холодов до Покрова.
Источник: newstes.ru — материалы могут быть скопированы ресурсом на других платформах без ведома их авторов.