Этот день словно праздник знаки препинания

Ответ на вопрос здесь, Количество ответов:1: Графически объясни, почему поставлено или не поставлено тире. 1. Венера – самая яркая звезда ночного неба. 2. Земля велика и прекрасна. 3. Её глаза как яркие звёзды. 4. Курить здесь воспрещается. 5. Чужим умом жить – добро не нажить. 6. Наши души - зеркала, отражающие нас. 7. В бою побывать - цену жизни узнать. 8. В человеческой тёмной судьбе ты призыв к вышине. 9. Этот день словно праздник. 10. Бедность не порок. — Знания.site

logo

    • Предмет:

      Русский язык

    • Автор:

      danielaskinner997

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • himiya
    Химия

    4 минуты назад

    Помогите пожалуйста. Что здесь образуется?

  • istoriya
    История

    4 минуты назад

    Почему Африка была колонизирована европейцами, а Япония нет?

  • biologiya
    Биология

    14 минут назад

    Помогите с Биологией 6 класс , практическая работа .

  • fizika
    Физика

    19 минут назад

    Помогите решить цепь постоянного тока

  • geometriya
    Геометрия

    24 минут назад

    Помогите с заданием пожалуйста по геомтерии

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    53 минут назад

    Обобщите материал об изучении кубанских земель в 17-18 вв. и напишите очерк «Открытие Кубани». Учтите,что документальный очерк точно воспроизводит факты,но содержит при этом авторские истолкования,выводы,оценки.

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    1 час назад

    Обобщите материал об изучении кубанских земель в 17-18 вв. и напишите очерк «Открытие Кубани». Учтите,что документальный очерк точно воспроизводит факты,но содержит при этом авторские истолкования,выводы,оценки.

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    23805

  • avatar

    Sofka

    7416

  • avatar

    zlatikaziatik

    6233

  • avatar

    vov4ik329

    5111

  • avatar

    DobriyChelovek

    4625

  • avatar

    olpopovich

    3461

  • avatar

    TheDenty

    3258

  • avatar

    dobriykaban

    2540

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    ViktoriaBell0

    1810

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Перейти к содержанию

Перед (после) «словно» ставится запятая или нет?

На чтение 7 мин Просмотров 457 Опубликовано 23.03.2022

При написании исследуемого слова, мы стараемся его всегда обособить запятыми. Но правильно ли это? Слово «словно» выделяется запятыми или нет, всегда ли нужны знаки препинания? Давайте вместе подумаем над этим вопросом.

Часть речи слова «словно»

Сравнительный союз

Употребляется для связи простых предложений в составе сложного или для присоединения сравнительного оборота – синтаксической конструкции, особенность которой заключается в образном сопоставлении признака одного предмета с другим. Сравнительный союз невозможно убрать из предложения без изменения его структуры и смысла, однако есть некоторые исключения, о которых поговорим далее. Союз равнозначен по значению со словами: «как будто», «точно».

Частица

В качестве частицы «словно» не является связующим звеном в предложениях с одной или несколькими грамматическими основами. Оно употребляется для придания фразе дополнительного смыслового оттенка неуверенности, сомнения, растерянности. В отличие от союза, рассматриваемую частицу можно удалить из предложения без искажения его смысла. В тексте ее можно заменить синонимами: «кажется», «будто», «как будто», «как бы», «вроде бы».

Слово «словно» выделяется запятыми

Мы разобрались, какую функцию выполняет исследуемое слово в предложении, теперь рассмотрим, нужна ли запятая перед «словно», если оно выступает в роли союза или частицы.

  1. Перед нами союз, связывающий сравнительный оборот и основную часть предложения. При этом знаки препинания расставляются на границах синтаксической конструкции.
  2. Союз является связующим звеном в сложном предложении. Запятая ставится перед союзом.
  3. Слово входит в состав сравнительного оборота, выраженного существительным в косвенном падеже. Подобные конструкции схожи со сложноподчиненными предложениями сравнительного типа.

Примеры предложений

  1. Маленький Миша был весел, словно весеннее солнышко. (сравнительный оборот )
  2. Его голос доносился издалека, словно громкое рычание раздавалось из громкоговорителя. (сравнительный оборот в сложном предложении)
  3. Вдалеке загорались и гасли огни, словно кто-то пытался подать сигналы. (сложное предложение, союз связывает две части)
  4. Орудуя инструментом, словно шпагой, мастер придавал камню изогнутую форму. («словно шпагой» — сравнительный оборот, выраженный существительным в косвенном падеже)

Когда «словно» не выделяется запятыми

  1. Союз занимает позицию внутри грамматической основы, то есть находится между подлежащим и сказуемым. При этом подлежащее выражено существительным в Именительном падеже. В подобных случаях слово можно изъять из предложения, в месте пропуска обычно ставится тире.
  2. Сравнение, в состав которого входит рассматриваемое слово-союз, можно заменить существительным в Творительном падеже. (контрольные вопросы: «кем?», «чем?»)
  3. «Словно» входит в состав сказуемого или фразеологического оборота (устойчивого сочетания). К этой категории словосочетаний относятся, например, следующие: «дрожал словно осиновый лист», «молчит словно в рот воды набрал», «пристал словно банный лист», «сидел словно на иголках», «словно кто варом обдает», «словно в воду глядел». Во всех приведенных примерах слово носит фразеологический характер, знаки пунктуации для их выделения не нужны.
  4. Запятая вовсе не нужна, если перед нами не союз, а частица, вносящая оттенок неуверенности, которую можно изъять из предложения без потери общего смысла.

Примеры предложений

  1. Ее руки словно крылья лебедя. (рассматриваемое слово можно убрать из предложения: «Ее руки – крылья лебедя»)
  2. Небо словно мягкая перина. (аналогичный случай, слово стоит между подлежащим и сказуемым – запятая не нужна)
  3. Марья словно увидела что-то фантастическое: глаза ее округлились, а рот приоткрылся. (рассматриваемое слово находится внутри грамматической конструкции – аналогичный случай)
  4. Он бросился со скалы словно орел. (можно заменить существительным в Творительном падеже: «Он бросился со скалы орлом»)
  5. Море распласталось словно темно-синее одеяло. (Заменяем существительное в Именительном падеже таким же существительным в Творительном падеже: «Море распласталось темно-синим одеялом»)
  6. Что молчишь словно в рот воды набрал? Отвечай, когда тебя спрашивают! (фразеологизм)
  7. Она словно окаменела от холода. (частица, можно заменить синонимом «будто»: «Она будто окаменела от холода»)
  8. Мышь на глазах у всех металась из стороны в сторону, а затем словно юркнула в землю. (частица с оттенком неуверенности – запятая не нужна)

Быстрый ответ

Если слово выступает в роли присоединительного союза — запятыми выделяется вся синтаксическая конструкция.

Перед «словно» не нужно ставить запятую:

  • если слово выступает в роли частицы;
  • тесно связано со сказуемым;
  • входит в состав фразеологического оборота.

«Словно» в роли союза: как правильно расставить знаки препинания?

Союз в предложении присоединяет синтаксические сравнительные конструкции, которые выделяются вместе с союзом. Перед союзом «словно» запятая ставится в обязательном порядке.

Например:

Он так испугался, словно его кто-то напугал в темноте.

Она была очень хитрая, словно лиса.

Варя так спешила домой, словно её кто-то там ждал.

  • Если сам присоединяемый оборот имеет фразеологический подтекст — запятая в таких случаях перед «словно» не ставится.

Например:

Ваня прибежал ко мне поздно ночью и дрожал словно осиновый листочек у меня на пороге.

И эта птица упала словно камень в пучины морские.

  • Если союз тесно связан со сказуемым — запятая также не ставится перед «словно».

Например:

Она у всех словно на виду.

Этот сад словно клумба моей бабушки.

«Словно» в роли частицы: почему запятые не нужно ставить?

Частица в предложении не выделяется запятыми, поэтому перед «словно» в роли частицы запятая не ставится.

Например:

Ей словно не терпелось встретиться побыстрее.

Он словно взбесился тогда.

Ставится ли запятая перед «словно»?

На чтение 9 мин Просмотров 134

Для того чтобы верно поставить запятые, надо знать правила пунктуации современного русского языка. «Словно» выделяется запятыми или нет? Когда запятые не нужны совсем? Следует разобраться детально.

Часть речи слова «словно»

«Словно» — это сравнительный союз. Используется в сравнительных оборотах, или в значении «как» в сравнительных придаточных предложениях. Неизменяемая часть речи. Не выступает в роли члена предложения. Но, совсем исключить его из предложения нельзя. Конструкция и смысл в таком случае поменяются. Синонимы к слову — «как», «будто», «точно».

Например,

  • «В комнате темно, словно в печке». (темно как в печке).
  • «Люди суетились и бегали по всему дому, словно мыши в клетке.» (как мыши).

«Словно» — это частица. Служебная часть речи. Выражает неуверенность или предположение.  Вносит эмоциональный оттенок в повествование автора. Синонимы — «как будто», «кажется, «вроде бы», «как бы». Часто употребляется в повседневной разговорной речи. Не несёт связующей роли в предложении. Может быть удалена из предложения без утери смысловой нагрузки.

Например,

  • «Дедушка был хмурый и неразговорчивый, бледный, словно болен.» (как будто заболел).

Слово «словно» выделяется запятыми

Функции союза «словно»:

  • присоединяет сравнительный оборот;
  • присоединяет придаточное предложение;
  • присоединяет неполное придаточное предложение.

Рассмотри основные правила постановки знаков препинания.

Правило 1

Правило 2

Правило 3

Примеры предложений

Приведём примеры к каждому разобранному правилу для закрепления рассмотренного материала.

Примеры к правилу 1

  • «Словно теплым солнечным светом, ты согреваешь меня и мою душу.»
  • «Огромный рыжий пёс нёсся по дороге, словно сумасшедший.»
  • «Её белокурые локоны, словно шёлк, рассыпались по плечам и переливались на свету.»
  • «Медсестра прикоснулась к моей щеке своими холодными, словно снег, пальцами.»

Примеры к правилу 2

  • «В синем море виднелись маленькие белые точки-кораблики, словно кто-то поставил их белой краской.»

Примеры к правилу 3

  • «Он разговаривал с девушкой так, словно был знаком с ней с самого рождения.» Знаком обособлено придаточное предложение степени и образа действия.

Когда «словно» не выделяется запятыми

Разберём основные правила пунктуации с союзом и частицей «словно» (когда запятая не ставится).

Правило 1

Правило 2

Правило 3

Правило 4

Правило 5

Примеры предложений

Рассмотрим правила на примерах.

Примеры к правилу 1

  • «Шелест листьев словно тихий шёпот. Шелест листьев — тихий шёпот.»
  • «Её смех словно горный ручей. Её смех — горный ручей.»

Тут подлежащее и сказуемое — существительные именительного падежа. «Словно» с лёгкостью можно заменить дефисом.

Примеры к правилу 2

  • «Ночь словно сон.»
  • «Ты словно грозовая туча.»
  • «Он для всех словно палочка-выручалочка.»

Тут союз находится в группе сказуемого.

Примеры к правилу 3

  • «Перестать гримасничать словно обезьянка. Перестань гримасничать обезьянкой.»
  • «Снежинки падали словно белые кружева. Снежинки падали белыми кружевами.»

Примеры к правилу 4

  • «Что же ты ко мне прилип словно банный лист.»
  • «Весь вечер мама была словно на иголках.»
  • «Ребёнок молчал весь день словно воды в рот набрал.»

В примерах хорошо знакомые фразеологические обороты (устойчивые по составу словосочетания, близки по смыслу одному слову).

Примеры к правилу 5

  • «Мы словно не выделись никогда.»
  • «В этом наряде ты словно на десять лет моложе.»

В приведённых примерах изучаемая лексема представлена частицей.

Изучение материала «нужна ли запятая перед «словно», даёт чёткое понимание правил постановки знаков препинания с это лексемой. Важно писать грамотно, не допуская пунктуационных ошибок.

Тире между
подлежащим и сказуемым.

ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ ПУНКТУАЦИИ.   О знаке препинания тире.

Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги
печатались без всем известных значков, которые называются знаками препинания.
Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и
не можем по достоинству оценить. А между тем знаки
препинания
 живут своей
самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю.

Родоначальницей русской пунктуации по праву можно считать точку. Она встречается уже в
памятниках древнерусской письменности. Не случайно это слово (или его корень)
вошло в название таких знаков, как точка
с запятой, двоеточие, многоточие
.

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово
встречается в XV веке. Названия
большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими,
 да и сам термин «знаки препинания»
восходит к глаголу препинать
– «остановить, задержать в движении».
Заимствованы были названия только
двух знаков:
дефис (чёрточка)
— из нем. Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из
французского tiret, tїrer (тянуть).

Тире [-] относится к более поздним знакам. Существует мнение, что его ввёл в употребление русский
писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Однако доказано, что в русской
печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н.М. Карамзин лишь
способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак
тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“
А.А. Барсова.

Тире
многозначно
. Его используют в простых
предложениях, в предложениях с прямой речью, при оформлении реплик диалога, в
неполных предложениях, в сложных предложениях. В энциклопедии «Русский язык»
обозначено девять условий постановки тире в современной письменной речи. Может
быть, именно из-за
многозначности тире любят поэты и писатели, превращая его в главное средство
авторской пунктуации.

Таблица
1.

Тире в простом предложении между
подлежащим и сказуемым ставится

условия

примеры

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56cb1f9c79c6f/konspiekturokanatiemutirievprostompriedlozhienii_1.png

1. а) Искусство-
энциклопедия человеческих чувств.

б) Любить чтение
– это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого
наслаждения. 
в) Помочь нуждающимся – наша задача.
г) Задача номер один – понять самого себя. (Н.Амосов)

2. а) Семью семь
– сорок девять. 
б) Тысяча шестьсот двадцать метров – глубина озера Байкал. 
в) Площадь Земли – сто пятьдесят миллионов квадратных километров.

3. Маяковский – первая скрипка среди футуристов.


Рассмотрите таблицу и скажите: какие из приведенных случаев постановки тире
встречаются наиболее часто?
– Какова же функция тире в этих предложениях?
– Как отмечается нулевая связка в устной речи?
– Но нулевая связка обозначается тире не во всех случаях.

Рассмотрите
таблицу 2.

Таблица
2.

Тире между подлежащим и сказуемым не ставится

1. сущ.
и.п.

сравнительные
союзы

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56cb1f9c79c6f/konspiekturokanatiemutirievprostompriedlozhienii_2.png

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56cb1f9c79c6f/konspiekturokanatiemutirievprostompriedlozhienii_3.png

Школьный двор
как цветущий сад.

2. сущ.
и.п.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56cb1f9c79c6f/konspiekturokanatiemutirievprostompriedlozhienii_4.png

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56cb1f9c79c6f/konspiekturokanatiemutirievprostompriedlozhienii_3.png

Есенин,
бесспорно, удивительный народный талант.

3. сущ.
и.п.

не

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56cb1f9c79c6f/konspiekturokanatiemutirievprostompriedlozhienii_3.png

Счет дружбе не
помеха.

1)
Можно сказать о том, что существуют предложения с тире по данной схеме, но
встречаются они крайне редко.  

2)
Это правило не распространяется на предложения, в которых сказуемое выражено инфинитивом.
Например: Жизнь прожить – не поле перейти.

4. сущ.
и.п.

второст.
член предложения, относящийся к сказуемому.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56cb1f9c79c6f/konspiekturokanatiemutirievprostompriedlozhienii_3.png

Блок молодым
поэтам пример для подражания.

5. https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56cb1f9c79c6f/konspiekturokanatiemutirievprostompriedlozhienii_3.png

сущ. и.п.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56cb1f9c79c6f/konspiekturokanatiemutirievprostompriedlozhienii_9.png


И обратите внимание на таблицу 3 «Примечание». Здесь указаны случаи, когда тире
между подлежащим и сказуемым на месте нулевой связки может ставиться или
отсутствовать. Это будет зависеть от того, падает ли логическое ударение на
один из главных членов или нет. Вспомните такие случаи, пользуясь записью.

Таблица
3.

Примечание. Тире
ставится только при логическом ударении на подлежащем или сказуемом

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56cb1f9c79c6f/konspiekturokanatiemutirievprostompriedlozhienii_10.png

Это – лучшее
произведение поэта.

Понимать поэзию
– чертовски трудно.

Я
– врач.


В составе сказуемого могут быть указательные слова это, вот, это
значит, значит
. В этом случае тире ставится перед названными словами.
Например: 1) Любить книгу – значит понимать ее. (В. Лидин) 2)
Чтение – вот лучшее учение. (А.Пушкин)

Тире
перед частицей это может ставиться и в предложениях, не
имеющих полного сочетания условий для употребления этого знака. Например: Выполнить
работу в срок – это очень важно
.

Упражнения.

1. Прочитайте
предложения, объясните наличие или отсутствие тире между подлежащим и
сказуемым.

1)
Богатство языка есть богатство мыслей. (Н.Карамзин) 2)
Невежество – тяжкое бремя. (Ф.Милетский) 3) Это –
экспериментальная программа под названием «Игровая экология». 4) Щи да каша –
пища наша. (Пословица) 5) Слово – серебро, молчание –
золото. (Пословица) 6) Учиться добродетели – это значит
отучаться от пороков. (Сенека) 7) Бедность не порок. (Поговорка)  8)
Глупая речь – не пословица. (Пословица) 9) Наш сосед охотник и
по выходным дням пропадает в лесу. (Г.Блинов) 10) Пятью восемь
– сорок. 11) Иван Иваныч, бесспорно, уважаемый

2. Спишите,
вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Объясните наличие
или отсутствие тире между главными членами предложения. Подчеркните
грамматические основы.

В
каком предложении тире ставится в соответствии с другим правилом?

1)
Знание в ю(н,нн)ости это мудрость в старости. (Пословица) 2)
Быть мужестве(н,нн)ым значит обуздывать свой нрав. (Кашифи) 3)
Праз_ность мать всех п_роков. 4) Исключительное счастье человека быть при св_ем
постоя(н,нн)ом любимом деле. (В.Немирович-Данченко) 5) Уметь
вын_сить од_ночество и получать от него уд_вольствие великий дар. (Б.Шоу) 6)
Сер_це не камень. (Пословица) 7) Счаст_е есть лучший
университет. (А.Пушкин)  8) Гармония также исти(н,нн)а. (А.Фет.) 9)
Главное в в_спитании (не)упустить время. (С.Михалков) 10)
Жизнь пр_крас_на жизнь в_личестве(н,нн)ое неукр_тимое дв_жение ко всеобщ_му
счаст_ю. (М.Горький) 11) Евгений Александрович Евтушенко
бесспорно человек разносторо(н,нн)его творческого дарования. 12) Лунной ночью
это дерево покрытое ин_ем к_залось сказочным. 13) Высшее мерило счастья земная
радость бытия сч_тал итальянский гум_нист и историк Лоренцо Волла. 14) Ландыш
пр_красен не только тайной чар он спаситель ч_ловеческих жизней. 15) Площадь
Мертвого моря бе(с,сс)точного озера ра_положе(н,нн)ого в тектонической впадине
Гхор между Израилем и Иорданией около 1050 кв_дратных к_ло(м,мм)етров. («Энциклопедия
юного знатока»)

3. Дайте письменное
толкование слов. В случае затруднений обращайтесь к словарю:

классика,
авангард, литература, талант, искусство, лирика, замысел, вымысел.


На
какие темы можно составить предложения с данными словами? В текстах какого
стиля речи они чаще всего употребляются?

4.
Определите
тип сказуемого в предложениях.

1. Дверь была
приоткрыта.

а)
простое глагольное сказуемое;

б)
составное глагольное сказуемое;

в)
составное именное сказуемое.

2. Болота
лежали перед нами пустынные и зловещие.

а)
простое глагольное сказуемое;

б)
составное глагольное сказуемое;

в)
составное именное сказуемое.

3. Утки
начинают купаться.

а)
простое глагольное сказуемое;

б)
составное глагольное сказуемое;

в)
составное именное сказуемое.

4. Куда-то
попрятались все птицы.

а)
простое глагольное сказуемое;

б)
составное глагольное сказуемое;

в)
составное именное сказуемое.

5. Вода всё ещё
не могла успокоиться.

а)
простое глагольное сказуемое;

б)
составное глагольное сказуемое;

в)
составное именное сказуемое.

5. Расставить тире там, где это необходимо.

1.
Язык есть сама жизнь.

2.
Наши души зеркала, отражающие нас.

3.
В бою побывать цену жизни узнать.

4.
Воздух как роза.

5.
Этот день словно праздник.

6.
Бедность не порок.

7.
Наша Волга самая красивая река.

8.
Великое дело новость.

9.
Природа не храм, а мастерская.

10.
Пятью пять двадцать пять.

6.
Записать предложения, объяснить постановку тире.

1.
Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой
драгоценный груз от поколения к поколению. (Ф. Бэкон)

2.
Количество страниц в книге – девятьсот пятьдесят шесть.

3.
Пять лет – совершенно ничтожный срок в жизни книги.

4.
Семью семь – сорок девять.

5.
Любить чтение – обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого
наслаждения. (Монтескьё)

6.
Истинное назначение человека – жить, а не существовать. (Дж. Лондон)

7.
Читать вечером книги – моё любимое занятие.

8.
Читать и не понимать – это то же самое, что совсем не читать. (Коменский)

9.
Искусство как природа. Если вы не пустите его в дверь, оно войдёт в окно.
(Батлер)

10.
Он настоящий знаток русской классики.

11.
Мудрость не в красоте, а в голове.

12.
Он – раб тёмных стихий. (Бердяев.)

7.
Прочитать текст, выполнить задания.

Поздней
осенью выпадает первый снег. Он изменяет все вокруг. Пушистые снежинки
осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели
дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая
вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.

Как
прекрасна березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения
снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь.
Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности
виднеются следы лесных зверюшек.

В
предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходят на
пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца,
сыграть в снежки.

«Здравствуй,
зима» — радостно говорят люди.

Задания
для анализа:

1.Чтение
текста.

2.
Тема, озаглавьте.

3.
Стиль – доказать.

4.
Тип текста – доказать.

5.
Основная мысль текста.

6.
Объясните знаки препинания, охарактеризуйте предложения.

7.
Из 1 абзаца выписать слово с чередующейся безударной гласной в корне слова.

8.
Попробуйте переделать предложения так, чтобы подлежащее и сказуемое выражены
именами существительными.

*Елочка
становится похожей на причудливую снежную бабу.

*
Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются.

8. Прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым
поставлено тире.

1. Грубость – такое же уродство, как горб. (М.Горький)
2. Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души. (И.Тургенев)
3. Воспоминанья – старцев мед. (А.Марков)
4. Человек – венец поднебесной красы, нашей светлой земли
украшение.
 (С.
Наровчатов)

5. Придумать радости умей, коль их на самом деле нет! Иначе
жизнь – сухой ручей, смешные письма без ответа.
 (А.Марков)
6. Острый язык – дарование, длинный язык – наказание. (Д.Минаев)
7. Слово родины – матери слово, воля родины – воля
отца. (Ю.Смуул)

8. Лишь свобода и правда – мой главный оплот. (М.Джалиль)
9. Густая ночь – владычица зимой. (Дм. Кедрин)
10. Душа моя – бескрайний дремучий лес:  шум – тишина,
падение – взлет, смех – плач,  рождение – смерть.
 (И.Юзеев)

9. Прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым
отсутствует тире. Переделайте эти предложения так, чтобы в них между подлежащим
и сказуемым стояло тире.

1. Смерть есть то, чего мы не минуем. (С.Липкин)
2. Человек есть украшение мира. (М.Горький)
3. И, может быть, степные вот эти овцеводы суть листья травяные
неведомой породы.
 (С.Липкин)
4. Любовь и время – это несовместно. Любовь есть вечность.
Вечность есть любовь.
 (В.Сидоров)
5. Каждый человек есть необходимое звено в цепи человечества. (Д.Веневитинов)

10. Прочитайте текст. Определите тему, основную мысль. Расставьте
недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

1)
Книга  животворный источник
дающий человеку знания и силу счастье и чистоту молодость и энтузиазм. 2) Книга  это жизнь пр..красная
удивительная стремительная и бе..покойная. 3) Видеть эту красоту  долг каждого из нас. 4) Наша задача  научится понимать художестве(н/нн)ые
произведения ра..крывающие перед нами тайны прошлого и будущего удивляющие
величием настоящего.  (Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл)

11. Переконструируйте предложения так, чтобы между
подлежащим и сказуемым стояло тире. Запишите получившиеся предложения.

1)
Лирическая поэзия Пушкина была 
зеркалом его личности и в
то же время отражала настроение его поколения.

2)
Великие художественные создания Пушкина были плодом не только его гения, его
высокой культуры и богатого жизненного опыта, но и упорного труда. (С. Петров)

12. Расставить знаки препинания.

1. Хлеб  это труд миллионов людей

2. Он  главное украшение нашего стола

3. Выращивать колос   задача не из лёгких

4. Лодырь хлебопашцу не товарищ

5. Жатва    трудное время для хлебороба

6. Хлеб как спасительная соломинка во время голодных лихолетий

13. Поставить тире, где это необходимо, объяснить.

1.     Писательство не
ремесло и не занятие. 2. Выгонять перед вече­ром и пригонять на утренней заре
табун большой праздник для крестьян­ских мальчиков 
(И.
Тургенев). 3. Тринадцать цифра загадочная и волную­щая воображение. 4.
Дело художника противостоять страданию всеми силами, всем талантом. 5. Счастье
умов благородных видеть довольство вокруг (Н. Некрасов). 6. Курить
здоровью вредить (Пословица). 7. Гос­тиные, сплетни, балы, тщеславие,
ничтожество вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти (Л.
Толстой).

14.
Переделать
предложения, чтобы между подлежащим и сказуемым вместо связки было тире.

1.
С детских лет путешествия были моей заветной мечтой. 2. Грузинские деревни
издали кажутся сплошными садами. 3. Старый охотник стал моим лучшим другом. 4. Конец сентября в Москве был
порой 
осеннего листопада. 5. Человек труда стал основной темой
творчества скульптора Мухиной.

Домашнее
задание.

Выписать пять пословиц с
использованием тире; выделить подлежащее и сказуемое.

Скачано с
www.znanio.ru

Цели:

  • Повторить ранее изученный материал по
    определению типов связи в словосочетании, по
    теме “Главные члены предложения”
  • Углубить знания учащихся о постановке тире в
    простом предложении
  • Развивать речь, мышление, орфографическую и
    пунктуационную зоркость, обогащать словарный
    запас
  • Воспитывать бережное отношение к слову, любовь
    и уважение к патриотам своей Родины, к предмету

Оборудование: Презентация, карточки
для индивидуальной самостоятельной работы за
партой и у доски, таблички с героями сказки,
сведения из истории русской пунктуации

Ход урока

1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Подготовка учащихся к активному и
сознательному усвоению нового материала.

2. Проверка знаний.

Открыли тетради, записали число, классная
работа

1) Словарная работа. Слово Аттестат, диплом.
(Презентация)

Запишите слова в тетрадь. Выделите орфограмму.

2) На прошлых уроках мы работали по теме
“Главные члены предложения. Виды сказуемого”.
Повторим теорию, отвечая только на вопрос

1. Главные члены предложения – это…

2. Подлежащее и сказуемое другими словами –
это…

3. Подлежащее – это…

4. Подлежащее чаще всего выражается…

5. Сказуемое – это главный член предложения,
который…

6. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме
какого-либо наклонения, называется…

7. В простом глагольном сказуемом лексическое и
грамматическое значения выражаются…

8. Составными сказуемыми называются такие
сказуемые, в которых…

9. Составным глагольным сказуемым называется
такое сказуемое, которое…

10. Составное именное сказуемое – это…

3) Тест 1.

Задание. Определите тип
сказуемого в предложениях.

Дверь была приоткрыта.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Болота лежали перед нами пустынные и
зловещие.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Утки начинают купаться.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Куда-то попрятались все птицы.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Вода всё ещё не могла успокоиться.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Ключ к тесту “Типы сказуемых”: количество
правильных ответов соответствует вашей оценке

Тест
1. в в б а б 

 3. Лингвистическая разминка.

На утренн… з…ре скалы окрашивают(?)ся в
(нежно)розовые и красноватые т…на и приобретают
теплый корич(?)неватый оттенок.
(на доске)

— Запишите предложение в тетрадь, вставьте
пропущенные буквы и объясните орфограммы.

— Найдите грамматическую основу в этом
предложении. (Скалы окрашиваются и
приобретают).

— Укажите вид сказуемого.

— Устно сделаем синтаксический разбор.

Создание проблемной ситуации.

— Ребята, а что такое оттенок?

Оттенок – разновидность одного и того же цвета.
(Учащиеся записывают определение в тетрадях и на
доске)

— Подчеркните грамматическую основу.

— Чем выражены подлежащее и сказуемое? (Именем
существительным в И.п.)

— Что мы знаем о расстановке знаков препинания в
таких случаях? (Необходимо поставить тире)

— Обратите внимание на экран (слайд). Вы видите
предложения, записанные в два столбика.

Венера – самая яркая звезда ночного
неба.

Чужим умом жить – добро не нажить.

Её глаза как яркие звёзды.

Бедность не
порок.

— Сравните эти предложения.

— Объясните, почему в одних случаях поставлено
тире, а в других не поставлено. Можем мы
объяснить?

— Все ли мы знаем о постановке тире между
подлежащим и сказуемым? (Нет)

— Значит, о чем мы будем говорить на уроке.
Назовите тему нашего урока. (Тире между
подлежащим и сказуемым)
. Запишите тему в
тетрадь (слайд)

— Какие цели поставим на сегодняшний урок? (Узнать
еще случаи, когда ставится тире, а когда
нет)(слайд)

— Молодцы!

4. Изучение нового материала.

1. Самостоятельное чтение теоретического
материала параграф 15, стр. 80

2. Обобщение основных случаев постановки тире и
его отсутствие.

(у детей на парте карточка-таблица, ее нужно
заполнить предложениями, которые учитель будет
читать)

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ (слайд)

Тире ставится:

1. Существительное + существительное Лес друг человека.
2. Числительное + числительное Дважды два четыре.
3. Н. ф. гл. + н. ф. глаг. Охранять природу любить родину.
4. Существительное + н. ф. глаг. Наша задача хорошо учиться.
5. Н. ф. глаг. + существительное Ходить босиком удовольствие.
6. Это, вот, значит Чтение вот лучшее учение.

Тире не ставится:

1. При сказуемом есть не Старость не радость.
2. При сказуемом есть как, будто Пруд как зеркало.
3. Подлеж. = местоим. Он врач.
Если на местоимение падает логическое
ударение, то тире может ставиться
Ты — лучший человек на свете.

— Проверьте запись предложений в карточке. Эту
карточку приклеить в тетрадь конспектов.

— Давайте вернемся к нашим примерам из таблицы.
Зная правило, объясните, почему в предложениях
первого столбика стоит тире, а в предложениях
второго столбика оно не стоит.

5. Физкультминутка

6. Закрепление материала.

1. Выполнение упр.153 (1 часть) с проверкой по
цепочке.

2. Самостоятельная работа (работа в парах по
вариантам: 1 в – 1-5 предложения; 2 в – 6 – 10
предложения) (слайд)

1. Язык есть сама жизнь.

2. Наши души зеркала, отражающие нас.

3. В бою побывать цену жизни узнать.

4. Воздух как роза.

5. Этот день словно праздник.

6. Бедность не порок.

7. Наша Волга самая красивая река.

8. Великое дело новость.

9. Природа не храм, а мастерская.

10. Пятью пять двадцать пять.

Правильные ответы:

1. Язык есть сама жизнь.

2. Наши души — зеркала, отражающие нас.

3. В бою побывать — цену жизни узнать.

4. Воздух как роза.

5. Этот день словно праздник.

6. Бедность не порок.

7. Наша Волга — самая красивая река.

8. Великое дело — новость.

9. Природа не храм, а мастерская.

10. Пятью пять — двадцать пять.

3. Исследование синтаксического материала.

Изменить предложения так, чтобы между подлежащим
и сказуемым стояло тире.

Что для этого нужно сделать?

Повесть “Капитанская дочка” — историческое
произведение.

Основа повести — картины восстания Пугачева.

Маша Миронова — любимый женский образ автора.

4. Письмо со вставками

— Сейчас вам предстоит самим конструировать
предложения из нескольких компонентов. Первая
часть ваших предложений — это названия цветов,
которые вы увидите на слайдах. Вторая часть
предложений будет мною прочитана. Вам нужно
записать предложения полностью, поставив, где
это необходимо, тире.

1) Подарить букет тюльпанов (слайд)  —
значит, на языке цветов признаться в любви.

На языке цветов тюльпан означает объяснение в
любви, и этому предшествует легенда о персидском
принце Фархаде. Влюблённый в красавицу Ширин,
принц мечтал о счастливой жизни с любимой. Однако
завистливые соперники пустили слух, будто Ширин
убита. Обезумевший от горя Фархад погнал своего
коня на скалы и разбился насмерть. В том месте,
где кровь несчастного принца попала на землю,
выросли яркие красные цветы, символ страстной
любви – тюльпаны.

2) Астра (слайд) — это последняя улыбка
осени.

Астра в переводе с греческого означает
“звезда”. Взгляните, её лепестки и впрямь
напоминают лучики звезды. Недаром астру называют
“последней улыбкой осени”: эти цветы
выдерживают морозы до 7 градусов! Запах поздних
астр неподражаем: он доносит и сырость осеннего
дождя, и увядание листвы, и горечь хвои…

3) Сирень (слайд) точно нежное душистое море.

Древнегреческая легенда повествует, что
молодой Пан, бог лесов и лугов, повстречал
однажды прекрасную лесную нимфу Сирингу и так
залюбовался её красотой и грацией, что забыл о
своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой,
но она испугалась и убежала. Пан помчался следом,
но нимфа превратилась в благоухающий куст с
нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги дало
название цветку — сирень.

7. Если время остается Тренажер для
экзамена.
(слайд на выбор)

8. Подведение итогов. (рефлексия)

9. Домашнее задание: параграф 15, упр 153
(2, 3 часть)

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Встречая в контексте слово «словно» многие пытаются выделить его запятыми, принимая за сравнительный оборот. Так всегда ли «словно» выделяется запятыми или нет?

Читайте в статье

  • Часть речи слова «словно»
  • Слово «словно» выделяется запятыми
    • Примеры предложений
  • Когда «словно» не выделяется запятыми
    • Примеры предложений

Часть речи слова «словно»

Рассматриваемая лексема в контексте может выступать в роли союза или частицы.

Союз «словно» является внешним выразителем грамматической связи между словами.

Омонимичная сравнительная частица соотнесена лишь с одним словом или словосочетанием.

В семантическом отношении конструкции со сравнительными модальными частицами и конструкции с союзами имеют существенные отличия. Так, частицы не выражают уподобления, сравнения, сопоставления, а лишь указывают на приблизительность, недостаточную определенность тех отношений, которые выражаются соответствующими членами предложений.

Слово «словно» выделяется запятыми

Лексема выполняет союзную функцию в сложноподчиненных предложениях (СПП). Она находится в придаточной части данных основных единиц. Союз отделяет простые предложения в составе сложного.

Знак препинания ставится перед ним, если он расположен в препозиции по отношению к главному предложению:

  • Вдалеке что-то гасло и вновь загоралось, словно кто-то подавал сигналы (СП состоит из двух простых предложений; первое – главное, от него задается вопрос «как?» к придаточному, начинающемуся с союза «словно»).

В осложненных предложениях, вторая часть которых содержит подлежащее и второстепенные члены или только подлежащее, «словно» также является союзом, перед которым нужна запятая. Конструкция, обособляясь в любой позиции, выступает как сравнительный оборот:

  • Разноцветные шары кружились в воздухе, словно перелетные птицы.

Перед «словно» ставится запятая, если лексема является частью сравнительного оборота, выраженного существительным в косвенном падеже. Такие конструкции близки к СПП сравнительного типа:

  • Кондитеры, словно ножом, орудовали шпажками (запятые выделяют с обеих сторон конструкцию «словно ножом»).

Примеры предложений

  • Его серые глаза, словно тучи, неотрывно следили за каждым движением девушки (союз «словно» заменяется союзом «как»; конструкция выделяется запятыми с обеих сторон, поскольку расположена в центре предложения).
  • Он даже не взглянул в мою сторону, словно меня и не существовало (союз можно заменить синонимом «как будто»; находится в придаточном предложении в составе СП).
  • Словно яблонный цвет, седина у отца пролилась в бороде (строки из стихотворения С. Есенина, где он использовал устаревшее слово «яблонный», соответствующий современный аналог – «яблоневый»; сравнительный оборот обособлен не в соответствии с правилом, ведь при употреблении в творительном падеже запятой не требуется – яблоневым цветом).
  • Время усмиряет его нежность, словно пламя спички на мосту, гасит красоту (сравнительный оборот, находящийся в центре предложения из стихотворения Б. Окуджавы, выделяется запятыми с обеих сторон; «словно» = «как»)

Когда «словно» не выделяется запятыми

Рассматриваемое слово имеет статус сравнительной модальной частицы в следующих позициях:

— между подлежащим и глагольным сказуемым:

  • Юноша словно увидел нечто странное.

— перед второстепенным членом предложения:

  • На небе при ярком свете луны показался словно вырезанный силуэт девушки с коромыслами (частица актуализирует сказуемое или определение, передает субъективное модальное значение оценки достоверности факта — предположение, неуверенность).

Нужна ли запятая перед «словно», которая выступает в роли частицы? Нет, частицы сами по себе знаками препинания не выделяются.

«Точка с хвостиком» может отсутствовать и перед союзом, если он тесно связан со сказуемым и входит в его группу, то есть находится в составе главного члена:

  • Сад словно царство.
  • Звезды на небе словно блёстки.

Запятой нет перед «словно», стоящим между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже. Можно исключить лексему и для проверки поставить вместо нее тире:

  • Его слова словно острые клинки. = Его слова – острые клинки.

Знак препинания не требуется перед «словно» и в том случае, если конструкцию «словно + существительное» можно употребить в творительном падеже:

  • Снег лежит словно белое покрывало. = Снег лежит белым покрывалом.

Никогда не обособляются и фразеологизмы, содержащие в своем составе «словно»:

  • От испуга юноша дрожал словно осиновый лист.

Примеры предложений

  • Ученый словно в воду глядел (фразеологизм не обособляется).
  • Девушка словно очнулась (частица не выделяется запятой, находится между подлежащим и сказуемым).
  • В пустой и словно необжитой комнате было крайне неуютно (частица не обособляется, находится перед второстепенным членом).
  • Листья рябины словно зарево пожара («словно» расположено между подлежащим и сказуемым; его можно исключить и поставить тире).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Этот праздник чудес нам не даст соскучиться текст
  • Этот день словно праздник грамматическая основа
  • Юбилей 65 лет мужчине сценарий смешной мужчина царь
  • Этот день не на праздник похож слова
  • Юбилей 65 лет маме сценарий прикольный новое