Еще можно собирать грибы (Фото: Sters, Shutterstock)
Сентябрь — начало осени. В народе сентябрь называют «листопад», «хмурень». Солнышко греет уже меньше, листья на деревьях краснеют и желтеют. 22 сентября — день осеннего равноденствия.
На дни святых Адрияна и Наталии обычно приходился конец жатвы. Этот праздник в народе называется Дежень. В нем также сочетаются христианские и языческие обряды. После ржи, пшеницы и ячменя последним с полей убирали овес. Жнецы с песнями несли с поля сноп овса, вносили в избу и ставили на сутки под образа.
Затем все — и хозяева, и работники — садились за стол и ели дежень — толокно, замешанное на кислом молоке или воде.
По окончании жатвы иногда делали из соломы куклу, наряжали ее в красный сарафан, бусы и несли с песнями по селу.
Пословицы и поговорки, сложенные о сентябре
Сентябрь птиц в дорогу торопит;
Сентябрь — вечер года;
В сентябре лист на дереве не держится.
Народные приметы в сентябре
На деревьях безвременно появляются желтые листья — к ранней осени.
Влажное лето и теплая осень — к долгой зиме.
Если бурьяны очень высоко растут, то будет много снега.
Если вход в кротовую нору расположен на север, то зима будет теплой, на юг — холодной, на восток — сухой, на запад — сырой.
Много желудей на дубе — к теплой зиме и плодородному лету.
Если в сентябре много желудей на дубах, то можно ожидать много снега перед Рождеством.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Опенки у дверей — к осенней поре.
Если осенью с деревьев опадают не все листья, то зима будет холодной.
Листопадник и другие праздники сентября: история, традиции и запреты
06 сентября 2020 21:58
Во вторую неделю сентября вспоминают Тита Листопадника, Пимена Великого и одного из самых почитаемых святых Иоанна Предтечу.
Народный календарь сентября связан с несколькими значительными православными праздниками, традиции — с особенностями сельскохозяйственных работ, которые приходились на этот период.
7 сентября: Тит Листопадник
7 сентября (25 августа по старому стилю) православные вспоминают святого Тита, ученика апостола Павла. Святых, лично не видевших Христа либо учившихся у первых 12 апостолов, в христианстве принято называть апостолами от семидесяти. К таким апостолам относился Тит, который сопровождал Павла, когда тот нес свет учения Христова. По поручению Павла Тит стал епископом на Крите, в этом служении он оставался до своей смерти в 107 году. Тит успел посетить своего учителя Павла, томящегося в заключении в Риме. Позже Павел был казнен в один день с апостолом Петром.
На Руси Тита почитали как «повелителя» листопада (отсюда прозвище) и лесных грибов, важного подспорья в крестьянском рационе. 7 сентября на Руси шли в лес по грибы, запасаясь корзинами и туесками, специально сплетенными сельскими мастерами к этому дню.
«Батюшка-Тит последний гриб растит».
В этот день запрещалось залеживаться на печи, за грибами нужно было отправляться очень рано — как только начинало светать. Нашедшему первый гриб завидовали: это считалось к удаче. Но первый гриб нужно было обязательно оставить, чтобы не прогневать «грибного бога» и, вернувшись на то же место, собрать там новый грибной урожай.
Грибы в этот день не только ели, но и заготавливали на зиму — в основном солили или сушили. А поскольку уже начинались дожди, а ночи были холодные — грибы сушили на печи.
8 сентября: Наталья Овсяница и Адриян Осенний
В этот день (26 августа по старому стилю) чтут память святой мученицы Наталии (Натальи) и ее мужа Адриана (Адрияна), живших в начале IV века в Никомидии. Это был брак по большой любви, хотя Наталия была христианской, а ее избранник — язычником.
Они жили в любви и согласии, но счастье их было недолгим: в Никомидию прибыл император Максимилиан, люто ненавидевший христиан. По его приказу более двух десятков местных христиан были схвачены и подвергнуты жестоким пыткам. Их мужество так поразило Адриана, что он тоже принял христианство. За это новообращенного христианина бросили в тюрьму и подвергли жестоким истязаниям. Супруга пришла к мужу в темницу и всячески поддерживала его.
После казни мужа Наталия долго скиталась, а затем скончалась от горя, после чего также была причислена к лику святых.
С Натальи Овсяницы на Руси начинали убирать овес.
«К Наталье не выкосишь овес — намаешься до слез», — говорили в народе.
Первый сноп овса считался священным, его использовали для различных ритуалов. В этот день на столе были блюда из овса — блины, толокно, кисели. Поговорка гласила:
«Несет Наталья в овин овсяный блин, а Адриян — в горшке толокно».
Досыта кормили овсом и лошадей. Поговорки гласили:
«Не кони везут, овес везет», «У сытого коня восемь ног», «Не погоняй кнутом, погоняй овсом».
С этого времени день уже убавляется — примерно на три часа. Поговорка гласила:
«Петр и Павел час убавил, Илья Пророк два уволок, Адриян и Наталья три утащили».
Приметы гласили: холодный утренник, а также не опавшие листья березы и дуба — к суровой зиме.
В этот день западные христиане отмечают Рождество Божьей Матери.
9 сентября: Два Пимена
9 сентября (27 августа по старому стилю) вспоминают двух Пименов — Пимена Великого и Пимена Палестинского. Пимен Великий родился в Египте около 340 года. Он был христианским подвижником, жил вместе с братьями в уединении и пользовался среди людей огромным уважением. Пимен Великий прожил около 110 лет, его изречения составили книгу афоризмов.
Пимен Палестинский жил в VI веке, тоже проводил время в уединении и молитвах. В молодости Пимен был пастухом, и на нем был грех: он не спас от своих псов прохожего человека. Пимен ждал от Бога расплаты за этот грех, так и произошло — его растерзали собаки.
На Пименов крестьяне на Руси собирали рябину, которая очень ценилась за целебные свойства и интересный вкус. Рябине следовало поклониться, а все ягоды обирать запрещалось — это считалось плохой приметой. По приметам, если птицы оставили много рябины, значит, зима будет суровой, но Господь будет к людям милостив. На Руси ветками рябины украшали избу.
10 сентября: Анна и Савва Скирдники
10 сентября (28 августа по старому стилю) вспоминают Анну Пророчицу, которая вместе с Симеоном Богоприимцем встретила младенца Иисуса Христа в Иерусалимском храме. Будущего Спасителя принесли в храм Дева Мария и Иосиф Обручник, чтобы возблагодарить Бога за первенца.
Также в этот день чтят русского святого, молитвенника, целителя и чудотворца Савву Крыпецкого.
На Анну и Савву завершалась последняя жатва, которую надо было обязательно закончить до холодов и затяжных дождей. Святых Анну и Савву называли Скирдниками — в честь скирд, в которые связывали последние снопы.
«Красно поле снопами, а гумно — скирдами».
Если весь хлеб был убран, на Руси устраивали праздники и ярмарки.
В этот день был запрет на сватовство — это считалось к беде.
11 сентября: Иван Постный
11 сентября (29 августа по старому стилю) в православии отмечается день усекновения главы Иоанна Крестителя (Предтечи), который по преданию предсказал пришествие Спасителя и крестил Иисуса Христа в водах реки Иордан.
Иоанн был казнен за то, что обличал слабого и грешного правителя Ирода Антипу — таково было требование любовницы царя. Но даже отсеченная голова пророка продолжала обличать нечестивцев, а все гонители Иоанна претерпели страшную смерть за свои грехи.
В народе этот день назывался Иван Постный — в этот день старались держать пост, который из-за обилия соблазнов переносился трудно.
В этот день не разрешалось есть ничего круглого: ни яблок, ни картошки, ни круглые кочаны капусты. В поле убирали репу, но есть ее тоже было нельзя, зато ею одаривали нищих.
Иван Постный считался окончательным завершением лета и наступлением осени, это отражалось в поговорках:
«Иван Постный пришел — лето красное увел», «Иван Постный — осени крестный»; «Иван Предтеча гонит птиц далече».
С этого времени начиналось «настоящее» бабье лето, в народе говорили:
«С Ивана мужик осень встречает, баба лето начинает».
12 сентября: Александр Сытник
12 сентября (30 августа по старому стилю) отмечается большой праздник — перенесение мощей благоверного князя Александра Невского, почитаемого как заступника земли русской. Мощи перенесли из Владимира в Санкт-Петербург по приказу Петра I в 1723 году для защиты молодой столицы Российской империи. Сначала мощи хранились в Шлиссельбурге, потом были перенесены в Троицкий собор Александро-Невской Лавры.
Александра прозвали Сытником в честь собранного урожая, поскольку завершение полевых работ было принято отмечать богатыми застольями. На Сытника совершался особый обряд на будущий урожай: колосья разных злаков свивали в косу, которую потом хранили до весны, используя ее зерна для будущей посевной.
13 сентября: Куприянов день
13 сентября (31 августа по старому стилю) посвящено памяти христианского мыслителя Киприана Карфагенского, жившего в III веке.
На Руси день памяти Киприана (Куприяна) связывали с отлетом на юг журавлей. Считалось, что в этот день журавли собираются на болоте и держат совет относительно предстоящего перелета. Поэтому Куприянов день также носил название Журавлиное вече.
В этот день на Руси начинали сбор клюквы, которую называли журавлиной ягодой, или журавлинкой. До Куприянова дня ходить на болото по клюкву категорически запрещалось: ослушников пугали топью, в которую утянет нечистый. А выжившим сулили беды: девушкам — бесплодие, парням — безумие.
На Куприяна первым за клюквой отправляли человека, родившегося в этот день; считалось, только он мог найти болото с самой крупной ягодой. Клюкву в этот день ели, делали из нее напитки, а также заготавливали на зиму.
Также на Куприяна убирали корнеплоды — репу, морковь, свеклу, картофель.
Особо ценилась картошка, про которую говорили:
«Картошка — хлебу присошка (то есть подпора. — Прим. ФАН)».
Продолжение народного календаря — в материалах Федерального агентства новостей.
apt.ru
Timeweb — компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети — расскажите миру о себе!
Виртуальный хостинг
Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.
VDS
Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.
Выделенные серверы
Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.
Русский народный календарь сентября: народные приметы, праздники, традиции, пословицы, поговорки и суеверия сентября.
Сентябрь | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Обозначения в календаре: X — дни постные; X — Двунадесятые праздники; X — Великие праздники; X — сплошные седмицы; X — дни особого поминовения усопших.
Народный календарь сентября — аграрные народные праздники, традиции, обряды, обычаи, приметы и суеверия. Ими отмечались все трудовые циклы — пахота, сев, жатва, уборка урожая, сенокос, молотьба, охота, путина и др.. Народный календарь примет сентября отразил и специфику образа жизни православного русского крестьянина, и те природные условия, где он жил. Так появлялись народные праздники и приметы, поколение от поколения, которые составляли народный календарь. Народный календарь примет сентября вполне может служить своего рода энциклопедией крестьянского быта с его народными праздниками и буднями.
Сентябрь — первый месяц осени. Первый осенний месяц сентябрь назывался на Руси «листопадом». Другие народные названия: Листопроводец, Задумчивый, Ревун, Рябинник, Вересень, Зоревник, Хмурень, Сентемарий, Руен, Рюин. Название месяца отражают осенний сезон: Ревун — идут дожди, непогода; Хмурень — угасание солнечного света, хмурое небо; Руен — желтый цвет осени; Рюин — рев оленей.
В сентябре начинались осенние холодные ветры, но в середине — конце сентября ждали наступления тихого и солнечного «бабьего лета», когда солнце греет еще по-летнему, но утренние холода уже дают о себе знать.
В сентябре принято заканчивать полевые работы, и не случайно когда-то он был первым месяцем в году: старый год заканчивался, и начинался год нового урожая, приступали к сбору урожая корневых овощей. Сентябрь – пора бабьего лета. По нему делали приметы и предсказывали будущую погоду. А поговорками и приметами он не беднее других.
Сентябрь (хмурень). Зовется месяц еще желтнем, жовтнем — по цвету растений в это время года. Сентябрь – зачин осени, ее запевала Сентябрь – ночь длинна, вода холодна. Сентябрь без плодов не бывает. В сентябре синица осень в гости просит. Много паутины в «бабье лето» – к ясной осени и холодной зиме. Гром в сентябре предвещает долгую осень. Береза желтеет с вершины – весна будет ранняя, а снизу – поздняя. Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.
Мы очень надеемся, что эти народные праздники и приметы сентября будет полезны и познавательны — ведь это – жизнь наших с вами предков. Это те народные приметы в сентябре, по которым жили наши деды и прадеды.
Народные приметы, праздники, традиции и суеверия в сентябре
1 сентября: День Андрея Стратилата и Феклы. На Феклу копай свеклу. Стратилатов день приспел — овес поспел. подробнее…
2 сентября: Самойлин день. Появляются зимние опята. подробнее…
3 сентября: Фаддей. Фаддей и Василиса. Если этот день ясный, можно ожидать, что еще четыре недели будет хорошая погода. подробнее…
4 сентября: Агафон Гуменник. Агафон — гонит леших вон. День связан с поверием в леших, считали, что леший «потешается» со снопами. «На Агафона Леший из лесу в поле выходит раскидывать снопы по гумнам». подробнее…
5 сентября: Лупп Брусничник. Первые жестокие заморозки. Если журавли на Луппа полетят низко — зима будет теплая; высоко — холодная. «На Лупа мороз льны сушит». «Не соберешь до Лупа овес — наглотаешься после слез». подробнее…
6 сентября: Евтихий. Коли на Евтихия дождь — будет сухая осень и хороший урожай на будущий год. подробнее…
7 сентября: Тит Листопадник. Тащит Тит в корзине последний гриб. «Тит последний гриб растит». подробнее…
8 сентября: Наталья и Андриан. Петр-Павел Рябинник. Наталья Овсяница. Если в этот день холодный утренник, то будет ранняя и холодная зима. В этот день кисти рябины вывешивают на жерди под крышей, варят овсяный кисель и пекут блины. «Наталья овсы косит, благополучие в дом привносит». подробнее…
9 сентября: День Пимена и Анфисы. Рябинник. Рябины уродилось много — к мокрой осени и суровой зиме. подробнее…
10 сентября: Моисей Мурин. Анна Скирдница. Уборка последнего сжатого хлеба в скирды. «Красно поле снопами, а гумно — скирдами». Хлеб складывают в склады, спеша убрать его перед наступлением сентябрьского ненастья. подробнее…
11 сентября: Иоанн Предтеча. На Предтечу не рубят капусту, не срывают мак, не копают картофель, не рвут яблоки. Не берут в руки кесаря, топора, заступа. «В этот день круглого не едят, щей не варят». Этот день завершает лето. Начало сбора репы. подробнее…
12 сентября: Свытник. На Свытника обычно завивали ячменные стебли с льняными да овсяными, заговаривали ниву на будущий урожай. подробнее…
13 сентября: Киприан. Считают, что на Куприянов день журавли на болоте собираются «уговор держать», каким путем-дорогою лететь на теплые воды. Начинается уборка корнеплодов. подробнее…
14 сентября: Семёнов день. Осенины. Начало бабьего лета. Семен Летопроводец. Если гуси улетают на Семен-день, жди ранней зимы. С Семена начинаются свадебные недели. подробнее…
15 сентября: Федот и Руфина. Мамонт Овчарник. На Федота и Руфину не выгоняй поутру скотину, если выгонишь, беду нагонишь. В этот день убирают двор, сарай. подробнее…
16 сентября: Домна Доброродная. Прибирают в доме всякую рухлядь, вместе с картофельной ботвой сжигают. подробнее…
17 сентября: Богородица Неопалимая Купина. Вавила — поздние вилы. На Неопалимую Купину молятся о защите дома от огня. Луков день — идет уборка лука. В этот день на заре ходили слушать последние голоса птиц. подробнее…
18 сентября: Захарий и Елисавета. День Кумохи. В этот день смотрели, какой будет зима. Рано пожелтели листья на рябине — ранняя осень и ранняя холодная зима. День считается счастливым для предсказаний в память того, что святая Елизавета предсказала Пресвятой Деве Марии рождение Христа. подробнее…
19 сентября: Михайлов день. Первые утренние заморозки. Михаил заморозком землю прихватил. подробнее…
20 сентября: Луков день. Созонт и Лука. В этот день лук в косицы плели девицы. «Лук избавляет от семи недуг!» «Косы будут шелковы и туги — от луковой мокрети и от луковой шелухи». Существует поверье, что если испечь хоть одну луковицу раньше, чем лук будет собран с огорода, то он весь посохнет. подробнее…
21 сентября: Рождество Пресвятой Богородицы. Малая Пречистая. Если погода хорошая, то и осень будет теплой. Убирают пчел. Созревает терновник. подробнее…
22 сентября: Аким и Анна. День Рожениц. День осеннего равноден ствия. С этого дня ослабевает солнце. подробнее…
23 сентября: Осенний Петр-Павел. Рябинник. В этот день срывали ягоды рябины и кистями вешали под крышу. После первых заморозков рябина становилась сладкой. «Рябина прозябла, провяла, сахару набрала». подробнее…
24 сентября: Федора. Третья встреча осени. Федора осенние грязи зачинает. Дожди, слякоть, разнопогодица. «Не всякое лето до Федоры дотянет». подробнее…
25 сентября: Артамон. Змеиный день. На Артамона звери прячутся в лесах. Животная жизнь быстро замирает, осень вступает в свои права. подробнее…
26 сентября: Корнилов день. Дождь к земле припадает — землю целить начинает. К этому времени убирают все корнеплоды. «Корень в земле не растет, а зябнет». «Корнилий святой — из земли корневище долой». подробнее…
27 сентября: Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Третья встреча осени. Воздвижение осень зиме навстречу двигает. К этому дню рубят капусту. «Смекай, баба, про капусту на Воздвиженьев день». подробнее…
28 сентября: День Никиты осеннего. Никита-гусепролет. Высоко летят гуси на Воздвиженье — к высокому половодью, низко — к малому. «Гуси летят — зимушку на хвосте тащат». подробнее…
29 сентября: Ефимия. Птичья костка. Чем суше и теплее будет нынешний день, тем позднее наступит зима, тем меньше вероятность сильных морозов. подробнее…
30 сентября: Вселенские бабьи именины. Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. День этот, как правило, ясный и теплый. В этот день проводились девичьи посиделки. «Себя показать и других посмотреть». подробнее…
Народные приметы и суеверия, пословицы и поговорки сентября
Начали собирать шиповник — осень пришла.
Багульник отпугивает платяную моль.
О начале грибной поры предупреждают густые теплые туманы.
Если в дождливую ночь сова часто ухает, быть завтра хорошей погоде.
Лягушки прыгают на берег и днем квакают, а рыбы выпрыгивают из воды — будет дождь.
Пиявка спокойно лежит на дне — к хорошей, ясной погоде.
При северном ветре рыба клюет плохо, другое дело — ветер южный или юго-западный.
Перистые облака — предвестники близких перелетов птичьих стай.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Задождит сентябрь — на радость мужику.
Сентябрь без плодов не бывает.
Сентябрь — вечер года.
Август варит, сентябрь — к столу подает.
В сентябре держись крепче за кафтан.
В сентябре днем погоже, да по утрам негоже.
В сентябре если паутина стелится по растениям — к теплу.
В сентябре и лист на дереве не держится.
В сентябре лес реже и птичий голос тише.
В сентябре лето кончается, осень начинается.
В сентябре мужика не изба греет, а цепь (обмолот хлеба).
В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.
В сентябре синица просит осень в гости.
Гром в сентябре предвещает теплую и долгую осень.
Много желудей на дубу в сентябре — к лютой зиме. Много тенетника на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме.
Понеслись ветерки с полуночи, ай да сентябрь!
Сентябрь — вечер года.
Сентябрь — листопадник.
Сентябрь — пора мокропогодна и сверх прочих- плодородна.
Сентябрь без плодов не бывает.
Сентябрь кафтан с плеча срывает, тулуп надевает.
Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.
Сентябрь побагрил болота — иней овес молотят.
Сентябрь птиц в дорогу погнал.
Холоден сентябрь, да сыт.
Чем суше и теплее простоит сентябрь, тем позднее наступит зима.
Месяц сентябрь: погодные приметы, народные традиции, праздники. Приметы на 1, 3, 4, 5, 7, 10, 11, 13, 14, 17, 21, 23, 24, 27, 28 сентября. Праздник Осенины на Руси (день осеннего равноденствия) – ритуалы, приметы, обряды. Народные приметы и традиции на Воздвиженье.
Дата обновления статьи: 05.01.2023
Сентябрь у славян назывался хмурень (портится погода, приходят дожди, дни становятся короче), ревун, рюен, рюин (гон оленей), зоревник, зоревик, коловоз («перевозит» год на другую сторону — с 21 сентября ночь становится равна дню, а потом все более увеличивается), венич, вересен (цветение вереска — одного из немногих растений, которые расцветают осенью), жовтень (листва желтеет), листопад.
Современное название месяца происходит от латинского слова «septem» — то есть «седьмой». В римском календаре этот месяц изначально был седьмым по счету, пока не была проведена календарная реформа.
Сентябрь — это «вечер года» — время, когда все, с одной стороны, угасает, клонится к закату, а с другой — время изобилия, завершенности и получения заслуженной награды за все весенне-летние труды. Именно поэтому месяц одновременно наполнен и светлой грустью, и радостью, и спокойствием. И если начало сентября еще проходило в заботах, связанных со сбором урожая, то конец сентября — это пора великих праздников урожая и начало свадебной поры. Красной нитью через все обряды и праздники месяца проходит тема угощений (дары богам, предкам-хранителям, угощения для бедных и нищих).
Присказки, посвященные сентябрю, в основном подчеркивают стремительное похолодание:
Холоден сентябрь, да сыт.
Холоден батюшка-сентябрь, да кормить горазд.
Что июль с августом не сварят, того не зажарит и сентябрь.
В сентябре синица просит осень в гости.
Понеслись ветерки с полуночи, ай да сентябрь!Сентябрь птиц в дорогу торопит.
С сентября лес реже и птичий голос тише.
В сентябре держись крепче за кафтан.
В сентябре шуба за кафтаном тянется.
В сентябре и лист на дереве не держится.
В сентябре днём погоже, а по утрам негоже.
Пришел сентябрь, подули ветерки с полуночи (т. е. с севера).
Всеволод Иванов. Терем у озера.
Приметы же традиционно посвящены предсказанию погоды в краткосрочном и долгосрочном периоде:
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Пока лист с вишни не опал, сколько бы снегу не выпало, оттепель его сгонит.
Паутина стелется по растениям — к теплу.
Много желудей в сентябре на дубу — к лютой зиме.
Если в этом месяце на дубах будет много желудей, то ожидай и много снегу перед рождеством.
Частые и сильные туманы, бывающие в сентябре, особенно без ветра, причиняют болезни людям слабого здоровья.
На деревьях безвременно появляются желтые листья — к ранней осени.
Влажное лето и теплая осень — к долгой зиме.
Если бурьяны очень высоко растут, то будет много снега.
Если осенью с деревьев опадают не все листья, то зима будет холодной.
Если журавли летят высоко, не спеша и «разговаривают» — будет стоять хорошая осень.
1 сентября — Андрей Стратилат — тепляк.
В отдельных регионах поспевает овес, в других его «готовность» определяют по направлению ветра:
Если ветер дует с юга, тогда говорят: «Пошли овсы на спех».
Ветер, дующий с юга обещает хороший урожай овса.
Стратилатов день приспел — овес поспел.
3 сентября — Фаддей
День определяет погоду на долгое время вперед: если на Фаддея ясно — то еще четыре недели будет хорошая погода.
4 сентября — Агафон-огуменник
Считалось, что в ночь на Агафона из лесу выходит Леший, который может раскидать готовые снопы, что-то испортить, начудить. Поэтому мужики даже выходили в поле стеречь гумна, причем непременно надев одежду на изнаночную сторону. Это связано с тем, что и сам Леший, всегда показывается «непривычно» одетым — наизнанку, правое перепутано с левым:
«Видом своим напоминает человека, может принять облик знакомого, родственника. Но если внимательно приглядеться, можно узнать его: на нем почти всегда красный кушак, «левая пола кафтана запахнута за правую, а не наоборот, как все обычно носят; обувь перепутана — правый лапоть надет на левую ногу, левый — на правую. Глаза у лешего зеленые и горят, как угли.» (Ярославское Пошехонье)
Леший. Автор неизвестен
Интересно, что с «изнаночной стороной» связан не только образ самого Лешего, но и способ противостояния ему. Так, считалось, что если кто-то заблудился в лесу, «Леший кругами водит», то следует одеть кафтан наизнанку и поменять местами обувь, а также рукавицы — и тогда хождение по кругу закончится и можно будет легко найти дорогу. Вероятно, это связано с тем, что Леший воспринимался как пограничное существо, находящееся в Нави — именно поэтому он приходит как бы «отзеркаленным». В то же время, если следуя за Лешим человек пересек эту черту междумирья, то и ему нужно «отзеркалить» самого себя, чтобы вернуться обратно в Явный мир. Кстати, близкие черты «изнаночной» стороны, пограничья хорошо видны в образе Бабы Яги — «костяная нога» у нее одна потому, что она живет на границе миров, являясь как бы наполовину мертвой. Другой признак принадлежности к потустороннему — одноглазость (так, у скандинавов верховный бог Один имеет только один глаз).
В новгородских землях Лешего описывали по-другому, хотя и тут есть приоритет левого(=изнаночного) над правым и необычная распоясанность: он является „стариком в белой одежде и белой большой шляпе, никогда не подпоясанным; всегда когда садиться, закидывает левую ногу на правую“. В иным местах верили, что у лешего нет бровей и ресниц и только одно ухо — левое (=изнаночная сторона, аналог — одноглазость).
Повсеместно было распространено поверье, что Леший не терпит, когда путники в лесу ложатся ночевать или разводят костер на тропе. Непременно им будет чудиться, что кто-то свистит, кричит, мчится через лес и звенят колокольчики. Может Леший и разбросать головешки в костре.
Виктор Корольков. Боголесье.
Но Леший не только «кружит» путников, пугает и проказит — если относится к нему с почтением, он может стать и добрым проводником, помочь, отвести беду. Изначально он скорее нейтрален — он не добрый и не злой. Он — другой, чужой, настороженный, он — лицо Леса и Мира Природы, с которым не всегда просто, но можно найти общий язык. Иногда его образ сближается с образом Велеса — бога-мудреца, покровителя животных, ночи, текучей воды, льда и снега.
5 сентября — Луппа-брусничник
Начинаются первые заморозки, „утренники“, вредные для овса и льна, поэтому их непременно старались убрать до этого дня:
Святого Луппа — мороз овсы лупит.
Луппы льны или овсе лупят.
Прозвание „брусничник“ отражает другую характерную примету дня — поспевание брусники:
На Луппа брусника поспела, и овес отбронел (дошел).
Если доспевает брусника, то и со жнитвом овса надо торопиться.
Кроме того, на Луппу наблюдают за журавлями и по их поведению предсказывают грядущие погодные изменения:
Если журавли летят низко, то зима теплая, если высоко — то холодная.
Журавли летят низко, быстро, молчком — жди скорого ненастья.
7 сентября — Тит и Варфаломей
Грибное время, пора собирать урожай лесных даров.
Святой Тит последний гриб растит.
Кто пораньше встает — тот грибов наберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.
Большой урожай грибов (в течение лета) предвещает продолжительную зиму.
Грибы грибами, а молотьба за плечами.
Бояться волков — быть без грибков.
Не всякий гриб в лукошко кладут.
При царе Косаре, когда грибы воевали.
8 сентября — Наталья-овсянница
Все начало сентября так или иначе связано со сбором урожая овса, но, в зависимости от широты — где-то его только закашивают, а где-то уборка уже оканчивается.
На Наталью-овсянницу варят овсяный кисель и пекут блины.
Не вырастет овес — наглотаешься слез.
Не кони везут, овес везет.
Не погоняй кнутом, погоняй мешком!
У сытого коня восемь ног.
А вот и загадки про овес:
На кургане-варгане стоит курочка с серьгами. (Овес).
В поле сережки на тоненькой ножке. (Овес).
10 сентября — Анна и Савва скирдники.
Спешат убрать хлеб в скирды.
Хлеб складывают в одонья, клади, скирды.
11 сентября — Иван-постный, полетний, полетовщик.
В церковной традиции отмечается день Усекновения главы Иоанна Крестителя. Соблюдается строгий пост, во время которого нельзя употреблять даже яблоки, картофель, капусту, лук, репу — то есть практически никакие овощи. Связано это с запретом на употребление „круглого“ — всего, что похоже на голову. Также под запретом все красные плоды и напитки — напоминающие своим цветом кровь. Кроме того существовал запрет брать в руки нож или что-либо резать, и запрет на песни и веселье (так как дочь Ирода именно с помощью песен и плясок добилась того, чтобы Иоанну Крестителю отрубили голову).
В народном создании все это нашло отражение в „просторечном“ названии дня — Иван постный, Иван полетний. Присказки и приметы указывают на то, что дыхание осени начинает ощущаться совершенно отчетливо, улетают птицы:
Иван постный пришел, лето красное увел.
Иван постный — осени отец крестный.
С постного Ивана не выходит мужик без кафтана.
Иван Предтеча гонит птицу за море далече.
На Ивана Крестителя журавли пошли на юг — к ранней зиме.
С Ивана постного убирали репу. „Репный“ праздник отмечался без шумных песен и гуляний (по обозначенным причинам), зато с обильным угощением для бедных, неимущих и странников.
Иван Билибин. У Ильи Муромца. Калики перехожие.
13 сентября — Куприян
На Куприяна начинали собирать корнеплоды, в частности картофель. Речь, конечно, идет о временах после Петра, так как до XVIII века картофель на Руси не употребляли, выращивая в основном злаковые, репу, амарант.
14 сентября — Симеон Столпник. Семен-летопроводец. Семен-день. Марфа.
С середины XIV века до 1700 года отсчет Нового года на Руси начинали с 1 сентября, причем по старому стилю 1-е сентября как раз приходилось на день Симеона Столпника, по этой причине с ним связано множество различных начинаний и завершений.
Что начинали:
- Начинались засидки — то есть работа в избах при огне, посиделки с рукодельем;
- Накануне праздника огонь в доме тушили и на Симеона разводили новый путем трения дерева;
- Начинали мочить коноплю, сушить и мять лен;
- Начинали копать картофель;
- Открывали ворота для домашнего скота, чтобы он уходил пастись в поле (до Симеона еще много работ и скотину на вольный выпас не пускают);
- Символически закапывали с землю мух, тараканов, других вредных насекомых — чтобы они пропали;
- Солили огурцы;
- Начиналась свадебная пора (с Семен-дня до Гурия — 28 ноября);
- Переходили в новый дом, на новоселье;
- Существовал обычай на Симеона сажать на коня мальчика „при переходе от младенчества к четвертому году“ — для него этот день становился своеобразным посвящением, началом жизни в несколько ином статусе: уже не младенец, а мальчик. Также мальчика стригли и вывозили в поле на символическую первую охоту;
- Псарные охотники на Семен-день в первый раз выезжали в поле, также на Семена начинали ловить зайцев. Считалось, что для успешной ловли зайца нужно знать „словинку“ — особый заговор, именно поэтому не так уж многие умели добывать косого.
С Семенова-дня начинался отсчет так называемого „бабьего лета“, которое продлиться до осеннего равноденствия 21 сентября. Так как день во всех смыслах „поворотный“ применительно к нему особенно много погодных примет:
Если первый день бабьего лета будет ясный и теплый, то и вся осень будет теплая и ведреная, и наоборот.
Бабье лето ненастно — осень сухая.
На Семен-день ясно — бабье лето теплое.
Что завершали:
- Уборку ярового: „коли на Семен-день не убрали колосовые, считай, пропал урожай: зерно выпало наземь“;
- В южных районах на Симеона снимали с бахчи арбузы и дыни;
- Все торговые и хозяйственные договоры и сделки заканчивались на Симеона, прекращались все оговоренные условия и договоры (об аренде земли в наем, о вылове рыбы и проч.);
- На Симеона — последний день внесения податей, оброков и пошлин за прошлый год;
- Судебные разбирательства: день известен как день царского суда — так, грамоты свидетельствуют, что крестьяне и монастырский люд три раза в году могли обратиться за судом лично к царю — на Рождество, на Троицу и на Семен-день.
17 сентября — Богородица Неопалимая Купина. Луков день.
Неопалимая Купина — это икона, написанная по определенному канону. Она представляет собой либо объятый пламенем куст над которым возвышается изображение Богородицы с младенцем, либо Богородицу в центре восьмилучевой звезды.
Икона Неопалимая Купина
В народном фольклоре она приобретает некую самостоятельность, как отдельный персонаж, а не просто сюжет посвященный Богородице. Считалось, что Неопалимая Купина является охранительницей дома от пожара и молнии, но в то же время крестьяне верили, что прогневавшись, она может и, наоборот — наслать их, что сближает ее образ с народным образом Ильи-пророка, в котором угадывается множество черт дохристианского бога воина и громовержца — Перуна. Также образ близок дохристианской Перунице (или Деве-Додоле, чье имя засвидетельствовано в том числе у всех южных славян) — спутнице Перуна, которой молились о дожде. Само слово Перуница означает молнию.
Виктор Корольков. Перуница
Возвращаясь к самому дню 17 сентября — именовался он еще и Луковым, так как „на Неопалимую Купину начинали выкапывать лук из гряд“.
21 сентября — Рождество Богородицы. Осенины. Оспожинки.
Поразительно, как в этом дне — на который приходится осеннее равноденствие (день равен ночи) как в точке пересечения вновь сошлись христианские и дохристианские традиции. Православная церковь 21 сентября отмечает праздник Рождества Богородицы, но ведь и задолго до прихода христианства на наши земли этот день был связан с праздником чествования Великой Матери, Матери Сырой-Земли, щедрой дарительницы урожая и всех жизненных благ.
Виктор Корольков. Макошь
Более того, по характеру древних праздников можно достаточно четко разделить год на женскую и мужскую половину, на время господства женских и мужских энергий. Во всех индоевропейских культурах первые связаны с темным, ночным, пассивным, а последние — со светлым, солнечным, активным. Так, время господствования женских энергий начинается как раз с 21 сентября — когда ночь становится равна дню, а затем побеждает его. Начинается этот период с великих праздников урожая и почитания предков, на которых женское начало проявляется и чествуется в образе щедрой, доброй и величественной Матери, а заканчивается ровно через полгода — 21 марта на день весеннего равноденствия, когда традиционно праздновали Масленицу, то есть провожали Зиму и встречали Ярилу (солнечного юношу, несущего Весну). Именно Зиму или Марену сжигают в виде чучела в этот день, когда женские энергии в образе уже злобной дряхлой Старухи уступают время энергиям мужским.
Максим Кулешов. Макошь
И если „мужская“ половина года направлена вовне, на „преобразование“ мира, проявление в нем — пахота, сев, работы в поле от зари до зари, а также веселые хороводы, то „женская“ половина года — это направленность внутрь, в себя, на тихие домашние работы (веретено, прялка, починка инвентаря), время подумать, получить новые знания (учеба детей зимними вечерами), а также время посиделок, когда будут рассказывать таинственные истории и петь тихие песни.
Осенний праздник урожая — по-другому „Оспожинки“ отмечали обычно не менее недели. Причем чем урожайнее было лето — тем продолжительнее и праздник. В то же время, этому может быть и иное объяснение, так Станислав Ермаков (в книге „Тропою забытого волшебства“) пишет, что наши предки отмечали ключевые праздники не только в привязке к солнечному циклу, но одновременно (!) и к лунному. „Сильными праздниками“ (Велик-днями?), вероятно, считались те, в которые „одинаковые по направленности“ фазы солнца и луны сходились в одной точке. Так как это явление довольно редкое, то праздник мог и намеренно затянуться на неделю, чтобы захватить и солнечную и лунную точку нужного перехода. Применительно к Осеннему равноденствию — когда женская энергия, традиционно ассоциирующаяся с Луной, начинала преобладать над мужской — соответствующей Солнцу, эта солнечно-лунная взаимосвязь, вероятно, имела особенно важно значение.
Но как понять в чем заключается соответствие фаз и циклов? Это вовсе не сложно — важен принцип подобия. И день, и месяц, и лунный цикл, и год и человеческую жизнь можно условно разделить на четыре четверти:
- Утро — молодое солнце — весна — 1-я четверть луны (растущая половина) — юноша — Ярило — весеннее равноденствие (21 марта);
- День — зрелое солнце — лето — полнолуние — мужчина — Купала — летнее солнцестояние (21 июня);
- Вечер — угасающее солнце — осень — 3-я четверть луны (убывающая половина) — старик — Авсень — осеннее равноденствие (21 сентября);
- Ночь — зарождающееся солнце — зима — новолуние — ребенок — Коляда — зимнее солнцестояние (21 декабря).
Соответственно, „сильным праздником“ считался бы Праздник урожая (Матери-земли, Осенины), когда на 21 сентября (солнечный цикл — точка равноденствия) приходилась бы точно 3-я четверть луны (лунный цикл). Если 3-я четверть луны приходится, скажем, на 25 сентября (или в иной срок в пределах недели до или после солнечной точки), то праздник, предположительно, начинался раньше или продлялся соответственно.
На день осеннего равноденствия в некоторых регионах также гасили старый и возжигали новый огонь (возможно, аналогичный обряд на Семен-день — это именно отголосок данного изначального „солнечного“ праздника, совмещенный с празднованием Нового Года), ходили в гости (особенно молодые к родителям), угощали всех близких, соседей и родственников. Внуки часто оставались у бабашек и дедушек на неделю и дольше после праздника. Убирали пчел с пасек и пчельников.
23 сентября — Петр и Павел — рябинники
День посвящен сбору ягод рябины — их срывали и вешали под крышу, при этом — что характерно — обязательно оставляли часть урожая на кусте для птиц. Человек живший в согласии с Природой и ощущавший себя ее частью никогда не брал больше, чем ему необходимо и заботился как о возобновлении урожая чего бы то ни было, так и о других живых существах.
Если рябины в лесу много — осень дождливая, если же мало — сухая.
Как рябины много уродилось, то сыра осень будет, а как нет горазно, то суха осень живет.
Много ягод на рябине предвещает строгую зиму, посему и заготавливают тогда рябиновый квас, предсказывая на зиму воспалительные болезни, неразлучные со строгою зимою.
24 сентября Федора-обдера, замочи хвосты.
День считался очередным ощутимым переходом к осени — теперь уж не просто желтеют листья, укорачиваются и холодают дни, но и начинаются затяжные дожди, а „всякому делу — конец“, в том смысле, что если чего-то не успел за прошедший сельскохозяйственный цикл — то уже не наверстаешь.
В Федору лето кончается, осень начинается.
Не каждое лето до Федоры дотянет.
Становится слякотно, все чаще идут дожди.Федоры-обдеры: обивается оставшийся на корню хлеб.
В этот день осень ездит на гнедой кобыле.
Преподобная Федора — всякому делу аминь.
26 сентября — Корнилий
С Корнилья корень в земле не растет, а зябнет.
Убирают все корневые овощи — картофель, брюкву, морковь, хрен, кроме репы.
27 сентября — Воздвиженье, Здвиженье
Приметы, присказки и народные рекомендации, связанные с этим днем, все связаны с темой „движения“ — вероятно именно с этим понятием связывалось само название этого праздника в народной среде. Впрочем, разного рода движение, перемены действительно явственно наблюдаются в этот день, так что трудно сказать, что было изначальным.
- Хлеб с полей:
Здвиженье — хлеб с поля на гумно движется.
Воздвиженье — последняя копна с поля двинулась.
- Перемена одежды:
Воздвиженье здвинет зипун, подвинет шубу.
Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет.
- Улетают птицы, залегают в зимнюю спячку звери:
На Воздвиженье птица в отлет двинулась.
В этот день медведь залегает в берлогу.
Ласточки улетают в ирий/ вирий (так именовался Высший мир богов в дохристианские времена).
Первой улетает в обетованную страну и последнюю возвращается оттуда — кукушка, которая поэтому и зовется ключницей Вирая.
Виктор Корольков. Сад Ирий.
- Змеи и гады уходят в леса, либо в неведомые теплые страны:
На Воздвиженье ни змеи и никакой гад по земле не движется.
Змеи, сбившись клубками, под трухлявые пни попрятались, в спячку впадают.
Змея и гад не движется (обмирает или лезет по деревьям в вырай, в теплый край — а которая укусила человека — остается на земле).
На Воздвиженье, если змея ужалит кого-либо, то ей не уползти, так как в наказание она останется мерзнуть в холодные дни.
На Воздвиженье в лес ходить нельзя, так как тогда ужи в вирий идут.
Считалось, что змеи уползают уже не всю зиму — пока не грянет первый весенний гром, который как бы станет сигналом, позволяющим им вернуться на землю. В некоторых областях особенно тщательно следили за тем, чтобы на Воздвиженье были плотно закрыты все ворота и двери — дабы змеи по ошибке не заползли на двор.
Всеволод Иванов. Царь леса
- Леший и лесные духи шалят:
Бытовало поверье, что на Воздвиженье Лешие сгонят в одно место всех подвластных им зверей — как бы устраивают символический смотр «своих войск» перед грядущей зимой. С этим также связан запрет ходить в лес на Воздвиженье.
А вот касательно других действий человека этнографы зафиксировали противоположные советы: где-то считалось, что никакое новое дело не следует начинать на Воздвиженье. «Подвижность», «нестабильность» как бы заложенная в этом дне станет плохой точкой отсчета, ничего не будет ладиться. С другой стороны, есть свидетельства, что именно на Воздвиженье воздвигали новые часовни и ставили кресты.
Наконец, на Воздвиженье рубят капусту и начинаются двухнедельные праздники капустники или капустенские вечера — с пирогами, встречами, веселыми молодежными посиделками (именно с тех давних пор веселые собрания с играми, песнями и прибаутками именуются капустниками).
28 сентября Никита-гусепролет, гусарь, гусятник, репорез.
Начинают срезать репу и бить домашних гусей, а дикие гуси отправляются в теплые края на зимовье. Именно это время считается и лучшим временем для охоты на гусей, с одной стороны они нагуляли жирку, а с другой «хватили ледку». Считалось, что заморозки придают гусиному мясу более тонкий вкус, а чем позднее осень — тем вкуснее гусь.
Гуси летят в отлет.
Гуси летят — зимушку на хвосте тащат.
Одного гуся без головы бросали в реку или озеро, чтобы задобрить водяного, гусиную же голову отдавали домовому.
Также на Никиту стригли овец. До зимы и холодов они как раз успеют обрасти новой шерстью, достаточной, чтобы их согреть, и в то же время — у людей будет время сделать новые валенки или шерстяные онучи.
Наконец, резали репу — последней среди всех овощных культур. Ее употребляли в свежем, вареном и вяленом виде, пекли с репой пироги, варили кашу и делали репный квас.