Цвет праздника рождества пресвятой богородицы

Цвета богослужебных облачений

12 — Цвета богослужебных облачений

Указания на цвета облачений излагаются с учетом установившейся богослужебной практики (ср.: Настольная книга священнослужителя. М., 1983, 2001. Т.4. С. 148-149).

Рождество Пресвятой Богородицы

(до отдания включительно)

голубой

Крестовоздвижение

(до отдания включительно)

И другие праздники

в честь Креста Господня.

бордовый1 или фиолетовый

Св. ап. и ев. Иоанна Богослова

золотистый (желтый) или белый

Покров Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы.

(до отдания включительно)

голубой

Навечерие Рождества Христова

белый

Рождество Христово

(до отдания включительно)

золотистый или белый

Собор Пресвятой Богородицы

белый или голубой

Обрезание Господне

белый или золотистый

Навечерие Богоявления

Богоявление (Крещение Господне)

(до отдания включительно)

белый

Сретение Господне

(до отдания включительно)

голубой или белый

Благовещение Пресвятой Богородицы

голубой

Подготовительные Недели

к Великому посту

золотистый (желтый) или фиолетовый

Великий пост (седмичные дни)

Черный2,

темно-фиолетовый

или багряный

Субботы, Недели Великого поста

и полиелейные праздники в седмичные дни Великого поста

фиолетовый

Литургия Преждеосвященных Даров

черный,

темно-фиолетовый или багряный

Неделя Крестопоклонная

фиолетовый

или бордовый

Суббота Акафиста

голубой

или фиолетовый

Лазарева суббота

белый

Вход Господень в Иерусалим

зеленый или белый

Страстная седмица

черный или

темно-фиолетовый

Великий Четверг

фиолетовый

или багряный

(темно-бордовый)

Великая Суббота

(на Литургии после чтения Апостола)

и начало богослужения на Святую Пасху (до утрени 1-го дня Пасхи включительно)

белый

ПАСХА

(до отдания включительно)

красный

Вознесение Господне

(до отдания включительно)

белый

Пятидесятница (День Святой Троицы)

(до отдания включительно)

зеленый

Понедельник Святого Духа

зеленый или белый

Рождество св. Иоанна Предтечи

золотистый(желтый)

или белый

Первоверховных апостолов Петра и Павла

золотистый(желтый)

или белый

Преображение Господне

(до отдания включительно)

белый

Успение Пресвятой Богородицы

(до отдания включительно)3

голубой

Усекновение главы св. Иоанна Предтечи

красный или бордовый

Собор Архистратига Михаила

и прочих Небесных Сил бесплотных

белый или красный

Господские средние праздники,

седмичный и воскресные дни

вне Великого поста

золотистый (желтый)

Богородичные праздники

голубой

Памяти4 Бесплотных Сил, святых дев и девственников

белый

Памяти пророков

золотистый (желтый) или красный

Памяти апостолов

золотистый (желтый)

Памяти святителей

золотистый (желтый)

Памяти мучеников

красный

Памяти преподобных

и Христа ради юродивых

зеленый

Памяти благоверных князей

золотистый (желтый), зеленый или красный5

Заупокойные богослужения

(вне Великого поста)

белый

Таинство Крещения

белый

Таинство Венчания

Белый, золотистый

или красный

(от Недели Фоминой до отдания Пасхи)

1 Существует практика совершения богослужений в честь Креста Господня в бордовых облачениях или в ризах красного цвета, но более темного оттенка, чем пасхальные.

2 В древности в Православной Церкви вовсе не было черных облачений, а в Великий пост служили в багряных ризах, т.е. в темно-бордовых. Таким образом, в седмичные дни Великого поста службы могут совешаться и в фиолетовых облачениях, но более темного оттенка, чем в воскресные дни св. Четыредесятницы.

3 Существует практика, согласно которой в продолжение всего Успенского поста (кроме Преображения) употребляются ризы голубого цвета.

4 Облачения в седмичные дни заменяются ризами, соответствующими лику святого, в случае совершения святому полиелея или службы с великим славословием. В периоды попразднств цвет облачений ради празднования полиелейных святых во многих храмах не изменяется. При совпадении памяти святого с воскресеньем цвет облачения не меняется и остается золотистым.

5 В дни памяти благоверных князей, принявших иноческий постриг (например, св. блгв. кн. Даниил Московский), богослужение совершается в зеленых облачениях. Служба в честь благоверных князей-мучеников или страстотерпцев совершается в красных ризах.

Примечание. В Русской Церкви существовала также традиция совершения богослужения в воскресные дни и в Господские праздники в красных ризах; в дни выноса Креста могли употребляться облачения синего цвета, а на Богородичные  праздники, в Великий Четверг (на литургии) и в период от Пасхи до отдания Вознесения – белые. (Ср.: Розанов Н., прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения… в Московском Кафедральном Христа Спасителя соборе и Московском Большом Успенском соборе… М., 1901. С. 244-245.)

Источник: Богослужебные указания на 2017 год.

Назад к списку

Ниже приведены цвета облачений, связанные с основными литургическими периодами и церковными праздниками. Эти цвета относятся не только к облачению, которое носит духовенство, но также и к покрытию престола, жертвенника, аналоев и др. инвентаря внутри храма.

  • Рождество Пресвятой Богородицы (от предпразднства до отдания): голубой.
  • Воздвижение Креста Господня (от предпразднства до отдания) и другие праздники Креста Господня: красный.
  • Покров Пресвятой Богородицы и Введение во Храм Пресвятой Богородицы (от предпразднства до отдания): голубой.
  • Период Рождественского поста: красный.
  • Рождество Христово (включая канун (сочельник) и до отдания): белый.
  • Собор Пресвятой Богородицы: голубой.
  • Обрезание Господне, Богоявление (в том числе канун (сочельник), и до отдания): белый.
  • Сретение Господне (от предпразднства до отдания): голубой.
  • Благовещение (от предпразднства до отдания); но если в Страстную седмицу, только в сам день праздника): голубой.
  • Подготовительные воскресенья перед Великим постом (о блудном сыне и др.): золотой.
  • Будние дни Великого поста: черный (фиолетовый может использоваться, если облачения черного цвета отсутствуют).
  • Субботы и обычные воскресенья Великого поста, а также полиелейные праздники в будние дни Великого Поста: фиолетовый (темно-красный цвет облачений может использоваться, если фиолетовый недоступен).
  • «Торжество Православия» 1-ое воскресенье Великого Поста: красный.[*]
  • Крестопоклонное воскресенье Великого Поста: красный (не фиолетовый)
  • Суббота Акафиста в Великий пост: голубой
  • Великий Канон св. Андрея в Великий пост: черный.
  • Лазарева суббота: зеленый (золотой допустим в случае, если облачения зеленого цвета недоступны).
  • Вербное воскресенье: зеленый.
  • Великий понедельник, вторник и среда Страстной седмицы: черный.
  • Соборование, в Великую Среду (или в другой день): фиолетовый
  • Великая четверг на Литургии: красный (не фиолетовый)
  • Великий четверг вечером (чтение Двенадцати Евангелий): черный.
  • Великая суббота на Литургии (после Апостольского чтения): белый.
  • Пасха Господня (до отдания): белый.
  • Вознесение Господне (до отдания): белый.
  • Пятидесятница (до отдания): зеленый.
  • День Святого Духа: зеленый.
  • Недели Всех Святых, Всех Русских Святых и Всех Поместных Святых (1-я, 2-я и 3-я Недели по Пятидесятнице): золотой.[**]
  • Рождество св. Иоанна Крестителя (и вообще другие посвященные Предтечи праздники): красный.
  • Петров (Апостольский) пост: красный.[**]
  • День Первоверховных Апп. Петра и Павла и, как правило, др. праздники апостолов: золотой.
  • Успенский пост до кануна Преображения Господня: красный.
  • Преображение Господне (до отдания): белый.
  • Успение Пресвятой Богородицы (от предпразднства до отдания): голубой.

[*] В то время как в некоторых местах для Торжества Православия надевают фиолетовые облачения, наш правящий архиерей не одобряет эту практику, учитывая праздничный характер поминовения дня, и предпочитает практику, переданную святителем Иоанном чудотворцем и другими нашими иерархи: а именно, что красные облачения следует носить в этот день, а фиолетовые использовать только в том случае, если красного недостаточно для всех служителей Алтаря. Это практика, благословенная для использования в нашей епархии.

[**] Если, как бывает в некоторые годы, в Апостольский пост входят Недели Всех Святых, или Всех Святых Российских, или Всех Поместных Святых (1-я, 2-я и 3-я Недели по Пятидесятнице), то в будние дни облачения КРАСНЫЕ (в честь поста) а по выходным ЗОЛОТЫЕ (в честь разных святых).

Помимо указанных выше конкретных праздников и литургических периодов, по отношению к цвету облачений применяются следующие более общие правила:

ПРИМЕЧАНИЕ. Мы никогда не совершаем Таинства в черных облачениях (это включает в себя не только Божественную литургию, но также и Таинство Соборования и др.). Это правило не распространяется на Литургию Преждеосвященных Даров, которая обычно совершается в облачениях черного цвета, поскольку во время этого богослужения нет Евхаристического Канона и преосуществления, но только причастие верующих Преждеосвященными Дарами. Мы также не совершаем в облачениях черного цвета погребение.

   «Разные цвета священнических облачений (а одновременно и облачений св. престола, жертвенника и аналоев, которые должны облачаться в облачения такого же цвета, как и священнические ризы) имеют символическое значение, и разным дням и праздникам богослужебного года обычаем усвоены облачения соответствующих цветов.

Так: великопостные облачения должны быть черного цвета (в старину бывали и фиолетового), в воскресные дни Великого поста — облачения темно-красного (или тоже фиолетового) цвета; в Лазареву субботу — воскресное облачение золотистого или белого цвета; в Великий четверток — красного цвета; в Великую субботу — белого цвета, начиная с чтения Евангелия (после пения «Воскресни, Боже,» когда происходит переоблачение всего храма из черного цвета в белый); от первого дня Пасхи до Отдания Вознесения Господня — облачение белого цвета; в Неделю Пятидесятницы (Троицын день) — облачение зеленого, или тоже белого цвета; во весь Петров пост — красного цвета; во все праздники Св. Апостолов и Св. Мучеников — красного цвета; в праздники св. Пророков — зеленого цвета; во все Богородичные праздники — голубого цвета, как равно и в Успенский пост, исключая праздник Преображения до отдания, когда облачение белого цвета; в праздники св. Иоанна Предтечи — красного цвета; в праздник Воздвижения Креста Господня — красного цвета или фиолетового; в дни Рождественского поста — красного цвета; в период времени от Рождества Христова до отдания Богоявления — белого цвета. Во все воскресные дни, кроме периода постов, употребляются облачения золотые или золотистого цвета. Неправославным обычаем, навеянным нам в Запада, надлежит признать надевание облачений черного цвета при совершении отпевания усопших и панихид. Православная Церковь не представляет себе смерти чем-то мрачным, а наоборот рассматривает смерть, как радостный переход к лучшей жизни, к соединению со Христом, а потому более прилично употреблять в таких случаях облачения светлые, но никак не мрачные, траурные, черного цвета, что свойственно только «не имущим упования»» (Вопросы и Ответы, стр. 24).

     В Московском Успенском соборе имеется собственный устав относительно цвета облачений. Предписывается следующий порядок:

  • Во дни воскресные и праздники Господские — золотое, красное и другое, по рассуждению и назначению архиерея.
  • В праздники Входа Господня в Иерусалим и Пятидесятницы — зеленое.
  • Во дни выноса креста: в Воздвижение Честного и Животворящего Креста, 1-го августа — Происхождение честных древ Честного и Животворящего Креста (за всенощным бдением) и в неделю Крестопоклонную — фиолетовое или синее.
  • В дни Богородичные — голубое или белое.
  • От Пасхи до отдания Вознесения — белое, хотя бы в это время случились заупокойные служения.
  • Белые же употребляют: а) во дни крестных ходов на водоосвящение (в праздники: Богоявления, Преполовения Пятидесятницы и 1-го августа на литургии); б) Накануне Богоявления — на часах и литургии; в) в праздники Вознесения и Преображения, а так же на литургии, в четверток и субботу Страстной седмицы.
  • В праздники Апостолов — красное.
  • В Великий пост, а также в дни заупокойные и на панихидах — черное или темноватое.
  • Успенский пост, кроме Преображения — голубое» (Моск. Руковод., стр. 244).

Здесь можно заметить, что священник и диакон должны придерживаться общепринятых правил о ношении облачения, соответственно совершаемому богослужению. В приходских храмах вечерню, повечерие, полунощницу и утреню священник совершает в рясе. Крест носится поверх облачения. Литургия всегда совершается в полном облачении, т.е. в подризнике, епитрахили, поясе, поручах и фелони, а имеющие на то благословение надевают также набедренник и палицу.

Цвета богослужебных облачений 1

Рождество Пресвятой Богородицы(до отдания включительно)  Голубой
Крестовоздвижение(до отдания включительно)и другие праздники в честь Креста Господня Бордовый2 или фиолетовый
Св. ап. и ев. Иоанна Богослова Белый
Покров Пресвятой Богородицы,Введение во храм Пресвятой Богородицы(до отдания включительно) Голубой
Навечерие Рождества Христова Белый
Рождество Христово(до отдания включительно) Золотистый или белый
Собор Пресвятой Богородицы Белый или голубой
Обрезание Господне,Навечерие Богоявления,Богоявление Господне(до отдания включительно) Белый
Сретение Господне(до отдания включительно) Голубой или белый
Благовещение Пресвятой Богородицы Голубой
Подготовительные Недели к Великому посту Фиолетовый или золотистый (жёлтый)
Великий пост(седмичные дни) Тёмно-фиолетовый, багряный или чёрный 3
Субботы, Недели Великого поста и полиелейные праздники в седмичные дни Великого поста Фиолетовый
Литургия Преждеосвященных Даров Фиолетовый, багряный или чёрный
Неделя Крестопоклонная Фиолетовый или бордовый
Вход Господень в Иерусалим Зелёный или белый
Страстная седмица Чёрный или тёмно-фиолетовый
Великий Четверг Фиолетовый
Великая суббота(на литургии, после чтения Апостола)и начало богослужения на Пасху(до утрени 1-го дня Пасхи включительно) Белый
Пасха(до отдания включительно) Красный
Вознесение Господне(до отдания включительно) Белый
Пятидесятница(до отдания включительно) Зелёный
Понедельник Святого Духа Зелёный или белый
Рождество св. Иоанна Предтечи Белый
Первоверх. апп. Петра и Павла Золотистый (жёлтый) или белый
Преображение Господне(до отдания включительно) Белый
Успение Пресвятой Богородицы(до отдания включительно) 4 Голубой
Усекновение главы св. Иоанна Предтечи Красный или бордовый
Господские средние праздники, седмичные и воскресные дни вне Великого поста Золотистый (жёлтый)
Богородичные праздники Голубой
Памяти 5  Бесплотных Сил, свв. дев и девственников Белый
Памяти пророков Золотистый (жёлтый)  или белый
Памяти апостолов Золотистый (жёлтый), белый или красный
Памяти святителей Золотистый (жёлтый)
Памяти мучеников Красный
Памяти преподобных и Христа ради юродивых Зелёный
Памяти благоверных князей Золотистый (жёлтый), зелёный или красный 6
Заупокойные богослужения(вне Великого поста) Белый
Таинство Крещения Белый
Таинство Венчания Белый, золотистый или красный (от Недели Фоминой до отдания Пасхи)

______________________

1 Указания на цвет облачений излагаются с учётом установившейся церковной практики, а также главы 4-го тома «Настольной книги священнослужителя» (М., 1983. С. 148) — «Цвета богослужебных облачений. Символика цветов».

2 Существует практика совершения богослужений в честь Креста Христова в бордовых облачениях или в ризах красного цвета, но более тёмного оттенка, чем пасхальные.

3 В древности в Православной церкви вовсе не было чёрных облачений, а в Великий пост служили в «багряных ризах», то есть в тёмно-бордовых. Таким образом, в седмичные дни Великого поста службы могут совершаться и в фиолетовых облачениях, но более тёмного оттенка, чем в воскресные дни св. Четыредесятницы.

4 Существует практика, согласно которой в продолжение всего Успенского поста (кроме Преображения) употребляются ризы голубого цвета.

5 Облачения в седмичные дни заменяются ризами, соответствующими лику святого, в случае совершения святому полиелея или службы с великим славословием. В периоды попразднств цвет облачений ради празднования полиелейных святых во многих храмах не изменяется. При совпадении памяти святого с воскресеньем цвет облачения не меняется и остаётся золотистым.

6 В дни памяти благоверных князей, принявших иноческий постриг (например, св. блгв. кн. Даниил Московский), богослужение совершается в зелёных облачениях. Служба в честь благоверных князей-мучеников или страстотерпцев совершается в мученических ризах.

Исходя из установившихся традиционных цветов современных богослужебных облачений, из свидетельств Священного Писания, творений святых отцов, из сохранившихся образцов древней живописи, можно дать общие богословские толкования символики двета.

Важнейшие праздники Православной Церкви и священные события, которым усвоены определенные цвета одеяний, можно объединить в шесть основных групп.

  1. Группа праздников и дней памяти Господа Иисуса Христа, пророков, апостолов и святителей. Цвет облачений — золотой (желтый), всех оттенков.
  2. Группа праздников и дней памяти Пресвятой Богородицы, бесплотных сил, дев и девственников. Цвет облачений — голубой и белый.
  3. Группа праздников и дней памяти о Кресте Господнем. Цвет облачений — фиолетовый или темно-красный.
  4. Группа праздников и дней памяти мучеников. Цвет облачений — красный. (В Великий четверг цвет облачений — темно-красный, хотя все убранство алтаря остается черным, на престоле — белая пелена.)
  5. Группа праздников и дней памяти преподобных, подвижников, юродивых. Цвет облачений — зеленый. День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим, день Свя-таго Духа празднуются, как правило, в зеленых облачениях всех оттенков.
  6. В период постов цвет облачений — темно-синий, фиолетовый, темно-зеленый, темно-красный, черный. Последний цвет употребляется преимущественно во дни Великого поста. На первой седмице этого поста и на будних днях прочих седмиц цвет облачений черный; в воскресные и праздничные дни — темный с золотой или цветной отделкой.

Погребения, как правило, совершаются в белых облачениях.

В древности в Православной Церкви не было черных богослужебных облачений, хотя повседневные одежды духовенства (особенно — монашества) имели черный цвет. В древности в Греческой и Русской Церквах по Уставу Великим постом облачались в «багряны ризы» — в облачения темно-красного цвета. В России впервые было официально предложено облачиться по возможности в черные ризы петербургскому духовенству в 1730 г. для участия в похоронах Петра II. С тех пор черные облачения входят в обиход погребальных и великопостных служб.

В каноне богослужебных облачений нет «своего места» у оранжевого цвета. Однако он присутствует в Церкви с древнейших времен. Этот цвет очень тонкий, и не всякий глаз воспринимает его правильно. Будучи соединением красного и желтого цветов, оранжевый цвет в тканях практически постоянно скользит:

с оттенком в сторону желтого он воспринимается как желтый (золото часто дает оранжевый отлив), а с преобладанием красного — как красный. Такая неустойчивость оранжевого цвета: лишила его возможности занять определенное место в ряду общепринятых цветов для облачений. Но практически он часто встречается в церковных ризах, которые считаются либо желтыми, либо красными.

Если учесть это замечание об оранжевом цвете, то нетрудно заметить, что в церковных облачениях присутствуют белый цвет, как символ света, все семь цветов спектра солнечного света и черный цвет.

Церковная литургическая литература хранит полное молчание о символике цветов. Иконописные «лицевые подлинники»указывают, какого цвета одеяния следует писать на иконах того илк иного святого лица, но не объясняют почему. В связи с этим «расшифровка» символического значения цветов в Церкви довольно-затруднительна. Однако некоторые указания Священного Писания. Ветхого и Нового Заветов, толкования Иоанна Дамаскина, Софрония Иерусалимского, Симеона Солунского, творения, которые связаны с именем Дионисия Ареопагита, некоторые замечания в деяниях Вселенских и Поместных Соборов дают возможность установить ключевые принципы расшифровки цветовой символики. Помогают этому и труды современных светских ученых. Много ценных указаний по данному предмету содержится в статье нашего отечественного ученого В. В. Бычкова «Эстетическое значение цвета в восточнохристианском искусстве» (Вопросы истории и теории эстетики». Изд. МГУ, 1975, с. 129 — 145.). Автор основывает свои выводы на данных истории, археологии и толкованиях вышеуказанных учителей Церкви. На иных источниках строит свою работу Н. Б. Бахилина (Н. Б. Бахилина. История цветообозначений в русском языке. М., «Наука», 1975.). Материалом для ее книги служит русский язык в памятниках письменности и фольклора от XI в. вплоть до современности. Замечания о символическом значении цветов у этого автора не противоречат суждениям Бычкова, а в ряде случаев прямо подтверждают их. Оба автора ссылаются на обширную научно-исследовательскую литературу.

Предлагаемая ниже трактовка основных значений цветов в церковной символике дается с учетом современных научных исследований в этой области.

В сложившемся каноне церковных богослужебных облачений-мы по существу имеем два явления — белый цвет и все семь основных цветов спектра, из которого он состоит (или на которые’ он разлагается), и черный цвет как отсутствие света, символ небытия, смерти, траура или отречения от мирской суеты и богатства. (Н. Б. Бахилина в указанной книге отмечает, что в сознании русских людей с глубокой древности черный цвет имел два разных символических значения. Он, в противоположность белому, означал нечто принадлежащее к «темным силам», «сонмищу бесов», смерти в одном своем смысле и монашескую одежду как знак смирения и покаяния — в другом (с. 29-31).)

Спектр солнечного света-это цвета радуги. Семицветная радуга составляет и основу цветовой гаммы древних икон. Радуга, это поразительное по красоте своей явление, была представлена Богом Ною как знамение «завета вечного между Богом и между землею и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле» (Быт. 9, 16). Радуга, подобно дуге или мосту, переброшенным между некими двумя берегами или краями, означает и связь между Ветхим и Новым Заветами и «мост» между жизнью временной и вечной в Царстве Небесном.:

Эта связь (в обоих смысловых значениях) осуществляется Христом и во Христе как Ходатае за весь род человеческий, дабы он более не был истребляем волнами потопа, но обретал бы спасение в Воплотившемся Сыне Божием. С этой точки зрения радуга есть не что иное, как образ сияния славы Господа Иисуса Христа. В Откровении апостол Иоанн Богослов видит Господа Вседержителя, Сидящего на престоле, «и вокруг престола радуга» (Откр. 4, 3). В другом месте он видит «Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга» (Откр. 10, 1). Евангелист Марк, описывая Преображение Господне, говорит, что «одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег» (Мк. 9, 3). А снег при ярком блистании на солнце дает, как известно, именно радужные переливы.

Последнее особенно важно отметить, потому что в церковной символике белый цвет-не просто один из многих других цветов, он есть символ Божественного нетварного света, переливающегося всеми цветами радуги, как бы содержащего в себе все эти цвета.

Внешний, вещественный, земной свет всегда рассматривался Церковью лишь как образ и знамение невещественного Божественного света. В самом деле, если нет и не может быть ничего внешнего, что не было бы явлением в видимом веществе невидимого, духовного, то свет и составляющая его цветовая гамма должны содержать в себе отображения определенных Божественных истин и явлений, быть образами тех цветов, которые в области небесного бытия присущи определенным духовным явлениям и лицам. Откровение Иоанна Богослова изобилует поразительным множеством цветовых подробностей. Отметим главные. Святые и ангелы в области небесной жизни облачены в белые ризы Божественного света, в такие же светлые одежды облачена «жена Агнца» — Церковь. Этот общий для Божественной святости свет как бы раскрывается в многоцветий радуги, и в сиянии вокруг престола Вседержителя, и в блеске различных драгоценных каменьев и золота, из которых состоит «Новый Иерусалим», духовно также означающий Церковь — «жену Агнца». Господь Иисус Христос является то в подире (ветхозаветное облачение первосвященника, которое у Аарона было голубым), то в одеянии цвета крови (красном), что соответствует пролитию крови Сына Божия за спасение человеческого рода и тому, что Господь Иисус Христос постоянно питает Кровию Своей Церковь в таинстве Причащения. Ангелы опоясаны по персям золотыми поясами, на главах Христа и окружающих Его старцев-священников Тайнозритель видит золотые венцы.

Золото благодаря своему солнечному блеску является в церковной символике таким же знаком Божественного света, как и белый цвет. Оно имеет и особое смысловое значение — царственной славы, достоинства, богатства. Впрочем, это символическое значение золота духовно объединяется с его первым значением как образа «Божественного света», «Солнца правды» и «Света миру». Господь Иисус Христос есть «Свет от Света» (Бога Отца), так что понятия царственного достоинства Небесного Царя и присущего Ему Божественного света объединяются на уровне представления о Едином в Троице Боге, Творце и Вседержителе.

В. В. Бычков в указанной статье пишет об этом так: «Свет играл важную роль практически на любом уровне восточнохри-стианской культуры. Весь мистический путь «познания» первопричины в той или иной форме был связан с созерцанием в себе «Божественного света». «Преображенный» человек мыслился как «просветленный». Свет, освещение, возжигание различных светильников и свечей в определенные моменты службы, светильнич-ные мотивы — все это имело большое значение в структуре богослужения — литургическом пути приобщения к высшему знанию. «Канон утрени» завершался восклицанием предстоятеля: «Слава Тебе, показавшему нам свет!». Имелся в виду и свет солнца (восход), и свет истины, ибо Иисус Сам сказал о Себе: «Я свет миру» (Ин. 9, 5). Поэтому и золото — устойчивый символ истины».

Тот же В. В. Бычков подмечает и подчеркивает, что в иконописи Божественный свет символизировался не только золотом, но и белым цветом, который означает сияние вечной жизни и чистоты (Аналогичное смысловое значение слова «белый» в древнерусском языке отмечает и Н. Б. Бахилина (с. 25).) в противоположность черному цвету ада, смерти, духовной тьмы. Поэтому в иконописи чернотой закрашивались только изображения пещеры, где в белых пеленах покоится Родившийся Богомладенец, гроба, из которого в белых пеленах выходит воскресший Лазарь, отверстие ада, из глубины которого изводятся Воскресшим Христом праведники (тоже-в белых пеленах). А когда на иконах нужно было изобразить нечто, имеющее в обыденной земной жизни черный цвет, то старались этот цвет заменить каким-нибудь другим. Например, черных коней рисовали синими;

Следует заметить, что по аналогичной причине в древней иконописи старались избегать и коричневого цвета, ибо он является по существу цветом «земли» и грязи. И когда на старинных иконах мы встречаем иной раз коричневый цвет, то можно думать, что живописец все же имел в виду темно-желтый, охристый цвет, стремился передать некую телесность, но не земную, поврежденную грехом.

Что же касается чистого желтого цвета, то в иконописи и богослужебных облачениях он является преимущественно синонимом, образом золота, но сам по себе, непосредственно не заменяет белый цвет, как может заменять его золото.

В радуге красок есть три самостоятельных цвета, от которых обычно образуются остальные четыре. Это-красный, желтый и голубой (синий). Имеются в виду красители, которыми обыкновенно пользовались в старину при иконописании, а также красители, наиболее распространенные в обиходе современных живописцев, «обычные». Ибо многие современные химические красители могут давать при сочетании совсем другие, неожиданные эффекты. При наличии «старинных» или «обычных» красителей художник может, имея красную, желтую и голубую краски, получить путем их сочетания зеленую, фиолетовую, оранжевую, синюю. Если же у него нет красной, желтой и голубой красок, он не может получить их путем смешения красок других цветов. Подобные же цветовые эффекты получаются при смешении излучений различных цветов спектра с помощью современных приборов — колориметров.

Таким образом, семь основных цветов радуги (спектра) соответствуют таинственному числу семь, положенному Богом в порядки небесного и земного бытия, — шести дням творения мира и седьмому — дню покоя Господа; Троице и Четвероевангелию;

семи таинствам Церкви; семи светильникам в небесном храме и т. д. А наличие в красках трех непроизводных и четырех производных цветов соответствует представлениям о несозданном Боге в Троице и созданном Им творении.

«Бог есть любовь», явленная миру особенно в том, что Сын Божий, воплотившись, пострадал и пролил Кровь Свою за спасение мира, Кровью Своею омыл грехи человечества. Бог есть огонь поядающий. Моисею Господь открывается в огне неопалимой купины, огненным столпом путеводит Израиль в обетованную землю. Это позволяет отнести красный цвет, как цвет пламенной любви и огня, к символу, преимущественно связанному с представлением об Ипостаси Бога Отца.

Сын Божий есть «сияние славы Отчей», «Царь мира», «Архиерей грядущих благ». Этим понятиям более всего соответствует цвет золота (желтый) — цвет царского и архиерейского достоинства.

Ипостаси Духа Святого хорошо соответствует голубой цвет неба, извечно льющего дары Духа Святого и Его благодати. Небо вещественное есть отображение Неба духовного — невещественной области небесного бытия. Дух Святой и называется Царем Небесным.

Лица Святой Троицы едины в Существе Своем, так что, по учению Православной Церкви, Сын — в Отце и Духе, Отец — в Сыне и Духе, Дух — в Отце и Сыне. Поэтому если принимать цвета в качестве символов Троицы, то любой из цветов может символически отражать представления о любом из Лиц Триединого Божества. Все промыслительные действия Божии содержат в себе участие всех Лиц Троицы. Но есть Божественные акты, в которых преимущественно прославляются или Бог Отец, или Бог Сын, или Бог Дух Святой. Так, в Ветхом Завете заметней всего слава Бога Отца — Творца и Промыслителя мира. В земной жизни и крестном подвиге Иисуса Христа прославлен Бог Сын. В Пятидесятнице и последующем излиянии благодати в Церкви прославляется Утешитель, Дух Истины.

Соответственно этому красный цвет может выражать преимущественно представления о Боге Отце, золотой (желтый) — о Боге Сыне, голубой (синий) — о Боге Духе Святом. Указанные цвета, конечно, могут обладать и обладают также особыми, иными смысловыми символическими значениями в зависимости от духовного контекста иконы, настенной росписи, орнамента. Но и в этих случаях не следует при изучении смысла произведения совсем пренебрегать главными значениями этих трех основных, непроизводных цветов. Это дает возможность истолковать смысл церковных облачений.

Праздник праздников — Пасха Христова начинается в белых облачениях в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя. Но уже пасхальная литургия, а затем вся седмица служатся в красных ризах, знаменующих торжество неизреченной пламенной любви Божией к роду человеческому, явленной в Искупительном Подвиге Сына Божия. В некоторых храмах принято на пасхальной утрени на каждой из восьми песней канона менять облачения, так что священник предстает каждый раз в ризах иного цвета. В этом есть смысл. Игра цветов радуги очень соответствует этому торжеству торжеств.

Воскресные дни, память апостолов, пророков, святителей отмечаются в ризах золотого (желтого) цвета, так как это прямо связано с представлением о Христе как Царе Славы и Предвечном Архиерее и о тех Его служителях, которые в Церкви знаменовали собою Его присутствие и имели полноту благодати высшей степени священства.

Праздники Богоматери знаменуются голубым цветом облачений потому, что Приснодева — избранный сосуд благодати Духа Святого, дважды осенена Его наитием — ив Благовещении и в Пятидесятнице. Обозначая сугубую духоносность Пресвятой Богородицы, голубой цвет в то же время символизирует Ее небесную чистоту и непорочность. Голубой цвет является также цветом высокой энергии, что соответствует представлению о силе Духа Святого и Его действии.

Но на иконах Матерь Божия, как правило, изображается в покрывале пурпурного (темно-красного, вишневого) цвета, надетом поверх риз темно-голубого или зеленого цветов. Дело в том, что пурпурные одеяния, багряницы, наряду с золотыми, были в древности одеждой царей и цариц. Иконопись в этом случае обозначает цветом покрывала, что Богоматерь является Царицей Небесной.

Праздникам, где прославляется непосредственно действие Святого Духа, — Дню Святой Троицы и Дню Святого Духа усвоен не голубой, как можно было бы ожидать, а зеленый цвет. Этот цвет образуется сочетанием голубого и желтого цветов, знаменующих Духа Святого и Бога Сына, Господа нашего Иисуса Христа, что точно соответствует по смыслу тому, как Господь исполнил Свое обетование послать от Отца на соединенную со Христом и во Христе Церковь Духа Святого, «Господа животворящего». Все имеющее жизнь творится волей Отца посредством Сына и оживотворяется Духом Святым. Поэтому символом вечной жизни явлено древо и в Священном Писании, и в церковном сознании. Так что и обычная земная зелень деревьев, лесов и полей всегда воспринималась религиозным чувством, как символ жизни, весны, обновления, оживотворения.

Если спектр солнечного света представить в виде круга, чтобы концы его соединились, то окажется, что фиолетовый цвет является средостением двух противоположных концов спектра — красного и голубого (синего). В красках фиолетовый цвет и образуется соединением этих двух противоположных цветов. Таким образом фиолетовый цвет объединяет в себе начало и конец светового спектра. Этот цвет усвоен воспоминаниям о Кресте и великопостным службам, где вспоминаются страдания и Распятие Господа Иисуса Христа ради спасения людей. Господь Иисус сказал о Себе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22, 13).

Крестная смерть Спасителя явилась упокоением Господа Иисуса Христа от Его дел спасения человека в земном человеческом естестве. Это соответствует упокоению Бога от дел творения мира в седьмой день, после создания человека. Фиолетовый цвет- седьмой по счету от красного, с которого начинается спектральная гамма. Присущий памяти о Кресте и Распятии фиолетовый цвет, содержа в себе красный и голубой цвета, обозначает, кроме того, некое особое присутствие всех Ипостасей Святой Троицы в крестном подвиге Христа. И в то же время фиолетовый цвет может выражать мысль о том, что Своею смертью на Кресте Христос победил смерть, так как соединение вместе двух крайних цветов спектра не оставляет в образовавшемся тем самым цветовом замкнутом круге никакого места черноте, как символу смерти.

Фиолетовый цвет поражает глубочайшей духовностью. В качестве знамения высшей духовности в сочетании с представлением о крестном подвиге Спасителя этот цвет употреблен для архиерейской мантии, так что православный епископ как бы облекается весь в крестный подвиг Небесного Архиерея, образом и подражателем Которого епископ является в Церкви. Подобные же смысловые значения имеют и наградные фиолетовые скуфии и камилавки духовенства.

Праздникам мучеников усвоен красный цвет богослужебных облачений в знак того, что кровь, пролитая ими за веру во Христа, явилась свидетельством их пламенной любви ко Господу «всем сердцем и всею душею» (Мк. 12, 30). Таким образом, красный цвет в церковной символике-это цвет безграничной взаимной любви Бога и человека.

Зеленый цвет облачений на дни памяти подвижников и преподобных означает, что духовный подвиг, умерщвляя греховные начала низшей человеческой воли, не умерщвляет при этом самого человека, а оживотворяет его сочетаванием с Царем Славы (желтый цвет) и благодатью Духа Святого (голубой цвет) к жизни вечной и обновлению всей человеческой природы.

Белый цвет богослужебных облачений принят в праздники Рождества Христова, Богоявления, Благовещения потому, что он, как отмечалось, знаменует собою несозданный Божественный Свет, приходящий в мир и освящающий собою творение Божие, преображающий его. По этой причине в белых ризах служат и в праздники Преображения и Вознесения Господня.

Белый цвет также принят для поминовения усопших, потому что он очень ясно выражает смысл и содержание заупокойных молитв, в которых испрашивается для отшедших от земной жизни упокоение со святыми, в селениях праведников, облеченных, согласно Откровению, в Царстве Небесном в белые ризы Божественного света.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Большой Успенский собор в Москве. М., 1896.
  2. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Киев, 1913.
  3. Васильев А. Андрей Рублев и Григорий Палама. «ЖМП», 1960, N 10.
  4. Архиеп. Вениамин. Новая скрижаль. Изд. 12-е. СПб., 1859.
  5. Голубинский Е. История Русской Церкви. М., 1881.
  6. Дмитриевский А. Ставленник. Киев, 1904.
  7. Прот. Ермолатий Н. Конспект по Церковному Уставу для 1-го класса Волынской духовной семинарии,1958.
  8. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии. СПб., Изд. И, Л. Тузова, 1896.
  9. Книга Правил. М., 1886.
  10. Митрополит Макарий. История Русской Церкви, т. II, Изд. 3-е. СПб., 1889.
  11. Миронов А. М. История христианского искусства. Казань, 1914.
  12. Нестеровский Е. Литургика, ч. I. М., 1909.
  13. Никольский К. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. Изд. 7-е. СПб., 1907.
  14. Писания свв. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения, т. II. СПб., 1856.
  15. Покровский Н. В. Церковная археология в связи с историею христианского искусства. Пг., 1916.
  16. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Изд. П. Сойкина. СПб., 1912.
  17. Прот. Рудаков А. Краткое учение о богослужении Православной Церкви. Изд. 41-е. СПб., 1913.
  18. Служебник.
  19. Соколов Д. Краткое учение о богослужении Православной Церкви.
  20. Типикон.
  21. Требник, ч. I, II.
  22. Троице-Сергиева Лавра. М., 1968.
  23. Успенский Л. Смысл и язык икон. «ЖМП», 1955, NN 6, 7.
  24. Успенский Л. Храм, его символика и значение в жизни христианина. «ЖМП», 1953, N 11.
  25. Свящ. Флоренский П. Иконостас. Богословские труды, N 9. М., 1972.
  26. Свящ. Флоренский П. Экклезиоло-гические материалы. Богословские труды, N 12. М., 1974.
  27. Церковный Устав. Конспект для 1-го класса Московской духовной семинарии.
  28. Иванов В. Таинства Агнца. «Московский Патриархат 1917 — 1977 гг.». М., 1978, ее. 68-79.

Задумывались ли вы о том, что означает расцветка церковных атрибутов? Почему купола и стены в церквях, одеяния священнослужителей окрашены в различные тона? Что означает разноцветье святых икон? В чем смысл цветовой символики православия?

Проявления Божественного

Языческий и христианский периоды цветовой символики существенно отличаются. С приходом христианства цвет и свет уже больше не трактуются как божества, мистические силы, а превращаются в их атрибуты, качества и знаки.

По христианской легенде, весь мир сотворен Господом, в том числе цвет и свет. Однако сам Бог с ними не отождествляется. В своих восхвалениях света и цвета средневековые богословы указывают, на то, что цвета могут иметь обманную сущность (от дьявола) и отождествление их с Господом считается грехом.

Белый: его значение в христианстве

Белый в православии символизирует святость и духовность. Традиционно этим цветом подчеркивают чистоту и непорочность. В белых одеждах изображают ангелов, святых, воскресшего Христа. Белыми были одеяния новообращенных христиан. Белый цвет является цветом крещения и причастия, празднования Рождества, Воскресения и Вознесения Христа. Его используют во всех богослужениях от Пасхи до Троицы. Святого Духа принято изображать в образе белого голубя. Белая лилия считается символом чистоты, она присутствует на изображениях Божьей Матери. В христианстве у белого нет никаких отрицательных значений.

О символике желтого и золотого

В раннем христианстве желтый трактовали исключительно положительно — как цвет просветления, Божественного откровения, Святого Духа и т.д. Однако в более поздний период в трактовке желтого появился отрицательный смысл. В Средние века его стали считать цветом лживости и предательства. В церковном искусстве братоубийца Каин и предатель Иуда Искариот часто изображались с бородами желтого цвета.

Золотой в христианской живописи символизировал Божественное откровение. В золотом сиянии многие видели воплощение вечного Божественного света. На иконах золотом пишут: фон, лики и нимбы Троицы, святых и ангелов, подножие Христа и ангелов. Золотыми штрихами прописывают одеяния Спасителя.

Что значит красный

Церковь трактует красный как символ крови Христа, пролитой ради спасения людей, а значит, и его любви к людям. Этот цвет символизирует веру, мученичество и страсти Господни, а также царственное торжество справедливости и победы над силами зла. Красные одеяния Богородицы символизируют предначертанность удела святой. Красный используется на богослужениях во время празднования Святого Духа, в Вербное воскресенье, в течение Страстной недели, в дни почитания памяти мучеников, пострадавших за веру. В иконописи используется образ красной розы, символизирующей раны Христа и кровь, пролитую Сыном Божьим, а также его чудесное воскресение. Красным стали отмечать праздничные даты в календаре.

Синий: что он означает

Синий считается цветом неба, символизирует смирение, бессмертие, целомудрие, благочестие, крещение и гармонию. Им выражается идея кротости и самопожертвования. Синим цветом опосредуется связь между земным и небесным, между миром и его Создателем. Воздушный синий выражает готовность людей принимать для себя присутствие в их жизни Бога, символизирующего веру, стремление к чему-то чудесному и таинственному. Синий является цветом Богоматери, на иконах ее изображают в плаще, окрашенном в синий или его оттенки. Святая Дева Мария — Царица Небесная, которая своим плащом покрывает, защищает и спасает верующих. В росписи храмов, возведенных в честь Богоматери, преобладающим является цвет синевы небес. В темно-синий окрашены одежды херувимов, постоянно пребывающих в размышлениях о святой жизни.

Зеленый: что он значит в учении христианства

Зеленый цвет более земной, нежели синий. Он означает весну, жизнь, цветение в природе, юность. Именно зеленый считают цветом Христа, а также волшебного Грааля (выточенного из цельного изумруда).

Зеленый отождествляют со Святой Троицей — праздником, в который традиционно квартиры и храмы украшают букетами из молодых веток. Вместе с тем зеленому приписывается и негативный смысл — искушение, коварство, дьявольский соблазн (по преданиям, у Сатаны зеленые глаза).

Черный: что он символизирует

Традиционно к черному верующие относятся негативно. Его считают цветом греховности, зла, ада, дьявола, смерти. Черный считается также цветом монашества. У христиан он означает беду.

Черный цвет в православии символизирует не только трагедию, у него есть и позитивный смысл. В некоторых религиозных сюжетах черный означает непостижимость глубины Вселенной, Божественную тайну. Так, на иконе Сошествия Святого Духа космос изображается в образе старца на черном фоне.

Серый и коричневый: в чем их смысл

Эти цвета традиционно символизируют судьбу простолюдинов. В течение веков они трактуются сугубо негативно, означая убогость, безнадежность, мерзость. Коричневый является цветом грусти, земли, смирения, отказа от мирской жизни. В сером, который получается путем смешения черного с белым, христиане традиционно видят смешение добра со злом. Цвет является символом пустоты, пепла.

Что в христианстве означает фиолетовый

Этот загадочный цвет в искусстве христиан символизирует тишину, сокровенные знания, тишину и духовность. Фиолетовый получается в результате смешения синего (голубого) с красным. Таким образом, в фиолетовом объединены начало и окончание спектра света. В искусстве раннего христианства фиолетовый означал привязанность и печаль. Этот цвет используется на великопостных службах, посвященных страданиям Иисуса Христа и его распятию во имя спасения человечества.

В фиолетовый окрашена архиерейская мантия, знаменуя высшую духовность и крестный подвиг Спасителя.

O символизме других радужных цветов в одеждах священнослужителей

В одеяниях служителей церкви используются все цвета радуги (исключается черный и белый). Символический смысл радуги: представив ее Ною, Бог ознаменовал окончание потопа. Радуга символизирует:

  • любовь Бога ко всем живущим на земле;
  • славу Божию;
  • вечный завет между Богом и всем сущим на земле;
  • связь между Старым и Новым Заветами.

По традиции, в воскресные дни, в дни почитания памяти святых священники облачаются в желтый и золотистый цвета. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы, Покрова, Введения Пресвятой Богородицы во храм, Успения, в время Успенского поста цвет их одежд должен быть голубым. В периоды постов священники облачаются в темно-синие, фиолетовые, темно-зеленые, темно-красные, черные одежды. Черный цвет облачений используется в дни Великого поста В дни почитания памяти мучеников, во время венчания на священнике должны быть надеты одежды красного цвета. В зеленом одеянии священники проводят службы в день Святой Троицы, Святого Духа, а также в Вербное воскресенье. В белых – во время рождественской службы, в дни празднования Богоявления, Сретения, Вознесения, Преображения. На Пасху богослужения в храмах традиционно начинаются священнослужителями в белых одеяниях, символизирующих Божественный свет. Но уже во время пасхальной литургии и всей седмицы (нередко до самой Троицы) на них надеты уже красные ризы.

О цвете храмов и куполов

Строгих правил выбора цвета стен или куполов в церквях не предусмотрено. При возведении храмов архитекторы раскрашивают их на свое усмотрение. Обязательным требованием является соответствие выбора традициям христианской цветовой символики.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Цвет облачения

  • Обла­че­ние Пра­во­слав­ный энцик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь
  • Бого­слу­жеб­ные цвета свящ. Кон­стан­тин Сле­пи­нин
  • Обла­че­ния духо­вен­ства Вяче­слав Поно­ма­рев
  • Таб­лица: Цвета обла­че­ний и пояс­не­ния к ним
  • Фото­аль­бом: «Обла­че­ние свя­щен­но­слу­жи­те­лей» свящ. К. Пар­хо­менко

Облаче́ние пре­стола и бого­слу­жеб­ные облаче́ния духо­вен­ства бывают раз­ного цвета в зави­си­мо­сти от празд­но­ва­ний, кото­рые совер­ша­ются во время бого­слу­же­ния, – белого, крас­ного, жел­того, зеле­ного, синего, фио­ле­то­вого, чер­ного.

Все эти цвета сим­во­ли­зи­руют духов­ное зна­че­ние празд­ни­ков в честь святых и свя­щен­ных собы­тий.

В празд­ники, посвя­щен­ные Гос­поду Иисусу Христу, а также в дни памяти про­ро­ков, апо­сто­лов и свя­ти­те­лей цвет обла­че­ний цар­ский – золо­той или желтый всех оттен­ков.

В Бого­ро­дич­ные празд­ники (а также Сре­те­ние) цвет обла­че­ний – синий или голу­бой, а в дни памяти бес­плот­ных Ангель­ских сил – белый.

В дни памяти Креста Гос­подня – фио­ле­то­вый или темно-крас­ный, зна­ме­ну­ю­щий силу Духа и крест­ный подвиг Спа­си­теля.

В празд­ники пре­по­доб­ных и юро­ди­вых – зеле­ный. В зеле­ных обла­че­ниях всех оттен­ков, сим­во­ли­зи­ру­ю­щих цвет вечной жизни, празд­ну­ются также дни Пяти­де­сят­ницы, Духа Свя­того и Верб­ное вос­кре­се­нье.

В обыч­ные дни Вели­кого поста служат в черных обла­че­ниях, в суб­боты и вос­кре­се­нья, Вели­кий Чет­верг, Первое и Второе Обре­те­ние главы Иоанна Пред­течи и Сорок муче­ни­ков Сева­стий­ских – фио­ле­то­вых, в роди­тель­ские суб­боты, Лаза­реву и Вели­кую Суб­боты – белых, Верб­ное вос­кре­се­нье – зеле­ных, в Суб­боту Ака­фи­ста (и Бла­го­ве­ще­ние, если оно при­хо­дится на Вели­кий пост) – синих. Что же каса­ется осталь­ных постов, то цвет обла­че­ний в это время не меня­ется по срав­не­нию с осталь­ными днями цер­ков­ного года.

Погре­бе­ния, как пра­вило, совер­ша­ются в белых обла­че­ниях, ибо для хри­стиан смерть явля­ется лишь пере­хо­дом в лучший мир. Белый цвет опре­де­лен и в празд­ники Рож­де­ства Хри­стова, Бого­яв­ле­ния, Воз­не­се­ния Гос­подня и Пре­об­ра­же­ния Гос­подня, потому что он зна­ме­нует собой Боже­ствен­ный свет, осве­ща­ю­щий и пре­об­ра­жа­ю­щий тво­ре­ние Божие.

Празд­ник Вос­кре­се­ния Хри­стова начи­на­ется в белых обла­че­ниях в знак Света, вос­си­яв­шего из Гроба вос­крес­шего Спа­си­теля, но основ­ной пас­халь­ный цвет – крас­ный с золо­том. Крас­ный цвет обла­че­ний принят также в дни памяти муче­ни­ков, а фио­ле­то­вый – в день Усек­но­ве­ния главы Иоанна Пред­течи.

пасхальное служение

При посещении церкви или собора либо при просмотре по телевизору праздничных служб, большинство из нас обращали внимание, что одеяние на священнослужителях может быть разного цвета. 

Я никогда особо не задумывалась — почему, есть ли этому особая причина? 

Думала так: ну, сегодня в чёрном, а вчера в белом, мы тоже в меняем цвет одежды — синий надоел, поменяла на красный. Не всё же время в одном и том же ходить, смена должна быть. А одежда ещё и чистки требует. А то получится как в анекдоте: 

— Вовочка, ты почему сегодня в школе не был? 

— Марьванна, вчера мамка штаны постирала, высохнуть не успели. 

А недавно случайно узнала, что разные цвета одеяний — это часть богослужебной символики и по цвету одежды священника можно узнать какой праздник или событие отмечает церковь.

Облачение священника шьется из шелка или парчи, узор может быть разным и, скромным, и более «богатым». Выбор узора не несет в себе правил и зависит от вкуса портнихи или того, кто заказывает одеяние.

Фото облачений взяты из Яндекс. Картинок

Белое облачение

Белое облачение

В белом служат великие праздники — Рождество Христово, Преображение, Благовещение, Вознесение, в дни Рождества Иоанна Предтечи, апостола Иоанна Богослова, а кроме того в дни памяти бесплотных сил, дев и девственников. В белом начинают пасхальную утреню, а так же проводят Таинство Крещения и Венчания. Погребение, также совершается в белых облачениях,

Белый цвет — символ Божественного света.

Красное облачение

Красное облачение

Красный — символизирует любовь Божью к людям и цвет крови. Это цвет Пасхальной седмицы. Хотя в ходе самого пасхального богослужения, священники попеременно надевают облачения разных цветов, а встречают само Воскресение Христово и первую весть «Христос воскресе!» провозглашают в белом. 

В красное священнослужители облачаются в дни памяти мучеников. 

Фиолетовое облачение

Фиолетовое облачение

Фиолетовый предназначается для дней праздников Креста Господня. Так же во время Великого Поста в Воскресные дни и дни Больших Праздников. К примеру, в День Торжества Православия, который отмечают в первое воскресение Поста. 

В цвете объединены два оттенка синий и красный, где синий указывает на то, что Крест открыл дорогу на небо, а красный цвет — Христовой крови и Воскресения.

Жёлтое, золотое или оранжевое облачение

Жёлтое, золотое или оранжевое облачение

Цвет славы и величия. Применяются к воскресным дням, дням Господа. Так же в жёлтом одеянии отмечаются дни его помазанников — пророков, апостолов, святителей и иных служителей Церкви.

Так же в этот цвет облачаются священник небогатых или сельских приходов в те дни, для которых у них нет одежды нужного для этого цвета.

Синее или голубое облачение

Синее или голубое облачение

Небесные цвета полагаются для Богородичных праздников — Рождество Пресвятой Богородицы или Успение Пресвятой Богородицы. Либо в день празднования особо чтимых икон Богородицы. Синий символизирует чистоту, небо, непорочность.

Чёрное или тёмно-коричневое облачение

Тёмные цвета означают отречение от мирской суеты, цвет плача, покаяния. Предназначены чёрные одежды для будних и неторжественных дней постов. Но в некоторые дни одеяние может быть темно-синим или темно-зеленым. В Великий пост, и особенно в Страстную Седмицу облачение должно быть только черным.

Зелёное облачение

Зелёное облачение

Зеленый цвет означает — жизнь. Это цвет Вербного Воскресения, Дня Святой Троицы и Святого Духа. Так же, зелёный надевают — в дни памяти юродивых, подвижников и преподобных.

Багряное или бордовое облачение

Багряное или бордовое облачение

Бордовые одежды одеваются в Великий Четверг. Тёмно-красный цвет нужен, чтобы он отличался по оттенку и не выглядел как пасхальный, на Страстной неделе.

  1. В Великий Четверг на Страстной неделе (последний четверг перед Пасхой), священники надевают красную одежду,  но красный должен быть тёмного оттенка, в отличие от Пасхального.
  2. Благовещение Пресвятой Богородицы — голубой
  3. Богородичные праздники — голубой
  4. Великая Суббота (на Литургии после чтения Апостола) и начало богослужения на Святую Пасху до заутреней 1-го дня Пасхи включительно — белый
  5. Великий Четверг фиолетовый или багряный/темно-бордовый
  6. Вознесение Господне до отдания включительно, кроме воскресных дней — белый
  7. Вход Господень в Иерусалим — зеленый или белый
  8. Господские средние праздники, седмичный и воскресные дни вне Великого поста — золотой/желтый
  9. Заупокойные богослужения вне Великого поста — белый
  10. Крестовоздвижение до отдания включительно и другие праздники в честь Креста Господня — бордовый или фиолетовый
  11. Лазарева суббота — белый
  12. Литургия Преждеосвященных Даров — фиолетовый, багряный или черный
  13. Навечерие Рождества Христова — белый
  14. Неделя Крестопоклонная — фиолетовый или бордовый
  15. Неделя Торжества Православия (Литургия) — золотой
  16. Обрезание Господне — белый или золотой
  17. Памяти Бесплотных сил, дев и девственников — белый или красный
  18. Памяти апостолов — золотой/желтый
  19. Памяти благоверных царей и князей, принявших иноческий постриг — зеленый
  20. Памяти благоверных царей и князей-мучеников и страстотерпцев — красный
  21. Памяти мучеников — красный
  22. Памяти преподобных и Христа ради юродивых — зеленый
  23. Памяти пророков — золотистый/желтый, или белый
  24. Памяти пророков — золотой/желтый, белый или красный
  25. Памяти святителей — золотой/желтый
  26. Пасха (до отдания включительно) — красный, но если есть такая возможность, несколько раз переодеваются в ризы разных цветов
  27. Первоверховных апостолов Петра и Павла — золотой/желтый или белый
  28. Подготовительные Недели к Великому посту — золотой/желтый или фиолетовый
  29. Покров Пресвятой Богородицы и Введение во храм Пресвятой Богородицы до отдания включительно — голубой
  30. Понедельник Святого Духа — зеленый или белый
  31. Преображение Господне до отдания включительно — белый
  32. Прощеное воскресенье, начиная от «Сподоби, Господи» — черный, в некоторых храмах фиолетовый
  33. Пятидесятница (День Святой Троицы) до отдания включительно, кроме воскресных дней — зеленый
  34. Радоница, Троицкая родительская суббота — белый
  35. Рождество Иоанна Предтечи — белый
  36. Рождество Пресвятой Богородицы до отдания включительно — голубой
  37. Рождество Христово до отдания включительно — золотой или белый
  38. Рождество святого Иоанна Предтечи — золотой/желтый или белый
  39. Св. ап. и ев. Иоанна Богослова — золотой/желтый или белый
  40. Первоверховных апостолов Петра и Павла — золотистый/жёлтый или белый.
  41. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных — белый или красный
  42. Собор Пресвятой Богородицы — белый или голубой
  43. Средние Господские праздники, седмичные дни вне Великого поста, субботние и воскресные дни — золотистый/желтый
  44. Сретение Господне до отдания включительно, кроме воскресных дней — голубой или белый
  45. Страстная седмица — черный или темно-фиолетовый
  46. Суббота Акафиста — голубой или фиолетовый
  47. Субботы, Недели Великого поста и полиелейные праздники в седмичные дни Великого поста — фиолетовый
  48. Таинство Венчания — белый, золотистый либо красный (от Недели Фоминой до отдания Пасхи)
  49. Таинство Крещения — белый
  50. Усекновение главы Иоанна Предтечи — красный или бордовый
  51. Успение Пресвятой Богородицы до отдания включительно — голубой

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Хэтер хэм кайгы коне сценарий
  • Центральный образ сценария
  • Хэллоуин это американский праздник или российский
  • Хэтер коне сценарий татарча
  • Цвет праздника психология