Фольклорные праздники сентября

Приметы в сентябре, обряды в сентябре, народные праздники в сентябре

Сентябрь Еще можно собирать грибы (Фото: Sters, Shutterstock)

Сентябрь — начало осени. В народе сентябрь называют «листопад», «хмурень». Солнышко греет уже меньше, листья на деревьях краснеют и желтеют. 22 сентября — день осеннего равноденствия.

На дни святых Адрияна и Наталии обычно приходился конец жатвы. Этот праздник в народе называется Дежень. В нем также сочетаются христианские и языческие обряды. После ржи, пшеницы и ячменя последним с полей убирали овес. Жнецы с песнями несли с поля сноп овса, вносили в избу и ставили на сутки под образа.

Затем все — и хозяева, и работники — садились за стол и ели дежень — толокно, замешанное на кислом молоке или воде.

По окончании жатвы иногда делали из соломы куклу, наряжали ее в красный сарафан, бусы и несли с песнями по селу.

Пословицы и поговорки, сложенные о сентябре

Сентябрь птиц в дорогу торопит;
Сентябрь — вечер года;
В сентябре лист на дереве не держится.

Народные приметы в сентябре

На деревьях безвременно появляются желтые листья — к ранней осени.
Влажное лето и теплая осень — к долгой зиме.
Если бурьяны очень высоко растут, то будет много снега.
Если вход в кротовую нору расположен на север, то зима будет теплой, на юг — холодной, на восток — сухой, на запад — сырой.
Много желудей на дубе — к теплой зиме и плодородному лету.
Если в сентябре много желудей на дубах, то можно ожидать много снега перед Рождеством.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Опенки у дверей — к осенней поре.
Если осенью с деревьев опадают не все листья, то зима будет холодной.

Листопадник и другие праздники сентября: история, традиции и запреты

06 сентября 2020 21:58





Во вторую неделю сентября вспоминают Тита Листопадника, Пимена Великого и одного из самых почитаемых святых Иоанна Предтечу.

Народный календарь сентября связан с несколькими значительными православными праздниками, традиции — с особенностями сельскохозяйственных работ, которые приходились на этот период.

7 сентября: Тит Листопадник

7 сентября (25 августа по старому стилю) православные вспоминают святого Тита, ученика апостола Павла. Святых, лично не видевших Христа либо учившихся у первых 12 апостолов, в христианстве принято называть апостолами от семидесяти. К таким апостолам относился Тит, который сопровождал Павла, когда тот нес свет учения Христова. По поручению Павла Тит стал епископом на Крите, в этом служении он оставался до своей смерти в 107 году. Тит успел посетить своего учителя Павла, томящегося в заключении в Риме. Позже Павел был казнен в один день с апостолом Петром.

На Руси Тита почитали как «повелителя» листопада (отсюда прозвище) и лесных грибов, важного подспорья в крестьянском рационе. 7 сентября на Руси шли в лес по грибы, запасаясь корзинами и туесками, специально сплетенными сельскими мастерами к этому дню.

«Батюшка-Тит последний гриб растит».

В этот день запрещалось залеживаться на печи, за грибами нужно было отправляться очень рано — как только начинало светать. Нашедшему первый гриб завидовали: это считалось к удаче. Но первый гриб нужно было обязательно оставить, чтобы не прогневать «грибного бога» и, вернувшись на то же место, собрать там новый грибной урожай.

Грибы в этот день не только ели, но и заготавливали на зиму — в основном солили или сушили. А поскольку уже начинались дожди, а ночи были холодные — грибы сушили на печи.

8 сентября: Наталья Овсяница и Адриян Осенний

В этот день (26 августа по старому стилю) чтут память святой мученицы Наталии (Натальи) и ее мужа Адриана (Адрияна), живших в начале IV века в Никомидии. Это был брак по большой любви, хотя Наталия была христианской, а ее избранник — язычником.

Они жили в любви и согласии, но счастье их было недолгим: в Никомидию прибыл император Максимилиан, люто ненавидевший христиан. По его приказу более двух десятков местных христиан были схвачены и подвергнуты жестоким пыткам. Их мужество так поразило Адриана, что он тоже принял христианство. За это новообращенного христианина бросили в тюрьму и подвергли жестоким истязаниям. Супруга пришла к мужу в темницу и всячески поддерживала его.

После казни мужа Наталия долго скиталась, а затем скончалась от горя, после чего также была причислена к лику святых.

С Натальи Овсяницы на Руси начинали убирать овес.

«К Наталье не выкосишь овес — намаешься до слез», — говорили в народе.

Первый сноп овса считался священным, его использовали для различных ритуалов. В этот день на столе были блюда из овса — блины, толокно, кисели. Поговорка гласила:

«Несет Наталья в овин овсяный блин, а Адриян — в горшке толокно».

Досыта кормили овсом и лошадей. Поговорки гласили:

«Не кони везут, овес везет», «У сытого коня восемь ног», «Не погоняй кнутом, погоняй овсом».

С этого времени день уже убавляется — примерно на три часа. Поговорка гласила:

«Петр и Павел час убавил, Илья Пророк два уволок, Адриян и Наталья три утащили».

Приметы гласили: холодный утренник, а также не опавшие листья березы и дуба — к суровой зиме.

В этот день западные христиане отмечают Рождество Божьей Матери.

9 сентября: Два Пимена

9 сентября (27 августа по старому стилю) вспоминают двух Пименов — Пимена Великого и Пимена Палестинского. Пимен Великий родился в Египте около 340 года. Он был христианским подвижником, жил вместе с братьями в уединении и пользовался среди людей огромным уважением. Пимен Великий прожил около 110 лет, его изречения составили книгу афоризмов.

Пимен Палестинский жил в VI веке, тоже проводил время в уединении и молитвах. В молодости Пимен был пастухом, и на нем был грех: он не спас от своих псов прохожего человека. Пимен ждал от Бога расплаты за этот грех, так и произошло — его растерзали собаки.

На Пименов крестьяне на Руси собирали рябину, которая очень ценилась за целебные свойства и интересный вкус. Рябине следовало поклониться, а все ягоды обирать запрещалось — это считалось плохой приметой. По приметам, если птицы оставили много рябины, значит, зима будет суровой, но Господь будет к людям милостив. На Руси ветками рябины украшали избу.

10 сентября: Анна и Савва Скирдники

10 сентября (28 августа по старому стилю) вспоминают Анну Пророчицу, которая вместе с Симеоном Богоприимцем встретила младенца Иисуса Христа в Иерусалимском храме. Будущего Спасителя принесли в храм Дева Мария и Иосиф Обручник, чтобы возблагодарить Бога за первенца.

Также в этот день чтят русского святого, молитвенника, целителя и чудотворца Савву Крыпецкого.

На Анну и Савву завершалась последняя жатва, которую надо было обязательно закончить до холодов и затяжных дождей. Святых Анну и Савву называли Скирдниками — в честь скирд, в которые связывали последние снопы.

«Красно поле снопами, а гумно — скирдами».

Если весь хлеб был убран, на Руси устраивали праздники и ярмарки.

В этот день был запрет на сватовство — это считалось к беде.

11 сентября: Иван Постный

11 сентября (29 августа по старому стилю) в православии отмечается день усекновения главы Иоанна Крестителя (Предтечи), который по преданию предсказал пришествие Спасителя и крестил Иисуса Христа в водах реки Иордан.

Иоанн был казнен за то, что обличал слабого и грешного правителя Ирода Антипу — таково было требование любовницы царя. Но даже отсеченная голова пророка продолжала обличать нечестивцев, а все гонители Иоанна претерпели страшную смерть за свои грехи.

В народе этот день назывался Иван Постный — в этот день старались держать пост, который из-за обилия соблазнов переносился трудно.

В этот день не разрешалось есть ничего круглого: ни яблок, ни картошки, ни круглые кочаны капусты. В поле убирали репу, но есть ее тоже было нельзя, зато ею одаривали нищих.

Иван Постный считался окончательным завершением лета и наступлением осени, это отражалось в поговорках:

«Иван Постный пришел — лето красное увел», «Иван Постный — осени крестный»; «Иван Предтеча гонит птиц далече».

С этого времени начиналось «настоящее» бабье лето, в народе говорили:

«С Ивана мужик осень встречает, баба лето начинает».

12 сентября: Александр Сытник

12 сентября (30 августа по старому стилю) отмечается большой праздник — перенесение мощей благоверного князя Александра Невского, почитаемого как заступника земли русской. Мощи перенесли из Владимира в Санкт-Петербург по приказу Петра I в 1723 году для защиты молодой столицы Российской империи. Сначала мощи хранились в Шлиссельбурге, потом были перенесены в Троицкий собор Александро-Невской Лавры.

Александра прозвали Сытником в честь собранного урожая, поскольку завершение полевых работ было принято отмечать богатыми застольями. На Сытника совершался особый обряд на будущий урожай: колосья разных злаков свивали в косу, которую потом хранили до весны, используя ее зерна для будущей посевной.

13 сентября: Куприянов день

13 сентября (31 августа по старому стилю) посвящено памяти христианского мыслителя Киприана Карфагенского, жившего в III веке.

На Руси день памяти Киприана (Куприяна) связывали с отлетом на юг журавлей. Считалось, что в этот день журавли собираются на болоте и держат совет относительно предстоящего перелета. Поэтому Куприянов день также носил название Журавлиное вече.

В этот день на Руси начинали сбор клюквы, которую называли журавлиной ягодой, или журавлинкой. До Куприянова дня ходить на болото по клюкву категорически запрещалось: ослушников пугали топью, в которую утянет нечистый. А выжившим сулили беды: девушкам — бесплодие, парням — безумие.

На Куприяна первым за клюквой отправляли человека, родившегося в этот день; считалось, только он мог найти болото с самой крупной ягодой. Клюкву в этот день ели, делали из нее напитки, а также заготавливали на зиму.

Также на Куприяна убирали корнеплоды — репу, морковь, свеклу, картофель.

Особо ценилась картошка, про которую говорили:

«Картошка — хлебу присошка (то есть подпора. — Прим. ФАН)».

Продолжение народного календаря — в материалах Федерального агентства новостей.

apt.ru

Timeweb — компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети — расскажите миру о себе!

Разместите свой сайт в Timeweb

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

VDS

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

VDS

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Выделенные серверы

Русский народный календарь сентября: народные приметы, праздники, традиции, пословицы, поговорки и суеверия сентября.

Сентябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

Обозначения в календаре: X — дни постные; X — Двунадесятые праздники; X — Великие праздники; X — сплошные седмицы; X — дни особого поминовения усопших.

Народный календарь сентября — аграрные народные праздники, традиции, обряды, обычаи, приметы и суеверия. Ими отмечались все трудовые циклы — пахота, сев, жатва, уборка урожая, сенокос, молотьба, охота, путина и др.. Народный календарь примет сентября отразил и специфику образа жизни православного русского крестьянина, и те природные условия, где он жил. Так появлялись народные праздники и приметы, поколение от поколения, которые составляли народный календарь. Народный календарь примет сентября вполне может служить своего рода энциклопедией крестьянского быта с его народными праздниками и буднями.

Сентябрь — первый месяц осени. Первый осенний месяц сентябрь назывался на Руси «листопадом». Другие народные названия: Листопроводец, Задумчивый, Ревун, Рябинник, Вересень, Зоревник, Хмурень, Сентемарий, Руен, Рюин. Название месяца отражают осенний сезон: Ревун — идут дожди, непогода; Хмурень — угасание солнечного света, хмурое небо; Руен — желтый цвет осени; Рюин — рев оленей.
В сентябре начинались осенние холодные ветры, но в середине — конце сентября ждали наступления тихого и солнечного «бабьего лета», когда солнце греет еще по-летнему, но утренние холода уже дают о себе знать.
В сентябре принято заканчивать полевые работы, и не случайно когда-то он был первым месяцем в году: старый год заканчивался, и начинался год нового урожая, приступали к сбору урожая корневых овощей. Сентябрь – пора бабьего лета. По нему делали приметы и предсказывали будущую погоду. А поговорками и приметами он не беднее других.

Сентябрь (хмурень). Зовется месяц еще желтнем, жовтнем — по цвету растений в это время года. Сентябрь – зачин осени, ее запевала Сентябрь – ночь длинна, вода холодна. Сентябрь без плодов не бывает. В сентябре синица осень в гости просит. Много паутины в «бабье лето» – к ясной осени и холодной зиме. Гром в сентябре предвещает долгую осень. Береза желтеет с вершины – весна будет ранняя, а снизу – поздняя. Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.

Мы очень надеемся, что эти народные праздники и приметы сентября будет полезны и познавательны — ведь это – жизнь наших с вами предков. Это те народные приметы в сентябре, по которым жили наши деды и прадеды.

Народные приметы, праздники, традиции и суеверия в сентябре

1 сентября: День Андрея Стратилата и Феклы. На Феклу копай свеклу. Стратилатов день приспел — овес поспел. подробнее…

2 сентября: Самойлин день. Появляются зимние опята. подробнее…

3 сентября: Фаддей. Фаддей и Василиса. Если этот день ясный, можно ожидать, что еще четыре недели будет хорошая погода. подробнее…

4 сентября: Агафон Гуменник. Агафон — гонит леших вон. День связан с поверием в леших, считали, что леший «потешается» со снопами. «На Агафона Леший из лесу в поле выходит раскидывать снопы по гумнам». подробнее…

5 сентября: Лупп Брусничник. Первые жестокие заморозки. Если журавли на Луппа полетят низко — зима будет теплая; высоко — холодная. «На Лупа мороз льны сушит». «Не соберешь до Лупа овес — наглотаешься после слез». подробнее…

6 сентября: Евтихий. Коли на Евтихия дождь — будет сухая осень и хороший урожай на будущий год. подробнее…

7 сентября: Тит Листопадник. Тащит Тит в корзине последний гриб. «Тит последний гриб растит». подробнее…

8 сентября: Наталья и Андриан. Петр-Павел Рябинник. Наталья Овсяница. Если в этот день холодный утренник, то будет ранняя и холодная зима. В этот день кисти рябины вывешивают на жерди под крышей, варят овсяный кисель и пекут блины. «Наталья овсы косит, благополучие в дом привносит». подробнее…

9 сентября: День Пимена и Анфисы. Рябинник. Рябины уродилось много — к мокрой осени и суровой зиме. подробнее…

10 сентября: Моисей Мурин. Анна Скирдница. Уборка последнего сжатого хлеба в скирды. «Красно поле снопами, а гумно — скирдами». Хлеб складывают в склады, спеша убрать его перед наступлением сентябрьского ненастья. подробнее…

11 сентября: Иоанн Предтеча. На Предтечу не рубят капусту, не срывают мак, не копают картофель, не рвут яблоки. Не берут в руки кесаря, топора, заступа. «В этот день круглого не едят, щей не варят». Этот день завершает лето. Начало сбора репы. подробнее…

12 сентября: Свытник. На Свытника обычно завивали ячменные стебли с льняными да овсяными, заговаривали ниву на будущий урожай. подробнее…

13 сентября: Киприан. Считают, что на Куприянов день журавли на болоте собираются «уговор держать», каким путем-дорогою лететь на теплые воды. Начинается уборка корнеплодов. подробнее…

14 сентября: Семёнов день. Осенины. Начало бабьего лета. Семен Летопроводец. Если гуси улетают на Семен-день, жди ранней зимы. С Семена начинаются свадебные недели. подробнее…

15 сентября: Федот и Руфина. Мамонт Овчарник. На Федота и Руфину не выгоняй поутру скотину, если выгонишь, беду нагонишь. В этот день убирают двор, сарай. подробнее…

16 сентября: Домна Доброродная. Прибирают в доме всякую рухлядь, вместе с картофельной ботвой сжигают. подробнее…

17 сентября: Богородица Неопалимая Купина. Вавила — поздние вилы. На Неопалимую Купину молятся о защите дома от огня. Луков день — идет уборка лука. В этот день на заре ходили слушать последние голоса птиц. подробнее…

18 сентября: Захарий и Елисавета. День Кумохи. В этот день смотрели, какой будет зима. Рано пожелтели листья на рябине — ранняя осень и ранняя холодная зима. День считается счастливым для предсказаний в память того, что святая Елизавета предсказала Пресвятой Деве Марии рождение Христа. подробнее…

19 сентября: Михайлов день. Первые утренние заморозки. Михаил заморозком землю прихватил. подробнее…

20 сентября: Луков день. Созонт и Лука. В этот день лук в косицы плели девицы. «Лук избавляет от семи недуг!» «Косы будут шелковы и туги — от луковой мокрети и от луковой шелухи». Существует поверье, что если испечь хоть одну луковицу раньше, чем лук будет собран с огорода, то он весь посохнет. подробнее…

21 сентября: Рождество Пресвятой Богородицы. Малая Пречистая. Если погода хорошая, то и осень будет теплой. Убирают пчел. Созревает терновник. подробнее…

22 сентября: Аким и Анна. День Рожениц. День осеннего равноден ствия. С этого дня ослабевает солнце. подробнее…

23 сентября: Осенний Петр-Павел. Рябинник. В этот день срывали ягоды рябины и кистями вешали под крышу. После первых заморозков рябина становилась сладкой. «Рябина прозябла, провяла, сахару набрала». подробнее…

24 сентября: Федора. Третья встреча осени. Федора осенние грязи зачинает. Дожди, слякоть, разнопогодица. «Не всякое лето до Федоры дотянет». подробнее…

25 сентября: Артамон. Змеиный день. На Артамона звери прячутся в лесах. Животная жизнь быстро замирает, осень вступает в свои права. подробнее…

26 сентября: Корнилов день. Дождь к земле припадает — землю целить начинает. К этому времени убирают все корнеплоды. «Корень в земле не растет, а зябнет». «Корнилий святой — из земли корневище долой». подробнее…

27 сентября: Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Третья встреча осени. Воздвижение осень зиме навстречу двигает. К этому дню рубят капусту. «Смекай, баба, про капусту на Воздвиженьев день». подробнее…

28 сентября: День Никиты осеннего. Никита-гусепролет. Высоко летят гуси на Воздвиженье — к высокому половодью, низко — к малому. «Гуси летят — зимушку на хвосте тащат». подробнее…

29 сентября: Ефимия. Птичья костка. Чем суше и теплее будет нынешний день, тем позднее наступит зима, тем меньше вероятность сильных морозов. подробнее…

30 сентября: Вселенские бабьи именины. Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. День этот, как правило, ясный и теплый. В этот день проводились девичьи посиделки. «Себя показать и других посмотреть». подробнее…

Народные приметы и суеверия, пословицы и поговорки сентября

Начали собирать шиповник — осень пришла.
Багульник отпугивает платяную моль.
О начале грибной поры предупреждают густые теплые туманы.
Если в дождливую ночь сова часто ухает, быть завтра хорошей погоде.
Лягушки прыгают на берег и днем квакают, а рыбы выпрыгивают из воды — будет дождь.
Пиявка спокойно лежит на дне — к хорошей, ясной погоде.
При северном ветре рыба клюет плохо, другое дело — ветер южный или юго-западный.
Перистые облака — предвестники близких перелетов птичьих стай.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Задождит сентябрь — на радость мужику.
Сентябрь без плодов не бывает.
Сентябрь — вечер года.
Август варит, сентябрь — к столу подает.
В сентябре держись крепче за кафтан.
В сентябре днем погоже, да по утрам негоже.
В сентябре если паутина стелится по растениям — к теплу.
В сентябре и лист на дереве не держится.
В сентябре лес реже и птичий голос тише.
В сентябре лето кончается, осень начинается.
В сентябре мужика не изба греет, а цепь (обмолот хлеба).
В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.
В сентябре синица просит осень в гости.
Гром в сентябре предвещает теплую и долгую осень.
Много желудей на дубу в сентябре — к лютой зиме. Много тенетника на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме.
Понеслись ветерки с полуночи, ай да сентябрь!
Сентябрь — вечер года.
Сентябрь — листопадник.
Сентябрь — пора мокропогодна и сверх прочих- плодородна.
Сентябрь без плодов не бывает.
Сентябрь кафтан с плеча срывает, тулуп надевает.
Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.
Сентябрь побагрил болота — иней овес молотят.
Сентябрь птиц в дорогу погнал.
Холоден сентябрь, да сыт.
Чем суше и теплее простоит сентябрь, тем позднее наступит зима.

Месяц сентябрь: погодные приметы, народные традиции, праздники. Приметы на 1, 3, 4, 5, 7, 10, 11, 13, 14, 17, 21, 23, 24, 27, 28 сентября. Праздник Осенины на Руси (день осеннего равноденствия) – ритуалы, приметы, обряды. Народные приметы и традиции на Воздвиженье.

Дата обновления статьи: 05.01.2023

Сентябрь у славян назывался хмурень (портится погода, приходят дожди, дни становятся короче), ревун, рюен, рюин (гон оленей), зоревник, зоревик, коловоз («перевозит» год на другую сторону — с 21 сентября ночь становится равна дню, а потом все более увеличивается), венич, вересен (цветение вереска — одного из немногих растений, которые расцветают осенью), жовтень (листва желтеет), листопад.

Современное название месяца происходит от латинского слова «septem» — то есть «седьмой». В римском календаре этот месяц изначально был седьмым по счету, пока не была проведена календарная реформа.

Сентябрь — это «вечер года» — время, когда все, с одной стороны, угасает, клонится к закату, а с другой — время изобилия, завершенности и получения заслуженной награды за все весенне-летние труды. Именно поэтому месяц одновременно наполнен и светлой грустью, и радостью, и спокойствием. И если начало сентября еще проходило в заботах, связанных со сбором урожая, то конец сентября — это пора великих праздников урожая и начало свадебной поры. Красной нитью через все обряды и праздники месяца проходит тема угощений (дары богам, предкам-хранителям, угощения для бедных и нищих).

Присказки, посвященные сентябрю, в основном подчеркивают стремительное похолодание:

Холоден сентябрь, да сыт.


Холоден
батюшка-сентябрь, да кормить горазд.


Что июль с августом не сварят, того не зажарит и сентябрь.


В сентябре синица просит осень в гости.


Понеслись ветерки с полуночи, ай да сентябрь!

Сентябрь птиц в дорогу торопит.


С сентября лес реже и птичий голос тише.


В сентябре держись крепче за кафтан.


В сентябре шуба за кафтаном тянется.


В сентябре и лист на дереве не держится.


В сентябре днём погоже, а по утрам негоже.


Пришел сентябрь, подули ветерки с полуночи (
т. е. с севера).

Всеволод Иванов. Терем у озера

Всеволод Иванов. Терем у озера.

Приметы же традиционно посвящены предсказанию погоды в краткосрочном и долгосрочном периоде:

Гром в сентябре предвещает теплую осень.


Пока лист с вишни не опал, сколько бы снегу не выпало, оттепель его сгонит.


Паутина стелется по растениям — к теплу.


Много желудей в сентябре на дубу — к лютой зиме.


Если в этом месяце на дубах будет много желудей, то ожидай и много снегу перед рождеством.


Частые и сильные туманы, бывающие в сентябре, особенно без ветра, причиняют болезни людям слабого здоровья.


На деревьях безвременно появляются желтые листья — к ранней осени.


Влажное лето и теплая осень — к долгой зиме.


Если бурьяны очень высоко растут, то будет много снега.


Если осенью с деревьев опадают не все листья, то зима будет холодной.


Если журавли летят высоко, не спеша и «разговаривают» — будет стоять хорошая осень.

Журавли улетают на юг, журавли в небе

1 сентября — Андрей Стратилат — тепляк.

В отдельных регионах поспевает овес, в других его «готовность» определяют по направлению ветра:

Если ветер дует с юга, тогда говорят: «Пошли овсы на спех».


Ветер, дующий с юга обещает хороший урожай овса.


Стратилатов день приспел — овес поспел.

Осень, овес поспел

3 сентября — Фаддей

День определяет погоду на долгое время вперед: если на Фаддея ясно — то еще четыре недели будет хорошая погода.

4 сентября — Агафон-огуменник

Считалось, что в ночь на Агафона из лесу выходит Леший, который может раскидать готовые снопы, что-то испортить, начудить. Поэтому мужики даже выходили в поле стеречь гумна, причем непременно надев одежду на изнаночную сторону. Это связано с тем, что и сам Леший, всегда показывается «непривычно» одетым — наизнанку, правое перепутано с левым:

«Видом своим напоминает человека, может принять облик знакомого, родственника. Но если внимательно приглядеться, можно узнать его: на нем почти всегда красный кушак, «левая пола кафтана запахнута за правую, а не наоборот, как все обычно носят; обувь перепутана — правый лапоть надет на левую ногу, левый — на правую. Глаза у лешего зеленые и горят, как угли.» (Ярославское Пошехонье)

Леший - картина, иллюстрация

Леший. Автор неизвестен

Интересно, что с «изнаночной стороной» связан не только образ самого Лешего, но и способ противостояния ему. Так, считалось, что если кто-то заблудился в лесу, «Леший кругами водит», то следует одеть кафтан наизнанку и поменять местами обувь, а также рукавицы — и тогда хождение по кругу закончится и можно будет легко найти дорогу. Вероятно, это связано с тем, что Леший воспринимался как пограничное существо, находящееся в Нави — именно поэтому он приходит как бы «отзеркаленным». В то же время, если следуя за Лешим человек пересек эту черту междумирья, то и ему нужно «отзеркалить» самого себя, чтобы вернуться обратно в Явный мир. Кстати, близкие черты «изнаночной» стороны, пограничья хорошо видны в образе Бабы Яги — «костяная нога» у нее одна потому, что она живет на границе миров, являясь как бы наполовину мертвой. Другой признак принадлежности к потустороннему — одноглазость (так, у скандинавов верховный бог Один имеет только один глаз).

В новгородских землях Лешего описывали по-другому, хотя и тут есть приоритет левого(=изнаночного) над правым и необычная распоясанность: он является „стариком в белой одежде и белой большой шляпе, никогда не подпоясанным; всегда когда садиться, закидывает левую ногу на правую“. В иным местах верили, что у лешего нет бровей и ресниц и только одно ухо — левое (=изнаночная сторона, аналог — одноглазость).

Повсеместно было распространено поверье, что Леший не терпит, когда путники в лесу ложатся ночевать или разводят костер на тропе. Непременно им будет чудиться, что кто-то свистит, кричит, мчится через лес и звенят колокольчики. Может Леший и разбросать головешки в костре.

Виктор Корольков. Боголесье

Виктор Корольков. Боголесье.

Но Леший не только «кружит» путников, пугает и проказит — если относится к нему с почтением, он может стать и добрым проводником, помочь, отвести беду. Изначально он скорее нейтрален — он не добрый и не злой. Он — другой, чужой, настороженный, он — лицо Леса и Мира Природы, с которым не всегда просто, но можно найти общий язык. Иногда его образ сближается с образом Велеса — бога-мудреца, покровителя животных, ночи, текучей воды, льда и снега.

5 сентября — Луппа-брусничник

Начинаются первые заморозки, „утренники“, вредные для овса и льна, поэтому их непременно старались убрать до этого дня:

Святого Луппа — мороз овсы лупит.


Луппы льны или овсе лупят.

Прозвание „брусничник“ отражает другую характерную примету дня — поспевание брусники:

На Луппа брусника поспела, и овес отбронел (дошел).


Если доспевает брусника, то и со жнитвом овса надо торопиться.

Спелая брусника, ягоды брусники в лесу

Кроме того, на Луппу наблюдают за журавлями и по их поведению предсказывают грядущие погодные изменения:

Если журавли летят низко, то зима теплая, если высоко — то холодная.


Журавли летят низко, быстро, молчком — жди скорого ненастья.

7 сентября — Тит и Варфаломей

Грибное время, пора собирать урожай лесных даров.

Гриб в лесу, сбор грибов осенью

Святой Тит последний гриб растит.


Кто пораньше встает — тот грибов наберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.


Большой урожай грибов (в течение лета) предвещает продолжительную зиму.


Грибы грибами, а молотьба за плечами.


Бояться волков — быть без грибков.


Не всякий гриб в лукошко кладут.


При царе Косаре, когда грибы воевали.

8 сентября — Наталья-овсянница

Все начало сентября так или иначе связано со сбором урожая овса, но, в зависимости от широты — где-то его только закашивают, а где-то уборка уже оканчивается.

На Наталью-овсянницу варят овсяный кисель и пекут блины.

Не вырастет овес — наглотаешься слез.


Не кони везут, овес везет.


Не погоняй кнутом, погоняй мешком!


У сытого коня восемь ног.

Овес поспел

А вот и загадки про овес:

На кургане-варгане стоит курочка с серьгами. (Овес).


В поле сережки на тоненькой ножке. (Овес).

10 сентября — Анна и Савва скирдники.

Спешат убрать хлеб в скирды.


Хлеб складывают в одонья, клади, скирды.

11 сентября — Иван-постный, полетний, полетовщик.

В церковной традиции отмечается день Усекновения главы Иоанна Крестителя. Соблюдается строгий пост, во время которого нельзя употреблять даже яблоки, картофель, капусту, лук, репу — то есть практически никакие овощи. Связано это с запретом на употребление „круглого“ — всего, что похоже на голову. Также под запретом все красные плоды и напитки — напоминающие своим цветом кровь. Кроме того существовал запрет брать в руки нож или что-либо резать, и запрет на песни и веселье (так как дочь Ирода именно с помощью песен и плясок добилась того, чтобы Иоанну Крестителю отрубили голову).

В народном создании все это нашло отражение в „просторечном“ названии дня — Иван постный, Иван полетний. Присказки и приметы указывают на то, что дыхание осени начинает ощущаться совершенно отчетливо, улетают птицы:

Иван постный пришел, лето красное увел.


Иван постный — осени отец крестный.


С постного Ивана не выходит мужик без кафтана.


Иван Предтеча гонит птицу за море далече.


На Ивана Крестителя журавли пошли на юг — к ранней зиме.

С Ивана постного убирали репу. „Репный“ праздник отмечался без шумных песен и гуляний (по обозначенным причинам), зато с обильным угощением для бедных, неимущих и странников.

Иван Билибин. У Ильи Муромца. Калики перехожие

Иван Билибин. У Ильи Муромца. Калики перехожие.

13 сентября — Куприян

На Куприяна начинали собирать корнеплоды, в частности картофель. Речь, конечно, идет о временах после Петра, так как до XVIII века картофель на Руси не употребляли, выращивая в основном злаковые, репу, амарант.

14 сентября — Симеон Столпник. Семен-летопроводец. Семен-день. Марфа.

С середины XIV века до 1700 года отсчет Нового года на Руси начинали с 1 сентября, причем по старому стилю 1-е сентября как раз приходилось на день Симеона Столпника, по этой причине с ним связано множество различных начинаний и завершений.

Что начинали:

  • Начинались засидки — то есть работа в избах при огне, посиделки с рукодельем;
  • Накануне праздника огонь в доме тушили и на Симеона разводили новый путем трения дерева;
  • Начинали мочить коноплю, сушить и мять лен;
  • Начинали копать картофель;
  • Открывали ворота для домашнего скота, чтобы он уходил пастись в поле (до Симеона еще много работ и скотину на вольный выпас не пускают);
  • Символически закапывали с землю мух, тараканов, других вредных насекомых — чтобы они пропали;
  • Солили огурцы;
  • Начиналась свадебная пора (с Семен-дня до Гурия — 28 ноября);
  • Переходили в новый дом, на новоселье;
  • Существовал обычай на Симеона сажать на коня мальчика „при переходе от младенчества к четвертому году“ — для него этот день становился своеобразным посвящением, началом жизни в несколько ином статусе: уже не младенец, а мальчик. Также мальчика стригли и вывозили в поле на символическую первую охоту;
  • Псарные охотники на Семен-день в первый раз выезжали в поле, также на Семена начинали ловить зайцев. Считалось, что для успешной ловли зайца нужно знать „словинку“ — особый заговор, именно поэтому не так уж многие умели добывать косого.

Заяц осенью в лесу

С Семенова-дня начинался отсчет так называемого „бабьего лета“, которое продлиться до осеннего равноденствия 21 сентября. Так как день во всех смыслах „поворотный“ применительно к нему особенно много погодных примет:

Если первый день бабьего лета будет ясный и теплый, то и вся осень будет теплая и ведреная, и наоборот.


Бабье лето ненастно — осень сухая.


На 
Семен-день ясно — бабье лето теплое.

Что завершали:

  • Уборку ярового: „коли на Семен-день не убрали колосовые, считай, пропал урожай: зерно выпало наземь“;
  • В южных районах на Симеона снимали с бахчи арбузы и дыни;
  • Все торговые и хозяйственные договоры и сделки заканчивались на Симеона, прекращались все оговоренные условия и договоры (об аренде земли в наем, о вылове рыбы и проч.);
  • На Симеона — последний день внесения податей, оброков и пошлин за прошлый год;
  • Судебные разбирательства: день известен как день царского суда — так, грамоты свидетельствуют, что крестьяне и монастырский люд три раза в году могли обратиться за судом лично к царю — на Рождество, на Троицу и на Семен-день.

17 сентября — Богородица Неопалимая Купина. Луков день.

Неопалимая Купина — это икона, написанная по определенному канону. Она представляет собой либо объятый пламенем куст над которым возвышается изображение Богородицы с младенцем, либо Богородицу в центре восьмилучевой звезды.

Икона Неопалимая Купина

Икона Неопалимая Купина

В народном фольклоре она приобретает некую самостоятельность, как отдельный персонаж, а не просто сюжет посвященный Богородице. Считалось, что Неопалимая Купина является охранительницей дома от пожара и молнии, но в то же время крестьяне верили, что прогневавшись, она может и, наоборот — наслать их, что сближает ее образ с народным образом Ильи-пророка, в котором угадывается множество черт дохристианского бога воина и громовержца — Перуна. Также образ близок дохристианской Перунице (или Деве-Додоле, чье имя засвидетельствовано в том числе у всех южных славян) — спутнице Перуна, которой молились о дожде. Само слово Перуница означает молнию.

Виктор Корольков. Перуница

Виктор Корольков. Перуница

Возвращаясь к самому дню 17 сентября — именовался он еще и Луковым, так как „на Неопалимую Купину начинали выкапывать лук из гряд“.

21 сентября — Рождество Богородицы. Осенины. Оспожинки.

Поразительно, как в этом дне — на который приходится осеннее равноденствие (день равен ночи) как в точке пересечения вновь сошлись христианские и дохристианские традиции. Православная церковь 21 сентября отмечает праздник Рождества Богородицы, но ведь и задолго до прихода христианства на наши земли этот день был связан с праздником чествования Великой Матери, Матери Сырой-Земли, щедрой дарительницы урожая и всех жизненных благ.

Виктор Корольков. Макошь

Виктор Корольков. Макошь

Более того, по характеру древних праздников можно достаточно четко разделить год на женскую и мужскую половину, на время господства женских и мужских энергий. Во всех индоевропейских культурах первые связаны с темным, ночным, пассивным, а последние — со светлым, солнечным, активным. Так, время господствования женских энергий начинается как раз с 21 сентября — когда ночь становится равна дню, а затем побеждает его. Начинается этот период с великих праздников урожая и почитания предков, на которых женское начало проявляется и чествуется в образе щедрой, доброй и величественной Матери, а заканчивается ровно через полгода — 21 марта на день весеннего равноденствия, когда традиционно праздновали Масленицу, то есть провожали Зиму и встречали Ярилу (солнечного юношу, несущего Весну). Именно Зиму или Марену сжигают в виде чучела в этот день, когда женские энергии в образе уже злобной дряхлой Старухи уступают время энергиям мужским.

Максим Кулешов. Макошь

Максим Кулешов. Макошь

И если „мужская“ половина года направлена вовне, на „преобразование“ мира, проявление в нем — пахота, сев, работы в поле от зари до зари, а также веселые хороводы, то „женская“ половина года — это направленность внутрь, в себя, на тихие домашние работы (веретено, прялка, починка инвентаря), время подумать, получить новые знания (учеба детей зимними вечерами), а также время посиделок, когда будут рассказывать таинственные истории и петь тихие песни.

Осенний праздник урожая — по-другому „Оспожинки“ отмечали обычно не менее недели. Причем чем урожайнее было лето — тем продолжительнее и праздник. В то же время, этому может быть и иное объяснение, так Станислав Ермаков (в книге „Тропою забытого волшебства“) пишет, что наши предки отмечали ключевые праздники не только в привязке к солнечному циклу, но одновременно (!) и к лунному. „Сильными праздниками“ (Велик-днями?), вероятно, считались те, в которые „одинаковые по направленности“ фазы солнца и луны сходились в одной точке. Так как это явление довольно редкое, то праздник мог и намеренно затянуться на неделю, чтобы захватить и солнечную и лунную точку нужного перехода. Применительно к Осеннему равноденствию — когда женская энергия, традиционно ассоциирующаяся с Луной, начинала преобладать над мужской — соответствующей Солнцу, эта солнечно-лунная взаимосвязь, вероятно, имела особенно важно значение.

Солнце и Луна на небосводе, цикл смены времен года и зодиакальных знаков

Но как понять в чем заключается соответствие фаз и циклов? Это вовсе не сложно — важен принцип подобия. И день, и месяц, и лунный цикл, и год и человеческую жизнь можно условно разделить на четыре четверти:

  • Утро — молодое солнце — весна — 1-я четверть луны (растущая половина) — юноша — Ярило — весеннее равноденствие (21 марта);
  • День — зрелое солнце — лето — полнолуние — мужчина — Купала — летнее солнцестояние (21 июня);
  • Вечер — угасающее солнце — осень — 3-я четверть луны (убывающая половина) — старик — Авсень — осеннее равноденствие (21 сентября);
  • Ночь — зарождающееся солнце — зима — новолуние — ребенок — Коляда — зимнее солнцестояние (21 декабря).

Соответственно, „сильным праздником“ считался бы Праздник урожая (Матери-земли, Осенины), когда на 21 сентября (солнечный цикл — точка равноденствия) приходилась бы точно 3-я четверть луны (лунный цикл). Если 3-я четверть луны приходится, скажем, на 25 сентября (или в иной срок в пределах недели до или после солнечной точки), то праздник, предположительно, начинался раньше или продлялся соответственно.

На день осеннего равноденствия в некоторых регионах также гасили старый и возжигали новый огонь (возможно, аналогичный обряд на Семен-день — это именно отголосок данного изначального „солнечного“ праздника, совмещенный с празднованием Нового Года), ходили в гости (особенно молодые к родителям), угощали всех близких, соседей и родственников. Внуки часто оставались у бабашек и дедушек на неделю и дольше после праздника. Убирали пчел с пасек и пчельников.

23 сентября — Петр и Павел — рябинники

День посвящен сбору ягод рябины — их срывали и вешали под крышу, при этом — что характерно — обязательно оставляли часть урожая на кусте для птиц. Человек живший в согласии с Природой и ощущавший себя ее частью никогда не брал больше, чем ему необходимо и заботился как о возобновлении урожая чего бы то ни было, так и о других живых существах.

Красная рябина с птицами, дрозды и ягоды рябины, рябина осенью

Если рябины в лесу много — осень дождливая, если же мало — сухая.


Как рябины много уродилось, то сыра осень будет, а как нет горазно, то суха осень живет.


Много ягод на рябине предвещает строгую зиму, посему и заготавливают тогда рябиновый квас, предсказывая на зиму воспалительные болезни, неразлучные со строгою зимою.

24 сентября Федора-обдера, замочи хвосты.

День считался очередным ощутимым переходом к осени — теперь уж не просто желтеют листья, укорачиваются и холодают дни, но и начинаются затяжные дожди, а „всякому делу — конец“, в том смысле, что если чего-то не успел за прошедший сельскохозяйственный цикл — то уже не наверстаешь.

В Федору лето кончается, осень начинается.


Не каждое лето до Федоры дотянет.


Становится слякотно, все чаще идут дожди.

Федоры-обдеры: обивается оставшийся на корню хлеб.


В этот день осень ездит на гнедой кобыле.


Преподобная Федора — всякому делу аминь.

26 сентября — Корнилий

С Корнилья корень в земле не растет, а зябнет.


Убирают все корневые овощи — картофель, брюкву, морковь, хрен, кроме репы.

27 сентября — Воздвиженье, Здвиженье

Приметы, присказки и народные рекомендации, связанные с этим днем, все связаны с темой „движения“ — вероятно именно с этим понятием связывалось само название этого праздника в народной среде. Впрочем, разного рода движение, перемены действительно явственно наблюдаются в этот день, так что трудно сказать, что было изначальным.

  • Хлеб с полей:

Здвиженье — хлеб с поля на гумно движется.


Воздвиженье — последняя копна с поля двинулась.

  • Перемена одежды:

Воздвиженье здвинет зипун, подвинет шубу.


Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет.

  • Улетают птицы, залегают в зимнюю спячку звери:

На Воздвиженье птица в отлет двинулась.


В этот день медведь залегает в берлогу.


Ласточки улетают в ирий/ вирий (так именовался Высший мир богов в дохристианские времена).


Первой улетает в обетованную страну и последнюю возвращается оттуда — кукушка, которая поэтому и зовется ключницей Вирая.

Виктор Корольков. Сад Ирий

Виктор Корольков. Сад Ирий.

  • Змеи и гады уходят в леса, либо в неведомые теплые страны:

На Воздвиженье ни змеи и никакой гад по земле не движется.


Змеи, сбившись клубками, под трухлявые пни попрятались, в спячку впадают.


Змея и гад не движется (обмирает или лезет по деревьям в вырай, в теплый край — а которая укусила человека — остается на земле).


На Воздвиженье, если змея ужалит
кого-либо, то ей не уползти, так как в наказание она останется мерзнуть в холодные дни.


На Воздвиженье в лес ходить нельзя, так как тогда ужи в вирий идут.

Считалось, что змеи уползают уже не всю зиму — пока не грянет первый весенний гром, который как бы станет сигналом, позволяющим им вернуться на землю. В некоторых областях особенно тщательно следили за тем, чтобы на Воздвиженье были плотно закрыты все ворота и двери — дабы змеи по ошибке не заползли на двор.

Всеволод Иванов. Царь леса

Всеволод Иванов. Царь леса

  • Леший и лесные духи шалят:

Бытовало поверье, что на Воздвиженье Лешие сгонят в одно место всех подвластных им зверей — как бы устраивают символический смотр «своих войск» перед грядущей зимой. С этим также связан запрет ходить в лес на Воздвиженье.

А вот касательно других действий человека этнографы зафиксировали противоположные советы: где-то считалось, что никакое новое дело не следует начинать на Воздвиженье. «Подвижность», «нестабильность» как бы заложенная в этом дне станет плохой точкой отсчета, ничего не будет ладиться. С другой стороны, есть свидетельства, что именно на Воздвиженье воздвигали новые часовни и ставили кресты.

Наконец, на Воздвиженье рубят капусту и начинаются двухнедельные праздники капустники или капустенские вечера — с пирогами, встречами, веселыми молодежными посиделками (именно с тех давних пор веселые собрания с играми, песнями и прибаутками именуются капустниками).

28 сентября Никита-гусепролет, гусарь, гусятник, репорез.

Начинают срезать репу и бить домашних гусей, а дикие гуси отправляются в теплые края на зимовье. Именно это время считается и лучшим временем для охоты на гусей, с одной стороны они нагуляли жирку, а с другой «хватили ледку». Считалось, что заморозки придают гусиному мясу более тонкий вкус, а чем позднее осень — тем вкуснее гусь.

Гуси летят в отлет.


Гуси летят — зимушку на хвосте тащат.

Гуси улетают осенью на юг, гусиный клин в небе, отлет гусей в теплые края

Одного гуся без головы бросали в реку или озеро, чтобы задобрить водяного, гусиную же голову отдавали домовому.

Также на Никиту стригли овец. До зимы и холодов они как раз успеют обрасти новой шерстью, достаточной, чтобы их согреть, и в то же время — у людей будет время сделать новые валенки или шерстяные онучи.

Наконец, резали репу — последней среди всех овощных культур. Ее употребляли в свежем, вареном и вяленом виде, пекли с репой пироги, варили кашу и делали репный квас.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фон праздник женский
  • Флокс летний праздник
  • Фон праздник блеск
  • Флешмоб пдд сценарий
  • Фольклорные праздники народов поволжья