Экологический праздник синичкин день сценарий

Экологическое мероприятие

Экологическое мероприятие

«Синичкин день»

     Данное мероприятие  предназначено  для обучающихся объединений по интересам ДДТ, 12 ноября, так как именно этот день считается днём встречи зимующих птиц и в народе называется ««Зиновий – синичник».    

Цель мероприятия:  формирование у обучающихся  ценностного представления  о зимующих птицах родного края.

Задачи:

  1. познакомить детей с зимующими птицами, с разными видами синиц;
  2. расширить представления детей о  всероссийских праздниках;
  3. развивать эмоциональную сферу, толерантность, чувство сопричастности к всенародным торжествам;
  4.  вовлечь детей в творческую и практическую деятельность      

 по охране и защите зимующих птиц;

  1. воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им  в    трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку.

Методы и приемы проведения  занятия: рассказ, беседа, объяснение, демонстрация, игра.

Форма проведения: внеклассное занятие

Условия для проведения: учебный кабинет

Оборудование: вывеска «Синичкин день»,  иллюстрации зимующих птиц и разных видов синичек; иллюстрации  различных видов кормушек, макеты кормушек; запись «Голоса птиц, корм для птиц (семечки нежареные, семена тыквы, арбуза, несоленое сало, зерно), шоколад, чипсы.

На  классной    доске расположена вывеска «Синичкин день», развешаны   иллюстрации разных видов синиц. На стеллаже расположены кормушки.

1.Истоки празднования дня синиц

Педагог: 

Ей на месте не сидится:

Всё летает целый день

Суетится, суетится

Целый день звенит «тень- тень»!

Угадайте что за птица?

То весёлая …..(синица)

        Как вы уже догадались, наше занятие будет посвящено синицам и другим зимующим птицам. Люди заметили, что глубокой осенью – 12 ноября, птицы собираются стайками. Словно на праздник  слетаются эти пёстрые и нарядные птицы. В  былые времена 12 ноября   отмечали как «день синиц». Поэтому,  именно этот день считается днем встречи зимующих птиц. Много на Руси памятных дней и праздников. В основе Синичкина Дня лежит русский народный праздник Зиновий-синичник, который назван так в память святого великомученика Зиновия покровителя зимующих птиц. 

Синицын день сегодня. Считается, что именно в этот день птицы из лесов прилетают в деревни и города. На зимовку. 

      В  народе существуют приметы, связанные с синичкиным праздником.

  1. Если сегодня прилетят синицы, значит, скоро ударят первые морозы.
  2. Если на полях в этот день появлялись волки, то это предвещало голод или войну. 
  3. Свистит синица — на ясный день.
  4. Синицы утром пищат — на ночной мороз.

       Вы спросите: «Почему же  птиц называют синицами»?

Название «синица», возникло, очевидно, в связи с тем, что в оперение этих птиц часть перьев, имеет сине — голубую окраску.

    Это маленькая птичка (её масса 20 грамм, а длина 15 см.). Весь длинный, летний день она в делах: нужно накормить голодных птенцов. Их у синицы бывает около 15, да и выводятся они два раза за лето. Вот и летает птичка целый день в поисках пищи. Найдёт червячка и к детям. За сутки синица съедает столько насекомых, сколько весит сама.

( На доске висят иллюстрации  синиц)

    Синичий ряд обширный. В наших парках и лесах живут 6 видов этих птиц. Осенью и зимой всех их можно увидеть в городе у кормушек. В солнечный полдень они звонко  и протяжно поют свою песню: синь-синь, а нам кажется: «Скинь кафтан».

Давайте послушаем как поет синица (прослушивание аудиозаписи).

  1. Отгадай загадки. На дворе сейчас поздняя осень, скоро зима. Зима для наших пернатых друзей, тяжёлое время года. Большим и маленьким птицам холодно и голодно зимой. Сидят на проводах, тесно прижавшись друг к дружке, маленькие птахи прячутся под стреху, пытаясь таким образом согреться. Но не так страшен птицам холод, как голод.  

 Кроме синиц с нами зимуют и другие  птицы, а какие вы узнаете, отгадав загадки:

1. В серой шубке перовой.

И в морозы он герой.

Зимовать не улетает,

Под карнизом обитает (Воробей).

2.Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит,

Голоском речистым, чистым-

лее! лее! лее!- поет со свистом! (Клест)

 3. Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник (Дятел)

4. Верещунья, белобока, а зовут её …..(Сорока)

5.На окне дремала птица: “Галка-галка, что вам снится?” Отвечала птица сонно: “Я не галка, я ….(Ворона)

6. Серенький, аккуратненький, воркует сидит, на подружку глядит. ( голубь)

7. Стойкий, стужам не подвластный

Песней славит он зарю,

Знать не  даром, галстук красный

 дан с рожденья… ( снегирю)

8. Северные гости

Клюют рябины грозди,

Так нарядны и ярки,

На головках – хохолки!

(Свиристели)

  1. «Птичьи разговоры».

Голубь – воркует

Утка – крякает

Гусь – гогочет

Филин – ухает

Свиристель – свиристит

Ворона – каркает

Воробей – чирикает

Курица – кудахчет

Угадай птицу по голосу. Дети слушают аудиозапись с голосом птиц и угадывают.

  1. Игра “Птичий концерт” (На внимание)

Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы, затем сказать, как они поют:

Воробьи – чирик – чирик

Синицы – тинь – тинь

Ворона – кар – кар

Дятел – тррр – тррр

Снегирь – дю – дю – дю

Клёст – цок – цок – цок

Свиристель – тюр –тюр – тюр

  1. Игра «Прилетели птицы»

  Синичка   предупреждает детей:

— Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь или вы услышите что-то другое, то топаете. Начинаем:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи …

Дети топают.

  Синичка  Что неправильно?

Дети. Мухи!

  Синичка  А мухи – это кто?

Дети. Насекомые.

 . Синичка  Вы правы. Ну что ж, продолжим:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы.

Аисты, вороны,

Галки, макароны!..

Дети топают.

 Синичка  Начинаем снова:

Прилетели птицы:

Голуби, куницы!..

  Куницы – вовсе не птицы.

Игра продолжается.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Страусы, чижи …

 . Ведь у страусов крылья почти полностью исчезли, и они летать не могут.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

 Галки и стрижи,

Комары, кукушки …

Дети топают.

 Синичка 

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

воробьи, кукушки,

Черные грачи,

Лебеди, скворцы …

Все вы молодцы! Замечательно справились с заданием

  1. «Живые синонимы».

А что такое синонимы? (Это слова близкие по смыслу.)

Ведущий. Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. Итак, продолжите…

Могучий, как…   (орёл).

Мудрый, как…    (сова).

Вороватая, как… (сорока).

Важный или спокойный, как…    (гусь).

Важный или надутый, как…    (индюк).

Верность…. (лебединая).

Любовь и нежность …   (голубиная).

Длинноногий, как….                  (журавль).

Большеглазый, как …     (филин).

Желторотый, как ….        (птенец, цыплёнок).

Взгляд хищный, как у…     (ястреба).

Взгляд зоркий, как у…         (сокола).

Нос с горбинкой, или …      (орлиный).

Шея красивая, или …          (лебединая).

Болтать или трещать, как…        (сорока).

Ворковать, как…                          (голубь).

Накаркать (накликать беду), как…    (ворона).

Долбить (говорить одно и тоже), как…    (дятел).

Щебетать, весело переговариваться, как … (воробей).

 Знаете ли вы, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно? Из 10 синиц выживает до весны только 1. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам, сделать для них кормушки и подкармливать птиц зимой.

  1. Игра «Посчитай птиц»

Вот забавная задача ожидает смельчаков

Пожелаем им удачи, отвечайте, кто готов!

Вам задачка от синички такова

Сосчитайте сколько птичек прилетело к нам друзья?

                        Мы кормушку смастерили,

                        Мы столовую открыли.

                        Воробей, снегирь – сосед,

                        Будет вам зимой обед.

                        В гости первый день недели

                        К нам синицы прилетели.

                        А во вторник, посмотри,

                        Прилетели снегири.

                        Три вороны были в среду.

                        Мы не ждали их к обеду,

                        А в четверг со всех краев –

                        Стая жадных воробьев.

                        В пятницу в столовой нашей

                        Голубь лакомился кашей.

                        А в субботу на пирог

                        Налетело  семь сорок.

— Кто самый внимательный? Ответьте на вопросы:                                       

1. Какие птицы прилетали на кормушку? (синицы, снегири, вороны, воробьи, голубь, сороки)                                                              

2. В какой день недели прилетали вороны? ( в среду)                                                      

3. Сколько ворон прилетало? (три)

4. Чем лакомился голубь на кормушке?  (кашей)                                                                    

5. Чем угощались сороки? (пиром)                                                                                      

6. Сколько было сорок на кормушке?  (семь)

Молодцы, и с этим заданием справились!

  1. Отбери корм для птиц. Детям предлагается отобрать корм для птиц ( семечки, пшено, хлеб, сало, шоколад, чипсы, семена тыквы и т.д.), что можно, а что нельзя класть в кормушку.

С Синичкиного дня, с приходом первых холодов, было принято подкармливать птиц, заботиться о них. В народе говорили: «Подкорми птиц зимою — послужат тебе весною». 

     В этот день люди укрепляют на деревьях кормушки, рассыпают семечки и зернышки, вешают за окно кусочки сала… зимой, в отсутствие насекомых, синички едят все — не только сало, но и семечки подсолнуха, крупу, семена растений.   

     Для разных видов птиц нужны различные корма. Например, дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых в коре деревьев и веток. Клесты питаются только сосновыми и еловыми семенами.

   Для птиц, которые прилетят к вам на кормушку, корма другие. Семена подсолнечника едят практически все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни. Семена дыни и тыквы охотно едят все птицы, кроме синиц и поползней. Овес едят овсянки, воробьи, синицы. Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев. Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливать лучше после первых заморозков. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам.

Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несоленого сала подвешивают на ниточках.

Покормите птиц зимой!

 Пусть со всех концов

 К вам слетятся, как домой,

 Стайки на крыльцо.

 Не богаты их корма.

 Горсть зерна нужна,

 Горсть одна, —

 И не страшна будет им зима.

 Сколько гибнет их — не счесть,

 Видеть тяжело.

 А ведь в нашем сердце есть

 И для птиц тепло.

 Разве можно забывать:

 Улететь могли,

 А остались зимовать

 Заодно с людьми.

 Приучите птиц в мороз

 К своему окну,

 Чтоб без песен не пришлось

 Нам встречать весну.

— Спасибо всем за участие!

Используемая литература

1. Арсенина Е.Н. Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе. Издательство Глобус, 2008.

2. Жердев Э.С. Пернатая радуга: Справочное пособие. – М.: Лесная

     Пром – сть,   1988.

3. Классные часы: 2 класс / Авт.- сост.Т.Н. Максимова. – М.:ВАКО,2009.

4. Плешаков А.А. Зеленые страницы. – М.: Просвещение. 1994.      

5. Персидская И.В., Фонова Г.А. и др. Классные  часы — Волгоград:   Учитель, 2007.

6. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. М., 1998.

Экологический праздник «Синичкин день»

Цель: Уточнение знаний детей о зимующих и перелетных птицах Ульяновской области.

Задачи: Расширение представления о разных видах синиц (хохлатая, московка, большая,

зеленая лазоревка, гаичка-пухляк).

— Развитие активности, находчивости, любознательности.

— Воспитание у детей ответственности за судьбу птиц, заботу о них.

ХОД ПРАЗДНИКА.

Дети входят в зал под музыку Шаинского «Вместе весело шагать ….» и садятся на стулья.

ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, дорогие ребята!!!

Мы очень рады встрече с вами, и сегодня эта встреча посвящена удивительному миру наших пернатых друзей.

Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета этот огромный мир был бы скучен.

1 РЕБЕНОК: С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается СИНИЧКИН ДЕНЬ— день встречи зимующих птиц. Люди в этот день готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.

Почему именно СИНИЧКИН ДЕНЬ? Да потому, что Синица- божья птица считается на Руси. Раньше, в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если Синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба- то в доме будет достаток.

2 РЕБЕНОК: Экологический праздник «Синичкин день» появился у нас в России несколько лет назад. Он создан по инициативе Союза охраны птиц России и отмечается также, как в старину, 12 ноября. В этот день жители разных населенных пунктов страны готовятся к встрече «зимних» гостей- птиц, остающихся на зимовку в наших краях: синиц, щеглов, снегирей, соек, чечёток, свиристелей.

Люди заготавливают для них подкормку, в том числе и «синичкины лакомства»: сало несолёное, нежареные семечки тыквы, подсолнечника или арахиса, а также делают кормушки и развешивают их.

Несмотря на то, что в качестве экологического праздника Синичкин день отмечается относительно недавно, его история уходит корнями в далекое прошлое. В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника. По народным приметам, именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к человеческому жилью и ждали помощи от людей.

Наши предки замечали: если птицы целыми стайками появлялись у дома, значит, вот-вот грянут морозы. А еще в этот день наши наблюдательные предки предсказывали погоду по особым приметам: если Синица свистит- быть ясному дню; если пищит- быть ночному морозу; собирается много Синиц на кормушках- жди снегопад или метель. Кстати, название «Синица» произошло вовсе не от синего оперения этих птиц, как многие могут подумать. Свое имя она получила за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика « Дзинь-дзинь!»

Давайте послушаем пение Синичек (аудиокассета «Звуки природы» пение синиц).

А еще Зиновий Синичник считался праздником охотников и рыбаков. Как правило, с 12 ноября открывался пушной сезон и сезон зимней рыбалки.

3 РЕБЕНОК: Синицы, ребята, очень полезные птицы. Весной и летом они очищают леса и сады от вредных насекомых. За сутки эта маленькая пташка поедает столько вредных насекомых для растений, сколько весит сама.

Всё лето синичка жила в лесу. А сейчас за окном поздняя осень, и все перелетные собратья уже улетели на юг, в теплые края. Как вы думаете, ребята, почему некоторые птицы покидают осенью родные края? (ответы детей)

Правильно, друзья, потому что с наступлением осени птицам не хватает корма.

А Синички- птицы осёдлые, к зиме перебрались в город, поближе к жилью человека, которого совершенно не боятся и даже надеются на его дружбу и помощь.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо, ребята, за интересную информацию.

Во всем мире насчитывается 48 видов синиц. У нас в России встречаются около 14 видов синиц. Самой обычной, которую мы видим каждый день, является большая Синица- московка. Есть такие виды, как зеленая лазоревка, хохлатая синица- гренадерка, гаичка-пухляк. (Демонстрация картинок)

— Посмотрите, как они красиво выглядят, определите и назовите их особенности.

Редко стали встречаться в наших лесах такие виды синиц, как лазоревка- князек и ремез обыкновенный. Их надо охранять, подкармливать зимой, вывешивать крпмушки. Главная цель подкормки- защита птиц от голода.

ВЕДУЩИЙ: Ребята, а каких еще зимующих птиц вы знаете?

— А какие птицы мигрируют на юг? Почему?

— Теперь посмотрим, кто из вас лучше отгадывает загадки про птиц? ( за правильный ответ – приз)

ЗАГАДКИ

Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку, кто узнал её? (синичка)

Далеко мой стук слышится вокруг

Червякам я враг, а деревьям друг. (дятел)

Унылая старушка живет в лесной избушке.

Одно и то же говорит, один слог всю жизнь твердит. (кукушка)

И в тетради стоит, и по небу летит. (галка)

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая. ( сорока)

Угловат и носаст, черно-белый окрас,

По домам летает, детей поставляет. ( аист)

Красногрудый, чернокрылый любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине он появится опять. ( снегирь)

Зябкая птичка, крошки –невеличка,

Голосочек звонкий, сама в рубашке тонкой. (зяблик)

Неприметный Андрей прижался к земле,

Маленький да ловкий- серая головка,

Крылышками двигает, то летит, то прыгает. ( воробей)

И сильна, и хитра, кар-р-р!- Кричит она с утра.

Поживиться серая- ведь прилетела первая. ( ворона)

Гладенький, аккуратненький

Урчит, воркует –дружка целует. ( голубь)

Всем птицам- царь, гордо смотрит вдаль,

Четкий профиль, римский нос, высоко себя вознес,

Строгое оперенье, острое зренье. (орел)

Весны гонец, шустрый юнец,

В гости явился, да в домик вселился.

Домик из дерева, гонцу тепло и весело

Он песни поет, да весну зовет. (скворец)

ВЕДУЩИЙ Молодцы!!! Быстро отгадали загадки.

А теперь послушаем стихи.

1.Пусть снег вокруг искрится,

Холодный ветер злится.

Поёт, не уставая,

Синица расписная.

2. Синичка, синичка! Воробью сестричка!

Воробей- воришка залез в амбаришко

Клевать просо тупым носом.

3. Птичьи гнезда опустели,

Птицы к югу улетели.

Оказался всех храбрей

Наш дворовый воробей.

Холодов не испугался,

С нами на зиму остался.

4. Снег всю землю покрывает,

Воробьи не унывают.

Стайкой весело снуют.

Всё, что встретится, клюют.

Хлебных крошек не жалей,

Заслужил их воробей.

Ты приладь ему кормушку,

Кликнет он свою подружку,

И друзья все тут как тут

Крошки весело клюют.

И пошел веселый стук-

Тук- тук- тук! Тук- тук- тук!

5. Снег- снежок, снег- снежок

Весь в следах от птичьих ног.

Воробьи вокруг скакали.

Видно, корм себе искали.

Время трудное пришло.

Зерна снегом занесло.

Прилетайте под окно!

Есть в кормушках вам зерно!

6. Висит кормушка на окне.

На радость нам и птицам.

И каждый день по 100 друзей

В окно моё стучится.

Синицы, галки, воробьи,

Тихони и задиры-

Стучатся дружно по утрам

В окно моей квартиры.

Какая радость видеть птиц,

И слышать трель синичек.

Я каждый раз встречаю их,

Как дорогих сестричек.

7. Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов.

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

8. Не богаты их корма

Горсть зерна нужна.

Горсть одна- и не страшна

Будет им зима.

9. Сколько гибнет их- не счесть!

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать?

Улететь могли,

А остались зимовать,

Заодно с людьми.

10.Приучите птиц зимой

К своему окну!

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!!!!

11.Все тропинки занесло,

Снег блестит, искрится.

Клювиком в моё окно

Стукнула синица.

За окном повешу ей,

Я кусочек сала.

Чтоб теплей и веселей

Бедной птахе стало.

12. Всё короче зимний день.

Не успеешь пообедать.

Солнце сядет за плетень.

Ни комарика, ни мушки,

Всюду только снег да снег

Хорошо, что эти кормушки

Сделал добрый человек.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо, дети!!! Обратите внимание на выставку кормушек. Школьники из разных школ города смастерили разные кормушки из бутылочек, картона, дерева. Тут есть кормушки- столики, лотки, домики. То-то рады будут птички- и воробьи, и синички!!!!

(награждение детей грамотами от Станции юннатов за призовые места в конкурсе).

ВЕДУЩИЙ: Кто такие птицы? Птицы- это друзья нашего детства.

Это наши помощники, защитники садов и огородов.

Птицы- это вестники добра и радости, украшении леса.

Дети, а какие пословицы и поговорки вы знаете об охране птиц?

ДЕТИ:

Птицам надо помогать,

Птиц должны мы оберегать!!!

Хлебных крошек не жалей,

Птичкам ты насыпь скорей!!

Птичьих гнёзд не разоряй,

Птицам всегда помогай!!!

Птицы- наши друзья,

Об этом помните всегда!!!

На чужой сторонушке

Рад своей воронушке.

Слово- не воробей,

Вылетит- не поймаешь!

Сорока стрекочет,

Гостей пророчит!!

Хорошо птичке в золотой клетке,

А лучше всего на зеленой ветке!!

ВЕДУЩИЙ: Молодцы, ребята! Много интересного вы знаете о жизни птиц, но не забывайте, что сегодня «Синичкин день»- праздничный день. И вас ждут интересные конкурсы.

Давайте разделимся на 2 команды: «ЗНАТОКИ» и «УМНИКИ»

Жюри будет оценивать и подводить итог.

1КОНКУРС «Живые синонимы»

«ЗНАТОКИ»

Могучий как….(орёл)

Мокрый как…..( курица)

Трещать как….(сорока)

Бормотать как ……(тетерев)

Длинноногий как….(цапля)

«УМНИКИ»

Мудрый как….(сова)

Надутый как….(индюк)

Долбить как….(дятел)

Ворковать как….(голубь)

Желторотый как….(цыпленок)

2 КОНКУРС «Самый смекалистый»

(угадать , что здесь зашифровано)

Н О Р В А О (ворона) Т А С С У Р (страус)

Л И Н М А Ф О Г (фламинго) Б Я З К И Л (зяблик)

3 КОНКУРС « Закончи пословицы и поговорки»

Цыплят по осени….(считают)

Лучше синица в руках, чем…..(журавль в небе)

Грач на горе……( весна на дворе)

Сорока на хвосте…..( весть принесла)

Яйца курицу ……( не учат)

Слово не воробей ,……( вылетит- не поймаешь)

Любит кукушка…..( чужие годы считать)

Человек без Родины…..( что соловей без песни).

4 КОНКУРС « Угадай, в чём ошибка художника»

( части каких птиц он соединил в этой фантастической птице?)

5 КОНКУРС- Конкурс болельщиков, « Отгадайте, что за птица»

Какая самая большая птица? ( страус, дрофа)

Какая самая маленькая птица? ( колибри, королек)

Какая птица носит название танца? (чечётка)

Какие птицы могут гнездиться в норах? ( ласточки)

У какой птицы самый длинный язык? ( зеленый дятел)

У какой птицы гнездо с крышей? (сорока)

Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? ( куропатка, тетерев, рябчик)

Какая птица – символ мира? ( голубь)

Птенцы какой птицы не знают своей матери? ( кукушка)

Какая птица может свить гнездо на крыше? ( аист)

Сколько надо взять «А», чтобы получить птицу? ( сорока)

Какая птица выводит птенцов и весной, и даже в снежные зимы? ( клёст)

ВЕДУЩИЙ: Молодцы! А теперь жюри подведёт итоги конкурсов. (Слово жюри. Поздравления.)

ВЕДУЩИЙ: Дорогие друзья! Наш праздник подходит к концу. Мы заметили, что все, кто сегодня пришёл к нам- это настоящие друзья природы.

Об этом говорят изготовленные вашими руками кормушки и ваши добрые глаза!

До свидания!!!

Сценарий

экологического праздника

«СИНИЧКИН ДЕНЬ»

для детей 7-11 лет

Разработала

Педагог дополнительного образования

МБУДО СЮН г. Димитровграда

Краснова Р.И.

Ноябрь 2017

Сценарий развлечения «Синичкин день»

(старшая группа)

Цель: Расширить и обобщить представления детей о народном празднике «Синичкин день»

Задачи:

Познакомить детей с экологическим праздником «Синичкин день»
Расширить представления о перелетных и зимующих птицах.

Познакомить детей со звуками, которые издают птицы.

Развивать у детей познавательный интерес, внимание.

Способствовать воспитанию любви к пернатому миру.

Воспитывать желание заботиться о зимующих птицах, стремление оказывать им помощь (подкармливать) в холодное время года.

Оборудование: презентация по содержанию конспекта, корм для птиц, деревянные ложки, 2 кормушки, обручи по количеству детей, картинки: снежинка и солнышко, фонограмма песни «Воробьиная дискотека» Ю.Антонов

Ход:(дети входят в зал и садятся на стулья)

Здравствуйте, дорогие ребята!

Вот и отшумела золотая осень, встретил нас первыми морозами ноябрь. И вот уже зима спешит к нам с морозами и снегом.

И как только, на улице похолодало, многие птички засуетились. Пришла пора некоторым из них улетать в теплые края. И сегодня мы посвятим нашу встречуудивительному миру пернатых друзей. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.

Но улетают от нас одни пернатые, а к нам прилетают другие птицы.

С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, т. е. день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.

Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – для Руси божья птица. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба-то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».

Педагог: А сейчас узнаем, знаете ли вы названия птиц. Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь или вы услышите что-то другое, то сразу начинаете топать.

Игра «Прилетели птицы»

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи …(Дети топают).
Что неправильно?

Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны!.. (Дети топают).

Прилетели птицы:
Голуби, куницы!.. (Дети топают).

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Страусы, чижи …(Дети топают)

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки …(Дети топают).

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
воробьи, кукушки,
Черные грачи.

Все вы молодцы! Замечательно, справились с заданием.

А это что за птичка? (слайд 1)

Правильно синичка. У нее грудка желтая. Что она несет в клювике? (Травинку)

(слайд 2) Свила синичка гнездо, снесла яйцо. Подошло время, кто-то в яйце застучал.(слайд 3) Хлоп – разломились скорлупки. Появились птенчики.

(слайд 4) А под крышей дома, вывела птенцов мама-воробьиха.

(слайд 5) И синичка, и воробьиха, любуются своими птенцами: «Ай да хорошие! Ай да пригожие!»

Воробей в пальтишке сером

Прошагал по крыше смело,

А синичка на карниз

И вышагивает на бис.

Физкультминутка « Шустрая птичка».

(около стульчиков)

Скачет шустрая птичка          (прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится,         (прыжки на месте на левой ноге)

Прыг – скок, прыг – скок,      (прыжки на месте на правой ноге)

Завертелась, как волчок.        (кружимся на месте)

Вот присела на минутку,        (присели)

Почесала клювом грудку,       (встали, наклоны головы влево-вправо)

И с дорожки – на плетень,     (прыжки на месте на левой ноге)

Тири – тири                             (прыжки на месте на правой ноге)

Тень-тень-тень!                       (прыжки на месте на двух ногах)

(слайд 6) Пока синичкины малыши в гнезде сидят, мама-воробьиха своих птенчиков учит летать да зарядку делать.

Прыг-скок, прыг-скок

Ножки как пружинки

Начинается урок

С маленькой разминки.

(слайд 7, 8) Упражнения под песню «Воробьиная дискотека» Ю.Антонов.

Тут на улице появился кот. (надеть шапочку кота ребенку) Он сразу погнался за воробьями.

(слайд 9)Игра «Воробьи и кот»

Улетели воробьишки от кота. А мама синичка своим птенчикам наказала: «Никогда не приближайтесь к коту. Он наш враг.»(слайд 10) И стала учить маленьких синичек добывать себе еду – червячков, букашек ловить – и с дятлом дружить. (слайд 11) Ведь он достает из-под коры деревьев разных червячков.

(стих сопровождается передачей ритма на ложках )

— Вынь-вынь, вынь, вынь, вынь

Червяка из глубины,

Кинь-кинь, кинь, кинь, кинь

На дорожку у сосны.

Накорми подруг.

— Тук-тук-тук!

(слайды 12, 13, 14)Ритмическая игра «Червячки»

(слайд 15) Научились маленькие синички червячков добывать и из гнезда вылетать.

Игра «Синички в гнездышках»

(Дети стоят в обручах, – это их «гнезда».
По сигналу синички «Птички, полетели!» все «птицы» под музыку вылетают в центр, приседают, «разыскивая зернышки», снова взлетают, размахивая ручками-крыльями. После команды «Птицы, в гнездо!» детки должны вернуться в свои обручи. Кто не успел занять обруч, садится на место.)

Пришла зима. Она засыпала землю белым снегом. А воробьи и синички уселись на провода, залюбовались белой сказкой зимы. (слайд 16)

На проводах, на проводах

Черненькие ноты.

Быть не может, что ты.

На проводах, на проводах?

Просто это птицы:

Воробьи, синицы,

На проводах, на проводах

Песни распевают,

Перелетных птиц встречают. (слайд 17 и 1-5 клик)

Дети слушают голоса птиц и соответствующие им изображение на слайде.

Игра «Зимующие и перелетные птицы»

Ребята, карточки с зимующими птицами нужно перенести к снежинке, а с перелётными — к солнышку или Мальчики – зимующие птицы, девочки – перелетные.

Но вот ударили морозы. Не могут птицы букашек из-под коры вытащить. Холодно птицам, голодно им. Как же мы, ребята, можем помочь зимой птичкам? (ответы детей)

(слайд 18)

Птичий домик, птичий домик

Нам сосед вчера принес.

Мы повесим этот домик

Между двух сестер-берез.

В этой маленькой столовой

Будет полочка полна.

Здесь воды прозрачной вдоволь,

Вдоволь крошек и зерна.

Птичьи вкусы и привычки

Хорошо знакомы нам.

Прилетайте в гости птички,

Рады будем мы друзьям.

Игра «Наполни кормушку»

Славный у нас получился праздник. Я думаю, что после такого концерта наши птицы сильно проголодались. Надо бы их пригласить в кафе “Синичкино”. Мы специально для них приготовили кормушки.
Ребята, будем помнить, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам.
Я надеюсь, этот праздник открыл для вас что-то новое и интересное и крепче станет дружба между людьми и птицами! А сейчас мы пойдём на улицу и повесим кормушки, насыпим корм. Когда будем сыпать корм, то говорить надо приговорку: «Птичка, птичка вот тебе крошки с моей ладошки».

  ГБОУ АО АСШИ №2 г. Архангельска

 Сценарий экологического праздника

«Синичкин день» 

Щурова Татьяна Геннадьевна

учитель начальных классов

1квалификационная категория

2019г.

Цель мероприятия: формирование у обучающихся  ценностного представления  о зимующих птицах родного края, привить любовь к зимующим птицам, выработать у детей желание помогать пернатым друзьям.

Задачи: 

1) внести  посильный вклад в решение экологических проблем;

2) обратить внимание обучающихся на зимующих птиц;

3) воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку.

Оборудование: вывеска «Синичкин день», иллюстрации зимующих птиц и разных видов синичек; наличие различных видов кормушек, которые принесли  ученики; запись «Голоса птиц», корм для птиц (семечки нежареные, семена тыквы, арбуза, несоленое сало, зерно).

 На  классной    доске расположена вывеска Праздник «Синичкин день», развешаны   иллюстрации разных видов синиц. На стеллаже расположены кормушки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 Ученица: 

Ей на месте не сидится:

Всё летает целый день

Суетится, суетится

Целый день звенит «тень- тень»!

Угадайте, что за птица?

То весёлая …..(синица)

Педагог:

Как вы уже догадались, наше занятие будет посвящено синицам и другим зимующим птицам.

12 ноября – Осенний день птиц (Синичкин день, Синичкин праздник)

Предложено считать его началом общероссийской культурно-экологической акции «Покормите птиц!»

В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника.

Считается, что именно в этот день птицы из лесов прилетают в деревни и города на зимовку. 

(Выходит синица в костюме: футболка жёлтая, синяя юбка, чёрная купальная шапочка)

Синица: Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы не забыли про меня. А кто из вас видел меня на улице, в огороде? А что вы обо мне знаете?

1 ученик: У синички жёлтая грудка с чёрным галстучком. У самочки галстучек небольшой, а у самца он проходит через всю грудь к хвосту. Спинка у птички зелёная, на голове чёрная шапочка, щёчки белые, глазки чёрные.  Она ни минуты не сидит спокойно, вечно в движении – с утра до ночи.

2 ученик: Летом синички живут в лесах. Это осёдлая птица. А к зиме они из леса перебираются ближе к жилью человека, они его совершенно не боятся. Очень любят полакомиться салом, мясом, заглянуть в форточку, проверить, что лежит на балконе.

3 ученик: Синицы делают гнёзда в дуплах деревьев, в норах, в щелях гнилых стволов и пней. А живущие в парках и садах селятся в синичниках или подходящих закрытых постройках.

1 ученик: Гнездо синички сделано из тонких веточек, сухих стебельков трав, мха, лишайников. Устлано гнездо шерстинками, пуховыми перьями.

2 ученик: В гнезде бывает 10 -15 белых яичек с красно-коричневыми пятнами. Высиживает их синичка 2 недели. Самец в это время приносит корм самке. Птенцов выкармливают оба родителя. За лето синицы выводят птенцов 2 раза.

3 ученик: Синицы очень полезные птицы. круглый год они очищают леса и сады от вредных насекомых. За сутки съедает столько корма. Сколько весит сама. Живут они стайками по 10 – 15 штук.

У синички есть сестрички. Это гаичка,

                                              московка,

                                              лазоревка,

                                              ополовник (длиннохвостая)

                                              хохлатая  

Ученица:  Вы, наверное, спросите: «Почему же  птиц называют синицами»?

Название «синица», одни говорят, возникло  в связи с тем, что  оперение этих птиц частично имеет сине — голубую окраску. Другие говорят, что назвали её так за её пение «зинь-синь».

Давайте послушаем, как поет синица (прослушивание аудиозаписи).                                                      

Ребята, сегодня мы будем говорить не только о красавице-синичке, но и о других зимующих птичках, которыми мы восхищаемся не меньше.

А о каких, вы узнаете, отгадав загадки:

Загадки. 

1. В серой шубке перовой.

И в морозы он герой.

Зимовать не улетает,

Под карнизом обитает (Воробей).

2.Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит,

Голоском речистым, чистым-

лее! лее! лее!- поет со свистом! (Клест)

3. Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник (Дятел)

4. Верещунья, белобока, а зовут её …..(Сорока)

5.Сероспинный, красногрудый в зимних рощах обитает,

 Не боится он простуды, с первым снегом прилетает….( Снегирь)

Педагог: Молодцы, ребята, вы верно отгадали все загадки и назвали всех зимующих птиц.

Игра «Зимующие и перелётные птицы»

Ведущий каждому даёт название птицы: кому перелётной, кому зимующей. Например: цапля, снегирь, кукушка, ворона, ласточка, дятел, журавль, соловей, сова, клёст, голубь, лебедь, галка, утка, воробей.

По команде ведущего зимующие собираются в одну стаю, перелётные – в другую. Затем каждая команда смотрит, нет ли чужих, а если есть, то с криком выдворяют.

Ученица: Знаете ли вы, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно? Из 10 синиц до весны доживает только 2. И наша с вами задача не дать погибнуть от голода нашим зимующим птицам, сделать для них кормушки и подкармливать их всю зиму. Кормушки надо делать с душой, чтобы птицам было удобно ими пользоваться.

Кормушки можно сделать самые разные, но самое главное, чтобы у кормушки была крыша и бортики, чтобы зерно не высыпалось. Сейчас мы вам покажем наши кормушки (показ кормушек)

«Отбери корм для птиц»

Детям предлагается отобрать корм для птиц (семечки, пшено, хлеб, сало, шоколад, чипсы, семена тыквы, семечки арбуза и др.), что можно, а что нельзя класть в кормушку.

Ученик: Для разных птиц нужны разные корма. Например, пшено – любимая еда воробьёв.

Семена подсолнечника едят практически все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.

Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.

Несолёное сало любят синицы, поползни, дятлы.

Педагог: Зима для пернатых тяжёлое время. А давайте послушаем, что птицы говорят про некоторых злых ребят.

Сценка

«Воробей и Синичка»

Воробей

Ой, спасите! Караул! 
 Кто в меня снежком пульнул? 
Эти скверные мальчишки 
Жить мешают воробьишкам. 
То снежками, то рогаткой! 
А ведь нам и так не сладко!

 Синичка 
Бр- р! Какой мороз трескучий! 
Где бы спрятаться получше? 
Замерзаю на лету! 
Может быть, согреюсь тут? 
Чик-чирикин! Что с тобой? 
Ты взъерошенный такой! 
Может, кто тебя обидел? 
Или ты кота увидел?

Воробей
Ой, соседка! Тише! Тише! 
Видишь там троих мальчишек 
Бессердечных, злых и грубых? 
Хорошо им в теплых шубах, 
В шапках, в куртках меховых! 
Еле вырвался от них! 

Синичка
Я, сосед, с тобой согласна! 
Птичья жизнь зимой ужасна! 
Против нас мороз, бураны, 
Да еще и хулиганы! 
Нас выслеживают кошки, 
И во рту с утра ни крошки! 
Червячков и мошек нет, 
А без них какой обед? 
Ой, как трудно жить на свете! 
Что нам делать? Кто поможет? 

На сцене появляется, в страхе оглядываясь назад, «ворона».

Ворона. Карррр, карррр… Хулиганы! Ох и тяжко нам, воронам, живется. Всех опасаться приходится, особенно ребятишек. Как только увидят меня, так и норовят снежком попасть, того и гляди искалечат.

Синица. Здравствуйте тетушка ворона! С кем это вы разговариваете?

Ворона. Каррр, еле ноги сейчас унесла. Все еще отдышаться не могу. Хулиганы! (ворона грозит «крылом») Сидела на заборе думала, чем бы поживиться, а ребята снежками в меня, снежками.

Синица (вздыхает). Да и нам, синицам, зимой не легче живется. Все летаешь, смотришь, где бы какую крошку хлеба найти или кусочек сала. Иной раз целый день так и ничего и не найдешь, голодной засыпаешь. А вы знаете, тетушка Ворона, что из 10 синиц за зиму выживает только 2… Бедные мои синички!

Ворона. А я недавно слышала новость. Сорока на весь лес трещала о том, что этой зимой птицам легче будет. Говорит, что есть школьники, которые по всей округе кормушки развесили. А в них разный корм: семечки, хлебные крошки, сало…

Синица. Как ты думаешь, сорока про кормушки правду сказала?

Ворона. Не знаю, сороке верить трудно, она вечно разносит всякие небылицы по лесу. Сколько бы птиц ребята от голодной смерти спасли.

Синица. Тетушка Ворона, а давай попросим ребят, чтобы они все -таки кормушки развесили и не забывали в них корм насыпать. И тогда никакая зима нам птицам не будет страшна.

Покормите птиц зимой!

 Пусть со всех концов

 К вам слетятся, как домой,

 Стайки на крыльцо.

 Не богаты их корма.

 Горсть зерна нужна,

 Горсть одна, —

 И не страшна будет им зима.

Педагог: Ребята, мы надеемся, что вы поможете птицам. Вот вам памятки, чем можно подкармливать птиц.

В конце мероприятия все идём вешать кормушки и наполнять их птичьим кормом. Налетайте, пернатые!

Используемая литература

1. Арсенина Е.Н. Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе. Издательство Глобус, 2008.

2. Жердев Э.С. Пернатая радуга: Справочное пособие. – М.: Лесная

     Пром – сть,   1988.

3. Классные часы: 2 класс / Авт.- сост.Т.Н. Максимова. – М.:ВАКО,2009.

4. Плешаков А.А. Зеленые страницы. – М.: Просвещение. 1994.      

5. Персидская И.В., Фонова Г.А. и др. Классные  часы — Волгоград:   Учитель, 2007.

6. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. М., 1998.

ПРИЛОЖНЕИЕ:

Цели:

  1. Познакомить детей с зимующими птицами.
  2. Закрепить знания о том, какие звуки издают
    птицы.
  3. Развивать у детей внимание
  4. Закрепить умение распознавать птиц по
    издаваемым звукам, способам передвижения.
  5. Воспитывать заботливое отношение и интерес к
    зимующим птицам.
  6. Развивать умение соотносить изменения в
    природе с жизнью зимующих птиц.

Ход праздника

(Звучит музыка в зале “Как прекрасен этот мир”.
На стене рисунки синичек, рисунки зимующих птиц,
плакаты “Берегите птиц”, “Больше синиц в садах
– меньше повреждённых яблок”. Входит Матушка –
Природа в русском народном костюме. (далее – М.П.))

М.П. Здравствуйте, дорогие ребята. Мы не зря
включили эту музыку “Как прекрасен этот мир,
посмотри!”. Именно он призывает нас остановиться
и оглядеться вокруг. Да, он действительно
прекрасен, этот мир, полный чудес и загадок.
Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда,
спеша, проходим мимо, не замечая их. Иногда
случайно пытаемся отгадать какую-нибудь из
загадок природы.

Необычайно удивительным миром природы
является мир пернатых. Птицы населяют все уголки
нашей планеты. Они радуют нас красивым пением,
разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир
был бы скучен.

С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается
Синичкин день, т. е., день встречи зимующих
птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про
птиц, загадывали загадки, играли и просто
любовались зимними птахами.

Почему именно Синичкин день? Да потому что
синица – божья птица считается на Руси. Раньше в
старину на неё гадали: бросали крошки хлеба,
кусочки сала и наблюдали : если синичка сначала
станет клевать сало, то в доме будет вестись
живность, если станет клевать крошки хлеба-то
будет в доме достаток.

А сейчас послушайте стихотворение про синиц.

Синицы летали пред избой моей
Словно песни пели о судьбе своей.
Поднимались в небо, будто звали нас
С ними веселится в этот поздний час,
Будто звали вместе звёзды посчитать.
Долго я в окошко, сидя на печи
На небо смотрела, ела калачи!

Ребята, а какой же праздник без синички? Давайте
её позовём.

Дети:

Си-нич-ка

Си-нич-ка

(входит синичка в костюме: футболка жёлтая,
синяя юбка, на голове кокошник)

Синица: Здравствуйте, ребята! Я очень рада,
что вы не забыли про меня. А кто из вас видел меня
в своих садах и огородах, на улице? А может быть
кто-то из вас сможет обо мне рассказать? Я вижу на
стене рисунки обо мне, да какие разные, какие
хорошие. А не объявить ли мне конкурс на
лучший рисунок Синички.

(хозяева рисунков защищают свои произведения).

Синица: Молодцы, ребята! Хорошие рисунки, но
мне особо понравились вот эти (показывает самые
хорошие и награждает ребят)

М.П. Дорогая Синичка, послушай, что мы про
тебя знаем.

(Выходят юннаты, у каждого на голове кокошник
Синички)

1 юннат: Я хочу вам описать портрет синички. У
этой птички жёлтая грудь, через всю грудь
проходит широкая чёрная полоса, спинка зелёная.
Шапочка на голове сизо-зелёная, с металлическим
отливом, щечки белые, глаза чёрные. Она ни минуты
не сидит спокойно, вечно в движении – с утра и до
ночи.

2 юннат: Летом синички живут в лесах. Это
оседлая птица. А к зиме они из леса перебираются к
жилью человека, они совершенно его не боятся.
Любят полакомиться салом, мясом, заглянуть в
форточку, проверить, что лежит на балконе.

3 юннат: Синицы сооружают гнёзда в дуплах
деревьев, в норах, в щелях гнилых стволов и пней,
под отставшей корой старых деревьев и среди
коряг. А живущие в парках и садах селятся в
синичниках или походящих закрытых постройках.

1 юннат: Ребята, я хочу вам показать гнёздо
синички. Как вы думаете, из чего оно состоит? (глядя
на гнездо)

Дети: Из тонких веточек, сухих стебельков
трав, мха, лишайников, лоток устлан конским
волосом, шерстинками, пуховыми перьями.

2 юннат: Самка в это гнездо откладывает 10–15
белых яичек с красно-коричневыми пятнами.
Высиживает 2 недели. Самец в это время приносит
корм самке. Птенцы вылупляются не одновременно.
Потомство выкармливают оба родителя. За лето
синицы откладывают яйца и выводят птенцов 2 раза.

3 юннат: Синицы очень полезные птицы. Круглый
год они очищают леса и сады от вредных насекомых.
За сутки поедает столько корма, сколько весит
сама. Живут они стайками по 10 – 15 штук.

М.П. Видишь синичка, как много мы о тебе
знаем. Знаем и то, что у тебя есть сестрички. Это: (показывает
плакат, где нарисованы разные виды синиц)
:

  • Гаичка
  • Московка
  • Лазоревка
  • Хохлатая

На дворе сейчас зима. Кроме синиц с нами зимуют
прилетевшие с севера птицы, а какие вы узнаете,
отгадав загадки:

  • Сероспинный, красногрудый в зимних рощах
    обитает, не боится он простуды, с первым снегом
    прилетает. (Снегирь)
  • Верный спутник снегиря, птица с хохолком на
    голове, очень любит ягоды рябины, ранетки. (Свиристель)

А ещё с нами зимуют и другие птицы.

  • Чик-чирик к зёрнышку – прыг, клюй, не робей кто
    это? (Воробей)
  • Далеко мой стук слышится вокруг, червякам я
    враг, а деревьям – друг. (Дятел)
  • Верещунья, белобока, а зовут её …..(Сорока)
  • На окне дремала птица: “Галка-галка, что вам
    снится?” Отвечала птица сонно: “Я не галка, я ….(Ворона)

Послушайте стихи про зимующих птиц.

Синицы

Жили-были две синицы
Чем же будем мы кормится?
Ведь кругом белым-бело
Все поляны замело,
Позабыли вы синицы,
Что ваш друг живёт в станице:
Вон мой дом, моё окно
Там отборное зерно.

Мой приятель воробей

За что люблю я воробья?
За то, что он такой, как я.
Когда приходят холода,
Не улетает никуда.

Голуби

Голуби, голуби
Раз, два, три
Прилетели голуби – сизари
Сели и нахохлились у двери
Кто накормит крошками сизарей?

Снегири

Тихо-тихо сидят
На снегу снегири –
На головках бобровые шапочки.
У самца на груди
Отраженье зари,
Скромно – серые перья
На самочке.

Покормите птиц

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой стайки на крыльцо.
Не богаты их корма: горсть зерна нужна
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать улететь могли
А остались зимовать заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

М.П. Молодцы, ребята, за стихи. Ребята, а вы в
приметы верите? (ответы детей)

В старину по приметам определяли погоду.

  1. Если гусь стоит на одной ноге – жди мороза.
  2. Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к
    морозу.
  3. Синички подымают с утра писк – ожидай мороз.
  4. Снегирь поёт зимой на снег, вьюгу и слякоть.
  5. Ворона кричит зимой – у метели.
  6. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
  7. Зимою вороны летают и кружатся стаями – к
    морозу.
  8. Галки на вечер собираются гурьбой и кричат — к
    ясной погоде.
  9. Воробьи прячутся в хворост — на мороз или перед
    метелью.
  10. Вороны и галки зимою вьются в воздухе – перед
    снегом; садятся на землю – к оттепели.
  11. Куры стоят на одной ноге – к стуже, вертят
    хвостами – к метели.

М.П. (Синичка что-то шепчет на ухо М.П.)

Ребята, мне Синичка по секрету сказала, что была
в городе, там на площади птичий бунт, и птиц
видимо-невидимо: и перелётных и зимующих. Но ведь
перелётные птицы должны давно улететь в теплые
края. Давайте им поможем улететь.

Игра “Зимующие перелётные птицы”


Описание игры: Ведущий каждому ребёнку
даёт название птицы: кому перелётной, кому
зимующий. Например: цапля, снегирь, кукушка,
ворона, ласточка, дятел, журавль, соловей, сова,
попугай, клёст и т. д.

По команде ведущего зимующие птицы должны
собраться в одну стаю, а перелётные – в другую.
Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих, а если
есть, то с криком выдворяют.

М.П. Итак, у нас все перелётные птицы
собрались в стаю и готовы к отлёту. (Она считает
их по головам)

Ребята, я что-то не вижу ласточки. Где же она?
Давайте её поищем.

Игра “Найди птицу”

Картинка ласточки спрятана на стене между
синичками. Дети ищут. Кто найдёт, получает приз.

М.П. Хоть зимой и холодно, но наши птицы
радуются каждому солнечному деньку и с
удовольствием поют песни. Давайте и мы устроим
Птичий концерт.

Игра “Птичий концерт” (На
внимание)

Каждой группе ребят из 3-х человек даётся
название птицы, затем сказать, как они поют:

  • Воробьи – чирик – чирик
  • Синицы – тинь – тинь
  • Ворона – кар – кар
  • Дятел – тррр – тррр
  • Снегирь – дю – дю – дю
  • Клёст – цок – цок – цок
  • Свиристель – тюр –тюр – тюр

Ребята исполняют песню на мотив “ В траве сидел
кузнечик”. Каждая птица по строчке.

М. П. Славный у нас получился концерт. Я
думаю, что после такого концерта наши птицы
сильно проголодались. Надо бы их пригласить в
кафе “Синичкино”. Мы специально для них
составили праздничное меню и приготовили
кормушки.

Ребята вы тоже попробуйте синичкино меню.
(Дать детям несколько зёрен семечек подсолнуха).

А чтобы наше кафе всегда работало, я предлагаю
создать бюро дежурных по кафе. (Выбирается 3
человека ответственных за наполнение кормушек)

Ребята, будем помнить, что в зимнее время нашим
пернатым друзьям бывает холодно и голодно. Из 10
синиц выживает до весны только 1. И наша с вами
задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим
зимующим птицам.

Синица:

Всё короче зимний день.
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень
Ни комарика, ни мушки
Всюду только снег, да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек. (Ю Синицын)

М. П. Ребята, вот вам семейное задание:

Повесить кормушки у себя во дворе и
подкармливать птиц, готовиться к встрече
перелётных птиц, весной, изготовить скворечники,
продолжать в кругу семьи знакомиться с
произведениями детской литературы о жизни птиц.

А сейчас все оденьтесь, мы пойдём на улицу и
повесим кормушки, насыпем корм. (когда будем
сыпать корм, то говорить надо приговорку: Птичка,
птичка вот тебе крошки с моей ладошки).

(Пока дети развешивают кормушки, педагог с
дерева снимает письмо от Деда Мороза).

Это письмо мы прочитаем на следующем занятии.
До встречи!

Автор: Овчинникова Светлана Евгеньевна
Должность: воспитатель

Учебное заведение: МДОУ «Детский сад №1»
Населённый пункт: г.Саранск Республика Мордовия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Экологический праздник «Синичкин День»

Раздел: дошкольное образование

Экологический праздник

«Синичкин день»

для детей 5 – 7 лет.

«Природу нужно охранять не

только потому, что она лучшая защита

для человека, но и потому, что она

прекрасна».

(Жан Дорст)

Цель:

формирование

экологической

культуры

учащихся; уточнить

и

расширить

представление детей о перелётных птицах.

Задачи:

обобщить знания детей о птицах.

продолжать учить детей заботиться о птицах, которые живут рядом с нами.

воспитывать

в

детях

любовь

к

пернатым,

потребность

в

их

защите

и

охране.

использовать в продуктивных видах деятельности экологические знания и

практический опыт.

приобщать детей к традиционным русским праздникам на Руси, пробудить в детях

желание к приобретению добрых привычек и чувство заботы о птицах в зимний

период.

развивать память, внимание, наблюдательность, творческие

способности и

познавательную активность.

Форма проведения:

Экологический праздник

Участники:

Родители и дети старшей группы детского сада

Предшествующая работа:

разучивание стихов, загадок о птицах.

беседы на тему экологического воспитания.

рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

изготовление вместе с родителями кормушек для птиц

.

Активизация словаря: зимующие птицы, перелетные птицы, стихи, загадки.

Материал и оборудование:

ноутбук, аудиозапись голоса птиц, песня муз. Галушка «Песенка синички», картинки

зимующих и перелетных птиц, кормушка, корм для птиц, атрибуты к играм, шапочки

синички, перелётных и зимующих птиц, оформление центральной стены.

Ход праздника:

Ведущая: Ребята, мы собрались с вами на праздник, который в народных

преданиях называли «Синичкиным днём». В этот день заканчивались

приготовления птиц, животных и растений к зиме. А люди, особенно дети,

обещали помогать тем, кто останется рядом с человеком на долгую зиму, и

заботиться о них.

С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день, т. е., день

встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц,

загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.

Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – божья птица так,

считали на Руси. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба,

кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в

доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, -то будет в

доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой

праздник знает».

Сегодня мы с вами будем участвовать в празднике «Синичкин день».

(Под музыку влетает синичка и поёт песенку).

«Песенка синички» муз. Галушка

Хоть и маленькая птичка,

Я синичка, я синичка.

Ярки пёрышки на мне, на мне,

На головке, на спине.

Тень-ти-тень, тень-ти-тень,

Тень, тень, цвень -2р

Ведущая: Здравствуй, синичка! Какая красивая у тебя песенка!

Синичка: Все птицы поют красиво, у каждой своя песенка. А поют птицы

тогда, когда сыты, когда уверены, что завтра им будет что

кушать. Хорошо перелётным птицам, они улетают в тёплые края,

а нам, зимующим, приходится туго!

Ведущая: Мы знаем об этом, поэтому с ребятами изготовили кормушки

для вас!

Синичка: Вот спасибо! Наши птицы будут очень рады! Приходите в лес

почаще, и слушайте наши песни!

Звучит фонограмма «Голоса птичьего леса»

(Ведущая или дети выносят несколько кормушек)

Синичка: Дети, а вы знаете, какие птицы улетают (перелётные) назовите

их:

грачи, скворцы, жаворонки, овсянки, зимородки, малиновки, соловьи,

перепела, корольки, ласточки, стрижи, трясогузки, дрозды-певчие, ястребы и

коршуны, кукушки, иволги.. . некоторые виды соколов)

а какие зимуют? (зимующие) назовите их: снегирь, воробей, синица,

ворона, сорока, голубь, дятел, клёст.

Ведущая: Конечно, Синичка, наши ребята знают!

Синичка: А давайте проведём весёлую игру и проверим.

Игра «Перелётные и зимующие птицы»

(Дети надевают шапочки различных птиц и внимательно слушают

музыку, в соответствии с характером которой «летают» или бегут

и присаживаются на корточки в определенном месте, и залетают в свои

домики (зимующие)в свой,(перелетные) в свой.

Игра повторяется 2-3 раза).

Ведущая: А сейчас я вам загадаю загадки

Отгадывание загадок о птицах.

1. Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это… (снегири).

2. Красно-чёрный, чёрно-красный,

Доктор из него прекрасный! (дятел)

3. В лесу, под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель! »

И ставит подпись… (дятел)

4. Трещала с самого утра:

«По–р–ра ! По-р-ра! »

А что – пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит… (сорока).

5. Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло. (сова.)

Синичка: Ребята, хочу попросить у вас помощи. Один художник рисовал портрет птицы.

Посмотрите, что у него получилось – по-моему, чего-то на рисунке не хватает. Закончите,

пожалуйста, рисунок!

Дидактическое упражнение «Закончи рисунок».

Дидактическая игра «Голоса птиц»

Ведущая: Угадайте, какая птица произносит такие звуки?

Кар – кар! (Ворона).

Чик – чирик, чив – чив! (Воробей).

Ча-ча –ча! (Сорока).

Курлы – курлы! (Журавль).

Свири свир! (Свиристель).

Цок-цэк, цок – цэк! (Клест).

Ку- ку! (Кукушка).

Рюм-рюм-рюм! (Снегирь).

Синь-синь-синь! (Синица).

Игра на внимание «Какой птички не стало?».

На доске — четыре – пять картинок с изображением зимующих птиц,

незаметно для детей убирается одна из картинок и спрашивается: — Какой

птички не стало?

Работа с родителями:

Ведущая: Ребята с родителями смастерили кормушки (показ кормушек и

рассматривание их). Посмотрите, какие они разные, красивые. Сколько их

много! Давайте украсим кормушки, вашими картинками, которые вы

вырезали и приготовили для украшения. (после работы обратить, какие

красивые стали кормушки).

Дидактическое упражнение «Накорми»

(на столе на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины).

Уберите лишнее, что птицы есть не будут. Перед вами – модели, обозначающие птиц.

Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (Выберите

модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица любит сало? (Выберите

модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица зимой питается ягодами

рябины?

(Выбрать модель).

Дети берут кормушки и читают стихи

С папой сделали кормушку,

Принесли в наш детский сад.

Желтогрудую синичку

Покормить я буду рад.

Нелегко зимою птицам,

Им в морозы много бед.

Ждем вас, милые синицы,

Прилетайте на обед.

Мы старались,

Мы трудились,

И кормушки получились.

Тут и там, тут и там

Их развесим по местам.

Корм насыплем поскорей,

Будем вместе ждать гостей!

Кормушку сделаю для птиц: для воробьев и для синиц.

Пакет возьму от молока — и дырки сделаю в боках.

Насыплю крошек и крупы, чтоб пировали воробьи.

Чтоб птички в гости прилетали,

И никогда не голодали!

Ведущая: А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли

А остались зимовать

Заодно с людьми

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

(А. Яшин)

Я надеюсь этот праздник открыл для вас много нового и интересного и крепче станет

дружба между людьми и птицами!

А сейчас мы пойдём на улицу и повесим кормушки, на сыпем корм. (когда будем

сыпать корм, то говорить надо приговорку: Птичка, птичка вот тебе крошки с моей

ладошки).

Дети прощаются с гостями и выходят на участок. Одни выносят кормушки, другие

корм. Взрослые помогают развесить кормушки. Дети насыпают корм, «Синичкиной

столовой».

Как только вы начнете регулярно подкармливать птиц, они станут вашими постоянными

гостями!

Покормите птиц зимой!

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.

А. Яшин.

Список литературы:

1.Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?» М.,2003г

2. «Мы» программа экологического образования детей (справочник интересные факты о

жизни птиц).

3.Л.П. Молодова «Экологические праздники для детей М.,1999г

4. С.М.Панина «Духовно-нравственное становление дошкольников» конспекты

непосредственно образовательной деятельности.

5. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. — М.: Просвещение, 1991.

6. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду.- М.: Просвещение, 1990.

7. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки.- М.: Просвещение, 2005.

8. Методика ознакомления детей с природой в детском саду/ под ред. П.Г. Саморуковой.-

М.: Просвещение, 1992.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1»

Выполнила воспитатель: Овчинникова С.Е.

г.Саранск

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Эко дефиле сценарий
  • Экологический праздник синичкин день история
  • Элевсинский праздник шиллер
  • Эко вечеринка сценарий
  • Экологический праздник осени