Эвенский праздник первой рыбы

LiveJournal Media
  • Новые лица

  • Медиа в ЖЖ

  • #зимавместе

  • Коротко

  • Видео

  • путешествия

  • психология

  • Еда

  • дети

  • Кино

  • здоровье

  • Ещё

  • Ещё

ЖЖ рекомендует

ofit

5 утренних привычек, которые ухудшают качество жизни

5 утренних привычек, которые ухудшают качество жизни

Cвои привычки необходимо осознавать, анализировать и контролировать. А от некоторых решительно отказаться

chadeyka

Танзания. Кулинарная география

crithin

Могут ли грибы превратить людей в зомби?

Могут ли грибы превратить людей в зомби?

Объясняем на примере сериала «Одни из нас»

guruken

Владлена Санду и её прекрасное жанровое чутьё

Владлена Санду и её прекрасное жанровое чутьё

«Идентификация». Российский сериал, который не стыдно смотреть

banderovskaya

Кем вы хотели стать, когда вырастите?

Кем вы хотели стать, когда вырастите?

«Я врач. И этим всё сказано, хоть и мечтала стать парикмахером с детства»

sama_po_tebe

Многозначительный взгляд. О чём он говорит?

master_moose

Блины vs. Вселенная. Философский вопрос дня

Больше записей

Эвенский праздник встречи первой рыбы «Бакылдыдяк» прошел сегодня на живописной Нюклинской косе. Фестиваль вобрал в себя древние обычаи и ритуальные обряды, самобытное национальное искусство, дошедшее из глубины веков и бережно хранимое потомками. Как это было — в материале ИА MagadanMedia.

Древний праздник «Бакылдыдяк», в переводе с эвенского языка означает «встреча первой рыбы», в Магаданской области возродили в 1992 году. В старину оленеводы-эвены заранее договаривались о встрече в условленном месте ко времени начала нереста лосося. Когда приходил срок, покидали свои стойбища, оставив только несколько человек следить за оленями, и переезжали к морю. Там они ловили рыбу, заготавливали на зиму юколу. На берегу моря юноши состязались в беге, борьбе, прыжках, стрельбе из лука, метании аркана. Разные родовые группы эвенов обменивались своими преданиями, песнями, легендами. Праздник проводят раз в два года. 

На празднике продемонстрировали древние эвенские и корякские обряды, организовали соревнование по северному многоборью. Представители общественных организаций КМНС предложили примерить национальный наряд и сделать фото на память, порадовали звонкими и красивыми национальными песнями, завораживающими танцами с бубнами и эксклюзивными изделиями декоративно-прикладного творчества.

Национальный лагерь разбили 10 стойбищ организаций КМНС Хасынского, Среднеканского, Ольского, Северо-Эвенского, Тенькинского, Омсукчанский городских округов и города Магадана. Здесь непрерывно варится уха и кипятится чай, угощают пресными лепешками.

Основа «Бакылдыдяка» — древние обряды. Встречают каждого гостя добрыми словами, старейшина «окуривает» всех дымящимися веточками багульника, чтобы болезнь не проникла на праздник. Далее следуют танец и песня, посвященные Духу огня. Старейшины зажигают священный огонь, кормят его рыбой. А после задабривают хлебом и рыбой сеть, чтобы она помогала коренным народам в добыче. И конечно, поклоняются Охотскому морю. После следует уже корякский обряд, завлекающий рыбу. Косу, заплетенную из травы, приносят к морю. 

Наступает активная для гостей часть: можно было принять участие в соревнованиях по северному многоборью (перетягивание палки, без с посохом, метание маута, борьба), познакомиться с традиционным эвенским ритуалом разделки нерпы и поучаствовать в конкурсе разделки рыбы на юколу. 

Мастера декоративно-прикладного творчества представили эксклюзивные изделия из меха, кожи и бисера, выполненные на основе традиционных ремесел народов Севера на выставке «Унили». Кроме того, на празднике выступили национальные коллективы художественного творчества Магаданской области.

«Бакылдыдяк — праздник друзей, праздник первой рыбы. Для эвенов, коряков, чукчей — это всегда был день общения. Как говорят: себя показать и других посмотреть. Сегодня на Нюклинской косе собрались сотни магаданцев и гостей области. Все участники под красивые песни и танцы северных народов прошли обряд очищения, принимали участие в обряде благодарения духов Огня и Моря. «Кормили» сети и заманивали рыбу в реки. Все это делалось для того, чтобы в каждом доме был достаток, удача и мир. Отрадно, когда национальный праздник становится региональным и многонациональным. И это сплачивает народ Колымы и России в целом«, — отметил глава региона Сергей Носов.

Бакалдыдяк — одна из древнейших эвенских традиций. В советское время его не отмечали, возродили праздник в 1992 году и празднуют раз в два года. За это время он превратился в один из самых любимых колымчанами и гостями региона.

В переводе с эвенского языка «Бакылдыдяк» значит «встреча». Это радость встречи друг с другом и с первой рыбой, которая подходит в июле. Так народы тунгусо-манжурской языковой группы отмечали начало путины.

Традиционно праздник проходит на Нюклинской косе вблизи устья реки Олы. Это место очень любят местные жители и магаданцы – тут в хорошую погоду можно загорать. А еще здесь высадилась Первая Колымская экспедиция Юрия Билибина и Валентина Цареградского — с неё началось освоение сурового края.


фото: Филипп Жаров

Кроме того, в старину эвены-оленеводы с началом лососевой путины шли сюда, на Охотское побережье, чтобы заготовить вяленую рыбу — юколу. Они договаривались о встрече заранее. Когда наступала пора, эвены покидали стойбища, оставляя несколько человек следить за оленями, и перебирались к морю, где и добывали горбушу, кижуча, кету и морзверя, помогая друг другу, а особенно тем, кто не может позаботиться о себе: старикам, вдовам, сиротам. Этот обычай называется «нимат», и так людям удавалось выжить. Тут же они обменивали шкуры, кожу, прочие товары, пели и танцевали, рассказывали предания, сватали невест из других родов. Заранее девушки шили на Бакылыдяк праздничные наряды, юноши готовились к состязаниям в беге, борьбе, прыжках, поднятию тяжестей, метании маута (аркана – прим.ред).


фото: Ольга Лопатникова
Теперь Бакылдыдяк проходит на Ольском побережье в том же самом месте. На берегу ставят юрты гости из разных округов региона, в каждом из которых есть родовые общины коренных народов Севера и Ассоциации КМНС. Это еще одна возможность сородичам из разных поселений, — а расстояния тут измеряются сотнями километров, — встретиться и пообщаться без телефона, обняться, поделиться новостями. Они готовят уху и таежный чай, жарят рыбу и всех угощают.


фото: Ольга Лопатникова

До наших дней дошли некоторые обычаи, которые составляют основу праздника. Первым старейшины совершают обряд «Встреча гостей». Они окуривают гостей можжевельником или багульником. Те проходят через импровизированные ворота из связанных молодых деревьев, и между двух костров. Дым от веток, по поверьям, не только полезен, но и отпугивает злых духов.


фото: Ольга Лопатникова

Затем зажигают и «кормят» священный огонь. Костер – обязательный элемент всех праздников северных народов, так как он – хранитель очага, защитник от нечисти. Раньше под звуки бубна ритуальный танец — камлание вокруг костра исполнял шаман, изгоняя из собравшихся злых духов и благословляя на удачную рыбалку. Сейчас танец исполняют артисты из местного ансамбля коренных малочисленных народов Севера.


фото: Ольга Лопатникова

После этого старейшины делают подношение родовому костру, бросая в него кусочки рыбы. Кормят огонь и гости. А затем идут кормить и сети, чтобы в них попалось много рыбы.


фото: Ольга Лопатникова

Коряки из Омсукчанского округа провели обряд заманивания рыбы в реки. А потом все желающие присоединились к ритуалу поклонения духу моря. Для этого нужно отпустить в воду «кораблики» из древесной коры, наполненные бисером. При этом стоит загадать желание.


фото: Ольга Лопатникова

Одна из самых важных частей праздника — корякский ритуал разделки нерпы «Нимат». Не всем современным зрителям это нравится, но присутствовать на нем не обязательно, а традиции есть традиции. Как встарь, старейшины просили прощения у морзверя за отнятую жизнь, благодарили за пищу, и, разделав тушу, раздали мясо старикам, вдовам и тем, кто сам не охотится. Тут же на берегу готовили из нерпы шашлык и рассказывали о пользе жира морзверя и его питательных свойствах мяса.


фото: Ольга Лопатникова

Заканчивается праздник обрядовым танцем хэде (переводится как «друг»). Раньше криком: «Хэде!» молодые люди зазывали девушек танцевать. Теперь хэде завершает и Бакылдыдяк, и другие национальные праздники народов Севера. На Колыме это стало хороводом дружбы.

Но зрители не просто наблюдают за происходящим. Кроме ритуалов, они могли участвовать в конкурсе разделки рыбы на юколу. Традиционно сильнейших спортсменов определяют в национальной борьбе, перетягивании палки, метании маута: «Северное многоборье» — это обязательный элемент колымских фольклорных праздников.


фото: Ольга Лопатникова

Два десятка мастеров декоративно-прикладного творчества на выставке-ярмарке «Унили» показали свои изделия из меха, кожи и бисера в манере традиционных ремесел народов Севера. Такие изделия очень хороши в подарок и как сувенир для друзей на «материке», но и для себя иметь такую игрушку или глиняную кружку хотят многие.


фото: Ольга Лопатникова

Весь день со сцены задавали настроение празднику солисты и коллективы Магаданской области: «Энер», «Нэлкэни», «Авландя», а также гости из Камчатского края – фольклорная группа «Легенда».


фото: Ольга Лопатникова

Любителя краеведения и просто любопытным организаторы праздника устроили экскурсию «На край света за золотой мечтой», на которой рассказывали о коренных жителях поселка Ола, их культуре и быте, об участниках Первой Колымской экспедиции и ее вкладе в становление золотопромышленности на Колыме. Учитывая окружающие звуки и запахи погружение получилось достоверным на все 100%!

Увидимся на следующем Бакылдыдяке, хэде!

Региональный эвенский праздник первой рыбы «Бакылдыдяк» традиционно проходит в Ольском городском округе на Нюклинской косе, территории суровой северной красоты с нависающими над Охотским морем скалами.

«Бакылдыдяк» – в переводе с эвенского «встреча», праздник встречи друзей и первой рыбы. Это один из древнейших эвенских праздников, который был возрожден в 1992 году и проводится на территории Магаданской области один раз в два года во второй декаде июля.

Побережье Охотского моря в этот день вместило около тысячи гостей и участников праздника. В традиционных эвенских обрядах принимают участие представители общественных организаций коренных малочисленных народов Магадана и городских округов области. В рамках праздника каждая община возводит традиционное эвенское жилище, гостям демонстрируют изделия народных промыслов коренных народов Севера и угощают ароматной ухой и сладким чаем.

Обрядовое действие праздника начинается с ритуала «Встреча». Представители общественных организаций коренных малочисленных народов Севера встречаются у священных ворот, здороваются на своих языках и желают друг другу удачной рыбалки. Затем проходят через ворота на обрядовое поле, где их окуривают старейшины с двух ритуальных костров. Почетных гостей «Бакылдыдяка» приветствуют на русском и эвенском языках хозяева праздника.

Самый почитаемый дух у северных народов – это Дух Огня. Главный покровитель семьи, счастья и благополучия. После того как старейшина разжигает священный огонь, исполняется ритуальный танец «Поклонение Огню». После кормления священного огня кусочками рыбы, все гости и участники праздника проходят на ритуал «Кормление сети». Чтобы улов был богатый, у предков эвенов было принято не просто кормить сеть, но и заманивать рыбу в реки. Для этого молодые мужчины берут травяную косу и идут к морю. За косу также держатся женщины и девушки. Если есть среди них беременная женщина – это очень хорошо, в реки зайдет больше рыбы, а беременность и роды будут благополучными. Косу принято положить в воду и тянуть вдоль берега моря, после чего ее кладут на сеть, что символизирует богатый улов. Затем гости праздника вместе со старейшинами совершают обряд «Поклонение Духу Моря», бросая в него бусины и монеты.

Продолжает праздник первой рыбы концерт художественной самодеятельности национальных коллективов. Гостей праздника приглашают

принять участие в конкурсе «Разделка рыбы на юколу». Юкола – это блюдо северных народов, представляет собой пласты разделанной рыбы, провяленные на открытом воздухе. С древних времен юкола была главной пищей для рыбаков и охотников. Такая рыба хранится достаточно долго, чтобы ее можно было брать с собой без опаски.

Также любой желающий может попробовать свои умения в соревнованиях по северному многоборью: перетягивание палки, национальная борьба, метание маута на оленьи рога и бег с палкой.

В рамках мероприятия традиционно проходит региональная выставка-ярмарка декоративно-прикладного творчества «Унили», где было экспонируются работы, выполненные на основе традиционных ремесел народов Севера. Это сувениры, обереги, амулеты, куклы, предметы одежды, сумки и кошельки, изготовленные из натурального меха и кожи северных животных, рога лося и бивня мамонта, шкур и оперения птиц, бисера, глины, и др. натуральных и искусственных материалов.

Уже многие годы праздник первой рыбы «Бакылдыдяк» является неотъемлемой частью культурной жизни нашего региона и вносит неоценимый вклад в возрождение и сохранение этнокультурных традиций северных народов в области фольклорного, изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

?

LiveJournal

Log in

If this type of authorization does not work for you, convert your account using the link

October 18 2014, 14:12

Category:

  • Праздники
  • Cancel

Бакылдыдяк — эвенский праздник первой рыбы

Оригинал взят у alkrylov.ru в Бакылдыдяк — эвенский праздник первой рыбы

В старину оленеводы-эвены заранее договаривались о встрече близ устья реки ко времени начала нереста лосося. Когда приходил срок, покидали свои стойбища, оставив только несколько человек следить за оленями, и переезжали к морю. Там они ловили рыбу, заготавливали на зиму юколу.
На берегу моря юноши состязались в беге, борьбе, прыжках, стрельбе из лука, метании аркана. Разные родовые группы эвенов обменивались своими преданиями, песнями, легендами.

За многие годы мало что изменилось, ктоме того, что если раньше праздник проводили раз в два года, а теперь он проходит каждый год. Со всей Магаданской области съехались представители коренных и малочисленных народов севера. Поставили юрты.

Прздник начинается с исполнения древних обычаев кормления огня, моря и сетей. Этим шаман и старейшины задабривают духов.

Пока мужчины ловят рыбу, для гостей праздника выступают творческие коллективы. Исполняют национальные танцы и песни, читают стихи на эвенском языке.

Рядом продают сувениры, амулеты и национальную одежду.

Приятно видеть, что молодежь сохраняет традиции.

зрители болеют и переживают за своих выступающих.

Сказительница Чина Моторова исполняет песнь про Олу.

На девушках эвенские украшения. Они отличаются от чукотских нарядностью, что ли. У чукчей они более скромные и цветовая гамма менее яркая.

Гости фотографируются :)

Очень приятно было пообщаться со старыми гостями. На них вещи, которые расшивали бисером еще их мамы и бабушки. Некоторым остались и предметы быта. Например женский нож. К сожалению ен сфотографировал.

Традиционный танец с палкой.

Эвенские наряды.

Мужчины готовятся к соревнованиям. Метать маут не легкое дело. Аркан плетут из тонких полосок кожи оленя.

Оленя не было, но была палка на веревке. Запускали по моему высоко, поэтому ловкачам приходилось не просто, чтобы накинуть маут на деревяшку.

Всех желающих угощали свежей ухой их только что пойманной рыбы, кормили национальным хлебом — пресными лепешками.

Гости праздника остались довольны.

Больше фото и видео с праздника смотрите на MagadanMedia.ru

Фото: Станислав Красильников / ТАСС

В Магаданской области на Нюклинской косе прошел национальный эвенкийский праздник «Бакылдыдяк».Об этом пишет MagadanMedia.

Отметить праздник большой рыбы съехались представители стойбищ из округов Магаданской области, в том числе эвены, коряки и ительмены. Встречали собравшихся старейшины и представители коренных народов — вместе хозяева «Бакылдыдяка» разожгли священный огонь и провели ритуал кормления пламени и рыбацких сетей.

Гостей праздника ждали национальные блюда и соревнования на приготовление юколыюколы, традиционные спортивные состязания и исполнение песен народов Севера.

«Бакылдыдяк» — календарный праздник урожая, который также называют днем первой рыбы и большой встречи. В дни разгара лова красной рыбы представители коренных малочисленных народов Севера собираются вместе, чтобы воздать почести природным стихиям и порадоваться большому улову. Традиционно, в это время играли свадьбы, встречались с родственниками и друзьями.

Ранее в сентябре 2021 года губернатор Магаданской области Сергей Носов заявил о том, что регион находится «на пороге бума» популярности у туристов. По его словам, в настоящее время особенно заметен интерес путешественников к посещению необитаемого острова Завьялова в Охотском море.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Экономические праздники 2022
  • Эвенский праздник встреча солнца
  • Экологическая бригада сценарий
  • Эвенский праздник весны
  • Экобатл знатоки природы сценарий