Эвенки народный праздник

Дни солнцестояний и равноденствия были хорошо известны эвенам. Праздники, справляемые эвенами, якутами и другими народами в дни летнего солнцестояния, носят следы древнего культа солнца. Традиционным остается у эвенов проведение национального праздника («hэбдьэк», «hэбдьенэк» или «эвинэк») – встречи Нового года в дни летнего солнцестояния (22,23,24 июня). Летний месяц – дилгос илаани – июнь, буквально означает месяц солнца, воды и новой зелени, месяц пробуждения и обновления природы. С этого месяца начинался древний Новый год эвенов. Возникновение хороводного танца «hээдьэ» и национального праздника «hэбдьэк» и «эвинэк» ставится в прямую связь с обрядом встречи солнца и нового года эвенов: древний круговой танец hээдьэ начинается и идет по движению солнца [Алексеев, 1993, с.10].

    Дни солнцестояний и равноденствия были хорошо известны эвенам. Праздники, справляемые эвенами, якутами и другими народами в дни летнего солнцестояния, носят следы древнего культа солнца. Традиционным остается у эвенов проведение национального праздника («hэбдьэк», «hэбдьенэк» или «эвинэк») – встречи Нового года в дни летнего солнцестояния (22,23,24 июня). Летний месяц – дилгос илаани – июнь, буквально означает месяц солнца, воды и новой зелени, месяц пробуждения и обновления природы. С этого месяца начинался древний Новый год эвенов. Возникновение хороводного танца «hээдьэ» и национального праздника «hэбдьэк» и «эвинэк» ставится в прямую связь с обрядом встречи солнца и нового года эвенов: древний круговой танец hээдьэ начинается и идет по движению солнца [Алексеев, 1993, с.10].

    Проведение праздника встречи занимало особое место в жизни эвенов. После долгого сурового зимнего периода, в течение трех самых долгих дней в году эвены, съехавшись с разных местностей, проводили время в веселье: пели, танцевали хороводные танцы.

Kostyum9.jpg

    На таких сборах осуществлялись взаимный обмен, брачные сговоры, устраивались молодежные развлечения, спортивные состязания и др. Обычаи и обряды народа, посвященные встрече Нового года несли в себе огромный культурно-созидательный смысл. Они включали элементы песенно-танцевального искусства, театрализованные представления сказок, родовых преданий, легенд. На празднике исполнялись различные родовые песни, песни-импровизации, песни-рассказы.

    Одним из главных моментов встречи являлось коллективное исполнение кругового танца «hээдьэ» — «Дьэhэрийэ», который имеет те или иные варианты у разных локальных групп эвенов. Все эвенские хороводные танцы, различные песни являлись школой для молодежи, с помощью них они получали знания, учились опыту старшего поколения и мудрости жизни. Песни и круговые танцы имели слова заклинания (благопожелания). Например, в «Дьэhэрийэ» есть такие слова [Алексеев, 1993,с.58]:

Заклинаю! Пусть песни и радость разносятся
Над тайгою моей, над страною оленных людей!
Верь всегда, что наступит день такой,
Когда не будет печали и слез,
Когда соберемся в «hээдьэ» весь эвенский народ!
 Просмотр этого шаблона Эвены
Быт

Семья и брак •
Формы заключения брака •
Традиционное воспитание детей •
Пища и домашняя утварь •
Поселения и жилища •
Хозяйственные построения •
Транспорт •
Хозяйство •
Женщины в эвенском роде

Even .png
История и
происхождение

Эвены •
Эвены Березовки •
Проблемы этногенеза и этнической истории эвенов •
Малый народ России. Эвены •

Культура

Песенно-танцевальное искусство •
Танцевальный ансамбль «һэкуу» •
Народные праздники
Материальная культура •
Традиционный календарь

Одежда

Эвенская одежда •
Развитие эвенской одежды

Персоналии

Борисова С.Д. •
Степанов П.А. •
Лебедев В.Д. •
Павлова А.В. •

Эвены – коренной малочисленный народ Северо-Востока Российской Федерации
Эвенкийский праздник

Численность — 30163 человека.

Язык — тунгусо-маньчжурская группа алтайской семьи языков.

Расселение — Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия, Красноярский, Хабаровский, Приморский края, Иркутская, Читинская, Амурская, Томская, Тюменская и Сахалинская области, Эвенкийский и
Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономные округа.

Фотоальбом о природе и людях Северо-запада Якутии.

Автор фотографий Виктор Солодухин (гор. Удачный, Якутия).

Наиболее широко расселились в Средней и Восточной Сибири между правыми притоками Оби на западе и Охотским побережьем и островом Сахалин на востоке, побережьем Северного Ледовитого океана на
севере, Забайкальем и р. Амуром на юге. За пределами России, в Северо-Восточном Китае (в Маньчжурии, по отрогам Хингана) и в Монголии (верховья р. Иро и оз. Буир
Hyp) живут примерно 20 тыс. эвенков. Самоназвание — эвэнк, эвэн. Местные группы называют себя также орочон — от р. Оро или от орон — «олень» (забайкальско-амурские),
илэ — «человек» (катангские и верхнеленские), мата (олекминские), килэн (жители Охотского побережья) и др. В
XIX XX вв. они были известны как тунгусы. Это слово возводят к древнему (первые века до н.э.) центрально-азиатскому этнониму дун-ху — от монгольского тунг —
«лесные» либо якутского тот уос — «люди с мерзлыми губами», т.е. говорящие на непонятном языке. Эвенкийский язык делится на три большие диалектные группы: северную, южную и восточную. Внутри их
вы­деляют территориальные группы — илимпийскую, амурскую, охотскую, подкаменнотунгусскую и др. Говорят также на русском (свободно владеют — 55,4%, считают родным — 28,5%) и якутском языках.
Эвенкийская письменность была создана в 1931 г. на основе латинского, а с 1937 г. — на основе русского алфавита. О происхождении тунгусов существуют различные гипотезы. Одна из них связана с
Забайкальем и Верхним Приамурьем первых веков н.э. Согласно китайским источникам, на рубеже н.э. в некоторые южные районы Большого Хингана продвинулось немногочисленное племя скотоводов (уваней),
которые смешались с аборигенами Забайкалья и Приамурья — уральцами по языку, знавшими транспортное оленеводство. Периодически к уваням присоединялись новые выход­цы с юга, главным образом тюрки,
а также группы чжурчжэней и монголов. В
IX в. выход в Забайкалье тюркоязычных курыканов, южных предков якутов, дал первый толчок к
расселению тунгусов по сибирской тайге на запад и восток от Байкала и на север по р. Лене.

Эвенки на оленях

Объединение монгольских племен и образование монгольского государства в XII XIII
вв. стало вторым толчком к продвижению народов из При- и Забайкалья вниз по Лене и Алдану к Охотскому морю. В результате этих миграций сложились различные хозяйственно-культурные типы:
«пешие» (охотники), «оленные», орочен (оленеводы) и мурчен — «конные» (коневоды). Последние были известны в Забайкалье как хамниганы, солоны, в Среднем Приамурье — как бирары, манегры и др.
Контакты с русскими возникли с начала
XVII в. Главными отраслями хозяйства были охота на копытных, пушного зверя, сезонное рыболовство и
транспортное таежное оленеводство, обусловившие полукочевой и кочевой образ жизни. Основными орудиями охоты служили ружье (пэктырэ-вун), самострел (бэркэн, алана), копье (гида), большой нож на
длинной рукояти (кото, уткэн), различные ловушки — петли, плашки, черканы и др. Охотились скрадом, гоном на лыжах-голицах (кингнэ, киглэ) и подбитых камусом (суксилла), с собакой, верхом на
оленях, загоном с ловчими ямами, изгородями, с оленем-манщиком, манками, с сетью, подкарауливали зверя у водопоя и переправы.

Эвенкийские охотники в прошлом

Оленеводство в основном имело транспортное направление. Оленьи стада были небольшими (от 15 до 100 голов). Уход за животными заключался в постоянной смене пастбищ, сооружении изгородей во
время отела, дымокуров, теневых навесов, холощении и лечении. Забивали домашних оленей на мясо только в случаях неудачного промысла или когда семье угрожал голод. Рыболовство носило сезонный
характер, лишь в ряде районов рыбу ловили круглый год. На Енисее, Верхней Ангаре, Витиме добывали тайменя, карася, окуня, щуку, налима, на Охотском побережье и Амуре — кету, лосося, осетра,
белугу, сазана. На Байкале и Охотском побережье промышляли тюленя трезубой острогой (кирамки), сетью (адыл), а дальневосточные — гарпуном (дэбгэ, элгу). Орочоны били рыбу из ружья, использовали
удилище (налума). Зимой над прорубью сооружали небольшое укрытие и ловили рыбу на удочку (хинда) или острогой с приманкой в виде костяной рыбки (печер). Осенью мелкие реки перегораживали
запо­рами (укикит) с плетеными ловушками-мордами. Летом рыбу лучили с лодок-берестянок (дяв) или долбленок (он-гкочо), некоторые группы имели дощатые лодки, как на Нижней Тунгуске. У орочонов для
переправы через реки служили лодки из лосиной кожи на каркасе (мурекэ). Собирательство имело подсобное значение. Собирали са­рану, черемуху, черемшу, дикий лук, ягоды и кедровые орехи. Степные
группы «конных» были кочевыми скотоводами, разводили лошадей, верблюдов, овец. В местах контактов с русскими занимались земледелием и огородничеством, владели кузнечным делом, обрабатывали кость,
рог, шкуры животных, делали домашнюю утварь из дерева и бересты, плели сети из крапивы. Изготовление лодок-берестянок, покрышек на чум, седел, нарт, лыж, одежды, ковров, переметных сум имело
товарное значение.

Эвенкийский охотник с копьем

Зимние стойбища — зимники (мэнэйен) состояли из одного-двух чумов и размещались рядом с пастбищами диких оленей, весенние (ненгнеркит) и осенние (хиголоркит) — с местами отела и гона
животных. Летние стойбища — летники (дюворкит) насчитывали до 10 чумов и располагались у рек в местах рыбной ловли. Зимники и летники служили двум-трем и более поколениям. Вдоль кочевых троп
устраивали кратковременные стоянки (урикит). Основное жилище — переносной конический чум (джу, дю, дюкан) с каркасом из 40 шестов, крытый летом берестой, зимой — ровдугой. В центре устраивали
очаг, над ним — жердь для котла (икэптун). Места за очагом напро­тив входа (малу) предназначались для гостей, справа и слева от входа (чонга) — для хозяйки, дальше (бе) — для остальных членов
семьи. Был также известен корьевой чум, летом крытый дерном, зимой — еще и снегом (голомо, утэн). Кроме того, у различных групп (манегры, бирары) бытовали чум, крытый тростником и травой,
четырехугольные дома из жердей и коры (угдан) — к востоку от Витима и на Охотском побережье, полуземлянки (кал-тамни) — у непских. У русских эвенки заимствовали срубное жилище (Катангский район,
Приамурье, Забайкалье, Верхняя Лена), у якутов — бревенчатую юрту (балаган) и летнюю урасу, у бурят в Забайкалье — войлочную юрту. В Приамурье было известно
жилище типа ульчско-го хагду (калта). Хозяйственные постройки — свайные настилы (дэлкэн), срубные амбары и лабазы-помосты на невысоких сваях (нэку), вешала (меван, капиталги). Из бересты
изготавливали сосуды (чуманы — квадратные и плоские емкости, чумашки — мелкие чашки, туясы — высокие сосуды для воды и др.), короба для запасов, одежды, инструментов, женских принадлежностей,
вьючные сумы, мешочки для пищи, табака и др., имели также деревянную долбленую посуду. В
XIX в. вошла в обиход покупная утварь — медные
котлы, чайники, фарфоровые чашки, хранившиеся в «чайном» ящике. Ели мясо диких животных и рыбу. Предпочитали вареное мясо с бульоном, обжаренные на рожнах мясо и рыбу, толченое вяленое мясо,
заваренное кипятком и смешанное с голубикой (кул-нин), копченое — с брусникой (тэлик), густой мясной суп с кровью (нимин), колбасу с жиром (кучи), кровяную колбасу (буюксэ), суп из сушеного мяса,
заправленный мукой или рисом с толченой черемухой (щер-ба)у мороженую рыбу (та-лака), вареную рыбу, растертую с сырой икрой (султа). Охотские, илимпийские и амурские эвенки делали юколу, толкли
ее в муку (пурча), употребляли с нерпичьим жиром, конные предпочитали конину. Летом пили оленье молоко, добавляли его в чай, ягоды, мучную кашу, сбивали из него масло. Чай пили также с брусникой,
шиповником. Курили листовой табак. Мука была известна задолго до прихода русских, но забай­кальские скотоводы делали из нее похлебку или жарили с жиром. Хлеб научились выпекать у русских.

Современный эвенк

Зимнюю одежду шили из шкур оленя, летнюю — из ровдуги или ткани. Мужской и женский костюм включал распашной кафтан (летний — сун, зимний — хэгилмэ, мукэ) с двумя широкими складками сзади
(для удобства посадки на оленя), завязками на груди и глубоким вырезом без воротника, нагрудник с завязками сзади (женский — нэлли — с прямым нижним краем и мужской — хэлми — углом), пояс с
ножнами (у мужчин) и сумочкой (у женщин), штаны-натазники (хэрки), ноговицы (арамус, /уруми). Обувь короткую (унтал отсюда русскии термин «унты») и длинную (хэвэри, бакари) изготавливали из
камуса. Одежду украшали полосками меха, бахромой, конским волосом, металлическими бляшками и т.п. Характерный головной убор делали из целой шкуры с головы оленя (авун и мета), отверстия от глаз и
рогов зашивали и орнаментировали бисером. У якутов заимствовали кафтан с отложным воротником. В лесотундровых районах поверх кафтана надевали глухой меховой сокуй с капюшоном. В Забайкалье и
Приамурье коневоды носили халаты с запахом слева направо, а с
XIX в. распространилась русская одежда. Традиционной прической были длинные
волосы, связанные на макушке и обмотанные тесьмой, расшитой бисером (чирэптун). Восточные эвенки-мужчины стригли волосы, а женщины обматывали две пряди или косы вокруг головы и покрывали их
платком. До
XX в. некоторые группы наносили на лицо татуировку.

Эвенк охотник. 60-е годы ХХ в.
Эвенк охотник. 60-е годы ХХ в.

В XVII в., согласно русским источникам, у тунгусов (эвенков и эвенов) отмечено около 360 отцовских родов (тэгэ). В среднем род
насчитывал до 100 человек, связанных единством происхождения, общим культом огня. Род обычно называли именем предка с окончанием «гир», например Самагир, Калтагир и др. Во главе его стоял либо
авторитетный старейшина-вождь («князец»), либо лучший охотник-воин из молодых (сонинг), либо шаман (он же мог быть и вождем), либо кузнец (тавин), либо
просто богатый оленевод. Имелось небольшое количество домашних рабов из военнопленных. В особо важных случаях, на­пример при межродовых конфликтах, собирали совет старейшин (суглан, сухлен).
В
XVII XIX вв. тунгусские роды делились на патриархальные (от лат.
pater — отец, arche — власть, начало) группы по 15 — 150 человек, состоявшие из семей,
связанных близким родством. Зимой во время пушного промысла они разбивались на отдельные семьи или группы. Существовал обычай левирата. В
XIX
в. преобладала малая семья, от 2 до 14 человек, а в богатых семьях практиковалось многоженство (до 5 жен). За жену вносили калым (тори), который мог быть заменен отработкой в семье жены в
течение одного — трех лет. У забайкальских конных эвенков калым составлял 20 — 200 голов скота, у оленных — 1 20 оленей. Характерны обычаи кровнной мести, гостеприимства, взаимопомощи, в том
числе обычай равного распределения крупной мясной добычи между всеми членами стойбища — нимат. Тот, кто получал добычу, назывался нимак.

Костюм эвенкийского шамана
Костюм эвенкийского шамана
Маска эвенкийского шамана
Маска шамана
Шапка эвенкийского шамана
Шапка шамана

Традиционные верования — анимизм, шаманство, магия, промысловые и родовые культы, культ предков — сохраняются до сих пор. Вселенная, согласно этим представлениям, существует в виде семи
миров: трех небесных (Угу буга), Среднего мира — земли (Дулин буга) и трех подземных (Хэргу буга), объединенных центральным столбом. Наряду с этим бытовало и представление о трех мирах,
со­единенных мировой рекой (эндекит). Небесный свод воображали землей Верхнего мира, где пасутся стада оленей, шкурой оленя или перевернутым котлом. Вход в Верхний мир указывала Полярная звезда,
в Нижний — расщелины, пещеры, водовороты. Верхний мир населяли предки людей, верховные божества, хозяева явлений и стихий природы: Солнца, Луны, грома, ветра. Верховное божество — дух неба,
хозяин Верхнего мира — старик Амака (Майн, Сэвэки, Экмэри, Боа Эндури), держатель нитей жизни людей, распорядитель их судеб. Божеством Солнца у одних групп считался старик Делича, у других —
старуха Энекан-Сигун. Они были хозяевами тепла и света: Солнце в небесной юрте копило тепло, от него зависела смена времен года. С этим связывали миф о космической охоте: небесная лосиха Бугады,
живущая в небесной тайге, каждый вечер уносила на своих рогах Солнце и скрывалась в чаще. Охотник Манги убивал ее и возвращал Солнце на небо. Но оставался живым ее лосенок, он превращался в
лосиху, и каждый вечер космическое действо разыгрывалось вновь. Персонажи мифа представляются в виде Большой и Малой медведиц. Млечный путь — след от лыжи охотника. Духи Среднего мира (дулу,
буга) — хозяева родовых территорий, отдельных мест, гор, тайги, воды, домашние духи-охранители. Нижний мир населяли души умерших (бунинка-ханян), духи болезней, злые духи.

Эвенкийский  охотник

Бытовал медвежий праздник с ритуалами убиения медведя, поедания его мяса и захоронения костяка. Эвенки обладали классическими формами шаманства (слово «шаман» — тунгусское). Шаман,
посредник между людьми и духами, в образе зверя или своего духа-предка совершал полеты по мирам Вселенной, стремясь вылечить от болезней, найти пропавшее, узнать будущее, обеспечить хороший
приплод зверей, помочь рождению ребенка или проводить в мир мертвых душу усопшего. Для этой цели у него были духи-помощники (еэвэн, буркай и др.), фигурки которых вырезали из дерева,
изготавливали из железа и меха. Каждый шаман имел свою реку — приток главной шаманской реки (энгдекит), где пребывали его духи-помощники, когда он не давал им поручений. Важную роль игра­ли
шаманские атрибуты: костюм с подвесками и рисунками, железная корона с рогами оленя-предка, бубен, колотушка, посох, жгуты-змеи, символизирующие шаманские дороги, и др. Человек, согласно
традиционным представлениям, имел несколько душ, и все они требовали заботы и пищи: душа-тело (бэе, оми) в облике птички, душа-жизнь (эгрэ) — дыхание, кровь и пр., душа-тень (хэян, ханян, анян) —
двойник, образ. Болезнь считали результатом деятельности злого духа, который украл одну из душ больного или проник внутрь его тела. Поэтому шаману необходимо было заставить духа выйти из тела или
отобрать у него душу больного. Он совершал обряд добывания души-тела, использовал магические средства — выкуривание, перенос болезни на соломенную фигуру с последующим ее сожжением, протаскивание
больного через круг, ромб и зубцы и т.п. Большое значение имели камлания, которые устраивали для достижения удачи в охоте (сэвэкинипкэ). Самые сильные шаманы совершали проводы душ усопших в мир
мертвых (хэнэчин). Важными были обряды, когда род признавал заслуги шамана, а также обновления и освящения шаманских принадлежностей, духов-помощников (сэвэн-чэпкэ). К специальному шаманскому
чуму, где они проходили, были пристроены галереи, имитирующие миры Вселенной. Тунгусских шаманов считали самыми сильными в Сибири, к их помощи прибегали соседние народы. 

Эвенкийская женщина у костра

В XVI XVII вв. началось обращение эвенков в христианство. В конце
XIX в. почти все числились православными, хотя отдельные группы испытали влияние ламаизма (в Забайкалье). Эпос, который условно можно разделить на
западный и восточный типы, неоднороден у разных групп эвенков. Текст сказаний, в большей своей части поэтический, состоит из монологов героев. В отличие от восточного, где главное действие
связано со сватовством героя (мотив, известный в фольклоре многих народов), западный эпос повествует о межродовых войнах, причиной которых часто оказывается кровная месть. Наиболее популярны мифы
и сказки о животных. Центральная фигура эвенкийской мифологии — медведь — общеплеменное божество, прародитель эвенков. Бытовые сказки отражают отношения в
семье, возникающие в ней конфликты. Малые жанры представлены загадками и скороговорками; жанр пословиц почти неизвестен. В музыке эвенков обнаруживаются результаты их активного взаимодействия с
музыкальными традициями соседних народов: оленных якутов, долган, нганасан, энцев, ненцев, селькупов, кетов, хантов, части бурят, тофалар, нанайцев, удэгейцев, орочей и др. Традиционная музыка
представлена песенно-лирическим, инструментальным, песенно-танцевальным жанрами, музыкой эпоса, шаманских обрядов и песен-гимнов. Все песенные жанры определяются общим термином икэн —
«песня-музыка» (от основы ик — «звучать»). Шаманы исполняют песни-кличи (эривун), обращенные к шаманским духам-покровителям, ритуальные песни (дзарин) и др. Им подпевают помощники и хор
присутствующих на камлании людей.

Загон для оленей
Загон для оленей

В наше время образ жизни и хозяйствование эвенков существенно изменились. Оленеводством занимаются, как правило, пожилые эвенки. Из веками обжитых мест молодежь переселяется в крупные
поселки и районные центры. Национальным хозяйствам стало невыгодно заниматься разведением пушных зверей. С 30-х гг. в школах Эвенкийского автономного округа ведут уроки на родном языке. Детям
преподают эвенкийский язык, они разучивают народные игры, песни, танцы, читают произведения национальных писателей и поэтов. 

Национальный праздник. Якутия
Национальный праздник. Якутия

В 1996 г. в Якутске проведена первая республиканская олимпиада по эвенкийскому языку. В газете «Забайкальские областные ведомости» (г. Чита) выходит страничка «Северный чум», рассказывающая
о жизни эвенков. Телерадиокомпания «Хэглэн» (Эвенкийский автономный округ) периодически готовит передачи на национальном языке. Такие же передачи есть в программах телевидения и радио Республики
Бурятия, в Республике Саха (Якутия) выходят в эфир программы телерадиовещательной компании «Геван». Популярны фольклорные ансамбли «Юктэ» и «Хосин-кан» («Искорка»). В Республике Саха (Якутия)
проходят традиционные эвенкийские праздники «Бакалдын» («Встреча солнца»), там же проведена первая республиканская олимпиада по эвенкийскому языку. Развивать национальную культуру помогают
городские и районные ассоциации и общественные организации.

Эвенкийская женщина с ребенком

В каждой семье для младенца припасен оберег. На дно колыбели или под нее клали щенка, нож, клыки и когти хищных животных, что-нибудь острое для защиты от злых духов. Дуга для полога над
изголовьем позволяла согревать ребенка под меховым и ровдужным чехлом.

Современный эвенкийский праздник
Праздник. Якутия

Знаменитый норвежский исследователь Арктики Фритьоф Нансен назвал эвенков «индейцами Сибири». Действительно, многое роднит этих коренных обитателей Северной Азии с прославленными зверобоями
из племени ирокезов или делаваров. Подобно североамериканским индейцам, эвенки — потомственные охотники, искусные следопыты, неутомимые путешественники. Их численность составляет немногим более
30 тыс. человек. Но расселены эвенки на огромной территории — от Западной Сибири до Якутии, Бурятии, Приморья. Эвенкийский язык относится к тунгусо-маньчжурской ветви алтайской языковой семьи. В
недавнем прошлом эвенков называли тунгусами.

Девушка. пос. Оленек. Якутия. Фото Виктора Солодухина
Девушка. пос. Оленек. Якутия. Фото Виктора Солодухина

Обычай гостеприимства известен всем народам мира. Строго соблюдался он и эвенками. Многим эвенкийским семьям приходилось значительную часть года кочевать по тайге в отрыве от других семей,
поэтому приезд гостей всегда был праздником. Гостям дарили подарки, усаживали на почетное место в чуме (за очагом, напротив входа), угощали самыми вкусными блюдами, например мелко накрошенным
мясом медведя, приправленным прожаренным медвежьим жиром. В теплое время года в честь приезда гостей устраивали танцы. Танцевали на поляне, невдалеке от стойбища. Традиционные эвенкийские танцы
были необычайно темпераментны. Принимали в них участие все обитатели стойбища — от мала до велика. После обильного угощения, обмена новостями, танцев, когда день клонился к вечеру, кто-либо из
гостей или хозяев начинал неспешный рассказ. Рассказчик то говорил, то переходил на пение, а слушатели хором повторяли наиболее важные слова. Героями повествования могли быть люди, звери,
могущественные духи. Такие, например, как «Старик Амака», в руках которого «находятся нити наших жизней», или небесный охотник Манги, победивший волшебную лосиху Бугады и вернувший людям
украденное лосихой солнце… Всю ночь в чуме, где принимали гостей, люди не смыкали глаз: сказания были настолько длинными, что закончить их к рассвету, как правило, не успевали. Гости оставались
в стойбище еще на один день.

Праздник оленевода. Якутия. Фото Виктора Солодухина
Праздник оленевода. Якутия. Фото Виктора Солодухина

Эвенки ценили умение не только воевать, но и вести переговоры о мире. Сначала отряд во главе с шаманом подходил к лагерю противника и предупреждал громким криком о своем приближении.
Противник высылал парламентеров — двух пожилых женщин. Ремешки их унтов (меховых сапожек) должны быть обязательно развязаны. Это знак, что парламентеры готовы вести переговоры. С пожилыми
женщинами вступают в беседу такие же пожилые женщины, представляющие враждебную сторону. Шаман демонстративно отвергал предложения и приказывал готовиться к бою. Тогда обороняющиеся присылали
двух пожилых мужчин с развязанными ремешками унтов. Начинались новые переговоры, которые теперь вели между собой старейшие мужчины. Однако и на этот раз соглашение достичь не удается: шаман
отсылает парламентеров обратно. Тогда в лагерь нападающих прибывает шаман из обороняющегося стойбища. Оба шамана садятся спиной друг к другу, по обе стороны от вонзенных в землю крест-накрест
мечей, и говорят напрямую. Заканчивается такой разговор заключением мира. Обряд, предусматривавший многоступенчатые переговоры, был призван создать у людей определенный душевный настрой,
продемонстрировать каждому, как нелегко заключить мир и как важно беречь его впредь.

Еремин В.А. «Праздники народов»


«Восточное обозр
ѣнiе»
№8, 18 февраля 1890

Въ «Енис. Епарх. Вѣд.» описано миссіонерское путешествіе священника Якутской области Іоанна Петелина въ
1882 г. къ тунгусамъ Туруханскаго края. — О. Петелинъ отмѣчаетъ, между прочимъ, что туруханскіе тунгусы сохранили свой языкъ, одежду, свой типъ, не имѣютъ болѣзней, свирѣпствующихъ среди якутовъ.
Тунгусы Вилюйскаго округа, живя среди якутовъ, объякутились: утратили свой языкъ, говорять всѣ по-якутски; покрой одежды и самый типъ лица у нихъ якутскій. — Между туруханскими тунгусами нѣтъ
воровства, мошенничества, обмана, они честны, бѣдны по одеждѣ, но сыты и довольны своимъ состояніемъ. Питаются, главнымъ образомъ, рыбой; рыбы здѣсь изобиліе въ озерахъ, около которыхъ они
живутъ.

И пришла суббота 17 апреля 2021 года. У входа в «Точку кипения» (краевая библиотека им. А.С. Пушкина) установлен чум – жилище эвенков. Бегут мимо читинцы – замедляют шаг: что за чудеса?! Люди в национальных одеждах, бубны, музыка, дым обрядового огня. А состоялся здесь праздник, посвящённый 30-летию Ассоциации коренных малочисленных народов Севера.

Тише! Старейшины заседают

Радушные эвенки встречали гостей таёжным чаем. После чаепития началась праздничная программа. Открыло её заседание Совета старейшин Ассоциации. Председатель Наталья Ягудина, поздравив присутствующих с юбилеем, сказала: «Наша задача – помогать и направлять в нужное русло работу всей Ассоциации Забайкальского края. Нужно постоянно учить молодёжь, придерживаясь обычаев, быть наставниками. Прошу высказать свои мнения и рассказать о своей работе».

Член Совета Мира Мальчакитова, ответственная за работу с эвенками Каларского района, самого северного в Забайкалье, рассказала следующее: «Всего по краю насчитывается 19 общин эвенков. Две общины в Тунгиро-Олёкминском районе, одна в Тунгокочене, а вот в Каларском районе уже 16 общин! Наша деятельность – исключительно разведение оленей. Без них эвенк уже не эвенк. Оленеводство в районе стало очень быстро развиваться».

Также Мира Григорьевна с благодарностью отозвалась о соседях-недропользователях – предприятии «Удоканская медь»: «Поддерживают нас с 2019 года. Профинансировали приобретение кочевого жилья, это и палатки, и генератор; проведение праздника с хорошими подарками. Эта же организация за свой счёт наших детей, всего шесть групп, свозила в Новосибирск, в аквапарк. Ещё обещали старшим школьникам показать им город Санкт-Петербург и прокатить по Забайкалью».

Старейшина Совета Светлана Шелковникова представляет городских эвенков. Она так же, как и другие в Совете, постоянно занимается с молодёжью и говорит: «Всё-таки в городской среде работать с молодёжью труднее, чем в глубинке: в городе соблазнов больше, и это все понимают. Приходится применять всякие методы воспитания, как личные, так и общественные. Больше всего приходится склонять ребят к учёбе, стараться быть в курсе их студенческой жизни».

Много говорила о своих делах в Тунгиро-Олёкминском районе член Совета старейшин Галина Абрамова. Галина Васильевна поддерживает все начинания коллег и сама старается, чтобы представители их народности не забывали родной язык, традиции и обычаи.

Активное участие в обсуждении приняла президент «Ассоциации коренных малочисленных народов Севера» Инна Ферко. Как умелый рулевой, направляла она общий разговор в конструктивное русло, чтобы подробно обозначились проблемы и достижения работы в каждом конкретном районе. А в конце заседания объявила, что следующим пунктом программы будет…

Обряд очищения

Обряд очищения у эвенков обычно проводится перед большими праздниками. Может быть в поле, на берегу реки или на сельской площади. Сущность обряда заключается в изгнании из человека болезней, негативной энергии и усилении защиты от разной хвори. В Чите обряд провели прямо на площади Декабристов. Под звуки бубна желающие пройти очищение выстраивались в очередь. Обряд проводила Галина Антоновская, которая немного рассказала о себе и тех, кто прибыл на праздник: «Я приехала на юбилей из села Тупик Тунгиро-Олёкминского района. Являюсь директором районного Центра досуга. Здесь собрались старейшины и молодёжь трёх северных районов Забайкалья, все те, кто поёт, шьёт, пляшет. Вот они-то и представляют коренное население эвенков на этом празднике».

Прошедшие ритуал очищения угостились хлебом и варёной олениной. Избавился от накопленного за зиму негатива с помощью эвенкийского обряда и я. Да и подкрепиться не помешало – впереди нас ждала церемония торжественного открытия межрайонного фестиваля эвенкийской культуры Забайкальского края «Под звуки бубна…».

И немцы, и цыгане, и буряты

Поздравить Ассоциацию с 30-летием пришли гости из министерства культуры края, представители диаспор Забайкалья – татары, российские немцы, буряты, цыгане… Эвенки не остались в долгу за добрые слова и напутствия – вручили всем перекидные календари, оформленные в национальном стиле. А ещё книгу «Сказки Забайкальского Севера», сборник сказок, записанных Марией Пинегиной в 1930–1950-е годы, издатель – Каларский историко-краеведческий музей (директор Наталья Бастрыкина).
По окончании торжественной части состоялся концерт фольклорных коллективов северных районов.

Год начинался, когда просыпалась земля, и заканчивался, когда она вновь укрывалась снежным одеялом. Об особенностях современного и древнего эвенкийского календаря корреспонденту «АиФ-Красноярск» рассказала главный специалист по эвенкийской культуре таймырского Дома народного творчества Татьяна Болина-Укочёр.

Икэнипкэ

Эвенкийский новый год, эвенки, эвенкия

Эвенкийский новый год. Фото: Официальный сайт органов МСУ Эвенкийского муниципального района

Этот обрядовый праздник сейчас называют Днём оленевода. Он проводился в весеннее новолуние, за месяц до наступления устойчивого тепла. Знаменовался рождением оленят, появлением травы и хвои лиственницы и отмечался народной приметой — первым кукованием кукушки. Этим праздником начинался эвенкийский новый год. Обряд был направлен на получение священной силы для оживления Природы, которая должна способствовать размножению оленей и дичи и давать здоровье и благополучие людям.

Вначале всех приглашают очистить душу и тело дымом багульника, затем — накормить огонь свежеиспечённым хлебом. Говорят, если загадать во время этого обряда желание, оно непременно сбудется. Благосклонность судьбы можно также получить, дотронувшись рукой до деревянного столба «сэвэки». Обращаясь к божеству по имени, просили дать хороший год.

При встрече первого грома, повествующего о наступлении нового года, произносили Алга — просьбу, благопожелание. Когда слышали первые раскаты грома, брали ветки ёрника в правую руку, трижды обходили жилище по движению солнца и произносили:

Арчэ, арчэ!
Мы есть эвенки,
Мы арбагасы имеем.
Чтоб хорошо жили,
чтоб не голодали,
Хорошим годом приходи,
Плохим годом не приходи.

Обряд был направлен на получение священной силы для оживления Природы. Фото: Официальный сайт органов МСУ Эвенкийского муниципального района/ К. Кузьмина

Синилгэн

Праздник первого снега, благословения зимовья. С этого дня начинается охота. Начинают с обряда Чичипкан — прохождение через «небесные врата». Их делают из раздвоенного ствола лиственницы, наверху крепится тотем в виде лица. Прошедший Чичипкан человек считается очищенным от грехов и болезней прошлого года.

Теперь лишь треть эвенков говорит на родном языке.

Это праздник души и ликования эвенков — с этого дня начинается великая охота. Синилгэн проводится на традициях обряда, символически означающего добывание охотничьей удачи. При этом сильные духом и одарённые охотники берут особый лук и идут на охоту. Когда удача добыта, женщины и дети встречают их с великим ликованием. На праздник съезжаются издалека. Затем многоуважаемый человек рода просит у духа огня благословения и кормит огонь специальным угощением.

Бакалдын

Летний эвенкийский праздник, во время которого происходит так называемая «встреча всех родов». Проводится он на месте, где пересекались кочевые тропы, в самом начале лета, когда распускаются почки лиственницы и всю ночь напролёт кукует кукушка. На вершине сопки разжигают костёр и благодарят солнце. Сначала на такие празднества допускались только мужчины, но потом участвовать в них стали женщины и дети. Здесь танцевали круговой танец ёхарьё, устраивали спортивные состязания, заключали торговые сделки и обменивались невестами.

Ещё одна интересная традиция — кормление реки с пожеланиями добра и счастья, чтобы в реках было всегда полно рыбы. С заходом солнца шаман камлал и просил у духов счастья для всех людей на земле.

Здесь танцевали круговой танец ёхарьё, устраивали спортивные состязания. Фото: Официальный сайт органов МСУ Эвенкийского муниципального района

Месяц — это «луна»

Эвенкийский календарь состоял из 13 лунных месяцев. Поэтому месяц называется «бега», что в переводе значит «луна». Позднее один месяц был потерян. Новый год у эвенков начинался с весны.

Месяц январь — мирэ — «месяц плеча». Название очень точное. Действительно, в январе из-за горизонта начинает выглядывать солнышко и лучами касается плеч человека.

Февраль — гиравун — «месяц шага», «месяц пешей ходьбы на охоте». Солнце в это время года поднимается над горизонтом выше, чем в январе, и природа делает шаг к теплу, к весне.

Март — эктэнкирэ — «месяц роста рогов». В марте у самцов северных оленей начинается рост рогов.

Исследователи говорят, что люди расселились в Сибири в эпоху позднего палеолита.

Апрель — туран — «месяц ворона». Время, когда эти птицы начинают высиживать яйца.

Май — сонкан — «месяц телят». В это время проходит отёл самок домашних северных оленей.

Июнь — мучун — «месяц зелени». Света в изобилии, зелень набирает силу.

Июль — чорилин — «месяц солнцепёка». Самый тёплый месяц.

Август — иркин — «месяц чистки оленьих рогов». В эту пору у северных оленей прекращается рост рогов, и с них начинает сходить бархатистая кожица, обнажая кость рога.

Сентябрь — сирудян — «время начала оленьих игр». Начинается свадебная пора у диких и домашних оленей.

Октябрь — угун — «месяц замерзающей воды». Устанавливаются отрицательные температуры, появляются забереги на реке.

Ноябрь — хукдарпи — «месяц глубокого снега, сильного мороза». Точнее про ноябрь не скажешь.

Декабрь — хэгдыг — «самый длинный, самый большой». Кочевники тайги в это суровое время года находились в стойбище, время тянулось медленно. 

Когда приходит цивилизация, традиции теряются.

Год начинался с головы

Ранее у эвенков существовал календарь, в основе которого лежало тело человека. Такой календарь описал известный тунгусовед В. Туголуков. Древнейший главный календарь всех эвенков был построен по принципу счисления месяцев по верхней части человеческого тела. В суставном календаре очевиден астрономический принцип построения.

Сонная — голова, или вершина (начало) года, месяц, когда день начинает прибывать.

Эвримира — левое плечо (год как бы начинает спускаться вниз).

Ичан — левый локоть руки.

Билян — запястье левой руки.

Унму — суставы, образующие основания пальцев левой руки.

Чаратки — средние суставы пальцев левой руки.

Огитки — последние, нижние суставы пальцев левой руки.

Мужчины коренных народов Севера - это вожди, добытчики и экстремалы.

Год прошёл половину своего пути и переходит на пальцы правой руки, начинает восхождение в обратном порядке: огитки, чаратки, унму, билян, ичан, туктиримира — правое плечо.

Эту основную календарную систему эвенки различных районов приспосабливали к местным условиям и давали месяцам ещё и дополнительные, описательные названия.

Эвенкийский новый год Мучун

Мучун — эвенкийский новый год. Эвенкийский народ прошёл сложный путь исторического развития. В суровых природно-географических условиях, в бескрайних просторах тундры, в глухой тайге они выстояли в каждодневной борьбе за жизнь. В этой борьбе формировалась максимально приспособленная к местным условиям материальная культура, своеобразная духовная культура, вырабатывались рациональные приемы хозяйствования.

И в настоящее время, культура аборигенного народа, основанная на традиционном укладе таёжной жизни, традициях и обычаях оказывается хрупкой и беззащитной перед массивом культуры других, более многочисленных народов во всех её позитивных и негативных проявлениях. Она растворяется, ассимилируется, исчезает.

Поэтому очень важно сохранить эту культуру не только на сценических подмостках, на выставках декоративно-прикладного творчества, но и в реальной жизни. Это ценно для народа, потому как именно со своей культурой, сохранив свои традиции, обычаи и язык народ имеет право называться народом. В равной степени это ценно для мира, так как мировая культура, только тогда остается мировой, когда она представлена всем многоцветьем и палитрой культур народов населяющих нашу планету.

Эта особенность весьма существенна. Она требует бережного отношения к культуре малочисленных народов Севера.

 

Эвенки с древних времен праздновали Новый год летом и называли этот праздник «Мучун».

Празднование «Мучун» (дословный перевод с эвенкийского – время, когда земля обновляется, переодевается, зеленеет). Связан он с началом лета, которое наступает после того, как распускаются первые почки лиственницы и кукушка начинает отсчитывать летние часы, наступает эвенкийский Новый год.

Кочующие по тайге эвенки собирались родами в одном обговорённом месте, подводили итоги минувшей зимы и намечали планы и задачи на новый зимний период. И, конечно, угощались тем, что тайга послала, веселились и водили свой знаменитый хоровод «Ёхарьё», нередко гуляли свадьбы. Такая встреча длилась не один жаркий день и тёплую белую ночь, люди спешили насладиться обществом друг друга перед тем, как вновь пуститься в аргиш (кочевание) по бескрайним просторам тайги.

  

Праздник традиционно начинается с обряда очищения «Икэнипкэ». Обряд осуществляется на тропе, содержащей шесть этапов.

Начинается ритуал со священного дерева, обладающего волшебной силой мусун. Эта сила оберегает людей от болезней и всяких неприятностей, помогает на охоте. на дерево подвешиваются разноцветные ленточки с просьбой о благополучии в наступившем году.

Ежегодно для ритуала строится чум – дю, иначе чичивка (тренога). Внутри треноги сооружается дымокур из веток багульника – проходя сквозь него, люди получают благословение.

Затем начинается испытание. Эвенки считали дух Хэвэки добрым, благожелательным и постоянно заботящимся о жизни человека, к нему обращались со всякими просьбами, но прежде всего просили послать мясного зверя. Считалось, что он находился в Верхнем мире выше седьмого облака. Вместо облаков ставились семь кочек (тувур), по ним прыгали от кочки до кочки к мосту (тыгдылону).

Тыгдылон – этот путь эвенки проходили, т.к. вода для них считалась поилицей и кормилицей. Река давала им рыбу, а рыба была одним из символов эвенкийских духов.

 

Шли, как будто поднимаясь в гору в страну света, где культ света отображал особенность праздничного сезона, весенние «белые ночи».

«Туктывун – Урэ – Туктывун» эвенки проходили семьями, чтобы вступить в Новый год эвенкийского календаря.

Последним испытанием было «Солипка» – традиционное очистительное кольцо из веток тальника.

Пальмой, кото (сабля) гнали болезнь от туктывуна (горы) в сторону тыгдылона (моста) в том направлении, которое обозначало Нижний мир и прошлое.

Считалось, что все неудачи уйдут вместе с уходящим годом. Через кольцо неудачи пройдут, поэтому оно было последним.

Традиционно праздник проводится в первую субботу июня.

Использована информация из открытого источника

https://www.dk-evenkia.ru/muchun

Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Центр развития творчества детей и юношества

Сборник составлен по материалам участников районной виртуальной викторины «Включись!»

Нерюнгри, 2013

Авторы проекта О.М. Трандафир, Понамарева А.С.

Составитель О.М. Трандафир

Редакционная коллегия: Н.В. Аксенова, А.С. Пономарева,

В.М.Мещан

В сборник вошли лучшие работы школьников Нерюнгринского района, представленные на творческий конкурс, виртуальной викторины «Включись», проводимой в рамках детско-юношеского фестиваля эвенкийской культуры, организованной отделом творческого развития ЦРТДиЮ г. Нерюнгри РС(Я).

 Орфография и пунктуация произведений представлена в редакции авторов:

Артюкова Дмитрия  МОУ Гимназия №1, 5 А класс        

Кузнецовой Ульяны ДДТ п. Беркакит        

Постоноговой Анастасии  МБОУ СОШ № 15, 5 Б класс        

Филипповой Любови        СОШ № 3,  А класс        

Шамсутдиновой Альбины  МБОУ  СОШ № 15, 8 класс        

Григорь Анастасии        МОУ Гимназия № 1, 6 в класс        

Шукюровой Эльмиры        МОУ СОШ № 3,  А  класс        

Бровкиной Александры МБОУ  СОШ № 15,  5 А класс        

2013 г.

Юный друг!

Тебе повезло, ведь ты живешь в уникальном месте, на юге Якутии, где сохраняются культура, язык и традиции удивительного эвенкийского народа, имеющего богатую историю на нашей Северной земле.

Если ты стал участником викторины «Этнокультурные традиции эвенков», то это означает, что ты неравнодушен к судьбе и истории коренного народа, значит, ты стремишься к сохранению его духовных ценностей!

Оргкомитет

История села Иенгра

Под яркими северными звездами, у подножия одной из красивейших гор Станового хребта  с поэтическим названием Спящая красавица, на берегах небольшой речушки Иенгра, широко раскинулось село с тем же названием.

Если смотреть на гору с села она похожа на спящую девушку на восходе «просыпается» на закате «спит». Его примечательность в том, что в нем живут представители традиционного кочевого народа-эвенки у которых сохранилась до сих пор культура, язык эвенкийского народа. Село основано 126 году именно здесь эвенки остановились на постой, и так  выросло не заметно село Иенгра.

Село Иенгра свое название получило от эвенкийского слова, означающего «ветвистые рога». Само название эвенков – тунгусы. Впереводе — эвенкил – идущие поперёк хребтов. Существует гипотеза, что в 3 веке до н.э. народ Увань переселился с территории северного Китая. Эвенки – малочисленный народ Крайнего Севера России. По мнению этнографа Р.М. Василевича этот термин первоначально означал «человек». Называли эвенков также орочонами, что следует понимать как «оленный».

Эвенки – единственный народ Севера, который освоил не только огромные пространства тайги, но и проник далеко на север, достигнув лесотундры.

Эвенки-тунгусы разделялись по формам своего хозяйства на «пеших» или «сидящих» — охотников и рыболовов, «оленных» — охотников и оленеводов.

Эвенки говорят на эвенкийском языке. Письменность эвенков была оформлена в 131 году на основе латинской графики, с 137 года письменность ведется на основе русского алфавита.

Родовые общины эвенков

Заселение эвенками Нерюнгринского улуса шло с Амура. Это подтверждается названием родов, которые по сей день  сохранились у жителей села Иенгра

Чувство  родства у эвенков развито очень глубоко и в наше время люди с одной родовой общины носят одинаковые фамилии. Общее происхождение эвенков объединяло родственников до седьмого-восьмого поколения. От каждого поколения отделялось по 0 семейств. Представители старшего поколения могли на память назвать имя любого представителя своего рода. В селе Иенгра 24 общины самые знаменитые «Кэптукэ» «Алгома» С Началом христианизации стали входить в среду эвенков и разные фамилии и имена. Якут Колэ из учурского рода Бута дал поколение Колесовых. Наум из этого же рода дал поколение Наумовых, один из потомков Бута дал поколение Пудовых. Представитель учурского рода Трофим дал начало поколения Трофимовых. Так появлялись у эвенков современные фамилии.

Народная мудрость эвенков

Эвенк – человек, привыкший к кочевой жизни. С оленями, с природой связана вся жизнь эвенка, от рождения до смерти. С оленями тесно связана эвенкийская культура,  много поверий, легенд, сказок, пословиц.

Эвенкийские пословицы, как и у других народов, отличаются краткостью, образностью, широтой и отточенностью мысли.

  • Охотнику нужны олени, как глухарю крылья.
  • Олень и собака – друзья охотника.
  • Стельную важенку резать – оленей не увидишь.
  • Когда убьёшь дикого оленя, после еды все кости собери и положи в лабазе. Если будешь бросать на землю, дух охоты Хинкген рассердится, и тебе на охоте не будет удачи.
  • Не бей оленя, а то дух оленя рассердится, и от тебя уйдут все олени.
  • Прикочевав на старое стойбище – не кричи и никогда не ругай. Напугаешь духов этой земли – тебе на охоте не будет удачи.
  • Рано вставай, тогда будешь иметь добычу.
  • Помогай старым, их не серди. Если будешь злить старых, жизнь станет плохой.
  • Много раз не злись, а то скоро состаришься.
  • Когда приедешь к большому озеру или к реке, то не кричи и камни в воду не кидай: обидится  и рыба не будет ловиться.
  • Если на охоте ничего не добудешь – не ругай те места и ту землю, где охотился. Дух охоты услышит и обидится, надолго убежит от тебя.
  • Прикочевав на старое стойбище – не кричи, дух земли испугается. Напугаешь духов этой земли – тебе на охоте не будет удачи.
  • Нельзя бросать палку поперёк дороги, по которой кочуют или прошёл зверь.
  • Из озера не вылавливай всю рыбу, а оставь своим потомкам.
  •  Как люди достойные живи, не обрубая их тропы. Свои прихоти  во вред другим не убаюкивай, как младенца. Тех, кто раньше тебя увидел солнце, слушай.

Поверья эвенков

 «Тайга кормит оленей, а олени кормят и одевают нас», «Если мальчик играет с оленятами, то из него вырастет хороший оленевод» — так говорят эвенки-оленеводы. От количества оленей всегда зависело благополучие их жизни.

В летний период вся забота об оленях ограничивалась устройством дымокуров, вокруг которых животные собирались сами, спасаясь от гнуса. У эвенков давно вошло в поговорку, что летом оленей пасёт гнус. Наиболее беспокойное время для оленеводов–эвенков – это осень, когда олени разбегались в поисках любимого лакомства – грибов. Зимой же олени уходили недалеко.

По-видимому, олени с глубокой древности находились в личной собственности каждого охотника. Об этом свидетельствуют обычаи эвенков: уплата калыма в виде оленей непосредственно отцу, а не родственникам невесты; выделение оленей в личное пользование женатому сыну сразу после женитьбы. Особого внимания заслуживает обычай эвенков: в случае потери оленей собирать пострадавшему коллективно по оленю со всех сородичей. У эвенков был обычай обмениваться оленями в виде своеобразных взаимных «подарков», когда родственники встречались в тайге на промысле.

Численность оленей всегда зависит от ритма северной природы и хозяйственной деятельности человека в освоении новых территорий. Большой урон оленеводству Амурской области был нанесён при строительстве Зейской ГЭС и промышленном освоении зоны БАМа, из-за этого сократились богатые оленьи пастбища, нарушена экология. В легендах эвенков в годы «большой оленьей беды» звучал скорбный мотив песни:

                        Куда ушёл олень, дающий нам жизнь?

                        Он давал нам мясо и кровь для супа, 

                        Давал нашим собакам силу бежать по глубокому снегу.

                        Его жилы сшивали нам одежду,

                        А в его костях был нежный мозг – уман.

                        Наши жилища согревал огонь его жира,

                        И наши щёки лоснились от его соков…

                        Эйах-эйа, куда же ты ушел, наш олень?

Поверье – предание, основывающееся на суеверных, мистических представлениях. Например, у эвенков существует такое поверье. Когда охотник отправляется на охоту, он должен знать, что если встретит медведя, то нельзя называть его словом «медведь», надо обращаться к нему уважительно – «дедушка».

У шаманов для сохранности поголовья оленей были свои атрибуты – ровдужные коврики, в середине которых вышивали силуэт оленя, стоящего в кругу.

Традиционные эвенкийские праздники

… В июльском лесу неподалеку от стойбища прокуковала кукушка.  «Что слышишь?» — спросил старый эвенк у внука, помогавшего подгонять оленей. – Кукушка сказала: «Икэнипкэ». Пора собираться на встречу всех родов».

  • Каждое лето в селе Иенгра проводится национальный праздник Новый год, эвенкийский «Икэнипкэ». На этот праздник собираются все эвенки живущие в этих краях.  Середина лета – время рассвета всего живого, когда природа начинает излучать жизненную энергию с новой силой. Для эвенка наступает Новый год, который приносит новые силы жить. Этот праздник один из любимых и почитаемых праздников эвенков. Это праздник возрождения древних обрядов, народных традиций. Здесь можно познакомится с фольклором, песенной культурой эвенков, национальными играми: бросанием маута, перетягиванием палки, борьбой хапсагай, прыжками через нарты.
  • Эвенкийский праздник встречи солнца БАКАЛДЫН. В конце марта проходит уникальный праздник  Бакалдын –  праздник встречи солнца. Этот день для всех особенный тем, что люди обращаются  с молитвами к божествам. Целый год эвенки готовятся к весенним спортивным состязаниям, чтобы показать себя в традиционных для эвенков видах спорта: гонках на оленьих упряжках и верхом на олене, метании аркана, прыжках через нарты, стрельбе из лука.
  • «Утывэткун» — день оленеводов. Этот праздник наступает в первое воскресение марта. Обозначает встречу весны. На этом празднике оленеводы соревнуются в гонках между собой. Так же проводятся детские гонки, верхом на олене и на нартах. Поются песни, водятся национальные хороводы.
  • Эвенки ценили умение не только воевать, но и вести переговоры о мире. Сначала отряд во главе с шаманом подходил к лагерю противника и предупреждал громким криком о своем приближении. Противник высылал парламентеров — двух пожилых женщин. Ремешки их унтов (меховых сапожек) должны быть обязательно развязаны. Это знак, что парламентеры готовы вести переговоры. С пожилыми женщинами вступают в беседу такие же пожилые женщины, представляющие враждебную сторону. Шаман демонстративно отвергал предложения и приказывал готовиться к бою. Тогда обороняющиеся присылали двух пожилых мужчин с развязанными ремешками унтов. Начинались новые переговоры, которые теперь вели между собой старейшие мужчины. Однако и на этот раз соглашение достичь не удается: шаман отсылает парламентеров обратно. Тогда в лагерь нападающих прибывает шаман из обороняющегося стойбища. Оба шамана садятся спиной друг к другу, по обе стороны от вонзенных в землю крест-накрест мечей, и говорят напрямую. Заканчивается такой разговор заключением мира. Обряд, предусматривавший многоступенчатые переговоры, был призван создать у людей определенный душевный настрой, продемонстрировать каждому, как нелегко заключить мир и как важно беречь его впредь.

Народные приметы и культы эвенков

Примета – обстоятельство, явление, указывающее по народным верованиям на появление чего-либо, на связь с каким-нибудь другим событием. 

Приметы: очень важны для эвенкийского народа

  • Дым стелется по земле – будет плохая погода.
  • Ветер южный гонит облака – к дождливой погоде.
  • Звёздное небо в мороз – будет тепло.
  • Кукушка кукует – будет дождь.
  • Звезды сильно блестят – скоро тепло наступит
  • Как олень гордо несёт голову свою, так же высоко держи своё имя.  
  • Когда убьёшь дикого оленя, после еды все кости собери и положи в лабаз. Если будешь бросать кости на землю, дух охоты Хинкген рассердится и тебе на охоте не будет удачи.
  • Ленивый человек похож на оленя, который последним идёт по протоптанной дороге аргиша. 

По преданиям эвенков, человека с рождения окружают разные духи природы.  Три главные присутствуют обязательно – дух Матери, дух Земли, дух Воздуха. «У оленекского дерева сучья вверх торчат», «Земля кормит оленя – олень кормит весь род», «Эвенк не может представить свою жизнь, без оленя», «Красив и здоров олень, радостный и счастливый эвенк», «Всех и все земля растит, человек тоже ее соринка», «Крыша дома – небо, стены его – тайга, сердце – олень»

«Если постоянно бить оленя, то у него портится характера», «Не надо поднимать много шума из – за пустяка, подобно чайке», «Душа юноши определяется по тому, какая у него нарта. Если она сделана прочно, аккуратно и всегда приятно смотрится – значит, у юноши светлая душа»

Культ огня, очага широко распространен у народов Севера. Функция очага – отопление и освещение жилища, приготовление пищи, защита от диких зверей. Огонь – главная семейная святыня – широко использовался в семейных обрядах. Дух-хозяин огня представлялся у эвенков в виде старика, иногда с семьёй. Духа-хозяина огня, покровителя домашнего очага, семьи, рода постоянно «кормили» кусочками лучшей пищи и кумысом, к нему обращались с различными просьбами. У эвенков известен обряд-приобщение младенца к семейному очагу: ребёнка вносили в жилище и мазали ему лицо сажей, говоря: «Огонь, не принимай за чужого, свой пришёл».

Перед промыслом эвенки «советовались» с огнём; если в ответ их мыслям или словам пламя костра горело ровно, это предвещало удачу.

Огонь мог предсказать скорый приезд гостей.

При гадании о предстоящем пути, близкой перемене в судьбе огонь «чертил» на оленьей лопатке дороги человека или семьи.

Огонь обладал очистительными свойствами, мог уничтожить или изгнать злых духов, поэтому использовался в лечебных и шаманских обрядах.

Над огнём “очищали” промысловое снаряжение при длительной охотничьей неудаче.

Существуют эвенкийские народные приметы, запреты, поверья, связанные с огнём.

  • Не плюй в огонь. Если плюнешь, будет рана. Если плюнешь, заболит язык.
  • Не шевели огонь ножом (ранишь ноги бабушке-огню, рассердится).
  • Не бросай в огонь иголку, подавится дух-хозяин огня.
  • Не клади нож остриём к огню, поранишь ноги бабушке.
  • Не руби дрова около костра, в дороге не будет гореть огонь.

Культ огня неотделим от культа предков.

Культовое почитание медведя. К медведю самое трепетное у эвенков отношение. По поверьям эвенков – это прародитель. Есть древний праздник у эвенков — Медвежий праздник. По случаю добычи медведя устраивали праздник. Сопровождается песнями, танцами, играми. После добычи медведя, в берлоге охотники проводили ритуал. Разжигали костер, изготавливали шашлыки из разных органов медведя. Мясо съедалось всеми участниками охоты, чтобы охотник не боялся этого зверя. Потом проводилась импровизированная борьба с головой медведя, «борьба» заканчивалась победой над медведем.

Одним из эвенкийских обрядов является обряд очищения «Чычыпкаан». Он совершался при нарушении каких — либо охотничьих обычаев и правил. Перед чычыпкааном разводили костёр (двухметровый идол с расщеплёнными ногами). Затем убивали домашнего оленя и его кровью мазали рот, руки и колени чычыпкаан и идольчиков. После этого кормили огонь, бросая в него кусочки коленного жира оленя и пучок конского волоса.

Охотник с ружьём и посохом обходил чычыпкаан по солнцу. С западной стороны он пролезал между ног идола трижды. После этого он обращался с заклинанием к Байанаю, спрашивая чем не доволен и говорил, что для него поставил счастливый чычыпкаан. В заключение обряда охотник умолял злых духов не мешать духу-хозяину охоты, чтобы он послал удачи в охоте.

Обряд имеет ярко выраженный магический характер. Верили, что неудача, грязь – всё остаётся позади чычыпкаан. Деревянный идол считался не изображением духа, а магическим снарядом, отделяющим скверну от охотника. Термин «чычыпкаан» в переводе с эвенкийского означает развилку.

Культовым почитанием у эвенков-орочонов пользовались птицы: ворон, орел, лебедь, гагара, утка-чирок, кукушка, кулик, бекас. Все эти птицы считаются помощниками шамана в обрядах лечения, добычи оленьих душ, добычи охотничьей удачи, здоровья для семьи и т.д. все перечисленные птицы неприкосновенны, строго запрещалось их убивать и мясо употреблять в пищу.

Охотники верят, что ворон помогает оберегать оленьи стада от хищников, разыскивать животных во время промысла, выдавая их своими криками.

Орлы и лебеди являются неотъемлемой частью шаманских обрядов.

Чирки, бекасы и кулики во всех шаманских камланиях являлись сторожами. От них зависело путешествие шаманской души.

Таймень считается одним из носителей шаманской души в водной стихии.

Змея, ящерица и лягушка считались исцелителями болезней.

Национальные эвенкийские игры

Богата культура эвенков традиционными национальными играми.

«Борьба налимов» — Двое детей лежат на спине, валетом. Правыми руками они должны крепко облокотиться. Головы и левые ноги плотно прижаты к земле, а правые ноги сплетены. Усилием правой ноги каждый « налим» пытается перевернуть противника через себя.

«Бой быков» — Ведущий отмеривает площадку шириной 3 метра, а посередине проводит линию. Двух ребят у этой черты он ставит на колени так, чтобы они сомкнули головы. Как только он скомандует: «Начали», — противники начинают теснить друг друга. При этом им запрещается делать резкие выпады» «Бодаться» нужно плавно, не отрывая рук и коленок от земли.

«Заплетание девяти кос» — играют две группы из девяти детей. каждой группе дается обруч к обручам, подвешенным на высоте поднятых рук, за концы прочно привязано по 27 прядей конских волос, длиной в один метр. Нижние концы волос, болтаются  свободно. Игроки стоят в 15 шагах от обручей. По команде игроки подбегают и плетут косы. Побеждает та команда, которая заплетет больше кос.

Солнце (Хейро) — Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи-вперед и назад, и на каждый шаг говорят хейро.Ведущий – солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).

Правила игры. Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

Олени и пастухи

Все игроки – олени. На головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих – пастухи – стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них (аркан) маут (картонное кольцо или длинная верёвка с петлей). Игроки олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат на руках.

Правила игры. Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.

Ловкий оленевод

Участники игры, «оленеводы», располагаются  на площадке для игры, шеренгой лицом к поставленной в 3-4 м от них фигуре оленя. Они по очереди бросают в оленя мяч. За каждое попадание «оленевод получает флажок. Выигрывает тот, кто сделает больших метких бросков.

Игры, способствующие  познанию животного мира и развивающие быстроту и ловкость у эвенков.

Коршуны. Все встают в ряд, в затылок, держа друг друга за пояс. Передний изображает матку, защищающую во время игры детей- всех сзади стоящих. Ловящий изображает коршуна. Хлопнув предварительно в ладоши, коршун старается выхватить кого- нибудь из ряда, матка защищает. Переговоров между маткой и коршуном не ведется.

Привязанный медведь.   Водящий изображает медведя. Его привязывают либо к жилищу, либо к чему- нибудь другому арканом, наброшенным на пояс. Место  водящего занимал первый из пойманных медведем участников игры, которые вертелись рядом с ним и дразнили его.

Игра в оленя. Дети делятся на две группы. Каждый играющий в руке над головой держит  ветку, напоминающую рога оленя. Группы сходятся и начинают «бодаться». Побеждает та группа, у которой сохраняется больше не сломанных рогов.

Игра в маут. На поляне, во дворе ставится предмет, на который укрепляются рога оленя. Играющий берет маут (веревка с петлей) и на расстоянии 5м бросает его на рога. Побеждает тот, кто больше сделает удачных бросков.

Юные нерюнгринцы чтут и уважают культуру эвенкийского народа, с удовольствием участвуют в национальных  праздниках, пропагандируют образцы устного народного творчества. И сегодня они хотят обратиться к своим сверстникам о том, как важно сохранить этнокультурные традиций эвенков не только на словах, но и на деле.

Артюков Дмитрий

МОУ Гимназия №1, 5 А класс

Дорогой друг!

Мы живём на якутской земле, коренными народами которой являются: эвены, эвенки, долганы, чукчи, юкагиры. Якутия занимает 1/5 территории России, но как мало количество коренных народов! Я хочу сказать тебе, что эти малые народы должны жить и развиваться. Изучая историю эвенков, я узнал, что этот народ живёт по высоконравственным законам. Таким как:

  • Береги Отечество, родные места.
  • Не разрушай деревья, не убивай животных и птиц бессмысленно, не наноси вреда природе.
  • Не загрязняй водоёмы, озера, реки.
  • Береги отчий дом, домашний очаг.
  • Соблюдай порядок и чистоту в доме.

Если каждый человек будет стараться следовать этим правилам, то наша жизнь

станет добрей.

Кузнецова Ульяна

ДДТ п. Беркакит

Дорогие мои одноклассники! Я хочу обратиться  к вам с просьбой. Нам обязательно надо, сохранить быт. Культуру и все что создали эвенки. Ведь они веками, закладывали прекрасные народные традиции. Помнят и бережно соблюдают их до сих пор. Прислушавшись к мудрым голосам предков, мы сможем строить свою жизнь по законам природы. Оберегать, ценить – красоту, которая есть вокруг нас. В селе Иенгра, каждый из сельчан, от мало до велика, вносит свой весомый вклад в сохранение народных обычаев, обрядов, традиций, культурных ценностей, вместе со всей огромной страной, мы переживаем ее непростую историю. И у нас есть рядом пример сохранения традиций – это небольшой поселок Иенгра. Пожалуйста, давайте попробуем сохранить самобытность и особенности традиций эвенков. Так как мы, живем с ними рядом и вместе. И должны уважать традиции этой земли!

Постоногова Анастасия

МБОУ СОШ № 15, 5 Б класс

У эвенков и по сей день существует неписаный свод традиций и заповедей, регламентирующий социальные, семейные и межродовые отношения:

  • «нимат»- обычай безвозмездной передачи своей добычи сородичам.
  • «малу» — закон гостеприимства, согласно которому самое удобное место в чуме предназначается только для гостей. Гостем же считался всякий, кто переступал «порог» чума.
  • «левират» — обычай наследования младшим братом вдовы старшего брата.
  • «тори» — брачная сделка, которая совершалась одним из трех путей: выплатой за невесту определенного количества оленей, денег или других ценностей; обменом девушками; отрабатыванием за невесту.

Каждый народ имеет право на жизнь!!!

Филиппова Любовь

СОШ № 3,  А класс

Жизнь в суровых северных условиях сделала эвенков целеустремлёнными, мудрыми, физически выносливыми, мужественными, легко привыкающими к сложным переменам. И мне бы хотелось, чтобы наше нынешнее поколение тоже было таким, чтобы молодёжь знала, чего она хочет, и не сдавалась, идя к своей цели. Но для достижения цели нужно трудиться, ведь как говорят тунгусы: «Ленивый человек похож на оленя, который последним идет по проторенной дороге». Поэтому жизнь нужно прожить так, чтобы ты прокладывал себе дорогу сам, а не кто-то другой делал это за тебя. Трудолюбие, физическая выносливость, честность, верность слову, взаимопомощь и скромность – ценнейшие качества, которые передавались из поколения в поколение. Поэтому наше поколение должно ценить в людях всё это, как ценили их эвенки. Они никогда не прощали ложь и предательство, но и их доверие сразу утрачивалось к тому, кто хоть раз допускал ложь и обман. Поэтому и поговорка такая: «Тунгуса можно обмануть только раз».

Шамсутдинова Альбина

МБОУ  СОШ № 15, 8 класс

Мы живем в многонациональной Республике. Определенный процент населения составляет коренное население. Для нашего района – это эвенки. Много исторических моментов пережили эвенки вместе с другими народами России: они осваивали вместе с геологами нехоженые места, многие защищали страну во время Великой Отечественной войны,  помогали фронту, помогали молодым строителям Малого БАМа обустраивать палаточные  улицы, доставляли строителям мясо и ягоду. В годы освоения труднодоступных мест Южной Якутии никто не мог обойтись без опытного проводника — каюра, непременно шедшего  вместе с оленем: первый каюр-старик  Филипп Леханов, затем молодой каюр оленевод Николай Кондаков. Сохранил этот  древний народ свою удивительную культуру и свой язык. Жизнь эвенка связана с природой, они говорят: «земля кормит оленя, олени кормят нас». Как важно беречь в этой жизни друг друга. Помнить, что « на свете нет малых народов. Величие народа не измеряется его численностью, подобно тому, как величие человека не измеряется его ростом».

Григорь Анастасия

МОУ Гимназия № 1, 6 в класс

Прошлое народа — это его будущее. И в современной жизни эвенки научились использовать все накопленные ценности, гармонично строить свою жизнь. На данном этапе возрождения эвенкийской этнокультуры мне кажется необходимо создать условия для полноценного и гармоничного развития этого народа. А именно: создать развитую социальную инфраструктуру в селе Иенгра (постройка благоустроенных домов), механизация и внедрение современной техники в оленеводство, и материальная заинтересованность людей для работы с оленями.

Шукюрова Эльмира

МОУ СОШ № 3,  А  класс

Перспективы сохранения эвенков как этнической системы достаточно оптимистичны. В сравнении с другими близкими им по культуре народами, они обладают сравнительно высокой численностью, что делает проблему сохранения их как этнической общности не актуальной. Главное для них в современных условиях – поиск новых критериев самоиндентификации. Многие эвенкийские лидеры связывают возрождение своего народа с возможностями собственной традиционной культуры, которая представляется им вполне самодостаточной, способной не только выжить, но и успешно развиваться в условиях сосуществования с другой внешней культурой. Развитие любого народа всегда происходило в условиях непрерывного заимствования. Эвенки в этом отношении исключения не составляют. Их современная культура представляет собой причудливое переплетение традиций и инноваций. В этих условиях эвенкам ещё предстоит найти оптимальную модель своего будущего. Однако, как и у всех народов Севера, их дальнейшая этническая судьба будет зависеть от степени сохранения и развития традиционных отраслей и культурных традиций.

Бровкина Александра

МБОУ  СОШ № 15,  5 А класс

Мне хочется сказать, что очень важно сохранять традиции и культуру одного из важного народа, на нашей северной земле.

Приезжайте, в гости в Иенгру!!!

Там вам будут рады!!!

Оглавление

История села Иенгра        

Родовые общины эвенков        

Народная мудрость эвенков        

Поверья эвенков        

Традиционные эвенкийские праздники        

Народные приметы и культы эвенков        

Национальные эвенкийские игры        

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Эвенки народные праздники
  • Эвенки народ праздники
  • Эвенки медвежий праздник
  • Эбиемнен серле сандыгы сценарий
  • Эбиемнен кунел сандыгы сценарий