Фокус группа пример сценария на тему

Пример готового гайда и рекомендации по самостоятельной разработке сценария фокус-групп. Статьи и публикации маркетингового агенства "Русопрос"

Гайд для фокус-группы

Нередко перед сотрудниками отдела маркетинга встает вопрос, как провести качественное исследование собственными силами (т.е. без привлечения специализированного агентства), но при этом постараться учесть методологические аспекты.

Организация исследования с применением фокус-групповых дискуссий всегда требует тщательной подготовки, но одной из первостепенных задач является разработка гайда (также известного как «topic guide»). Разработанный сценарий является связующим звеном между поставленными целями, респондентами и модератором.

Подробный список тем, которые будут затронуты в процессе беседы, позволяет предварительно распланировать, в каком ключе будет развиваться дискуссия. На какие вопросы участники должны ответить, а какие остаются открытыми наводящими вопросами. Каждый вопрос имеет собственную роль в составленном сценарии. Если формулировка направлена не на получение информации непосредственно по теме исследования, то целью становится подготовка к более сложному вопросу через рефлексию респондента. Или же просто расслабить участников беседы и задать тон, в котором участникам фокус-группы (ФГ) будет комфортнее раскрыть свой потенциал и вовлечься в дискуссию.

Наша компания является сторонником полуформализованных сценариев групповых дискуссий. В этом случае модераторы вправе дополнять список вопросов в процессе ФГ, если посчитают, что респонденту требуется дополнительный толчок к вербализации мысли или идеи. Важно понимать, что люди совершают многие поступки машинально или «по привычке», и для того, чтобы изучить такое неосознанное поведение модератору следует обращаться к понятным примерам, чтобы подтолкнуть участников ФГ к более точной, осознанной формулировке своих мыслей. Открытость достигается за счет того, что модератор не просто зачитывает вопросы для фокус-группы с листа бумаги, и ждет ответа: модератор является таким же участником беседы, но знает о целях исследования и задает обсуждению нужный вектор.

В процессе ведения дискуссии, модераторам следует избегать не только влияния, которое они могут оказать на чистоту эксперимента (например, банально поделившись своим мнением по исследуемому вопросу). Нередко респондент может почувствовать, куда именно «движется» разговор (в плане коллективного мнения) и решить следовать за остальной фокус-группой. В то же время модератор, который имеет заинтересованность в подтверждении определенных гипотез, может подсознательно подталкивать респондентов в направлении «правильного» ответа, или даже создать иллюзию «правильного» ответа, пытаясь определить мнение большинства группы голосованием. Фокус-группа является утонченным и сложным инструментом исследования, поэтому вероятные ошибки должны быть известны заранее, и приняты все меры для того, чтобы их избежать.

Структура и пример сценария фокус-групп

Занимаясь формированием сценариев для фокус-групп и отбирая подходящие темы и вопросы, необходимо помнить ряд важных моментов. Задавать напрямую вопрос, интересующий заказчика, является непродуктивной тратой времени, поскольку задача узнать гораздо больше, чем «нравится-не нравится». В процессе формирования вопросов профессиональные аналитики-социологи исходят из принципа «от общего — к частному». Двигаются от разогревающей дискуссии о личном потребительском опыте товарной категории к обсуждению конкретных частных элементов используемых продуктов, которые вызывают у респондентов какие-либо реакции.

Фокус-группы проводятся с целевой аудиторией продукта, и модератор должен задавать вопросы на языке этой аудитории. В процессе разработки программы дискуссии аналитики могут подходить к формулировкам вопросов довольно сухо и, чтобы избежать ненужного замешательства, модератор может перефразировать тот или иной вопрос, отойти от специализированной терминологии. Нужно понимать, что группа, ощущающая себя в зоне комфорта, может раскрыться больше во время общения, что позволит исследователям и аналитикам не опасаться неестественности собранных данных.

Структура сценария на фокус-группу выглядит следующим образом:

  • Введение в беседу. Знакомство участников группы между собой, перед респондентами обозначается цель обсуждения;
  • Подготовка. Респондентам задаются простые вопросы (стиль жизни, общие вопросы о товарной категории), которые настраивают участников на предстоящий обмен опытом и вовлечение в обсуждение. На этом этапе задачей модератора является создание в фокус-группе доверительной атмосферы;
  • Углублённые вопросы. В зависимости от специфики поставленных целей, обсуждение можно разделить на два типа: 1) Прямая воронка — модератор плавно подводит участников фокус-группы к центральным вопросам дискуссии, в то время как сами вопросы становятся гораздо более конкретными и направленными. 2) Обратная воронка – модератор вначале выставляет группе конкретное позиционирующее утверждение, после чего обсуждение выходит на смежные темы, расширяя рамки дискуссии;
  • Заключение, благодарим участников. Дискуссия плавно подходит к естественному завершению, модератор закрывает список вопросов и благодарит участников за уделенное ими время.

Ниже приводим пример готового гайда (в базовом исполнении) для проведения ФГ. В качестве примера рассматривается задача тестирования абстрактного продукта:

Пример готового сценария для проведения фокус-группы

Сценарий (гайд) фокус-группы

1. Вступление (5 минут в полуторачасовой дискуссии)

Объясните
цель встречи, важность мнения каждого
из участников для вас. Доведите до
сведения участников, что фокус-группа
проводится не для оценки знаний каждого,
а для исследования проблемы. Объясните,
что мнения участников могут расходиться
(правильных или неправильных ответов
нет), но в этом и состоит ценность
результатов проводимого исследования.
Представьте наблюдателей, объясните
причины их присутствия — наблюдатели
нужны для подробного фиксирования всего
хода работы. Объясните использование
технических средств (магнитофон,
видеокамера), они необходимы для того,
чтобы по окончании дискуссии можно было
проанализировать полученные данные.
Представьте команду исследователей.
Примените один-два приема для разрядки
обстановки. Например, можно привести
участникам аналогию с попутчиками в
поезде дальнего следования — встретившись
в пути, поговорив на разные темы, вы вряд
ли увидитесь вновь. Для создания более
раскрепощенной, доверительной атмосферы
рекомендуется предложить участникам
чай или кофе. Попросите всех представиться
и надеть бейджи или написать на заранее
приготовленных табличках свое имя.

2. Фоновые вопросы (10 минут)

Вопросы,
относящиеся к теме фокус-группы, но
общего характера. Цель фоновых вопросов
— дать участникам возможность
сориентироваться и привыкнуть друг к
другу и модератору. Модератор проявляет
равное внимание ко всем участникам,
стремясь к сбалансированному высказыванию
самых различных мнений. Лучше всего
обращаться к участникам по именам.

3. Основные вопросы (50 минут)

Главные
вопросы, ответы на которые позволят
добиться цели проведения качественного
исследования. Задаются открытые вопросы,
нужно постараться избегать наводящих
вопросов типа: «Вам ведь это понравилось,
не так ли?» Вопросы идут в логической
последовательности, каждый последующий
вопрос проясняет и раскрывает ответы
на предыдущий. В данной части могут быть
заданы вопросы типа: «Что Вы знаете об
обсуждаемой проблеме?», «Что вам
понравилось или не понравилось в
чем-либо?», «Насколько вы удовлетворены
чем-либо?», «Что бы вы хотели изменить?»,
«Как вы относитесь к чему-либо?». Вопросы
должны быть тщательно продуманы и
объективны. Модератор должен поддерживать
контакт глазами и следить за языком
тела участников, предупреждать
доминирование одних участников над
другими.

4. Дополнительные вопросы, относящиеся к делу, но менее важные (10 минут)

Обычно
задаются вопросы о том, как участники
получают информацию об обсуждаемом
предмете или теме, какие каналы наиболее
часто используются. Иногда задаются
уточняющие вопросы.

5. Окончание дискуссии (5-10 минут)

Перед
окончанием делается краткий перерыв,
во время которого модератор сверяется
со сценарием и обсуждает ход беседы с
наблюдателем. Затем задаются завершающие
вопросы, выражается благодарность
группе за участие и вручается
вознаграждение, если оно предусмотрено.
На этом фокус-группа заканчивается.

Образец
сценария (гайда) дискуссии:

Представление
ведущего, компании и исследования

Ведущий
представляется, говорит пару слов о
себе, о компании, которая проводит
исследование, о том, что все сказанное
останется внутри группы, рассказывает
о теме обсуждения.

Не
может быть правильных или неправильных
ответов, для исследования важна
искренность участников.

Каждый
может иметь собственное мнение, все
мнения важны и должны быть выслушаны.

Желательно,
чтобы все участники дискуссии высказали
свои мнения и участвовали в обсуждении.

Всем
участникам нужно уважительно относиться
друг к другу, внимательно выслушивать
мнения.

Представление
участников

Имя.

Возраст.

Семейное
положение, состав семьи.

Профессия/сфера
текущей деятельности.

Краткая
информация об образе жизни: Где работаете?
Как проводите досуг? Как отдыхаете,
отпуск? Есть ли дети? Чем занимаются?
Где учатся?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Сценарий проведения фокус-группы (гайда)

ГАЙД «Мониторинг знаний обучающихся по предмету как одно из условий повышения качества образования»

1.     ВВЕДЕНИЕ (5 -10 минут). (Вступительное слово модератора).

Здравствуйте, спасибо, что Вы согласились поучаствовать в фокус-группе. Меня зовут ______________________________.

Мы проводим изучение мнения членов нашего педагогического коллектива по проблеме влияния мониторинга знаний по предмету как одного из условий качества обучения. Нас интересует, как Вы оцениваете значимость мониторинга знаний. Данное исследование проводится методом «фокус-группы», то есть группового обсуждения определенных вопросов.

Наше обсуждение будут фиксировать наблюдатели. Это нужно для того, чтобы точно зафиксировать все, о чем мы будем говорить. Вся информация, которую мы получим от вас, будет носить исключительно исследовательский характер.

Фокус-группа — это такой метод исследования, где важно ваше личное мнение, аргументы, мысли по тому или иному поводу.

У нас не может быть правильных или неправильных ответов. Все ваши высказывания будут ценными, поскольку они будут выражать ваши мнения и ощущения. Не следует считать, что Вы должны отвечать именно мне, обсуждайте тему вместе. Пожалуйста, высказывайтесь по очереди, не перебивая друг друга.

Представление участников:

2.     ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (30-40 мин)

(Основная часть состоит из шести основных вопросов. После каждого вопроса даны подсказки для модератора, на чем необходимо сделать акцент, что необходимо уточнить и подробно разобрать на фокус-группе)

  Вопрос №1: Что такое качество образования? К какому определению понятия «качества образования» вы больше склонны (выбрать один вариант и озвучить). Почему Вы выбрали именно это определение?

Вопрос №2: Что вы понимаете под обучением? (выбрать один вариант и озвучить). Почему именно это определение соответствует современному обучению?

Вопрос №3. Определим теперь понятие «Мониторинг качества образования». Выберите определение, которое Вы считаете наиболее подходящим (выбрать один вариант и озвучить).

Вопрос №4. Какие направления нужно включить в мониторинг знаний по предмету, чтобы получить:

а) Полную достоверную информацию о степени усвоения знаний

б) Объективную информацию о причинах усвоения / не усвоения конкретных тем, материала

Вопрос №5

 Каким образом нужно организовать деятельность по мониторингу знаний: формы, методы, периодичность, этапы?

Вопрос №6. Какие же факторы влияют на качество знаний по предмету?

Вопрос № 7. Общие показатели успешного обучения?

1.Качество успеваемости – качество знаний, умений, навыков.

2.Интерес к обучению, мотив ответственности, высокая мотивация достижения успеха, социально- нравственные ориентации.

3.Бесстрессовое обучение, особенно в кризисные периоды развития.

4.Стабильность здоровья учащихся.

5.Удовлетворённость учителя своей работой.

8.     С какими трудностями Вы сталкиваетесь в своей работе по организации и проведению мониторинга знаний по предмету?

— Дидактические и методические трудности

— Отсутствие методической помощи или ее формальный характер

— Трудности в налаживании контакта с классом

— Другие трудности

9.     Можно ли утверждать, что мониторинг знаний по предмету – одно из важных условий повышения качества образования?

— Обоснуйте свой ответ

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ (5-10)

На этом мы закончим обсуждение темы. Может быть, Вы хотели что-то добавить, чего мы не коснулись или не обсудили, а Вы считаете важным по данной проблематике? Пожалуйста, выскажитесь.

Какая из обсуждаемых проблем для Вас наиболее актуальна и интересна?

На какие вопросы и от кого Вы бы хотели получить подробные ответы и разъяснения?

Спасибо за участие в исследовании!

Приложение № 3 Протокол дискуссии

Название фокус-группы______________________________________

Дата__________________

Время_________________

Место проведения__________________________________________

1 участник Характеристики участника (пол, возраст и т.д.)

2 участник Характеристики участника

3 участник Характеристики участника

4 участник Характеристики участника

5 участник Характеристики участника

6 участник Характеристики участника

7 участник Характеристики участника

8 участник Характеристики участника

9 участник Характеристики участника

10 участник Характеристики участника

Приложение №2

Раздел «Проблемы, мешающие учителям-предметникам организации и проведению мониторинга знаний по предмету» к Педагогическому Совету «Условия повышения качества знаний обучающихся».

Исследование «Удовлетворённость качеством …… » было проведено в классах русской духовной культуры.

Всего было проведено три вида опроса – анкетирования всех участников образовательных отношений: педагогов, родителей и школьников.

Далее…. Итоги обработки анкет.

1. фокус-группа

2. Задачи фокус-групп

Целесообразно использовать ФГ для тестирования, проверки гипотез и получения новых точек зрения
(включая негативные), но не для сбора статистики в отношении предмета исследования:
Исследование отношения к объекту
Позиционирование продукта
Чтобы понять, как потребители думают о различных
продуктах и ​услугах, в том числе до или после
количественного исследования
Изучение эффективных способов общения/диалога с
целевыми потребителям о продукте, бренде или услуге. Тем
не менее, окончательное решение позиционирования
должно быть подтверждено результатами количественных
исследований.
Исследование привычек и практики
использования аудиторией
Оценка упаковки продукта
Сбор предварительных данных, с целью понять, как
потребители используют продукты и услуги, прежде чем
разрабатывать инструментарий для проведения
количественного исследования.
Определение сильных и слабых сторон различных
элементов упаковки на этапе проектирования, с целью
выбора образца, являющегося наиболее эффективным и
запоминающимся. Окончательное решение по упаковке
должны быть проверены с помощью количественных
исследований.
Генерирование идей
Оценка рекламных концепций
Определение конкретных областей, где новые продукты или модификации существующих – могут принести выгоды.
Идеи должны исходить от клиента, которые оцениваются
потребителями (которые в свою очередь могут рассказать о
своих пожеланиях/проблемах)
Получение предварительной информации о потенциальной
эффективности рекламы на основе демонстрации идей
концепции с использованием раскадровки, помощь
копирайтерам в понимании отношения целевой аудитории
к рекламе на этапе ее разработки
Исследования нового продукта
Оценка промоции
Получение начальных реакций на новые концепции или
прототипов с целью выявления сильных и слабых сторон;
получение рекомендаций по улучшению гипотез для
дальнейших количественных и качественных исследований.
Получение потребительских реакций на концепции
продвижения продукта, для дальнейшего уточнения,
повышения привлекательности и понятности идей. После
того, как рекламная кампания запущена, фокус-группы
могут помочь понять, почему потребители принимали/не
принимали участие в программе раскрутки

3. Требования к проведению фокус-групп

4. Этапы и сроки проведения фокус-групп

5. Методики используемые на фокус-группах

6. Пример 1 Фокус-группа для компании, работающей на рынке производства и дистрибуции продуктов питания

Задачи исследования:
1. Изучение предпочтений потребителей на рынке в целом.
2. Изучение узнаваемости производителей, торговых марок на рынке.
3. Оценка восприятия и перспектив использования существующих торговых
марок Заказчика
4. Анализ предпочтений потенциальных потребителей с точки зрения места
покупки продукции. Мотивы покупки. Факторы, влияющие на покупку и размер
покупки.
5. Проведение сравнительного анализа продукции Заказчика с продукцией
конкурентов (тестирование продукции). Ранжирование продукции
по соотношению цена-качество через слепую дегустацию. Тестирование
вкусовых качеств, дизайна упаковки, нейминга и стилистики различных видов
продукции.

7. Пример 2 фокус-группа для крупного производителя и поставщика оливок, маслин и оливкового масла, осуществляющего поставки из

Испании в Россию, страны
СНГ и ЕС.
Основными задачами фокус-групп стали:
1. Провести сравнительный анализ старой и новой упаковки Заказчика.
2. Тестирование дизайна упаковки с получение обратной связи и реакции от
целевых потребителей.
3. Изучить предпочтения потребителей по упаковке продукта, в т.ч. в сравнении
в ключевыми конкурентами.
4. Проанализировать предпочтения потенциальных потребителей с точки
зрения места покупки (супермаркет, магазин у дома, киоск), частоты покупки,
мотивов и поводов для покупки.
5. Зафиксировать узнаваемость и лояльность потребителей к основным
торговым маркам оливок, маслин и оливкового масла, представленным на
российском рынке.

8. Пример 3 Исследование потребителей и потребительски предпочтений в сегменте производства и продажи продуктов питания.

Среди изучаемых вопросов:
Общее обсуждение вкусов и локальных пристрастий потребителей
Обсуждение принципов покупки изучаемой продукции
Требования и ожидания потребителей
Изучение узнаваемости марок ключевых игроков и реакции потребителей на
данные марки и продукцию
Тестирование образцов продукции, фиксация и обсуждение реакции
участников исследования на тестируемые образцы продукции
Изучение отношения к форматам торговли со стороны покупателей

9. Пример 4 Фокус-группы проводились с участием представителей целевой аудитории покупателей строительных материалов

Среди изучаемых вопросов на фокус-группах:
Мотивы потребителей
Ожидания и предпочтения потребителей по различным типам
строительных материалов
Изучение комфортных мест покупки, ценовые предпочтения
Тестирование рекламных и маркетинговых концепций, направленных на
повышение эффективности рекламы и маркетинга компании-заказчика

10. Пример организации фокус – группы

Описание проблемы: белорусская компания производитель молочной продукции ОАО
«Беллакт» планирует вывести на российский рынок новый продукт — молоко с инулином и
насыщенным вкусом натурального молока. Разработана концепция продвижения нового
продукта: позиционирование, упаковка, рекламная концепция.
Цель маркетингового исследования: исследование отношения потребителей к новому
продукту – молоку Беллакт.
Задача: провести фокус-группу, на которой провести открытое и закрытое тестирование
продукции, а также концепции ее продвижения.
Пример краткого Задания на рекрутинг респондентов на фокус группу:
1. Требуется набрать 4 группы респондентов:
2 группы — женщины в возрасте от 25 до 35 лет, постоянно проживающие в СанктПетербурге, употребляющие (или покупающие для членов семьи) молоко в количестве не
менее 3-х литров в неделю;
2 группы — женщины в возрасте от 36 до 45 лет, постоянно проживающие в СанктПетербурге, употребляющие (или покупающие для членов семьи) молоко в количестве не
менее 3-х литров в неделю;
2. Рекомендуемые методы отбора респондентов:
отбор респондентов в продовольственных магазинах;

11. Пример скрининг — анкеты для рекрутинга респондентов на фокус-группу

Принимали ли Вы в течение последнего года участие в маркетинговых исследованиях
(опросы, фокус-группы и т.п.)?
1. Да — закончить интервью
2. Нет – продолжить интервью
Работаете ли вы в области рекламы и маркетинга, производства или продажи
молочных продуктов?
1. Да, работаю — закончить интервью.
2. Нет, не работаю — продолжить интервью
Ваш возраст.
1. от 25 до 35 лет — продолжить интервью
2. От 36 до 45 лет — продолжить интервью
3. Другая возрастная категория — продолжить интервью
Как давно Вы постоянно проживаете в Санкт-Петербурге?
1. Более 3-х лет — продолжить интервью
2. Менее 3-х лет — закончить интервью
Употребляете ли Вы или члены Вашей семьи молоко?
1. Да — продолжить интервью
2. Нет — закончить интервью
Сколько примерно молока Вы или члены Вашей семьи употребляете в неделю?
1. 3 и более литров в неделю — продолжить интервью
2. Менее 3-х литров в неделю — закончить интервью

12. Известные марки

Легко пьется. Человек, который
пьет это молоко становится
веселым и жизнерадостным.
Сказочный продукт для всей семьи, создающий
приятные отношения.
Любовь и забота бабушки. Уют, который дарит
молокою Атмосфера детства в деревне у бабушки.

13.

Натуральный продукт с оптимальным содержанием природных элементов.
Одобрено прирожденными дегустаторами молока.

14. Пример сценария фокус-группы

Модератору: Перед началом фокус-группы раздайте участникам анкеты, ручки, бейджики
с именами. Попросите участников ответить на вопросы №1,2. ( ФИО, возрастная категория,
проживание)
Обсуждение потребления молока (15 минут).
Модератору: Это вводная часть беседы, во время которой Вы должны наладить контакт с
участниками фокус-группы, постараться вовлечь всех в разговор, определить для себя более
и менее активных участников.
Вопросы респондентам фокус-группы:
1. Напишите, пожалуйста, какие ассоциации, характеристики приходят Вам в голову, когда
говорят “хорошее молоко”. Укажите не более трех характеристик, ассоциаций (в анкете
вопрос №3).
2. Напишите, пожалуйста, первое название, марку или производителя молока, которое
приходит вам в голову (в анкете вопрос №4).
3. Напишите, пожалуйста, как часто вы употребляли молоко в течение последнего месяца
(в анкете вопрос №5).
4. Напишите, сколько, приблизительно молока вы употребляете в неделю за последнее
время? (в анкете вопрос №6.)
5. Давайте обсудим…
как вы выбираете то или иное молоко, какие качества молока являются
решающими при принятии решения о его покупке;
насколько вы удовлетворены тем молоком, которое покупаете, каких
характеристик, качеств или свойств не хватает маркам молока, представленным
сегодня на рынке.

15. Пример сценария фокус-группы

ТЕСТИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ НОВОГО ПРОДУКТА (15 минут)
Модератору: Расставьте на столе упаковки молока и разложите листы с описаниями
концепций молока и “талоны”. Объясните суть концепции каждой марки молока.
Вопросы респондентам фокус-группы:
6. Выберите, какую из марок молока вы скорее всего бы купили.
Модератору! Респонденты могут разложить талоны следующим образом: либо все талоны
напротив одной упаковки с концепцией, либо по несколько талонов около двух-трех
упаковок с концепциями, либо по одному талону напротив каждой упаковки.
ЗАКРЫТОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ МОЛОКА (30 минут)
Модератору: Предложите участникам попробовать все марки молока без объявления их
названия. При этом для себя Вы должны обязательно зафиксировать следующую
информацию: какому названию молока соответствует порядковый номер дегустируемой
марки (марка 1=номер 1, марка 2 =номер 2 и так далее).
Процедура дегустации.
Сначала все пробуют молоко номер 1 и дают ему оценку (вопрос №8). Далее пробуют
молоко 2 и отмечают в анкете и т.д. По окончании дегустации у участников спрашивают, не
пересмотрели ли они свои оценки. Если это произошло, то первую оценку в анкете можно
аккуратно перечеркнуть и поставить новую.
Вопросы респондентам фокус-группы:
7. Отметьте, пожалуйста, в анкете по каждому номеру молока (в анкете вопрос №7):
— нравится или не нравится его вкус; купите или не купите вы это молоко.

16. Пример сценария фокус-группы

8. Что вселяет в вас уверенность в том, что вы приобретаете хорошее, качественное молоко?
Упаковка (ее внешний вид, информация о самом продукте (жирность, срок хранения и т.п.),
информация о заводе-изготовителе, информация о содержании минеральных веществ,
информация о медицинском контроле и т.п.); рекламная информация о молоке; особенности
самого товара (вкус, цвет, запах и т.п.)
ОТКРЫТОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ НОВОГО ПРОДУКТА (30 минут)
Модератору! Предложите участникам попробовать все марки молока, объявляя их
названия. и напоминая о концепции каждой марки. При этом следует карточки с
концепциями марок выложить на стол.
Процедура дегустации аналогична предыдущей.
Перед пробой каждой марки молока вы показываете упаковку и концепцию.
Сначала все пробуют молоко номер 1 и дают ему оценку (вопрос №8).
Далее пробуют молоко 2 и отмечают в анкете и т.д. По окончании дегустации у участников
спрашивают, не пересмотрели ли они свои оценки. Если это произошло, то первую оценку в
анкете можно аккуратно перечеркнуть и поставить новую.
Вопросы респондентам фокус-группы:
9. Отметьте, пожалуйста, в анкете по каждой марке молока (вопрос №10):
— нравится или не нравится его вкус; купите или не купите вы это молоко, соответствует ли
данный товар заявленной цене.

17. Пример сценария фокус-группы

10. Давайте обсудим, как вы оценили каждую марку молока. Какое молоко вам больше всего
понравилось? Почему вы дали именно такую оценку?
11. Давайте обсудим каждую концепцию молока. Какое у вас сложилось впечатление об
описании молока, достаточно ли оно подробное или, может быть, слишком подробное?
Соответствуют ли концепции марок молока их вкусовым качествам. Какой вариант
концепции вам понравился больше всего. Какие еще концепции производят благоприятное
впечатление?
12. Оцените, пожалуйста, варианты упаковки молока по 5-балльной шкале (где 1полностью не соответствует вашему мнению, 5-полностью соответствует Вашему мнению)
(в анкете вопрос №11).
Модератору: Привлекательность – в значении привлекает/не привлекает внимание.
Отношение – нравится/не нравится.
Вопросы респондентам фокус-группы:
13. Какая упаковка молока вам больше всего понравилась и почему? Насколько
привлекательными кажутся вам упаковки. Какая нравится больше и почему? Нравится ли
вам форма упаковки, рисунок, название и почему? Какая упаковка кажется вам более
целостной и гармоничной? Что бы вы добавили или убрали, почему?
Модератору! Необходимо обсудить следующие элементы упаковки: форма; цвет; размер;
рисунок в целом и отдельные детали рисунка; объем информации на упаковке.
СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ В БЕСЕДЕ!

101000, Россия, Москва,
Мясницкая улица, 41, стр. 5
Пн-Вс с 8:00 до
20:00

Фокус-группа пример

Серьезные компании ежегодно выпускают множество проектов на рынок. Им приходится много работать над тем, чтобы на свет вышел уже готовый продукт, который сразу сможет бороться с конкурентами, да и люди бы его оценили по достоинству. Обычно для таких целей сначала решали проводить тесты.

Для этого нанимались специалисты, который изучали всю ситуации в секторе, а затем приносили отчеты руководству, где уже решалось выпускать это или нет. Но в последнее время ситуация кардинально изменилась. Стало быстро понятно, что нанимаемые люди не могут давать объективные оценки, подготавливать объективные маркетинговые исследования, проводить полноценный анализ, используя современные методы. Они слишком подвержены влиянию того, что их наняли. Поэтому и результаты то завышались, а то и просто были взятыми с потолка. Такое явление – как фокус-группа пример большинству показалось интересным. Представители фирмы брали постороннего модератора, а также совершенно случайных людей, который соглашались принять участие в стандартном тестировании, где они бы проверил упаковку, попробовали на вкус и просто высказали всё, что они думают о выпускаемом товаре, обязательно сравнив его с конкурентами и указав на слабые стороны. Это быстро стало популярным в довольно широких слоях экономики. Практически всё крупные и успешные корпорации решили, что примеры фокус-группы не будут лишними. Только обычные участники с улицы могут говорить легко и открыто, так как они ни на кого не работают, а просто пришли один раз посмотреть, что собой представляет та или иная услуга или продукт.

Пример фокус-группы – идеальные наемники!

Чтобы все цели были выполнены, надо следовать нескольким простым правилам.

1 — Когда вы нанимаете простых людей с улицы, важно сразу указать целевую аудиторию. Например, это женщины за 40 лет или мужчины моложе 25. Кроме пола и возраста может иметь значения и наличие профессионального образования в той или иной отрасли, или какие-то специфические увлечения. В общем, человек должен понимать, что он тестирует, да и быть в курсе, что творится в данной индустрии.

2 — Координатор или модератор обязан быть тонким психологом, чтобы сразу прочувствовать респондентов из фокус-группы примеры. Понять какие вопросы задавать стоит, а какие лучше всего отложить в сторонку. Необходимо конкретного человека вывести на реальные эмоции, чтобы тот рассказал всё, что чувствует и ощущает во время теста. Ещё важно помогать людям вести записи, где будут ответы на все поставленные вопросы. Потом этот результат скооперируется с видеоматериалами по делу.

3 — Надо подобрать просторное помещение с хорошим освещением, с качественной звук изоляцией и удобными столами и стульями. Люди должны находиться в расслабленном состоянии. Человек, совершающий покупку, редко бывает напряжен. Он просто ходит в режиме поиска того, что ему надо, а потому настроение приподнятое от возможно удачной покупки.

По мере того, как фокус-группа станет неотъемлемой частью выпуска любой продукции. Компания должна постоянно проводить ротацию и всегда менять состав респондентов. Иначе произойдет та же самая ошибка, что и специалистами по оценке рынку. У них замылены глаза. Они видят всё совершенно по-другому, нежели обычные простые покупатели в магазинах. Сменяемость коллектива в этом случае крайне важна. Обычно отделываются показателями одной фокус группы 6-9 человек, но бывают и масштабные исследования, где опрашивают сразу 40-50 человек.

Необходимость проведения фокус-группы

Тут уже всё упирается в стоимость и в то, как сильно важен новый продукт для вашей компании. Лучше всего перестраховаться и заказать фокус группы на примере. В этом случае у вас будет на руках достаточно количество материалов и сценариев, на основе которых можно сделать вывод о том, надо ли выпускать прямо сейчас или всё-таки доделать отдельные параметры, которые отметили исследователи. Это крайне непростой процесс, требующий затраты большого количества времени от заказчика. Он должен составить точный план, где будет указаны все задачи и цели для фокус-группы. Лучше всё контролировать, чем потом видеть товар, который никому не нужен на полках магазинов из-за слабого маркетинга, плохой упаковки или чего-либо ещё.

Вот, собственно, и все факторы, которые помогают проведению рекламной компании, решению многих основных процессов при производстве, обсуждению всех первоначальных характеристик продукта и всевозможных концепций, сбору конкретных социологических данных и изучению уровня реакций у потребителей из всех социальных ячеек общества. Даже иногда приходит понимание всех обстоятельств, влияющих на успех и роль того или иного проекта или объекта на глобальном рынке. Только в этом случае все интервью и дискуссии будут ценным материалом.

Бесплатная консультация!

Специалисты исследовательской компании:

+7(495) 960-90-89

МДОУ «Детский сад «Улыбка» города Надыма»

Воспитатель Соловьева Наталья Сергеевна

Сценарий фокус группы на тему «Какой он современный  детский сад?»

Модератор – воспитатель  Соловьева Наталья Сергеевна

Цели: настроить родителей на совместную работу по воспитанию детей, не только практической но и воспитательной помощи в ДОУ;

вовлечь родителей к сотрудничество с воспитателями детского сада.

  1. Вводная  беседа. (2-3 мин)

Уважаемые родители! Сегодня предлагаем вам стать участниками фокус-группы по теме «Каким вы хотите видеть детский сад?»

В  настоящее время дошкольное  воспитание  испытывает  противоречия  переходного  

периода.  Старые  принципы  работы  постепенно  изживают  себя,  и  им  на  смену  приходят  новые  концепции  и  идеи.   Это  продиктовано:  принципиальным  обновлением  системы  образования,  перестройкой  организации  педагогической системе  дошкольного  образования.  

Современному  ребенку  нужен  современный  детский  сад.  А  что  значит  современный? Вот об  этом  я  и  предлагаю  вам  поговорить  и  порассуждать. Хочется  надеяться, что Вы  будете  активны. Будете  говорить  то, что  думаете. Высказаться  может  каждый,  каждое мнение и  слово  приветствуется.  

Вы  можете  критиковать,  не  соглашаться,  шутить.

Чувствуйте  себя  свободно,  не  стесняйтесь:  в  обсуждении  принимают  участие  Ваши  друзья  и  знакомые,  такие  же,  как  Вы,   родители.

В дальнейшем мы продолжим обсуждение темы «Современный  детский  сад, каким он должен быть?» и поговорим о том, каким, по  вашему мнению, должен быть современный  педагог. Ведь, как известно, современный детский сад не может существовать без современного  воспитателя – мастера своего дела, творческой  личности.

2.Вводная часть. (10 мин.)

Прежде чем начать , давайте с вами познакомимся.

Представляюсь .

Как вас зовут? Сколько вам лет? Интересно было бы знать чем вы занимаетесь (работаете)?

В какую группу ходит ваш ребенок? Сколько у вас детей в семье?

Предлагаю нам сыграть в игру :

Психологическая игра «Подари улыбку» Цель: настроить участников фокус- группы на позитивное взаимодействие. (Улыбнуться друг другу)

2.Основная часть. (30-50 мин)

1. Считаете ли вы что сейчас детские сады соответствуют современным  стандартам?

2.Если считаете что нет, то скажите что например можно было бы изменить?

3. Предлагаю  Вам  принять  участие  в  создании  детского  сада  Вашей  мечты

и  подумать  над  тем,  какие   услуги,  уход  за  ребенком,   режим  работы были  бы  для  Вас  самыми  комфортными?

   3.1 Хотели бы видеть в саду логопеда, психолога?

   3.2 Хотели бы чтоб больше было занятий спортом?

   3.3. Хотели бы вы чтоб в саду больше уделяли внимание занятием граммате?

4. Из  каких  составляющих  (на  Ваш  взгляд)  состоит    современный  детский  сад?

   — Современное,   удобное, соответствующее  требованиям  дошкольного  учреждения,  здание;

  —  оснащенность    групп  развивающими  пособиями,  играми;

  —  здоровое  питание  детей;

  —  медицинское  обслуживание;

   —  система  развивающих  занятий;  

  —  совместная  работа  воспитателя  и  родителей  воспитанников.

5.Как  Вы  считаете,  должен  ли  воспитатель  общаться  с  родителями?

Давайте  на  мгновение  представим  себе  такую  ситуацию.  Утром   Вы,  мамы  и  папы,  приводите   детей  в  детский  сад,  вежливо  говорите: «Здравствуйте!»  и  уходите. Весь  день  дети  проводят  в  детском  саду:  играют,  гуляют,  занимаются.  А  вечером Вы   приходите  и,  сказав: «До  свидания!»,  уходите домой. Педагог  не  общается  с  родителями – это  не  типичная   и  безрадостная  ситуация,  но  такое  все-таки  бывает,  не  так  ли?

6.Трудностей  в  организации  общения  немало.  Как  Вы  думаете,  какие  это  трудности?

-непонимание  родителями  важности  режима  дня  и  постоянное  его  нарушение;

-отсутствие  единства  требований  в  семье  и  в  детском  саду;

— не желание (не уважение) общение с воспитателем

— другое

 7. Скажите,  хотели бы Вы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному,  «душевному»  общению?  Из  чего  же  складывается  успех  общения?

Предлагаю  Вашему  вниманию    игру-инсценировку  «Как  поступить?»

Родители  делятся на две команды. Каждая команда придумывает  

конфликтную ситуацию «воспитатель –родитель» и объявляет ее команде соперников. Каждая из команд  должна проиграть данную ситуацию и найти выход  из создавшейся ситуации.  Например,  мама  ребенка  предъявляет  претензии,  воспитатель  находит  выход.   (Обязательно  обсудить  итоги  игры.)

8.  Из  чего  же  складывается  успех  общения  воспитателя  с  родителями?    

—   Из  желания  пойти  на  контакт;

—   желания  наладить  отношения;

—  помочь   друг   другу;

—  увидеть  равного  себе  партнера,  услышать  его;

9.Как   Вы  думаете,  кому  принадлежит  ведущая  роль  в  организации  общения?   

—  воспитателю,

—  родителю,

—  никому.

 Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах. Надеюсь, что сегодня наше с Вами общение было именно таким.

Наш сегодняшний разговор подошел к завершению. В заключении прошу вас ответить на пару вопросов.

  1. Понравилось ли вам наша сегодняшняя встреча и тема?
  2. Согласились бы Вы принять участие аналогичной встречи?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фоз спортивный праздник
  • Фольклорный праздник встреча весны сценарий
  • Фольклорный праздник весенние посиделки
  • Фольклорный праздник васильев вечер сценарий
  • Фольклорный праздник валенки