Церковный праздник всех влюбленных

Ежегодно, 14 февраля по всему миру с шумом прокатывается День святого Валентина. В первую очередь надо понимать, что праздник этот – не церковный, хоть и несет в своем названии имя святого.

Ежегодно, 14 февраля по всему миру с шумом прокатывается День святого Валентина. В этот день влюбленные одаривают друг друга подарками, шлют друг другу «валентинки», делают предложения руки и сердца и т.д.

В православной среде часто можно услышать, что День святого Валентина – это не наш праздник, а католический. Мол, это все на западе придумали, а нам, православным, негоже чужие праздники перенимать, и вообще – стыд и срам этот День влюбленных. Нельзя не согласиться с тем, что порой то, как интерпретируется праздник – действительно, стыд и срам. Например, в последние годы в интернете стала часто появляться информация, что якобы святой Валентин венчал воинов-геев, а посему он еще и покровитель представителей ЛГБТ сообществ. Конечно, ничего подобного со святым не происходило, а эти деяния ему приписывают ради поддержки так называемых «однополых браков».

Про «чужие» праздники

Но вот с тем, что негоже нам чужие праздники перенимать, согласиться нельзя. Христианство на протяжении всей своей истории неоднократно перенимало языческие праздники, придавая им новый вид и осмысление. Так, Рождество Христово впервые стало праздноваться 25 декабря на западе при папе римском Юлии (337-352 гг.), а на востоке – в 386 году, о чем писал свт. Иоанн Златоуст. В Риме, откуда пошла традиция празднования Рождества Христова, в дни, предстоящие зимнему солнцестоянию (25 декабря), совершали сатурналии – праздник в честь бога Сатурна, которого римляне считали покровителем земледелия. Сатурналии проходили с 17 по 23 декабря, а сразу же за ними, 25 декабря, следовал праздник Dies Natalis Solis Invicti – Рождество Непобедимого Солнца, официально узаконенный около 274 года императором Аврелианом. Он праздновался в Риме и раньше, но III в. был эпохой торжества солярных культов, а Аврелиану очень льстила идея уподобления правителям Азии и Египта, которые считали себя родней солнца. Аврелиан пошел дальше, он объявил себя Dominus et Deus – Господин и Бог, а Sol Invictus (Непобедимое Солнце) – главным божеством Рима. Проникший в Рим за век до начала христианской эры культ бога Митры в правление Аврелиана фактически слился с солярным культом Рима, а день рождения Митры и стал Dies Natalis Solis Invicti. Именно митраизм был серьезным конкурентом христианству. И когда, благодаря равноапостольному императору Константину, христианство стало господствующей религией Рима, Церковь решила христианизировать празднество Непобедимому Солнцу и Митре, объявив 25 декабря днем рождения Христа. Церковь вложила в праздник свой смысл – Рождество Солнца Правды, что позволяло легче проповедовать христианство язычникам-солнцепоклонникам. Таким образом, христианизация языческого праздника дала новый толчок для проповеди Евангелия.

Другой пример, уже в русском православии – христианизация славянской языческой Масленицы. У славян праздник Масленица, длившийся неделю, символизировал начало весны. В русском православном календаре под этим названием обозначена последняя подготовительная неделя перед началом Великого поста, когда уже не вкушается мясо, но все еще можно вкушать молочные продукты. Традиционно все также пекут блины и ходят друг к другу в гости.

Если говорить о праздниках, пришедших к нам с запада, то уместно вспомнить празднование в честь перенесения мощей святителя Николая Чудотворца в г. Бари. Интересна история праздника. Святитель Николай всегда был весьма почитаем во всем христианском мире. Мощи его долгое время покоились в г. Мира, где он был епископом и умер в 343 г. Православная Византийская империя претерпевала в XI веке не лучшие времена, случались частые нападения и разрушения святынь. В 1087 г. венецианские и барийский купцы задумали забрать из Мир мощи святителя Николая и перенести в свои города. Барийцы успели первыми. 47 вооруженных человек отправились в храм и связали 4 монахов, которые были в тот момент там и отказались за выкуп отдать мощи святого. Бирийцы вскрыли гробницу святого, забрали мощи и поспешили отплыть из города. Когда в городе стало известно о случившемся, горожане с оружием поспешили к пристани, но корабли уже успели отплыть. 8 мая корабли прибыли в Бари, а 9 мая мощи были торжественно перенесены в храм святого Стефана, а позже был устроен и храм в честь святителя Николая. Несомненно для барийцев это был большой праздник, а в 1090 г. папой Урбаном II было установлено празднование в честь перенесения мощей святителя в г. Бари. Византийский восток этот праздник не принял, потеря мощей для греков была печальным событием. Но на Руси праздник прижился довольно быстро и совершался уже в 1092 г., празднуется и поныне.     

Таким образом, принятие «чужих» праздников никогда не было для Православной Церкви непреодолимой проблемой. Это происходило на протяжении всей истории.

Святые мученики и языческий праздник

Однако, вернемся к святому Валентину. А если быть более точным – как минимум, к трем святым мученикам Валентинам, память которых, согласно древним мартирологам, совершалась 14 февраля. Двое из этих мучеников пострадали в Риме во второй половине III в. и оба были похоронены на Фламиниевой дороге, но на разном расстоянии от города. Один из них был епископом г. Интерамна, сейчас это г. Терни в Италии. Этот святой был известен чудесами исцелений, через которые обратил высокопоставленных язычников ко Христу, за что и был казнен в 269 г. Другой мученик Валентин был священником в Риме, иных сведений о нем нет. Позже неподалеку от Фламиниевых ворот была построена небольшая церковь в честь мученика Валентина, а сами ворота переименованы в Валентиновы. О третьем мученике Валентине известно лишь то, что он пострадал в Карфагене.

Когда и кем было положено начало общецерковному почитанию святых мучеников 14 февраля доподлинно неизвестно. Есть мнение, что это сделал папа Геласий в конце V в, прославив римских мучеников в лике святых. Папа Геласий I был известен достаточно активной деятельностью за свой короткий понтификат с 492 по 496 гг. Так, он утвердил окончательный канон Нового Завета, выступал против ереси монофизитства и добился запрета в Риме луперкалий. Последнего стоит коснуться особо.

Луперкалиями в Риме называлось празднование в честь бога Луперка (Луперк – одно из прозвищ Фавна). Совершалось празднование 13-15 февраля. Италийцы почитали его как доброго бога гор, лесов, полей, который ниспосылал плодородие полям, людям и животным. Луперк считался оплодотворяющим и посылающим милости божеством. Также «задачей» Луперка было оберегать стада от волков и прочих неприятностей. Его святилище было одним из самых древних в Риме, находилось в гроте на Палатинском холме. В этом гроте-святилище в день праздника (он назывался dies Februtus, т. е. день очищения, умилостивления, от него же произошло название месяца – фебруарий, февраль) приносились в жертву молодые козлы и собаки. После жертвоприношения двое знатных юношей приводились к месту заклания козлов, один из жрецов касался их лба жертвенным окровавленным ножом, другой отирал кровь шерстью, намоченной молоком. Затем следовала ритуальная трапеза, по окончании которой жрецы-луперки разрезали шкуры жертвенных козлов на ремни. После луперки, обнажившись и прикрыв бёдра козлиной шкурой, что символизировало облик божества, брали в руки связки ремней, окунали их в жертвенную кровь и начинали ритуальных бег вокруг Палатинского холма. По дороге они наносили удары этими ремнями всем встречным, преимущественно женщинам, которые к тому же охотно подставляли себя под эти удары. Считалось, что они дадут им плодовитость и легкие роды, удачу в любви и т.д.

Луперкалии продолжали совершаться в Риме даже после христианизации империи. Имеет смысл предположить, что, добившись запрета луперкалий, папа Геласий попытался христианизировать фестиваль, придал благочестивый характер и «назначил» ему покровителя – святого Валентина, память которого выпадала на 14 февраля. Однако не вполне понятно, кто из святых Валентинов мог быть назначен покровителем праздника, и какая благочестивая форма празднования пришла на смену совсем не благочестивым луперкалиям? Очевидно, что ответа на этот вопрос мы уже не узнаем – нет никаких исторических документов, отражающих эти аспекты. Известно лишь, что в 496 г. папа Геласий выступил против сенатора Андромаха, намеревавшегося снова разрешить языческое празднество луперкалий. В итоге они были заменены шествием с зажженными факелами в день праздника. Но нет более никаких упоминаний, что это действие стало традиционным.

Позже упоминания о двух римских мучениках Валентинах, память которых совершается 14 февраля, появляются мученических Актах V-VI веков и в мартирологе Беды Достопочтенного (VIII в.). Еще в IX в. святые Валентины упоминаются раздельно, хоть и в один день. Далее, видимо, произошло смешение житий этих святых, и в средневековых документах уже упоминается один святой Валентин, как, например, в «Золотой легенде» Якова Ворагинского (около 1255 г.). Именно в этом известном агиографическом произведении святой Валентин предстает перед императором Клавдием и, за отказ предать Христа, принимает мученическую кончину.

Рождение Дня святого Валентина

Впервые романтические ноты в день памяти святого Валентина вносит английский поэт, отец литературного английского языка, Джеффри Чосер. В своей поэме «Птичий парламент» он озвучил английские и французские народные поверья того времени о том, что птицы в Валентинов день начинают искать себе пару, т. е. наступает период их размножения. В основе поэмы лежит то самое народное поверье о птицах, хотя аллегорически она рассказывает о людях, их страстях и даже о конкретном событии – сватовстве и женитьбе Ричарда II на Анне Богемской. «Чосер ассоциировал весну с началом новой жизни, брачным периодом и так далее. Поэтому культ святого Валентина как покровителя влюбленных начинается с его подачи», — пишет известный британский филолог Генри Келли. Позже предложенная Чосером идея была растиражирована в произведениях других авторов.

Обычай посылать любимым открытки в день святого Валентина так же возник в Средние века. Самой первой «валентинкой» в мире считается записка, отправленная из тюремного заключения в лондонском Тауэре в 1415 году Карлом, герцогом Орлеанским, и адресованная его жене. Письмо Чарльза из Тауэра, сохранилось и находится в Британской библиотеке.

Однако Дня святого Валентина в форме, приближенной к нынешней, несмотря на средневековый романтизм, в то время не существовало. Окончательно культ в известную нам форму сложился позже в Англии, откуда был занесен в США, где получил широкую популярность.

Легенда

Со святым Валентином связывают легенду о том, что он венчал воинов с их возлюбленными вопреки запрету императора Клавдия II. На самом деле такого не могло быть. Запрет, действительно, существовал, но гораздо раньше – его ввел еще в I в. император Октавиан Август. Фактически именно Октавиан создал регулярную римскую армию, где срок службы составлял 20-25 лет. Легионерам запрещалось вступать в брак, их жизнь была строго регламентирована и проходила в постоянной подготовке к войне. Отношения с женщинами, впрочем, не возбранялись, но максимум на что мог рассчитывать легионер – это конкубинат, т. е. сожительство и то за пределами военного лагеря. Запрет просуществовал 180 лет, был отменен в 197 г. императором Септимием Севером. Таким образом, никаких императорских запретов святой Валентин не нарушал. Да и не мог нарушать – венчаний, как законной формы брака в Римской империи, тогда еще попросту не существовало. Христиане вступали в брак с благословения епископа, это и было формой заключения христианского брака. При этом они вступали в брак и согласно государственным законам Рима. Если даже предположить, что мученик Валентин Интерамнский, будучи епископом, мог благословлять легионеров-христиан на брак, то и это все равно не могло никак досадить императору Клавдию.

«Свой» или «чужой» – примирение

В Россию праздник пришел с запада и, несмотря на запрет, был популярен в XIX в. среди дворян. Интересно, что католическая церковь более не совершает память святого Валентина 14 февраля. В 1969 г., во время календарной реформы, день памяти святого был изъят из календаря для общецерковного почитания, в связи с отсутствием точных сведений, кроме личного имени и предания об усекновении головы мечом. Тем не менее, сейчас праздник довольно широко празднуется, имеет солидную коммерциализацию, на традициях праздника построена серьезная индустрия.

Так что же делать православным – праздновать или не праздновать? Наш он или не наш? В первую очередь надо понимать, что праздник этот – не церковный, хоть и несет в своем названии имя святого. А святой – наш! Память святых мучеников Валентинов, пострадавших в Риме, Православная Церковь совершает 6 и 30 июля. Но вряд ли кому-то придет в голову в эти дни рассылать друг другу «валентинки» и дарить подарки. Если уж и делать, то в общепринятый день – 14 февраля. При этом осознавая, что никакого отношения к благословению влюбленных святой Валентин не имеет. А широкий размах праздника обусловлен лишь его коммерциализацией. День святого Валентина – это лишь очередной повод что-то кому-то продать. Такой же повод, как и Рождество Христово, Новый Год и другие глобальные или локальные праздники. Нельзя при этом не отметить, что праздник этот в определенной степени опошлен, и часто его празднование сопровождается пропагандой греха. Но каждый имеет свою голову на плечах и вовсе не обязательно разделять подобную идеологию празднования. Если молодые люди ведут себя пристойно и целомудренно, то от подарка или «валентинки» их отношения никак не станут греховными. Люди, давно живущее в браке, также имеют обычай оказывать друг другу знаки внимания в этот день. Ничего дурного в этом нет, как нет ничего дурного в праздновании любого другого светского праздника, если только он не несет в себе элементов язычества или богоборчества.

В России Дню святого Валентина противопоставили «свой» День семьи, любви и верности – такой же светский праздник, но приурочили к дню памяти святых Петра и Февронии. Отмечается праздник 8 июля, с 2008 г. Вряд ли можно сказать, что за годы своего существования этот праздник стал столь же популярен в России, как День святого Валентина. Хотя пропагандируется он на государственном и церковном уровне – проводятся фестивали, концерты, вручаются медали, есть даже свой символ – ромашка. Есть все предпосылки сделать из него действительно хороший всенародный праздник. Для этого надо перестать противопоставлять его другому празднику, защищая «свое» при очевидной схожести с «чужим». Ведь любое сравнение или противопоставление всегда подразумевает выявление лучшего или худшего. Разве есть необходимость делать это? Нет. Многие, наверное, помнят стишок Сергея Михалкова «А что у вас?». В нем дети от безделья наперебой хвалятся тем, что у них есть, и быстро переходят на профессии своих мам, сравнивая их. В итоге приходят к выводу:

Мамы разные нужны,
Мамы разные важны.
Дело было вечером,
Спорить было нечего. 

Так вот, в данном случае и не нужны споры, не нужно ничего противопоставлять. Все нужно и все важно, если подойти с умом. У Дня святого Валентина нет явно греховного смысла или подтекста, зато он дает возможность поговорить о любви, рассказать молодежи в чем разница между любовью и блудом. Не поучать свысока, а рассказать, на примере тех же Петра и Февронии, что такое любовь и верность. Можно поговорить и о святости, о мучениках за Христа. Можно найти уйму тем, было бы желание, а повод всегда найдется. Впрочем, он уже есть и грех им не воспользоваться.  

протоиерей Дионисий Свечников

Брак Петра и Февронии – образец добродетельной христианской семьи. Эти святые одинаково почитаются и церковью, и народом. Памятники Петру и Февронии есть почти во всех крупных городах России, а дата 8 июля считается одной из самых популярных среди молодоженов. «Комсомолка» рассказывает, почему в нашей стране особенно чтят этих святых и как День Петра и Февронии будут отмечать в 2023 году.

Когда отмечается День Петра и Февронии в 2023 году

День памяти благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских в 2023 году отмечается 8 июля. Он берет свое начало в середине XVI века, когда Русская православная церковь причислила супругов к лику святых. Времена тогда были непростые, и пример Петра и Февронии помогал людям всех сословий поверить: да, в этом жестоком мире можно прожить счастливую семейную жизнь.

История любви

Супруги из старинного города Мурома сумели соблюсти заповедь, которую возглашает священник во время венчания: быть вместе в радости и в горе, в богатстве и нищете, в здравии и болезни. Княгиня Феврония ухаживала за Петром и исцелила его от смертельного недуга, затем оградила семейный очаг от посягательств бояр, вздумавших разлучить князя с возлюбленной и женить его на своей ставленнице. Она неотлучно сопровождала Петра во время его изгнания с княжеского престола и голодных скитаний, разделяла с ним скудную трапезу и при этом ни в чем не упрекала супруга.

Феврония никогда не спорила с Петром, но при этом ласково, со всякими прибаутками, наводила мужа на правильное решение. Ну а Петр признавал мудрость жены, относился к ней с уважением и не считал зазорным принимать ее советы.

Под старость Петр и Феврония одновременно ушли в монастырь: он – в мужской, она – в женский. Стояли эти обители бок о бок. Наверное, чтобы и в добровольной разлуке можно было увидеть друг друга в окошко. Умерли супруги-монахи в один и тот же летний день 1228 года и снова соединились уже в общем каменном гробу.

День Петра и Февронии

Памятник Петру и Февронии Муромским на территории Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Фото: Александр Глуз

Традиции праздника

Сейчас святые мощи Петра и Февронии расположены в Троицком женском монастыре города Мурома, а у входа в обитель установлен бронзовый монумент благоверным супругам.

Подобных памятников в разных городах России воздвигнуто уже великое множество – более шестидесяти. Новая волна всенародного прославления святых покровителей домашнего очага началась в начале нашего века, а 8 июля 2008 года по стране впервые прокатилось широкое празднование Дня семьи, любви и верности, ставшее с тех пор традиционным.

Ныне икону с изображением Петра и Февронии можно найти практически в каждой церкви. А в российских загсах 8 июля – наплыв желающих расписаться (кстати, многие загсы в этот день отказываются регистрировать разводы). Женихи и невесты верят, что если заключить брак в праздник Петра и Февронии, то и они проживут такую же неразлучную жизнь, как святые муромские супруги. Правда, обвенчаться сразу после росписи не получится: день памяти Петра и Февронии приходится на Петровский пост (в честь святых апостолов Петра и Павла). Но в наши дни это мало кого смущает – пары венчаются через какое-то время, что стало уже некой нормой.

Некоторые семейные психологи объясняют феномен всенародного почитания Петра и Февронии тем, что подсознательно многие современные супруги отождествляют себя с благоверными князем и княгиней. Судите сами: финансовое благополучие подчас полностью зависит от мужа, а лидерство в семье принадлежит жене. Именно ее мнение, как правило, торжествует, хотя, вроде бы, последнее слово остается за мужчиной.

У Петра и Февронии не было детей, и это обстоятельство не омрачало их жизнь (во всяком случае, предания не донесли до нас подобных переживаний). Любящим супругам достаточно было общества друг друга и взаимных, родственных интересов. Вот он, идеал для многих нынешних семей, не так ли? Правда, неплохо бы помнить, что в случае Петра и Февронии интересами этими были постоянная забота о ближних и совместная молитва.

Популярные вопросы и ответы

Чем отличается День Петра и Февронии от Дня семьи, любви и верности?

Это два праздника, отмечаемые в один день. День семьи любви и верности был учрежден в 2008 году в честь дня памяти святых Петра и Февронии.

Что нельзя делать в День Петра и Февронии?

8 июля нельзя венчаться, но можно обручиться. Нельзя нарушать Петров пост и употреблять алкоголь и скоромную пищу. Желательно воздержаться от физического труда – уборки, работы в саду и огороде. Зато можно заниматься ежедневной бытовой рутиной – например, готовкой. По поверьям, в этот день нельзя шить и вышивать. Не стоит 8 июля ссориться, скандалить и выяснять отношения.

Какие приметы есть на День Петра и Февронии?

• Посвататься на Петра и Февронию – к долгой и счастливой супружеской жизни.
• Обвенчаться в этот день – к крепкому браку.
• Если супруги весь этот день проведут неразлучно, занимаясь общим делом, их в будущем ждет достаток.
• Какая погода стоит 8 июля, такую надо ждать и в течение ближайших 40 дней.

Содержание статьи

  • Петр и Феврония Муромские
  • Житие Петра и Февронии Муромских
  • Молитва святым Петру и  Февронии, Муромским чудотворцам
  • Светлана Медведева: О преданности, семье и настоящей любви

В России появился новый праздник — День семьи, любви и верности, приходящийся на 8 июля, когда Церковь отмечает память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских.

Светлана Медведева о новом празднике: О преданности, семье и настоящей любви

Почему именно Петр и Феврония выбраны святыми покровителями этого праздника? Правду ли расказывает житие Петра и Февронии?

Петр и Феврония Муромские

Заметка Анны Архангельской

Любовь — бывает разная. Если мы говорим о том, что чаще всего подразумевается под любовью, — о любви-страсти, то с этим, конечно, вовсе не к Петру и Февронии, а, скажем, к Тристану и Изольде и к роману о них. Любовный напиток — прекрасная метафора этой страсти, от которой «сносит крышу» настолько, что всё остальное не просто теряет смысл и значение, но и фактически перестаёт существовать. С ней невозможно бороться: она не предназначалась ему, как и он — ей, она замужем за другим, как и он женат на другой, но во всём мире для него есть только она, как и для неё — только он. Эта страсть может длиться всю жизнь (а может быть — и ещё дольше), но недаром она показана как греховная: на её основе практически невозможен семейный союз. Она самоцель и самоценность, но в этом и её главная слабость.

«Повесть о Петре и Февронии» скорее говорит о любви-предназначении. Условие Февронии «аще бо не имам быти супруга ему, не требе ми есть врачевати его» — это  не прагматичная попытка не упустить свой шанс и извлечь максимальную выгоду для себя из сложившейся ситуации, а знание собственного предназначения. Феврония с самого начала знает не только то, что Пётр попытается её обмануть, но и то, что в конечном счёте она станет его женой. Потому что она предназначена ему, а он — ей.

Выгоден этот брак, похоже, в гораздо большей степени как раз князю Петру. Если, конечно, понимать под выгодой не улучшение социального положения, а духовное совершенствование. Недаром вся первая сцена Петра и Февронии является яркой метафорой покаяния: кровь змия (=дьявола), попав на Петра, приносит ему болезнь (=грех). Это проявляется в греховной раздвоенности сознания Петра (он думает одно, но говорит другое). Именно поэтому исцеление Петра оказывается не окончательным, и от того, что грех не изжит полностью (=непомазанный струп), болезнь снова завладевает всем его существом.

Второй приход Петра к Февронии демонстрирует необходимые признаки искреннего покаяния (стыд в содеянном обмане и твёрдую решимость больше не поступать таким образом), после чего только и возможно окончательное исцеление (=освобождение от греха).

В дальнейшем же именно Феврония помогает Петру преодолеть искушение властью (побуждая оставить муромский княжеский стол ради того, чтобы поступить по Евангелию), а заодно — между делом и мимоходом — блестяще устраняет муромскую боярскую оппозицию.

Любовь-предназначение (в отличие от любви-страсти) как раз и проявляет себя в таком гармоничном взаимном служении (и взаимном дополнении). Она позволяет сосуществовать без тяжких потрясений и без эффектных сцен. В отличие от любви-страсти, преодолевающей разлуку, часто сметая всё на своём пути, любовь-предназначение в принципе не предполагает разлуки. Две частицы мироздания, предназначенные друг другу, так прочно входят в совпадающие друг с другом пазы, образуя единое целое, что разлучить их не может никакая сила: ни муромские бояре, ни сама смерть.

Одновременная смерть — столь же яркий признак этого единства в любви. Вроде бы, это инвариант традиционного сказочного финала «они жили долго и счастливо и умерли в один день». Но в то же время это важная составляющая любви-предназначения. Характерно, что Тристан и Изольда умирают всё-таки не совсем одновременно, а друг за другом. Тристан и Изольда похоронены в разных могилах (=снова разлучены), но ветвь терновника соединяет эти могилы (всё-таки остаётся вопрос, преодолевается ли таким способом эта последняя разлука или, напротив, с особенной силой подчёркивается и констатируется). Тела Петра и Февронии пытаются положить в разные гробы, но сделать с ними то же самое, что сделали с Тристаном и Изольдой — похоронить в разных могилах — оказывается невозможным, и без всяких вопросов и сомнений в вечность они уходят вместе…

Читайте также — Святые Петр и Феврония: вместе навсегда

Житие Петра и Февронии Муромских

День семьи

Петр и Феврония Муромские — супруги, святые, ярчайшие личности Святой Руси, своей жизнью отразившие ее духовные ценности и идеалы.

История жизни свв. чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края. Сейчас исследователи спорят, о ком из исторических личностей написано житие: одни склоняются к тому, что это были князь Давид и его жена Евфросиния, в иночестве Петр и Феврония, скончавшиеся в 1228, другие видят в них супругов Петра и Евфросинию, княживших в Муроме в XIV в.

Записал повествование о блгв. Петре и Февронии в XVI в. свящ. Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм), талантливый литератор, широко известный в эпоху Иоанна Грозного. Сохранив в житии фольклорные черты, он создал удивительно поэтичную повесть о мудрости и любви — дарах Святого Духа чистым сердцем и смиренным в Боге.

Прп. Петр был младшим братом княжившего в г. Муроме блгв. Павла. Однажды в семье Павла случилась беда — по наваждению дьявола к его жене стал летать змей. Горестная женщина, уступившая демонской силе, обо всем поведала мужу. Князь наказал супруге выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель супостату «суждена от Петрова плеча и Агрикова меча». Прознав об этом, кн. Петр тотчас решился убить насильника, положившись на помощь Божию. Вскоре на молитве в храме открылось, где хранится Агриков меч, и, выследив змея, Петр поразил его. Но перед смертью змей обрызгал победителя ядовитой кровью, и тело князя покрылось струпьями и язвами.

Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в рязанскую землю. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, дочь древолаза, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония наказала слуге: «Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!»

Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, — большую награду. «Я хочу его вылечить, — без обиняков ответила Феврония, — но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его». Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпы, кроме одного.

Благодатная девица имела премудрость Св. отцов и назначила такое лечение не случайно. Как Господь и Спаситель, исцеляя прокаженных, слепых и расслабленных, через телесные недуги врачевал душу, так и Феврония, зная, что болезни попускаются Богом во испытание и за грехи, назначила лечение для плоти, подразумевая духовный смысл. Баня, по Свящ. Писанию, образ крещения и очищения грехов (Еф. 5: 26), закваске же Сам Господь уподобил Царствие Небесное, которое наследуют души, убеленные баней крещения (Лк. 13: 21). Поскольку Феврония прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь вернулся к Февронии. Во второй раз он сдержал свое слово. «И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди».

День семьи, любви и верности

После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Всякие наветы пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала. Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всем своему князю. Блаженный Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.

Супруги поплыли по реке на двух судах. Некий мужчина, плывший со своей семьей вместе с Февронией, засмотрелся на княгиню. Святая жена сразу разгадала его помысел и мягко укорила: «Почерпни воду с одной и другой стороны лодки, — попросила княгиня. — Одинакова вода или одна слаще другой?» — «Одинакова», — отвечал тот. «Так и естество женское одинаково, — молвила Феврония. — Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?» Обличенный смутился и покаялся в душе.

Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. «Что теперь с нами будет?» — с грустью размышлял Петр, а Феврония, мудрая и добрая жена, ласково утешала его: «Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Заступник всех, не оставит нас в беде!» В это время повар принялся готовить ужин и, чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца. Когда окончилась трапеза, княгиня благословила эти обрубочки словами: «Да будут они утром большими деревьями». Так и случилось. Этим чудом она хотела укрепить супруга, провидя их судьбу. Ведь коли «для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет» (Иов. 14: 7), то человек, надеющийся и уповающий на Господа, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей.

Не успели они проснуться, приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Блж. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце. Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Читайте также — Петр и Феврония: в раю нераспятых нет (+Видео)

Они скончались в один день и час, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующий обретал здесь щедрое исцеление.

Память блгв. Петру и Февронии отмечается 25 июня/8 июля.


Молитва святым Петру и  Февронии, Муромским чудотворцам

О велиции угодницы Божии и предивнии чудотворцы, благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстателие и хранителие, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам с упованием крепким молимся: вознесите о нас, грешных, святыя молитвы ваша ко Господу Богу, и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимо, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, телесем здравие и душам спасение.

Исходатайствуйте у Царя Небеснаго Церкви Святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите Отечество ваше и вся грады Российския от всякаго зла; и вся правоверныя люди, к вам приходящия и святым мощем вашим поклоняющиеся, осените благодатным действом богоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните.

Ей, чудотворцы святии!

Не презрите молитв наших, со умилением вам днесь возносимых, но будите о нас приснии предстателие ко Господу, и сподобите нас помощию вашею спасение вечное улучити и Царствие Небесное унаследовати: да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.


Светлана Медведева: О преданности, семье и настоящей любви

Источник: журнал «Фома»

В прошлом году в России появился новый праздник — День семьи, любви и верности, приходящийся на 8 июля, когда Церковь отмечает память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских. О смысле этой даты и о том, что можно сделать сегодня, чтобы вновь поднять в нашем обществе статус семейных ценностей, мы беседуем с супругой Президента России, Председателем оргкомитета празднования Дня семьи, любви и верности в Российской Федерации Светланой Владимировной Медведевой.

— Светлана Владимировна, в этом году по общественной инициативе, которая получила Вашу поддержку, уже второй раз отмечается День семьи, любви и верности. Не могли бы Вы поделиться своими впечатления от прошлогоднего праздника?

— Этот день смог еще раз напомнить всем, что по-настоящему значимо в человеческих отношениях. Больше всего вдохновило то, с какой радостью он был воспринят людьми. Читая письма, пришедшие в адрес нашего оргкомитета, мы были приятно удивлены, поскольку сами не ожидали такой ответной реакции. Замечательно, что семейные ценности и такие понятия, как «любовь», «верность», по-прежнему очень много значат для наших соотечественников.

Очень важно, что мы получили широкую поддержку со стороны прессы и общественных организаций, оказавших нам неоценимую помощь. Именно такая поддержка, надеюсь, позволит сделать День семьи, любви и верности действительно народным — днем радости отцовства и материнства, заботы о родителях, а также о своих близких и любимых. Хочется, чтобы у нас появился еще один день, когда можно собраться в кругу семьи, с друзьями — как это было раньше. Уверена, что День семьи, любви и верности — это праздник, направленный в будущее, то есть в значительной мере обращенный к молодым людям, которые пока еще не вступили в брак. Будет замечательно, если 8 июля влюбленные и молодые пары проведут друг с другом или вместе со своими родителями, бабушками и дедушками… Поблагодарят их за любовь и заботу, которые и создают настоящее семейное тепло.

День семьи. Светлана Медведева
8 ноября 2008 года, у стенда праздника на выставке «Православная Русь». Церковь в лице Святейшего Патриарха Кирилла и почившего Патриарха Алексия поддержала идею проведения Дня семьи, любви и верности.

— Почему был выбран именно день памяти православных святых Петра и Февронии Муромских?

— Такой выбор, разумеется, не случаен, ведь история жизни князей Петра и Февронии — это история верности, преданности и настоящей любви, способной на жертву ради любимого человека. Очень важно, что праздник этот является частью забытой традиции нашего народа, которую хотелось бы возродить. Ведь раньше в этот день совершались помолвки, а уже после окончания Петрова поста пары венчались в церкви.

Несмотря на то что это день памяти православных святых, его охотно приняли как представители других традиционных религий России, так и люди нерелигиозные. Нашу инициативу сразу же активно поддержал Межрелигиозный совет России. В прошлом году, например, широкие торжества прошли в Казани. Ничего удивительного здесь нет: история Петра и Февронии, их пример важны в равной степени для всех нас, близки и понятны каждому.

Центром торжеств в этом году, как и в прошлом, станет город Муром, где жили и правили святые супруги. Нам кажется, что это позволит живее ощутить связь времен и прочувствовать ту культуру, которая взрастила наши великие семейные традиции.

— Символом Дня семьи, любви и верности стала ромашка. Это был Ваш личный выбор? С чем он был связан?

— У каждого памятного дня может быть свой символ. Когда я думала над тем, что может стать образом преданности, чистоты, любви, мысль о цветке ромашки пришла, как говорится, сама собой. Я сразу позвонила подруге, с которой мы в тот день обсуждали идею праздника, ей очень понравился придуманный мною символ.

Ромашка — простой, но в то же время удивительно красивый цветок, к тому же привычный для каждого из нас. Это очень родной, близкий, домашний символ. Кроме того — это символ лета, тепла, уюта, чистоты и невинности.

— Светлана Владимировна, сейчас интерес к созданию семьи у современных молодых людей, к сожалению, падает. В чем, по-Вашему, причина этого явления и как следует на него реагировать?

— Проблема, как мне кажется, в том, что люди, особенно люди молодые, сегодня не всегда понимают то, что было очевидно для их предков. Семья — это прежде всего жертвенность, но в наши дни актуален вопрос: зачем жертвовать собой ради другого человека? Почему нужно предпочесть ответственность сиюминутным удовольствиям?

Сложно сказать, как вышло, что сегодня мы, может быть, не готовы к такой жертвенности — даже ради любви к другому человеку, более того — нередко не понимаем ее смысла. Необходимо искать ответ на этот вопрос.
Лично мне кажется, что здесь во многом сказался и произошедший в прошлом веке разрыв с традициями. Ведь что такое традиция? Это живой опыт предшествующих поколений, наших родителей, бабушек и дедушек. И к этому опыту следует относиться с уважением и вниманием.

Каждый человек волен выбирать, как ему жить. Но старшее поколение, как мне кажется, должно показать, из чего, из каких вариантов этот выбор состоит, к чему он может привести. Например, объяснить, что, отказавшись в молодости от семьи в пользу «свободной жизни», потом можно оказаться совсем одиноким. Научиться такому пониманию можно только на ошибках: либо чужих, либо своих. К сожалению, чужие ошибки интересуют сегодня людей все меньше и меньше, а ведь их осмысление и опыт — это тоже традиция, традиционные ценности, которые многим сегодня кажутся чем-то ненужным.
Я убеждена, что сохранение семьи очень важно для нашего общества. Без этого не решить одну из важнейших проблем в нашей стране — проблему демографии. Кроме того, если мы со временем откажемся от семьи, то вслед за этим мы можем пойти еще дальше — отказаться от нормальных человеческих отношений, заменив их эгоизмом и себялюбием.

Сейчас необходимо говорить о тех жизненных принципах, которые когда-то казались неотъемлемой частью общества, а сегодня нуждаются в том, чтобы о них постоянно напоминали человеку XXI века. Хотя совершенно очевидно — и об этом тоже надо говорить с молодежью, — что эти принципы не противоречат современному образу жизни, что традиционная нравственность лишь укрепит наше общество, поможет ему двигаться вперед, а вовсе не отбросит назад.

— Однако сегодня нередко говорят о том, что распад традиционной семьи — это естественный процесс. Если так, то, может быть, не стоит и противостоять ему?

— Действительно, подобные тенденции существуют. К примеру, в современном обществе практически неосуществимой становится модель патриархальной семьи двухсотлетней давности. Но, во-первых, я бы хотела отметить и другую тенденцию: сегодня, когда все больше говорится о равных правах супругов, значение семьи лишь возрастает. Ведь именно в семье, где люди оказывают взаимную поддержку и по-настоящему доверяют друг другу, каждый из ее членов может надеяться на наиболее полную самореализацию.

Во-вторых, даже если негативные тенденции не так просто остановить, это еще не значит, что ничего не стоит делать. Об этом говорят нам и зарубежные примеры: в современном опыте разных стран разговор о семейных ценностях все чаще занимает важное место в государственной политике. В нашей стране государство в последние годы все активнее поддерживает семьи, в том числе многодетные. Конечно, проблемы существуют, но сейчас делается очень много, чтобы веками формировавшиеся традиции крепкой и счастливой семьи не были утрачены.

Однако в таком важнейшем и многостороннем вопросе усилий одного государства недостаточно. Никто не сможет заставить людей измениться, если сами они этого не захотят. Как бы ни были велики усилия государства, общественных и религиозных организаций, сколько бы сил ни выделялось на поддержку семей — если никто не захочет их создавать, все старания окажутся никому ненужными.

Именно поэтому мы уделяем столько внимания Дню семьи, любви и верности. Ведь он воплощает в своем названии важнейшие ценности.

Будут ли у нас настоящие крепкие семьи, научимся ли мы быть верными и преданными друг другу — все это зависит от каждого из нас, от нашего терпения, желания, готовности к пониманию. От нашей любви.

Читайте также:

  • Испытания для Петра и Февронии: история любви
  • Брак по расчету? Размышления ко Дню семьи, любви и верности

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

На 8 июля приходится несколько событий. Церковь чтит благоверных Петра и Февронию Муромских, в России официально отмечают День семьи, любви и верности, а в народе на Февронию русальницу приходился праздник всех влюблённых. Как провести 8 июля, что можно и нельзя делать в этот день, читайте в материале «Царьград Новосибирск»

День семьи, любви и верности 8 июля

8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности, который противопоставили западному Дню святого Валентина. Сначала его возродили в 90-е гг. прошлого века в Муроме на родине святых Петра и Февронии. А 26 марта 2008 года эту инициативу одобрил Совет Федерации. Символом праздника стала ромашка. Ежегодно лучшие семьи России в этот день получают общественную награду – медаль за любовь и верность, ценные подарки. Праздник получил распространение и его отмечают ещё в 40 странах.

В 2022 году президент России Владимир Путин подписал указ, который сделал праздник официальным. В будущем 8 июля могут сделать выходным днём.

Пётр и Феврония Муромские

Церковь 8 июля отмечает день памяти святых благвоверных Петра и Февронии, которые издавна считались покровителями семьи и брака, таким образом светский праздник соединился с церковной датой.

Муромские чудотворцы – русские святые начала XIII века от Рождества Христова. Известно, что они взаимно очень любили друг друга, оставались преданным, несмотря на трудности и козни окружающих. «Жить долго и счастливо и умереть в один день» – это слова про них. Это произошло в 1228 году. Их положили в разных местах, они чудеснейшим образом оказались в одном гробу – так их и погребли.

Народные традиции, обычаи 8 июля

В народном календаре 8 июля также имеет непосредственное отношение к семье и любви. В старину на Февронью русальницу отмечали именно день всех влюблённых. Существовало поверье, что русалки в этот день водят хороводы на суше. А ещё до прихода христианства на Русь покровителями этого дня были сыновья богини Лады – Лель, Полелей и Дид. Первый был покровителем влюблённых, второй – супружества, а третий – супружеской заботы и нежности.

Что нельзя делать 8 июля

Свадьбы лучше 8 июля не устраивать, потому что идёт Петровский пост. В это время верующим лучше не устраивать праздников и застолий. Венчаться в этот день нельзя, только после поста.

Обычно 8 июля семьи стараются не ссориться, не выяснять отношения.

В народе считалось, что лучше не заниматься в этот день выпечкой и тестом, работать с мукой, чтобы не «залепить» счастье и благополучие, не замазать. Это же относится и к рукоделию, чтобы не «зашить» всё.

На Петра и Февронию старались не заниматься огородами и растениями, но на полив выходили.

Считается, что лучше не срывать в день Петра и Феронии ромашки, ведь они символизируют этот праздник. 

Что можно делать 8 июля

В народе подмечали, если 8 июля надо работать бок о бок с женой – это принесёт счастье и достаток в дом. Речь в первую очередь шла тогда о большом сенокосе. Крестьяне в это время сено ворошили и стога метали.

Влюблённым 8 июля и сегодня лучше проводить вместе больше времени в этот день, можно сходить в церковь, помолиться святым Петру и Февронии, им молятся о любви и семье. Также Февронье молятся об избавлении от болезней, ведь она был при жизни целительницей и смогла вылечить мужа.

Считается, что 8 июля – хороший день для свиданий, сватовства, знакомства с родителями, начала совместной жизни. Отношения сложатся и будут долгими.

Приметы погоды 8 июля

На время празднование Дня семьи в июле приходится время большого сенокоса.

Если в этот день стоит жара, то и слушающие 40 дней будут жаркими.

Если подул ветер с севера, то установятся ясные дни, а если с юга – дождливые.

Если радуга встала над озером, то пойдут дожди.

Если мыши и свиньи едят сено в этот день, то покос будут плохим.

Ранее «Царьград Новосибирск» публиковал церковный календарь на июль 2022 года по дням, какие отмечают в июле православные верующие праздники читайте по ссылке.

Уважаемые читатели Царьграда!

Присоединяйтесь к нам в соцсети «ВКонтакте», также подписывайтесь на наш телеграм-канал t.me/tsargradnsk и канал в «Яндекс.Дзен». Если вам есть чем поделиться с редакцией «Царьград Новосибирск», присылайте свои наблюдения, вопросы, новости на электронную почту nsk@tsargrad.tv

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Церковные праздники сентябрь 2012
  • Церковный праздник временная 10 ноября
  • Церковные праздники весной 2020
  • Церковные праздники на следующий год
  • Церковные праздники сегодня спутник