Фестиваль это праздник или нет

Попробуйте найти научное определение жанра «фестиваль» — и столкнетесь с неожиданной сложностью: понятие это до сих пор не получило детальной проработки. Иными словами, принимаясь за организацию фести...

Фестиваль — праздник для ценителей. Формула успеха

Фестиваль — праздник для ценителей. Формула успеха

Попробуйте найти научное определение жанра «фестиваль» — и столкнетесь с неожиданной сложностью: понятие это до сих пор не получило детальной проработки. Иными словами, принимаясь за организацию фестиваля, стоит для начала задать себе вопрос: что же это за «крококот» такой?

Что такое фестиваль?

Французское слово festival корнями уходит в латинское festivus — праздничный. И строго говоря, происхождение этого слова нам не говорит ничего большего о жанре: это просто-напросто некое праздничное действо, родственное карнавалам, ярмарочным балаганам и прочим вакханалиям. Развернутое определение встречаем у Ожегова: «Фестиваль — широкая общественная, праздничная встреча, сопровождаемая смотром достижений каких-нибудь видов искусств». Но вот что интересно: появление этого «смотра достижений» обусловлено исключительно историческими и даже политическими факторами.

Мировая культура знала фестивали еще с античных времен. Фестивальный принцип широко применялся в древнегреческом театре до появления знаменитых амфитеатров. Но в том формате «смотр достижений» был приурочен к главному празднику. То есть праздник оставался главной составляющей события. Традиционно считается, что первые фестивали с некой конкурсной составляющей появились в Англии в 1930-е годы и были музыкальными. Настоящий фестивальный бум пришелся на послевоенные годы, когда у фестивального движения появилось много новых политических задач: продемонстрировать собственному народу прелести родного искусства, показать страну во всей красе на мировой арене, добровольно-принудительно вселить в сердца молодежи «мир, дружбу, любовь» и так далее. При этом фестивали приобрели ярко выраженную социальную составляющую, исполненную патриотического пафоса, но отчасти потеряли главное — праздничность, а ведь именно она составляет саму суть фестиваля.

Анализируя все факты, можно сделать вывод, что нынешняя неопредленность, когда под фестивалями мы подразумеваем как закрытые кинопоказы документального кино, так и гастрономически-музыкальные пикники, обусловлена двойственностью самого понятия. Что в нем главенствует — его праздничная основа или пресловутый «смотр достижений»? Единственно верного ответа нет, и правы все организаторы — и делающие ставку на контент и поиск новых дарований, и создающие праздник в самом карнавальном его смысле.

Нам же в контексте изучения фестивалей с точки зрения организации мероприятия было бы понятно и удобно, например, такое определение фестиваля: фестиваль — это яркий праздник и место сбора ценителей определенного вида искусства или ремесла. Что общего у какого-нибудь абстрактного фестиваля чапельников в Больших Избищах, аниме-фестиваля в Москве и Октоберфеста по всему миру? И тот, и другой, и третий — истинные праздники для любителей чапельников, аниме и пива. Если мы возьмем узконаправленные кинофестивали, то для их аудитории праздником является сама возможность посмотреть редкие фильмы (читай: пир духа). Если возьмем кулинарные фестивали, то их аудитории мало будет пищи духовной — гурманам нужно все попробовать на вкус. И так далее. Такие разные фестивали объединяет ориентация на свою аудиторию.

«Работа с целевой аудиторией на сегодняшний день — приоритетная задача для любого фестиваля, — считает Андрей Матвеев, генеральный директор компании С.A.T., организующей такие фестивали, как Нашествие, Maxidrom, Эммаус и др. — Если проанализировать ситуацию, первая пятерка больших музыкальных фестивалей не пересекается по целевой аудитории: ни «Нашествие» с его русским роком, ни Maxidrom с ориентацией на западных звезд (хотя у этого фестиваля в зависимости от хедлайнера может меняться облик типичного зрителя даже в течение двух концертных дней), ни молодой фестиваль «Кубана» со столь же молодыми фанатами молодого современного рока (да и веселье на берегу Черного моря накладывает свой отпечаток на публику), ни, разумеется, «Усадьба Jazz» или «Пикник Афиши». Хотя, на мой субъективный взгляд, у некоторых из них сейчас непосредственно в сфере целевой аудитории появился конкурент — «Дикая Мята», хотя по музыкальной стилистике это совершенно иное явление. К тому же у «Пикника» могут «оттягивать» публику «созвучные» ему Park Life или «Субботник». Но, повторюсь, среди крупных признанных и успешных фестивалей мало тех, которые копируют друг друга, на самом деле. В том числе в части аудитории».

И в этом контексте смысл любого фестиваля сводится к тому, чтобы угодить его конкретной целевой аудитории — сделать ценителям праздник в их понимании праздника. Перефразируя Людовика XIV с его «Государство — это я», можно говорить, что фестиваль — это зрители. И уже от этого стоит отталкиваться в поисках формулы успеха проведения event-мероприятия этого жанра.

Такие разные, но все-таки вместе

Говорить об организации фестиваля в принципе, некого абстрактного фестиваля, предельно сложно по уже упомянутой причине: фестивали бывают очень и очень разные. Как может прийти в голову сравнивать испанский фестиваль «Томатино» и помпезные Каннский или даже наш ММКФ?! Очевидно, что столь разные смыслово и визуально мероприятия будут отличаться и по наполнению, и по атмосфере, а значит, и по организации — по созданию этой самой атмосферы, оформлению этого самого наполнения и т.п.

Меж тем можно предположить, что даже на «Томатино» среди прочих составляющих будет предусмотрен серьезный конкурс мастеров помидоровыращивания, а на кинофестивалях, как мы знаем, бывают закрытые мероприятия, на которых тоже случаются буйства и винное изобилие. Мы можем условно разделить подготовку любого фестиваля на три ключевых блока:

    • формирование основной программы (подбор участников в тематике фестиваля), которую условно назовем смотром достижений;
    • разработка развлекательной программы, которую условно назовем дополнительными составляющими праздника (понятно, что в ряде случаев доля дополнительных составляющих будет минимальной, но она все равно будет, каким бы серьезным и бюджетным ни был фестиваль);
    • создание необходимого комфорта (как для гостей фестиваля, так и для участников).

Какие бы разные ни были они, эти фестивали, у них есть много общего — ряд принципов и нюансов, которые должны знать организаторы, решившие попробовать себя в этом непростом жанре event-мероприятия.

Музыкальные фестивали музыкальной страны

В России наиболее популярны музыкальные фестивали. Нет, это не данные ВЦИОМ или другого института статистики, это просто факт. Именно музыкальные фестивали у нас в стране собирают аудиторию и имеют хоть какие-то шансы стать коммерчески успешными, даже если начинались на голом энтузиазме. И в этом смысле искать формулы успеха организации фестивалей имеет смысл на примерах проектов этого направления. А учиться — у лучших.

Одним из критериев успешности музыкальных фестивалей является их известность в широких кругах. Скажем, о «Дикой Мяте» или «Эммаусе» знают очень многие, даже если и не слушают представленную на них музыку. Это говорит о самобытности, грамотной PR-поддержке, авторитете и безупречной организации, ведь, как известно, дурными новостями делятся охотнее — и они распространяются стремительно, так что о «косяках» организаторов стало бы известно всем. Так что же было нужно, чтобы эти и другие фестивали стали лучшими в своем роде?

Шаг 1. Концепция. Актуальная и оригинальная

Первый этап организации успешного фестиваля — пресловутая концепция — ключевой замысел и способ его реализации. На самом деле латинское слово conceptio весьма емкое, поскольку несет в себе одновременно и смысл «понимание», и смысл «система». То есть формулировка концепции — это, собственно, понимание того, что и зачем ты собираешься делать, а также как ты собираешься это делать (по какой системе): для кого, какими силами, на какие средства, каким образом технологически и т. п.

Разумеется, выбрать актуальное направление — особенно с учетом многообразия современной музыкальной культуры — очень важно. В этом смысле нужно постоянно держать руку на пульсе новых веяний. «Для этого нужно быть, что называется, «в теме», иметь чутье и разбираться в музыке, — подтверждает Илья Бортнюк, генеральный директор компании «Светлая Музыка», продюсер фестиваля STEREOLETO. — Обычно все фестивали начинаются с небольших и если они востребованы, то так или иначе развиваются».

На сегодняшний день ряд направлений очевидно лидирует по числу фестивалей, их представляющих. «Наиболее популярны фестивали в формате «русский рок» с добавлением иностранных поп-/рок-хедлайнеров, — комментирует Илья Бортнюк. — Также очень популярны вариации на темы «Звезды 80-х/90-х», «Легенды ретро» и тому подобные. Почему? Страна такая».

Привлекают внимание продвинутой публики и фестивали, комбинирующие музыку и различные духовные практики: так называемые «пространства» для саморазвития и общения с единомышленниками (преобладают на таких проектах жанры ска, регги, даб, дэнсхолл и т.п.). Меж тем многие направления представлены мало или не представлены вовсе: скажем, танго и фламенко, босанова, кантри, салонная музыка, военные мотивы. Примечательно, что не приживаются и часто заканчиваются после первой же попытки поп-фестивали, рэп-фестивали (видимо, этой аудитории достаточно дискотек и концертов, чтобы удовлетворить свои потребности, или же организаторы пока не нашли нужные подходы), уберегли нас пока и от фестивалей шансона.

Шаг 2. Цели и задачи. Праздник vs смотр талантов

И все же, выбрав направление, пусть и актуальное, нельзя просто собрать каких-либо исполнителей и позвать гостей — вдруг придут. Следует определиться с задачей: понять, что будет доминантой в фестивале — праздник или «смотр достижений», а затем уточнить приоритеты: важно ли в рамках проекта открыть новых звезд, познакомить массы с новинками (или даже новым направлением), сделать яркое шоу на всю страну, собрать узкий круг единомышленников, заработать денег, в конце концов…

Бывают и задачи совершенно иного плана и масштаба, как, например, в случае с фестивалем Jazz May в Пензе. «В задачи нашей компании изначально не входило создание музыкального фестиваля, — рассказывает генеральный директор творческого кластера «КБР. Креативная экономика» и организатор фестиваля Jazz May в Пензе Святослав Мурунов. — Перед нами стояла цель создания позитивного имиджа города. Нам нужно было выбрать оптимальный инструмент по созданию привлекательного образа жителей города, их жизни, их ценностей. И оказалось, что фестиваль — вполне подходящая форма. Нам важно было участие максимального числа заинтересованных граждан в проектах (а наш джазовый пикник — лишь одно из череды мероприятий), чтобы не просто собрать зрителей на никому не нужный концерт, а спровоцировать живое общение, развить городскую культуру, создать арт-пространство. Мы пошли напрямую к аудитории: в социальные сети, причем сразу в сообщества по интересам — и в этих самых городских комьюнити мы нашли отклик на наши запросы. Более того, мы нашли не только темы для будущих мероприятий, но и столь необходимую искру, а заодно и отличных помощников. Многие выступали волонтерами, готовили вместе с нами площадку, помогали в составлении программы, предлагали креативные идеи, так что подготовка фестиваля и остальных наших проектов стала едва ли не более важным в решении наших задач этапом, чем сам праздник».

Примечательно, что определиться с приоритетами в очередной раз помогла потенциальная аудитория: казалось бы, организаторы призваны были выполнить социальный заказ, но при этом работа велась исходя из запросов аудитории, а не наоборот. Таким образом, выбирая между разными вариациями жанра «фестиваль», определяя наиболее интересный формат, направление, организатор всегда делает это с оглядкой на зрителя — на что тот пойдет с бóльшим удовольствием?

Содержание прежде всего

Разумеется, основной приманкой для аудитории является контент. Ценители жаждут узнать, что может предложить им организатор. А в случае с музыкальными фестивалями — кого он может предложить. И здесь снова вступает в силу приоритет целей и задач. Ситуация двоякая: с одной стороны, стремление к коммерческой успешности проекта, к выходу на более широкую аудиторию диктует необходимость приглашения звучных имен, с другой стороны, аудиторию может заинтересовать и часто интересует все новое, в том числе и новые исполнители.

Совет 1. Правильная дата — половина успеха

Каждый организатор выбирает свой путь, что во многом отражается и на процессе подготовки мероприятия. Скажем, для фестивалей, которые делают ставку на звезд, важным оказывается проведение праздников в одно и то же время, при этом по возможности отличное от времени крупных мировых фестивалей, чтобы иметь возможность вписаться в график популярных исполнителей. Известно, что календарные сроки проведения ведущих мировых фестивалей находятся в одном временном интервале, и отечественному фестивальному движению логично подстраиваться под заданный ритм, не пытаясь конкурировать, а будучи по времени удобной альтернативой.

Совет 2. Готовь сани летом

Для привлечения звезд мировой величины идеально иметь в запасе много времени для букинга и переговоров, поэтому программы нужно составлять минимум за год до мероприятия. В случае крупных фестивалей имидж проекта со временем начинает работать на него — и уже местные звезды средней величины начинают высвобождать время для участия в этом празднике, а не он подстраиваться под них.

Совет 3. Большие звезды и новые имена — на одной сцене

При планировании программы фестиваля организаторы встают перед решением непростого извечного вопроса: приглашать звездных артистов или потратить эту существенную часть бюджета на другие аспекты мероприятия? Однозначного ответа на этот вопрос нет: некоторые эксперты уверены, что в нашей стране формат «фестиваль как открытие новых имен» не работает, другие верят в жизнеспособность открытия новых имен.

«Я не думаю, что из организаторов действительно крупных и коммерчески успешных фестивалей кто-то делает серьезные шаги по развитию молодых исполнителей. С коммерческой точки зрения привлекать молодежь выгодно, поскольку составляется line up проверенным годами способом: приглашаются мировые знаменитости, которые становятся основным магнитом для публики и позволяют достичь высокого процента продаж, потом формируется костяк звезд среднего звена, а потом добираются представители остальных эшелонов. За последние лет пять я не слышал ни об одном открытии нового имени на фестивалях масштаба Нашествия или Maxidrom. В нашем случае фестиваль, к сожалению, не является трамплином для юных дарований. Скорее, для них предпочтительнее Интернет и радио. На наши фестивали люди идут на имена», — рассказывает Андрей Матвеев.

И все-таки даже при наличии звездных артистов фестиваль все еще может быть площадкой для открытия новых талантов и поиска молодых звезд. У некоторых это происходит «по совместительству», то есть основной задачей является предоставление аудитории ценителей востребованного контента, но если таковым может оказаться юное дарование — ему будет оказана всесторонняя поддержка, как на фестивале «Усадьба Jazz» (и для молодежи участие в таком фестивале, разумеется, важный этап развития карьеры). «Мы делаем конкурс молодых исполнителей уже пять лет, — делится Мария Семушкина. — Мы открыли много новых имен, показали их широкой аудитории, смогли кого-то вывести за границу, помочь записать альбом».

А есть фестивали, которые открытие новых имен — этакую просветительскую деятельность — постулируют в качестве своей приоритетной задачи, как, например, делает это STEREOLETO, событие европейского уровня, уникальное в контексте отечественного формата, ибо конкурирует с крупными зарубежными аналогами и приглашает вот уже 11 лет исполнителей самых разных и порой неожиданных жанров и направлений.

«У каждого фестиваля своя цель, — говорит Илья Бортнюк. — У нашего фестиваля цель в первую очередь культурно-просветительская и «идеологическая» (в смысле первична идея — сделать хороший фестиваль с хорошей и актуальной музыкой). И в этом плане процесс букинга у нас довольно сложный и длительный. Нужно, конечно, чтобы было несколько имен, на которые придут. Но нам всегда удается сделать хороший line up, где есть и звезды, и совсем не известные для нашей аудитории артисты, которых мы для нее открываем. В принципе, для нас одинаково важны и те, и другие: важен в первую очередь сам артист, а не его популярность».

Интересен также формат фестивалей «для единомышленников», когда участники одновременно являются и организаторами, и аудиторией фестиваля: они платят оргвзносы, помогают с решением вопросов питания, проживания, транспорта, постановки звука и света, они же сами собирают друзей, они же и выступают, дают мастер-классы, читают лекции. При этом аудитория таких фестивалей может быть весьма обширной, а история — многолетней. К такого рода проектам можно отнести 10-летний питерский Systo Palty Togathering (который «побуждает нас, как и прежде, как было из года в год и в веках, встретиться вновь с друзьями, чтобы творить, петь и танцевать») и три года назад появившийся на фестивальной арене «ВОТЭТНО» в Горном Алтае — «праздник для друзей», «семейный фестиваль», «камерный фестиваль», «новое сообщество тех, кто проснулся и ищет себя».

Место под солнцем

Место проведения фестиваля также играет важную роль в формировании привлекательного образа среди ценителей. Например, большую популярность в последние годы получил летний оперный фестиваль в финском городе Савонлинна: любителей оперного искусства из разных стран привлекают оперные постановки ведущих европейских театров, исполняемые на открытом воздухе в декорациях на фоне старинного замка. Или, скажем, невозможно представить всемирно известный Вагнеровский фестиваль без великолепного Байретского театра, выстроенного на рубеже 1870-х годов в соответствии с авторской концепцией самого композитора. Иными словами, место проведения фестиваля очень важно с концептуальной точки зрения. «У каждого фестиваля своя аудитория. Важно ее понимать и чувствовать. Наша аудитория тонко чувствует музыку, но и не только ее: место и атмосфера, уют и комфорт тоже очень важны для него. Если бы «Усадьба Jazz» проходила, скажем, в грязном поле, ощущения могли бы остаться позитивными, но они точно не были бы такими возвышенными, как мы планируем» (Мария Семушкина).

Open-air vs павильон

Для организаторов фестиваля важно не только само место и конкретный антураж, но и в первую очередь принципиальное решение: проводить мероприятие на открытой площадке или провести его в закрытом помещении.

«Разумеется, любой организатор мероприятия понимает, что open-air сложнее технически, так как нужно организовывать всё своими силами: ограждения, гримерки, туалеты, электричество и т.д. — то, что уже в закрытых помещениях есть. Плюс, конечно, наши города (в случае со STEREOLETO — Петербург) — не Барселона или Тель-Авив, и погода тоже всегда риск. Мы понимаем это, понимаем… И все же летом open-air в тысячи раз приятнее, чем закрытое пространство» (Илья Бортнюк).

Вообще все на редкость прагматично и упирается в очередной раз в финансовые сложности: «Вопрос, где проводить крупные фестивали, скоро станет ребром, поскольку помещения не вмещают десятки тысяч человек, а открытые площадки как в черте города, так и вне ее редеют: скоро застроят Тушинский аэродром, а земли в Подмосковье или любой другой области, как правило, частные, а значит, каждый раз нужно будет искать заинтересованного собственника, что не так и просто» (Андрей Матвеев).

Плюсы и минусы организации фестивалей на открытом воздухе и в помещениях очевидны. Всем знакома опасность скопления большого числа гостей в замкнутых помещениях (не будем вспоминать многочисленные пожары в клубах), но всем знакомо и коварство погоды (грязевые ванны «Пустых холмов» до сих пор воспеваются сетевыми баянистами). Разумеется, у помещений есть очень важное преимущество перед открытыми пространствами — это наличие инфраструктуры. «Большой open-air — это прежде всего безопасность, питание, входы, продажи билетов, огромная логистика, — напоминает Мария Семушкина. — В залах все проще, но и рентабельность гораздо ниже». К тому же в природе пока не существует помещений, способных принять несколько десятков тысяч человек в свободных рамках фестиваля, а не футбольного матча на узких пластиковых пародиях на стулья.

Но, где бы ни проводилось мероприятие — на воздухе или в четырех (и более) стенах, очень важно хорошо продумать навигацию по заданному пространству. Одна из самых распространенных ошибок организаторов — отсутствие достаточного количества указателей, информационных материалов и стендов, очевидных названий зон и т. п. Постоянная путаница в передвижении по месту проведения фестиваля (а то и вовсе риск заблудиться или не найти сцену с любимым исполнителем) вызывает настоящий зуд раздражения, а такая эмоция может испортить даже самый замечательный по задумке и наполнению проект.

Несите ваши денежки…

Фестивали, как мы уже выяснили, бывают абсолютно разные. И финансовый вопрос лишь подчеркивает пропасть между коммерческими и некоммерческими проектами. Мы уже упоминали о существовании узконаправленных, идейных фестивалей вроде «ВОТЭТНО», «Быть добру», Systo Palty Togathering, бюджеты которых считаются даже не на калькуляторе, а в уме. И нет нужды говорить, что это несравнимо с масштабами финансовых вливаний в какой-нибудь «Эммаус» или «Рок над Волгой». Откуда же взять денег на проект и как строится схема работы со спонсорами?

Если верить старожилам фестивальной индустрии, ситуация с финансами для новичков рынка поистине патовая: «Действительно крупные денежные спонсоры тратят корпоративные бюджеты на рекламу традиционными способами — на телеканалах, по радио; они не мыслят продвижение через фестиваль мало-мальски обязательным или необходимым для себя. А если у фестиваля нет истории и авторитета, получить средства вдвойне тяжело. При проведении первых проектов, таким образом, организаторам не придется рассчитывать на спонсоров — лишь на свой креатив и идею в надежде на искренний интерес зрителей, которые и составят первоначальный капитал для дальнейшего развития. Но если мы говорим о действительно качественных проектах с хорошей инфраструктурой, вложиться нужно будет серьезно. В остальном, повторюсь, для финансирования нужна репутация на рынке».

Имидж именитых проектов становится их визитной карточкой и знаком качества, а вот новым героям нужно искать дорогу в обход. Например, очень избирательно подходить к вопросу о том, к кому обращаться за финансовой поддержкой: изначально искать близких по духу людей, увлекающихся той же музыкой или же интересующихся той же целевой аудиторией. На руку новичкам играет и новаторский подход в продвижении в рамках фестиваля: спонсор тоже человек, ему интересно все новое и необычное.

«Спонсоров нужно всегда рассматривать как партнеров, — считает Илья Бортнюк, — и партнеров не на один год. И конечно, чем более интересный и нестандартный вариант участия ты им предложишь, тем больше шансов, что ты их получишь».

«Зачастую нам бывает непросто сразу найти точки соприкосновения со спонсорами, поскольку мы делаем акцент на экосоставляющую и бережное отношение к человеку и его душевной организации, а потому объявляем свои проекты зоной, свободной от рекламы: у нас нет баннеров, перетяжек, то есть всех традиционных компонентов спонсорских пакетов. У нас и пакетов-то нет! — объясняет Святослав Мурунов. — Но по этой же причине спонсорам работать с нами интересно: мы интегрируем их в мероприятие, а не просто выставляем напоказ их лого. Наши спонсоры читают лекции, организуют площадки для детей, создают свои интерактивные зоны в рамках общей концепции — и тем самым выходят на прямое общение с потребителями».

И акулам фестивального бизнеса, и новичкам важно помнить, что к спонсорам всегда нужно идти с конкретикой, четко понимая:

  • что вы хотите получить и подо что конкретно;
  • что вы можете дать организации-спонсору;
  • в чем сильная сторона вашего проекта (уникальность, непохожесть);
  • какова его целевая аудитория и общественная значимость.

Ведь даже если руководитель решит финансировать проект «просто потому, что нравится», он все равно будет искать для себя профит, который, как правило, состоит в выходе на нужную аудиторию и создании так называемого «ассоциативного престижа» (хороший проект — хороший спонсор).

Теоретически при проектировании фестиваля можно попытаться найти на него бюджетные средства. Ни для кого не секрет, что в настоящее время культурные начинания финансируются крайне плохо, но всегда можно найти — опять же теоретически — подход к местным властям, уповая на то, что фестиваль — престижное явление культурной жизни, повод развить туризм, улучшить имидж города и его мэра, например… Также можно «вписаться» в проекты, предлагаемые для финансирования региональными субъектами культурной жизни:

  • Изучение, сохранение и реставрация культурного наследия Российской Федерации.
  • Формирование, сохранение и использование библиотечных фондов.
  • Возрождение и развитие традиционной художественной культуры, поддержка самодеятельного художественного творчества и культурно-досуговой деятельности.
  • Поддержка молодых дарований в сфере культуры и искусства и т.д.

Также важным источником финансов остаются посетители мероприятия, вносящие хотя бы символическую плату за вход. Порой наличие платного входа воспринимается подсознательно как преимущество, поскольку эта видимая оценка наделяет проект ценностью в глазах наших ценителей (бесплатный сыр только в мышеловках, а раз не бесплатно, видимо, стоит ожидать камамбера на мраморной дощечке). Ежегодные же фестивали могут корректировать стоимость входного билета в сторону увеличения, если будут раз за разом проводить методическую работу в сфере выявления и удовлетворения потребностей аудитории и дополнительного стимулирования и управления спросом посредством расширения социальной базы потребности (принудительное введение фестиваля «в моду») и расширения собственных возможностей, совершенствования продукта.

Немного о трудностях на пути творцов

Мы уже столько раз повторили, что фестивали бывают разные, что их очень много, что есть уже на свете фестивали всего-всего, что и сами свято уверовали в это. И все же может статься, что кто-то носит в себе зачатки гениальной идеи и не верит, будто фестиваль на ее основе окажется неудачным. Как в этом случае поступить этому креативщику, с чего начать, куда бежать, как сделать все правильно?

Для начала ему нужно понять, что формулы успеха, единой для всех типов фестивалей, попросту не существует. И пожалуй, в организации фестиваля нужно отталкиваться не от насущных мелочей (продумать название, выбрать дату, заказать баннеры и проч.), а от глобальных трудностей, которых множество — от политики до райдеров всех музыкантов, от финансов до земли.

«Сложно говорить о том, как можно быстро и правильно раскрутить небольшой некоммерческий проект в масштабный коммерческий, если это вообще возможно, — рассуждает Святослав Мурунов. — По собственному опыту могу сказать, что мы всегда начинаем работу в новом регионе с личных встреч с так называемыми лидерами мнений — это могут быть как представители власти, бизнеса, культурной элиты, так и авторитетные персонажи из неформальных молодежных объединений в Сети, например. Возможно, с этого же имеет смысл начинать и организаторам новых фестивальных проектов».

«Главная проблема фестиваля — вопрос финансирования, — настаивает Андрей Матвеев. — Сегодня необходимость конкурировать с крупными фестивалями с большими амбициями вынуждает задаваться денежным вопросом. Практика последних лет пяти подсказывает, что никаких суперидей, которые автоматически выводят фестиваль в лидеры, не появилось. Многие проекты вытягиваются исключительно на личном энтузиазме — скажем, Park Life, проект одного из игроков промоутерского рынка на его собственные средства. Многие успешные проекты появляются в среднем по масштабу сегменте, и все они как раз обладают явным или неявным финансированием».

Еще одна существенная проблема — это безопасность. На значимые проекты собираются десятки тысяч людей, для их обеспечения нужна и полиция, и МЧС, и ЧОПы. Зачастую региональная полиция не обладает достаточными ресурсами (скажем, безопасность на фестивале «Нашествие» обеспечивается силами 18 субъектов федерации), поэтому ведется серьезная работа на уровне МВД.

Непростой задачей станет также создание инфраструктуры фестиваля. Требования к качеству мероприятия у нынешней публики возросли. Все хотят комфортных условий, чистых туалетов, душевых, отсутствия очередей за действительно вкусной едой, возможности спастись от солнца и дождя, зарядить свои многочисленные гаджеты, выйти в Интернет. Но на отечественном рынке по-прежнему отсутствуют специализированные компании, поставляющие организаторам созданные инфраструктуры для больших фестивалей, а потому агентствам приходится из года в год самим делать все с нуля. Иной раз, увидев что-то интересное на зарубежных проектах (а практика показывает, что лучшее — это подсмотренное на Западе), хочешь попробовать реализовать подобное в России, но всегда сталкиваешься все с той же застарелой проблемой — отсутствием адекватных подрядчиков.

О проблемах с поиском и выбором площадки мы уже говорили.

Ну и, разумеется, составление программы — это тоже известное искусство. Очередная сложность жанра фестиваля — большое количество не только зрителей, но и участников: «Фестиваль — это прежде всего много участников, даже если это всего один день в маленьком клубе. Их требования (а зачастую и капризы, как это бывает у творческих людей) должны быть удовлетворены» (Мария Семушкина).

Помимо основной программы нужно задуматься о дополнительных составляющих праздника: развлечениях за пределами главной сцены, зонах для неформального общения, интерактивных шатрах, мини-маркетах, о способствующих живому общению игровых площадках, фудкортах и т.д.

Дополнительные активности не являются антагонизмом музыкальной части. Этому есть и простое практическое объяснение: человек не может два дня стоять у сцены, и, если зрителю неинтересен следующий исполнитель, у него должна быть возможность чем-то заняться, и концептуальное значение: городской житель имеет широкий спектр интересов, в них входит не только музыка, но и хобби, и семья, так что на мероприятии должно быть интересно и комфортно всем, с кем он хотел бы посетить проект, и ревущие гитары не должны быть единственным развлечением, чтобы не отпугивать, например, аудиторию с детьми. В этом плане мы не изобретаем велосипед, на том же Glastonbury очень много немузыкальных развлечений: кинотеатры, цирк, аттракционы… Фестивали должны быть упакованы развлечениями, чтобы расширять аудиторию.

Современные фестивали отходят от советского стереотипа «сцена, шарики, салют». Этих условных составляющих уже недостаточно, чтобы сделать яркий проект, который понравится людям, который их увлечет. Надо делать ставку на трех китов — контент, пространство, общение. Под контентом мы подразумеваем не только музыкальную составляющую, сколько весь объем предполагаемых активностей. Пространство — чрезвычайно важная вещь, и тут речь тоже не только о дизайнерских решениях, визуальном ряде, но еще и о выборе приятного места для проведения праздника, его грамотном оборудовании для мероприятия, соответствии окружающей среде, удобной навигации, интуитивно понятной планировке, удобном зонировании. И самая главная составляющая — это общение. Эта тенденция пришла к нам с Запада: просто дайте людям тему (контент) и место (пространство) для общения — и дальше они всё сделают сами. Нынешнюю публику уже не нужно развлекать старыми советскими способами: конкурсами, массовиками-затейниками и т.п. Аудитория сама готова участвовать в работе фестиваля, причем как в мастер-классах, так даже и в уборке территории после мероприятия. Вовлеченность — главный тренд актуальных фестивалей.

Пожалуй, в этом и кроется основной успех любого фестиваля — в создании особого пространства для общения конкретной аудитории. Организаторы проектов выступают тут в роли демиургов: творят новый, автономный, немного сказочный в своей кратковременности мир для единомышленников. Разумеется, сказка для байкеров не подойдет для проживания рафинированным поклонникам New Wave Jazz’а, но это и не нужно. Нужно дать возможность ценителям конкретного продукта насладиться им и обязательно еще и обществом друг друга, для чего и организуется любой фестиваль.

10 ошибок организаторов (с комментариями Святослава Мурунова)

    1. Самонадеянность. («Очень часто организаторы фестиваля опускают такую важную составляющую, как исследование спроса. Подход их прост: у нас хорошая идея, хорошая команда, мы уже это делали — все обязательно получится. Но это не так! Анализ нужно проводить каждый год, потому что ситуация постоянно меняется. Мы, например, составляем программу, исходя на 30% из последних тенденций, подсмотренных на Западе, на 30% — из собственного видения, на 30% — из мнения аудитории, которое берем из специально подготовленных опросников».)
    2. Личные стрессы. («Создание мероприятия должно приносить радость. Если команда работает над проектом в состоянии недовольства, склок, ссор, стрессов, это обязательно отразится на мероприятии. Нужно быть позитивно настроенными, чтобы все получилось!»)
    3. Гонка за эффектами. («Порой в попытке создать яркое мероприятие организаторы подходят к делу буквально: стараются напичкать проект какими-то сенсационными спецэффектами, техническими примочками, красотами, эффектами, но за блеском этой эффектной мишуры теряется главное — эмоция. А ведь основная задача мероприятия — пробудить в человеке позитивную энергию, и на создание атмосферы должны работать не вау-импульсы (или не только они), а такие простые, казалось бы, детали, как улыбки организаторов, цвета, запахи».)
    4. Боязнь проявить себя. («Зачастую организаторы ставят во главу угла безукоризненное проведение проекта, да так его отшлифовывают и стандартизируют, что получается на выходе безликое и ничем не примечательное действо. Не стоит бояться показать себя, свой характер, свои ценности, амбиции, ведь зритель идет на фестиваль общаться, в том числе и с вами».)
    5. Навигация на мероприятии играет едва ли не важнейшую роль! («Некоторые фишки навигационного плана можно использовать, например, в своих собственных целях. Скажем, на одном проекте у нас была задача выяснить, жители каких районов Пензы наиболее активно посещают культурные события, так мы в зоне регистрации сделали карту города, где гости кнопками отмечали свое место жительства, — и им было весело и приятно, и нам полезно».)
    6. Нехватка и загрязнение мест общего пользования — один из факторов, который может испортить впечатление от любого мероприятия.
    7. Не должно быть очередей у точек питания, зрителям должно быть просто отыскать их, в идеале нужно оборудовать площадь, где можно будет сразу и перекусить «добытой» едой.
    8. Непродуманная транспортная логистика (популярность фестиваля может падать при перенесении его на новое место, куда людям добраться сложнее).
    9. Невыверенная длительность фестиваля (одинаково неразумно пытаться в один день «впихнуть невпихуемое» и растягивать на несколько дней не самую насыщенную программу).
    10. Несовпадение целевой аудитории и контента — прямой путь фестиваля в мусорную корзину.

Золотые правила идеального фестиваля от…

Ильи Бортнюка

  • Хорошее место, хорошая музыка, хорошая публика.
  • Четкая идея — зачем и для кого ты делаешь фестиваль.
  • Нужно думать о комфорте публики.
  • Важно всегда и все планировать.
  • Не надо стараться угодить всем — это невозможно.
  • Соберите хорошую и профессиональную команду.

Марии Семушкиной

  • Хорошая, яркая рекламная кампания.
  • Удобный сайт.
  • Доставка людей до места.
  • Отсутствие очередей на входах.
  • Доброжелательный персонал.
  • Качественный звук.
  • Разнообразие еды.
  • Адекватное количество туалетов.
  • Развлечения для всех.

Журналист, корреспондент, интервьюер

15339
01.06.2013

Присоединяйтесь к Event.ru

Жизнь как карнавал!
Имидж — все! Фестиваль как способ продвижения бренда

Фестиваль

Фестиваль

Музыкальный фестиваль Novarock 2010

Фестива́ль (фр. festival, от лат. festivus — праздничный) — массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или киноискусства[1].

Проводятся как в крупных закрытых помещениях, так и в современном мировом формате на открытом воздухе «опен эйр» на полях, площадях, парках, в естественных архитектурно-исторических интерьерах замков и других достопримечательных мест.

История

  • Первые фестивали, которые появились в Великобритании[1], были музыкальными.
  • С XX века становятся популярными международные фестивали[1].
  • Некоторые фестивали молодёжи и студентов проходили под лозунгами «За мир и дружбу» и «За солидарность, мир и дружбу».[2]
  • В СССР первые музыкальные фестивали проводились в 1930-е годы[3].
  • В 2005 году был проведён первый в России фестиваль виолончельного искусства[4], который состоялся в Воронеже.

Виды фестивалей

  • Кинофестиваль
  • Театральный фестиваль
    • Авиньонский фестиваль
    • «Золотая маска»
  • Музыкальный фестиваль
    • Музыкальный фестиваль в Зальцбурге
    • Музыкальный фестиваль в Байройте
    • Музыкальный фестиваль «Пражская весна»
    • Музыкальный фестиваль «Саянское кольцо»
    • Музыкальный фестиваль «Славянский базар»
    • Всероссийский музыкальный Собиновский фестиваль
    • Фестиваль старинной музыки Earlymusic
    • Глайндборнский оперный фестиваль
    • Международный оперный фестиваль им. Ф. И. Шаляпина в Казани
    • Фестивали «Казанская осень», классической музыки Рахманиновский фестиваль, современной музыки «Конкордия» (Казань)
    • Международный Фестиваль Юность Планеты в Санкт-Петербурге и в Европе
  • Балетный фестиваль
    • Международный балетный Нуриевский фестиваль в Казани[5]
  • Рок-фестиваль
    • Вудсток
    • «Нашествие»
    • Рок над Волгой
    • Монстры Рока
    • Международный фестиваль фольк- и рок-музыки «Сотворение мира» в Казани
  • Фестиваль авторской песни
    • Гринландия (фестиваль)
    • Грушинский фестиваль
    • Ильменский фестиваль
  • Джазовый фестиваль
    • Фестиваль «Джаз в усадьбе Архангельское
    • Фестиваль «Jazz в усадьбе Сандецкого»
  • Танцевальный фестиваль
    • Фестиваль Трайбл Культуры
    • Фестиваль Эротических Танцев
  • Фестиваль этнических культур
    • Голос кочевников в Бурятии
    • Ыбица в Коми
  • Фестиваль народного искусства
    • «Венок дружбы» (Бобруйск)
    • Международный Фестиваль исполнителей славянской народной песни Оптинская весна Россия, Калужская обл., г. Козельск
  • Фестиваль детского творчества
    • Всеукраинский фестиваль детского творчества Коблево
  • Литературный фестиваль
    • Аксёнов-фест в Казани
  • Фестивали психологии и духовных практик
    • Международный фестиваль Йоги, Тантры и массажных практик YoTa-fest (Йота-фест) (Крым)
    • Фестиваль психологии и тренинговых программ «Альфа-фест» (Киев, Яремче)
    • Фестиваль интенсивного развития «К Солнцу»!
  • Фестивали (конвенты) по другим видам искусств:
    • исторической реконструкции : Битва наций,Фестиваль средневековой культуры в Меджибоже,Львов Древний)
    • Фантастика : «Аэлита»
    • Анимация: КРОК
    • Ролевых игр: Зиланткон
  • контактной импровизации и т. д., либо широкого профиля (Сидмонтонский Фестиваль).

Также фестивали религиозные («Братья»), пивные и др.

См. также

  • open air
  • Слёт
  • Биеннале
  • Фиеста

Примечания

  1. 1 2 3 Статья «Фестиваль» в Большой советской энциклопедии
  2. Статья «Всемирные фестивали молодёжи и студентов» в Большой советской энциклопедии
  3. http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00050/24000.htm Статья «Музыкальный фестиваль» в Большой советской энциклопедии
  4. Озерова Елена. Воронеж – Мекка для виолончелистов. Телеканал «Культура» (06.03.2007). Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 8 марта 2009.
  5. Международный фестиваль классического балета им. Рудольфа Нуриева в Казани

Wikimedia Foundation.
2010.

Синонимы:

Полезное

Смотреть что такое «Фестиваль» в других словарях:

  • фестиваль — См …   Словарь синонимов

  • фестиваль — я, ж. festival m. <лат. festuvus веселый, праздничный. 1. устар. Большое торжественное музыкальное празднество. БАС 1. На днях был большой музыкальный фестиваль в Мангейме по случаю столетней годовщины Бетховена. Он продолжался два дня. 24. 6 …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ФЕСТИВАЛЬ — (фр., от лат. Festivus праздник). Большой музыкальный праздник, даваемый в честь кого нибудь; вообще пиршество, торжество, бал. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФЕСТИВАЛЬ большой праздник, даваемый в …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Фестиваль — (Branev,Украина) Категория отеля: Адрес: Корецкая Улица 1, Branev, 34730, Украина …   Каталог отелей

  • фестиваль — ФЕСТИВАЛЬ, я, м. Большое скопление народу, толпа. В лесу фестиваль, все опята режут. В метро в самый фестиваль попали (в час пик) …   Словарь русского арго

  • Фестиваль — празднество (музыкальное). Ср. Былъ устроенъ формальный фестиваль съ большимъ угощеніемъ. Лѣсковъ. Пугало. 3. Ср. Festival (festin, fête) музыкальный праздникъ. Ср. Festivus (festum, праздникъ) праздничный, веселый. Ср. Festivare отпраздновать …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • ФЕСТИВАЛЬ — ФЕСТИВАЛЬ, фестиваля, муж. (от лат. festivum празднество). Периодическое культурное празднество, показ, смотр искусства (театрального, музыкального и т.п.). Театральный фестиваль. || Шумное, веселое празднество, пир (шутл.). Толковый словарь… …   Толковый словарь Ушакова

  • ФЕСТИВАЛЬ — (франц. festival от лат. festivus праздничный), массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или киноискусства. Фестивали бывают национальные и международные …   Большой Энциклопедический словарь

  • ФЕСТИВАЛЬ — ФЕСТИВАЛЬ, я, муж. Широкая общественная праздничная встреча, сопровождающаяся смотром достижений каких н. видов искусства. Музыкальный, театральный, кинематографический ф. Ф. искусств. Всемирный ф. молодёжи и студентов. | прил. фестивальный, ая,… …   Толковый словарь Ожегова

  • Фестиваль — (франц. festival – празднество, от лат. festivus – весёлый, праздничный)         массовое празднество, включающее показ достижений в области музыки, театра, кино, эстрады. Первоначально возникли музыкальные Ф. (Великобритания, начала 18 в.); в 20 …   Большая советская энциклопедия

Значение слова «фестиваль»

  • ФЕСТИВА́ЛЬ, -я, м. Массовое празднество, включающее в себя показ, смотр каких-л. видов искусства. Музыкальный фестиваль. Театральный фестиваль. Фестиваль советских фильмов. Фестиваль молодежи.[Ридель] затевает дать в нынешнем году на фестивале в Лейпциг мою первую симфонию. А. Бородин, Письмо М. А. Балакиреву, 7 марта 1883.

    [Франц. festival]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х
т. / РАН,
Ин-т лингвистич.
исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.;
Полиграфресурсы,
1999;
(электронная версия): Фундаментальная
электронная
библиотека

  • Фестива́ль (фр. festival, от лат. festivus — праздничный) — массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или киноискусства. В Америке народные уличные ярмарки также называются фестивалями.

    Проводятся как в крупных закрытых помещениях, так и в современном мировом формате на открытом воздухе «опен эйр» на полях, площадях, парках, в естественных архитектурно-исторических интерьерах замков и других достопримечательных мест.

    Первые фестивали, которые появились в Великобритании, были музыкальными. С XX века становятся популярными международные фестивали. Некоторые фестивали молодёжи и студентов проходили под лозунгами «За мир и дружбу» и «За солидарность, мир и дружбу». В СССР первые музыкальные фестивали проводились в 1930-е годы.

Источник: Википедия

  • ФЕСТИВА’ЛЬ, я, м. [от латин. festivum — празднество]. Периодическое культурное празднество, показ, смотр искусства (театрального, музыкального и т. п.). Театральный ф. || Шумное, веселое празднество, пир (шутл.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940);
(электронная версия): Фундаментальная
электронная
библиотека

  • фестива́ль

    1. массовое празднество, показ и смотр лучших достижений искусства: музыкального, театрального, кино и т.п. К нему в гости, на открытый зональный фестиваль-конкурс детского фольклорного творчества «Каравай» приехали около 300 гостей из Красноярска, Канска, Енисейска, других сибирских городов и посёлков. «Тропинка к истокам русской культуры» // «Народное творчество», 2004 г. (цитата из НКРЯ) Судить фестиваль-конкурс будет весь цвет российского и зарубежного циркового искусства. Елена Налимова, «На арене — фестиваль» // «Богатей», 2003 г. (цитата из НКРЯ)

Источник: Викисловарь

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: дубовик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «фестиваль»

Синонимы к слову «фестиваль»

Предложения со словом «фестиваль»

  • Форум не очень большой, и речи на нём можно было произносить с нескольких трибун – как во время музыкальных фестивалей используется несколько сцен, – поэтому их аудитории нередко сталкивались друг с другом.
  • Правда, британские туфельки-лодочки появятся уже через год, в международный фестиваль молодёжи и студентов.
  • Сейчас никого не удивляет, что самые популярные актёры просят студии о ролях в очередном фильме по комиксам, а по всему миру проходят фестивали, собирающие тысячи фанатов рисованных историй.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «фестиваль»

  • Они пили, ели, провозглашали тосты, устроивали фестивали и даже очень искренно молились в церквах о ниспослании победы и одоления тем самым ратникам, которых сейчас спустили по морозцу на картонных подошвах.
  • Несколько месяцев ничего не пил, сберегал каждую копейку, обзаводился платьем, а потом спускал все в несколько дней в обществе одной и той же солдатки, которую безжалостно колотил в заключение фестиваля.
  • — Тьфу ты, Господи! да неужто ж, ваше превосходительство, не можете найти другого предмета? — воскликнул в отчаянии другой генерал и, взяв у товарища газету, прочел следующее: — «Из Тулы пишут: вчерашнего числа, по случаю поимки в реке Упе осетра (происшествие, которого не запомнят даже старожилы, тем более что в осетре был опознан частный пристав Б.), был в здешнем клубе фестиваль.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Сочетаемость слова «фестиваль»

  • музыкальный фестиваль
    каннский фестиваль
    международный фестиваль
  • фестиваль музыки
    всемирный фестиваль молодёжи и студентов
    фестиваль искусств
  • участники фестиваля
    открытие фестиваля
    организаторы фестиваля
  • фестиваль закончился
    фестиваль состоится
  • участвовать в фестивале
    выступить на фестивале
    поехать на фестиваль
  • (полная таблица сочетаемости)

Каким бывает «фестиваль»

Понятия со словом «фестиваль»

  • Фестива́ль (фр. festival от лат. festivus «праздничный») — массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или киноискусства.

  • Дачный фестиваль имени Шаляпина — ежегодный музыкальный фестиваль в городе Плёсе (Ивановская область). Проводится с 2015 года.

  • Международный музыкальный фестиваль в Кольмаре (фр. Festival international de musique de Colmar) — ежегодный фестиваль классической музыки, который проходит в городе Кольмар, Франция. В 2013 году фестиваль отметил двадцатипятилетний юбилей. Руководитель фестиваля — Владимир Спиваков. Основателем фестиваля был немецкий дирижер Карл Мюнхингер.

  • Дягилевский фестиваль — международный многожанровый фестиваль. Инициатор первого фестиваля Пермский академический театр оперы и балета имени Петра Ильича Чайковского.

  • Московский международный фестиваль дудука, ММФД (англ. Moscow International Duduk Festival, MIDF; арм. Դուդուկի մոսկովյան միջազգային փառատոն, ԴՄՄՓ) — ежегодный международный музыкальный фестиваль игры на армянском народном инструменте дудуке, проходящий в Москве…

  • (все понятия)

Отправить комментарий

Дополнительно

Смотрите также

  • Форум не очень большой, и речи на нём можно было произносить с нескольких трибун – как во время музыкальных фестивалей используется несколько сцен, – поэтому их аудитории нередко сталкивались друг с другом.

  • Правда, британские туфельки-лодочки появятся уже через год, в международный фестиваль молодёжи и студентов.

  • Сейчас никого не удивляет, что самые популярные актёры просят студии о ролях в очередном фильме по комиксам, а по всему миру проходят фестивали, собирающие тысячи фанатов рисованных историй.

  • (все предложения)
  • презентация
  • банкет
  • премьера
  • конкурс
  • матч
  • (ещё синонимы…)
  • манифест
  • праздник
  • люди
  • танцы
  • концерт
  • (ещё ассоциации…)
  • музыкальный фестиваль
  • фестиваль музыки
  • участники фестиваля
  • фестиваль закончился
  • участвовать в фестивале
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • джазовый
  • ежегодный
  • молодёжный
  • венецианский
  • всемирный
  • (ещё…)
  • Склонение
    существительного «фестиваль»
  • Разбор по составу слова «фестиваль»
  • Как правильно пишется слово «фестиваль»

«Праздник» перенаправляется сюда. Для корабля см. М. В. Праздник.

Деревенский праздник. Факсимиле гравюры на дереве Сандрин у Верд Галант, шуточное произведение конца 16 века (редакция 1609 г.)

А фестиваль это событие, обычно отмечаемое сообщество и сосредотачиваясь на некоторых характерных аспектах этого сообщества и его религия или же культуры. Часто отмечается как местный или национальный. праздничный день, мела, или же Ид. Фестиваль представляет собой типичные случаи глокализация, а также взаимосвязь высокой культуры и низкой культуры.[1] Рядом с религией и фольклор, значимое происхождение сельскохозяйственный. Еда — такой жизненно важный ресурс, с которым связаны многие фестивали. урожай время. Религиозное поминовение и благодарение за хороший урожай сочетаются с событиями, которые происходят в осень, Такие как Хэллоуин в северном полушарии и Пасхальный на юге.

Фестивали часто служат для выполнения определенных общественных целей, особенно в отношении поминовения или благодарности богам и богиням. Они также могут предоставить развлекательная программа, что было особенно важно для местных сообществ до появления массовых развлечений. Фестивали, посвященные культурным или этническим темам, также стремятся информировать членов сообщества об их традициях; участие старейшины обмен историями и опытом обеспечивает единство между семьи.

В Древняя Греция и Рим, фестивали, такие как Сатурналии были тесно связаны с социальной организацией и политическими процессами, а также с религией.[2][3][4] В наше время фестивали могут посещать незнакомцы, например, туристы, которых привлекают более эксцентричные или исторические. В Филиппины является одним из примеров современного общества с множеством фестивалей, поскольку каждый день в году имеет как минимум одно особое празднование. В стране более 42000 известных крупных и второстепенных фестивалей, большинство из которых посвящены барангай (деревня) уровень.[5]

Этимология

Слово «фестиваль» первоначально использовалось как прилагательное с конца четырнадцатого века, происходящее от латинский через Старофранцузский.[6] В Средний английский «Фестивальный дай» был религиозным праздником.[7] Его первое упоминание об использовании как существительного было в 1589 году (как «Фестифолл»).[6] Пир впервые вошел в обиход как существительное около 1200 г.[8] и его первое зарегистрированное использование в качестве глагола было около 1300 года.[9] Термин «пир» также используется в общеупотребительном светский язык как синоним любого большого или сложного еда. Когда используется в значении фестиваля, чаще всего относится к религиозный праздник а не кино или фестиваль искусств. в Филиппины и многих других бывших испанских колониях, испанское слово фиеста используется для обозначения общего религиозного праздника в честь покровитель.[нужна цитата ]

Слово гала происходит от арабский слово хила, что означает «халат чести».[10] Слово гала изначально использовалось для обозначения «праздничного платья», но с 18 века стало синонимом праздника.[11]

Традиции

Многие фестивали имеют религиозное происхождение и объединяют культурное и религиозное значение с традиционными мероприятиями. Самые важные религиозные праздники, такие как Рождество, Рош ха-Шана, Дивали, Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха служат для обозначения года. Другие, такие как праздники урожая, празднуем сезонные изменения. События исторического значения, такие как важные военные победы или другие события государственного строительства, также дают импульс фестивалю. Ранним примером является фестиваль, учрежденный Древнеегипетский фараон Рамсес III празднует победу над ливийцами.[12] Во многих странах королевские праздники отмечают династические события так же, как сельскохозяйственные праздники связаны с урожаем. Фестивали часто отмечают ежегодно.

Есть множество типы фестивалей в мире и большинстве стран важные события или традиции отмечаются традиционными культурными мероприятиями и мероприятиями. Большинство из них достигают высшей точки в употреблении специально приготовленной пищи (демонстрируя связь с «пиршеством») и объединяют людей. Фестивали также сильно связаны с национальными праздниками. Списки национальных фестивалей публикуются для облегчения участия.[13]

Типы фестивалей

Религиозные фестивали

Среди многих религии, застолье — это комплекс торжеств в честь Боги или же Бог.[14] Праздник и праздник исторически взаимозаменяемы. У большинства религий есть праздники, которые повторяются ежегодно, а в некоторых, например, Пасха, Пасха и Ид аль-Адха подвижные праздники — то есть те, которые определяются либо лунными, либо сельскохозяйственными циклами, либо календарем, используемым в то время. В Фестиваль сед, например, праздновали тридцатилетие египетского фараон правила, а затем каждые три (или четыре в одном случае) года после этого.[15] Среди Ашантис, большинство их традиционных фестивалей связаны с сайтами газет, которые считаются священными с несколькими богатыми биологическими ресурсами в их первозданном виде. Таким образом, ежегодное празднование фестивалей помогает поддерживать жизнеспособность охраняемого природного объекта, способствуя сохранению биоразнообразия.[16]

в Христианин литургический календарь, есть два основных праздника, известные как праздник Рождества Господа (Рождество) и праздник Воскресения (Пасха). в Католик, Восточно-православный, и Англиканский литургические календари в течение года существует множество меньших праздников, посвященных памяти святых, священных событий или учений. в Филиппины, каждый день в году имеет по крайней мере один определенный религиозный праздник католического, исламского или местного происхождения.[нужна цитата ]

Буддист религиозные праздники, такие как Эсала Перахера проходят в Шри-Ланке и Таиланде.[17] Индуистские фестивали, Такие как Холи очень древние. В Сикх сообщество празднует Вайсакхи фестиваль, посвященный новому году и рождению Khalsa.[18]

  • Подготовка к уборке Пасха (ок. 1320)

  • Радха празднует Холи, Кангра, Индия (около 1788 г.)

  • Мавры и христианский фестиваль в Виллена, Испания

Фестивали искусств

Среди множества порождений общих фестивалей искусств есть также и более конкретные типы фестивалей, в том числе те, которые демонстрируют интеллектуальные или творческие достижения, такие как научные фестивали, литературные фестивали и музыкальные фестивали.[19] Подкатегории включают комедийные фестивали, рок-фестивали, джазовые фестивали и фестивали уличных музыкантов; поэзия фестивали,[20] театральные фестивали, и сказочные фестивали; и фестивали реконструкции, такие как Ярмарки эпохи Возрождения. в Филиппины Помимо многочисленных фестивалей искусства, проводимых в течение года, февраль известен как месяц национального искусства, кульминация всех фестивалей искусства на всем архипелаге.[21]

Кинофестивали предполагают показы нескольких различных фильмов и обычно проводятся ежегодно. Некоторые из самых значительных кинофестивалей включают Берлинский международный кинофестиваль, то Венецианский кинофестиваль и Каннский кинофестиваль.

  • Пушкин Поэтический фестиваль, Россия

Фестивали еды и напитков

Фестиваль еды — это праздник еды или питья. В них часто подчеркивается продукция производителей из определенного региона. Некоторые кулинарные фестивали посвящены определенному блюду, например Национальный фестиваль арахиса в Соединенных Штатах или Международный фестиваль устриц в Голуэе в Ирландии. Есть также специальные фестивали напитков, такие как знаменитый Октоберфест в Германии для пиво. Многие страны проводят фестивали в честь празднования вино. Одним из примеров является всемирное празднование прибытия Божоле нуво, который предполагает доставку нового вина по всему миру до даты его выпуска в третий четверг ноября каждого года.[22][23] И Божоле нуво, и японское рисовое вино ради связаны со временем сбора урожая. На Филиппинах существует не менее двухсот фестивалей, посвященных еде и напиткам.[нужна цитата ]

  • Соуэто Винный фестиваль, Южная Африка (2009)

  • Пивная повозка из пивоварни Hofbräuhaus на Октоберфест Германия (2013)

Сезонные праздники и праздники урожая

Сезонные фестивали, такие как Beltane, определяются солнечный и лунные календари и по циклу сезоны, особенно из-за его влияния на снабжение продуктами питания, в результате чего возникает широкий диапазон древних и современных праздники урожая. Древние египтяне полагались на сезонные наводнение вызвано река Нил, форма орошение, давшие плодородные земли для посевов.[24] в Альпы, осенью возвращение скота с горы пастбища к конюшням в долине празднуется как Альмабтриб. Признанный зимний фестиваль, китайский Новый год, устанавливается по лунному календарю и празднуется со дня второго новолуния после зимнее солнцестояние. Фестиваль Дри Апатани, проживающего в районе Нижний Субансири штата Аруначал-Прадеш, празднуется каждый год с 4 по 7 июля молитвой о рекордном урожае.[25]

Середина лета или День Святого Иоанна, это пример сезонного праздника, связанного с фестиваль христианского святого, а также празднование времени летнее солнцестояние в северном полушарии, где это особенно важно в Швеции. Зимние карнавалы также предоставляют возможность использовать для празднования творческих или спортивных мероприятий, требующих снега и льда. в Филиппины, каждый день в году проводится как минимум один фестиваль, посвященный сбору урожая, рыбы, ракообразных, молока и других местных товаров.[нужна цитата ]

Сезонные праздники и праздники урожая
  • Храмовый фестиваль в Индии

  • Midsummer dance — пользователем Андерс Цорн, Швеция (1897)

  • Хэллоуин тыквы показывают тесную связь между урожаем и религиозными праздниками

Изучение фестивалей

  • Праздничная экология — исследует отношения между символизм и экология из растения, грибы и животные связаны с культурными мероприятиями, такими как фестивали, шествия и особые случаи.
  • Геортология — изучение религиозные праздники. Первоначально он использовался только в отношении Христианин фестивали,[26] но теперь он охватывает все религии, в частности древних Греция.[27] Видеть список продуктов с религиозной символикой для некоторых тематических совпадений.

Смотрите также

  • Все страницы с заголовками, содержащими Фестиваль
  • Филиппинские праздники
  • соглашение
  • Планировка события
  • Справедливый
  • Праздничная экология
  • Праздничный день
  • Списки фестивалей
  • План фестивалей
  • Шествие
  • Выставка

Рекомендации

  1. ^ Кейвс, Р. В. (2004). Энциклопедия города. Рутледж. п. 264.
  2. ^ Робертсон, Ноэль (1992). Фестивали и легенды: формирование греческих городов в свете публичных ритуалов (Ред. Ред.). Торонто: Университет Торонто Press. ISBN  0802059880.
  3. ^ Брандт, под редакцией Дж. Расмуса; Идден, Джон В. (2012). Греческие и римские фестивали: содержание, значение и практика (1-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-969609-3.CS1 maint: дополнительный текст: список авторов (связь)
  4. ^ Пикард-Кембридж, сэр Артур (1953). Драматические фестивали Афин (2-е изд.). Оксфорд: В Clarendon Press. ISBN  0198142587.
  5. ^ Пикард, Дэвид; Робинсон, Майк (2006). «Переделка миров: фестивали, туризм и перемены». В Дэвиде Пикарде и Майке Робинсоне (ред.). Фестивали, туризм и социальные перемены. Публикации просмотра каналов. С. 1–3. ISBN  978-1-84541-267-8.
  6. ^ а б «фестиваль, прил. и н. «. OED Online. Март 2014. Oxford University Press. Проверено 16 апреля 2014 г.
  7. ^ фестиваль (прил. на Среднеанглийский словарь. Проверено 16 апреля 2014 г.
  8. ^ «пир, п. «. OED Online. Март 2014. Oxford University Press. Проверено 16 апреля 2014 г.
  9. ^ «пир, ст. «. OED Online. Март 2014. Oxford University Press. Проверено 16 апреля 2014 г.
  10. ^ Джеймс Э. Глевин. Современный Ближний Восток: история. Oxford University Press. п. 21.
  11. ^ «гала (сущ.)».
  12. ^ Berrett, LaMar C .; Огден Д. Келли (1996). Откройте для себя мир Библии (3-е изд., Перераб. Ред.). Прово, Юта: Grandin Book Co., стр. 289. ISBN  0-910523-52-5.
  13. ^ См. Например: Список фестивалей в Австралии; Бангладеш; Канада; Китай; Колумбия; Коста-Рика; Фиджи; Индия; Индонезия; Иран; Япония; Лаос; Марокко; Непал; Пакистан; Филиппины; Румыния; Тунис; индюк; объединенное Королевство; Соединенные Штаты; Вьетнам.
  14. ^ Древние египетские праздники могли быть религиозными или политическими.Бликер, К. Дж. (1968) [1967]. Египетские фестивали. Акты религиозного обновления. Лейден, Нидерланды: Э. Дж. Брилл.
  15. ^ «Хеб-Сед (египетский праздник)». Британская энциклопедия. Получено 16 апреля, 2014.
  16. ^ Робсон, Джеймс П. (2007). «Местные подходы к сохранению биоразнообразия: уроки Оахаки, южная Мексика». Международный журнал устойчивого развития. 10 (3): 267. Дои:10.1504 / ijsd.2007.017647. ISSN  0960-1406.
  17. ^ Герсон, Рут (1996). Традиционные фестивали в Таиланде. Куала Лумпур; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  9676531111.
  18. ^ Рой, Кристиан (2005). «Сикх Вайсакхи: Годовщина Чистого». Традиционные фестивали, Vol. 2 [M — Z]: мультикультурная энциклопедия. ABC-CLIO. п.480. ISBN  978-1-57607-089-5.
  19. ^ Видеть Список музыкальных фестивалей.
  20. ^ Некоторые, такие как Международный литературный фестиваль Cúirt начинался как фестиваль поэзии, а затем расширился.
  21. ^ Касилаг, Жизель П. (февраль 1999 г.). «Спектакли, выставки по всей стране отмечают Месяц национального искусства». BusinessWorld (Сан-Хуан, Филиппины): 1. ISSN  0116-3930 — через Nexis Uni.
  22. ^ Хислоп, Лия (21 ноября 2013 г.). «День Божоле-нуво: 10 фактов о вине». Телеграф.
  23. ^ Хейн, В. Скотт (2006). Культура и обычаи Франции. Издательская группа «Гринвуд». п. 103. ISBN  978-0-313-32892-3.
  24. ^ Бунсон, Маргарет (2009). «Нильские фестивали». Энциклопедия Древнего Египта. Публикация информационной базы. п. 278. ISBN  978-1-4381-0997-8.
  25. ^ «Пресс-релиз — фестиваль Дри». Управление информации, правительство Аруначал-Прадеша. 5 июля 2004 г. Архивировано с оригинал 18 июля 2011 г.. Получено 13 июля, 2009.
  26. ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Геортология». Католическая энциклопедия. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  27. ^ Роберт Паркер: афинская религия

дальнейшее чтение

  • Ян Йоман, изд. (2004). Организация фестивалей и мероприятий: международная перспектива искусства и культуры (1-е изд., Отв. Ред.). Амстердам: Эльзевьер Баттерворт-Хайнеманн. ISBN  9780750658720.

внешняя ссылка

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фестиваль праздник топора
  • Фестиваль шляп сценарий
  • Фестиваль праздник сена
  • Фестиваль чтения сценарий
  • Фестиваль праздник русских традиций на родине владимирских тяжеловозов