Церковный праздник сегодня введение

В начале зимы, 4 декабря, верующие справляют важный церковный праздник — Введение во храм Пресвятой Богородицы. Торжество завершает цикл двунадесятых праздников в календарном году и посвящено одному из важнейших событий в земной жизни Девы Марии. «Известия» разъяснили читателям, как зародился праздник и как его принято отмечать.

В начале зимы, 4 декабря, верующие справляют важный церковный праздник — Введение во храм Пресвятой Богородицы. Торжество завершает цикл двунадесятых праздников в календарном году и посвящено одному из важнейших событий в земной жизни Девы Марии. «Известия» разъяснили читателям, как зародился праздник и как его принято отмечать.

Введение во храм Пресвятой Богородицы — 2022: история праздника

Сама история рождения Девы Марии — это рассказ о чуде и божественной воле. Богородица появилась на свет в семье праведной семьи из Назарета. Анна и Иоаким долгое время молили Бога ниспослать им ребенка, и тогда к супругам спустился ангел, пообещав им скорое рождение дочери, имя которой узнает весь мир. Тогда же муж и жена дали обет посвятить свое дитя Господу.

Когда Марии исполнилось три года, родители сдержали слово и повели девочку в Иерусалим, чтобы отдать ее в храм на служение Богу. Входя в храм, трехлетняя Мария с легкостью преодолела 15 крутых ступеней, а на крыльце ее уже ждал первосвященник Захария. Он знал, что видит перед собой особенного ребенка и в нарушение сразу нескольких запретов повел новоиспеченную воспитанницу в сердце храма, Святая Святых. По церковному закону священнослужитель мог зайти туда лишь раз в год с очистительной кровью жертвенного животного, а женщинам и вовсе был запрещен вход. Однако никто из присутствующих, несмотря на изумление, не возразил и не задал вопроса, так как каждый чувствовал, что происходит это по воле Божией.

До достижения возраста замужества Мария коротала свои дни в храме: прилежно молилась, постигала Божии заповеди и осваивала рукоделие. Когда девушке исполнилось 14 лет, ее надлежало выдать замуж. Однако юная воспитанница храма отказалась, напомнив, что с самого рождения была посвящена Господу.

Тогда Захария вновь обратился к молитвам, прося Всевышнего указать решение. К священнослужителю явился ангел, подсказавший, как выбрать хранителя для Марии. На смотрины созвали женихов «колена Иудова из дома Давидова». Божественное знамение указало на овдовевшего плотника Иосифа, чей посох чудесным образом зацвел. Мужчина был избран, чтобы помочь девушке соблюсти обеты и исполнить свое предназначение. Тогда Мария и Иосиф обручились и вернулись из Иерусалима в Назарет.

Введение во храм Пресвятой Богородицы — 2022: традиции праздника

Празднование Введения на Руси превращалось в торжества по случаю прихода зимы. Крестьяне доставали сани и собирались на зимнюю ярмарку, где продавали продуктовые запасы, теплые вещи и другие полезные товары на морозный сезон.

В церквях и храмах по случаю праздника проходят богослужения, прихожане ставят свечи и просят Богородицу о здоровье близких и гармонии в доме.

Семьи собираются за праздничным столом, однако торжество протекает скромно из-за Рождественского поста, на дни которого приходится праздник.

Введение во храм Пресвятой Богородицы — 2022: что можно и нельзя

Перед праздником в доме наводят порядок, однако в сам день торжества физический тяжелый труд под запретом. Кроме того, знаменательную дату нужно проводить с благими мыслями и намерениями, не оскорблять никого и не ругаться, помогать ближним и тепло встречать гостей.

Нельзя в день праздника заниматься заготовкой солений на зиму, а также копать землю и проводить любые сельские работы. Кроме того, ограничения диктует и Рождественский пост: запрещено употреблять в пищу продукты животного происхождения, в частности мясо, птицу, яйца, молоко. В честь праздника разрешается сделать послабления в виде рыбных блюд. Из алкогольных напитков допустимо лишь красное вино в малых количествах.

Последний в году великий Рождественский пост начался 28 ноября — «Известия» рассказали, какие правила необходимо соблюдать на протяжении этого периода и когда он подойдет к концу.

Введение (Вход) во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Даты

Историческое содержание

Праздник Введения во храм Богородицы — самый поздний среди двунадесятых. До VIII века воспоминание введения Девы Марии во храм было содержанием праздника Рождества Богородицы, о чем говорит 2-й канон Рождества Богородицы, составленный преподобным Андреем Критским (1 песнь, 2-й тропарь: «Свята́я Святы́х, во свято́м святи́лищи Младе́нец возлага́ется воспита́тися от руки́ А́нгеловы. Вси у́бо ве́рно спра́зднуим в рождестве́ Ея́»; 6-я песнь, 1-й тропарь: «Святу́ю Святы́х су́щу, целому́дреннии роди́тели Твои́, Чи́стая, возложи́ша Тя в хра́ме Госпо́дни воспита́тися че́стно и угото́ватися в Ма́терь Ему́»; 6-я песнь, 3-й тропарь: «Слы́шу Дави́да, пою́ща Тебе́: приведу́тся де́вы во след Тебе́, приведу́тся в храм Царе́в. И с ним Тя и аз, Дщерь Царе́ву, воспева́ю».

Отдельное празднование Введения Богородицы во храм зарождается в VIII веке и конкретно в Константинополе. Этот праздник упоминается преимущественно в византийских источниках и в его богослужении присутствуют песнопения только константинопольских авторов.

При этом на ранней стадии праздник еще не имел торжественного богослужения, да и не сразу стал общепризнанным. Из источников VIII века о празднике Введения упоминают лишь Синайское Евангелие 715 года и некоторые (далеко не все) Месяцесловы; также к VIII веку относятся две проповеди на праздник Введения святителя Германа Константинопольского. Далее, в древнейшей рукописи Устава Великой Церкви — Патмосском списке IX века, праздник только обозначен, но никакие песнопения или чтения не указаны. Таким образом, в VIII–IX веках праздник Введения Богородицы во храм только утверждается в годичном круге богослужения.

В X и особенно в XI веке праздник уже приобретает торжественное богослужение, предпразднство и попразднство, то есть основные черты, присущие великим праздникам. О дне предпразднства уже упоминается в 1-й редакции Студийского Устава — Студийско-Алексиевском Типиконе, то есть 20 ноября начинают отмечать как предпразднство Входа Богородицы уже в X веке. В то же время длительность попразднства увеличивалась постепенно: в Студийско-Алексиевском Типиконе указан 1 день попразднства, в Евергетидском (последняя треть XI в.) — 2 дня, а в Типиконах начала XIV века уже назначается 3 дня попразднства. Интересно, что во всех студийских Типиконах об отдании праздника не говорится; праздник Входа Богородицы получает день отдания (и, соответственно, 4 дня попразднства в целом) только в списках Иерусалимского Устава XIV века.

Развернуть

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Тропарь Введению во Храм Пресвятой Богородицы,
глас 4

Днесь благоволе́ния Бо́жия предображе́ние,/ и челове́ков спасе́ния пропове́дание,/ в хра́ме Бо́жии я́сно Де́ва явля́ется,/ и Христа́ всем предвозвеща́ет./ Той и мы велегла́сно возопии́м:// ра́дуйся смотре́ния Зижди́телева исполне́ние.


Перевод:

В сей день – предзнаменование Божия благоволения и спасения людей предвестие: в храме Божием Дева открыто является и Христа всем предвозвещает. Ей и мы громогласно воззовем: «Радуйся, предначертанного Создателем исполнение!»

Кондак Введению во Храм Пресвятой Богородицы,
глас 4

Пречи́стый храм Спа́сов,/ многоце́нный черто́г и Де́ва,/ свяще́нное сокро́вище сла́вы Бо́жия,/ днесь вво́дится в дом Госпо́день, благода́ть совводя́щи,/ Я́же в Ду́се Боже́ственном,/ Ю́же воспева́ют А́нгели Бо́жии:// Сия́ есть селе́ние Небе́сное.


Перевод:

Чистейший храм Спасителя, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божией, в сей день вводится в дом Господень, вводя благодать с Собою, ту, что в Духе Божественном. Ее воспевают Ангелы Божии; Она – скиния Небесная.

Молитва Пресвятой Богородице в честь введения Ея во Храм

О, Пресвята́я Де́во, Цари́ца Небеси́ и земли́, пре́жде век избра́нная Неве́сто Бо́жия, в после́дняя же времена́ прише́дшая в храм зако́нный на обруче́ние Жениху́ Небе́сному! Ты оста́вила еси́ лю́ди Твоя́ и дом отца́ Твоего́, во е́же принести́ Себе́ в же́ртву чи́стую и непоро́чную Бо́гови, и пе́рвая дала́ еси́ обе́т всегда́шняго де́вства. Да́руй же нам соблюда́ти себе́ в целому́дрии и чистоте́ и в стра́хе Бо́жием во вся дни живота́ на́шего, да бу́дем хра́мы Ду́ха Свята́го, наипа́че помози́ всем в подража́ние Твое́ во оби́телех живу́щим и обручи́вшим себе́ на служе́ние Бо́гови в чистоте́ де́вства провожда́ти житие́ свое́ и от ю́ности нести́ и́го Христо́во благо́е и ле́гкое, свя́то храня́ще обе́ты своя́. Ты провела́ еси́, Всечи́стая, вся дни ю́ности Твоея́ в хра́ме Госпо́днем вдали́ от собла́знов ми́ра сего́, в при́сном бо́дрствовании моли́твенном и во вся́ком воздержа́нии душе́вном и теле́снем, помози́ и нам отража́ти вся искуше́ния вра́жеския от пло́ти, ми́ра и диа́вола находя́щия на ны от ю́ности на́шея, и побежда́ти о́ныя моли́твою и посто́м. Ты в хра́ме Госпо́днем со А́нгелы пребыва́ющи, укра́силася еси́ все́ми доброде́тельми, наипа́че же смире́нием, чистото́ю и любо́вию и досто́йно воспита́лася еси́, да гото́ва бу́деши вмести́ти пло́тию Невмести́мое Сло́во Бо́жие. Сподо́би же и нам, одержи́мым го́рдостию, невоздержа́нием и ле́ностию, облещи́ся во вся́кое соверше́нство духо́вное, да угото́вает ки́йждо от нас с по́мощию Твое́ю одея́ние бра́чное ду́ши своея́ и еле́й доброде́лания, да не на́зи и негото́ви яви́мся во сре́тение Безсме́ртному Жениху́ на́шему и Сы́ну Твоему́, Христу́ Спаси́телю и Бо́гу на́шему, но да прии́мет ны с му́дрыми де́вами во оби́тели ра́йския, иде́же со все́ми святы́ми сподо́би нас вы́ну сла́вити и прославля́ти всесвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и Твое́ ми́лостивое заступле́ние всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Величание Пресвятой Богородице в честь введения Ея во Храм

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чтим е́же в хра́м Госпо́день// вхожде́ние Твое́.

Развернуть

Богословское содержание

– Введение Девы Марии во Храм было связано с Её посвящением Богу;
– богоугодная жизнь Девы Марии при Храме сказалась на Её духовно-нравственном совершенстве, на готовности к будущей миссии быть Матерью Бога по человеческому естеству

Иконография праздника

Православные иконы Введения во храм Пресвятой Богородицы отражают это событие, как правило, в следующих чертах.

В нижней части композиции — Божья Матерь. Хотя, соответствии с историческим контекстом, Она бывает представлена в образе ребёнка, что подчеркивается, в частности, Её малым ростом в сравнении со взрослыми людьми, однако особенности этого образа (например, выражение лица Девы Марии) отражают и такие Её качества, которые, скорее, характерны для взрослых людей (напомним, согласно Преданию, Богородице было тогда три года). Этим, в частности, указывается на осознанность происходящего Девой, Её свободное согласие на то, чтобы посвятить Себя служению Богу. На это же указывают Её руки, протянутые к встречающему Её первосвященнику Захарии.

Первосвященник изображается в соответствующем этому званию облачении, на фоне храма, обычно, склоненным и протягивающим руки в сторону приближающейся к нему Отроковицы: он не просто встречает Её: по вдохновению свыше он проявляет к Ней особое отношение. Заметим, что согласно преданию, отраженному, в частности, в святоотеческой литературе, первосвященник, встретив Деву Марию, ввёл Её во святое святых — особое помещение в храме, куда, согласно ветхозаветному обрядовому закону, не только женам, но и простым священникам вход был строго-настрого воспрещен: туда мог входить лишь сам первосвященник, да и то лишь в один день в году.

Этот факт отмечается на иконах Введения Пресвятой Богородицы во храм изображением Её ещё один раз, в верхней части иконы, где, собственно, и представлено святое святых. Рядом с Ней изображается ангел, несущий Ей небесную пищу. Тем, что Богородица изображается в верхней части композиции, указывается и на Её высокое духовно-нравственное достоинство.

В нижней части иконы, позади Девы, пишутся Её родители, праведные Иоаким и Анна, а за ними — благочестивые девы с зажженными свечами в руках (согласно преданию, они сопровождали Отроковицу по пути к храму). Руки родителей, как правило, бывают направлены в сторону Дочери: они вверяют Её первосвященнику, а если взглянуть на это действо глубже — вверяют под особое покровительство Божье. На покров Божий могут указывать красные покровы, натянутые между отмеченными на иконе строениями. Сами строения отображают храм (и другие иерусалимские здания), в тоже время они указывают на Горний Иерусалим.

Г.С. Битбунов. Иконография двунадесятых праздников. Введение во храм Пресвятой Богородицы

Развернуть

Богослужебные (литургические) особенности

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ УКАЗАНИЯ

Накануне вечером совершается всенощное бдение. См. в Минее на 21 ноябр. / 4 дек.

Служба совершается по стандартной схеме двунадесятого Богородичного праздника. Однако есть отдельные оригинальные особенности, которые нужно учитывать:

– праздник имеет особые паремии: из трех паремий с «обычными» Богородичными совпадает только 3-я паремия из книги Иезекииля (на Рождество Богородицы и другие праздники она читается 2-й паремией);

прокимен на утрене«Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое». Очень важно помнить об этой особенности, так как это один из немногих праздников, когда поется особый прокимен вместо «стандартного» «Помяну имя Твое…». К сожалению, многие диаконы не знают этой особенности и допускают грубую ошибку, возглашая на утрене праздника обычный прокимен «Помяну имя Твое…».

по 50-м псалме поется особая краткая стихира на «Слава» и на «И ныне» «Днесь Храм одушевленный…»;

канона два: 4-го гласа, составленный святителем Георгием, митрополитом Никомидийским (IX в.) по образцу канона Благовещения, и 1-го гласа (автор – святитель Василий, архиепископ Кесарийский, X в.). По уставу каждый канон поется на 8: ирмос дважды, тропари на 6.

катавасия «Христос раждается…»; с этого дня и до 31 декабря данная катавасия поется во все дни (кроме 5 декабря дня памяти прп. Са́ввы Освяще́нного, когда на утрене назначается катавасия 2-го рождественского канона: «Спасе́ лю́ди…»), когда на утрене поется славословие.

9-я песнь поется с мегалинариями, причем служба праздника имеет достаточно большое количество мегалинариев – 10 (семь в 1-м каноне и три во 2-м каноне).

Битбунов Г.С. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Праздник в православном богослужении

Развернуть

Каноны и Акафисты

Развернуть

Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты

Случайный тест

Приблизительное время чтения: 7 мин.


print

Главным событием воскресного дня 4 декабря 2022 является праздник, посвященный Божией Матери. Церковь вспоминает, как Богородицу впервые привели в Храм, и полное название праздника звучит так: «Введение (Вход) во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии». Это двунадесятый праздник, последний из установленных Церковью. У него существует предпразднство (3 декабря) и попразднство (до 8 декабря).


Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.

Мы продолжаем проект «Готовимся к воскресенью», чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями воскресного дня 4 декабря.


Воскресенье, 4 декабря 2022 года, Введение Пресвятой Богородицы во Храм

В четырех Евангелиях, входящих в Новый Завет, нет упоминания о событиях Введения во Храм. Богословы ссылаются на более поздние апокрифические тексты. Именно по ним воссоздаются события праздника.

Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, решили исполнить обет и посвятить Ее Богу, когда ей исполнилось три года. Они пришли в иерусалимский храм, около входа в который стояли призванные Иоакимом юные девы с зажженными светильниками. На многих иконах праздника запечатлен именно тот момент, когда Пресвятая Дева легко поднимается по крутым ступеням храма, где Ее встречает и благословляет первосвященник. Согласно Преданию, им был Захария, будущий отец Иоанна Крестителя. По особому откровению Она вошла во Святая Святых, куда имел право входить только первосвященник однажды в год. Таким образом проявилась Ее особая роль в судьбе человечества. С момента Введения жизнь Богородицы изменилась: до 12 лет она находилась при иерусалимском храме, молилась, изучала Священное Писание и рукоделие. Затем Ее поручили заботам престарелого Иосифа Обручника.

Пресвятую Богородицу почитают в Православной Церкви превыше всех святых и даже ангелов. Праздник Введения Ее во Храм установлен с Х века 20 ноября, то есть 4 декабря по новому стилю. В этом году чествование Божией Матери приходится на воскресенье, и значит у верующих, которым сложно попасть на церковные праздники в будние дни, есть возможность помолиться придя на воскресную литургию.

Подробнее о празднике читайте в наших материалах:

• История праздника

• Храм, в который вошла Богородица, или место встречи Ветхого и Нового Заветов

• Знаменитые картины на тему праздника

• Древние иконы праздника Введения

Введение Богородицы во храм картины
Мануил Панселин. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Фреска. 1290-1310. Протат. Афон

Тропарь Введению во Храм Пресвятой Богородицы

Днесь благоволения Божия предображение,/ и человеков спасения проповедание,/ в храме Божии ясно Дева является,/ и Христа всем предвозвещает./ Той и мы велегласно возопиим:// радуйся смотрения Зиждителева исполнение.

Перевод: В сей день — предзнаменование Божия благоволения и спасения людей предвестие: в храме Божием Дева открыто является и Христа всем предвозвещает. Ей и мы громогласно воззовем: «Радуйся, предначертанного Создателем исполнение!»

Кондак Введению во Храм Пресвятой Богородицы

Пречистый храм Спасов,/ многоценный чертог и Дева,/ священное сокровище славы Божия,/ днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи,/ Яже в Дусе Божественном,/ Юже воспевают Ангели Божии:// Сия есть селение Небесное.

Перевод: Чистейший храм Спасителя, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божией, в сей день вводится в дом Господень, вводя благодать с Собою, ту, что в Духе Божественном. Ее воспевают Ангелы Божии; Она — скиния Небесная.

Молитва Пресвятой Богородице в честь введения Ея во Храм

О, Пресвятая Дево, Царица Небеси и земли, прежде век избранная Невесто Божия, в последняя же времена пришедшая в храм законный на обручение Жениху Небесному! Ты оставила еси люди Твоя и дом отца Твоего, во еже принести Себе в жертву чистую и непорочную Богови, и первая дала еси обет всегдашняго девства. Даруй же нам соблюдати себе в целомудрии и чистоте и в страхе Божием во вся дни живота нашего, да будем храмы Духа Святаго, наипаче помози всем в подражание Твое во обителех живущим и обручившим себе на служение Богови в чистоте девства провождати житие свое и от юности нести иго Христово благое и легкое, свято храняще обеты своя. Ты провела еси, Всечистая, вся дни юности Твоея в храме Господнем вдали от соблазнов мира сего, в присном бодрствовании молитвенном и во всяком воздержании душевном и телеснем, помози и нам отражати вся искушения вражеския от плоти, мира и диавола находящих на ны от юности нашея, и побеждати оныя молитвою и постом. Ты в храме Господнем со Ангелы пребывающи, украсилася еси всеми добродетельми, наипаче же смирением, чистотою и любовию и достойно воспиталася еси, да готова будеши вместити плотию Невместимое Слово Божие. Сподоби же и нам, одержимым гордостию, невоздержанием и леностию, облещися во всякое совершенство духовное, да уготовает кийждо от нас с помощию Твоею одеяние брачное души своея и елей доброделания, да не нази и неготови явимся во сретение Безсмертному Жениху нашему и Сыну Твоему, Христу Спасителю и Богу нашему, но да приимет ны с мудрыми девами во обители райския, идеже со всеми святыми сподоби нас выну славити и прославляти всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа и Твое милостивое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Величание Пресвятой Богородице в честь введения Ея во Храм

Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ Богоизбранная Отроковице,/ и чтим еже в храм Господень// вхождение Твое.


Особенности богослужения в праздник Введения во чрам Пресвятой Богородицы

Праздничное богослужение в в воскресенье 4 декабря немного отличается от Устава других двунадесятых богородичных служб: Рождества Богородицы (21 сентября) и Успения (28 августа). Поются специальные песнопения праздника. В православных храмах торжественно звучат слова: «Ангелы вхождение Пречистыя зряще, удивишася: како Дева входит во Святая Святых».

Священнослужители в этот день одеты в белые или голубые облачения.


Особенности православного богослужения

В прошлый раз, разбирая происходящее вао время всенощного бдения, мы остановились на воскресных тропарях, Сегодня мы расскажем о малой ектинье и ее прошениях, которые обычно произносит диакон, стоя перед Царскими вратами. Если же священник служит один, без диакона, то он сам возглашает эти просьбы к Богу от имени всех молящихся.

Мы просим о милости Бога, о защите Его благодатью. Обращаемся к Божией Матери и всем святым, чтобы они помогли нам посвятить, доверить всю нашу жизнь Богу. Прошение звучит не только о самих себе, но и друг о друге. В конце ектиньи мы прославляем Святую Троицу.

Между прошениями хор поет «Господи, помилуй», а завершает ектинью «Аминь», то есть «да будет так».

Песнопения церковного хора, возгласы дьякона, действия священника становятся понятнее, если следить за текстом проследования Литургии или же ознакомиться с ним накануне.


Чтение Евангелия:

Евангелие от Луки, глава 12, стихи 16 — 21

16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; 17 и он рассуждал сам с собою: «что мне делать? некуда мне собрать плодов моих». 18 И сказал: «вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, 19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». 20 Но Бог сказал ему: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» 21 Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий

Евангелие от Луки, глава 10, стихи 28 — 32, глава 11, стихи 27 — 28

29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? 30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. 31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. 32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! 28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Комментирует священник Стефан Домусчи

Апостольское чтение:

Послание апостола Павла к ефесянам, глава 4, стихи 1 — 6

1 Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, 2 со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, 3 стараясь сохранять единство духа в союзе мира. 4 Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; 5 один Господь, одна вера, одно крещение, 6 один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.

Комментирует священник Стефан Домусчи

Послание апостола Павла к евреям, глава 9, стихи 1 — 7

1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: 2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется «Святое». 3 За второю же завесою была скиния, называемая «Святое Святых», 4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, 5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно. 6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; 7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.

Комментирует священник Павел Великанов


Редакция «Фомы» поздравляет вас с двунадесятым праздником и желает доброго воскресного дня в храме!

Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы, 4 декабря 2022 года: традиции и особенности, запреты, обязательные дела и приметы

Православные верующие 4 декабря 2022 года будут отмечать праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы. Он имеет свои традиции, запреты и приметы, которых необходимо придерживаться. Чтобы не согрешить, нужно знать, что можно делать в этот день, а чего не стоит.

Что можно делать в праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы, 5 обязательных дел

Первым делом в праздничный день всем верующим необходимо отправиться в храм, чтобы иметь возможность поприсутствовать на торжественной службе, прочесть молитвы и почтить память Пресвятой Богородицы. В этот день можно обратиться к святой за помощью и попросить ее о том, чего так не хватает.

В праздник рыбаки могли последний раз в этом году отправиться на рыбалку, ведь потом вся выловленная рыба окажется невкусной, да и улова как такового не будет.

Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы, 4 декабря 2022 года: традиции и особенности, запреты, обязательные дела и приметы

4 декабря 2022 года разрешается выпить немного красного вина и съесть рыбу, невзирая на то, что продолжается Рождественский пост.

Согласно существующей традиции, женщины могут первый раз отвести своего ребенка в церковь.

Если одинокая представительница прекрасного пола хочет выйти замуж, то ей необходимо обратиться за помощью к святой. Лучше всего сделать это перед отходом ко сну.

Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы, 4 декабря 2022 года: традиции и особенности, запреты, обязательные дела и приметы

По давно существующим традициям молодожены, которые ранее обвенчались, открывали санные катания. После этого они созывали к себе в гости родственников и угощали их разными снадобьями. Принято в этот день петь песни и прославлять молодую семейную пару.

Что нельзя делать в праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы, 7 страшных запретов

Поскольку Рождественский пост еще продолжается, то в этот день нельзя устраивать шумные застолья и веселья. Также не разрешается есть пищу животного происхождения. Верующим и соблюдающим пост необходимо есть только постную пищу.

Важно в праздник отказаться от рукоделия, иначе можно привлечь в свою жизнь много бед и неприятностей.

В праздничный день нежелательно пропускать богослужение. В случае, если нет возможности отправиться в храм, можно дома прочесть молитву перед иконой Пресвятой Богородицы.

Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы, 4 декабря 2022 года: традиции и особенности, запреты, обязательные дела и приметы

Не следует в праздник отказывать нуждающимся людям, а также тем, кто будет обращаться за помощью. Делая добро другим, оно вам тоже вернется. При этом и зло не дремлет, поэтому не стоит никого обижать.

Не принято в этот праздник устраивать свадьбы, иначе семейная жизнь окажется недолгой и не принесет счастье.

Под большим запретом ссоры, ложь, сквернословие и выяснение отношений — все это может привести к беде и массе неприятностей.

Нельзя в данный день давать в долг и занимать деньги, иначе потом их будут отдать очень тяжело. С тем, у кого они будут взяты, могут испортиться отношения.

Запрещается ругать и кричать на домашних животных, иначе можно их потерять. Лучше всего приласкать и обнять, тогда никаких проблем не будет.

Народные приметы на 4 декабря

Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы, 4 декабря 2022 года: традиции и особенности, запреты, обязательные дела и приметы

Особое внимание люди старались уделять приметам.

  • Сильный холод в праздник указывает на то, что зима будет снежной.
  • Если первый снег выпал до 4 декабря, то он пролежит до весны.
  • Светлый и солнечный день указывает на богатый урожай хлеба в новом году.
  • Сильный мороз указывает на жаркое лето.
  • Какая погода будет 4 декабря, такую следует ожидать и на Рождество.
  • Вода в данный день обретает целебные свойства.
  • Если церковные колокола громко звучат, следует ожидать сильный мороз, а если глухо, то нужно готовиться к снегопаду.

Источник: Newstes.ru — материалы могут быть скопированы ресурсом на других платформах без ведома их авторов.

Митрополит Антоний (Паканич) о прямом и переносном смысле праздника.

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Роспись Кралевой церкви (святых Иоакима и Анны) в монастыре Студеница. Ок.1314

Возникновение праздника

4 декабря Православная Церковь отмечает праздник Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Это один из двунадесятых праздников (двунадесятыми называются праздники, которые посвящены жизни Господа нашего Иисуса Христа или Пресвятой Богородице). Его дата неизменна из года в год.

Этот праздник пришел к нам из Священного Предания – Оно отражено в церковных песнопениях и почитается Церковью наравне со Священным Писанием.

Что Церковь вспоминает?

Святые праведные Иоаким и Анна привели в храм свою единственную трехлетнюю дочь Марию для исполнения обета, данного Богу. Они долго молились Ему и просили даровать им дитя, а если чудо произойдет, пообещали отдать ребенка на служение Богу.

И вот уже почти потеряв надежду, Иоаким и Анна получили просимое. Будучи в преклонном возрасте, праведная Анна родила дочь, которую нарекли Марией.

С наступлением трехлетнего возраста девочка приведена в Иерусалимский храм, в котором останется жить вплоть до своего обручения с праведным Иосифом.

Предание нам говорит, что маленькая Мария, самостоятельно преодолев все крутые ступеньки, с легкостью поднялась в храм.  

Наверху ее ждал священник, по одной из версий, первосвященник Захария, будущий отец святого пророка Иоанна Предтечи.

Захария ввел Марию в Святая Святых, хотя это воспрещалось: только первосвященник мог входить туда раз в год, чтобы жертвенной кровью совершить очищение грехов богоизбранного народа. Но Захария сделал это, так как ему было откровение от Господа.

С этого торжественного момента началось служение Богородицы Господу. Она проводила все время в храме в молитвах и трудах.

История утверждения праздника

Упоминания о факте введения трехлетней Марии в храм мы встречаем у антиохийского епископа Еводия (I в.), блаженного Иеронима (IV в.), Григория Нисского (IV в.), у Германа и Тарасия, патриархов Константинопольских (VII в.).

Праздник Введение во храм Богородицы неразрывно соединен с  праздником Рождества Пресвятой Богородицы. Точная дата возникновения первого неизвестна, но если учитывать, что праздник Рождества Богородицы был установлен в IV веке, то церковное празднование Введения во храм закрепилось чуть позже.

На Востоке праздник получил повсеместное распространение в VIII–IX веках.

В Византии в XII веке его признали двунадесятым на государственном уровне – в этот день были запрещены всякие работы.

Праздничное богослужение

Праздничное богослужение в день Введения во храм Пресвятой Богородицы  состоит из малой вечерни, всенощного бдения (с литией), часов и Литургии.

Устав службы немного отличается от Устава других двунадесятых богородичных служб: Рождества Богородицы и Успения Девы Марии. Поются специальные песнопения праздника. В православных храмах торжественно звучат слова: «Ангелы вхождение Пречистыя зряще, удивишася: како Дева входит во Святая Святых». 

Священнослужители в этот день одеты в белые или голубые облачения.

Сакральный смысл праздника

Святая Святых нового Иерусалимского храма, куда первосвященник ввел Марию, пустовало после Вавилонского плена; там уже не было главной святыни Израиля – Ковчега Завета со всеми его принадлежностями: ни скрижалей с десятью заповедями, ни сосуда с манной, ни жезла Аарона. И это красноречиво свидетельствовало о том, что времена Ветхого Завета подходят к концу и должен вскоре наступить Новый Завет, о котором говорили пророки.

После вхождения в Святая Святых Девы Марии, Той, Которая призвана стать живым храмом Самого Бога, произошел судьбоносный поворот истории. Совершилась долгожданная встреча Ветхого и Нового Заветов, возвещающая об упразднении Ветхого и утверждении Нового, открывающего человечеству путь вечного спасения.

Почему этот праздник особенный?

Спасение каждого зависит от его усердия в борьбе с личным грехом.

Вся жизнь – это непрекращающаяся борьба, прежде всего с самим собой, с укоренившимся в нас ветхим человеком. Не зря Введение во храм – первый праздник Рождественского поста, который промыслительно установлен в начале поста и говорит нам о важности поста в деле спасения.

«Если хочешь иметь правый разум и удобно победить все страсти свои, – наставляет святитель Димитрий Ростовский, – держи всегда пост и воздержание».

Но одного поста мало для настоящей борьбы. Борьба с грехом невозможна без самооценки, осознания собственных недостатков и самоорганизации.

Пост – это время глубокого внимания к самим себе, особенного сосредоточения, он помогает нам осмыслить свою жизнь, увидеть реальное наше состояние, сгруппироваться. Самопознание немыслимо без особого духовного настроя, самоконтроля и постоянной внутренней работы над собой.

Честно служи, ни о чем не тужи

Дева Мария была отправлена родителями в младенчестве на служение Богу, которое заключалось в отчуждении от всего злого и нечистого. Она подолгу молилась, трудилась, внимала себе, читала священные книги.

Мы, христиане, поставлены тоже служить Богу. Наша задача – вести праведную жизнь, держаться подальше от всякого зла, соблюдать заповеди, уходить от лжи, болтовни, вожделений, страстей… Мы должны расторгнуть все путы беззакония, которыми были связаны до осознания того, что мы – христиане, то есть воины Христовы. «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными», — говорит  Евангелие.  «Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою?» (2 Кор.6:14).

Если каждый ощутит себя на службе у Бога, то воспримет работу над собой, посредством вышкаливания нужных качеств, стремления к добродетелям, вытеснения разрушающего личность зла,  как главное дело своей жизни.

Честная служба проста: перед человеком открывается прямая дорога и расставлены четкие указатели, предупреждающие о неожиданных поворотах, тупиках, подъемах и спусках.

Главное – осознав себя служащим Богу, слушаться Его во всем. «Все заботы ваши возложите на Него, Ибо Он печется о вас» (1 Петра 5:7).

Что важно сделать в этот день?

Постарайтесь быть более дисциплинированными и ответственными в этот день. Попробуйте не опоздать на работу или на назначенную встречу, выполните обещанное, будьте более внимательны к своим словам, поступкам, не делайте опрометчивых шагов, вдумчиво прочитайте слова молитвы.

Самоорганизация, которой способствует пост, нужна для того, чтобы одолеть всю крутизну нашего жизненного пути, переходящего в бесконечность, как одолела крутые ступеньки в храм маленькая девочка Мария, чтобы исполнить заповеданное.

Записала Наталья Горошкова

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Церковный праздник артемия
  • Церковный праздник сегодня 27 января 2022
  • Церковный праздник сегодня 27 сентября 2018 года
  • Церковный праздник андрея первозванного какого числа
  • Церковный праздник сегодня 23 октября 2021 года