Церковный праздник на кубани

Сотни прихожан собрались в Свято-Троицком храме станицы Динской. В праздничной службе участвовали казаки Кубанского казачьего войска во главе с вице-губернатором Кубани, войсковым атаманом Александром Власовым.


13 июня 2022, 09:28
13 июня 2022, 10:28
13 июня 2022, 11:28
13 июня 2022, 12:28
13 июня 2022, 13:28
13 июня 2022, 14:28
13 июня 2022, 15:28
13 июня 2022, 16:28
13 июня 2022, 17:28
13 июня 2022, 18:28
13 июня 2022, 19:28

На Кубани православные верующие отметили Престольный праздник

  • На Кубани православные верующие отметили Престольный праздник

Сотни прихожан собрались в Свято-Троицком храме станицы Динской. В праздничной службе участвовали казаки Кубанского казачьего войска во главе с вице-губернатором Кубани, войсковым атаманом Александром Власовым.

Православные верующие отметили День Святой Троицы. Этот церковный праздник посвящен сошествию Святого Духа на апостолов на пятидесятый день после Воскресения Христа.

«Православный праздник День Святой Троицы совпал с государственным – Днем России. Поздравляю всех верующих, казаков с двойным торжеством. Эти праздники объединяют всех, кто любит нашу страну, чтит ее православные многовековые традиции», – отметил вице-губернатор Кубани Александр Власов.

Божественную литургию в Свято-Троицком храме станицы Динской возглавил митрополит Кубанский и Екатеринодарский Григорий, сообщает пресс-служба администрации Краснодарского края.

«В этот день православные верующие вспоминают событие, которое явилось исполнением слов Господа Иисуса Христа о том, что Бог пошлет им Утешителя – Святого Духа. День сошествия Святого Духа на апостолов стал днем рождения Церкви Христовой», – рассказал митрополит.

Напомним, православные верующие Кубани 3 мая отметили Радоницу. В этот день верующие поминают своих усопших родных и близких.

Министерство образования, науки и молодежной политики

                               Краснодарского края                  

                Краевая научно-практическая конференция

« Патриотизм российской молодежи : традиции и современность»

         ВСЕМИРНАЯ  «ПАУТИНА»: МОЙ

             ГРАЖДАНСКИЙ ВЫБОР

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ  И СТАНОВЛЕНИЕ  ГРАЖДАНСКОГО            САМОСОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Работу выполнила:  ученица 10а класса МБОУ СОШ №2  г. Кропоткин

                             Выборова  Владислава  Владимировна

Руководитель:            учитель истории МБОУ СОШ №2

                                   Карпова Светлана Михайловна

г.Кропоткин

       2016

                                                      ВВЕДЕНИЕ             

Воспитать гражданина — одна из основных задач современного российского образовательного пространства. Гражданственность, как известно, предполагает не только любовь к Родине, уважение к историческому прошлому, но и активную жизненную позицию человека неравнодушного, ответственного, сопереживающего тому, что происходит вокруг, пытающего изменить ситуацию к лучшему, уверенного в этом.

         Актуальность темы данной работы состоит в том, что мы живём в то время, когда ценность высоких технологий очень велика , а интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни Он захватил абсолютно все сферы жизнедеятельности. В настоящее время нельзя представить любое мобильное устройство или компьютер без Интернета. Порой задумываешься, как же люди жили без него всего несколько лет назад и как за такой короткий срок успели привыкнуть к нему. А социальные сети на сегодняшний день  заняли всё свободное время молодежи и детей и стали важным агентом социализации молодого человека.        

Интернет прочно вошёл в нашу жизнь, и теперь мы уже не можем представить свое существование без посещения своих страничек в социальных сетях как минимум несколько раз в неделю. Влияние социальных сетей на человека все больше и больше заботит ученых со всего мира – результаты исследований довольно неутешительные.

Социальные сети появились относительно недавно, вызвав огромный интерес у пользователей всемирной паутины. Общение, поиск информации и друзей по интересам, обмен новостями, возможность слушать музыку, смотреть видео и фотографии, все это, кажется, было всегда и сложно себе представить, что когда-то люди жили без профиля в социальной сети.

Цель  моей работы – на основе различных исследований и статистических данных рассмотреть  негативные и позитивные стороны влияния Всемирной паутины на формирование самосознания молодежи , сделать для себя полезные выводы и донести их до сведения своих сверстников.

                ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Молодежь  представляет собой поколение, проходящее стадию социализации, усваивающее общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемое к выполнению социальных ролей.

Молодым можно назвать такого человека, основной социальной функцией которого является подготовка к статусу взрослого члена общества.

Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.

Нижняя возрастная граница определяется тем , что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).

В этот период человек проживает важный этап семейной и внесемейной социализации.

Социализация — это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. У молодежи есть особые черты, которые характеризуют её как самостоятельную социально-демографическую группу.

           В возрасте 15-18 лет, происходит профессиональное и нравственное самоопределение, «открытие своего внутреннего мира», устремленность в будущее, формирование мировоззрения. В этот период развивается самосознание, которое побуждает личность соизмерять все свои стремления и поступки с определенными приступами и образом собственного «Я». В этот период интенсивно развивается эмоционально-волевая сфера личности и самоорганизация; происходит формирование нравственных, эстетических качеств и чувств, в том числе чувства гражданской зрелости и ответственности. Именно в юношеском возрасте в результате активного включения в общественную жизнь и трудовую деятельность начинает формироваться развернутая система социально-нравственных самооценок, завершается развитие самосознания и в основном складывается образ «Я», складывается определенное мировоззрение как обобщенная система взглядов на мир в целом, на место человека в мире и на свое собственное место в нем.
          Гражданское самосознание рассматривается как важная составная часть общественного сознания и общественного мнения, самопредставления об обществе и его социальном идеале. Ребенок, получивший доступ к собственному профилю в социальной сети, получает новые возможности, но вопрос в том, насколько эти возможности для него полезны.

Польза социальных сетей для ребенка будет в первую очередь зависеть от его личности, которая в нежном возрасте еще только формируется. Станет ли он использовать аккаунт для общения с «хорошими» или с «плохими» людьми, будет ли он расширять свой кругозор в социально полезной области, или заинтересуется «запрещенными» темами?

Обратимся к статистике:

В январе 2013 года проведен опрос, в котором приняли участие 150 человек, из них – 48,4% — студенты колледжа, 32,3% — учащиеся школ, 12,9% — педагоги, 6,4% — родители школьников. 93,6% опрошенных зарегистрированы в социальных сетях. Из них 89,7% имеют странички «В Контакте», 37,9% — в «Одноклассниках», 24,1% — в «Facebook». На общение в социальных сетях ежедневно тратят более 3 часов 41,4% зарегистрированных участников опроса, от 1 до 2 часов – 31%. При этом предпочитают скрывать большую часть выкладываемой на страничке информации 51,7% респондентов, 41,3% лишь иногда ограничивают доступ к содержимому своего раздела сети. 38,7% респондентов считают целесообразной необходимость контроля родителями и педагогами содержания страничек детей и подростков в соцсетях, 25,8% — в целом поддерживают эту идею. Часть участников опроса отмечают, что в зависимости от ситуации информация социальных сетей может оказывать негативное влияние на их настроение (44,9%). 58,2% опрошенных уверены, что нужно установить жесткую цензуру на содержимое страничек в соцсетях. У 62,1% респондентов общение в Интернете не заменяет реальное общение. По мнению 48,4% участвующих в опросе информация социальных сетей не может помочь в развитии личности ребенка, 19,4% — уверены, что просмотр информации и общение в Интернете никак не влияют на детей и подростков. 3,2% респондентов считают, что соцсети оказывают положительное влияние на подрастающее поколение, 29% отмечают отрицательное влияние социальных сетей, 48,4% затруднились ответить на данный вопрос. Большинство участников опроса – 77,4%, высказали мнение, что соцсети вызывают зависимость у их пользователей, особенно детей и подростков.

Влияние социальных сетей на человека плюсы и минусы:

— Плюсы:

Социальные сети дают нам безграничные возможности саморазвития: здесь мы можем посмотреть любой заинтересовавший нас фильм, послушать музыку, почитать научные статьи, книги, афоризмы известнейших мыслителей всех времен, скачать аудиокниги в машину. Мы можем использовать социальные сети, чтобы научиться плести макраме, выучить иностранные языки, заняться йогой или освоить арабские танцы – на просторах сети Интернет можно найти огромное количество обучающих видео.

Кроме того, социальные сети оказывают нам незаменимую помощь в учебе. Во-первых, они служат глобальным коммуникационным каналом – мы можем обмениваться конспектами, рефератами и презентациями с одноклассниками. Во-вторых, вы можем вступить в сообщество, посвященное какой-либо тематике и досконально изучить вопросы истории России XVII-XVIII вв. или основы развития менеджмента в странах запада.

Для этого здесь есть ссылки на актуальную литературу, видео- и фотоматериалы, существует возможность обсудить проблемные вопросы с единомышленниками. Соцсети – это ещё и площадка для развития собственного бизнеса.

Здесь абсолютно бесплатно каждый человек может прорекламировать свой цветочный магазин, новое арт-кафе или службу доставки пиццы. Можно сделать бизнес известным не только кругу знакомых, но и всем жителям своего города или даже страны.

Социальные сети – это возможность не только сделать известным новый бизнес, но и площадка для пиара уже имеющейся организации. Вы можете найти здесь новых клиентов, повысить лояльность постоянных покупателей, организовав здесь конкурс на лучшее фото, к примеру, в продаваемой вами одежде, и учредить приз за первое место.

Влияние социальных сетей на человека сегодня переоценить невозможно – мы имеем возможность использовать огромное количество информации, развивать своё мышление и самосовершенствоваться – главное не упустить эту возможность.

Влияние социальных сетей на человека

— Минусы:

Мы слишком много тратим время на бессмысленное времяпрепровождение в социальных сетях. Россияне сегодня находятся по этому показателю на втором месте в мире. Наши дети заводят свою страничку на просторах Интернета в среднем в возрасте 10 лет. 30% из них уверены, что родители были бы недовольны, если бы узнали, чем они там занимаются. Мягко говоря, статистика неутешительная…

Во-первых, такое проведение досуга негативно сказывается на нашем здоровье. Медикам часто задают вопросы: «как проснуться в хорошем настроении?», «как побороть усталость и сохранить хорошее самочувствие в течение всего дня?». Отвечая на них, врачи единогласны: «Не стоит проводить в соцсетях слишком много времени. Не сидите за компьютером перед сном – обилие информации раздражает нашу психику, и сон становится более беспокойным, а на утро появляется ощущение, что мы недостаточно хорошо отдохнули».

        Становится актуальным выяснение широты возможностей самовыражения и самопрезентации, которые предоставляют социальные сети. Ответ на данный вопрос важен не столько как выяснение значимости конкретных каналов самопрезентации, сколько как качественная оценка социальных сетей как медийной среды, предоставляющей ресурсы для личностного роста и самораскрытия. При анализе данной проблемы мы встречаем противоположные точки зрения. Так, Е.П. Белинская пишет: «В силу ряда объективных технологических особенностей (анонимности, дистантности, маркеров телесности) виртуальная коммуникация задаёт для пользователя максимальные возможности в самоопределении и непосредственном самоконструировании» Бондаренко C.B. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ.-Ростов-на-Дону, 2004. — 320 с.. В то же время, рассматривая возможности самопрезентации в одной из классических и самых популярных социальных сетей — «ВКонтакте», Н.В.Гордеев пишет: «Потенциал самопрезентации за счет этих блоков существенно ограничен» Гордеев Н.В. Презентация виртуальной личности в разных коммуникационных средах сети Интернет.[Электронный ресурс] Режим доступа: http://cyberpsy.ru/2011/05/1151/ (дата обращения 25.04.2014). На наш взгляд, возможности самоопределения личности в социальных сетях очень широки, но таковы они скорее по своей природе, в то время как предусмотренные по умолчанию каналы самопрезентации в социальных сетях, при кажущемся многообразии, относительно ограничены и стандартизованы. Иными словами, спектр возможных презентаций личности, её Я-образов необычайно широк, но зависит в первую очередь от силы воображения и фантазии пользователя. В то же время чисто технические средства (каналы самопрезентации) могут быть излишне стандартными и формализованными, задающими определённый формат-клише для самопрезентации и самовыражения.

В социальных сетях, как мы полагаем, можно говорить о стремлении личности к репрезентации своих подлинных свойств. При этом было бы некорректно утверждать, что рассмотренные свойства Интернет-коммуникации или стратегии самопрезентации в социальных сетях вообще не имеют места. Анонимность, равно как игры идентичностей, возможны в социальных сетях, но неактуальны. Основным трендом является именно самоутверждение личности. Тем не менее, в рамках относительно устойчивого репрезентированного образа есть часто закреплённые в различных практиках возможности экспериментирования (к ним можно отнести смену аватара, различной информации о себе), но при этом подлинность субъекта не подвергается сомнению; не подлежат разрушению сущностные основы субъекта — репрезентированной личности.

Самопрезентация в социальных сетях носит, как правило, социальный характер, что отражается в демонстрации пользователем на своей странице (аккаунте) своего социального статуса, уровня образования, социального окружения, иными словами, пользователь стремится к максимально успешной интеграции в социум путём планомерного управления впечатлением Другого о себе. К.О. Черняева пишет: «Виртуальное понимается как особая реальность, особый мир, а порой и как мираж, сконструированный из управлений впечатлениями Другого» Черняева К.О. Культурная идентификация в социальных сетях Интернета // Вестник ПАГС. — 2010. — №1 (22). — С. 209-214.

5) технические ограничения заключаются в сложностях доставки нужной информации всем желаемым получателям из-за отсутствия физических возможностей достижения цели.

Социальные сети предполагают значительный диапазон коммуникативных возможностей, поэтому в них есть все необходимые ресурсы для преодоления коммуникативных фильтров и создания максимально благоприятного Я-образа в рамках персональной страницы. Иными словами, социальная сеть служит не средством построения альтернативной (сетевой) идентичности, а способом виртуализации личности, своего рода её экзистенциальным расширением.

Еще одна удручающая тенденция заключается в том, что современный человек вытесняет реальное общение виртуальным, утрачивая способность поддерживать разговор при общении с глазу на глаз. Сегодня у психологов возникает сомнение в том, умеем ли мы общаться? Общение в виртуальном режиме подразумевает несоблюдение правил грамматики и пунктуации, составление максимально простых предложений, использование чрезвычайно бедного словарного запаса, замену эмоций смайликами – все это негативно отражается на реальном общении.

Кроме того, человек словно прячется за своим виртуальным образом, теряя способности к самопрезентации в реальном мире. Так, в сети Интернет любой молодой человек, может выдавать себя за уверенного в себе мачо, а в действительности являться закомплексованным студентом-первокурсником.

Имея такой образ в соцсетях, ему будет сложно общаться и знакомиться с людьми в режиме настоящей жизни. Словом, влияние социальных сетей на человека сегодня становится все более явным. Главное – не тратить понапрасну своё время, а использовать возможности, предоставленные нам Интернетом, в благих целях.

 Что думают сами подростки?

 Сайт «ВКОНТАКТЕ»

 Плюсы: Много полезной информации из разных областей интересов молодежи. Возможность общаться со знакомыми. Способ проведения досуга.

Сайт «Вконтакте»

Минусы: Присутствие порнографического видео. Сцены насилия. Призывы к национализму. Нецензурный сленг

  Сайт «Одноклассники»

Плюсы: Много полезной информации их разных областей интересов молодежи. Возможность общаться со знакомыми. Способ проведения досуга.

 Минусы: Нецензурный сленг.

Вывод  Бороться нужно не против Интернета, а за создание условий для повышения нравственной и правовой культуры.

       В статье К.Янга «Диагноз – интернет-зависимость» приводится статистика по данным опроса. Она свидетельствует о том, что около 54% зависимых от интернета не собираются уменьшать своё времяпровождение в сети, при этом зная, что это наносит вред их здоровью и психике. Часть из них думают, что уже не смогут избавиться от этой вредной привычки. Остальные 46% пытались избавиться от зависимости, но безуспешно. Сначала они пробовали ограничить время, которое можно было проводить в интернете, но контролировать самих себя они были не в состоянии, затем выбрасывали модемы, резали провода, но через некоторое время снова оказывались в сети, осознавая, что без Интернета они не могут.

Постоянное нахождение в социальных сетях – не лучшее занятие для нашего мозга. Это нельзя назвать какой-нибудь полноценной умственной работой. Человек просто бесцельно занимает своё свободное время, вместо этого можно было бы, например, почитать книгу или погулять с друзьями.  Просматривая ленту новостей друзей или их фотографии, человек делает это быстро и особо не задумывается над поступающим потоком информации.

Также, выкладывая на всеобщее обозрение информацию о себе, например, номер мобильного телефона, свой возраст, адрес, личные фотографии, человек может попасться в ловушку мошенников. Злоумышленники могут взломать аккаунт и получить нужную им информацию из ваших переписок с родителями, друзьями или знакомыми.

И всё-таки, возможно ли пользоваться социальными сетями, не нанося вред себе? Есть ли плюсы в таком общении?

Несмотря на все негативные стороны нахождения в социальных сетях, есть и положительные стороны. Но прежде всего, нужно знать меру и пользоваться этим с умом. Нет ничего плохого в том, чтобы знакомиться и общаться с новыми людьми в социальных сетях, можно найти единомышленников и пообщаться на общие темы, найти своих родственников, слушать музыку или смотреть фильмы. Общение в интернете способно повысить самооценку человека и его значимость. Главное не забывать, что это только второстепенное общение, а главное – это общение в реальной жизни.

Студенты активно используют социальные сети для обмена учебной информацией и домашним заданием. Преподаватели имеют возможность доводить до студентов какую-либо информацию, либо скидывать методические пособия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать следующий вывод, что многомиллионная сеть Интернет в условиях всеобщей компьютеризации является и фактором социализации личности, оказывающая как положительное, так и негативное воздействие на развитие подрастающего поколения. Она влияет на процесс усвоения человеком социальных ролей, образцов поведения, культурных норм и ценностей, практически не оставляя места для воспитания ребенка его ближайшим окружением

Я считаю, что социальные сети при правильном пользовании ими являются хорошим агентом социализации, так как  способствуют развитию следующих качеств:

умение делать правильный выбор круга общения; отличать «черное» от «белого», истину от фальши; соблюдать правовые нормы, уважать личность; уметь презентовать себя  и ,в конечном итоге способствуют становлению мировоззрения и гражданского самосознания .  

 Список источников:

  1. 1.      Нестерова Г.В. Влияние сети интернет и социальных сетей на молодёжь (на примере студентов ЕГУ им. И.А. Бунина). [Электронный ресурс] — Режим доступа – URL:http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/6604-2013-02-24-17-11-21
  2. Сидоров А.И., Мухарлямова А.Ю. Социальные сети и их влияние на молодежь. [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=10001473
  3. В паутине социальных сетей. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://www.inetomaniya.ru/psixologiya-problemy/v-pautine-socialnyx-setej/
  4. 4.      Интернет-издание «Towae». [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:  http://www.towave.ru/news/issledovanie-53-rossiyan-priznayut-sebya-zavisimymi-ot-interneta.html
  5. Войскунский А.Е., Актуальные проблемы зависимости от интернета // Психологический журнал. — 2004. — № 1.
  6. Шумакова Е.В. Воспитательное пространство социальных сетей интернета // Профессиональное образование. Столица. — 2011. — № 6.

Это один из самых древних праздников в христианской культуре. Иначе его называют Богоявлением. Праздник связан с евангельским событием — крещением Иисуса Христа в реке Иордан.

Сначала — богослужения, потом — омовения. По словам священников, главное для верующих — посетить церковную службу, исповедаться, причаститься и набрать крещенской воды.

«Церковь ограждает нас крестом, молитвою, святой водою, изгоняя всякую нечистую силу. Освятившие воду должны во имя Отца и Сына, и Святого Духа окропить свои жилища изнутри: где кроватки их детей, где они живут, отдыхают. Это вода, которая дается для благословения народа божия», — говорит протоиерей, настоятель храма Рождества Христова Александр Игнатов.

Считается, что крещенская вода исцеляет душу и тело. Освещают ее как накануне праздника, так и в день Богоявления. Окунуться в иордань с головой (так называют купели) — народная традиция. Места для омовений организованы по всему краю.

Так, в Сочи на пляже «Ривьера» собралось около 5 тыс. человек. Для желающих окунуться в крещенское море приготовили бесплатный чай из самовара, сушки, поставили газовые обогреватели. Для безопасности вход на пляж организовали через рамки металлодетекторов.

В Анапе обошлись без обогрева. Температура воды и воздуха — около +10 °C. Для некоторых это почти жара. Окунулся в море и глава города Василий Швец.

Также мэр краевого центра Евгений Наумов трижды окунулся в иордань возле краснодарского храма Рождества Христова.

Сложнее пришлось жителям Ейска. Температура воды в Азовском море ночью составляла всего +1 °C, а воздуха — не более +3 °C. Но омовениям это не помешало.

Повсюду безопасность кубанцев обеспечивали сотрудники полиции и Росгвардии, дежурили медики и сотрудники МЧС — всего около 600 специалистов. В целом в крае крещенские омовения продолжатся до 17:00.

Как писал интернет-портал «Кубань 24», Кондратьев поздравил жителей Краснодарского края с праздником Крещения Господня.

Казачьи праздники

  Казаки – народ дружный и веселый. И праздники у них всегда готовились и проводились с размахом. Веками в казачьих поселениях и станицах сохранились традиции празднования различных торжеств с соблюдением особых обрядов. И по сей день каждое событие в семьях донцов, кубанцев, уральцев и прочих войсках отмечается с соблюдением предписаний предков.

  В основном, все казачьи праздники совпадали с великими христианскими событиями. Казаки – народ верующий, поэтому и дни поклонения святыням были и остаются для них днями особенными. Зачастую, празднование начиналось с молебна в церквях. После него в станичной избе организовывался большой праздничный обед с песнями и плясками. На стол ставили угощения, принесенные каждой семьей. Но у празднования каждого события были и свои особенности.

Казачий праздник Рождества

  Празднование начиналось с вечера. По православной традиции, в казачьих семьях в сочельник садились за стол только после появления на небе первой звезды. Это символизировало событие, указанное в Библии, повествующей о том, что, когда родился Христос, на небе загорелась новая звезда. В этот вечер казаки собирались семьями и начинали трапезу с постной каши с изюмом – кутьи. Утром совершался молебен, после которого все казаки во главе с атаманом ходили по станице и славили Рождение Христа. После Рождества начинались Святки.

Святочные казачьи празднования

  Святки на Руси традиционно длятся с сочельника до Крещения. В эти дни в казачьих станицах было весело. Дети и молодежь катались с горок, облитых льдом, на санях или в корзинах. Взрослые женщины и молодые девки ходили по дворам и пели песни, славящие Рождество – колядовали. В это мистическое время, которое наши предки называли порубежным, так как считалось, что души предков в эти дни навещают живых, было принято гадать. Гадали молодые на суженого, а умудренные – на жизнь или смерть или на урожай. Заканчивались святки Крещением.

Казачий праздник Крещения

  Перед Крещением также соблюдался пост. После на стол ставили угощения с традиционной кутьей. Потом шли на молебен. Ночью в храмах освящалась вода, а утром считалось, что вода становится святой в реках, озерах, ручьях и прочих водоемах. К проруби, вырубленной часто в форме креста, шли всей станицей красным ходом. В воду окунались трижды с головой. Считалось, что после такого омовения к казаку весь год не будут приставать хвори, и будет стороной обходить неудача в бою.

Казачий праздник Масленицы

  У казаков масленичная неделя, предшествовавшая Великому Посту, была посвящена дружбе, соревнованиям и веселым забавам. В это время с соседних станиц съезжались семьи, чтобы «на людей посмотреть и себя показать». Все делились на группы, выбирали временного «ватажного» атамана и ходили по селению. Строились снежные городки, устраивались шермиции – дружеские кулачные бои, организовывались показательные выступления на конях. Все это заканчивалось в воскресенье общим пиром, после которого каждый традиционно просил у всех прощенья, семьи молились и разъезжались по домам до Пасхи.

Казачий праздник Пасхи

  Великий для каждого казака праздник Пасхи начинался с чистого четверга, когда хозяйки дочиста выметали и отмывали дом, украшали его лентами и расшитыми рушниками. В этот же день всей семьей ходили в баню, пекли куличи, делали пасхи и красили куриное яйцо. Воскресенье начиналось со службы, на которую ходили семьями. После нее отправлялись домой за накрытый стол. Днем посещали друзей и родных, и при встрече обменивались ритуальными фразами «Христос воскресе – Воистину воскресе» и трижды целовались. Во многих станицах в этот праздник устраивались игры, соревнования и кулачные бои.

Казачий праздник Троицы

  Этот праздник символизировал приход лета, роста и жизни. Он был ориентирован на поминание усопших. Казаки семьями ходили после молебна на кладбище и молились об умерших. Для станиц в разных регионах были характерны свои традиции: кто-то украшал деревце, где-то плелись венки. Но главный посыл был один у всех – природа просыпалась, оживала, и вместе с ней просыпались и люди.

Казачий праздник Покрова Богородицы

  Этот день совместил в себе две традиции, присущие казачьему братству – православную и воинскую. В православной традиции этот праздник посвящен великому событию – явлению Пресвятой Богородицы Андрею Юродивому в храме, в котором хранилась риза Божьей Матери. В воинской традиции казаков этот день был посвящен не менее важному событию – победе казачьего войска над турками под Азовом в XVII веке. В Покров традиционно поминаются воины, погибшие при Азовском осадном сидении. По ним служится молебен, и в честь них устраиваются традиционные кулачные бои.

День нагайки — 23 ноября!

Нагайка для казака никогда не была просто плетью, как средством управления лошадью. Скорее наоборот, потому что конь был боевым товарищем, и казак старался без нужды его не травмировать, управляя им в основном поводьями и нагайкой, но не шпорами. Сакральный смысл нагайки в ином: это — символ самого казачьего статуса. Именно возможность обладания нагайкой, а не шашкой, пикой или другим оружием, отличало полноправного казака в донских и кубанских станицах. Ее могли носить только взрослые казаки, и только мужчины. В некоторых станицах критерии были еще жестче: правом на нагайку обладали лишь женатые казаки.

Казачьи праздники по войскам

Помимо православных праздников, в казачей культуре много воинских праздников. Они довольно разрознены, и приурочены к славным победам каждого из казачьих войск в многочисленных сражениях.

Амурское казачество отмечает:

  • 30 марта – праздник всех частей войска;
  • 30 октября – праздник всех частей и войсковой круг войска.

Астраханское казачество 1 сентября отмечает праздник всех частей.

Донское казачество отмечает:

  • 14 января – круг Донского казачества;
  • 19 мая – совместный круг Кубанского и Донского войск;
  • 13 августа – праздник первого полка;
  • 29 августа – праздник четвертой сотни;
  • 30 октября – праздник всех частей и войсковой круг;
  • 3 декабря – праздник одиннадцатого полка;
  • 19 декабря – праздник первой батареи.

Забайкальское казачество отмечает:

  • 30 марта – праздник всех частей войска;
  • 4 июля – круг Забайкальского войска.

Кубанское казачество отмечает:

  • 16 апреля – войсковой круг Кубанского войска;
  • 19 апреля – праздник Лейб-Гвардии Кубанской сотни;
  • 19 мая – совместный круг Кубанского и Донского войск;
  • 12 сентября, 30 октября – праздник всех частей войска и войсковой круг;
  • 19 декабря – праздник Лейб-Гвардии Кубанской сотни и Кубанского казачьего дивизиона.

Оренбургское казачество отмечает:

  • 6 мая – праздник всех частей войска;
  • 22 мая – праздник четвертого полка;
  • 12 сентября – праздник пятого полка.

Семиреченское казачество отмечает:

  • 6 мая – праздник первого конного полка и войсковой круг;
  • 26 июля – праздник второго конного полка.

Сибирское казачество отмечает:

  • 16 февраля – праздник первого конного полка;
  • 25 февраля – праздник третьего конного полка;
  • 19 декабря – праздник всех частей.

Терское казачество 7 сентября отмечает праздник всех частей и войсковой круг.

Уральское казачество отмечает:

  • 14 августа – праздник первого полка;
  • 21 ноября – праздник всех частей и войсковой круг.

Уссурийское казачество 30 марта отмечает праздник всех частей войска.

Общеказачий воинский праздник

Его проводят в большинстве станиц. Главная цель организации такого торжества – демонстрация умений молодых и опытных казаков. Начиналось все с общевойскового построения. Атаман с символами власти – булавой и насекой – возглавлял шествие, направляющееся на традиционную литургию в храм. После неё из храма выносились иконы и знамена. Далее начинались игрища. Проводились состязания, показательные выступления с оружием, скачки на конях, джигитовка. Завершал праздник общий пир и массовые гулянья с песнями и плясками.

Отмечает его:

  • 30 марта – Амурское, Забайкальское и Уссурийское казачьи войска;
  • 6 мая – Оренбургское и Семиреченское казачьи войска;
  • 1 сентября – Астраханское казачье войско;
  • 7 сентября – Терское казачье войско;
  • 12 сентября – Кубанское казачье войско;
  • 30 октября – Донское казачье войско;
  • 21 ноября – Уральское казачье войско;
  • 19 декабря – Сибирское казачье войско.

Казачий праздник Новый год

  Главным действующим лицом в праздновании наступления нового года у казаков был стол. Чем богаче угощение – тем обильнее будет урожай, и тем сытнее будет в семье. Это время также считалось порубежным. В новогоднюю ночь гадали, а утром казаки ходили по домам с посеванием – рассеиванием зерен пшеницы, гороха или кукурузы по полу избы и на головы хозяевам. Также утром нового года смотрели, кто первым придет к семье в гости: если мужчина – к удаче, а если женщина – к убытку.

  Каждый казак, будь то уралец ли донец, жив своими корнями и традициями. Испокон века празднования в станицах проходили сообща, всей гурьбой. Это не только позволяло каждому почувствовать себя членом большой и дружной семьи, но и очень сплачивало народ, чтобы в случае опасности также дружно встать на оборону родной земли.

Существовало поверье: на Святках нечистая сила выходит из своих убежищ. Черти и ведьмы бродят по улицам, пугают прохожих. Оттого бытовала в народе языческая традиция рядиться в шкуры животных, напяливать маски и костюмы колдунов и ведьм

 Мужчины и женщины, стар и млад, представали в мерзком обличье, дабы своим видом отпугнуть, удалить от себя нечистую силу. Но не только нечисть опасалась личин страшных — считалось, что они оскверняют и людей, их надевавших. Поэтому те, кто рядился на святочных неделях, должны были очиститься купанием в день Крещения Иисуса Христа.

В бабьем подоле

нечисть прячется

Праздник, который православные отмечали в ночь с 18 на 19 января, посвящался крещению Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан.

На Кубани крещенскую полночь шли люди к реке, чтобы поглядеть, как вода вспять потечет. Считалось промеж казаков, что только самым достойным показывалась обратная вода: лишь праведники могли видеть, как в полночь остановится вода в реке, замрет на мгновение, а потом в обратную сторону потечет. Эта «обратная», или «полуночная», вода, по поверьям, обладала мощными целительными свойствами.

На Кубани в этот день вставали раньше обычного, чтобы приготовиться к обряду очищения. Еще до восхода солнца казаки во дворах разводили костры, на которых сжигали «святочный мусор», то есть всю одежду и предметы, которые были в ходу во время святочных обрядов и гаданий.

Казаки верили, что, увидев, как все это сгорает в очистительном огне, нечисть испугается и уйдет обратно в свое царство. Потому пепел от костров тщательно закапывался в землю, а место кострища выравнивалось и зачищалось — «щоб мору ны було на скотыну», читаем в книге историка В. Ф. Никитина «Традиции казачества».

Бытовал по станицам еще один интересный обычай. Утром женщина не могла войти в дом первой. Считалось, что под бабий подол может нечисть спрятаться и вместе с бабой тайком в хату пройти. По утрам в станицах наблюдали примерно такую картину: вышла рано утречком женщина «на двор по надобности», а обратно в хату вернуться не может, стоит и ждет, пока какой-нибудь мужчина не войдет в дом перед ней…

Когда прогорали очистительные костры, еще до рассвета солнца, жители станиц и хуторов собирались в церкви, а затем шли на реку, к заранее вырубленной во льду (если стояли морозы) проруби в виде креста. Причем прорубь, или «Иордань», могла быть как четырех-, так и восьмиконечной.

В больших станицах вырубали не одну прорубь, а пять, а еще окрашивали их в цвета жизни: красный, зеленый, синий.

Изо льда, если стояла подходящая морозная погода, станичники делали большой стол-престол, который по традиции накрывали свиткой.

Утром после молитвы в церкви все жители шли на реку, где совершалось освящение воды путем опускания креста в воду. Ставили большую свечку. Все от мала до велика окунались в проруби, омывая свои тела и очищая душу. Казаки после купания стреляли из ружей, распугивая болезни и всякую нечисть. Выпускали голубей, чтобы они разогнали всю недобрую силу.

Придя домой, казаки сбрызгивали крещенской водой все углы дома, чтобы не спрятались там хвори и напасти. Крещенская вода считалась особо целительной, ее прятали подальше от чужого глаза. По поверью, она не портится двадцать лет. Крещенской водой лечили людей и «чистых» животных (коров). А собакам и свиньям давать крещенскую воду грешно.

До первой звезды

Канун праздника Крещения Господня считался днем строгого поста: пока совершаются все крещенские молитвы и обряды, людям строго-настрого запрещено было принимать пищу. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не ели до первой звезды.

Вечер накануне Крещения звался Крещенским, или вторым, сочельником. Были у него и другие названия: канун Богоявления, голодная кутья. Последнее название, к слову, вечер получил из-за того, что после появления на небе первой звездочки начинать трапезу разрешалось только кутьей. Потому и сам вечер, и кутья именовались «голодными».

Впрочем, голодная, или, по-другому, бедная кутья была такой только по названию. Крещенский стол по изобилию не уступал новогоднему. Обязательными же блюдами на нем были кутья, узвар, приготовление и перенос которых в святой угол, а затем на стол сопровождались теми же действиями, словами, что и на Рождество: «Узвар на базар, а кутя — на покути!» Перед тем как поставить кутью в святой угол, стлали там сено.

И к этой трапезе, как на Рождество и Старый Новый год, могли приглашать Мороза. По окончании крещенской трапезы кутью, узвар, Мороза и все плохое, нечистое выпроваживали со словами: «Кыш, кутя, с покутя, а узвар — на базар». При этом казаки стреляли, били скалками, палками по заборам и воротам.

А сено, солому и хлеб с крещенского стола подкладывали в гнезда домашней птице, скармливали «чистым» домашним животным — коровам. Остатки кутьи могли отдавать птице: «Щоб було в огороди всэ, шоб птыця водылась», — читаем в русском земледельческом календаре «Круглый год» А. Ф. Некрыловой.

С освященной в полночь на реке водой возвращались казаки домой и в первую очередь окропляли подворье, дом, членов семьи, все хозяйство.

В некоторых станицах бытовал обычай в это же время снаружи дом обводить сплошной меловой линией — чтобы хорош был, чтобы из дома ничего не пропадало, чтобы куры хорошо неслись да скотинка плодилась.

Соблюдался в канун Богоявления и такой обычай, называющийся «свечками». Во время вечерни женщины в храме ставили к сосуду, в котором освящается вода, перевязанные нитками или лентами свечи, а по освящении воды забирали их домой и хранили до особой надобности. Эти свечи зажигались перед иконами во время родов, считалось, что они освещают младенцу путь на этот свет.

А еще пчеловоды ставили одну такую свечу к кресту и три — к сосуду с водой, стараясь накапать побольше воска в воду, ставя свечи так, чтобы они отекали и капли воску попадали в сосуд. По освящении воды пчеловоды старались прежде всех зачерпнуть ее и поймать побольше воску, плавающего на поверхности. А когда приносили освященную воду с каплями воска домой, кропили ею летки и оставляли сосуд со святой водой рядом с ульями до выставки пчел на пасеку.

Крещенское гадание — самое верное

Две ночи на Святках официально посвящались гаданиям: первая — на Васильев день (на встречу Старого Нового года с 13 на 14 января), вторая — на Крещение (в ночь с 18 на 19 января).

Гадания были самыми разными — и по форме, и по содержанию. Однако при всем многообразии форм суть гаданий сводилась к желанию узнать ответы на основные вопросы, всегда волновавшие людей. На Крещение гадали о замужестве и жизни в замужестве, о жизни и смерти как таковых, об урожае и недороде, голоде и изобилии, войне и спокойной жизни. К слову, и святочные обряды тоже носили сакральный — очистительный — характер. На Святках полагалось окуривание и окропление водой домов и хозяйственных построек, выбрасывание мусора, церковное освящение воды в водоемах для изгнания оттуда нечистой силы.

С Крещением казаки также связывали множество разнообразных поверий, примет, обычаев. В Крещенский сочельник — последний и главный день святочных гаданий, казаки и казачки, по древнему обычаю, рисовали на окнах и дверях домов кресты. Кресты выводили мелком или копотью свечи. Обычно это действо выполнял глава семьи — отец, его сопровождал кто-нибудь из домочадцев. Все были без шапок, с хлебом-солью в руках.

По традиции, накануне большого зимнего праздника жители хуторов и станиц выполняли целый ряд действ, которые призваны были способствовать здоровью, благополучию, будущему урожаю.

По станицам существовало обыкновение ходить в полночь на Крещение за водой на реку. Старожилы поговаривали, что в эту пору вода в реках колышется. Почерпнув речной воды, приносили ее домой и сохраняли: считалось, что эта вода может стоять несколько лет в закрытом сосуде, не портясь, только бы никто нечистый к ней не прикасался.

В Крещенский сочельник, как и в Рождественский, крестники шли к своим крестным поздравлять с праздником. Приходили всегда с угощениями — пирогами, кутьей, варениками. Крестные, попробовав угощение, одаривали своих крестников подарками, угощениями, а иногда и деньгами.

Таинство водосвятия было кульминацией праздника: в крещенский вечер совершалось два освящения воды: одно накануне Крещения, внутри храмов, другое в самый день Крещения, на ближайшей реке или озере. Шествие для освящения воды в водоемах называлось «крестным ходом на Иордань».

Крестный ход шел к тому месту, где во льду (если была морозная погода) заранее прорубали крест. В центре фигуры делалось отверстие, куда забивался чоп. Когда священник завершал молебен, чоп вынимали, и вода из отверстия под давлением била фонтаном, окропляя собравшихся вокруг людей. Святой водой умывались и наполняли принесенные с собой емкости, а некоторые — самые отважные из собравшихся — даже купались в проруби. Считалось, что тот, кто в трескучие морозы на Крещение искупается в проруби, не только не заболеет после этого, но и будет здоровым целый год.

В нынешнем 2018 году для желающих запастись здоровьем на год в столице Кубани определили места для крещенских купаний. И хотя не по-зимнему мягкая погода в декабре-январе исключила для жителей края возможность окунуться в прорубь, омовения в ледяной воде можно будет совершить на Рождественской набережной напротив храма Рождества Христова и в районе Платанового бульвара и на улице Старокубанской, 40/1а — возле храма благоверного князя Дмитрия Донского, в районе озера Старая Кубань и на Затоне рядом с Дворцом спорта «Олимп», а также в станице Старокорсунской — на берегу Краснодарского водохранилища, в районе улицы Украинской.

Праздничный календарь на Кубани сто лет назад

Сочельник («Голодная кутья») —

6 января.

«Богатая вечеря» — 6 января, после первой звезды, заканчивался пост.

Рождество Христово — 7 января.

Святки — с 7 по 18 января.

13-14 января — Новый год по старому стилю. Колядки, посевания.

В ночь с 13-го на 14-е и 18 января — святочные гадания.

Крещение Господне — 19 января. Освящение воды, купание в «Иордани».



Презентация «Православные праздники у казаков»

Подписи к слайдам:

Православные праздники у казаков
Праздники проходили так

• Воинское построение (по полусотням и сотням);

• Вынос из храма знамени, икон, сотенных флажков;

• Атаман с булавой и насекой возглавлял праздник;

• Литургия – церковная служба;

• Скачки на скорость и преодоление полосы препятствий на конях;

• Джигитовка;

• Демонстрация владения оружием – шашка, кинжал, пика;

• Общественный пир по группам и семьям, массовые гулянья.
Почти в каждом доме распевали казачьи песни. На престольные праздники по старинному обычаю в станичной избе после молебна устраивался общий обед. На него приносили все, что есть у кого самое вкусное.

Рождество

  • Святочная традиция — всеобщее катание на санях. Дети спускались с горок на ледянках – хозяйственных корзинах, облитых водой на морозе
  • К Рождественским праздникам казаки всегда готовились тщательно и заблаговременно. Мыли дом, белили стены, стирали и крахмалили занавески и скатерти. Обязательным украшением в доме была елка, вечная зелень ее символизировала обновляющуюся жизнь. К Святкам станичники шили нарядные платья, мастерили костюмы ряженых, маски.
  • К праздничному столу готовились самые разнообразные блюда. Резали кабана, барашка, гусей, индеек. Готовили колбасы, холодец, пироги и пирожки с мясной и фруктовой начинкой. Рождественский стол должен был отражать идею достатка, изобилия, благополучия.
  • Однако в навечерие Рождества Христова (6 января), или на багату вэчэрю, на стол ставили постные блюда. Хозяйки обязательно готовили обрядовую пищу — кутью и взвар. Кутья — это каша, обязательное блюдо при поминании усопших, а взвар — напиток, сваренный в честь рождения ребенка. Кутью варили рано утром из зерен пшеницы, ячменя или риса, томили ее в печи, добавляли мед, конопляное и коровье масло. Взвар готовили на воде из сухофруктов. Кутью из пшеницы с медом или льняным маслом ставили под иконы на сено в знак рождения Иисуса Христа в яслях. К вечере готовились тщательно: на белый платок в центр ставилась тарелка с кутьей. Сверху клали пирожки, бублики, пряники, конфеты, затем концы платка связывались крестом. Ношение вечери осуществляли дети, подростки, молодые семейные пары вечером накануне Рождества. В одних станицах вечерю несли дедушкам, бабушкам, родителям, в том числе и крестным. В других не только родственникам, но практически всем жителям на своем краю. Важным моментом являлось то, что отведав принесенной кутьи, пирожков, хозяева взамен добавляли своей. Так поступали в каждой семье, что способствовало обновлению, упрочению социальных связей, скрепленных обрядовой пищей.
  • Во время ужина накануне Рождества Христова на стол ставили прибор для умерших предков. В некоторых станицах открывали дверь и звали их к столу. Хозяин, а если его не было, хозяйка приглашали к столу Мороза, а иногда и домового. В тексте приглашения высказывалась просьба не морозить ни людей, ни животных, ни растения. Святой ужин обязательно начинался с молитвы. Во время застолья нужно было как можно меньше вести разговоров, без нужды не выходить из-за стола. Девушке и парню запрещалось сидеть на углах стола, чтобы не остаться без супружеской пары. Нельзя было, взяв ложку в руки, снова класть ее на стол. Блюда запивали не водой, а взваром. Считалось, что пока трапеза не закончена, из-за стола выходить нельзя, как, впрочем, и из дома, чтобы не впустить нечистую силу.
  • После ужина молодежь шла колядовать. Колядки — это рождественские песни и одновременно угощение, которое готовили к праздникам из ржаного пресного теста с разными начинками или припеками. Таким угощением одаривали веселых гостей. Наряду с христианским обычаем ходить под Рождество славить Христа (колядовать) осталась и языческая традиция рядиться в шкуры животных, маски и костюмы колдунов и ведьм. Мужчины и женщины, стар и млад, дабы своим видом отпугнуть, удалить от себя нечистую силу, сами в эти дни представали в обличье нечисти. Отовсюду доносились пение и смех — это ходили колядовщики, в основном девочки и девушки в сопровождении «поводыря». Ходили по домам и, спросив у хозяев разрешения, исполняли специальные песни-колядки, получая в подарок за свое пение хлеб, сало, сладости, реже мелкую монету.

Крещенье

  • Крещенье по традиции ознаменовывалось крестным ходом на реку, где делалась под прорубью «иордань» (украшение)
  • Святки заключает Крещение (19 января). Перед ним соблюдался строгий однодневный пост, который заканчивался или с появлением вечерней звезды, или после первого освящения воды, которое происходило примерно в два часа ночи в церкви.
  • С освященной водой возвращались домой и окропляли, закрещивали, ставя мелом крестики, подворье, дом, членов семьи, все хозяйство. В некоторых станицах в это же время снаружи дом обводили сплошной меловой линией, — чтобы конопля высокая росла, чтобы из дома ничего не разбегалось, чтобы куры хорошо неслись. В то время конопля была стратегически важным сырьем, поскольку только из нее изготовлялись корабельные канаты, в том числе и для британского флота.
  • Перед освящением воды в реке, если стояли морозы, изо льда вырубали крест или несколько крестов, делали престол. Кресты могли окрашивать, например, свекольным красным квасом. Как правило, в момент опускания священником креста в воду присутствующие выпускали голубей, производилась стрельба, а желающие купались.

Масленица

  • Масленица — неделя, предшествующая Великому посту и разделяющая в календаре зиму и весну. По православным пасхалиям празднование Масленицы начиналось за 56 дней до Пасхи и приходилось на время сыропустной недели. Являясь древнейшим праздником, Масленица объединила языческие и христианские верования. Целую неделю распевались народные песни, казаки ходили, друг к другу в гости на блины. Организовывались показательные скачки и стрельбы. Весельем на масленицу были охвачены все. Каждый чувствовал себя членом единой казачьей семьи. 

    Более многочисленные и длительные увеселения устраивались на Пасху – самый яркий праздник весеннего цикла. Пасхальные торжества начинались с вербного воскресенья. Этот день посвящался детям. В станицах, городах, слободах организовывались ярмарки с различными представлениями (ученые медведи, скоморохи, купальные представления).

Троица

  • Отмечалась у казаков и Троица. Отмечая этот праздник, как православный, чествовали распустившуюся растительность, чтобы обеспечить ее рост и плодоношение. Для этого обязательно в субботу под Троицу косили траву (в основном чабрец) и расстилали ее в курене

14 октября –Покров Пресвятой Богородицы

Праздник казаков всех войск. Отмечается как день Победы 5,3 тыс. казаков над 150-ю тыс турок в конце сентября 1641 г. В крепости Азов

Покров

  • В этот день устраивали скачки, состязания и обязательно организовывали поминальный обед с выпивкой и песнопением в память обо всех погибших казаках.

Современные казаки
Казак без веры не казак

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Цирк всегда праздник
  • Церковный праздник на завтрашний день
  • Цыганка образ на праздник
  • Циолковский сценарий мероприятия
  • Церковный праздник мясоед