Здесь небо сине-голубое и солнца ослепительного яркий свет,
И в этом свете всё творенье неземное,
Великий лес в блещании злата осени одет.
И каждый лист срываясь исполняет песнопение,
Под руководством ветра дополняет хор лесной,
Здесь словно вечность каждое мгновенье,
Здесь каждая душа найдёт себе покой.
Старинный храм исполненный Божественною благодатью,
Где тихо служба непрерывно происходит день за днём,
И колокольня первозданная со старческой духовною печатью,
Родной мой скит-как много можно рассказать о нём…
Тропинка тянется от храма к колокольне,
Вот слева домик;Старец в нём великий жил,
Оставив грешный мир он добровольно,
Неся болезнь Творцу и людям в тихой келии служил.
Под крышей дома кельи этой происходили неземные чудеса;
И каждый был Любовью Божией согретый,
Для многих были здесь открыты Небеса!
Дух Старчества молитвенный придал земле сей Святость,
Он здесь повсюду- он душою ощутим,
Какую жеГосподь дарует грешным радость,
Давайте же мы Богу Славу ныне и вовеки воздадим !
- 1870 г.
- 1871 г.
- 1872 г.
- 1873 г.
- 1874 г.
- 1875 г.
- 1875 г. Поздравление начальствующим
- 1876 г.
- 1877 г.
- 1878 г.
- 1879 г.
- 1880 г.
1870 г.
Сестры о Господе и матери!
Кому по немощи и по скорости не мог написать, тех всех купно поздравляю с предстоящим великим Торжеством христианским. Когда в церкви будет воспеваться всерадостное
Христос Воскресе!
Тогда и от меня грешнаго примите сие приветствие, с благожеланием каждой из вас мирного духовного чувства и благодушного и благоприятного расположения ко всем, оставляя, по слову апостольскому, аще кто на кого имать некое поречение, так как в это время Церковь воспевает: простим вся Воскресением.
1871 г.
Мудрствующим о Господе!
К празднику Рождества Христова вместо обычнаго поздравления писал я вам о великом Таинстве великаго сего Праздника. Желал бы и теперь сказать вам что-нибудь о таинственном значении торжества христианских торжеств, т.е. праздника Воскресения Христова. Но по слабости болезненной не имею к тому сил, ни возможности. Разве только вкратце скажу, что ежегодное празднование светлаго праздника Воскресения Христова, кроме собственнаго значения, служит вместе для нас и напоминанием всеобщаго и всемирнаго воскресения, что особенно видно из знаменательных действий Пасхальной утрени.
Первое. В светоносную нощь, после прочтения полунощницы, бывает торжественное исхождение и обхождение храма священнослужителями и всеми верными с возженными свещами, при несении креста и святых икон и звоне колоколов. Явно, что это церковное действие прямо указывает на евангельскую притчу о десяти девах, в полунощи возбужденных воплем: «се жених грядет! Исходите в сретение его! Тогда восташа вся девы тыя, и украсиша светильники своя, и изыдоша в сретение жениху» (Мф.25:1–7), Девы эти – души верующих. Жених – Христос. Ночь – жизнь века сего. Светильники – вера и добрыя дела. – Как евангельская притча, так и торжественное обхождение храма верными при звоне колоколов не изображают ли всеобщее воскресение при конце мира, когда глас трубы архангельской возбудит всех мертвых, и верующие в Господа, подобно Евангельским девам, изыдут в сретение Ему со светильники своими, каждый по достоинству своему.
Второе. Когда совершается это торжественное шествие около храма, двери церковныя затворяются. Верные, идуще видят в храме свет, а на пути пред собою и около себя непроницаемый мрак, и тако приходят в преддверие храма к затворенным дверям. Не означается ли сим, что все воскресшие во всемирное воскресение издали узрят чертог небесной славы, но не все внидут в оный, а только одни достойные, у которых светильники, как у мудрых дев, не угаснут в сретении Жениха – Христа. Остальные же, у которых, как у юродивых дев, светильники угаснут, тщетно будут повторять начало церковного стиха: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам да вниду в онь».
Третье. В преддверии храма, пред затворенным онаго входом, первенствующий служащий, сотворив обычное пасхальное начало прославлением Святыя Троицы и пением: Христос воскресе, с крестом в руках, отверзает двери церковныя и первый входит в храм, а ним входят безразлично и все прочие христиане, поющие радостную церковную песнь: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Повторяя оную многократно, прилагают и другия всерадостныя песнопения: Воскресения день, просветимся людие! Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси Христос Бог нас приведе победную поющия и т.д. Не слышно уже обычнаго чтения, возбуждающаго дух сокрушения, а слышно одно лишь непрерывное сладкопение, возбуждающее во всех радование. Непрестанно являются служители алтаря в блистающих одеждах, непрестанно зрим крест Христов и покланяемся сему знамению спасения нашего, непрестанно осеняемся курением священного фимиама; у всех на руках возженныя свещи; в устах же у всех, и служащих, и поющих, и предстоящих, только и слышится радостное: Христос Воскресе! Так празднуется временная Пасха Христова на земле, и к сему празднованию допускаются все христиане, достойные и недостойные, потому что настоящая жизнь подлежит изменению: нередко достойные делаются недостойными, и наоборот – недостойные делаются достойными, что явно оказалось на Иуде и разбойнике. Первый был в лике избранных дванадесяти апостолов Христовых, три лета последовал за Христом, слушая непрестанное учение Его, и имел дарование изгонять бесов и исцелять многоразличныя болезни. Но наконец, обезумившись от нерадения и сребролюбия, предал Христа и погиб вечно. Последний же более 30 лет был в шайке закоренелых злодеев, но, вразумившись на кресте, исповедал волею Распеншагося Сына Божия Господом и Царем, и первый вошел в рай. Примеры эти да содержим всегда в памяти, чтобы воздержать себя от греха осуждения, хотя бы мы видели кого-либо и при конце жизни грешащим, как убеждает нас св. Иоанн Лествичник.
Но иной будет порядок празднования на Небеси Пасхи вечной после всеобщаго воскресения и суда. К празднованию оной допустятся только одни избранные, достойные. И кто единожды допущен будет в чертог небесный к празднованию Пасхи вечной, тот вечно и останется в лике празднующих оную, во гласе радования. Кто же окажется недостойным участия в этом праздновании, тот уже пребудет в вечном лишении и вечном отчуждении. Но теперь неблаговременно говорить подробно о горькой участи последних по причине всерадостного праздника. А скажем только одно, что все мы, христиане, пока живы, должны быть осторожны и внимательны к своему спасению. И мнящиеся из нас стояти, по слову апостольскому, да блюдутся, да не падут, памятуя всегда ужасающий пример погибшаго Иуды. Немощные же из нас и падающие да возбуждаются надеждою исправления, видя утешительный пример благоразумнаго разбойника, наследовавшаго рай.
О, Пасха, велия и священнейшая Христе! О, мудросте и Слове Божий и сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни царствия Твоего.
1872 г.
Сестры о Господе и матери!
Поздравляю вас с светлым праздником Воскресения Господа нашего Иисуса Христа и сердечно желаю вам встретить и провести всерадостное сие христианское торжество в мире и утешении духовном. Когда начинается в церкви торжественное и взаимное приветствие, тогда помяните, что и аз грешный каждую из вас приветствую обычным всерадостным приветствием:
Христос Воскресе!
Велика сила в сем кратком приветствии, как свидетельствует св. Златоуст в огласительном своем слове: «Воскресе Христос, и низложися ад! Воскресе Христос, и падоша демони! Воскресе Христос, и радуются ангели! Воскресе Христос, и попрася смерть! Воскресе Христос, и воцарися жизнь».
Не без причины многократно повторяется радостная церковная песнь: «Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия», т.е. радуйся и просвещайся светом Христовым, собрание сыновей и дщерей Православной Церкви. А как просвещаться и озаряться светом Христовым, научает нас св. апостол Павел, говоря: «яко чада света ходите; плод бо духовный есть во всякой благостыни и правде, и истине». Те же самыя слова апостол повторяет в другом месте с другой стороны: «станите убо препоясани чресла ваша истиною и оболкшеся в броню правды, и обувше нозе в уготование благовествования мира».
Под словом «истина» должно разуметь заповедь о любви к Богу: «возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душею твоею и всем помышлением твоим, и от всея крепости твоея». И паки: «иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин». Ежели любовь Божия настолько ревнива, что и отца и матерь допускает любить только в меру, а не паче меры, то не без причины апостол заповедает нам препоясать чресла истиною, чтобы не грешить против любви к Богу, любовью к другим неуместною; особенно же нечистою, потому что Богу любезнее паче всего целомудрие в смиренномудрии.
Под словом же «правда» разумеется заповедь о любви к ближнему: «возлюбиши ближняго твоего яко сам себе». А так как эта заповедь не всегда бывает удобоисполнима, то апостол заповедует нам облещися в броню правды, т.е. не гневаться, не осуждать, не завидовать, терпеть обиды, укоризны и уничижения, любить врагов, добро творить ненавидящим, молиться за творящих напасть и изгоняющих ны.
Остальными же словами «плод благостыни», и «благовествование мира» означается доброта, простота в отношении к ближнему и всякая благожелательность и дружелюбие по сказанному: «мир имейте и святыню со всеми. Взыщи мира и пожени и»! Или, как поет ныне Церковь: простим друг другу вся Воскресением.
1873 г.
В настоящий праздник Светлаго Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, кроме обычнаго благожелательного поздравления и обычнаго радостного приветствия: Христос Воскресе! желалось бы сказать вам нечто и общеполезное.
Св. Апостол Павел в послании к евреям говорит: Христос вчера и днесь, Тойже и во веки (13, 8). Что означают сии апостольские слова? Не то ли, что Христос Господь, как Бог, всегда одинаков, у Него же, по сказанному, несть пременение или преложения осенение. Мы же, христиане, скоропреложны и изменчивы: вчера были хорошие, а днесь уже не всегда бываем таковыми. Вчера смирялись, сегодня начинаем оправдываться. Вчера мудрствовали о воздержании, в последующий день нередко опять заботимся о наслаждении, а часто даже негодуем, что пища и питие не хорошо приготовлены. Вчера довольствовались простою и скромною одеждою, ныне опять помышляем о одеянии лучшем. Вчера прилежали о молчании, сегодня паки начинаем разглагольствовать. Вчера любомудрствовали о самоукорении, сегодня опять уклоняемся в пересуды и осуждения и тому подобное. Так только вчера и днесь. Кто же из христиан может поручиться, что он во весь век свой будет постоянен и неизменчив в добродетели. По сей причине апостол мнящихся стояти твердо в добре увещавает к смиренному и внимательному хранению себя, глаголя: Мняйся стояти, да блюдется, да не падет (1Кор.10:12). А унывающих и дремлющих в жизни своей возбуждает к бодрствованию, глаголя: возстани и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос (Еф.5:14). Кроме сказанного, слова апостольския: «Христос вчера и днесь, Тойже и во веки», имеют и следующее значение: время течет, годы один за другим проходят, жизнь наша некоторых сокращается, а иных совсем прекращается. Праздники же Господни, по совершении обычнаго своего круга, тем же порядком возвращаются и будут возвращаться до скончания века, напоминая христианам о великом таинстве воплощения Сына Божия и избавлении нашем от плена диавольского крестною смертию и Воскресением Христовым. Напоминается же нам о сем во всех праздниках Господских потому, что мы унылы и забывчивы, а от уныния и забвения часто перестаем быть благодарными Богу за Его великие к нам благодеяния, временныя и вечныя. Благодарение же приемлющаго, по слову преп. Исаака Сирина, поощряет Дающаго, еже даяти дарования больши первых. Благодарность в христианине такая вещь великая, что вместе с любовью последует с ним и в жизнь будущую, где он с ними будет праздновать Пасху вечную. Аминь.
1874 г.
Христос Воскресе!
И в настоящий светлый праздник всерадостного Воскресения Христова, кроме обычнаго поздравления, желе бы я сказать вам нечто утешительное и вместе с тем полезное, потому что истинное и прочное утешение тесно соединено с истинно полезным. В чтении пасхальнаго Евангелия слышим слова: во своя прииде, и свои Его не прияша; елицы же прияша Его, даде им власть чадом Божиим быти, верующим во имя Его (Ин.1:11,12).
Древле своими Богу назывались израильтяне, избранный народ Божий. В новой же благодати своими Богу могут называться христиане, посвятившие себя на служение Богу, и преимущественно монашествующие. Св. Апостол Павел выставляет причину, почему некоторые из древняго избраннаго народа Божия не приняли Сына Божия, пришедшаго во плоти. Свою ищуще поставити правду, говорит апостол, правде Божией не повинушася (Рим.10:3). Та же причина и в новой благодати препятствует повиноваться правде Божией и Божественным заповедям Христа Спасителя, т.е. если христианин допустит себе самооправдание, которое в Евангельском законе не дозволено, тогда как бы невольно принужден бывает противиться и отвергать если не все, то многое, что проповедуется в Евангельском учении.
У израильтян были две главныя секты: фарисейская и саддукейская. Фарисеи, хотя веровали всему, содержащемуся в Св. Писании, но крайне недуговали возношением и презорством к другим. Саддукеи же во многом сомневались и даже не веровали воскресению и бытию ангелов. Те же немощи душевныя проявляются между некоторыми и в новой благодати. Нередко бывает, что верующие всему в слове Божием и старающиеся жить по заповедям Божиим, допускают в себе возношение пред другими и уничижают многих. Есть также не мало и таких, которые сплошь да рядом сомневаются в доброжелательстве ближних от меньших до старших. Будь для них кто добр, как ангел, они и тому не поверят, приискивая и выставляя на вид какия-нибудь малозначущия причины. Продолжая сомневаться во всех и во всем, они, наконец, доходят до сомнения и неверия относительно и будущей жизни, и таким образом сами делают жизнь свою жалкою и безотрадную. Общий же и неудобоисцельный недуг, как фарисействующих, так и саддукействующих, есть зависть, часто порицающая и правду Божию, не говоря уже о правде человеческой.
Простите меня, матери и сестры, что аз недостойный в Светлый праздник выставил на вид облака темных страстей. Но выставил ради того, что эти страсти нередко беспокоят и такия души, которыя не мало заботятся о своем спасении и благоугождении Богу; а желалось бы, чтобы никакая мгла страстей, особенно в Светлый праздник не омрачала мысленной и умной тверди душ ваших. Для утешения нашего повторим опять указанныя слова пасхального Евангелия: елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его. Для простаго человека сделаться чадом и наследником и земнаго царя велико есть. Кольми паче соделаться чадами и наследниками Царя Небеснаго превосходит всякое слово и всякое сказание, и даже понятие и постижение ума человеческаго, как свидетельствует о сем апостол: их же око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его (1Кор.2:9). Еже буди всем нам получити милостию и человеколюбием Единороднаго Сына Божия, умершаго за нас и воскресшаго, и воскрешающаго, и просвещающаго всякую христианскую душу, нелицемерно и твердо верующую в Него. Аминь.
1875 г.
Сестры о Господе и матери!
Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе!
Поздравляю вас с светлым и всерадостным праздником Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Сердечно желаю всем вам встретить и провести всерадостное христианское торжество сие в мире, и утешении, и веселии духовном.
Желал бы вместе с поздравлением написать вам нечто и в назидание духовное. Но опасаюсь, как бы из праздничнаго и высокоторжественнаго не вышло нечто не праздничное и не торжественное, потому что полезное редко сходится с приятным, разве только у крепких и мужественных духом.
Во всерадостных церковных песнях о Воскресении Христовом нередко слышим, что воспоминается Крест Христов, и смерть, и погребение. Как, например: «Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим. Повешен на древе всю тварь поколебал еси, положен во гробе, живущия во гробех воскресил еси». Правильно разумеющие с радостию воспоминают равно как Воскресение Христово, так и Крест Христов. Но немало есть малодушных, не скажу суеверных, которым о кресте и о несении креста и не говори. А если и молча им дают крест на благословение, то они или отказываются принимать, или содрогаясь принимают оный, как бы предвестника какой-либо беды, тогда как Церковь всем явно провозглашает, что «крест есть хранитель всея вселенныя, крест – красота Церкви, крест – царей держава, крест ангелов слава и демонов язва».
Не Крестом ли Христовым мы избавлены от власти и мучительства диавольского? Поэтому, малодушные, оставим неправильное мнение и равно возлюбим как Воскресение Христово, так и Крест Христов. Если желаем быть общниками Воскресения Христова, то не должны отрекаться и от несения Креста Христова, или по крайней мере христианскаго, какой кому Промыслом Божиим будет послан. Быть распятым на кресте, подобно Христу Господу, выше меры нашей. По крайней мере не будем отказываться понести то, что Господь прежде Своей крестной смерти претерпел, потому что воскресший Господь определенно изрек: «иже не приимет креста своего и вслед Мене не грядет, несть Мене достоин». Если же, по слову апостола, со Христом или о Христе страждем, то с ним и прославимся радостно поюще церковную песнь: Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим. И паки: Воскресения день, просветимся, людие; Пасха, Господня Пасха; от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас приведе, победную поющия.
Христос – новая Пасха, жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира.
Величит душа наша страдавша и погребенна, и воскресшаго тридневно от гроба.
Величит душа наша Триипостаснаго и нераздельнаго Божества державу.
Радуйся, Дево, радуйся: радуйся Благословенная, радуйся Препрославленная:
Твой бо Сын воскресе тридневен от гроба.
1875 г. Поздравление начальствующим
Поздравляю вас с наступающим светлым и всерадостным праздником Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Сердечно желаю вам и всем сестрам обители вашей встретить и провести всерадостное торжество сие в мире и утешении духовном.
Желал бы аз, грешный и скудоумный, при этом сказать вам нечто полезное и утешительное. Но ничего полезнаго в настоящие минуты не пришло мне на мысль, кроме слов апостола Павла: «сие бо да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе, Иже во образе Божий сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся, якоже человек, смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. Тем же и Бог Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене, да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных, и преисподних» (Фил.2:5–10).
При чтении сих апостольских слов являются три мысли.
1. Восхищающие незаконно царскую или другую какую-либо власть, по слову св. Златоуста, боятся являться пред подчиненными просто и в смиренном виде, а всячески стараются поддержать свое могущество властительским и гордым, и жестоким обращением, опасаясь потерять свое владычество. А законно и правильно получившие начальство и власть нисколько не боятся обращаться с подчиненными просто и кротко, и смиренно, потому что и великих людей простота и смирение не только не унижают, но напротив очень возвышают и возвеличивают.
2. Если дело искупления рода человеческаго совершено было послушанием до смерти Отцу воплотившагося Сына Божия, то и всякая поручаемая должность есть не что иное, как послушание Богу, потому что различные роды правлений разделяются от Духа Святаго, как свидетельствует апостол (1Кор.12:28).
Послушание и земному высшему начальству важно, так как чрез оное назначаются различныя должности; послушание это начальническое, хотя по видимому дается не до смерти, но если кто возмалодушествует при каких-либо столкновениях, то нередко некоторых почти приближает к смерти.
3. Что распеншемуся за нас и воскресшему Господу Иисусу поклонится всяко колено небесных и земных, это понятно, как и церковная песнь провозглашает: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Но как поклоняется Господу колено преисподних? Тем, что они невольно покоряются Ему, так как воскресший Господь чрез крестную Свою смерть попрал всю силу вражию, сокрушив врата медныя и вереи ада железныя сломив. Но под сим еще разумеется и изведение из ада воскресшим Господом держимых тамо душ, каковое изведение Торжественно описывает св. Иоанн Дамаскин так: «ныне вся исполнишася света, небо и земля, и преисподняя: да празднует убо вся тварь востание Христово. – Днесь Владыка плени ада, воздвигнувый юзники, яже от века имяше, люто одержимыя. – Безмерное Твое благоутробие, адовыми узами содержимии зряще, к свету идяху, Христе, веселыми ногами, Пасху хваляще вечную».
Вот, что пришло мне в голову при поздравлении вас, то вам и написал.
1876 г.
Сестры о Господе и матери, и чада духовныя!
Христос Воскресе!
Поздравляю вас со всерадостным праздником Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Сердечно желаю вам встретить и провести сие великое христианское торжество в мире и утешении духовном.
Хотя я сам слабо и во всем неисправно живу, но привык других учить. Оттого как бы невольно понуждаюсь сказать вам в праздник сей что-либо душеполезное и спасительное, хотя сам того и не исполняю делом.
Светлый праздник Воскресения Христова из всех духовных праздников называется торжеством торжеств. Посему праздновать его и торжествовать следует нам не плотски, а духовно. Св. апостол Павел пишет: «аще живем духом, духом и да ходим; не бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще» (Гал. 5, 25 – 26). И паки: «духом ходите, и похоти плотския не совершайте» (Гал.5:16). И паки: «вы духовнии исправляйте таковаго духом кротости, блюдый себе, да не и ты искушен будеши» (Гал.6:1).
Апостольския сии слова ясно показывают нам, что значит духовно жить, и как духовно праздновать христианские праздники, т.е. должно и всегда, а особенно в эти дни, иметь ко всем кротость, никого не раздражать, никому не завидовать и не исполнять похотей плоти, которая прежде всего искушает человека чревоугодием, а затем и другими страстями.
Но это еще не все высказано, что необходимо для духовной жизни. Апостол, как основание спасения, и как главную потребность, выставляет добродетель смирения и послушания, глаголя сице: «сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе, Иже во образе Божии сый, смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» (Фил.2:5-8).
Ежели воплотившийся нашего ради спасения Сын Божий имел крайнее смирение и послушание до смерти, то кольми паче нам, непотребным и грешным рабам Его, хотящим наследовать спасение, всячески должно заботиться о сих главных добродетелях, т.е. о смирении и послушании, где нет нарушения какой-либо заповеди Божией.
Вот, что пришло мне в слабую и омраченную мою голову, то и предлагаю любви вашей в сей великий и всерадостный праздник для утешения и назидания вашего, заключая грешное мое слово глаголом Самого Господа: «в терпении вашем стяжите души ваши» (Лк.21:19). Аминь.
1877 г.
Сестры о Господе и матери!
Приветствую всех вас всерадостным приветствием: Христос Воскресе!
Вот всеблагий Господь и опять сподобил нас дождаться светоноснаго праздника, Его Светлаго Воскресения. Поздравляю вас с сим великим, знаменательным и всерадостным христианским торжеством и сердечно желаю всем вам встретить оное и провести в мире, и утешении, и радовании духовном. По обычаю своему, желал бы я по поводу знаменательного торжества сего сказать вам нечто душеполезное и спасительное.
Слыша многократно повторяемые слова в пасхальной стихире: «и ненавидящим нас простим вся воскресением», постараемся не только прощать, но вместе и сами ни к кому не иметь ненависти. Нет выше добродетели, как любовь; и нет хуже порока и страсти, как ненависть, которая невнимающим себе кажется маловажною, а по духовному значению уподобляется убийству (1Ин.3:15). Любящих любят и языческие народы, как свидетельствует Сам Господь, а христианам Он предписывает заповеди большия и совершеннейшие, глаголя: «любите враги ваши, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасть и изгоняющия вы. Будите милосерди, якоже и Отец ваш Небесный милосерд есть, Иже солнцем Своим сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя» (Мф.5:44–45; Лк.6:36).
Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению. Сказано во Св. Евангелии: «не судите, и не судят вам; не осуждайте, да не осуждени будете; отпущайте и отпустят вам» (Лк.6:37); «милости хощу, а не жертвы» (Мф.9:13). И паки: «милуяй, помилован будет» (Прит.17:5). Древние христиане по великой ревности духовной много подвизались в посте и во всенощных бдениях и упражнялись в продолжительном псалмопении и молитвах. Мы же в настоящее время, по слабости нашей и нерадению, чужды сих добродетелей. По крайней мере позаботимся об исполнении самого необходимаго, что заповедует нам апостол, глаголя: «друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал.6:2). Но исполнение этой заповеди и совершение этой добродетели невозможно без смирения и терпения, потому что смирение подает крепость во всякой добродетели, а без терпения не совершается никакое доброе дело. По свидетельству преподобных Каллиста и Игнатия, любовь и милость, и смирение отличаются одними только наименованиями, а силу и действие имеют одинаковыя. Любовь и милость не могут быть без смирения, а смирение не может быть без милости и любви. Добродетели сии суть непобедимыя оружия на диавола, на которыя он все множество бесов даже взирать не могут. Вооружим себя этою троицею добродетелей, да приближимся к Богу, и получим милость вечную от воскресшаго Господа, Ему же подобает слава и держава, честь и поклоние с безначальным Его Отцем и Пресвятым духом во веки веков. Аминь.
1878 г.
Христос Воскресе!
Утешай смиренныя Господь, да утешит и вас утешением духовным в светлый праздник Воскресения Своего!
По немощи и недосугу, в нынешнем году не собирался я вам писать поздравление с сим всерадостным праздником. Но мне пришли на мысль утешительныя слова св. Златоуста, читаемыя на Пасхальной утрени: «постившиися и не постившиися возвеселитеся днесь; воздержницы и ленивии день почтите». И как я принадлежу к числу последних, то и пришло мне желание побеседовать с подобными мне, как и почему мы, слабые и невоздержные, вместе с постниками и воздержниками можем разделять общую радость и веселия светлаго сего христианского торжества.
Во-первых, потому, что Сын Божий сходил с небес для спасения грешных и многаго от нас не требует, а только искренняго покаяния, как Сам глаголет во Святом Евангелии: «не приидох призвать праведники, но грешники на покаяние» (Мф.9:13). И паки: «радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся, нежели о девятидесятих девяти праведник, иже не требуют покаяния» (Лк.15:7).
Во-вторых, потому, что никакая добродетель так не приятна Богу, как смирение. А смиряться удобнее неисправному подвижнику, нежели строгому и исправному, чему ясный пример мытарь и фарисей. Правда, что не все строгие подвижники подражают фарисею. Благоразумные из них и смиренные занимают у Бога первое место; а уже созади их стоят слабые, кающиеся и смиряющиеся. Но обносится мудрое слово: хоть сзади да в том стаде, о котором Пастыреначальник и Спас душ наших глаголет: «не бойся, малое стадо, яко благоизволи Отец ваш небесный дать вам царство» (Лк.12:32).
Как слабые, так и строгие подвижники всегда должны испытывать себя тщательно, если у нас залог истиннаго смирения. Св. Иоанн Лествичник пишет: иное есть возноситься, иное не возноситься, а иное смиряться. Первый судит весь день; второй хотя не судит, но и себя не осуждает; третий, будучи не осужден, всегда сам себя осуждает (Степ. 25, отд. 19). Слова Лествичника ясно показывают, что если мы дозволяем себе судить других, то настоящего смирения в нас нет. Залог истиннаго смирения обозначается самоуничижением и самоукорением, без которого, по слову Св. Аввы Дорофея, трудно устоять человеку на пути благочестия.
Нас ради распеншийся и в третий день воскресший Сын Божий наш Иисус Христос, да помилует всей нас.
1879 г.
Христос Воскресе!
Сестры о Господе и матери!
И паки Всеблагий Бог сподобил нас достигнуть всерадостнаго праздника Светлаго Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Сердечно желаю всем вам встретить и провести великое сие христианское тожество в мире и радости и утешении духовном. О, дабы Всеблагий Господь сподобил нас недостойных также радостно встретить и всеобщее страшное воскресение, по сказанному от апостола: Сие бо вам глаголем словом Господним, яко мы живущии оставшии в пришествие Господне, не имамы предварити умерших: яко сам Господь в повелении, в гласе архангелове и в трубе Божии снидет с небесе, и мертвии о Христе воскреснут первее: потом же мы живущии оставшии купно с ними восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем (1Сол.15–17). Что же будет с теми, которые тогда не будут восхишени на облацех? Ради всерадостнаго праздника умолчим о сем. А для пользы душевной разсмотрим пророческое псаломское слово: Ныне воскресну, глаголет Господь, положуся во спасение, не обинюся о нем (Пс.11:6). Что значат слова Господни: положуся во спасение, не обинюся о нем? Означают то, что человеколюбивый Господь наш прежде Воскресения Своего не обинуюся волею претерпел распятие и смерть на кресте ради нашего спасения, а прежде крестной смерти претерпел оплевания и заушения и всякий вид поругания и уничижения, по сказанному: Иже вместо предлежащия Ему радости претерпе крест, о срамоте нерадив. Одесную же Престола Божия седе (Евр.12:2). Что же скажем мы о себе, также желающие быть одесную Престола Божия во второе пришествие Христово? Не обинуемся ли мы о своем спасении, не перенося иногда не только заплевания и заушения, но и малаго укорительнаго слова и малаго досаждения нам? Как же и чрез что надеемся быть одесную Распеншагося за нас волею и всякое уничижение Претерпевшаго за спасение наше, когда апостол говорит: «аще с Ним страждем, с Ним и прославимся» (Рим.8:17)?
Если у вас найдутся подобные мне немощные и неисправные, по крайней мере зазрим себя в своей немощи и неисправности, не оставляя в Светлый праздник радоваться о том, что имеем Всеблагаго Господа, пришедшаго призвать грешныя на покаяние. И готоваго всегда принять искренне кающагося и не лицемерно смиряющагося, имея при том твердое намерение держаться со смирением хотя последних средств спасения, по слову Самого Господа: не судите. И не судят вам; и не осуждайте. Да не осуждени будете; отпущайте, и отпустят вам (Лк.6:37). Еже буди всем нам получити милостию Распеншагося за нас и днесь Воскресшаго.
1880 г.
Христос Воскресе!
Сестры о Господе и матери!
Усердно и благожелательно поздравив вас со всерадостным праздником Светлаго Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, по обычаю своему, предлагаю вам на разсмотрение, ради всерадостного торжества и в честь Св. Троицы, три церковныя песни, которых смысл не для всех ясен.
1. Речи пророков и гадания воплощение проявиша от Девы Твое, Христе, сияние блистания Твоего во свет языков изыдет. И возгласит Тебе бездна с веселием: силе Твоей слава, Человеколюбче (глас 1‑й, пес.4).
Начальныя слова песни этой, думаю для всех удобопонятны. Поэтому объясним, что значат последующия слова: сияние блистания Твоего во свет языков изыдет. Слова сии означают, что Светлое Воскресение Христово озарило светом веры языческие народы к принятию христианства. И возгласит Тебе бездна с веселием: силе Твоей слава, Человеколюбче. – Не бездна слова сии возглашала, когда Воскресший Господь сошел во ад и сиянием Божества озарил заклепы вечные, но в бездне содержимыя души, и из нея изводимыя благодарно и радостно взывали: силе Твоей слава, Человеколюбче. Так и св. Иоанн Дамаскин возглашает в пасхальных песнях: Безмерное Твое благоутробие адовыми узами содержимии зряще, к свету идяху, Христе, веселыми ногами, Пасху хваляще вечную (Пасх. Кан. Песн. 5). Может быть, при сем кто-либо из неведующих спросит: все ли души, содержимыя во аде, Воскресший Господь извел в рай? В синаксаре Пасхи сказано, что не все изведены Им. А только уверовавшия в пришествие Его.
2. Елицы древних изрешихомся сетей, брашен львов сотренных членовными, радуимся и расширим уста. Слово плетуще от словес сладкопения, имже к нам наслаждается дарований (глас 2, песн.3).
Смысл этой не совсем понятной церковной песни следующий: мы, разрешенные и избавленные от древних сетей, чтобы более не быть снедию или брашном мысленных львов, которым теперь сокрушены зубы, радуемся и расширим уста, возглашая Богу песнь от словес сладкопения, которое Ему от нас приятнее даров.
3. Любити убо нам, яко безбедное страхом удобее молчание, любовию же Дево песни ткати спротяженно сложенныя, неудобно есть: но и Мати силу, елико есть произволение, даждь (глас 1‑й, песн. 9).
Т.е. нам немощным и скудоумным полезнее любить бы молчание, как непричастное страху, чтобы в чем-либо не погрешить, да и неудобно для нас, Дево, по любви и усердию к тебе составлять пространныя песнопения; но подай нам к сему, Матерь Божия, хотя столько силы, сколько у нас есть произволения.
Предложил вам аз грешный объяснение сих песнопений, побуждаемый к сему псаломскими словами: «пойте Богу нашему, пойте разумно» (Пс.46:7, 8). Объясняю простейшим, что петь разумно, во-первых, означает, чтобы понимать то, что поем или слушаем в церкви; во-вторых, петь или слушать внимательно и благоговейно. Если же мы поем или слушаем разсеянно, или еще с кем-либо разговариваем в церкви, то как будет пение наше разумно? За таковое безстрашие, явно обличает нас Господь чрез пророка Исаию: приближаются Мне людии сии усты своими, и устнама чтут Мя, сердце же их далече отстоит от Мене, всуе же чтут Мя (гл. 29, ст.13).
Чтобы разумно приносить песнь Богу нашему, потребна кроме того воздержная и вообще исправная жизнь. Но ради всерадостнаго праздника умолчим о сем, последуя примеру св. Иоанна Златоустаго, который в слове на праздник Пасхи говорит так: богатии и убозии друг с другом ликуйте; воздержницы и ленивии день почтите; постившиися и непостившиися возвеселитеся днесь. Аминь.
10 июля в Свято-Духовом монастыре Митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор принимал поздравления с днем рождения. В этот день ему исполнилось 46 лет. На Божественную Литургию в память преподобного Амвросия Оптинского помолиться с Владыкой приехали священники и монашествующие с разных уголков Епархии. Несмотря на будний день в Храме было много мирян, которые специально пришли поздравить архипастыря.
Сам Владыка подчеркнул, что Православная Церковь не умаляет дня рождения, дня дарования Господом жизни. Но все-таки День Ангела важнее.
Действительно, наши предки отмечали не дни рождения, а именины. Правда, совпадали эти события между собой, один в один. Раньше младенцев нарекали именем святого того дня, когда он появился на свет. В наше время эта благочестивая традиция исчезла. Вот и возникло разногласие. По словам архипастыря свой личный праздник он хотел отметить келейно, но не получилось.
По завершении Божественной Литургии Митрополит Феодор вышел на солею, где собрались собратья-священники и прихожане, и подчеркнул, память какого святого сегодня празднует Православная Церковь
Владыка поблагодарил всех за совместную молитву. Архипастырю в этот день желали душевного покоя, гармонии, светлых надежд и неугасаемой веры.
(640)
- Новоначальным
- О таинствах Церкви
- О церковных праздниках
- Наставления в дни Великого Поста
- Наставления в церковные праздники
- Краткие поучения Оптинских старцев на разные случаи жизни
- Закон Божий. Видеосюжеты в 4-х частях
Шамординские листки
Воспользуемся спасительным лечением покаяния, или лучше, получим от Бога врачующее нас покаяние, потому что не мы приносим Ему покаяние, а Он даровал его нам.
Святитель Иоанн Златоуст
Архив листков
31 январяСвтт. Афанасия (373) и Кирилла (444), архиепископов Александрийских. Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337), родителей прп. Сергия Радонежского.
Прп. Афанасия Ся́ндемского, Вологодского (1550). Прав. Афанасия На́волоцкого (XVI–XVII). Прп. Маркиана Кирского (ок. 388).
Сщмч. Михаила Каргополова пресвитера (1919); сщмч. Евгения Исадского пресвитера (1930); сщмчч. Владимира Зубковича, Николая Красовского, Сергия Лебедева, Александра Русинова пресвитеров (1938).Другие даты
23 октября мы празднуем день памяти
преподобного Амвросия – ученика преподобных Льва
и Макария, самого известного и прославленного из Оптинских
старцев, который оказал огромное влияние на духовную жизнь
всей России XIX века.
Преподобный Амвросий Оптинский
Преподобный Амвросий мог с каждым поговорить на его языке:
помочь неграмотной крестьянке, которая жаловалась, что
умирают индюшки и барыня может прогнать ее со двора;
ответить на вопросы Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого и
других самых образованных людей того времени. «Всем
бых вся, да всяко некия спасу» (1 Кор. 9: 22). Слова
Старца были простыми, меткими, порой с добрым юмором:
«Мы должны жить на земле так, как колесо вертится:
чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится
вверх; а мы как заляжем, так и встать не можем»;
«Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено
– там ни одного»;
«Отчего человек бывает плох? – Оттого, что
забывает, что над ним Бог»;
«Кто мнит о себе, что имеет нечто, тот
потеряет»;
«Жить проще – лучше всего. Голову не ломай.
Молись Богу. Господь всё устроит, только живи проще. Не
мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет
– как случится. Это и есть жить проще»;
«Нужно жить – не тужить, никого не обижать,
никому не досаждать, и всем мое почтение»;
«Жить – не тужить, всем довольной быть. Тут и
понимать-то нечего»;
«Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хоть
сначала и без любви».
А когда ему кто-то сказал: «Вы, батюшка, очень
просто говорите», – Старец улыбнулся:
«Да я двадцать лет этой простоты у Бога
просил».
Преподобный Амвросий по данной ему благодати Божией
исцелял множество больных и страждущих. К его молитвенной
помощи и заступничеству прибегаем мы и сегодня: у мощей
Старца происходят чудеса, люди исцеляются от многих, порой
неизлечимых болезней.
Сохранилось множество свидетельств чудесной помощи
преподобного Амвросия, из которых приоткрывается облик
дивного утешителя народного.
Преподобный Амвросий Оптинский
Московская учительница госпожа М. П-а, урожденная княжна
Да-я, имела к Старцу великую веру. Ее единственный сын был
при смерти от брюшного тифа. Оторвавшись от него, она
полетела в Оптину и умоляла батюшку помолиться о сыне.
«Помолимтесь вместе», – сказал ей
Старец, и оба стали рядом на колена. Чрез несколько дней
мать вернулась к сыну, который встретил ее на ногах. В тот
самый час, как Старец молился за него, наступила перемена,
и выздоровление пошло быстро.
Опять эта госпожа, уже с выздоровевшим сыном, летом 1881
года была в Оптиной и прожила там более, чем думала. Ее
муж, находившийся в южных губерниях, беспокоился о них и
наконец назначил телеграммой день, когда за ними вышлет
лошадей на станцию. М. П-а пошла проститься с батюшкой.
Отец Амвросий, никогда и никого без особенной причины не
задерживавший, объявил, что не благословляет ей ехать. Она
стала доказывать, что не может больше жить в Оптиной, а он
сказал: «Я не благословляю ехать сегодня. Завтра
праздник, отстоите позднюю обедню – и тогда
увидим».
Старец задержал их еще на день. Потом они узнали, что с
поездом, на котором хотели ехать, случилась Кукуевская
катастрофа.
Она вернулась на гостиницу, где ожидавший ее сын был очень
недоволен батюшкиным решением, тем более что не было
никаких причин оставаться, но мать послушалась Старца. На
следующий день батюшка сказал: «Теперь с Богом
поезжайте». За Курском они узнали, что с поездом,
который шел накануне и с которым они хотели было ехать,
случилась Кукуевская катастрофа.
Исцеление от болезней
Государственная крестьянка с. Манаенок Лебедянского уезда
Тамбовской губернии Анисия Ф. Монаенкова имела такую
сильную боль в пояснице и нижней части живота, что не
могла ни ходить, ни лежать. Медицинские средства не
помогали. По освидетельствовании больной акушерками
признано было, что у нее внутри язва. Почему и советовали
ей ехать в Москву для операции, если только она желает
остаться в живых. Но она предварительно приехала к старцу
Амвросию, чтобы получить от него благословение на эту
поездку, и скоро была им принята. «Дурка! –
сказал Старец. – Зачем в Москву? Я травки
дам». Вскорости выслал он ей с одним монахом травы.
Стала она пить ее, и болезнь прекратилась.
***
В бытность летом 1898 года Оптинского иеромонаха отца
Венедикта в Калужской Тихоновой пустыни дворянка
Данковского уезда Рязанской губернии девица Марья
Тимофеевна Турчанинова передала ему записку, в которой ею
объяснено, что с самого детства страдала она кровотечением
из носа, но в 1890 году исцелена была старцем отцом
Амвросием.
«Ну что, ловко?»
Старец весело спросил: «Ну что, ловко?»
– «Ловко, батюшка, – отвечал монах при
общем смехе, – да уж больно очень».
Преподобный Амвросий любил иногда прикрыть свою чудесную
помощь шутливым словом или движением, чтобы таким образом
отвлечь несколько в сторону внимание свидетелей. Пришел,
например, к Старцу один монах с ужасною зубною болью.
Проходя мимо него, Старец ударил его из всей силы кулаком
в зубы и еще весело спросил: «Ну что, ловко?»
– «Ловко, батюшка, – отвечал монах при
общем смехе, – да уж больно очень». Но выходя
от Старца, он почувствовал, что боль его прошла, да и
после уж не возвращалась.
Крестьянки очень хорошо подметили эту черту отца Амвросия,
и те из них, кто страдал головными болями, приходя к нему,
просили его: «Батюшка Абросим, побей меня – у
меня голова болит».
***
Были еще более удивительные случаи. Не выезжая никуда по
болезненности из обители, старец Амвросий в то же время
являлся за сотни верст людям, которые никогда его не
видали и даже не слыхали о нем, и при этом или
предостерегал их от какой-либо опасности, или давал
больным наставление, как избавиться от болезни, или тут же
исцелял.
Рассказ скитского иеромонаха отца
Венедикта
«Г-жа А.Д. Карбоньер была тяжко больна и лежала на
одре несколько дней, не вставая. В одно время она увидела,
что старец Амвросий входит в ее комнату, подходит к
постели, берет ее за руку и говорит: “Вставай, полно
тебе болеть!” И потом в виду ее скрылся. Она в то же
время почувствовала себя настолько крепкою, что встала от
болезненного одра своего и на другой день отправилась
пешком из города Козельска в Шамордино (где проживал тогда
батюшка) поблагодарить его за исцеление. Батюшка ее
принял, но разглашать об этом до кончины своей не
благословил».
Рассказ Анисьи Андреевны
Шишковой
«В 1877 году я очень хворала почти год сильною
горловою болезнью вследствие давнишней простуды на вершине
снеговых Пиренейских гор, едва могла глотать одну жидкую
пищу. Жила я тогда в деревне и лечилась. Доктора, видя,
что болезнь моя усиливается, посоветовали мне ехать в
Москву, созвать консилиум и жить за границей в теплом
климате.
В это время в соседний женский Троекуровский монастырь
приехала госпожа Ключарева, жившая со своими внучками при
Оптиной пустыни, где вблизи у нее было свое имение. Узнав,
что я так хвораю, она предложила монахиням того монастыря
передать мне ее совет – обратиться к Оптинскому
старцу отцу Амвросию письменно и просить его молитв, ибо
знала всю чудодейственную силу их. Сначала я не обратила
внимания на эти слова. Но, видя ухудшение своего
болезненного состояния, решилась написать Старцу (хотя и
не знала его), прося его молитв за меня, болящую.
Батюшка скоро мне ответил: “Приезжай в Оптину,
ничтоже сумнясь, только отслужи молебен Спасителю, Божией
Матери, святому мученику Иоанну-воину и святителю Николаю
Чудотворцу”. Предложение поехать в Оптину меня
сильно устрашило, ибо я знала, какой трудный и длинный
путь предстояло мне совершить, между тем как от истощения
сил я не могла вставать. “Как я поеду?”
– думалось мне. Но слова подчеркнутые “Ничтоже
сумнясь” подкрепили мой дух и мои силы, и я,
несмотря на просьбу детей не ехать и на убеждение доктора,
пригласила священника, отслужила молебен и на другой же
день поехала тихонько в карете до Ефремова, оттуда по
железной дороге до города Калуги, а там на лошадях в
Оптину пустынь. Везде, конечно, долго отдыхала по случаю
сильной слабости и утомления.
«Не я исцеляю, а Царица Небесная. Молитесь
Ей», – говорил Старец.
По приезде в Оптину я просила узнать у батюшки в скиту,
когда могу к нему приехать. Он приказал мне сказать, чтобы
я сейчас отдыхала, а на другой день пошла бы к обедне и
оттуда к нему. Едва могла я ходить, но всё это я исполнила
за молитвы Старца, видимо подкрепившего меня. Когда я
взошла к батюшке в комнату с госпожою Ключаревой, она,
вставши перед ним на колени, начала со слезами просить:
“Батюшка! Исцелите ее, как вы умеете
исцелять”. Сильно Старец разгневался на эти слова и
приказал госпоже Ключаревой немедленно удалиться. Мне же
сказал: “Не я исцеляю, а Царица Небесная; обратись и
помолись Ей”. В углу комнаты висел образ Пресвятой
Богородицы. Потом он спросил, где болит горло. Я показала
правую сторону оного. Старец с молитвою три раза
перекрестил больное место. Тут же как будто некую бодрость
я получила. Приняв благословение у батюшки и поблагодарив
его за милостивый прием, я удалилась.
Прихожу в гостиницу, где меня ожидал муж и одна знакомая
дама В.Д. Мусина- Пушкина. При них-то я попробовала
проглотить кусочек хлеба, чтобы удостовериться, лучше ли
мне стало за молитвами Старца. Прежде я не могла глотать
ничего твердого. И вдруг – какая же была моя
радость! – я без боли, очень легко могла всё есть, и
до сих пор ни разу боль не возвращалась – вот уже
прошло тому пятнадцать лет».
Рассказ Варвары Дмитриевны
Мусиной-Пушкиной
Преподобный Амвросий Оптинский
«Позволяю
себе изложить, как умею, рассказ о благодеянии
Божием, оказанном моему сыну по святым молитвам
досточтимого старца Оптиной пустыни отца Амвросия,
которое вспоминаю с глубоким чувством умиления и
благодарности к почившему любвеобильному
молитвеннику. 27 мая 1878 года 14-летний сын наш
Дмитрий заболел непонятным для нас недугом:
страданием уха, головы и челюстей, с сильною течью из
правого уха и жаром, доходившим по временам до 40
градусов. При этом он лишился слуха. Ночью он стонал,
кричал от боли и бредил. Его сон был беспокойный,
прерывистый, но часто ночи проходили совсем без сна.
Мы приписывали эти страдания внутреннему нарыву в ухе
и очень боялись последствий.
Приглашенный доктор – специалист по ушным болезням
господин Беляев – по тщательном осмотре больного
объявил нам, что у нашего сына очень серьезный случай
ушного катара, происшедшего вследствие воспаления среднего
уха, и что этот упорный катар произвел прободение
барабанной перепонки. Эта болезнь признается неизлечимою.
Доктор Беляев, между прочим, стал нас утешать, говоря, что
надежда есть на молодые годы больного, что в этой болезни
необходимо большое терпение, что в отдаленном будущем
можно надеяться на поправку и прочее. Присутствие же
нарыва он положительно отрицал. После двух недель то
усиливающихся, то ослабевающих страданий доктор
посоветовал нам перевезти нашего сына в деревню на чистый
воздух, так как у больного явилось сильное малокровие,
страшная бледность и упадок сил; отсутствие аппетита было
тоже чрезмерное; отсюда недовольство и раздражительность.
Повинуясь совету врача, мы бережно перевезли сына в
деревню (в Можайском уезде Московской губернии), надеясь
на благотворное влияние перемены воздуха. В самый день
приезда страдания больного до того усилились, что лицо его
искажалось, глаза с трудом открывались и очень часто
мучительные крики стали раздаваться по всему дому. Хотя
первоначального жара, появлявшегося в Москве часто и
периодически, почти не повторялось, но страдания и
слабость с каждым днем усиливались так, что больному
трудно было приподнимать голову с подушки, и малейший шум
или даже звук причинял ему крайние страдания. Вообще
состояние его казалось безнадежным, но Господь велик и
милостив.
24 июня мой муж приехал из Москвы в деревню и предложил
мне ехать всей семьей помолиться и поговеть в Оптину
пустынь и там попросить благословения и святых молитв
старца отца Амвросия. Уезжая, мы поручили больного сына
попечению учителя и старой няни, которые оба его любили и
в которых мы были уверены.
Приехав 26 июня в Оптину пустынь, муж мой, две дочери,
племянник, воспитанница наша, горничная и я – все мы
отправились в скит к отцу Амвросию и передали батюшке о
состоянии нашего больного сына, переносившего нестерпимые
муки, и просили его святых молитв о болящем. Батюшка
спокойно ответил нам, приветливо улыбаясь:
“Ничего-ничего – успокойтесь, всё пройдет;
молитесь только Богу”.
Старец подкреплял нас словами: «Молитва родителей
доходна до Бога: веруйте только в Его милосердие».
Каждый день мы стали посещать отца Амвросия, и батюшка был
настолько милостив, что беседовал с нами подолгу и тем
подкреплял нас всех, говоря, что “молитва родителей
доходна до Бога: веруйте только в Его милосердие и
молитесь, а Господь вас утешит”. Мы говорили ему,
что не надеемся на свои грешные молитвы, а уповаем на его
ходатайство и святые молитвы. Он дал нам понять, что
Господь нас обрадует.
По совету и благословению Старца мы пробыли в Оптине еще
три дня, чтобы поговеть. Исповедь у него оставила в нас
глубокое впечатление. Отговев и причастившись Святых
Христовых Таин в самый день памяти святых апостолов Петра
и Павла, мы еще были у батюшки и опять, по его
благословению, остались еще на три дня, несмотря на то,
что получали об сыне неудовлетворительные известия.
Батюшка каждый день повторял: “Не беспокойтесь,
Господь вас утешит, веруйте только в Его
милосердие”.
1 июля, получив известие об сыне, что его невыносимо
болезненное состояние ухудшается с каждым днем и что,
по-видимому, надо ожидать близкого конца, мы решились не
медля, приняв благословение отца Амвросия, тотчас
пуститься в обратный путь. Но батюшка благословил нас
выехать только на другой день. 2 июля тотчас после ранней
обедни, в 9 часов утра мы все пришли к Старцу. Он всех нас
благословил с лаской и напутственным словом и, обращаясь к
моему мужу и ко мне, сказал: “Не беспокойтесь и не
огорчайтесь, поезжайте с миром: надейтесь на милосердие
Божие, и вы будете утешены. Молитесь Богу, молитесь Богу!
Вы будете обрадованы”. Потом он мне подал два
небольшие креста, надетые на пояски с вытканными на них
молитвами: одна – святому Тихону Задонскому, а
другая – святителю Николаю Чудотворцу, – для
меня и для нашего сына, со словами: “Передай сыну
мое благословение”. Уходя, мы еще раз усердно
просили его молитв. “Хорошо-хорошо, – отвечал
он поспешно и тотчас прибавил: – и вы молитесь
Богу”. Благословивши всех, он нас отпустил.
Чрез час мы пустились в обратный путь домой к сыну. На
станцию (в десяти верстах от имения) мы прибыли 3 июля, в
4 часа утра. Кучера, ожидавшие нас с экипажами, передали
нам, что страдания нашего сына с нашего отъезда всё
усиливались и состояние его здоровья ухудшалось с каждым
днем, особенно 2 июля он страдал невыносимо, и крики его
раздирали душу каждого, до кого они доносились. Сна не
было целый день, так же как и две предыдущие ночи, и силы
больного совсем упали. Учитель и няня собирались уже
послать в Москву за доктором, когда получена была наша
телеграмма о нашем возвращении из Оптиной.
С невыразимым трепетом и сердечной тоской мы поехали со
станции. Я бессознательно относилась к окружающему. Внутри
у меня как-то всё замерло, какое-то страшное чувство стало
закрадываться в душу и овладело мною. Мне не верилось, что
ему может быть хуже, а вместе с тем я боялась, что он
умрет, что таким образом прекратятся его мучительные
страдания и что к этому относились слова батюшки:
“Всё пройдет”.
Вдруг, не доезжая двух верст до нашего имения, мысли мои
были прерваны внезапной остановкой нашего экипажа.
Воспитатель нашего сына на всем скаку подъезжал к нам, и в
эту минуту я подумала, что, верно, всё кончено и его уже
нет на свете… Но воспитатель Г.М., которому больной
наш был поручен, объявил нам с необычной радостью, что с
больным нашим сыном произошел какой-то необыкновенный
случай или кризис (так он назвал) и что он в настоящее
время совершенно здоров. “Здоров?” –
Ушам не верилось. – “Да, – повторил он,
– слава Богу, Дмитрий совершенно здоров”.
Умирающий мальчик, изнуренный и разбитый, заснул вдруг
крепким сном – и сон его был тих и покоен.
В коротких словах он передал нам, как чудесное
выздоровление совершилось. После мучительных проведенных
суток (2 июля) умирающий мальчик, изнуренный и разбитый,
заснул вдруг крепким сном – в 11 часов ночи (со 2 на
3 июля), и сон его был тих и покоен. Таким образом он
проспал до четырех с половиною часов утра (3 июля). Когда
он проснулся, то был совершенно здоров, бодр и силен. Течь
из уха прекратилась, и слух вернулся, осталась только
бледность. “Теперь он встает, – прибавил в
заключение воспитатель, – и одевается, хочет вас
встретить на ногах. Он так рад, что вы вернулись!”
Трудно передать то, что мы почувствовали при этом
известии. Слезы радости и глубокой благодарности к Господу
текли из глаз наших. В душе мы горячо славили и
благодарили Бога и любвеобильного молитвенника отца
Амвросия. Всё прошедшее вспомнилось нам: все ужасные
страдания нашего сына в продолжение пяти недель, его
страшное изнеможение, его невозможность не только
одеваться и вставать с постели, но и поднимать даже голову
с подушки; потеря слуха, бессонные ночи, стоны и
болезненные крики и, наконец, наше мучительное
беспокойство о его жизни и в крайнем случае о потере для
него образования и возможности чем бы то ни было
заниматься; и тут же пришли нам на память утешительные
слова отца и благодетеля нашего. Невыразимая
благодарность, горячая признательность наполняли наши
сердца. То не были простые чувства, но они были смешаны с
неизъяснимым духовным восторгом. Мы спешили домой. Мы не
ехали, а летели.
Когда мы вошли в залу нашего дома, дверь Митиной комнаты
отворилась, и на пороге ее явился еще страшно бледный, но
здоровый и веселый сын наш. Голова его была еще укутана
белыми платками. В эту минуту он напоминал собою
воскресшего Лазаря. Он радостно бросился нас обнимать, и
обоюдным расспросам не было конца. Я передала ему
привезенный мною крест, присланный ему отцом Амвросием, и
Митя приложился к нему и надел на себя с благоговением. С
этого дня силы его более и более укреплялись, аппетит
вернулся, течь из уха более не возвращалась и слух стал
одинаково хорош на оба уха.
Чрез неделю он уже мог приняться за умственные занятия и
ездил верхом; стал готовиться к экзамену, который после
болезни был отложен до августа. В начале августа сын наш
выдержал отлично экзамен (в пятый класс военной гимназии).
А 25 того же месяца мы отправились с ним в Оптинскую
обитель и были с ним у Старца – дорогого отца
Амвросия, который сына моего обласкал и несколько раз
принимал в свою келью.
В этом же году мы пригласили докторов на консилиум, и
господин Беляев после долгого осмотра нашего сына не мог
определить, в каком именно ухе было прободение барабанной
перепонки, и только после того, как мы указали ему правое
ухо, он заметил небольшой рубец и должен был признать это
дело сверхъестественным. Вот совершенно истинная, хотя,
может быть, неумелая передача чудесного события,
совершившегося в нашей семье по молитвам любвеобильного
дорогого Старца Оптиной пустыни, родного батюшки, отца
Амвросия, память о котором никогда не изгладится из наших
признательных сердец».
***
Преподобный Амвросий Оптинский
Преподобный
Амвросий своими святыми молитвами избавлял некоторых
и от разных худых и пагубных привычек.
Рассказ монаха Оптиной пустыни Порфирия
«Однажды приехал к Старцу крестьянин Тульской
губернии, который страдал от пьянства, и так как не мог
отстать от этой пагубной привычки, то хотел несколько раз
наложить на себя руки. Пришел он к батюшке, а говорить
ничего не может. Но Старец сам в обличение сказал ему, что
он страдает от винопития за то, что, еще будучи мальчиком,
крал деньги у дедушки, который был церковным старостою, и
на эти деньги покупал вино. Дал ему травки, чтобы пил
дома. Крестьянина этого я знаю; он от запойства избавился
и до сих пор жив и здоров».
Избавление от страсти табакокурения
Петербургский житель Алексей Степанович Маиоров, чрезмерно
пристрастясь к курению табаку, чувствовал от этого вред
для своего здоровья. Когда советы петербургских его друзей
против этой страсти оказались безуспешными, тогда он
письменно обратился к старцу Амвросию, прося заочно у него
совета, как бы отстать от этой страсти.
В ответ на эту просьбу Старец прислал Маиорову письмо от
12 октября 1888 года, в котором было написано следующее:
«Пишете, что не можете оставить табак курить.
Невозможное от человек – возможно при помощи Божией,
только стоит твердо решиться оставить, сознавая от него
вред для души и тела, так как табак расслабляет душу,
умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает
телесное здоровье медленной смертью. Раздражительность и
тоска – это следствие болезненности души от
табакокурения.
Советую вам употребить против этой страсти духовное
врачество: подробно исповедайтесь во всех грехах с семи
лет и за всю жизнь и причаститесь Святых Таин и читайте
ежедневно стоя Евангелие по главе или более; а когда
нападет тоска, тогда читайте опять, пока не пройдет тоска;
опять нападет – и опять читайте Евангелие. Или
вместо этого кладите наедине по 33 больших поклона –
в память земной жизни Спасителя и в честь Святой
Троицы».
Получив с почты письмо, Алексей Степанович прочитал его и
закурил папироску, как объяснял о сем в особой своеручной
записке, но вдруг почувствовал сильную боль в голове, а
вместе и отвращение к табачному дыму, и ночью не курил. На
другой день принимался по привычке, но уже машинально
закурить папироску четыре раза, а дым глотать не мог от
сильной боли в голове. И отстал от курения легко, между
тем как в предшествовавшие два года, как ни принуждал себя
отвыкнуть от курения, не мог, и хотя сделался болен, но
все-таки курил по 75 раз в день.
«Вот тогда-то, когда стал чувствовать свою болезнь и
познал свое бессилие к искоренению этой страсти, обратился
я, – пишет Маиоров, – заочно, по совету добрых
людей, к старцу отцу Амвросию с искренним раскаянием и
просьбой его молитв обо мне. Затем, когда я приехал к
нему, чтобы лично его благодарить, он коснулся палочкою
больной головы моей, и я с тех пор боли в голове не
чувствую никакой».
Рассказ Оптинского монаха отца Памво
«Однажды летом пришлось мне быть в Калуге. На
возвратном пути в Оптину пустынь догнал меня священник с
женою и мальчик лет одиннадцати. Разговорившись про
батюшку отца Амвросия, священник отец Иоанн сказал, что
приход его недалеко от станции Подборок, в селе Алопове, и
что мальчик этот, его сын, рожден по святым молитвам
старца отца Амвросия. Жена священника подтвердила слова
мужа. “Истинная правда, – сказала она мне.
– У нас деток не было. Мы скучали и часто приезжали
к батюшке, который нас утешал, говоря, что он молится за
нас Господу Богу. У нас и родился вот этот самый мальчик.
Кроме него у нас детей нет”.
Священник рассказал при этом следующее: “В одно
время заболел у нашего сына глаз. Поехали мы с женой и с
ним в Козельск к доктору, но предварительно заехали в
Оптину и пришли к отцу Амвросию. Старец, благословив
мальчика, начал слегка ударять по больному глазу. У меня
волос дыбом встал из опасения, что Старец повредит
мальчику глаз. Мать заплакала. И что же оказалось?
Приходим мы от Старца в гостиницу, и мальчик заявляет нам,
что глазу его лучше, и боль в нем утишилась, а затем и
совсем прошла. Поблагодарив батюшку, мы возвратились
домой, славя и благодаря Бога”».
Разрешение от неплодства. Рассказ иеромонаха отца
Леонтия
«Ливенский купец Сергей Мартинович Абрашин,
проживающий в селе Плохове Калужской губернии Жиздринского
уезда, женат был вторым браком. От второй жены у него было
десять человек детей, но все они умирали в младенческом
возрасте. Некоторые только доживали до году, а остальные
умирали, проживши несколько месяцев. Со скорбью своей жена
Абрашина (моя родная сестра) Марья ездила к батюшке отцу
Амвросию. Однажды как-то Старец призвал меня к себе и
говорит: “Вот сестра твоя всё скорбит, что у нее
дети умирают. На вот тебе икону, пошли ей”. Это было
5 февраля, года в точности не упомню. На иконе было
изображение Божией Матери “Взыскание погибших”
(празднуется 5 февраля). Поблагодаривши батюшку, я взял
подаренную им икону и послал сестре, описавши, по какому
случаю посылается ей эта икона. У сестры вскоре затем
родилась дочь, которую она назвала Пелагиею. Летом того же
года сестра моя приезжала к Старцу благодарить его и
привезла новорожденную. После сего она ежегодно приезжала
в Оптину для принятия благословения у Старца.
Когда исполнилось Пелагии 16 лет, по благословению Старца
она была отдана замуж за белевского купца В.Н. Рыбакова.
Оба они живы до сих пор и живут счастливо, имеют двоих
детей. Нужно заметить при этом, что у Пелагии в течение
первых четырех лет по выходе замуж не было детей. Скорбела
она об этом и приезжала по этому случаю к Старцу, который
всегда обнадеживал ее, что дети у нее будут.
Действительно, чрез четыре года родился у нее сын,
которого она в честь Старца назвала Амвросием, а затем
родилась дочь, названная Марией. Дети живы и в настоящее
время».
Преподобне отче Амвросие, моли Бога о нас!