Эмблема северного праздника рождения олененка

Вдохновляющие примеры дизайна изображений фото логотипов Логотипы с изображением оленя window.yaContextCb.push(()=> Ya.Context.AdvManager.render( renderTo: 'yandex_rtb_R-A-1574419-21', blockId: 'R-A-1574419-21' ) ) Северный олень логотип Олень

Вдохновляющие примеры дизайна изображений фото логотипов

Логотипы с изображением оленя

Логотипы с изображением оленя

Северный олень логотип

Северный олень логотип

Олень стилизованный

Олень стилизованный

Олень пиктограмма

Олень пиктограмма

Олень лого

Олень лого

Рога оленя символ

Рога оленя символ

Олень символ

Олень символ

Логотипы с изображением оленя

Логотипы с изображением оленя

Олень символ

Олень символ

Значок оленя

Значок оленя

Голова оленя логотип

Голова оленя логотип

Олень вектор

Олень вектор

Логотипы с изображением оленя

Логотипы с изображением оленя

Олень лого

Олень лого

Олень в круге

Олень в круге

Олень символ севера

Олень символ севера

Логотип Оленьи рога

Логотип Оленьи рога

Северный олень символ

Северный олень символ

Рога логотип

Рога логотип

Олень вектор

Олень вектор

Олень стилизованный

Олень стилизованный

Голова оленя логотип

Голова оленя логотип

Белый Олененок для логотипа

Белый Олененок для логотипа

Олень символ

Олень символ

Логотип с оленем бренд

Логотип с оленем бренд

Рога оленя логотип

Рога оленя логотип

Эмблема Олененок

Эмблема Олененок

Milwaukee Bucks logo

Milwaukee Bucks logo

Фирма с логотипом оленя

Фирма с логотипом оленя

Злой олень логотип

Злой олень логотип

Олень красивый логотип

Олень красивый логотип

Голова оленя лого

Голова оленя лого

Олень символ

Олень символ

Олень символ

Олень символ

Голова оленя геральдика

Голова оленя геральдика

Силуэт головы оленя с рогами

Силуэт головы оленя с рогами

Рога логотип

Рога логотип

Рога оленя логотип

Рога оленя логотип

Олень логотип вектор

Олень логотип вектор

Герб с оленем

Герб с оленем

Стилизованные рога

Стилизованные рога

Фирма с оленем на эмблеме одежда

Фирма с оленем на эмблеме одежда

Рога оленя логотип

Рога оленя логотип

Рога оленя логотип

Рога оленя логотип

Рога символ

Рога символ

Оленья морда лого

Оленья морда лого

Северный олень символ

Северный олень символ

Символ головы оленя

Символ головы оленя

Северный олень эмблема

Северный олень эмблема

Логотип Hirsch

Логотип Hirsch

Рога оленя логотип

Рога оленя логотип

Олень эмблема

Олень эмблема

Северный олень лого

Северный олень лого

Логотипы с изображением оленя

Логотипы с изображением оленя

Логотипы с изображением оленя

Логотипы с изображением оленя

Егермейстер эмблема

Егермейстер эмблема

Олень вектор лого

Олень вектор лого

Олень лого

Олень лого

Логотип Олененок

Логотип Олененок

Олень эмблема

Олень эмблема

Голова оленя с рогами вектор

Голова оленя с рогами вектор

Олень эмблема

Олень эмблема

Олень в круге

Олень в круге

Олень для логотипа цветной

Олень для логотипа цветной

Рога оленя логотип

Рога оленя логотип

Голова оленя лого

Голова оленя лого

Лань вектор

Лань вектор

Олень лого

Олень лого

Логотип Оленьи рога

Логотип Оленьи рога

Голова оленя

Голова оленя

Логотипы с изображением оленя

Логотипы с изображением оленя

Голова оленя

Голова оленя

Олень вектор лого

Олень вектор лого

Голова оленя логотип

Голова оленя логотип

Олень для логотипа цветной

Олень для логотипа цветной

Олени рок логотип

Олени рок логотип

Олень эмблема

Олень эмблема

Бегущий олень силуэт

Бегущий олень силуэт

Логотип рога лося

Логотип рога лося

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Начнем с самого главного вопроса: – А почему именно 17 февраля? – Потому что 17 февраля 2015 года дикий северный олень был занесён в Красную книгу Архангельской области. А с 2020 года его включили в Красную книгу Российской Федерации.

Теперь давайте познакомимся с северным оленем поближе. Итак, 10 фактов, о которых вы наверняка не слышали!

1. Рога носят не только самцы, но и самки.

Да, рогатые здесь даже девочки. А сделано это для того, чтобы они могли защищать свою еду от самцов. В суровых условиях северной зимы очень сложно добыть пищу, поскольку она находится глубоко под снегом, поэтому нередко самцы посягают на добычу самок. Но из-за того, что мальчики сбрасывают рога намного раньше (к началу зимы) – они не могут противостоять рогатым девчонкам.

Северные олени на о. Беринга (Командорские о-ва)

2. Каждый олень – уникален.

Мы все знаем, что в мире среди людей не существует одинаковых отпечатков пальцев. Так и у оленей. Все рога имеют свою уникальную форму и никогда не повторяются. Получается, что в оленьем обществе каждый имеет свой особенный « look » :) А ещё сброшенные оленьи рога едят грызуны, потому что там содержится очень много кальция и минералов.

Северные олени на о. Беринга

3. Летом – лапки, зимой – копыта.

Летом копыта оленя становятся больше похожи на лапки, потому что на них вырастают мягкие подушечки для лучшего сцепления с поверхностью. А к зиме они снова становятся твёрдыми, чтобы животному было легче разбивать образующийся под снегом лёд в поисках пищи.

4. Олени – отличные пловцы.

У оленей такая уникальная шерсть, что они могут переплывать даже северные холодные реки в 5-7 километров шириной! А ещё они развивают со скорость до 10 км/ч!

Дикий северный олень – символ природы Таймыра

© Илья Ордовский-Танаевский / @iotfoto

5. Кстати, про шерсть…

Шерстинки северного оленя полые внутри: за счёт этого она хорошо удерживает тепло. А ещё она очень красивая! От кофейно-бурой летом до серо-белой зимой.

6. Северные олени – опытные грибники.

Летом они поедают много грибов. Северные народы знают об этом, и они не собирают даже съедобные грибы, чтобы не лишать пропитания северных оленей, от которых напрямую зависит выживание многих местных деревень, живущих охотой.

7. Северным оленям не нужны солнечные очки.

Ученые обнаружили, что олени являются единственными млекопитающими, которые могут видеть ультрафиолетовый свет. Олени видят световые волны до 320 нанометров, что включает в себя спектр, который человек может видеть только в черном свете. Оленям это нужно для того, чтобы сетчатка глаза не повреждалась от ярких солнечных лучей, отражающихся от снега. А ещё из-за этой особенности цвет глаз оленя меняется от золотистого летом до темно-синего зимой.

Северные олени на п-ове Ямал

© Светлана Горбатых / WWF России

8. Северный олень всегда имеет при себе обогреватель.

Нет, не такой, который стоит у Вас на даче :) Обогревателем выступает олений нос! Нос подогревает входящий воздух, прежде чем он достигнет легких. Нос также «вытягивает» воду из воздуха, чтобы сделать его слизистую оболочку влажной. А ещё он шерстяной, пушистый и мягкий. Вот такой вот интересный орган.

9. Малыши – полноценные члены оленьего общества.

Через полчаса после рождения оленята уже вовсю стоят на своих двоих. А ещё через несколько часов оленёнок уже способен преодолевать расстояния в несколько километров.

Лесной северный олень, междуречье Северной Двины и Пинеги

10. Олени пережили ледниковый период!

По исследованиям учёных было доказано, что северный олень пережил ледниковый период и приспособился к изменению климата в течение многих тысячелетий. Получается, что они современники древних мамонтов! Вот бы олени умели разговаривать… В таком случае мы бы точно узнали, как они смогли его пережить.

И, напоследок, радостная новость!

Совместными усилиями мы собрали 4 млн 500 тыс рублей в рамках новогодней благотворительной кампании по сохранению и мониторингу дикого северного оленя в Лапландии. Это большой успех, спасибо всем и каждому! Однако, не стоит забывать о том, что, помимо сохранения популяции дикого северного оленя, WWF России также продолжает реализовывать и другие природоохранные проекты. Один из актуальных сейчас – конкурс грантов для заповедников и национальных парков «Подарки природе». Цель конкурса – поддержать важные проекты в различных направлениях деятельности российских особо охраняемых природных территорий.

Подробнее о проекте

Познакомиться с другими природоохранными проектами WWF России можно здесь

#ДажеЛайкПомогает

Помогают не только деньги. Подписывайтесь на нас в социальных сетях, участвуйте в
дискуссиях, делитесь с друзьями новостями о деятельности фонда. 

Праздничный стол

Праздничный стол в День Вороны

Вороньи гнезда

Вороньи гнезда

Танец ворон

Танец ворон

В костюме вороны

В костюме вороны

Особенности праздников Севера

Этому способствовало то что из-за отсутствия письменности, все мифы об истории чукчей хранились в памяти у шаманов и передавались по наследству. Это послужило появлению в их жизни особенных ритуальных праздников связанных с временами года.

Вследствие особых климатических условий Крайнего Севера род деятельности чукчей разделился на две ветви. Одни племена занимались оленеводством, другие рыболовством. Это сыграло решающую роль как на их жизненном укладе, так и на их традициях, в том числе и на ритуальных праздниках. У чукчей оленеводов основными и наиболее красочными праздниками в течение года являются несколько таких.

Пэгытти

Пэгытти — чукотский Новый год, проводится в дни зимнего солнцестояния, 21 — 22 декабря, когда в созвездии Орла восходит звезда Альтаир. На чукотском она называется Пэгытти. Оленные люди издавна считали что небесные светила влияют на жизнь людей. И именно эта звезда почиталась у них больше остальных. До сих пор у чукчей принято умиротворять восходящую звезду Пэгытти жертвоприношением, что бы они могли благополучно пережить наступающую зиму. Для этого режут самого большого оленя и отдельную миску наполняют кровью и жиром. разжигают жертвенный костер, исполняют ритуальные песни и речитативы с просьбами о лучшей жизни. Шаманы исполняют ритуальный обряд.

При этом принято загадывать желания. Праздник сопровождается обильным угощением. После этого ночь начинает укорачиваться, а день расти. На праздник собираются люди из нескольких стойбищ.

Килвэй

Килвэй — это Праздник рождения телят. Проходит он в мае месяце, когда появляются на свет оленята. Само слово Килвэй произошло от «килкин» — пуповина и «вэнтыги» — освобождение, что вместе означает «освобождение от пуповины». Это праздник перехода маленького оленя к самостоятельной жизни.

detenysh

Еще зимой во время праздника Пэгытти специально для праздника Килвэй забивали самого упитанного оленя. Его тушу освобожденную от внутренностей, без головы и ног, замораживали и берегли до мая. Вот из этого размороженного мяса женщины готовят к праздничному столу ритуальную еду. Дробят и варят кости, из полученного костного жира готовят блюдо таляпалгын. Из вареного мяса грудинки блюдо мачо. Из свежего щавеля — варят рымавыт. Делают оленью колбасу. Из зелени мастерят фигурки оленей с рогами. Фигурку оленя и оленью колбасу укладывают на специальный ритуальный поднос. Голову с рогами и ноги откладывают отдельно, в стороне от чума, это угощение для духов покровителей охотников.

roga-i-kopyta

После рождения олененка у оленихи на 3-й день отпадают рога. Эти рога собирают к празднику. Именно поэтому Килвэ еще называют Праздником Рогов. В день праздника, до восхода солнца на подготовленном заранее месте, на ивовые кусты укладывают рога разветвлением в сторону от яранги. На них кладут шкурки молодых оленят, а сверху семейные амулеты. Между горкой рогов и ярангой разжигают ритуальный костер. Женщины выносят из яранги на доске для выделки шкур горячие оленьи уши и ритуальный поднос. Этим ритуальным блюдом «угощают» всё что находится здесь и вокруг: горящий костер, семейные амулеты, оленьи рога, кусты ивы, небо и солнце. Всему миру вокруг посылают просьбы и желания. Обычно в празднике участвует шаман который руководит всем обрядом, совершает ритуальный танец и выкрикивает заклинания.

Выльгыкоранматйэмын

Выльгыкоранматйэмын — это праздник осени, Праздник «молодого оленя». В сентябре стадо возвращается с летних пастбищ и проходит забой молодого оленя, оленя с тонкой шерстью. К этому празднику женщины стойбища готовят растительную еду, собирают листья. В день когда приходит стадо, мужчины на доску для разделки шкур укладывают пласты дерна и на них разводят жертвенный костер. Когда костер разгорится, двое мужчин берут доску на которой горит костер и с криками «Оэй! Оэй!» сбрасывают пласты дерна с горящим костром по направлению стада. Женщины бросают в сторону стада горящие угольки из костра, а дети стреляют их лука горящими стрелами. Этот ритуал с огнем якобы охраняет стадо от напастей. Старшая в роду женщина горящими ветками обмахивает оленеводов. Так сжигают — усталость и отгоняют злые духи.

Prasdnik olenya

Затем приносят жертвоприношение — забивают оленя. Но прежде чем забить оленя, обращаются к солнцу. Под тушу убитого оленя подкладывают зеленые ветви ивы. После чего «поят» тушу жертвенного оленя. Около забитого жертвенного оленя проводят ритуал «помазанье кровью». Кровью оленя мажут лоб, щеки, ладони, а иногда и другие места что бы отогнать злых духов и что бы дети не болели. Это так же считается знаком верности оленеводству.

Из туши оленя вырезают самые лакомные куски, ложат на специальное блюдо, нарезают кусочками и готовят жертвенное блюдо «инэнинтыткуркын». Рядом со входом в ярангу разводят костер на котором жарят печень, губы, копыта, и здесь же едят. Ребра сжигают в костре. После того как костер прогорит, на его месте садят куст ивы. Его укрывают так называемой «земляной ярангой». Есть примета, по которой если весной куст зазеленеет, то значит род жителей стойбища не угаснет, а наоборот будет процветать. Праздник Выльгыкоранматйэмын продолжается два дня. В эти дни важенок, у которых нет телят, забивают. Это делают под звуки бубнов и под камлание шамана.

Тыркыльыкоранмат

Тыркыльыкоранмат или День быка. В основу этого праздника положен обряд Благодарения — Мнэгыргын. В этот день позади яранги режут специально выбранного жертвенного оленя — рымнэвьё. Кровью убитого оленя мажут нарты, вход и основу яранги, семейные охранители рода и амулеты. Варят мясо оленя в большом котле и раскладывают по средине яранги на шкуре. Голову жертвенного оленя рымнэвьё ложат на священную доску – огниво. Вход в ярангу завешивают шкурами. Хозяева и гости располагаются вокруг. Разводят священный семейный огонь. На огне сжигают кусочки еды, тем самым «подкармливая» священный огонь. Хозяин или шаман стуками в бубен призывает духов предков и духов тундры на пиршество. Присутствующие поют песни и исполняют ритуальные танцы.

Ritual

Танцы посвящают своим богам Наргынэн, Вагыргын, Яйвачвагыргын. Считается что под эти песни и танцы добрые духи тундры, неба и воды прилетают в ярангу и принимают Обряд Благодарения. После пиршества принято духов выпроводить их яранги. Для этого стучат в бубен, выкрикивают «Эк! Эк!» и танцуют «Пучъэнимо» — очищение с одежды остатков зла.

Ritualny tanez

Со стороны это выглядит несколько комично, потому как у танцующих руки болтаются вдоль туловища, а в такт ударом бубна, танцующие на полусогнутых коленях качаются из стороны в сторону. Но что поделать, таков обычай.

У чукчей морских охотников есть свои праздники. Основные из них это: Праздник кита, Первый спуск байдары и Праздник моржа. Это тоже культовые праздники в знак благодарности за успешную охоту.

Польа

ПольаПраздник Кита, самый известный и яркий праздник все жителей побережья Северного Ледовитого Океана. Проводится в конце августа, сентябре. Принято накануне праздника встречать на берегу байдару с посланцами охотников о удачно добытом ките. В их честь разжигают костер, угощают и слушают их рассказ об удачной охоте. Прибытия охотников ожидает все поселение. Когда прибуксируют кита к берегу, их встречает старшая женщина в поселке — хранительницы национальных традиций. Под её руководством девочка с ритуальным деревянным блюдом проводит ритуал поения морского зверя. Всем миром Тушу кита выволакивают на берег. Потом охотникам дают специальные ножи, и они отрезают от туши кита полоски кожи и раздают их мальчикам будущим охотникам.

vyrezka-polosok

В разделке кита участвует все мужское население. Тушу кита обрезают так, что на берегу остается только его скелетный остов.

Все охотники приходят так называемый благодарственный обряд. Специально выбранное место устилают шкурами моржей. Из пластов снега с одной стороны возводят стенку. Устанавливают колья, на которых ложат весла, а сзади руль от байдары, делают, так сказать, символ байдары на суше.

Присутствующие начинают выкрикивают «О-ок-ок»«, и в круг выходят женщины в национальных одеждах с повязками из белых горностаевых шкурок поверх распущенных волос. Женщины воспроизводят охоту на кита в так называемом сидячем танце. После чего такой же танец исполняют и охотники. Это по сути своеобразное соревнование, победителям которого вручают призы. Во время праздника устраивают различные состязания: гонки на байдарках, перетягивание, чтение сказок о ките, различные байки охотников, бег наперегонки, борьба, стрельба, гонки на собаках.

Атыгак

АтыгакПраздник спуска байдары на воду или праздник начала весенней охоты. Проводится в начале лета, когда начинается сезон охоты на морских животных. В семьях где есть байдара её несут на берег, приводят в порядок и спускают на воду. В празднике участвуют все родственники и соседи.

baidaru na vodu

Мужчины занимаются лодкой, а женщины готовят еду: варят мясо, делают котлеты из мяса, и жира нерпы. Затем взрослые члены семьи совершают магический обряд — раскрашивают себе лица сажей, рисуют на лице несколько линий сажей вдоль носа, под глазами и на подбородке.

Потом идут на берег моря и приносят приготовленную еду. Владелец байдары режет мясо на мелкие кусочки и бросает их в море, делая жертву духам ветра и хозяину морских зверей. Часть мяса бросают в костер — это жертва духу огня. Так они привлекают себе удачу на охоте.

Наскуныхкылык

Наскуныхкылык — Праздник моржей, проводится в конце июля, когда начинаются сезон штормов и заканчивалась охота на моржей. В это день из ледника вынимают заготовленную тушу моржа. Приглашают шамана, который проводит обряд камлания, он выполняет ритуальный танец и бъет в бубен, созывая на угощение духов, которые сберегают охотника и приносят ему удачу. Потом Хозяин относит часть приготовленной еды на берег моря и бросает ее кусочками в воздух и в воду со словами: «Собирайтесь сюда все и кушайте!» Процесс разделки туши моржа довольно сложный и поэтому этому обучают детей с малых лет и уже юноши могут это делать самостоятельно.

Rejut morja

Мясо делят между родственниками, а череп моржа относят на жертвенную скалу «хозяйке морских зверей». Все семьи гуляют по очереди, приглашая к себе всех жителей поселка.

И хотя все праздники имеют культово — магическую основу, праздники постоянно присутствуют в быту народов Севера. Особое значение в этом играли и играют танцы. Танцы чукчей, якутов, коряков, эскимосов это своеобразные произведения народного искусства. Они приняты во всех случаях жизни. И при рождении, и на проводах ушедших в мир иной, и во время любых торжеств, будь то свадьба, удачный торг или договор.

Северные танцы это настоящее театрализованное представление. В них выражают и картины охоты, и трудовой процесс, и повадки животных и птиц. Широко известны такие танцы, как «Охота на кита» и «Танец ворона». Все танцы исполняют под звучание бубна и ритмическое пение. И хотя эти традиции уходят корнями в далекое прошлое, нынешнее поколение старается сохранить их, записывая на аудио на видео. Ну а некоторые музыкальные коллективы с успехом гастролируют с концертами во многих странах мира.

Вурна Хатл

Вурна Хатл — Вороний день празднуют 7 апреля каждого года. Весенний праздник Вурна Хатл, что по-русски означает Вороний день – это день прилета на Север первых птиц, вестников того что и сюда пришла весна и природа пробуждается после долгой зимней спячки. Название праздника Вороний День связано с тем что обычно первыми прилетают вороны, которых все народы Севера ворон считают самыми умными птицами и почитают их, потому как Ворона считается древней покровительницей матерей и младенцев.

Вороньи гнезда

В мифах северных народов Ворона вестник весны, своеобразный символ пробуждения и обновления природы. Вороны первыми прилетают, они начинают вить гнезда, громко каркают, как бы пробуждая саму природу. На Севере, где зима длится девять месяцев, весну ждут с большой надеждой и считается что как только улетающие осенью вороны, возвращаются в родные места, то скоро обязательно будет тепло. В день праздника на ветки деревьев, чаще всего березы, вешают связки калачей и баранок, повязывают лоскутки из ткани с завязанными в них монетами, этим самым желая своим близким наилучшего в жизни. Устраиваются танцы и песнопения, в которых прославляются вороны.

В костюме вороны

Танцовщицы надевают на себя вороньи костюмы и в них изображают танец Вороны. Вороний день связывают с богиней, которая помогает во время родов. Если праздник пройдет достойно, в семье родятся здоровые дети, а оленихи принесут здоровых оленят. Поэтому праздник проводят задорно и весело.

Танец ворон

Вороний день раньше считался чисто женским праздником, которые верят что вороны приносят с собой радостную весть о приходе весны. Праздник Вороний день выражает заботу о детях, стремление к лучшей жизни и благополучие в семье. В предверии этого праздника все женщины занимаются приготовление разнообразной еды. Считается что на праздничном столе должно быть не менее десяти разных блюд.

Праздничный стол

В Вороний день кроме приготовления еды нельзя заниматься ни какой другой работой, в этот день нельзя ни шить, ни рубить лес, ни колоть дрова, все делается накануне. В конце дня все празднующие собираются за столом, накрытым национальными блюдами.

МБДОУ «Детский сад с. Несь»  

Воспитатель: Вокуева Оксана Юрьевна

Праздник  «День рождения олененка»

 (подготовительная группа)

Цель: Формировать у детей представление о природе нашего края, учить беречь красоту природы, ее эстетичную выразительность. Вызвать стремление к охране растений, животных и птиц. Закреплять знания из занятий и бесед по экологии

Вед.-  Ребята, мы собрались с вами на праздник нашего северного края –День рождения олененка. Живем мы с вами на севере большой страны Росси в Ненецком Автономном округе. Скажите, а вы любите свой край? О том, как вы его любите, расскажите в стихах.

Стихи

Вед. – Мы северяне, а это значит, что не пугает нас холодная длинная зима, радует нас солнышко, которое светит нам летом круглые сутки. Любим мы главный город нашего округа. Как он называется?- Нарьян-Мар

А как переводится это название на русский язык? – красный город (показ фотографий).

Сейчас Дина расскажет стихотворение о Нарьян-Маре, а Сережа и Слава споют песню.

Стихотворение и песня.

Вед. – природа, которая нам дает все для жизни, требует бережного отношения к себе. Все мы должны охранять и беречь природу. Часто в лес приходят недобрые люди: ломают деревья, обижают птиц, загрязняют поляны мусором, ездят по тундре на вездеходах. Чтобы тундра была всегда красивая, лес был чистым, надо знать и выполнять правила поведения в природе. О них нам расскажут Юля и Коля.

Стихотворение «Лесные правила»

Если в лес пришли гулять

Бегать ,прыгать и играть

Только, чур не  забывать

Что в лесу нельзя шуметь

Даже очень громко петь

Испугаются зверушки

Убегут с лесной опушки

Ветки дуба не ломай

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать

Зря цветы не надо рвать!

Песня «Лесная песенка»

А сейчас немного поиграем –игра «Тройной прыжок»

Вед. –  в конце зимы яркое солнце согревает тундру. Появляются проталинки.  У мамы оленихи родились маленькие детки – оленята. И стало в тундре еще веселее. Об оленях и оленятах наши северные поэты сочинили много стихов.

Стихи, песня «Олененок»

Однажды позднею весною мы вышли на проталинку

Глядим, а на сырой земле лежит олененок маленький

За лето вырос олененок,  стал стройным и гордым

Вот и важенки ребенок стал хором непокорным.

 Три веселых олененка по утру спешат

Цокают копыта звонко, хвостики дрожат

Вед.- вот и к нам в гости прибежали маленькие оленята

Танец оленят.

Вед. – ну вот и подошел к концу наш праздник. И на память об этом празднике я хочу подарить вам эмблемы.

Автор: Петрова Ольга Ивановна
Должность: воспитатель

Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: п. Чокурдах, Аллаиховский улус, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Этнопраздник «День рождения оленёнка»

Раздел: дошкольное образование

Праздник «День рождения олененка»

Цель: Формировать у детей представление о природе нашего края.

Ведущая: Ребята,

мы

собрались

с

вами

на

праздник

нашего

северного края – День рождения олененка. Живем мы с вами на

севере большой страны России Республики Саха. Скажите, а вы

любите свой край? Как вы знаете, что на севере люди занимаются

оленеводством. Кочуя по тундре, оленевод, сидя на нарте, напевает

обычно песню о родной земле, о людях, живущих и работающих на

этой земле, о быстроногом олене. Вот и сейчас мы тоже споем на

эвенском языке песню про быстроногого оленя.

Песня «Гэлэ, гэлэ…»

Ведущая: Мы — северяне, а это значит, что не пугает нас холодная

зима, радует нас солнышко, которое светит нам летом круглые

сутки. А давайте представим, что мы прикочевали и нам надо

быстро построить тордох- это жилище оленеводов.

Игра «Кто быстрее построит тордох своей семьи?»( у каждой

семьи свой орнамент народов севера).

Ведущая: Чтобы

не

скучать,

оленеводы

устраивают

небольшие

соревнования, чтобы показать свою сноровку, силу – соревнования

в беге между главами семей.

Соревнования в беге.

Ведущая: А еще интереснее бега на оленьей упряжке.

Соревнования парами.

Ведущая:Ну вот, пора собираться кочевать, надо ловить оленей.

Ловля оленей (обручами).

Ведущая: В конце зимы яркое солнце согревает тундру. У мамы

оленихи рождается маленький олененок. Все жители и обитатели

тундры радуются его появлению. Сейчас дети покажут это в танце

«Олененок».

Танец «Олененок»

Ведущая: На этом празднике участвуют не только

дети, но и

взрослые, где каждое стойбище выставляет лучший приз: например

важенку

или

просто

оленя,

аркан

для

ловли

оленя.

Мы

тоже

решили, чтобы наши взрослые выбрали себе понравившийся приз и

поборолись

за

него

в

беге

(ручка,

писчая

бумага

и

столовая

салфетка), а примут участие наша заведующая Татьяна Ивановна,

завхоз Марьям Мухаметовна и повар Юлия Валерьевна. Давайте

поприветствуем их!

Участники

бегут

за

своим

призом,

приводя

в

восторг

окружающих.

Ведущая: Вот и подошел наш праздник к концу. В заключении

наша гостья Наталья Ивановна вам подарит свой чукотский танец.

Чукотский танец Натальи Ивановны Атувги.

May 21 2018, 17:48

Category:

  • Праздники
  • Cancel

Кильвей-праздник молодого оленя

Каждую весну, в мае, на Чукотке отмечают праздник молодого оленя — Кильвей. Кильвей, с чукотского —  перекусывание, освобождение новорожденного оленёнка от пуповины матери. Рождение оленя для оленевода — это праздник. Старики говорили — будет олень, будет и жизнь.

В минувшие выходные праздник прошёл и в Анадыре.

Точной даты у праздника нет. В оленеводческих бригадах его приурочивают к погожим дням, в населённых пунктах к выходным. В Анадыре, уже много лет главным идеологом и организатором Кильвея является детский этно-фольклорный центр, который возглавляет Галина Ивановна Нотатынагыргына.

Традиционные праздники сценарно минималистичны. Конкурс хозяек, обряд, танцы и песни. Ни в коем случае не принижая значения мероприятия и самоотдачи организаторов в городе такие праздники выглядят лубочно. Примерно как Новый год на Сейшалах, с ёлкой, водкой и оливье. Не хватает самого главного — оленей и, собственно, самих оленеводов.

2. Нарезка строганины из чира

3. Из далека это блюдо напоминает торт, при ближайшем рассмотрении — жир, копыта и мозги

4. Столы конкурсантов с национальными блюдами

5. Постоянная участница всех традиционных национальных мероприятий — Лада Геутваль

6. За отсутствием оленей — главным символом оленеводческих праздников в городе является яранга

7. В яранге

8. В ожидании начала представления каждый занимает себя чем может

8. Обрядовые блюда для кормления. Зелёная кашица — содержимое желудка оленя. Корюшка — анадырская специфика

9. Обряд кормления. «Кормят» рога, которые на третий день рождения оленят сбрасывают важенки

10.

11.

12. После обряда гостей угощают лакомствами: жир,оленина, мозги

13. Выступление фольклорных коллективов

14.

15.

16.

kilveiВ рамках городского Ысыаха Туймаады 27 июня на Тюсюлгэ № 24 «Северное Сияние» будет проведен чукотский праздник Кильвэй. Что это за праздник, можете узнать из приведенной статьи из «Колымской правды».

Килвэй — традиционный чукотский праздник

23 апреля наша группа артистов АКБ при ЦВК «Этнос» выехала в КРО «Нутендли». Несмотря на погоду, мы доехали вечером до стада, попив чаю, мы проехали с хайдана в сторону важенок. Там провели около двух с половиной часов, обошли всё стадо на снегоходе, подъехали к дежурному балку, там нас встретил Андрей Слепцов. В присутствии нас родилось трое оленят. А так по счету у них было уже 400 оленят.

На следующий день мы начали готовиться на обряд «Рождение оленёнка» — «Килвэй». Рождение теленка – это символ жизни, возрождения. Килвэй – это традиционный чукотский праздник. В этом названии «кил» — от слова «килкин», что означает «пуповина», «вэй» — от слова «вэнтыги», что означает «освобождение от пуповины и переход к самостоятельной жизни». К нему готовятся заранее. Еще с лета заготовляли рымавыт – щавель, варили его и помещали в специальный мешочек. Зимой во время праздника «Пэгытти», забивали упитанного оленя. Тушу без внутренностей, головы и ног, замораживали. Затем тщательно заворачивали в шкуру оленя и везли с собой до наступления праздника Килвэй.

После рождения олененка у рэквыт (оленихи) на 3-й день отпадали рога. Эти рога собирали к празднику. Они символизировали благополучно отелившихся оленят. К празднику женщины готовили ритуальную пищу – дробили и варили кости. Всплывший на поверхность костный жир собирали в специальную посуду, получался таляпалгын – масло из дробленных костей. Варили мачвэлгын – грудинку. Делали фигурки оленей с рогами из кустов. Эти фигурки символизироали единство с окружающим миром. Такую фигурку и рорат (оленью колбасу) ложили на ритуальный поднос. В назначенный день празднования хозяйка вставала рано, еще до восхода солнца. На ивовые кустики укладывали заранее собранные рога, основанием в сторону яранги.

Сверху клали несколько шкурок оленят и связки семейных охранителей. Место ритуального действия хозяин обозначил развернутымчаутом. Праздник начинался с выноса хозяйкой горячих углей из яранги на доске для выделки шкур. Между ярангами и холмом рогов разжигали ритуальный костер. Костер, семейных охранителей, рога, ивовые кустики, тундру, небо и солнце «угощали» маленькими кусочками пищи из ритуальных блюд. Окружающему миру мысленно и словами посылали просьбы и добрые пожелания. Так проходил этот священный обряд у наших предков.

А современный обряд открыл бег мужчин и женщин: 1 место – Дмитрий Зорин, 2 место – Яков Слепцов и 3 место – Егор Татаев. После бега бригадир стада и я провели обряд кормления огня «Рождение оленёнка» и поклонению земле, небу, солнцу. После обряда начались соревнования по метанию чаута. В этом нелегком виде соревнования 1 место занял Яков Слепцов, 2 место – Виталий Кемлиль и 3 место заслужил Андрей Слепцов.

Закрыли праздник игрой «Хомуурхапсагай» среди общины и работников Культуры. За долгую и энергичную борьбу выиграли ловкие, шустрые, быстрые, сильные хозяева этой тундры – община КРО «Нутендли». По инициативе бригадира Виталия Кемлиль мы решили проводить «Хомуурхапсагай» на каждую корализацию, так как очень понравилась оленеводам эта борьба. И для этого мы решили на следующее соревнование заказать передающийся вымпел.

После таких бурных спортивных игр мы показали небольшой развлекательный концерт. Все работники остались довольны. А мы искренне рады, что община пригласила нас на обряд «Килвэй». Таинство рождения оленёнка до сих пор сохранило свою первобытную магию, и наши хранители чукотской культуры бережно хранят этот обряд и по сей день.

Наталья КУРИЛОВА, руководитель клубного формирования ЦВК «Этнос»

«Колымская правда»

© Ассоциация КМНС Республика Саха (Якутия)

Когда живешь в городе и каждый день начинаешь с проверки социальных сетей, чашечки кофе, выбора наряда, даже не думаешь о том, что где-то есть совсем другая жизнь. Реальность, в которой нет интернета, воду нужно греть на костре, а одежду шьют из шкур животных. Где приходится переезжать с места на место в поисках еды и тепла. Где вечная мерзлота – это не термин с урока по географии, а привычная среда обитания. Сегодня в тундре за полярным кругом кочует почти 16 000 человек, десятки общин. Это люди, которые в 21 веке сохраняют традиционный уклад жизни и ни за что не променяют арктическое лето и зиму, чумы и оленьи упряжки на бетонные коробки в душном городе.

123

Маршрут в небе

Ненецкий автономный округ по размеру как две Франции. И на его территории ни одного шоссе или автомагистрали. Все маршруты проложены в небе. Чтобы попасть на праздник оленя в одну из общин ненцев, нужно пролететь 500 километров из единственного города в Заполярье – Нарьян-Мара, а дальше провести четыре часа в пути. Температура здесь на 10 градусов ниже, чем в городе. Дует промозглый ветер с Баренцева моря. Вертолет жестко садится на болотистую почву тундры, тебя встречает пестрая толпа. Кто в национальных костюмах, а кто в современных куртках и штанах.

Это община Ямб-То. Вдалеке виднеются два чума, как выясняется после – гостевых. Их поставили специально для праздника. Люди преодолели сотни километров в оленьих упряжках. Многие из них не виделись целый год. День Оленя – самый главный для ненцев. Праздник встреч, веселья и день, когда заканчивается лето.

«Умчи в свою страну оленью … »

Олень – священное животное для этих людей. О нем слагают легенды, поют песни. На все праздники лучший подарок – олененок. Это только со стороны кажется, что великолепные животные подчиняются человеку. После разговора с пастухом становится ясно, что вся жизнь кочевников крутится вокруг стада. Олень знает, когда надо покинуть место стойбища, потому что подкрались холода или наступают жаркие дни. Ему известно, где найти еду и укрыться от ветров. И община послушно следует за ним.

123123

«Олень…  Это транспорт. Круглый год на нем ездят. Зимой, летом, осенью. Это мясо. Это наша еда. Это одежда. Она греет нас, когда холодно. Это наш дом. Из шкур мы делаем накидки для чумов», – рассказывает оленевод Евгений Тайберей.

Олени в стаде делятся на два типа. Аука – ручной олень. Он живет совсем рядом с человеком. Это домашнее животное кочевника. Может зайти в чум, спать у входа, играть с детьми. Точно кошка или собака.

Остальные олени пасутся в стаде в нескольких километрах от поселения. Среди них также есть особенная категория – ездовые. Транспорт кочевника – упряжка. Ее мощность составляет шесть оленьих сил. Два отвечают за левый поворот, два – за правый, посередине – ведущие. Поездка часто занимает несколько часов. Поэтому опытный ездок всегда знает, когда пришло время поменять местами «поворотники».

«Надо менять. Иначе они натрут себе плечи. А это боль. С болью оленя далеко в тундре не уедешь. Мальчиков обучаем этому мастерству – управлять упряжкой – с детства. Потому что общине нужно много водителей», – рассказывает оленевод Афанасий Семенович.

День оленя – день встреч

Праздник имеет символическое значение. Это последний день лета. Начинаются заморозки, подступает зима. Следовательно, кочевникам пора собираться в путь. Ненцы широко отмечают начало кочевого сезона.

123123

На Дне оленя проходят тундровые «олимпийские игры». Мужчины соревнуются в силе, ловкости, меткости. Все состязания тоже связаны с оленем – метание аркана, прыжки через нарты, гонки в оленьих упряжках.

Женщины к празднику готовят традиционное заполярное угощение – похлебку из оленины. Некоторые кочевники едят сырое мясо. Это своего рода деликатес. Самыми вкусными считаются глаза, почки и печень оленя.

123123

Праздник можно сравнить с крупной вечеринкой. В этот день могут образовываться пары. Девушки и юноши присматриваются друг к другу. И только на следующий год может быть объявлено о свадьбе. Если, конечно, семьи молодых людей дадут свое родительское благословение. Но не стоит думать, что кочевники совсем оторваны от нашей действительности. Например, Аня с прошлого Дня оленя переписывалась в социальной сети с молодым человеком из соседней общины. За несколько дней до праздника он намекнул ей в сообщении, что хочет сделать предложение.

123

Девушка ответила согласием. Но брак так и не состоялся. Беспечный юноша много километров проехал в оленьей упряжке, но забыл о традициях. Прибыл свататься без старшего представителя своей семьи. И тундровый Ромео покинул праздник без дамы сердца.

День оленя перетекает в ночь, а затем наступает утро оленя. Кочевники могут покинуть праздничный лагерь не раньше следующего дня. Они разъезжаются по своим поселениям, чтобы собрать чумы, вещи, погрузить все в упряжки и отправится путешествовать по тундре в поисках нового жилья. Там тоже не будет ни названий улиц, ни номеров квартир. И если кто-то захочет отправить им открытку, то адрес будет «не дом и не улица», а «Россия, тундра, второй чум слева от полярной звезды».

Фото: Иван Поситко

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Эмблема праздника урожая
  • Эмблема праздника молодежи
  • Эмблема праздника дня народного единства
  • Эмблема праздника день пожилого человека
  • Эмблема праздника день победы