Церковный праздник семик

Семик 2023: когда отмечается. Историческая справка события. Обряды и традиции в России. Список основных народных праздников 2023 года.

Семик 

Дата в 2023 году: 1 июня , четверг (четверг перед Троицей)
Другие названия:   Русалчин Велик день; Троица умерших; Велик четверг; Великоденный четверг; Зеленые святки; Тюльпа; Семуха; Мавский Велик день; Навская Троица; Рипей; Сухий четверг
Традиции:   Обряд кумления; обряды вокруг березы; поминовение «заложных» покойников

Народный праздник Семик отмечается в седьмой четверг после Пасхи, за 3 дня до Троицы. В 2023 году он выпадает на 1 июня. Другое название – Русалчин Велик день – праздник получил за то, что в это время совершались ритуалы прощания с весной – Похороны русалок.

Содержание статьи

  1. История
  2. Традиции и обряды
  3. Приметы

История

Праздник представляет собой незримую грань между весной и летом. До христианства Семик считался одним из главных дней в году. К его празднованию готовились заранее. После прихода православного христианства праздник не перестали отмечать. Ведь главным было не столько встретить лето, сколько помянуть умерших, к которым на Руси во все времена относились с особым трепетом и почтением.

«Заложные покойники», которых поминают в этот день – это те, кто умер не своей смертью: закончил земной путь внезапно или от руки убийцы. К ним относят утопленников, висельников, самоубийц, некрещеных, пьяниц, нераскаявшихся грешников, ведьм и колдунов. Они не могут найти упокоение и продолжают ходить по земле. Считается, что именно эти застрявшие между мирами души становятся слугами нечистой силы и обладают демоническими силами.

Сам термин «заложный» происходит от обряда захоронения «нечистых» покойников. Часто их хоронили лицом вниз и закладывали тело ветками и камнями. Существует также версия, что это слово образовалось от положения застрявшей души, которая блуждает по земле как заложник и не может ничего с этим поделать.

Традиции и обряды

В этот народный праздник подросших девочек принимают в компании девушек, проводят обряд кумления (женские посиделки, выбор задушевных подруг) и учат гаданиям на суженого.

Много внимания уделяется березе как символу неисчерпаемого источника жизненных сил. Вокруг нее люди водят хороводы, проводят обряды на плодородие и хороший урожай, завивают на ней венок, который через три дня расплетают. Девушки наряжают березы лентами, платками, бусами и венками из полевых цветов.

После обеда празднование переходит на погост. Люди украшают могилы предков веточками березы и устраивают поминальное угощенье. В этот день (в некоторых областях перед праздником) в первую очередь поминают души «заложных» покойников, затем родственников.

Семик – единственный день в году, когда можно заказать панихиду по «заложному» покойнику, которого церковь по каким-либо причинам отказалась отпевать при погребении.

Приметы

Если посеять в этот день ячмень, он даст хороший урожай.

Нельзя мыть, стирать, полоскать, купаться в этот день и лучше держаться подальше от воды, чтобы не накликать утопленника.

Нельзя шить или затевать большой работы, ходить одному в лес.

Какого числа Семик в 2024, 2025, 2026 году

2024 2025 2026
20 июняЧт 5 июняЧт 28 маяЧт

Другие праздники

Праздники России

Читать ~3 мин.

Сколько просмотров за сегодня: 1
Сколько всего было просмотров: 49636

У нас на слуху, в основном, зимние рождественские святки. Однако есть еще так называемые Зеленые святки, выпадающие на Троицкую неделю.

Главным днем Зеленых святок является Семик. В этот день принято поминать «заложенных» покойников – людей, умерших неестественной смертью. Расскажем, когда будет отмечаться Семик в 2023 году, как зародились обычаи празднования и каковы его традиции.

Когда отмечается Семик в 2023 году

Высчитать дату Семика несложно: после окончания Пасхи необходимо отмерить седьмой четверг, он наступает за три дня до Троицы, когда провожают весну и встречают лето. Семик в 2023 году выпадает на 1 июня. Это будет сорок седьмой день после Пасхи.

История праздника Семик

При подготовке к празднику Семик в 2023 году, хорошо бы внимательно изучить его историю и традиции. В дохристианские языческие времена, когда официального годового календаря еще не существовало, именно Семик отождествлял собой переход от весны к лету. Праздник настолько органично вошел в народные обычаи, что и после принятия христианства на Руси его продолжали почитать. Ведь поминовение умерших и ушедших из жизни всегда было у наших предков значимым ритуалом.

В конце XIX – начале XX века девушки Центрального региона России отмечали праздник семицко-троицкими гуляниями. Эти традиции зафиксированы в архивных рукописях Императорского Российского Географического Общества и на художественных полотнах. Был распространен Семик у приволжских народов – марийцев и чувашей.

История праздника Семик

А. Грачев. Семик, или Гулянья в Марьиной роще. Фото: wikipedia.org

Интересна история праздника Семик на различных российских территориях. В Западной Сибири на берегах Оби Семик широко отмечался до середины двадцатых годов прошлого века. А в некоторых отдаленных местах региона традиция праздновать Семик сохранялась практически до новейшего времени — 90-х годов прошлого века. Зеленые святки и в 2023 году могут широко отмечать, например, в сельских районах  Новосибирской области. Даже если название праздника Семик уже и не упоминается, некоторые основные традиции его в народе продолжают жить.   

Традиции праздника Семик

На картинах, изображающих проводы весны и Зеленые святки, чаще всего присутствуют молодые девушки. На Семик среди подросших девочек проводили обряд кумления. Юные барышни выбирали себе задушевных подруг, учились гадать на суженого. Символ Семика – береза как олицетворение жизненной энергии. Вокруг нее водили хороводы во имя предстоящего хорошего урожая. На дерево повязывали ленты, платки, бусы.

Березовыми ветками украшали на кладбище могилы умерших родственников. В некоторых областях в этот день приоритет отдавали поминовению «заложенных» покойников. Сначала поминали их души, а только после этого души своих родственников. Семик – единственный день в году, когда можно заказывать панихиду по покойнику, которого церковь отказалась отпевать при погребении.

При изучении традиции праздника Семик можно вновь обратиться к опыту регионов, накопленному в течение столетий. Например, на берегах Вятки на Семик на кладбищах устраивались в честь утопленников буйные поминки. А вот на Смоленщине в Семик даже запрещалось подходить к реке и, конечно, стирать и полоскать белье во избежание появления в деревне утопленников.

Популярные вопросы и ответы

Что обычно сеяли в Семик?

Зеленые святки предназначены были, в основном, для сеяния ячменя. При этом для этого праздника характерны различные аграрные ритуалы. Молодежь гуляла возле посевных площадей, проводила игры с колосками, славила будущий урожай.

Какие еще есть названия у этого праздника?

Как у всех народных, берущих свое начало в глубокой древности, праздников, у этой даты множество других названий. Значение их скрыто в глубине веков. Основное альтернативное название – Русалчин Велик день — произошло из-за того, что именно на эту дату намечались Похороны русалок, ритуальный обряд, символизирующий прощание с весной. 

Другие названия памятной народной даты начала лета: 

●      Троица умерших;
●      Велик четверг;
●      Великоденный четверг;
●      Тюльпа; Семуха;
●      Мавский Велик день;
●      Навская Троица;
●      Рипей;
●      Сухий четверг.

Становится совершенно ясно, что названия дню давались представителями различных российских областей и территорий. Изучение обычаев предков представляет собой немалый интерес для историков и краеведов нашей страны.

Семик — праздник христианский, отголосок Руси языческой

Семик — один из самых ярких праздников раннего христианства, упоминание о котором встречается еще в летописях XII века. Но не старайтесь найти дату Семика в православном календаре. Его там нет. Почему? Разберемся. А заодно узнаем лучше, что это за праздник и, как связаны Семик и Троица.

Семик - Заленые святки

Праздник на Руси: история и смысл

В четверг перед Троицей, за три дня до святого праздника, отмечали предки наши Семик, то есть седьмой четверг. Провожали славяне весну и, встречая лето, надеялись на щедрый урожай. Проводили обряды, закладывая в них глубокий смысл бесконечного круговорота от момента рождения до смертного часа. Семик завершал переходный период от весны к лету, который открывала щедрая Масленица.

Оба праздника перекликаются между собой тем, что имеют давние корни и выросли на почве язычества. Православная церковь не приветствовала поклонение силам природы, веру в нечистую силу и потому всячески противилась подобным празднествам. Искоренить начисто память о Семике в народе не удалось, но получилось перетянуть внимание на Троицу, изменив смысл события и значение праздничных обрядов на Руси.

Какого числа отмечают и сколько длится Семик

День Семика определить легко — это четверг за три дня до празднования Святой Троицы. С него начиналась неделя, называли которую Семицкая или Зеленые святки. В текущем 2022 г. дата начала выпадает на 9 июня. Но помните, что православная церковь не считает сие событие праздником.

Даты на ближайшие годы и прошлых лет

Даты празднования Семика

Семик или Зеленые святки: традиции и символы

Плетение березовых венков

Обряды на Руси, которые проводились на Семицкой неделе, неразрывно связаны с березой — священным деревом славян. Молодые и совсем юные девицы собирались в березовой роще, чтобы поводить хороводы, попеть и повеселиться. Но обязательным действом этого события было плетение венков. Тонкие веточки дерева, сплетенные в кольцо, символизировали жизненный цикл, где женщинам отводилась роль продолжательницы рода. Девушки верили в силу природы, которая наделит их способностью к деторождению.

Тонкую березку, срубив, наряжали в женское платье. Проносили с почестями, как дорогую гостью, по улицам. Ставили в центре деревни, украшали веточки лентами и незатейливыми поделками. В Духов день дерево топили или сжигали. Тем самым символизируя круговорот: рождение — жизнь — смерть.

Зелень березы сушили и хранили год как оберег. Люди верили, что магическая сила, заложенная в ней природой, поможет избежать неурожая, голода и мора от болезней.

В эти дни проходила массовая заготовка полезных трав на весь последующий год. Считалось, что собранная в положенный срок зелень, обладает особыми свойствами.

Кумление

Девушки проводили обряд кумления. Через венок, сплетенный из зелени молодой березки и украшенный крестиком, молодки целовались и обменивались платками, бусами или колечками в знак особого душевного родства и верной дружбы. Становясь кумами, они как бы совершали переход из девичества в категорию женщин, способных к рождению ребенка.

Поминовение

Еще одной значимой особенностью Семика был обычай поминовения усопших. Но он отличался от подобного, принятого на Троицу. В Семицкую неделю вспоминают тех, кто стал жертвой убийцы, совершил суицид, утонул, замерз, скончался во время эпидемий, столь частых в те годы. Тела таких покойников свозили в дома, называемые скудельниками или гноищами, и хранили их в холодных подвалах. В Семик непогребенные отпевались и предавались земле. Чтобы достойно похоронить тех, кого постигла неестественная смерть, собирались всем миром и каждый старался помочь в меру своих возможностей: деньгами или трудом, роя могилы, обряжая покойников. А потом устраивались поминки для всех присутствующих.

Русалии

Часто дни, следующие за Святой Троицей, называют Русальной неделей или Русалии. Многие сказания и легенды того времени посвящены русалкам, имеющим крепкую связь с духами воды и растений. Предки современных славян верили, что в эти дни жительницы рек выходят в мир людей и блуждают в поисках жертвы. Встретят девушку — защекочут до смерти. Встретят парня — доведут до беспамятства, очнется молодец, а вырваться из плена водяной нимфы уже не в силах. Ритуалы, совершаемые на Русальной неделе, часто носили отпечаток непристойности и разгула эротического характера, что строго осуждалось церковью.

Приметы и поверья

  • Незамужние девицы во время Зеленых святок пускали на воду венки, веря в примету: поплывет он и не утонет, значит, жди сватов на порог в этом году.
  • Женщины постарше старались в эти дни собрать побольше Кукушкиных слез — растения, которое должно было сохранять и усиливать любовь ненаглядного муженька вплоть до следующего сбора трав.
  • После ритуала кумления девушки собирались за столом, чтобы угоститься принесенными из дома кушаньями. Обязательное блюдо — яичница как символ солнца, плодородия и достатка. К столу допускались юноши, которым запрещалось присутствовать при обряде кумления.
  • Покойников, которых отпевали и хоронили на Семик, называли “заложными”. По-разному трактуется смысл этого слова. Иногда ссылаются на факты, когда тело умершего “закладывали” в могилу лицом вниз. По другой версии, считается, что душа умерших насильственной смертью — заложник сложившихся обстоятельств, и поэтому вынуждена блуждать в пространстве и времени.

История Семика — это наши корни и путь становления веры. Языческое торжество не вписалось в календарь православных праздников. Но наложило отпечаток на празднование светлого дня Святой Троицы и оставило в наследство красивые традиции, связанные с символом русичей — белоствольной березой и обряды поминовения тех, кто навсегда покинул грешную землю.

9 июня 2022 года проходит народный праздник Семик или Зелёные святки. Что нельзя делать в этот день, народные приметы, праздники 09.06.2022. Что делать можно, старинные традиции, поверья, обряды, обычаи, запреты и предписания.

9 июня 2022 года что нельзя делать

Нельзя в одиночку ходить в лес, поля и луга, дикие и незнакомые места, особенно посещать водоёмы. Не стоит купаться даже в компании, проводить время рядом с водой. По поверьям, на Зелёные святки неистовствуют русалки или мавки, которые могут поймать, защекотать, утащить на дно или зло подшутить, навредить. Можно легко заблудиться, попасть в неприятности, встретиться с угрозой в виде диких животных, оказаться в ловушке.

Русалка на озере летом

Нельзя водить скотину в лес — может пропасть, заблудиться, нечисть уведёт.

Нельзя купаться вплоть до следующего четверга, а ещё лучше до начала Петрова поста, когда заканчивается разгул водяной и лесной нечисти, и их можно уже не бояться.

Нельзя мыться, принимать душ или ванну, ходить в баню, стирать или полоскать бельё, мыть посуду, совершать другие действия и работы с использованием воды. Согласно представлениям, любая вода в этот день может быть источником нечистой силы.

Нельзя шить, вязать, заниматься другими видами рукоделий.

Все заботы по дому нужно отложить на следующий день, как и работу в саду, на огороде. Лучше не тревожить природу, землю, растения. Этот день больше предназначен для праздника, отдыха, традиционных мероприятий, веселья и гаданий. Однако можно сеять ячмень.

Нельзя рубить деревья, рвать понапрасну траву. Ломали зелёные веточки берёзы, но взамен оставляли подарок — завязывали ленточку, цветную тряпочку. Также рвали цветы, но не просто так, а именно для украшения дома, венков, букетов, обрядов, ритуалов. Если такой надобности нет, к растениям лучше не притрагиваться.

Не рекомендуется заниматься крупными работами. Лучше отказаться от ремонта, строительства, починки инструментов.

Нельзя ходить на охоту и рыбалку. Разгулявшиеся в этот день духи лесов и водоёмов могут наказать.

Нельзя пол мести, выбрасывать мусор из дома — ссоры и скандалы будут происходить регулярно.

Рядом с водоёмами нельзя ругаться, повышать голос, проявлять злой характер. Водяным духам это не понравится, человек будет наказан.

9 июня 2022 года что можно делать

У народного праздника множество названий, самыми известными из которых являются Семик и начало Зелёных святок. Помимо этого, его также называют «Русалчин день», «Велик четверг», «Мавский Велик день» и др. Дата каждый год меняется, так как праздник проходит в четверг перед Троицей.

В первую очередь Семик связан с окончательными проводами весны и встречей лета. Особое внимание уделялось разнообразным традиционным обрядам и ритуалам.

В Семик начинаются Зелёные святки. По поверьям, активизируются русалки, потому нужно быть крайне осторожными в лесах и рядом с водоёмами. Разгул русалок наблюдается с Семика и до следующего четверга, или до начала Петрова поста. По другим поверьям, русалки начинают выходить из воды на сушу после Вознесения.

Русалок задабривали, бросали в воду угощения, украшения, венки и цветы, вешали на деревьях рядом с водоёмами красивые ленточки, платочки, женскую одежду, а также детскую одежду для русалочьих деток.

День является поминальным. Рекомендуется помянуть тех, кто умер не своей смертью, то есть «заложных покойников». Умершие не своей смертью могут оказаться в услужении нечистой силы, и если их не помянуть, не задобрить, они начнут вредить людям, способны наслать засуху, неурожаи, град, пугать людей и так далее.

Девушки проводили обряд кумления, то есть особые игры и действия, направленные на выбор лучших подруг, признаний в дружбе. Подросших девочек принимали во взрослую компанию девушек.

Особым вниманием пользовалась берёза. Вокруг этого дерева водили хороводы, украшали ствол и веточки разноцветными ленточками, бусами, платками.

Традиционным было посещение кладбища, где совершались поминальные действия. Могилы украшали берёзовыми ветками, оставляли угощения.

Устраивались игры с ряжением. Молодёжь надевала старые тряпки и маски, изображая русалок, чертей и демонов. Таким образом путали нечисть, чтобы она не нападала на людей, держалась от селений подальше.

Зелёными ветками берёзы украшали улицы и дома. Пол в церквях устилали свежей травой.

Проводились разнообразные обряды и ритуалы для урожая, здоровья скота, приплода, счастливого и лёгкого лета.

В Семик стоит сходить в церковь, заниматься благими делами, не грустить и не страдать, а веселиться и радоваться, провести день с молитвами и в хорошем настроении. В этом случае день пройдёт правильно, принесёт человеку всё только самое лучшее и хорошее.

Родившиеся в этот день окружают себя множеством знакомых. Многообразие интересов — их конёк. Им постоянно нужны источники информации, беседы, встречи и общение. Обладая великой тягой к знаниям, они готовы освоить фактически любую профессию в сжатые сроки. Из них выходят талантливые актёры, хорошие менеджеры, торговцы, бухгалтера, адвокаты и учёные.

Сон в ночь на 9 мая может быть вещим. Особое внимание обратите на те события из сновидения, которые вызвали у вас яркие эмоции, тревожность или страх. В этих событиях, образах, символах может заключаться ответ на важный вопрос или намёк на грядущие события.

Народные приметы на 9 июня 2022 года

  • Утром много росы — к солнечному дню.
  • Ненастная погода — осень будет дождливой.
  • Грачи много времени проводят в траве — к дождю.
  • Вороны раскричались — к непогоде.
  • Вода в реке визуально будто почернела — перед грозой.
  • Цветки жимолости не пахнут — к засухе.
  • В солнечный день сильно стучит дятел — к дождливой погоде.
  • Духота утром — быть ненастью.
  • Роса долго не пересыхает — перед грозой.
  • При ясной погоде червяки выползают на поверхность — к грозе.

Какой праздник 9 июня 2022 года

Какие праздники проходят 09.06.2022 в России и мире. Профессиональные, необычные, церковные православные, народные, знаменательные, кто родился в этот день из знаменитостей.

  • Международный день друзей.
  • Международный день архивов.
  • Международный день аккредитации.
  • Семик или Зелёные святки (народный переходящий праздник).
  • Федорин день (народный праздник).
  • В православной церкви отмечается память святых: епископа Сардийского священномученика Ферапонта, преподобного Ферапонта Белозерского, преподобного Ферапонта Монзенского, праведного Иоанна Русского, мученицы Феодоры девы и мученика Дидима воина, обретение мощей преподобного Нила Столобенского, перенесение мощей митрополитов Московских святителей Киприана, Фотия и Ионы.
  • В православии проходят именины или день ангела у следующих имён: Иван, Иона, Киприан, Нил, Фёдор.
  • День пускания мыльных пузырей.
  • День Дональда Дака.
  • День Кораллового треугольника (экологический праздник).
  • Международный день кельтского искусства.
  • Всемирный день антифосфолипидного синдрома.
  • День южноамериканского футбола.
  • В 1719 году Пётр I поделил российские губернии на провинции и уезды.
  • В 1822 году Чарльз Грэм запатентовал искусственную челюсть.
  • В 1883 году в Москве открылся Исторический музей.
  • В этот день родились великие люди, исторические деятели и знаменитости: русский царь Фёдор III Алексеевич (1661-1682), русский царь Пётр I Великий (1672-1725), канадский актёр Майкл Джей Фокс (1961), американский актёр Джонни Депп (1963), российская актриса Елена Панова (1977), американо-израильская актриса Натали Портман (1981).

(Семик и семицкая неделя)

Седьмая неделя после Пасхи, известная в народе под именем Семицкой и Троицкой, еще и в настоящее время в разных местах России сопровождается особыми празднествами и обрядами. Эти обряды ведут свое начало со времен глубокой древности, кажется, с самых первых дней существования русского народа, и по своему составу и характеру представляют собой любопытное смешение крайних противоположностей – веселья и плача, христианства и язычества.

В древней Руси эта неделя носила название «Русальной» недели. В киевской летописи, по поводу смерти св. князя Владимира, в 1015 году, замечено, что он скончался «мая в 10 день Русальныя недели». Название это стоит в прямой зависимости от русалок, которые, по народному поверью, в безчисленном множестве населяют реки, пруды и озера и подчинены одному дедушке-водяному. В седьмую неделю после Пасхи они выходят из своих подводных жилищ и до Петрова дня странствуют по земле. Здесь они витают в лесах, выбирая себе приютом старые деревья, особенно дубы, качаются на древесных сучьях или разматывают пряжу, похищая ее у крестьянок, которые ложатся спать без молитвы. В полночь, при свете луны, они со смехом и шумом плещутся на поверхности воды, и в Русальную неделю, особенно в Малороссии, никто не осмеливается купаться в реке и хлопать в ладоши. В южной России русалки почитаются за души младенцев, умерших без крещения. Там суеверные поселяне утверждают, что огни, видимые ночью на многих древних курганах по северным берегам Черного моря, разводятся днепровскими русалками для того, чтобы приветливым блеском заманить странников к крутизне и низвергнуть их в пучины днепровские. Накануне Троицына дня русалки, по мнению малороссов, начинают бегать по ржи и хлопать в ладоши, аукать в лесах и с хохотом звать к себе прохожих, чтобы красивых девушек и парней завести в чащу леса и там защекотать до смерти.

Исстари же с этой неделей соединялись народные игрища в лесах и на берегах рек и разные другие обряды. Во времена Стоглава существовал обычай, состоявший в том, что некоторые «невегласи» попы в Великий четверг клали соль под престол и держали ее там до седьмого четверга после Пасхи, а потом раздавали эту соль «на врачевание людям и скотам».

Тогда же существовал другой обычай, относившийся к субботе накануне Троицына дня, когда мужчины и женщины собирались на кладбищах и плакали над могилами «с великим кричанием». Одновременно с плачем начинали играть скоморохи, «гудцы и прегудницы», плачь скоро сменялся скаканьем и плясками, и развеселившиеся начинали бить в ладоши и петь «сатанинския песни».

В больших городах, как в Москве, этот обычай посещать кладбища на Троицкой неделе превратился в замечательный обряд погребения в самый семик, или четверг седьмой недели, всех умерших несчастной смертью. Для этой цели за городом отводились особыя места, называвшиися убогими домами, жальниками, буйвищами, гноищами или просто скудельницами, по примеру села Скуделнича в Иерусалиме для погребения странников. На убогих домах устраивались сараи с одной большой могилой. Сюда свозились тела всех умерших насильственной или внезапной смертью и потому не воспользовавшихся перед кончиной молитвами и таинствами Церкви. Здесь же полагались тела казненных, утонувших, сгоревших, замерзших, погибших от убийц, странников, нищих и вообще всех не принадлежавших ни к какому приходу и потому не нашедших себе места ни на одном из приходских кладбищ. В 1619 году патриарх Филарет приказал хоронить на убогих домах также тех, «которые вина обопьются, или зарежутся, или с качелей убьются, или купаючись утонут, или сами себя отравят, или иное какое дурно сами над собой учинят». Последний патриарх Адриан несколько ограничил это правило Филарета: «самоубийц и убитых на разбое и воровстве не класть на кладбищах и убогих домах, но зарывать в лесу или в поле без поминовения в семик, наказывал он поповским старостам. «Если же вор и разбойник при смерти будет исповедан и причащен св. тайн, то их положить без отпевания в городе в убогом дому, где такие воры и разбойники кладутся». Со времени царствования Петра I на убогие дома свозили трупы анатомированных в госпитале.

В общей открытой могиле на убогом дому собиралось таким образом множество непогребенных тел. Для охраны их у сарая стояла сторожка, в которой жил божедом (божатый, богорадный)19. Под его охраной тела лежали до четверга седьмой недели после Пасхи, то есть до семика, или же до праздника Покрова Богоматери. Только в эти два дня в году и предавались земле все свезенные на убогий дом, так как, по объяснению Максима грека, «погребения ради утопленнаго и убитаго бывают плодотлительныя стужи земных прозябений». Иныя причины такого редкого погребения предполагали иностранцы, посещавшие Россию и не вникавшие в поверья русского народа. «Зимой, – говорит Флетчер, – в России земля от холода так отвердеет, что нельзя рыть могилы, поэтому все трупы свозят на общественное место, называемое Божьим домом, где они замерзают от стужи. При наступлении весны и по разстаянии льда предают их земле, прикрыв их наготу одеждой, при чем совершаются молитвы об усопших». Сам порядок свезения тел на убогий дом описывает Коллинс. «Тела убитых и замерзших, – говорит он, – привозятся в Земский приказ, где выставляются на три или четыре дня. Если не найдется родственников и знакомых, отвозятся в большое подземелье со сводами, называемое Божиим домом. Там складывают по сту и по двести трупов, которых священники весной отпевают, засыпав землею».

В Москве было несколько убогих домов: при церкви св. Иоанна воина, на Божедомке, святителя Николая Божедомского, в Звонарях, Пятницы Божедомския, Успения Божией Матери на Могильцах, при Покровском монастыре на убогих домах и др. Сюда-то в семик (и в праздник Похрова Богородицы) бывал крестный ход из соборов и монастырей для совершения общей панихиды.

«В четверток 7 недели по Пасхе, – читаем в записи XVII века, – посылает патриарх властей к Убогим домам, да с ними архимандритов и игуменов отпевать над умершими: Андроньевской архимандрит, Даниловской игумен, протопоп Черниговской с собором да Рождественской протопоп из-под колоколов с собором за Яузу; за Сретенския ворота: архимандрит Петровской, игумен Сретенской, протопоп Покровский со рву, протопоп Александровской с собором». За крестным ходом следовали многочисленные толпы благочестивого народа и нищих. Целью их путешествия было желание предать христианскому погребению тела умерших, лишенных его в свое время и свезенных в общую могилу Убогого дома. Погребение и поминовение их на личный счет богомольцев-благотворителей было исконным обычаем русского семика. После погребения следовала общая панихида, за которой поминались души рабов «от неизвестной смерти умерших, их же имена Ты Сам, Господи, веси». Вслед за панихидой доброхоты раздавали щедрую милостыню собравшимся там нищим на помин погребенных. Этим заканчивался благочестивый обычай семика. В следовавшие затем дни, особенно в глухую осень и суровую зиму, снова собирали по московским пустырям, захолустьям и переулкам безвестные трупы и отвозили их в Убогий дом до следующего семика: «там ночь велика, спи до семика», говорилось в одной старинной песне. Этот обычай прекратился с уничтожением Убогих домов, в конце прошлого века, после московской чумы, когда в городах заведены были особые кладбища и запрещено хоронить при приходских церквах. До настоящего времени сохранился лишь обычай в некоторых городах собираться в семик на одно из городских кладбищ и там, над могилами погребенных, служить панихиду о всех погибших несчастною смертью и оставшихся безвестными при погребении. Такая панихида в семик служится, например, в Смоленске на кладбище Петропавловского прихода.

Помянув таким образом покойников в Убогом доме, русский народ в старину, как и теперь, переходит к увеселениям семика. Теплое весеннее время, распустившиеся зелень и цветы давали обильный материал для народных увеселений и игр. Семицкая неделя поэтому называлась «зеленою» или «зелеными святками». Гаданья были необходимой принадлежностью семика, как и зимних святок. По раздолью и веселости семик ставился рядом с масленицей. На лубочных картинах он принимает к себе в гости масленицу и величает ее самыми разнообразными прибаутками:

Душа моя масленица,

Перепелиные твои косточки,

Бумажное твое тело,

Сахарные твои уста,

Сладкая твоя речь,

Русая твоя коса.

Тридцати братьям сестрица,

Сорока бабушкам внучка,

Трех матерей дочка.

Как и масленица, семик называется «честным» семиком и признается одним из лучших весенних праздников. Из его увеселений особенно выдаются: ношение древесных ветвей, завивание и развивание венков, гадание в рощах и на водах.

На семицкой неделе и на самый семик народ целыми толпами отправляется в поля и рощи, собирает разные травы, преимущественно благовонные: чабер, мяту, зорю и калуфер, – рубить молодые березки и другие деревья. В то же время по городам и селам стены внутри домов убираются древесными ветвями, полы устилаются скошенной травой, окна – пахучей зеленью и цветами. По дворам и улицам устанавливаются в землю целые ряды березок, липок и кленов, так что города и деревни превращаются на несколько дней в зеленые сады. В Малороссии эта семиковая зелень называется «клечаньем» откуда, и семицкая неделя получила особое название клечальной. Сами празднества семицкие справляются народом в лесах, на тенистых берегах рек или под тенью нарубленной зелени у домов. В старину, в ожидании семика, готовили кушанья, красили в желтый цвет яйца, пекли караваи, сдобники, драчены и яичницы. В рощах все это съедали и затем начинались песни, пляски и хороводы. Навеселившись и наигравшись, заламывали березку и украшали ее лентами и разноцветными лоскутками. С веселыми песнями целые толпы народа носили по улице разукрашенную березку, при чем все участники и себя украшали венками из ландышей и незабудок, из березовых и липовых ветвей. В конце прошедшего века и по Москве еще носили березки, разукрашенные лентами, разными яркими лоскутками и красными платками, с песнями, бубнами, с балалайками и с прочими громкими, ухо режущими простонародными музыкальными орудиями; почти у каждого дома и на дворе стояла березка, отеняющая стол с яствами и питьем. У почтамтской больницы стоял большой вяз, к которому, в день семика, сходились каретники, басанщики и др. петь, пить и плясать20. С течением времени все семицкое гулянье в Москве сосредоточилось в Марьиной роще, когда к ней было перенесено кладбище.

Молодежь, особенно парни и девицы, проводили семик в занятиях и играх, более соответствовавших их юным думам и желаниям. Семик – девичий праздник по преимуществу; отсюда его необходимая принадлежность – завиванье венков и гадание ими.

Собравшись вместе, молодежь отправлялась в рощу и там выбирала березку и украшала ее лентами. Вокруг нее начинались хороводы. Здесь же выбирались другие березки и с песнями сплетались попарно верхушками. Девушки тоже попарно подходили к ним и кумились-целовались сквозь листву, приговаривая:

Покумимся, кума,

Покумимся!

Нам с тобой не браниться,

Вечно дружиться.

Из зеленых ветвей и цветов девушки сплетали себе венки и тоже целовались-кумились, приговаривая: «здравствуй, кум и кума, березку завивши!» В некоторых местах (Костр. губ.) при этом кумовстве девушки обменивались кольцами и серьгами. Повесив свои венки на разукрашенную березку, девушки переходили к песням и хороводам. В этих хороводных песнях звучало уже не одно беззаботное веселье, но весьма заметно и ярко обрисовывались девичьи думы и чувства. Хоровод служил выражением заветных девичьих желаний и тайных дум о суженом. Около суженого вращались все хороводные песни. Как на типичную из них можно указать на хороводную:

Царь по городу гуляет,

Царь царевны своей ищет

Нагулявшись и наигравшись в лесу, девушки забирали свои венки и отправлялись с ними на берег ближайшей реки. В некоторых местах, впрочем, семицкие венки оставляли до Троицына дня. Направляясь к реке, девушки пели:

Пойду на Дунай реку,

Стану на крутом берегу,

Брошу венок на воду.

Отойду подале, погляжу,

Тонет ли, не тонет ли

Венок мой на воде.

Расположившись на берегу, подруги одновременно бросали на воду свои венки, замечали, как вода их уносит, и потом по быстроте и порядку движения венков гадали о грядущей своей судьбе. Потонет ли венок или нет? На одном ли месте он остановится или поплывет в сторону? Чей венок плывет впереди и чей остается назади? Нередко случалось, что влюбленные как будто нечаянно бросали свои венки вместе. Догадливые люди по сближению таких венков на воде нередко угадывали о близкой свадьбе. Бывали примеры, что матушки никогда не отдавали своих дочек за таких суженых, чьи семицкие венки потонули в воде. По замечаниям старушек, такие суженые или скоро умирают, или спиваются с круга. Ленты, которыми наши бабушки перевивали семицкие венки, сохранялись всю жизнь. Когда они выходили замуж этими лентами связывали венчальные свечи.

Семицкие увеселения так широко были распространены у нас в старину, что ими любили потешаться не только боярышни, но и царицы. Императрицы Елизавета и Екатерина любили смотреть в ямских слободах на семицкие хороводы и раздавали девушкам разные подарки: серьги, бусы, ленты, а мужчинам платки, кушаки и т. п. Императрица Елизавета, когда была еще великой княжной, сама участвовала в хороводах, одетая в парчовый сарафан, в брильянтовых серьгах и в жемчужных бусах. Вообще семик был одним из самых любимых и почетных народных праздников. В одной старинной песне народ пел:

Как у нас в году три праздника:

Первый праздник – семик честный,

Другой праздник – Троицын день,

А третий праздник – купальница.

Наше время, к сожалению, не удержало за семиком старинной простоты и искреннего, чистого веселья. Чтобы видеть их теперь, нужно отправляться в глушь наших отдаленных деревень и сел, где и набожность сильна в своей простоте, и веселый дух народный не тронут еще трактирной цивилизацией.

Дата события уникальна для каждого года. В 2023 году эта дата — 1 июня

Семик (Зеленые святки) Семик. Обряд кумления (19 век, )

Семик (Зеленые святки) являлся главным рубежом между весной и летом. В народном календаре, с принятием христианства, к этим дням был приурочен праздник Троицы. В обрядах Зеленых святок приветствовали лето и начало летних полевых работ.

Цикл Зеленых святок состоял из нескольких обрядов: внесения в село березки, завивания венков, кумленья, похорон кукушки (Костромы или русалки). Березка являлась символом неисчерпаемой жизненной силы. Как и во время зимних святок — колядок, во всех обрядах участвовали ряженые, изображавшие животных, чертей и русалок. В песнях, исполнявшихся во время Зеленых святок, можно выделить две основные темы: любовную и трудовую. Считалось, что подражание трудовой деятельности обеспечивало благополучие будущих полевых работ.

Во время исполнения песни «Ты удайся, удайся, мой лен» девушки показывали процесс сеяния льна, его прополки, уборки, чесания и прядения. Пение песни «Мы просо сеяли» сопровождалось движениями, в которых участники воспроизводили процессы сева, сбора, молотьбы, засыпания в погреб проса.

В древности обе песни исполнялись на полях и выполняли магическую функцию. Позже ритуальный смысл был утрачен, и их стали петь в местах гуляний.

В дом было принято приносить ветки березы и букеты первых цветов. Их сушили и хранили в укромном месте весь год. После начала жатвы растения клали в житницу или подмешивали к свежему сену. Из листьев деревьев, собранных во время праздника, вили венки, клали их в горшки, где высаживали капустную рассаду. Считалось, что троицкие растения обладают магической силой.

Чтобы обеспечить высокий урожай, иногда служили специальный молебен. С ним связан обычай «плакать на цветы» — ронять слезинки на дерн или пучок цветов.

После завершения специальных молитв все участники отправлялись на кладбище, где украшали ветками березы могилы и устраивали угощение. Помянув умерших, уходили домой, оставив на кладбище еду.

Зеленые святки завершались обрядом похорон или проводов Костромы. Образ Костромы, связан с завершением зеленых святок, обряды и ритуалы часто принимали форму ритуальных похорон.

Кострому могла изображать красивая девушка или молодая женщина, наряженная в белое, с дубовыми ветками в руках. Ее выбирали из участвующих в обряде, окружали девичьим хороводом, после чего начинали кланяться, оказывать знаки почтения. «Умершую Кострому» укладывали на доски, и процессия перемещалась к реке, где «Кострому пробуждали», а празднование завершалось купанием.

Кроме того, обряд похорон Костромы мог проводиться с чучелом из соломы. В сопровождении хоровода чучело носили по деревне, а затем закапывали в землю, сжигали на костре или бросали в реку. Считалось, что на следующий год Кострома воскреснет и снова придет на землю, принеся плодородие полям и растениям.

Дата в 2021 году 17 июня 2021 года, Четверг
Церковное название: Велик четверг, Великоденный четверг, Троица умерших
Значение: Поминальный четверг пред Троицей, встреча лета
Другие названия: Тюльпа, Семуха, Русалчин Велик день, Мавский Велик день, Навская Троица, Рипей, Сухий четверг
Традиции: Поминальные обеды на кладбище, обряды с березой, кумление девушке-подростков

Семик праздник, который до введения на Руси христианства считался одним из самых больших и радостных. Это был праздник начала лета, совершались обряды на урожай, воспевались песни к березе – символу лета и плодородия. У праздника нет постоянной даты, он отмечается за три дня до Троицы, то есть седьмой четверг после Великого Воскресенья, отсюда и название Семик (от слова семь).

История уходит во времена еще до христианства. С наступлением тепла, верили, что в канун праздника выходят из воды русалки. С этим поверьем было связано много страшных примет и запретов. Вера внесла свои коррективы в праздник, и он заиграл новыми красками, добавились поминальные обряды на кладбище, дополнились приметы на урожай, песни и молитвы.

Традиции и обряды:

С самого утра собиралась с деревень молодежь, и шли гурьбой в лес завивать березы. Обряды с березой остались еще со древней Руси, дерево и по сей день считается символом плодородия и лета. Находили самую кудрявую березу, отламывали от нее большую ветку, каждая девушка должна была повесить на нее свое украшение – ленточку, бусы, сережку, платок, лоскуток. Вокруг украшенной березки водили хороводы и пели песни об урожае, показывая действа работы в поле.

В некоторых областях России заплетались косы прямо на растущих березах – их наклоняли и вплетали в их ветви травы. На Троицу ходили расплетать. Девушки плели венки из березовых прутьев и гадали по ним. Если сохранить венок до Троицы, он подскажет, какой будет любовь. Завядший венок указывал на быстрые и ненадежные чувства. Свежий венок обещал крепкие и долгие отношения. Еще их бросали в воду, на Русалчин Велик день. Если венок тонул – ходить еще год незамужней (иногда предсказывал и смерть), если всплывал венок – это к скорому замужеству и большой удаче.

Проходили обряды кумления. Такое название тоже происходит от березы, которую называли кумой после того как украшали. Кумлились девочки-подростки, которые вступали во взрослую девичью жизнь. Нужно было выбрать себе подругу, сплести венок, украсить его обеим подружкам и поцеловать друг друга сквозь венок. Такой обряд обещал крепкую и верную дружбу двух «кумушек».

Важным обрядом на урожай была яичница, которая готовилась там же в лесу и считалась символом плодородия. С той же целью выпекались Козули – лепешки с яйцами в виде веночка. Скорлупа после приготовления в этот день считалась целебной, ее высушивали, толкли в порошок и хранили в специальном мешочке.

Устраивались поминальные обеды на кладбище. Могилы украшались ветками берез и венками. Велик четверг – единственный день в году, когда можно заказать панихиду на умершего не своей смертью. Таких людей называли «заложными» (души заложники), умерших не своей смертью, внезапно от болезни или убитых.

В некоторых регионах страны березу одевали как девушку и «водили» по деревне. Береза «заходила» в каждый дом, важно было ее угостить наудачу. В конце праздника березку бросали в реку, сжигали или закапывали в землю – прощались с ней.

Несмотря на яркий и веселый праздник, приметы в этот день были мрачными:

  • Старые поверья о русалках запрещали в этот день приближаться к воде. В этот день ничего не мыли, не стирали, и даже не купались.
  • Заниматься тяжелой работой, шить вышивать, прясть также было нельзя.
  • Опасались ходить в лес поодиночке.
  • Единственной хорошей приметой считалась посадка ржи. Праздник обещал хороший урожай на эту культуру.

Что нельзя делать на Семик:

С Семиком в народе связаны некоторые запреты, которые строго соблюдались нашими предками.

  • Начиная с Семика всю следующую неделю нельзя работать в поле.
  • Под запретом было ходить в лес на Семицкой неделе.
  • В эти дни старались не подходить к рекам и озерам, особенно в полдень и в полночь, так как в этих местах и в означенное время можно было встретить русалок, опасных для человека.
  • Женщины также не ходили на реку полоскать белье, не белили холсты, не выполняли ткаческих работ.

Обряды и обычаи Семика:

Большинство обрядов проводимых на Семик — обходы полей, гуляние и трапезы девушек и молодых женщин на поле, величание ржи, «вождение колоска», качание молодежи на качелях, исполнение круговых игр с мотивами сеяния, роста, созревания мака, льна, проса — были направлены на получение хорошего и богатого урожая.

Обряд кумления:

Девушки устраивали в Семик обряд кумления. Через венок, сплетенный из зелени молодой березки и украшенный крестиком, девушки целовались и обменивались платками, бусами или колечками в знак особого душевного родства и верной дружбы. Становясь кумами, они как бы совершали переход из девичества в категорию женщин, способных к рождению ребенка. Участие девушек-подростков в семицких девичьих гуляниях, кумлении, хороводах закрепляло за ними статус достигших брачного возраста.

Обряд поминовения:

Семик иногда называли Пасхой умерших. Это единственный в году день поминовения заложных покойников — самоубийц, опоиц, умерших без покаяния, проклятых родителями, казненных преступников, колдунов. На кладбищах и местах массовых погребений служили вселенскую панихиду. На могилы заложных покойников приносили ритуальную пищу: крашеные яйца, вино, блины и булки, испеченные из муки, собранной «по завету» по всем домам селения. Прямо на кладбище после панихиды устраивали гуляние с «дурачествами». В качестве поминовения также раздавали нуждающимся милостыню.

Обряд вождения колоска:

В Семик девушки ходили в поля и «величали» рожь. Существовал красивый обычай «вождение колоска»: самую красивую девочку-подростка нарекали колоском и наряжали в красивый сарафан и венок, украшенный лентами. Затем  девушки брались попарно за  руки, а девочка-«колосок» переступала у них по рукам. Эта процессия с пением  заклинательных песен шла в поле, где девочка  срывала горсть ржи и раскидывала колоски по дороге назад. Исполнительницы обряда по возвращении в деревню угощали своих родителей и односельчан коллективной брагой.

Обряд завивания березы:

Главным обрядом Русалочьей недели было завивание или заламывание берёзки и плетение венков из берёзовых веток и цветов. Связан он был с древним культом матери-богини, поэтому присутствие мужчин на таких таинствах было святотатством — мужской взгляд мог испортить завитую берёзку. В обряде участвовали только девушки или молодые женщины, не имевшие детей.

По традиции они шли в поле или в лес, выбирали там одиноко стоящее деревце, с шутками и песнями украшали его бусами и лентами и, чтобы угодить русалкам, которые очень любят качаться на ветвях берёзы, сплетали ветви в венки. Отсюда и пошло выражение «берёзу заломати».

Совершив обряд украшения деревца, девушки садились в его тени, причём считалось: которая сядет первой, та и замуж выйдет первой.

Тут же расстилали на земле скатерть и совершали обрядовую трапезу которая включала ряд обязательных блюд: пиво, квас, куличики, творог со сметаной и яичницу. И лишь теперь можно начинать хоровод. 

Во всех этих действиях был определённый смысл: так девушки могли подружиться, «покумиться» с русалками, которые могли поведать им будущее.

Защитный ритуал от колдовства:

Это ритуал совершают на следующий день после Семика, в пятницу перед Троицей. Замесите тесто и слепите столько лепешек,сколько членов в вашей семье.Перед тем как печь,ставьте на лепешках кресты и говорите:

«Открещиваюсь крестным знамением,
Хлебом, Богом данным, от дел и болезней колдунов
Всех мастей, из всех волостей.
Как эта лепешка во мне переварится,в г…о превратится,
Так,что ни начал бы кодун
Против моей семьи,для него г….ом обернулось.»

Каждый член семьи съедает лепешку.

Заговор на любовь для девушки:

В четверг перед Троицей нужно сплести из полевых цветов венок, трижды перекрестить, заговорить и бросить его в проточную воду. А потом, не оборачиваясь, вернуться домой. Заговор такой:

«По полю зелену девушки гуляют, цветы собирают, веночки плетут да в воду бросают. Суженый-ряженый, ты венок-то поймай, мне, рабе Божей (имярек), отдай. Во веки веком. Аминь».

Гадания на Семик:

Семицкая неделя не просто так называлась зелеными святками. Как и в зимние святки, этот период считался благоприятным для разного рода гаданий. 

На Семик девушки заплетали венки и загадывали на них желания. А через три дня, на Троицу, отправляются в лес смотреть, что произошло с венком — сохранился он или развился. Бытовало поверье, что если венок завянет, то беды и смерть ждут девушку, заплетшую этот венок, или того ее близкого, на кого этот венок был сплетен. Если венок не засыхал, то желание, загаданное ею при плетении венка, обязательно должно было сбыться.

Потом с помощью венков девушки гадали, какая судьба их ждет. Для этого они кидали венки в реку. Руками в воду венок кидают довольно редко, обычно же девушка близко подходит к воде, низко нагибается над ней, чтобы венок сам упал с головы. Иногда для пущей верности гадания девушки для этого становились к реке спиной и выгибались назад.

По тому, как плыли венки, в какую сторону, с какой скоростью, кружились на месте или нет, девушки гадали, что их ждет. Иногда, чтобы помочь им разобраться, что значит то или иное поведение венка, с ними на реку отправлялась умудренная годами пожилая женщина. Множество трактовок бытует среди крестьян, живущих в разных областях. Однако есть и какие-то общие черты. Например, потонувший венок сулил девушке смерть или измену любимого, от того, в какую сторону венок плыл, зависело, куда она выйдет замуж.

Позже, с принятием православия, древний языческий праздник был приурочен к празднику Троицы, но обряды его практически не изменились: так же всей деревней убирали могилки и поминали усопших, так же девушки ходили завивать берёзу, разве что во время «кумовства» подружки стали обмениваться не лентами и платочками, а крестиками. С древним же смыслом Семика за века произошло то же, что и с одним из её ритуальных гимнов «Во поле берёза стояла», давно ставшим просто любимой народной песней.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Церковный праздник иверской божьей матери
  • Церковный праздник сегодня что читать
  • Церковный праздник сегодня что можно кушать
  • Церковный праздник ивана купала когда празднуется
  • Церковный праздник сегодня покров пресвятой богородицы