Фольклор праздник урожая

На Руси народные праздники исстари посвящались сезонным явлениям и событиям. Подробнее о праздниках урожая, которые отмечали 14, 21 (24) и 27 сентября, – в материале 24СМИ.

Осенины — праздник урожая: история, обряды и традиции

  • История праздника
  • Как праздновали Осенины на Руси
  • Приметы и обряды
  • Какого числа Осенины в 2021 году

На Руси народные праздники исстари посвящались сезонным явлениям и событиям. У славян прощание с летом и приветствие осени удостоились отдельных торжеств. В сентябре справляли серию праздников, которые получили общее название – Осенины. Гуляния устраивали в честь наступления осени, окончания полевых работ и собранного урожая. Традиционно они проходили после трех Спасов – Медового, Яблочного и Орехового. Подробнее о праздниках урожая, которые отмечали 14, 21 (24) и 27 сентября, – в материале 24СМИ.

История праздника

История славянского праздника Осенины началась в Древней Руси. Люди провожали лето и отмечали приход нового сезона. Осенняя пора для крестьян была радостным событием. Работы в поле окончены: завершены жатва и уборка льна, хлеб вывезен в овины, сделан запас овощей, фруктов, ягод и грибов на зиму. Бабье лето позволяло устраивать сельские и городские гуляния под открытым небом, которые были приурочены ко встрече осени.

До прихода христианства на славянские земли серия праздников была посвящена богине плодородия, которую называли Мать – сыра земля. Земля ассоциировалась у предков с женским началом и материнством. В фольклорных текстах выражение «Мать – сыра земля» обозначало землю, оплодотворенную небесной влагой. Пересохшую и бесплодную землю славяне сравнивали со вдовой.

После крещения Руси вместо Осенин люди начали отмечать Рождество Пресвятой Богородицы. Произошло переплетение христианских и народных традиций. Люди по-прежнему чествовали землю и благодарили за обильный урожай. Считалось, что в дни бабьего лета земля «закрывается» и справляет именины. С этого момента до весны по отношению к земле накладывались ограничения: запрещалось пахать, копать, бороновать, забивать колья. Запреты действовали до праздника Благовещенье – 7 апреля (25 марта).

Мать – сыру землю считали покровительницей земледелия, семей и – особенно – матерей. Предки связывали землю не только с благополучием и жизнью, но и со смертью. «Живых питает, а мертвых принимает», – гласит поговорка. Поэтому в день Осенин в некоторых городах и селах люди устраивали поминки по мертвым, как в Дмитриевскую субботу.

В XXI веке в православных церковных службах используют песнопения позднего периода – VII–IX столетий. Ранние стихотворные проповеди, написанные в V–VI веках, не сохранились.

Как праздновали Осенины на Руси

В городах и селах Осенины отмечали до прихода христианства и делали это вплоть до XIX–XX веков. После празднеств начиналась пора свадеб и масштабных ярмарок. Крестьяне прекращали работу в полях, появлялось больше свободного времени, которое тратили на работу по дому и воспитание отпрысков.

Славяне проводили праздничные фестивали в центре города или деревни, вблизи храмов или капищ. Гостей мероприятий встречали два стража, которые были одеты по-разному. Наряд одного символизировал лето, а второго – зиму. Детям для пропуска на праздник нужно было отгадать 3-5 загадок. Взрослым – принести сделанное в честь богов рукоделие. Исполнивших требования пропускали на фестиваль, где их ждали развлечения, а для бездельников дорогу закрывали. «Кто не работает – тот каравая праздничного не ест», – говорили славяне.

На празднике гостей встречали две женщины, которых наряжали в богинь Живу и Ладу. Для ролей выбирали не самых красивых, а работящих и несварливых представительниц прекрасного пола, многодетных матерей. Лада во время торжества прощалась с народом, потому что лето заканчивалась, наступала осень – время Живы и Даждьбога. Бездетные пары обращались к Роду и Рожаницам с просьбой послать им детей.

Программа торжеств была насыщенной: люди смотрели выступления артистов скоморошьего театра, водили хороводы, пели песни, восхваляющие богов, пробовали угощения, общались и веселились. На праздник было принято приходить в дорогой одежде, а дом украшать, ставить на стол много блюд. Славяне так бахвалились перед Живой, показывая, что они не бездельничали прошлым летом, а заботились о благосостоянии семьи.

Приметы и обряды

Осенины имеют общепринятые и локальные обряды. Встречать приход осени славяне начинали с обновления огня. В избах гасили старое пламя и разжигали новое. Огонь добывался ударами кремня или трением дерева. Обряд проводили в преддверии первых Осенин – с 8 по 14 сентября. Крестьяне завершали полевые работы и начинали трудиться дома при зажженном огне. Обычай называется засидками. Деятельное участие принимали бочары, столяры и те, кто после 14 сентября начинал что-то мастерить.

Женщины в Осенины брали хлеб и кисель и шли к воде. Старшая из участниц обряда читала молитву Богородице. Остальные кружились в хороводе и пели песни. Хлеб делили поровну, а затем отдавали домашнему скоту. Считалось, что у животных будет приплод.

Близкие родственники навещали новобрачную пару. В дом к молодоженам приходили друзья. Хозяйка кормила приглашенных обедом, показывала домашнее хозяйство. Гости восхищались женщиной, но могли сделать замечание или поделиться опытом. Хозяин демонстрировал родственникам амбар с запасами на зиму и сарай с упряжью. В конце мужчина угощал гостей пивом.

В деревнях организовывали сельскую братчину. Накрывали богатый стол, за который садились все жители деревни. Чем лучше был урожай, тем больше разнообразных было блюд. Обязательной считалась кутья из крупы и меда, чтобы помянуть усопших. Главное угощение – каравай из муки нового урожая.

Обряд похорон мух и тараканов носил в некоторых регионах шуточный характер. Насекомым устраивали погребение, пародирующее настоящие похороны. Обряд связан с представлениями славян о связи мух и тараканов с душами умерших родственников и нечистой силой. Но не во всех регионах похороны насекомых были для забавы. В Туле и Серпухове девушки закапывали мух в «гробах», вырезанных из моркови или свеклы, а тараканов – в щепках. Шутливое мероприятие посещали женихи, которые знакомились с потенциальными невестами.

Читайте такжеМеждународный день мира: история праздника и мероприятия

На Осенины люди делали куклы-обереги. Мотанки «семья» и «рожаница» создавались для защиты матерей и младенцев, помощи при родах. Кукла «Симеон Столпник» олицетворяла мужскую силу, крепость духа, целеустремленность. «Крупенечку» делали из мешочка, наполненного зерном и монетками. Пару ей составляла мужская кукла «богач». Мотанки считались символом плодородия, предприимчивости и достатка.

На Осенины 4–5-летних мальчиков сажали на коня, которого играли взрослые мужчины. Семилетним позволяли прокатиться на настоящей лошади. Обряд символизировал начало нового жизненного этапа в жизни мальчиков.

Девочки наряжали коня, кормили и поили. Животное проявляло характер, упиралось, и будущим хозяйкам нужно было проявить женскую смекалку, чтобы усмирить лошадь. 5–7-летних девочек приучали к работе за прялкой. С Осенин начинались женские и девичьи рукодельные посиделки.

День первых Осенин считался удачным для переезда в новый дом. Но предки не забывали об обряде переноса домового. Горшочек с углями из старого дома несли в новый. Хозяйка накрывала на стол, и новоселы с гостями отмечали переезд, не опасаясь, что домовой не даст спокойно жить. В этот день наблюдали за дикими гусями. Если птицы улетали в теплые края, то зиму ожидали раннюю.

Вторые Осенины называли днем луковой слезинки. Крестьяне убирали пчел из ульев, собирали лук. В этот период ожидали первые заморозки.

В третий день Осенин, по народным поверьям, змеи и птицы переселялись в неведомую страну. Люди устраивали им проводы и просили передать послание умершим родственникам. Славяне верили, что в этот день происходит борьба между добром и злом. Чтобы уберечь дома, сараи и амбары от нечистой силы, крестьяне раскладывали кресты.

Читайте такжеПраздник Колеса года Мабон: история, ритуалы и обряды

Какого числа Осенины в 2021 году

В 2021 году праздник урожая имеет три основные даты. Первые Осенины отмечаются 14 сентября – в день Семена Летопроводца. Вторые Осенины гуляют 21 сентября. До прихода христианства праздник выпадал на 24 сентября и был тесно связан с осенним солнцестоянием. Православная церковь объединила Осенины с Рождеством Богородицы. Праздник называют также Оспожинком и считают, что в этот день лето окончательно уступает место осени. Третьи справляют 27 сентября и именуют Воздвиженьем.

Фольклорный праздник урожая для старших дошкольниковФольклорный праздник урожая для старших дошкольников

Цель: Знакомить с национальными традициями и культурным наследием культурного народа.

У центральной стены все оформлено под крестьянский двор – домик, плетень с петушком, лавочкой, столик, на нем лукошко с грибами, подносы с овощами и фруктами.

Под русскую народную мелодию, дети ряженные в сарафаны и рубашки, проходят в зал и садятся на стульчики, поставленные полукругом.

Ведущий:

Вот и осень половину Солнышко не ярко светит
Срока своего прошла. Сразу вслед за сентябрем
Скоро птицы нас покинут Заглянул в окошко месяц,
Их умолкнут голоса. Что зовем мы октябрем.

Ребята, а вы знаете, что сбор урожая приходится на середину осени, октябрь? Сегодня праздник урожая мы проведем в этой небольшой деревне (показывает в сторону домика). Много интересного о том, как в старину люди сеяли, растили и собирали урожай, нам узнать поможет местная жительница деревни — бабушка Арина. Да вот она сама!

Входит бабушка Арина в сарафане, кокошнике, бусах. На плечах платок с косами.

Бабушка Арина: Здравствуйте, детушки! Милости прошу ко мне в гости! Расскажу я вам о том, как в старину люди русские сеяли, растили, и урожай свой всегда славили и восхваляли. Осень и урожай — это словно сестра с братом, неразлучны они. Осень люди всегда очень ждали, воспевалт ее в песнях, звали в гости.

Дети поют песню «Осень, осень».

(«Детский муз. фольклор». Л. Мельникова, 2000г.)

I

Осень, осень
В гости просим!
Осень, осень,
Погости недель восемь:

II

С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем!

Бабушка Арина: Было раньше поверье такое: без закличек и песен урожай не уродится. Когда на полях сеяли, то пели песню с добрыми пожеланиями.

Дети поют песню «Сейся, родись!» («Детский муз. фольклор Л. Мельникова, 2000г.)

I

Сейся, родися,
Жито, пшеница,
Всякая пашница.

II

На счастье, на здоровье
На весь новый год.
Чтоб лучше родилась,
Как в старый год!

Бабушка Арина: А деревенская детвора забавлялась такой потешкой:

Ребенок: Расти, рожь большая!

Дети: Вот такая!

Ребенок: Расти, копна золотая!

Дети: Вот такая!

Ребенок: Расти, капустка-хрустка!

Дети: Вот такая!

Ребенок: Расти, морковка да свекла!

Дети: Вот такая!

Бабушка Арина: Осень-матушку звали в старину далекую жницей, кормилицей. С урожаем сыт будешь.

Дети читают стихи:

1: Матушка-осень,
Гости недель восемь!
2: Жница-осень,
Сноп последний носит!

3: Приходит с ливнем,
С хлебом обильным.
4: С громами сильными,
С дождями, с ливнями!

5: Со льном высоким,
С корнем глубоким!
6: С толокой, обмолокой,
С золотым венцом!

Бабушка Арина: Скажите, ребята, чтоб урожай хороший уродился, что для этого нужно? (вода, тепло)

Правильно! Вот и в старину, пели заклички, зазывая дождь, чтоб землю напоить, и солнышко, чтоб землю обогрело.

Дети средней группы исполняют заклички:

«Дождик, дождик, пуще,
Дадим тебе гуще,
Дадим тебе ложку,
Хлебай понемножку!»

«Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошко!
Где твои детки?
Сидят на запечке,

Лепешки валяют,
Тебя поджидают!»

Бабушка Арина: Напоили, обогрели земелюшку солнышко и дождик, урожай на славу уродился! (подходит к столу с овощами). Тут и капуста, и картошка, морковь со свеклой, лучок-чесночок!

А когда выходил жнец хлеба убирать, заводили дружно песню

Мальчики с серпами поют песню:

«Серпы золотые» (Детский муз. фольклор, Л. Мельникова, 2000г.)

I

Серпы золотые
Жнецы молодые.

II

Веселенько жали,
Серпочки мелькали!

III

Жито все пожали,
Стали с пирогами!

Бабушка Арина: Урожай собран, первый хлебушко испечен!

Выходит девочка, на рушнике — каравай.

Бабушка Арина: Испробуйте, как хорош!

Девочка обходит ребят, каждый пробует по кусочку.

Бабушка Арина: А теперь время праздника, да шумного веселья настало!

Дети исполняют пляску «Приглашение».

Бабушка Арина: Детвора деревенская тоже от души забавляется. в игры играли шумные!

Игра «Божья коровка»

Ведущий: Божья коровка,

Полети на облачко!

Дети-коровки:

Сухо будет, — полечу!
Сыро будет — посижу!
Ведущий дает команды:
Сухо — дети летают,

Сыро — сидят.

Игра «Накорми зайца морковкой»

Игра «Свари суп» (ребенок на ощупь отбирает овощи на суп).

Бабушка Арина: А какие пироги вкусые на праздник пекли — пальчики оближешь! Вот и я решила вас побаловать. А печь мне помогали мои внучата-поворята, да вот они!

Выхожят два поваренка в колпачках, выкатывают столик на колесиках, на котором пирог.

Исполняют песню: «К нас гости пришли!»

(«Музыка в детском саду», Н. Ветлугина, 1989г.)

Приглашение на чай.

< Предыдущая   Следующая >

СЦЕНАРИЙ   ФОЛЬКЛОРНОГО ОСЕННЕГО ПРАЗДНИКА

«СОБРАЛИ  УРОЖАЙ – ГОСТЕЙ  СОБИРАЙ»

Разработала

музыкальный руководитель

МДОУ № 20 «Веснушки»

Подольского района Московской области

ЛУПАЧЁВА ЛАРИСА БОРИСОВНА

ЦЕЛЬ:

  • создать продолжительный, эмоциональный настрой, усилить осуществление радости, праздничного настроения детей
  • комплексно воздействовать художественными средствами на восприятие, чувства и сознание детей
  • содействовать развитию чувства патриотизма и созданию нравственных основ трудового воспитания
  • побуждать детей выразительно передавать характерные особенности различных персонажей, свои эмоциональные переживания и настроения
  • совершенствовать умения и навыки детей в различных видах музыкальной деятельности
  • содействовать развитию чувства патриотизма и созданию нравственных основ трудового воспитания

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  • экскурсия  на поля  совхоза «Подольский»
  • чтение рассказов о труде колхозников
  • отбор стихотворений, песен, подбор музыки

 оформление зала: в центре зала висит большая фигура женщины в русском национальном костюме, в руках у неё поднос, на нём рушник с караваем хлеба.

На боковой стене аппликация с большой корзиной, полной овощей.

                 В зал в русском костюме входит Ведущий-воспитатель.

ВЕДУЩИЙ: Вот и весь народ уж в сборе!

                      Здравствуйте, гости дорогие!

                        Встречи ждали давно, есть повод у нас

                    Собрать в этом зале сегодня всех Вас!

          Под р.н.м. «Выйду на улицу» в зал входят дети в русских костюмах,  встают врассыпную.

ВЕД: Ты людям явилась впервые

            В названии реченьки Рось,

            Потом обернуться Россией

            Росинке лесной довелось.

        Россия! Какое красивое слово:

        И роса, и синее что-то

Ребёнок: Дождём умытая, теплом согретая,

                  Прекрасна ты, когда встаёт заря,

                  Прекрасна ты, за доброту воспетая,

                  Моя Россия, земля моя!

ПЕНИЕ: «Моя Россия», муз Струве ( на проигрыш дети играют на треугольниках)

ВЕД: Дети, мы ездили на экскурсии по полям нашего совхоза «Подольский», побывали на животноводческих фермах. Познакомились с тружениками совхоза «Подольский».Это было летом. А сейчас – осень, самая горячая пора для сельскохозяйственных работников и тех, кто помогает им убирать урожай  хлеба, овощей, фруктов. Чем богаче урожай, тем богаче наша Родина. Хлеб – основной продукт питания. Он нужен каждому человеку каждый день. Всякая еда приедается, а хлеб – никогда. Не зря говорят: «Хлеб – начало всех начал». «Хлеб – всему голова».

А какие пословицы и поговорки знаете вы о хлебе?

Дети говорят пословицы и поговорки:

  • Хвала рукам, что пахнут хлебом!
  • Хочешь есть калачи —  не  лежи на печи!
  • Не велик кусок пирога, а стоит много труда!
  • Гречневая каша – матушка наша,

А хлеб ржаной – отец наш родной!

  • Худ обед, когда хлеба нет!
  • Хлеб да вода – молодецкая еда!
  • У кого хлеб родится, тот всегда веселиться
  • Золото и серебро – только камни,

Ячмень и пшеница – настоящие драгоценности!

 ВЕД: Сколько разных дел вокруг,

        Сколько рядом сильных рук –

        Ведь не зря людьми труда

        Наша Родина горда!

        Велика и необъятна

        Вся российская земля,
        Урожаями богаты

        Наши новые поля.

                У народа есть два слова –

                Хлеб – всей жизни голова

                Славится он первым на Земле,

                Славится он первым на столе,

                А знаете ли вы, чем пахнет хлеб?

ДЕТИ: Он пахнет полем, речкой, пылью, небом.

ВЕД: А главное – работой пахнет хлеб!

Игра со словом «ТРАКТОРА», р.н.м. (инсценируется русская народная потешка)

        Движения имитируют  работу трактористов. «Тракторов» несколько. В каждом – четверо детей. Они стоят парами (одна за другой), держась за руки. Первая пара протягивает свободные руки стоящей сзади паре. В полученный прямоугольник – «трактор» встаёт ребёнок «тракторист» с «рулём» в руках. Ведущая первая пара может держать картонное изображение трактора.

Тара-тара-тара-ра!

Из колхозного двора

Выезжают трактора,

Будем землю пахать,

Будем хлеб засевать,

Будем рожь молотить,

Малых детушек кормить!

Дети идут топающим шагом, отмечая более сильным притопом (правой ноги) ударение в словах «землю», «хлеб», «рожь», «детушек».

Выбегают девочки-зёрнышки с колосками в руках, садятся врассыпную на ковре.

ПЕСНЯ «Как пойду я на быструю речку», р.н.м.

Затем девочки перестраиваются в 3 колонны, опускаются на колени. Появляется ПЕТУШОК, бегает между зёрнышками, намереваясь склевать одно из них.

ЗЁРНЫШКО: Ты не клюй меня, дружок.
                  Голосистый Петушок,

                В землю тёплую войду,

                В ней тогда таких, как я,

                Будет целая семья!

Дети прогоняют Петушка:  Кыш! Кыш! Кыш!

ВЕД: Поднимается росток,

        Зеленеет стебелёк,

        Скоро будет колосок,

        Станет поле щедрой нивой,

        Сильной, рослой, златогривой!

ДЕТИ: Дождик! Дождик!

        Лей! Лей!

        Не жалей пузырей!

ПЕНИЕ «Дождик» р.н.м.

        Между рядами зёрнышек-колосков пробегает МАЛЬЧИК – ДОЖДИК («поливает землю»), потом убегает на место.

ДЕТИ: Золотое солнышко!

        Ты согрей-ка зёрнышки!

ДЕВОЧКА-СОЛНЫШКО обегает «зёрнышки»

Девочки выполняют упражнение с КОЛОСКАМИ , муз Мурадели.

ВЕД: Хлеб созрел в полях,

        Моторы песню жатвы завели,

        В степь выходят комбайнёры

        Полевые корабли.

!Комбайнёры, держа в руках рули, под  муз. Филиппенко «Урожай собирай» едут за урожаем и увозят колоски).

ВЕД: Хлеб созрел, но к нам на стол

          Прямо с  поля не пошёл.

        С поля даже в магазины

        Хлебу ехать рановато,

        Он уселся на машину

        И спешит на элеватор.

Проводится АТТРАКЦИОН «Кто быстрее отвезёт зерно на элеватор» (на больших машинах отвозят несколько мешочков из обруча в обруч)

Перед игрой слова: Побыстрей собирай, да зерно  не рассыпай!

ВЕД: Много людей потрудилось, но не напрасно. Вот и каравай готов.

ИНСЦЕНИРОВКА ПЕСНИ «КАРАВАЙ»:

Дети (поют на мотив «Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай». Р.н.м.):

К дошколятам на машине  ( дети ходят по кругу, в середине КАРАВАЙ)

Каравай приехал ныне,

Пышной коркой похрустим,

Всех на свете угостим.

В круг вставай, каравай,

Кого хочешь, выбирай!

КАРАВАЙ: ПЕКАРЯ!

                     Он не грел на печке бок –

                 Каравай  ребятам пёк,

                 Пекарь, с нам поиграй,

                 Кого хочешь – выбирай!

ПЕКАРЬ: МЕЛЬНИКА!

             Не молол он чепуху,

             А молол зерно в муку,

             Мельник, с нами поиграй,

             Кого хочешь – выбирай1

МЕЛЬНИК:  ХЛЕБОПАШЦА!

                  Он в тенёчке не лежал!

                  А хлеба растил и жал!

                  Хлебопашец, в круг вставай,

                  Всех на праздник приглашай!

ВЕД: А вот и главный хлебопашец нашего совхоза «Подольский»

         Давайте его поприветствуем!

В цент зала выходит ДИРЕКТОР совхоза «Подольский» с КАРАВАЕМ в руках:

        Мы работы не стыдились,

        Мы работою гордились!

        А награда – урожай,

        Всех на праздник приглашай!

Отдаёт каравай ведущему.

РЕБЁНОК: Слава – урожаю в закромах!

        Слава караваю – на столах!

        Слава, слава, дружным рукам!

        Слава, слава – труженикам!

ВЕД: Не только хлеб растят в нашем совхозе. Выращивают наши труженикам села и овощи.

Выходит БРИГАДИР совхоза с КОРЗИНКОЙ ОВОЩЕЙ:

        А мы – огородники! Наша бригада –

        Подарки вручит вам для детского сада:

        Капусту, морковку, огурцы, помидоры,

        Картошки рассыпчатой – целые горы!

        Все овощи мы привезли в детский сад,

        Отличный получится борщ для ребят!

ВЕД: Много овощей! Ай-да, колхозники-овощеводы. Спасибо! (кланяется) вам за ваш труд и за заботу. А мы сейчас поиграем «Чей кружок скорее найдёт свой овощ»

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «Чей кружок скорее найдёт свой овощ», р.н.м. «Как под яблонькой»:

Дети образуют 4 кружка. В середине каждого круга стоит ребёнок в шапочке овоща (помидор, огурец, свёкла, морковь).

1-4 такты. Дети легко и подвижно идут по кругу, ведущие помахивают платочком, как бы показывая его.

5-8 такты – Дети хлопают, ведущие (овощи) свободно пляшут).

9-16 такты.  Все легко бегут по залу, ведущие помахивают платочками, как бы прощаясь.

17-20такты. Дети свободно пляшут, в конце приседают и закрывают глаза.

Ведущие перебегают (без музыки) в другие уголки, меняясь руками, и поднимают платочки.

21-24такты. Дети бегут к своему ведущему и становятся вокруг него, взявшись за руки. Выигрывает тот кружок, который собрался первым.

Вед: Все  овощи огородные поспели. Дети носятся, кто с помидоркой, кто  морковкой.

        А мы сейчас поиграем с картошкой.

АТТРАКЦИОН «КТО БОЛЬШЕ НАБЕРЁТ КАРТОШКИ».

( Трое детей собирают с пола рассыпанную картошку в ведёрки).

ВЕД: И у нас созрела репка, совсем. Как в сказке.

ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ «РЕПКА».

ВЕД: Вот так всегда на Руси ведётся, что после трудового дня, когда солнышко садится. Собираются люди, чтобы песни петь, пошутить, посмеяться, хороводы водить, добрым ловом обмолвиться.

В народе говорят «Сделал дело – гуляй смело!

                               « Делу время, потехе – час!»

И у нас весельчаки есть, хотят поплясать, всех порадовать!

ДЕТИ ТАНЦУЮТ ПАРНЫЙ ТАНЕЦ под муз. «Течёт ручей» в исполнении Кадышевой.

Ребёнок: Я в совхозе живу,

                Сушки, прянику жую,

            Я частушек много знаю,

            И сейчас для вас спою!

ДЕТИ ПОЮТ ЧАСТУШКИ:

Мы в деревне живём,

Сушки, пряники жуём,

Мы частушек много знаем,

И сейчас для вас споём

ВЕД: А сейчас – весёлый танец с ложками.

ТАНЕЦ С ЛОЖКАМИ  под р.н. песню «Ах вы, сени», дети поют, на проигрыш  пританцовывают  ложками.

ВЕД: Много сказочных мест у России

        Городов у России не  честь,

        Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь!

1 реб: Как только солнышко встаёт,

        Совхоз наш озаряя,

        Нам сразу голос подаёт

        Земля наша родная!

2 реб: Звенят куранты в ранний час,

        На башне луч играет,

        Совхоз «Подольский» —

        Детский сад привет вам посылает.

ПЕНИЕ «Родная песенка», муз. Чичкова.

ВЕД: Есть на Руси обычай старый-

        Гостей встречают самоваром,

        Мы вас тоже угощаем

        Горячим , крепким, русским чаем!

                Приглашаем всех на чай

                С пряниками,         вкусными ватрушками!

Дети вместе с тружениками совхоза идут пить чай из  самовара.

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

«ПОДГОВКА К ОСЕННЕМУ  ПРАЗДНИКУ  С ЧЕСТЬ ТРУЖЕННИКОВ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА»

Разработала

Музыкальный руководитель
МДОУ № 20 «ВЕСНУШКИ»

Подольского района

Московской области

ЛУПАЧЁВА ЛАРИСА БОРИСОВНА

ПРАЗДНИК В ДЕТСКОМ САДУ!!! С каким нетерпением ждут его дети! Для них это окно в мир прекрасного, в мир волнующей музыки, поэзии, в мир ярких зрительных восприятий, увлекательных игр и затей.

        Праздник является действенным средством воспитания, способствующим всестороннему развитию  ребёнка. Он будит в его душе интерес к окружающему, воспитывает любовь к Родине, к труду, уважение к людям.

        Праздничный утренник – одна из форм организации музыкальной деятельности, все виды которой (пение, музыкально-ритмические движения, слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах), составляют основное его содержание.

        Совместные переживания сплачивают детей в дружный коллектив, вызывают чувства индивидуальной и коллективной ответственности. Комплексное воздействие различных видов искусства способствует формированию у дошкольников художественного вкуса.

        Праздничный утренник позволяет раскрыть значимость общественных важных событий, приблизить детей к пониманию идеи и через активное участие приобщить к народному торжеству.

        Сколько волнений испытывают взрослые, подготавливая праздник для детей. Как стремятся попасть на него родители, чтобы разделить с малышами большую радость большого торжества!

        Праздник – это радость, которую приносят совместные переживания, выступления взрослых, встреча с любимыми персонажами сказок, весёлые, занимательные игры, раздача подарков и прочее.

        Дети должны почувствовать величие и значимость народных праздников, веселье, активно участвовать в подготовке утренников  в детском аду и выступлениях вместе со своими товарищами, взрослыми. Всё это оставляет яркий след, положительно влияет на формирование духовного мира ребёнка.

        При подготовке праздника, посвященного труженикам нашего села, мы с воспитателями и заведующей детского садика ещё летом тщательно продумали всю предварительную работу СС детьми, спланировали её. Наметили, какие занятия нужно провести с детьми, какие нужны экскурсии, чтобы дети смогли получить необходимые знания и сведения. В план включили чтение рассказов, разучивание стихотворений, показ детям репродукции картин художников, которые изображают доступные пониманию 5-6 летних детей эпизодов из жизни тружеников сельского хозяйства.

        В итоге дети узнали: хлеб сам не родится, растят его золотые руки хлебороба, веной землю пашут и засевают, летом – ухаживают, удобряют, борются с сорняками, осенью убирают урожай; на поля выходят люди, машины (трактора, косилки, комбайны). Зерно везут на элеватор, потом на мельницу, с оттуда – муку на хлебозаводы. Машины- фургоны развозят по магазинам хлеб, буханки, булки, батоны. Бублики, печенье.

        Труд земледельца нелёгок, но почётен.

        Больше  впечатление на детей, да и на нас взрослых, произвела экскурсия на поля и фермы совхоза «Подольский».

        В этом плане нам повезло! Хочется выразить благодарность директору совхоза «Подольский» Кокоткину Виктору Ивановичу за организацию этих экскурсий, за предоставление транспорта.

        Сам Виктор Иванович ездил с нами по полям с пшеницей, дети общались СС комбайнёрами, трактористами, садились за руль комбайна. «Повалялись в сене», посмотрели на коров, узнали, как за ними ухаживают сельские труженики.

        Была и экскурсия в контору совхоза «Подольский». Мы побывали в гостях у диспетчера,  наши дети поговорили по селекторной связи с работниками дальних ферм, спели им песни, прочитали стихотворения, побывали в бухгалтерии совхоза, в лаборатории, где определяют жирность молока. Были мы и в кабинете директора совхоза, посидели в его кресле, за его рабочим толом, посмотрели Доску Почёта, дети увидели на ней своих близких и знакомых.

         В подготовке утренника принимали участие все сотрудники детского сада. Большую инициативу проявила заведующая нашим садом Петрова Валентина Михайловна. И воспитатели, и логопед, и помощники воспитателей, повара, машинист по стирке белья – все старались в силу своих возможностей. Хочу сегодня поблагодарить всех сотрудников детского сада. Ведь одному музыкальному руководителю не под силу организовать такое большое мероприятие. Пособия, оформление, атрибуты, костюмы, сделали стенд, посвящённый труду сельских тружеников! Желание помочь было у всех! И так бывает всегда. Ведь праздник – это «визитная карточка» детского ада. По ней судят о работе детского сада.

        Особое  слово хочется сказать о ведущей праздника Суровых Анне Васильевне. Речь, мимика, веселое настроение, выразительность, зажигательность – эти черты присущи Анне Васильевне на всех праздниках. А ведь от ведущей праздника наполовину завит итог. Она может испортить праздник, а может его приукрасить, сгладит все шероховатости. Большое спасибо Анне Васильевне за этот праздник и за все предыдущие!

        Столкнулись мы и  трудностями при подготовке праздника.

        В этом году в нашем садике очень сложная логопедическая группа. Дети СС большими проблемами логопедического плана. Отсюда проблемы СС движениями, в пении, при чтении стихов. Дети немного кованы, зажаты, да ещё и начало учебного года. Старались на занятиях давать творческие задания, обучать детей движениям, предлагали самим придумать небольшие пляски, обыгрывать сказочных героев.

        Начало года. Поэтому в сценарии праздника написали много четверостиший именно для ведущей праздника, а не для детей, хотя, обычно, делаем наоборот. Может быть, была и  немного чрезмерная нагрузка на некоторых детей, у которых лучше речь, которые более выразительнее и эмоциональнее справляются СС заданиями. Но при этом, старались не забыть и про других детей. Но детей всей группы легла соответствующая посильная нагрузка и в празднике.

        В будущем мы обязательно будем проводить работу в данном направлении – знакомство с трудом сельских тружеников и, как итог, праздник в честь этих тружеников. Будем заинтересовывать детей этой профессией. Ещё         не раз поедем на экскурсии по полям совхоза, на фермы.

        Следующий праздник постараемся посвятить работе животноводов. Т.о. праздники, которые несу в себе радостные впечатления, занимают большое место в жизни дошкольника.

        Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями, как хорошая, интересная книга, лучшими страницами которой станут праздничные даты – утренники в детском аду!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Методические рекомендации. –

     М., 2006

Когда работать, если у славян так много праздников? Секрет в том, что многие праздники были связаны с трудом. В эти дни полагалось не отдыхать, а трудиться на благо своего Рода и общины. Таковы славянские праздники сбора урожая: Зажинки, Спожинки и Дожинки. Завершаются они Осенинами, только здесь наступает пора для недолгого отдыха.

Сноп, сбор уожая, славянские праздники урожая, спожинки, дожинки

Как определить даты праздников урожая?

В старь к дням празднования относились не так, как нынче. Сейчас всякий праздник имеет для нас одну верную дату. Раньше же многие праздники были связаны с работой и изменениями природы, потому их даты могли сдвигаться. Праздники сбора урожая начинают, конечно, когда уже есть спелые плоды, когда колосья налились силой и готовы к жатве.

Даты праздников отличаются в зависимости от региона страны. В южной местности урожай начинают собирать раньше, а то и вовсе делают это не один раз за лето. На севере на сбор урожая остается совсем немного времени – работа должна завершиться к осенним дождям. Потому если урожай у вас ещё не поспел к Зажинкам, праздновать этот день стоит позже.

Читайте также: Славянский календарь

Славянский календарь на 2023 год

Зажинки: начало сбора урожая

зажинки, праздники урожая у славян

Зажинки, первый праздник сбора урожая, выпадает на 5 июля. В это время всюду начинали сбор даров природы. Где ещё не поспела пшеница и рожь, начинали сенокос. Дети ходили в лес за ягодами и приносили корзины с ними в дом.

Зажинки на поле начинают старшие женщины. Большуха, старшая женщина в семье, отправляется на поле. С собой женщины приносят дары для Матери Сырой Земли. На Зажинки каждая женщина сжинала первый сноп и складывала его вместе с другими снопами, от всей общины. Так делали большой общий сноп, который должен был принести богатый урожай.

После обряда к жатве приступают все женщины деревни. Убирали урожай с песнями:

А я, молоденька, рожь топчу,
Рожь топчу, рожь топчу,
Травку-муравку вытопчу,
Вытопчу, вытопчу,
Зеленое жито вырастет,
Вырастет, вырастет,
А я, молоденька, буду жать,
Буду жать, буду жать,
И да у снопочки вязать,
Да вязать, да вязать.

Спожинки: середина сбора урожая, совместная жатва

Спожинки – праздник не столь торжественный, как Зажинки. «Спожинки» значит «совместная жатва». Начиналась она с 15 августа. В это время собирались всей общиной, деревней, смотрели, сколько урожая осталось убрать, на чьем поле больше всего несжатых колосьев, кому нужна помощь.

Спожинки начинаются сразу после Медового спаса. Когда на столе появился первый мёд, хозяева зовут гостей и уговариваются с ними об общей работе – толоке. Участие в толоке могло оплачиваться деньгами или частью урожая. Часто приходили на Спожинки и чтобы повидаться с друзьями-подругами, поработать вместе, ведь так дело веселее спорится.

На горушке на крутой,
На раздольице широкой
А стоит народ всей толпой
Глядит народ толоку.
А чья это толока?
Богатого мужика,
Богатого мужика,
Акимова толока.

дожинки, яблочный спас, сбор урожая у славян

Дожинки: окончание жатвы

Праздник окончания жатвы называют иначе Дожинками. Выпадает он на 22 августа, но может быть и позже. Главное, успеть дожать до начала Осенин, празднования дня Авсеня.

Дожинки считаются также праздником Лешего. В это время хозяин лесов ещё не засыпает, но люди уже начинают прощаться с ним. На границе леса и поля приносят дары Лешему. Хозяина леса благодарят за помощь, за то, что лесные звери не повредили посевам, просят помочь и на следующее лето.

Знаете праздник Дожинки?

Осенины: не один день, а неделя праздников

Осенинами звали всякий съезжий осенний праздник, т.е. день, когда собирается за одним столом родня, в том числе из соседних деревень. Точной даты этот праздник не имеет, однако, вернее всего праздновать Осенины вместе с Авсенем, праздником Осеннего Солнца.

Начинают подготовку к Осенинам 19 сентября. Мужчины собираются на братчину, вместе садятся за стол и не просто пируют, а обсуждают, кто сколько урожая собрал, хватит ли до весны, кому помочь нужно. На братчине делят обязанности по подготовке общего праздника Авсеня для всей деревни.

славяне, осенины, сбор урожая, зажинки, спожинки, дожинки

Авсень или Таусень выпадает на день Осеннего Равнодествия. Но праздновать его можно долго, начиная с 19 и до 25 сентября. За это время встарь успевали встретить Осенины, принять гостей в своём доме, ответить им тем же, погулять на деревенском празднике.

Читайте также:

Овсень — славянский праздник осени, праздник Бога Авсеня

Праздник Коляды – 21,22 декабря, славянский праздник Молодого Солнца

Праздник Ивана Купала — что а праздник такой?

Славянские праздники и обряды

Осенины

21 сентября – вторые Осенины или Оспожинки — праздник урожая. Считалось, что с этого дня лето закончилось и осень вступает в свои права.

Многие народные праздники посвящались сезонным явлениям и событиям. И даже начало осени и прощание с летом удостоились отдельного торжества.

Осенины — серия праздников, которые отмечаются в начале осени. Осенняя пора издревле считалась праздничной. Сбор урожая и работа в поле были закончены, а погода позволяла проводить народные гулянья. В это время было принято веселиться, собирать гостей, накрывать стол и готовить все блюда из того, что преподнесла Земля в этом году. Именно в начале осени наступала пора свадеб и праздников.
Как и многие осенние праздники, Осенины отмечались в течение длительного времени. И, как многие народные праздники, кроме традиционной истории имеют еще и религиозную, православную составляющую.

  • I
    История праздника

  • II
    Традиции праздника

  • III
    Традиции и обычаи на Осенины

  • IV
    14 сентября — Первые Осенины, Праздник Осенины

    • IV.I
      Традиции, приметы, заговоры и обряды — Похороны мух на Осенины

    • IV.II
      Как праздновали Первые Осенины 14 сентября

    • IV.III
      Приметы на Семена-летопроводца

  • V
    21 сентября — Вторые Осенины

    • V.I
      Как праздновали вторые Осенины 21 сентября?

    • V.II
      Приметы на Вторые Осенины 21 сентября

  • VI
    27 сентября — Третьи Осенины

    • VI.I
      Праздник Осенины. Традиции, приметы, заговоры и обряды — Третьи Осенины.

    • VI.II
      Как праздновали третьи Осенины 27 сентября

  • VII
    Заговоры, обряды и ритуалы на Осенины

    • VII.I
      Обряд на деньги в праздник Осенины 21 сентября

    • VII.II
      Обряд на удачу в праздник Осенины 21 сентября

    • VII.III
      Обряд на исполнение желаний в праздник Осенины 21 сентября

    • VII.IV
      Осенний заговор

  • VIII
    Заговор на Воздвиженье

    • VIII.I
      На любовь

    • VIII.II
      Гадание на бобах

    • VIII.III
      Осеннее гадание

История праздника

Праздник урожая начали отмечать еще в древней Руси. Осенины начинались 14 сентября, в Семин день, или в день Симеона Летопроводца. В этот день начинались проводы лета и встреча осени.
Вторые Осенины отмечались 21 сентября. В православии этот день тесно связан с Рождеством Богородицы. Таким образом, в этом празднике переплелись народные приметы и церковные традиции. Например, Пресвятой Богородице молились в этот день те, кто хотел завести ребенка, но не мог.
Последний, третий праздник Осенин отмечался 27 сентября и был связан с православным праздником Воздвижения Креста Господня. В этот день проводились крестные ходы, и существовал народный ритуал, когда для изгнания нечистой силы люди обходили дом с самодельными крестами, вырезанными или сложенными из веток рябины.

Осенины

Традиции праздника

Осенины имеют старые народные и церковные традиции и обряды.
Одна из главных традиций в начале осени — это обновление огня. Весь старый огонь в доме гасили и зажигали новый. Традиция была связана с поверьем, что зажженный в Осенины огонь способен наполнить все вокруг новой энергией, а людям и животным — дать прилив новых сил.
В народе Осенины 21 сентября также называли «Пасекин день» или «День Луковой слезы». В эту дату было принято убирать пчел, а также с огорода собирали лук. Этот день считался окончательным, завершающим летние работы в текущем году. Было необходимо собрать урожай и подготовиться к зиме.
С Осенинами были связаны погодные приметы. Считалось, что если в этот день будет хорошая погода, значит, и остальная осень будет теплая.
По другой традиции, 21 сентября женщины просыпались рано утром и шли к реке, где они встречали Осенины. Самая старшая женщина стояла с хлебом, а девушки водили вокруг нее хороводы и пели песни. После этого хлеб скармливали домашнему скоту, чтобы у животных был приплод.
Молодые семьи, прожившие год вместе, приглашали на Осенины в гости всю родню. По традиции, гости проводили смотрины, проверяли, как молодая пара справляется с хозяйством. Невеста накрывала для гостей богатый стол. Девушка показывала, как она ведет хозяйство в доме, а юноша — во дворе.
С Рождеством Богородицы, православным праздником 21 сентября, также были связаны некоторые церковные традиции. В этот день верующие могли попросить Богородицу о здоровье, семейном благополучии, удаче и хорошем урожае на будущий год. Молодожены молились о рождении ребенка. Девушка, желающая зачать ребенка в этом году, накрывала богатый стол и созывала всех бедных, чтобы они помолились за здоровье ее будущих детей.
В старину чтили этот праздник и каждый год отмечали его весело, проявляли щедрость к своим гостям, благодарили Землю за полученный урожай, а самое главное — надеялись, что и в следующем году их будет ожидать достаток и благополучие.
инет.

Другие названия праздника: Спожинки и Дожинки, Авсень, Таусень, Спасов день, Последний Спас, Женское Рождество, Праздник Рожаниц, Вторая встреча осени, Праздник урожая.
Осенины — серия праздников, которые отмечаются в начале осени. Осенняя пора издревле считалась праздничной. Сбор урожая и работа в поле были закончены, а погода позволяла проводить народные гулянья. В это время было принято веселиться, собирать гостей, накрывать стол и готовить все блюда из того, что преподнесла Земля в этом году. Именно в начале осени наступала пора свадеб и праздников.
Как и многие осенние праздники, Осенины отмечались в течение длительного времени
Осенины на Руси праздновали, когда урожай поспел, столы явствами полны, да денек погожий выдался. Праздник Осенины связан с дарами природы, с Матушкой-Землей, с Солнышком, что нынче согреет двор, в котором стоят столы для всей большой семьи.

14 сентября – первые Осенины, день Семена-летопроводца. С Семена начинались засидки, т.е. работа в избах при огне.

21 сентября – вторые Осенины или Оспожинки — праздник урожая. Считалось, что с этого дня лето закончилось и осень вступает в свои права. На этот праздник приходится дни Осеннего равноденствия.

27 сентября – третьи Осенины или Воздвиженье. Все приметы, характеристики и рекомендации этого дня так или иначе были связаны у крестьян со словом «двигаться». Воздвиженье осень зиме навстречу двигает, «хлеб с поля на гумно движется», «птица в отлет двинулась», и даже «кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась».

Название «Оспожинки» получено за окончание полевых работ и сбора урожая. Чаще всего празднование затягивается на несколько дней. Проходит шумно, с песнями, танцами и разнообразными играми.

Традиции и обычаи на Осенины

На Осенины урожай уж собран, посчитан. Ясно, сколько надобно на семью оставить, сколько можно добрым людям продать или обменять. Богатые осенние ярмарки издревле известны. Да и нынче почти в каждом городе к Осенинам непременно ярмарка проходит, где добрые люди продают товары свои: ягоды да яблоки приносят, мед свежий, прямо в сотах золотых, а кто уж и варенье успел сготовить к дню осенней ярмарки.

Праздник урожая - Осенины

На праздник Осенины почитают славяне женщин, особо матерей да бабушек своих. Недаром в иных местах Осенины зовут ещё «бабье Рождество». Нынче, когда труды в полях окончены, а зимние женские помочи ещё не начались, благодарят женщин за их труд да за то, что детей взрастили – вон какие ладные парни, уж выше отца ростом, да девушки-красавицы, к таким скоро женихи пожалуют.

Бывает, праздником Осенины называют день окончания уборки урожая. Праздник то большой, всем селом справляется! Вместе рожь убирали, нынче вместе радуются тому, что закрома на зиму полны. На Осенины на Руси собирали братчину — общий пир. Готовились к нему всем селом, каждый приносил то, чем двор его богат. Пировали, да не забывали о труде. Весь ли урожай посчитан? Хватит ли на зиму, али нужно помочь какой семье нынче? Как будем осенние свадебки играть, а к кому в дом зимой сватов зашлют, коли летом не успели девку просватать? Все на братчине обсуждали, всем миром решали, как дальше жить-поживать.

С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук). Обычно в Осенины устраивались угощение, на которое собиралась вся семья. Для праздника варили пиво и закалывали овцу (барана). Из муки нового урожая пекли пирог. Славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы.

Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели соответствующие игровые песни:

«Вейся мы, хмель, перевейся,
На нашу сторонку,
Как на нашей на сторонке приволье большое!
А приволье — то большое, мужики богаты!
Что мужики — то богаты, каменны палаты!
Что каменны палаты, двери золотые,
Что маковки литые!»

Праздник осени - Осенины

14 сентября — Первые Осенины, Праздник Осенины

Традиции, приметы, заговоры и обряды — Похороны мух на Осенины

По старинному календарю начало осени приходилось на 14 сентября. Первый Вселенский собор (325 г.) установил этот день началом года. По православному преданию, в сентябре был сотворен мир. Осенины первая встреча осени, ее отмечали как праздник урожая. В этот день воздавалось Благодарение Матери—Земле.
В начале сентября завершалась жатва, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. В этот день полагалось “вытереть” с помощью двух дощечек “новый” огонь и с этим чистым огнем начинать засидки, или посиделки. С этого дня на Руси начинали праздновать осенние свадьбы (до 15 ноября), переселялись в новые дома, осуществляли обряд “пострига” (посвящение) мальчиков, достигших семи лет, в отроки, отмечая их новую роль в общине. К праздничному дню первых Осенин был приурочен древний забавный обряд похорон мух и тараканов, надоедливых обитателей русского лета.

Похороны мух

Во многих местах с днем Семена-летопроводца был связан обычай хоронить мух, тараканов, блох и прочую нечисть, одолевающую крестьянина в избе.

Потешные похороны устраивали девушки, для чего вырезали из репы, брюквы или моркови маленькие гробики. В эти гробики сажали горсть пойманных мух, закрывали их и «торжественно» (а иногда с плачем и причитаниями) выносили из избы, чтобы предать земле. При этом кто-нибудь должен был гнать мух из избы полотенцем и приговаривать: «Муха по мухе, летите мух хоронить» или: «Мухи вы мухи, Комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь».

Обычай хоронить мух и тараканов наблюдался по всему северу России, причем повторялся даже в деталях, и только кое-где, вместо полотенца, советовали изгонять мух штанами в полной уверенности, что это средство неизмеримо больше действует, так как муха, выгнанная штанами, навсегда теряет охоту возвращаться в избу снова. С изгнанием мух была связана и специальная примета. В народе говорили:
«Убить муху до Семина дня — народится семь мух; убить после Семина дня — умрет семь мух».

14 сентябряначало Бабьего лета, которое длится в некоторых областях до трех недель. Подметили: если Семен — день ясен, то все Бабье лето будет теплым, да и зиму надо ждать теплую.

14 сентября — день Семена Летопроводца. Симеон Столпник (V век) прославился как человек самоотверженного образа жизни. В истории человечества он открыл новый вид подвижничества. Желая испытать свою духовную силу, веру в Бога, он соорудил на горе столб высотой 4 метра с площадкой на верху, окружил его стеною и с этого “горного” места читал проповеди многочисленным паломникам. Затем Симеон поселился на столбе в маленькой келье, предавшись усиленной молитве и посту. Постепенно он увеличивал высоту столба, на котором стоял.

Последний его столб был высотой 40 локтей (16 метров). В усиленных иноческих подвигах провел 80 лет, из которых 47 простоял на столбе. Житие его было хорошо известно на Руси, у него учились претерпевать во имя святого дела многочисленные трудности человеческого бытия. По стародавней традиции считалось, что в этот день необходимо совершать благотворительные дела, быть милосердным. В Московской Руси ни один нищий в этот день не оставался без обильной милостыни, даже заключенных в темницах одаривали подарками.

Как праздновали Первые Осенины 14 сентября

✔ Люди благодарили матушку-землю за богатый урожай.
✔ Обновляли огонь, тушили старый, добывали новый.
✔ С этого же времени вся деятельность на поле заканчивалась и начинались работы в доме и во доре, на огороде.
✔ В домах на Первые Осенины накрывали праздничный стол, варили пиво и закалывали барана.
✔ Из новой муки пекли пирог.

Приметы на Семена-летопроводца

• Семён бабье лето наводит.
• С бабьего лета – бабий праздник и бабьи работы.
• Бабье лето ненастно – осень сухая.
• Семён-летопроводец молодое бабье лето провожает, а старое – наводит.
• На Семёна хоронят мух и тараканов (чтобы пропали).
• Переход в новый дом, на новоселье – счастливый.
• Первые засидки – новый огонь в избе.

Праздник урожая - Осенины

21 сентября — Вторые Осенины

Праздник Осенины. Традиции, приметы, заговоры и обряды — Вторые Осенины

21 сентября — вторые Осенины, день Рождества Пресвятой Богородицы. Рано утром женщины и девушки выходили к берегам рек, озер и прудов встретить матушку Осенину овсяным хлебом и киселем. В сознании русского человека ее образ сливался с образом Богородицы, посему обращались к ней: «Богородица Пречистая, избави от маеты, надсады, от других отведи, мое житие-бытие освети!»

По обычаю в этот день все родные и знакомые ходили в гости к новобрачным, чтобы «поучить их уму-разуму». Молодая хозяйка готовила особый круглый пирог: «К нашей хлеб — соли милости просим!» После сытного обеда молодая хозяйка показывает дом, а молодой хозяин двор, амбар, сарай, сад. Гостей угощали пивом своего производства. Все вместе собором чествовали Солнце.

С 21 сентября считалось, что всякому лету — Аминь. Осень вступила в свои права. По сути это религиозный праздник астрономического осеннего равноденствия, когда день равен ночи.
Вторые Осенины соединяют как бы два праздника: земной и духовный. По своей земной сути — это праздник урожая, сопровождающийся играми и песнями, а по своей духовной, небесной природе — день рождения Девы Марии, Матери Иисуса Христа.

С Осенин основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук). Обычно в Осенины (в православии — день Рождества пресвятой Богородицы) устраивались угощение, на которое собиралась вся семья. Для праздника варили пиво и закалывали овцу (барана). Из муки нового урожая пекли пирог. Славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы.

Как праздновали вторые Осенины 21 сентября?

✔ Осенины встречают у воды. В этот день рано утром женщины выходят к берегам рек, озёр и прудов встречать матушку Осенину с овсяным хлебом.
✔ Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг неё поют песни. После чего разламывают хлеб на куски по числу народа и кормят им домашний скот.
✔ В этот народный праздник полагается навестить новобрачных. Молодая хозяйка после богатого угощения гостей хвастается женщинам новым домом и хозяйством. А супруг в это же время показывает мужчинам свои владения и делится планами на будущее. Гостям положено не только хвалить молодых, но и давать полезные советы.
✔ На Осенины обязательно устраивалась большая трапеза, в которой принимали участие все жители села. Обязательными атрибутами праздничного стола была кутья из крупы и меда, хлеб, блюда из молока. За столом обязательно благодарили родную землю за то, что она преподнесла им свои дары.

Приметы на Вторые Осенины 21 сентября

✔ Какая погода в этот день, такой и осень будет. Если тепло на улице, то и осень будет теплой и погожей.
✔ Чем больше на луке шелухи, тем холоднее зима будет.
✔ Алый закат или рассвет – к ветряной и дождливой погоде.
✔ С утра иней на траве – к непогоде.
✔ С деревьев практически все листья опали – зима будет ранней.
✔ На деревьях паутины много – к теплу.
✔ Зайцы роют норы – к суровой зиме.
✔ Перелетные птицы низко летят – к похолоданию.
✔ Хлеб, испеченный или купленный в этот день, нужно съесть в кругу семьи. С чужими людьми им делиться нельзя.
✔ С сентября вся вода в родниках – святая.
✔ Бездетным женщинам, мечтающим забеременеть, в этот день нужно молиться, чтобы Господь послал им ребенка. Также нужно заказать молебен в церкви и подать милостыню нищим.

27 сентября — Третьи Осенины

Праздник Осенины. Традиции, приметы, заговоры и обряды — Третьи Осенины.

Третьи Осенины приурочены к церковному празднику Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня, это третья встреча осени. «Воздвиженье — осень навстречу зиме двигает».
По народной традиции начинались капустницы, девичьи вечеринки, когда молодежь ходила из дома в дом рубить капусту. Длились эти вечеринки две недели. Это своего рода священнодействие: капуста считалась священной пищей Богов.

В этот день осуществлялся очень древний обряд — крестовый. Знак креста с доисторических времен являлся символом солнца. Считалось, что на Воздвижение он излучает охранительную силу. Крестьяне вырезали кресты из дерева, составляли крест-накрест ветки рябины, рисовали кресты в местах, которые хотели уберечь от нечистой силы: в закромах, хлевах.

Воздвиженье – праздник змей. Сдвигаются в одно место змеи. Они уходят в землю, сдвигаются туда». На третьи Осенины, по народному поверью, змеи и прочие гады вместе с птицами переселялись в неведомую блаженную страну, называемую ирием (в христианстве слово это приняло звучание «рая»). Посему устраивались проводы их с просьбой передать послание ушедшим в мир иной.

В деревнях крестьяне варили пиво. Осуществляли обрядовую опашку села, изгоняя из него Кухому (лихорадку, трясуницу), потом разделяли пиво по домам и отдыхали после трудов праведных. Вечером топили баньки и парились, изгоняя нечисть из себя. В лесах леший перед долгой зимой последний раз шутил над людьми, устраивая смотр зверям и птицам — готовы ли они к суровой зиме.

Согласно древним поверьям, на Воздвижение происходит битва между «честью» и «нечестью»; поднимаются друг на друга правда и кривда, свято и несвято.

Воздвижение считалось не подходящим днём для похода в лес из-за оборотней и леших.

Как праздновали третьи Осенины 27 сентября

✔ По-другому этот день называли змеиным праздником. По поверьям, все птицы и змеи в этот день переселялись в другую страну. С ними передавали просьбы усопшим.
✔ В этот день не ходили в лес, потому что считалось, что змея может утащить.
Приметы на Третьи Осенины
✔ На Воздвижение птица в отлёт двигается.
✔ Если гуси на Воздвижение летят высоко – к высокому половодью, если низко – к малому.
✔ Если на Воздвижение дует северный ветер, то лето будет тёплым.
✔ Воздвижение – последняя копна с поля двинулась.

Заговоры, обряды и ритуалы на Осенины

Обряд на деньги в праздник Осенины 21 сентября

Так как Осенины – это праздник урожая, то можно провести обряд с яблоками.
Из яблок свежего урожая нужно выбрать двадцать одно яблоко, самое красивое. Плоды следует вымыть, произнеся следующее:

«Как я с этих яблок грязь смываю, так и с себя нищету смою».

Затем раздайте эти яблоки нуждающимся. Если у вас нет своего сада, то можно купить яблоки. Однако запомните, что покупая их нельзя брать сдачу.

Обряд на удачу в праздник Осенины 21 сентября

Так как Осенины 21 сентября празднуют в один день с Рождеством Пресвятой Богородицы, то можно провести обряд с водой. Ведь с давних пор известно, что в этот день вода обладает поистине уникальными, целебными свойствами.
Вечером 21 сентября нужно искупаться в любом водоеме. Если же природного водоема нет поблизости или погода не позволяет купаться, то можно провести ритуал дома в ванной, в душе или в бане.

Принимая водные процедуры произнесите:

«В божественной воде все свои неудачи смою. Водица с меня, раба(ы) Божьего (имя), стекает, все беды и несчастья с собой уносит».
После обряда не нужно ни с кем разговаривать до следующего утра, сразу же ложитесь спать.

Обряд на исполнение желаний в праздник Осенины 21 сентября

Это обряд со свечой. Считается, что обряды со свечой очень действенны. А в праздник Осенины 21 сентября они становятся еще более эффективными. А все потому, что этот день имеет непосредственные обычаи, связанные с огнем – 21 сентября люди производят обновление огня в доме.
Для обряда вам будут необходимы свечка, глиняная миска, чистый лист бумаги и ручка. На листе бумаги напишите свое желание. Свечку поставьте в миску и зажгите. Листок с желанием нужно сжечь, а пепел закопать во дворе. В скором времени ваше желание должно исполниться.
Единственное что нужно помнить, ваши желания не должны навредить или принести проблемы и страдания кому-то другому. В противном случае ритуал сработает против вас.

Осенний заговор

Для того, чтобы завладеть сердцем мужчины произнесите заговор:

«Сорок сороков
лесных волков
лося загнали.
Как они о лосе думали, тосковали,
мяса его желали,
так бы и (имя) обо мне думал да гадал,
ждал да трепетал.
Как волки лося разрывали да пожирали,
так бы и (имя) по мне страдал,
сох да усыхал.
Аминь».

Заговор на Воздвиженье

«Крепко моё слово, как железо! Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день, в сердце добра молодца (имя) любовь ко мне, девице красной (имя), чтобы этой Любови не было конца-веку, чтобы она в огне не горела, в воде не тонула, чтобы её зима студёная не знобила. Крепко моё слово, как железо!».

На любовь

Данный обряд подойдет тем, кто не состоит в браке, не имеет возлюбленного и ждет свое счастье. Возьмите красный маленький мешочек. В него положите цельные зерна пшеницы по числу ваших полных лет и от новолуния до полнолуния днем и ночью держите пшеницу при себе. В день накануне полнолуния присыпать к пшенице три щепотки крупной соли, приговаривая:
«Было горюшко – да все вышло, тосковало сердечко – да друга нашло, надеялась голубушка – да голубя повстречала».

В день полнолуния (или на следующий день после, если точное время полнолуния пришлось на ночь), отправляйтесь на поле. Там надо обратиться лицом на восток, поклониться трижды, а затем высыпать соль и пшеницу в ладонь левой руки и бросить. Произнесите заговор:

«Расти, пшеница, унеси соль водица; как дождик пройдет – девица друга найдет!»

Гадание на бобах

Возьмите три боба (можно использовать простую фасоль) с красным или красно-коричневым цветом кожуры. В течение суток носите эти три боба на теле у сердца. Затем произнесите заговор:
«Сила семени, душу избавь от бремени, мой или не мой, правду мне открой».
Оберните бобы влажной тряпочкой, положите в тарелочку. Поставьте тарелочку под кровать или вблизи от изголовья вашего возлюбленного, чтобы он не видел блюдца.
Если через три дня семена засохнут, заплесневеют, погибнут – между вами нет любви. Не стоит тратить время на этого человека.
Если два или три боба дали росточки – вы будете счастливы вместе.
Если проросло всего лишь одно бобовое зернышко – вы любите своего избранника, а он вас – нет.

Осеннее гадание

Незамужние девушки могут испытать судьбу следующим способом. Для этого понадобится помощь одной или двух женщин постарше.

На стол ставят три кувшина. В один наливают чистую воду, в другой – мутную, а третий оставляют пустым. Все девушки сначала выходят из комнаты, а затем поочередно с завязанными глазами подходят к столу, ведомые кем-то из старших подруг, и опускают палец в один из кувшинов.

Девушка, обмакнувшая палец в чистую воду, выйдет замуж за юношу. Та, что выбрала мутную воду, соединит свою жизнь с человеком много старше себя, возможно, вдовцом. Палец в пустом кувшине – предупреждение для вашей невинности.
из инет.

Осенины

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фиолетовая свадьба что подарить
  • Фольклор праздник осени
  • Фольклорный праздник крещение
  • Фиолетовая вечеринка сценарий
  • Фольклорный праздник ко дню народного единства