Цвет праздника сретение

Цвета богослужебных облачений

12 — Цвета богослужебных облачений

Указания на цвета облачений излагаются с учетом установившейся богослужебной практики (ср.: Настольная книга священнослужителя. М., 1983, 2001. Т.4. С. 148-149).

Рождество Пресвятой Богородицы

(до отдания включительно)

голубой

Крестовоздвижение

(до отдания включительно)

И другие праздники

в честь Креста Господня.

бордовый1 или фиолетовый

Св. ап. и ев. Иоанна Богослова

золотистый (желтый) или белый

Покров Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы.

(до отдания включительно)

голубой

Навечерие Рождества Христова

белый

Рождество Христово

(до отдания включительно)

золотистый или белый

Собор Пресвятой Богородицы

белый или голубой

Обрезание Господне

белый или золотистый

Навечерие Богоявления

Богоявление (Крещение Господне)

(до отдания включительно)

белый

Сретение Господне

(до отдания включительно)

голубой или белый

Благовещение Пресвятой Богородицы

голубой

Подготовительные Недели

к Великому посту

золотистый (желтый) или фиолетовый

Великий пост (седмичные дни)

Черный2,

темно-фиолетовый

или багряный

Субботы, Недели Великого поста

и полиелейные праздники в седмичные дни Великого поста

фиолетовый

Литургия Преждеосвященных Даров

черный,

темно-фиолетовый или багряный

Неделя Крестопоклонная

фиолетовый

или бордовый

Суббота Акафиста

голубой

или фиолетовый

Лазарева суббота

белый

Вход Господень в Иерусалим

зеленый или белый

Страстная седмица

черный или

темно-фиолетовый

Великий Четверг

фиолетовый

или багряный

(темно-бордовый)

Великая Суббота

(на Литургии после чтения Апостола)

и начало богослужения на Святую Пасху (до утрени 1-го дня Пасхи включительно)

белый

ПАСХА

(до отдания включительно)

красный

Вознесение Господне

(до отдания включительно)

белый

Пятидесятница (День Святой Троицы)

(до отдания включительно)

зеленый

Понедельник Святого Духа

зеленый или белый

Рождество св. Иоанна Предтечи

золотистый(желтый)

или белый

Первоверховных апостолов Петра и Павла

золотистый(желтый)

или белый

Преображение Господне

(до отдания включительно)

белый

Успение Пресвятой Богородицы

(до отдания включительно)3

голубой

Усекновение главы св. Иоанна Предтечи

красный или бордовый

Собор Архистратига Михаила

и прочих Небесных Сил бесплотных

белый или красный

Господские средние праздники,

седмичный и воскресные дни

вне Великого поста

золотистый (желтый)

Богородичные праздники

голубой

Памяти4 Бесплотных Сил, святых дев и девственников

белый

Памяти пророков

золотистый (желтый) или красный

Памяти апостолов

золотистый (желтый)

Памяти святителей

золотистый (желтый)

Памяти мучеников

красный

Памяти преподобных

и Христа ради юродивых

зеленый

Памяти благоверных князей

золотистый (желтый), зеленый или красный5

Заупокойные богослужения

(вне Великого поста)

белый

Таинство Крещения

белый

Таинство Венчания

Белый, золотистый

или красный

(от Недели Фоминой до отдания Пасхи)

1 Существует практика совершения богослужений в честь Креста Господня в бордовых облачениях или в ризах красного цвета, но более темного оттенка, чем пасхальные.

2 В древности в Православной Церкви вовсе не было черных облачений, а в Великий пост служили в багряных ризах, т.е. в темно-бордовых. Таким образом, в седмичные дни Великого поста службы могут совешаться и в фиолетовых облачениях, но более темного оттенка, чем в воскресные дни св. Четыредесятницы.

3 Существует практика, согласно которой в продолжение всего Успенского поста (кроме Преображения) употребляются ризы голубого цвета.

4 Облачения в седмичные дни заменяются ризами, соответствующими лику святого, в случае совершения святому полиелея или службы с великим славословием. В периоды попразднств цвет облачений ради празднования полиелейных святых во многих храмах не изменяется. При совпадении памяти святого с воскресеньем цвет облачения не меняется и остается золотистым.

5 В дни памяти благоверных князей, принявших иноческий постриг (например, св. блгв. кн. Даниил Московский), богослужение совершается в зеленых облачениях. Служба в честь благоверных князей-мучеников или страстотерпцев совершается в красных ризах.

Примечание. В Русской Церкви существовала также традиция совершения богослужения в воскресные дни и в Господские праздники в красных ризах; в дни выноса Креста могли употребляться облачения синего цвета, а на Богородичные  праздники, в Великий Четверг (на литургии) и в период от Пасхи до отдания Вознесения – белые. (Ср.: Розанов Н., прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения… в Московском Кафедральном Христа Спасителя соборе и Московском Большом Успенском соборе… М., 1901. С. 244-245.)

Источник: Богослужебные указания на 2017 год.

Назад к списку

Разбираем цвета облачения священников на Господне Сретение

Верующие часто обращают внимание на разные цвета облачений священнослужителей. Они выделяются символической интерпретацией и посвящены празднованию разных дней и церковных праздников. По установленным обычаям, облачение на сретение и на другие важные даты является символом этого дня и напрямую связывает священника с Богом.

Облачение на Господне Сретение

По установленным обычаям, облачение на Сретение является символом этого дня и напрямую связывает священника с Богом

Цвет облачения важен

Какого цвета должно быть облачение. Священнослужитель должен провести церковную службу в голубом облачении, тем самым символизируя целомудрие, чистоту души и помыслов. Кроме традиционного праздника Сретения господня, голубое облачение можно увидеть на священнослужителях в день посвящения Божией Матери.

Оттенок облачения имеет особое значение, священнослужителям запрещено нарушать правило. Почему небесный цвет? Дева Мария, которая и являлась сосудом благодати, олицетворяет красоту небес и девственность.

Облачения

Сретение Господне объединяет в себе характеристики двух праздников. Это двунадесятый праздник Господа и Богородицы. Длится он 8 дней: с 2-15 до 9-22 февраля включительно, последний день празднования Сретения называется отдание.

Священнослужитель надевает белое облачение в день Воскресения Христова. Белый символизирует образ Всевышнего, проявившегося из Гроба Господня. А главный тон на Пасху – алый и золотой.

В дни памяти всех святых цвет облачения священнослужителя должен быть золотистым или желтым.

Облачение на Сретение

Священнослужитель должен провести церковную службу в голубом облачении, тем самым символизируя целомудрие, чистоту души и помыслов

Объяснение церковной литературы

В литургических писаниях хранится полная анонимность значения цветов. На древних иконах указывается, какого тона одеяние должно быть, но это нигде и никем не объясняется. Однако ряд указаний в священных писаниях позволяет обратить внимание на главные ключи по расшифровке этого вопроса. Его изучению посвятили свои работы многие советские и современные ученые.

В сложившихся принципах облачений священнослужителей бытует несколько мнений. Есть белый и главные оттенки палитры, что являются его основой (или с которыми он легко комбинируется). Также можно увидеть черный тон: недостаток солнца, символ горя или избавления от торопливости мира. Много десятилетий назад черный выделялся двумя разными символическими интерпретациями. Он считался антиподом белого, символизировал нечто, что относится к «темной стороне», «бесам», гибели. Также черный – символ смирения и прощения.

Церковные облачения

В литургических писаниях хранится полная анонимность значения цветов церковного облачения

Второе объяснение в писаниях обращает внимание верующих на спектр оттенков солнца. Радуга является основой для всех древних икон, где использовались только ее цвета. Радуга — это удивительное по красоте природное явление, что было представлено Ною как знак Бога. Тысячелетиями ее олицетворяли как дугу или мост, который связывает Небо и Землю между собой, связывает два Завета.

Важно обратить внимание, что священные писания связывают белый не только с чистотой, но и с символом Бога на земле. Белый переливается всеми цветами радуги, как бы является частью каждого цвета.

Если обратить внимание на древние иконы, то можно отметить главные истины:

  • Ангелы и святые всегда носили белый цвет.
  • В этого же цвета одежды облачена «невеста Агнца».
  • Характерный для Бога и его святости тон словно отражается в многоцветной радуге, в свете вокруг алтаря Всевышнего, в отблеске ценных камней и золоте, что являются основой «Нового Иерусала», что именуется Церковью.

Всевышний отображен то в старинной еврейской верхней длинной одежде небесного оттенка, то в одеянии алого оттенка (красный), что символизирует пролитую кровь. Сын Божий пролил ее, чтобы спасти все человечество, и поэтому всегда во время службы священник питает кровью Господа прихожан. Ангелы в белом иногда носили золотые пояса, на головах святых можно увидеть золотые повязки или венки.

Оценка статьи:

Загрузка…

Цвет облачения

  • Обла­че­ние Пра­во­слав­ный энцик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь
  • Бого­слу­жеб­ные цвета свящ. Кон­стан­тин Сле­пи­нин
  • Обла­че­ния духо­вен­ства Вяче­слав Поно­ма­рев
  • Таб­лица: Цвета обла­че­ний и пояс­не­ния к ним
  • Фото­аль­бом: «Обла­че­ние свя­щен­но­слу­жи­те­лей» свящ. К. Пар­хо­менко

Облаче́ние пре­стола и бого­слу­жеб­ные облаче́ния духо­вен­ства бывают раз­ного цвета в зави­си­мо­сти от празд­но­ва­ний, кото­рые совер­ша­ются во время бого­слу­же­ния, – белого, крас­ного, жел­того, зеле­ного, синего, фио­ле­то­вого, чер­ного.

Все эти цвета сим­во­ли­зи­руют духов­ное зна­че­ние празд­ни­ков в честь святых и свя­щен­ных собы­тий.

В празд­ники, посвя­щен­ные Гос­поду Иисусу Христу, а также в дни памяти про­ро­ков, апо­сто­лов и свя­ти­те­лей цвет обла­че­ний цар­ский – золо­той или желтый всех оттен­ков.

В Бого­ро­дич­ные празд­ники (а также Сре­те­ние) цвет обла­че­ний – синий или голу­бой, а в дни памяти бес­плот­ных Ангель­ских сил – белый.

В дни памяти Креста Гос­подня – фио­ле­то­вый или темно-крас­ный, зна­ме­ну­ю­щий силу Духа и крест­ный подвиг Спа­си­теля.

В празд­ники пре­по­доб­ных и юро­ди­вых – зеле­ный. В зеле­ных обла­че­ниях всех оттен­ков, сим­во­ли­зи­ру­ю­щих цвет вечной жизни, празд­ну­ются также дни Пяти­де­сят­ницы, Духа Свя­того и Верб­ное вос­кре­се­нье.

В обыч­ные дни Вели­кого поста служат в черных обла­че­ниях, в суб­боты и вос­кре­се­нья, Вели­кий Чет­верг, Первое и Второе Обре­те­ние главы Иоанна Пред­течи и Сорок муче­ни­ков Сева­стий­ских – фио­ле­то­вых, в роди­тель­ские суб­боты, Лаза­реву и Вели­кую Суб­боты – белых, Верб­ное вос­кре­се­нье – зеле­ных, в Суб­боту Ака­фи­ста (и Бла­го­ве­ще­ние, если оно при­хо­дится на Вели­кий пост) – синих. Что же каса­ется осталь­ных постов, то цвет обла­че­ний в это время не меня­ется по срав­не­нию с осталь­ными днями цер­ков­ного года.

Погре­бе­ния, как пра­вило, совер­ша­ются в белых обла­че­ниях, ибо для хри­стиан смерть явля­ется лишь пере­хо­дом в лучший мир. Белый цвет опре­де­лен и в празд­ники Рож­де­ства Хри­стова, Бого­яв­ле­ния, Воз­не­се­ния Гос­подня и Пре­об­ра­же­ния Гос­подня, потому что он зна­ме­нует собой Боже­ствен­ный свет, осве­ща­ю­щий и пре­об­ра­жа­ю­щий тво­ре­ние Божие.

Празд­ник Вос­кре­се­ния Хри­стова начи­на­ется в белых обла­че­ниях в знак Света, вос­си­яв­шего из Гроба вос­крес­шего Спа­си­теля, но основ­ной пас­халь­ный цвет – крас­ный с золо­том. Крас­ный цвет обла­че­ний принят также в дни памяти муче­ни­ков, а фио­ле­то­вый – в день Усек­но­ве­ния главы Иоанна Пред­течи.

Ниже приведены цвета облачений, связанные с основными литургическими периодами и церковными праздниками. Эти цвета относятся не только к облачению, которое носит духовенство, но также и к покрытию престола, жертвенника, аналоев и др. инвентаря внутри храма.

  • Рождество Пресвятой Богородицы (от предпразднства до отдания): голубой.
  • Воздвижение Креста Господня (от предпразднства до отдания) и другие праздники Креста Господня: красный.
  • Покров Пресвятой Богородицы и Введение во Храм Пресвятой Богородицы (от предпразднства до отдания): голубой.
  • Период Рождественского поста: красный.
  • Рождество Христово (включая канун (сочельник) и до отдания): белый.
  • Собор Пресвятой Богородицы: голубой.
  • Обрезание Господне, Богоявление (в том числе канун (сочельник), и до отдания): белый.
  • Сретение Господне (от предпразднства до отдания): голубой.
  • Благовещение (от предпразднства до отдания); но если в Страстную седмицу, только в сам день праздника): голубой.
  • Подготовительные воскресенья перед Великим постом (о блудном сыне и др.): золотой.
  • Будние дни Великого поста: черный (фиолетовый может использоваться, если облачения черного цвета отсутствуют).
  • Субботы и обычные воскресенья Великого поста, а также полиелейные праздники в будние дни Великого Поста: фиолетовый (темно-красный цвет облачений может использоваться, если фиолетовый недоступен).
  • «Торжество Православия» 1-ое воскресенье Великого Поста: красный.[*]
  • Крестопоклонное воскресенье Великого Поста: красный (не фиолетовый)
  • Суббота Акафиста в Великий пост: голубой
  • Великий Канон св. Андрея в Великий пост: черный.
  • Лазарева суббота: зеленый (золотой допустим в случае, если облачения зеленого цвета недоступны).
  • Вербное воскресенье: зеленый.
  • Великий понедельник, вторник и среда Страстной седмицы: черный.
  • Соборование, в Великую Среду (или в другой день): фиолетовый
  • Великая четверг на Литургии: красный (не фиолетовый)
  • Великий четверг вечером (чтение Двенадцати Евангелий): черный.
  • Великая суббота на Литургии (после Апостольского чтения): белый.
  • Пасха Господня (до отдания): белый.
  • Вознесение Господне (до отдания): белый.
  • Пятидесятница (до отдания): зеленый.
  • День Святого Духа: зеленый.
  • Недели Всех Святых, Всех Русских Святых и Всех Поместных Святых (1-я, 2-я и 3-я Недели по Пятидесятнице): золотой.[**]
  • Рождество св. Иоанна Крестителя (и вообще другие посвященные Предтечи праздники): красный.
  • Петров (Апостольский) пост: красный.[**]
  • День Первоверховных Апп. Петра и Павла и, как правило, др. праздники апостолов: золотой.
  • Успенский пост до кануна Преображения Господня: красный.
  • Преображение Господне (до отдания): белый.
  • Успение Пресвятой Богородицы (от предпразднства до отдания): голубой.

[*] В то время как в некоторых местах для Торжества Православия надевают фиолетовые облачения, наш правящий архиерей не одобряет эту практику, учитывая праздничный характер поминовения дня, и предпочитает практику, переданную святителем Иоанном чудотворцем и другими нашими иерархи: а именно, что красные облачения следует носить в этот день, а фиолетовые использовать только в том случае, если красного недостаточно для всех служителей Алтаря. Это практика, благословенная для использования в нашей епархии.

[**] Если, как бывает в некоторые годы, в Апостольский пост входят Недели Всех Святых, или Всех Святых Российских, или Всех Поместных Святых (1-я, 2-я и 3-я Недели по Пятидесятнице), то в будние дни облачения КРАСНЫЕ (в честь поста) а по выходным ЗОЛОТЫЕ (в честь разных святых).

Помимо указанных выше конкретных праздников и литургических периодов, по отношению к цвету облачений применяются следующие более общие правила:

ПРИМЕЧАНИЕ. Мы никогда не совершаем Таинства в черных облачениях (это включает в себя не только Божественную литургию, но также и Таинство Соборования и др.). Это правило не распространяется на Литургию Преждеосвященных Даров, которая обычно совершается в облачениях черного цвета, поскольку во время этого богослужения нет Евхаристического Канона и преосуществления, но только причастие верующих Преждеосвященными Дарами. Мы также не совершаем в облачениях черного цвета погребение.

Если вы бываете на праздничных богослужениях в разных православных храмах, то могли заметить нечто, отличающее Сретение от всех прочих дней богослужебного года. А именно: в любой другой день облачения священнослужителей и цвета изделий из ткани, украшающих храмы, бывают одинаковыми во всех приходах и монастырях. И только на Сретение в одних местах вы увидите белые облачения, а в других – голубые. Как такое может быть? Попробуем разобраться.

Цвет облачений в русской богослужебной традиции зависит от того, какой день богослужебного года отмечает Церковь. Эта традиция формировалась на протяжении столетий, и последние ее изменения произошли сравнительно недавно. Но – обо всем по порядку.

В большинство дней года службы совершаются в облачениях желтого (золотистого) цвета. Золото в храме – отнюдь не символ богатства земной Церкви. Это метафора богатства духовного – Божественной благодати, которую дает Бог верующим в Него.

Облачения священников. Символика цвета, фото № 1

Все меняется в дни Великого поста. Цвет облачений сменяется на глубокий фиолетовый. Он напоминает нам о молитвенной сосредоточенности, аскезе, покаянии.

Облачения священников. Символика цвета, фото № 2

Наступает Страстная Седмица, Церковь молитвенно предстоит Кресту Христову, вспоминая о том, как небо и земля ужасались, взирая на страждущего Творца. Облачения становятся траурными – черными.

Облачения священников. Символика цвета, фото № 3

В день Великой субботы Христос, умерший на Кресте, сходит во ад, чтобы вывести оттуда ветхозаветных праведников. Утром в храмах совершается удивительное богослужение, во время которого черные ризы вдруг сменяются на белоснежные. Храм преображается. Многие из прихожанок по старинной традиции, придя на службу в черных платках, захватывают с собой радостные белые, чтобы во мгновение ока переодеть их. Это происходит в знак того, что хотя Пасха на Земле еще не наступила, хотя ученики еще не получили дивную весть о Воскресении Учителя – смерть уже побеждена, ад разрушен, чудо спасения человеческого рода свершилось.

Облачения священников. Символика цвета, фото № 4

Но вот приходит Пасха – «Праздников праздник и торжество из торжеств». Ближе к полуночи верующие собираются в храмы, где духовенство совершает Пасхальную полуночницу. На батюшках белые ризы. У Царских врат лежит плащаница Спасителя. Еще раз читается канон утрени Великой субботы – тот самый, который читали вечером Великой пятницы, оплакивая отдавшего жизнь за людей Бога. Этот момент символизирует состояние учеников Христовых перед самым Его воскресением. Вот-вот пойдут мироносицы ко Гробу. Вот-вот получат они от Ангела ошеломительно-радостную весть. Но пока – загадочная молитвенная тишина покрывает вселенную…

Наконец духовенство выходит на крестный ход – все еще в белых облачениях. Верующие обходят вокруг храма. Звучит сдержанно-торжественное: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Колеблются в ночном воздухе огоньки свечей. Молящиеся подходят к закрытым дверям храма – сейчас они символизируют Гроб Господень.

И вот звучит первое торжествующее: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Православные входят в храм. Поется канон Пасхи. На каждой его песни священники и диаконы обходят церковь, совершая каждение и многократно восклицая «Христос воскресе!» «Воистину воскресе» – многоголосо несется им в ответ. Какие же облачения на батюшках? Красные? – Вовсе нет! Они – разные! Один священник выходит в алой ризе, другой – в зеленой, третий – в голубой. Это напоминает о том, как Воскресший Спаситель являлся ученикам – каждый раз в новом виде, до времени оставаясь неузнанным ими.

Но вот Пасхальную Литургию духовенство будет совершать в красных облачениях. Этот цвет, сегодня считающийся цветом Воскресения Христова, будет господствовать в храмах еще 40 дней, до самого отдания Пасхи. Интересно, что такая традиция сложилась недавно: еще в XIX столетии пасхальные службы совершались в белых облачениях, такой порядок до сих пор сохранился в Русской Православной Церкви за рубежом. Дело в том, что белый цвет облачений символизирует Нетварный свет Божества, а потому именно в таких ризах совершаются службы в Господские (посвященные Христу) праздники. Красный же – цвет мученичества, крови. В таких ризах совершаются службы в дни памяти страдальцев за веру – таких, как великомученик Георгий Победоносец, мученица Татиана и другие. Пасха – день победы Христа над смертью, которая свершилась пролитием крови Богочеловека… Красный цвет риз в этот день становится символом пламенной любви Бога к людям.

Как и почему цвет пасхальных облачений сменился с белоснежного на красный – существуют различные догадки. Но в Церкви все промыслительно. И то, что русские верующие стали встречать Пасху, как и дни святых мучеников, в красных одеяниях именно в то столетие, когда Русская Церковь просияла сонмом Новомучеников – не может не быть примечательно.

Завершается Пасхальный период. На Вознесение служат в белых ризах – в честь Господского праздника. Наступает Троица. В этот день храмы встречают богомольцев жизнеутверждающим зеленым цветом. Зеленые облачения духовенства перекликаются с цветом молодой листвы березок, которыми украсили храм к празднику. В некоторых приходах полы устилают свежей травой. В это время все в природе цветет. Распустились листья на деревьях, благоухают цветы в садах и лугах. Зеленый – цвет жизни, радостной и мирной. Такую жизнь дает верующей душе Святой Дух, и в Церкви зеленый цвет указывает на Третье Лицо Святой Троицы. Именно поэтому служат в зеленом на Троицу, когда огненные языки Духа снизошли на апостолов. В таких же ризах службы совершаются и в дни преподобных – людей, всю жизнь положивших на стяжание Святого Духа и преуспевших в этом.

В дни, посвященные Пресвятой Богородице, храмы украшаются девственным голубым цветом, говорящим о непорочности Пречистой.

Но что же праздник Сретения, с которого мы начинали свой рассказ? Этот день можно назвать посвященным и Господу, и Пресвятой Богородице. Пречистая принесла в храм Своего Божественного Сына и услышала грозное проречение старца Симеона: «Вот лежит Сей на падение и на восстание многих… Тебе же Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2, 34 – 35). Поэтому во многих храмах сретенские богослужения совершают в голубых ризах. В других же приходах и монастырях служат в этот день в белых облачениях – прославляя Самого Богомладенца Христа.

Приблизительное время чтения: 15 мин.


print

Есть христианские праздники, о которых знают буквально все. И могут в двух словах описать, что же, собственно, отмечают верующие. Рождество — Христос родился. Пасха — Христос воскрес. А что такое Сретение Господне? Что вообще значит это непривычное современному человеку слово — «сретение»? Предлагаем вам познакомиться с хронологией событий Сретения и посмотреть, какой след этот день новозаветной истории оставил в мировой культуре.

Что значит слово «Сретение»?

Самый частый вопрос, который можно услышать по поводу Сретения: «Так, хорошо, сегодня Сретение. А что это такое?»

Сретение Господне — один из Двунадесятых праздников христианской Церкви, то есть главных праздников церковного года. Это непереходящий праздник, в Русской Правславной Церкви он отмечается 15 февраля.

В переводе с церковнославянского «сърѣтение» — «встреча». День Сретения — точка во времени, где встретились Ветхий и Новый Заветы. Древний мир и христианство. Произошло это благодаря человеку, которому в Евангелии отведено совершенно особенное место. Но обо всем по порядку.

Пьетро Каваллини . «Цикл мозаик с шестью сценами из жизни Марии в церкви Санта Мария в Трастевере в Риме, Сретение»
Сретение. Цикл мозаик с шестью сценами из жизни Марии в церкви Санта Мария в Трастевере в Риме, Пьетро Каваллини

Очистительная жертва от Пречистой Девы

15 февраля мы вспоминаем события, описанные в Евангелии от Луки. Сретение произошло через 40 дней после Рождества Христова.

У иудеев того времени было две традиции, связанных с рождением в семье ребенка.

Во-первых, женщина после родов не могла появляться в Иерусалимском Храме сорок дней (а если родилась девочка — то и все восемьдесят). Как только срок истекал, мать должна была принести в Храм очистительную жертву. В нее входила жертва всесожжения — годовалый ягненок, и жертва во оставление грехов — голубка. Если семья была бедной, вместо ягненка тоже приносили голубку, получалось «две горлицы или два птенца голубиных».

Во-вторых, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в Храм — для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а закон Моисеев: его иудеи установили в память исхода евреев из Египта — освобождения от четырехвекового рабства.

И вот, Мария и Иосиф прибыли из Вифлеема в столицу Израиля Иерусалим. С сорокадневным Богомладенцем на руках они ступили на порог Храма. Семья жила небогато, поэтому очистительной жертвой Богородицы стали два голубка. Пречистая Дева решила принести жертву из смирения и уважения перед иудейским законом, несмотря на то, что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия. 

Встреча в Иерусалимском Храме

После совершения обряда Святое Семейство уже направлялось к выходу из Храма, но тут к ним подошел древний старик, пожалуй, самый старый человек в Иерусалиме. Его звали Симеон. В переводе с древнееврейского «šim’on» значит «слышание». Праведник взял Младенца на руки и радостно воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32).

По преданию, на момент встречи со Христом Симеону было больше 300 лет. Он был уважаемым человеком, одним из семидесяти двух ученых, которым поручили перевести Священное Писание с еврейского на греческий. Перевод Септуагинты был сделан по просьбе египетского царя Птолемея II Филадельфа (285-247 до н. э.).

В эту субботу старец оказался в Храме неслучайно — Святой Дух привел его. Много лет назад Симеон переводил книгу пророка Исаи и увидел загадочные слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Как дева, то есть девственница, может родить? Ученый усомнился и хотел исправить «Дева» на «Жена» (женщина). Но ему явился Ангел и не просто запретил менять слово, но сказал, что Симеон не умрет, пока лично не убедится, что пророчество истинно. Об этом пишет евангелист Лука: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:25-26).

И вот, день пришел. Исполнилось то, что ученый ждал всю свою непосильно долгую жизнь. Симеон взял на руки Младенца, рожденного от Девы, — а значит, пророчество Ангела исполнилось. Старец мог спокойно умереть. «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…» Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.

Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». Воспоминание об этой евангельской истории каждый день звучит в православном богослужении. Это Песнь Симеона Богоприимца, или иначе «Ныне отпущаеши».

«Тебе Самой оружие пройдет душу»

Приняв из рук Пречистой Девы Младенца, старец Симеон обратился к ней со словами: «Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдёт душу,— да откроются помышления многих сердец» (Лк 2:34-35).

Споры в народе — это преследования, которые были уготованы Спасителю. Открытие помышлений — Суд Божий. Что за оружие пронзит сердце Богородицы? Это было пророчеством о Распятии, которое ждало ее Сына. Ведь гвозди и копье, от которых принял смерть Спаситель, прошли нестерпимой болью через ее материнское сердце. Есть икона Богородицы — яркая иллюстрация этого пророчества. Она называется «Умягчение злых сердец». Иконописцы изображают Богоматерь стоящей на облаке с семью воткнутыми в сердце мечами. 

Анна-пророчица

В день Сретения в Иерусалимском храме произошла еще одна встреча. К Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане называли ее Анна-пророчица за вдохновенные речи о Боге. Она много лет жила и работала при Храме, как пишет евангелист Лука, «постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк 2:37–38).

Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из Храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. А Святое Семейство вернулось в Назарет, так как исполнило все положенное законом Моисея.

Смысл праздника Сретения

Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, клирик собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади.

Сретение — это встреча с Господом. Старец Симеон и Пророчица Анна оставили свои имена в Священном Писании, потому что дали нам пример — как принять Господа с чистым и открытым сердцем.

После встречи со Христом Симеон отошел к праотцам, чтобы ждать Воскресения Христова. И, представьте, смерть стала для него огромным счастьем! Праведный старец прожил долгую жизнь — по преданию, ему было больше трехсот лет. Многие скажут «счастливчик», потому что мечтают жить вечно. Но почитайте рассказы долгожителей, которые превысили возраст, отпущенный человеку Богом, — сто двадцать лет. Мне запомнился один телесюжет: древнюю старушку к журналистам вывела пра-пра-правнучка, которая тоже далеко не молода. Согбенную бабушку разогнули и спросили: «К тебе здесь телевидение пришло. Что ты можешь сказать?» И она ответила: «За что на меня прогневался Господь? Почему Он меня не забирает?» Так и Симеон ждал избавления от бремени долгой жизни. И, приняв из рук Девы Марии Богомладенца, возрадовался.

«Ныне отпущаеши раба Твоего» — говорит Симеон. Теперь, когда он своими глазами увидел Спасителя, Господь отпускает его из мира тленного — в мир Горний. Так и мы, однажды встретив Бога, должны понять: время греха, слабостей и своеволий прошло. Настает время блаженства!

Неслучайно Сретение происходит с сорокадневным Младенцем. Он мал и беззащитен, но одновременно — велик и полон торжествующей радости. Таким должен быть человек, узнавший Христа, — новорожденный христианин. Полным ликования. 

Сретение — это не просто день из далекой новозаветной истории. Хотя бы раз в жизни любой человек оказывается в доме Божием — в храме. И там с каждым происходит его личное Сретение — встреча со Христом. Как понять, произошла ли в вашей жизни Встреча? Очень просто — спросите себя: радостен ли я? изменился ли я? сколько в моем сердце любви? Давайте же встретим Господа, увидим Его сердцем! 

Песнь Симеона Богоприимца 

Песнь Симеона Богоприимца, или «Ныне отпущаеши…», — это слова Симеона Богоприимца из Евангелия от Луки. 

Впервые эта молитва упоминается уже в Апостольских Постановлениях. В Русской Православной Церкви слова Симеона Богоприимца во время богослужения читают или  поют в конце вечерни. Также они произносятся в Благодарственных молитвах по Святому Причащению.

Текст: 

Церковнославянский: 

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром;
яко видеста очи мои спасение Твое,
еже еси уготовал пред лицем всех людей,
свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля. 

Русский:

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
ибо видели очи мои спасение Твое,
которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

История празднования

Праздник Сретения Господня — один из самых древних в христианской Церкви. Первые сретенские проповеди перед народом произносили еще IV-V веках — например, святители Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Григорий Нисский и Иоанн Златоуст.

Самое старое и при этом исторически достоверное свидетельство о праздновании Сретения на христианском Востоке — это «Паломничество ко Святым местам». Его написала паломница Этерии (Сильвия) в конце IV века. Она пишет: «В этот день бывает процессия в Анастасис, и все шествуют, и все совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ… После этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию». 

Праздник стал общегосударственным для Византии в VI веке. Вслед за этим традиция торжественного празднования Сретения распространилась по всему христианскому миру.

Богослужение Сретения

У Сретения Господня — неизменное место в церковном календаре. 15 февраля (2 февраля по старому стилю). Если Сретение выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста, что случается очень редко, праздничное богослужение переносится на предыдущий день — 14 февраля.

Сретение — праздник Господский, то есть посвященный Иисусу Христу. Но в первые века христианства в этот день чествовали Богоматерь. Поэтому те, кто скажет, что это Богородичный праздник, будут отчасти правы. 

Сретение близко к праздникам в честь Божией Матери и по строю богослужения. В тропаре праздника, в прокимнах на утрене и Литургии и других песнопениях обращения к Богородице занимают центральное место. 

Интересно, что двойственность Сретения повлияла на цвет облачений священнослужителей на праздничной службе. Они могут быть и белыми — как в Господские праздники, и голубыми — как в Богородичные. В церковной традиции белый цвет символизирует Божественный свет. Голубой — чистоту и непорочность Девы Марии.

Обычай освящения свечей

Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня пришел в Православную церковь от католиков. Случилось это в 1646 году, когда митрополит Киевский святитель Петр (Могила) составил и издал свой требник. В нем автор подробно описал католический чин крестных ходов с зажженными светильниками. С помощью такого факельного шествия Римская Церковь пыталась отвлечь свою паству от языческих праздников, связанных с почитанием огня. В эти дни язычники-кельты праздновали Имболк, римляне — Луперкалии (фестиваль, связанный с пастушеским культом), славяне — Громницы. Интересно, что в Польше после принятия христианства Сретение стали называть праздником Громничной Божией Матери. Это отголосок мифов о боге-громовнике и его супруге — в народе верили, что сретенские свечи могут защитить дом от молнии и пожара.

К сретенским свечам в Православной Церкви относились по-особенному — не магически, а благоговейно. Их хранили весь год и зажигали во время домашней молитвы.

Народные традиции Сретения

В народных традициях празднования Сретения перемешалось церковное и языческое. Некоторые из этих обычаев совсем нехристианские, но даже они говорят об этом дне нечто важное — для людей он был очень радостным.

Встрече Святого Семейства со старцем Симеоном нашлась простая календарная аналогия. В этот день в простонародье стали отмечать встречу зимы с весной. Отсюда множество поговорок: «на Сретение зима с весною встретилась», «в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила».

Последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли Сретенскими. После праздника крестьяне начинали множество «весенних» дел. Выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья. И конечно, помимо трудов по хозяйству, в деревнях проводили гулянья.

3 интересных факта о Сретении

  1. В честь Сретения названы многие населенные пункты в России и за рубежом. Самый крупный — город Сретенск, районный центр Читинской области.
  2. В США и Канаде к празднику Сретения, который там отмечают 2 февраля, приурочен знаменитый народный праздник — День сурка.
  3. Сретение Господне — в некоторых странах еще и День православной молодежи. Идея этого праздника принадлежит Всемирному Православному Молодежному Движению — «Синдесмосу». В 1992 году с благословения всех глав поместных Православных Церквей «Синдесмос» утвердил 15 февраля как День Православной молодежи.

Иконы Сретения

Иконография Сретения — иллюстрация повествования евангелиста Луки. Дева Мария передает Богомладенца на руки старцу Симеону — вот главный сюжет икон и фресок праздника. За спиной Богородицы изображается Иосиф Обручник; он несет в руках или в клетке двух голубей. Позади праведного Симеона пишут Анну-пророчицу.

симеонАнна

Древнейший образ Сретения можно найти в одной из мозаик триумфальной арки в церкви Санта Мария Маджоре в Риме. Мозаика была создана в первой половине V века. На ней мы видим, как Богоматерь шествует с Младенцем на руках навстречу святому Симеону — в сопровождении ангелов.

Сретение. Мозаика церкви Санта-Мария Маджоре в Риме. V век
Сретение. Мозаика церкви Санта-Мария Маджоре в Риме. V век

Самые древние изображения событий Сретения на Руси — это две фрески XII века. Первая — в Кирилловской церкви в Киеве. Вторая — в церкви Спаса на Нередице в Новгороде. Интересно, что на фреске Кирилловского храма Младенец не сидит, а лежит на руках Богородицы.

Введение во храм Богородицы. Сретение Господне. Фрески Спаса на Нередице церкви близ Новгорода. 1199
Введение во храм Богородицы. Сретение Господне. Фрески храма Спаса на Нередице, 1199

Необычный вариант иконографии Сретения есть в средневековом грузинском искусстве. На этих иконах нет изображения алтаря, вместо него — горящая свеча, символ жертвы Богу.

сретение грузия

С событием Сретения связана икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец», ее еще называют «Симеоново проречение». Иконописный сюжет напоминает нам слова Симеона Богоприимца, обращенные к Деве Марии: «А Тебе Самой оружие пройдет душу».

умягчение

Кстати, этот образ очень похож на икону Божией Матери «Семистрельную». Но есть одно отличие. Стрелы, пронзающие сердце Богородицы, расположены на иконе «Умягчение злых сердец» по три справа и слева, одна снизу. У «Семистрельной» иконы — четыре стрелы с одной стороны и три с другой.

семистрельная

Цитаты:

Феофан Затворник. Слово на Сретение Господне

«…Мы все призваны не к мысленному только представлению сего блаженства, а к действительному его вкушению, потому что все призваны иметь и носить в себе Господа и исчезать в Нем всеми силами своего духа. И вот, когда достигнем мы сего состояния, тогда и наше блаженство не ниже будет блаженства тех, кои участвовали в Сретении Господнем…»

Митрополит Антоний Сурожский о Сретении

«…Вместе с Ним в жертву как бы приносится и Матерь. Симеон Богоприимец Ей говорит: Но и Тебе пройдет сердце оружие, и Ты пройдешь через муку и страдание… И годы проходят, и Христос висит на кресте, умирая, а Божия Матерь стоит у креста безмолвно, безропотно, полной верой, полной надеждой, всецелой любовью отдавая Его на смерть, как приносила Она Его в храм живой жертвой живому Богу.

Многие матери за столетия пережили ужас того, как умирал их сын; многим матерям прошло оружие через сердце. Она всех может понять, Она всех объемлет Своей любовью, Она всем может в безмолвном таинстве общения раскрыть глубины этой жертвы.

Пусть те, которые умирают смертью страшной и мучительной, вспомнят о Христе распятом и отдают свою жизнь так, как Сын Божий, ставший сыном человеческим, ее отдал: без гнева, безропотно, любовно, во спасение не только тех, кто был Ему близок, но и тех, кто был Ему врагом, последними словами извлекая их из погибели: Отче, прости им, они не знают, что творят!

И матери, сыновья которых, дети которых умирают злой смертью — о, их Божия Матерь может научить, как отдавать на подвиг, на страдание и на смерть тех, кого они больше всего на земле и в вечности любят…

Поэтому все благоговейно поклонимся Божией Матери в Ее крестном страдании, в Ее распятой любви, в Ее бесконечной жертве, и Христу Спасителю, Который сегодня приносится в храм, и жертва Которого совершится на Голгофе. Кончается, кончился Ветхий Завет, началась новая жизнь любви на жизнь и на смерть, и мы этой жизни принадлежим».

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Слово в день Сретения Господня

«В мире, в глубоком душевном мире ушел в вечность святой Симеон Богоприимец после 300-летней жизни в ожидании исполнения пророчества Исаина: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, еже есть сказаемо, «с нами Бог».

А зачем вы теперь постоянно слышите эту молитву? Почему она, как никакая другая, повторяется на каждой вечерне?

Затем и для того, чтобы помнили о часе смертном, чтобы помнили, что и вам надлежит умереть в таком глубоком мире, как умер святой Симеон Богоприимец…

...Если хотите, чтобы на вас исполнились слова молитвы Симеона Богоприимца, если хотите иметь дерзновение в час смертный, повторить его молитву и сказать: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром», – если этого хотите, то пойдите за Христом, взяв иго Его на себя, поучаясь от Него, ибо Он кроток и смирен сердцем».

1953 год.

Поэзия:

Сретение. Иосиф Бродский

Анне Ахматовой

Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.

Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взоров небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.

И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.

А было поведано старцу сему,
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,

реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: Он — Твое продолженье и света

источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в Нем». — Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. «Слова-то какие…»
И старец сказал, повернувшись к Марии:

«В лежащем сейчас на раменах Твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».

Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле

для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шел молча по этому храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.

И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога

пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою

как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.

16 февраля 1972 года.

Загрузка…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Хюррем моя веселье радость вечный праздник
  • Цвет праздника рождества христова
  • Хэллоуин это бесовский праздник
  • Хэштег праздник осени
  • Цвет праздника рождества пресвятой богородицы