Этапы физкультурного праздника

Методические рекомендации помогут использовать проведение спортивного праздника, как одной из форм внеурочной деятельности по современным стандартам

«Методические рекомендации по организации спортивных праздников в рамках внеурочной физкультурной деятельности»

Методическая разработка по физической культуре

Выполнила

Иванова А.Г.

Педагог-организатор

физической культуры

ГБОУ гимназия №628

Красногвардейского р-на СПб

2019

Санкт-Петербург

Методика организации спортивного праздника

Методика организации спортивного праздника — достаточно сложный процесс, включающий этапы подготовки, проведения и подведения итогов.

Подготовка к празднику включает:

• составление сценария;

• распределение ролей и обязанностей между участниками;

• подбор музыкального сопровождения;

• оформление площадки или зала;

• подготовка спортивной формы, эмблем, атрибутики; приглашений и т.п.

Возглавлять подготовительную работу может педагог-организатор, актив и родители, учащиеся школы (13- 16 лет).

Организаторы праздника определяют его вид в зависимости:

• от сезона,

• возраста участвующих,

• наличия инвентаря, поставленных задач интересов детей.

Тщательно продумывается весь ход праздника, что отражается в сценарии.

Длительность праздника определяется, прежде всего, возрастом участвующих детей:

для детей 6-10 лет – 60-90 минут и более для старших возрастов. Однако в любом случае праздник не должен быть слишком затянут (2 часа и более), так как наступает утомление, снижающее интерес к ходу и результатам праздника.

При соcтавлении плана-сценария праздника необходимо соблюдать следующие правила:

• обеспечить постепенное увеличение физической и психической нагрузки; • предусмотреть чередование игр и соревнований с высокой физической нагрузкой и эмоциональным накалом и заданий, направленных на снятие напряжения;

• чередовать массовые и индивидуальные игры и задания (если это возможно); • предусмотреть участие и оценку деятельности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей;

• включить знакомые и вызывающие у детей положительное эмоциональное состояние игры, задания, проводимые в необычной форме, с использованием новых атрибутов, музыки, персонажей.

Наиболее интересной частью подготовительной работы является процесс изготовления атрибутов, плакатов, декораций, эмблем для участников, пригласительных билетов для болельщиков и родственников детей. Такая работа вполне по силам даже младшим школьникам под руководством взрослого.

В соответствии с целью, темой и видом праздника продумываются призы-подарки для детей-участников. Сразу оговоримся, что совсем необязательно для этой цели приобретать дорогие подарки. Для ребенка важна не материальная стоимость, а та любовь и внимание к каждому ребенку. Поэтому взрослые должны проявить творчество, оригинальность и хорошие знания индивидуальных особенностей каждого участника для того, чтобы приз произвел на ребенка неизгладимое впечатление.

Очень ценными в воспитательном отношении подарки, изготовленные самими детьми.

Если в празднике соревнуются команды, то может быть вручен приз всем (велосипед, вымпел или грамоту, медали и т.д.).

Для массового праздника можно приготовить каждому ребенку обыкновенные сувениры (воздушные шары, яблоки, шоколадные медали и т. п.).

Если в празднике участвовали не более 10 детей, состязавшихся с реальным или воображаемым персонажем (примером тому служит телевизионная игра для взрослых «Ключи от форта Байяр»), то можно поощрить каждого ребенка памятными медалями или кубками с соответствующими надписями: за смелость, за смекалку, за взаимовыручку, за силу и т. п. Подобные подарки самые ценные для развития ребенка, так как они подчеркивают его уникальность и незаменимость » команде.

Организаторы детского праздника должны помнить: никто из детей не должен быть забыт, каждый должен быть обязательно награжден вне зависимости от места, которое занял он лично или его команда. Именно это является залогом его оптимизма и желания участвовать во всех мероприятиях.

Организаторы заранее договариваются о стиле спортивной одежды и эмблемах, обуви, продумывают место для размещения команд-участниц, жюри, болельщиков. Изготавливается табло для освещения промежуточных и итоговых результатов.

Особое внимание следует уделить подбору музыки и подготовке средств ее трансляции. Музыкальное сопровождение обеспечивает соответствующий эмоциональный настрой, помогает синхронному выполнению физических упражнений, заполняет паузы, концентрирует внимание детей, сигнализирует о начале и конце игры-задания. Организаторам следует продумать музыкальное сопровождение для выполнения физических упражнений (парад, комплекс ритмической или утренней гимнастики) и музыкальные заставки, фоновую музыку для аттракционов, сюрпризных моментов, награждения и т.д. Это может быть «живая» музыка (баян, аккордеон, фортепиано) или магнитофонная запись.

Праздник, построенный на спортивных соревнованиях (лыжи, плавание, теннис, футбол и др.), не состоится, если у детей нет соответствующих навыков, поэтому таким праздникам обязательно предшествуют занятия-тренировки.

Часто сценарии предусматривают выступления детей с четверостишиями, песнями, фокусами, и здесь без подготовки не обойтись. Однако надо отказаться от массовых репетиций, муштры и натаскивающих тренировок! Следует помнить, что праздник организуется для детей, а не для зрителей и гостей. Поэтому уместнее экспромт, живое, непринужденное общение, и не проработанный и заученный по сценарию диалог.

Проведение праздника необходимо поручить ведущему, который должен обладать рядом личностных и профессиональных качеств ведущего. Опыт подсказывает: 80% успеха зависит от подготовки праздника и качеств ведущего. Прежде всего, у него должна быть достаточно громкая, выразительная и четкая речь. Не помешает артистичность, особенно если праздник проводится с самыми маленькими детьми. Ведущий должен уметь владеть коллективом детей, знать и учитывать их особенности, менять план по ходу и регулировать физическую, психическую и эмоциональную нагрузку. Желательно, чтобы ведущий в случае необходимости мог продемонстрировать то или иное упражнение. Однако это необязательно: можно использовать ассистентов из числа старших детей.

Безусловно, всем этим требованиям отвечает только хорошо подготовленный специалист или опытный организатор. Облегчить задачу проведения праздника можно включив в сценарий двух ведущих. Это могут быть два противоборствующих персонажа (Умейка и Неумейка) или герои любимых мультипликационных фильмов.

В назначенный для праздника день с самого утра создается атмосфера ожидания всеобщего веселья и начинается бурная подготовительная работа. Каждый класс отвечает за конкретный участок подготовки. Кто-то разносит пригласительные билеты, кто-то расставляет скамейки, подметает дорожки, развешивает праздничные гирлянды, шары, устанавливает табло… Работа найдется каждому. Профессионализм организаторов заключается в том, чтобы вовлечь всех — от мала до велика — в процесс подготовки праздника, не пресекать инициативу детей, а предоставить им возможность ощутить себя полноправными хозяевами мероприятия.

Структура праздника зависит от его вида. Условно ее можно представить тремя частями. Содержание первой, вводной части, весьма разнообразно: это может быть парад участников, подъем флага, зажигание олимпийского факела. Хорошей традицией является открытие физкультурно-спортивного праздника пробежкой по территории всех участников и болельщиков, включая родителей, обслуживающим персонал. Неплохим началом может стать неожиданное появление сказочных героев или зазывал, которые, приглашают всех принять участие в играх, аттракционах и веселых потехах. Зимой праздник можно начать с движения длинною санного поезда или тройки лошадей, забирающих малышей в зимние путешествия. Другим, интригующим, начало может стать у праздника-игры в спасателей, путешественников, космонавтов. Это может быть сигнал тревоги, который разносится по громкоговорителю и призывает всех сильных и смелых принять участие в спасении пострадавших от наводнения (пожара, землетрясения и т. д.).

Основная часть праздники направлена на решение главной задачи. В зависимости от этого она наполняемся соответствующим двигательным содержанием: играми, соревнованиями, аттракционами. Важно, чтобы в конкурсах участвовали все дети. Поэтому, если сценарий предусматривает поочередное участие представителей команд в играх, необходимо продумать четкую систему их приглашения. Обычно на призыв типа «Кто у нас самый смелый?» или «Кто хочет поиграть в эту игру?» откликаются одни и те же дети. Более застенчивые и нерешительные остаются в стороне. В этом случае можно прибегнуть к очень простому способу: дети-участники, заходя на спортивную площадку (в зал), получают билеты. Они могут быть разного цвета и формы. В ходе праздника ведущий обращает внимание на билет и приглашает к участию в той или иной игре только тех, у кого оказался, к примеру, красный кружок. А соревнование «Прыгуны» проводится среди детей, у которых билет в форме зайца. Раздавать билеты должен взрослый, хорошо знающий особенности каждого ребенка, чтобы тот оказался в более выигрышном положении во время соревнований. Так, если мальчику попался билет с изображением скакалки, а он не умеет и не любит это упражнение, то он будет чувствовать себя ущемленным в паре с девочкой, блестяще владеющей этим движением, или просто откажется от участия. Поэтому заранее нужно спланировать, кому какой билет вручить, чтобы избежать отрицательных эмоций и поднять социальный статус ребенка в глазах сверстников и взрослых.

Если праздник носит массовый характер, то у ведущего должно быть несколько помощников из числа родителей и старших ребят, которые организуют детей, расставляют и убирают инвентарь, обеспечивают музыкальное сопровождение, вручают подарки.

На празднике с ярко выраженной соревновательной направленностью важно своевременно оценивать деятельность отдельных участников или команд. В связи с этим заранее выбирается жюри (судьи) из 1-5 человек и на видном месте размещается табло. Оно может быть традиционным цифровым, если участники старше 6 лет. Если дети незнакомы с цифрами и арифметическим счетом, то табло могут заменить баскетбольные корзины, в которые забрасываются маленькие мячи за каждую победу команды. В конце подсчитываются заработанные очки-мячи каждой команды.

Подводить результаты необходимо в ходе и в конце праздника. После каждой игрыэстафеты, соревнования ведущий подводит краткий итог и оценивает степень проявления физических и морально-волевых качеств команд и отдельных игроков. Предоставить слово жюри можно после двух-трех конкурсов, чтобы не превращать праздник в сплошные выступления взрослых.

Если в празднике участвуют дети 5-8 лет, то ведущему нужно очень осторожно подойти к вопросу подведения итогов, так как психика детей этого возраст очень ранима, они не могут адекватно оценить свои способности и болезненно переживают поражение. Поэтому необходимо, во-первых, сформировать команды, приблизительно одинаковые по силам и с равным количеством однополых детей; а во-вторых, деликатно оценивать победу и поражение, поддерживать дух оптимизма, уверенности в своих силах у отстающей по очкам команды. В конце праздника обычно планируется такая игра, в которой победа проигрывавшей команды была бы гарантирована. Например, ведущий предлагает детям обеих команд поиграть в подвижную игру «Ловишка», чтобы окончательно убедиться, какая же команда более быстрая и ловкая. При этом он догоняет всех детей, но осаливает только игроков из выигрывающей команды. Такие маленькие педагогические хитрости помогают сгладить явное преимущество одной из команд. Таким образом, к концу праздника дети приходят с итогом «Победила дружба!».

Организаторы могут использовать другой способ выравнивания результатов — по номинациям. Так, одна команда может быть награждена в номинации «Самая ловкая и быстрая», другая — «Самая дружная и веселая».

Кульминацией любого праздника является сюрпризный момент. Его содержание и время включения зависят от возраста участников и вида праздника. Чаще всего в качестве сюрпризного момента используются неожиданное появление сказочных персонажей (взрослые или старшие дети) и разыгрывание коротенького представления. Персонажи могут пригласить детей поиграть с ними вместе, разрешить проблему, с которой они столкнулись, научить их заниматься физкультурой. В любом случае эта сценка должна быть зрелищной и веселой, сопровождаться музыкой, необычными звуками (свист может известить о появлении Соловья-разбойника, цоканье копыт тройки). Если праздник проводится в помещении, то можно применить световые эффекты (внезапное отключение света, освещение места появления героя прожекторами, юпитерами, фонарями и т. п.). В конце праздника вне конкурса уместно провести массовую игру средней подвижности (лучше в круге) по типу «Мышеловка», «Карусели», организовать общий танец всех участников и болельщиков. Жюри и организаторам это время можно использовать на подсчет очков и подведение итогов.

Награждение проходит торжественно и весело, и каждый получает сувенир на память. Вымпелы, эмблемы, сувениры важно поместить на самом почетном месте. Это может быть стенка, специально выделенная для этой цели, где развешиваются грамоты, вымпелы, медали, значки, полученные детьми. Многим детям нравится украшать наградами свою комнату и свой игровой или учебный уголок. Здесь же можно разместить фотографии, рисунки на тему «Наш праздник». Это позволяет воспитать у детей стойкий интерес к занятиям физкультурой, к своим достижениям в спорте, что является условием формирования мотивации здорового образа жизни.

Приложение

В системе школьного физического воспитания внеурочные мероприятия проводятся в виде бесед, викторин, диспутов, семинаров, научных конференций, олимпиад по предмету

«Физическая культура», спортивных соревнований различных уровней.

Кратко напомним некоторые основные моменты, о которых следует знать при подготовке и проведении отдельных мероприятий.

Лекция. Отличается обилием сообщаемой информации, потому применяется в старших классах. Условиями эффективности лекции являются:

— составление детального плана лекции;

— сообщение учащимся темы, плана лекции;

— логически стройное и последовательное изложение всех пунктов плана;

— краткие выводы после изложения каждого лекционного пункта плана;

— логические связи при переходе от одной части лекции к другой;

— эмоциональность изложения, интересные примеры, факты;

— контакт с аудиторией, гибкое управление мыслительной деятельностью учащихся;

— оптимальный темп изложения;

— использование наглядности и технических средств;

— подведение итогов лекции в виде контрольных вопросов, тестовых заданий и др. 

Дискуссия. Главная функция дискуссии – стимулировать познавательный интерес учащихся. Условиями эффективности дискуссии являются:

— предварительная и основательная подготовка к ней учителя и учащихся по рассматриваемым вопросам;

— ясность, четкость, краткость высказываемого мнения;

— умение выслушать оппонента и доказательно ему ответить;

— умение контролировать свои эмоции;

— недопустимость высказываний по малознакомым вопросам; — подведение итогов дискуссии в виде рефлексивных ощущений.

Семинар. Семинарские занятия требуют предварительной подготовки со стороны учителя и самостоятельной работы по изучению необходимого материала со стороны учащихся. Учитель заранее выносит на обсуждение ряд вопросов и рекомендует соответствующую литературу для подготовки к семинару. Как правило, на семинарские занятия выносятся 4-6 вопросов. В зависимости от способа проведения выделяют следующие виды семинаров: семинар-беседа, семинар-заслушивание и обсуждение докладов и рефератов, семинар-диспут, смешанная форма семинара.

Конференция. Подготовка к конференции начинается с определения темы, подбора вопросов, раскрывающих в совокупности выбранную тему. В практике используются тематические, заключительные, обзорные конференции. Главное в конференции – свободное обсуждение проблемных вопросов. Конференция по своей сути близка к семинарам. Требования к докладам и выступлениям значительно выше. Выступления требуют проявления творческих и научных способностей докладчиков. Учитель руководит подготовкой выступлений школьников на конференции. Помогает в отборе материала, примеров и фактов для доклада, в определении структуры выступления, в сборе и оформлении демонстрационного материала.

Умеренная физическая нагрузка детям не только полезна, но и приятна. Поэтому для реализации двигательного потенциала дошколят в детском саду проводятся и физкультурные занятия, то есть непосредственная образовательная деятельность (НОД), и досуговые мероприятия, призванные аккумулировать положительную эмоциональную обстановку в детском коллективе. Рассмотрим особенности организации досуговых физкультурных мероприятий в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Зачем нужен спортивный досуг в детском саду

Досуговые мероприятия по физкультуре — это организованная активность детей, построенная на выполнении ребятами разных физических упражнений в форме игры.

Дети и родители перетягивают канат

Часто в досуговых мероприятиях участвуют родители малышей

Это интересно. В методических источниках понятия «физкультурный досуг» и «физкультурный праздник» являются синонимами. Однако есть ряд педагогов-теоретиков настаивающих на том, что это не совсем так, и праздник является формой проведения досуга. Компромисс между этими двумя точками зрения заключается в том, что, с одной стороны, праздник в широком понимании слова, то есть радость, может описывать любое досуговое мероприятия, а с другой, праздник (как и развлечение) может быть формой спортивного досуга, приуроченного, например, к какому-то календарному поводу, например, Дню защиты детей.

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены цели проведения физкультдосуга в детском саду:

  • развитие интереса к спорту;
  • закрепление изученных двигательных навыков (к примеру, дошколята средних групп осваивают умение перестраиваться из колонны в шеренгу, отрабатывают обивание мячом от пола до пяти раз и т. д., поэтому для досугового мероприятия будут актуальны упражнение «Перестановка», когда две команды малышей делают на скорость 2–3 перестановки, и игра «Мяч в домике живёт», в которой дети, не выходя из обруча, отбивают мяч 3–4 раза);
  • развитие быстроты, ловкости движений, ориентированию в пространстве (так, в старшей группе в программу досугового мероприятия включается игра «Медведь и пчёлы», в которой «медведи» в отсутствии «пчёл» забираются на гимнастическую стенку за «мёдом»);
  • воспитание взаимопомощи (за счёт включение командных соревновательных игр, подготовки театрализованных представлений и пр.);
  • формирование личностных качеств (организованности, выдержки, целеустремлённости, дисциплинированности, чувства ответственности перед товарищами).

Для педагога физкультдосуги — это способ реализовать личностно-ориентированный подход, индивидуально подбирая задания для ребёнка, оценивая результаты его усилий, то есть, не углубляясь в критику, дать возможность малышу прочувствовать ситуацию успеха от участия в общем деле.

Если цели проведения досуговых мероприятий по физкультуре едины для всех возрастных групп, то задачи немного разнятся в связи с особенностями физического развития малышей.

Дети бегают на спортивной площадке

Задания в развлечениях должны быть посильны для малышей

Таблица: задачи проведения физкультурных праздников в разных возрастных группах

Группа Задачи
Первая младшая
  • поощрять активность каждого ребёнка (в основном за счёт формы проведения мероприятия от лица сказочного персонажа);
  • отрабатывать элементарные движения (бег, ходьбу).
Вторая младшая
  • развивать ловкость и быстроту движений;
  • приобщать к коллективным формам организации игр, например, соревнованиям, «догонялкам»;
  • формировать представления о выполнении правил игры (например, не подглядывать в процессе счёта во время игры в «Прятки»).
Средняя
  • отрабатывать навык принимать исходную позу;
  • тренировать чувство равновесия в статике и в динамике;
  • развивать навык построения в колонну, шеренгу;
  • стимулировать выразительность и пластику движений (с помощью включения элементов театрализации, например, в подвижной игре «Зайцы и волк», в которой дети, выполняя задания, исполняют роли зайцев и волка, придавая образам характерные черты).
Старшая
  • расширять представления о народных спортивных играх («Городки», «Бильбоке»);
  • развивать координацию движений;
  • отрабатывать скорость и качество движений в играх и упражнениях;
  • приобщение к спортивным сезонным играм (катание на лыжах, санках) и играм с мячом (футбол, баскетбол).
Подготовительная
  • расширять представления детей о ЗОЖ;
  • стимулировать развитие навыка регулировать скорость ходьбы, бега и метания;
  • совершенствовать выразительность движений;
  • поощрять инициативу в разработке сценария и включения в него любимых игр (в своей работе практикую проведение досугового мероприятия «Любимые игры», содержание которого определяется заданиями, сформулированными детьми, и придуманной мной сюжетной основой).

Виды физкультурного досуга

По характеру содержания выделяют несколько видов досуговых мероприятий по физкультуре.

Игры

Основная цель таких мероприятий: развлечь детей и доставить им удовольствие. Формами проведения игр могут быть праздники с играми и аттракционами с атрибутами и музыкой, часто с участием родителей. К примеру, «Сезон подвижных игр» (в средней группе), «Физкультурный праздник ко Дню физкультурника» (в старшей группе) и пр.

Дети собирают мячики в корзину, которую держит ребёнок в костюме

Игровые задания призваны повысить настроение малышей

Соревнования

Для формирования чувства здоровой конкуренции, стимуляции интереса к спорту, а также для развития коммуникативных способностей проводятся соревнования. Чаще всего формой организации таких досугов является эстафета (к примеру, «Весёлые старты»). Соревнования вводятся в образовательный процесс, начиная со среднего дошкольного возраста.

Дети на скорость собирают мячики в полусферы

Соревнования особенно популярны в старших группах

Сюжетные мероприятия

Суть досугов этого вида заключается в том, что все задания подчинены сюжету, раскрывающему общую тему и идею, например:

  • ЗОЖ;
  • народные игры;
  • ПДД.

Дети могут сами выполнять роли персонажей мероприятия (например, «Как малыши-зайчата учили ПДД» в средней группе), а могут действовать с позиции наблюдателей, корректирующих ход развития сюжета (к примеру, «Научим Незнайку играть в русские народные игры» в старшей группе).

Досуг, посвящённый пожарной безопасности

Одним из сюжетных досугов в средней группе является развлечение на тему пожарной безопасности

Творческие досуговые мероприятия

Этот вид мероприятий призван стимулировать умение ребят принимать самостоятельные решения, искать выход из проблемных ситуаций. К примеру, в игре «Приключения в лесу» дети подготовительной группы разгадывают квест, решение задач которого включает задания разных видов — решение ребусов по теме «Виды спорта», выполнение физических упражнений, участие в играх.

Фотогалерея: примеры ребусов для физкультурного досуга в подготовительной группе

Правила подготовки и проведения физкультурных праздников

  1. Досуговые мероприятия по физической культуре проводятся со второго полугодия первой младшей группы.
  2. Для младших дошкольников физкультурный досуг организуется 1 раз в месяц, для остальных возрастных групп — 2 раза.
  3. Продолжительность мероприятия в младших и средней группах — 20–30 минут, в старшей — 30–35 минут, а в подготовительной к школе группе — 35–40 минут.
  4. Проведение досуга организуется после дневного сна. Летом мероприятие можно планировать с утра, после первого приёма пищи.
  5. Тематика досугового мероприятия должна согласовываться с программой образовательной области «Физическое развитие» для конкретного этапа учебно-воспитательного процесса в данный отрезок времени.
  6. Задания развлечений основываются на хорошо знакомых детям играх и упражнениях.
  7. Досуговое занятие не должно припадать на день, когда по расписанию есть физкультурное занятие.
  8. Во второй младшей и средней, а также в старшей и подготовительной группах возможно совместное проведение досуговых спортивных мероприятий (соревнований, эстафет).
  9. Учитывая более свободный формат досуговых мероприятий, педагогу не стоит часто делать замечания малышам. Лучше придумать свой способ предотвращать перевозбуждение ребят, например, поднятая рука или свисток — сигнал паузы в игре и тишины.
  10. Дети должны быть удобно одеты и обуты.
  11. Досуговые мероприятия физкультурного характера организуются в зависимости от погодных условий на площадке, в спортивном зале или в группе (если речь идёт о малышах первой младшей группы).

    Дети стоят на улице зимой

    Зима — это не повод отказываться от спортивных мероприятий

  12. Физические нагрузки в мероприятиях имеют свою дозировку: сначала постепенно увеличиваются, а в заключительной части снижаются (например, за счёт включения в сценарий игр малой подвижности — словесных игр, отгадывания загадок, пальчиковых игр).
  13. При проведении развлечений обязательными являются уместные музыкальное сопровождение и атрибуты.
  14. Для повышения двигательной активности детей педагог должен использовать разные комбинации методических приёмов, отвечающих содержанию мероприятия и задачам физического развития малышей.

Четыре «нет» при организации физкультурного досуга

В подготовке и проведении развлечений физкультурного характера важно избегать следующих ошибок:

  • не перестараться с репетициями (всё-таки досуг — это дело весёлое, сюрпризное, а многократные повторения этот эффект неожиданности стирают);
  • не зацикливаться на упражнениях или играх одного типа (например, на беге или перестроениях);
  • не допускать случаев отбора для участия в мероприятии только детей с лучшими результатами по физкультуре — спортивный досуг проводится для всех ребят вне зависимости от их успешности в физкультуре (исключения составляют лишь малыши с отклонениями в физическом развитии);
  • не превращать физкультурный досуг в показательный номер для родителей (даже если мероприятие проводится совместно, мамы и папы являются участниками, а не судьями).

Дети на ковриках с мячами

В досуге должны принимать участие все дети группы

Методические приёмы для проведения физкультурного досуга

Успех проведения развлечений во многом зависит от того, насколько методически грамотно педагог скомбинирует приёмы взаимодействия с детьми.

Аудиовизуальные приёмы

Самыми важными для проведения физкультурных развлечений, как уже отмечалось, являются атрибуты и музыка.

Аудиоматериалами могут быть:

  • марши (особенно для заданий на построение и перестроение);
  • детские песенки для сопровождения игр;
  • спокойная расслабляющая музыка для малоподвижных игр в конце развлечения.

Образцы всех этих видов музыкального сопровождения можно найти здесь.

Аудиосопровождение варьируется в зависимости от характера упражнений досуга:

  • общеразвивающие задания иллюстрируются ритмичной плавной музыкой;
  • игры — весёлой;
  • соревнования — бодрой музыкой.

Это интересно. Выбор музыкального оформления обычно остаётся за музыкальным руководителем с учётом пожеланий инструктора по физкультуре и воспитателя.

Награждение детей

Для награждения музыка должна быть торжественной

Что касается атрибутов, то традиционно это:

  • мячи;
  • гимнастические палки;
  • скакалки;
  • обручи;
  • бадминтон, теннис;
  • реквизит для народных игр (к примеру, городки для одноимённой игры, игрушка бильбоке, кольцеброс и пр.);
  • игрушки, если сюжет развлечения предполагает наличие ведущего персонажа;
  • элементы костюмов для театрализаций (например, кушаки для мальчиков и веночки для девочек в празднике, посвящённому дню Ивана Купалы);
  • материалы для награждения участников соревнований (дипломы, кубки, сладкие призы и пр.).

Это интересно. С правилами игры «Городки», а также с особенностями фигур можно ознакомиться здесь.

Дети проходят полосу препятствий в зале

Атрибуты должны быть тщательно продуманы для каждого задания

Другие средства наглядности

Как и на занятиях по физкультуре, при проведении досуговых мероприятий педагог использует такие наглядные приёмы, как:

  • картинки для иллюстрации сюжета развлечения (например, хода народной игры, расстановки игроков по позициям в футболе и пр.);
  • демонстрация (в играх и упражнениях педагог личным примером показывает порядок выполнения действий либо полностью, либо частично в целях напоминания малышам движений);
  • показ, предполагающий использование видеоматериалов в сценарии (например, из истории того или иного вида спорта).

Это интересно. Поскольку в развлечениях используются только хорошо знакомые детям игры и упражнения, демонстрация в основном используется в младших группах, то есть в работе с ребятами, у которых в силу возраста больше развито предметное мышление, то есть для выполнения любых движений и манипуляций им необходимо увидеть образец.

Видео: приём показа — история футбола для подготовительной группы в стихах

Практические приёмы

К этой группе способов взаимодействия с детьми при проведении физкультурных досугов относятся:

  • рисунки (к примеру, в подготовительной группе на занятии по рисованию после физкультурного досуга и просмотра видео об истории футбола дети зарисовывают свои впечатления);
  • аппликации (в средней группе итогом проведения развлечения «Путешествие в страну сказок» для подобревшей Бабы-Яги малыши выполняют поделку «Коврик», чтобы «больной старушке» было удобно отдыхать);
  • поделки (например, изготовление реквизита для игр — так, к игре «Репейники» дети старшей группы сами приклеивают на двусторонний скотч липучки к перчаткам и мячикам).

Фотогалерея: примеры практических приёмов при проведении физкультурных досугов

Игровые приёмы

Безусловно, основой спортивных досугов являются подвижные игры, которые содействуют развитию всех физических качеств детей: ловкости, гибкости, ориентированию в пространстве, быстроты и двигательных умений. Ниже представлены картотеки подвижных игр для:

  • первой младшей группы;
  • второй младшей группы;
  • средней группы;
  • старшей группы;
  • подготовительной группы.

Словесные приёмы

Образовательная область «Физическое развитие» словесную группу способов взаимодействия относит ко вспомогательным. И всё же среди речевых приёмов при проведении досугов стоит выделить:

  • объяснение (например, при проведении игры «Огуречик, огуречик» в досуге «Помоги Зайке выздороветь» в первой младшей группе разъяснение может быть таким – «Дети под слова «Огуречик, огуречик…» прыгают к ловишке в противоположный конец площадки»);
  • беседу как способ обсудить с ребёнком тему видео или аудиоматериала;
  • сказки (это приём используется как форма организации деятельности детей и взрослых во время развлечений);
  • стихотворения, загадки (применяются для мотивации малышей в начале мероприятия и подведения итогов в конце).

Таблица: рифмовки и загадки для физкультурных досугов в разных группах

Группа Тема Загадки Стихотворения
Младшая «Домашние животные»
  • Квохчет, квохчет, детей созывает, Всех под крыло собирает. (Курица)
  • — Цок-цок! Цок-цок! Я лошадка — серый бок, Я копытцами стучу, Если хочешь, прокачу!
Средняя «В поисках клада»
  • Его найти желает каждый, Кто слышал про него однажды. Найти его очень был бы рад — Большой сундук, в котором… (клад).
  • Где-то на острове диком Дикий какой-то пират В кустиках земляники Спрятал свой сказочный клад.
Старшая «Поход в весенний лес»
  • Идёт красавица, Земли касается, Где снег был, лёд, Трава цветёт. (Весна).
  • Под самым карнизом, Над самым оконцем Забралось в сосульки Весеннее солнце. Сверкая, бегут по сосулькам слезинки… И тают сосульки — весёлые льдинки.
Подготовительная «Весёлые туристы»
  • «Два ремня висят на мне, Есть карманы на спине. Коль в поход идёшь со мной, Я повисну за спиной. (Рюкзак).
  • Совсем растаял снег в лесу, И папа снял пиджак. А я, смотрите, сам несу По-взрослому рюкзак. И спрятать радость не могу — Улыбка во весь рот. Ведь не иду — бегом бегу Я первый раз в поход.

Это интересно. Такой речевой приём, как чтение, применяется в редких случаях и только в старшей и подготовительной группах. Например, когда дети сами зачитывают названия станций «Весёлых стартов».

Дети проходят под арками

Рифмовки могут использоваться для поддержки членов своей команды

Методика проведения досугового мероприятия по физкультуре

Развлечение по физической культуре обычно приурочено к празднику (Всемирный день гимнастики, День спорта) или завершению учебного полугодия (зимние, летние спортивные праздники). Ознакомиться с картотекой досуговых физкультурных мероприятий, а также с готовыми сценариями можно здесь или в подборке инструктора по физической культуре из Иркутской области Былковой Т.Ю.

Этапы подготовки физкультурного развлечения

Организация развлечения включает пять этапов.

Подготовительный этап

Игры и упражнения, включённые в досуговое мероприятие, должны быть хорошо знакомы малышам. Для этого элементы движений и игровых действий отрабатываются на физкультурных занятиях, прогулках и во время утренней гимнастики.

Например, своим воспитанникам средней группы, у которых есть сложности в выполнении различных действий с мячом, в качестве индивидуальных заданий я предлагаю поупражняться в отбивании, ведении и передачи мяча. Малышам второй младшей группы, испытывающим сложности в удержании равновесия, я варьирую выполнение заданий этого направления на полу или бревне.

Инструктор по физкультуре показывает детям упражнение в обруче

Подготовительный этап позволяет отработать с детьми те виды упражнений, которые вызывают у них затруднения

Выбор судей

Бо́льшая часть досуговых мероприятий носит соревновательный характер, а значит, важно продумать структуру судейства. Судьями развлечений, как правило, являются:

  • заведующий ДОУ;
  • старшая воспитательница;
  • воспитатели групп, не участвующих в мероприятии (чтобы исключить вероятность необъективного оценивания);
  • активные родители, участвующие в жизни детского сада.

Что касается критериев оценивания, то методистами рекомендуется оценивать детей не баллами, а по уровню выполнения заданий, то есть выявляя:

  • скорость выполнения задания;
  • ловкость;
  • скоординированности движений;
  • умение ориентироваться в окружающем пространстве.

Кроме того, при оценке участников следует учитывать:

  • старательность ребят;
  • физические возможности каждого ребёнка;
  • честность в соблюдении правил;
  • уважительное отношение к соперникам.

Судьи обращаются с речью к детям, стоящим в зале

Судейство должно быть предельно справедливым

Проведение мероприятия и роль ведущего

В день организации праздника помещение или площадка должны быть красочно оформлены в соответствии с темой. Мероприятие должно начинаться в установленное время и без нарушений режима дня малышей, что имеет существенное значение для детей младших групп.

Немаловажную роль играет ведущий мероприятия, в роли которого может быть воспитатель, так как инструктор по физвоспитанию выполняет функции координатора мероприятия. Итак, ведущий должен:

  • детально знать сценарий развлечения;
  • уметь чётко и лаконично объяснять задания участникам;
  • находить способы активизировать малоактивных детей и успокаивать гиперактивных (например, объединяя детей с противоположными темпераментами в мини-группы для участия в игре или для выполнения упражнения);
  • координировать работу судей, не допуская затягивания обдумывания оценок.

Подведение итогов и награждение

Главный принцип организации итогового этапа: в мероприятии не должно быть проигравших. Можно сделать дифференцированные награды:

  • сладкие призы;
  • дипломы;
  • медали, сделанные руками самих детей;
  • цветы (обычно так награждаются взрослые, которые принимали непосредственное участие в празднике).

Дети с шоколадными медальками

Важно, чтобы награду получил каждый ребёнок

Создание сценария

Если физкультурный праздник организуется в рамках группы (например, совместный с родителями досуг «Мама, папа, я — спортивная семья»), то ответственным за разработку является воспитатель при непосредственном участии инструктора по физическому воспитанию. Если мероприятие подразумевает участие нескольких групп, то в творческую группу подключается старший воспитатель.

План проведения развлечения опирается на требования к физическому развитию малышей конкретной группы, обозначенные программой ДОУ, а также тематику отрезка учебно-воспитательного процесса. Кроме того, на сюжет развлечения большое влияние оказывает идея, девиз праздника. Так, мероприятия в старшей группе «День здоровья», «В здоровье сила» предполагают пропаганду ЗОЖ, поэтому в сценарий включаются игры, эстафеты, театрализации, демонстрирующие физические достижения малышей. Текстовое сопровождение таких праздников должно раскрывать значение утренней гимнастики, игр на свежем воздухе. Например, в рифмовках Г. Остера «Вредные советы» малыши могут раскрывать последствия пренебрежения гигиеной.

Безусловно, большое влияние на подготовку сценария оказывает время года, в которое проводится досуг. Так, зимой опора идёт на катание на санках, ходьбу на лыжах. А летом набор заданий может быть гораздо более разнообразным, предполагающим много свободного пространства:

  • игры-эстафеты с прыжками и бегом;
  • упражнения на метание;
  • задания на равновесие;
  • упражнения на самокатах и велосипедах;
  • включение элементов спортивных игр (баскетбола, бадминтона, футбола).

Как разработать сценарий праздника физкультуры

Структура спортивного праздника в ДОУ складывается из нескольких видов активности, которые комбинируются в разные сочетания, определяемые возрастом воспитанников.

Дети проходят по платформам на ковре

В сценарий должны быть включены упражнения на развитие разных навыков и умений

Таблица: варианты структуры сценариев физкультурного досуга

Возрастная группа Структура Примеры
Младшие группы
  1. Выход на спортивную площадку.
  2. Общеразвивающие задания.
  3. Задания игрового характера (к примеру, пробежать между расставленных кеглей змейкой).
  4. Сюрприз (обычно появление персонажа из хорошо знакомой сказки или отгадывание загадок).
  5. Упражнения для тренировки основных движений.
  6. Игра на релаксацию малой подвижности.
  7. Оценка работы детей.
«Весёлый старт»

  1. Воспитатель: — Ребята, мы пришли сегодня на праздник «Весёлый старт» для сильных, ловких и смелых, чтобы убедиться, что наши ребята любят спорт, умеют дружить и умеют болеть за своих друзей. Скажите, кто знает, что мы делаем по утрам, чтобы быть сильными и смелыми? Дети: — Зярядку!
  2. Упражнение «На полянке». Xодьба обычная по периметру площадки, ходьба на носочках — руки на поясе, ходьба на носочках с высоким подниманием колена, лёгкий бег, ходьба с выполнением упражнения на восстановление дыхания: руки вверх — вдох, вниз — выдох…>
  3. <… Игра «Кто больше». На площадке разбросаны предметы (шарики, кубики, кегли) красного и зелёного цвета. Команды выбирают свой цвет. Дети по сигналу, по очереди, должны добежать до одного предмета своего цвета и вернуться с ним к своей команде, пока играет музыка.
  4. Воспитатель: — А сейчас мы немного отдохнём и продолжим отгадывать загадки на зимнюю тематику. Есть они у детворы, Лихо мчат меня с горы! И Егорку, и Оксанку По дорожке катят … (Санки)…>
  5. <… Игра «Зайки». Дети выполняют прыжки на двух ногах между «пеньками», энергично отталкиваясь ногами от пола и взмахивая руками. После выполнения прыжков дети строятся в колонну по одному…>
  6. <… Воспитатель: — Приближается к концу наш спортивный праздник. Мы много играли в разные игры. А теперь, ребята скажите, какие виды спорта вы знаете? Игра «Назови виды спорта».
  7. Воспитатель: — Вот и закончился наш праздник. С вами было очень интересно и весело. А как вы думаете, какая же команда победила? А победила дружба, ведь наши ребята умеют дружить и умеют болеть за своих друзей. А вам понравился праздник? Спасибо всем. До новых встреч!
  1. Сюрприз.
  2. Общеразвивающие упражнения (например, с мячами).
  3. Задачи игрового характера (пролезть в обруч).
  4. Игра подвижного характера.
  5. Игры с элементами релаксации.
  6. Награждение.
Спортивное развлечение «День защиты детей»

  1. Ведущий здоровается, загадывает загадки (Ветерок ласкает, веет, аромат цветов бодрит, Травка в поле зеленеет, в небе радуга горит. Кто знает, когда это бывает? (Летом)…>
  2. Игровое задание (игра — кричалка «Как нам повезло»: Лето долгожданное, Весёлое и жаркое! Дети: Как нам повезло!)…>
  3. <…Общеразвивающее упражнение «Ёжики — зайчики». (Дети повторяют слова и движения за ведущими): Прибежали — 2 раза (дети делают движения как при беге) Ёжики — 2 раза (руками делают движения «фонарики») Наковали — 2 раза (кулачками стучат друг об друга) Ножницы — 2 раза (скрещивают руки) Бег на месте — 2 раза (бег на месте) Зайчики — 2 раза (руками показывают ушки зайчиков) Ну-ка дружно, ну-ка вместе Девочки, мальчики (громко кричат: мальчики слово «мальчики», девочки слово «девочки» кто громче).
  4. Игра «Пчёлки»: Кто быстрее соберёт нектар с цветов. На полу разложены обручи, в середине которых находятся жёлтые шары пластмассовые (нектар). Необходимо пчёлкам перенести по одному шару в свой домик — улей (обруч). У каждой команды свой «улей»…>
  5. <…Сказочная мини-викторина: Кто победил Кощея Бессмертного? (Иван-Царевич), Какой герой любил кататься на печи? (Емеля), Знаменитый кот из деревни Простоквашино? (Кот Матроскин)…>
  6. Ведущий благодарит детей за участие. Награждение.
Средняя группа Основное отличие в сравнении с младшими дошколятами — введение соревновательных элементов.

  1. Сюрприз (к примеру, письмо от сказочного героя с просьбой о помощи).
  2. Игры.
  3. Соревнования (к примеру, задания на метание в цель, гонки на лыжах и пр.).
  4. Оценка участников, награждение.
«Юные пожарные»

  1. — Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Сегодня мы с вами собрались на праздник «Юные пожарные». Встреча у нас необычная — мы сегодня поговорим о работе пожарного. Какая у них непростая работа — сложная, опасная и тяжёлая! Мы пригласили к нам Пожарного, чтобы он рассказал про свою работу! (под музыку выходит пожарный) Пожарный: — Здравствуйте, ребята! Прибыл я к вам из пожарной части, рассказать о своей работе. Работа наша непростая — для того чтобы бороться с огнём нужно быть сильным, смелым, ловким, быстрым. Ребята хотели бы побывать в роли Пожарных? (Ответы детей) Вас ждут интересные игры и задания…>
  2. <… Игра Пожарные сборы». Для игры понадобится карточки с изображением предметов необходимые для работы пожарного и карточки с изображением другим предметов, не подходящих для работы пожарного. Дети двух команд выстраиваются в одну линию, на противоположной стороне разложены карточки. По сигналу игроки бегут на другую сторону берут одну нужную карточку и возвращаются на своё место…>
  3. <… Соревнование «Потуши огонь» (участники строятся в 2 колонны друг напротив друга. По сигналу первый участник передаёт ведро следующему, и так пока не потушат огонь) Пожарный: — Все мы силы приложили, И пожар мы потушили Было трудно, тяжело, Но умение и ловкость Нас от бедствия спасло…>
  4. Пожарный: — Правила пожарные без запинки знайте! Правила пожарные строго соблюдайте! (Пожарный раздаёт детям медали)
  1. Выход на спортивную площадку или в зал.
  2. Общеразвивающие упражнения.
  3. Подвижные игровые задания.
  4. Командные соревнования.
  5. Соревнования индивидуального характера.
  6. Оценка и вручение наград.
«В поисках клада»

  1. Ведущий: Сегодня мы с вами отправимся на поиски клада. Он находится в лесу, в котором живёт Баба-Яга. Дорога до леса очень трудная. Но я уверена, что вы справитесь успешно, и мы с вами найдём клад. Для начала давайте сделаем разминку.
  2. Танец «Вперёд четыре шага».
  3. Подвижная игра «Преодоление препятствий» (к примеру, пройти по запутанным следам — выложены две дорожки со следами: на одной дорожке следы ведут вперёд, на другой — назад, надо выбрать следы, которые ведут вперёд; или прыжки на двух ногах из обруча в обруч).
  4. Перетягивание каната.
  5. Игра «Бабка Ёжка, костяная ножка»: Баба-Яга пытается поймать ребят. Не поймав, убегает и роняет карту расположения клада…>
  6. <… Ведущий: Ну вот, ребята, мы с вами нашли клад, а теперь давайте выбираться из этого леса. «Дома» ведущий благодарит малышей за участие.
Старший дошкольный возраст
  1. Приветствие участников.
  2. Общеразвивающие задания (разминка).
  3. Соревнования групповые. Если есть время, то и соревнования отдельных участников — капитанов.
  4. Подготовленный заранее танец, инсценировка или игра малой подвижности.
  5. Подведение итогов, награждение.
«Праздник футбола»

  1. -Здравствуйте! Приветствую всех участников праздника футбола! Команды готовятся к игре, а я обращаюсь к болельщикам. Что это у меня в корзинке? Арбузы? Дыни? Капуста? Яблоки? Нет, конечно! Это мячи. Для чего они нужны? Правильно, для разных игр. А каким из этих мячиков можно играть в футбол? Кто отгадает, кто покажет? Чем же футбольный мячик отличается от своих собратьев? Формой? …>
  2. <… Разминка (эстафетные игры с мячом) Команды игроков и болельщиков выходят на поле, выстраиваются в две колонны. Упражнение «Гусеничка». Дети встают, широко расставив ноги, на достаточном расстоянии друг от друга. Мяч передаётся от первого к последнему игроку между ногами, а от последнего к первому — над головой…>
  3. <… Игра в футбол…>
  4. <… Игра «Табло». На импровизированном табло меняются таблички с названиями команд и числом забитых мячей. Дети отвечают на вопросы: «Какая команда выиграла? С каким счётом?» Например: «Бельчата» – «Зайчата» — (5:7)…>
  5. <… Ведущий: — Подходит к концу наш футбольный праздник. Мы провели очень насыщенный день. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, что вам понравилось больше всего? Награждение участников.
  1. Сюрприз или историческая справка.
  2. Подготовленные заранее выступления ребят (командные или индивидуальные).
  3. Эстафета.
  4. Итоги, награждение.
«Олимпиада»

  1. Воспитатель: — Ребята, вы любите спорт? (Ответы детей) Воспитатель: — Ребята, а что вы знаете про олимпиаду и Олимпийские игры? Дети: — Бывают зимние и летние. Зимние проходили в г.Сочи. Воспитатель: — Родиной Олимпийских игр является Древняя Греция, греческий город Олимпия…>
  2. <… Эстафета «Священный огонь». По сигналу дети с факелами в руке бегут, обегают 5 обручей и, возвращаясь, передают «факел» следующему участнику. Выигрывает команда первая закончившая эстафету. Воспитатель: — Молодцы! Вы сумели доставить священный огонь к месту проведения, не уронили, не потушили, словом, сохранили честь спортсмена…>
  3. <… Воспитатель: — Сегодня мы совершим путешествие в разные части света и закрепим цвета колец Олимпийского флага, талисманы Олимпиады нам помогут. Дети делятся на команды по расчёту на 1–2. Воспитатель: — Начнём с красного кольца — Америки. (показ на глобусе). Здесь жили индейцы — коренное население Америки, и игра в мяч была их самым любимым занятием. Какой современный вид спорта напоминает вам эта игра? (Дети: Баскетбол). Эстафета «Ведение мяча по прямой одной рукой» Воспитатель: — Жёлтое кольцо дружбы обозначает Азию. Азиаты — это японцы, китайцы, индийцы, корейцы и другие восточные народы. В этих странах увлекаются различными видами единоборств (борьба, сумо, ушу, дзюдо, карате, самбо, кунг фу, тхэквондо, айкидо и др.), а также йогой. Мальчики попробуют свои силы в любимой игре народов Азии — перетягивании в парах. Парное упражнение в парах (мальчики располагаются лицом друг к другу, взявшись за руки. По сигналу должны перетянуть партнёра на свою сторону)…>
  4. <… Воспитатель: — История Олимпийских игр — это история побед, рекордов, событий, знаменитых спортсменов. Победа на них считается самой почётной. Помните, ребята, чтобы стать олимпийским чемпионом, надо готовить себя с детства, много тренироваться и любить физкультуру и спорт. «Заниматься не ленись, физкультура — это жизнь!»; «В спорте принято мечтать о любой награде, Но важнее побеждать на … (Олимпиаде)». А кольца дружбы пока прощаются с вами. До новых встреч!

Временной план

Как и НОД развлечения имеют трёхчастную структуру:

  • введение — приветствие, сюрпризный момент;
  • основной этап — общеразвивающие упражнения, игры, соревнования;
  • заключение — оценка, награждение.

Введение занимает до 3–4 минут, заключение — до 5 минут. Оставшееся время остаётся за основным этапом развлечения.

Дети бегут эстафету в зале

Большая часть времени, отведённого на мероприятие, остаётся за физическими упражнениями и играми

Таблица: Ракитянская А.С. спортивный досуг в подготовительной группе «В гостях у сказки» (фрагменты)

Этап Содержание
Вводный Дети под музыку («Лукоморья нет на карте…» из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити») собираются в спортзале.
Инструктор в образе Сказочника или Оле Лукойе.
Инструктор: Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас в гости в сказку…>
Основной <… Разминка: «Змейка» — ходьба и бег с различными положениями рук и ног, в конце разминки дети перестраиваются в две колонны.
Инструктор: — У нас с вами получились две команды. Одна — команда Изумрудного города, другая — команда Тридесятого царства. Ребята, наши эстафеты сегодня будут связаны с любимыми сказками…>
<… Эстафета с мячом, обручем и гимнастической палкой.
Первый игрок ведёт палкой мяч до обруча и оставляет его там, возвращается назад бегом, второй бегом до обруча, назад ведёт мяч палкой к третьему игроку и т. д.
Молодцы! Победитель получает очко и «ключик»…>
Эстафеты («по кочкам», с фитболами, в сапогах и шляпе, с ведром и метлой, с кеглями, в туннеле).
Заключительный Вам понравилось наше путешествие в сказку. А мне очень приятно, что вы так хорошо знаете сказки.
Подводим итоги наших состязаний.
Подведение итогов и вручение сладких призов всем участникам.

Видео: спортивный праздник ко Дню защитника Отечества в младшей группе

Видео: физкультурный досуг «В гости к нам пришёл Петрушка» в средней группе

Видео: физкультурное развлечение «Осенние старты» в старшей группе

Видео: физкультурный досуг «Олимпийские надежды» в подготовительной группе

Анализ физкультурного досуга

Как и любой другой вид образовательной деятельности, развлечения физкультурного характера тщательно анализируются. Диагностику проводит сам педагог, а также старший воспитатель, в некоторых случаях и заведующий детским садом (например, если педагог готовится к участию в конкурсе педагогического мастерства). Причём мониторинг проводится каждый раз после проведения мероприятия, что помогает выявить динамику физического и психологического роста малышей (освоение двигательных навыков, снятие зажима), а также уровень методической работы педагога в отношении выстраивания структуры развлечения и её соответствия теме, целям и задачам отрезка образовательного процесса. Ознакомиться с алгоритмом анализа можно здесь.

Физкультурные праздники, будучи элементом образовательной деятельности в детском саду, требуют соблюдения целого ряда правил подготовки. Кроме того, успех проведения развлечения на 90% зависит от качества сценария. И если эти условия успешно реализуются, то осуществляется и основная цель организации досуговых физкультурных мероприятий, а именно физическое развитие малышей в атмосфере положительных эмоций и дружеской обстановки сотрудничества детей, их родителей и педагогов.

  • Автор: Наталья Василишин
  • Распечатать

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(6 голосов, среднее: 4.8 из 5)

Поделитесь с друзьями!

Внеурочная деятельность (конкурсные работы)

Начальное общее образование

Внеурочная деятельность

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Сценарий внеклассного мероприятия для организации подвижных игр для начального звена предназначен учителям начальных классов.

Описание: Сценарий внеклассного мероприятия для организации подвижных игр для начального звена предназначен учителям начальных классов.

Девиз спортивного праздника: «Чемпионами станут лучшие – здоровыми будут все!»

Цели: 

  • Пропаганда спорта, как альтернатива негативным привычкам;
  • Создать праздничное настроение;
  • Пропаганда здорового, активного образа жизни;
  •  Выявление талантливых детей. 

Задачи:

  • Образовательная – Научить детей проявлять свои индивидуальные возможности, привить им стремление к физическому самосовершенствованию;
  • Воспитательная – Воспитывать чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки, «здоровый дух соперничества». Привлекать ребят к систематическим занятиям физической культурой;
  •  Оздоровительная – Укрепить здоровье учащихся. Развить у ребят наблюдательность, сообразительность, находчивость, ловкость, быстроту.

Формы организации деятельности детей:

  • Взаимодействие с одноклассниками (в том числе с учителем) в процессе разрешения коммуникативных задач.

Инвентарь: Секундомер, свисток, эстафетные палочки, мячи (баскетбольные, волейбольные, футбольные), обручи, скакалки, кегли, баскетбольные кольца.

Место проведения: Спортивный зал.

Состав команды: К эстафете каждому классу нужно сформировать команды из восьми девочек и восьми мальчиков. Все дети должны иметь медицинский допуск к участию в эстафете и спортивную форму одежды.

Ход праздника

1. Построение команд в спортивном зале

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Очень приятно наблюдать всех вас сегодня в спортивном зале! Мы начинаем самую спортивную из всех весёлых и самую весёлую из всех спортивных игр — «Весёлые старты»! В ходе соревнований участники продемонстрируют свои качества в силе, ловкости, смекалке, быстроте! Встречайте команды!!!

«Представление команд»

Каждая из команд представляет себя в любой творческой форме.

Ведущий: Ребята, в процессе соревнований мы с вами должны соблюдать следующие правила:

  • уважать своих соперников;
  • оставаться скромными после победы;
  • достойно переносить поражения;
  • соблюдать правила игры. 

Условия проведения соревнований: За победу в спортивной эстафете команда получает 3 очка, за поражение 1 очко.

2. Эстафеты

1) Эстафета с мячом

Участники встают друг за другом. Капитанам вручаются мячи. По сигналу ведущего капитаны передают мяч через голову второму игроку, второй — третьему, и так до последнего. Последний, получив мяч, должен обежать свою команду, встать во главе ее и прокатить мяч по земле между ног членов команды. Последний игрок, приняв мяч, бежит вперед.

2) Эстафета «Кенгуру»

Зажав между ногами (выше колен) мяч, двигаться прыжками вперёд до ориентира и обратно. Вернувшись, передать эстафету следующему игроку. Если мяч упал на пол, его нужно подобрать, вернуться на то место, где мяч выпал, зажать ногами и только тогда продолжить эстафету.

3) Эстафета «Двойной цепной паровозик»

В эстафете принимают участие все участники команды, начиная с первого, который бежит до ориентира и обратно, цепляет второго, бегут до ориентира и обратно, оставляя первого и цепляя третьего и т.д.

4) Обводка кеглей мячом

Игрок должен обвести все кегли футбольным мячом, дойти до финиша. Взять мяч в руки и вернуться к команде.

5) Бег со скакалкой

Первый участник берет скакалку и прыгает на ней до финиша и обратно и передает эстафету второму участнику.

6) Мяч в кольцо

Команды построены в колоны по одному перед баскетбольными щитами на расстоянии 2 – 3 метра. По сигналу первый номер выполняет бросок мяча в кольцо, затем кладет мяч, затем второй игрок берет мяч и бросает его в кольцо и так далее. Выигрывает та команда, которая больше всех попала в кольцо.

7) Эстафета «Попади в цель»

Перед каждой командой находятся обручи на расстоянии 3 метра, каждый участник забрасывает мяч в обруч.

3. Подведение итогов, награждение

Ведущий: Вот и закончился наш праздник. Все участники команд показали свою силу, быстроту, ловкость. А главное – получили заряд бодрости и массу положительных эмоций! Дорогие ребята, вы сегодня отлично соревновались у нас, есть победители, но, к сожалению, есть и проигравшие, но в нашем мероприятии победила дружба.

План проведения спортивного праздника «ФизкультУРА!!!»

(общешкольное спортивное и физкультурно – оздоровительное мероприятие для сельских малокомплектных школ, задействованы все обучающиеся)

Разработал учитель физической культуры МКОУ Васильевская ООШ Бутурлиновского района Воронежской области

Дегтярев Николай Михайлович

  1. Цели и задачи

Отдых – это деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы ребёнка, поэтому необходимо учить детей распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом. Каждый ребенок должен научиться ограничивать свои желания, ставить цель и достигать её, а после затраченных усилий – отдыхать. Отдых можно подразделить на активный и пассивный. При пассивном отдыхе напряжение снимается общим мышечным расслаблением, рассматриванием красивых объектов, размышлениями, непринужденной беседой на тему, волнующую ребенка. Активный отдых включает в себя занятия гимнастикой, физкультурой, подвижные игры. Мероприятие является спортивно – массовым, физкультурно – оздоровительным и проводится в целях:

— укрепления здоровья у детей, развитие подвижности, сноровки, ловкости и умений.

  • привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

  • развитие личности ребёнка на основе овладение физической культурой;

  • пропаганды здорового образа жизни;

  • обеспечение активного отдыха детям; 

  • совершенствование физического развития;

  • совершенствования спортивно-массовой и оздоровительной работы с детьми на уроках физической культуры.

Спортивный праздник – это день, объединяющий всех, детям дается возможность посостязаться между собой, как командой, так и получить личный зачет, посмотреть свой результат и продемонстрировать свои возможности.

  1. Участники

В соревнованиях принимают участие все воспитанники школы. Для каждой возрастной группы, одновременно на разных площадках проводятся состязания.

Выполнение нормативов ГТО проходит согласно возрастным категориям:

1 ступень – 6-8 лет

2 ступень – 9-10 лет

3 ступень – 11-12 лет

4 ступень – 13-15 лет

3. План мероприятия.

Время проведения

Название мероприятия

Возрастная категория

Количество

участников

Место проведения

13:00

Открытие праздника

7 – 15 лет

Все

Спортивный зал

13:15

Разминка

7 – 15 лет

Все

Спортивный зал

13:30

Выполнение нормативов ГТО

7 – 15 лет

Все

Спортивный зал

14:00

Полоса препятствий «Рубеж» на переходящий кубок воинской славы.

14 – 15 лет

Юноши старшей возрастной группы (личный зачет)

Спортивная площадка

Спортивно – развлекательная эстафета «Быстрее. Выше. Сильнее»

10 – 13 лет

1 команда (6 человек: 3 мальчиков + 3 девочек)

Спортивная площадка

Веселые старты

7 – 9 лет

1 команда (6 человек: 3 мальчиков + 3 девочек)

Спортзал

15:00

Церемония закрытия. Награждение.

7 – 15 лет

Все

Спортивный зал

  1. Проведение мероприятия.

    1. Сценарий открытия спортивного праздника «ФизкультУРА!!!»

Ведущий: Добрый день! Спортивные и закаленные

Добрый день! Участники соревнований

Добрый день мальчики и девочки!!!

музыкальная отбивка

Ведущий: Сегодня в нашей школе открываются спортивные соревнования! Самые ловкие, умелые, сильные и смелые будут соревноваться в различных эстафетах. Команды попробуют стать лучшими в неспортивных заданиях.

Перед тем как открыть наш праздник, посмотрим, насколько вы любите спорт. Я приглашаю зрителей принять участие в интеллектуальном конкурсе «Знатоки спорта»

  1. Назовите средства закаливания? (Солнце, воздух и вода.)

  2. Как называют игрока в футбол, который мечтает о безразмерных воротах? (Нападающий.)

  3. В каком виде спорта судья произносит команду «Брэк!»? (Боксе.)

  4. В какой игре пользуются самым легким мячом? (В настольном теннисе.)

  5. Какой инвентарь необходим для игры в бадминтон? (Ракетка, волан.)

Номер художественной самодеятельности

Ведущий: Открытие спортивных игр всегда сопутствуют традиции и прежде чем выйти на состязания, следует произнести клятву. Все спортсмены, повторяйте слово КЛЯНУСЬ, только весело, бодро и громко.

Давайте попробуем, КЛЯНУСЬ, а еще раз КЛЯНУСЬ…

КЛЯТВА

Есть у спорта много правил

Судья держаться нас заставил

Но к победе я прорвусь

Быть спортсменом я клянусь…

Знаю этот труд не легок

И на нем соблазнов много

Трудностей не побоюсь

Соревноваться я клянусь…

А судить нас будут строго

Не застыну у порога

К финишу я доберусь

Стремиться к лучшему клянусь…

Надо рано всем вставать

Тренироваться успевать

Результатов я добьюсь

Стану лучшим, я клянусь…

Спортом буду заниматься

До рекорда добираться

На пьедестал попасть стремлюсь

Золото возьму, клянусь…

Клянусь! Клянусь! Клянусь!

Ведущий: По плечу победа смелым, ждет того большой успех

Кто, не дрогнув, если нужно вступит в бой один за всех.

Пусть судья весь ход сраженья без промашки проследит

Кто окажется дружнее, тот в бою и победит.

На нашем спортивном празднике присутствуют представители судейской коллегии, которые будут честно судить соревнования и поддерживать спортсменов:

Главный судья соревнований – Дегтярев Николай Михайлович

Старшие судьи:

  1. Бугаева Светлана Ивановна

  2. Мухина Елена Николаевна

  3. Крячкова Ирина Александровна

  4. Бурсова Любовь Петровна

Слово предоставляется судьям.

Судьи слово

Спорт — это счастье, здоровье и смех,

Спорт — это радость и в жизни успех,

Вместе шагаем, нам с ним по пути

Главное в спорте — к победе прийти.

Будь то гимнастика или футбол,

Теннис, хоккей, баскетбол, волейбол

Лёгкой победы в борьбе ты не жди

Но до неё постарайся дойти.

Ведущий: Огонь в наших сердцах зажжен, стремление победить велико, наш марафон здоровья объявляется открытым! Прошу всех встать, звучит Гимн Российской Федерации!

Гимн

Ведущий: Наш спортивный праздник объявляется открытым!

В 13:30 все участвуют в соревнованиях по спортивному многоборью ГТО, согласно представленным видам вашей возрастной категории.

В 14:00 на разных площадках для учащихся разных классов будут проводиться эстафетные состязания.

По окончанию всех соревнований собираемся в нашем зале и проведем церемонию награждения и закрытия марафона спорта.

Спортивных достижений, преодоление трудностей, а главное побед и новых рекордов, ждем вас на наших состязаниях!!!

И по традиции разминку делаем все вместе.

    1. Разминка.

Комплекс физических упражнений, выполняемых, с целью разминки мышц и суставов, а так же приподнятое настроение и хороший физический тонус организма. Разминка является обязательной процедурой. В комплекс входят упражнения для мышц и суставов шеи, спины, живота, ног и рук (сгибание — разгибание, растяжка, скручивание, наклоны, приседания). Разминку проводит учитель по физической культуре, показывающий упражнения группе, которая затем их повторяет, под музыку. Разминка «Будильник» — попурри песен про доброе и бодрое утро.

    1. Соревнования по многоборью ГТО (выполнение нормативов)

Цель ГТО заключается в использовании спорта и физкультуры для укрепления здоровья, воспитания гражданственности и патриотизма, гармоничного и  всестороннего развития, улучшения качества жизни населения России.

Современная молодежь большую часть своего внимания уделяет современным информационным технологиям, тратя на это занятие слишком много времени.

Виды испытаний, которые смогут учащиеся выполнить на спортивном мероприятии:

— бег 30 м.;

— сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу;

— наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье;

— челночный бег 3 × 100 м;

— прыжок в длину с места толчком двумя ногами;

— поднимание туловища из положения лежа на спине.

    1. Полоса препятствий «Рубеж»

Соревнования – личные. В конкурсе участвуют учащиеся 9 класса не младше 14 лет. Участникам необходимо прийти в головных уборах, спортивной форме, удобной обуви. На полосе препятствий находится 5 этапов, которые нужно выполнить. Расстояние между барьерами 15 м.

За неправильное выполнение или не выполнение задания участнику присваивается штрафной балл. 1 штрафной балл прибавляет 5 секунд к основному времени. Количество штрафных баллов во время игры начисляет старший судья соревнований, выслушав судей стоящих на каждом этапе.

Полоса препятствий включает следующие этапы:

— Лабиринт;

— Забор;

— Тоннель;

— Бревно;

— Мишень.

Выигрывает тот, кто пройдет испытание за меньшее количество времени.

    1. Спортивно – развлекательная эстафета «Быстрее. Выше. Сильнее».

Комплексная эстафета, включающая виды двигательной деятельности и элементы видов спорта. Соревнования включают в себя несколько заданий, которые поочередно выполняют все участники команды.

Эстафета включает в себя задания:

«Кенгуру» участники по очереди передвигаются прыжками на фитнесс – мяче, огибают фишку и обратно бегут, взяв мяч в руки.

«Играем в баскетбол». Команда становится в ряд, ноги на ширине плеч, дальний игрок катит мяч между ног всех игроков. Первый игрок берет мяч и как в баскетболе передвигается до крайней фишки и обратно.

«Тараканьи бега» Участники по очереди принимают положение, лежа на спине, упором на руки. Вперед ногами передвигаются до крайней фишки, а оттуда в свободном беге. Передача эстафеты идет касанием плеча следующего игрока.

«Близнецы» Участники команды делятся на пары, становятся спиной друг к другу и сцепляются руками в зоне локтевого сгиба. Не разъединяясь, преодолевают дистанцию до финиша и обратно.

«Веселая тачка» Участники делятся на пары. Один из участников принимает положение, лежа на животе на скейтборд. Второй берет его за ноги и катит, как тачку до крайней фишки, затем они меняются местами. Передача эстафеты идет касанием ладоней.

«Перепись населения» Соревнуются команды по принципу эстафеты. Участники бегут туда, где лежит лист бумаги и толстый маркер. Добежавший записывает имя любого участника своей команды (кроме себя и уже записанных) и, взяв маркер, бежит обратно, передает его другому участнику. Очень забавно, как последние игроки усиленно вспоминают, чье имя еще не записано

Выигрывает команда, набравшая меньшее количество очков. Очки соответствуют месту, которое заняла команда при выполнении каждого задания.

    1. Веселые старты.

Комплексная эстафета, включающая виды двигательной деятельности и элементы видов спорта. Соревнования включают в себя несколько заданий, которые поочередно выполняют все участники команды.

Эстафета включает в себя задания:

«Бег за буквой» Дети по очереди бегут до финиша, пролезая по пути через три обруча (2 обруча D = 90 см, 1 обруч D = 70 см.), захватывают одну букву и возвращаются к команде, а букву кладут обратной стороной. По окончанию эстафеты складывают слово. Выигрывает та команда, которая быстрее нашла все буквы и составила слово.

«Уборка снега». На поле разбросаны бумажные мячики. По очереди игроки бегут по полю и поднимают всего 1 бумажный мячик. У финиша корзина, куда игроки складывают свой «снег» и возвращаются на старт. Передавая эстафету следующему игроку.

«Собираемся в магазин» Каждой команде выдается сумка, а на финише на стуле выложены предметы, которые необходимы для похода в магазин. Первый участник добирается до стула и складывает вещи в сумку, затем несет следующему участнику. Второй участник добегает до финиша и складывает обратно на стул все вещи и так далее.

«Тараканьи бега» Участники по очереди принимают положение, лежа на спине, упором на руки. Вперед ногами передвигаются до крайней фишки, а оттуда в свободном беге. Передача эстафеты идет касанием плеча следующего игрока.

«Эстафета с мячом» Капитаны стоят на линии старта,  в руках клюшки с мячом. На расстоянии 15м стоит фишка. По свистку направляющий клюшкой ведёт мяч, обводит фишку и возвращается в свою команду. Кто быстрее пройдет

«Рыболовы» Детям выдается ложка и тарелочка. Они вместе с посудой должны добежать до ведра, в котором плавают рыбки — теннисные мячики. Ребенок должен зачерпнуть ложкой одну рыбку с водичкой, вылить все это в свою тарелку и вернуться к команде, чтобы передать улов второму участнику. В итоге будет оцениваться общий улов команды и правильность выполнения задания.

Выигрывает команда, набравшая меньшее количество очков. Очки соответствуют месту, которое заняла команда при выполнении каждого задания.

    1. Церемония закрытия. Награждение.

Звучит фоном голос под фанфары

Спорт нам плечи расправляет,

Силу, ловкость нам дает.

Он нам мышцы развивает,

На рекорды нас зовет

Номер художественной самодеятельности

Ведущий: Добрый день, уважаемые спортсмены, судьи, болельщики и гости! Сегодня мы подводим итоги нашего спортивного праздника.

Начнем с самых юных участников наших состязаний.

В эстафете «Веселые старты» участвовали школьники от 7 до 9 лет. Сформировалось 2 команды по 6 человек.

1 место команда «Крепыши»

2 место команда «Смельчаки»

Учащиеся средних классов 10 – 13 лет соревновались по командам в эстафете «Быстрее. Выше. Сильнее». Сформировалось 2 команды по 6 человека.

1 место «Чемпионы»

2 место «Олимпийцы»

Обучающиеся старших классов состязались в одиночных соревнованиях. Полоса препятствий «Рубеж» на переходящий кубок воинской славы. Всего 4 участника.

Лучший результат показал Василенко Егор. Ему вручается переходящий кубок.

Номер художественной самодеятельности

Ведущий: Всем известно, всем понятно,
Что здоровым быть приятно.
Только надо знать,
Как здоровым стать!

Приучай себя к порядку —
Делай каждый день зарядку,
Смейся веселей,
Будешь здоровей.

В мире нет рецепта лучше —
Будь со спортом неразлучен,
Проживешь сто лет —
Вот и весь секрет!

И мы уже сегодня
Сильнее чем вчера
Физкульт-ура! Физкульт-ура!
Физкульт-УРА!

Наш праздник подошел к концу. Дорогие ребята до встречи на наших спортивных площадках. До свидания.

5. Подведение итогов.

Это мероприятие было подготовлено и проведено среди 1 — 9 классов в малокомплектной сельской школе. У каждой возрастной группы были свои состязания согласно особенностям физического развития.

Соревнования прошли весело, шумно.  Дети болели друг за друга, давали друг другу советы, как быстрее и лучше пройти дистанцию. Чувствовался сильный, спортивный дух команд.  У детей было хорошее настроение, а хорошее настроение – это залог здоровья.

Значимость проведенного мероприятия  заключается в том, чтобы развить двигательную активность, спортивную форму. Умение быстро и слаженно выполнять поставленные задачи. Такие мероприятия укрепляют здоровье и физическую выносливость, а также влияет на  развитие межличностных отношений в коллективе, например как на порядочность, ответственность, доброта, сочувствие, готовность прийти на помощь. Цели и задачи были достигнуты.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Этапы сценария кульминация
  • Этапы сценария завязка
  • Этапы составления сценария праздника
  • Этапы создания сценария фильма
  • Этапы развития праздника