Эвенский праздник весны

Забайкалье один из немногих субъектов в нашей большой стране, в котором малые народы сохраняют свой язык, быт и культуру. Мы уже рассказывали вам об эвенкийской свадьбе, ведь это же так интересно, подсмотреть за традициями, отличающимися от нас. А сегодня мы предлагаем побывать вместе с “Гуранкой” на празднике оленеводов.

Что такое бакалдын? или Как эвенки празднуют встречу весны

0

Забайкалье один из немногих субъектов в нашей большой стране, в котором малые народы сохраняют свой язык, быт и культуру. Мы уже рассказывали вам об эвенкийской свадьбе, ведь это же так интересно, подсмотреть за традициями, отличающимися от нас. А сегодня мы предлагаем побывать вместе с “Гуранкой” на празднике оленеводов.

Фото: Группа в Одноклассниках “Чара: вчера, сегодня, завтра”

Праздник оленеводов 

Во времена СССР обязательно у каждого народа, как и у каждой профессии, был свой праздник, поэтому идея сделать праздник оленевода идет прямиком оттуда. И датируется ориентировочно 50-60-е годами. Однако удивительно, что новый праздник был очень уж похож на любимый и древний праздник эвенков — бакалдын. Дата празднования — начало весны, и ритуалы праздника сохранились. Кажется, бакалдын был просто переименован в новый, угодный власти праздник оленевода.

Фото: Галина Кузубова

Что такое бакалдын?

В переводе с эвенкийского языка — бакалдын — встреча. Именно весной, после отела оленей и окончанием зимы все роды эвенков съезжались в одно место для совместной встречи нового года. Праздник бакалдын, символизирует окончание суровой зимы, по другому его называют “праздник весны и зелени”. Отмечается он в марте, начале апреля. И заметьте, он учитывает особенности забайкальской весны. В марте редко наступает весна, только в апреле можно наблюдать первые весенние листья.

Обряды праздника 

Исторически праздник начинался с обрядов: приветствия через Священного оленя, очищения — Чичивкавун, причащения к родовому огню Эллувка, кормления огня Имты, а также обряды поклонения огню. 

Вот о самых главных обрядах расскажем поподробнее. 

Обряд очищения, который как бы смывает с тебя всё плохое. В современных реалиях ставится тренога из сосновых длинных жердей и мимо неё под удары бубна, окуривания и  хорошие напутственные слова проходит человек. Старинный обычай может показаться странным для современного человека, но эвенки верят в его большую силу. 

Фото: Группа в Одноклассниках “Чара: вчера, сегодня, завтра”

Обряд причащения к родовому огню. Участники праздника должны были подходить к родовому огню, шаман или организатор «Бакалдына» кормил огонь с благопожеланиями для всех присутствующих, их близких и родных, затем начинал кормить духов неба, леса, земли и воды. Всех присутствующих приглашал дать крошки хлеба, пищи, подорожник духу «иччи» с просьбой исполнения заветных желаний. Старейшины родов проводили обряд причащения прибывших к родовому огню гостей. Обмазывали участников золой или углём из родового костра лоб, щеки, подбородок и произносили слова с самыми лучшими пожеланиями.

Фото: Галина Кузубова

Прошедший обряд причащения с этого момента находился под защитой родового огня. Суть причащения состояла в том, что оно укрепляло нити связей солнца, луны, звёзд и неба. Гости и участники праздника подходили к священному дереву «Сэбэк-мо» и, поглаживая его, просили исполнения заветных желаний. По окончанию проведения всех праздничных обрядов и ритуалов эвенки дружелюбно прощались друг с другом, покидали место проведения традиционного праздника.

Фото: Группа в Одноклассниках “Чара: вчера, сегодня, завтра”

Обязательно в Чаре на праздник оленевода проходит ярмарка, где эвенки продают изделия собственного  производства: унты, поделки, упряжь и другие национальные красивые вещицы. 

И главное событие праздника — гонки на оленях: в упряжках и верхом. Если с гонкой в упряжках все более-менее понятно, то сесть на оленя верхом, это вам не на лошадь. Тут нужна сноровка. Садиться нужно почти на лопатки — это самое крепкое место. И упряжь вся делается исходя из этой особенности. 

В любом случае, гонки на оленях — зрелище красивое и завораживающее. Лучше всего об этом скажут фотографии.

Фото: Группа в Одноклассниках “Чара: вчера, сегодня, завтра”

А вы бы хотели побывать на таком мероприятии? 

  • Вести Ямал
  • Вести Арктики
  • В Якутии отгремел национальный эвенкийский праздник весны Бакалдын

В Якутии отгремел национальный эвенкийский праздник весны Бакалдын

Северяне собрались вместе, чтобы поклониться духам и передать мудрость новому поколению

На лиственнице появились почки, в лесу запела кукушка. Именно в это время в Якутии празднуют Бакалдын — торжество в честь весны и зелени. «Бакалдын» с эвенкийского значит «встреча».

Северяне в очередной раз собрались вместе, чтобы поклониться духам, передать новому поколению мудрость. Евгений Заборовский с места событий.

Смотрите также: Тюркские народные гуляния на северный манер: в Салехарде отгремел Сабантуй

Ещё по теме

Новости партнеров

Эвенкийский национальный праздник «Бакалдын» прошёл в Забайкалье в онлайн-формате. Были танцы, песни, национальные блюда и приятная атмосфера. Расскажем, что такое «Бакалдын» и как он проходил.

Бакалдын (встреча солнца у эвенков)— национальный эвенкийский праздник. Бакалдын по-эвенкийски переводится как «встреча» — встреча людей, семей, родовых племён после долгой и суровой северной зимы. Праздник символизирует возрождение природы после долгой зимы, по-другому его называют «Праздником весны и зелени».

Проводиться праздник должен в самом начале лета, когда распускаются почки лиственницы, когда всю ночь напролёт кукует кукушка. Начало лета означает у эвенков начало нового года. Бакалдын начинается с совершения обрядов: очищения, поклонения речке, умасливания ритуального столбика, кормления огня.

Основная цель современного праздника — активное общение эвенков между собой, налаживание контактов между представителями разных районов, активизация и возрождение эвенкийского языка, приобщение детей к традиционной культуре.

Эвенки каждый год ждут с нетерпением праздник, чтобы зарядиться энергией через обряды, почувствовать единение народа, радость от встречи и общения с сородичами. Но пандемия коронавируса внесла свои коррективы в празднование национальных праздников. Риск заражения ещё высок, поэтому в этом 2021 году «Бакалдын» решили отметить онлайн.

«Бакалдын — это не только обновление природы. Это и встреча давних друзей, хороводы молодёжи, где рождались новые семьи. Этот старинный эвенкийский праздник с первых лет перестройки возрождён у эвенков Якутии, Бурятии, Амурской и Читинской областей. Все праздники и сопутствующие мероприятия Ассоциация проводит при поддержке «Удоканской меди», — рассказала председатель Ассоциации коренных и малочисленных народов Севера в Забайкальском крае Инна Ферко.

На празднике «Бакалдын» осуществляли обряды поклонения огню, очищения, причащения, «Секалаон» и «Синкгэлэвун».

Обряд очищения совершался при долгой неудаче в охоте. У входа устанавливается чичипкан, в середине — ритуальный костёр, в который время от времени подбрасывали багульник, можжевельник для окуривания. Начинался обряд очищения. Все участники праздника проходили через чичипкан, через живой коридор обрядовой группы, который взмахивал можжевельником или багульником, пропускал их, приговаривая пожелания исцеления, здоровья, счастья, удачи во всём.

Обряд очищения в обычных условиях жизни совершался в упрощённом виде. Во многих случаях его проводили сами больные, без участия шамана. Для этой цели разжигали костёр, изготавливали из травы чучело, напоминающее человека, и ставили чичипкан расколотый ствол молодой лиственницы с целой верхушкой. Путём уговоров и задабриваний заставляли духов дурного глаза переселиться в травяное чучело. При прохождении через чичипкан чучело зажимали и затем сжигали.

Участники праздника должны были подходить к родовому огню, шаман или организатор «Бакалдына» кормил огонь с благопожеланиями для всех присутствующих, их близких и родных, затем начинал кормить духов неба, леса, земли и воды. Всех присутствующих приглашал дать крошки хлеба, пищи, подорожник духу «иччи» с просьбой исполнения заветных желаний. Старейшины родов проводил обряд причащения прибывших гостей к родовому огню. Обмазывали участников золой или углём из родового костра лоб, щёки, подбородок и произносили слова с самыми лучшими пожеланиями.

Прошедший обряд причащения с этого момента находился под защитой родового огня. Суть причащения состояла в том, что оно укрепляло нити связей солнца, луны, звёзд и неба. Гости и участники праздника подходили к священному дереву «Сэбэк-мо» и, поглаживая его, просили исполнения заветных желаний. По окончании проведения всех праздничных обрядов и ритуалов эвенки дружелюбно прощались друг с другом, покидали место проведения традиционного праздника.

В наше время во многих районах острова местное население проводит праздник первой горбуши. Он начинается в начале летней путины, когда старейшины по памяти совершают обряд «кормления хозяина воды», возжигания священного костра. Праздник сопровождается спортивными состязаниями, танцами женщин, выступлениями национальных ансамблей, разными угощениями.

На современном празднике придётся пройти несколько обязательных обрядов. Первый и самый главный — пройти через Чипчикан, это ворота из длинных палок. Считается, что дым багульника очищает душу и тело. Для гостей организуют показательные состязания в национальных видах спорта. Члены родовых общин посоревнуются в мас-рестлинге (перетягивание палки), прыжках через нарты, кидании маута на точность и тройных прыжках

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад 212»

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста

«Эвинек» – весенний праздник Эвенков

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/230574/pub_5c3b77c5ca940600aa08e48d_5c3b789e6d724700ab2e0bb6/scale_1200

Разработали воспитатели

МБДОУ «Детский сад 212»:

Н.А. Колесникова

г.Зима 2021

Аннотация

           Эвенки – древний народ. Интересными обрядами и традициями эвенков живо интересуются не только культурологи и этнографы, но и обычные люди.

           Эвенки представляют собой типичных язычников. До сих пор они очень трепетно относятся к вере, стараются придерживаться всех канонов и неуклонно следовать наставлениям шаманов – посредников между миром живых и мёртвых. В религии этого народа особое место занимают духи умерших предков, среди которых есть чёткая иерархия.

          Чтобы стать шаманом, эвенку не нужно учиться или выбирать своё назначение самостоятельно. Для этой миссии его выбирают сами боги, которые в один момент овладевают сознанием.

           Основным занятием эвенков, которое обеспечивало им пропитание и средства на жизнь, была охота, поэтому среди традиций охотников есть много интересных обрядов.

         Для того, чтобы предстоящий промысел стал успешным, охотники проводили обряд, который называется «синкэлевун» или «шинкэлевун». Во время него выполнялось магическое забивание изображения животного, на которое собираются выходить мужчины. Такой же интересный обряд помогал вернуть удачу тому, кто на предыдущей охоте не смог добиться поставленной цели.

         А весной эвенки празднуют праздник «Эвинек», на котором они провожают зиму и встречают весну.

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста

«Эвинек – весенний праздник Эвенков»

Цель: приобщение детей к национальной культуре и традициям эвенского народа.

Задачи:

— воспитывать у детей чувство уважения и толерантного отношения к культуре народов Севера, их традициям и обычаям.

— развивать умение чувствовать и понимать красоту природы, желание сохранить природные дары

— познакомить детей с обрядами народа Эвенки.

Для праздника оформляют музыкальный зал.

Стол с мини-музеем рукодельниц эвенского народа (вышивки, сувениры -солнышки, работы из бересты, бисера, меха, разнообразные орнаменты).

Под эвенкийскую музыку дети входят в зал.

Ведущая:

— Добрый день, сегодня мы совершим путешествие к северным народам, которые называются Эвенки!

— Вы слышали, про такой народ?

— Эвенки очень интересный народ со своими традициями и обычаями, хотите узнать какими?

— Тогда отправляемся в путь!

Дети встают в круг под народную музыку эвенков.

Выходит женщина, одетая в костюм Эвенка (Эвенкийка)

Мэндуде-мӣ аяма̄н!(Здравствуйте друзья)

— Меня зовут Айнана!

— Край у нас богатый! Даже дети знают!

Что Сибирь в России, щедрой называют,

Щедрой на богатства, что дает природа.

На добро и чуткость нашего народа!

— Эвенкия – это край суровых зим с трескучими морозами, лихими метелями. Край, где девять месяцев – зима, остальное лето. Эвенкия – это край, где, в короткое лето успевают растаять реки и речушки, расцвести цветы, созреть ягоды и грибы…

Исполняется песня «Эвенкия»

Ведущая:

—  Посмотрите, какой красивый национальный костюм у эвенков! (рассматривают и описывают костюм эвенкийской гостьи)

— Верхняя одежда называется – зипун

— Меховые сапоги – унты

— А шапка называется – парка

А расшивают эту одежду народные умельцы.

В такой одежде, ни какой мороз не страшен!

Айнана:

-Но в конце мая, когда становится тепло эвенки празднуют праздник «Эвинек», на который мы сейчас попадем и все о нем узнаем.

— Главный обряд этого праздника – проводы старого солнца и встреча нового.

— Посмотрите на двух деревьях, которые стали священными,  натянута веревка «дэлбурге!»

—  Прошу вас, ребята подойти и привязать свои разноцветные ленточки к этой веревке и загадать желание.

Дети привязывают разноцветные ленточки к веревке

— По представлениям эвенков – эти деревья означают священную птицу – мать  и птицу – отца, а натянутая между ними веревка – священные ворота. По обычаю, если привязать ленточку к веревке дэлбурге и загадать желание, то оно обязательно исполнится.

Ведущая:

— Спасибо! Мы знаем, что эвенки очень чтят природу и природные богатства. Наши дети для вас хотят рассказать стихи про наш богатый край.

Айнана:

— Я с удовольствием послушаю!

1 ребенок

Природа Сибирь, а есть ли богаче?

Где кедры, как в зеркало, смотрятся в небо

Где ивы и вербы над речкою плачут,

Меня не поймет, только тот, кто там не был.

2 ребенок

Там горы утрами укрыты туманом.

И облака по вершинам чуть движутся,

От воздуха горного, будто бы пьяный,

Воздухом этим никак не надышешься

Природа Сибири чудесна…не скрою,

А если уедешь, то снова вернешься,

К тем родникам с ключевою водою,

Которую пьешь и никак не напьешся

3 ребенок

Все лето природа щедра разнотравьем,

И может быть край этот кажется диким,

Я много отдам за одно лишь желанье ,

Почувствовать вкус переспелой брусники.

4 ребенок

И смотришь, как в вечность в озерную воду,

И если хоть раз побывать здесь случится,

Навечно влюбляешься в эту природу!!!!

И хочется снова сюда возвратиться!!!

Айнана:

— А вы знаете, что на празднике «Эвенек», эвенкийцы проходят обряд очищения. Они прыгают через горящий костер, в который кладут ветки багульника. Багульник для эвнекийцев священное растение, которое может изгонять болезни и неприяности от человека.

Звучит шаманская музыка

— Предлагаю вам перепрыгнуть через такой костер.

В середине зала распологается имитация двух костров с ветками багульника.

Дети прыгают через первый костер под шаманскую музыку.

Айнана:

— Это первый костер, через который мы прыгали, он означает, что мы попрощались со старым годом и лютой зимой, оставили все невзгоды.

— А теперь предлагаю перепрыгнуть через второй костер, который означает пробуждение природы после долгой зимы и надежду на лучшее.

Дети прыгают через второй костер.

 Ведущая:

— Сейчас мы посмотрим, знаете ли вы эвенкийские названия

животных. Я  буду называть их по – русски, а вы по – эвенкийски.

Показывает картинки животных с названиями

1.Есть в Эвенкии лесные великаны – лоси (мотыл)

2.Спит в берлоге бурый медведь (хомоты)

3.Прыгают весело с ветки на ветку шустрые белки (улукил)

4.А вот осторожно крадется хитрая лиса (сулаки)

5.Самый ценный зверек – соболь (чипкан)

6. А как же по эвенкийски будет олень? (орон).

— Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием!

Айнана:

— А теперь по обычаю, я произнесу для вас важные слова!

Подходит к каждому ребенку и произносит

 — «Пусть новый год принесет тебе счастье, человек!»

-Теперь предлагаю станцевать народный танец, который называется «ьээдьэ»

Танцуют танец все вместе

Ведущая:

— Эвенки народ очень трудолюбивый, они не могут долго жить на одном месте и постоянно кочуют со своими пастбищами. А еще женщины на равне с мужчинами ходят на охоту.

 Айнана:

— Да это так, но мы никогда не убиваем зверя ради забавы, а только для пропитания.

— А еще наши женщины искусные мастерицы, хотите я вам покажу какие вещи наш народ умеет изготавливать?

(Проходят к столу, где расположены музейные экспонаты (вышивки, сувениры — солнышки, работы из бересты, бисера, меха, разнообразные орнаменты)

— В эвенкии очень долгая и холодная зима, поэтому эвенкийские женщины очень любят вышивать солнышки, поэтому на этих изделиях очень много и зображений солнца.

Дети рассматривают экспонаты

Айнана:

— Теперь мне пора прощаться с вами ребята, спасибо за теплый прием, теперь мы с вами будем хорошими друзьями!

Дети прощаются и под народную музыку покидают зал

Год начинался, когда просыпалась земля, и заканчивался, когда она вновь укрывалась снежным одеялом. Об особенностях современного и древнего эвенкийского календаря корреспонденту «АиФ-Красноярск» рассказала главный специалист по эвенкийской культуре таймырского Дома народного творчества Татьяна Болина-Укочёр.

Икэнипкэ

Эвенкийский новый год, эвенки, эвенкия

Эвенкийский новый год. Фото: Официальный сайт органов МСУ Эвенкийского муниципального района

Этот обрядовый праздник сейчас называют Днём оленевода. Он проводился в весеннее новолуние, за месяц до наступления устойчивого тепла. Знаменовался рождением оленят, появлением травы и хвои лиственницы и отмечался народной приметой — первым кукованием кукушки. Этим праздником начинался эвенкийский новый год. Обряд был направлен на получение священной силы для оживления Природы, которая должна способствовать размножению оленей и дичи и давать здоровье и благополучие людям.

Вначале всех приглашают очистить душу и тело дымом багульника, затем — накормить огонь свежеиспечённым хлебом. Говорят, если загадать во время этого обряда желание, оно непременно сбудется. Благосклонность судьбы можно также получить, дотронувшись рукой до деревянного столба «сэвэки». Обращаясь к божеству по имени, просили дать хороший год.

При встрече первого грома, повествующего о наступлении нового года, произносили Алга — просьбу, благопожелание. Когда слышали первые раскаты грома, брали ветки ёрника в правую руку, трижды обходили жилище по движению солнца и произносили:

Арчэ, арчэ!
Мы есть эвенки,
Мы арбагасы имеем.
Чтоб хорошо жили,
чтоб не голодали,
Хорошим годом приходи,
Плохим годом не приходи.

Обряд был направлен на получение священной силы для оживления Природы. Фото: Официальный сайт органов МСУ Эвенкийского муниципального района/ К. Кузьмина

Синилгэн

Праздник первого снега, благословения зимовья. С этого дня начинается охота. Начинают с обряда Чичипкан — прохождение через «небесные врата». Их делают из раздвоенного ствола лиственницы, наверху крепится тотем в виде лица. Прошедший Чичипкан человек считается очищенным от грехов и болезней прошлого года.

Теперь лишь треть эвенков говорит на родном языке.

Это праздник души и ликования эвенков — с этого дня начинается великая охота. Синилгэн проводится на традициях обряда, символически означающего добывание охотничьей удачи. При этом сильные духом и одарённые охотники берут особый лук и идут на охоту. Когда удача добыта, женщины и дети встречают их с великим ликованием. На праздник съезжаются издалека. Затем многоуважаемый человек рода просит у духа огня благословения и кормит огонь специальным угощением.

Бакалдын

Летний эвенкийский праздник, во время которого происходит так называемая «встреча всех родов». Проводится он на месте, где пересекались кочевые тропы, в самом начале лета, когда распускаются почки лиственницы и всю ночь напролёт кукует кукушка. На вершине сопки разжигают костёр и благодарят солнце. Сначала на такие празднества допускались только мужчины, но потом участвовать в них стали женщины и дети. Здесь танцевали круговой танец ёхарьё, устраивали спортивные состязания, заключали торговые сделки и обменивались невестами.

Ещё одна интересная традиция — кормление реки с пожеланиями добра и счастья, чтобы в реках было всегда полно рыбы. С заходом солнца шаман камлал и просил у духов счастья для всех людей на земле.

Здесь танцевали круговой танец ёхарьё, устраивали спортивные состязания. Фото: Официальный сайт органов МСУ Эвенкийского муниципального района

Месяц — это «луна»

Эвенкийский календарь состоял из 13 лунных месяцев. Поэтому месяц называется «бега», что в переводе значит «луна». Позднее один месяц был потерян. Новый год у эвенков начинался с весны.

Месяц январь — мирэ — «месяц плеча». Название очень точное. Действительно, в январе из-за горизонта начинает выглядывать солнышко и лучами касается плеч человека.

Февраль — гиравун — «месяц шага», «месяц пешей ходьбы на охоте». Солнце в это время года поднимается над горизонтом выше, чем в январе, и природа делает шаг к теплу, к весне.

Март — эктэнкирэ — «месяц роста рогов». В марте у самцов северных оленей начинается рост рогов.

Исследователи говорят, что люди расселились в Сибири в эпоху позднего палеолита.

Апрель — туран — «месяц ворона». Время, когда эти птицы начинают высиживать яйца.

Май — сонкан — «месяц телят». В это время проходит отёл самок домашних северных оленей.

Июнь — мучун — «месяц зелени». Света в изобилии, зелень набирает силу.

Июль — чорилин — «месяц солнцепёка». Самый тёплый месяц.

Август — иркин — «месяц чистки оленьих рогов». В эту пору у северных оленей прекращается рост рогов, и с них начинает сходить бархатистая кожица, обнажая кость рога.

Сентябрь — сирудян — «время начала оленьих игр». Начинается свадебная пора у диких и домашних оленей.

Октябрь — угун — «месяц замерзающей воды». Устанавливаются отрицательные температуры, появляются забереги на реке.

Ноябрь — хукдарпи — «месяц глубокого снега, сильного мороза». Точнее про ноябрь не скажешь.

Декабрь — хэгдыг — «самый длинный, самый большой». Кочевники тайги в это суровое время года находились в стойбище, время тянулось медленно. 

Когда приходит цивилизация, традиции теряются.

Год начинался с головы

Ранее у эвенков существовал календарь, в основе которого лежало тело человека. Такой календарь описал известный тунгусовед В. Туголуков. Древнейший главный календарь всех эвенков был построен по принципу счисления месяцев по верхней части человеческого тела. В суставном календаре очевиден астрономический принцип построения.

Сонная — голова, или вершина (начало) года, месяц, когда день начинает прибывать.

Эвримира — левое плечо (год как бы начинает спускаться вниз).

Ичан — левый локоть руки.

Билян — запястье левой руки.

Унму — суставы, образующие основания пальцев левой руки.

Чаратки — средние суставы пальцев левой руки.

Огитки — последние, нижние суставы пальцев левой руки.

Мужчины коренных народов Севера - это вожди, добытчики и экстремалы.

Год прошёл половину своего пути и переходит на пальцы правой руки, начинает восхождение в обратном порядке: огитки, чаратки, унму, билян, ичан, туктиримира — правое плечо.

Эту основную календарную систему эвенки различных районов приспосабливали к местным условиям и давали месяцам ещё и дополнительные, описательные названия.

    Дни солнцестояний и равноденствия были хорошо известны эвенам. Праздники, справляемые эвенами, якутами и другими народами в дни летнего солнцестояния, носят следы древнего культа солнца. Традиционным остается у эвенов проведение национального праздника («hэбдьэк», «hэбдьенэк» или «эвинэк») – встречи Нового года в дни летнего солнцестояния (22,23,24 июня). Летний месяц – дилгос илаани – июнь, буквально означает месяц солнца, воды и новой зелени, месяц пробуждения и обновления природы. С этого месяца начинался древний Новый год эвенов. Возникновение хороводного танца «hээдьэ» и национального праздника «hэбдьэк» и «эвинэк» ставится в прямую связь с обрядом встречи солнца и нового года эвенов: древний круговой танец hээдьэ начинается и идет по движению солнца [Алексеев, 1993, с.10].

    Проведение праздника встречи занимало особое место в жизни эвенов. После долгого сурового зимнего периода, в течение трех самых долгих дней в году эвены, съехавшись с разных местностей, проводили время в веселье: пели, танцевали хороводные танцы.

Kostyum9.jpg

    На таких сборах осуществлялись взаимный обмен, брачные сговоры, устраивались молодежные развлечения, спортивные состязания и др. Обычаи и обряды народа, посвященные встрече Нового года несли в себе огромный культурно-созидательный смысл. Они включали элементы песенно-танцевального искусства, театрализованные представления сказок, родовых преданий, легенд. На празднике исполнялись различные родовые песни, песни-импровизации, песни-рассказы.

    Одним из главных моментов встречи являлось коллективное исполнение кругового танца «hээдьэ» — «Дьэhэрийэ», который имеет те или иные варианты у разных локальных групп эвенов. Все эвенские хороводные танцы, различные песни являлись школой для молодежи, с помощью них они получали знания, учились опыту старшего поколения и мудрости жизни. Песни и круговые танцы имели слова заклинания (благопожелания). Например, в «Дьэhэрийэ» есть такие слова [Алексеев, 1993,с.58]:

Заклинаю! Пусть песни и радость разносятся
Над тайгою моей, над страною оленных людей!
Верь всегда, что наступит день такой,
Когда не будет печали и слез,
Когда соберемся в «hээдьэ» весь эвенский народ!
 Просмотр этого шаблона Эвены
Быт

Семья и брак •
Формы заключения брака •
Традиционное воспитание детей •
Пища и домашняя утварь •
Поселения и жилища •
Хозяйственные построения •
Транспорт •
Хозяйство •
Женщины в эвенском роде

Even .png
История и
происхождение

Эвены •
Эвены Березовки •
Проблемы этногенеза и этнической истории эвенов •
Малый народ России. Эвены •

Культура

Песенно-танцевальное искусство •
Танцевальный ансамбль «һэкуу» •
Народные праздники
Материальная культура •
Традиционный календарь

Одежда

Эвенская одежда •
Развитие эвенской одежды

Персоналии

Борисова С.Д. •
Степанов П.А. •
Лебедев В.Д. •
Павлова А.В. •

Эвены – коренной малочисленный народ Северо-Востока Российской Федерации

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Эвенские национальные праздники
  • Эко праздники январь
  • Эвенские народные праздники
  • Эко праздники россии
  • Эвенкийский праздник синилгэн 2019