Церковный праздник михаила архангела какого числа

В России 21 ноября отмечают Михалов день. Что можно и что нельзя делать в этот праздник?

Каждый год 21 ноября верующие почитают память архистратига Божьего Михаила – небесного воина и грозу темных сил. Это последний большой церковный праздник перед Рождественским постом. В народе его называют Михайлов день. 

В материале РЕН ТВ расскажем об истории праздника, а также о том, что можно и что не рекомендуется делать в Михайлов день.

Когда празднуют Михайлов день

Весь православный мир отмечает Михайлов день каждый год 21 ноября. Этот праздник также называют Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Верующие также называют Михайловым днем 19 сентября. В этот день отмечают Воспоминание чуда архистратига Михаила, бывшего в Хонех.

История Михайлова дня

Праздник получил свое название в честь Архангела Михаила. По православным канонам, ангелы – это вестники Божьей воли. Архангелами называют ангелов, которых Создатель призвал к особому служению. Нередко они сообщают людям о великих событиях и открывают чистым сердцам тайны мироздания.

В христианской традиции Михаил считается покровителем и защитником человеческого рода. Именно он – предводитель (архистратиг) небесного воинства в борьбе со злыми силами. Архангел Михаил низринул с небес падших духов, обернулся огненным столпом перед бежавшими из Египта израильтянами и спас от верной смерти трех святых – Ананию, Мисаила и Азарию, – брошенных в печь за отказ поклониться идолу.

На Руси особенно почитали архистратига Михаила. Храмы и приделы, посвященные архангелу, стояли почти в каждом городе. Впервые праздник стали отмечать в 363-м году нашей эры по указу Лаодикийского собора.

Фото: © Wikimedia Commons

В чем помогает Архангел Михаил

Считается, что Архангел Михаил защищает всех людей на Земле, спасая от греха. Православные верят, что именно он должен возвестить о наступлении судного дня. Христиане возносят Михаилу молитвы с просьбой уберечь от врагов, зла, войны и стихийных бедствий. Архангела молят о наставлении на праведный путь, а также к нему обращаются люди, с которыми несправедливо обошлись.

Обычаи и традиции на Руси в Михайлов день

В Михайлов день верующие всегда старались посетить службу в храме, помолиться и поставить свечи за здоровье родных и близких. Считалось, что в этот праздник нужно решить свои семейные проблемы и неурядицы, никого не осуждать и ни с кем не ссориться.

К приходу праздника многие крестьяне уже успевали продать свой урожай и получить за него выручку. Поэтому Михайлов день, как правило, отмечали широко и весело: ходили в гости, готовили праздничные блюда, приглашали к себе в дом друзей и родных.

Что не следует делать в праздник

Христиане верят, что в Михайлов день нельзя работать из корыстных побуждений, заниматься подработками для получения быстрых денег. Также в этот праздник не следует ругаться, спорить и повышать голос.

Фото: © Известия/Зураб Джавахадзе

На Руси считалось, что в праздник Архангела Михаила нельзя шить, рубить и пользоваться острыми предметами – верующие опасались навлечь на себя гнев святого. Помимо этого, в народе верили, что в Михайлов день не следует мыть голову, иначе можно «вымыть весь ум».

Что можно делать в Михайлов день

Издавна праздник Архангела Михаила считался прекрасным днем для новых начинаний. Также христиане верили, что этот праздник нужно обязательно провести в кругу родных и накрыть широкий, щедрый стол. В Михайлов день принято звать гостей, варить пиво, готовить блюда из говядины и свинины. На Руси были уверены: чем богаче застолье, тем щедрее и благосклоннее будет к ним Михаил.

Михайлов день получил свое название в честь Архангела Михаила. Слово «ангел» означает по-гречески «вестник». Ангелы в христианской традиции – это разумные, добрые существа, населяющие «тонкий» – духовный – мир и часто служащие вестниками Божьей воли. Архангелы – ангелы, призванные Создателем к особому служению, благовествующие о великих событиях, открывающие чистым сердцам тайны мироздания и просвещающие души.

Расскажем немного подробнее об Архангеле Михаиле («Кто как Бог» – таково значение его имени в переводе с древнееврейского). Согласно Священному Писанию и Преданию, Михаил – покровитель человеческого рода, предводитель («архистратиг») небесного воинства в битве со злыми силами. Именно он низринул с небес возгордившегося денницу и других падших духов; это он показался в виде огненного столпа перед бежавшими из Египта израильтянами. Он не раз являлся пророкам и спас от огня трех святых отроков – Ананию, Азарию и Мисаила – брошенных в раскаленную печь за отказ поклониться идолу.

На Руси не было города без храма или придела, посвященного этому Архангелу; стоит Архангельский собор – древняя усыпальница великих князей – и в центре Московского Кремля.

Празднование Собора Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных отмечается 21 ноября (по новому стилю). Это дата постоянная, поэтому и в 2023 году православные будут чтить архангела Михаила 21-го числа последнего осеннего месяца.

Также Михайловым днем называют 19 сентября – в этот день отмечают Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех.

История

Праздник был учрежден в 363-м году нашей эры постановлением Лаодикийского собора. В то время год отсчитывался с марта, и неслучайно праздник был определен на девятый месяц. Согласно Преданию, существует девять ангельских чинов:

  1. Серафимы
  2. Херувимы
  3. Престолы
  4. Господства
  5. Силы
  6. Власти
  7. Начала
  8. Архангелы
  9. Ангелы

Чудо в Хонех

Во фригийском городе Колоссы, неподалеку от Иераполя, находился храм, возведенный в честь Архангела. В этом храме в течение шестидесяти лет служил пономарем Архипп Херотопский, который за свою жизнь обратил немало язычников в христианство.

И вот однажды идолопоклонники решили разрушить храм, а заодно и расправиться с Архиппом, причем для этого они выбрали весьма оригинальный способ: соединили русла двух рек в одно и направили получившийся мощный поток на храм. Узнав об этом, пономарь начал усердно молиться, и его молитвы в конце концов были услышаны Михаилом. В итоге Архистратиг спас храм: он открыл своим жезлом в горе расселину, куда и устремились воды двух соединенных горных рек. Город, где происходили эти события, стал называться Хоны («отверстие»).

Традиции

В ноябре на Руси заканчивался сбор урожая, поэтому в Михайлов день накрывали обильные столы – тем более, что через неделю начинался Рождественский (Филипповский) пост.

Архангел Михаил на иконах предстает, как правило, с мечом – одерживающим победу над темными духами и отсекающим от человеческих душ греховные помыслы.

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Михайлов День – это народное название Церковного торжества, при чем это не один, а два разных праздника. Оба выпадают на осень и отмечаются 19 сентября и 21 ноября. Но, хотя за ними закрепилось одно «народное» название, эти праздники имеют разную историю.

Михайлов день

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Фреска начала 12 века, созданная византийским мастером — Архангел Михаил

Содержание страницы

  • Когда Михайлов день в 2022 году – 19 сентября или 21 ноября?
  • 19 сентября – какой праздник?
  • Чудо в Хонех
  • Что празднуют православные по Церковному календарю 21 ноября?
  • Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
  • История праздника, установленного 21 ноября
  • Битва: Архангел Михаил против Денницы
  • Что нельзя делать в этот день, а что можно?
  • Народные приметы, традиции и обычаи
  • О чем молятся Архангелу Михаилу
  • Молитвы в Михайлов день
    • Похожие статьи

Оба праздника – и сентябрьский, и ноябрьский – посвящены Архистратигу Михаилу. Первый напоминает о чуде, а второй – вспоминает победу небесного воинства под предводительством Архангела Михаила над павшими духами. Кстати, именно благодаря победе над злыми духами считается, что молитва Архангелу Михаилу помогает в защите от всякого зла.

Об этом говорит Иоанн Богослов в своем Откровение : «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них. Но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе»

(Откр. 12:7-8)

19 сентября – какой праздник?

В православном календаре 19 сентября записано как Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех.

Читайте также:

День Архангела Михаила

Чудо в Хонех

Слово «хонех» дословно переводится как «трещина». Колоссы — так называли это место до того как Архангел Михаил явил там свое чудо. Недалеко от современного Памуккале (Турция) в окружении высоких гор, стоял храм, освященный в честь Архистратига. Рядом с ним проистекал целебный источник, избавивший многих от страшных недугов. Случилось это на заре христианства, в IV веке…

Сохранилось предание об язычнике, дочь которого была нема от рождения. Архангел явился ему во сне и сказал, что девушка обретет дар речи, если выпьет воды из источника. Так и случилось. Язычник отрекся от ложных богов, и вместе с дочерью они обратились в христианство. И многие пошли по его пути, обретя телесное здоровье и веру в этих местах.

Приходской священник, которого звали Архиппом, вел жизнь исключительно праведную. Но святое место мозолило глаза язычникам, не желавшим оставлять своих идолов. И сговорились они разрушить храм. Для этого они объединили русла двух бурных горных рек и направили бурлящий поток в низину, прямо к святилищу. Узнав об этом, священник пал на колени и просил небесного покровителя, чтобы беда обошла Божий дом стороной. Тогда сошел на землю Архангел Михаил, и от удара огненного жезла гора разошлась и поглотила реку.

Чудо арх. Михаила в Хонех

Чудо Архистратига Михаила, бывшее в Хонех

Христиане возблагодарили Бога и Архистратига за помощь.С тех пор селение стало называться Хонех, а в память о том дне стали отмечать праздник в честь чуда Архангела Михаила.

Что празднуют православные по Церковному календарю 21 ноября?

 21 ноября — празднуется Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

В этот день верующие воздают хвалу всему Воинству Небесному. Праздник поставил точку в борьбе с раннехристианской ересью, когда люди считали Ангелов творцами мироздания. Он призван напомнить верующим не только о величии Ангельского мира, но и то том, что Ангелы, вне зависимости от чина – всего лишь служители Божии, так же, как и люди.

Собор Архистратига Михаила

Собор архангела Михаила
 XVIII в. Начало XVIII века.
Иконописец: Уланов Кирилл (Корнелий) Иванов
Происхождение: Из иконостаса ц. Архангела Михаила в с. Бронницы Московской области.
Материал: Дерево, левкас, темпера
Размеры иконы: высота 155,5 см, ширина 97,5 см
Икона ‘Собор Архангела Михаила’ представляет собой многофигурную композицию, изображающую соборное, единогласное прославление ангелами Бога — Творца и Спасителя. В верхней части иконы на херувимском престоле восседает Христос, благословляющий обеими руками. Его круглая слава окружена небесными силами. Ниже, на облаках, представлен Архангел Михаил в окружении небесных сил.

История праздника, установленного 21 ноября

Еще живы были апостолы, а в мир уже проникла опасная ересь. Лаодикийский Собор положил ей конец, постановив: никого нельзя почитать превыше или наравне с Богом. Тогда и была установлена дата.

Интересный факт

В Юлианском календаре она выпадала на 8-й день 9-го месяца, так как время отсчитывали не от января, а от марта. Дату выбирали со смыслом: девять чинов ангельских и предсказанный пророками 8-й день, когда должен состояться Страшный Суд. В этот день ангелы будут свидетельствовать перед Ним о делах человеческих. Когда летоисчисление изменилось, символизм был утрачен.


С того памятного события Ангелов небесных стали почитать правильно, как охранителей и заступников человечества. Но Архистратиг Михаил среди других почитается особо, ведь, как гласит Писание, именно он одержал победу над тем, чье имя было Денница.

Битва: Архангел Михаил против Денницы

Иезекииль, бывший одним из главных ветхозаветных пророков, писал о Враге рода человеческого так:

«Ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. … Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией. … Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего…»

(Иезек. 28:12-19)

Святой Архистратиг Михаил, в лазуревом вооружении, с червлёным пламенеющим мечом и с лазуревым щитом, украшенным золотым крестом, попирающий чёрного лежащего дьявола.

Герб Архангельской губернии, утверждённый 5 июля 1878 года: «В золотом щите, Святой Архистратиг Михаил, в лазуревом вооружении, с червлёным пламенеющим мечом и с лазуревым щитом, украшенным золотым крестом, попирающий чёрного лежащего дьявола.

Денница был самым красивым из всех Ангелов. Имя его означало «несущий свет», и был он воплощением этого самого света. Но первые создания Божии не были безвольными рабами, Он даровал им свободу выбора.

Мятежный ангел был херувимом, а это один из самых высоких чинов. Херувимы приближены к Богу. И все-таки они не обладают божественным совершенством. И вот Денница ступил на темный путь:

«От тщеславия твоего ты погубил мудрость твою» (Иезек. 28:17)


Тщеславие и гордыня заставили его пойти против Бога. Многих ангелов Денница совратил искусительными речами, и они последовали за ним. Они вознамерились свергнуть Создателя и занять Его место.

Но Архистратиг Михаил выступил против темного воинства. Он собрал армию Ангелов, оставшихся верными Богу, и обратился к ним с призывом: «Никто как Бог!», утвердив, тем самым, что никто не может быть выше Господа. В тяжкой борьбе воинство Архангела Михаила одержало верх. А мятежников сбросили с Небес в Ад, где и пребывают они по сей день.

Михайлов день

Предводителя Воинов Господних изображают с огненным мечом. И почитают его, как победителя всех ересей. Поэтому символично, что праздник во славу его и всех Ангелов установили именно в день разгрома опасной ереси.

Что нельзя делать в этот день, а что можно?

Раньше в ноябрьский Михайлов день часто играли свадьбы, потому что уже через неделю, 28 ноября, наступал Рождественский пост, который заканчивался в самом конце года. А в посты венчания не совершаются. Поэтому и спешили те, кто хотел успеть обвенчаться в уходящем году.

«Явление Михаила Исусу Наввину», миниатюра из «Менологий Василия II»

«Явление Михаила Иисусу Навину», миниатюра из «Менологий Василия II»

С Михайловыми днями, к сожалению, связано множество полуязыческих обычаев и традиций. Например, дабы не рассердить Архангела вводился строгий запрет на работы, а непогода считалась проявлениями его гнева.

Работать не запрещено, если день не выпадает на воскресный. «Запрет» на работы у христиан касается 4-й заповеди: День седьмой — день покоя — посвящен Господу. Таким образом, Церковь не благословляет работать в воскресные дни и в Двунадесятые праздники. Их 12. Ни Собор Архистратига Михаила, ни Чудо в Хонех к ним не относятся

Объяснить языческие предрассудки можно лишь таинственностью ангельского мира. Отсюда и дерзкие попытки проникнуть туда, куда человеку заглядывать запрещено. Для его же пользы. Они всегда приводили лишь к тому, что совершающие их «познавали» не горний мир, но область падших духов – бесов.

Народные приметы, традиции и обычаи

Наши предки были людьми наблюдательными. Они обращали внимание на закономерности природных явлений, составляя собственные прогнозы. Ведь погода играла огромную роль в крестьянской жизни. И люди хотели заранее знать, что будет с урожаем, и не принесет ли зима голод. А такие праздники как Михайлов день особо выделись из общей чреды будней из-за погодными изменениями наши боголюбивые предки наблюдали внимательно:

  • увидел изморозь на траве поутру – зимой жди обильных снегопадов;
  • на рассвете появился туман – начало декабря будет теплым;
  • солнце встало раньше, чем обычно – наоборот, нужно готовиться к морозам;
  • день выдался не дождливым – зима будет очень холодная;
  • идет дождь да еще со снегом – такой же будет и следующая весна.

День начинали с посещения праздничного богослужения. Это самая главная традиция. Но, конечно, это не значит, что в другие дни ходить в церковь не обязательно.

Храм Михаила Архангела в Тихоновке

Разрушенный храм Михаила Архангела в Тихоновке. Общий вид в ландшафте

Также батюшки посещали тех, кто не мог прийти к литургии. Крестьяне потчевали их пирогами, хлебом и медом, а иногда благодарили мелкой монетой.

Кроме того, в этот праздник было принято:

  • приглашать гостей и самим наносить визиты;
  • богато накрывать на стол;
  • печь пироги.

Часто гуляния, приуроченные к Михайлову дню, продолжались целую неделю. Ведь в конце ноября начинается многодневный Филиппов пост.

Икона архистратига Михаила

Михаил, Архангел. XIV в. 1387–1395. Иконописная школа или художественный центр:  Константинополь.Происхождение: Из храма Зачатия Богородицы Высоцкого монастыря в Серпухове, куда были присланы в 1380-1390-х из Константинополя.Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы:  высота 147 см, ширина 104 см Изображение поясное, фигура обращена вправо. Архангел слегка склоняет голову, жестом правой руки обращается к Спасу, левой сжимает, как бы опираясь на него, ярко-красный посох-мерило.© Государственная Третьяковская галерея.

О чем молятся Архангелу Михаилу

Каждый ангельский чин наделен собственными «полномочиями». Так, Архангелы, призваны являть человечеству Божию Волю, а также нести Благую Весть.

Архистратиг Михаил, будучи начальником над Воинством Небесным, помогает не только отдельным людям, но и целым государствам, поэтому ему часто молятся о:

  • защите родной земли от вражеских сил;
  • покровительстве воинам, отправляющимся на войну;
  • благоденствии земных правителей.

Но, разумеется, можно обратиться к Архангелу и с личной просьбой и помолиться о:

  • защите в дороге;
  • защите жилища от грабителей и злых людей;
  • избавлении от искушений или душевной тоски;
  • освящении нового дома при новоселье;
  • исцелении от телесных и душевных болезней.

Считалось, что все недуги вызваны проделками вредоносных духов. А поскольку Архангел Михаил низверг Денницу и его приспешников в преисподнюю, он поможет победить этих существ и, тем самым, избавиться от болезней. При больницах строили часовни Архистратига Михаила. И сами больницы старались располагать поближе к храмам, освященным во славу его.

Читайте также:

Очень сильная защита — молитва Архангелу Михаилу

В день, когда мы ч очень явственно ощущается духовная связь между земным и небесным. Ангелы всегда присутствуют в нашей жизни, ограждая, наставляя, утешая. Стоит поблагодарить их за это в своих молитвах. А еще – попросить заступничества для тех, кто уже отошел в мир иной или пребывает на смертном одре. Ведь Ангелы пекутся обо всех душах: и живых, и тех, кто уже ожидает Пришествия Его.

 Арина Зубкова

Молитвы в Михайлов день

Молитва Архангелу Михаилу

О, святы́й Михаи́ле Арха́нгеле, светлообра́зный и гро́зный Небе́снаго Царя́ воево́до! Пре́жде Стра́шнаго Суда́ осла́би ми пока́ятися от грехо́в мои́х, от се́ти ловя́щих изба́ви ду́шу мою́ и приведи́ ю́ к сотво́ршему ю́ Бо́гу, седя́щему на Херуви́мех, и моли́ся о ней приле́жно, да твои́м хода́тайством по́слет ю́ в ме́сто поко́йное. О гро́зный Воево́до Небе́сных Сил, предста́телю всех у Престо́ла Влады́ки Христа́, храни́телю тве́рдый всем челове́ком и му́дрый ору́жниче, кре́пкий Воево́до Небе́снаго Царя́!

Поми́луй мя, гре́шнаго, тре́бующаго твоего́ заступле́ния, сохрани́ мя от всех ви́димых и неви́димых враг, па́че же подкрепи́ от у́жаса сме́ртнаго и от смуще́ния диа́вольскаго и сподо́би мя непосты́дно предста́ти Созда́телю на́шему в час стра́шнаго и пра́веднаго Суда́ Его́. О всесвяты́й вели́кий Михаи́ле Архистрати́же! Не пре́зри мене́, гре́шнаго, моля́щагося тебе́ о по́мощи и заступле́нии твое́м, в ве́це сем и в бу́дущем, но сподо́би мя та́мо ку́пно с тобо́ю сла́вити Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая Архангелу Михаилу

Святы́й и вели́кий Арха́нгеле Бо́жий Михаи́ле, неисповеди́мыя и пресу́щественныя Тро́ицы пе́рвый во А́нгелех предстоя́телю, ро́да же челове́ческаго приста́вниче и храни́телю, сокруши́вый с во́инствы свои́ми главу́ прего́рдаго Денни́цы на небеси́ и посрамля́яй вы́ну зло́бу и кова́рства его́ на земли́!

К тебе́ прибега́ем с ве́рою и тебе́ мо́лимся с любо́вию: бу́ди щит несокруши́м и забра́ло тве́рдо Святе́й Це́ркви и Правосла́вному Оте́чествию на́шему, огражда́я их молниено́сным мече́м твои́м от всех враг, ви́димых и неви́димых. Не оста́ви же, о Арха́нгеле Бо́жий, по́мощию и заступле́нием твои́м и нас, прославля́ющих днесь свято́е и́мя твое́: се бо, а́ще и многогре́шни есмы́, оба́че не хо́щем в беззако́ниих на́ших поги́бнути, но е́же обрати́тися ко Го́споду и оживле́нным бы́ти от Него́ на дела́ блага́я.

Озари́ у́бо ум наш све́том лица́ Бо́жия, и́же вы́ну сия́ет на молниеви́днем челе́ твое́м, да возмо́жем разуме́ти, что есть во́ля Бо́жия о нас, блага́я и соверше́нная, и ве́дети вся, я́же подоба́ет нам твори́ти и я́же презира́ти и оставля́ти. Укрепи́ благода́тию Госпо́днею сла́бую во́лю и немощно́е произволе́ние на́ше, да, утверди́вшеся в зако́не Госпо́днем, преста́нем про́чее вла́ятися земны́ми по́мыслы и похоте́нии пло́ти, увлека́ющеся по подо́бию несмы́сленных дете́й скороги́бнущими красо́тами ми́ра сего́, я́ко ра́ди тле́ннаго и земна́го безу́мне забыва́ти ве́чная и небе́сная.

Над все́ми же си́ми испроси́ нам свы́ше дух и́стиннаго покая́ния, нелицеме́рную печа́ль по Бо́зе и сокруше́ние о гресе́х на́ших, да остаю́щее нам число́ дний вре́меннаго живота́ на́шего иждиве́м не во угожде́нии чу́вств и рабо́те страсте́м на́шим, но во изглажде́нии зол, соде́янных на́ми, слеза́ми ве́ры и сокруше́ния серде́чнаго, по́двигами чистоты́ и святы́ми дела́ми милосе́рдия.

Егда́ же прибли́зится час оконча́ния на́шего, освобожде́ния от уз бре́ннаго сего́ телесе́, не оста́ви нас, Арха́нгеле Бо́жий, беззащи́тных проти́ву духо́в зло́бы поднебе́сных, обы́кших прегражда́ти душе́ челове́честей восхо́д в го́рняя, да, охраняя́еми тобо́ю, безпреткнове́нне дости́гнем о́ных пресла́вных селе́ний ра́йских, иде́же не́сть печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь безконе́чная, и, сподо́бльшеся узре́ти пресве́тлое лице́ Всеблага́го Го́спода и Влады́ки на́шего, па́дше со слеза́ми у ног Его́, в ра́дости и умиле́нии воскли́кнем: сла́ва Тебе́, дража́йший Искупи́телю наш, И́же за премно́гую любо́вь Твою́ к нам, недосто́йным, благоволи́л еси́ посла́ти А́нгелы Твоя́ в служе́ние спасе́нию на́шему! Ами́нь.

Похожие статьи

Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.

Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма

Помочь храму

Рекомендуем статьи по теме

Архангел Божий Михаил

Ар­хан­гел Ми­ха­ил – один из выс­ших Ан­ге­лов, при­ни­ма­ю­щий са­мое близ­кое уча­стие в судь­бах Церк­ви. Свя­щен­ное Пи­са­ние нас учит, что, кро­ме физи­че­ско­го, су­ще­ству­ет ве­ли­кий ду­хов­ный мир, на­се­лен­ный ра­зум­ны­ми, доб­ры­ми су­ще­ства­ми, име­ну­е­мы­ми Ан­ге­ла­ми. Сло­во «ан­гел» на гре­че­ском язы­ке зна­чит «вест­ник». Свя­щен­ное Пи­са­ние их име­ну­ет так по­то­му, что Бог неред­ко через них со­об­ща­ет лю­дям Свою во­лю. В чем же соб­ствен­но со­сто­ит их жизнь в ду­хов­ном ми­ре, ко­то­рый они на­се­ля­ют, и в чем за­клю­ча­ет­ся их де­я­тель­ность – мы по­чти ни­че­го не зна­ем, да, в сущ­но­сти, и по­нять не в со­сто­я­нии. Они пре­бы­ва­ют в усло­ви­ях, со­вер­шен­но от­лич­ных от на­ших ма­те­ри­аль­ных: там вре­мя, про­стран­ство и все жиз­нен­ные усло­вия име­ют со­всем иное со­дер­жа­ние. При­став­ка «ар­хи» к неко­то­рым Ан­ге­лам ука­зы­ва­ет на их бо­лее воз­вы­шен­ное слу­же­ние срав­ни­тель­но с дру­ги­ми Ан­ге­ла­ми.

Имя Ми­ха­ил – на ев­рей­ском зна­чит «Кто, как Бог». Свя­щен­ное Пи­са­ние, по­вест­вуя о яв­ле­нии Ан­ге­лов раз­лич­ным лю­дям, соб­ствен­ным име­нем на­зы­ва­ет толь­ко неко­то­рых из них, – по-ви­ди­мо­му, тех, ко­то­рые несут осо­бую мис­сию в утвер­жде­нии Цар­ства Бо­жия на зем­ле. Сре­ди них – Ар­хан­ге­лы Ми­ха­ил и Гав­ри­ил, упо­ми­на­е­мые в ка­но­ни­че­ских кни­гах Пи­са­ния, а так­же Ар­хан­ге­лы Ра­фа­ил, Ури­ил, Са­ла­фи­ил, Иегу­ди­ил и Вара­хи­ил, упо­ми­на­е­мые в нека­но­ни­че­ских кни­гах Пи­са­ния. Ар­хан­гел Гав­ри­ил обыч­но яв­лял­ся неко­то­рым пра­вед­ни­кам в ка­че­стве вест­ни­ка ве­ли­ких и ра­дост­ных со­бы­тий, ка­са­ю­щих­ся на­ро­да Бо­жия (Дан.8:16, 9:21; Лк.1:19-26). В кни­ге То­ви­та Ар­хан­гел Ра­фа­ил го­во­рит о се­бе: «Я – Ра­фа­ил, один из се­ми свя­тых Ан­ге­лов, ко­то­рые воз­но­сят мо­лит­вы свя­тых и вос­хо­дят пред сла­ву Свя­та­го» (Тов.12:15). От­сю­да воз­ник­ло убеж­де­ние, что на Небе су­ще­ству­ет семь Ар­хан­ге­лов, од­ним из ко­то­рых яв­ля­ет­ся Ар­хан­гел Ми­ха­ил.

Ар­хан­гел Ми­ха­ил в Пи­са­нии име­ну­ет­ся «кня­зем», «во­ждем во­ин­ства Гос­под­ня» и изо­бра­жа­ет­ся, как глав­ный бо­рец про­тив диа­во­ла и вся­ко­го без­за­ко­ния сре­ди лю­дей. От­сю­да его цер­ков­ное име­но­ва­ние «Ар­хи­стра­тиг», т. е. стар­ший во­ин, вождь. Так, Ар­хан­гел Ми­ха­ил явил­ся Иису­су На­ви­ну в ка­че­стве по­мощ­ни­ка, при за­во­е­ва­нии из­ра­иль­тя­на­ми Обе­то­ван­ной зем­ли. Он явил­ся про­ро­ку Да­ни­и­лу в дни па­де­ния Ва­ви­лон­ско­го цар­ства и на­ча­ла со­зи­да­ния Мес­си­ан­ско­го цар­ства. Да­ни­и­лу бы­ло пред­ска­за­но о по­мо­щи на­ро­ду Бо­жию со сто­ро­ны Ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла в пе­ри­од пред­сто­я­щих пре­сле­до­ва­ний при Ан­ти­хри­сте. В кни­ге От­кро­ве­ния Ар­хан­гел Ми­ха­ил вы­сту­па­ет как глав­ный вождь в войне про­тив дра­ко­на-диа­во­ла и про­чих взбун­то­вав­ших­ся ан­ге­лов. «И про­изо­шла вой­на на Небе: Ми­ха­ил и Ан­ге­лы его во­е­ва­ли про­тив дра­ко­на, и дра­кон и ан­ге­лы его во­е­ва­ли про­тив них, но не усто­я­ли, и не на­шлось им ме­ста на Небе. И низ­вер­жен был ве­ли­кий дра­кон, древ­ний змий, на­зы­ва­е­мый диа­во­лом и са­та­ною». Апо­стол Иуда крат­ко упо­ми­на­ет об Ар­хан­ге­ле Ми­ха­и­ле как о про­тив­ни­ке диа­во­ла. (Нав.5,13; Дан.10, 12:1; Иуд.1:9; Откр.12:7-9; Лк.10:18).

В ду­хе Свя­щен­но­го Пи­са­ния неко­то­рые от­цы Церк­ви ви­дят Ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла участ­ни­ком дру­гих важ­ных со­бы­тий в жиз­ни на­ро­да Бо­жия, где, впро­чем, он не на­зы­ва­ет­ся по име­ни. Так, на­при­мер, его отож­деств­ля­ют с та­ин­ствен­ным ог­нен­ным стол­пом, шед­шим пе­ред из­ра­иль­тя­на­ми во вре­мя их бег­ства из Егип­та и по­гу­бив­шим в мо­ре пол­чи­ща фа­ра­о­на. Ему же при­пи­сы­ва­ют по­ра­же­ние огром­но­го ас­си­рий­ско­го вой­ска, оса­ждав­ше­го Иеру­са­лим при про­ро­ке Ис­а­ии. (Исх.33:9, 14, 26-28; 4Цар.19:35).

Цер­ковь по­чи­та­ет Ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла как за­щит­ни­ка ве­ры и бор­ца про­тив ере­сей и вся­ко­го зла. На ико­нах его изо­бра­жа­ют с ог­нен­ным ме­чом в ру­ке или ко­пьем, низ­вер­га­ю­щим диа­во­ла. В на­ча­ле IV ве­ка Цер­ковь уста­но­ви­ла празд­ник «Со­бо­ра» (т. е. со­во­куп­но­сти) свя­тых Ан­ге­лов во гла­ве с Ар­хан­ге­лом Ми­ха­и­лом 8 но­яб­ря.

Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Празд­но­ва­ние Со­бо­ра Ар­хи­стра­ти­га Бо­жия Ми­ха­и­ла и про­чих Небес­ных Сил бес­плот­ных уста­нов­ле­но в на­ча­ле IV ве­ка на По­мест­ном Ла­оди­кий­ском Со­бо­ре, быв­шем за несколь­ко лет до Пер­во­го Все­лен­ско­го Со­бо­ра. Ла­оди­кий­ский Со­бор 35-м пра­ви­лом осу­дил и от­верг ере­ти­че­ское по­кло­не­ние Ан­ге­лам как твор­цам и пра­ви­те­лям ми­ра и утвер­дил пра­во­слав­ное их по­чи­та­ние. Со­вер­ша­ет­ся празд­ник в но­яб­ре – де­вя­том ме­ся­це от мар­та (с ко­то­ро­го в древ­но­сти на­чи­нал­ся год) – в со­от­вет­ствии с чис­лом 9-ти чи­нов Ан­гель­ских. Вось­мой же день ме­ся­ца ука­зы­ва­ет на бу­ду­щий Со­бор всех Сил Небес­ных в день Страш­но­го Су­да Бо­жия, ко­то­рый свя­тые от­цы на­зы­ва­ют «днем вось­мым», ибо по­сле ве­ка се­го, иду­ще­го сед­ми­ца­ми дней, на­сту­пит «день осмый», и то­гда «при­и­дет Сын Че­ло­ве­че­ский в Сла­ве Сво­ей и вси свя­тии Ан­ге­лы с Ним» (Мф.25:31).

Чи­ны Ан­гель­ские раз­де­ля­ют­ся на три иерар­хии – выс­шую, сред­нюю и низ­шую. Каж­дую иерар­хию со­став­ля­ют три чи­на. В выс­шую иерар­хию вхо­дят: Се­ра­фи­мы, Хе­ру­ви­мы и Пре­сто­лы. Бли­же всех Пре­свя­той Тро­и­це пред­сто­ят ше­сто­кры­ла­тые Се­ра­фи­мы (Пла­ме­не­ю­щие, Ог­нен­ные) (Ис.6:2). Они пла­ме­не­ют лю­бо­вью к Бо­гу и дру­гих по­буж­да­ют к ней.

По­сле Се­ра­фи­мов Гос­по­ду пред­сто­ят мно­го­очи­тые Хе­ру­ви­мы (Быт.3:24). Их имя зна­чит: из­ли­я­ние пре­муд­ро­сти, про­све­ще­ние, ибо через них, си­я­ю­щих све­том Бо­го­по­зна­ния и ра­зу­ме­ния тайн Бо­жи­их, нис­по­сы­ла­ет­ся пре­муд­рость и про­све­ще­ние для ис­тин­но­го Бо­го­по­зна­ния.

За Хе­ру­ви­ма­ми – пред­сто­ят Бо­го­нос­ные по бла­го­да­ти, дан­ной им для слу­же­ния, Пре­сто­лы (Кол.1:16), та­ин­ствен­но и непо­сти­жи­мо но­ся­щие Бо­га. Они слу­жат пра­во­су­дию Бо­жию.

Сред­нюю Ан­гель­скую иерар­хию со­став­ля­ют три чи­на: Гос­под­ства, Си­лы и Вла­сти.

Гос­под­ства (Кол.1:16) вла­ды­че­ству­ют над по­сле­ду­ю­щи­ми чи­на­ми Ан­ге­лов. Они на­став­ля­ют по­став­лен­ных от Бо­га зем­ных вла­сти­те­лей муд­ро­му управ­ле­нию. Гос­под­ства учат вла­деть чув­ства­ми, укро­щать гре­хов­ные во­жде­ле­ния, по­ра­бо­щать плоть ду­ху, гос­под­ство­вать над сво­ей во­лей, по­беж­дать ис­ку­ше­ния.

Си­лы (1Пет.3:22) ис­пол­ня­ют во­лю Бо­жию. Они тво­рят чу­де­са и нис­по­сы­ла­ют бла­го­дать чу­до­тво­ре­ния и про­зор­ли­во­сти угод­ни­кам Бо­жи­им. Си­лы по­мо­га­ют лю­дям в несе­нии по­слу­ша­ний, укреп­ля­ют в тер­пе­нии, да­ру­ют ду­хов­ную кре­пость и му­же­ство.

Вла­сти (1Пет.3:22; Кол.1:16) име­ют власть укро­щать си­лу диа­во­ла. Они от­ра­жа­ют от лю­дей бе­сов­ские ис­ку­ше­ния, утвер­жда­ют по­движ­ни­ков, обе­ре­га­ют их, по­мо­га­ют лю­дям в борь­бе с злы­ми по­мыс­ла­ми.

В низ­шую иерар­хию вхо­дят три чи­на: На­ча­ла, Ар­хан­ге­лы и Ан­ге­лы.

На­ча­ла (Кол.1:16) на­чаль­ству­ют над низ­ши­ми Ан­ге­ла­ми, на­прав­ляя их к ис­пол­не­нию Бо­же­ствен­ных по­ве­ле­ний. Им по­ру­че­но управ­лять все­лен­ной, охра­нять стра­ны, на­ро­ды, пле­ме­на. На­ча­ла на­став­ля­ют лю­дей воз­да­вать каж­до­му честь, по­до­ба­ю­щую его зва­нию. Учат на­чаль­ству­ю­щих ис­пол­нять долж­ност­ные обя­зан­но­сти не ра­ди лич­ной сла­вы и вы­год, а ра­ди че­сти Бо­жи­ей и поль­зы ближ­них.

Ар­хан­ге­лы (1Сол.4:16) бла­го­вест­ву­ют о ве­ли­ком и пре­слав­ном, от­кры­ва­ют тай­ны ве­ры, про­ро­че­ства и ра­зу­ме­ние во­ли Бо­жи­ей, укреп­ля­ют в лю­дях свя­тую ве­ру, про­све­щая их ум све­том Свя­то­го Еван­ге­лия.

Ан­ге­лы (1Пет.3:22) наи­бо­лее близ­ки к лю­дям. Они воз­ве­ща­ют на­ме­ре­ния Бо­жии, на­став­ля­ют лю­дей к доб­ро­де­тель­ной и свя­той жиз­ни. Они хра­нят ве­ру­ю­щих, удер­жи­ва­ют от па­де­ний, вос­став­ля­ют пад­ших, ни­ко­гда не остав­ля­ют нас и все­гда го­то­вы по­мочь, ес­ли мы по­же­ла­ем.

Все чи­ны Небес­ных Сил но­сят об­щее на­зва­ние Ан­ге­лов – по су­ти сво­е­го слу­же­ния. Гос­подь от­кры­ва­ет Свою во­лю выс­шим Ан­ге­лам, а они, в свою оче­редь, про­све­ща­ют осталь­ных.

Над все­ми де­вя­тью чи­на­ми по­став­лен Гос­по­дом свя­той Ар­хи­стра­тиг Ми­ха­ил (имя его в пе­ре­во­де с ев­рей­ско­го – «кто как Бог») – вер­ный слу­жи­тель Бо­жий, ибо он низ­ри­нул с Неба воз­гор­див­ше­го­ся ден­ни­цу с дру­ги­ми пав­ши­ми ду­ха­ми. А к осталь­ным Ан­гель­ским Си­лам он вос­клик­нул: «Вон­мем! Ста­нем доб­ре пред Со­зда­те­лем на­шим и не по­мыс­лим неугод­но­го Бо­гу!». По Цер­ков­но­му пре­да­нию, за­пе­чат­лен­но­му в служ­бе Ар­хи­стра­ти­гу Ми­ха­и­лу, он при­ни­мал уча­стие во мно­гих вет­хо­за­вет­ных со­бы­ти­ях. Во вре­мя вы­хо­да из­ра­иль­тян из Егип­та он пред­во­ди­тель­ство­вал им в ви­де стол­па об­лач­но­го днем и стол­па ог­нен­но­го но­чью. Через него яви­лась Си­ла Гос­под­ня, уни­что­жив­шая егип­тян и фа­ра­о­на, пре­сле­до­вав­ших из­ра­иль­тян. Ар­хи­стра­тиг Ми­ха­ил за­щи­щал Из­ра­иль во всех бед­стви­ях.

Он явил­ся Иису­су На­ви­ну и от­крыл во­лю Гос­по­да на взя­тие Иери­хо­на (Нав.5:13-16). Си­ла ве­ли­ко­го Ар­хи­стра­ти­га Бо­жия яви­лась в уни­что­же­нии 185 ты­сяч во­и­нов ас­си­рий­ско­го ца­ря Сен­на­хи­ри­ма (4Цар.19:35), в по­ра­же­нии нече­сти­во­го во­ждя Ан­тиохо­ва Или­о­до­ра и в ограж­де­нии от ог­ня трех свя­тых от­ро­ков – Ана­нии, Аза­рии и Ми­са­и­ла, бро­шен­ных в печь на со­жже­ние за от­каз по­кло­нить­ся идо­лу (Дан.3:92-95).

По во­ле Бо­жи­ей Ар­хи­стра­тиг пе­ре­нес про­ро­ка Ав­ва­ку­ма из Иудеи в Ва­ви­лон, чтобы дать пи­щу Да­ни­и­лу, в ро­ве со льва­ми за­клю­чен­но­му (кондак ака­фи­ста, 8).

Ар­хан­гел Ми­ха­ил за­пре­тил диа­во­лу явить иуде­ям те­ло свя­то­го про­ро­ка Мо­и­сея для обо­же­ния (Иуд.1:9).

Свя­той Ар­хан­гел Ми­ха­ил явил свою си­лу, ко­гда он чу­дес­но спас от­ро­ка, бро­шен­но­го гра­би­те­ля­ми в мо­ре с кам­нем на шее у бе­ре­гов Афо­на (Афон­ский Па­те­рик).

С древ­них вре­мен про­слав­лен сво­и­ми чу­де­са­ми Ар­хан­гел Ми­ха­ил на Ру­си. В Во­ло­ко­лам­ском Па­те­ри­ке при­во­дит­ся рас­сказ пре­по­доб­но­го Па­ф­ну­тия Бо­ров­ско­го со слов та­тар­ских бас­ка­ков о чу­дес­ном спа­се­нии Нов­го­ро­да Ве­ли­ко­го: «А яко же Ве­ли­кий Нов­град ни­ко­гда же не бысть взят от ага­рян … вне­гда по Бо­жию по­пуще­нию грех ра­ди на­ших без­бож­ный ага­рян­ский царь Ба­тый Ро­сий­скую зем­лю по­пле­ни и по­жже и по­и­де к Но­во­му гра­ду и по­к­ры его Бог и Пре­чи­стая Бо­го­ро­ди­ца яв­ле­ни­ем Ми­ха­и­ла Ар­хи­стра­ти­га, иже воз­бра­ни ему ит­ти на него. Он же по­и­де на Ли­тов­ския гра­ды и при­и­де к Ки­е­ву и ви­де у ка­мен­ныя церк­ви над дверь­ми на­пи­сан ве­ли­кий Ми­ха­ил Ар­хан­гел и гла­го­ла кня­зем сво­им, ука­зуя пер­стом: „сей ми воз­бра­ни пой­ти на Ве­ли­кий Нов­го­род“».

Пред­ста­тель­ства за го­ро­да рус­ские Пре­свя­той Ца­ри­цы Небес­ной все­гда осу­ществ­ля­лись Ее яв­ле­ни­я­ми с Во­ин­ством Небес­ным под пред­во­ди­тель­ством Ар­хи­стра­ти­га. Бла­го­дар­ная Русь вос­пе­ла Пре­чи­стую Бо­го­ро­ди­цу и Ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла в цер­ков­ных пес­но­пе­ни­ях. Ар­хи­стра­ти­гу по­свя­ще­но мно­же­ство мо­на­сты­рей, со­бор­ных, двор­цо­вых и по­сад­ских хра­мов. В древ­нем Ки­е­ве сра­зу по при­ня­тии хри­сти­ан­ства был воз­двиг­нут Ар­хан­гель­ский со­бор и устро­ен мо­на­стырь. Ар­хан­гель­ские со­бо­ры сто­ят в Смо­лен­ске, Ниж­нем Нов­го­ро­де, Ста­ри­це, мо­на­стырь в Ве­ли­ком Устю­ге (нач. XIII в.), со­бор в Сви­яж­с­ке. Не бы­ло на Ру­си го­ро­да, где не су­ще­ство­ва­ло бы хра­ма или при­де­ла, по­свя­щен­но­го Ар­хи­стра­ти­гу Ми­ха­и­лу. Один из глав­ней­ших хра­мов го­ро­да Моск­вы – храм-усы­паль­ни­ца в Крем­ле – по­свя­щен ему. Мно­го­чис­лен­ны и пре­крас­ны ико­ны Чи­но­на­чаль­ни­ка Выш­них Сил и его Со­бо­ра. Од­на из них – ико­на «Бла­го­сло­вен­ное во­ин­ство» – на­пи­са­на для Успен­ско­го со­бо­ра Мос­ков­ско­го Крем­ля, где свя­тые во­и­ны – кня­зья рус­ские – изо­бра­же­ны под пред­во­ди­тель­ством Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла.

Из Свя­щен­но­го Пи­са­ния и Свя­щен­но­го Пре­да­ния из­вест­ны так­же Ар­хан­ге­лы: Гав­ри­ил – кре­пость (си­ла) Бо­жия, про­воз­вест­ник и слу­жи­тель Бо­же­ствен­но­го все­мо­гу­ще­ства (Дан.8:16; Лк.1:26); Ра­фа­ил – вра­че­ва­ние Бо­жие, це­ли­тель че­ло­ве­че­ских неду­гов (Тов.3:16, 12:15); Ури­ил – огонь или свет Бо­жий, про­све­ти­тель (3Езд.5:20); Се­ла­фи­ил – мо­лит­вен­ник Бо­жий, по­буж­да­ю­щий к мо­лит­ве (3Езд.5:16); Иегу­ди­ил – сла­вя­щий Бо­га, укреп­ля­ю­щий труж­да­ю­щих­ся для сла­вы Гос­под­ней и хо­да­тай­ству­ю­щий о воз­да­я­нии им за по­дви­ги; Вара­хи­ил – раз­да­я­тель бла­го­сло­ве­ния Бо­жия на доб­рые де­ла, ис­пра­ши­ва­ю­щий лю­дям ми­ло­сти Бо­жии; Иере­ми­ил – воз­вы­ше­ние к Бо­гу (3Езд.4:36).

На ико­нах Ар­хан­ге­лы изо­бра­жа­ют­ся в со­от­вет­ствии с ро­дом их слу­же­ния:

Ми­ха­ил – по­пи­ра­ет но­га­ми диа­во­ла, в ле­вой ру­ке дер­жит зе­ле­ную фини­ко­вую ветвь, в пра­вой – ко­пье с бе­лой хо­руг­вью (ино­гда пла­мен­ный меч), на ко­то­рой на­чер­тан черв­ле­ный крест.

Гав­ри­ил – с рай­ской вет­вью, при­не­сен­ной им Пре­свя­той Де­ве, или со све­тя­щим­ся фо­на­рем в пра­вой ру­ке и зер­ка­лом из яс­пи­са – в ле­вой.

Ра­фа­ил – дер­жит со­суд с це­ли­тель­ны­ми сна­до­бья­ми в ле­вой ру­ке, а пра­вой ве­дет То­вию, несу­ще­го ры­бу.

Ури­ил – в под­ня­той пра­вой ру­ке – об­на­жен­ный меч на уровне гру­ди, в опу­щен­ной ле­вой ру­ке – «пла­мень ог­нен­ный».

Се­ла­фи­ил – в мо­лит­вен­ном по­ло­же­нии, смот­ря­щий вниз, ру­ки сло­же­ны на гру­ди.

Иегу­ди­ил – в дес­ни­це дер­жит зо­ло­той ве­нец, в шуй­це – бич из трех крас­ных (или чер­ных) вер­вий.

Вара­хи­ил – на его одеж­де мно­же­ство ро­зо­вых цве­тов.

Иере­ми­ил – дер­жит в ру­ке ве­сы. 

См. так­же: «Со­бор свя­то­го Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла и про­чих небес­ных сил бес­плот­ных» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

21 ноября 2022 года – праздник Михайлов день. Также параллельно с ним православная церковь отмечает церковный Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных: Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.

Что касается православного праздника, то он появился еще в начале IV века. Раньше Новый год наступал в марте, а девятый месяц ноябрь через какое-то время начал ассоциироваться с девятью чинами ангелов. Поэтому восьмое число по старому календарю стало датой, посвященной самым сильным архангелам Господним.

В народном календаре праздник стали называть Михайлов день – в честь наиболее сильного и грозного ангела. К слову, в этот день нередко бывают оттепели, дороги развозит, поэтому еще одно имя даты – это Михайловские грязи.

В старину день считали праздничным из-за окончания осенних работ. В честь такого события всегда устраивали пиры с большим количеством гостей. Иногда гуляния растягивались на неделю – так люди готовились к Рождественскому посту, который начинается 28 ноября. Также 21 ноября считали единственным днем перед зимой, когда еще можно сыграть свадьбу. Такие браки считали благословленными всеми ангелами.

Также 21 ноября традиционно задабривали Дворового. Для него оставляли сытный ужин в хлеву и говорили слова благодарности, чтобы дух защищал добро хозяев и животных. Также по традиции сегодня ходят в баню. Есть примета, что тот, кто так сделает, будет здоровым всю зиму.

Кстати, главное блюдо праздника – холодец из красного мяса.

Что касается снов, то в ночь на 21 ноября они могут быть вещими про личную жизнь, семью и отношения. Люди, родившиеся в этот день, — это разносторонние личности, легко усваивающие информацию и с чувством прекрасного.

21 ноября нельзя заниматься тяжелой работой и начинать что-то новое. День идеален для отдыха или привычного рутинного труда. Особенно запрет касается дополнительного заработка.

Сегодня не стоит отказывать ближним в помощи, устраивать ссоры, разборки и скандалы, заниматься рукоделием. Нежелательно пользоваться чем-то колющим и режущим, поэтому хлеб в такой день лучше ломать. Также нельзя отказываться от предложения пойти в гости и отказывать в приходе гостям. Не жалуйтесь на судьбу и тяготы жизни, а свободным девушкам лучше не заплетать косу.

Есть в этот день и природные приметы. Если на улице иней – зима предстоит снежная. Утренний туман обещает оттепель. Морозную зиму принесет ясная погода, а дождь – сырость до 19 декабря. Кстати, о том, что последний месяц в году будет холодным, вам «поведают» замерзшие лужи. Если после полудня задует ветер, то до середины декабря будет теплая погода. Коричневый закат принесет ненастье, ранний рассвет – мороз, а мокрый снег – дождливую весну.

https://ria.ru/20221120/trditsiya-1832547534.html

«Не сделаешь этого — жди лиха». Какая русская традиция незаслуженно забыта

«Не сделаешь этого — жди лиха». Какая русская традиция незаслуженно забыта — РИА Новости, 31.01.2023

«Не сделаешь этого — жди лиха». Какая русская традиция незаслуженно забыта

Православные вечером в воскресенье начинают отмечать память архангела Михаила и прочих сил бесплотных. Второе название праздника, который в календаре приходится РИА Новости, 31.01.2023

2022-11-20T08:00

2022-11-20T08:00

2023-01-31T18:56

религия

аналитика — религия и мировоззрение

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0b/12/1832564927_0:74:1912:1150_1920x0_80_0_0_c3a5b73057958302c6f29dd11d267424.jpg

МОСКВА, 20 ноя — РИА Новости, Никита Бизин. Православные вечером в воскресенье начинают отмечать память архангела Михаила и прочих сил бесплотных. Второе название праздника, который в календаре приходится на 21 ноября, — Михайлов день. В нем удивительно переплелись церковные и народные традиции.Дежурный по небесамСогласно христианскому учению, помимо видимого всем мира, есть еще и невидимый. Его населяют ангелы (в переводе с греческого — «вестники») — посланники божии. И демоны — в русской традиции бесы.Главные же — архангелы, которых в Церкви именуют «высшими чинами». Самый известный — как раз Михаил. О том, как он удостоился столь высокого звания, рассказывает предание.В начале времен Бог сотворил множество ангелов и установил между ними иерархию. Предводительствовал Денница — самый сильный, умный и красивый. Но он возгордился своим положением, перестал выполнять повеления и начал подстрекать остальных к бунту против Творца.Тогда один из ангелов, верных Создателю, громко возгласил: «Кто как Бог?» (по-еврейски «Ми ка Эль?») — и повел за собой остальных, низверг Денницу с небес. С тех пор того называют дьяволом или сатаной. А Михаил стал главнокомандующим святого воинства. По-гречески — архистратиг.Поэтому на иконах его чаще всего изображают либо с копьем, либо с огненным мечом в руке. Но есть и другой вариант: в средневековой живописи нередко можно встретить Михаила, держащего чаши с весами.Этот образ основан на многочисленных раннехристианских апокрифах. В них он предстает не только как победитель лукавого, но и как судья на Страшном суде.Также в церковном предании сохранились свидетельства помощи Михаила простым людям. Самое известное событие произошло в городе Колоссы во Фригии (историческая область на западе Малой Азии). Некогда местный житель воздвиг там храм архистратигу — в благодарность за исцеление дочери в водах источника.В святилище более 60 лет служил пономарем подвижник Архипп Херотопский, обративший в христианство немало язычников. Однако идолопоклонники, питая злобу к святому, решили уничтожить церковь. Соединили две горные реки и направили русло в сторону здания. Архипп начал усиленно молиться Михаилу.И тот появился. Ударив жезлом по горе, открыл в ней широкую расселину. Туда и устремились воды, оставив все невредимым. Город с тех пор стал называться Хоны, что значит отверстие.Приписывали лишнееПопулярность архистратига в христианских общинах была столь велика, что праздник в его честь установили довольно быстро — в начале IV века.Торжество определили на восьмой день по юлианскому календарю девятого месяца. (В григорианском летоисчислении, по которому живет светский мир, дата сдвигается на 13 дней — на 21 ноября). Многие верующие задаются вопросом: «Почему именно так?».»Это неслучайно. В древности новый год начинался в марте, поэтому ноябрь был девятым по счету. А каждый месяц соответствовал одному ангельскому чину. Всего их девять: серафимы, херувимы и так далее», — говорит настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря протоиерей Александр Ильяшенко.А восьмое число месяца, продолжает он, символизирует Собор всех Сил Небесных, который должен состояться в восьмой день Страшного суда.Полюбился праздник и на Руси, где получил второе название — «Всеобщий день ангела». «Поскольку архангел Михаил — предводитель всех бесплотных Небесных сил, то со временем стали отмечать и их память», — объясняет священник.В народе же торжество именовали попросту — Михайлов день. Переиначили простые люди и церковное предание.»Когда Господь воспылал гневом на сатану и его присных, то повелел Михаилу-архангелу свергнуть их с небес в преисподняя земли, что и было исполнено в точности. И попало то воинство на землю в разные места, и пошли с той поры на земле водяные, лешие и домовые», — приводит один из вариантов сказания русский фольклорист Аполлон Коринфский.И добавляет: среди крестьянства архистратиг считался не менее грозным врагом всякой нечисти, чем Илья-пророк. «Грозному победителю дьявола» народное воображение нередко приписывало даже участие в сотворении мира.На широкую ногуКроме того, Михайлов день совпадал по времени с окончанием сельскохозяйственных работ.»Пора эта всегда было особенно веселой, ведь все летние дела завершены. В деревнях устраивали широкие застолья, которые иногда длились неделю. Пекли пироги с медом, варили особое михайловское пиво. Даже поговорка была: «Не мудрено, что пиво сварено. Мудрено, что не выпито», — рассказывает фольклорист Екатерина Дорохова.В некоторых регионах, уточняет эксперт, с языческих времен сохранилась традиция «задабривать Дворового» на праздник. В славянской мифологии его считали младшим братом Домового.Рано утром хозяйки выносили к дверям хлева или гумна большую чашу с пивным суслом, ставили ее у порога и приговаривали: «Суседушка Дворовой! Не ходи со двора, не губи скотину! Не кажи лукавому пути-дороги!»Более смекалистые на всякий случай проводили во дворе дегтярную полосу — чтобы дух не покинул свое обиталище. Люди верили: если Дворового до Михайлова дня не ублажить, то он непременно уйдет, и в доме поселится лихо.Чтобы оградить жилище от бед, в некоторых регионах прибегали и к другому, более кровавому обряду. Он назывался «курьи именины». Совершали его обыкновенно на гумне или в овине, чтобы у нечисти не было возможности проникнуть в дом.Большак — старший в доме — выбирал самого худого и старого петуха. От него «ни утехи курам, ни корысти хозяйству». А потом отрубал ему голову заржавелым зазубрившимся топором и бросал в сторону. Дети, подкидывая ее, припевали: «Чур тебе, лихой! Ты по гумнам не ходи, в огороде не сиди, ко двору не подходи».»Михайлов день был также временем, когда девушки старались поскорее выйти замуж. Ведь через неделю начинался Рождественский пост — время, когда церковь не венчает», — говорит Екатерина Дорохова.Мечтавшие о свадьбе шли в праздник на службу в храм и покупали две свечи. Зажигали дома и трижды произносили: «Архангел Михаил, пошли мне жениха достойного, доброго, благопристойного». Потом тушили, скручивали вместе и клали под подушку. Считалось, что сон в эту ночь будет вещим и явит суженого.

https://ria.ru/20220222/post-1774415801.html

https://ria.ru/20221014/pokrov-1823819162.html

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2022

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0b/12/1832564927_172:0:1912:1305_1920x0_80_0_0_407712297ecb782e81e49c2f0de46219.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

аналитика — религия и мировоззрение

Религия, Аналитика — Религия и мировоззрение

МОСКВА, 20 ноя — РИА Новости, Никита Бизин. Православные вечером в воскресенье начинают отмечать память архангела Михаила и прочих сил бесплотных. Второе название праздника, который в календаре приходится на 21 ноября, — Михайлов день. В нем удивительно переплелись церковные и народные традиции.

Дежурный по небесам

Согласно христианскому учению, помимо видимого всем мира, есть еще и невидимый. Его населяют ангелы (в переводе с греческого — «вестники») — посланники божии. И демоны — в русской традиции бесы.

Главные же — архангелы, которых в Церкви именуют «высшими чинами». Самый известный — как раз Михаил. О том, как он удостоился столь высокого звания, рассказывает предание.

В начале времен Бог сотворил множество ангелов и установил между ними иерархию. Предводительствовал Денница — самый сильный, умный и красивый. Но он возгордился своим положением, перестал выполнять повеления и начал подстрекать остальных к бунту против Творца.

Тогда один из ангелов, верных Создателю, громко возгласил: «Кто как Бог?» (по-еврейски «Ми ка Эль?») — и повел за собой остальных, низверг Денницу с небес. С тех пор того называют дьяволом или сатаной. А Михаил стал главнокомандующим святого воинства. По-гречески — архистратиг.

Поэтому на иконах его чаще всего изображают либо с копьем, либо с огненным мечом в руке. Но есть и другой вариант: в средневековой живописи нередко можно встретить Михаила, держащего чаши с весами.

Этот образ основан на многочисленных раннехристианских апокрифах. В них он предстает не только как победитель лукавого, но и как судья на Страшном суде.

Также в церковном предании сохранились свидетельства помощи Михаила простым людям. Самое известное событие произошло в городе Колоссы во Фригии (историческая область на западе Малой Азии). Некогда местный житель воздвиг там храм архистратигу — в благодарность за исцеление дочери в водах источника.

В святилище более 60 лет служил пономарем подвижник Архипп Херотопский, обративший в христианство немало язычников. Однако идолопоклонники, питая злобу к святому, решили уничтожить церковь. Соединили две горные реки и направили русло в сторону здания. Архипп начал усиленно молиться Михаилу.

И тот появился. Ударив жезлом по горе, открыл в ней широкую расселину. Туда и устремились воды, оставив все невредимым. Город с тех пор стал называться Хоны, что значит отверстие.

Приписывали лишнее

Популярность архистратига в христианских общинах была столь велика, что праздник в его честь установили довольно быстро — в начале IV века.

Торжество определили на восьмой день по юлианскому календарю девятого месяца. (В григорианском летоисчислении, по которому живет светский мир, дата сдвигается на 13 дней — на 21 ноября). Многие верующие задаются вопросом: «Почему именно так?».

«Это неслучайно. В древности новый год начинался в марте, поэтому ноябрь был девятым по счету. А каждый месяц соответствовал одному ангельскому чину. Всего их девять: серафимы, херувимы и так далее», — говорит настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря протоиерей Александр Ильяшенко.

А восьмое число месяца, продолжает он, символизирует Собор всех Сил Небесных, который должен состояться в восьмой день Страшного суда.

Полюбился праздник и на Руси, где получил второе название — «Всеобщий день ангела». «Поскольку архангел Михаил — предводитель всех бесплотных Небесных сил, то со временем стали отмечать и их память», — объясняет священник.

В народе же торжество именовали попросту — Михайлов день. Переиначили простые люди и церковное предание.

«Когда Господь воспылал гневом на сатану и его присных, то повелел Михаилу-архангелу свергнуть их с небес в преисподняя земли, что и было исполнено в точности. И попало то воинство на землю в разные места, и пошли с той поры на земле водяные, лешие и домовые», — приводит один из вариантов сказания русский фольклорист Аполлон Коринфский.

И добавляет: среди крестьянства архистратиг считался не менее грозным врагом всякой нечисти, чем Илья-пророк. «Грозному победителю дьявола» народное воображение нередко приписывало даже участие в сотворении мира.

На широкую ногу

Кроме того, Михайлов день совпадал по времени с окончанием сельскохозяйственных работ.

«Пора эта всегда было особенно веселой, ведь все летние дела завершены. В деревнях устраивали широкие застолья, которые иногда длились неделю. Пекли пироги с медом, варили особое михайловское пиво. Даже поговорка была: «Не мудрено, что пиво сварено. Мудрено, что не выпито», — рассказывает фольклорист Екатерина Дорохова.

В некоторых регионах, уточняет эксперт, с языческих времен сохранилась традиция «задабривать Дворового» на праздник. В славянской мифологии его считали младшим братом Домового.

Рано утром хозяйки выносили к дверям хлева или гумна большую чашу с пивным суслом, ставили ее у порога и приговаривали: «Суседушка Дворовой! Не ходи со двора, не губи скотину! Не кажи лукавому пути-дороги!»

Более смекалистые на всякий случай проводили во дворе дегтярную полосу — чтобы дух не покинул свое обиталище. Люди верили: если Дворового до Михайлова дня не ублажить, то он непременно уйдет, и в доме поселится лихо.

Чтобы оградить жилище от бед, в некоторых регионах прибегали и к другому, более кровавому обряду. Он назывался «курьи именины». Совершали его обыкновенно на гумне или в овине, чтобы у нечисти не было возможности проникнуть в дом.

Большак — старший в доме — выбирал самого худого и старого петуха. От него «ни утехи курам, ни корысти хозяйству». А потом отрубал ему голову заржавелым зазубрившимся топором и бросал в сторону. Дети, подкидывая ее, припевали: «Чур тебе, лихой! Ты по гумнам не ходи, в огороде не сиди, ко двору не подходи».

«Михайлов день был также временем, когда девушки старались поскорее выйти замуж. Ведь через неделю начинался Рождественский пост — время, когда церковь не венчает», — говорит Екатерина Дорохова.

Мечтавшие о свадьбе шли в праздник на службу в храм и покупали две свечи. Зажигали дома и трижды произносили: «Архангел Михаил, пошли мне жениха достойного, доброго, благопристойного». Потом тушили, скручивали вместе и клали под подушку. Считалось, что сон в эту ночь будет вещим и явит суженого.

Когда Михайлов день православные отметят в 2022 году, традиции и запреты

Когда Михайлов день православные отметят в 2022 году, традиции и запреты

В средине сентября православные почитают предводителя небесного войска – Архистратига Михаила и его первое чудо – явление народу своей мощи. Считается, что Архистратиг Михаил является покровителем воинов и именно он охраняет ворота рая. Он спускается на землю, чтобы исполнить Божью волю совершить чудо и наказать грешников.

Михайловым днем называют 19 сентября – в этот день отмечают Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех. А вот празднование Собора Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных отмечается 21 ноября (по новому стилю). Это дата постоянная, поэтому и в 2022 году православные будут чтить архангела Михаила 21-го числа последнего осеннего месяца.

Когда Михайлов день православные отметят в 2022 году, традиции и запреты

Михайлов день получил свое название в честь Архангела Михаила. Слово «ангел» означает по-гречески «вестник». Ангелы в христианской традиции – это разумные, добрые существа, населяющие «тонкий» – духовный – мир и часто служащие вестниками Божьей воли. Архангелы – ангелы, призванные Создателем к особому служению, благовествующие о великих событиях, открывающие чистым сердцам тайны мироздания и просвещающие души.

Традиции и запреты на Михайлов день

В средине сентября, 19-го числа, православные христиане почитают предводителя небесного войска – Архистратига Михаила и его первое чудо – явление народу своей мощи. Считается, что Архистратиг Михаил является покровителем воинов и именно он охраняет ворота рая. Он спускается на землю, чтобы исполнить Божью волю совершить чудо и наказать грешников.

В этот день в церквях проходят торжественные молебны, и зажигается общая свеча. Верующие просят архангела об исцелении от болезней, силе духа и укреплении в вере. Считается также, что Архистратиг Михаил может исполнить любое желание, если сердце молящегося наполнено искренней верой. В этот день принять молиться три раза в день. 19 сентября принято подавать милостыню и совершать благие дела, помогая тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации.

В Михайлов день принято устраивать братчину – навещать тех, с кем были в ссоре. Все собираются за большим праздничным столом с медовухой, пивом и щедрыми угощениями. Остатки пищи нельзя было выбрасывать, еду раздавали нищим.

Что нельзя делать 19 сентября

Наши предки в этот день придерживались строгих запретов, чтобы не навлечь на себя неприятности и беды и не прогневить архангела. С теми, кто не верил в праздник чуда, могли происходить неприятные вещи.

  • нельзя заниматься тяжелой физической работой;
  • печь хлеб и пироги – выпечка получиться невкусной;
  • запрещается заниматься рукоделием;
  • нельзя желать зла, ругаться, ссориться и говорить неправду;
  • мыть голову – можно было «смыть ум».

Народные приметы:

  • В лесах по-прежнему много грибов – к снежной зиме;
  • Берëзовые листья пожелтели – к раннему снегу:
  • Заморозки в ночь на 19 сентября предвещают морозный декабрь;
  • Если на Михаила тепло, не жди холодов до Покрова.

Источник: newstes.ru — материалы могут быть скопированы ресурсом на других платформах без ведома их авторов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Церковный праздник матвея
  • Цыгане на корпоративе сценарий праздника
  • Цикл новогодних праздников
  • Церковный праздник явдоха
  • Церковный праздник маковей когда празднуется