Это драматургия праздника

Работа по теме: Лекции И.М. Туманова. Глава: Драматургия праздника. ВУЗ: СПбГИК.

Драматургия праздника

Драматургия массового праздника зависит,
кроме того, от целого ряда обстоятельств.
Одно из них – место действия праздника.
Праздник может быть и общегородским, и
общенациональным, он может проходить
на стадионе, в клубе, парке, в городе,
сельской местности. Надо знать место
действия праздника.

Совершенно естественно, что надо знать
и те средства, которыми вы располагаете,
т. е. те художественные силы, возможности,
с помощью которых будет выражена идея
праздника.

Итак, знать, о чем праздник, во имя чего
он создается, где будет проходить и
какими художественными средствами
располагает режиссер, это – основа, без
которой нельзя приступить к созданию
драматургии праздника и его режиссерскому
воплощению. Причем, и драматургия, и
режиссура должны приспособиться к
творческим возможностям, месту действия,
а не подчинять все это заранее созданным
режиссерским замыслам.

Драматургия праздника… Это, прежде
всего, чёткое понимание идеи праздника,
осознание того, что этот праздник должен
утверждать, какую основную тему он
должен поднять и для чего, каковы его
задачи: призыв народа к новым победам,
раскрытие величия того или иного явления,
стремление мобилизовать людей на решение
важного вопроса. В каждом празднике
есть «сверхзадача», которую ставит
перед собой режиссер: для чего он
проходит, во имя чего создается, к чему
стремится.

Возьмем, например, праздники, посвященные
замечательным историческим датам.
Годовщина Великой Октябрьской
социалистической революции. В этот день
люди узнают себя в революционном движении
страны, в перспективах развития, через
возникающие аналогии они как бы
оглядываются во вчерашний день, чтобы
лучше увидеть завтрашний.

Или же день рождения В. И. Ленина. Этот
праздник требует, не смотря на свою
всенародность, если можно так сказать,
интимной обстановки. Люди хотят услышать
о Ленине самое сокровенное, хотят
увидеть, узнать ранее неизвестное для
них в характере Ленина.

Оба эти праздника общенародны по своему
значению, но различны по темам, а,
следовательно, и по своей драматургии.

Разновидность коллективного выступления — Перекличка

Наиболее активной разновидностью
коллективного выступления как типа
реального действия участников
театрализованных форм культурно-просветительной
работы является перекличка. Она характерна
для наиболее массовых сценарных форм
театрализации, тяготеет к стадиону,
Дворцу спорта, улице, площади. Обычно
эта перекличка представителей фабрик,
заводов, совхозов, различных районов
города, студенческих строительных
отрядов, то есть больших коллективных
общностей. На слетах студенческих
строительных отрядов Ленинграда
театрализованный митинг, как правило,
строится на перекличке областных отрядов
студентов-строителей, бойцы которых
поднимались в секторах Дворца спорта
или в партере концертного зала
«Октябрьский». Такая зримая перекличка,
художественно оформленная, усиленная,
музыкой, песней и другими выразительными
средствами, представляет собой реальное
действие участников слета, ибо она
проходит обычно перед сдачей рапорта.
Но в то же время это зрелищный эпизод
театрализованного представления с
коллективными героями и высокой
эмоциональной активностью собравшихся.

Своеобразием концертного зала было
продиктовано сценарно-режиссерское
решение другой переклички молодых
рабочих в концертном зале «Октябрьский».
Ведущие, держа в руках номера газеты
«Ленинградская правда», вели репортаж
о тех, кто выполнил слово, данное в
обязательствах. В единую симфонию труда
сливались идущие с заводов и фабрик
Ленинграда рапорты о досрочном завершении
пятилетки. Представители же предприятий,
ударные бригады, отдельные передовики
производства, учащиеся
профессионально-технических поднимались,
высвечиваемые лучами прожекторов, со
своих мест в зале, выбрасывая транспаранты
и плакаты, скандируя лозунги.

Иначе строилась аналогичная перекличка
во Дворце спорта, где благодаря амфитеатру
трибун, не отделенному от арены рампой,
отсутствовало искусственное разделение
собравшихся на зрителей и участников
праздника. Диктор объявил о том, что
идет 276 день пятилетки. Под музыку Г.
Свиридова «Время, вперед» начиналась
перекличка-рапорт молодых тружеников
города на Неве, представителей различных
областей промышленности. Она разворачивалась
на маленьких эстрадах, установлены по
кругу Дворца спорта и являющихся как
бы продолжением секторов трибун. Лучи
прожекторов поочередно выхватывали из
темноты группы рабочих, которые называли
цифры и факты, связанные с развитием
своих отраслей промышленности. Все
группы были в костюмах своих профессий,
с символическими деталями, макетами и
транспарантами, отражающими достижения
отрасли. По мере того как разворачивалась
перекличка, в фоновой группе возникали
эмблемы предприятий каждой отрасли.
Всеми по профессии, товарищами по труду,
сидящими в секторах. К концу переклички
восемь групп на площадках по кругу арены
образовывали развернутый живой плакат,
отражающий то, что предстоит сделать и
уже сделано в одиннадцатой пятилетке.
Весь Дворец спорта стоя приветствовал
трудовые успехи коллективного героя
праздника – молодых рабочих. Каждый из
собравшихся в этот день в зале был
причастен к развернутой перед ним
перекличке, что во много раз усиливало
активность реального массового действия.

Итак, мы видим, что второй тип реального
действия массы в театрализованных
формах культурно-просветительной
работы:

  • требует сочетания информационно-логического
    и эмоционально-образного начал в
    сценарном замысле и режиссерском
    воплощении;

  • ставит человека в положение активного
    участника, оратора в массовом действии,
    а само действие делает своеобразной
    трибуной масс;

  • обладает широким диапазоном – от
    единичного до массового выступления.

Третий тип реального действия массы в
театрализованных формах
культурно-просветительной работы –
церемониальные и игровые действия –
чрезвычайно разнообразен. Мы видим в
нем прежде всего официально принятое,
традиционно торжественное действие,
выработанное обычаем, повторяющееся
из года в год и имеющее свой порядок.

Эта разновидность реального массового
действия содержит большой воспитательный
потенциал, так как представляет собой
сложившийся и устоявшийся стереотип
отношений к отмечаемому событию и,
следовательно, к его идейному содержанию.
Совершенно справедливо указывая на эту
сторону церемониального действия,
советский ученый-философ И. В. Суханов
отмечает, что с его помощью «можно
придать мыслям и чувствам впервые
включившегося в производственную
деятельность молодого человека такое
направление, которое максимально
отвечает требованиям социализма».
Принимая тип действия и поведения,
человек принимает и идеи, которые это
действие отражает. Это чрезвычайно
важно для воспитания молодежи на
революционных, боевых и трудовых
традициях Коммунистической партии
Советского Союза и Советского государства

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

В статье даются особенности драматургии массового праздника на примере Масленицы, определяются основные требования к сценарию, сравниваются масленичные мероприятий, рассчитанные на разные группы зрителей. Статья будет интересна студентам вузов культуры и режиссерам массовых представлений и праздников.

Сегодня все большую востребованность имеют праздники, основанные на традициях. Театрализация массового действа подразумевает исследование обрядов, осмыслениесоциально-психологическихкорней праздника. В народном празднике исключены элементы случайности при постановке. Массовый праздник не может быть намечен и проведен по желанию организаторов, он, как правило, подчинен календарному ритму жизни либо проводится тогда, когда в широкой массе людей существует потребность именно в этом, а не в другом праздничном действе, иными словами, когда назрела определённая праздничная ситуация.

Народные праздники и обряды являются значимой и неотъемлемой частью многовековой духовной культуры любого народа. Праздники задолго до появления христианства были напрямую связаны с циклами природы: летнее и зимнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие, встреча и проводы времен года, сев, сбор урожая, и т. д. Именно в народной традиции реализуются художественная активность человека, его эстетические вкусы. В процессе праздника осуществляется концентрация художественного творчества и культурной жизни. Его проведение охватывает архитектурное и декоративное оформление театрализованных действий, поэзию и прозу, драматургию, музыкальные мероприятия, зрелища, процессии, народные гуляния, конкурсы, состязания и т. д. Иными словами, составляющая праздника очень многообразна.

Какие-то детали народных праздников забыты и стерлись из памяти, не сохранившись до наших дней. Многие обычаи даже не стоит реконструировать, потому что они несли совершенно иную смысловую нагрузку, ненужную современным людям. В наше время важно сохранить дух народного празднества, стилизовать обычаи и обряды.

Культура народного праздника способствует воспитанию как каждой личности, так и всего коллектива участников, не только расширяет кругозор их, но и создает условия для самовыражения, самореализации людей. Праздник улучшает настроение, способствует творческому проявлению, позитивному эмоциональному всплеску. Народный праздник позволяет раскрыть истинные творческие устремления людей, ведь здесь каждый человек и исполнитель, и творец, и участник, и судья всего увиденного и услышанного. Народный праздник — это определенный отрезок жизни, имеющий свои формы поведения человека в коллективе, которые обусловлены как традициями, обычаями, так и ритуалами, церемониями и обрядами.

В старину не было деления на артистов и публику, каждый участник был задействован. Не одобрялось состояние пассивности. Праздник являлся социальным механизмомукреплениянациональной сплоченности.

Современный массовый праздник — это дополнительный день отдыха, отмеченный в календаре. Он делится на организаторов, ведущих, артистов и зрителей, которые, по сути, сторонние наблюдатели праздничного действа. В современных праздниках сохранилась обрядовая составляющая, но если раньше обряд обладал особым сакральным смыслом, то сегодня он часть народной культуры, вписанный в сценарий праздника.

Сценарий — это подробнаялитературно-режиссерскаяразработка содержания театрализованного праздничного действия. Сценарий в строгой последовательности и взаимосвязи излагает все, что будет происходить на массовом празднике, раскрывает тему, идею, показывает авторские переходы от одной части действия к другой, вписывает в действие используемый художественный материал, предусматривает средства повышения активности участников, оформление и специальное оборудование всех площадок действия. Таким образом, сценарий массового театрализованного праздника является комплексным понятием, синтезирующим работу драматурга, режиссера, художника, композитора, организатора.

Существенной составляющейсценарно-драматургическойосновы массовых зрелищ является игровой характер композиции

Наряду с театральной драматургией развивается сценарная драматургия праздника, которая предполагает конструирование действия персонажей по определенной логике, сюжету, отличающемуся определенным конфликтом. Культурный смысл сценарной драматургии возникает через образы и действия, цель которых — духовно-нравственноевлияние на зрителя.

Разбирая любой праздник, мы должны найти в нем ключевые моменты. В обряде кульминацией является ритуальная часть, радикоторой и вершится сам обряд, а в празднике — театрализованное зрелище, котороераскроет его сущность.

Основные признаки массового театрализованного праздника:

        зрелищность,

        синтетичность,

        экспрессивность,

        идейно-художественнаяцелостность.

Способ построения сценария — монтажный. Характер конфликта — взаимодействие и диалогичность побочных тем, мотивов, ведущих к основной авторской мысли.

Способ существования исполнителей на сцене — актерский, но не по типу проживания в образе, а по типу представления: актер представляет образ.

В массовом театрализованном представлении главное выразительное средство — это калейдоскоп красок, цветов, звуков, то есть всех видов искусств, применение самых разных сценических и технических средств.

Само соединение различных явлений в единую монтажную структуру конфликтно по своей сути, обладает определенной возможностью возникновения противоборствующих сил. В результате этой борьбы сплавляется единая монтажная структура, дающая в конечном итоге новое качество драматургию, основой которой является не традиционное действие и контрдействие, приводящее к конфликту, а некая диалогичность различных тем и жанровых разновидностей.

Сценарий массового театрализованного праздника представляет собой не литературный монтаж, не набор сценок или куплетов, не чередование стихов, песен и прозы, а построенный по определенным правилам текст.

  1. Вся документальная, основанная на фактах, информация представления должна осуществляться в художественной форме, не подчеркиваться в виде поучений, уроков, нотаций. Следует также избегать простого перечисления фактов и событий.
  2. В сценарии надо логично объединить разные виды искусств, осуществить «слияние» документального и художественного материала для наиболее эмоционального воздействия на зрителей.
  3. Исполнители ролей в представлениях должны обладать универсальными творческими способностями, т. е. уметь петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах (по возможности), использовать различные приемы активизации зрителей.

Сценарий праздника должен отвечать на два важнейших вопроса: «о чем?» — это тема, и «для чего?» — это идея.

Тема — это круг жизненных явлений, отобранный и освященныйв сценарии с определённых мировоззренческих позиций. Идея — это не просто главная мысль, это призыв. Идея сценария имеет волевой вектор, направленный на определенное изменение общественной жизни, общественного настроя [2, c. 20].

Тема и идея неразрывно связаны друг с другом и вместе составляютидейно-тематическуюоснову сценария.

Действие массового зрелища, представления лишено прямой последовательности и содержит в себе отступления, остановки, задержки, возвращения событий, переключение словесного материала на пластический, от пластического — к музыке, от музыки — к слову и т. д. Поэтому сюжет излагается в свободной драматургической структуре, где остановки действия приобретают большое значение.

Своеобразие сюжетного хода в сценарии массового праздника состоит в том, что он обязательно должен быть образным, зрительным, отвечающем одновременно замыслу сценариста и режиссёра. Поиски такого хода являются специфичными для сценариста и режиссёра массового действия [4, c. 106]. Заданный драматургический ход, двигающий развития сюжета, является основным связывающим моментом при монтаже эпизодов сценария, он как бы показывает всё действие. При этом патетика может чередоваться с комическими моментами, трагическое со светлым, радостным. Это находит выражение в специальном подборе художественного материала. В сценарии друг за другом могут идти песни, танец, отрывок из спектакля,кинофрагмент, они чередуются с публицистическими выступлениями, массовыми действиями участников.

В сценарии нужна экспозиция, т. е. ввод в действие короткого рассказа о событиях, предшествующих возникновению конфликта, вызывающих его. Экспозиция в сценарии обычно перерастает в завязку. Экспозиция и завязка должны быть предельно чёткими и лаконичными. Они несут большую психологическую нагрузку.

Следующая часть композиций — основное действие, т. е. изображение процесса борьбы и её переплетений, цепи событий столкновений, в которых решается конфликт. Эта часть сценария должна подчинятся следующим основным требованиям:

1)     Строгая логичность построения темы.

2)     Нарастание действия.

3)     Законченность каждого отдельного эпизода.

4)     Конкретность построения.

Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, т. е. к наивысшейточки в развитии действия.

После кульминационного момента должна следовать развязка, финал действия.

Отдельно хочется сказать о месте проведения массового праздника. Если проведение праздника планируется на какой-либо площади или, в каком угодно парке либо сквере, в первую очередь надо прийти на это место. Следует окунуться в атмосферу той местности, прочувствовать ее атмосферу, осмотреть ландшафт, архитектуру зданий, окружающих это место, прочувствовать это место изнутри. Прийти утром, днем и вечером посмотреть, как место освещается солнцем в разное время суток. Любая постройка, каждое дерево, пролетающие птицы, одним словом, все, что находится в этой местности, нужно задействовать в своей постановке, и это все должно играть.

Все, что окружает театр, работающий под открытым небом, — земля и водное пространство, воздух и деревья, архитектурные сооружения и зрители — все это обычно «задействуется» в представлении, все играет и живет в представлении в предлагаемых обстоятельствах спектакля [8].

С этой точки зрения массовый праздник на основе обрядов представляется наиболее интересным.

Рассмотрим сценарную драматургию праздника, его сюжетно-образную концепцию и историческое развитие от языческих времен до наших дней на примере Масленицы. Этот праздник — своеобразный атрибут русской культуры; не случайно танцевальный номер «Масленица» был включен в церемонию открытия Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.

Пожалуй, нет в России человека, который не знал и не любил бы Масленицы. Этот праздник никогда не уходил из жизни народа. Масленица оказалась неподвластна времени, капризной моде, идеологическому прессингу, запретам и пр. [5, c. 638].

Обрядовая часть Масленицы построена по драматическим принципам; прослеживается глубокая конфликтность, действенность [7, c. 340]. И в этом смысле, в разные эпохи праздник выглядел по-разному: в языческой Руси неотъемлемой частью праздника было ряженье — надевали маски, медвежью шкуру как защиту от злых духов. Театрализации в современном понимании у древних славян не было, под театрализацией понималось совершение обряда — действа, в котором светлая и темная стороны вступали в конфликт. Кульминацией обряда было сжигание чучела Зимы-Марены.

Опять же, все народные масленичные забавы и гулянья не следовали специальному сценарию, праздник был подчинен обычаям и приметам: катание с гор для хорошего урожая, смотры молодоженов, кулачные бои как демонстрация силы и выплеск энергии, и, конечно же, традиционное изобилие в еде, опять же имеющее под собой сакральную основу — движение пищи: чем больше съешь сегодня, тем больше уродится завтра.

Поначалу архаичные обрядовые действа Масленицы, затем — хороводные игрища и скоморошьи забавы содержали элементы, свойственные драматургии как виду искусства: диалогичность, драматизация действия, разыгрывание его в лицах, изображение того или иного персонажа (ряженье). Но, поскольку понятие «драматургия» предполагает авторство и профессионализм, то вышеописанные народные обрядовые действа нельзя считать драматургией. Лишь позднее, уже в XX веке, когда отдельные авторы начали прописывать сценарии, включая в них старые элементы народных обрядов и ритуалов, и внося что-то новое, состоялась сценарная драматургия праздника.

На основной сценической площадке разыгрывалось театрализованное представление с участием таких персонажей, как Зима и Весна, теща и зять, Петрушка и городовой, и других известных героев из русских народных сказок. Но первоначальная, языческая, суть праздника была утрачена. В постсоветский период Масленица вновь становится светлым и радостным ежегодным всенародным праздником — по образу и подобию традиционных европейских масленичных карнавалов. На площади города работает веселый «масленичный городок», в котором непрерывно идут концерты, народные увеселения, игрища, состязания с призами, продают блины и прочую масленичную снедь [3, c. 18]. К разработке сценария театрализованной программы и ее режиссуре, в основном, подходят с особым вниманием — сохраняется главный художественный образ праздника, его обряды, традиции, обычаи, ритуалы. Соблюдается его форма и содержание. В настоящее время Масленица — это массовое театрализованное празднество, основанное на фольклорных традициях, сочетающее в себе дух старины и явления новизны. Все это делает праздник историческим и современным одновременно.

Говоря о драматургии праздника, мы, конечно, не имеем в виду драму как род литературы, о чём уже говорили выше. В сценарии праздника присутствуют элементы драматургии, в частности, в его основе лежит действие, источником которого является конфликт. Сценарий праздника также подчиняется законам драматургии. Тем не менее, сценарий праздника и театрализованного представления «строится на иных началах, чем пьеса для театра или даже сценарий художественного игрового фильма. Его публицистическая задача обычно предполагает изображение значительных социальных событий не через частный конфликт конкретных героев, а по принципу эпического отражения социального конфликта в его масштабном значении. Это ничуть не противоречит тому, что носителями крупномасштабных социальных конфликтов в сценариях массовых представлений выступают конкретные исторические герои, конкретные, порой хорошо известные зрителям люди» [1, c. 137].

Когда речь идет о народных праздниках, сценарная драматургия неизбежно содержит в себе традиционную, ритуально-обрядовую основу русской народной праздничной культуры.

Сравним три разных сценария Масленицы: в детском саду, на городской площади в российском городе и за пределами России в среде русскоговорящих людей.

Цели у всех трех мероприятий разные. Так, проведение детской Масленицы ставит своей целью познакомить детей с русскими народными обычаями. Диалоги, как правило, выстроены в стихах, в доступной форме рассказывается о традициях, обязательно присутствует героиня праздника — румяная барыня-Масленица, в сценарий включены игры, загадки, в конце праздника (который обычно проходит в детском саду или в начальной школе) детей ждет праздничное угощение с блинами.

Остро стоит вопрос — сжигать или не сжигать Масленицу. За каждой традицией обычно изначально стоит какое-то символическое значение. Чучело Масленицы представлялось средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям [6, c. 84]. В настоящее время это действие имеет развлекательное значение, и далеко не во всех семьях детям объясняется суть обряда, который не знают и не все взрослые. Задача сценариста детского праздника, во-первых, рассказать о символическом значении этой традиции, предложить детям участвовать в нем добровольно, спросить, есть ли у них какие-то опасения или вопросы. Ориентируясь на реакцию детей, на то, есть ли у них интерес или больше опасений, можно уже принять решение, проводить ли этот обряд или, может, стоит ограничиться рассказами о том, как праздновали масленицу в древние времена. Главный же акцент праздника надо сделать на неизбежном наступлении весны, главные герои — сказочные существа: Весна, Зима, Леший, Баба-Яга, Скоморохи, которые ведут с детьми активный диалог, вовлекают детей в активные игры.

Совсем иное — праздник масленицы в городе. Обычно на площади сооружается сценическая площадка для развлекательной программы. По сторонам сцены установлены «снаряды» для конкурсов: столб для лазания за призами; бревно-бум, на котором будут биться мешками с сеном; колья (свайки) для забивания их в землю специальной битой и др. Рядом с площадью, где проводится Масленица, могут работать торговые «точки»: блинная, квасная, пирожковая, чайная, сувенирная, книжная, кондитерская, кофейная и т. п. Это антураж. Сценарий же городского мероприятия предполагает интерактив. Праздничная программа на сцене должна чередоваться с активными играми: ведущие праздника должны выходить «в народ». Городское празднество, пожалуй, больше всего напоминает масленичные гулянья старины, когда не разбирались в истоках традиции, а праздновали, потому что «так положено». В сценарий надо обязательно включить и масленичный поезд, и хороводы, и катание с горок, и сожжение чучела Масленицы. Городская Масленица длится как положено — целую неделю, либо пик веселья приходится на выходные, поскольку современные люди в будни все-таки ходят на работу.

В программу можно включить конкурсы частушек, хоккейные и конькобежные турниры, катание с ледяных гор и на лошадях, состязание силачей, канравал ряженых, выставки-ярмарки народного ремесла.

Наконец, рассмотрим празднование Масленицы за рубежом, в среде русской диаспоры. Для соотечественников этот праздник играет важную роль, так как это не просто повод повеселиться, но и еще одна возможность передать знания подрастающему поколению об истории русского народа, его традициях и обычаях. Разумеется, что в сценарии в виде сценок, игр, песен рассказывается о масленичных традициях. Пожалуй, здесь праздник имеет элементы шоу, ведь соотечественники являются носителями двух культур и иногда о русской культуре знают немного. Справедливо заметить, что порой российская молодежь знает о русской культуре порой еще меньше. Тем не менее, за рубежом в честь праздника проводятся карнавальные шествия с ряжеными и маскарадами. Организуются масленичные городки со сценой, местами продаж еды (конечно, блинов) и сувенирной продукции, аттракционами.

Сегодня мы становимся свидетелями процесса возрождения масленичных традиций как в России, так и в общинах российских соотечественников в других странах. Потребность праздновать Масленицу в современном обществе действительно существует, а вот профессионалов в этой сфере, людей, которые могли бы грамотно рассказать, как праздновалась традиционная Масленица сто-двести лет назад — единицы. Тем важно развивать умение писать сценарии массового праздника на основе народных традиций и обрядов.

Литература:

  1. Аль Д. Н. Основы драматургии: Учебное пособие. — 4-е изд. — СПб.: СПбГУКИ, 2005. — 137 с.
  2. Андрейчук Н. Основы профессионального мастерства сценариста массовых праздников: Учебное пособие. — М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2014. — 160 с.
  3. Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. — 160 с.
  4. Генкин Д. М. Массовые праздники: учеб. пособие / Д. М. Генкин. — Москва: Просвещение, 1975. — 256 с.
  5. Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Издательская группа «Азбука-классика», 2009. — 767 с.: ил.
  6. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. — СПб.: Терра — Азбука, 1995. — 176 с.
  7. Свечникова О. Б. Эволюция сценарной драматургии в русской народной праздничной культуре [Текст] / О. Б. Свечникова // Молодой ученый. — 2012. — № 2. — с. 338–341.
  8. Силин А. Д. Площади — наши палитры. — М.: «Советская Россия», 1982. — 184 с.

Основные термины (генерируются автоматически): праздник, массовый праздник, сценарий, сценарий праздника, народный праздник, традиция, Масленица, массовый театрализованный праздник, русская культура, сценарная драматургия праздника.

Страница 4 из 24

§ 2. Драматургия праздника в сравнении с драматургией театра и кино

Драматургия праздника и театрализованного представления — драматургия сегодняшнего дня, сила которой в органическом единстве с сегодняшней жизнью человека, в неразрывной связи с реальной ситуацией, окружающей его. Предмет данной драматургии — жизнь реальной человеческой общности, и сила такой драматургии в максимальной конкретизации. Область же искусства — тайны человеческого духа, обобщение и типизация. Герой праздника — реальный герой.
Драматургия праздника — это драматургия факта, а не чисто художественного вымысла. Например, праздник, посвящённый Дню Победы, только тогда удастся, когда он будет посвящён событиям Великой Отечественной войны не «вообще», а войне в твоей и моей жизни, в жизни моей семьи и моих знакомых, войне в жизни моего завода, моей улицы, моего села и т.д. Произведения искусства рассчитаны на использование во времени (даже недолговечные театральные спектакли), сценарий же праздника «однодневен», «сиюминутен» в силу своей максимальной приближенности к реальной ситуации. Он всегда ориентирован на конкретное время и место действия, на конкретную аудиторию — без этого праздник будет мёртворождённым. Ценность сценария праздника в его неповторимости (т.е.хороший сценарий предназначен для одноразового использования.)
Сценарий праздника и театрализованного представления создаётся по законам драматургии, но отличен от неё по многим параметрам. В частности, он не имеет литературной ценности, тогда как пьесы, да и многие киносценарии — это хорошая литература, имеющая ценность даже вне реализации. Существовал даже такой термин — «Lesedrama», т.е. драма для чтения. Например, многие пьесы А.С. Пушкин, А. Блок, Ф. Шиллер писали без отдалённой мысли об их сценическом воплощении. Сценарий же праздника имеет ценность лишь реализованный. Не случайно, единство сценарного и режиссёрского творчества является одной из важных характеристик нашей сферы деятельности, касающейся специализации «Режиссура театрализованных представлений и праздников».
Драматургия праздника несёт в себе импровизационный характер, то есть, рассчитан на импровизационные моменты, поскольку праздник — это жизнь, причём, жизнь более свободная, нежели обыкновенно, и, вгоняя её в рамки строгой программы, мы тем самым убиваем в корне природу празднества. Более того, опыт показывает, что самые яркие эмоционально запоминающиеся моменты любого праздника — это именно моменты импровизационного, неожиданного характера, когда находит своё выражение в праздничном ощущении непосредственная «живая жизнь». Однако стоит заметить, что одно из главных правил сценариста гласит: «Импровизация должна быть предугадана и хорошо подготовлена».
Эта замечательная непредсказуемость, свойственная празднику, выявляет ещё одну особенность его сценария — связь в его сюжете всегда смысловая, а не событийная. То есть сюжет понимается не как система событий, а как система мыслей и идей, раскрывающая содержание. Главное действующее лицо праздника — сама празднующая общность. Именно оттого, насколько устроителям праздника удастся сфокусировать центр внимания на самой празднующей общности, во многом зависит успех или неуспех праздничной акции. Сценарий праздника пишется с расчётом, в первую очередь, на самодеятельных исполнителей, на зрителей-участников.
Драматургия праздника — это драматургия плаката, она не имеет подробных психологических нюансировок. Это отнюдь не означает, что сценарий лишён психологического содержания, ведь психологию можно выразить и в общих чертах. Всё, что связано с эмоциональным миром человека, связано с психологией. Для воздействия на психоэмоциональную сферу человека сценарист вправе использовать все средства выразительности и, прежде всего, соединение документального материала и искусства во всех его проявлениях. Необходим тщательный отбор выразительных средств, навык самоограничения в их использовании, без чего не достичь столь важной для этого рода драматургии лаконичности в подаче информации, мгновенного её понимания. Незавуалированность идейной позиции массового театрализованного действа предполагает монументальную плакатность, но отнюдь не примитивную схематичность и лобовое решение!
Говоря о драматургии праздника, мы, конечно, не имеем в виду драму как род литературы, о чём уже говорили выше. В сценарии праздника присутствуют элементы драматургии, в частности, в его основе лежит действие, источником которого является конфликт. Сценарий праздника также подчиняется законам драматургии. Тем не менее, как утверждает Д.Н.Аль, сценарий праздника и театрализованного представления «строится на иных началах, чем пьеса для театра или даже сценарий художественного игрового фильма. Его публицистическая задача обычно предполагает изображение значительных социальных событий не через частный конфликт конкретных героев, а по принципу эпического отражения социального конфликта в его масштабном значении. Это ничуть не противоречит тому, что носителями крупномасштабных социальных конфликтов в сценариях массовых представлений выступают конкретные исторические герои, конкретные, порой хорошо известные зрителям люди».
«Драма» (с латинского) означает действие. Источником действия всегда является непорядок, столкновение, разногласие — то, что мы называем конфликтом, и что является универсальным свойством жизни человека. Без этого источника нет драматургии. Если конфликт в хорошей пьесе для вдумчивого аналитика очевиден, то в драматургии празднеств и театрализованных представлений его определить не так легко. Время от времени даже возобновляется полемика о возможности упразднения понятия конфликтности применительно к сценариям праздников. На наш взгляд, за такими позициями часто скрывается бессилие авторов обнаружить этот источник действия в предлагаемой праздничной ситуации или неспособность привнести его в театрализованную акцию. Вместе с тем, весьма убедительно звучит позиция Д.Н.Аля, который, утверждая невозможность бесконфликтного театра, решительно не соглашается с механическим переносом понятия «конфликт» из традиционной теории драматургии в теорию и практику массовых представлений и праздников и, более того, считает, что темы некоторых сценариев вообще исключают конфликтную основу, и что праздничная ситуация в принципе противоположна ситуации конфликтной. Он пишет: «В руках автора сценария массового представления имеются дополнительные источники эмоциональной энергии. Они, как правило, опираются на готовое, уже заранее сложившееся отношение зрителя-участиика праздника к данному факту (ситуации), на живую заинтересованность данной общности людей. Например, в День Победы — на память о павших в Великой Отечественной войне. Или, скажем, на настроение выпускников школ в празднике «Алые паруса». То есть на объективно существующую праздничную ситуацию…».* Нельзя не согласиться и с утверждением, что «Сценарии театрализованного представления или праздника, имея возможность многопланового эмоционального воздействия на зрителя — прежде всего, путём активизации его как участника представления или праздника, не нуждаются в том, чтобы вовлекать зрителя в сопереживание тому или иному частному конфликту между конкретными героями».
По-видимому, проблема «конфликтности—бесконфликтности» сценариев праздников и театрализованных представлений заключается не только «в механическом» переносе понятия конфликт из классической драматургии в нашу сферу, но, прежде всего, в теоретической неразработанности данной темы, которая ждёт своего исследователя. Возможно, нужна какая-то новая или дополнительная терминология в обозначении источника действия в сценарном замысле. В частности, существует огромное разнообразие классификации драматургических конфликтов. В рамках нашего предмета, на наш взгляд, наиболее удобна классификация, предложенная В.Е. Хализевым в книге «Драма как явление искусства». Он выделяет два основных типа конфликтов:
Конфликты-казусы — противоречия локальные и преходящие, замкнутые в пределах единичного стечения обстоятельств и принципиально разрешимые волей отдельных людей.
Субстанциальные конфликты — устойчивые и длительные противоречивые положения, определяющие состояние жизни, которые возникают и исчезают не благодаря единичным поступкам и свершениям, а согласно «воде» истории и природы. Субстанциальные конфликты («эпическое отражение конфликта в его _ масштабном значении») содержатся в основе огромного перечня празднеств, заключающих в себе кризисные, переломные события в жизни природы, общества, человека. Именно эти моменты настойчиво требуют театрализации — дни побед и смен времён года, памятные дни социальных катаклизмов, свадьбы и похороны, дни совершеннолетия и ухода на пенсию. Однако плох тот сценарист, который, понадеявшись на эту самую субстанциальную основу, не будет создавать конфликтную природу своего авторского сценария, чтобы ярче выразить праздничную ситуацию и полнее удовлетворить праздничные ожидания людей. Где же искать этот источник действия? Только в себе. В своём ощущении праздничной ситуации, в своём ощущении темы, а в целом, в своём мироощущении, в своих чувствах. Очень точно по этому поводу высказался Ю. Олеша: «Драматургия есть там, где есть чувства. Чувства не живут в человеке сами по себе. Они спорят». Однако заметим, что конфликт отнюдь не синоним спора. Конфликт это содержание образной структуры пьесы или сценария, основа действия.
По определению Д.Н.Аля, существуют также конфликты мнимые (шуточные) — «пародирующие несогласия, возникающие в «непраздничной жизни». Скажем, притворный отказ пришедшим сватам или «купцам» — дружкам жениха — отдать «товар», то есть невесту, за данную «цену». Такого рода конфликты сценаристы часто используют в сценариях новогодних праздников, корпоративных вечеринок и т.д. К примеру, сценарий новогоднего вечера для сельских жителей «Новый год по-нашенски»» был построен на том, что сельчане «лечили» обидевшуюся корову (обида заключалась в том, что года посвящают то обезьяне, то дракону, а не ей кормилице), которая в знак протеста стала доиться «чёрте-чем» — фантой, пепси-колой, самогоном, компотом и т.д., но не молоком.
Конфликт порождает действие, действие куда-то устремлено, выражением этого устремления является композиция. Слово «композиция» переводится с латинского как составление или же как упорядочение. И то, и другое определение верны, но слово «составление» относят и к понятию монтажа, о котором мы будем говорить в последующих главах, отчего начинающие сценаристы часто не совсем чётко эти понятия разделяют. Поэтому, на наш взгляд, стоит акцентировать внимание именно на слове «упорядочение», тем более что оно точнее характеризует суть композиции, которая именно упорядочивает развитие конфликта, является выражением его динамики.
Элементы драматургической композиции это — экспозиция, завязка основного конфликта, развитие действия, кульминация, развязка и финал. Так же, как и в пьесе, в сценарии экспозиция может быть совмещена с завязкой, также может быть использован приём инверсии, когда экспозиция и финал совпадают по содержанию, так же, как и в пьесе (только чаще), используется такой вид экспозиции как пролог (прямое обращение к зрителю) и т.д. Законы композиции существуют в разных областях художественного творчества и подчинены разным целям. Игнорирование её законов приводит к творческим провалам — когда, например, весь сценарий
—    сплошная кульминация или, того хуже, сплошная экспозиция, когда зрителя-участника празднества долго готовят к чему-то важному и интересному, а этого важного и интересного так и не происходит. Д.Н. Аль остроумно называл сценарии последнего типа сценариями головастиками. Он же утверждает, что для массового театрализованного представления часто понятия «завязка» и «развязка» не имеют реального значения. Небрежное отношение к упорядочению действия по классическим законам неизбежно приводит к размытости содержания сценария, к обречённости на неуспех. Практики режиссуры хорошо знают, как важно ярко выстроить экспозицию и финал праздника, поскольку именно в восприятии начала и конца произведения концентрируется зрительское внимание, и так важно это внимание привлечь, удержать и, в конце концов, не разочаровать.
Контрольные вопросы:
1.    Имеет ли сценарий праздника литературную ценность?
2.    Чем отличается импровизация в спектакле от импровизации в празднике?
3.    Кто является главным героем сценария праздника?
4.    Что является предметом драматургии праздника?
5.    Какие ещё отличительные особенности сценария праздника вы можете назвать?
6.    Чем отличается субстанциальный конфликт от казусного?
7.    Что в буквальном смысле обозначает слово «композиция». Перечислите её основные элементы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Это государственный праздник на испанском
  • Это воскресенье какой праздник православный
  • Это вечная награда это праздник навсегда
  • Это был настоящий праздник
  • Это буржуйский праздник