Экспликация сценария это

Что такое экспликация? Чаще всего под экспликацией понимается изложение режиссером своего видения сценария, синопсиса или заявки, его концепции содержания

Что такое экспликация?

Чаще всего под экспликацией понимается изложение режиссером своего видения сценария, синопсиса или заявки, его концепции содержания будущей картины и представление тех способов, при помощи которых он предполагает добиться желаемого творческого результата. На основании этого документа продюсеры, организаторы питчингов, инвесторы, руководители студий решают, насколько адекватно режиссер представляет себе реализацию будущего фильма и совпадает ли их общее видение картины. С другой стороны, экспликация помогает режиссеру наладить диалог со съемочной группой и донести до нее свой замысел. Собственно, экспликация и есть расшифровка режиссерского замысла. Причем ее создание — не только удел режиссера. Существуют также и операторские, изобразительные (от художника-постановщика) и звуковые (от звукорежиссера и композитора) экспликации. Этот документ создается в самом начале подготовительного периода, когда режиссер придумывает кино у себя в голове (как говорил Рене Клер: «Мой фильм уже готов — его осталось только снять»). 

Формат экспликации

Как правило, все экспликации пишутся в свободной форме, однако есть определенный список пунктов, которые желательно отразить в итоговом тексте.

1О чем история вашего фильма? 

Это самый важный вопрос, который можно разбить на несколько составляющих: основная идея, как будет развиваться действие, что является движущей историей, в чем драматургия картины, какова ее сверхзадача, в чем заключается основной конфликт. По сути это и есть ключевое описание вашего замысла (об оценке замысла своего фильма хорошо рассказывает Андрей Тарковский в «Уроках режиссуры»).

2В каком жанре снимается фильм?

Фантастическая трагикомедия, сентиментальный детектив, докудрама или привычный ромком — очень часто жанр имеет определяющую роль в решении продюсера взяться за вашу работу.

3Где происходит действие фильма?

Необходимо как можно полно описать предполагаемые съемочные объекты. Например, у вас заявлено футбольное поле — какое оно? Это большое поле с зеленым газоном, новенькими воротами и свежевыкрашенными заграждениями, или заросший стадион с поломанными трибунами? А может это вообще пыльный пустырь с вычерченной на земле разметкой и двумя палками вместо ворот? Если это улица, то какая она: оживленная или пустая, освещенная либо это темный тупик? То же самое касается и интерьеров, нужно четко представлять, что будет работать на вашу историю, а чего лучше избегать. Вплоть до понимания того, какого цвета будут обои в комнате главного героя, сколько окон, какой свет и что за мебель стоит у него дома. Не лишним будет указать время действия фильма — день или ночь, зима или лето, а также какие-то специфические погодные условия (проливной дождь, ясное солнце, закат и так далее).

Эскиз Алены Шкермонтовой к фильму «Возвращение» Андрея Звягинцева

Эскиз Алены Шкермонтовой к фильму «Возвращение» Андрея Звягинцева

Эскиз Алены Шкермонтовой к фильму «Возвращение» Андрея Звягинцева

Эскиз Алены Шкермонтовой к фильму «Возвращение» Андрея Звягинцева

Материалы к фильму «Елена» Андрея Звягинцева — Дом Владимира, Натура

Материалы к фильму «Елена» Андрея Звягинцева — Дом Владимира, Натура

4Каков стиль вашего фильма?

Назовите фильмы-референсы, которые совпадают по духу с вашей картиной и приведите несколько кадров для примера. На что будет похоже ваше будущее творение: на идеальные по композиции и наивные по духу картины Уэса Андерсона, на кислотные по картинке и откровенные по содержанию фильмы Гаспара Ноэ или же псевдодокументальные и ироничные работы Ульриха Зайдля? Может, вы вообще ориентируетесь на картины известных художников? С каким настроением выйдет зритель после просмотра вашего фильма (например, с ощущением счастья или со светлой грустью)?

Из экспликации к фильму «Елена» Андрея Звягинцева — картина Эдварда Хоппера «Комната в отеле», 1931 г.Из экспликации к фильму «Елена» Андрея Звягинцева — картина Эдварда Хоппера «Комната в отеле», 1931 г.

5Изобразительное решение вашего фильма (пересекается с прошлым пунктом)

Опишите атмосферу картины: 

  • цветовое решение (холодная или теплая гамма, ч/б или цветная, естественный или кислотный цвет и так далее;
  • тип камеры (DSLR, Red, Alexa или вообще GoPro, какая будет оптика);
  • движение камеры (ручная, штатив, стедикам, рельсы или кран); 
  • работа со светом (абсолютно естественное освещение, как в «Выжившем» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, или съемка в лаборатории в свете люминесцентных ламп);
  • особенности кадрирования и композиции (идеально выстроенная картинка или намеренное нарушение со смещением объектов); 
  • особенности монтажа (внутрикадровый, рванный или параллельный, характер переходов).

Не лишним будет описать, во что будут одеты ваши герои. Особенно если их одежда влияет на общее цветовое восприятие картины. Здесь также можно указать операторов и художников-постановщиков, которых вы хотели бы пригласить к себе на съемки.

6Звуковое оформление и музыкальное решение

Как вы планируете работать со звуком на площадке и на постпродакшне? Будут ли какие-то специальные звуковые эффекты? Какую музыку вы хотели бы использовать: приведите имена исполнителей и название композиций. 

7Актерский состав

Опишите типажи, характеры ваших героев, покажите их взаимосвязь и конфликты. Приведите dream-cast ваших актеров — кого из известных или знакомых актеров вы видите в качестве исполнителей этих ролей. Прикрепите несколько изображений разных актеров на одну и ту же роль.

Фотопробы к фильму «Елена» Андрея Звягинцева — Надежда МаркинаФотопробы к фильму «Елена» Андрея Звягинцева — Надежда Маркина

Объем экспликации

Какого-то фиксированного объема страниц у экспликаций нет, всё зависит от условий. На каких-то конкурсах или питчингах могу потребовать уместить всё на одной-двух страницах, а кому-то и 5-10 листов окажется мало. На одном из своих мастер-классов Никита Михалков рассказывал, что его экспликации обычно в три раза больше по объему, чем сценарий, так как он подробно описывает всё, что хотел бы получить по ходу съемок. Главная задача экспликации, по его мнению, в том, чтобы постоянно обращаться к ней, сверяться с планом, если что-то идет не так. Проверять, будет ли работать сцена в новых условиях (например, вместо солнца у вас идет дождь) и не противоречит ли это общей концепции фильма. 

Примеры режиссерских экспликаций:

  • Режиссерская экспликация 17 сцены из фильма «Утомленные солнцем 2» Никиты Михалкова.
  • Режиссерская экспликация новеллы «Купидон первого разряда» (реж. Сергей Буров), вошедшей в альманах Disney «Счастье — это…».
  • В качестве отдельного бонуса — режиссерская экспликация так и не поставленной оперы «Валькирия» Ларса фон Триера.

Другие виды экспликаций

Как говорилось в самом начале статьи, существуют и другие разновидности экспликаций, разработкой которых занимаются остальные члены съемочной группы. Как правило, они пересекаются с режиссерской экспликацией. Так, например, оператор-постановщик на основе раскадровки делает свою операторскую экспликацию, в которой он в литературной и схематической форме описывает изобразительное решение фильма (тональность, колористическое решение, тип съемки, ракурс, смена планов, освещение, композиция). Особенно это важно, если в фильме планируются визуальные эффекты, еще на этапе превизуализации тестируется оборудование и оптика, измеряется расстояние, фоны и размеры объектов. Подробнее о создании операторской экспликации, работе с драматургией света и цветовых решениях можно прочитать в книге «Профессия — оператор» (М.М. Волынец, 2008).

Пример операторской экспликацииПример операторской экспликации

Художник-постановщик создает свою изобразительную экспликацию, сопровождая ее эскизами костюмов, декораций и так далее. Он должен передать в своей экспликации композицию всего произведения, взаимосвязь между объектами и эпизодами, показать логику их развития. Задача художника в том, чтобы подчеркнуть драматургию сцен, раскрыть их художественный смысл и добиться стилевого соответствия. Подробнее об этом можно прочитать в книге Л.Б. Клюевой «Проблемы стиля в экранных искусствах».

Эскиз Андрея Понкратова к фильму «Левиафан» Андрея Звягинцева — Гостиная в Доме НиколаяЭскиз Андрея Понкратова к фильму «Левиафан» Андрея Звягинцева — Гостиная в Доме Николая

Звукорежиссер и композитор могут предоставить для режиссера свои звуковые экспликации, которые так же, как и операторские, создаются на основе раскадровки и отдельных сцен. Звукорежиссер уточняет для звукооператора характер шумовых объектов, которые нужно зафиксировать, в каких именно кадрах они должны прозвучать и где должны быть записаны (или же взяты из фонотеки). Композитор в своей экспликации указывает место и время звучания аудиокомпозиции, ее характер и состав оркестра.

Звуковая экспликация к фильму «Время, вперед!» Михаила Швейцера.  

Звуковая экспликация к фильму «Время вперед»

Звуковая экспликация к фильму «Время вперед»

Звуковая экспликация к фильму «Время вперед»

Звуковая экспликация к фильму «Время вперед»

Звуковая экспликация к фильму «Время вперед»

Звуковая экспликация к фильму «Время вперед»

Звуковая экспликация к фильму «Время вперед»

Звуковая экспликация к фильму «Время вперед»

Звуковая экспликация к фильму «Время вперед»

Звуковая экспликация к фильму «Время вперед»


Обложка: NeONBRAND

  • Что такое экспликация. Определения.

Экспликация (театр) — письменное сопровождение и объяснение режиссёрского замысла в условных обозначениях.(Википедия)
Экспликация (лат. объяснение, развертывание)
— Этап исследования, заключающийся в раскрытии сущности того или иного предмета, явления, — объяснение.
— Процесс развертывания, в результате которого, раскрывается содержание к. -л. единства, а его части получают самостоятельность и могут быть отличены друг от друга. (Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. — 4-е изд. -М.: Политиздат, 1981. — 445 с.)

  • Форма.

Экспликация пишется в свободной форме, несет в себе вашу индивидуальность. Никаких четких пунктов и правил, она не имеет. Как кто-то сказал: «Вы же режиссер! Самостоятельный человек. Не нужно допытываться всех, в какой форме ее нужно делать. Проявите свою оригинальность и включите свои мозги».

  • Для начала задание: представьте, что вы просто размышляете о пьесе, которую Вы будете ставить. И запишите свои размышления на листок.
  • Отдельное слово про обьем. Да, экспликация легко может превысить 15 страниц и даже дойти до 30 и более. Но, опять таки, четких рамок нет. Главное быть убедительным в разговоре о вашем разборе.

Помните, что главное в экспликации – это ваше видение. Можно сказать так: старайтесь отойти как можно дальше от общепринятого толкования произведения, старайтесь увидеть тот смысл, который еще никто не видел. Удивляйте, но удивляйте, пожалуйста, не бредом.

  • Далее я приведу примерный список вопросов, который можно себе задать.

(Ох, выражаю особую благодарность Полиночке, которая позволила мне написать сегодняшний пост, фактически не напрягая мой кипящий мозг). Помните, что это просто перечень вопросов. Эти вопросы могут быть в вашей экспликации, а могут и не быть. Могут быть в таком порядке, а могут быть совершенно в другом. Это не четкие пункты, а подсказка.

11

Режиссерская экспликация

ЭКСПЛИКАЦИЯ— происходит от латинского
«еxplicatio» − «развертывание» или
«разъяснение».

Экспликация фильма— изложение
режиссерского замысла произведения,
пояснение методов его реализации.

Главные вопросы, на которые даёт ответ
экспликация: что? ради чего? как
?

Режиссерская экспликация– письменный
документ, в котором РЕЖИССЕР в свободной
форме описывает свое художественное и
организационное видение фильма. Требуется
продюсером до заключения договора.
Продюсеру необходимо, чтобы его
представление о будущем фильме совпадало
с режиссерским видением.
Можно
придерживаться примерно следующего
плана режиссерской экспликации:

1. Идейно-тематическая направленность
фильма.  
2. Главный и дополнительные
конфликты. Их развитие.
(Все второстепенные конфликты подчинены
Главному и постоянно усиливают интригу.)3.
Персонажи и трактовка образов-характеров.

4. Характеристика эпохи.

5. Выбор мест съёмки и
характер декораций в павильоне.
6. Бытовая
характеристика фильма (вещи, одежда,
обстановка, реквизит).
7. Выбор актёров, характер
будущих проб.
8. Разъяснение
творческих средств и приёмов творческому
составу съёмочной группы: оператору,
художнику, композитору, звукооператору,
монтажеру)

9. Общая композиция картины (драматическое
построение, темп, ритм, мизансцена, план,
кадр, ракурс).

10. Принцип монтажа.

11. Художественно
— производственные задания членам группы
для успешной реализации сценария

• В
чем идея?
• Что играем? (Драматическое
Действие)

Персонаж
1

Персонаж
2

Персонаж
3

• По
каждой сцене

Главное
в сцене:

Три
акта: экспозиция, усложнение, катастрофа,

• Поэтому
мы будем снимать это следующим небанальным
образом…
• Поэтому выберем такие-то
съемочные объекты и сделаем в них
такое…
• Поэтому единственное
монтажное решение такое-то…
• А
съемочный процесс я организую так…

А трудности процесса преодолею этак

Режиссерская экспликация кинопроекта производства национального фильма. Форма n 2 (приказ минкультуры рф от 30.04.2010 n 253 (ред. От 28.07.2010))

Приложение
к
Порядку
и критериям отбора
организаций
кинематографии —
получателей
субсидий на производство
и
прокат национальных фильмов
Форма N
2
РЕЖИССЕРСКАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ
кинопроекта
производства национального
фильма
_____________________________________________
(название
фильма)
(Изложение режиссером-постановщиком
(режиссером) фильма своего видения
сценария
(синопсиса/заявки), его концепция
содержания будущей картины и
соображения
о тех способах, которыми он предполагает
добиться желаемого
творческого
результата)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Режиссер
фильма __________________

примеры
режиссерских экспликаций

Соседние файлы в папке Богун материалы

  • #

    13.02.201539.94 Кб178Книга2режиссерский сценарий образец.xls

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    13.02.2015135.17 Кб153ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ КПП Охота v3.xls

  • #
  • #
  • #

Экспликация режиссерского замысла спектаклей

Котляренко Н. М., преподаватель специальных дисциплин «Актерское искусство» «Комплекс «Колледж искусств – специализированная

школа-интернат для одарённых в искусстве детей имени Ермека Серкибаева»

Слово экспликация произошло от латинского «еxplicatio» — развертывание, разъяснение. Режиссерская экспликация — это разработка замысла будущего спектакля.

     Экспликация пишется в произвольной форме и носит личностный характер. Это размышления по поводу пьесы, ее действенный анализ, наброски мизансцен; характеристики персонажей; определение стиля и жанра, особенностей актерского исполнения; разработка решения спектакля во времени и пространстве. Представляю разработки режиссерского замысла спектаклей «Со всем уважением к автору» по пьесе В. Красногорова «Режиссер массовых зрелищ».

Валентин Самуилович Красогоров — российский драматург, прозаик, сценарист, теоретик драмы в своем творчестве поднимает актуальные темы современного общества. Пьеса «Режиссёр массовых зрелищ» представляет жанр трагикомедии, и обнажает проблему коррупции.

Разработка режиссёрского замысла спектакля «Со всем уважением к автору», по пьесе В.Красногорова «Режиссёр массовых зрелищ»:

Тема, как проблема спектакля: коррупция

Идея спектакля: жизнь на продажу

Основной конфликт проходит внутри личности.

Сквозное действие: организация похорон

Событийный анализ:

исходные предлагаемые обстоятельства, первый конфликтный факт – приглашение режиссёра на репетицию предстоящих похорон

исходное событие, завязка — режиссёр начинает репетицию

ведущее событие – торги за место в эфире

второй конфликтный факт – предстоящие выборы

центральное событие – покупка режиссёра

основное событие – жизнь на продажу

третий конфликтный факт – «покойник» не умер

финальное событие, кульминация – торги за свою жизнь

четвёртый конфликтный факт, развязка — гибель деятеля оппозиции

Сверхзадача спектакля: стойкое отвращение к грязным политическим играм

Жанрово-стилевое решениеспектакля: трагифарс

Художественная и психологическаяконцепция образов действующих лиц. Определение «зерна» роли каждого персонажа:

Режиссёр – Внешняя характерность: крепкая на вид женщина, неопределённых лет, с мужскими замашками. Ходит и разговаривает развязно, в голосе постоянно слышны командные нотки не привыкшего к сопротивлению человека. Мешковато сидящая одежда не особо заботящегося о внешнем виде человека. Внутренняя характерность: презрение к окружающим, снобизм. Темперамент – холерик. Сквозное действие: творит шедевр. Сверхзадача: за короткое время «срубить большие бабки». «Зерно» роли: «Признанный гений».

Консультантка – Внешняя характерность: худая, миловидная молодая особа. Хорошо сидящий офисный костюм, с юбкой позволяющей видеть стройные ноги. Модные очки. Не смотря на высокие каблуки туфель, ступает мягко. Внутренняя характерность: мягко стелет – жёстко спать. Темперамент – сангвиник. Сквозное действие: устранение препятствий. Сверхзадача: похороны завтра, во что бы то ни стало. «Зерно» роли: серый кардинал.

Женщина – Внешняя характерность: смазливая, на первый взгляд глупая молодая девушка. Откровенные наряды, вызывающе развязная речь, вкрадчивые движения. Внутренняя характерность: себе на уме. Темперамент – флегматик. Сквозное действие: обезопасить себя. Сверхзадача: выбиться вперёд. «Зерно» роли: кошка.

Мужчина — Внешняя характерность: подтянутый, деловой, сдержанный в движениях. Внешняя безупречность. Любимая поза – защитник футбольных ворот. Внутренняя характерность: холоден, расчётлив. Темперамент – сангвиник. Сквозное действие: обезопасить себя. Сверхзадача: остаться «на коне». «Зерно» роли: чёрный человек.

Сценография: студия звукозаписи.

Музыкальное оформление: шумовые эффекты записывающих устройств

Зримый образспектакля: плакат: Все на выборы

Экспликации составляются как на весь фильм, так и на каждую сцену по отдельности. Их делает не только режиссер, но также оператор, художник-постановщик, иногда композитор (если фильм музыкальный).

Как должно быть: Технология такова:

• Каждый из озвученных специалистов читает литературный сценарий. Совместно его обсуждают, – каждый с позиции своих проф. качеств.

• По прошествии некоторого времени каждый представляет на суд коллег свою экспликацию. Вновь обсуждение и утряска каких-то спорных моментов.

• На основании всех полученных экспликаций – режиссер пишет свою (генеральную) экспликацию.

• Режиссерская экспликация распечатывается и раздается каждому участнику киногруппы, включая дольщиков и повара. Все аплодируют режиссерской гениальности и данный документ всегда у каждого члена группы должен быть перед носом. Как Святое Писание, ныне и присно! Самому же режиссеру свою экспликацию – желательно выучить наизусть.

• На основании генеральной экспликации – режиссер пишет экспликацию к каждой сцене режиссерского сценария.

* * *

Экспликация – это видение фильма сквозь призму своей специальности. Не является официальным документом, но крайне необходима творческому костяку киногруппы.

* * *

Художник-постановщик описывает декорации – их масштаб, иногда конкретные детали, упор на определенные цвета, степень яркости. К описаниям прилагаются эскизы оформления и цветового решения тех или иных сцен.

Рис. 56–58. На фото: убранство стриптиз-клуба, описанное художником в экспликации ниже.

Выдержка из экспликации художника: «Стриптиз-клуб. По одной стороне стоят 4 статуи известных ист. персонажей, в пикантных позах. Между статуями три двери – ведущие в приват-комнаты. Все оформлено дорого и со вкусом.

У зрителя должно создаться ощущение сказки «1001 ночь» – с поправкой на современность, при виде данной обстановки.

Статуи делаем из папье-маше, убранство приват-комнат – отдельные локации».

* * *

Оператор составляет некий план съемки, где очерчены методы съемки, её цветности, длина и степень плавности кадров… Оператор – это главный визуализатор, поэтому (как правило) он больше свою экспликацию рисует, нежели пишет.

Рис. 59–61. На фото: иллюстрации съемки, описанной оператором в экспликации ниже.

Выдержка из экспликации оператора: «Метод «Концертной съемки» с охватом всего зрительного зала (постепенно «Наращиваем массу зала»)».

* * *

Композитор дает характеристику каждому треку – для понимания того, какая мелодия где звучит.

Рис. 62. На фото: визуальный облик гробовщиков, чья муз. тема описана в экспликации ниже. От их внешнего вида и танцует музыка.

Выдержка из экспликации композитора: «Песня Гробовщиков» – из серии «чёрный юмор», где Гробовщики – порхая между своими гробами – подобно балетунам, рассказывают убитому горем Герою все прелести своих гробов. «Песня Гробовщиков» разрывает между собой красивую, но тяжелую «Вырываю Сердце».

* * *

• Режиссер параллельно пишет свою экспликацию.

Рис. 63. На фото: один из постеров к/ф, анимационные кадры коего показаны выше.

+ эта история описана у режиссера Андрея Ангелова ниже.

Выдержки из режиссерской экспликации: «История не имеет четких жанровых рамок, это Смесь Жанров. Нам важно её подать без разбросов в крайности: резко не кидаясь от черного юмора к иронии, и от экшна в лирику. А плавно переплетая все жанры в Единое Органичное Целое…

…атмосфера делится на две большие составляющие: яркая мюзикловая и приглушенная атмосфера реального времени…

…У нас ок. 50 героев, включая эпизоды. Портретные характеристики прилагаются отдельным списком…».

* * *

Как есть по факту: Режиссер пишет один свою экспликацию:

Здесь режиссер наблюдает историю сквозь свою личную призму. И только через свою личную призму! Сам рисует эскизы, сам кумекает по цветовым решениям и музыкальным темам, сам считает примерное кол-во скриншотов и определяет методы операторской съемки.

«Главная задача режиссерской экспликации – это

погрузить «заинтересованных лиц» в фильм.

Уже не сценарно, а режиссерски».

После того, как экспликация сделана – она сводится в Единый Word-Файл длиной 10–20 страниц, где записи соседствуют с рисунками, фотографиями актеров, возможно, какими-то пробами грима и костюмов, кадрами раскадровки… Отдельные особо удачные рисунки/фото распечатываются отдельными плакатами.

Параллельно делается видеоверсия, куда включается всё описанное, длиной 3–5 минут.

«Экспликация должна быть написана простым языком, без жонглирования спец. терминологией. И побольше картинок!».

И далее экспликация презентуется инвесторам. Ты приходишь и подобно ученику на экзамене – рассказываешь инвесторам о проекте, наглядно демонстрируя материалы. Именно так случилось перед запуском фильма «Мумия». Режиссер С. Соммерс написал 18-страничную экспликацию будущего фильма, презентовал инвесторам, и на проект выделили $80 млн.

«Любой инвестор – это такой большой ребенок, который ждёт от режиссера сказку».

* * *

Помимо генеральной экспликации – режиссер пишет экспликацию каждой режиссерской сцены. Такая экспликация – это режиссерской логлайн каждой сцены. Здесь рисуется атмосфера и художественно-драматургические особенности каждой сцены.

Рис. 64. На фото: иллюстрация экспликации ниже. Кинопробы Игроков.

к/ф «Театр мистера Фэйса» (пилот):

Сц. № 1 ЭКСПЛИКАЦИЯ. «Показываем на 80 % Фэйса, по 10 % Принца и Игроков. Закрепляем в сознании зрителя Образ Фэйса, а Игроки/Принц – как «материал, сопутствующий сюжету. Световое решение выдержано в блеклых тонах»!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Эйфория сценарий сериала
  • Экспликация сценария пример
  • Экологический праздник день леса
  • Эйфория организация детских праздников
  • Эксперты назвали четыре сценария развития ситуации на украине