Фольклорный калейдоскоп сценарий

Cкачать: Праздник " Фольклорный калейдоскоп"

Сценарий фольклорного праздника  

«Фольклорный калейдоскоп»

Играет
русская народная  музыка

Библиотекарь:
Здравствуйте 
дорогие дети
, сегодня
мы собрались на праздник с необычным названием — Фольклорный калейдоскоп.
Калейдоскоп — это красочно, необычно. Это лучик света, преломленный в
нескольких гранях сразу. Грани для нас сегодня — это разные фольклорные жанры.
А что же такое фольклор?  Нам расскажут ребята!

Ученица : Фольклор в переводе с английского
означает «народная мудрость». История фольклора уходит в глубокое
прошлое человечества. Фольклор — это единство слова, музыки, танца,
декоративного искусства. В фольклоре традиция народа выступает на первый план.

Ученица : Фольклор — это искусство
коллективное. Произведения фольклора воспроизводятся устно, хранятся в памяти
народа и живут во множестве вариантов. Например, одна и та же сказка при каждом
исполнении рождается как бы заново , потому что в ней могут произойти изменения
в зависимости от того, кому и с какой целью её рассказывают.

Ученица : Фольклор- это не только сказки, это
и русские былины, народные песни, считалки, потешки, колыбельные песни,
дразнилки, игровые песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, страшилки,
перевёртыши, загадки, частушки. Фольклор  народа неповторим, как и сама история
народа, его быт, обычаи, культура.

Библиотекарь : Культурное наследие прошлого народ
хранит веками. Давайте откроем этот прекрасный ларец народной мудрости.        
Неотъемлемой частью народного фольклора всегда были частушки, полные
весёлого задора :

А сейчас для вас споют
частушки
  ученики 4 класса

1.Заиграй-ка балалайка, балалайка – три струны,

Запевайте, не зевайте, выходите плясуны

2.Чтобы печка разгорелась, надо жару поддавать,

Чтоб частушки лучше пелись, надо пляской помогать

3.Мы с весёлой песней дружим, все красиво говорим,

Хорошо живём не тужим, эх, со сметаной хлеб едим.

Старину мы уважаем, старину мы бережём,

О старинном нашем крае эх, песни
звонкие поём.

Я люблю перед всем классом
На уроках отвечать.
Этот опыт пригодится –
Я хочу артисткой стать!

3.Мы частушки вам пропели

Просто, без смущения

А кого мы тут задели

Просим извинения.

4. Хорошо частушки пели, хорошо и окали,

Мы бы очень все хотели, чтоб вы нам похлопали.

Библиотекарь:  Большое спасибо частушничкам. Давно
в народе замечено, что народный фольклор отличается удивительной поэтической
щедростью. Вслушайтесь в звучание  ,скороговорок, потешек, считалок,  которые
слагались для того, чтобы научить ребёнка быстрому и чистому произношению.

Сегодня все месте мы будем состязаться в различных жанрах фольклора.

Дети праздник идет, а самого главного героя нет. Кого ребята? Давайте
позовем (Фольклор мы ждем тебя) Не идет пусть,  буквы встанут рядом так, чтобы,
получилось слова    … ФОЛЬКЛОР

Фольклор: Здравствуйте
дети, дорогие! Я рада, что пришла к вам на праздник.  Вы узнали меня.    Послушайте
мою историю:

Давным-давно это было. Те простые
люди, которые впервые спели свои песни, рассказывали сказки и придумали
загадки, не умели ни читать, ни писать. Но их песни, сказки и загадки не
забылись, не пропали. Они бережно передавались народу из уст в уста, от
родителей к детям. Вот дошли они и до нас из глубины веков. Фольклорные
произведения предаются из поколения в поколение, сохраняя традиции народа.

Учились все по мне и встарь.

Я книга фольклорная

Как рада я встрече с вами!

Только  в школу вы пришли!

Встретился я с вами.

Дни учебы потекли, стали мы
друзьями.

Вас сегодня не узнать: стали бойко
вы читать

Очень грамотными стали поумнели,
возмужали.

И хочу сказать сейчас:  « Очень,
рада, друзья, за вас»!

И так друзья внимание начинаем
перекличку моих    родственников:  Сказки, пословицы, былины, частушки,
скороговорки,  заклички, песни – дети: Здесь!

Молодцы!

А сейчас я 
посмотрю, вы должны сказать к какому жанру устного народного творчества
относятся следующие произведения:

Жил да был в
некотором государстве  король,

Вот и сказка
началась.

Жили-были два
налима,

Вот и сказки
половина.

Жили-были три
гуся,

Вот и сказка вся.(
сказки.)

Во поле береза
стояла .Ай-люли-люли  (Песня.)

У Иванова двора

Загорелась вода.

Всем селом пожар
тушили,

А огонь не погасили.

Пришел дедушка
Фома,

Расседая борода.

Он народ прогнал
в овин,

Затушил пожар
один.

Как Фома тушил
пожар,

Он об этом не сказал.

Только слышно
стороной:

Затушил он
бородой!  (Небылица.)

А) И зимой и
летом одним цветом.  Это что,загадка  загадка (елка)

Круглая, а не
месяц; желтая, а не масло; с хвостиком, а не мышь. (Репа).(Загадки).

Б) Иди, дождик,
дождичек, пробуравь землицу, дай нам водицу! (Закличка).

В) Улитка,
улитка, высуни рога, дам тебе пирога.(Приговорка).

Г) На дворе
трава, на траве дрова. (Скороговорка).

Д) Раз, два, три,
четыре, пять –

Собралась ведьма
умирать;

Черти-то звонят,
Ведьмушку хоронить. (Считалка). Молодцы ! Вы отгадали всех моих сестер.

Библиотекарь: Сегодня мы с вами отправимся в
путешествие в страну Фольклорию. Путь будет дальним. Ждут нас остановки
необычные. Платой за ваш проезд станут ваши ответы на наши вопросы. 
Отправляемся  на станцию  Пословиц. А что такое пословицы?
(Пословица – это
жанр фольклора,  краткое изречение, заключающее в себе поучение. Пословица
советует, наставляет, предупреждает. Люди часто используют пословицы в речи. От
этого речь становится яркой, образной.     
 А теперь послушайте стихотворение:

Фольклор: Пословицы
недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему – то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится-

Ведь с ней и горе, и беда.

И наша речь красна пословицей:

Давайте вспомним их, друзья.

Я вам буду читать начало пословицы,
а вы должны ее закончить.

Труд человека кормит, а … (лень
портит.)

Раз соврал — навек … (лгуном
стал.)

Кто других не любит,… (сам себя
губит.)

Кончил дело-… (гуляй смело.)

Человек от лени болеет, а … (от
труда здоровеет.)

Худо тому, кто … (добра не делает
никому)

Сам потерпи, а … (другого не
выдай.) Молодцы умеете вы сложить пословицы!

Библиотекарь: Дальше мы
отправляемся на станцию  скороговорок  еще одной сестре фольклора. Люди часто
используют скороговорки  в речи. Ребята для чего нужны скороговорки.  От этого
речь становится яркой, образной.

-Уже в самом названии жанра скрыта одна его особенность. Какая? (быстро
говорить)

-Для
чего же люди начали сочинять скороговорки? (чтобы говорить быстро и чётко)


для чего людям нужно говорить быстро и четко? (чтобы речь была понятной и
красивой)

-Какова
же главная цель скороговорки? (развитие красивой, правильной речи).

Сейчас
мы посмотрим,  приглашаю 2 желающих кто четко ясно   прочитает
скороговорок..помогает нам королева фольклопра.

1.ТРИ СОРОКИ
ТАРАТОРКИ ТАРАТОРИЛИ НА ГОРКЕ

2.На опушке в избушке живут старушки-болтушки,

У каждой старушки лукошко, в каждом лукошке кошка,

Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

3.Маланья Болтунья молоко болтала

Болтала, болтала, выбалтывала, да не выболтала.  Молодцы!

Фольклор: Прибыли мы еще к моей одной сестре на станцию сказок
.Я  знаю что вы все любите читать сказки. А сейчас я посмотрю,  проведем
викторину «Узнайте сказочных героев»

1. Кем была в
русской народной сказке лягушка? царевной
2. Назовите главного героя Цветочного города.Незнайка
3. Любимые фрукты Чебурашки.апельсины
4. Как звали девочку из сказки Катаева «Цветик-семицветик».   Женя
5. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе».Егоровна
6. Где путешествовала Алиса?В стране чудес и Зазверкалье
7. Как звали сестру доктора Айболита? Варвара
14. Что в сказке Одоевского «Мороз Иванович» Рукодельница уронила в колодец?
ведро
16. Назовите грозное оружие Соловья-разбойника. свист

20. Назовите место
рождения Колобка.  печь
21. Назовите отчество хитрой лисы. Патрикеевна
22. Какому сказочному персонажу принадлежат слова: «Не печалься, ступай себе с
Богом!» Золотой рыбке
23. Назовите настоящее имя Царевны-лягушки. Василиса Премудрая
25. Где таится смерть Кащея  Бессмертного? (На конце иглы)

Молодцы, все 
ответили правильно.

Библиотекарь
:  
дальше
путь держим к станции  загадок.

Фольклор   Прибыли мы еще одной
станции  загадок   Что такое загадка?  Кто ответит (жанр фольклора ) тоже моя
сестрица. Загадкой называют образное описание  предмета или явления. Суть
заключается в том, что человек должен отгадать о каком предмете идет речь.    Послушайте
загадки  и отгадайте

1.Он по виду брат баяна, где веселье, там и он,

Я подсказывать не стану, всем знаком…(аккордеон)

2.У какого инструмента есть и струны, и педаль,

Что же это? Несомненно это славный наш…(рояль)

3.Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка,

Звучит мечтательный мотив, его названье…(скрипка)

4.Приложил к губам я трубку, полилась по лесу трель,

Инструмент тот очень хрупкий, называется …(свирель)

5. Пять ступенек – лесенка. На ступеньках…(песенка)

Библиотекарь: А сейчас  пусть фольклор
снами поиграет.

В
школе есть не только уроки, но и перемены.  Устроим себе переменку и поиграем в
игру.  Ребята  я буду задавать вопросы, а вы дружно, хлопая в ладоши,
отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья» или топая ногами. Говорите  «
нет, не я, нет, не я не все мои друзья»

1.     
Кто
песней весёлой каждый день шагает в школу?

2.     
Кто  из
вас своим трудом украшает класс и дом?

3.     
Кто  из
вас такой ловкач, лучше всех бросает мяч?

4.     
Кто из
вас , скажите хором, занят в классе разговором?

5.     
Кто из
вас  хранит в порядке  книжки , ручки и тетрадки?

6.     
Кто
домашний свой урок выполняет точно в срок?

7.     
Кто из
вас приходит в класс с опозданием на час?

8.     
Кто играя
в волейбол, забивает в окна гол?

Все ответили правильно Молодцы!

Фольклор     Сказки любят и
взрослые и дети. В ней красота, глубокая мудрость, и правдивость. Словом сказка
обозначаются разные повествования о необыкновенных приключениях людей и
животных.  
  А какой же фольклор без русской
народной сказки! Они полны чудес, в особенности — волшебные сказки. Неведомо
откуда появляется скатерть, не простая — самобранка : в один миг соберёт обед,
только пожелай! А от превращений дух захватывает!

В сказках также
заключается мудрость наших предков. «Сказка — ложь, да в неё намёк —
добрым молодцам урок». Хорошо ли вы знаете сказки?  Сказка оживает, если
ее не только рассказать но и разыграть. Сейчас ребята покажут вам сказку, а вы
вспоминайте, как оно называется!

Инсценировка   сказки
«Курочка ряба»

Фольклор:  Большое спасибо нашим
актерам.  Дорогие дети!  Хорошие вы знания показали. Теперь я спокоен и
уверен, что вы сможете справиться с любыми трудностями и без меня.
Фольклор — это наше духовное
богатство. Цените его. Любите его. Берегите его.

Библиотекарь:
 Вот и подошёл к концу наш праздник:

Всем спасибо за вниманье,

За
задор и звонкий смех,

За
азарт соревнованья,

Обеспечивший
успех.  Говорим мы до свиданья!

Сценарий фольклорного праздника в начальной школе

«Фольклорный калейдоскоп»

Учитель : Ребята, сегодня мы собрались на праздник с необычным названием — Фольклорный калейдоскоп. Калейдоскоп — это красочно, необычно. Это лучик света, преломленный в нескольких гранях сразу. Грани для нас сегодня — это разные фольклорные жанры. А что же такое фольклор? Нам расскажут ребята!

Ученик : Фольклор в переводе с английского означает «народная мудрость». История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества. Фольклор — это единство слова, музыки, танца, декоративного искусства. В фольклоре традиция народа выступает на первый план.

Ученик : Фольклор — это искусство коллективное. Произведения фольклора воспроизводятся устно, хранятся в памяти народа и живут во множестве вариантов. Например, одна и та же сказка при каждом исполнении рождается как бы заново , потому что в ней могут произойти изменения в зависимости от того, кому и с какой целью её рассказывают.

Ученик : Фольклор- это не только сказки, это и русские былины, народные песни, считалки, потешки, колыбельные песни, дразнилки, игровые песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, страшилки, перевёртыши, загадки, частушки. Фольклор русского народа неповторим, как и сама история русского народа, его быт, обычаи, культура.

Учитель : Культурное наследие прошлого народ хранит веками. Давайте откроем этот прекрасный ларец народной мудрости.

Учитель : Высокие нравственные черты русского народа , а также презрение к лени, глупости, жестокости выражены в пословицах. В народе есть пословицы о мире , дружбе, любви, работе, пословицы с числами и многое другое. Мы учимся дружить друг с другом. Послушаем пословицы, которые были для ваших прабабушек и прадедушек правилами в жизни :

  • Дружный дом — счастья полон, дружбу потерял — счастье расплескал.
  • Уважай всякого, кто хочет жить в дружбе.
  • Худой мир лучше доброй ссоры.
  • Дружба крепка взаимностью.
  • Сила птицы в крыльях, сила человека в дружбе.
  • Друга нет — в душе покоя нет.
  • Рыба-вода, ягода — трава, а хлеб — всему голова.
  • Чтобы узнать человека, надобно с ним пуд соли съесть.
  • Доброе братство милее богатства.

Учитель : Давно в народе замечено, что народный фольклор отличается удивительной поэтической щедростью. Вслушайтесь в звучание скороговорок, которые слагались для того, чтобы научить ребёнка быстрому и чистому произношению. На доске написаны скороговорки, прочитайте их про себя, а затем попробуем быстро их произнести. Вы заметите, что звуки в словах подобраны так, чтобы затруднить произношение.

На возу лоза, у воза коза.

Кошка-крошка на окошке кашку кушала по крошке.

Наш Полкан попал в капкан.

Учитель : А вот вам, ребятки, наши загадки:

  • На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.
    Тычет клювом наугад — ищет в речке лягушат.
  • В капусту он забрался осеннею порой:
    рогатый и лохматый и с длинной бородой.
  • Это что за потолок?
    То он низок, то высок,
    То он сер, то беловат,
    То чуть-чуть голубоват.
    А порой такой красивый
    Кружевной и темно-синий.
  • Утром бусы засверкали,
    Всю траву собой заткали,
    А пошли искать их днем,
    Ищем, ищем, не найдем!
  • Зелена, а не луг,
    Бела, а не снег,
    Кудрява, а не голова.
    Клейкие почки,
    Зелёные листочки.
  • Что за дерево стоит —
    Ветра нет, а лист дрожит?
  • Он в лесу стоял,
    Никто его не брал,
    В красной шапке модной,
    Никуда не годный.
  • Носится, свищет, мечется, рыщет
    Где пробежит — листик дрожит,
    Где пронесётся — дерево гнется.
  • Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей.

Учитель : Наши предки одушевляли мир природы, относились к нему сердечно, как к живому, чувствовали своё родство с природой. Так родились потешки, считалки, дразнилки, заклички. Послушаем, что приготовили нам ребята :

            Потешки :

  • Солнышко, солнышко,загляни в окошко.
    Загляни в окошко,разбуди Серёжку.
    Чтоб денек чуть- чуть был дольше,чтобы мы узнали больше,
    чтоб игрушки не скучали,а с Серёженькой играли.
  • А ну-ка, друзья за работу! Покажем свою охоту!
    Матвею дрова рубить, Тимофею печь топить,
    Савелию воду носить, Прокопию кашу варить,
    А Иванушке песню петь и плясать, своих друзей забавлять.
    Вот мы навсегда — друзья не разлей вода!
  • Андрей-воробей, не гоняй голубей!

Голуби боятся, на крышу не садятся!

Крыша ломается, хозяин ругается!

             Считалки :

  • Конь ретивый , долгогривый
    Скачет полем, скачет нивой.
    Кто коня того поймает,
    С нами в салочки играет.
  • Бубенчики, бубенчики, летели голубенчики
    По утренней росе, по зелёной полосе.
    Сели на сарай. Беги, догоняй!

               Дразнилки :

  • Плакса-вакса-гуталин,

На носу горячий блин!

Плакать не годится,

Можешь простудиться!

  • Ябеда-корябеда-зелёный огурец!

На полу валяется , никто его не ест!

Заклички :

  • Солнышко, покажись! Красное, снарядись! 
    Чтобы год от года давала нам погода: 
    Тёплое летечко, грибы в берестечко, 
    Ягоды в лукошко, зелёного горошка.
  • Дождик, дождик, пуще!  Дам тебе гущи, 
    Хлеба краюшку, щей черепушку, 
    Дам тебе ложку — кушай понемножку!

Учитель : Неотъемлемой частью народного фольклора всегда были частушки, полные весёлого задора :

  • Я в деревне живу,

Сушки, пряники жую!

Я частушек много знаю

И сейчас для вас спою!

  • У меня в кармане роза,

Роза рассыпучая!

У меня такой характер —

Как крапива жгучая!

  • С горки ехала Иришка 
    — Самой быстрою была; 
    Ира даже свои лыжи 
    По пути обогнала!
  • Закопчённую кастрюлю
    Юля чистила песком.
    Два часа в корыте Юлю
    Мыла бабушка потом.
  • Говорил друзьям Серёжа:
    «Смел я, ловок и силен».
    Вдруг навстречу вышел ёжик,
    И смельчак полез на клён. 
  • Если хвалят не Ерёму,
    Жить Ерёме тяжко —
    Он завидует любому,
    Мается, бедняжка.
  • Если б Нина не глазела
    В скважину замочную,
    То на лбу бы не имела
    Шишку крупноблочную!
  • На припёке возле ели
    Подремать Семён прилег…
    Червяка рыбёшки съели,
    Доедают поплавок!
  • Таня кушать не любила,
    У неё исчезла сила.
    Ветер сильный вдруг подул
    И случайно Таню сдул.
  • Я люблю перед всем классом
    На уроках отвечать.
    Этот опыт пригодится –
    Я хочу артисткой стать!
  • На компьютере в игру
    Доиграл Денис к утру.
    В школе у доски Денис,
    Как компьютер, сам «завис».
  • Отвечал Егор урок –
    Пал учитель в обморок!
    От его незнания
    Учитель без сознания.

Учитель : Главной составной частью русского фольклора является песня — в ней тесно переплетаются язык и ритм, слово и мелодия. Наши предки запечатлевали в песне весь ход своей жизни : работу и развлечения, радость и печаль, малозначительные происшествия и великие исторические события. «Песня — живая летопись русского народа», — говорили наши предки. О песнях вам расскажет наш учитель музыки —  Наталья Александровна.

(песни, свирель, хоровод)

Учитель : А какой же фольклор без русской народной сказки! Они полны чудес, в особенности — волшебные сказки. Неведомо откуда появляется скатерть, не простая — самобранка : в один миг соберёт обед, только пожелай! А от превращений дух захватывает!

В сказках также заключается мудрость наших предков. «Сказка — ложь, да в неё намёк — добрым молодцам урок». Хорошо ли вы знаете сказки?  Сейчас ребята покажут нам сказки, а вы вспоминайте, как они называются!

(по 1 сказке от каждого класса)

Учитель : Фольклор — это устная литература, устное творчество народа. Оно живёт до тех пор, пока произносится. Фольклор — это народный театртодного человека, его не читают, а исполняют. Словно роль играют в театре. Фольклор — это наше духовное богатство. Цените его. Любите его. Берегите его.

«Фольклорный калейдоскоп», устный журнал для учащихся начальных классов

Автор: Радченкова Тамара Ивановна, учитель начальных классов МКОУ Куйбышевская ООШ Петропавловского района Воронежской области
Описание: «Уметь воспитывать детей — это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни» (М. Горький) 
Во многом эти знания нам даёт устное народное творчество, русский фольклор — вечный источник жизненного опыта, мудрости и красоты. Народная мудрость создаёт реальные предпосылки для всестороннего гармоничного развития личности человека. Вот почему необходимо вместе с детьми изучать культуру наших предков с ранних лет, учить восхищаться ею. Только так можно увлечь детей, воспитать в них чувство прекрасного и любовь к своей Родине. Я предлагаю материал, который можно использовать на обобщающем уроке по теме «Устное народное творчество», а можно и как самостоятельное внеклассное мероприятие, классный час. Если вы добавите соревновательные элементы — можно провести марафон, викторину, эстафету. Это дело фантазии педагога.
Назначение: Для учащихся 3-5 классов.
Подготовительная работа:
Дети заранее получили задание собрать пословицы на разные темы, перечитать русские народные сказки, выучить частушки, повторить жанры устного народного творчества, составить синквейны по теме.
Цель: обобщение знаний о малых жанрах русского устного народного творчества-фольклора.
Задачи: 
— Расширять знания детей о фольклоре и его жанрах.
— Формировать навыки самостоятельной поисковой деятельности учащихся.
— Развивать творческие способности обучающихся, умение владеть метким , точным, выразительным словом русского языка.
— Содействовать формированию доброго отношения к людям.
-Воспитывать любовь к родному языку, стремление изучать его, в совершенстве им владеть.

«Фольклорный калейдоскоп», устный журнал для учащихся начальных классов

Учитель: Ребята, добрый день. Начнем нашу сегодняшнюю встречу с традиционного диалога.
— Поговорим?
Дети:
— Поговорим.
Учитель:
— О разном и о прочем.
Дети:
— О том, что в жизни хорошо.
Учитель:
— И хорошо не очень.
Дети:
— Ведь что-то знаем мы.
Учитель:
— А что-то мне известно. Поговорим?
Дети:
— Поговорим. Нам будет интересно!
Учитель:
К путешествию в старину
Я всех вас сейчас приглашаю-
О русском фольклоре, о жанрах его
Сегодня мы вновь вспоминаем. 
Будем слушать сказки, песни запевать, 
Хороводы русские, игры затевать. 
В красноречии своём будем упражняться
И народной мудрости вместе поклоняться.

Думаю, что нам, действительно, сегодня не придется скучать, потому что мы проведём устный журнал «Фольклорный калейдоскоп»
Кто из вас объяснит, что такое калейдоскоп?
Дети: 
— Калейдоскоп- это быстрая смена разнообразных явлений, предметов, действий или событий.
Учитель:
— Вы правы. И чтобы нас закружил фольклорный калейдоскоп, мы должны активно и быстро приняться за дело. А дело это не совсем обычное. Ведь мы с вами не только интересно проведем время, но и с пользой- вспомним, что такое фольклор, какие жанры к нему относятся. 
Он знаком вам с детских лет,
В нем есть чудо, есть и смех.
Он смекалка, мудрость он.
В нем найдет себя любой,
Хоть певец он иль танцор,
Есть другие жанры в нем.
Вы узнаете его
Очень быстро и легко.
Это же, конечно, он:
Русский, близкий вам …(Фольклор)
Учитель:
Молодцы! Правильно. Но у меня сложилась непредвиденная ситуация. Когда готовилась к сегодняшнему празднику, собрала для вас много интересного. Но случайно обронила папку с бумагами и всё в ней смешалось. Я не могу разобраться. Не поможете ли вы мне навести порядок, чтобы продолжить наш калейдоскоп?
Дети: 
-Да! Поможем.
Учитель:
-Спасибо! Друзья познаются в беде. 

И так, мы открываем первую страничку нашего журнала , которая называется «Загадочная» Сейчас вы образуете 5 групп и каждая получит конверт с бумагами, в котором должна навести порядок. Вперёд, друзья!
(Каждая команда получает конверт , в котором загадки, сетка кроссворда и лист контроля, (задания одинаковые для всех команд, а кроссворды разные; дети выполняют задания на листочках, вложенных в конверт и сдают их
1. Разгадайте кроссворд, вписывая ответы только по горизонтали
2. Определите тему загадок
3. Найдите лишнее слово
4. Прочитайте ключевое слово)
Конверт №1

(Лист контроля в каждом конверте)
Конверт №2

Конверт №3

Конверт №4

Конверт №5

Учитель: 
Настало время проверить, справились ли вы с заданием? Прошу сдать листы контроля, а вы сами проверьте правильность выполнения по ключам. 
(На экране проецируются ключи, а дети сверяют свои ответы с ключами.)

Учитель:
-Молодцы! Я благодарна вам за помощь. Вы отлично справились с заданием.
-А что обозначают ключевые слова ваших кроссвордов, которые записаны по вертикали?
-Дети:
-Это жанры устного народного творчества, или фольклора.

Учитель:
-Замечательно. На протяжении многих веков в жизни всё меняется под влиянием всемогущего времени. Неизменными остаются только мысль и память человеческая. Благодаря памяти, эти мысли переходят от одного поколения к другому. Так передаются сказки, песни, загадки, легенды, пословицы и поговорки, т.е. произведения малых жанров нашего фольклора. Вы назвали мне некоторые его жанры. А кто из вас знает другие? Перейдем на вторую страничку нашего журнала.

Учитель открывает слайд презентации «Кластер»
Кто дополнит наш кластер? 

Учитель:
И опять на помощь пришли загадки :
Ох, деревья пожелтели,
На ветру качаются.
Ох, каникулы всегда
Быстро так кончаются! (Частушка)
По щелчку открывается слайд с правильным ответом в виде лучика солнышка. Так после каждого ответа.
Раз, два, три, четыре.
Сосчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр.
Если в нем одна дыра,
Значит, вкусным был вчера. (Считалка)
Ой, мороз, мороз,
Не морозь меня.
Моего коня
Белогривого. (Песня)

Мы ехали, мы ехали
За грецкими орехами
По кочкам, по кочкам,
По маленьким пенечкам.
В ямку – бууууууух! (Пестушка)

— Рева-корова,
Дай молочка!
Сколько стоит?
— Три пятачка! (Дразнилка)

Сорока, сорока!
Где была?
— Далеко!
Печку топила,
Кашу варила,
На порог скакала —
Гостей созывала. (Потешка)

В славном в Нове-граде
Как был Садко-купец, богатый гость. (Былина)
Вот и засияло наше солнышко-кластер всеми цветами! 

Посмотрите, как богат наш язык жанрами русского фольклора! Как на крыльях, перелетают они из века в век, от одного поколения к другому. И раскручивая наш калейдоскоп, я предлагаю вам перейти на страничку «Сказочная»

Учитель:
-Прежде, чем мы приступим к новому заданию, скажите – что такое сказка?
Ученик: Сказка — повествовательное, народно — поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных и фантастических сил. (Словарь С. И. Ожегова) 
Учитель:
Проверим, какие вы знатоки русских народных сказок.
1) Назовите сказку, в которой нелицензированный напиток приводит к перерождению личности? 
(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».) 

2) В какой сказке говорится о круговой поруке: ты-мне, а я-тебе? («Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зёрнышко») 

3) В какой сказке женитьба по расчёту превратилась в женитьбу по любви? («Царевна-лягушка».) 

4) Назовите сказку, в которой описывается несанкционированный захват личной собственности? («Заюшкина избушка») 

5) В какой сказке семья фермера успешно закончила уборку урожая? («Репка») 

6) В какой сказке преступник похитил детей с целью получения пропитания? («Волк и семеро козлят») 

Учитель:
— Вы очень порадовали меня своими познания. А сейчас поупражняемся в находчивости, остроумии и красноречии. 
Одна группа ребят называет русскую народную сказку, а вторая группа должна подобрать к ней пословицу, команды меняются ролями после каждой сказки:

«Лиса и Журавль» — «Как аукнется, так и откликнется», «Что посеешь, то и пожнёшь»
«Морозко» — «Худо тому, кто добра не делает никому», «По труду и честь»
«Зайкина избушка» — «У ленивой пряхи и для себя нет рубахи», «На чужой каравай рот не разевай»
«Кот, Петух и Лиса» — «Берегись бед, пока их нет», «Бережёного Бог берёжет»

Учитель:
— Молодцы, ребята, обе команды справились с заданием очень хорошо. Мы смело можем перевернуть ещё одну страничку нашего устного журнала.

А эта страница напоминает нам о том, что наши предки очень любили водить хоровод, поистине русская забава. Хороводы водили в праздники, в воскресные дни, весной. Считался он любимой забавой молодых людей. И я предлагаю поводить хоровод «Во поле береза стояла». Мы отдохнем, вспомним ещё один жанр русского фольклора и просто насладимся красивой лиричной мелодией.

Звучит фонограмма русской народной песни и исполняется хоровод «Во поле берёза стояла».

Учитель: 
Продолжим наше занятие игрой «Пословица, а я тебя знаю!»
1 команда ребят начинают пословицу, 2 команда заканчивает.
Потом мы поменяемся ролями. Будьте внимательны:
1 команда 2 команда
Сделал дело, … гуляй смело. 
В гостях хорошо, .. а дома лучше. 
Взялся за гуж ….не говори, что не дюж. 
Не спеши языком, …спеши делом. 
Что посеешь, … то и пожнёшь. 

2 команда 1 команда
Дружно- не грузно….а врозь – хоть брось.
С кем поведёшься, .. от того и наберёшься. 
Без труда … не выловишь и рыбку из пруда. 
Готовь сани летом, ….а телегу зимой.
Сам пропадай, а …. товарища выручай. 

Учитель: 
Приятно было наблюдать за вашим состязанием. Молодцы! Вы хорошо знаете пословицы!

А хорошо ли вы умеете скороговорить? 
Приглашаю показать, как вы умеете быстро и безошибочно произносить скороговорки.
(Дети по желанию читают скороговорки, причем все по очереди читают одну и туже скороговорку)
Валенки у Валеньки 
Не велики, не маленьки, 
В снег провалились, 
А с ног не свалились. 

Те, кто говорят скороговорки — скороговоры. 
Те, кто изучает мастерство скороговоров — скороговороведы. 
Те, кто любит читать скороговороведов — скороговороведофилы.

— Брат! Брал бра? 
— Брал, брат, бра. 
Бра брат брал.

– Наша роща чаще пущи.
– Наша пуща чащи гуще.
– Наша чаща гуще пущи!

На дворе трава, на траве дрова. 
Раз дрова, два дрова, три дрова.
Дрова вдоль двора, дрова вширь двора. 
Не вместит двор дров.
Надо дрова выдворить со двора обратно. 
На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.

Учитель: 
Вот так вы и дикцию свою улучшили, и нам удовольствие доставили. Молодцы, ребята. Наши девочки предлагают перевернуть страничку журнала и посетить новую, «Частушечную»

А на этой страничке Дарина и Карина приготовили для вас сюрприз! Они сейчас исполнят произведение, которое тоже является малым жанром фольклора. Послушайте и назовите этот жанр.
Мы весёлые подружки,
Ходим мы всегда вдвоём
И сегодня вам частушки
Дружно вместе пропоём.
Про мальчишек мы споём,
Имена их назовём.
Пусть не обижаются:
Они нам очень нравятся.
У Антона нет терпенья –
Он урок не доучил.
И за полстихотворенья
Полчетвёрки получил.
Написал Андрюша дома,
Что в лесу живёт корова.
Ещё, друг наш, напиши,
Что на клумбе — камыши.

Гена кончил все дела 
Сегодня раньше срока:
Проболтал и просмеялся
Целых три урока.

В школьной форме Федя ходит,
Весь такой солидный!
То пиджак измажет клеем,
То зальёт повидлом!

Мы частушки вам пропели,
мы старались от души,
Ведь мальчишки в нашем классе
Очень даже хороши.

Учитель:
Частушки — очень веселый и задорный жанр устного народного творчества. Это жанр, который присущ русскому фольклору. Только мы умеем так весело и с юмором высмеивать недостатки, рассказывать о своей жизни. 

Учитель: 
Богат наш фольклор жанрами. Мы уже с вами сегодня вспоминали о пословице. 
Что же такое пословица?

Ученик: 
— Народные пословицы – это поэтические, широко употребляющиеся в речи, устойчивые, краткие, часто образные, многозначные, имеющие переносное значение изречения, , обобщающие социально-исторический опыт народа и носящие поучительный характер.
Учитель:
— Своей краткостью, удивительным лаконизмом, выразительностью, меткостью поражают русские народные пословицы и поговорки. Как на крыльях перелетают пословицы из века в век, от одного поколения к другому. В пословицах русский народ передаёт детям и внукам свои заветные правила жизни, учит их уму-разуму. Пословицы живут и сегодня в разговоре, в книгах. Они украшают нашу жизнь, делают её живой и остроумной. 
Я предлагаю вам состязание в красноречии: кто последним назовет пословицу, того мы и будем считать самым красноречивым. 

(дети поочередно называют пословицы. Состязание продолжается до тех пор, пока не будет названа последняя пословица, известная детям)

Осторожность – мать безопасности. 
Больше верь своим очам, нежели чужим речам. 
Это только цветочки, ягодки впереди. 
Хвастать — не косить, спина не болит.
Не копьём побеждают, а умом. 
Опасение – половина спасения.
Руби дерево крепкое, гнилое само упадёт.
Выше головы не прыгнешь.
Бейся и на победу надейся. 
Берегись бед, пока их нет. 
Чем дальше в лес, тем больше дров. 
Глаза боятся – руки делают.
Лодырь хочет прожить свой век за чужой счёт. 
Ленивый одну работу два раза делает. 
Ленивый всегда так: хлеба давай по пуду, а работать не буду. 
Девка красива, да прясть ленива. Голова завита, да делом не занята. 
У Федорки одни отговорки. 
Один пашет, а семеро руками машут. 
Лентяй сидя спит, лёжа работает. 
У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.
( И так далее)

Учитель:
— Вы меня поразили знанием пословиц. Молодцы. Хорошо подготовились . Теперь-то вы точно запомните, что эти короткие изречения очень яркие, точные, меткие, острые, мудрые. Одним предложением можно сказать то, чего и целой речью не выскажешь.
Рядом с пословицей живут и поговорки. Это поэтические, широко употребляющиеся в речи, устойчивые, краткие, образные выражения. Они короче пословиц, не обобщают социальный опыт народа, а часто служат частью предложения. Поиграем? 
Помогите мне вспомнить поговорки, ответьте на вопрос одним словом:

За какую спину не спрячешься? (чужую)
Какую дружбу топором не вырубишь? (крепкую) 
Какое слово, что весенний день? ( ласковое) 
Какой зверь далеко бежит? (трусливый) 
Какая книга – лучший друг? (умная)

Учитель: 
Пословицы и поговорки – это мудрый совет, тонкая мысль, доброе пожелание. Вовремя сказанные, они запоминаются нам на всю жизнь. Мы не знаем, как возникла та или иная пословица, но знаем, что возникли они давно, острое слово прочно вошло в нашу речь. И сегодня существуют пословицы и поговорки на все случаи жизни. Они помогают нам стать лучше, учат нас ценить время, труд, мир, дружбу, любовь. Они метко дают оценку поступкам человека. Они прекрасны. И мы с вами должны беречь этот чистый и звонкий родник народной мудрости!

Готовясь к сегодняшнему мероприятию, вы должны были составить синквейны, посвященные устному народному творчеству.
Давайте посмотрим, какие же пятистишия в прозе у вас получились

(Демонстрируются слайды с синквейнами учащихся)

Учитель:
Я благодарю вас, ребята, за прекрасные пятистишия. Составить их нелегко. И ваши старания увенчались успехом. 
Закрыта последняя страничка нашего журнала. Я уверена, что вы вынесли с сегодняшнего занятия много полезного. 

Очень часто в суматохе дней
Историю свою теряем, 
Забываем мы о ней. 
Привычные полеты 
На Марс и на Луну 
Помочь должны спасти нам
Былую старину.
Обычаи, традиции, 
Родная речь, фольклор
Должны всегда быть рядом-
Векам наперекор.
И мы, как люди русские,
Беречь всегда должны 
Все ценности, премудрости-
Они нам так нужны!

Региональный интернет – конкурс творческих работ
обучающихся, воспитанников и педагогов

 «Моя родина – Россия!»
 (в рамках проведения Года культурного наследия народов России)

Внеклассное мероприятие

«Калейдоскоп
русских традиций
»

                                               Работу
выполнила:

                                               учитель химии
и биологии

                                               Никулина
Валентина Александровна

                                               Муниципальное
общеобразовательное

                                               учреждение
«Средняя общеобразовательная

                                               школа имени
Героя Советского Союза

                                               В. К.
Ерошкина с.Новозахаркино

                                               Духовницкого
района Саратовской области»,

                                                          
РОССИЯ

                                                      2022

Общие
положения.

Введение. Данная тема выбрана не случайно.
Каждый человек связан с прошлым, настоящим, и будущим своей страны, поэтому
необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, традиции и культуру
своей родины. Задачей образования является формирование у детей основополагающий
морально-нравственный идеал, установки, ценности, нормы, обеспечивающие
осознанный нравственный выбор;

развитие интереса у детей к истокам русской национальной
культуры; все
то, что создано людьми в результате творчества и созидания, полета человеческой
мысли и воображения за всю многовековую историю.

Место проведения: учебная аудитория.
Форма
проведения:
 тематическое
внеклассное мероприятие.

Возраст детей:
10 -17 лет.

Цель: Формирование представлений о жизни и быте
русского народа, обычаях и традициях.

 Задачи:

Обучающие:

Познакомить с традициями, обычаями и культурой русского
народа, с предметами старинного русского быта.

Cформировать потребность в изучении обычаев и истории
русского народа.

Развивающие:

Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей
страны;

Развивать коммуникабельность, артистичность;

Воспитательные:

Воспитывать чувство патриотизма, стремление к высшим
духовно – нравственным идеалам;

Воспитывать бережное отношение к старинным вещам,
народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Воспитание творческой, гармонично развитой личности.

Предварительная подготовка:
-подбор материала к мероприятию;
-подготовка учащимися сценок, частушек, песен,
игр, танца;

— подбор стихотворений, музыки;
— распределение материала между учащимися;
— составление презентации.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран,

Презентация: https://disk.yandex.ru/i/D_QHII56yMgbxQ

Ресурсы: Компьютерная презентация.

Эпиграф: «В культурной жизни нельзя уйти от
памяти, как нельзя уйти от самого себя. Важно только, чтобы то, что культура
держит в памяти, было достойно её».

                             Дмитрий Сергеевич Лихачев

Ход мероприятия.

Ведущий 1: Каждый народ чтит свои традиции,
передаёт их от поколения к поколению, старается их сохранить и приумножить.
Национальная культура, как память, выделяет народы из других, позволяет ощутить
неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить
жизненную опору и духовную поддержку.

Ведущий 2: Богата наша Россия на праздники,
обряды, традиции, которые передаются нам от поколения к поколению. И мы не
забываем это наследие, это богатство, стараемся беречь и хранить, потому что
это всё наша Родина, наша Россия.

Ведущий1

Тебе пою, земля моя,
Твоим бескрайним далям,
Только воспеть твои края —
Одна смогу едва ли.

Звучит песня «Русские традиции»

Ведущий 2

Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с
высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации,
глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Это
трудовые традиции, мудрые народные преданья, красивые традиционные народные
праздники, почтительное отношение к женщине, к старшим, к их жизненному опыту.
Нет и не может быть для русского человека ничего дороже своей истории, своих
корней,  своих традиций, обычаев…

Ведущий 1 Наше мероприятие называется

                     «Калейдоскоп русских традиций»

Ведущий 2 И первая картинка нашего калейдоскопа
«Русское жилище»

Слайд 2 ( избы, терема)

Ученик 1 Издавна на Руси особое внимание
уделяли жилищу. Лесов в России много, поэтому жилища строили деревянными-
рубили их с помощью топора из толстых брёвен и называли срубами или избами.
«Чем больше рук, тем легче труд» — говорили в народе. Вот и стоили
всей семьёй. У каждой избы был свой вид. Окна- «глаза» дома. Над
окнами крепились козырьки, они прикрывали окна от дождя. Позже появились
наличники со ставнями. С улицы каждый мог видеть: открытые ставни- значит
хозяева уже встали, закрытые- значит, ещё спят или их нет дома. Крыльцо-
распахнутые руки дома. Она связывает избу с улицей. Теплым летним вечером
собирались на крыльце- посидеть, поговорить, обсудить новости. «Жить в
соседях- быть в беседах». Каждый хозяин старался выстроить избу
понарядней. Окна украшали резными наличниками и ставнями, крыльцо витыми
столбами.

Ученик 2 Слайд 3(русская печь)

Зайдем в русскую избу. В старой русской избе была лишь
одна комната и почти половину её занимала печь. «Без печи хата — не
хата». В ней пекли хлеб, готовили всю еду. Печь обогревала дом, на ней
сушили одежду и обувь, грибы и ягоды. На ней спали, ..лечила от простуды. А
сколько сказок было рассказано на печи долгими зимними вечерами.

Ученик 1 Слайд 4 (убранство избы)

В левом углу в избе всегда стоял большой стол. Около него
— длинные скамейки. Этот угол называли красным- красивым. Здесь принимали гостей,
отмечали праздники «Не красна изба углами, а красна пирогами».

В правом углу от печи размещались все необходимые в
хозяйстве вещи. Этот угол- царство хозяйки дома. Тут же висела люлька- кроватка
для младенца, стояла прялка. На стене висели расшитые полотенца. В избе хорошей
хозяйки всё сверкало чистотой.

Песня «Русская изба» исполняют уч-ся 7 а класса

Ученик 2 Слайд 5 (оберег избы)

Особое внимание уделяли куклам-оберегам, которые по
поверьям, охраняли дом от бед, хранили семейный очаг.

    Создавались славянские куклы-обереги своими руками.
Все игрушки наряжались в красивые платья. Одежда выполнялась с особенным
смыслом. Каждый наряд означал что-то свое. В одежде непременно должен был быть
красный цвет. Он символизировал тепло, радость, солнце, здоровье. Кроме того,
этот цвет защищал от бед и сглаза. Народные куклы-обереги создавались
безликими. Еще во времена язычества считалось, что если у игрушки есть лицо, то
в нее обязательно вселится дух, который может принести вред дому, семье, детям.
Кроме того, это еще и «лишние глаза». Однако и без лица игрушки
перенимали настроение своих хозяев.

  Ученик 1 Создавались игрушки не только
для развлечения детей и защиты дома. Изготовленная кукла-оберег своими руками
приобщала детей к труду. В процессе игры девочки, например, учились шить,
прясть, вышивать. Создавая игрушки самостоятельно, дети приобретали новые
навыки, развивали фантазию. С ранних лет, благодаря куклам-оберегам, ребенок
усваивал значение матери, женщины, начинал понимать ее функцию давать жизнь,
воспитывать в заботе и любви, вскармливать, передавать традиции по наследству.
Так с малых лет воспитывалось уважение к дому, образу жизни крестьянской семьи,
интерес к народной культуре. Кроме того, сам процесс создания игрушки
действовал успокаивающе – помогал отдохнуть, почувствовать радость от
рождающейся в собственных руках красоты.

Ученик 2 Слайд (6 – 9) Древние
славяне изготавливали магические поделки своими руками на все случаи жизни.
Самыми распространенными куклами считаются следующие: Зольная кукла — оберегала
семейное благополучие и очаг;

Крупеничка – оберег на сытость и достаток;

Кубышка-травница – на очищение атмосферы и энергетики в
доме;

Пеленашка – оберег еще не родившегося ребенка;

Неразлучники – свадебная кукла на совместное счастье;

Желанница – оберег на исполнение желания; очистительная
вещица. Это далеко не весь перечень поделок наших предков. Однако именно эти
куклы, сделанные своими руками, помогут и в наши дни защититься от различных
неприятностей и сделать жизнь счастливой

Ведущий 1: Россия — страна огромных богатств,
но самым ценным является культура. Слайд

Вторая картинка нашего калейдоскопа «Русская одежда»

Ведущий 2 Слайд 10 Отличительная черта
русского национального костюма — его многослойность. По поверьям, многослойная
просторная одежда предохраняла хозяйку от сглаза. Ношение менее трех слоев
платьев считали неблагопристойным. У знати сложные платья подчеркивала
достаток.

Ведущий 1: На Руси мужчины носили штаны и рубаху. Ворот, рукава и низ рубахи
украшали вышивкой. А подпоясывали её так, чтобы выдавался живот. Женщины на
Руси тоже носили рубаху. Только поверх рубахи они надевали сарафан. Украшали их
вышивкой или лентами.
Передник гардероба носили поверх рубахи, сарафана
и поневы. Его украшали узорами, шелковыми лентами и отделочными
вставками, край оформляли кружевом и оборками. Головной
убор зависел от возраста и семейного положения. Девичьи головные
уборы были довольно простыми: ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные
жгутом платки. Замужние женщины носили «кичку молодухи». По древнерусскому
обычаю поверх кички надевали платок — убрус.

Ведущий 2: Слайд Третья картинка нашего
калейдоскопа

«Народные художественные промыслы»

 Это гончарные изделия, игрушки, резьба по дереву,
художественная обработка металла и роспись по дереву, русское кружево.

Ученики 5а класс читают стихи о народных промыслах.

Ещё чем славится Россия?
Людьми Россия хороша.
У них и руки золотые
И необьятная душа.
И замирает восхищённо
Надменный иноземный взор,
Увидев русскую матрёшку
И Гжели кружевной узор.

Слайд 11

Матрёшка.

Какой русский сувенир
Покорил уже весь мир?
Балалайка… иль…Гармошка?
Это — русская матрёшка!
Иностранцу нет желанней
Куклы в красном сарафане.
Детская игрушка эта,
Обошла уже полсвета!
Так, немного и немало
Символом России стала.

Слайд 12

Золотая хохлома.

Как волшебница Жар-птица,
Не выходит из ума
Чародейка — мастерица,
Золотая Хохлома.
И богата, и красива,
Рада гостю от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.

Слайд 13

Гжель.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась, теперь.
Известно всем в народе ее названье — Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой.
Не встретите на свете вы красоты такой
Слайд 14

Вологодские кружева.

Вологодская избушка,
В небе ясная луна,
Одинокая старушка
Засиделась у окна.
Труд у бабки Пелагеи
С молодых годов в чести.
Принялась за рукоделье —
Стала кружево плести.
Вологодское кружево
Время за полночь, не спится
Беспокойной мастерице.
Застучали друг о дружку
Деревянные коклюшки.
Чтоб узор был ровный, гладкий,
У старушки есть булавки:
Их в подушечку воткнёт,
Белой нитью оплетет,
И узорная снежинка,
Как нетающая льдинка,
Все растет, растет, растет

Песня «У моей России длинные
косички…»
( 8а класс)

Ведущий 1: Четвертая картинка нашего калейдоскопа «Народные
забавы»

  На Руси всегда славилась сила и удаль богатырская. А
помогали быть сильными и здоровыми простая здоровая пища, русская баня, труд. С
малых лет детей приучали к труду, а чтобы было интересней придумывали разные
игры.

Игра «Горит – не горит!»

 Выбирается водящий, он будет «гореть».
Играющие встают парами друг за другом, водящий впереди. Участники игры говорят
нараспев:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Стой подоле, гляди на поле:

Ходят грачи да едят калачи.

Птички летят, колокольчики звенят!

Как только пропоют эти слова, последняя пара отпускает
руки и пробегает вдоль колонны, один слева, другой справа. Когда они
поровняются с водящим, все кричат ему: Раз, два, не воронь, беги, как огонь!
Двое бегут вперёд, стараясь увернутся от водящего. Если они снова возьмутся за
руки, то встают перед первой парой, а водящий снова «горит». Если же
ему удаётся поймать одного из убегающих, он встаёт с ним впереди, а
«горит» тот, кто остался без пары. Игра продолжается до тех пор, пока
не пробегут все пары.

Ведущий 2: Слайд 15

 Пятая картинка нашего калейдоскопа «Посиделки»

 В
старые времена был такой
обычай у русских людей: когда

заканчивали осенью сбор урожая, осенние и зимние вечера
коротали

вместе, устраивали посиделки.  Весело было.  То песню запоют, то

шуткой перебросятся, а как какую игру затеют, пляску или
хоровод

совсем весело станет..

Ученик 1 Поудобнее садитесь,

Не спешите, соберитесь.

В теплу избу приглашаем,

Видеть всех мы вас желаем.

Как в старинку, наши предки

Собирали посиделки,

Так бывало на Руси

С шуткой ели калачи.

Народ посмотреть и себя показать

Хороводы водить, нескладушки петь,

Веселые потешки -прибаутки сказывать,

Ученик 2 На завалинках, в светёлке,

Иль на бревнышках, каких.

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С мёдом, явно без конфет.

Как и нынче мы, общались, —

Без общенья жизни нет.

А играли как? В горелки!

Ах, горелки хороши,

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Ведущий 1 Одна из самых замечательных русских традиций — это чаепитие. Без него не
обходились ни одни посиделки.

Стол
накрывался скатертью, на середину его ставили самовар.

Самовар
— символ семейного очага, уюта, дружеского общения, символ гостеприимства —
поэтому он и занимал почетное место в центре стола. Рядом с самоваром ставили
чайничек с заваркой, сахарницу, сахар был кусочками. Затем баранки, бублики,
сладости

В
чашку наливалась заварка, которая разбавлялась кипятком из самовара.
По русской традиции, чай пили в прикуску с кусочками сахара. Русский народ
любил пить чай из блюдца, дуя на него, чтобы он быстрее остыл.

  В
старину чай готовили из трав. Добавляли в чай плоды шиповника, цветы липы,
листья смородины и малины. Летом их собирали, высушивали на печке и сухими
убирали в специальные льняные мешочки.

“Всем миром” коротали время долгими зимними вечерами за
работой,

разговорами, весёлой шуткой, разными сказками, житейскими
историями

прибаутками.

Ученики 7а класса

Дразнилки:

1. У нас Арина маленька,

Чуть повыше валенка

В лапотки обуется,

Как пузырь надуется.

2. Упал Фома в кадушку,

Задавил лягушку,

Задавил мышонка

И три поросёнка.

3. Коля, Коля, Николай,

Сиди дома, не гуляй,

Чисти картошку,

Ешь понемножку.

4. Плакса, вакса,

Гуталин

Проглотил

Горелый блин.

Ученики 8а класса

Сценка «На завалинке»

1. О! Наро – оду!

2. Ого! Народищу – у!

1.Ты куда?

2. А ты куда?

1. Я – сюда.

2.И я сюда.

Мальчики садятся на скамейку к девочкам

1 Ой, девочки, а я что вчера видела!

Все. Чего?

1 Да не знаю уж, сказывать ли вам?

2 Как это не знаешь?

3 Коли заикнулась, так сказывай давай?

1 Сижу я вчера вечером у окошка, луна светит ярко, на
улице хорошо видать, идут мимо дома нашего Варенька с Серёжкой. Достаёт он
платочек да на плечи ей накидывает так бережно, бережно. И в глаза ей всё
заглядывает.

4 Никак, свадьба скоро будет.

1  А мне маменька рассказывала, что на
старинных русских свадьбах совершался обряд, сегодня совершенно забытый. В
самый разгар свадебного

пиршества невеста бросала в круг незамужних девушек
подушку. И первая, севшая на неё, была следующей невестой. Так же поступал и
жених. Вот поди было весело…

(проходит парочка, мальчик накидывает платок на плечи девочки)

2 Ой глянь, вон что весело, ты погляди как Сенька на
Таньку пялится, влюбился что ли?…

1 Завидуешь что ли?

2 А что ж, не завидовать, он жених завидный..

3  (с иронией) это точно…завидный…

1 Да ладно вам. Давайте лучше частушки попоём.

4.Говорят частушки, вроде, в наши дни уже не в моде?

2.Только, разве, дело в моде, если любят их в народе?

           Поют частушки

1Мы частушки-прибаутки собирали всем селом

Всем на радость и забаву их сейчас перепоём.

Я плясала у реки, потеряла каблуки.

Обернулася назад – каблуки мои лежат.

2Не смотрите на меня, глазки не ломайте,

Я не с вашего села, вы меня не знаете.

А у нас во дворе квакали лягушки,

А я с печки босиком, думала, подружки.

3Ах, гармошечка-гудок, своё дело знает.

Она в Сашиных руках хорошо играет.

Мы задорные частушки громким голосом поём

Как же нам не петь частушки, ведь в Ардони мы живём!

4 Мы частушки пели вам — больше, чем полвечера.

Мы пойдём, а вы сидите, вам ведь делать нечего (уходят
?)

Ведущий 2 Очень любили гости на посиделках
пошутить. Еще А. Н. Толстой писал

“Русский народ создал устную литературу: мудрые
пословицы, веселые

песни, смешные небылицы”.  

Потешки — это русские народные веселые стихи
обо всем, что нас окружает.

   Ученики 9а класса

Гром по горам прокатился —
С дуба комар повалился,
Грохнулся о корневище
Старый комар-комарище.
Мигом слетелися мухи —
Две крохотухи-горюхи,
Подняли бедного братца,
Стали жужжать, убиваться:
— Старый комар-комарище,
Как тебе больно, дружище!
Бедный наш светик-сударик,
Как тебя жаль нам, комарик!

Покупал баран баранки
На базаре спозаранок
Накупил баран баранок:
Для барашков, для овечек
ДЕСЯТЬ маковых колечек,
ДЕВЯТЬ сушек,
ВОСЕМЬ плюшек,
СЕМЬ лепешек,
ШЕСТЬ ватрушек,
ПЯТЬ коржей,
ЧЕТЫРЕ пышки,
ТРИ пирожных,
ДВЕ коврижки
И ОДИН калач купил —
Про себя не позабыл!
А для женушки — подсолнушки.
Ведущий 1 Потешки и небылицы всегда веселые, радостные, мажорные, яркие.

Ученики 9а класса

1.-Федул, что губы надул?

-Кафтан прожёг.

-Зашить можно.

-Да иглы нет.

-А велика ли дыра?

-Один ворот остался.

2.-Фома, что из леса нейдёшь?

-Медведя поймал.

-Так веди сюда.

-Да он не идёт.

-Так сам иди.

-Да он не пускает.

3.- Фома, у тебя в избе тепло?

-Тепло. В шубе на печи согреться можно.

4.-Сынок, сходи за водицей на реку.

-Брюхо болит.

— Сынок, иди кашу есть.

-Ну, раз мать велит, надо идти.

Все: Фольклорные дразнилки.

1.Дуня-пышка на улицу вышла.

На кочку села, комарика съела.

2.Лёшка-лепёшка, голова с лукошко,

Шапка колышком, ноги брёвнышком.

3.Коля, Коля, Николай, бросил шубу на сарай,

Шуба вертится, Коля сердится.

4.А Дуня -Бабка-ёжка, костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала,

А потом и говорит: «У меня живот болит»

Все: Фольклорные перевёртышки.

1.Ехала деревня мимо ямщика,

Вдруг из-под воротни лают ворота.

2.Крыши полетели, сели на ворон,

Лошадь понукает ямщика кнутом.

3. «Тпру»- сказала лошадь, а ямщик заржал,

Лошадь пошла в гости, а ямщик стоял.

4.Лошадь ела шаньги, а ямщик овёс,

Лошадь села в сани, а ямщик повёз.

Ведущий 1: Слайд 16  Шестая картинка нашего
калейдоскопа «Праздники»

  На май-июнь приходится один из самых главных праздников
– Святая Троица. С праздником Святой Троицы связано много народных обычаев и
традиций. Это праздник связан с культом прославления расцветающей
растительности, с культом воды и земли. В Семик (четверг) девушки надевали
лучшие наряды, плели венки из веток берёзы и цветов и ходили в лес завивать
берёзку.

Ей, красавице русской, несметное количество песен
написано…

Песня «Ах ты, белая березка!»

1.Ай да красавица!

2.Ай да кудрявая!

3.Ай да стройная!

1.Завьём берёзоньку!

2. Да желанья загадаем!

1.Вью-вью колечко на батюшку,

Другое колечко на брата,

Третье колечко на себя.

2.Вью колечко на сестру,

Другое колечко на брата,

А третье колечко на себя,

Чтобы все наши желания исполнились.

   Участники водят хоровод.

3.Берёзка-берёзонька, завивайся, кудрявая!

К тебе девушки пришли, загадать желания пришли.

4.Белая берёзонька, ходи с нами гулять, пойдём с нами
играть.

5.Девушки-подруженьки, пойдёмте к реченьке венки в
воду

бросать, на женихов гадать.

Все участники уходят….

Девочка: А вот и конец, всему делу венец.

Ведущий 1: Слайд 17

   Народные приметы на Троицу:

Если умыться росой на Троицу, можно продлить здоровье и
сохранить красоту.

Травы, собранные на Троицу, имеют целебную силу.

Если день выдался дождливый- будет много урожая и грибов.

Солнечный день на Троицу- лето будет жарким и засушливым.

Радуга на Троицу – в доме будет счастье.

Ведущий 2: Мы показали вам только
часть того доброго и

прекрасного, что знали и любили далёкие наши предки.

Ведущий 1: Мы желаем вам, чтобы
души ваши были добрыми, чтобы любили землю, на которой живёте, берегите любовь
свою к матери, отцу, брату, сестре. Если будет среди вас лад, будет вам всем и
клад.

Ведущий 2: Дом, земля наша, любовью богата и
трудом.

А песнями, играми счастье копится и полнится.

Старое уходит, но его нужно знать и беречь.

Русская старина пронизана добром, а это очень важно в
наши дни.

Берегите Россию…

Ведущий1: Берегите Россию, без неё нам не жить,
Берегите её, чтобы вечно ей быть!
Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой
Берегите Россию — нет России другой!

   Песня «Моя Россия» исполняют
ученики 10 класса

 Я за Родину-мать, за Россию молюсь.
Я своею великой страною горжусь.
Потому, что мы здесь рождены и живём.
Это — наша земля, это — наш отчий дом.

Не сгибалась ты Русь, поднималась опять.
Несмотря ни на что, продолжаешь стоять.
Те, кто злобой кипит, никогда не поймут,
Что за люди у нас, тут, в России живут.

Припев:

Ты живи, моя Россия!
Славься русская земля!
Краше нет, под небом синим!
Это — Родина моя!

Мы добьёмся всего, если вместе пойдём.
Мы, уж, песню свою, видит бог, допоём.
Наш высокий порыв никому не сломить.
А иначе, зачем на земле этой жить.

Ты вокруг оглянись, на леса, на поля.
Нам с тобою хранить надо эти края.
Пусть берёзы шумят и ромашки цветут,
Пусть на нашей земле наши дети растут.

Ресурсы интернета:

https://zen.yandex.ru/media/id/5ab21e6277d0e601dd5bddf3/russkii-narod-kultura-tradicii-i-obychai-5abbdda6db0cd906818b3417

https://www.maam.ru/detskijsad/razvlechenie-posidelki-v-derevenke-poteshkino-v-starshei-grupe.html

Русские народные промыслы

Славянские куклы-обереги и их значение

Русская изба: мудрость предков

Скачано с www.znanio.ru

Сценарий проведения праздника в актовом зале.

Встреча гостей  с хлебом солью

Девушка в русском народном костюме встречает гостей у дверей. Одна держит рушник с хлебом, солью.

Девушка:

По обычаям российским  всем поклон мы шлем вам низкий,

С добрым словом и любовью, с хлебом, солью.

Примите соль, примите хлеб,

Живите долго и без бед.

Пусть дом ваш будет полным,

Приветливым и хлебосольным.

Ведущий:

На просторах России
Много разных народов живет.
Все народы, как братья равны,
Всем народам — любовь и почет.

Ведущий:

Здравствуйте, дорогие гости, ребята! Сегодня в нашей детском саду праздничная программа – «Калейдоскоп народного творчества». Россия – многонациональная страна. Всего в стране живут люди 160 национальностей, 23 народа.

Это русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне, белорусы, казахи, азербайджанцы, марийцы, кабардинцы, осетины, якуты и другие.

В то же время существуют  малочисленные народы, из которых 39 — северные. В нашей программе  представлены 11 народов России.

Ведущий:

Дружба народов — не просто слова,
Дружба народов навеки жива.
Русские, казахи, татары  и армяне,
Мы черные, и русые, и смуглые, и белые.
В России  — на земле родной,
Живем мы все большой и дружной семьей.

№ 1     ДЕФИЛЕ

Русский народный костюм

  1. Роккель Аня (гр № 1)
  2. Родченко Валерия (гр № 1)
  3. Писарева Екатерина (гр № 5)
  4. Бабинец Кристина (гр № 5)
  5. Тагиев Рауф (гр № 5)
  6. Татаринцев Иван, Татаринцева Анна (гр № 4, № 6)
  7. Шубин Филипп (гр № 7)
  8. Демчукова Варвара (гр № 7)
  9. Горя Никита (гр № 7)
  10. Ильязов Руслан (гр № 6)

Татарский национальный костюм

  1. Гиздатуллина Гулия Мансуровна
  2. Валеева Ралина (гр № 8)

Дагестанский национальный костюм

  1. Алимагомедова Зарема Зилфикаровна
  2. Ибрагимова Диана (гр № 3)

Украинский народный костюм

  1. Кульченко Виктория (гр № 4)

Ведущ.  Тебе пою, земля моя,
Твоим бескрайним далям,
Только воспеть твои края
Одна смогу едва ли.

№ 2    Песня в исполнении Бабинец Кристины прозвучит песня «Матрешки».

Ведущ. 

Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,

Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.

№ 3   Стихотворение «Родина» автор____________ прозвучит в исполнении Тагиева Рауфа, воспитанника старшей группы № 6

№ 4 Русский народный танец  исполнит семья Ильязовых старшей группы № 6: Лада Александровна, Руслан и София.

№ 5  Веселые Частушки прозвучат в исполнении воспитанников старшей логопедической группы № 7 Демчуковой Варвары и Велибекова Аслана.

№ 5  автор____________ «Родина моя» читает стихотворение воспитанник старшей логопедической группы № 7 Шубин Филипп.

№ 6 Писарева Екатерина, воспитанница средней группы № 5 исполнит песню «Валенки».

Ведущий

Мне ритм лезгинки слышится вдали

Я вижу гор величественный стан

Тобой воспитаны великие сыны…

Люблю тебя Великий Дагестан!

№ 7    Дагестанский танец исполнят педагог детского сада Алимагомедова Зарема Зилфикаровна и Ибрагимов _____________________________________________________________________________

Ведущий

Край мой, Азербайджан!
Здесь рождаются песни крылатые!
 

№ 8  Стихотворение «Про козу» на азербайджанском языке расскажет Арзуманов Ильсур, воспитанник средней группы № 5

Ведущий

Мой край богатый и красивый, 
Мой Татарстан, ты сердцу мил.

№ 9 В исполнении педагога детского сада Гиздатуллиной Гули Мансуровны прозвучит стихотворение на татарском языке _______________________________________________________

Ведущий

Белоруссия — вот оно, счастье:
Гладь озёр, да небес высота.
В жаркий солнечный день и в ненастье
Мне по сердцу твоя красота!

№ 10  Белорусскую песню исполнит педагог детского сада «Ягодка» Кашевич Валентина Адамовна

Ведущий

О, как прекрасна УКРАИНА!

Ее таврийские поля,

Ее луга, леса, пригорки

И благодатная земля.

№ 9 Известную и всеми любимую украинскую песню исполнят педагоги детского сада: Бянкина Светлана Михайловна, Кашевич Валентина Адамовна, Черная Вера Александровна

№ 10  Посмотрите украинский народный перепляс в исполнении наших девчат!

Танец  “Гэй, дивчата, вси до мэнэ»”.

ВЫНОС БЛЮД

ПОДАРКИ

Просмотр содержимого документа

«Сценарий проведения программы «Калейдоскоп народного творчества» »

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фон приглашение на праздник осени
  • Форд против феррари сценарий
  • Фольклорный казачий праздник
  • Фон праздник юбилей
  • Фонтан весенний праздник