Эвенкийский праздник мучун

Мучун - эвенкийский новый год. Эвенкийский народ прошёл сложный путь исторического развития. В суровых природно-географических условиях, в бескрайних просторах тундры, в глухой тайге они выстояли в каждодневной борьбе за жизнь. В этой борьбе формировалась максимально приспособленная к местным условиям материальная культура, своеобразная духовная культура, вырабатывались рациональные приемы хозяйствования.

Эвенкийский новый год Мучун

Мучун — эвенкийский новый год. Эвенкийский народ прошёл сложный путь исторического развития. В суровых природно-географических условиях, в бескрайних просторах тундры, в глухой тайге они выстояли в каждодневной борьбе за жизнь. В этой борьбе формировалась максимально приспособленная к местным условиям материальная культура, своеобразная духовная культура, вырабатывались рациональные приемы хозяйствования.

И в настоящее время, культура аборигенного народа, основанная на традиционном укладе таёжной жизни, традициях и обычаях оказывается хрупкой и беззащитной перед массивом культуры других, более многочисленных народов во всех её позитивных и негативных проявлениях. Она растворяется, ассимилируется, исчезает.

Поэтому очень важно сохранить эту культуру не только на сценических подмостках, на выставках декоративно-прикладного творчества, но и в реальной жизни. Это ценно для народа, потому как именно со своей культурой, сохранив свои традиции, обычаи и язык народ имеет право называться народом. В равной степени это ценно для мира, так как мировая культура, только тогда остается мировой, когда она представлена всем многоцветьем и палитрой культур народов населяющих нашу планету.

Эта особенность весьма существенна. Она требует бережного отношения к культуре малочисленных народов Севера.

 

Эвенки с древних времен праздновали Новый год летом и называли этот праздник «Мучун».

Празднование «Мучун» (дословный перевод с эвенкийского – время, когда земля обновляется, переодевается, зеленеет). Связан он с началом лета, которое наступает после того, как распускаются первые почки лиственницы и кукушка начинает отсчитывать летние часы, наступает эвенкийский Новый год.

Кочующие по тайге эвенки собирались родами в одном обговорённом месте, подводили итоги минувшей зимы и намечали планы и задачи на новый зимний период. И, конечно, угощались тем, что тайга послала, веселились и водили свой знаменитый хоровод «Ёхарьё», нередко гуляли свадьбы. Такая встреча длилась не один жаркий день и тёплую белую ночь, люди спешили насладиться обществом друг друга перед тем, как вновь пуститься в аргиш (кочевание) по бескрайним просторам тайги.

  

Праздник традиционно начинается с обряда очищения «Икэнипкэ». Обряд осуществляется на тропе, содержащей шесть этапов.

Начинается ритуал со священного дерева, обладающего волшебной силой мусун. Эта сила оберегает людей от болезней и всяких неприятностей, помогает на охоте. на дерево подвешиваются разноцветные ленточки с просьбой о благополучии в наступившем году.

Ежегодно для ритуала строится чум – дю, иначе чичивка (тренога). Внутри треноги сооружается дымокур из веток багульника – проходя сквозь него, люди получают благословение.

Затем начинается испытание. Эвенки считали дух Хэвэки добрым, благожелательным и постоянно заботящимся о жизни человека, к нему обращались со всякими просьбами, но прежде всего просили послать мясного зверя. Считалось, что он находился в Верхнем мире выше седьмого облака. Вместо облаков ставились семь кочек (тувур), по ним прыгали от кочки до кочки к мосту (тыгдылону).

Тыгдылон – этот путь эвенки проходили, т.к. вода для них считалась поилицей и кормилицей. Река давала им рыбу, а рыба была одним из символов эвенкийских духов.

 

Шли, как будто поднимаясь в гору в страну света, где культ света отображал особенность праздничного сезона, весенние «белые ночи».

«Туктывун – Урэ – Туктывун» эвенки проходили семьями, чтобы вступить в Новый год эвенкийского календаря.

Последним испытанием было «Солипка» – традиционное очистительное кольцо из веток тальника.

Пальмой, кото (сабля) гнали болезнь от туктывуна (горы) в сторону тыгдылона (моста) в том направлении, которое обозначало Нижний мир и прошлое.

Считалось, что все неудачи уйдут вместе с уходящим годом. Через кольцо неудачи пройдут, поэтому оно было последним.

Традиционно праздник проводится в первую субботу июня.

Использована информация из открытого источника

https://www.dk-evenkia.ru/muchun

На Таймыре проживает пять коренных народов Севера, у каждого есть свои традиции и праздники. Например, эвенки встречают Новый год не в январе, а в начале июня. Как так вышло — узнал «Город Онлайн».

Суть праздника

 
Всю зиму кочующие эвенки находятся в тайге, занимаются охотой, пасут оленей. Весной они начинают собираться вместе: заранее оговаривается определённое место, где разные роды встречаются. Эту встречу называют «Мучун», или, по-другому, Эвенкийский Новый год.

Мучун — один из самых важных, ярких, масштабных и почитаемых праздников у эвенков. Его название дословно переводится как «время, когда земля обновляется, переодевается, зеленеет». Распускаются первые почки лиственницы (мучукта), кукушка начинает отсчитывать летние часы — всё это означает, что пришло время вступать в Новый год.

Татьяна Болина, ведущий методист по эвенкийской культуре Таймырского Дома народного творчества:

«Трава зеленеет, начинают набухать почки, появляется первая листва. Когда закукует кукушка, это говорит о том, что наступил эвенкийский Новый год. Правда, в Дудинке кукушек нет».

0.jpg

Несмотря на то что сам праздник существует уже давно, традиция отмечать его в современной жизни была возрождена всего 10 лет назад. Тогда его впервые провели в окрестностях посёлка Тура Эвенкийского муниципального района.

Татьяна Болина, ведущий методист по эвенкийской культуре Таймырского Дома народного творчества:

«Мучун мог проходить несколько дней и ночей. Люди спешили насладиться обществом друг друга. Сначала они рассказывали о том, как провели зиму, намечали планы на будущее, а уже потом проводили обряды».

1.jpg

Как проводится

 
Мучун начинается с обряда Иконипко (песнопения). Он состоит из шести этапов, прохождение которых означает очищение, сравнимое с перерождением природы. Проводится на тропе.

Первый этап. На Священное дерево, обладающее силой мусун, эвенки вешают разноцветные ленточки и просят о благополучии в наступающем году. Дерево оберегает людей от болезней и неприятностей, помогает им на охоте.

2 Как проводится . Абзац Первый этап.jpg

Татьяна Болина, ведущий методист по эвенкийской культуре Таймырского Дома народного творчества:

«Кроме ленточек, вешают хвосты пушных зверей. Всё обязательно должно быть ярких цветов: присутствие чёрных ленточек, а также хвостов медведя или волка не допускается».

Второй этап. Ставится чум из трёх жердей — хихивка, — внутри которого из веток багульника или можжевельника устраивается дымокур. Эвенки ходят вокруг него, чтобы получить благословение на участие в ритуале очищения. Огонь — всегда Святое явление, он даёт силу, очищает человека от плохого: несчастий, болезней, злых духов.

3 Как проводится.  Абзац Второй этап.jpg

Третий этап — испытание «Семь облачков», или Тувун. Считается, что на седьмом облаке в Верхнем мире живёт добрый, благожелательный, заботящийся о человеке эвенкийский бог (Хэвэки). Ритуал следующий: ставят семь кочек или пеньков и прыгают по ним к мосту, как по облакам. На седьмом пеньке люди говорят свои пожелания доброму духу, прежде всего — о хорошей добыче, чтобы у них всегда было мясо.

4 Как проводится. Абзац Третий этап.jpg

Четвёртый этап. Строится подобие моста через реку — тыгдылон. Проходя по нему, эвенки просят у реки богатства и снисхождения к тем, кто переправляется через неё. Ведь вода для коренного народа Севера — поилица, кормилица, а рыба — не только способ пропитания, но и один из символов эвенкийских духов.

5 Как проводится Абзац Четвертый этап тыгдылон.jpg

Пятый этапТуктывун-Урэ-Туктывун. Перейдя через мост, эвенки поднимаются в гору, символизирующую страну света, где живут духи их предков. Культ света отображает особенность праздничного сезона — «белые ночи».

6  Как Проводится. Абзац Шестой этап кольцо Холипка.jpg

Это испытание обычно проходят семьями. Люди просят у предков благословения, здоровья и помощи в прохождении дальнейших этапов. И предки им помогают.

Шестой этап. Последний шаг — прохождение через традиционное очистительное кольцо из веток тальника — Холипка. Эвенки отгоняют злых духов от туктывуна (горы) в сторону тыгдылона (моста) в направлении, обозначающем Нижний мир и прошлое. Благодаря этому обряду все неудачи должны уйти вместе с уходящим годом.

7.jpg

Праздник сопровождается звоном колокольчиков, звуками бубна и цоканьем оленьих копыт. Они тоже охраняют эвенков от злых духов.

Татьяна Болина, ведущий методист по эвенкийской культуре Таймырского Дома народного творчества:

«Иногда привязывали два соседних дерева, и получались ворота. Когда эвенки проходили через них, вступали в Новый год. С чистыми сердцем, душой и помыслами. Всё плохое оставалось позади. После прохождения всех этапов люди просили друг у друга прощения и устраивали различные соревнования. В это время также проходили свадьбы».

Обязательный элемент празднования — хоровод. Всего у эвенков их около 55 видов. В Красноярском крае танцуют Ёхарьё.

Настоящее время

 
На Таймыре Мучун впервые провели в 2016 году в Таймырском Доме народного творчества. Его организаторами выступили участники эвенкийской этно-фольклорной группы «Юктэ» и её руководитель Татьяна Болина. С тех пор этот праздник ежегодно отмечается в Дудинке в начале июня.

На празднование приглашаются все желающие — познакомиться с историей и значением Мучуна, попробовать блюда национальной традиционной кухни и поучаствовать в эвенкийских ритуалах и соревнованиях.

На минувшей неделе в столице Эвенкии, поселке Тура, на площадке среди таежных красот разместились чумы родовых общин и культурных учреждений. Практически все жители поселка собрались, чтобы встретить эвенкийский Новый год – Мучун.

Праздник в Эвенкии

Эвенки с древних времен праздновали Новый год именно в июне. «Мучун» в переводе с эвенкийского языка дословно означает «время, когда земля обновляется, переодевается, зеленеет». То есть эвенкийский Новый год наступает в начале лета, после того как распускаются первые почки лиственницы и кукушка начинает отсчитывать летние часы.

Эвенкийский новый год

Кочующие по тайге эвенки собирались родами в обговоренном заранее месте, подводили итоги минувшей зимы и намечали планы на новый период. И, конечно, угощались тем, что дарит тайга, веселились и водили свой знаменитый хоровод. Такая встреча длилась не один жаркий день и теплую белую ночь: люди спешили насладиться обществом друг друга перед тем, как вновь пуститься в аргиш по бескрайним таежным просторам.

Эвенкийская традиция встречать Новый год летом получила широкое распространение в современной жизни эвенкийцев около семь лет назад, и сегодня это один из самых массовых и любимых праздников жителей района. 

На Мучун гостей ждала яркая и интересная программа.

Праздник начинался со старинного обряда очищения. И сами туринцы, и гости поселка всегда с интересом принимают в нем участие: нужно пройти по символической тропе через дымокур, получив таким образом благословение добрых эвенкийских духов.

Блюда национальной кухни

В чумах гости праздника могли отдохнуть, попить чаю и попробовать угощения из национальных эвенкийских и якутских блюд.

Блюда из рыбы

До самого вечера не прекращался концерт с участием колоритных творческих коллективов и солистов. На сцене на фоне таежной зелени исполнялись национальные песни и танцы.

Также желающие смогли поучаствовать в спортивных состязаниях, мастер-классах по бисероплетению, купить красивые северные сувениры на выставке Эвенкийского центра народного творчества.

«Мучун» – один из самых любимых и колоритных праздников эвенкийцев, который отмечается во всех поселках северной территории. Завершился он традиционно: общим хороводом «Ёхорьё» вокруг костра, объединяющим всех жителей и гостей поселка Тура.

Год начинался, когда просыпалась земля, и заканчивался, когда она вновь укрывалась снежным одеялом. Об особенностях современного и древнего эвенкийского календаря корреспонденту «АиФ-Красноярск» рассказала главный специалист по эвенкийской культуре таймырского Дома народного творчества Татьяна Болина-Укочёр.

Икэнипкэ

Эвенкийский новый год, эвенки, эвенкия

Эвенкийский новый год. Фото: Официальный сайт органов МСУ Эвенкийского муниципального района

Этот обрядовый праздник сейчас называют Днём оленевода. Он проводился в весеннее новолуние, за месяц до наступления устойчивого тепла. Знаменовался рождением оленят, появлением травы и хвои лиственницы и отмечался народной приметой — первым кукованием кукушки. Этим праздником начинался эвенкийский новый год. Обряд был направлен на получение священной силы для оживления Природы, которая должна способствовать размножению оленей и дичи и давать здоровье и благополучие людям.

Вначале всех приглашают очистить душу и тело дымом багульника, затем — накормить огонь свежеиспечённым хлебом. Говорят, если загадать во время этого обряда желание, оно непременно сбудется. Благосклонность судьбы можно также получить, дотронувшись рукой до деревянного столба «сэвэки». Обращаясь к божеству по имени, просили дать хороший год.

При встрече первого грома, повествующего о наступлении нового года, произносили Алга — просьбу, благопожелание. Когда слышали первые раскаты грома, брали ветки ёрника в правую руку, трижды обходили жилище по движению солнца и произносили:

Арчэ, арчэ!
Мы есть эвенки,
Мы арбагасы имеем.
Чтоб хорошо жили,
чтоб не голодали,
Хорошим годом приходи,
Плохим годом не приходи.

Обряд был направлен на получение священной силы для оживления Природы. Фото: Официальный сайт органов МСУ Эвенкийского муниципального района/ К. Кузьмина

Синилгэн

Праздник первого снега, благословения зимовья. С этого дня начинается охота. Начинают с обряда Чичипкан — прохождение через «небесные врата». Их делают из раздвоенного ствола лиственницы, наверху крепится тотем в виде лица. Прошедший Чичипкан человек считается очищенным от грехов и болезней прошлого года.

Теперь лишь треть эвенков говорит на родном языке.

Это праздник души и ликования эвенков — с этого дня начинается великая охота. Синилгэн проводится на традициях обряда, символически означающего добывание охотничьей удачи. При этом сильные духом и одарённые охотники берут особый лук и идут на охоту. Когда удача добыта, женщины и дети встречают их с великим ликованием. На праздник съезжаются издалека. Затем многоуважаемый человек рода просит у духа огня благословения и кормит огонь специальным угощением.

Бакалдын

Летний эвенкийский праздник, во время которого происходит так называемая «встреча всех родов». Проводится он на месте, где пересекались кочевые тропы, в самом начале лета, когда распускаются почки лиственницы и всю ночь напролёт кукует кукушка. На вершине сопки разжигают костёр и благодарят солнце. Сначала на такие празднества допускались только мужчины, но потом участвовать в них стали женщины и дети. Здесь танцевали круговой танец ёхарьё, устраивали спортивные состязания, заключали торговые сделки и обменивались невестами.

Ещё одна интересная традиция — кормление реки с пожеланиями добра и счастья, чтобы в реках было всегда полно рыбы. С заходом солнца шаман камлал и просил у духов счастья для всех людей на земле.

Здесь танцевали круговой танец ёхарьё, устраивали спортивные состязания. Фото: Официальный сайт органов МСУ Эвенкийского муниципального района

Месяц — это «луна»

Эвенкийский календарь состоял из 13 лунных месяцев. Поэтому месяц называется «бега», что в переводе значит «луна». Позднее один месяц был потерян. Новый год у эвенков начинался с весны.

Месяц январь — мирэ — «месяц плеча». Название очень точное. Действительно, в январе из-за горизонта начинает выглядывать солнышко и лучами касается плеч человека.

Февраль — гиравун — «месяц шага», «месяц пешей ходьбы на охоте». Солнце в это время года поднимается над горизонтом выше, чем в январе, и природа делает шаг к теплу, к весне.

Март — эктэнкирэ — «месяц роста рогов». В марте у самцов северных оленей начинается рост рогов.

Исследователи говорят, что люди расселились в Сибири в эпоху позднего палеолита.

Апрель — туран — «месяц ворона». Время, когда эти птицы начинают высиживать яйца.

Май — сонкан — «месяц телят». В это время проходит отёл самок домашних северных оленей.

Июнь — мучун — «месяц зелени». Света в изобилии, зелень набирает силу.

Июль — чорилин — «месяц солнцепёка». Самый тёплый месяц.

Август — иркин — «месяц чистки оленьих рогов». В эту пору у северных оленей прекращается рост рогов, и с них начинает сходить бархатистая кожица, обнажая кость рога.

Сентябрь — сирудян — «время начала оленьих игр». Начинается свадебная пора у диких и домашних оленей.

Октябрь — угун — «месяц замерзающей воды». Устанавливаются отрицательные температуры, появляются забереги на реке.

Ноябрь — хукдарпи — «месяц глубокого снега, сильного мороза». Точнее про ноябрь не скажешь.

Декабрь — хэгдыг — «самый длинный, самый большой». Кочевники тайги в это суровое время года находились в стойбище, время тянулось медленно. 

Когда приходит цивилизация, традиции теряются.

Год начинался с головы

Ранее у эвенков существовал календарь, в основе которого лежало тело человека. Такой календарь описал известный тунгусовед В. Туголуков. Древнейший главный календарь всех эвенков был построен по принципу счисления месяцев по верхней части человеческого тела. В суставном календаре очевиден астрономический принцип построения.

Сонная — голова, или вершина (начало) года, месяц, когда день начинает прибывать.

Эвримира — левое плечо (год как бы начинает спускаться вниз).

Ичан — левый локоть руки.

Билян — запястье левой руки.

Унму — суставы, образующие основания пальцев левой руки.

Чаратки — средние суставы пальцев левой руки.

Огитки — последние, нижние суставы пальцев левой руки.

Мужчины коренных народов Севера - это вожди, добытчики и экстремалы.

Год прошёл половину своего пути и переходит на пальцы правой руки, начинает восхождение в обратном порядке: огитки, чаратки, унму, билян, ичан, туктиримира — правое плечо.

Эту основную календарную систему эвенки различных районов приспосабливали к местным условиям и давали месяцам ещё и дополнительные, описательные названия.

Методическое пособие. Проведение Эвенкийского Нового года (Мучун). В ТДНТ.. Составила и провела Болина Т.В.

Методическое пособие

Проведение Эвенкийского Нового года (Мучун). В ТДНТ.

                                        Составила и провела Болина Т.В.

Впервые этот праздник был возрождён и проведён в Эвенкийском муниципальном районе два года назад. Проводился он в тайге, в начале июня.

На Таймыре он впервые проведён в 2016 году в мае в Таймырском Доме народного творчества  участниками эвенкийской этно-фольклорной группы «Юктэ».

          Гости праздника и молодые эвенки могли познакомиться с историей и значением праздника, отведать блюда национальной традиционной кухни, поиграть в эвенкийские игры.

          Главной особенностью мероприятия является демонстрация и возможность принять участие в древних эвенкийских обрядах, которые традиционно проходили в период празднования эвенкийского Нового года, соприкоснуться с культурой одного из пяти этносов, проживающих на Таймыре.

          Праздник «Мучун» начинается он с обряда очищения «Иконипко» (поющие). Этот обряд эвенки осуществляли на тропе, содержащей 6 этапов, пройдя которые можно получить очищение, сравнимое с перерождением природы.

          Поэтому территория проведения праздника должна быть поделена таким образом, чтобы образовались зоны:

          — ритуальная зона, где происходит обряд очищения Иконипко

В прежние времена весной кочующие по тайге эвенки собирались родами в обговорённом месте, подводили итоги минувшей зимы и намечали планы, задачи на новую зиму.

          Такая встреча родовых общин считалась праздником и называлась «Мучун» — с эвенкийского означает «время, когда земля обновляется, переодевается,зеленеет». Этот праздник связан с началом лета, который наступает с момента распускания первых почек лиственницы, и кукушка начинает отсчитывать летние часы. По сути, наступает Новый год.

Начинается он с обряда очищения «Иконипко». Этот обряд эвенки осуществляли на тропе, содержащей 6 этапов, пройдя которые можно получить очищение, сравнимое с перерождением природы.

1. Начинается ритуал со священного дерева, которое обладает силой мусун. Эта сила оберегает людей от болезней и всяких неприятностей, помогает на охоте. На дерево подвешивались разноцветные ленточки с просьбой о благополучии в наступившем году.

2. Ставили чум из трёх жердей — хихивка. Пройдя дымокур из веток багульника люди получают благословение на прохождение ритуала очищения.

3. Затем идёт испытание. Эвенки считали дух Хэвэки (эвенк. Бог) добрым, благожелательным, заботящимся о жизни человека, к нему обращались с просьбами, но прежде всего послать мясного зверя. Считали, что Хэвэки находится в Верхнем мире выше 7-го облака. Вместо облаков ставились 7 кочек (тувун). По ним прыгали к мосту. Можно сказать свои пожелания доброму духу, и они, перелетая с облака на облако, обязательно будут услышаны Хэвэки и он исполнит их.

4. Тыгдылон(мост через реку). Проходя по мосту, просили у реки богатства и снисхождения к тем, кто переплавляется через неё. Ведь вода — это кормилица и поилица. А рыба один из символов эвенкийских духов.

5. Туктывун- Урэ — Туктывун.Затем шли, поднимаясь в гору в страну света, весенние «белые ночи» олицетворяют свет, где их сопровождали духи предков, которые помогали живым пройти все этапы и избавиться от многих недугов. Проходили семьями.

6. Последнее испытание «Холипка» — традиционное очистительное кольцо из веток тальника. Пальмой, кото (саблей) гнали болезнь в сторону моста в том направлении, где Нижний мир и прошлое. Считалось, что все неудачи уйдут вместе с уходящим годом. Здесь эвенки входят в Новый год эвенкийского календаря с чистыми помыслами, чистой душой и благословением духов.

Сейчас вы пройдёте это испытание, просите исполнить ваши желания у Хэвэки и начнём новую жизнь обновлёнными, с чистой душой, чистыми помыслами, неудачи и болезни оставим старому году!

На всём вашем пути вас будут сопровождать звон колокольчиков и цоканье копыт оленя, они будут вас охранять от злых духов.

Ведущая ведёт гостей по этим 6 тропам.

Ведущая: Вот мы и встретили по эвенкийскому календарю       Новый год. А теперь, друзья приглашаем вас в наш чум отведать эвенкийские блюда. Молодёжь поиграет в эвенкийские игры: закидывание маута в цель, «волк и олени» и другие игры.

             Литература: брошюра «Мучун» (эвенкийский Новый год) – Тура 2014г.

Дата проведения: ежегодно, в течении первой недели июня месяца.

Место проведения: п. Тура Эвенкийского муниципального района, Красноярского края.

Организаторы: Администрация Эвенкийского муниципального района, субъекты малого и среднего предпринимательства.

    Эвенкийский народ прошел сложный путь исторического развития. В суровых природно-географических условиях, в бескрайних просторах тундры, в глухой тайге они выстояли в каждодневной борьбе за жизнь благодаря тому, что смогли освоить дававшие им средства к существованию виды занятий, а именно оленеводство, охоту, рыболовство. В этой борьбе формировалась максимально приспособленная к местным условиям материальная культура, своеобразная духовная культура, вырабатывались рациональные приемы хозяйствования.      И в настоящее время, культура «аборигенного» народа, основанная на традиционном укладе таежной жизни, традициях и обычаях оказывается хрупкой и беззащитной перед  массивом культуры других, более многочисленных народов во всех ее позитивных и негативных проявлениях. Она растворяется, «ассимилируется», исчезает. А должна быть сохранена не только на сценических подмостках, на выставках декоративно-прикладного творчества, но и в реальной жизни. Это ценно для народа, потому как именно со своей культурой, сохранив свои традиции, обычаи и язык народ имеет право называться народом. Это ценно для мира, так как известно, что мировая культура, только тогда остается мировой, когда она представлена всем многоцветьем и палитрой культур народов населяющих нашу планету.       Эта особенность весьма существенна. Она требует бережного отношения к культуре малочисленных народов Эвенкии тем более во время сегодняшнего нарастания социальной напряженности, межнациональных конфликтов во многих регионах России.

В понятие «культурные традиции», как правило, включается коллективный опыт народа, накопленный в течение длительного исторического периода во всех областях деятельности – в хозяйстве, в материальной и духовной культуре, во всех сферах общественной жизни. Они находятся в постоянном развитии и включают в себя самые разновременные по своему происхождению элементы.

Задача настоящего праздника – возобновить традиции коренных народов Севера в области хозяйственной деятельности и в материальной культуре, показать, как эти традиции живут сегодня, какова их роль в наши дни, поставить вопрос о необходимости их разумного совмещения с тем новым, что несет с собой научно-технический прогресс.

         Важно, приобщаясь к новому, не утерять народные традиции, имеющие практическую или морально-этическую ценность, гуманистические черты, свойственные аборигенам. 

         ПРАЗДНОВАНИЕ эвенкийского Нового года «Мучун» ( дословный перевод с Эвенкийского – время, когда земля обновляется, переодевается, зеленеет). Связан он с началом лета, которое наступает после того, как распускаются первые почки лиственницы и кукушка начинает отсчитывать летние часы, наступает эвенкийский Новый год. Кочующие по тайге эвенки собирались родами в одном обговорённом месте, подводили итоги минувшей зимы и намечали, так сказать, планы и задачи на новый зимний период. И конечно, угощались тем, что тайга послала, веселились и водили свой знаменитый хоровод «Ёхарьё», нередко гуляли свадьбы. Такая встреча длилась не один жаркий день и тёплую белую ночь, люди спешили насладиться обществом друг друга перед тем, как вновь пуститься в аргиш (кочевание) по бескрайним просторам тайги.

      

            Целями праздника являются:

-содействие сохранению, преемственности и развитию национальных художественных традиций;

— сохранение этнической культуры эвенкийского народа;

— повышение национального самосознания молодого поколения эвенков;

—  пропаганда здорового образа жизни и формирование активной жизненной позиции молодежи;

—  повышение интереса молодого поколения эвенков к истории своего народа;

— приобщение эвенкийской молодежи к деятельности по сохранению этнической культуры;

— налаживание контактов между эвенками разных локальных групп, развитие совместных инициатив.

                 Порядок проведения праздника

  Праздник проводится на территории Эвенкийского муниципального района п. Тура ежегодно в течении первой недели июня месяца.

Мероприятия, проводимые на празднике:

— Обряды

1. Поклонения духам (огня, воды, тайги, охоты, и т.д.) 

 2. Очищения населения (гостей);

-торжественное открытие эвенкийского праздника;

-концерт фольклорно-этнографических ансамблей (в том числе семейных, детских) и отдельных исполнителей;

—  национальные игры и состязания;

-дни (декады) народной культуры, творческие встречи;

— передвижные выставки изделий народных мастеров декоративно-прикладного творчества деталей и самих национальных костюмов, народных музыкальных инструментов и предметов быта;

— Конкурсы: «на лучшую хозяйку чума», «лучший национальный костюм»,

«Краса Эвенкии» и т.д.

— демонстрация   приготовления и дегустация блюд национальной и традиционной кухни.

Для участия в празднике исполнители представляет лучшие образцы национального (эвенкийского) фольклора, народные обряды и обычаи, национальные игры, национальные блюда и костюмы.

 

Политика конфиденциальности.

Настоящая Политика конфиденциальности персональных данных (далее — Политика конфиденциальности) действует в отношении всей информации, которую Фонд поддержки творческих индустрий «Креативные практики» (далее — Журнал), расположенный на доменном имени makersofsiberia.com, может получить о Пользователе во время использования сайта Журнала, программ и продуктов Журнала.

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ

1.1. В настоящей Политике конфиденциальности используются следующие термины:

1.1.1. «Персональные данные» — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

1.1.2. «Обработка персональных данных» — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

1.1.3. «Оператор» — лицо, совершающее любое действие (операцию) или совокупность действий (операций) с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

1.1.4. «Конфиденциальность персональных данных» — обязательное для соблюдения Оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.

1.1.5. «Cookies» — небольшой фрагмент данных, отправленный веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя, который веб-клиент или веб-браузер каждый раз пересылает веб-серверу в HTTP-запросе при попытке открыть страницу соответствующего сайта.

1.1.6. «IP-адрес» — уникальный сетевой адрес узла в компьютерной сети, построенной по протоколу IP.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Использование Пользователем сайта Журнала означает согласие с настоящей Политикой конфиденциальности и условиями обработки персональных данных Пользователя.

2.2. Настоящая Политика конфиденциальности применяется только к сайту provincestudio.ru. Журнал не контролирует и не несет ответственность за сайты третьих лиц, на которые Пользователь может перейти по ссылкам, доступным на сайте Журнала.

2.3. Администрация сайта не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых Пользователем сайта Журнала.

3. ПРЕДМЕТ ПОЛИТИКИ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

3.1. Настоящая Политика конфиденциальности устанавливает обязательства Администрации сайта Журнала по неразглашению и обеспечению режима защиты конфиденциальности персональных данных, которые Пользователь предоставляет по запросу Администрации сайта при вводе данных в форму обратной связи на сайте Журнала: фамилию, имя, отчество Пользователя; контактный телефон Пользователя; адрес электронной почты (e-mail); текст запроса.

4. ЦЕЛИ СБОРА ПЕРСОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

4.1. Персональные данные Пользователя Администрация сайта Журнала может использовать в целях:

4.1.1 Для оформления заказа и/или заключения Договора оказания услуги дистанционным способом.

4.1.2. Установления с Пользователем обратной связи, включая направление уведомлений, запросов, касающихся использования Сайта Журнала, оказания услуг, обработка запросов и заявок от Пользователя.

5. СПОСОБЫ И СРОКИ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

5.1. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется без ограничения срока, любым законным способом, в том числе в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств.

5.2. Пользователь соглашается с тем, что Администрация сайта вправе передавать персональные данные третьим лицам, в частности, курьерским службам, организациями почтовой связи, операторам электросвязи, исключительно в целях выполнения заказа Пользователя.

5.3. Персональные данные Пользователя могут быть переданы уполномоченным органам государственной власти Российской Федерации только по основаниям и в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.

5.4. При утрате или разглашении персональных данных Администрация сайта информирует Пользователя об утрате или разглашении персональных данных.

5.5. Администрация сайта принимает необходимые организационные и технические меры для защиты персональной информации Пользователя от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий третьих лиц.

5.6. Администрация сайта совместно с Пользователем принимает все необходимые меры по предотвращению убытков или иных отрицательных последствий, вызванных утратой или разглашением персональных данных Пользователя.

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

6.1. Администрация сайта, не исполнившая свои обязательства, несёт ответственность за убытки, понесённые Пользователем в связи с неправомерным использованием персональных данных, в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 5.2., 5.3. и 6.2. настоящей Политики Конфиденциальности.

6.2. В случае утраты или разглашения Конфиденциальной информации Администрация сайта не несёт ответственность, если данная конфиденциальная информация:

6.2.1. Стала публичным достоянием до её утраты или разглашения.

6.2.2. Была получена от третьей стороны до момента её получения Администрацией сайта.

6.2.3. Была разглашена с согласия Пользователя.

7. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

7.1. До обращения в суд с иском по спорам, возникающим из отношений между Пользователем сайта Журнала и Администрацией сайта, обязательным является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

7.2. Получатель претензии в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня получения претензии, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

7.3. При недостижении соглашения спор будет передан на рассмотрение в судебный орган в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

7.4. К настоящей Политике конфиденциальности и отношениям между Пользователем и Администрацией сайта применяется действующее законодательство Российской Федерации.

8. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

8.1. Администрация сайта вправе вносить изменения в настоящую Политику конфиденциальности без согласия Пользователя.

8.2. Новая Политика конфиденциальности вступает в силу с момента ее размещения на Сайте Журнала, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики конфиденциальности.

8.3. Все предложения или вопросы по настоящей Политике конфиденциальности следует сообщать по адресу makersofsiberia@gmail.com.

9.4. Действующая Политика конфиденциальности размещена на странице по адресу: http://makersofsiberia.com/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Эко праздники 2022
  • Эвенкийский праздник икэнипкэ
  • Эвенкийский праздник бальдер
  • Эвенкийские праздники традиционные
  • Эвенкийские народные праздники