Эпизод сценария театрализованного представления

Работа по теме: Элементы внутренней техники актера. Глава: 42. Эпизод в сценарии как синтез документального и художественного материала.. ВУЗ: ЧГАКИ.

Эпизод (греч. «эпизодон»
— отдельное происшествие, со­бытие)
— это относительно самостоятельная
единица дей­ствия, имеющая законченное
образное решение и строя­щаяся по
законам композиции. В нем сопрягаются,
как правило, несколько разнородных
материалов. Вот эпизод из
театрализованного представления,
посвященного выпускникам заочного
отделения вуза:

Итак, эпизод состоит из двух частей.
Инсценированно­го стихотворения в
прозе И.С.Тургенева и представления
детей и молодых мам выпускного курса.
Его смысл стано­вится ясным только в
единстве этих двух фрагментов, а эффект
монтажа возникает в момент их стыковки.

Приведенный пример отсылает нас еще к
одному наи­более любопытному приему
сюжетообразования —
загад­ке. Загадка —
иносказательное поэтическое
воспроизведе­ние какого-либо предмета
или явления, построенное на изображении
их признаков, в то время как сам предмет
или явление впрямую не называются.
Создание загадки, по наблюдению Д.Родари,
трехэтапно. Остранение —
ассо­циация — метафора.
Он рассматривает действие этого пра­вила
на примере пера, т.е. шариковой авторучки.

«Первая операция: остранение. Мы
должны дать перу такое определение,
словно видим его впервые в жизни. Перо
— это, как правило, пластмассовая
палочка в форме цилиндра или многогранного
параллелепипеда с конусным окончанием,
особенность которого состоит в том, что
если провести им по светлой поверхности,
то он оставляет от­четливый след.

Вторая операция: ассоциация и сравнение.
«Светлую по­верхность», упомянутую
в нашем определении, можно тол­ковать
по-разному, ибо образов и значений
вырисовыва­ется множество. Мало ли
«светлых поверхностей» поми­мо
листа бумаги! Это может быть, например,
стена дома или снежное поле. По аналогии
то, что на белом листе выглядит как
«черный знак», на «белом поле»
может чер­неть р. виде тропинки

Третья операция: завершающая метафора.
Теперь мы готовы дать перу метафорическое
определение: » Это
не­что такое, что прочерчивает черную
тропу на белом поле».

Четвертая операция (необязательная):
состоит в том, чтобы облечь таинственное
определение предмета в мак­симально
привлекательную форму. Нередко загадке
при­дают форму стиха. В нашем случае
это не сложно:

Он на белом-белом поле Оставляет черный
след.»*

В праздничной драматургии прием действует
на различ­ных структурных уровнях.
При помощи его возможно по­строение
всего сценария, отдельного эпизода (как
в при­веденном выше примере) и даже
смыслового периода в тексте ведущего.
Вспомним хотя бы такую синтаксичес­кую
конструкцию: «Мы приглашаем на сцену
человека, который работает на заводе
ровно столько лет, сколько лет самому
заводу, человека, который сидел за
рычагами первого Челябинского трактора…»
и т.д. и т.п. Построе­ние фразы
воспроизводит рисунок загадки. Называются
признаки, по которым можно понять, о ком
идет речь, но само имя смещено на конец
предложения или смыслового периода.

Освоение этого приема связано с цепкой
наблюдатель­ностью сценариста.
«Остранить» предмет или явление
-это значит внимательно в них
вглядеться, увидеть их как совокупность
внешних и внутренних признаков. Кстати,
термин «остранение» ввел в
литературный обиход В.Шкловский. По его
утверждению, «остранение» предме­та
или явления выводит последние из режима
автомати­ческого воспроизведения,
делая их тем самым фактом ис­кусства.

Разными способами конструируется сюжет
в конкурс­но-игровых программах.
Театрализованные подчиняются общим
закономерностям сюжетосложения, которые
рассмат-

*
Родари
Д. Грамматика фантазии. Введение в
искусство придумы­вания историй.


М.: прогресс,

1974.

ривались выше, а вот игровые программы
для одного или двух ведущих (монопрограмма)
имеют свою специфику.

В текстах ведущего сосредоточено
объяснение условий конкурсов, игр,
забав, розыгрышей. Намечен своеобраз­ный
фарватер, по которому должно двигаться
игровое дей­ствие. Сюжет игры со всеми
перипетиями возникает в мо­мент ее
приведения. Поэтому предпочтительнее
такие кон­курсы, где победитель
определяется по простым и ясным критериям
(кто быстрее, кто больше, кто точнее и
т.п.) без привлечения в качестве судей
зрителей или жюри; такие правила, которые
заставляют участников проявить свои
лучшие творческие качества: смекалку,
находчивость, юмор; такие игры и конкурсы,
которые рождают настоя­щий азарт и
втягивают в действие всех присутствующих.

Прогнозирование поведения участников
состязания и болельщиков подводит
сценариста к необходимости созда­ния
текстовых вариантов, а следовательно,
варьируется и развитие самого сюжета.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Пролог.

Начинает звучать минус песни группы «Наутилус пампилиус – Крылья»

На сцене темно. На полотно проектируются титры: « Фильм Алексея Балобанова – Крылья»

В левой части сцены, где находится стена дома, в одном из окон загорается свет.

Свет на сцене становится ярче, эффект вечернего двора, из дверей трамвая на сцену выбегает мальчик и повернувшись к этому окну начинает звать отца: «Папа, папа!»

Свет в окне резко гаснет и одновременно загорается фонарь за полотном в левой части сцены, сверху начинает идти снег, так же хлопья снега проектируются на полотно. Снег засыпает лавочку под фонарем. Из трамвая в правую часть сцены выходит старик и садится на лавочку. Мальчик начинает звонко обращаться к старику:

Мальчик: Папа, я к тебе хочу. Я тоже хочу туда где ты, Папа!

Мальчик замирает и с тревогой всматривается в зрительный зал. На полотно тем временем выводится проекция эпизода из фильма Балабанова « Я тоже хочу». Сцена у колокольни, где сам режиссер рассуждает о счастье.

Как только эпизод заканчивается сцена заливается утренним светом и мальчик резко разворачивается в сторону своего двора.

Эпизод

На полотне показан год 1959 это год рождения Балабанова. Далее вместе с картинками идут даты: 1960 — официально начала своё существование группа The Beatles.

1961 — первый полёт человека в космос. На борту Космического корабля «Восток» находился Юрий Гагарин (СССР) (12 апреля).

Строительство Останкинской телебашни — на тот момент самого высокого сооружения в мире — и телевизионного центра при ней(1963—67)

1965 — Михаил Шолохов удостоен Нобелевской премии по литературе.

1968 — образование Led Zeppelin.

1969 — А. Балабанов переходит в 4 класс.

Освещается левая часть сцены.

На сцене обычный советский двор. Палисадник, фонарь, песочница, пара деревьев со скворечниками. Задник выполнен из белого кирпича, как будто стена дома в этом дворе.

Начинается музыкальная композиция «Madness – One Step Beyond ». На сцену выбегает мальчик в шортах, одежда конца 60-х, одет по-весеннему. Мальчик резвится, бегает, свистит. На полу лежит сдутый мяч, он берет его, из двух кирпичей делает ворота и забивает гол, после чего достает из заднего кармана рогатку и приседает, чтобы выбрать подходящий ему камушек. Заряжает рогатку и стреляет в фонарь, фонарь гаснет. Мальчик еще раз присаживается на поиски нового камня, отметает один, второй и тут находит подходящий, заряжает его, оттягивает тетиву рогатки, что есть мочи, долго целится в сторону деревьев, поворачивается на зрителя, делает паузу и пристально смотрит в зал, после чего вновь переводит взгляд на дерево и делает свой выстрел. Резко на выстреле музыка выключается, ветки деревьев резко и мелко зашевелились, и начался звук улетающих с веток птиц. А мальчик остановился, опустил руки и замер. Но смотрит он не в вверх, куда улетают птицы, а на землю. Негромко начинает звучать композиция «Nautilus Pompilius – Крылья» (без вокала). Мальчик осознает, что убил птицу. Медленно подходит к ней, берет ее в ладони и относит в песочницу. Там осторожно вырывает ямку, кладет туда птичку и зарывает ее, делает все это сидя прямо в песке на коленях. Потом резко вскакивает и бежит к деревьям, ломает там две палки, подходит обратно к песочнице, делает из палок крест и ставит его на могилку птице. Встает и начинает медленно идти в правую часть сцены. Когда мальчик проходит через трамвай, гаснет сторона сцены, где находится двор, и в правом углу сцены включается прожектор, который светит четко на лавочку. И аккуратный поток света падает на нее, идет снег, он ровно и спокойно падает на лавку, на которой сидит старичок. Он очень тепло одет, но от холода не ёжится. Одежда белая. Старик облокачивается подбородком на трость и смотрит на мальчика, который подходит к старику и садится рядом с ним. Между ними начинается диалог.

Старик. Расстроился?

Мальчик. Да.

Старик. Обидно?

Мальчик.- Да.

Старик. А на кого обиделся?

Мальчик. Не знаю.

Старик. Ну ты же взрослый мальчик?

Мальчик. Взрослый

Старик. Я вижу, что взрослый, во дворе растешь… Люди, которые растут во дворе, гораздо раньше взрослеют, чем маменькины сынки. Я и сам вырос во дворе. Так что пора самому задумываться о своих поступках. Понял?

Мальчик. Угу, думаю да.

Старик. Ну и ступай тогда.

Мальчик встает и делает несколько быстрых шагов прочь от лавки, но останавливается и оборачивается назад. Поворачивает голову в зал и на миг замирает, на лице прозревает улыбка , он достает опять рогатку из кармана и бежит в свой двор через трамвай. Как только он в него вскочил. Происходит смена света. Освящается двор. Мальчик сходу хватает камень с земли и опять стреляет по дереву, и убегает за кулисы. Свет уходит.

Остается освещенной только лавочка со стариком. Там все так же падает снег. Рядом со стариком сидит парень с гитарой. Это Юноша лет 18. Одет в брюки и рубашку. Волосы на голове средней длины. Парень тихонько наигрывает мелодию на гитаре.

С. О чем задумался, Алеша?

М. Так… Уезжаю в Горький.

С. Для чего?

М. В университет, на филолога обучаться.

С. А ты хочешь?

М. А я? Я…

Парень смотрит в зал и замирает, как это делал мальчишка. Тут он начинает играть и петь песню группы Аукцион — «Дорога!»

На полотно выводится проекция, фото и видео ряд с событиями 1970-х годов. Во основном это полит собрания и кадры связанные с афганской войной.

 

…Я сам себе и небо и луна,

Голая, довольная луна,

Долгая дорога, да и то не моя.

За мною зажигали города,

Глупые чужие города,

Там меня любили, только это не я.

О-о-о, зона…

Ожидает напряженно, родниковая.

Я сам себе и небо и луна,

Голая, довольная луна,

Долгая дорога, незнакомая.

Меня держала за ноги земля,

Голая, тяжелая земля,

Медленно любила, пережевывая.

И пылью улетала в облака,

Крыльями метала облака

Долгая дорога, незнакомая.

О-о-о, зона …

Ожидает напряженно, беспросветная.

Я сам себе и небо и луна,

Я летаю где-то, только это не я.

Допевает, встает с лавочки, ставит гитару. Делает два шага от лавки. Останавливается. Оборачивается назад на старика, потом смотрит на зрителя и бежит левую сторону сцены. Перебегая через трамвай, опять происходит смена светового акцента. На сцене стоит несколько столов, за ними сидят парни и девушки. Главный герой садится на одно свободное место, где сидела одна девушка, все остальные сидели парами ( мальчик — девушка), смотрит направо, налево и громко хлопает в ладоши один раз. Потом хлопает еще кто-то из ребят, они пересматриваются и очень напряженно поочередно хлопают. Идет ритмичная отбивка с хлопками и топаньем ног. Потом один из них громко кричит, в этот же момент начинает играть композиция «Наутилуса – Хлоп — Хлоп». На полотно из прожектора трамвая и со звонком характерным сигналу трамвая выводится видеоряд из фильмов « Егор и Настя», «Раньше было другое Время», « У меня нет друга или One Step Beyond…», «груз 200»


Нас выращивали денно

Мы гороховые зерна

Нас теперь собрали вместе

Можно брать и можно есть нас

Но знайте и запоминайте:

Мы ребята не зазнайки

Нас растят и нас же сушат

Не для того чтоб только кушать

Из нас выращивают смену

Для того чтоб бить об стену

Вас отваривали в супе

Съели вас теперь вы трупы

Кто сказал что бесполезно

Биться головой о стену?

Хлоп на лоб глаза полезли

Лоб становится кременным

Зерна отобьются в пули

Пули отольются в гири

Таким ударным инструментом

Мы пробьем все стены в мире

С нас теперь не сваришь кашу

Стали сталью мышцы наши

Тренируйся лбом о стену

Вырастим крутую смену!

Здесь выращивают денно

Ах гороховые зерна

Собирают зерна вместе

Можно брать и можно есть их

Хвать летит над полем семя

Здраствуй, нынешнее племя

Хлоп стучит горох о стену

Вот мы вырастили смену

Зерна отобьются в пули

Пули отольются в гири

Таким ударным инструментом

Мы пробьем все стены в мире

Обращайтесь гири в камни

Камни обращайтесь в стены

Стены ограждают поле

В поле зреет урожай!

Как только заканчивается песня, лавки, которые выполнены в форме цельного цинкованного параллелепипеда с откидывающимися спинками, и парты разъезжаются в две стороны, девушки снимают с героя рубашку, под которой оказывается гимнастерка с отличительной символикой

военно-транспортной авиации. Алексей садится на лавочку, его пристегивают ремнями безопасности для транспортных самолетов, лавочка на тросах поднимается вверх, от лавки развивается большой флаг советского союза. Ветродуй из -за кулисы заставляет флаг эффектно колыхаться .

Парень зажмуривает глаза и начинает петь песню Вадима Самойлова ( агата Кристи) – Позови меня небо. В более агрессивной аранжировке. На каждом припеве и на словах « Позови меня небо» он поднимает напряженно голову вверх и на границе с криком поет.


В этот момент под ним оставшиеся три парня и девушки у остальных лавок опускают спинки, они принимают формы схожие с цинковым гробом. Девушки, стоя на коленях, обнимают парней и кладут свои головы поверх. Парни стоят рядом, опустив головы и крепко сжав кулаки. На стене-экране параллельно транслируются кадры из кинокартин «Груз 200» и « Война», так же кадром, вспышкой промелькивают реальные кадры, снятые на Афганской войне.


Между прошлым и новым заблудиться так просто

Между прошлым и новым непростые вопросы

Непростые ответы я скитался небрежно

Я искал тебя где ты был мой мир безутешен

Я ломал его стены истребляя надежды

Ополаскивал кровью золотые одежды

Одиноко и слепо умирал без любимой

Мне казалось что небо обо мне позабыло

На припев он поднимает напряженно

Припев

Позови меня небо удиви меня правдой

Я конечно не первый кто летал и кто падал

Ты как будто нарочно ты со мною играешь

Потому что всё помнишь потому что всё знаешь

Позови меня небо

Я нашёл все вопросы я нашёл все ответы

Всё любимая просто это ты моё лето

Это ты моя осень это ты мои звёзды

Это ты рассказала, что бывает не поздно

На финале песни, когда Алексей опускается вниз, парни и девушки вновь открывают эти ящики и достают оттуда треноги, камеры, киношные хлопушки , софиты и другой проф. инвентарь, который используется для съемки кино. Самое главное — на сцене появляется стереотипный раскладной режиссерский стул.


Алексей опускается на пол, подходит к режиссерскому стулу, кладет одну руку на его спинку и замирает, глядя в зрительный зал. Потом разворачивает стул спинкой к залу, и садится на него. На спинке стула надпись:


« Балабанов».

Алексей встает со стула и заходит в трамвай, трамвай издает звонок, на сцене темно и только проектор выводит картинку на полотно.

На экране показаны эпизоды картин, которые снимал режиссер. Перед каждой сменой кадра на полотне, электронный номер трамвая меняет свои цифры на год создания фильма. После последнего кадра, когда замирает цифра 2012 на номере трамвая, Балабанов выходит и под смену музыкального фона идет в левую кулису. В этот момент с правой стороны опять освящается лавка со стариком, и к ней с левой стороны подходит 3-ий актёр играющий Алексея. Одет он в Балабановском стиле: в тельняшке, белых штанах и белой куртке «Аляске».


Балабанов садится на лавочку рядом со стариком. Фоном играет минус песни Наутилус – «Звезда». Между Стариком и Балабановым начинается разговор, при этом они смотрят на экран, где продолжается трансляция фильмов.


Старик. Интересные фильмы у тебя Алешка. И ты все это создал сам?

Балабанов. Практически да.

Старик. А себя ты сам создал, как режиссера кино?

Балабанов. По большому счету, учителей в кино не бывает. Я люблю кино профессиональное, странное и очень эмоциональное — чтобы энергия была.

Старик. А для кого ты все это делаешь?

Балабанов. Я? Да как все режиссеры — для себя.

Старик. А ты не снимаешь ради денег?

Балабанов. Нет.

Старик. Так если не ради денег, то ради чего?

Балабанов. Я люблю кино снимать.

Старик. Но снимаешь ведь для народа? Чтобы довести до них что – то?

Балабанов. Ничего нельзя ни для кого довести насильно.

Старик. Алексей, в твоем последнем фильме «Я тоже хочу» есть надежда на бессмертие.

После этой фраза на экране показан видеоряд из последнего фильма Балабанова «Я тоже хочу» Сцены с колокольней и сцена, где сам балабанов произносит монолог.


Балабанов. Считаю, что после этой жизни мы еще куда-нибудь попадем. А про животных я никогда не думал

Старик. А ты выбрал место, где хотел бы оказаться в другой жизни?

Балабанов. А ты угадай с трех раз…

Старик. Неужели Алексей Балабанов хочет в рай? Не боишься, что там может быть скучно, безмятежно? Разве этого хочет знаменитый кино- режиссер?

Балабанов. Не знаю — скучно в раю, или нет. Я отец, просто тебя хочу увидеть. Папа, я к тебе хочу. Я тоже хочу туда, где ты.

На этих словах начинает играть музыкальная композиция «Наутилус Пампилиус — Крылья»


Оба актёра встают с лавки и поднимают головы наверх. Отец начинает уходить со сцены, и заходит в трамвай, в то время как Балабанов ( младший) Еще смотрит наверх.

Балабанов делает несколько шагов, поворачивается на зрителя и замирает. Далее Алексей заходит в трамвай. Раздается звонок трамвая. Зрителя ослепляет свет прожекторов установленных на сцене. Яркий свет включен около 7 секунд. Потом он гаснет.


На полотно воспроизводятся кадры из кинофильмов с движением транспорта, фура Бэна из К/Ф «Брат 2», Трамвай из фильма «Брат», внедорожник из фильма « Я тоже хочу» и так далее


Ты снимаешь вечернее платье

Стоя лицом к стене

И я вижу свежие шрамы

На гладкой как бархат спине

Мне хочется плакать от боли

Или забыться во сне

Где твои крылья,

Которые так нравились мне?

Где твои крылья,

Которые нравились мне?

Где твои крылья,

Которые нравились мне?

Раньше у нас было время-

Теперь у нас есть дела:

Доказывать, что сильный жрёт слабых,

Доказывать, что сажа бела…

Мы все потеряли что-то

На этой безумной войне

Кстати, где твои крылья,

Которые нравились мне?

Где твои крылья,

Которые нравились мне?

Где твои крылья,

Которые нравились мне?

Я не спрашиваю сколько у тебя денег,

Не спрашиваю сколько мужей.

Я вижу — ты боишься открытых окон

И верхних этажей.

И если завтра начнётся пожар,

И всё здание будет в огне-

Мы погибнем без этих крыльев,

Которые нравились мне?

Где твои крылья,

Которые нравились мне?

Где твои крылья,

Которые нравились мне?

Затемнение.

Эпизод как основной элемент композиционной структуры театрализованного представления

Автор:   •  Ноябрь 11, 2019  •  Курсовая работа  •  4,984 Слов (20 Страниц)  •  703 Просмотры

Страница 1 из 20

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

Алтайский государственный институт культуры

Факультет художественного творчества

Кафедра режиссуры праздников

Курсовая работа

по дисциплине режиссура театрализованных представлений и праздников

Тема: ЭПИЗОД КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ КОМПОЗИЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Выполнил:

студент 4 курса

заочного отделения

группы РТПиП-155з

Р.Б. Хамзин

Научный руководитель:

старший преподаватель

Т.С.Костина

Оценка: «_________»

Подпись _________

Барнаул 2019


Оглавление

Введение……………………………………………………………………

3

Глава 1. Теоретическое осмысление эпизода как элемент композиционной структуры в работе режиссера театрализованного представления……

4

1.1. Исследовать основные подходы в разработке эпизода.……………

1.2. Проанализировать теоретические аспекты эпизода, как элемент  композиционной структуры.……………………

10

Глава 1. Практическое осмысление эпизода как элемент композиционной структуры в работе режиссера театрализованного представления.………….

16

2.1. Проследить роль монтажа, как вспомогательный подход в выстраивании эпизодов в работе режиссера.…………………………………..

2.2. Значение и место эпизодов в сценарии театрализованного представления.……………………………………………………………………

19

Заключение……………………………………………

Список литературы……………………………………………

22

23

Введение

Всю нашу жизнь, можно поделить на различные отрезки и случаи, мы работаем, проводим время с семьей, путешествуем и так далее. Все эти отрезки на языке режиссуры, мы называем — эпизодами. Исследуемая тема актуальна, потому что она имеет прямое отношение с нашей каждодневной жизни.

В работе режиссера – эпизоды имеют немаловажный фактор, так как они помогают более структурированно расписывать свой труд и работать над своим замыслом. Ведь работая над своим очередным творением, и разделив его на несколько эпизодов, чтобы каждый эпизод передавал свой отличительный характер, свое определенное настроение, будет гарантировать хорошую и успешную работу.  Таким образом, эпизодичность в работе режиссера театрализованного представления, имеет большое значение и помогает ему правильно подать зрителю свой замысел. Проблемой данной темы является правильное использование эпизодов в распределении композиционной структуры в работе режиссера, и мы попытаемся более основательно разобраться в этом аспекте.

Объектом исследования заданной темы является эпизодичность в выстраивании композиционной структуры в работе режиссера.

Предметом исследования является эпизоды в театрализованных представлениях.

Цель курсовой работы заключается в глубоком изучении значения эпизода, как элемента композиционной структуры.

Для осуществления обозначенной цели, служат следующие задачи:

1. Исследовать основные подходы в разработке эпизода.

2. Проанализировать теоритические аспекты эпизода, как элемент  композиционной структуры.

3. Проследить роль монтажа, как вспомогательный подход в выстраивании эпизодов в работе режиссера.

4. Значение эпизодов в сценарии театрализованного представления. 

Глава 1. Теоретическое осмысление эпизода как элемент композиционной структуры в работе режиссера театрализованного представления

1.1. Основные подходы к разработке эпизода.

В данном параграфе мы попытаемся как можно расширенно и углубленно разобраться в понятии эпизода в театрализованных представлениях, и этапах его разработки. В работе режиссера эпизодичность, несомненно, является немаловажным инструментом при разработке сценического действия. Б.Н. Петров отмечает: «…каждый эпизод, является составной частью целостного представления, его основной структурной единицей и связан с другими эпизодами авторской мыслью – идеей, а иногда и пластическим решением, он всегда должен иметь самостоятельное содержание и законченность в композиционном отношении» [7, с. 67]. «Также он выделяет структуру эпизода, то есть начало эпизода, его развитие через взаимодействие главных и второстепенных линий, кульминационная точка эпизода, совпадающая или переходящая в финал и уход или перетекание этого эпизода в другой» [7, с. 68].

Доступно только на Essays.club

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Эссе на тему наурыз праздник
  • Эпизод сценария пример
  • Эстетическая функция праздника
  • Эссе на тему мой любимый праздник на английском языке
  • Эпизод сценария вечера отдыха