Элементы сценария презентации

Этапы создания убедительного текста и типовой шаблон структуры

Как написать сценарий презентации?

Последнее обновление: 31 октября 2019
Время чтения: 5 минут

Зачем писать сценарий к презентации? Это вам кино что ли?

Хорошая презентация, как и любой фильм, начинается на бумаге или в текстовом редакторе. В основе — работа со смыслом, и Пауэрпойнт здесь только помешает. Мозг генерирует идеи в хаотичном порядке. Если выгрузить поток мыслей сразу в слайдовый конструктор, получатся перегруженные информацией слайды, путаная логика и головная боль для зрителя.

А на бумаге или в текстовом редакторе проще думать. Вы не ограничиваетесь пространством слайда, набрасываете идеи в том порядке и количестве, в котором они приходят. Структурируете результат и оставляете только суть.

Прочитайте нашу статью об алгоритме создания презентации, чтобы понять, какое место в процессе занимает сценарий. Спойлер: это фундамент вашего рассказа. Если основа прочная, то мысль донести удастся. Если нет — презентация получится ни о чём, каким бы классным ни был дизайн.

Работа со сценарием проходит в три этапа:
1. Составьте структуру — логику вашего рассказа.
2. Пропишите тезисный план — идеи по каждому блоку.
3. Подберите аргументы — доказательства ваших идей.

Я не знаю, с чего начать презентацию. Есть типовой шаблон структуры?

Как и в фильмах, в сценариях презентаций есть введение, основная часть и заключение. Вместо кульминации — проблематика презентации. Типовая структура поэтапно отвечает на вопросы, всплывающие в голове зрителя по ходу рассказа:

1. Введение: заручитесь вниманием и доверием зрителя. Заявите тему. Представьтесь, кто вы такой и почему вас стоит слушать в этом вопросе. Дайте краткое содержание презентации и тайминг.

2. Проблематика: погрузите в ситуацию и объясните, почему проблема стоит внимания в картине мира аудитории. Расскажите, почему так произошло и что будет, если проблему не решить — катастрофа, конечно. А если решить, то большой куш.

3. Решение: дайте логику рассуждения и опции. Сравните варианты, сформулируйте ваше решение. Приведите аргументы, почему решение хорошее. Обоснуйте аругменты доказательствами — экспертным мнением, статистикой, фактами, историями.

4. Заключение: резюмируйте то, о чём говорили. Подведите итог, сформулируйте дальнейшие шаги, чтобы реализовать решение. Призовите аудиторию сделать первый шаг.

Структуру можно оформить любым способом: заметки, стикеры, интеллект-карты. Когда есть каркас истории, можно приступать к тезисному плану.

Тезисный план — это ещё что такое?

Набор ключевых мыслей презентации. Суть, которая понятна даже без слайдов. Сформулируйте в формате заголовков главные идеи по каждому блоку: введению — проблематике — решению — заключению. Только не пишите «Резюме» или «О компании», добавьте в заголовок пользы, чтобы презентация читалась по шапкам даже без основного текста.

Что не так с заголовками типа «О компании»? Все так делают.

Есть два типа заголовков: назывные и смысловые. Заголовки типа «О компании», «Обзор рынка», «Прогноз» — назывные. Они не сообщают зрителю ценность и лишь в общих чертах задают тему слайда. Остаётся только догадываться, какую мысль хотел донести автор, продираясь через текст и путаные графики.

Настоящая задача заголовка не создать интригу, а отразить суть слайда, чтобы аудитория поняла главную идею, даже не читая основной текст. Позаботьтесь о зрителе, напишите смысловые заголовки. Вместо «Способ применения лекарства» — «Пейте 2 раза в день после еды». Тогда можно не переживать, что аудитория упустит важные детали, или сделает выводы, в которых вы не заинтересованы.

У меня есть структура и набор тезисов. Что дальше?

Подберите к своим идеям аргументацию, которая сделают её убедительной. Выстройте перед зрителем логичную цепочку рассуждений — от общего к частному.

У вас есть тезис. Например: заниматься спортом полезно. Подберите к тезису аргументы: регулярные занятия укрепляют иммунитет и улучшают сон. Обоснуйте аргументы рациональными доказательствами — статистикой и фактами. Или эмоциональными — примерами и кейсами. Допустим, так: исследования центра по изучению сна показывают, что люди, занимающееся спортом, спят крепче в 2 раза и высыпаются.

Забудьте пока о нём. Он не поможет написать внятный сценарий, подобрать аргументы для зрителя, объяснить идеи просто и убедительно. Лучшие помощники: ручка и блокнот или текстовый редактор. Смотрите подборку полезных инструментов для написания сценария на do.esprezo.

Прочитайте другие ответы на популярные вопросы о презентациях и выступлениях

Кстати, а вы кто такие, чтобы меня учить?

ask.esprezo.ru — проект презентационного агентства и образовательной компании esprezo. В карточках мы делимся своей экспертизой, чтобы презентаций, которые понимают, стало больше.

Создаём презентации, готовим спикеров
к выступлениям и учим тому, что практикуем.

Презентации и выступления для крупных и быстро-растущих компаний.

По презентациям, выступлениям и письменным коммуникациям.

2,1 млн уникальных
пользователей

Посмотрели наши бесплатные
образовательные материалы.

Основу
любой хорошей презентации, конечно же,
составляет хоро­ший сценарий. Именно
он образует своеобразный каркас, на
кото­ром строится все представление
материала, — чем удачней сценарий, тем
эффективнее будет презентация. Но прежде
чем приступать к созданию сценария,
нужно решить, какой аудитории адресована
данная презентация, какую информацию
вы хотите представить, а также определиться
со способами ее представления и
распростране­ния. Ответив на
перечисленные вопросы, вы должны
разработать схему сценария и детально
ее проработать. И только после этого
можно приступать к созданию собственно
сценария.
Важно
предусмотреть на этапе планирования
возможность после каждого крупного
этапа разработки пересматривать
презентацию с учетом того, как она была
воспринята аудиторией (т.е. реализовать
обратную связь). Таким образом, процесс
создания сценария презентации включает
три основных этапа: вопросы, схема,
обсуждение.

Вопросы
заключаются
в установлении цели, задач и необходимых
средств презентации. Ниже приведены
два примерных списка вопросов для двух
различных категорий клиентов — агентов
по продажам и инженеров-специалистов.

Аудитория
— агенты по продажам

Характеристика
аудитории.

Дополнительные сведения о предпо­лагаемой
аудитории.

Степень
подготовленности аудитории: насколько
хорошо разбираются в технике агенты по
продажам, которым адре­сована данная
презентация. Чем можно заинтересовать
слушателей? Какую пользу может принести
информация, содержащаяся в презентации?

Численность
аудитории.

На какое количество слушателей рассчи­тана
презентация: на одного человека или на
большую группу?

Цель
презентации.

Какой эффект должна, по мнению заказчика
иметь данная презентация? Какую цель
вообще ставит перед собой ваш заказчик?
Какое влияние должна оказать данная
презентация на работу агентов по
продажам? Где и как, по мнению заказчика,
агенты должны использо­вать информацию,
представленную в презентации?

Информация
о конкурентах.

Информация о фирмах — производителях
конкурирующей продукции и о выпускаемых
ими товарах. Каковы преимущества
представляемых изделий перед их рыночными
аналогами? Какие свойства продукции
данной фирмы должны обеспечить ей успех
на рынке? Цена. Функциональные возможности.
Степень популярности торговой марки
фирмы. Информация о совместимости и
преемственности различ­ных моделей
выпускаемых устройств. Сведения о
системе послепродажного сопровождения
про­дукции.

Характеристики
товара.

Информация о назначении предлагаемо­го
изделия, правилах его эксплуатации и
свойствах.

Выгодность
товара.
Какие
выгоды может получить потребитель от
покупки предлагаемого товара.

Характеристика
потребителя.

Что можно сказать о типичных потребителях
предлагаемой продукции: Являются ли
они производителями продукции? Собираются
ли они использовать данный товар для
научных исследований? Какой из факторов
для них важнее — цена или высокий уровень
производительности, который обеспечивает
предлагаемая продукция? Какие модели
или товары уже используют в своей
производственной деятельности ваши
потребители? Пользуются ли они услугами
вашей фирмы в настоящее время или
являются потенциальными клиентами?

Области
применения предлагаемой продукции.

Предполагаемые области применения
данного товара или услуги. Список
областей применения.

Наличие
товара.

Сведения о наличии товара. Дата поступления
товара в продажу.

Совместимость.
Информация о совместимости данного
изделия с другими изделиями этой фирмы.

Информация
по заказам.

Включает следующие пункты: Номера
партий. Цена. Процедура заказа. Сроки
выполнения.

Поддержка
и сопровождение.

Информация об имеющихся средствах
поддержки и сопровождения товара в
процессе его эксплуатации.

Аудитория
— инженеры-специалисты

Характеристика
аудитории.

Информация о специализации инже­неров,
для которых предназначена презентация,
и о степени подробности изложения
материала. Уточните, должна ли пре­зентация
носить обзорный характер или же ваш
заказчик хотел бы получить полный курс
обучения для своих сотрудников.

Численность
аудитории.

На какое количество слушателей рассчи­тана
презентация: на одного человека или на
большую группу?

Цель
презентации.

Какие цели ставит перед собой заказчик?
Какое влияние на работу инженеров должна
оказать данная презентация?

Сопутствующая
техническая информация.

Сделайте набросок блок-схемы или схемы
работы изделия. Изображение этой схемы,
равно как и других чертежей, вы можете
включить в свою презентацию.

Основное
содержание презентации.

Попросите заказчика дать обзор технических
характеристик изделия, чтобы получить
пред­ставление об изделии. Узнайте,
на что еще следует обратить внимание,
какие свойства товара, по мнению
производителя, являются важными и о
каких следует упомянуть особо. В таких
презентациях можно широко использовать
копии спецификаций, руководств и другую
относящуюся к делу техническую
документацию.

Краткая
информация о потребителях.

Как инженеры должны использовать ваш
продукт? Каким образом они могут встроить
его в свои системы? Как можно применять
данный продукт?

Средства
поддержки.

Перечень средств, предназначенных для
того, чтобы помочь инженеру использовать
продукт с большей эффективностью.

Обучающие
курсы и другие средства поддержки.

Какие имеются курсы обучения по работе
с данным продуктом и другие средства
поддержки: Документация. Обучающие
курсы. Техническая поддержка.

Схема
является необходимым этапом при
разработке презентации. Схема должна
отражать подробную структуру будущей
презентации и соответствовать требованиям
заказчика. Полезно создать такую схему
в виде последовательности кадров, т.е.
так называемую «раскадровку».
Костяк вашей схемы должен состоять из
трех основных блоков:

Начало.

  • Презентацию,
    адресованную торговым агентам,
    рекоменду­ется начинать с краткого
    информационного сообщения о товаре.
    Не забудьте упомянуть о прибыли, которую
    можно получить от его реализации.
    Сделайте краткий обзор основ­ной
    части презентации.

Основная
часть.
Должна
включать описание предлагаемой про­дукции
и предложения по стратегии продаж.

  • Основная
    часть презентации должна быть посвящена
    опи­санию назначения и свойств товара,
    а также вопросам его эксплуатации.
    Можно дать рекомендации о том, как лучше
    представить информацию о товаре
    потенциальному покупа­телю, на какие
    преимущества предлагаемых образцов
    товара по сравнению с существующими
    аналогами следует обра­щать особое
    внимание, какие категории потребителей
    являются наиболее перспективными,
    какой выигрыш получат покупатели от
    приобретения данного товара и т.д.
    Следует коснуться и вопросов, связанных
    с оформлением сделок.

Заключительная
часть.

  • В
    завершение можно еще раз кратко
    остановиться на свой­ствах предлагаемой
    продукции и предполагаемой прибыли от
    ее реализации, коснуться вопросов
    послепродажного со­провождения
    товара, а затем перейти к демонстрации
    заклю­чительных слайдов.

  • Заключительные
    слайды — краткое резюме всей презентации.
    За ними обычно идет слайд с «призывом
    к действию», т.е. предложение заняться
    реализацией предла­га­е­мых
    изделий или услуг. В завершение можно
    дать общий обзор деятельности ком­пании
    и продукции, которую она производит.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

«Trello»

Если вы привыкли к линейному мышлению, а творческие и рисованные техники вам не подходят, попробуйте сервис Trello. Ну, а если вы любите чек-листы и обожаете (как я) вычеркивать сделанное, то этот метод точно ля вас. К тому же вы убьете нескольких зайцев сразу. Итак, метод простой: в нем мы двигаемся по каскадному принципу. Создаем доску, называем ее как тему выступления. Далее создаем карточки. Создайте себе 5 карточек: первая — это вступление, вторая, третья, четвертая — середина, пятая — заключение. Открывайте карточку и придумайте ей название. Представьте, что вы пишете статью. У нее есть заглавие и есть подзаголовки. Название каждой карточки — это подзаголовок для какого-то отрезка вашего рассказа. Далее, внутри карточки создавайте чек-лист, в который выгружайте все приходящие на ум мысли для данного отрезка. Если нужно, вы сможете поменять местами какие-то пункты. То же самое проделайте с основной частью: пропишите подтемы на трех карточках, а внутри них создайте чек-листы с деталями, цифрами, фактами, то есть всем, что нужно отразить в презентации. Удобство метода в том, что помимо приятного и простого интерфейса вы можете прикреплять файлы, делать метки, ставить напоминания. И все это уже оцифровано и сохранено в памяти.

Пишем сценарий презентации, который убедит зрителя совершить целевое действие. Перед этим нужно понять, в чем вы хотите убедить зрителя (читайте предыдущую статью).

Эта статья ответит на такие вопросы:

  • Для чего вообще нужен сценарий презентации?
  • В чем суть принципа пирамиды Минто для создания презентаций?
  • Как структурировать мысли, когда вы создаете презентацию проекта?
  • Как из пирамиды Минто создать сценарий презентации?

Почему не стоит начинать презентацию сразу с PowerPoint?

С чего вы начинаете создание презентации? Самый частый ответ: «Открываю PowerPoint и начинаю вставлять текст на слайды».

Такой способ хорош, когда вы не рассчитываете на значимый результат, не ограничены временем выступления и можете сориентироваться, что рассказывать в любой ситуации.

В других случаях начинать нужно не с PowerPoint, а со структуры. Она делает презентацию лаконичной, но емкой. С ней вы избавитесь от второстепенных деталей и четко донесете вашу главную мысль, не потратив много времени.

Ваша главная трудность с презентациями?

Как уложиться в тайминг выступления

Как все красиво оформить

Как не волноваться на выступлении

Что-то другое

Показать результаты

Переголосовать

Проголосовать

Как навести порядок в мыслях?

Именно это нужно, чтобы говорить лаконично, но емко.

В книге «Принцип пирамиды Минто» Барбары Минто описан понятный и эффективный способ доносить идеи в беседе, сообщениях, по электронной почте или на слайдах. Кстати, краткое содержание книги можно прочитать здесь. Вот как использовать его в презентациях.

Вершина пирамиды — это главная мысль презентации. Та самая идея, которая даст вам результат.

Все остальные «кирпичики» пирамиды — это второстепенные мысли. Они раскрывают, доказывают, объясняют и описывают главную мысль. Вершину пирамиды с остальными «кирпичиками» связывают открытые вопросы.

Уровней в пирамиде может быть несколько.

Кстати, пирамиду Минто удобно строить в Miro

Давайте посмотрим на примере, как создать структуру презентации по пирамиде Минто.

Как построить структуру презентации проекта? Разбираем на примере

Шаг 1. Сформулируйте идею

Например, мы хотим открыть пончиковую с уникальным рецептом пончиков. Для этого мы ищем 1 миллион рублей от инвестора.

Тогда наша главная мысль: «инвестируйте 1 млн рублей в пончиковую». Это идея, которую мы хотим донести.

Всегда начинаем строить пирамиду Минто с главной мысли презентации

Шаг 2. Задавайте вопросы и достраивайте пирамиду

Теперь представляем себя на месте инвестора и начинаем задавать вопросы к главной мысли, как бы от его лица. В этом помогают реальные встречи с инвесторами: просто записывайте все, что они спрашивают.

Представим, что мы получили 3 вопроса:

  • как вы докажете, что на пончики есть спрос?
  • что вообще за пончики такие?
  • что я получу за свой миллион инвестиций?
Чтобы построить нижний уровень, задавайте вопросы

Ответим на вопросы и получим первый уровень пирамиды:

  • мы провели своё исследование и выяснили, что спрос есть
  • у нас есть секретный рецепт вкуснейших пончиков
  • вы получите дивиденды 10% от прибыли
Кратко сформулируйте ответы на вопросы — это следующий уровень пирамиды

Теперь задаем вопросы к этим фразам и получаем ответы на них.

Шаг 3. Остановитесь, когда детализации достаточно

Пока вы задаете вопросы, пирамида «растет» вниз. Когда нужно перестать их задавать? Когда вы понимаете, что информации уже достаточно для вашего зрителя. Обычно у меня получается пирамида с главной мыслью и 2 уровнями под ней.

На этом этапе у вас появляется цельная структура презентации, в которой все блоки подчиняются одной задаче — доказать справедливость вашей главной мысли. В нашем примере — доказать, что стоит инвестировать в пончиковую 🙂

На изображении ниже скриншот, как может выглядеть пирамида Минто для презентации проекта.

Когда я работаю с клиентами, до главной мысли мы еще прописываем контекст: существующую проблему, которую нужно решить

Структура построена. Что дальше?

Пирамида должна стать сценарием презентации. Сделать это можно вот как.

Каждый «кирпичик» превращаете в слайд презентации. 1 «кирпичик» = 1 слайд. Возможно, некоторые сольются или разделятся.

При этом мысль «кирпичика» должна стать заголовком слайда. Таким образом в презентации появятся смысловые заголовки, например:

  • «Результаты опроса 100 студентов, часто питающихся фастфудом»
  • «Секретный ингредиент — рецепт пончиков из 19 века»
  • «Инвестор заработает на дивидендах 10% от прибыли».

В результате у вас есть прописанный сценарий презентации. В нем нет «воды» и не нужных зрителю деталей. Подбирайте информацию для слайдов и оформляйте!

Вы пишете сценарий презентации или придумываете его, когда оформляете слайды? Расскажите в комментариях :)

Из этого материала вы узнаете:

  • Простая суть любой презентации
  • 2 типа презентаций
  • Продолжительность эффективной презентации
  • 6 этапов создания и проведения эффективной презентации
  • 4 варианта, где разработать эффективную презентацию
  • 6 приемов эффективной презентации
  • 10 секретов эффективной презентации
  • 5 правил эффективной презентации по почте
  • 6 книг по созданию красивых и эффективных презентаций

Эффективная презентация — эта та, которая зашла аудитории, люди остались ею довольны и выполнили все, к чему она призывала. «Волшебство, да и только», — скажете вы. Научиться делать такие презентации может каждый. Для этого не нужно проходить годовой курс у тренера — достаточно дочитать до конца эту статью.

Из нашего материала вы узнаете, из каких этапов состоит составление и проведение презентации. Есть описание ресурсов, где собрать слайды в логическую последовательность. А самое главное — раскрыты секреты, как эффективно преподнести материал, чтобы зрители ахнули от удивления. И юмор тут не главное.

Простая суть любой презентации

Презентация представляет собой демонстрирование публике определенного набора информации, чаще всего новой. В процессе обычно используются какие-либо технические приспособления вроде компьютера, проектора, аудиооборудования. Но и без всего этого тоже вполне можно обойтись.

По времени процесс занимает минут 15–20, однако презентация может быть и более продолжительной в зависимости от того, в рамках какого именно мероприятия она организована.

Бизнес — это основная (но не единственная) область, где чаще всего бывает необходима эффективная презентация товара, услуги либо новой идеи. Кроме того, сейчас посредством презентаций до публики доносится информация из сфер науки, образования, государственного управления и не только.

Ежедневно по всему миру проходит не одна тысяча презентаций. Далеко не каждая из них способна действительно захватить внимание аудитории. Чаще всего это просто картинки, дополненные сухими цифрами, и больше ничего интересного. Нэнси Дуарте, большой мастер по части создания эффективных презентаций, сказала об этом так:

Простая суть любой презентации

Простая суть любой презентации

«Презентации — это валюта деловой жизни, поскольку это самый эффективный инструмент воздействия на аудиторию. Тем не менее многие презентации скучны. Большинство из них представляет собой чудовищный коммуникационный провал, а остальные просто неинтересны…

Многие корпорации дрессируют своих служащих, чтобы те складывали лишенные смысла фразы, переносили их на слайды и говорили будто роботы. Культурной нормой для ведущих презентаций стало прятаться за слайдами. Можно подумать, это признак успешной коммуникации…»

Чтобы презентация в полной мере выполнила возложенные на нее задачи, необходимо достаточно потрудиться, изучить не только ее тему, но и аудиторию, которой она будет представлена. Немаловажно подготовить вербальные и визуальные материалы.

2 типа презентаций

Выделяют две основные группы презентаций:

  • эффективные публичные презентации, рассчитанные на живую аудиторию;
  • предназначенные для рассылок (то есть получатели изучают информацию сами).

Первый вариант — это когда ведущий подробно комментирует все, что демонстрируется на экране. Во втором случае презентация сама по себе должна быть максимально информативной, потому что, если у аудитории возникнут неясности, никто не сможет дать никаких дополнительных пояснений.

Нэнси Дуарте сказала о втором типе презентаций следующее:

«Сегодня больше, чем когда-либо прежде в истории, выдающиеся презентации имеют возможность перешагнуть границы того момента, когда они состоялись. Сегодня презентации могут быть увидены миллионами людей, которые на них лично не присутствовали. Вашу презентацию смогут посмотреть еще раз и еще раз на протяжении длительного времени, после того как вы с ней выступили. Последняя лекция Рэнди Пауша была просмотрена на канале YouTube 12 миллионов раз. Веб-сайт TED.com хранит в себе одиннадцатиминутные презентации и имеет более 100 миллионов посетителей».

Продолжительность эффективной презентации

Средняя продолжительность стандартного выступления — 15–20 минут, но оно может длиться и дольше. Главные принципы эффективной презентации в любом случае — содержательность и лаконичность подачи информации. Все та же Нэнси Дуарте подчеркивает: «Презентации проваливаются из-за переизбытка информации, а не из-за ее нехватки. Стоя перед аудиторией, не надо хвастать знаниями и извергать все важные и неважные сведения на конкретную тему. Поделитесь только тем, что необходимо в данный момент и подходит данной аудитории.

Авраам Линкольн составил Геттисбергское послание всего из 278 слов и произнес его за две минуты с небольшим. И хотя это одна из самых коротких речей в истории, она также считается и одной из величайших…»

Как не выйти за рамки предоставленного для выступления времени? Хорошо срабатывает метод самоограничения. Его суть в том, что, если вам выделено 15–20 минут, значит, готовьте 15-минутную речь. А если дают на выступление минут 40–60, то ставьте задачу уложиться в 40, а то и в 35 минут. Поверьте, при таком подходе вы проявите большую креативность, постараетесь изложить все максимально лаконично и четко донести до публики самую суть.

Подготовка эффективной презентации включает в себя содержательную, технологическую и графическую обработку подготавливаемой для демонстрации информации. Это пошаговый процесс, который выглядит примерно так:

Шаг 1. Продумываем структуру презентации.

Схема всего выступления должна быть очень четкой, обязательно предоставляется следующая информация:

  • название организации;
  • сфера деятельности;
  • выпускаемый продукт;
  • исторические сведения о компании, географическое местоположение;
  • с кем сотрудничает фирма (клиенты, поставщики, партнеры);
  • предоставляемые услуги;
  • что у вас есть особенного, чего нет у конкурентов (инновации, собственные разработки и проч.).

Шаг 2. Выбираем способ подачи информации, готовим иллюстрационные материалы.

Главная задача — донести важные сведения до слушателей, а в каком порядке подавать информацию, это уже ваш выбор:

  • от общих фактов к частным деталям;
  • с помощью сравнений;
  • формулировкой выводов;
  • методом возражений («это верно, однако…»);
  • по специальной методике «Крещендо» и проч.

То есть методы эффективной презентации существуют разные, и вы можете выбрать любой. Но сначала внимательно изучите аудиторию, перед которой собираетесь выступать.

Выбираем способ подачи информации

Выбираем способ подачи информации

При создании эффективной презентации помните, что главная ее составляющая — это визуальный объект, на который будет обращено внимание публики. Это может быть:

  • сам предмет презентации;
  • его модель (либо шаблон);
  • изображения;
  • слайды и видеоролики.

Сделать презентацию более эффективной помогают визуальные компоненты. Самые действенные из них, как показывает практика, — это слайды и видеосюжеты. Половина демонстрируемого материала (по результатам исследований) усваивается именно благодаря наличию визуального контента. А повысить усвояемость даже до 70 % можно, задавая аудитории попутные вопросы и выстраивая разговор таким образом, чтобы люди повторяли вслух услышанное.

Существуют важные правила разработки эффективной презентации, в частности принцип семи пунктов. Его суть в том, что один отдельный слайд не должен включать в себя более семи элементов, будь то строки, части картинки либо схематические кластеры. Это важно, потому что больше семи позиций человек попросту не запоминает, а если и запоминает, то очень ненадолго. Данное правило действует и в рекламе: в первых семи словах — самое важное, потому что остальное уже не задержится в памяти.

Шаг 3. Определяемся с выбором программы для создания проекта.

Большая часть современного программного обеспечения заточена под мультимедиа. Активно сейчас для создания эффективных презентаций используется PowerPoint. Это одна из самых популярных и подходящих программ.

  • 5 случаев, когда цену на сайте указывать необходимо
    Когда и как указывать цену, чтобы не отпугнуть потенциального клиента

  • 10 источников клиентов для новичков
    Как быстро получить первых клиентов без крупных вложений

  • 11 блоков, формирующих доверие
    Конкретные примеры: как привлечь клиента не за счет низкой цены

  • План создания лид-магнита с конверсией 69%
    Чек-лист с примерами по выбору и оформлению продающего лид-магнита

Шаг 4. Составляем сценарий выступления.

В сценарии пропишите, сколько у вас будет демонстрироваться слайдов, их последовательность, время показа и какие при этом планируется задействовать программы. Плюс следует продумать и подготовить навигационную систему презентации.

В качестве эффективных инструментов презентаций выступают всевозможные анимационные элементы, благодаря которым информация проще воспринимается и легче запоминается. Эффекты существуют разные, к примеру «Анимация по щелчку», которым вы (либо сам слушатель) можете остановить или продолжить демонстрацию, тем самым задавая нужный темп мероприятию.

Отличный анимационный эффект — «Возникновение», когда элементы в процессе демонстрации всплывают непосредственно в нужный момент, заостряя внимание на самых важных деталях. Всегда помните, что цель любой презентации — максимально заинтересовать аудиторию темой своего выступления.

Шаг 5. Проводим репетиционный показ.

Хорошо, если получится прорепетировать свое выступление там, где будет проходить презентация, проверить работу оборудования, прикинуть рассадку гостей. Вот на что следует обратить внимание в процессе репетиции:

  • подключить оборудование и проверить корректность его работы;
  • расположить в помещении и поблизости необходимые декорации (если они должны быть по плану);
  • если выступление займет больше получаса, подготовить сидячие места для слушателей;
  • позаботиться о наличии сувениров, рекламных буклетов, открыток и проч.;
  • уточнить число спикеров;
  • решить, кто будет ведущим;
  • определиться с регламентом.

Шаг 6. Проводим презентацию.

Условия, которые должны быть соблюдены, если вы хотите, чтобы презентация получилась эффективной:

  • быть как рыба в воде в обсуждаемой теме;
  • суметь завладеть вниманием аудитории и четко донести до нее самую суть;
  • подавать информацию интересно, увлекательно, живо;
  • иметь готовые примеры там, где это необходимо;
  • следить за процессом, контролировать любые обстоятельства, способные навредить выступлению;
  • быть готовым дать полную информацию по вопросам приобретения продукта и его стоимости.

Проводим презентацию

Проводим презентацию

Организация эффективной презентации предполагает:

  • осуществление регистрации прибывших лиц (участников и сотрудников СМИ);
  • обеспечение мероприятия музыкальным сопровождением.

Задача организаторов еще и в том, чтобы:

  • обеспечить присутствие персонала компании в заявленном составе;
  • заранее провести рекламную кампанию, оповестить как можно больше народу;
  • всячески поддерживать спикеров, оказывать необходимую поддержку, излучать позитив.

4 варианта, где разработать эффективную презентацию

Среди существующих инструментов для создания презентаций сложно выделить какой-то один и назвать его лучшим. Просто выбирайте тот, который больше подойдет для вашего случая.

  1. Редактор PowerPoint.

    Это классика. Гугл-презентация (упрощенная версия PowerPoint) доступна даже в онлайне.

    Плюсы: понятный и многим знакомый интерфейс. Если вы уже работаете в Word, то и с PowerPoint проблем не возникнет. Режим презентации открывается через Google Disk. Большая часть функций автоматизирована, достаточно выполнить настройку двух-трех шаблонов, а потом стили и слайды останется лишь копировать и вставлять куда нужно. Формат сохранения — pdf.

    Минусы: функционал обширен, и для большинства пользователей это лишнее, потому что нужный инструмент приходится долго искать. Классный слайд не получится сделать сразу, придется приложить усилия, чтобы набить руку.

  2. Программа Keynote.

    Более простая версия, заточенная под макбуки.

    Плюсы: оставлен востребованный инструментарий, ничего лишнего. Здесь вы не заблудитесь (как в PowerPoint) в поисках нужной функции. Доступен .pptx-формат сохранения, который открывается на разных устройствах, но имейте в виду, что при этом настройки форматирования и слайдов могут сбиться.

    Программа Keynote

    Программа Keynote

    Минусы: использование Keynote доступно только через Mac.

    Keynote идеально подходит для создания слайдов, потому что в нем оставлены востребованные функции. То, что в Keynote выполняется одним кликом, в PowerPoint делается двумя, а то и тремя. Казалось бы, невелика разница, но если вам нужно подготовить не один десяток слайдов, то различие временных затрат получается ощутимое.

  3. Редактор Photoshop, inDesign.

    Плюсы: дизайнерские возможности просто великолепны.

    Минусы: не имея навыков, особо не разгуляешься. Это PowerPoint и Keynote можно открыть и сразу начать работать. С Photoshop так не получится.

  4. читайте также читайте также

    Performance-маркетинг и в чем его выгода для бизнеса

    читайте также читайте также

    Конструктор сайтов «Тильда».

    Можно из страницы сразу делать красивый слайд. Формат сохранения — pdf.

    Плюсы: все используемые в программе шаблоны и блоки разработаны дизайнерами-профессионалами, так что, даже если у вас нет навыков создания эффективных презентаций, на выходе все равно получатся отличные слайды.

    Минусы: работать с «Тильдой», не будучи дизайнером, не так уж просто. Здесь нужно разбираться в шрифтах, выборе цветов, расположении объектов и уметь все это находить и применять.

6 приемов эффектной презентации

  • Описать клиенту его будущее с применением вашего продукта.

    Уясните для себя, что нужно клиенту, каковы его запросы и потребности, а затем спросите: «Что он получит вместе с приобретаемым товаром или услугой, какие свои насущные проблемы сможет решить?» Нарисуйте максимально реалистичную картину прекрасного светлого будущего, в котором покупатель уже обладает продуктом, расскажите все подробно, в деталях, ответьте на вопросы слушателей, дайте развернутые пояснения.

  • Привести сравнительные характеристики.

    Дайте описание продукта в виде сравнения его с аналогами, выпускаемыми конкурирующими фирмами. Такой прием всегда способствует формированию доверия со стороны аудитории, потому что вы демонстрируете свою экспертность, глубокое знание вопроса. Не заявляйте: «Наш товар самый лучший и самый дешевый» — это звучит громко, но неубедительно. Лучше наглядно продемонстрируйте высокие качественные характеристики продукта, подтвердите их цифрами и фактами.

  • Вовлекать слушателей в активное общение.

    Близкое знакомство с продуктом и взаимодействие с ним дают возможность прочувствовать его достоинства и вызывают желание обладать им. Это вам скажет любой опытный менеджер. Поэтому отличным способом проведения эффективной презентации является вовлечение аудитории в действие. Призывайте публику включить аппарат, испробовать разные функции; примерить пальто, убедиться, что в нем удобно и уютно, и т. д. Пусть клиент своими руками почувствует все прелести предлагаемого товара (или услуги), пусть получит удовольствие от соприкосновения с ним и захочет купить, не дожидаясь окончания презентации.

    Не забывать, как важен зрительный контакт

    Не забывать, как важен зрительный контакт

  • Не забывать, как важен зрительный контакт.

    Это важный элемент любой презентации. Если аудитория большая, разделите ее мысленно на группы из нескольких человек и в процессе выступления обращайте взгляд на каждую из них поочередно. Чтобы максимально привлечь внимание слушателей, важно наладить зрительную связь с каждым. Обучение данному навыку — одно из условий проведения эффективной презентации. Помните об этом и оттачивайте свое ораторское мастерство.

  • Держать максимально открытую позу.

    Открытая — значит простая, вызывающая доверие и желание общаться. Правила такие: не скрещивать и не прятать в карманы руки, держать их свободно, на уровне груди, можно соединить пальцы рук, но не переплетать. Не выступайте, стоя за кафедрой. Если сидите, не скрещивайте ноги. Ведите себя раскованно: аудитория с недоверием воспримет любое напряжение, помните об этом.

  • Использовать язык жестов.

    Жесты тоже способствуют формированию доверия. Правильная жестикуляция — незаменимый элемент эффективной деловой презентации. Жесты помогают акцентировать внимание (смотрите фото выше) на важных местах вступления. Постарайтесь найти золотую середину — не стоять неподвижно, но и не размахивать руками, как ветряная мельница. Чрезмерная скованность тоже не способствует формированию доверия.

ТОП-5 ПОПУЛЯРНЫХ СТАТЕЙ

  • Что такое айдентика и как ее разработать для компании
  • Лид-магнит: правила создания и использования
  • Слоганы для привлечения клиентов: советы по разработке
  • Целевая аудитория: от определения до персонального предложения
  • Вилка цен: учимся использовать мощный инструмент в продажах

10 секретов эффективной презентации

  1. Придерживаться четко намеченного плана.

    У каждой презентации есть одна главная цель — вот к ней и следует двигаться. Слайдов это правило тоже касается: на каждом передавайте одну мысль. Не думайте, что чем больше вы впихнете в один слайд, тем больше информации осядет в голове слушателя. Нет. Этим вы добьетесь лишь того, что публика будет стараться прочитать текст (и тогда не сможет уловить суть вашей речи) либо старательно выслушает вас, но не успеет охватить вниманием слайд.

    Если люди слышат о вас впервые, им трудно сразу усвоить много информации. Понятно, что вам хочется много и увлеченно говорить о своей любимой компании и выпускаемом продукте, но помните: слушатель не захвачен темой наравне с вами.

  2. На вступление — не более 30 секунд.

    Это важное правило эффективной презентации. За первые 20–30 секунд вашей речи люди поймут, хочется ли им слушать дальше. У вас есть полминуты, чтобы установить контакт, создать интригу, захватить внимание аудитории и постараться его удержать.

  3. Чем проще, тем лучше.

    По-английски этот принцип звучит как Keep Your Slide Simple (KYSS). Презентация не место для демонстрации своих высоких художественных способностей. К примеру, первая презентация, позволившая Airbnb поднять большой раунд, была представлена в виде самых простых слайдов (белый фон, черный текст).

  4. читайте также читайте также

    Виды маркетинга: классические и инновационные классификации

    читайте также читайте также

  5. Крупный шрифт.

    Здесь принцип тот же, что и в предыдущем пункте: перегруз — это плохо. Не пытайтесь на одном слайде написать роман в трех томах. Оптимальный вид — черный текст на белом фоне. Не забудьте проверить, как отображает картинку проектор. У людей неодинаковое зрение, и воспринимать изображение они могут по-разному. Нередко подготовленные слайды смотрятся слишком бледно, и на них трудно что-либо рассмотреть.

  6. Тщательный подбор изображений.

    Технология эффективной презентации подразумевает грамотный подбор картинок. Если они будут сложны для восприятия, публика перестанет вас слушать. Поэтому изображения используйте простые и одинаково всем понятные.

    Тут задача состоит в том, чтобы рисунок дополнял вашу речь, а не затмевал ее.

  7. Избегайте сложных графиков.

    Это усложнит восприятие. Графики должны быть понятны с первого взгляда, тогда они не будут отвлекать внимания зрителей от основного материала.

  8. Превратите выступление в интересную историю.

    Чтение текстов на слайдах звучит сухо. Чтобы слушатели не уснули от скуки, расскажите им историю с увлекательным сюжетом и запоминающимися деталями.

  9. Превратите выступление в интересную историю

    Превратите выступление в интересную историю

  10. Общайтесь со слушателями.

    Вряд ли вы сможете наладить контакт со слушателями, если будете думать о том, как точнее заучить и пересказать текст выступления. Взаимодействуйте с публикой, задавайте вопросы, даже если они риторические.

    Пусть слайды передают информацию, а вы добавьте живого общения.

  11. Говорите только правду.

    Это важное условие эффективной бизнес-презентации. Да, часто возникает желание приукрасить ситуацию, чтобы выглядеть привлекательнее в глазах потенциальных инвесторов или партнеров. Но помните: это матерые бизнесмены, они не первый день на рынке, знают, как выглядят реальные цифры, и чуют ложь за версту.

    Тут можно привести печальный пример, когда на презентации стартапа спикер в числе своих клиентов назвал одну крупную фирму. Но вот незадача — среди присутствующих оказался сотрудник (CIO) этой компании, который тут же заявил, что данная информация — выдумка чистейшей воды. Стоит ли говорить, какой урон это нанесло репутации спикера? Поиск инвесторов, разумеется, тоже стал большой проблемой.

    Старайтесь не говорить избитыми фразами. Зачем повторять то, что другие уже сказали по десять раз, типа «мы заполоним рынок», «мы перевернем этот мир» и т. д.? Когда вы говорите, что у вас работают лучшие в мире специалисты, вряд ли вы имеете в виду Билла Гейтса и Илона Маска — а лучшие именно они.

  12. Обязательно репетируйте свой питч.

    Выступать перед публикой большинству людей сложно, а если еще и не на своем родном языке, то тем более. Специалисты рекомендуют прогнать свою речь раз 20 (перед зеркалом или снять на видео), чтобы текст слетал с языка и больше внимания можно было бы уделить слушателям.

    Обязательно репетируйте свой питч

    Обязательно репетируйте свой питч

5 правил эффективной презентации по почте

Презентации, рассылаемые по email-адресам, не такие, как те, что представляются аудитории вживую.

Чтобы подготовить эффективную презентацию для почтовых рассылок, обратите внимание на следующее:

  1. Важный момент — первый слайд. Он должен быть особенным, манящим, интригующим. Именно он и продает.

  2. Текста как можно меньше. Люди читают презентации вскользь, поверхностно хватая суть. А если увидят несколько страниц текста, то могут сразу отправить письмо в корзину.

  3. Эффективная почтовая презентация содержит 10–30 слайдов, не больше. Столько готов изучить получатель (по результатам статистических данных от SlideShare).

  4. Картинки, дополняющие слайды, должны отображать их содержание, помогать понять суть.

  5. В письме изложите призыв к действию. Напишите, что необходимо сделать человеку после прочтения: связаться с вами по телефону, через email, заполнить бланк и т. д.

Преимущества
от внедрения Smile
тарифной сетки:

Star

клиент выбирает не между вами и еще кем-то, а между тарифами

Star

вы можете увеличить свой средний чек в 2-5 раз с одним клиентом

Star

он видит всю ценность работы с вами, ведь вы решаете его проблему комплексно, а не кусками

Star

вы 100% избавитесь от синдрома самозванца, когда распишите все свои услуги на бумаге

6 книг по созданию красивых и эффективных презентаций

  1. Олег Грибан «Мастер презентаций: секреты создания лучших презентаций»

    О создании презентаций сейчас говорят много, и тема эта востребована. Однако в последнее время презентации перестали выполнять свои функции, они неинтересны аудитории. А все потому, что с появлением PowerPoint люди перестали уделять этому вопросу достаточно внимания.

    Результат — не только малоэффективные, а даже откровенно плохие презентации. Оратор на них никому не интересен и разговаривает практически сам с собой.

    Вот о чем идет речь в книге Олега Грибана «Мастер презентаций»:

    • как создавать действительно эффективные презентации;
    • какие инструменты и технологии доступны для составления учебных презентаций;
    • как заинтересовать слушателя и донести до него максимум полезной информации.

    читайте также читайте также

    Рентабельность бизнеса: расчет показателей

    читайте также читайте также

    Вот чему научит вас книга:

    • как сделать хорошую презентацию, не потратив на это много времени;
    • где искать классные, информативные картинки высокого качества в дополнение к слайдам;
    • как пользоваться современными программами, редакторами, конструкторами, предназначенными для создания презентаций.
  2. Галло Кармин «Презентации в стиле TED. 9 приемов лучших в мире выступлений».

    Уметь генерировать интересные идеи — это талант, но и грамотная подача тоже дорогого стоит. Именно эта способность и сделала выдающимися лидерами многих представителей бизнеса, науки, искусства и прочих областей деятельности. У всех на слуху имена Билла Гейтса, Стива Джобса, Боно, Ричарда Брэнсона, Шерил Сэндберг и других. Они представляли миллионной публике проекты и концепции на TED-конференциях. Идеи не такие простые для понимания, однако продуманная и интересная подача сделала свое дело.

    Презентации в стиле TED. 9 приемов лучших в мире выступлений

    Презентации в стиле TED

    Возникает вопрос — как? Что понадобится для подготовки хорошей двадцатиминутной речи, сколько на это уйдет времени? Что помогает выступающим на площадках TED, почему у них получается говорить так доступно?

    Книга для тех, кто хочет научиться готовить эффективные презентации и успешно выступать с ними перед публикой. И не просто продавать товары и услуги компании, а вдохновлять сотрудников.

  3. Радислав Гандапас «К выступлению готов! Презентационный конструктор».

    И снова на повестке повторяющийся вопрос: как подготовить эффективную презентацию? Тема не изучается отдельно в школах или институтах. От того, как вы выступите перед инвесторами или партнерами, будет зависеть реализация проекта или заключение сделки. Но как преподнести себя в лучшем свете, составить лаконичную речь, изложить самую суть, выступить интересно, чтобы это было не потому что «надо», а от души? Как суметь продать продукт и сделать на этом карьеру? Об этом вам расскажет в своей книге Радислав Гандапас, российский специалист по лидерству и ораторскому искусству, автор книг, фильмов, тренингов.

    Книгу следует прочесть тем, кто выступает с презентациями перед широкой публикой, и вообще любому менеджеру вне зависимости от сферы деятельности компании.

  4. Алексей Каптерев «Мастерство презентации. Как создавать презентации, которые могут изменить мир».

    Тут подробно описано, как подготовить эффективную презентацию: структурировать материал, оформить все в доступной форме, правильно преподнести все это публике, добиться ответных эмоций, активной реакции и, как результат, заключения сделок.

    Чем хороша книга? В ней много полезной информации, она изложена в упорядоченной и легкой для восприятия форме. Все это дополнено примерами из личной практики, цитатами, результатами исследований, готовыми кейсами. Даже сама книга Алексея Каптерева представляет собой готовую презентацию.

    читайте также читайте также

    Как составить бизнес-план: разбираемся в содержании, учитываем ошибки других

    читайте также читайте также

    Если у вас тема подготовки и организации эффективных презентаций вызывает живой интерес и вы видите себя на этом поприще оратором, и автором сценария, и дизайнером, и артистом на сцене, то книга «Мастерство презентации» для вас.

    Интересный факт: автор книги — россиянин, и это единственная книга на деловую тематику, которая завоевала интерес публики в России, когда стала популярной в США. Большую часть иллюстраций автор создавал самостоятельно.

  5. Сайкс М., Малик Н. «От слайдов к историям. Пошаговая методика создания убеждающих презентаций».

    Какое количество презентаций проводится в мире каждый день? Большая их часть — это нечто монотонное, до невыносимости скучное и нудное. Потому что многие представляют себе презентацию как набор слайдов с картинками и текстами. Но слушатель жаждет историй.

    История — это интересно, она захватывает внимание, остается в памяти, способна продать что угодно. Это отлично срабатывает, когда речь идет о презентации собственного проекта начальству или коллегам (чтобы заручиться их поддержкой). Либо когда предмет презентации — что-то технически сложное, узкоспециализированное, и аудитории надоедает слушать бесконечные перечни характеристик и показателей.

    От слайдов к историям. Пошаговая методика создания убеждающих презентаций

    Пошаговая методика создания убеждающих презентаций

    Разработчики алгоритмов для Microsoft учат в своей книге, как создавать интересные истории к слайдам, чтобы ваши презентации получались эффективными. Сначала теория была опробована на работе технического отдела и, показав действенные результаты, стала применяться практически по всей компании.

    Инструкции приведены в доступной форме, все расписано шаг за шагом, подкреплено конкретными примерами, есть специальные шаблоны. Вам остается взять свои слайды и окутать их красивыми историями.

  6. Нэнси Дуарте «Slide:ology».

    Книга посвящена развитию визуального мышления, что важно при подготовке презентаций, включающих в себя контент, рассчитанный на зрительное восприятие. Нэнси Дуарте формулирует и преподносит в наглядной форме принципы, по которым создается эффективная презентация. Они проверены на деле и отточены с применением в реальных бизнес-процессах. Тут задействовано все, начиная от обычных стикеров и заканчивая новейшими веб-разработками.

    Slide:ology

    Нэнси Дуарте «Slide:ology»

    Зрительное восприятие — это очень мощный механизм для запоминания информации, но мастерски пользоваться этим в совершенстве, воздействуя нужным образом на аудиторию, мало кто умеет, и вопрос этот еще недостаточно изучен. На курсах об этом говорится мало, даже в специальной литературе информации немного.

    На данную тему объемно и интересно пишет в своей книге Нэнси Дуарте. Вам постоянно приходится преподносить свои концепции на суд руководству, клиентам, партнерам, коллегам (в каком бы бизнесе вы ни были задействованы)? Для этого следует развивать навыки визуального мышления, и тогда деловое общение даст ожидаемые результаты.

Частые вопросы по теме

Как добиться эффективной презентации?

Как спланировать презентацию?

Что такое хорошая презентация?


Автор: Владимир Сургай

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Экология вода сценарий
  • Элементы драматургии сценария
  • Экология буенча татарча сценарий балалар бакчасында
  • Электронный сценарий урока это
  • Экологическое право сценарий