Филипповские посиделки сценарий

Внеклассное мероприятие «Филипповки» рассчитано на учащихся 2-6 классов. Сценарий русского народного праздника представлен  в рамках внеурочной деятельности по основам православной культуры.

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области основная общеобразовательная школа пос. Ильичевский

муниципального района Алексеевский Самарской области

Название предметной области: ОДНКНР

Номинация: Сценарий внеклассного мероприятия

                                                         Жаксиликова Наталья Николаевна

                                                         учитель истории

                                                         первая квалификационная категория

        2016 г.

                                          Пояснительная записка

  Внеклассное мероприятие «Филипповки» рассчитано на учащихся 2-6 классов. Сценарий русского народного праздника представлен  в рамках внеурочной деятельности по основам православной культуры.

Актуальность

Целесообразность использования данного дидактического материала в возрождении православных традиций, в осуществлении информационно- просветительской деятельности для детей и родителей, в организации  совместной творческой деятельности в семье, а также между семьей и школой.

Праздник представлен с использованием современных здоровьесберегающих, развивающих, индивидуальных, игровых технологий  с применением ИКТ.

Тема «Филипповки»

Цель: способствовать формированию деятельностного интереса к национальной культуре и традициям.

Задачи:

  • воспитание уважения к традициям и обычаям русского народа;
  • сплочение детей и родителей через совместную творческую деятельность;
  • развитие эмоциональных способностей учащихся.

                                  Планируемые результаты:

Предметные – узнают о христианском празднике, о его месте в жизни православного человека.

Метапредметные результаты и деятельность учащихся —

Познавательные: ориентироваться в системе знаний; находить ответы на вопросы;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, родителей;

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами.

Личностные результаты — Учить детей осмысливать нравственные ценности и высказывать собственное суждение; воспитывать бережное отношение к наследию предков.

Форма мероприятия: праздник с элементами игры (комбинированный)

Методы и технологии, используемые на занятии:

— здоровьесберегающие технологии;

-методы стимулирования и мотивации (создание эмоциональных ситуаций);

-методы организации познавательной деятельности (наглядные, словесные)

Оборудование: икона апостол Филипп, ноутбук (музыкальное сопровождение), разрезная таблица пословиц, материалы для мастер – класса (нитки, ткань), стулья.  

                                                 Ход праздника:

Организационный момент (дети, родители, приглашенные, проходят в зал и рассаживаются по местам). Выходят ученики:

1.   Добрый день, рады видеть вас у нас!

      Я спешу сказать вам: «Здравствуйте!»,

      Чтоб пожелать здоровья  доброго.

2.   Я спешу сказать вам: «Благости!»,

      Чтоб пожелать вам счастья нового.

3.   Я спешу сказать вам: «Радости!

      Удач, успехов и везения!»,

      Чтоб пожелать всем в зале

      Прекрасного настроения.

1 ведущий:  Как издавна в русском народе ведётся-

                      Обычаям русским не будет конца.

                      А праздники русские – это же счастье,

                      Которое мир поселяло в сердца.

                      Старину мы уважаем;

           Старину мы бережем.

           О старинном русском празднике

                       Поведем мы разговор.

2 ведущий: издавна Рождественский пост был временем домашних забот. Поля покрыты снегом, поэтому у крестьянина пора заслуженного отдыха. Вечерами женщины собирались за рукоделием. Мужчины тоже не бездельничали – чинили конскую сбрую, бондарничали – делали бочки, плели лапти. Вот так проходил Рождественский пост в русских селениях. В народе его называют Филипповым или «Филиппками». Назван он так потому, что начинается пост в день памяти святого апостола Филиппа.

1 ведущий: 27 ноября, православная церковь отмечает старинный русский праздник  «Филиппов день». А начиналось все так: Филипп родился в городе Вифсаиде. Этот город – родина  еще двух апостолов – Петра и Андрея, они были рыбаками, а Филипп – из состоятельной семьи, отдан был родителями книжному обучению. В то время мальчики не учили таких школьных предметов, как физика, химия. Обучение заключалось в изучении грамоты и, самое главное, Священного Писания Ветхого Завета.  Приложение № 1.

2 ведущий: С раннего детства Филипп возлюбил Господа. Старался жить в мире с ближними, слушался родителей и учителей. С нетерпением ждал Филипп пришествия Спасителя.

Прошли годы.  Однажды ночью Филипп услышал голос Христа: «Иди по миру и неси людям добро».  Он  пошёл в Белозерский край. Здесь, на  реке Андоге, он нашёл тихое прекрасное место, построил часовню и прожил оставшуюся жизнь.

Апостол Филипп учил приходивших к нему: чтить родителей, уважать окружающих людей, помогать нищим и убогим, говорить всегда всем правду.  Ученик Христа, он проповедовал всю свою жизнь добро и за это стал святым. Его святые мощи почитают до нашего времени. Они исцеляют людей. В честь Филиппа назван день – 27 ноября и  рождественский пост.

1 ведущий: сегодня мы познакомим вас с народными приметами, обычаями и обрядами, связанными с Филиппками. Первозимье (с 27 ноября по 23 декабря) – начало зимы.  Апостол Филипп к веткам морозью прилип.

В этот день на Руси примечали погоду (родители читают на листках):

— Ворон каркает к оттепели.

— Облачно или снежно – к ненастному маю.

— Иней на Филиппа – урожай на овес.

— Дождь на Филиппа – урожай на пшеницу.

—  Воробьи чирикают – к перемене погоды.

— Мороз водоемы покрыл – к рыбному изобилию.

2 ведущий:  Первая неделя Филиппова поста  называлась в старину  куделица – женщины в это время по вечерам и ночью при лучине делали кудели  (вычесанные и перевязанные пучки льна или пеньки для пряжи), с которыми потом садились прясть.

1 ведущий: С филипповок начинались «бабьи засидки» за чесалкой и прялками. В этот день старались закончить с празднованиями – начинается пора ткачества. Собирались женщины небольшой артелью – чесали, дергали, сучили, наматывали пряжу. Работали, беседовали, пели, готовились к великому празднику – Рождеству Христову.

Дети: — Девушки, девушки,

            Где берете денежки?

           — Летом ягодки берем,

           Зимой куделицу прядем.

Учитель: С куделицей связано много интересного. Вот вам задание: соберите правильно поговорки и пословицы, которые характерны для Филиппова дня (дети и родители получают конверты с разрезанными листочками, на которых написаны поговорки и пословицы) (Приложение № 2)

(входит коробейник с товаром)

Коробейник:   Я привез товар заморский — 
                         В дом, где пир идет горой! 
                         Короб мой сегодня полон — 
                         Чтоб товар я мог раздать, 
                         Нужно все мои загадки 
                         Очень быстро разгадать!

           Загадывает детям загадки и вручает приз – леденец на палочке

1. С локоть мохнато, с локоть голо, с локоть под себя ушло. (Прялка.)

2. Пять, пять овечек зарод подъедают, пять, пять овечек прочь отбегают. (Прядение.)

3. Чем больше я верчусь, тем больше толстею. (Веретено.)

4. Свинка золота щетинка, льняной хвост, по белу свету скачет, весь свет красит. (Иголка с ниткой)
5. Маленько, кругленько, а за хвост не поднять. (Клубок) 
6. У дядюшки у Никона вся лысина истыкана. (Напёрсток)

2 ведущий: Филипповки – последний срок свадьбы справлять – конец свадебным неделям, в посты свадьбы не играли. В народе говорили: «Кто не повенчался до Филипповок – молись Богу да жди нового года».

(старшеклассники показывают свадебный обряд – жених забирает невесту из родительского дома)

        Свадебная обрядовая песня «Вьюн над водой»  (Приложение № 3)

1 ведущий: существовала на Руси еще одна интересная традиция  и праздновалась она широко и щедро. Филиппово заговение – начало Рождественского «холодного» поста. В это время амбары еще полны зерна, в погребах – картошка и капуста, мяса еще достаточно от осеннего убоя – вот и праздновал народ. Рождественский пост является подготовительным к празднику Рождество Христово и длится 40 дней, с 28 ноября по 6 января.

А еще в старину в это время в Сибири и на Урале начинали лепить пельмени и хранили их прямо на морозе. С мясом и грибами, с картофелем и капустой, с соусом и маслом – вкусные, сочные, пальчики оближешь.

2 ведущий: на пельменях даже предсказывали будущее, добавляя в них разные начинки: (читают родители)

– перец – ждать неприятности;

– сахар – к любви или свиданию;

– соль – к слезам;

– мята – к спокойствию;

– укроп – ревность;

– петрушка – к пустым хлопотам.

             Конкурс на лучшую частушку о пельменях (Приложение № 4)

Учитель: сегодня вы узнали много интересного о Филипповке,  но нам хотелось бы познакомить вас с еще одной традицией этого дня.

1 ведущий: раньше считали, что женщина, которая имеет свою куклу – счастливой будет, поэтому на Филиппов день было принято собираться женским коллективом в одной из изб и делать куколки, которые называли «Филипповки». Куколка являлась оберегом рукодельниц.  

2 ведущий: так как у нее было 6 рук, то она поможет справиться с домашними делами быстро и радостно – в избе будет царить чистота, уют и мир. Изготавливала ее обычно мать для своей дочери, которая недавно вышла замуж, чтобы она быстро управлялась в доме.

           Мастер – класс по изготовлению куклы «Филипповки»

                                        (Приложение № 5)

Учитель: мы с вами смастерили филипповку — шестиручку, помощницу в домашних делах, пусть она оберегает ваш дом и помогает мамам в делах.  

На Руси ни один праздник не обходился без игр и хороводов. Вот и мы закончим наше мероприятие русской народной игрой «Золотые ворота» под веселую плясовую.

Игра  «Золотые ворота» (звучит народная плясовая) (Приложение № 6)

                        Использованная литература:

                                    Литература

1. Духовно – нравственная культура России. 2 класс. Самара, 2015. С.60-63, 183-185.

2. Духовно – нравственная культура России. Основы православной культуры. Книга для учителя. Самара, 2011.

3. Обереги своими руками /сост. М.А.Никулина – Нижний Новгород: газетный мир, 2016. – 94 с.

4. Православная культура в школе. Учебно — методическое пособие для учителей. М.: «Покров», 2003. – 317 с.

5. Русская семья. Праздники и традиции /сост. Т. Г.Кислицына – М.: БЕЛЫЙ ГОРОД, 2009. – 295 с.

6. Православная радуга. Детский журнал для семейного чтения. № 8, 2009. Самара

                                               Интернет ресурсы:

1. В гостях у кудесницы http://vgostyahukudesnitsi.blogspot.ru/2010/11/27-14_27.html

2. Кукла Филипповка http://kuklastadt.ru/articles/id/87 

3. Православный церковный календарь https://azbyka.ru/days/sv-filipp-apostol 

4. Русские народные игры http://www.hamburg-hram.de/letopis/russkie-narodnye-igry/3563.html 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1.

Икона апостола Филиппа изображает христианского святого, который славился своим глубоким знанием Слова Божьего и Священного Писания. Он родился в Галилее, город Вифсаиды. С юношеских лет Филипп показал удивительное разумение ветхозаветных пророчеств, ожидая прихода Мессии в ближайшее время. Когда же Спаситель пришел и позвал его, Филипп отправился с ним. Святое Евангелие не раз упоминает апостола Филиппа. Именно он привет к Спасителю апостола Нафанаила, именно его Христос спрашивал о том, сколько необходимо денег, чтобы накормить хлебом пять тысяч человек. Апостол Филипп привел ко Христу эллинов, которые хотели увидеть Мессию. Наконец, апостол Филипп расспрашивал Спасителя о Боге Отце на Тайной Вечери.D:DocumentsDesktopграмоты - Жаксиликова Н.Н-2016-17ОПК конкурс 2016-1710962_t.jpg

После того, как Господь вознесся на небеса, апостол Филипп отправился в родную Галилею, дабы проповедовать христианскую веру. Он творил великие чудеса, воскрешая младенцев и исцеляя страждущих. После Галилеи он решил поехать в Грецию, где проповедовал христианство среди греческих иудеев. Однако некоторые представители греческого народа сообщили в Иерусалим о том, что на территории Греции проповедует апостол. Сюда направились книжники, которые обвинили Филиппа в ереси. После словесной перепалки книжники решили наброситься на святого, но внезапно потеряли зрение. Апостол Филипп помолился и зрение к ним вернулось, после чего многие свидетели сего обратились ко Христу. Филипп поставил после себя наместником епископа Наркисса, который впоследствии стал одним из 70 апостолов.

Далее апостол Филипп направился в Парфы, где исцелял страждущих и обращал местных жителей в свою веру. В Иераполе Сирийском апостола хотели убить иудеи, которых подстрекали фарисеи, но своими чудесами Филипп убедил их раскаяться и принять христианскую веру. Далее его не раз заточали в темницы, побивали камнями и выгоняли из селений. Прибыв в Иераполь Фригийский, он также стал проповедовать и исцелять, но был схвачен местным правителем вместе с апостолом Варфоломеем. Апостолов распяли на кресте, во время чего началось сильное землетрясение. Но и пребывая на кресте, апостол Филипп продолжал молиться Господу о спасении народа. После окончания землетрясения его тело было снято с креста и погребено сестрой Мариамной.

Приложение № 2. Пословицы и поговорки

У нерадивой пряхи

и про себя нет рубахи.

Не напрядешь зимой —

нечего будет ткать летом.

Соха кормит,

веретено одевает.

Прялка не бог,

а рубаху дает.

Не напрядешь под дымком,

не выткнешь под тынком.

Не ленись прясть,

хорошо оденешься.

Веретено знай крутится,

а на веретено нитка ложится.

 Приложение № 3.   Свадебная обрядовая песня «Вьюн над водой»

Вьюн над водой, вьюн над водой,
Вьюн над водой расстилается.
Жених молодой, жених молодой,
Жених у ворот дожидается.
Вынесли ему, вынесли ему,
Вынесли ему сундуки полны добра.
— Это не мое, ой, это не мое,
Это не мое, а деверя мово.
Вывели ему, вывели ему,
Вывели ему ворона коня.
— Это не мое, ой, это не мое,
Это не мое, а деверя мово.
Вывели ему, вывели ему,
Вывели ему свет Настасьюшку.
— Это вот мое, ой, это вот мое,
Это вот мое, Богом суженое.
Вьюн над водой, вьюн над водой,
Вьюн над водой расстилается.
Гости у ворот, гости у ворот,
Гости у ворот собираются.

Приложение № 4. Частушки

1. Как пельменная пора

На Филипповку пришла

Пельмешки все ели,

Ртов не пожалели.

2. Руки женские лепили,
Вам старались угодить,
Всех на праздник пригласили,
Вас пельменями кормить!
                

3. Сидит Ванечка родной

Под зелёною сосной.

В дудочку – рожок играет,

На пельмени созывает.

4. Пойду плясать

По соломушке.

Раздайся народ

На пельмени вперед.


5. Как-то села я за стол
В прошлую субботу.
Пельмени ела до сыта,
До седьмого поту.

6. Дроби бей, дроби бей,

Под ногою воробей!

Под другою – серый гусь

За пельмени я возьмусь.

Приложение № 5. Мастер – класс по изготовлению куклы «Филипповка»

Обязательно куколке шили сарафан с карманом на груди, куда клали монетку, чтобы хозяйка была бережливая, и зерно, чтобы амбары были полные, на голову надевали венок из цветов, чтобы женщина цвела и была спокойна и горда результатами своего труда.

Волосы «Филипповка» имела льняные, так как помыслы у нее чистые, и она никогда вреда не принесет, скорее наоборот, защитит дом от всякой нечисти и свою хозяйку – от зависти.

Кукла занимала в доме почетное место – на печке лежала и помогала женщине. Ее нельзя было давать детям для игр, иначе может потерять свою силу. Ее нужно было холить и лелеять – расчесывать и разговаривать, чтобы она оплатила добром.

Куклу можно сделать из льна, ниток, ткани (кувадка), обязательна красная нитка.

1.Приготовить заготовку, согнутую пополам для тела и три заготовки для рук. 

http://img-fotki.yandex.ru/get/6517/148561800.19e/0_9c738_39d42ba2_L.jpg

2. Заготовки для рук заплетаем косичками.

3. Руки-косички помещаем под обозначенную шею и перевязываем красной ниткой 3 раза! 

http://img-fotki.yandex.ru/get/6517/148561800.19e/0_9c739_cc22b859_L.jpg

4. Подбираем кусочки ткани для фартука и повойника.
5.  Косынку просто накидываем на голову, не завязывая, прикрепляем ниткой вокруг шеи.

http://vkurse.zp.ua/sites/default/files/m/mk-shestiruchka-filippovka16698.jpg   http://s3.amazonaws.com/skrmaster-us/products/p493792_56c5db64c4eea.jpg

6.  На пояс привязываем мешочек (сделанный из маленького круга ткани) с  зерном и (или) монеткой. Наша Филипповка готова!

Приложение № 6.  «Золотые ворота»  игровой хоровод
 
Русская народная подвижная игра «Золотые Ворота».  Для игры нужно хотя бы 7-8 участников, но если народу больше, то играть веселее!

Правила игры очень просты: двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (поднимают сомкнутые руки вверх). Остальные берутся за руки, и хоровод начинает двигаться, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Все хором произносят такие слова (сначала, пока ребята не разучили присказку, взрослый может говорить ее один):

Золотые ворота, проходите господа
Золотые ворота пропускают не всегда
Первой мать прошла, всех детей провела
Первый раз прощается, второй раз запрещается
А на третий раз не пропустим вас
Хлеб, соль, вода, закрываем ворота.

Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» — водящие опускают руки и ловят, запирают тех участников хоровода, которые оказались внутри «ворот». Тех, кого поймали, тоже становятся «воротами». Когда «ворота» разрастутся до 4-х человек, можно разделить их и сделать двое ворот, а можно оставить и просто гигантские «ворота». Игра, обычно, идет до двух последних не пойманных игроков Они становятся новыми воротами.

Два ведущих делают ворота. Один – «серебряное блюдечко»,

 другой – «наливное яблочко». Все проходят в ворота, с последним

словом ворота опускаются, задерживая одного из игроков.

Игрок: — «Золотые ворота, пропустите вы меня.»

Ответ: — «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем. Что выбираешь,

Наливное яблочко или серебряное блюдечко?

Игрок переходит на выбранную сторону.

Так дети делятся на две команды, затем перетягивают канат.

Православные праздники на Кубани. Сельский праздник «Филиппов день»

Головко Ирина Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ ООШ № 8 х. Свободного Приморско – Ахтарского района тел. 8 918 97 60 569

[email protected]

Цель: познакомиться с историей возникновения православного праздника, воспитание уважения к традициям и обычаям русского народа.

Ведущий. Добрый день, весёлый час! Слайд 1

Рады видеть вас у нас!

Я спешу сказать вам: «Здравствуйте!»,

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать вам : «Благости!»,

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам: «Радости!

Удач, успехов и везения!»,

Чтоб пожелать всем в зале

Прекраснейшего настроения.

Пусть песни, танцы, игры и шутки

К нам вмиг пожалуют сюда.

Сегодня праздник – русский праздник

Филиппов день – день пред началом

нового «холодного поста».

История русского народа богата и поучительна. Её веками создавали наши предки. Знать и учиться у неё – значит, в полной мере полноценно прожить жизнь и осуществить главное предназначение человека – оставить после себя след, нестираемый в сердцах людей.

-Дети, а есть люди, которые оставили след в вашей жизни и вы вспоминаете их добрым словом?

-Кто из вас хочет прожить жизнь так, чтобы о вас вспоминали долгие годы добрым словом? Что для этого нужно?

Красота , доброта и величие нашего родного русского народа воспевалась в старинных русских праздниках , обрядах , играх , плясках. Мы можем гордиться нашей русской культурой.

Русская культура – это наша детская Слайд 2-16

С трепетной лампадой, с мамой дорогой.

Русская культура – это молодецкая

Тройка с колокольчиком, с расписной дугой.

Русская культура – это сказки нянины,

Песня колыбельная, горькая до слёз.

Русская культура – это разрумяненный

В рукавицах – варежках дедушка Мороз.

Русская культура – это кисть Маковского,

Мрамор Антокольского, Лермонтов и Даль,

Терема и маковки , звон Кремля Московского,

Музыки Чайковского сладкая печаль.

Русская культура – это дали Невского

В серо – белом сумраке северных ночей,

Это радость Пушкина, горечь Достоевского,

И стихов Жуковского радостный ручей.

Русская культура – это всё, чем славится

Со времён Владимира наш народ святой.

Русская культура – это очень многое,

Что не обретается ни в одной стране другой.

Ученик. Слайд 17

Как издавна в русском народе ведётся-

Обычаям русским не будет конца.

А праздники русские – это же счастье,

Которое мир поселяло в сердца.

Старину мы уважаем;

Старину мы бережём.

О старинном русском празднике

Поведём мы разговор.

Сегодня, 27 ноября, Православная церковь отмечает старинный русский праздник «Филиппов день»

-Кто –нибудь, дети, слышал о нём?

Что ж, тогда будем с ним знакомиться.

Это день памяти одного из 12 апостолов – Филиппа. Он был верным учеником Иисуса Христа.

А начиналось всё так. Однажды в одной деревне появился нищий 12 – летний мальчик по имени Феофил. Принял его к себе крестьянин Василий. Скоро о кротком богобоязненном мальчике узнал священник Корнилий и позвал его. Со слезами ребёнок упал ему в ноги и сказал: «Прости меня, батюшка. Я не помню своих родителей. Имя мне – Феофил. Позволь остаться в твоём монастыре сколько могу». Преподобный принял его и поручил старцу Флавиану, научить мальчика грамоте и Священному писанию. Вся братия полюбила его, и через 3 года он был принят в служители церкви с наречением ему имени Филипп.

Прошли годы. Однажды ночью Филипп услышал голос Христа : «Иди по миру и неси людям добро». Он оставил монастырь и пошёл в Белозерский край. Здесь, на реке Андоге, он нашёл тихое прекрасное место, построил часовню и прожил оставшуюся жизнь.

Филипп учил приходивших к нему: чтить родителей, уважать окружающих людей, помогать нищим и убогим, говорить всегда всем правду. Ученик Христа, он проповедовал всю свою жизнь добро и за это стал святым. Умер он в 45 лет. Его святые мощи почитают до нашего времени. Они исцеляют людей. В честь Филиппа назван день – 27 ноября и рождественский пост.

Вот его образ. Слайд 18

Ведущий.

В России 27 числа, на Филиппов день, доигрывали последние свадьбы. «Кто не повенчался до Филиппова дня, молись Богу да жди нового года», — говорили в старину. А кто успел? Слайд 19

После венчания молодую жену встречали песней.

Сценка.

Гости. Гуси летят, гуси летят,-

Погагатывают,

Одна гусынька

Приунывши сидит.

Слышит она, слышит она

Холодную зимушку,

Чужого батюшку и чужую матушку.

Молодой муж во время свадебного стола величал свою жену. А гости пели.

Гости. Да ту Лексей- то князь коня кормил,

Он, кормивши коня, плеть плетёт,

Да плёточку шелковую.

Он, плетучи плеть, женой хвалится.

Муж. Что у меня есть молодая жена,

Да молода жена, да Марья-душка,

Что без белил она белёшенька,

Что без румян она румянёшенька.

А после все гости становились в круг и танцевали старые парные пляски.

Я вас приглашаю на такую пляску под названием «Тустеп»

/ Пляска /

Ведущий. Слайд 20

В этот день приходит пельменная пора. Всю зиму мешками лепили пельмени и хранили их прямо на морозе. Но не ели, потому что строго соблюдали пост. А вот в Филиппов день ими объедались.

А давайте об этом споём.

/Дети становятся в хоровод. Звучат частушки./

Как пельменная пора

На Филипповку пришла.

Пельмешки все ели

Ртов не пожалели.

Сидит Ванечка родной

Под зелёною сосной.

В дудочку – рожок играет

На пельмени созывает.

Эх, пельмени мои,

Пельменёчки мои.

Сварилися,

Уварилися,

Были мёрзлые,

Все замёрзлые

Теперь тёпленькие, разгоряченькие!

Пойду плясать

По соломушке.

Раздайся народ

На пельмени вперёд!

Дроби бей, дроби бей,

Под ногою воробей!

Под другою -серый гусь,

За пельмени я возьмусь!

Топ-топ, топочок,

Ай, хороший пельмешок!

Так и этак, так и сяк,

Мой пельмени любит всяк!

Пельмень –пельмешок,

Полезай-ка во роток.

В роток к Васеньке,

В роток к Машеньке.

Как пельменная пора

На Филипповку пришла.

Пельмешки все ели

Ртов не пожалели.

Ведущий.

Пельмени – прекрасное угощение на праздничном столе: с мясной начинкой, с капустной, грибной, картофельной. Как все они вкусны и хороши.

Хотите пельмешек?

Принимайте угощение.

/Поварята угощают всех гостей/

Ведущий. Слайд 21

На Филиппов день принято было выносить на двор закуску домовому, чтобы скот водился, был здоров.

Перед тем как садиться ужинать, хозяин с хозяйкой выходили во двор, становились у ворот, а потом говорили:

Царь домовой, царица домовая,

С малыми детками,

Милости просим

К нам заговлять.

При этом кланялись до земли на все четыре стороны.

Затем возвращались в хату ужинать. После ужина на столе оставляли посуду с кушаньем для того, чтобы домовой с домовихой могли заговеть.

/Разучивание заклички для домового/

Кто захочет, может сегодня вечером всё это сделать.

Существуют народные приметы про Филиппов день. Слайд 22

Иней на Филиппа – урожай на овёс.

Вороньё чёрное каркает – к оттепели.

-Сегодня утром был ли иней? Каркали вороны?

Итак, с завтрашнего дня начинается Филипповский пост, «Рождественский, голодный» и продлится по 6 января. Много людей в стране и у нас в хуторе соблюдают пост.

Что такое пост?

В чьих семьях соблюдается пост? Слайд 22

Не зря Иисус Христос призывал всех людей соблюдать пост. В этот период очищалось тело человека, а в молитвах очищалась душа. Все верующие просили у Христа прощения за грехи и защиты.

Храни, Господь, убогих, неимущих,

Безвольных, сирых, слабых и калек.

Дай им понять, что в этот миг насущный

Твоей защиты просит человек.

Верни, Господь, ты радугу незрячим,

Дай силу слабым, недругам друзей.

Не позволяй ходячим бить лежачих

И всех озябших верою согрей.

Всем помоги! На то ты и Всевышний!

И слышен мир тебе с небес и зрим.

Дай, Господи, не быть на свете лишним –

Мы на коленях возблагодарим!

/ Песня «Дарите друг другу добро»

Доброго здоровья желаем вам с любовью

Вам на много лет, вам на много лет.

Весело живите, друг друга любите

И не знайте бед, и не знайте бед.

Чтоб земля родная всем нам дорогая

Пела и цвела, пела и цвела.

Давайте поиграем в одну очень добрую игру. /Выполняйте движения, о которых я говорю.

Я, ты, он, она-

Все мы дружная семья.

Здравствуй, друг, который справа.

Здравствуй, друг, который слева.

Я, ты, он, она-

Вместе мы одна семья.

Вместе нам скучать нельзя.

Ты погладь плечо соседа,

Того, который сидит слева.

А теперь своё плечо

Поцелуй ты горячо.

Обними соседа справа,

А теперь – соседа слева.

Поцелуй соседа справа,

А теперь – соседа слева.

Вместе мы одна семья.

Вместе нам скучать нельзя!

Действительно, все мы большая дружная семья учеников, родителей и учителей любимой школы №8 нашей малой родины х. Свободного Приморско –Ахтарского района Краснодарского края. Все мы большая дружная семья великой Родины — России.

Гордитесь своей Родиной. Помните и чтите традиции родного русского народа.

Закончился праздник,

Закончилась встреча,

Настал расставания час.

Мы все чуть устали,

Но нас согревали

Улыбки и блеск ваших глаз.

До свидания! До новых встреч!

Свидетельство о регистрации
СМИ: ЭЛ № ФС 77-58841
от 28.07.2014

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-58841

Зачем размещать разработки
у нас?

  • Свидетельство бесплатно
  • Нам доверяют
  • Нужно использовать при аттестации

Свидетельство о публикации
в СМИ

свидетельство о публикации в СМИ

Дождитесь публикации материала
и скачайте свидетельство
о публикации в СМИ бесплатно.

Диплом за инновационную
профессиональную
деятельность

Диплом за инновационную профессиональную деятельность

Опубликует не менее 15
материалов в методической
библиотеке портала и скачайте
документ бесплатно.

14.03.2022

Сценарий праздника «Филиппов день»

Ряднина  Валентина Ивановна

27 ноября — Филиппов День. Знакомство детейс русскими народными традициями и обычаями на примере народного праздника «Филиппов день».
Задачи:
— воспитывать уважение к традициям и обычаям русского народа, любви к семье, Родине;
— пополнить знания в области русского фольклора;
— развивать навыки работы в технике «Частичная аппликация».
-изготовление куклы «Филипповки».
Сцена оформлена как интерьер крестьянской избы (русский народный стиль, погружение в обычаи русского народа).
В центре стол, на нем – самовар, глиняная и деревянная посуда, изделия из бересты: туесок, шкатулка; рядом справа – стилизация русской печи, бытовые предметы (ухват, кочерга, чугунок). В углу иконы на рушнике. Видное место на сцене занимает прялка – украшение жилища. Взрослые участники сценария одеты в русские народные костюмы.

Оценить




157

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Задачи:

1. Познакомить с историей и традициями русского народа, с русским народным костюмом;

2. Формировать интерес и уважение к традициям на Руси;

3. Воспитывать любовь к фольклорным традициям русского народа.

Словарная работа: названия русского народного костюма (рубаха, косоворотка, картуз, кокошник, сарафан, сорочка, пояс).

Материал и оборудование:

— Декорации:русская изба и печь, столы, скамейки, полотенца, салфетки, коврики;

— Русские народные костюмы, деревянные ложки, бубен, платочки, клубочки ниток, музыкальное сопровождение;

— Для чаепития: самовар, чайная посуда, каравай, пироги, баранки, чай.

Предварительная работа:

-Проведение бесед на тему «Как одевались в старину» с использованием рисунков, картин, альбомов.

-Знакомство с семантикой народного орнамента.

Ход мероприятия

Зал украшен элементами русской избы: на стенах развешаны рушники, стоит стол, накрытый скатертью с самоваром и сушками. В зале сидят дети. Выходит Хозяюшка в русском народном костюме.

Хозяюшка: На завалинках, в светелках

                    Иль на бревнышках каких,

                    Собирались посиделки

                    Пожилых и молодых.

                    Говорили, песни пели

                     И водили хоровод.

                     А играли как детишки.

                     Ах, как игры хороши!

                     Словом эти посиделки

                     Были праздником души.

В каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Молодые люди собирались, чтобы себя показать, на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах да забавах.

Звучит русская народная мелодия, входят дети в русских народных костюмах:

   1 ребенок: Здравствуйте, гости дорогие!

                      Маленькие и большие!

                      Мы пригласили вас сегодня

                      На посиделки русские.

   2 ребенок: Жива традиция, жива!

                     От поколенья старшего

                     Пришли обряды и слова

                     Из прошлого из нашего.

   3 ребенок: Что за славный денек,

                       Собирается народ.

                      Будем петь и шутить,

                      Будем всех веселить.

    4 ребенок: Мы по улице гуляли,

                      Хороводы выбирали.

                      Где веселый народ —

                     Тут и будет хоровод!

Русский народный танец

Хозяюшка: Посмотрите на русский народный костюм. Во что они одеты?

Рассматривание русского народного костюма на детях

Косоворотка — исконно русская мужская рубаха с застежкой, которая располагалась сбоку (рубаха с косым воротом). Воротник — крохотная стойка. Это рубаха, она широкая, по краю рукавов и по вороту украшена узором Косоворотки носили навыпуск, не заправляя в брюки. Подпоясывались шёлковым шнуровым поясом. Рубаху носили все, это самый старинный вид одежды (показ).

— Как называли мужскую рубаху? (Косоворотка)

— Что обязательно повязывали поверх рубахи мальчики и мужчины? (Пояс.)

Был в истории русской моды и такой головной убор как картуз. Картуз — мужской головной убор с козырьком.

Раньше женщины и девочки в городах и деревнях носили рубахи, которые называются сорочками. Поверх сорочки надевали длинный сарафан.

Это праздничный сарафан (показ.) Сарафан — длинное платье на бретелях считается русским женским костюмом. Сарафаны были приталенные и широкие. Он украшен красивой тесьмой.

На голове старинный русский головной убор — кокошник (показ). Это гребень в виде округлого щита вокруг головы разной формы, который украшали лентами, бисером, бусами, жемчугом. Он считался праздничным и даже свадебным головным убором.

А мы с вами сейчас так одеваемся? Мы так не одеваемся. Так одевались раньше.

Хозяюшка: У меня есть старинный сундук, послушайте загадку и узнаете отгадку:

Я длинная и тонкая

И смотана в клубок,

Сбежала от котенка я

В укромный уголок. (Ниточка)

Хозяюшка: Приглашаю детвору на веселую игру. У меня в сундучке лежат запутанные клубочки.

Игра «Смотай нитки в клубок»

А сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц. Ну-ка кто хочет своё умение показать? Выходят три девочки. Девочкам даются распутанные клубочки ниток. Их задача смотать нитки в клубочек.

                                Будет музыка играть

                                Надо ниточку в клубок смотать.

                                А кончит играть,

                                Значит хватит вам мотать.

                                Понятно ли такое задание?

                                Начинаем соревнование!

Ребенок: Золотая хохлома!

Лучше нет подарка.

Хохломские ложечки

Звонкие да яркие!

Хозяюшка: А что добры – молодцы призадумались? И для вас есть игра – забава!

Игра ложкарей под русскую народную песню (мальчики)

Хозяюшка: А теперь ребятки, другая загадка:

                       В этой молодице прячутся девицы.

                       Красные щечки, пестрые платочки,

                       Хлопают в ладошки веселые… (куклы — неваляшки).

Весь народ глядит в окошки,

Танцевать пошли матрёшки.

Получай, дружочек,

От меня платочек.

Танец «Куклы неваляшки» девочки в косынках и с платочками

Всем известно, в старину любили петь частушки:

                    Как известно всем подружки

                    Мастерицы петь частушки.

                    Песни петь да плясать,

                     Всех вокруг забавлять.

Девочки встают с одной стороны зала.

                    И вы, парни, не зевайте,

                    А девчатам помогайте.

                    Проходи честной народ,

                  Не пыли дорожка!

                  Добры молодцы идут

                    Погулять немножко!

Мальчики встают с другой стороны зала.

   Дети исполняют частушки:

Мальчики:

Эй, девчонки, хохотушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте побыстрей,

Чтобы было веселей.

Девочки:

Мы частушек много знаем,

Все частушки разные.

Вы хорошие ребята,

А ладошки грязные.

Мальчики:

Мы хорошие ребята,

Мы нигде не пропадем.

Если надо мы попляшем,

Если надо мы споем.

Девочки:

Говорят, что без частушки

Нет и жизни никакой.

Мы частушки — хохотушки

Пели вам со всей душой.

Мальчики:

Мы ребята удалые

Хоть и ростом небольшие.

Принесли веселье вам.

Так похлопайте вы нам!

Хозяюшка: А сейчас вам для разрядки

                     Загадаю я загадку:

                    Он с бубенчиком в руке,

                      В сине — красном колпаке.

                     Он веселая игрушка,

                     А зовут его… (петрушка).

Выбегает под русскую народную мелодию петрушка и танцует.

Петрушка:  Мы и пели и плясали,

                   А играть мы не играли.

                   У кого там хмурый вид?

                   Снова музыка звучит.

                   Собирайся детвора,

                   Ждет вас русская игра!

Отгадайте мою загадку:

                            Как тарелка круглый он.

                            Встряхнешь его и слышен звон.

                            Что это?   (бубен).

Игра с бубном:

«Ты катись, веселый бубен, быстро, быстро по рукам.

У кого веселый бубен, тот пускай и спляшет нам»

Хозяюшка: Посидели, повеселились, пора и честь знать! За самоваром на Руси собирались, общались, принимали гостей.

Хозяюшка вносит каравай:

Хлебом-солью всех встречаем,

Самовар на стол несём.

Рады всех вас пригласить

Вволю чаем напоить.

Мы вас к чаю приглашаем, караваем угощаем.

Звучит русская народная песня, все садятся за сервированные столы.

Чаепитие.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Филипповки когда праздник
  • Филиппова канитель 24 октября праздник
  • Филе курицы на праздник
  • Филе индейки рецепты на праздник
  • Филе горбуши на праздник