Церковный праздник пограничников

Пограничники Российской Федерации, сохраняя верность и продолжая традиции своих предшественников из Отдельного корпуса пограничной стражи, 4 декабря отмечают Храмовый праздник ОКПС. История его возникновения такова. В русской армии каждому полку было предписано иметь своего небесного покровителя, свой церковный праздник. И были эти дни духовного единения однополчан независимо от того, где бы они ни находились.

Пограничники Российской Федерации, сохраняя верность и продолжая традиции своих предшественников из Отдельного корпуса пограничной стражи, 4 декабря отмечают Храмовый праздник ОКПС. История его возникновения такова. В русской армии каждому полку было предписано иметь своего небесного покровителя, свой церковный праздник. И были эти дни духовного единения однополчан независимо от того, где бы они ни находились.

Такой праздник был введен и в Отдельном корпусе пограничной стражи, о чём сказано в Приказе Шефа пограничной стражи С.Ю. Витте по ОКПС № 18 от 30 марта 1894 г. говорилось: «Государю Императору благоугодно было 25 марта 1894 г. установить в Отдельном корпусе пограничной стражи ежегодное празднование Храмового праздника 21 ноября в день Введения во Храм Пресвятыя Богородицы, причем его Императорскому Величеству благоугодно было повелеть представлять в сей день на Высочайшем смотру сводную роту из представителей пограничного корпуса».

Эскиз иконы Введения во Храм был разослан во все части корпуса, она висела в спальных помещениях в каждой казарме. Таким образом, сама Богородица стала небесной покровительницей пограничников, именно к ней они обращались с молитвой. С 1894 г. этот день ежегодно отмечался как День пограничника в Отдельном корпусе пограничной стражи.

Какова же библейская основа Храмового праздника и почему именно эта икона стала покровительницей пограничников? Праздник Введения во Храм Пресвятыя Богородицы – один из 12 самых почитаемых в православии, отображающих начало служения Богу. Он был установлен христианской церковью в память события из раннего детства Пресвятой Девы Марии – введения ее во Храм. На иконе мы видим, как ее родители Иоаким и Анна привели трехлетнюю дочь в Иерусалимский храм, в котором занимались воспитанием девочек. Сюда стремилась душа Пресвятой Девы, и она вошла во Храм, торжествуя и радуясь. Мария вступила на путь беззаветного служения Богу.

Икона написана в 1377 г. и до революции хранилась во Владычином монастыре Серпухова Московской губернии. Введенские монастыри и храмы находились по всей России. И сегодня существует знаменитая Оптина пустынь – самый известный Введенский монастырь, расположенный вблизи Калуги.

Установление Храмового праздника для ОКПС символизировало посвящение вновь учрежденного пограничного корпуса на службу Государю Императору, на службу стране.

Нужно учесть и то, что 21 ноября у казаков давно был днем казачки-матери, а казаки издавна были защитниками рубежей. Начало начал семьи – женщина-мать, а начало начал государства – его границы. Именно в этом глубокий духовный символ и смысл.

Ежегодно проходила тщательная подготовка к Храмовому празднику. Сводная рота должна была прибыть в Санкт-Петербург за пять недель до смотра. В 1901 г., например, она состояла из 138 нижних чинов, двух ротмистров, четырех обер-офицеров и подполковника, командующего ротой. Но не любой чин имел право участвовать в смотре. Из нижних чинов выбирались награжденные знаком отличия Военного ордена (Георгиевские кавалеры), медалью «За храбрость» и знаком отличия ордена св. Анны (Анненской медалью). Принимать участие в Высочайшем смотре можно было только один раз. В приказании командира указывалось: «При выборе людей иметь в виду к назначению не только лучших по нравственности, но выбирать из числа строевых нижних чинов вполне здоровых, могущих перенести долгое стояние в строю и способных к пешему строю».

Чинов сводной роты снабжали исправными папахами, фуражками, мундирами, шинелями и шароварами второго срока, амуницией – первого срока, обязательно черного цвета, стражников – винтовками, состоящими на вооружении, а объездчиков – шашками. Каждому участнику выдавали постельное белье и по 1 рублю (килограмм мяса стоил 22 копейки, фунт сахара – 15 копеек).

Как же проходил Храмовый праздник?

Управление и войска ОКПС в этот день освобождались от занятий и учений. Ключевым событием было представление на Высочайший смотр сводной роты из лучших представителей частей корпуса. Особенно тщательно готовились к первому смотру. Уже 30 марта 1894 г. Шеф пограничной стражи С.Ю. Витте издал Приказ о создании сводной роты, которая прибыла в Санкт-Петербург уже 15 октября. Но 20 октября скоропостижно в Крыму умер Император Александр III, и все парады, смотры, празднества были отменены.

21 ноября 1894 г. отметили только благодарственным молебном с водоосвящением и окроплением сводной роты и нового здания Штаба, осмотрев которое, министр финансов обратился с приветствиями и добрыми пожеланиями. На освещении нового помещения Штаба корпуса присутствовали находившиеся в Санкт-Петербурге чины Штаба корпуса, Санкт-Петербургской бригады, отпускные офицеры и чины сводной роты.

Смотры сводной роты представителей всех частей корпуса (в первые годы его существования), а затем отдельных частей обычно проходили в Михайловском манеже Санкт-Петербурга, Царском Селе или Ливадии, то есть в том месте, где в это время находился царь. В Михайловском манеже совместно со сводной ротой пограничников были представлены лейб-гвардии Семеновский полк и другие части, отмечавшие в этот день свои полковые праздники.

Смотр начинался торжественным молебном, после которого войска проходили церемониальным маршем в двух построениях, повзводно и в колонне. Затем государь поздравлял войска с Храмовым праздником. После окончания смотра все бывшие на параде офицеры приглашались к завтраку. По итогам смотра командир корпуса издавал специальный приказ.

В Храмовый праздник во всех частях ОКПС проводились церковные парады, включавшие не только демонстрацию строевой выучки, но и обязательное богослужение. Торжественный молебен на следующий день, 22 ноября, проводился в Штабе корпуса. С Храмовым праздником пограничников поздравляли царица, члены царской семьи, Шеф пограничной стражи.

21 ноября объявлялись и Высочайшие повеления, связанные с ОКПС. Так, в этот день в 1907 г. было объявлено о переименовании Санкт-Петербургской бригады в Санкт-Петербургскую Императора Александра III бригаду с присвоением вензелевого изображения его имени на погонах. В этот же день в 1913 г. имя Его Императорского Величества получила Крымская бригада. В день корпусного праздника проводились молебны, во время которых провозглашали память павшим героям.

В этот день проводились различные развлекательные мероприятия: ставились живые картинки (сцены), как правило, из жизни границы, выступления с гимнастическими упражнениями, проводились игры, устраивались танцы.

День Введения во Храм Пресвятыя Богородицы отмечался как полковой праздник рядом частей ОКПС, в частности, знаменитым 1-м конным полком Заамурского округа, награжденным Георгиевским штандартом за отличие в войну с Японией 1904 – 1905 гг.

В наши дни возрождаются пограничные традиции дореволюционной России. 4 декабря в честь иконы Введения во Храм Пресвятыя Богородицы служатся молебны о здравии защитников рубежей, девизом которых был и остается «Честь, Отечество, Долг».

В Ставропольском крае в этот день пройдут службы в ряде храмов в городах и районных центрах. В краевом центре в Андреевском храме в 11 часов службу проведёт Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, на которой будут присутствовать ветераны Великой Отечественной войны и пограничной службы, действующие стражи границы и курсанты Ставропольского филиала Голицынского пограничного института ФСБ РФ. В Буденновске также примут участие в церковной службе участники Великой Отечественной войны и боевых действий, ветераны-пограничники и войны, среди которых и внук нижнего чина ОКПС Ильи Фомича Крышко сержант Анатолий Васильевич Крышко, срочную службу в своё время проходил в Грузии в Хичаурском пограничном отряде Закавказского пограничного округа. В Храмовом празднике, прошедшем 4 декабря утром в Ипатово, также приняли участие воины в зелёных фуражках и ветераны.

В Пограничном управлении ФСБ России по Карачаево-Черкесской республике традиционно 4 декабря проводится молебен в соборе Николая Чудотворца.

Служба начинается в 8.30 и заканчивается в 11.30, по окончании мероприятия настоятель собора поздравляет пограничников с Храмовым праздником и приглашает подняться на колокольню и позвонить в колокола (только один раз в году разрешается позвонить пограничникам самостоятельно в колокола) затем организуется совместное чаепитие представителей собора и сотрудников Управления. На утреннем молебне от Управления присутствует не менее 30 сотрудников.

December 4 2021, 16:25

Categories:

  • Армия
  • Праздники
  • Религия
  • Cancel

Введение во Храм Пресвятой Богородицы – это и первый День пограничников России!

Введение во Храм Пресвятой Богородицы считается днем основания Корпуса Пограничной Стражи (ОКПС). В Царской России каждому военному формированию соответствовал определенный церковный праздник. История этого праздника берет свое начало с 1893 г., когда Государь Александр III подписал Указ о создании Отдельного корпуса Пограничной Стражи России, и учреждении Храмового праздника пограничников в день Введения во Храм Пресвятой Богородицы. В этот день во всех российских православных храмах возносится молитва «О здравии воинов, на рубежах страны стоящих» и отдаётся дань памяти погибшим воинам.
Какова же библейская основа Храмового праздника и почему именно эта икона стала покровительницей пограничников? Установление Храмового праздника для ОКПС символизировало посвящение вновь учрежденного пограничного корпуса на службу Государю Императору, на службу стране. Также нужно учесть и то, что 21 ноября у казаков давно был днем казачки-матери, а казаки издавна были защитниками рубежей. Начало начал семьи – женщина-мать, а начало начал государства – его границы. Именно в этом глубокий духовный символ и смысл.
В Храмовый праздник во всех частях ОКПС проводились церковные парады, включавшие не только демонстрацию строевой выучки, но и обязательное богослужение. Торжественный молебен на следующий день, 22 ноября, проводился в Штабе корпуса. С Храмовым праздником пограничников поздравляли царица, члены царской семьи, Шеф пограничной стражи.
В наши дни возрождаются пограничные традиции дореволюционной России. 4 декабря в честь иконы Введения во Храм Пресвятыя Богородицы служатся молебны о здравии защитников рубежей, девизом которых был и остается «Честь, Отечество, Долг».
На фото: курсанты Московского Голицынского пограничного института ФСБ России.

Пограничники Российской Федерации, сохраняя верность и продолжая традиции своих предшественников из Отдельного корпуса пограничной стражи, 4 декабря отмечают Храмовый праздник. В этот день все «зеленые фуражки» прославляют свою Заступницу и возносят благодарственные слова за то, что каждый из нас просто, без страха за жизнь, может зайти в храм, перекреститься, вознести хвалу Богу, Церкви, молиться и пребывать в великой радости.

Традиционно, каждый год, в этот двунадесятый праздник совершается соборная молитва с участием руководства, профессорско-преподавательского состава, курсантов института в храме  в честь святого прп. Илии Муромца, расположенного на территории Калининградского пограничного института ФСБ России. Протоиерей Вадим Неткачёв совершил молебен «О здравии воинов, на рубежах страны стоящих» в честь празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы. В  мемориальном Храме  в честь прп. Илии Муромца,  построенном в память о погибших  выпускниках в локальных войнах,  всегда вспоминают их имена. Вниманию курсантов института был представлен фильм «Остров». (ФОТО)

Воспитанники воскресной школы Покровского храма в этот праздничный день тоже получили возможность прикоснуться к истории пограничной службы в России, посетив храм прп. Илии Муромца и музей пограничного института, где были показаны способы пересечения границы нарушителями, ручные миноискатели времен ВОВ и огромнее количество интереснейших экспонатов. Далее небольшой фильм об институте и ребятах, которые в этом году прошли курс молодого бойца и стали курсантами, предварил представленную выставку современного оружия, на которой можно было разобрать и собрать автомат Калашникова и пистолет Макарова. Экскурсию завершили учебными стрельбами по мишеням из электронного оружия, что доставило массу впечатлений как ребятам, так и взрослым.

Историческая справка:

В русской армии каждому полку было предписано иметь своего небесного покровителя, свой церковный праздник. И были эти дни духовного единения однополчан независимо от того, где бы они ни находились.

Такой праздник был введен и в Отдельном корпусе пограничной стражи, о чём сказано в Приказе Шефа пограничной стражи С.Ю. Витте по ОКПС № 18 от 30 марта 1894 г. говорилось: «Государю Императору благоугодно было 25 марта 1894 г. установить в Отдельном корпусе пограничной стражи ежегодное празднование Храмового праздника 21 ноября в день Введения во Храм Пресвятыя Богородицы, причем его Императорскому Величеству благоугодно было повелеть представлять в сей день на Высочайшем смотру сводную роту из представителей пограничного корпуса».

Эскиз иконы Введения во Храм был разослан во все части корпуса, она висела в спальных помещениях в каждой казарме. Таким образом, сама Богородица стала небесной покровительницей пограничников, именно к ней они обращались с молитвой. С 1894 г. этот день ежегодно отмечался как День пограничника в Отдельном корпусе пограничной стражи.

Установление Храмового праздника для ОКПС символизировало посвящение вновь учрежденного пограничного корпуса на службу Государю Императору, на службу стране.

Просмотров (1097)

4 декабря  в храме святого благоверного князя Даниила Московского  состоялся молебен «О здравии воинов, на рубежах страны стоящих» в честь  празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В молебне  приняли участие сотрудники Пограничного управления ФСБ РФ по Хабаровскому краю и ЕАО, во главе с полковником Комаровым Сергеем Ивановичем, заместителем начальника Управления.

Возглавил праздничное  богослужение руководитель  Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами России Хабаровской епархии Русской православной церкви, иерей Василий Диденко. Сослужил ему иерей Антоний Полонник, ответственный за взаимодействие Хабаровской епархии РПЦ с  пограничными войсками России.

День Введения во храм Пресвятой Богородицы можно по праву назвать Престольным праздником пограничных войск.  Интерес пограничников к этой дате не случаен. С 1984 года Престольный праздник Русской православной церкви считался храмовым праздником Отдельного корпуса пограничной  стражи Российской империи. В 1994 году историческая традиция была возрождена для пограничников современной России.

«Наше Отечество гнущееся, но не сломленное… Сегодня особенно важно, чтобы звание воина и христианина было неразлучным. Соприкасаясь душою с Господом, мы  должны каждый день укреплять наши силы во славу будущего России!» — произнес в праздничной проповеди отец Антоний.

В этот день все «зеленые фуражки» прославляли свою Заступницу в Белом  и возносили благодарственные слова за то, что каждый из нас просто, без препон и страха за жизнь, может зайти в храм, перекрестить лоб, вознести хвалу Богу, Церкви, молиться и пребывать в великой радости. 

Историческая справка:

15 октября (27 октября по н. ст.) 1893 г. указом государя императора Александра II об учреждении Отдельного корпуса пограничной стражи была завершена начавшаяся в 1827 г. военная организация пограничной охраны Российской империи.

Поскольку каждое военное формирование в России получало свой праздничный храмовый день, а с ним святого покровителя, в качестве храмового праздника ОКПС был установлен день Введения во храм Пресвятой Богородицы, отмечавшийся 21 ноября по старому стилю ( 4 декабря по новому стилю). Таким образом, небесным покровителем российских пограничников стала Сама Божья Матерь. Именно этот день на протяжении  23 лет существования ОКПС считался днем пограничника.

Этот праздник был высочайше избран! Он оказался ближайшим двунадесятым православным праздником к дате основания корпуса. В этот день проводились торжественные богослужения, различные развлекательные мероприятия: чтения, выступления с гимнастическими упражнениями, джигитовка. Ставились «живые картины» (сцены), как правило, из жизни границы. Вечером проводились игры, пелись песни, устраивались танцы. 

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Церковный праздник день иконы казанской божьей матери
  • Церковные праздники перед новым годом
  • Церковные праздники франции
  • Церковный праздник деды какого числа
  • Церковные праздники определение