Экология вода сценарий

Цель данной сказки - научить бережно относиться к природным ресурсам, в частности - к воде, источнику всего живого.

Сценарий экологической сказки, посвящённой Всемирному дню воды.                        

 «Сказ про Машу и чистую воду».

РОЛИ:

  • Грязюка
  • Маша
  • Водяной, житель болота
  • Черепаха Тортила, жительница пруда
  • Щука, жительница реки
  • Золотая рыбка, жительница моря
  • Старуха
  • Фея
  • заяц

ХОД СКАЗОЧНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

 (Маша берёт лейку, поливает землю в горшочке): 

Мишке я на день рожденья
Свой горшочек подарю!
Посажу в горшок цветочек
И водой его полью.

(выходит заяц)

Зайка: Привет, Маша. Что делаешь?

Маша:   Мишка на день рождения пригласил. Хотела ему цветок подарить, семечко посадила, водой полила, оно не растет.

Заяц: А где  воду брала? 

Маша: Из крана.

Заяц: Ты что? В нашем лесу поселилось Грязюка. Отравила  все ручейки, реки, озера, всю воду!

Маша: Что делать? Где взять чистую воду, чтоб цветочек  полить?

Заяц: Нужно найти сказочную фею, она тебе поможет.

Маша: Идём скорей!

(Маша и заяц уходят.

Выходит Грязюка)

Грязюка: 

Посмотрите на меня, я ведь Зло в природе.
Я и в речке, и в пруду, и на море тоже.
Засоряет водоёмы человек беспечно,
Погибает всё живое, ведь ничто не вечно.
Расплывайтесь пятна нефти
По морским просторам.
Задыхайтесь все вокруг,
Гибни всё живое!

(Грязюка уходит.  Маша и  заяц подходят к Фее.)

Маша: Здравствуй Фея!

Фея: Здравствуй Маша. Что случилось?

Маша: Да вот, цветок не растёт!

Фея: Всё понятно! Ты полила цветок водой из-под крана. Надо живой водой.

Маша: А где взять живую воду?

Фея: Живая вода сейчас только в сказках осталась, да и то, её найти надо! Вот тебе волшебная  книга. Он укажет путь в сказку.

(Маша  начинает читать названия сказок) 

Маша: Да их здесь столько, что даже не знаю какую выбрать, попробую наугад, может получится!

(Нажимает кнопку, звучит таинственная музыка. Маша попадает на болото в сказке «Летучий корабль» заяц садится на места) 

Маша: (восхищённо): Ух, ты! А я и в правду в сказке оказалась!

(Увидела водяного. Водяной сидит, поджав ноги, понурившись.) 

Маша: Ты кто?

Водяной: (Поёт под музыку из сказки) 

Я – Водяной, я – водяной!
Никто не водится со мной
Кругом меня бумажки банки, склянки.
Фу, какая гадость, Ээ-эх,
Жизнь моя жестянка, а ну её в болото,
Живу я как поганка,
А мне летать, а мне летать,
А мне летать охота!

Маша: Здравствуй Водяной! Ты то мне и нужен, есть ли у тебя живая вода?

Водяной: Нет у меня живой воды. Поздно ты пришла, посмотри, вся вода мёртвой стала!

(Звучит тревожная музыка. Появляется Грязюка, пританцовывает) 

Водяной: Ходят люди сюда отдыхать на берег, жгут костры, бросают в воду всякий мусор. Стал мой водоём грязным и непригодным для жизни. Ищи живую воду в другом месте.

Маша: Я найду живую воду, вернусь и твоё болото оживёт, а сейчас мне надо спешить.

(Нажимает сотовый, звучит музыка. Уход на авансцену. На сцене смена декораций. Сказка «Золотой ключик») 

Черепаха Тортила: (Сидит в кресле, поёт под музыку из фильма) 

Затянулось бурой тиной,
Гладь старинного пруда,
Ах, была как Буратино,
Я когда-то молода.
Был наш пруд на диво чистым
И кувшинки в нём росли,
Рыбки плавали, играли
И вокруг цветы цвели!
Пролетели годы быстро,
Наступил уж новый век.
И открытий много сделал,
Современный человек.
Поливают люди ядом,
Все что на полях растёт,
И с дождями эта гадость
Под землёй в мой пруд течёт!

(Звучит тревожная музыка, проходит Грязюка. Идёт Маша ) 

Маша: Здравствуй, черепаха! Пришла я к тебе за живой водой, но вижу и здесь мне не найти её. Не знаешь ли ты, где её искать?

Черепаха: Поищи чистую воду в реках, может они ещё не загрязнены.

Маша: Я обязательно найду живую воду, и тогда твой пруд оживёт! (Выходит вперёд.): Куда же мне отправиться? Отправлюсь я к щуке в сказку «По щучьему велению».

(Нажимает сотовый, звучит музыка.  Сказка «По щучьему велению».

Звучит тревожная музыка, пробегает  Грязюка.

 Щука лежит на берегу, еле дышит ) 

  Маша: Здравствуй Щука.

Щука: Здравствуй Маша. Не купайся, не пей воды, погибнешь.

Маша: Что с тобой случилось?

Щука: Сама не знаю. Раньше я могла выполнять разные желания людей. Только скажи «По щучьему велению», а теперь не знаю, доживу ли до завтра. Появилась Грязюка на берегу моей реки. Коптит небо своими трубами, сливает свои отходы в воду. Всё живое погубил.

Маша: Мне вода живая нужна.

Щука: Не найдёшь ты её здесь, иди к моей сестре, рыбке золотой, она царица морей и океанов. Может она тебе поможет!

( Нажимает сотовый, звучит музыка. На сцене смена декораций. Сказка «О рыбаке и рыбке») 

(На берегу сидит старуха у разбитого корыта. Увидела Машу) 

Маша: Здравствуй, бабушка!

Старуха: Здравствуй, Маша!

Маша: А не подскажете ли мне, как найти золотую рыбку?

Старуха: Возьми, невод, забрось его в море. Может, и поймаешь рыбку золотую, давно я её не видала! Попроси у неё для меня новое корыто, а то старое совсем прохудилось!

Маша: Хорошо, бабушка!

(Маша берёт невод и закидывает его в море. Вытягивает Золотую рыбку) 

Маша: Здравствуй, золотая рыбка! Ты последняя моя надежда! Мне нужна живая вода, а за это я отпущу тебя обратно в море!

Золотая рыбка: Не пускай ты меня назад, в это море. Грязюка поселилась здесь большая! Тонким маслянистым слоем разлилось оно по поверхности воды. Гибнет здесь всё живое. Лучше буду я жить в аквариуме с чистой водою. Не хочу быть рыбкой нефтяною, а хочу остаться золотою. Что-то мне плохо становится. Наверно Грязюка идёт.

(Звучит тревожная музыка, идёт Грязюка)

Маша: Не бойся, рыбка, не дам я тебя в обиду, (надвигается на Грязюку)  не дам погубить всё живое!

(Грязюка пятится назад и убегает) 

Маша: Делать нечего, придётся возвращаться домой ни с чем.

(Грустная обходит зал. Подходит Фея)

Фея: Ну, как, Машенька, нашла ты живую воду?

Маша: Нет, не нашла, всю воду в сказках отравила Грязюка, и я не смогла её победить, только испугала!

Фея: Зло нельзя победить сразу, и ты одна с ним не справишься! Мы объединимся.

Маша: (обращаясь к детям): Давайте все вместе бороться, и тогда вода в водоёмах станет чистой и живой…

Фея: И тогда распустится твой цветок, и все наши желания исполнятся.

(Все участники представления выходят на финальный танец)

О воде поём мы песни,
Без воды нам никуда.
Сбережём её все вместе,
Будет чистая вода.

           Дело только в человеке,
          Сотворит он чудеса.
          Он очистит наши реки,
          Вырастит сады, леса!

                       И на всей большой планете,
                      Всем вода всегда нужна.
                      Сохраним озёра, реки,
                      Океаны и моря.

                                Пусть вода в реке струится!
                               Пусть ручьи весной журчат!
                               И родник пусть даст водицы!
                               Будем Землю охранять!

Сценарий экологического праздника «День воды»

Цель: формирование элементов экологической культуры, гражданской ответственности за экологическое состояние окружающей среды у подрастающего поколения, поддержки творческих самодеятельных коллективов, пропагандирующих

Задачи:
1. воспитание бережного отношения к водным объектам;
2. развитие творческих способностей обучающихся;
Ход мероприятия:
Звучит песня «Взгляни на эту Землю с высоты» слова и музыка А. Укупника в исполнении О. Кормухиной.
Это вещество очень распространено в природе ,но в чистом виде практически не встречается. Без этого вещества жизнь не возможна. У древних народов оно считалось символом бессмертия и плодородия ,это самая обыкновенная жидкость на свете. Угадайте о каком веществе идет речь. (Ответы детей).

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться.
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить.
Ведущий: – это хрустальная вода в реке, которую так и хочется зачерпнуть, чтобы напиться…

Ведущий: — И давно прошли времена, когда из реки можно было пить — радужные разводы нефти раскрасили её в новые цвета. Кучи мусора меняют очертания её берегов. Внимание люди! Опасность грозит планете! Экологическая опасность!

Звучит тревожная музыка.
Взрослый ведущий: — За последние 100 лет человек достиг потрясающих результатов: сделано много открытий, прогресс движется семимильными шагами, развивается промышленность. Человек безумно увлечён своей деятельностью и совершенно забыл о том, что происходит вокруг него.  
— Многие не хотят замечать этого – легче жить, не обращая внимания на неприятности. Но если ничего не менять в нашей жизни – что станет с нашим домом – планетой Земля – ещё через 100 лет? Те, кому не безразлично будущее планеты, решили обратить внимание всего человечества на опасность, которая грозит нам. И в календаре появились даты:
— 22апреля – Международный День Земли
— 22 марта – Международный День воды

С 1993 года во многих странах мира по инициативе Международной ассоциации водоснабжения и ЮНЕСКО 22 марта отмечается Всемирный День Воды. На территории Российской Федерации он проводится с 1995 года под девизом «Вода — это жизнь».

Музыка

1. Мы слишком равнодушно иногда
Глядим, как льётся, плещется вода.
Не потому ли, что вода – река
И озеро, и даже облака!
2 . И мы сполна лишь в чёрный час беды
Осознаём величие воды.
3 . Вода!…Вы только вдумайтесь: во – да…
Она поит поля, несёт суда.
Она ж по трубам, как по проводам,
4 . И нет страшней беды: прийти
И не узнать своей реки, своей воды. 
Черна в реке трава, река не та,
Мертва в реке вода.
Ведущий: — На цвет покойницкий бела,
А синей от рождения была.
На вкус никто не скажет, какова?
Вода мертва. Ужасные слова.
Взрослый ведущий: — Страшные, ужасные слова, но это правда: уже сегодня многие реки гибнут.

Чтобы Вы знали, что нас ожидает, если мы будем относиться к нашей планете не как заботливые хозяева, а как необразованные существа.
Ведущий: -22 марта объявлен на всей планете Днем воды. Наверное, правильнее было бы сделать каждый свой день днем воды, леса, всей Земли…
Ведущий: — Все мы понимаем, как важно сохранить чистоту воды, её качество. И ведь не очень трудно выполнять элементарные вещи — не захламлять реки и озёра, не сливать в них грязь и нечистоты.
Ведущий: — Существует большая проблема – проблема чистой воды. И мы считаем очень важным информировать вас об этом и вместе с вами решать, как жить дальше. От нас с вами зависит, в каком мире мы будем жить: среди мусорных развалов или на зелёно – голубой счастливой планете Земля

Ведущий: — Взгляните на эмблему нашего праздника: вода имеет душу; капля — сердце воды!

Взрослый ведущий: — Во времена Петра 1 тех, кто решался сбрасывать в воды Невы – реки мусор, ссылали на каторгу. Не пора ли и нам вводить подобные законы?
1 ведущий: — Зачем? Ещё не всё потеряно. Мы поколение, которое изменит всё к лучшему. Мы позаботимся о природе, о чистоте воды и воздуха, о лесах, о полях, реках – о том богатстве, которое ещё есть у нас с вами! Мы сохраним всё для себя и для наших потомков!

Игра с залом.

«Без воды – ни туда, ни сюда»
Ведущий зачитывает четверостишие, не договаривая последнее слово. Зал «подхватывает» его хором.
— Неохота просыпаться утром рано — как всегда.
Бодрым, свежим и весёлым стать поможет нам …(вода)

— В летний день пылает солнце, невозможная жара.
Где найти спасенье телу? Что поможет нам …(вода)

— Грязны руки и рубашка. Чем помочь такой беде?
И опять бежим мы к крану, к чистой, ласковой …(воде)

— Пароходик, пароход — важный груз нам везёт. 
Груши, сливы, апельсины, виноград и мандарины
Нам доставят без труда, если в море есть …(вода)

— Рыбу надо кушать нам? Так полезно для ума!
Но рыба, известно, живёт не везде,
А только в прозрачной и чистой …(воде)

— Чай согреть, и суп сварить, и растения полить
Можно сделать хоть когда, если в кране есть …(вода)

Ведущий: а теперь давайте попробуем свои силы. На сколько вы знаете воду? Будьте внимательны!

. Вы будете путешествовать как ручейки, перенося драгоценную воду в стаканчиках. В тихих заводях вас ждут вопросы, задания, загадки о воде. За каждый правильный ответ или выполненное задание команда получит в награду 1 стаканчик чистой воды. По количеству собранной и сохранённой (берегите каждую каплю!) воды будут проводиться итоги игры. Вас ждут заводи: “Опытная”, “Дегустационная”, “Песенная” и др. За каждый правильный ответ команда получает жетон-капельку.

А сейчас мы разделимся на 3 команды, и у каждой команды будет свой цвет, и свое,

«водное» название, например, Дельфин, или Синее Море, или Золотая Рыбк

Итак, в путь “ручейки”! Быстрой вам воды!

ПЕРВЫЙ ЭТАП

Заводь “Опытная”

Какой только воды не бывает на свете!
Есть вода морская и речная.
Озерная и ключевая,
Мёртвая и живая,
Газированная и минеральная,
Питьевая и индустриальная,
Колодезная и водопроводная,
Дождевая и болотная,
Есть даже вода тяжёлая,
А есть вода и весёлая,
Солнечная, чудесная,
Привозная и местная,
Волшебная, талая,
Большая и малая,
Сточная, проточная,
Чистая и грязная …
Ну, в общем, очень разная.

Вода – это удивительное вещество и в этом вы сейчас убедитесь.

Вода с точки зрения биологии:

Итак, первые вопросы о воде. Будьте внимательны!

  1. Может ли вода двигаться вверх?

  2. Почему вода в море солёная?

3. Почему плавает лед?

4.В мировом океане имеются моря с цветными названиями ,какие это названия? Чем это объясняется.?

5.Сколько на нашей планете океанов, какой из них самый маленький и самый большой?

6.Какое животное способно выпить 250л воды сразу?

7.Какой злак растет под слоем воды?

8. Какие 2 рыбы «обитающие в разных сказках»,исполняют желания, поймавших их людей?

9. Назовите реку в Саратовской области, носящую хозяйки тайги?

10. В какой стране самое большое кол-во водопадов?

11. Какие свойства присуще только воде?

На поверхности планеты Земля вода занимает:

А) 50 %
Б) 29%
В) 71%

А знаете ли вы:

1. Какая вода на вкус?

2. Какой у воды запах? (посмотреть, понюхать)

3. Будет ли ложка видна в стакане с водой?

4. Что произойдёт с сахаром, если его размешать в воде?

5. Что произойдёт, если воду вскипятить?

6. Что произойдёт если воду вынести на холод?

Ответы:

  1. вода без вкуса;

  2. вода без запаха;

  3. вода прозрачная.

4.вода растворитель;

5.пар;

6.лёд

ВТОРОЙ ЭТАП

ЗаводьЗагадочная

Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке?
(Снежинки)

Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнце свет –
Рухнул мост, и щепок нет.
(Радуга)

Бел, да не сахар, Не колючий, светло-синий (Иней)

Ног нет, а идёт? По кустам развешан …(Снег)

Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно …
(Лёд)

Детки сели на карниз
И растут всё время вниз.
(Сосульки)

Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море.
(Река)

В тихую погоду
Нет нас нигде,
А ветер подует –
Бежим по воде.
(Волны)

День и ночь кричит,
А голос не устаёт?
(Водопад)

Кругом вода,
А с питьём беда.
(Море)

Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня.
(Ручеёк)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
И пошли искать их днём,
Ищем, ищем не найдём.
(Роса)

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.
(Дождь)

В новой стене,
В круглом окне
Днём стекло разбито,
За ночь вставлено.
(Прорубь)

Дождь прошёл, а я остался
На дорожке во дворе.
Воробьи во мне купались
На потеху детворе.
Но до завтрашнего дня
Солнце высушит меня.
(Лужа)

Не вода и не суша –
На лодке не уплывёшь
И ногами не пройдёшь.
(Болото)

Пушистая вата
Плывёт куда-то
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Облака)

По небесам оравою
Бредут мешки дырявые.
И бывает – иногда
Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше
От дырявой …
(тучи)

Игра на этапе: Тяни-Толкай

Правила игры

  1. Дети разбиваются на пары.

  2. Каждая пара становится спиной друг к другу и сцепляется руками в локтях.

  3. В таком положении дети должны пробежать до финиша и, не разворачиваясь, вернуться на старт. таким образом, каждый играющий в одну сторону бежит вперёд лицом, а в другую-спиной.

ТРЕТИЙ ЭТАП

Заводь “Вода и человек”

    1. Человеческий организм состоит из воды на:

А) 20%
Б) 50%
В) 70%

    1. Назовите народные обряды, связанные с водой?

Святая вода, крещение, купание на православные праздники (Иван Купала)

    1. Назовите методы лечения водой?

Пар в бане, горячие ванны, закалка, ингаляции

    1. Назовите главные причины нехватки пресной воды на земле:

а) её отсутствие;
б) её загрязнение.

Игра на этапе: Ручеек.

Правила игры

  1. Двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики».

  2. Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившеяся цепочка должна пройти под воротами.

  3. Дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается.

  4. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами»

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП

Заводь “Охранная”

Нет ничего более драгоценного, чем чудесная, самая обыкновенная чистая вода. “Вода дороже золота”, — утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. “ Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета; тебя невозможно описать; тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами …Ты самое большое богатство на свете ”, — писал о воде Антуан де Сент-Экзюпери. Действительно, вода – самое большое богатство, без которого ни один человек не сможет прожить более 3-х – 5-ти дней. Но иногда люди забывают про это богатство и разбазаривают её по пустякам.

Сегодня утром мы получили письмо от некогда большой, бурлящей и полноводной реки. (“Жалобы реки” (отрывок) Роберт Бернс)

Здравствуй, человек!
Во мне остался только ил.
Небесный зной жестокий
Ручьи до дна пересушил,

Остановил потоки.

Живая быстрая форель
В стремительном полёте
Обречена попасть на мель,
Барахтаться в болоте.

Увы, ничем я не могу
Помочь своей форели
Она лежит на берегу
И дышит еле-еле.

Давно ли я грозных скал
Бурлила и ревела
И водопад мой бушевал,
Вскипая пеной белой.

Прошу, припав к твоим ногам,
Во имя прежней славы.
Ты посади по берегам
Кусты, деревья, травы.

Когда придёшь под сень ветвей
Плеснёт играя рыба
И благородный соловей
Тебе споёт спасибо.

Пускай прохожего ольха
Манит своей прохладой,
А дуб укроет пастуха
От ливня и от града.

Пусть ёлки тянутся ко мне
Своей зубчатой тенью
И видят в ясной глубине
Верхушек отраженье.

Пускай берёз листва звенит
На каменных утёсах
И мой боярышник хранит
Певцов звонкоголосых.

Воду нужно беречь! Это должен понять и запомнить каждый! Придумайте обращения к отдыхающим у воды людям, к рыбакам, туристам.(записывается всеми участниками команды на большом листе бумаги)

ПЯТЫЙ ЭТАП

Заводь «Творческая»

Команда на ватмане рисует общий рисунок на тему «Какая вода бывает в природе» (моря, реки, водоемы, дожди, туман, ледники, снег). Подсказка для детей: нарисовать пейзаж любого времени года.

Сказ о жизни Ивана — дурака или «Сделал дело – гуляй смело» 
Сказка разыгрывается учащимися (Действующие лица: чтец, Иван — дурак, рыбки, чудище, капелька воды)
Жил на свете Иван – дурак. За что бы не брался, делал всё кое – как.
Жил он одним днём: — А! О будущем подумаем потом!
Захотел Иван мусор в доме прибрать. — А куда же всё «добро» это девать?
А рядом с домом было озерко – идти до него недалеко.
Было оно хрустально-чистое, вода — просто серебристая.
Да и то правда — концы в воду (В воде ничего не видно),
В доме грязи нет, и никому не обидно.
Взялся Иван стирать. – Ох, белья накопилось опять!
Белизной отбелил, порошком намылил.
— А чтобы много воды не таскать, буду я бельё на озере полоскать.
И плывёт по озёрной поверхности пена мыльная разноцветная…
Намаялся Иван – прилёг на диван.
Доволен собой ужасно: — Гору дел переделал, самому страшно!!
Слышит, вода на кухне журчит.
— Видно кран забыл закрыть.
Да и то ладно, не беда – вода в кране была и будет всегда.
И видит Иван во сне: пошёл он погулять, искупаться,
На природу полюбоваться 
Глядь, — а озера то и нет, а на месте него болотце — не болотце, а может просто лужа
Грязная. И кто-то в ней копошится- шевелится: страшный, грязный…
Выходят рыбки.
— Что ж ты жизнь нашу изменил, воду загрязнил, замутил,
В нашем доме набезобразил, детей наших в грязи играть заставил.
Сил наших нет, этот мусор убрать — остаётся только молча погибать…
Выходит чудище
А за ними чудище ужасное:
Косматое, волосатое – видно страшно опасное!
— спасибо тебе, Иван – дурак,
За то, что ты делал всё наперекосяк!
— Откуда ты такое взялось?
Из озера твоего родилось!
Потому что из грязной воды и отходов
Появляются вот такие уроды!
Бросился Иван со всех ног домой, запер дверь клюкой.
И бегом воды попить, горло смочить.
Кран открывается – беда! Не идёт из него вода.
Только одна капля печальная головой ему с укором качает:
— Всё, Иван, нет больше воды. Думай впредь, чтоб не случилось беды.
Проснулся Иван в поту.
Думает: что же, я творю! Я ведь и сам здесь живу, воду пью, воздухом дышу…
Не бывать безобразию такому! Буду отныне всё делать по-другому!»

Вода –это и дождик и туман и смерч и иней и лед. И сейчас вспомним песни в которых уделяется внимание воде.

Финал праздника:
ведущий: — Как это страшно – умирание рода,
Всех поголовно, всех до одного.
Когда опустошённая природа
Уже не в силах сделать ничего.
И поползёт проказа запустенья,
И пересохнут ниточки воды,
И птицы вымрут, и падут растения,
И зверь не обойдёт своей беды.
И сколько тут корысти не ищи ты,
Какой ты отговоркой не владей-
Земля защиты требует. Защиты.
Она спасенья просит у людей.
Международный день воды отмечается во всём мире 22 марта. Наверное, правильнее было бы сделать каждый свой день — днем воды, леса, всей планеты. Хорошо бы, чтобы каждый из нас жил под девизом: «Проснулся — приведи планету в порядок!» Начнём с сегодняшнего дня

В актовом зале подводятся итоги по каждому конкурсу для всех команд (проверяются ведерки с водой), представляются рисунки (дети должны рассказать, что на них нарисовано, и где там вода), награждаются победители.

Цель:

  • привлечь внимание людей к загрязнению вод;
  • пропаганда рационального использования воды;
  • напомнить о значении воды для людей и природы;
  • проявление благодарности к воде.

Оборудование и пособия: Фотовыставка;
музыкальная аппаратура; мин-вода;

Плакаты: “Вода – основа жизни”,
“Беречь воду – это означает беречь жизнь,
здоровье, красоту окружающего мира!”, “Капля
мала, а по капле собирается море.”, “…Вода! У
тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не
опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты
такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и
есть жизнь….Антуан де Сент-Экзюпери.” , “Вас
окружает везде и всегда Эта волшебница – наша
вода!”, “Давайте же все вместе Любить нашу
природу, Беречь родные реки, Озёра и моря.”, “Мы
познаём ценность воды, лишь когда колодец
пересыхает.” ; шары (лучше голубые);

Костюмы: Нептуна, Водяного, цветка,
орла, мальчика, Человека;

Призы: (лучше мин-вода 0,5л).

Артисты: Нептун, Водяной, экологи, 2
ведущих, танцоры, мальчик, цветок, орёл, Человек.

Записи песен: Dj Smash – “Я волна!”,
Эдуард Хиль “Вода, вода, кругом вода…”, Песенка
Водяного, Ялла — Учкудук “Три колодца”,Песня
“Дождь пойдёт по улице”.

Ход мероприятия

Громко звучит музыка: Эдуард Хиль
Вода, вода, кругом вода…

Ведущие:

— Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы
собрались, чтобы воспеть гимн славы, самой
необыкновенной и удивительной жидкости – воде.
Вода в трёх агрегатных состояниях окружает нас
со всех сторон, и мы очень этому рады!

— 22 марта на всей планете отмечают Всемирный
день воды или Всемирный день водных ресурсов.
Впервые мысль о назначении такого праздника была
озвучена на Конференции ООН, посвященной охране
окружающей среды и развитию (ЮНСЕД).

— Случилось это событие в 1992 году, в солнечном и
жарком городе всемирно известных фестивалей —
Рио-де-Жанейро. Генеральная Ассамблея ООН в 1993
году приняла официальное решение о проведении
Всемирного дня водных ресурсов, напоминающего
всем жителям планеты о значении и важности воды
для начала и продолжения жизни на Земле.
Назначили проведение этого праздника на 22 марта.
Так давайте начнём!

Выступление танцевальной группы под
песню :

Куплеты водовоза

(Удивительный вопрос, почему я водовоз
Потому что без воды и не туды и не сюды …
Нет, товарищи, не зря есть и реки и моря
Потому что без воды и не туды и не сюды)

Ведущие:

— Ну, никто не спорит с водовозом! Нет ни одного
человека на земле, который бы не знал цену этим
драгоценным каплям! А сколько сказочных героев с
нами бы согласились!

— А давай пригласим их к нам на праздник!

— Давай! Сначала пригласим кувшинку.

— Постой, она же не сказочный герой! -Да, но
скандинавские легенды говорят, что у каждой
кувшинки есть свой друг — эльф, который вместе с
ней рождается, вместе с ней и умирает, а это уж
точно из сказок! -Давайте дружно позовём их:
Кувшинка, Эльф!

Никто не появляется.

Ведущие: — Странно, не понятно, почему
они не захотели к нам прийти, давайте водяного
позовём: Водяной!

Никто не появляется.

Ведущие: — Слушайте, а может русалку ?

— Нет, что – то случилось в водном царстве, нужно
сразу Нептуна звать, чтобы разобраться, что к
чему.

— Давайте дружно позовём: Нептун!

Раздается кашель, чихание и оханье. Выходит
Нептун: весь в водорослях, с разноцветными
волосами, с черными масляными пятнами на одежде и
привязанными к трезубцу пластиковыми бутылками.

Ведущие:  — Ужас, что с вами
случилось, уважаемый Нептун?

Нептун: — А вы что думали, мелкие
людишки, мне сейчас хорошо живётся? Ох, я на вас уж
и цунами напускал, и наводнениями пугал – ничего
не понимаете, продолжаете свои грязные делишки!

Ведущие: — Постойте, уважаемый, мы
вообще-то на праздник в чёсть вашего водяного
царства собрались, вон шары развесили, песни
поём!

Нептун: — Замечательно, сначала
загубили моё царство, а потом праздники
устраиваете!

Ведущие: — В чём вы нас обвиняете?

Нептун: — Удивительный народ, а кто в
Мексиканском заливе разлил около пяти миллионов
баррелей нефти?

Ведущие: — Ой!

Нептун: — А кто сливает с заводов
промышленный отходы в реки, у меня уже рыбы всех
цветов радуги!

Ведущие: — Ой!

Нептун: — А кто выпускает СМС с ПАВ и
фосфатами, которые увеличивают рост водорослей и
планктона, нарушают поверхностное натяжение
воды, нарушая газообмен воды и процессы
самоочищения?

Ведущие: — Мы….

Нептун: — А кто пластиковые бутылки и
пакеты кидает в воду? Вы, что думаете, мы ими
питаемся? Вы даже космические корабли в океанах
топите! Все водные жители терпят от вас беды,
русалка вообще, стыдится на люди выйти, чешую всю
свою растеряла! Одна нечисть в воде плодится!

Играет песня Водяного:

(Я водяной, я водяной, ни кто не водится со
мной…)

Выходит Водяной.

Водяной: — Говорил я тебе Нептун,
давно надо было расправится с этими людишками, а
тебе их всё жалко…

Нептун: — Но ведь они НООсфера –
разумная оболочка земли! Должны же они одуматься!

Ведущие: — Уважаемый Нептун, мы давно
поняли свои ошибки, у нас даже наука есть, которая
изучает влияние нашей деятельности на
окружающую среду, Экология называется.

Нептун: — И что предлагает со всем
этим безобразием сделать ваша Экология?

Ведущие: — Ребята, давайте вспомним,
какие правила необходимы для сбережения водных
ресурсов!

(Oтветы: Учёные утверждают, что при
использовании современных технологий расходы
воды в быту могут быть сокращены на треть, в
сельском хозяйстве – вдвое, а в промышленности в
10 раз.

1. Своевременно качественно ремонтировать
трубопроводы, чтобы сократить потери воды от
утечек.

2. Использовать в сельском хозяйстве капельный
метод орошения. Это способствует наиболее
эффективному способу использования воды и
сокращает её потери от испарения.

3. Повсеместно иметь сооружения для
качественной очистки сточных вод.

4. Ввести, где возможно, оборотное
водоснабжение, которое уже введено и хорошо себя
зарекомендовало на ряде промышленных
предприятий.)

Нептун: — Неплохо задумали, а вы
ведёте подсчёт сколько тратите воды? Водяной
зачитай им их расходы.

Водяной достает лист и громко зачитывает:

Водяной: — А знаете ли Вы, что…
— принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете
около 100 литров воды!
— наполняя ванну лишь до половины, вы расходуете
лишь 200 литров воды!
— разовый смыв в туалете расходует 8 – 10 литров
воды!
— каждая стирка белья в стиральной машине требует
свыше 100 литров воды!
— средний расход обычного водопроводного крана 15
литров в минуту!
— оставленный открытым кран выливает за час около
1000 литров воды!

По некоторым оценкам за 60 лет жизни человек
выпивает около 50т воды – целую цистерну!

Ведущие хором: — Мы будем экономить!

Нептун: — Экономьте, а то знаете, что
с вами будет?

Звучит песня Ялла – Учкудук “Три колодца”
, постановка танца

(Муз. Ф.Закирова-Слова Ю.Энтина)

…Учкудук-три колодца!
Защити,защити нас от солнца!
Ты в пустыне спасательный круг —
Учкудук!….

Ведущие: — Мы поняли, что
нерациональное использование воды и её
возрастающее загрязнение становится день ото
дня всё более и более серьёзными проблемами,
которые способны довести до катастрофы.

— Так как мы все используем воду, то и
ответственность за её охрану лежит на нас!

— Вода – источник жизни,
Она нужна нам всем.
И путнику в пустыне.
И деревцу в долине,
И рыбам в океане,
И кораблю в тумане.
А тёплый дождь весенний
Умоет город сонный,
Поднимет настроенье,
И нас развеселит
Цветущими садами,
Журчащими ручьями
И ветками сирени,
Растущей во дворе.
Давайте же все вместе
Любить нашу природу,
Беречь родные реки,
Озёра и моря.


Ведущие: — Уважаемые гости пройдите
к нашим экологам, они помогут вам вернуть былую
красоту!

Нептун и Водяной уходят.

Ведущие: — Да, нехорошо вышло с водяным
владыкой, стыдно-то как!

— А сколько мудрых поговорок оставили нам
предки о воде, зря мы их забыли!

— А,  давайте их сейчас вспомним, за каждую
мудрость вы будите получать бутылку самой чистой
воды!

(Oтветы: Народная мудрость о воде

  • Не плюй в колодец – пригодится воды напиться!
  • Капля мала, а по капле собирается море.
  • Река – к океану ступенька!
  • Не зная броду, не суйся в воду.
  • Вода с гор потекла – весну принесла.
  • Будь здорова, как вода, плодовита, как земля.
  • Огонь чистит, вода моет.
  • Под лежачий камень вода не течёт.
  • Когда пьёшь воду, помни об источнике.
  • Вода и землю точит и камень долбит.
  • Вода и мельницу ломает.
  • Вода путь найдёт.
  • Вода студёна – тело ядрёно.)

Ведущие:

— Молодцы, вы ребята! А знаете, что в состав
человека тоже входит вода? Мы сейчас подсчитаем,
сколько в вас содержится воды. Готовы? И так,
вспоминаем свой вес, делим его на 3, умножаем на 2,
сколько получилось? Ого, какие цифры получились!

Появляются Нептун и Водяной, красивые.

Нептун: — Замечательные цифры, вот
кончится вода, будете друг друга выжимать!

Ведущие: — Не сердись, владыка, мы все
мудрые слова про воду вспомнили, будем её беречь.

Нептун: — Ну, раз вы мудрыми стали,
будем загадки отгадывать!

Загадки.

  • Без ног, а бежит, без рук, а рукава имеет. (Река)
  • Рыбам жить зимой тепло: крыша – толстое стекло.
    (Лёд)
  • Текло, Текло, и легло под стекло. (Река и лёд)
  • Я и туча, и туман, и ручей, и океан.
    И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)
  • На дворе переполох – с неба сыплется горох.
    (Град)
  • Шёл долговяз – в землю увяз. (Дождь)
  • Рассыпался горох на семьдесят семь дорог, никто
    его не подберёт. (Град)
  • Без поводка бежит. (Ручей)
  • Белые мухи на поле сели. (Снег)

Водяной: — Нептун, что-то ты лёгкие
загадки загадываешь, так они у нас всю воду
выиграют.

Нептун: — И правда, люди разумная
оболочка земли, всё угадали! Интересно, а дети у
них тоже такие разумные?

Сценка:

На сцену выходит маленький мальчик. Подошел
к Цветку и спросил: “Цветок-цветочек, скажи а что
такое вода? Цветок ответил: “Вода?!! Это маленькая
прозрачная капелька, которая появляется каждое
утро перед восходом солнца на моих листиках”.

Задумался мальчик и пошел дальше.
Встретился ему Орёл.
“Скажи мне орёл, что
такое вода?” – “Это облака, под которыми я летаю,
они такие прекрасные!!”. “Хм…”,- подумал мальчик
и пошел дальше.

Увидел у речки Человека. “Скажите,что
такое вода?”. – “Это речка, в которой я сейчас
купаюсь, а зимой это будет лёд, чтобы кататься на
коньках”.

Повернулся мальчик к Нептуну. “ЧТО ЖЕ
ТАКОЕ ВОДА?? Цветок сказал, что это капля на его
листике…Орел говорил про облака…А Человек про
речку и лёд!!” Всё правильно”,- улыбнулся
Нептун… “а ещё вода это два атома водорода и
один кислорода Н20”.

Песня “Дождь пойдёт по улице”, постановка
танца.

(В небе туча хмурится, хмурится, хмурится, Скоро
грянет гром, скоро грянет гром. Дождь пойдет по
улице, улице, улице жестяным ведром, с жестяным
ведром. ..)

Нептун:  — Какая замечательная
песня! Кстати, мы за кулисами познакомились с
экологами, очень умные ребята, они про моё
царство много чего любопытного знают, давайте их
позовём.

Выходят экологи:

— Человек состоит на 70% из воды. Кровь- 83%. Кости —
22%. Глаз – 99 %. Эмали зуб – 0,2 % .

— Самые большие запасы воды на Земле у Бразилии,
Канады и России.

— Мировой океан – занимает 96% , ледники – 2%,
подземные воды – 2%, реки, озёра, болота – 0,02% .

-Льда на нашей планете очень много. Если его
равномерно распределить по поверхности Земного
шара, то толщина ледяного панциря составит 50
метров!

— Самый знаменитый гейзер находится в
Йеллоустонском национальном парке в Америке. Его
извержение происходит каждый час по три минуты.
Можно подумать, что где-то под землей спрятан
кипящий котёл, а каждый час кто-то открывает
специальный вентиль, чтобы выпустить пар.

— Самое большое содержание золота в морской
воде зафиксировано в Балтийском море: в 3 раза
больше чем в водах Северного моря и в 5 раз –
Черного моря.

— Если бы разделить воду поровну, то на каждого
жителя планеты пришлось бы по 280 миллиардов
литров.

— Самая прозрачная вода в Черном море. Она
соответствует 28 метрам. Прозрачность воды в
Балтийском море – 13, а в Белом – 8 метров.

— На Земле три четвёртых части территории
занимает вода и лишь одну четвёртую – суша.

— Самое крупное озеро в мире – Каспийское, а
самое глубокое – Байкал

— Самые длинные реки в мире – это Нил, в Африке и
Амазонка в Южной Америке.

Ведущие:


— В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лёд,
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьётся,
Дождём обернётся.
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода!


Ведущие: — Там, где есть вода – есть
жизнь. Трудно представить, что стало бы с нашей
планетой, если бы исчезла пресная вода. Человеку
нужно выпивать в день около 2-х литров воды. И
примерно в 20 раз больше ежедневно требуется
каждому из нас для мытья, приготовления пищи и
так далее.

Экологи: — В последние годы экологи
всех стран бьют тревогу. Из-за небрежного
отношения человека к водным ресурсам в жизни на
Земле происходят большие изменения вредные для
здоровья человека, приводящие к гибели животных
и растений.

Наше государство старается охранять водные
ресурсы. Действуют законы, которые предписывают
гражданам нашей страны правила обращения с
водными ресурсами и использования воды в
технических целях, чтобы сохранить её в чистом
виде для будущих поколений людей, для растений и
животных. Но встречаются нарушители законов,
которые не думают не только о других людях, даже и
о собственном здоровье. Необходимо каждому из
нас – людей – изменить своё отношение к воде,
иначе через несколько десятков лет мы можем
остаться без чистой пресной воды. Надо бережно
относиться к имеющимся водоёмам, охранять их,
содержать в чистоте берега, сажать деревья для
укрепления берегов, строить очистные станции.
Ведь даже мы – школьники – можем участвовать в
этом важном деле: принимать участие в
субботниках по уборке, благоустройству берегов,
пляжей, мест отдыха, бережно и экономно
расходовать воду.

Это надо понять и запомнить каждому человеку.
Беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье,
красоту окружающей природы.

Заключение.

Ведущие: — С 1993 года официально на
всей планете стали праздновать Всемирный день
воды. В этот день организация по защите
окружающей среды обращается ко всем
существующим на планете государствам с призывом
уделять больше внимания защите водных ресурсов
планеты и проводить конкретные действия на
национальном уровне.

Все участники: — Давайте беречь даже
каплю воды-

Она ведь начало НОВОЙ ВОЛНЫ!

Звучит музыка Dj Smash — “Я волна!”, постановка
танца

Отпускаются шары в небо.

Дополнение.

  • можно заранее провести:
  • конкурс научных работ “Значение воды в нашей
    жизни”,
  • конкурс выставку фоторабот “Мы за чистую
    воду”,
  • конкурс сочинений “Что я могу сделать для
    воды?” ,
  • в заключительной части вручить призы
    победителям. Выставка фоторабот украсит
    праздник.

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Управление образования Администрации города Нижний Тагил

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Городская станция юных натуралистов»

Сценарий

проведения экологической квест – игры «Вода — источник жизни на Земле»

Тип: дополнительное образование детей.

Категории и группы участников: учащиеся любой формы обучения в возрасте от 11до14 лет.

Составитель: Еремина Галина Владимировна

Нижний Тагил

Экологическая квест – игра «Вода — источник жизни на Земле»

Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,

тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,

не ведая, что ты такое. Ты не просто

необходима для жизни, ты и есть жизнь…

Антуан де Сент-Экзюпери

Пояснительная записка.

Дополнительное образование естественнонаучной направленности является неотъемлемой частью общего образования детей. Оно осуществляется в разных формах, как в учебное, так и во внеурочное время. Большое значение в дополнительном естественнонаучном образовании детей имеет такой педагогический метод, как игра, позволяющая в простой и доступной форме удовлетворить естественный интерес ребят к природе родного края, к окружающей ребенка среде. Назначением данной экологической квест – игры является знакомство с самым привычным веществом для каждого человека — водой, водными ресурсами родного края и способами их охраны. Цель: формирование основ экологической культуры, бережного отношения к водным ресурсам родного края.

Задачи:

1.Ознакомление с многообразием водных ресурсов города Нижний Тагил и его окрестностей, их ролью и значением в жизни человека.

2.Развитие исследовательских компетенций, нестандартного мышления.

3.Развитие умений работать в команде.

Игра составлена с учетом возрастных особенностей детей основного общего звена, различного типа образовательных учреждений, учащихся любой формы обучения в возрасте от 11 до 14 лет.

Список действующих лиц игры:

1.Команды — участницы.

2.Ведущий.

3.Жюри.

Для проведения игры необходимо:

1.Наличие команд — участниц.

2.Ведущий.

3.Жюри.

4.Оформление сцены и зала.

5.Столы для участников с сигнальными стойками.

6.Призы для победителя.

7.Правила, по которым пройдет игра.

8.Конверты с вопросами и заданиями.

9.Звукоусиление;

10.Компьютер;

11.Медиапроектор;

12.Эмблемы;

13.Жетоны.

Этапы квест-игры:

Мотивационный этап.

Актуализационный.

Основной.

Заключительный.

Ход игры

Учащиеся выбирают эмблемы и разбиваются на 4 команды.

I этап

Мотивационный

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня вы станете участниками экологической квест – игры. Квест — это командная игра, в которой задействованы не только эрудиция, но и сообразительность, креативность и нестандартное мышление. В ходе игры вам предстоит найти выход из «закрытого на ключ» актового зала, в котором мы сейчас с вами находимся. Открыть замок ключом вы сможете лишь тогда, когда выполняя различные задания, вы будете собирать слова на ключе, из которых в итоге должно получиться очень известное высказывание по теме нашей игры. Команда первая и правильно выполнившая задание, выбирает табличку со словом из высказывания. Команда, закончившая выполнение задания второй, получает синий жетон, третья команда желтый, четвертая зеленый. Одно слово из высказывания в конце игры-квеста можно «купить» за один синий жетон, или за два желтых, или за три зеленых.

II этап

Актуализационный

Ведущий: темой сегодняшней нашей игры станет самое привычное вещество для каждого человека и вместе с тем, самый ценный минерал на Земле. Так какова же тема нашего квеста? Вы правильно догадались, тема сегодняшней нашей игры является Вода. А более точно «Вода — источник жизни на Земле». В окрестностях нашего города Нижний Тагил нет мощных водных артерий, зато множество средних рек, мелких речушек и ручьев. Это, прежде всего река Тагил, давшая имя заводу и городу, и её притоки, берущие начало с Уральских гор. В самом городе и вокруг него – целая система прудов и водохранилищ, каналов, искусственно созданных человеком. Живописна панорама Нижнетагильского пруда, вытянувшаяся на 16 километров. Многие водоемы город получил от прошлых времен. В последние годы созданы новые водохранилища и водоводы для улучшения водоснабжения города. Роль воды сложно переоценить. Вода пронизывает не только все вокруг нас, но и нас самих, мы на 70% состоим из воды. 97% водных ресурсов представлены соленой водой не пригодной для питья, выращивания сельскохозяйственных культур, промышленного использования. Оставшиеся 3% пресных водных ресурсов человек уже успел порядком загрязнить. Поэтому воду надо беречь, так как это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы. Вода даёт человеку очень много энергии, добра. И чтобы никто не забывал о том, что водные ресурсы нашей планеты не бесконечны, люди стали устраивать акции и праздники. Есть день птиц, есть день чистоты. А, ежегодно, начиная с 1993 года, 22 марта на нашей планете отмечается Всемирный день воды или Всемирный день водных ресурсов.

III этап

Основной

Ведущий: На столе находится предмет, в котором находится первое задание. Отгадав загадку, вы сумеете его определить.

Ведущий: У тех ум в порядке, Кому легки…; (загадки)

Как назовем мы бумажный пакет,

В котором по почте отправим привет?

Ответ: КОНВЕРТ

Обёртка это для письма

Универсальная весьма.

Ответ: КОНВЕРТ

Вот чехольчик для письма,

Без него же нет письма.

Почтой срочной я отправлю,

Индекс только вот поставлю.

Ответ: КОНВЕРТ

Игроки команд, вскрыв конверты, приступают к выполнению первого задания.

Задание 1. «Самое привычное вещество для каждого человека»

Ведущий: предлагает отгадать на выбор три любые загадки

А. Полезная, нежная, просто безбрежная,

Жизнь нам дарящая, гордая, властная,

Холодная, жгучая, в гневе могучая.

В мир ты приходишь рекой, океанами,

В доме встречаешь открытыми кранами,

Каплей росы, что укрыла трава,

Слезным дождем, что нам шлют небеса.

Жизнь без тебя на Земле невозможна,

И будем действовать мы осторожно,

Чтоб сохранилась твоя чистота —

Незаменимая наша…….

Б. Все зовут меня, дожидаются,

Долго не приду – ох, и ругаются!

А только я пришел –

И сразу в землю ушел……

В. В ней жизнь когда-то появилась,

Она средой её явилась,

Да и сейчас она – среда,

А называется ………

Г. Она волной об камни плещет,

Журчит в холодном роднике,

Зимой, застыв, алмазом блещет,

Дрожит дождинкой на листке,

Висит туманами в овраге,

От жажды бережёт всегда,

С собой приносит сырость, влагу

Всем людям нужная ……………

Д. Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу………

Ответ: вода.

Проверяем. Выберите табличку со словом из высказывания или жетоны. Результат разместите на ключе.

Ведущий: Для выполнения следующего задания разгадайте ребус на слайде презентации. Найдите на столе этот предмет и в нём задание.

Задание 2. «Вода — среда жизни»

А. Реши кроссворд: 1. Организмы, обитающие в толще воды. 2.Обитатели водной среды. 3,4 Система взаимоотношений между различными группами живых организмов, основой функционирования, которой выступает передача энергии и вещества посредством поедания представителями одной группы представителей другой. 5. Микроскопические организмы, пассивно плавающие в толще воды и питающиеся микроскопическими водорослями. 6.Разновидность планктона, являющаяся основным носителем энергии. 7.Совокупность организмов, обитающих на дне водоема.

Ответ:

Б. Вставьте недостающие звенья цепи питания

Ответ:

Проверяем. Выберите табличку со словом из высказывания или жетоны. Результат разместите на ключе.

Ведущий: Для выполнения следующего задания посмотрите на слайд презентации и по подсказкам определите его суть. Выполните задание, результат разместите на ключе.

Задание 3. «Водная среда родного края»

А. О какой реке нашего города говорится в поэме В. Печкина о Ермаке.

Не медведь — богатырь лесной —

В буреломах шумит весной,

То не белый весенний лед

По таежной реке плывет,

По неведомым стойбищам,

По вогульским урочищам

С легкой стаей белых стружков,

Со дружиною казаков

По реке Еблынг доплыл

До привольной реки

Удалой атаман Ермак.

У Медведя — камня, реки

Он раскинул свои шатры.

У Медвежки — малой реки

Стали табором казаки

Отдохнуть от тягот пути,

Прежде чем на Сибирь идти.

Ой, Ермак, чусовской орел,

Далеко ты донцов завел,

И уводишь опять стружки

От привольной реки.

Уж дозорные поутру,

Миновали реку Туру,

Брызжет пеной Тобол в лицо

И теперь, сотни дюжих рук

Тянут в воду последний струг.

По ущелью плывет туман,

Тянет прелью с его седин …..

По звериной тропе один

На угрюмый, крутой шихан

Поднимается атаман.

Он высок и широк в плечах,

Удаль светится в карих глазах,

Черны брови у Ермака,

Легок шаг, тяжела рука,

Но как пенная в речке вода,

Закипает в усах седина.

И прощается он с рекой,

Что серебряною дугой

У подножья горы легла,

И лесами на склонах гор,

Где еще не гулял топор

И людская нога не была.

Посмотрел атаман кругом, снял он с барлицего челом:

«До свиданья, река

Ты нас светлой водой поила,

Как гостей дорогих угощала,

Тихострунной волной встречала.

Ты не прятала лихих врагов

За утесами берегов.

Дала нам вволюшку отдохнуть,

На Сибирь указала нам путь, —

И за то тебе наш поклон».

Ответ: река Тагил.

Б. Притоком, какой реки является река Тагил?

Ответ: реки Тура.

Река Тагил является притоком реки Туры. В Свердловской области нет ни одной реки, которая по длине могла соревноваться с Турой. Она тянется на 1025 км и выходит за пределы нашей области. Длина одной реки Туры всего лишь вдвое меньше железнодорожного пути от центра Урала до столицы нашей Родины. Четыреста лет назад через верховья Туры прошла дружина легендарного Ермака. Ермак начал свой путь с Камы от Орла — города. В больших стругах и ладьях ратники спустились по Каме до устья Чусовой. Затем по Чусовой и реке Серебрянке поднялись до притока Туры — реки Баранчи. Здесь и сейчас еще сохранились остатки бывшего Кокуй городка

где, по преданию, дружина Ермака зимовала. Теперь это место называют Ермаковым городищем. Весной Ермак со своими воинами двинулись дальше. Труден был путь через дремучие леса, мелководные и быстрые реки. Дружинники прорубали просеки в сплошных зарослях. Устраивали временные плотины, натягивая поперек русла на мелководных речках просмоленные полотнища. Когда накапливалось воды достаточно, чтобы провести струги, переводили их на другой берег. Так достигли еще одного притока Туры — реки Тагил. Затем спустились к Туре. А по ней к Тоболу и Иртышу. Ермак Тимофеевич открыл дорогу в Сибирь. Тура и ее притоки (Баранча, Тагил) стали этой дорогой. Более полутораста лет этой дорогой ездили на восток путешественники и торговые люди Московии и Нижнего Новгорода. Они добывали в Сибири меха, драгоценные камни, рыбу. Река Тура и ее берега таят не одну тайну. Недавно там были обнаружены клыки

саблезубого тигра и зуб мамонта, останки акулы.

В. Назовите малые реки нашего города, впадающие в реку Тагил.

Ответ: Большая и Малая Кушва, Леба, Вязовка, Руш,…

Г. Назовите питьевые источники нашего города Нижний Тагил.

Ответ: Верхне-Выйский пруд, Черноисточинский пруд, артезианские скважины.

Д. Назовите самый большой в Тагиле пруд.

Ответ: Тагильский пруд.

Ведущий: проверяем. Выберите табличку со словом из высказывания или жетоны. Результат разместите на ключе.

Ведущий: только, что я получил «СЕКРЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ» Используя шифр, отгадав слово, вы сможете приступить к выполнению следующего задания.

Wunкldjvzаuenquрxтzasjg

Ответ: карта

Задание 4. «Природные феномены голубого ожерелья Тагила»

А. Назовите самый большой в Свердловской области пруд, являющийся памятником природы. Это гидрологический, ботанический, историко-литературный памятник. Находится примерно в 20 км. от нашего города в юго-западном направлении. Когда — то это было озеро, но более 240 лет назад в густые, непроходимые леса вокруг этого озера пришел мастер по постройке плотин Злобин. И вместе с работными людьми построили они небольшую плотину. (1729г.). Воды этого пруда использовались на железоделательном и чугуноплавильных заводах Никиты Демидова. В настоящее время пруд является питьевым источником.

Ответ: Черноисточинский пруд, площадь 30 км. кв. Воды в нем 100 млн. м. куб. Под пологом леса вокруг пруда встречаются редкие охраняемые растения: медуница лекарственная, различные виды ветрениц, купальница европейская и другие. По берегам пруда встречаются: кубышка желтая, кувшинка белая.

Б. Неизгладимое впечатление оставляет у человека первая встреча с этим озером. Окружающий его со всех сторон лес внезапно расступается, и внизу, словно в глубокой чаше, блестит водная гладь, красивая и очень загадочная. Местные жители и любители природы пытались измерить глубину озера, но так и не смогли достичь до дна отсюда, вероятно, и пошло название этого водоема карстового происхождения. Вода совершенно прозрачная. Дно

покрыто деревьями, которые обрушились вместе с поверхностными слоями почвы в результате карстового провала. Высшая водная растительность представлено бедно, так как озеро почти зарастает, зато богато развита жизнь планктона. Из рыб встречаются окунь, щука, в большом количестве — гольян, мелкая прожорливая рыбешка. Назовите этот памятник природы.

Ответ: Озеро Бездонное.

В. К какому термину относится следующее определение и в качестве примера назвать четыре гидрологического памятника природы пригородного района. «Избыточно увлажненный участок земли, на котором происходит накопление неразложившегося органического вещества, важного компонента природной среды участвующий в гидрологическом и биологическом балансе территории.

Ответ: болото. В окрестностях нашего города подлежат охране четыре болотных массива – памятников природы.

Северка, Паклинское, Морошечное, Шайтан. На всех болотах произрастают лекарственные растения, на глубине 2-3 метров залегает торф.

Ведущий: проверяем. Выберите табличку со словом из высказывания или жетоны. Результат разместите на ключе.

Ведущий: Для выполнения следующего задания посмотрите на слайд презентации и по подсказкам определите его суть. Выполните задание. Результат разместите на ключе.

Задание 5. «Тагильские самоцветы».

Ведущий: «Самоцветы» — это все то, чем мы богаты: и чудесная природа и недра; пруды и реки; чудесные песни и великие дела; и, конечно, люди. Это они заставили сверкать Нижний Тагил всеми гранями своих самоцветов.

А. «Тагильские самородки» или Главные силы Тагила.

Кто этот талантливый изобретатель, выходец из крепостных Выйского завода поистине универсальный мастер — создатель следующих изобретений:

водоотливной и грузоподъемной машины, прокатного стана непрерывного

действия, астрономических часов (экспонируемых в Нижнетагильском музее

горнозаводского дела, они показывают восход и заход Солнца, фазы Луны, год, месяц, число; часы наигрывали 6 мелодий и действующая модель «молотовой фабрики» где каждые три часа двигалась возле плавильного горна автоматическая фигура причного мастера), музыкальных дрожек, экспонируемых в Эрмитаже. (Они имеют верстомер — прообраз современного спидометра, с механическим органом с записью 22 мелодий, звон колокольчика отмечал каждую версту).

Ответ: Егор Григорьевич Кузнецов – Жепинский.

Б. Демидовский крепостной вошел в историю Тагила как выдающийся гидротехник. «….он, несомненно, богат от ума и таланта…….Прекрасно знает технику провешивания, початки геометрии, геодезии, механики, даже гидрометрии, строительное дело…….» (М. С. Шагинян). Этот крепостной построил канал, соединивший реку Черную с Черноисточинским прудом. Нижнетагильские заводы получили необходимую гидроэнергию. Эта гидросистема сохранилась и действует до нашего времени.

Ответ: Клементий Константинович Ушков.

Ведущий: проверяем. Выберите табличку со словом из высказывания или жетоны. Результат разместите на ключе.

Ведущий: представители команд выберите записку, в которой зашифровано место хранения конверта со следующим заданием:

Команда 1 — 1 ряд. Команда 2 — 5 ряд. Команда 3 — 7 ряд. Команда 4 – 9 ряд.

Задание 6. «Как водное сокровище города сохранить и в чистоте держать».

-Что нужно делать, чтобы не заниматься трудоемким процессом очистки воды?

Ответ: Прежде всего, не загрязнять водоемы различными видами отходов.

-Перечислите методы очистки сточных вод в нашем городе.

Ответ: Механические, химические и биологические.

-Какие сооружения, предназначенные для очистки жидких стоков, работают в нашем городе?

Ответ: Западная система очистных сооружений, Восточная система очистных сооружений, отстойники.

-Перечислите основные этапы работы очистных сооружений.

Ответ:1.Механическая очистка: отстаивание; очистка с применением песчаных фильтров или фильтров из песка и гравия.

2.Воздействие химическими веществами или электрическим током.

3.Биологическая очистка.

-Назовите простейшие способы экономии воды (не менее 4 литров).

а). Использовать безопасные виды мыла или СМС (вместо содержащих фосфаты),

б). Установить разбрызгиватели на краны — они экономят 50 % воды;

в). Не давать воде течь зря (чистить зубы, используя стакан для воды, мыть посуду с помощью тазика и т.д.);

г). Надо аккуратно обращаться с красками, лучше использовать водоэмульсионные краски: масляные, если их выливать, загрязняют грунтовые воды.

Ведущий: проверяем. Выберите табличку со словом из высказывания или жетоны. Результат разместите на ключе.

IV этап

Заключительный

Ведущий: Подсчитайте жетоны, обменяйте на табличку со словом, разместите на ключе. Определяются победители.

Ведущий: «…Рек незначительных нет! Надо беречь каждый ключик, каждый ручей. Только так можно сберечь радость, которую нам дают текущие воды, и возможность в любую минуту утолить жажду. Ибо нет на земле напитка лучшего, чем стакан холодной чистой воды. Песков В.В.

Список литературы

1.Асланиди К. Б. Экологическая азбука для детей и подростков.

М: МНЭПУ . 1995.

2. Архипова Н.П. Юному географу. Свердловск: 1983.

3.Гомжина С. И. Прушинская Н.М. Вернигор Р.А. Экологические проблемы Нижнего Тагила и его окрестностей. Н-Тагил. НТГПИ. 1993.

4. Котина Г.М. С легкой руки Гумбольдта. Альманах Тагильский краевед.

Нижний Тагил. Свердловск. 1992.

https://nauka.club/literatura/stikhi/o-vode.html

https://zagadki-dlya-detej.ru/zagadki-pro-vodu/

https://rosuchebnik.ru/material/ekologicheskiy-kvest-vmeste-yarche—25979/

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №30 «Снегурочка» г. Альметьевска»

Квест – игра по экологии

на тему: «Вода — источник жизни»

(подготовительная к школе группа)

Альметьевск, 2019 г.

Цель: совершенствовать представления детей о воде и ее значении в жизни всего живого планеты Земля.

Программные задачи:

Актуализировать знания детей о свойствах воды посредством использования квест технологии;

Продолжать формировать предпосылки универсальных учебных действий детей, дать возможность применить на практике, ранее полученные знания о воде и её значении в жизни всего живого планеты Земля;

Реализовать умение самостоятельно в ходе экспериментальной и игровой деятельности, находить ответы вопросы поискового характера;  

Формировать мотивационно-коммуникативные навыки, умение работать в команде, умение правильно формулировать и доказывать (при необходимости) правильность своих убеждений;

Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;

Воспитывать бережное заботливое отношение к воде, осознавая необходимость ее беречь.

Методы и приемы: 

Словесные: вопросы по теме, рассуждения.

Наглядные: рассматривание.

Практические: «квестигра» экспериментальная деятельность «Фильтрация воды». Игровые: дидактическая игра «Кому нужна вода?»

Материал и оборудование:

Демонстрационный материал: конверт с письмом и маршрут движения.  Звуки воды: ручья, моря. Модели деревьев, декорация  «Пруд черепахи Тортилы» (грязный и чистый), декорация «Природа возле пруда».

Раздаточный материал:  Круги из картона для рисования запрещающих знаков по 1шт. на каждого ребенка,  Оборудование к экспериментальной деятельности: пластмассовые прозрачные стаканы по 4 шт. на каждого ребенка, воронки, фильтры (кусочки ткани, марля, ватные диски) по 1шт. на каждого ребенка, подносы по 1шт. на каждого ребенка, влажные салфетки.

Словарная работа: активизировать словарь детей словами: лаборатория, стерильность, исследование;

Предварительная работа:  Эксперименты с водой «Свойства воды» «Как растения пьют воду»».  Беседа «Кому нужна вода?» Рассматривание энциклопедий. Разучивание пальчиковой игры «Ехал грека через реку»

Ход НОД

Воспитатель: Добрый день. Ребята сегодня мы с вами поговорим о воде. Экологический праздник День воды во всем мире стали отмечать сравнительно недавно. С 1993 года он получил широкую известность. История праздника дня Воды началась в Рио-де –Жанейро. Именно там проходила конференция ООН на тему окружающей среды. Участники конференции приняли решение учредить праздник – День воды, чтобы люди не забывали, что без воды жизнь на планете будет невозможна. Дату 22 марта выбрали для Международного дня водных ресурсов. С тех пор ассамблея ООН ежегодно в День воды обсуждает глобальные темы, связанные с этим во всем мире.

(раздается стук в дверь)

Воспитатель: Ой слышите кто- то стучится?

(забегает ребенок сорока-белобока и заносит письмо)

Воспитатель читает письмо от черепахи Тортилы.

Здравствуйте ребята! Пишет вам хозяйка пруда- черепаха Тортила.Совсем недавно у меня в пруду весело квакали лягушки — подружки, плавали рыбки — веселушки. По утрам распускались прекрасные кувшинки, звонко щелкали клювами цапли. Бобры строили свои хатки. Но пришла беда. Пруд стал очень грязным. Исчезли лягушки, а за ними и все остальные жители. Помогите, мне, пожалуйста, очистить пруд. Я очень надеюсь на вашу помощь!

— Вы готовы отправиться на помощь черепахе Тортиле?

Дети: готовы

Воспитатель: Я не сомневалась в вашей отзывчивости! А как вы думаете – что нам поможет выполнить все задания? (Дружба, смекалка, помощь друг другу, хорошее настроение)

— А у вас хорошее настроение? Я предлагаю вам выполнить гимнастику, которая поможет вам сосредоточиться и сделает ваше настроение еще лучше.

(дети выполняют движения под музыку)

Очень всем нужна вода

Делай раз, и делай два

Звери из ручья напились

Влево, вправо поклонились

Вместе на носочки встали,

Тучку лапками достали

Дождик вдруг полил с утра,

За работу нам пора.

Воспитатель: Ребята нам сегодня предстоит много трудится, и мы наверняка притомимся, что нам нужно взять с собой в дорогу?

Дети: воду, пить и т.д.

Воспитатель: верно, нам нужно взять с собой бутылочки с водой. Вот пожалуйста.

Объект №1 (Физкультурный зал 1 зона) «Спасите реку»

Воспитатель: Ребята для начала я предлагаю собрать пазл. Собрав ее, вы узнаете, кому и зачем нужна вода.

(Собрав картину, беседа по ней)

Воспитатель: Почему без воды нет жизни?

Ответы детей: Мы утром умываемся и чистим зубы. Для этого нужна чистая вода. Без воды не сварить обед, не наведешь порядок в доме. Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды – всего 3 дня.

Рыбы, растения, животные, все живое не могут жить без воды.

Воспитатель: Правильно, ребята! Человек не может жить без воды и людям воды требуется очень много. Без воды не сделаешь самых простых дел, воду ни чем не заменишь. И людям и животным и растениям нужна вода.

Воспитатель:Какая вода нужна для жизни?

Дети: Нет! Вода для жизни нужна чистая.

Воспитатель: Правильно ведь от грязной воды страдает все живое, засыхают растения на берегах рек и озер, погибают рыбы и птицы, болеют люди и звери. Вода для нас – источник жизни и от ее качества зависит наше здоровье.

(Воспитатель обращает внимание, на стрелки, которые ведут к другому обьекту. Дети перемещаются во 2 зону физкультурного зала и встречают черепаху Тортилу)

Черепаха Тортила: Здравствуйте ребята, давно я вас поджидаю, знаю что вы собрались мне на помощь. Вот посмотрите, рыбки находились в грязном водоеме. Я их вытащила из грязной воды. А чистой воды у меня нет. Что мне делать с этими рыбками? Как их спасти?

Дети: У нас есть бутылочки с чистой водой, давайте выльем эту воду в контеньер с рыбками и спасем их.

(Дети вылавливают рыбок сачком по цепочке и переносят в емкость с чистой водой)

Черепаха Тортила: Ребята вот рыбок вы помогли спасти, посмотрите сколько мусора возле нашего пруда. Куда же его деть?

Дети: Нужно собрать его и сортировать по контейнерам.

Затем собирают мусор возле водоема и сортируют по контейнерам.

Воспитатель:А что же нам сделать с этой водой?

Дети:Давайте попробуем ее очистить

Воспитатель:Только где мы ее очистим, и кто нам поможет?

Дети:В лаборатории

Воспитатель:Давайте сейчас обратимся в лабораторию, где нам помогут очистить воду? А как же мы найдем дорогу туда?

Дети: Вот стрелочки на стене давайте пойдем по ним.

(Воспитатель с детьми двигаются по указанным стрелочкам на стене к следующему объекту «Лаборатория»)

Объект №3 «Опыт «Очистка воды»

Возле объекта «Лаборатория» встречают лаборанты и предлагают детям надеть головные уборы и фартуки. Дети надевают спец. Одежду, проходят за лаборантами в лабораторию.

(Лаборанты обращают внимание на емкость с грязной водой)

Воспитатель: Посмотрите перед вами емкость с грязной водой

— Какая вода?  

Дети: грязная, мутная, с мусором.

Воспитатель:Хочу заметить, что эта вода из пруда, в которой живет Тортила.

— Ребята, вы помните, что в самом начале пути, мы обещали помочь Тортиле и очистить воду её пруда.

— Предлагаю подготовить наши руки.

Пальчиковая игра «Ехал Грека через реку»

Ехал грека через реку, (кисти сжаты в кулаки, обе руки делают

круг) Видит Грека – в реке рак, (Изображаем рака все пальцы прямые, а большие соединяются-расходятся с остальными)

Сунул Грека руку в реку, (Одну руку опустить вниз)

Рак за руку Грека цап. (Другой схватить опущенную руку)

Опыт 1:

Воспитатель:У вас на столах стоят стаканы с грязной водой. Как вы думаете, как в такой воде живется жителям водоемов?

Дети: Плохо, это вредно для их здоровья и т.д.

Воспитатель: Ребята, как на ваш взгляд, смогли мы очистить воду?

Дети: Да

Воспитатель: Поэтому мы эту воду будем фильтровать (очищать). Также у вас есть пустые стаканы, фильтры, воронки, бумажные салфетки, чтобы вытереть руки. Все это вам понадобится в работе. Ребята, все готовы?

Дети: Да

Воспитатель: А теперь внимание. Выполнять работу будете вместе со мной. Сначала мы воду будем фильтровать через сетку. Возьмите пустой стакан, вставьте в него воронку, а в воронку фильтр-сетку. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем грязную воду в чистый стакан.

Ребята давайте посмотрим фильтр, он стал грязный, на нем остались большие кусочки грязи. А вода стала чистой?

Дети: нет

Воспитатель: А теперь уберите использованный фильтр на тарелки. Попробуем профильтровать воду вторым способом.

Опыт 2:

Воспитатель:Возьмите воронку вставьте в пустой стакан, а фильтром будет у нас ткань. Вложите кусочек ткани в воронку. Профильтруем воду через ткань. Все ребята профильтровали?

Дети: Да

Воспитатель: Сейчас посмотрим на фильтр. Они стали грязными?

Дети: Да, стали.

Воспитатель: Правильно здесь и песчинки и соринки. Значит, этот фильтр лучше профильтровал воду, но вода еще мутная. А теперь профильтруем воду через ватные диски.

Опыт 3:

Воспитатель:Также в воронку вставим ватный диск, аккуратно не продавливаем. И фильтруем. И здесь на фильтре остались соринки? Посмотрите, вода стала чище?

Дети: Да, вода стала чище.

Воспитатель:Как вы думаете, почему вода стала чище?

Дети: Потому что ватный диск плотный. И не пропускает самые мелкие соринки.

Воспитатель: Конечно, этот ватный фильтр самый плотный, и не пропускает даже самые мелкие соринки. Вода стала чище?

Дети: Да

Воспитатель: Я тоже, как и вы считаю, что вода стала чистой!

— Посмотрите, и жители пруда вместе с черепахой Тортилой тоже так считают!

Черепаха Тортила: Молодцы ребята. Вы хорошо придумали, как очистить воду. Вода действительно стала чище.

Воспитатель: Ребята, чего нельзя делать, чтобы не загрязнять водоемы? (ответы детей)

— А вот и еще одно правило друзей природы!
«Чтобы не было беды,

Не мути в реке воды!»

(Лаборанты предлагают детям посмотреть видеоролик «Как очищают воду в больших сооружениях»

Воспитатель:Ребята вот мы с вами узнали как можно сохранить водоемы в чистоте и порядке.

Объект №3 «Нарисуй знак»

Воспитатель:Как же нам теперь других предупредить, что нельзя загрязнять водоемы, и разбрасывать мусор.

Дети:Нужно поставить запрещающие знаки и т.д

Воспитатель:Я предлагаю нарисовать знаки и потом расставить их возле пруда, чтобы больше не засоряли водоём.

Воспитатель:Ребята предлагаю нарисовать знаки как сберечь чистую воду?

(Дети берут карандаши и листы бумаги и рисуют знаки) затем снова возвращаются к водоему и расставляют знаки возле водоема)

Воспитатель:сегодня мы с вами узнали о том, как вредит мусор природе и человеку. Каждый человек на Земле, который любит нашу планету, природу, наш общий дом, постарается быть настоящим хозяином – заботливым, аккуратным, внимательным!

«Планета – общий дом!

Нам жить в одном кругу,

Идти в одном строю,

Летать в одном полете!

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинку на реке и клюкву на болоте!»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Экология буенча татарча сценарий балалар бакчасында
  • Электронный сценарий урока это
  • Экологическое право сценарий
  • Электронное периодическое издание звуки праздника
  • Эко праздник синичкин день