Цыганский праздник 13 января

И почему этот этнос отмечает Новый год 14 января. Василицу празднуют 13 и 14 января, а Банго Васил – 15-го....

И почему этот этнос отмечает Новый год 14 января.

Василицу празднуют 13 и 14 января, а Банго Васил – 15-го. И оба названия являются общепринятым синонимом цыганского Нового года. А праздник отмечают три дня, и каждый из них имеет свои ритуалы. Почему в свой Новый год цыгане почитают и Святого Василия и Банго Васила?

Начнем с того, почему они Новый год празднуют 14 января. Дело в том, что раньше, по старому стилю, новый год в Болгарии начинался именно в этот день. И в первый день нового года отмечали день святого Василия, Васильовден. Однако болгары перешли на новый календарь и новый стиль, а цыгане продолжают жить по старому, юлианскому. Поэтому их Василица (по-цыгански день Святого Василия) приходится на 14 января.

Теперь про Банго Васила и почему его так чтут цыгане. По одной легенде, он был пастухом, спасшим тонувших цыганских детей. Другой миф гласит, что человек по имени Васил, а по прозвищу Банго (Куцый, или хромой), спас цыган от происков дьявола, задумавшего истребить цыганский род. Нечистый заманил людей этого племени на  мост, который внезапно начал рушиться, цыгане падали в реку и начали тонуть. В этот момент Банго Васил помолился, и Бог услышал его молитву, мост восстановился, а цыганский род продолжился.

А какова роль Святого  Василия, за что цыгане почитают его? Рассказывают, что дьявол (опять он!) испугался цыган и решил утопить их в море. Тогда Святой Василий послал стаю диких гусей и те вынесли тонувших людей на берег. Есть еще одна легенда про роль Св. Василия в защите цыган. Согласно ей, на это раз на народ рассердился сам Бог и решил стереть его с лица земли. Тогда главный цыганский покровитель Св. Георгий и Св. Василий объединились, и каждый спас по ребенку этого народа разного пола. Когда наступил праздник, все святые собрались на небесах, однако не было танцев  и музыки. Тогда Василий и Георгий  показали спасенных ими детей, а те начали петь и плясать. И на празднике стало очень весело, а цыганский народ был спасен от гнева Божьего и истребления.

Ночь с 13 на 14 января по обрядам и традициям у цыган немного похожа на болгарский Бъдни вечер или Рождественский сочельник. Вся большая семья собирается дома, двери закрываются на ключ, на стол ставят запеченную с рисом птицу (петуха, курицу или гуся), как символ спасения цыган. Старшая по возрасту в семье женщина готовит баницу, «кулак» (обрядный хлеб) и сарми (голубцы из виноградных листьев) с почками кизила на счастье. Когда хозяйка наполняет птицу начинкой, муж спрашивает: «Женщина, чем ты полнишь ее?», а та в ответ: «Здоровьем, невестками, зятьями, внуками и да будет жизнь в каждом доме».

Старшая женщина кадит обеденный стол ладаном со словами: «Пусть Господь даст много здоровья, много счастья, много денег». Цыгане-ремесленники расставляют возле стола инструменты и готовые изделия, чтобы их дело спорилось. Затем младшие целуют руку взрослым, просят прощения и благословения. Первый откушенный от праздничного угощения кусок не съедают, а заворачивают в полотенце и кладут под подушку, загадав желание на год.

В полночь начинается новый год, и двери дома открываются для гостей. Но сначала дети должны на здоровье и удачу ударить по спине взрослых сурвачкой (украшенной палочкой из кизила), получив взамен конфеты и прочие сладости, и (или) деньги. А утром 14-го января, в первый день нового года, ряженные дети ходят по всей махале (слободе) и исполняют традиционный болгарский обряд Сурва.

В некоторых местностях Болгарии к цыганским детям на Новый год приходит сам Банго Васил. Обычно это переодетый знакомый или родственник. Банго Васил подходит к дверям дома, но отказывается  заходить до тех пор, пока ему не выложат мост из денежных купюр. Хозяин выкладывает банкноты на землю, а гость проходит по ним. Он кричит: «Банго Васил пришел к тебе!», в ответ слышит: «Входи, входи». Когда он, хромая, входит в комнату, мужчины разливают ракию и хозяин говорит Банго Василу: «Как вы почтили меня, так и Господь».

Пьют за здоровье, говоря «На здраве!» –  и так начинается веселье, которое длится два дня – 14 и 15 января. В празднование включаются все люди, но особая роль отведена девочкам. Они одеваются в блестящие костюмы, осыпанные паетками и денежками, чтобы громче звенело, и танцуют без устали. Оркестр, которому нет нужды в репетициях, играет без перерыва целый день. 15 января праздник завершается еще одной традицией почитания Банго Васила. Во всех домах готовят и едят особую витую баницу, для того, чтобы не было покалеченных людей и животных.

Цыганская легенда гласит, что Бог так полюбил цыган за их веселье, что подарил им для жизни весь мир, а потому цыган можно встретить везде, на всех материках, кроме Антарктиды.
Слово «цыгане» у многих ассоциируется с такими понятиями, как свобода, вольность. На самом деле в цыганских семьях царят свои строгие нравы и традиции, которые требуется соблюдать неукоснительно.
Одна из них, веселое празднество — цыганский Новый год, более известный как Банго Васил, Банго Васили или Васильев день, называемый еще Василица. Его встречают в то же время,
когда в России празднуется старый Новый год — 13 и 14 января.

3S1A8168-1024x683.jpg

Этот день связан с несколькими цыганскими легендами. По первой, Банго Василь — это Святой Василий — заступник и защитник цыган . Он восстанавливает мост по которому переходили ромы, разрушенный Дьяволом или Богом, и спасает утопающих цыган. Согласно второй легенде, Банго Василий — «историческая» личность. Хромой пастух, который спас утопающего цыганского ребенка, или спрятал цыгана от погони. По еще одной легенде, седовласый святой Василий спас цыганскую семью в бушующем море, послав стадо гусей, с помощью которых цыгане благополучно перебрались на противоположный берег. С тех пор цыгане особо почитают своего защитника.
Надо заметить, что 14 января — память святителя и богослова Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийского чтут не только цыгане.

gal1-4.jpg

Обычно в ночь с 13 на 14 января в домах цыган повторяются христианские ритуалы Сочельника ― вся семья собирается дома, хозяйка готовит блюдо из птицы с рисом и квашеной капустой, сарми (голубцы), баницу (пирог), пахлаву. Девушки убирают в доме, в этот день всё должно быть вычищено до блеска. После того как все будет готово, в середине комнаты накрывают и украшают стол.

364439.jpg

Зажигают свечи, а молодежь, целуя руку каждого из взрослых членов семьи, просит у них прощения. Хозяин дома разламывает хлеб, в котором должна быть золотая монета, передаваемая отцом сыну. Только после этого вся семья садится за стол, и начинается веселье.

gipsy_duet_radanik_radda_erdenko_nikolai_tsikhelashvili_new_djang_group_puchavav_radanik.jpg

Ночью приходит Банго Васил, который добирался три дня, борясь по пути с огромными трудностями, и поэтому он ранен, не брит и устал. Это обыкновенно крупный мужчина с громким голосом и щедрым сердцем. Для каждого у него найдется доброе слово, он желает взрослым членам семьи счастья и удачи, а младшим раздает подарки.

Банго Василий праздник только для семьи. В этот вечер важно запереть все двери до полуночи, и никто из домочадцев не должен выходить /даже во двор!/ Также в дом не должен входить ни один чужой человек. Это тот редкий случай, когда ромы отказывают в своем традиционном гостеприимстве.

maxresdefault.jpg

На стол ставят вареного гуся или петуха, голубцы /в каждом — кизиловая почка, каждая со своим значением удачи на Новый Год, пирог с брынзой, богато украшенный обрядный круглый хлеб — кулак, вино, самогон и т.д. . Ужин начинается благословлением трапезы и в комнате кадят ладаном. Кадящий ладан, /обычно это жена/, читает молитвы об удаче, плодородии и счастье. Потом члены семьи взаимно прощают друг другу, целуя руку каждому прощенному. После этого ритуала самые старые, /бабушка и дедушка/, ломают обрядный хлеб, «чтобы увидеть у кого больше удачи, и кто будет кормить дом». Первый кусочек обрядного хл:) не съедают, а кладут под подушку, и что приснится этой ночью — то и будет в наступающем году.

Трапезу нельзя убирать до следующего утра. Если убрать — не будет прибыли.

survaknica-2.jpg

После полуночи, начинается «сурвакане». «Сурвакары» бьют украшенными кизиловыми ветками всех по спине, начиная с самых старших, приговаривая короткую мантру:»Акулсъ — бакулсун иере саулсун!». Что в переводе значит: «С Новым Годом, в следующем опять будь жив-здоров!» Сурвакарам дают деньги, конфеты, сладости и т.д.

3nelly_malceva.jpg

Только после Нового года цыгане начинают принимать гостей, надеясь, что первый гость в их доме окажется хорошим человеком и принесет удачу. Считается, что каким будет первый гость, таким и будет весь Новый год.

krasivaja_tsiganskaja_pesnja.jpg

tsiganka.jpg

125183019_cugan2.jpg

Новогодний цыганский концерт.
Танцуют все — и цыгане, и артисты, изображающие цыган,
и нам тоже подпевать не возбраняется.

Евгений Дога — Яблоко (Табор Уходит В Небо)

Цыганская чечётка / Gypsy step

Песню «Де-атунчара» сочинила Ольга Степановна Деметер-Чарская. Она же исполняет её вместе с сестрой Ниной. В финале — чечётка. Москва, конец 1980-х.

Нина Деметер, «Вася чя чёрэла»

Послевоенная запись театра «Ромэн».

«Ах, ручеечек, ручеек» — Николай Сличенко (1969)

Николай Сличенко Цыганская венгерка

Цыганский номер «Сильва» (СССР, 1981)

Цыганский танец из фильма «Дорогой ценой»

Цыганочка с выходом, ЛЯЛЯ ЧЕРНАЯ — кф ПОСЛЕДНИЙ ТАБОР

Эх, раз, да еще раз,
Еще много, много раз!..

extrait_11031423_3.jpg

http://gipsy-russian.blogspot.ru/2014/01/blog-post.html
http://www.spletnik.ru/blogs/vokrug_sveta/86805_tcyganskiy-novyy-god-bango-vasiliy

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

January 1 2012, 16:53

Category:

  • Праздники
  • Cancel

Цыганский новый год

В ночь на 14 января Цвгане празднуют свой Новый год и день Василия. Они считают Василия своим защитником.

Празднование связано с несколькими цыганскими легендами которые делятся на два вида. По первой из них святой Василий Васильев сторонник и защитник цыган восстановил мост по которому переходили цыгане. Этот мост был разрушен дьяволом и Господь с помощью Василия сохранил цыган. По второй легенде Василий является историческим лицом. Это хромой пастырь, который спасает спрятавшегося в укрытии цыганского ребенка и убегает с ним от врагов. Следует также отметить, что на вечер 13 января приходятся и проводы Старого Нового года.
Праздник цыгане отмечают приготовлением блюд из домашней птицы — гуся или петуха. На Новогоднем столе обязательно присутствуют обернутые в виноградные листья голубцы, вино, водка, хлеб и особое блюдо — баница. В нее вкладывают бумажки с пожеланиями всяческих благ в наступающем году. Это как и Новый год семейный праздник. В некоторых сельских местностях сохраняется обычай с момента начала обеда и до полуночи закрывать двери дома. Никто из семьи не должен выходить на улицу (даже во двор) и никто посторонний не может войти в дом. В полночь, когда приходит Новый год, цыгане начинают ходить в гости и открывают свои двери для посетителей. 14 января очень важно какой первый гость зайдет к ним в дом.
А главное чтобы счастье и спокойствие пришло в дом….

Posted via LiveJournal app for iPad.

Борислава Асенова называют поэтом из цыганского столичного квартала «Факултета» из-за его любви к поэзии и сборникам стихов, которые он пишет на болгарском и цыганском языках. У него два высших образования – туризм и богословие.

1.jpg

Заслугу в получении второго имеет его супруга Славянка, которая, после тяжелого инсульта, с Божьей помощью снова начала ходить и поощрила его обучаться теологии в Германии. Благодаря его заслугам к цыганской общины, на Всемирном конгрессе цыган Борислав Асенов был объявлен неформальным министром культуры европейского этнического общества.

Сегодня, накануне цыганского Нового года, сочетающего в своих традициях христианские праздники Рождество Христово и Василев день, мы встретим вас с пастором Асеновым, который расскажет об обычаях в дни самых больших цыганских торжеств – Банго Васил и Василица:

«Банго Васил – один из самых почитаемых цыганами праздников, это цыганский Новый год. Нас было много детей, наша мать всегда старалась, чтобы мы были чисто и хорошо одеты, а на Банго Васил нам покупали новую обувь и спортивные костюмы. У нас была и новая рогожа из камыша, на которую мама клала домотканую скатерть, а на нее выкладывала лакомства. До полуночи никто не имел права взять хотя бы кусочек. Если кто-то из нас начинал засыпать, она будила его со словами: «Не дремли, а то Банго Васил у школы!». Мы жили рядом со школой, а это означало, что еще десять минут – и он будет дома».

Отец Борислава Асенова был лудильщиком, который лудил медные сосуды жителей Костинброда. На праздник он договаривался с ними лудить казаны взамен на продукты питания:

«Как раз накануне Банго Васила они начинали приносить все, что рождалось в хозяйстве. Мой отец держал свое слово, они тоже. Нам приносили подсолнечное масло, фасоль, картофель. Для тех времен наш дом был хорошим, стабильным. У нас было три комнаты, одна из них была как амбар, в который мы клали продукты. Сейчас многое изменилось, и большинство моих собратьев празднуют Новый год с болгарами, но, несмотря на это, ты должен сделать кастрюлю голубцов 13-ого. Пусть и не поставишь на стол гуся, но голубцы – обязательно, потому что внутренне ты обязан чтить этот праздник. Он пришел с далекого прошлого – от прадедушки, дедушки, отца…».

Банго Васил продолжался три дня и сопровождался особой торжественностью. Молодые почитали старших и просили у них прощения. «Я не знаю, будут ли соблюдать обычай мои внуки и правнуки, поэтому я описываю все в своих книгах, − отмечает Борислав Асенов и дополняет: − Народ без прошлого, который не знает свои традиции, обречен. Люди были неграмотными, но образованными по природе, и с боязнью к Богу».

Отец Борислава любил болгарскую историю и, когда в 1961 году цыган заставили выбрать себе болгарские имена, он выбрал имя Раковского – Георги, а для своих сыновей – имена возрожденцев и болгарских царей. Часто заставлял Борислава декламировать стихи болгарских поэтов, а в награду давал ему 20 стотинок. Так, у будущего поэта зародилась и любовь к поэтическому слову. Именно она принесла ему и самую большую награду в его жизни:

«Мне было шесть лет, когда наша учительница в детском саду отвела нас в единственную пекарню в квартале «Факултета». Она хотела показать нам, как месят хлеб. Она знала мои таланты и научила меня одному стихотворению. Я еще помню автора – Никола Фурнаджиев. И когда я, маленький цыганенок, прочитал его перед пекарем Душаном, произошло нечто невероятное. Я не знаю, чем я тронул его, но он подарил мне горячий хлеб. Это было первым, что я заработал в жизни! Священный хлеб – это самое святое для бедняка!».

Накануне праздника Борислав Асенов отправил свое послание болгарам и цыганам: «Я хочу, чтобы люди были добрее! Поздравляю всех цыган с праздником! Пусть Бог благословит целокупный болгарский народ, пусть мы радуемся и любим этот кусочек земли, который называется Болгария!».

В то время, пока мы поздравляем друг друга со Старым Новым годом, цыгане по всему миру сегодня, 14 января, Новый год только начинают встречать. Joinfo.com узнал о легендах, сложенных в честь праздника.

Цыганский Новый год 2019 — легенды

Как правило, Новый год цыгане называют иначе. Более того, он имеет несколько названий, среди которых вы возможно могли уже слышать: Василица, Василиовден или Банго Василий.

Празднование Василицы связано сразу с несколькими легендами. В одной из таких лежит в основе история о том, что Банго Василий был правозащитником цыганского народа. Прославился он тем, что восстановил разрушенный мост, по которому затем прошли его люди, сохранив свои жизни.

Согласно другой легенде, Банго Василий – хромой пастух, который спасает жизнь тонущего цыганского ребенка, а также защищает цыган беженцев.

В еще одной легенде речь идет о том, что Банго спас целую цыганскую семью, от утопления в бушующем море. «Глубокие воды чуть не поглотили цыган, но седовласый святой послал им стаю гусей. Ромы поднялись к ним и смогли добраться до берегов. С тех пор они чтят своего спасителя 14 января, в честь которого и назван Новый год — Василица» — говорится в легенде.

Цыганский Новый год 2019 – традиции в современных семьях

Вечером 13 января вся семья собирается дома. Мать готовит птицу (гуся или петуха) с рисом или кислой капустой, при этом она должна молчать. Обязательно готовится выпечка, пахлава, а молодые женщины убирают в доме и полируют посуду, все должно сиять чистотой. Они также делают сармы.

Когда все готово, устанавливается стол на пол посреди комнаты и на него кладут хлеб и посуду. Зажигаются свечи, а младшие целуют руки старшим и просят у них прощения. Глава семейства разрезает торт с «золотым паром», который охраняется до застолья, а затем передается отцом первенцу. Только тогда все могут сесть по своим местам за стол. Далее гуляния: едят, пьют, общаются, наслаждаются, танцуют.

Посреди ночи приходит Банго Василий, который путешествовал в течение трех дней, преодолевая разные препятствия. Образ его в виде раненого, бородатого и уставшего мужчины средних лет. Обычно Банго больших размеров, умеет красиво петь и очень щедрый. Каждому говорит доброе слово, желает удачи и здоровья, счастья пожилым, а в это время дети раздают подарки.

В дни Василицы по утрам дети ходят по соседним домам, желая их жильцам здоровья, благополучия, удачи, плодородия. Считается, что их благословение обязательно принесут счастье и удачу.

Рекомендуем также узнать, что нельзя и что можно делать сегодня, 14 января, в Старый Новый год. Все-таки наши традиции уж очень отличаются от цыганских.

Каждый год, 13 января болгарские цыгане отмечают Новый год, называемый еще как Банго Васил, Банго Василий, Васильев день, Василица.
Праздник отмечается 13, 14 и 15 января и является самым главным праздником цыган.
Новый год по старому стилю отмечают не только цыгане-христиане, а и цыгане-мусульмане также встречают Новый год с 13 на 14 января

Празднование Василицы связано с легендой о том, что Святой Васил, защитник цыган, восстановил мост, разрушенный Дьяволом и таким образом спас цыган.

По традиции вечером 13 января в доме собирается всю семья, хозяйка готовит птицу с рисом или с квашеной капустой. В каждом доме готовят банницы, баклаву, девушки наводят порядок дома и чистят посуду, в праздник все должно блестеть от чистоты.

Когда все готово, на полу в середине комнаты расставляют угощения. Зажигают свечи, и молодые люди, целуя руку взрослым, просят прощения. Хозяин дома разламывает обрядный хлеб, в котором запечена золотая монета, передающаяся от отца к сыну. И только после этого начинается веселье.

Ночью в дома приходит Банго Васил, который добирался до места три дня, борясь с огромными трудностями. Поэтому он ранен, не бритый и усталый. Им обычно бывает самый крупный и громогласный мужчина. Банго Васил поздравляет всех с праздником, желает удачи и здоровья, а детям раздает подарки.

По традиции все дома, в которых празднуют Банго Васил, остаются закрытыми до полуночи 13 января, считается, что если двери будут открыты, то счастье уйдет из дома. И только после наступления Нового года цыгане начинают встречать гостей, надеясь, что первый гость будет хороший человек и принесет всей семье счастье.

Уже давно Василица отмечается многими цыганскими группами Болгарии, как начало Нового года, а несколько лет назад этот день стал и праздником цыганской культуры.

По материалам NewsBG.ru

Такие елки удивительной красоты можно встретить только в цыганских домах

Поделиться

В Цыганском поселке в Екатеринбурге до сих пор продолжаются новогодние гуляния. У цыган есть особые традиции празднования, о которых журналисту E1.RU рассказала Светлана, большой друг табора.

— За две недели до Нового года цыгане начинают наряжать елку, берут только живые, это прямо церемония, она есть в каждом доме. Между собой семьи соревнуются, чья елка круче. Под елку ставят украшения и подарки. Если елку не поставили, в каникулы в этот дом в гости не придут, — говорит она.

Цыгане устраивают конкурсы на лучшее украшение новогоднего дерева

Цыгане устраивают конкурсы на лучшее украшение новогоднего дерева

Фото: предоставила Светлана

Поделиться

Цыгане в свой дом берут сразу несколько елок, с 5–8 деревьев срубают ветки и крепят их к одной елке для пышности. Своими хвойными они хвастаются в соцсетях.

Такой путь преображения прошла одна из елок: ее собрали из веток от восьми деревьев

Такой путь преображения прошла одна из елок: ее собрали из веток от восьми деревьев

Фото: предоставила Светлана

Поделиться

Для украшения елки закупают шоколад (в невероятных объемах)

Для украшения елки закупают шоколад (в невероятных объемах)

Фото: предоставила Светлана

Поделиться

— Подарками цыгане закупаются в торговых центрах. Подарки друг другу обязательно делают, принято обмениваться одеждой, — отметила Светлана. — В сам Новый год они готовят кучу еды, празднуют только дома с семьей. За полчаса до боя курантов все должны вернуться из гостей и отмечать в своем доме. Под бой курантов все пьют шампанское.

Праздничный стол ромалэ всегда ломится от угощений, пиво льется рекой. Обязательно цыгане готовят голубцы, а также курицу или гуся.

— Цыгане — шумный и эмоциональный народ, они празднуют на широкую ногу. Итог первых двух дней нового года — шесть драк и четыре выбитых окна, они до сих пор ходят по домам, веселятся и поют, — поделилась Светлана.

Новый год празднуют на широкую ногу

Новый год празднуют на широкую ногу

Фото: предоставила Светлана

Поделиться

Фотографиями своих новогодних елок цыгане делятся в соцсетях

Фотографиями своих новогодних елок цыгане делятся в соцсетях

Фото: предоставила Светлана

Поделиться

Фото: предоставила Светлана

Поделиться

Следующий праздник — Рождество. Его уже отмечают массово, всем табором. В этот день обязательно готовят сывьяко — рулет с творогом, туда добавляют сухофрукты и орехи, он очень вкусный. А еще в Рождество цыгане ездят крестить детей — всех, кто родился за год. Потом вновь песни и танцы — собираются по 200 человек, ходят по гостям. Церковь они, кстати, тоже выбрали по простому принципу — самая шикарная в городе.

Елка из нескольких деревьев получается очень пышной

Елка из нескольких деревьев получается очень пышной

Фото: предоставила Светлана

Поделиться

В итоге новогоднее дерево выходит в форме конуса

В итоге новогоднее дерево выходит в форме конуса

Фото: предоставила Светлана

Поделиться

В Старый Новый год цыгане собираются только семьями. Большинство даже не впускает никого в дом, принято провожать прошлый год в узком кругу родственников.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Цыганский национальный праздник
  • Цыганский коллектив на праздник
  • Церковный праздник осенью
  • Цыганские сказки сценарий
  • Церковный праздник обрезание господне что означает