Этот день словно праздник грамматическая основа

Цели урока: повторить ранее изученный материал по определению типов связи в словосочетании, по теме «Главные члены предложения»; углубить знания учащихся о постановке тире в простом предложении.

Цели:

  • Повторить ранее изученный материал по
    определению типов связи в словосочетании, по
    теме “Главные члены предложения”
  • Углубить знания учащихся о постановке тире в
    простом предложении
  • Развивать речь, мышление, орфографическую и
    пунктуационную зоркость, обогащать словарный
    запас
  • Воспитывать бережное отношение к слову, любовь
    и уважение к патриотам своей Родины, к предмету

Оборудование: Презентация, карточки
для индивидуальной самостоятельной работы за
партой и у доски, таблички с героями сказки,
сведения из истории русской пунктуации

Ход урока

1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Подготовка учащихся к активному и
сознательному усвоению нового материала.

2. Проверка знаний.

Открыли тетради, записали число, классная
работа

1) Словарная работа. Слово Аттестат, диплом.
(Презентация)

Запишите слова в тетрадь. Выделите орфограмму.

2) На прошлых уроках мы работали по теме
“Главные члены предложения. Виды сказуемого”.
Повторим теорию, отвечая только на вопрос

1. Главные члены предложения – это…

2. Подлежащее и сказуемое другими словами –
это…

3. Подлежащее – это…

4. Подлежащее чаще всего выражается…

5. Сказуемое – это главный член предложения,
который…

6. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме
какого-либо наклонения, называется…

7. В простом глагольном сказуемом лексическое и
грамматическое значения выражаются…

8. Составными сказуемыми называются такие
сказуемые, в которых…

9. Составным глагольным сказуемым называется
такое сказуемое, которое…

10. Составное именное сказуемое – это…

3) Тест 1.

Задание. Определите тип
сказуемого в предложениях.

Дверь была приоткрыта.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Болота лежали перед нами пустынные и
зловещие.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Утки начинают купаться.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Куда-то попрятались все птицы.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Вода всё ещё не могла успокоиться.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Ключ к тесту “Типы сказуемых”: количество
правильных ответов соответствует вашей оценке

Тест
1. в в б а б 

 3. Лингвистическая разминка.

На утренн… з…ре скалы окрашивают(?)ся в
(нежно)розовые и красноватые т…на и приобретают
теплый корич(?)неватый оттенок.
(на доске)

— Запишите предложение в тетрадь, вставьте
пропущенные буквы и объясните орфограммы.

— Найдите грамматическую основу в этом
предложении. (Скалы окрашиваются и
приобретают).

— Укажите вид сказуемого.

— Устно сделаем синтаксический разбор.

Создание проблемной ситуации.

— Ребята, а что такое оттенок?

Оттенок – разновидность одного и того же цвета.
(Учащиеся записывают определение в тетрадях и на
доске)

— Подчеркните грамматическую основу.

— Чем выражены подлежащее и сказуемое? (Именем
существительным в И.п.)

— Что мы знаем о расстановке знаков препинания в
таких случаях? (Необходимо поставить тире)

— Обратите внимание на экран (слайд). Вы видите
предложения, записанные в два столбика.

Венера – самая яркая звезда ночного
неба.

Чужим умом жить – добро не нажить.

Её глаза как яркие звёзды.

Бедность не
порок.

— Сравните эти предложения.

— Объясните, почему в одних случаях поставлено
тире, а в других не поставлено. Можем мы
объяснить?

— Все ли мы знаем о постановке тире между
подлежащим и сказуемым? (Нет)

— Значит, о чем мы будем говорить на уроке.
Назовите тему нашего урока. (Тире между
подлежащим и сказуемым)
. Запишите тему в
тетрадь (слайд)

— Какие цели поставим на сегодняшний урок? (Узнать
еще случаи, когда ставится тире, а когда
нет)(слайд)

— Молодцы!

4. Изучение нового материала.

1. Самостоятельное чтение теоретического
материала параграф 15, стр. 80

2. Обобщение основных случаев постановки тире и
его отсутствие.

(у детей на парте карточка-таблица, ее нужно
заполнить предложениями, которые учитель будет
читать)

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ (слайд)

Тире ставится:

1. Существительное + существительное Лес друг человека.
2. Числительное + числительное Дважды два четыре.
3. Н. ф. гл. + н. ф. глаг. Охранять природу любить родину.
4. Существительное + н. ф. глаг. Наша задача хорошо учиться.
5. Н. ф. глаг. + существительное Ходить босиком удовольствие.
6. Это, вот, значит Чтение вот лучшее учение.

Тире не ставится:

1. При сказуемом есть не Старость не радость.
2. При сказуемом есть как, будто Пруд как зеркало.
3. Подлеж. = местоим. Он врач.
Если на местоимение падает логическое
ударение, то тире может ставиться
Ты — лучший человек на свете.

— Проверьте запись предложений в карточке. Эту
карточку приклеить в тетрадь конспектов.

— Давайте вернемся к нашим примерам из таблицы.
Зная правило, объясните, почему в предложениях
первого столбика стоит тире, а в предложениях
второго столбика оно не стоит.

5. Физкультминутка

6. Закрепление материала.

1. Выполнение упр.153 (1 часть) с проверкой по
цепочке.

2. Самостоятельная работа (работа в парах по
вариантам: 1 в – 1-5 предложения; 2 в – 6 – 10
предложения) (слайд)

1. Язык есть сама жизнь.

2. Наши души зеркала, отражающие нас.

3. В бою побывать цену жизни узнать.

4. Воздух как роза.

5. Этот день словно праздник.

6. Бедность не порок.

7. Наша Волга самая красивая река.

8. Великое дело новость.

9. Природа не храм, а мастерская.

10. Пятью пять двадцать пять.

Правильные ответы:

1. Язык есть сама жизнь.

2. Наши души — зеркала, отражающие нас.

3. В бою побывать — цену жизни узнать.

4. Воздух как роза.

5. Этот день словно праздник.

6. Бедность не порок.

7. Наша Волга — самая красивая река.

8. Великое дело — новость.

9. Природа не храм, а мастерская.

10. Пятью пять — двадцать пять.

3. Исследование синтаксического материала.

Изменить предложения так, чтобы между подлежащим
и сказуемым стояло тире.

Что для этого нужно сделать?

Повесть “Капитанская дочка” — историческое
произведение.

Основа повести — картины восстания Пугачева.

Маша Миронова — любимый женский образ автора.

4. Письмо со вставками

— Сейчас вам предстоит самим конструировать
предложения из нескольких компонентов. Первая
часть ваших предложений — это названия цветов,
которые вы увидите на слайдах. Вторая часть
предложений будет мною прочитана. Вам нужно
записать предложения полностью, поставив, где
это необходимо, тире.

1) Подарить букет тюльпанов (слайд)  —
значит, на языке цветов признаться в любви.

На языке цветов тюльпан означает объяснение в
любви, и этому предшествует легенда о персидском
принце Фархаде. Влюблённый в красавицу Ширин,
принц мечтал о счастливой жизни с любимой. Однако
завистливые соперники пустили слух, будто Ширин
убита. Обезумевший от горя Фархад погнал своего
коня на скалы и разбился насмерть. В том месте,
где кровь несчастного принца попала на землю,
выросли яркие красные цветы, символ страстной
любви – тюльпаны.

2) Астра (слайд) — это последняя улыбка
осени.

Астра в переводе с греческого означает
“звезда”. Взгляните, её лепестки и впрямь
напоминают лучики звезды. Недаром астру называют
“последней улыбкой осени”: эти цветы
выдерживают морозы до 7 градусов! Запах поздних
астр неподражаем: он доносит и сырость осеннего
дождя, и увядание листвы, и горечь хвои…

3) Сирень (слайд) точно нежное душистое море.

Древнегреческая легенда повествует, что
молодой Пан, бог лесов и лугов, повстречал
однажды прекрасную лесную нимфу Сирингу и так
залюбовался её красотой и грацией, что забыл о
своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой,
но она испугалась и убежала. Пан помчался следом,
но нимфа превратилась в благоухающий куст с
нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги дало
название цветку — сирень.

7. Если время остается Тренажер для
экзамена.
(слайд на выбор)

8. Подведение итогов. (рефлексия)

9. Домашнее задание: параграф 15, упр 153
(2, 3 часть)

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

logo

    • Предмет:

      Русский язык

    • Автор:

      danielaskinner997

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • himiya
    Химия

    4 минуты назад

    Помогите пожалуйста. Что здесь образуется?

  • istoriya
    История

    4 минуты назад

    Почему Африка была колонизирована европейцами, а Япония нет?

  • biologiya
    Биология

    14 минут назад

    Помогите с Биологией 6 класс , практическая работа .

  • fizika
    Физика

    19 минут назад

    Помогите решить цепь постоянного тока

  • geometriya
    Геометрия

    24 минут назад

    Помогите с заданием пожалуйста по геомтерии

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    53 минут назад

    Обобщите материал об изучении кубанских земель в 17-18 вв. и напишите очерк «Открытие Кубани». Учтите,что документальный очерк точно воспроизводит факты,но содержит при этом авторские истолкования,выводы,оценки.

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    1 час назад

    Обобщите материал об изучении кубанских земель в 17-18 вв. и напишите очерк «Открытие Кубани». Учтите,что документальный очерк точно воспроизводит факты,но содержит при этом авторские истолкования,выводы,оценки.

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    23805

  • avatar

    Sofka

    7416

  • avatar

    zlatikaziatik

    6233

  • avatar

    vov4ik329

    5111

  • avatar

    DobriyChelovek

    4625

  • avatar

    olpopovich

    3461

  • avatar

    TheDenty

    3258

  • avatar

    dobriykaban

    2540

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    ViktoriaBell0

    1810

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Тире между
подлежащим и сказуемым.

ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ ПУНКТУАЦИИ.   О знаке препинания тире.

Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги
печатались без всем известных значков, которые называются знаками препинания.
Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и
не можем по достоинству оценить. А между тем знаки
препинания
 живут своей
самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю.

Родоначальницей русской пунктуации по праву можно считать точку. Она встречается уже в
памятниках древнерусской письменности. Не случайно это слово (или его корень)
вошло в название таких знаков, как точка
с запятой, двоеточие, многоточие
.

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово
встречается в XV веке. Названия
большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими,
 да и сам термин «знаки препинания»
восходит к глаголу препинать
– «остановить, задержать в движении».
Заимствованы были названия только
двух знаков:
дефис (чёрточка)
— из нем. Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из
французского tiret, tїrer (тянуть).

Тире [-] относится к более поздним знакам. Существует мнение, что его ввёл в употребление русский
писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Однако доказано, что в русской
печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н.М. Карамзин лишь
способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак
тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“
А.А. Барсова.

Тире
многозначно
. Его используют в простых
предложениях, в предложениях с прямой речью, при оформлении реплик диалога, в
неполных предложениях, в сложных предложениях. В энциклопедии «Русский язык»
обозначено девять условий постановки тире в современной письменной речи. Может
быть, именно из-за
многозначности тире любят поэты и писатели, превращая его в главное средство
авторской пунктуации.

Таблица
1.

Тире в простом предложении между
подлежащим и сказуемым ставится

условия

примеры

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56cb1f9c79c6f/konspiekturokanatiemutirievprostompriedlozhienii_1.png

1. а) Искусство-
энциклопедия человеческих чувств.

б) Любить чтение
– это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого
наслаждения. 
в) Помочь нуждающимся – наша задача.
г) Задача номер один – понять самого себя. (Н.Амосов)

2. а) Семью семь
– сорок девять. 
б) Тысяча шестьсот двадцать метров – глубина озера Байкал. 
в) Площадь Земли – сто пятьдесят миллионов квадратных километров.

3. Маяковский – первая скрипка среди футуристов.


Рассмотрите таблицу и скажите: какие из приведенных случаев постановки тире
встречаются наиболее часто?
– Какова же функция тире в этих предложениях?
– Как отмечается нулевая связка в устной речи?
– Но нулевая связка обозначается тире не во всех случаях.

Рассмотрите
таблицу 2.

Таблица
2.

Тире между подлежащим и сказуемым не ставится

1. сущ.
и.п.

сравнительные
союзы

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56cb1f9c79c6f/konspiekturokanatiemutirievprostompriedlozhienii_2.png

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56cb1f9c79c6f/konspiekturokanatiemutirievprostompriedlozhienii_3.png

Школьный двор
как цветущий сад.

2. сущ.
и.п.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56cb1f9c79c6f/konspiekturokanatiemutirievprostompriedlozhienii_4.png

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56cb1f9c79c6f/konspiekturokanatiemutirievprostompriedlozhienii_3.png

Есенин,
бесспорно, удивительный народный талант.

3. сущ.
и.п.

не

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56cb1f9c79c6f/konspiekturokanatiemutirievprostompriedlozhienii_3.png

Счет дружбе не
помеха.

1)
Можно сказать о том, что существуют предложения с тире по данной схеме, но
встречаются они крайне редко.  

2)
Это правило не распространяется на предложения, в которых сказуемое выражено инфинитивом.
Например: Жизнь прожить – не поле перейти.

4. сущ.
и.п.

второст.
член предложения, относящийся к сказуемому.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56cb1f9c79c6f/konspiekturokanatiemutirievprostompriedlozhienii_3.png

Блок молодым
поэтам пример для подражания.

5. https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56cb1f9c79c6f/konspiekturokanatiemutirievprostompriedlozhienii_3.png

сущ. и.п.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56cb1f9c79c6f/konspiekturokanatiemutirievprostompriedlozhienii_9.png


И обратите внимание на таблицу 3 «Примечание». Здесь указаны случаи, когда тире
между подлежащим и сказуемым на месте нулевой связки может ставиться или
отсутствовать. Это будет зависеть от того, падает ли логическое ударение на
один из главных членов или нет. Вспомните такие случаи, пользуясь записью.

Таблица
3.

Примечание. Тире
ставится только при логическом ударении на подлежащем или сказуемом

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56cb1f9c79c6f/konspiekturokanatiemutirievprostompriedlozhienii_10.png

Это – лучшее
произведение поэта.

Понимать поэзию
– чертовски трудно.

Я
– врач.


В составе сказуемого могут быть указательные слова это, вот, это
значит, значит
. В этом случае тире ставится перед названными словами.
Например: 1) Любить книгу – значит понимать ее. (В. Лидин) 2)
Чтение – вот лучшее учение. (А.Пушкин)

Тире
перед частицей это может ставиться и в предложениях, не
имеющих полного сочетания условий для употребления этого знака. Например: Выполнить
работу в срок – это очень важно
.

Упражнения.

1. Прочитайте
предложения, объясните наличие или отсутствие тире между подлежащим и
сказуемым.

1)
Богатство языка есть богатство мыслей. (Н.Карамзин) 2)
Невежество – тяжкое бремя. (Ф.Милетский) 3) Это –
экспериментальная программа под названием «Игровая экология». 4) Щи да каша –
пища наша. (Пословица) 5) Слово – серебро, молчание –
золото. (Пословица) 6) Учиться добродетели – это значит
отучаться от пороков. (Сенека) 7) Бедность не порок. (Поговорка)  8)
Глупая речь – не пословица. (Пословица) 9) Наш сосед охотник и
по выходным дням пропадает в лесу. (Г.Блинов) 10) Пятью восемь
– сорок. 11) Иван Иваныч, бесспорно, уважаемый

2. Спишите,
вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Объясните наличие
или отсутствие тире между главными членами предложения. Подчеркните
грамматические основы.

В
каком предложении тире ставится в соответствии с другим правилом?

1)
Знание в ю(н,нн)ости это мудрость в старости. (Пословица) 2)
Быть мужестве(н,нн)ым значит обуздывать свой нрав. (Кашифи) 3)
Праз_ность мать всех п_роков. 4) Исключительное счастье человека быть при св_ем
постоя(н,нн)ом любимом деле. (В.Немирович-Данченко) 5) Уметь
вын_сить од_ночество и получать от него уд_вольствие великий дар. (Б.Шоу) 6)
Сер_це не камень. (Пословица) 7) Счаст_е есть лучший
университет. (А.Пушкин)  8) Гармония также исти(н,нн)а. (А.Фет.) 9)
Главное в в_спитании (не)упустить время. (С.Михалков) 10)
Жизнь пр_крас_на жизнь в_личестве(н,нн)ое неукр_тимое дв_жение ко всеобщ_му
счаст_ю. (М.Горький) 11) Евгений Александрович Евтушенко
бесспорно человек разносторо(н,нн)его творческого дарования. 12) Лунной ночью
это дерево покрытое ин_ем к_залось сказочным. 13) Высшее мерило счастья земная
радость бытия сч_тал итальянский гум_нист и историк Лоренцо Волла. 14) Ландыш
пр_красен не только тайной чар он спаситель ч_ловеческих жизней. 15) Площадь
Мертвого моря бе(с,сс)точного озера ра_положе(н,нн)ого в тектонической впадине
Гхор между Израилем и Иорданией около 1050 кв_дратных к_ло(м,мм)етров. («Энциклопедия
юного знатока»)

3. Дайте письменное
толкование слов. В случае затруднений обращайтесь к словарю:

классика,
авангард, литература, талант, искусство, лирика, замысел, вымысел.


На
какие темы можно составить предложения с данными словами? В текстах какого
стиля речи они чаще всего употребляются?

4.
Определите
тип сказуемого в предложениях.

1. Дверь была
приоткрыта.

а)
простое глагольное сказуемое;

б)
составное глагольное сказуемое;

в)
составное именное сказуемое.

2. Болота
лежали перед нами пустынные и зловещие.

а)
простое глагольное сказуемое;

б)
составное глагольное сказуемое;

в)
составное именное сказуемое.

3. Утки
начинают купаться.

а)
простое глагольное сказуемое;

б)
составное глагольное сказуемое;

в)
составное именное сказуемое.

4. Куда-то
попрятались все птицы.

а)
простое глагольное сказуемое;

б)
составное глагольное сказуемое;

в)
составное именное сказуемое.

5. Вода всё ещё
не могла успокоиться.

а)
простое глагольное сказуемое;

б)
составное глагольное сказуемое;

в)
составное именное сказуемое.

5. Расставить тире там, где это необходимо.

1.
Язык есть сама жизнь.

2.
Наши души зеркала, отражающие нас.

3.
В бою побывать цену жизни узнать.

4.
Воздух как роза.

5.
Этот день словно праздник.

6.
Бедность не порок.

7.
Наша Волга самая красивая река.

8.
Великое дело новость.

9.
Природа не храм, а мастерская.

10.
Пятью пять двадцать пять.

6.
Записать предложения, объяснить постановку тире.

1.
Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой
драгоценный груз от поколения к поколению. (Ф. Бэкон)

2.
Количество страниц в книге – девятьсот пятьдесят шесть.

3.
Пять лет – совершенно ничтожный срок в жизни книги.

4.
Семью семь – сорок девять.

5.
Любить чтение – обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого
наслаждения. (Монтескьё)

6.
Истинное назначение человека – жить, а не существовать. (Дж. Лондон)

7.
Читать вечером книги – моё любимое занятие.

8.
Читать и не понимать – это то же самое, что совсем не читать. (Коменский)

9.
Искусство как природа. Если вы не пустите его в дверь, оно войдёт в окно.
(Батлер)

10.
Он настоящий знаток русской классики.

11.
Мудрость не в красоте, а в голове.

12.
Он – раб тёмных стихий. (Бердяев.)

7.
Прочитать текст, выполнить задания.

Поздней
осенью выпадает первый снег. Он изменяет все вокруг. Пушистые снежинки
осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели
дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая
вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.

Как
прекрасна березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения
снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь.
Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности
виднеются следы лесных зверюшек.

В
предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходят на
пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца,
сыграть в снежки.

«Здравствуй,
зима» — радостно говорят люди.

Задания
для анализа:

1.Чтение
текста.

2.
Тема, озаглавьте.

3.
Стиль – доказать.

4.
Тип текста – доказать.

5.
Основная мысль текста.

6.
Объясните знаки препинания, охарактеризуйте предложения.

7.
Из 1 абзаца выписать слово с чередующейся безударной гласной в корне слова.

8.
Попробуйте переделать предложения так, чтобы подлежащее и сказуемое выражены
именами существительными.

*Елочка
становится похожей на причудливую снежную бабу.

*
Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются.

8. Прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым
поставлено тире.

1. Грубость – такое же уродство, как горб. (М.Горький)
2. Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души. (И.Тургенев)
3. Воспоминанья – старцев мед. (А.Марков)
4. Человек – венец поднебесной красы, нашей светлой земли
украшение.
 (С.
Наровчатов)

5. Придумать радости умей, коль их на самом деле нет! Иначе
жизнь – сухой ручей, смешные письма без ответа.
 (А.Марков)
6. Острый язык – дарование, длинный язык – наказание. (Д.Минаев)
7. Слово родины – матери слово, воля родины – воля
отца. (Ю.Смуул)

8. Лишь свобода и правда – мой главный оплот. (М.Джалиль)
9. Густая ночь – владычица зимой. (Дм. Кедрин)
10. Душа моя – бескрайний дремучий лес:  шум – тишина,
падение – взлет, смех – плач,  рождение – смерть.
 (И.Юзеев)

9. Прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым
отсутствует тире. Переделайте эти предложения так, чтобы в них между подлежащим
и сказуемым стояло тире.

1. Смерть есть то, чего мы не минуем. (С.Липкин)
2. Человек есть украшение мира. (М.Горький)
3. И, может быть, степные вот эти овцеводы суть листья травяные
неведомой породы.
 (С.Липкин)
4. Любовь и время – это несовместно. Любовь есть вечность.
Вечность есть любовь.
 (В.Сидоров)
5. Каждый человек есть необходимое звено в цепи человечества. (Д.Веневитинов)

10. Прочитайте текст. Определите тему, основную мысль. Расставьте
недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

1)
Книга  животворный источник
дающий человеку знания и силу счастье и чистоту молодость и энтузиазм. 2) Книга  это жизнь пр..красная
удивительная стремительная и бе..покойная. 3) Видеть эту красоту  долг каждого из нас. 4) Наша задача  научится понимать художестве(н/нн)ые
произведения ра..крывающие перед нами тайны прошлого и будущего удивляющие
величием настоящего.  (Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл)

11. Переконструируйте предложения так, чтобы между
подлежащим и сказуемым стояло тире. Запишите получившиеся предложения.

1)
Лирическая поэзия Пушкина была 
зеркалом его личности и в
то же время отражала настроение его поколения.

2)
Великие художественные создания Пушкина были плодом не только его гения, его
высокой культуры и богатого жизненного опыта, но и упорного труда. (С. Петров)

12. Расставить знаки препинания.

1. Хлеб  это труд миллионов людей

2. Он  главное украшение нашего стола

3. Выращивать колос   задача не из лёгких

4. Лодырь хлебопашцу не товарищ

5. Жатва    трудное время для хлебороба

6. Хлеб как спасительная соломинка во время голодных лихолетий

13. Поставить тире, где это необходимо, объяснить.

1.     Писательство не
ремесло и не занятие. 2. Выгонять перед вече­ром и пригонять на утренней заре
табун большой праздник для крестьян­ских мальчиков 
(И.
Тургенев). 3. Тринадцать цифра загадочная и волную­щая воображение. 4.
Дело художника противостоять страданию всеми силами, всем талантом. 5. Счастье
умов благородных видеть довольство вокруг (Н. Некрасов). 6. Курить
здоровью вредить (Пословица). 7. Гос­тиные, сплетни, балы, тщеславие,
ничтожество вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти (Л.
Толстой).

14.
Переделать
предложения, чтобы между подлежащим и сказуемым вместо связки было тире.

1.
С детских лет путешествия были моей заветной мечтой. 2. Грузинские деревни
издали кажутся сплошными садами. 3. Старый охотник стал моим лучшим другом. 4. Конец сентября в Москве был
порой 
осеннего листопада. 5. Человек труда стал основной темой
творчества скульптора Мухиной.

Домашнее
задание.

Выписать пять пословиц с
использованием тире; выделить подлежащее и сказуемое.

Скачано с
www.znanio.ru

Тире между подлежащим и сказуемым

Автор: Сирик Наталья Владимировна

Организация: СП «Школа №1» МБОУ «ВОК»

Населенный пункт: Пермский край, город Верещагино

Цели:

  • Повторить ранее изученный материал по определению типов связи в словосочетании, по теме “Главные члены предложения”
  • Углубить знания обучающихся о постановке тире в простом предложении
  • Развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, обогащать словарный запас
  • Воспитывать бережное отношение к слову, любовь и уважение к патриотам своей Родины, к предмету

Оборудование: презентация, карточки для индивидуальной самостоятельной работы за партой и у доски, сведения из истории русской пунктуации, эмблемы частей речи.

Методы обучения: словесно-репродуктивный, наглядный, частично-поисковый, практический.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, работа в парах.

Ход урока

1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Садитесь.

2. Проверка знаний.

Открыли тетради, записали число, классная работа

1) На прошлых уроках мы работали по теме “Главные члены предложения. Виды сказуемого”. Повторим теорию, отвечая только на вопрос

1. Главные члены предложения – это…

2. Подлежащее и сказуемое другими словами – это…

3. Подлежащее – это…

4. Подлежащее чаще всего выражается…

5. Сказуемое – это главный член предложения, который…

6. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется…

7. В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются…

8. Составными сказуемыми называются такие сказуемые, в которых…

9. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое…

10. Составное именное сказуемое – это…

3. Лингвистическая разминка.

На утренн… з…ре скалы окрашивают(?)ся в (нежно)розовые и красноватые т…на и приобретают теплый корич(?)неватый оттенок.(на экране)

— Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы.

— Найдите грамматическую основу в этом предложении. (Скалы окрашиваются и приобретают).

— Укажите вид сказуемого.

Создание проблемной ситуации.

— Ребята, а что такое оттенок?

Оттенок – разновидность одного и того же цвета. (Учащиеся записывают определение в тетрадях и на доске)

— Подчеркните грамматическую основу.

— Чем выражены подлежащее и сказуемое? (Именем существительным в И.п.)

Я минус в математике,

Но знак другой в грамматике.

Знаком я детворе,

Меня зовут… (тире).

— Что мы знаем о расстановке знаков препинания в таких случаях? (Необходимо поставить тире)

— Обратите внимание на экран (слайд). Вы видите предложения, записанные в два столбика.

Венера – самая яркая звезда ночного неба.

Чужим умом жить – добро не нажить.

Её глаза как яркие звёзды.

Бедность не порок.

— Сравните эти предложения.

— Объясните, почему в одних случаях поставлено тире, а в других не поставлено. Можем мы объяснить?

— Все ли мы знаем о постановке тире между подлежащим и сказуемым? (Нет)

— Значит, о чем мы будем говорить на уроке. Назовите тему нашего урока. (Тире между подлежащим и сказуемым). Запишите тему в тетрадь.

— Какие цели поставим на сегодняшний урок? (Узнать еще случаи, когда ставится тире, а когда нет)(слайд)

— Молодцы!

4. Закрепление нового материала.

— В каких случая ставится тире между подлежащим и сказуемым?

— А в каких не ставится?

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

Тире ставится:

1. Существительное + существительное

Лес друг человека.

2. Числительное + числительное

Дважды два четыре.

3. Н. ф. гл. + н. ф. глаг.

Охранять природу любить родину.

4. Существительное + н. ф. глаг.

Наша задача хорошо учиться.

5. Н. ф. глаг. + существительное

Ходить босиком удовольствие.

6. Это, вот, значит

Чтение вот лучшее учение.

Тире не ставится:

1. При сказуемом есть не

Старость не радость.

2. При сказуемом есть как, будто

Пруд как зеркало.

3. Подлеж. = местоим.

Он врач.

Если на местоимение падает логическое ударение, то тире может ставиться

Ты — лучший человек на свете.

— Давайте вернемся к нашим примерам из таблицы. Зная правило, объясните, почему в предложениях первого столбика стоит тире, а в предложениях второго столбика оно не стоит.

Историческая справка о знаке препинания тире.

Родоначальницей русской пунктуации по праву можно считать точку. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин «знаки препинания» восходит к глаголу препинать – «остановить, задержать в движении». Заимствованы были названия только двух знаков: дефис (чёрточка) — из нем. Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из французского tiret, tїrer (тянуть)

Тире относится к более поздним знакам. Существует мнение, что его ввёл в употребление русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Однако доказано, впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“.

Тире многозначно. Его используют в простых предложениях, в предложениях с прямой речью, при оформлении реплик диалога, в неполных предложениях, в сложных предложениях. Из-за своей многозначности поэты и писатели любят тире, превращая его в главное средство авторской пунктуации.

5. Физкультминутка

6. Закрепление материала.

1. Выполнение с проверкой по цепочке

1. Писательство не ремесло и не занятие. 2. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун большой праздник для крестьянских мальчиков (И. Тургенев). 3. Тринадцать цифра загадочная и волнующая воображение. 4. Дело художника противостоять страданию всеми силами, всем талантом. 5. Счастье умов благородных видеть довольство вокруг (Н. Некрасов). 6. Курить здоровью вредить (Пословица). 7. Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти (Л. Толстой).

2. Самостоятельная работа (работа в парах)

1. Язык есть сама жизнь.

2. Наши души зеркала, отражающие нас.

3. В бою побывать цену жизни узнать.

4. Воздух как роза.

5. Этот день словно праздник.

6. Бедность не порок.

7. Наша Волга самая красивая река.

8. Великое дело новость.

9. Природа не храм, а мастерская.

10. Пятью пять двадцать пять.

Правильные ответы:

1. Язык есть сама жизнь.

2. Наши души — зеркала, отражающие нас.

3. В бою побывать — цену жизни узнать.

4. Воздух как роза.

5. Этот день словно праздник.

6. Бедность не порок.

7. Наша Волга — самая красивая река.

8. Великое дело — новость.

9. Природа не храм, а мастерская.

10. Пятью пять — двадцать пять.

3. Исследование синтаксического материала.

Изменить предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.

Что для этого нужно сделать?

1. С детских лет путешествия были моей заветной мечтой. 2. Грузинские деревни издали кажутся сплошными садами. 3. Старый охотник стал моим лучшим другом. 4. Конец сентября в Москве был порой осеннего листопада. 5. Человек труда стал основной темой творчества скульптора Мухиной.

4. Письмо со вставками

— Сейчас вам предстоит самим конструировать предложения из нескольких компонентов. Первая часть ваших предложений — это названия цветов, которые вы увидите на слайдах. Вторая часть предложений будет мною прочитана. Вам нужно записать предложения полностью, поставив, где это необходимо, тире.

1) Подарить букет тюльпанов (слайд) — значит, на языке цветов признаться в любви.

На языке цветов тюльпан означает объяснение в любви, и этому предшествует легенда о персидском принце Фархаде. Влюблённый в красавицу Ширин, принц мечтал о счастливой жизни с любимой. Однако завистливые соперники пустили слух, будто Ширин убита. Обезумевший от горя Фархад погнал своего коня на скалы и разбился насмерть. В том месте, где кровь несчастного принца попала на землю, выросли яркие красные цветы, символ страстной любви – тюльпаны.

2) Астра (слайд) — это последняя улыбка осени.

Астра в переводе с греческого означает “звезда”. Взгляните, её лепестки и впрямь напоминают лучики звезды. Недаром астру называют “последней улыбкой осени”: эти цветы выдерживают морозы до 7 градусов! Запах поздних астр неподражаем: он доносит и сырость осеннего дождя, и увядание листвы, и горечь хвои…

3) Сирень (слайд) точно нежное душистое море.

Древнегреческая легенда повествует, что молодой Пан, бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную лесную нимфу Сирингу и так залюбовался её красотой и грацией, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но она испугалась и убежала. Пан помчался следом, но нимфа превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги дало название цветку — сирень.

7. Интеллектуальный тур (игра)

— При каких условиях ставится тире между подлежащим и сказуемым?

(Если главные члены выражены именем существительным, числительным, неопределенной формой глагола или частицами это или вот).

— А теперь мы поиграем. Каждый из вас выбирает условие постановки знака. Из заданных предложений выберите только то, что касается вашего «выражения» (числительное, существительное, н.ф.г., частица это или вот).

Жизнь человека – чудо из чудес.

Мир – это лес, в котором нет и двух одинаковых листочков.

Грустить о прошлом – скучная работа.

Наука – это неустанная многовековая работа мысли.

Жить на Земле – великое счастье.

Высота этого здания – пятнадцать метров.

Пятью пять двадцать пять.

Путь в лесах — это километры тишины, безветрия.

Мещёра — остаток лесного океана.

Солотча — извилистая, неглубокая река.
Ощущение жизни как непрерывной новизны — вот та плодородная почва, на которой расцветает и созревает искусство.

Сто тысяч — громадная сумма.

Хорошо учиться – вот наша задача.

Дело художника – рождать радость.

Пятнадцать лет – счастливая пора.
Седьмое число – день моего рождения.
Лентяй да шалопай – два родных брата.

Природа и наука – два вогнутые зеркала, вечно отражающие друг друга.
Шестью семь – сорок два.
Жить – родине служить.
Учить – ум точить.
Спешить – делу вредить.

8. Подведение итогов (рефлексия).

-Ребята, выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу на уроке:

Шевелить мозгами,

Хлопать ушами,

Краем уха

— Вы сегодня хорошо поработали. Кто-то легко справлялся с заданиями, кому-то было трудно, не бойтесь ошибаться. На ошибках учатся.

9. Домашнее задание: параграф 22, упр. 119

Литература: «Русский язык»,8 класс Авторы: Разумовская, Львова, Капинос. Издательство: Дрофа 2019-2020.

Приложения:

  1. file0.docx.. 32,1 КБ

Опубликовано: 25.06.2022

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint
на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Тире между подлежащим и сказуемым Урок-закрепление в 11 классе. Тире ставится обязательно, если перед сказуемым есть слова это, это есть, значит, это значит,вот: Пунктуация – это система знаков препинания. Тире ставится: Между подлежащим и сказуемым, если 1 из главных членов – инфинитив, а другой – имя сущ.:Вылечить больного — задача врача. 1 главный член – количеств. числит., а другой — сущ. в им.п.:Мощность двигателя мотоблока – пять лошадиных сил. Например: Лень и трусость – самые дурные недостатки.Отец– мой учитель.Отец мой – учитель.Конечно, это большое искусство – ждать.Большая Медведица – семь ярких звезд. Но:Моя сестра спортсменка. (Разговорн. стиль.)Прекрасный человек Иван Иванович!Грош цена теории (неразложимый фразеол. оборот), которая фиксирует одни шаблоны. Тире не ставится, если перед сказуемым есть: Глагол-связка:Искусство есть мышление в образах.Наречия: Обман всегда обман.Частицы: Эта вещь не новинка.Союзы как, словно, будто, точно, вроде как, всё равно что: Лес будто терем расписной.Вводные слова: Гусь, известно, птица важная. Тире не ставится:1) если сказуемое предшествует подлежащему: Какое счастье видеть тебя!2) если подлеж. – личное местоим., а сказуемое – сущ. в им. п.:Я ваш новый учитель.3) если сказуемое – имя прилаг.:Я голоден. Объясните постановку знаков препинания и проверьте себя 1. Красота есть обещание счастья.2. Бедность не порок.3. Невежество – страшная сила.4. Его жизнь как легенда.5. Говорить с вами только слова тратить.6. Хорошо учиться – наша главная задача. Исправьте ошибки, объясните их и проверьте себя 1. Услуга в дружбе вещь святая.2. Степь – словно большой солнечный диск.3. Плохой товарищ – не подмога.4. Площадь комнаты двадцать квадратных метров.5. Солнце – ярко, небо – сине.6. Властвовать значит доверять.7.Я – не француз Дефорж. Я – Дубровский Услуга — в дружбе вещь святая.(Подл. и сказ. – сущ. в им. п.)Степь словно большой солнечный диск.3. Плохой товарищ не подмога.4. Площадь (сущ. в им. п.) комнаты — двадцать квадратных метров (числит.).5. Солнце ярко, небо сине. (Сказ. – кратк. прил.)6. Властвовать — значит доверять.7.Я (личн.мест.) не француз Дефорж. Я(-) Дубровский. Я (-) Дубровский? Если подлежащее выражено личным местоимением, то тире, как правило, не ставится: Я слуга царя, царя грозного. Постановка тире в этом случае имеет целью логически выделить один из главных членов предложения: Весь я – память, весь я – слух. Вы – доктор и прекрасно знаете, что вам вреден сырой воздух. Задание: перепишите предложения, ставя, где это необходимо, знак тиреЕе воспоминания это документ.День словно ночь.Антон не ученик нашего класса.Ты полевая ромашка никем не любимый цветок.Хотеть значит победить.Расстояние не помеха для друзей.Это не сон.Лес ослепительно сверкал.Воздух легок и чист.

Класс:

8

Презентация к уроку

















Назад
Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Повторить ранее изученный материал по
    определению типов связи в словосочетании, по
    теме “Главные члены предложения”
  • Углубить знания учащихся о постановке тире в
    простом предложении
  • Развивать речь, мышление, орфографическую и
    пунктуационную зоркость, обогащать словарный
    запас
  • Воспитывать бережное отношение к слову, любовь
    и уважение к патриотам своей Родины, к предмету

Оборудование:
Презентация, карточки
для индивидуальной самостоятельной работы за
партой и у доски, таблички с героями сказки,
сведения из истории русской пунктуации

Ход урока

1. Организационный момент
.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Подготовка учащихся к активному и
сознательному усвоению нового материала.

2. Проверка знаний.


Открыли тетради, записали число, классная
работа

1) Словарная работа. Слово Аттестат, диплом.
(Презентация)

Запишите слова в тетрадь. Выделите орфограмму.

2) На прошлых уроках мы работали по теме
“Главные члены предложения. Виды сказуемого”.
Повторим теорию, отвечая только на вопрос

1. Главные члены предложения – это…

2. Подлежащее и сказуемое другими словами –
это…

3. Подлежащее – это…

4. Подлежащее чаще всего выражается…

5. Сказуемое – это главный член предложения,
который…

6. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме
какого-либо наклонения, называется…

7. В простом глагольном сказуемом лексическое и
грамматическое значения выражаются…

8. Составными сказуемыми называются такие
сказуемые, в которых…

9. Составным глагольным сказуемым называется
такое сказуемое, которое…

10. Составное именное сказуемое – это…


Задание.
Определите тип
сказуемого в предложениях.

Дверь была приоткрыта.

Болота лежали перед нами пустынные и
зловещие.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Утки начинают купаться.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Куда-то попрятались все птицы.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Вода всё ещё не могла успокоиться.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

3. Лингвистическая разминка.


На утренн… з…ре скалы окрашивают(?)ся в
(нежно)розовые и красноватые т…на и приобретают
теплый корич(?)неватый оттенок.(на доске)

Запишите предложение в тетрадь, вставьте
пропущенные буквы и объясните орфограммы.

Найдите грамматическую основу в этом
предложении. (Скалы окрашиваются и
приобретают).

Укажите вид сказуемого.

Устно сделаем синтаксический разбор.

Создание проблемной ситуации.

Ребята, а что такое оттенок?

Оттенок – разновидность одного и того же цвета.
(Учащиеся записывают определение в тетрадях и на
доске)

Подчеркните грамматическую основу.

Чем выражены подлежащее и сказуемое? (Именем
существительным в И.п.)

Что мы знаем о расстановке знаков препинания в
таких случаях? (Необходимо поставить тире)

Обратите внимание на экран (слайд). Вы видите
предложения, записанные в два столбика.

Сравните эти предложения.

Объясните, почему в одних случаях поставлено
тире, а в других не поставлено. Можем мы
объяснить?

Все ли мы знаем о постановке тире между
подлежащим и сказуемым? (Нет)

Значит, о чем мы будем говорить на уроке.
Назовите тему нашего урока. (Тире между
подлежащим и сказуемым)
. Запишите тему в
тетрадь (слайд)

Какие цели поставим на сегодняшний урок? (Узнать
еще случаи, когда ставится тире, а когда
нет)(слайд)

Молодцы!

4. Изучение нового материала.

1. Самостоятельное чтение теоретического
материала параграф 15, стр. 80

2. Обобщение основных случаев постановки тире и
его отсутствие.

(у детей на парте карточка-таблица, ее нужно
заполнить предложениями, которые учитель будет
читать)

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ
(слайд)

Тире ставится:

1. Существительное + существительное Лес
друг человека.
2. Числительное + числительное Дважды два
четыре.
3. Н. ф. гл. + н. ф. глаг. Охранять природу
любить родину.
4. Существительное + н. ф. глаг. Наша задача
хорошо учиться.
5. Н. ф. глаг. + существительное Ходить босиком
удовольствие.
6. Это, вот, значит
Чтение
вот лучшее учение.

Тире не ставится:

1. При сказуемом есть не
Старост
ь не радость.
2. При сказуемом есть как, будто
Пруд
как зеркало.
3. Подлеж. = местоим. Он
врач.
Если на местоимение падает логическое
ударение, то тире может ставиться
Ты — лучший человек на свете.

Проверьте запись предложений в карточке. Эту
карточку приклеить в тетрадь конспектов.

Давайте вернемся к нашим примерам из таблицы.
Зная правило, объясните, почему в предложениях
первого столбика стоит тире, а в предложениях
второго столбика оно не стоит.

5. Физкультминутка

6. Закрепление материала.

1. Выполнение упр.153 (1 часть) с проверкой по
цепочке.

2. Самостоятельная работа (работа в парах по
вариантам: 1 в – 1-5 предложения; 2 в – 6 – 10
предложения) (слайд)

1. Язык есть сама жизнь.

2. Наши души зеркала, отражающие нас.

3. В бою побывать цену жизни узнать.

4. Воздух как роза.

5. Этот день словно праздник.

6. Бедность не порок.

7. Наша Волга самая красивая река.

8. Великое дело новость.

10. Пятью пять двадцать пять.



Правильные ответы:

1. Язык есть сама жизнь.

2. Наши души — зеркала, отражающие нас.

3. В бою побывать — цену жизни узнать.

4. Воздух как роза.

5. Этот день словно праздник.

6. Бедность не порок.

7. Наша Волга — самая красивая река.

8. Великое дело — новость.

9. Природа не храм, а мастерская.

10. Пятью пять — двадцать пять.

3. Исследование синтаксического материала.



Изменить предложения так, чтобы между подлежащим
и сказуемым стояло тире.

Что для этого нужно сделать?

Повесть “Капитанская дочка” — историческое
произведение.

Основа повести — картины восстания Пугачева.

4. Письмо со вставками

Сейчас вам предстоит самим конструировать
предложения из нескольких компонентов. Первая
часть ваших предложений — это названия цветов,
которые вы увидите на слайдах. Вторая часть
предложений будет мною прочитана. Вам нужно
записать предложения полностью, поставив, где
это необходимо, тире.

1) Подарить букет тюльпанов (слайд)

значит, на языке цветов признаться в любви.

На языке цветов тюльпан означает объяснение в
любви, и этому предшествует легенда о персидском
принце Фархаде. Влюблённый в красавицу Ширин,
принц мечтал о счастливой жизни с любимой. Однако
завистливые соперники пустили слух, будто Ширин
убита. Обезумевший от горя Фархад погнал своего
коня на скалы и разбился насмерть. В том месте,
где кровь несчастного принца попала на землю,
выросли яркие красные цветы, символ страстной
любви – тюльпаны.

2) Астра (слайд)
— это последняя улыбка
осени.

Астра в переводе с греческого означает
“звезда”. Взгляните, её лепестки и впрямь
напоминают лучики звезды. Недаром астру называют
“последней улыбкой осени”: эти цветы
выдерживают морозы до 7 градусов! Запах поздних
астр неподражаем: он доносит и сырость осеннего
дождя, и увядание листвы, и горечь хвои…

3) Сирень (слайд
) точно нежное душистое море.

Древнегреческая легенда повествует, что
молодой Пан, бог лесов и лугов, повстречал
однажды прекрасную лесную нимфу Сирингу и так
залюбовался её красотой и грацией, что забыл о
своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой,
но она испугалась и убежала. Пан помчался следом,
но нимфа превратилась в благоухающий куст с
нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги дало
название цветку — сирень.

7. Если время остается Тренажер для
экзамена.
(слайд на выбор)

8. Подведение итогов
. (рефлексия)

9. Домашнее задание:
параграф 15, упр 153
(2, 3 часть)


Например: Лень и трусость – самые дурные пороки. Старший брат – мой учитель. Старший брат мой – учитель. Конечно, это большое искусство – ждать. Большая Медведица – семь ярких звезд. Но: Моя сестра спортсменка. (Разговорн. стиль.) Прекрасный человек Иван Иванович! Грош цена теории (неразложимый фразеол. оборот), которая фиксирует одни шаблоны.


Объясните постановку знаков препинания и проверьте себя 1. Красота есть обещание счастья. 2. Бедность не порок. 3. Невежество – страшная сила. 4. Его жизнь как легенда. 5. Говорить с вами только слова тратить. 6. Хорошо учиться – наша главная задача. 1. Красота есть обещание счастья. 2. Бедность не порок. 3. Невежество – страшная сила. 4. Его жизнь как легенда. 5. Говорить с вами только слова тратить. 6. Хорошо учиться – наша главная задача.

Исправьте ошибки, объясните их и проверьте себя 1. Услуга в дружбе вещь святая. 2. Степь – словно большой солнечный диск. 3. Плохой товарищ – не подмога. 4. Площадь комнаты двадцать квадратных метров. 5. Солнце – ярко, небо – сине. 6. Властвовать значит доверять. 7.Я – не француз Дефорж. Я – Дубровский 1.Услуга — в дружбе вещь святая.(Подл. и сказ. – сущ. в им. п.) 2.Степь словно большой солнечный диск. 3. Плохой товарищ не подмога. 4. Площадь (сущ. в им. п.) комнаты — двадцать квадратных метров (числит.). 5. Солнце ярко, небо сине. (Сказ. – кратк. прил.) 6. Властвовать — значит доверять. 7.Я (личн.мест.) не француз Дефорж. Я(-) Дубровский.

Я (-) Дубровский? Если подлежащее выражено личным местоимением, то тире, как правило, не ставится: Я слуга царя, царя грозного. Постановка тире в этом случае имеет целью логически выделить один из главных членов предложения: Весь я – память, весь я – слух. Вы – доктор и прекрасно знаете, что вам вреден сырой воздух.


Переделайте предложения так, чтобы они иллюстрировали правила постановки тире. Грибы являются самым удивительным растением.Они считаются питомцами туманов. Цветы называют детьми солнца, а грибы именуют детьми тени. Грибы — самое удивительное растение. Они питомцы туманов. Цветы — дети солнца, а грибы — дети тени.

Расставьте знаки препинания Грушницкий юнкер. Он из тех людей, которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект их наслаждение. Их цель сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, обреченное каким-то тайным страданиям, что и сам почти в этом уверился. Приезд его на Кавказ также следствие его романтической фантазии.

Проверьте себя Грушницкий — юнкер. Он из тех людей, которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект — их наслаждение. Их цель — сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, обреченное каким-то тайным страданиям, что и сам почти в этом уверился. Приезд его на Кавказ также следствие его романтической фантазии. -2

Урок русского языка в 5 классе
Учитель: Колдомова О.В.
«Рассыпалось» предложение, составьте его из словосочетаний

  • стоит в лесу; живёт в нём; тесовый дом; весёлый гно
    м.
  • – Добавьте в предложение союз а
    .

Опрос

  • — Имя существительное может выступать в предложении в роли- …
  • Такое сказуемое называется- …
  • Оно отвечает на вопрос-…
  • Именное сказуемое всегда-…,
  • т. е. состоит из двух частей-…
  • Основная часть- имя-… , оно выражает-…
  • Вспомогательная часть-…, он выражает-…и может быть-…

Ключевые слова

  • Имя существительное
  • Подлежащее
  • Сказуемое составное именное

Тема урока:

ДЩШГЕАСМТЬРЕУЦЫТИРЕЮЖЗЩНГ

ЦЯТЬОЛДГКЙФЮХШГМЕЖДУЧЫЦЙФ

КТЬБДЛШГНИПОДЛЕЖАЩИМИГНКУ

ЦСМИБСКАЗУЕМЫМЖДЛШГВСЦЯМ

Тема урока:

ДЩШГЕАСМТЬРЕУЦЫТИРЕЮЖЗЩНГ

ЦЯТЬОЛДГКЙФЮХШГМЕЖДУЧЫЦЙФ

КТЬБДЛШГНИПОДЛЕЖАЩИМИГНКУ

ЦСМИБСКАЗУЕМЫМЖДЛШГВСЦЯМ

Определяем проблему урока

Сатурн- планета.

Чтение- вот лучшее учение.

Слово не стрела, но острей стрелы.

Найдите подлежащее и сказуемое.

Чем они выражены?

Как называются такие сказуемые?

Какой вопрос возникает?

Когда ставится и когда не ставится тире

между подлежащим и сказуемым,

выраженными именами существительными?

Укажите номера предложений, в которых ставится тире

  • 1. Книга это история народов Земли.
  • 2. Птицы наши друзья.
  • 3. Язык это богатство народа.
  • 4. Солнце не планета, а звезда.
  • 5. Лес вот наше спасение от засух.
  • 6. Гранит очень прочный камень

Взаимопроверка

  • 1.Книга – это история народов Земли.
  • 2.Птицы – наши друзья.
  • 3.Язык – это богатство народа.
  • 4.Солнце не планета, а звезда.
  • 5.Лес – вот наше спасение от засух.
  • 6.Гранит – очень прочный камень.
  • 1,2,3,5,6

Работа в группах

  • Андерсен великий датский сказочник. Герда и Кай герои его сказки «Снежная королева». Герда смелая и добрая девочка. Она спасла Кая от злых чар Снежной королевы.
  • Андерсен — великий датский сказочник. Герда и Кай — герои его сказки «Снежная королева». Герда — смелая и добрая девочка. Она спасла Кая от злых чар Снежной королевы.

Сформулируй задание и выполни его
Подсолнух — ________________________________________________.

  • Хорошая книга — _____________________________________________ .
  • Любовь к своей земле – это ____________________________________ .
  • Зимний лес – это _____________________________________________ .
  • Слова для справок:
    волшебная сказка; солнышко на ножке; любовь к своей стране; ценнейшее качество человека; верный друг и хороший собеседник.

Проверка
Подсолнух — солнышко на ножке; ________________________________________________.

  • Хорошая книга — верный друг и хороший собеседник. _____________________________________________ .
  • Любовь к своей земле – это любовь к своей стране,__ценнейшее качество человека
  • __________________________________ .
  • Зимний лес – это волшебная сказка _____________________________________________ .

Самостоятельная работа

  • 1.Соловей…ранняя пташка.
  • 2.Его песни…привлекают всех.
  • 3.Яркое солнце…радость соловью.
  • 4.Кукушка …не соловей.
  • 5.Её кукование…вот момент для вопросов и ответов.

Рефлексия
Найдите ошибки в схемах:

  • 1) [сущ. в И.п.
    сущ. в И.п.
    ];
  • 2) [сущ. в И.п.
    – это сущ. в И.п.
    ];
  • 3) [сущ. в И.п.
    – не сущ. в И.п.
    ];
  • 4) [сущ. в И.п.
    вот сущ. в И.п.
    ].

Домашнее задание

  • 1. Составить план рассказа о постановке тире.
  • 2. Найти в учебниках по разным предметам примеры предложений, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым.
  • 3. Изобразите в виде рисунка постановку тире с помощью частиц

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Юбилей 65 лет мужчине сценарий смешной мужчина царь
  • Этот день не на праздник похож слова
  • Юбилей 65 лет маме сценарий прикольный новое
  • Это что подарить папе на день рождения
  • Юбилей 65 лет женщине сценарий прикольный новое шуточные поздравления