Церковный праздник старообрядцев

Краткий церковный календарь с указанием больших и средних церковных праздников, постов и постных дней.

Краткий церковный календарь с указанием больших и средних церковных праздников, постов и постных дней с буквенным обозначением трапезы, родительских дней (поминовения усопших) на каждый день 2022 г. по месяцам.

Кликнуть для детального просмотра

  • Календарь
    Церковный старообрядческий календарь на 2022 год

Православные праздники в 2022 году

По календарю можно легко найти, какой сегодня праздник. Пасха в 2022 году выпадает на 24 апреля (11 апреля по старому стилю), Благовещение Богородицы (7 апреля) — на четверг пятой седмицы Великого поста; Вербное воскресение 17 апреля (4 апреля по старому стилю ), Радоница — 3 мая, неделя святых Жен-Мироносиц — 8 мая, Вознесение Господне — 2 июня (20 мая). День Святой Живоначальной Троицы (Пятидесятница) приходится на 12 июня (30 мая).

Праздник святых верховных апостолов Петра и Павла 12 июля выпадает на вторник, в итоге Петров пост будет продолжаться три недели и один день.

Праздник святого пророка Илии 2 августа пройдет в вторник; Богородичная икона Смоленская Одигитрии 10 августа — в среду.

Успенский пост в 2022 году начинается в воскресенье 14 (1) августа, постные дни составляют 14 дней. Праздник Преображения Господня 19 августа пройдет в пятницу.

Празднество Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября и осеннее почитание Казанской иконы Богоматери 4 ноября пройдут в пятницу.

Рождество Пресвятой Богородицы, которое бывает 21 (8) сентября, в 2022 г. будет в среду, а Воздвижение Честнаго Креста 27 (14) сентября — во вторник (постный день). Введение в Церковь Богородицы 4 декабря (22 ноября) выпадает на воскресенье. День Николы Зимнего 19 декабря — в понедельник.

Календарь постов на 2022 год

В месяцеслове указывается устав трапезы: какая пища разрешается на каждый день. Святой Четыредесятнице предшествуют 3 подготовительные седмицы: так, масленица начинается с 28 февраля.

  • Великий Пост начинается 7 марта: семинедельный пост будет до Великой Субботы 23 (10) апреля включительно.
  • Петров пост начинается 20 (7) июня и продлится до понедельника 11 июля включительно.
  • Успенский пост начнется с постного воскресного дня 14 августа и продлится до субботы 27 августа включительно.
  • Рождественский (Филиппов) пост начнется с понедельника 28 ноября и продлится до праздника Рожества Христова 7 января, которое в 2023 году будет в субботу.

Сплошные седмицы в 2022 году

  • Святки — с 7 по 17 января включительно.
  • Седмица о мытаре и фарисее — с 14 по 20 февраля.
  • Сырная седмица (Масленица) — с 28 февраля по 6 марта.
  • Седмица Святой Пасхи — с 25 апреля по 1 мая.
  • Седмица Пресвятой Троицы — с 13 по 19 июня.

Дни, когда не совершается таинство брака (венчание, свадьба)

  • В святки — с 7 по 19 января включительно.
  • По вторникам, четвергам и субботам (то есть накануне среды, пятницы и воскресенья всего года).
  • В канун двунадесятых, храмовых и великобденных праздников.
  • В преддверии уставных дней всеобщего поминовения усопших (в пятницы перед родительскими субботами).
  • В неделю Мясопустную и седмицу Сыропустную.
  • Во все посты и в заговенья на посты.
  • На Светлой Пасхальной седмице.
  • В празднество Усекновения главы Иоанна Крестителя 11 сентября (29 августа).
  • В праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня 27 (14) сентября.

Родительские дни всеобщего поминовения усопших (умерших)

  • 26 февраля — Вселенская (Мясопустная) родительская суббота;
  • 19, 26 марта, 2 апреля — дни поминовения усопших в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмицы Великого поста;
  • 3 мая — Радоница (вторник Фоминой седмицы);
  • 11 июня — Вселенская (Троицкая) родительская суббота;
  • 5 ноября — Димитриевская родительская суббота.

Данный церковный календарь Русской Православной Старообрядческой Церкви на 2022 (7530) год издан в старообрядческом приходе храма Покрова Пресвятой Богородицы в Барнауле. В скобках даны даты по старому стилю.

  • Главная
  • Статьи
  • Православный церковный старообрядческий календарь на 2023 год: посты и праздники

02 января 2023 г. Категория Статьи 2331

Краткий церковный календарь с указанием больших и средних церковных праздников, постов и постных дней с буквенным обозначением трапезы, родительских дней (поминовения усопших) на каждый день 2023 г. по месяцам.

Православный календарь на 2023 год

Настенный старообрядческий церковный календарь на 2023 г.

Православные праздники в 2023 году

По православному календарю можно легко найти, какой сегодня праздник. Пасха в 2023 году выпадает на 16 апреля (3 апр. по ст.ст.), Благовещение Богородицы (7 апреля) — в пятницу шестой седмицы Великого поста; Вербное воскресение 9 апреля (27 марта по ст.ст.), Радоница — 25 апреля, неделя святых Жен-Мироносиц — 30 апреля, Вознесение Господне — 25 мая (12 мая). День Святой Живоначальной Троицы (Пятидесятница) приходится на 4 июня (22 мая).

Праздник святых верховных апостолов Петра и Павла 12 июля выпадает на среду (постный день), в итоге Петров пост будет продолжаться четыре недели и три дня.

Праздник св. пророка Илии 2 августа пройдет в среду; Богородичная икона Смоленская Одигитрии 10 августа — в четверг.

Успенский пост в 2023 году начинается в понедельник 14 (1) августа, постные дни составляют 14 дней. Праздник Преображения Господня 19 августа пройдет в субботу.

Празднество Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября и осеннее почитание Казанской иконы Богоматери 4 ноября пройдут в субботу.

Рожество Пресвятой Богородицы, которое бывает 21 (8) сентября, в 2023 г. будет в четверг, а Воздвижение Честнаго Креста Господня 27 (14) сентября — в среду. Введение в Церковь Богородицы 4 декабря (22 ноября) выпадает на понедельник. День святителя Николы Зимнего 19 декабря — во вторник.

Календарь постов на 2023 год

В месяцеслове указывается устав трапезы: какая пища разрешается на каждый день. Святой Четыредесятнице предшествуют 3 подготовительные седмицы: так, масленица начинается с 20 февраля.

  • Великий Пост начинается 27 февраля: семинедельный пост будет до Великой Субботы 15 апреля включительно.
  • Петров пост начинается 12 июня и продлится до вторника 11 июля включительно (среда также постный день).
  • Успенский пост начнется с понедельника 14 августа и продлится до воскресенья 27 августа включительно.
  • Рождественский пост (Филипповки) начнется со вторника 28 ноября и продлится до праздника Рожества Христова 7 января, которое в 2024 году будет в воскресенье.

Сплошные седмицы в 2023 году

  • Святки — с 7 по 17 января включительно.
  • Седмица о мытаре и фарисее — с 6 по 12 февраля.
  • Сырная седмица (Масленица) — с 20 по 26 февраля.
  • Седмица Святой Пасхи — с 16 по 22 апреля.
  • Седмица Пресвятой Троицы — с 5 по 11 июня.

Дни, когда не совершается таинство брака (венчание, свадьба)

  • В Святки — с 7 по 19 января включительно.
  • По вторникам, четвергам и субботам (т.е. накануне среды, пятницы и воскресенья всего года).
  • В канун двунадесятых, храмовых и великобденных праздников.
  • В преддверии уставных дней всеобщего поминовения усопших (в пятницы перед родительскими субботами).
  • В неделю Мясопустную и седмицу Сыропустную.
  • Во все посты и в заговенья на посты.
  • На Светлой Пасхальной седмице.
  • В празднество Усекновения главы Иоанна Крестителя 11 сентября (29 августа).
  • В праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня 27 (14) сентября.

Родительские дни всеобщего поминовения усопших (умерших)

  • 18 февраля — Вселенская (Мясопустная) родительская суббота;
  • 11, 18, 25 марта — дни поминовения усопших в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмицы Великого поста;
  • 25 апреля — Радоница (вторник Фоминой седмицы);
  • 3 июня — Вселенская (Троицкая) родительская суббота;
  • 28 октября — Димитриевская родительская суббота.

Данный церковный календарь Русской Православной Старообрядческой Церкви на 2023 (7531) год издан в старообрядческом приходе храма Покрова Пресвятой Богородицы в Барнауле. В скобках даны даты по старому стилю.

Смотрите также:
календарь за 2020 год,
календарь за 2021 год,
календарь за 2022 год.

Древлеправославный календарь на сегодня

Сервис: М. Чернятевич.

Telegram

Читайте «Алтайский старообрядец» в Телеграме
и добавляйте в список источников
Новости.

Календарь

М. Шаньков. Пасха. 2005 г.

В настоящее время, когда сильны угрозы тотальной глобализации, существует реальная опасность потери связи исторической памяти, национальных корней, самобытности, духовности. Расширение культурных границ вызвало в обществе мировоззренческую проблему, связанную с поиском основ национальной иден­ти­ч­ности. Важнейшей особенностью российского общества на современном этапе является стремление к поиску общенационального идеала, просматривается тенденция возрождения своей традиционной истории, культуры, возвращение к истокам и переосмыслению прошлого, собственных национальных корней, так необходимых сегодня для сохранения историко-культурных целостностей.

Актуализирует данную проблематику и общемировая тенденция роста национального самосознания народов мира, их своеобразный этнический Ренессанс, особенно отчетливо проявляясь на фоне процессов глобализации. В связи с этим растет потребность в осмыслении своей духовно-этнической самости как основы для осознания себя частью своего народа, этноса и — одновременно — мира. В современных условиях задачи сохранения и развития традиционной народной культуры в регионах России приобрели общегосударственный масштаб и рассматриваются в контексте федерально-региональной политики как одно из условий устойчивого развития регионов и гражданского общества.
 

Опыт старообрядчества в возврате к традиционным идеалам и ценностям предков

Разрушение системы религиозных традиций в атеистический период российской действительности привело к разрыву преемственности и ослаблению культурной связи поколений, нарушению целостности социокультурного пространства. Возврат к традиционным идеалам и ценностям предков является наиважнейшей задачей современного социума. В этом отношении опыт старообрядчества демонстрирует живой пример. Поэтому в обществе наблюдается повышенный интерес к культуре старообрядчества как важному аспекту многонациональной российской панорамы.

На протяжении веков старообрядческая культура создала свой вполне оригинальный мир представлений, ценностей, норм, символов и способов их воплощения и реализации в социальных условиях жизни общины. Фундаментальным принципом культуры старообрядцев является следование духовно-культурной традиции предшествовавших поколений. Доминантой старообрядческой культуры является сохранение веры предков и исторической памяти, «любовь к отеческим гробам» (А.С. Пушкин).

У русского философа Н. Ф. Федорова есть учение о воскрешении всех умерших поколений, получившее название «общее дело», в основе которого лежит идея нравственности, «долг к отцам — предкам, воскрешение как высшая и, безусловно, всеобщая нравственность, нравственность естественная для разумных и чувствующих существ, от исполнения которой, т.е. долга воскрешения, зависит судьба человеческого рода» [1, с. 456].

Памятник философу и мыслителю Николаю Фёдоровичу Фёдорову в Боровске

Мыслитель говорит о земном воскрешении, о необходимости вернуться к предкам, помнить умерших отцов. В таком случае, по утверждению Н. Ф. Федорова, может возникнуть Царство Божие на земле, а отсюда произойдет сближение с трансцендентным миром. Старообрядчество изначально стремится к восстановлению рая на земле, к идее Святой Руси, пытается воссоздать образ старой веры, веры отцов и через это прийти к спасению в Боге.

Культурно-ценностная система старообрядчества максимально реализуется в поле церковного праздника. Праздник является продуктивной формой коллективной памяти. Транслируя предыдущий духовно-нравственный опыт, праздник прививает последующим поколениям морально-этические нормы. Самобытность и национальный характер праздника оказывает влияние на этнокультурную идентичность. «Позитивная этническая идентичность признается в качестве условия самостоятельного и стабильного существования этнической группы, а также как условие мирного межкультурного взаимодействия в поликультурном мире» [2, с. 44].

В старообрядческую культуру входят передаваемые от поколения к поколению празднично-обрядовые, семейно-бытовые традиции. Старообрядческая культура объединяет систему идей, ценностей, норм, традиций, образцов социального поведения людей, религиозных верований, выраженных в массовом сознании населения в целом и сознании отдельного человека в частности.

Этому способствует установка на крепкую семью, которая является «малой церковью» или «малым христианским собранием». Старообрядческая семья оказалась менее подверженной разложению по сравнению с семьями других вероисповеданий. Причиной этого стала религиозная вера, которая воспринимается в старообрядческой семье не как приватное, личное дело каждого, но как общая вера, проводимая в жизнь. Семейное соблюдение традиций и обрядов сплачивает семью.

Следует подчеркнуть, что центральное качество старообрядческой культуры — традиционность как определенная ценностно-смысловая составляющая содержания этой культуры, как механизм передачи культурного опыта. «Традиционная народная культура определяет и нормирует все аспекты жизнедеятельности общины: уклад жизни, обряды, обычаи, регулирование социальных взаимоотношений членов сообщества, тип семьи, воспитание детей, характер жилища, тип одежды, питания, отношения с природой, миром, предания, верования, поверья, знания, язык, фольклор и т.д.» [3, с. 155].
 

Объединяющие праздники

Религиозный праздник является основной формой трансляции духовного наследия старообрядчества, в нем заложен механизм передачи опыта предков. Праздничная среда содействует укоренению идеалов и ценностных ориентаций, законов, правил, обычаев, запретов, мировоззренческих оснований. Праздник — гарант сохранения старообрядческой традиционной культуры.

В научно-исследовательской литературе встречается ряд дефиниций данного явления. Необходимо обозначить характерные черты праздника, которые, так или иначе, упоминаются в определениях и описаниях праздничного пространства.

По утверждению В. Н. Топорова, праздник представляет собой «временной отрезок, обладающий особой связью со сферой сакрального, предполагающий максимальную сопричастность к этой сфере всех участвующих в празднике и отмечаемый как некое институциализированное действо» [4, с. 329].

Владимир Николаевич Топоров (1928-2005). Советский и российский лингвист, филолог, действительный член АН СССР (1990)

Праздник как один из элементов бытия, в отличие от повседневности с ее случайностью, принципиально имеет четкую ценностную структуру, в центре которой всегда событие. Праздничная действительность — это специфическая фаза коллективной жизни, цель которой состоит в том, чтобы в специально выделенное для этого время институциональным образом поддержать, подтвердить предельные, высшие ценности и идеалы сообщества, выражающие отношение к историческим событиям, предшествующему опыту и будущему. Онтологический смысл праздника во многом определяется отношением его к системе смыслообразующих ценностей.

Участие в религиозном празднике свидетельствует о связи индивида с данным обществом и усвоении его смыслообразующих ценностей. «Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни, а сбои могли привести, по народным представлениям, к хаосу и гибели мира. Игнорирование празднества людьми физически и психически здоровыми рассматривалось как грех, нарушение этических норм и Божьих установлений» [5, с. 5].

В. Н. Топоров пишет:

«Праздник своей структурой воспроизводит порубежную ситуацию, когда из Хаоса возникает Космос. Он начинается с действий, которые противоположны тому, что считается нормой, с отрицания существующего статуса и заканчивается восстановлением организованного целого» [6, с. 15–16].

Праздник следует понимать как трансляцию ценностных доминант общества, а праздничное поведение как демонстрацию системы ценностей конкретной личности.

Праздник как один из элементов бытия, в отличие от повседневности с ее случайностью, принципиально имеет четкую ценностную структуру, в центре которой всегда — событие. Праздничная действительность — это специфическая фаза коллективной жизни, цель которой состоит в том, чтобы в специально выделенное для этого время институциональным образом поддержать, подтвердить высшие ценности и идеалы сообщества, выражающие отношение к историческим событиям, предшествующему опыту и будущему.

Традиционная культура старообрядцев формировалась на протяжении веков. Эта культура максимально подчинена определенным нормам и законам, транслирующимся из поколения в поколение, фиксируется традицией, закрепляется в обычаях, обрядовых действиях, религиозных верованиях и традиционных праздниках.

Праздник способствует сохранению единства поколений, обеспечивая преемственность. К. Касьянова отмечает:

«Обряд создает праздник, а праздник останавливает время и высвобождает человека из подчинения ему, позволяет человеку «выпрыгнуть» из бесконечной гонки за своим будущим. И только при этом условии возможна эмоциональная встряска и разгрузка, снятие напряженности. Но вся трудность заключается в том, что, хотя обряд и может создать человеку праздник, создать сам обряд невозможно по усмотрению и для определенной цели: для того чтобы набрать силу, обряду нужны столетия» [7, с. 146–147].

Утверждая накопленный многими поколениями опыт, праздник приобщает общество к традиции.

В целом календарь праздников устанавливает и подтверждает систему ценностей личности. Религиозные праздники на протяжении веков в различных вариантах транслируют индивидуальные и семейные аксиологические доминанты человечества — ценность человека, любовь к ближнему, верность идеалам и любимым людям, уважение к предкам, умение прощать и переживать жизненные невзгоды, ценность семьи и детей, постоянное стремление к духовному совершенству.

Устойчивость и жизненная сила старообрядческих традиций выражаются в том, что, независимо от разрушительных социально-идеологических воздействий и катаклизмов, существовавших на протяжении всего ХХ столетия в российском обществе, традиции старообрядцев сохраняются до сегодняшнего времени в образе жизни, религиозной вере, обычаях и обрядах праздничной культуры.

Вселенский характер церковного праздника — «это особое состояние всего мира» [8, с. 12], торжественно возвещает людям о Царствии Небесном. По мысли П. А. Флоренского, праздник позволяет лицезреть «утраченный Эдем» [9, с. 534]. Самобытность и национальный характер праздника оказывает влияние на культурную идентичность. И наоборот, культурная идентификация старообрядчества представляет собой активный механизм передачи и сохранения праздничных традиций и праздничной культуры в целом.

Репродукция картины «Именины». Художник Ю.Н. Кротов

Старообрядчество показывает глубину религиозного понимания праздника как приобщения к святыне, сверхбытию. Праздник содержит метафизический и онтологический смысл, обладает особой эстетической и нравственной значимостью. Старообрядцы экзистенционально ощущают праздничное действо. Формальность в восприятии религиозного праздника им не свойственна. Основа праздничного дня — молитва. Внимание человека полностью сконцентрировано на объекте (Боге, Богородице, святом и т.д.).

По словам самих приверженцев старообрядческой веры, «прежде всего в праздник нужно молиться Господу Богу. Через молитву мы очищаемся. Знаем, какой это святой, для чего. Вот сейчас у нас праздник, посвященный Первому Вселенскому собору. На этом соборе нам была дана молитва «Верую», она является символом нашей веры». Смысл церковного праздника для староверов заключается в следующем: «Почесть отдать Богу».

На рубеже XIX–XX вв. церковные праздники оказывали влияние на все социально-культурологические аспекты жизнедеятельности жителей старообрядческих поселений. К празднику староверы готовились, украшая жилище, одеваясь в нарядную одежду, а также внутренне приготавливаясь к встрече с Богом, очищаясь от зла, греховных привычек и всего, что мешает полноценной духовной жизни. В. В. Розанов в своей статье «О нарядности и нарядных днях календаря» говорит о смысловой связи:

«Праздник — радость — близость к Богу — нарядность… нарядные стороны древнего богослужения вытекли из основного представления, что Бог есть радость и что живет Он в радости, среди радующихся людей, в радостных местах, около нарядных одежд» [10, с. 386].

Ментальное содержание праздника и сама его атмосфера способствовали формированию внутреннего ценностного мира, твердой веры, культуроформирующе действовали на личность.

Староверы соблюдали границы между праздничным и будничным. В праздничный день они не работают. Еще Платон писал о божественном установлении праздника для соотношения труда и отдыха:

«….боги из сострадания к человеческому роду, рожденному для трудов, установили, взамен передышки от этих трудов, божественные празднества» [11, с. 117].

Однако старообрядцы не допускают свободное от трудов время проводить праздно, бездуховно. Так, богослужебно-молитвенная практика выступает центральным компонентом праздничного дня у старообрядцев и на современном этапе. «На праздник ходят на службы, молятся молебен». Неотъемлемой составляющей праздника в старообрядчестве является подача милостыни как важнейшая аксиологическая и аскетическая категория. «Для спасения души надо милостыню подавать, всем: и бедным, и богатым — всем».

С.Г.Серов, «Возвращение». Картина изображает молебен при освящении поклонного Креста на месте бывших Черемшанских монастырей

Вплоть до середины XX в. праздничный день состоял из двух частей: церковно-богослужебной и досуговой. После посещения моленной праздничные акты переходили в домашне-бытовую сферу, где транслировались национально-традиционные варианты старообрядческой культуры. Праздничный обед, сопровождаемый молитвой, проходил в семейном кругу, зачастую приглашались гости. В праздничной композиции были распространены народные гуляния, продолжавшиеся несколько дней и носившие всеобщий характер. «Характерным для старообрядческих традиций было и ограничение досуговых, развлекательных элементов праздничной культуры, часто воспринимаемых как «греховные». Однако при общей установке на аскетизм и ограничение досуговых элементов последние продолжали активно бытовать и в старообрядческой среде…» [12].
 

Праздничный цикл старообрядцев

Праздничную обрядность старообрядцев условно можно разделить на две группы:

1. праздничные обряды, связанные с биоритмами человеческой жизни (семейно-бытовые обряды жизненного цикла человека);
2. праздничные обряды годичного цикла (календарные праздники).

Праздничный цикл начинается с осеннего праздника, которым открывается церковный год — Рождества Пресвятой Девы Марии. Главные зимние праздники — Рождество и Крещение. Рождеству Христову предшествует сорокадневный пост (Филипповка). В это время, кроме пищевых запретов, староверы не совершают бракосочетаний, не участвуют в развлекательных мероприятиях. Главной целью поста является духовно-нравственное очищение через молитву, покаяние, совершение добрых дел, посещение моленной. Канун Рождества (Сочельник) — день строгого воздержания. В святочный период у старообрядцев был распространен обычай «славить родившегося Младенца — Христа». Так называемые «христославцы» ходили по домам с исполнением рождественского тропаря: «Рождество твое, Христе Боже наш…». В канун Крещения верующие шли на колодец за святой водой, «у нас вода в колодце освящается». В конце зимы празднуют Сретение, «Встречение — это когда лето с зимой встречается».

Весной перед началом семинедельного Великого поста у староверов справлялась масленица. Масленица воспринимается как подготовка к посту (заговенье):

«Не только обряды надо соблюдать, это подготовка к посту. Первым делом, соблюдение пищи, уже не едим мясо, только молочные продукты. Катались с горки, ходили в гости, проведывают друг друга, приглашают — подготовка к прощению друг друга перед Прощеным воскресеньем».

Владислав Нагорнов. Ярмарка на масленой неделе. 1999 г.

В период Великого поста праздновалось Благовещение. В этот день особенно исключались всякие дела.

«Благовещение — праздник Богородицы. Очень большой праздник. Птица гнезда не вьет. Почитать надо так. Превозносить. Если у тебя нет возможности пойти в церкву, дома перекрестись, но не делай ничего такого грязного, стирать не надо. Говорят: «Птица гнезда не вьет». Она знает? Да это ж Бог ей дает такое знание, что грех в этот день. И «девица косы не плетет». Правильно. Это Богородичный праздник». «Благовещение — это очень большой праздник. Архангел Гавриил благовестил, что у Богородицы родится Сын. В этот день нельзя ничего делать».

«В Чистый четверг». Николай Пимоненко, 1887 г.

В Вербное воскресение, последнее перед Пасхой, на богослужении освящали вербу — символ праздника.

«Вербочки святят. Это когда Исус Христос приезжал в Иерусалим и Его везли на ослике. И стелили дорожку ветвями. И вот это вербочки».

Главным торжеством в христианской праздничной культуре является Пасха — Воскресение Христово, связанное с идеей искупительной жертвы Исуса Христа за грехи человечества. Пасху староверы отмечали семь дней, молясь в храме. Древняя основа праздника сохранялась и в домашне-бытовой сфере старообрядцев:

«Обязательно пекут паски, куличи, красят яйца».

В народном сознании наблюдается восприятие пасхального периода как сакрального, когда появляется возможность безусловного наследования Царства Небесного новопреставленным.

С. Ф. Колесников. Перед пасхальной службой

На второй неделе после Пасхи — «Красная горка». «На Красную горку никто не работает, все молятся, празднуют. В церковь идут. На кладбище кто ходит, кто нет. Кто пожелает. Далее у староверов бывает так называемый родительский день, когда происходит поминовение усопших с посещением кладбища.

«На родительский день мы сначала идем в церкву, там панахвида, а потом на кладбище. Заходим на кладбище со святостью, молются, поминают. По всем родителям».

Летний праздничный цикл открывается Вознесением, дальше следует День Святой Троицы.

«На Троицу в храме молятся, не работают». «В субботу вечером идут в церкву молиться, на вечерню. Утром встают в два часа ночи, идут служат. Это очень большая служба. До одиннадцати часов дня».

Существует обычай в этот день украшать растительностью дома.

«Троица — это большой праздник, будем украшать цветами, ветвями. Обычай такой».

Еще один обычай — молитва о дожде: «Засуха, когда дождя нет, говорят: «Ой, нету дождя, да хоть бы до Троицы». У нас несут «святость», там Богородица, Исус Христос, Троица и крест. Крестный поход. И вот идут у поле и молются молебен». На второй день идет дождь. Святость украшают ветками, зеленью». На второй неделе после Троицы начинается подготовка к Петровскому посту. «Потом другая неделя и на Петровку загвена».

На праздник Святой Троицы храмы у старообрядцев украшают зеленью

В день св. апостолов Петра и Павла отмечали конец Петровского поста (Петровка): «На Петров день разговляются, гуляют». Преображение Господне — праздник, установленный в память чудесного преображения Своего облика Спасителем. В этот день освящались фрукты: яблоки, груши. В народной традиции праздник Преображение называется Яблочным Спасом. По преданию до Яблочного Спаса не употребляются в пищу яблоки. Заканчивает ежегодно повторяющийся круг праздник Успения Пресвятой Богородицы — переход от земного бытия к вечной реальности.

В начале XX столетия в результате общественно-политических изменений праздничные религиозные традиции активно вытеснялись советскими идеологическими торжествами из социокультурного ландшафта. В этой исторической ситуации как результат подмены церковного праздничного события увеселительными, зрелищными мероприятиями происходит частичное разрушение отдельных элементов традиционной обрядности, нарушение строгости регламентации. Однако именно старообрядчество как явление, обладающее устойчивым чувством культурно-конфессиональной преемственности поколений, наиболее полно смогло сохранить и донести до сегодняшнего дня весь спектр духовных, в т.ч. и праздничных традиций.

Современная праздничная культура старообрядцев обнаруживает сущностные основания общенациональной культуры России. Старообрядчество активно противостоит происходящим в настоящее время процессам вестернизации, европеизации праздничной системы. Инновационные праздники, привносимые в современную культуру, лишены экзистенциального характера и смыслообразующих ценностей. В празднике кристаллизуются мировоззренческие постулаты старообрядчества через антизападническую и контрсекулярную идею, противостояние тенденциям современного глобализма.

Итак, религиозный праздник является основной формой трансляции духовного наследия старообрядчества, в нем заложен механизм передачи опыта предков. Праздничная среда содействует укоренению идеалов и ценностных ориентаций, законов, правил, обычаев, запретов, мировоззренческих оснований. Типичными чертами старообрядческого праздника являются: собранность, высокая степень приближения к идее праздника, связь с сакральностью, аскетическое отношение к празднику, катарсическая сущность праздничного бытия. Праздничные формы практически не подвержены в старообрядчестве диверсификации, модернизации. Церковный календарь выполняет культуросберегающую функцию, выступает интегрирующим фактором, способом духовного единения людей и гарантом сохранения культуры старообрядцев в процессе трансформации.

Традиционная народная культура старообрядцев — совокупность духовных и материальных ценностных установок и ориентиров. В традиционную народную культуру входят передаваемые от поколения к поколению празднично-обрядовые, семейно-бытовые традиции. Старообрядчество является носителем традиционной культуры. На протяжении веков старообрядцы создали свой вполне оригинальный мир представлений, ценностей, норм, символов и способов их воплощения и реализации в социальных условиях жизни общины.

Традиционный праздник является основной формой трансляции духовного наследия, в нем заложен механизм передачи опыта предков. Праздничная среда содействует укоренению идеалов и ценностных ориентаций, законов, правил, обычаев, запретов, мировоззренческих оснований. Религиозный праздник — гарант сохранения народной традиционной культуры. Праздники — своеобразные формы семейного воспитания, передаваемые из поколения в поколение. На современном этапе традиционные праздники осмысливаются старообрядцами как одно из основополагающих средств реставрации своей культуры. Возрождение традиционных праздников напрямую связано с восстановлением развития традиционного образа жизни народа. С нашей точки зрения, изучение традиционных праздников как части культуры повседневности староверов является важным и значимым в современных условиях сохранения и развития традиционной народной культуры России.
 

Автор: Л. В. Хирьянова, кандидат философских наук
Источникrpsc.ru
 


Литература:

[1]. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
[2]. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности: монография. М.: Смысл, 1998.
[3]. Юлдашева М.Р. Народная художественная культура в профессиональном образовании культурологов// Материалы международной научно-практической конференции «Культура и искусство: традиции и современность», Чебоксары, 2013.
[4]. Топоров В.Н. Праздник // Мифы народов мира. М., 1982.
[5]. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря / Иллюстрированная энциклопедия. СПб, 2002.
[6]. Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику// Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988.
[7]. Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Ин-т нац. модели экономики, 1984. С. 146–147.
[8]. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.
[9]. Флоренский Павел о. Предисловие к книге Н.Я. Симонович-Ефимовой «Записки петрушечника». М.: Мысль, 1996.
[10]. Розанов В.В. О нарядности и нарядных днях календаря// Розанов В.В. Собрание сочинений. Около церковных стен/ Под общ. ред. А.Н. Николюкина. М., 1995.
[11]. Платон. Соч. в 3 тт., т. 3, ч. 2. М., 1972.
[12]. Черных А.В. Традиционная календарная обрядность русских Прикамья в конце XIX – середине XX вв. (региональный аспект праздничной культуры). Автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора ист. н. Екатеринбург, 2007.

Сто лет назад были распечатаны алтари в старообрядческих храмах

Полная тайн и парадоксов история раскола Русской православной церкви приближается к дате, которая и сама по себе загадочна. 100-летие события, о котором идет речь, одни исчисляли от 16 апреля, другие — от 17-го. Впрочем, сами староверы более правильным считают ориентир не на календарное число, а на церковные праздники, которые выпадают в разные годы на разные даты. Однако и в этом случае нынешнее празднование события 15 мая не совпадает с его фактической годовщиной. Почему так? И что же произошло век тому назад? Об этом наш разговор с крупнейшим знатоком истории старообрядчества, доктором наук Еленой Михайловной ЮХИМЕНКО.

Так откуда же такие разночтения в датах, Елена Михайловна? И что это за печати, которые снимали с алтарей?

— Само событие произошло 16 апреля 1905 года, за день до царского указа «Об укреплении начал веротерпимости». Отсюда и возможная путаница: два этих факта иногда совмещают. Но это все-таки не одно и то же. Указ Николая II касался не только старообрядцев, но и представителей других вероисповеданий, а печати снимались с алтарей старообрядческих храмов на Рогожском кладбище. Итак, сама дата по новому стилю приходится на 29 апреля. Но вот что важно: в 1905 году это была Страстная суббота — накануне Пасхи. Люди впервые за 50 лет вошли в алтари, увидели, в каком они оказались запустении, успели убрать все к Пасхе, отслужили первую за полвека полноценную пасхальную заутреню. Так и повелось с 1915 года, когда отмечалось 10-летие снятия печатей, что старообрядцы приурочили это событие не к календарному дню, а именно к Пасхе, и праздничный Крестный ход в 1915-м был на Пасху. Но в дальнейшем возникла еще одна передвижка торжества. Поскольку это событие важно для всего старообрядчества, а не только для Рогожского храма, то праздновать съезжаются со всей страны, а на Пасху принято быть дома, и праздник перенесся на Неделю жен-мироносиц, то есть второе воскресенье после Пасхи. И в этом году торжество отмечается 15 мая.

Что же касается самого события, то сначала стоит, пожалуй, вспомнить, как запечатывали алтари, да и к самим истокам раскола обратиться…

— Судя по вашим исследованиям, многое тут объясняется не только богословскими расхождениями, но и политикой?

— Да, так оно и есть. Наложение печатей на Царские врата в старообрядческих храмах и исключение алтарного пространства из богослужения — это логичное проявление политики николаевского царствования, которую продолжил Александр II. Жесткий курс государства на борьбу с расколом обозначился с 20-х годов XIX века, а в 50-е на волне этой борьбы были закрыты многие крупные старообрядческие центры, на другие наложены строгие ограничения. При этом надо учесть, что в 1846 году была основана Белокриницкая иерархия староверов, а наше государство и Синодальная Церковь противились распространению по стране ставленников Белокриницкой иерархии, которая находилась на территории Австро-Венгрии. Рогожская община была самой крупной и влиятельной в стране. Ситуацию с запечатыванием алтарей ее храмов рассматривал Секретный комитет в Петербурге. И на журнале его заседаний 12 июня 1856 года император Александр II собственноручно написал: «…так как на Рогожском кладбище священников нет и не должны быть допускаемы, если не присоединятся к православию или единоверию, то и алтари для службы не нужны». То есть алтари не нужны старообрядцам для службы, поскольку нет священников. А священников не было потому, что еще по царскому указу 1827 года староверам запретили прием священников из официальной церкви. И поэтому, когда умерли те священники, которые были раньше, то и алтари вроде бы стали не нужны, чтобы не возникало никакого соблазна. Такая вот логика. И уже 7 июля 1856 года были опечатаны царские и боковые врата иконостасов Покровского и Рождественского храмов. Сохранился фрагмент бумажной полосы с припечатанной к нему 18 красными сургучными печатями веревкой. Судя по документам, время от времени власти в лице полицейских чинов производили осмотр сохранности печатей.

— Политическая составляющая присутствовала и в самом начале раскола Русской церкви? Вы даже утверждаете, что реформа Патриарха Никона была направлена на то, чтобы облегчить вхождение в Россию народов присоединенных Украины и Белоруссии…

— Действительно, основная причина реформы, которую при деятельной поддержке царя Алексея Михайловича начал с 1653 года Патриарх Никон, носила политический характер. Власть тогда решила привести обрядовую жизнь Русской церкви в соответствие с богослужебной практикой украинцев и белорусов, перешедших под юрисдикцию Московского государства и соответственно — Церкви Московского Патриархата. Русские богослужебные книги стали выправлять по греческим. Но это на самом деле не стало возвращением к византийской традиции, как декларировалось. Ведь за основу взяли не древние византийские тексты, а греческие издания XVII века. А так уж сложилось, что как раз Русская церковь, может быть, в силу нашего менталитета, была более консервативной и древнюю традицию сохранила лучше, чем церкви на Украине и в Белоруссии, где ощущалось влияние других конфессий. И часть населения России такие реформы не приняла, сочтя, что это надругательство над верой отцов и что Русскую церковь прославили подвижники, которые по старым книгам молились, а Богу угодили. Ну а жестокость, которая сопутствовала истории раскола, во многом объясняется тем, что с самого начала государство активно включилось в процесс. Оно, впрочем, и не могло не включиться, потому что по Соборному уложению 1649 года преступления против веры квалифицировались как преступления против государства. И потому в этом религиозном споре были использованы воинские команды, осада монастыря… Словом, весь административно-военный ресурс, говоря современным языком.

— Но кроме политических соображений, могли быть и личностные? Есть, например, предположения, что многое объяснялось личным конфликтом лидеров противоборствующих лагерей — Патриарха Никона и протопопа Аввакума. Они ведь почти земляки — из соседних деревень, будто бы даже в молодости из-за женщины соперничали?

— Насчет женщин не знаю, но действительно, что по разную сторону баррикад оказались люди, у которых общее прошлое. Никон и Аввакум были активными деятелями одного кружка «Ревнителей благочестия», они друг друга хорошо знали. В начале конфликта можно было предположить личные амбиции, но сказать, что движение, которое просуществовало триста лет, замешано на личных амбициях, мне кажется, невозможно. В основе были принципиальные убеждения, разное понимание преданности отеческим ветвям, семейной традиции.

— Но расхождения все-таки были не так уж велики и, в общем-то, формальны, откуда же такой размах преследований? Ведь и к иноверцам не относились с такой жестокостью.

— Ну, во-первых, расхождения были немалые. Поскольку русский человек под обрядом всегда понимал не простой ритуал, а наполнял его символическим смыслом. В русской вере форма всегда содержательна. Возможно, это особенность нашего характера, нашего религиозного чувства. И потому речь шла для обеих сторон конфликта о покушении на сами основы веры. Действительно, если не брать XVII век с его самосожжениями и иными жестокостями, то и в XVIII просвещенном веке иноверцы были в несравнимо лучшем положении, чем староверы — часть исконной веры русского православия. Может быть, само ее существование позволяло усомниться в верности Церкви официальной, и это вызывало нетерпимость. А путь примирения оказался чрезвычайно труден.

— Он продолжается?

— Да, и распечатывание алтарей сто лет назад было на нем важным шагом. К этому времени многое изменилось в отношении к староверам со стороны и официальной Церкви, и властей, которые уже бывали и на Рогожском кладбище, и в храмах на Литургии. После этого события наступил короткий «золотой период» для староверов: открывались храмы, школы, институты, музеи, благотворительные учреждения, выходили газеты, журналы, книги. Однако вскоре грянула революция, и начались гонения уже на всех верующих. Серьезным этапом стал Собор Русской православной церкви 1971 года, когда были сняты клятвы, наложенные на старообрядцев Собором 1666-1667 годов, а старые обряды провозглашены «спасительными и равночестными новым». И, наконец, на последнем Архиерейском Соборе в минувшем году впервые за всю современную историю тема старообрядчества прозвучала с максимальной полнотой и ясностью. «Развитию диалога со старообрядцами, — говорил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, — могло бы способствовать и более вдумчивое осмысление тех причин, которыми была порождена трагедия раскола… Но распространенность соответствующих знаний недостаточна, сознание многих членов Церкви питается расхожими представлениями, которые характеризуются в лучшем случае упрощенностью». Были и определены следующие шаги, которые, как сказано в определении Собора, «действительно способствуют установлению добрых личных отношений, могущих затем перерасти в качественно новые отношения на межцерковном уровне».

http://www.trud.ru/006_Sbt/200505140850501.htm

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Церковный праздник иконы божьей матери всех скорбящих радость
  • Церковный праздник спиридона тримифунтского число
  • Церковный праздник собор всех святых
  • Церковный праздник скорбящая когда празднуется
  • Церковный праздник иверской иконы божией матери