Фольклорный праздник берегиня покосница

Cкачать: Сценарий фольклорного праздника "Берегиня-покосница"

Составитель: Шукаева О.С.
МБУК «Ансамбль танца СЛАВИЦА» г. Орел

Сценарий
«Берегиня-покосница»

Сеноко́с — один из наиболее важных периодов
в 
традиционном аграрном
календаре славян
. Время сенокоса у русских крестьян считалось праздничным событием и
ожидалось с нетерпением, в особенности молодыми людьми. При благоприятных
условиях уборка сена считалась одной из приятнейших сельских работ. Мужчины и
женщины, а в особенности девушки для работы в лугах наряжались в самое хорошее
одеяние, как на торжественный праздник. Русские крестьяне косили сообща, 
общиной, «всем
миром», после чего каждый получал необходимое количество сена.

Реквизит: косы, точило, кукла-покосница,
узелки еды, платки.

Дорога до поля

Девушка: Ребята, как Петров день
отметили?

Парень: Да…как, как…всю ночь не
смыкали глаз

Девушка: Отпугивать нечистую силу в
Петровскую ночь обычай древний!

Девушка: Надевали берестяные
личины, завески на лицо, рядились травяными русалками, медведями, козами,
обвешивались тряпьем…

Девушка: А я цветной глиной лицо
намазалась…

Во
дает…..(Смех)

Парень: Да ходили по деревне с
гармошками, бубнами, трещетками и непременно с косами, да палкой по ним били…

Девушка: Теперь нечесть в нашу
деревню не сунется!

Парень: А мы собрали по чужим
домам все , что плохо лежало…..да свалили на перекрестки дорог! Пусть неродивые
хозяева теперь  вещи свои ищут. (Смех)

Девушка: А за час до света… ходили
на холм «караулить солнце» оно в сей день при восхождении своем
играет: то спрячется, то покажется, то повернется; блеснет голубым,розовым, то
разными цветами.

Девушка: В эти сутки не ложились
спать ни на минуту, не снимая праздничных нарядов сразу пошли в церковь…Батюшка
благословил начало сенокоса…

Парень:  Эх… тяжело будет работать
после бессонной ночи…

Девушка:  Конечно…поэтому и говорят
«страдать сено»« страда» сегодня травы набирают наибольшую силу.

Девушка:  Хвати языками чесать: Утро
вечера мудренее, трава сена зеленее….песню запевайте.

Звучит
песня «Луга, мои лужочки»

Работа
в поле

Девушка:  Бабаньки кажись успели,
роса еще сверкает

Девушка: На травах роса — легче
ходит коса.

Парень:  Хороша трава уродилась…

Девушка:  Не хвались травой,
хвались сеном.

(Под
стожок кладут куклу-покосницу)

Девушка: Ну вот, теперь никто из
нас не пораниться при работе…кукла нас оберегать будет!

Все: «Господи, дай здоровья для
работы, да помоги собрать душистого сена». (Крестятся)

Звучит
песня «Над речкою береза»

Парень: А ну брысь отсюда… не
мешайте работать

Девушка: Ай, яй, яй зачем ты так …Всякий
кто дорос, спешит на сенокос

Парень: Егор, одолжи точило

Парень: Держи…Без косы сена не
накосишь.

Парень: На острую косу много
сенокосу

Девушка: Посмотри Дуняша, как Иван
хорошо с косой управляется…ладный жених,присмотрись.

Парень: Притомился девушки…не пора
ль пообедать.

Девушка:  Твоя правда, солнце уже
высоко….бабы кончай работу, пора стол накрывать.

(
Все присаживаются на землю, за накрытую скатерть с традиционной едой)

(после
обеда все отдыхают, малышня играет в игру)

Игра:

Заря-заряница

Солнцева
сестрица,

По
небу ходила

Лучи
обранила

Лучи
золотые

Ленты
голубые

Раз,
два не воронь

Беги
как огонь

После
работ звучит песня « Ишел Ванюшка лужочком»

6 июля 2022 г.

Про добрых хранительниц природы, крестьян, семьи

Когда-то верили, что славянская богиня Берегиня дарит счастье добрым людям. Со временем этим именем стали называть мифических защитниц прибрежных жителей, а потом такое имя стали давать женщинам, которые оберегают своих близких.

Берегиня в восточнославянской мифологии – женский персонаж, упоминаемый в древнерусских текстах XIV–XV веков. Там Берегиня – славянская богиня, которая дарует счастье живущим по совести людям. Её повсюду сопровождают светозарные всадники, олицетворяющие солнце.

Согласно легендам, Берегиня породила всё живое на Земле. Считалось, что она любит людей, однако защищает только достойных – тех, кто живёт по совести и не нарушает законов предков.

Она считалась также создательницей всех духов и земных богатств – полезных ископаемых, которые ею были дарованы людям. Берегиня была для крестьянина особым божеством, способным сохранить и приумножить поголовье скота и помочь всему растущему на земле уродиться, а травам набраться целебной силы. К ней особенно часто обращались в период созревания хлебов – это указывает на принадлежность богини к верховным покровителям человеческого рода. Поклонение Берегине сочеталось с поклонением Роду и Мокоше – покровителям плодородия. Берегиня, будучи также хранительницей тех, кто селился на речном берегу, могла также помочь рыбакам – послать им рыб в великом множестве.

Берегиня была добра, никогда не наказывала за неправильные поступки, могла лишь отказать в помощи недостойному человеку.

Постепенно наши предки уверовали, что берегинь живёт на свете множество, обитают они в лесах. Книжники считают, что берегинь было, по поверьям, тридцать или «тридевять сестриц».

Так что название «Берегиня» когда-то трактовалось и как «береговая фея, русалка», имя её восходит к слову «берег». Но сегодня принято считать, что Берегиня – и от слова «беречь», ведь для наших предков она была хранительницей и людей, живущих по берегам рек, и всего крестьянского рода.

Ритуалы по вызыванию, заклинанию Берегини совершались обычно на возвышенных, холмистых берегах рек. Так что не менее значимо здесь и слово «оберег». Ведь великая богиня оберегала людей!

Берегини защищали одиноких путников от всякой нечисти. В древних легендах есть упоминание о том, как одна берегиня спасла мужчину от песни Сирина: она своими руками закрыла его уши и увела в сторону от опасного пути. Также встречаются рассказы о том, что берегини защищали воинов в праведном бою. За такой помощью к ней обращались женщины – супруги воителей.

В народном представлении Берегиня – молодая светловолосая девушка в простом светлом платье. У неё всегда грустное и доброе выражение лица, и лицо немного прозрачно, как и положено лику духа.

На юге Руси и у украинцев со временем появилась игра в берегиню. Ряженая девушка звалась берегиней, пугая, шутки ради, подруг: в вытянутые вверх руки она брала клубок, изображающий голову, а руки и плечи закрывала одеждой.

Берегиней, или перегеней, называли также обряд, сопровождающий прополку свёклы, и главный персонаж этого обряда. Главным героем обряда была самая проворная в работе девушка. Перегеню обвивали красными поясами, снятыми со всех участниц прополки, оставляя открытыми лишь глаза и рот. Обматывались и поднятые над головой руки, в которых девушка держала цветок. Нередко перегеню несли на плечах.

В образе Берегини наши далёкие предки видели обобщённый символ природы, помогающей достойному человеку бороться не только с сорной травой и нечистью, но и со всем злом. Это добрый и открытый образ, насквозь пронизанный любовью, несущей в себе некую толику грусти. Берёза и плакучая ива – деревья Берегини.

Берёза Берегини со временем стала особо почитаться на «русалиях»: древних языческих празднествах в честь берегинь, которые часто в сознании людей были родственны лесным русалкам.

Итак, если в древности Берегиня представлялась нашим предкам великой богиней, то постепенно этот образ в сознании людей размылся, берегинями стали называться некие сущности, живущие рядом с людьми и помогающие им в разных ситуациях. Поэтому Берегинями считали духов деревьев, рек, озёр, лугов, полей, холмов, лесов, воздуха.

Нередко берегинями называли и могущественных ведуний, волшебниц, после смерти изъявивших желание оберегать часть природы, либо часть рода человеческого или какую-то семью.

Люди верили, что Берегини, кем бы они ни считались, наделяли своей силой женщин, вышедших замуж и становящихся хозяйками своего дома. Вот и сегодня добрых жён нередко именуют берегинями рода, либо берегинями мужа, семьи, своих детей.

В самой середине лета, 15 июля, в пору созревания хлебов и трав, время пика расцвета земли, в народе праздновали день Берегини.

Верили, что в этот день Берегиня оглядывала сенокосные угодья, наполняла травы целебными силами. Люди просили Берегиню уберечь их от голода и дать много хлеба грядущей осенью.

Праздник Берегини был у наших предков выходным. Заниматься крестьянским трудом, особенно косить, в этот день не следовало.

Когда христианская религия стала большею частью вытеснять язычество, а кое-где смешиваться с культурой наших предков, образ Берегини, бывшей некогда богиней сырой земли, соединился с образом Богоматери – и в день Берегини люди уже воздавали почести Матушке Богородице.

А с давних языческих времён долго ещё сохранялись древние обряды дня почитания Берегини.

В праздник 15 июля воздавались особые почести и берёзе Берегини. Женщины и девушки выходили за пределы деревни, находили берёзу, кланялись ей и просили у неё счастья в любви, благополучия в доме, здоровья и защиты от недоброжелателей. В старину верили, что если в этот день сорвать берёзовую ветку и спрятать под порог возлюбленного, то можно приворожить парня и заполучить его в мужья.

Считали, что роса в этот день – к хорошей погоде и урожаю грибов. Вышивальщицы украшали полотенца знаками росы, расстилали их на утренних травах, собирали росу и выносили полотенца на луга косцам. Умываясь, косцы вытирали лица целительными полотенцами, веря, что Берегиня не оставит их без своей помощи, утирались, чтобы прибыли силы и здоровье.

Рушники после обтирания вывешивали сушиться на берёзах. Деревья очищали ткань от собранного с человека негатива, а также заряжали его силой Берегини. Потом заряженные берёзой рушники использовали как защиту от сглаза во время сватовства и на свадьбах для защиты молодых от зависти.

Интересно, что в старину некоторых женщин называли берегинями. По одному из старинных преданий Берегиней может стать самая сильная ведунья рода, славящаяся добротой женщина, которая дала миру много потомков и воспитала их достойными людьми.

Исходя из всех этих верований, для детей и молодых девушек в праздник Берегини изготавливали куколку-Берегиню.

Для изготовления таких кукол использовались подручные материалы, которые постоянно применялись в хозяйстве. Чаще всего для кукольной основы брали полено, имеющее, как известно, форму столбика. Поэтому куклы-Берегини по-другому ещё назывались столбушками.

Столбушка-Берегиня 15 июля изготавливалась мамой вместе с дочкой. Они вместе наряжали куклу в лоскутки и доверяли ей самые сокровенные тайны и мечты, которые, верили, обязательно сбудутся.

Изготавливали и Берегиню-Покосницу. Она изображала женщину в период сбора урожая и заготовки сена, в нарядной яркой одежде, ведь первый покос – праздник для крестьянина. Делалась такая кукла без швов, из одного куска материи. В старину верили, что Берегиня-Покосница передаст ребёнку мудрость традиций древности. Часто такая Берегиня-Покосница для малышек становилась любимой игрушкой. А вот молодая девушка, отправляясь на сбор урожая, брала её с собой уже как оберег, защищающий от злого глаза и недоброго человека. Потому что она Берегиня.

Елена КУЛАКОВА

Разноцветный мирЭлектронный методический центр «Разноцветный мир» приглашает к сотрудничеству всех творческих людей. На сайте под вашим именем могут быть размещены авторские сценарии, песни, минусовки, образовательные проекты, фильмы, мультфильмы, стихи по темам — всё это бесплатный ресурс для обмена организаторам, педагогам, клубным работникам, а также площадка для самовыражения. Обращайтесь к админу сайта
жмите сюда

Сценарий конкурсной программы для девочекc «Берегиня»

Щигарёва М.В., режиссер Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества.

Данный сценарий конкурсной программы «Берегиня» предлагается для проведения в детских оздоровительных центрах и лагерях. Летний период — это время отдыха, когда сильнее ощущается связь с природой и народными фольклорными традициями. Местом проведения конкурса может стать большая поляна, костровая и даже стадион.

Подготовка праздничной программы начинается заранее с выбора в отрядах кандидатур на участие в конкурсе и выполнения творческих заданий.
В предлагаемом сценарии использованы материалы народного фольклора (хороводные песни, частушки, пословицы, поговорки и др.), а также материалы данного конкурса, организованного на Всероссийском фестивале «Казачок» и в ДООЦ «Лесная сказка».

Звучит музыкальная заставка на тему русских народных мелодий.
В центр выходит царь Берендей со свитой.

Берендей. Здравствуй, честной народ, жители …«название лагеря»!
Сегодня мы увидим моих внучек — Берегинюшек, да узнаем, кто из них самая ладная да стройная, быстрая да пригожая. А вы, люди добрые, оцените, кто из Берегинь «название лагеря» на все руки мастерица петь, плясать и веселиться.
Порадуйте нас, красны девицы!
А вести конкурс я поручаю моей помощнице — Сказительнице.
И чтоб все по-честному было, прошу почетных гостей нашего праздника занять места в жюри.
(Почетные гости получают специальный оценочный лист, куда вносят все результаты проводимого конкурса)

Сказительница. Приглашаю всех Берегинюшек выйти к царю Берендею и предстать перед всеми зрителями. Объявляю торжественный выход Берегинь «название лагеря».

Первый конкурс — «выход — хоровод»

(Все участницы конкурса под лирическую мелодию выходят в центр площадки. Сказительница представляет каждую участницу, их порядковые номера соответствуют номерам отрядов)
Сказительница.
Всяка девушка должна уметь песни петь, да хороводы водить. Как говорится, девица красна в хороводе, как маков цвет в огороде.

Свита царя Берендея заводит хоровод с участницами конкурса

Хороводная «Заплетися, плетень, заплетися».
Заплетися, плетень, заплетися;
Ты завейся, труба золотая,
Завернися, камка крущатая!
Из-за гор девица утей выгоняла:
«Тига, утушка, домой!
Тига, серая, домой!
Я сама гуськом
Сама сереньким».
Ой, свет сера утица!
Потопила малых детушек
Во меду да во патоке,
Да во ястве сахарном,
Да во питье медвяном.
Я старым старикам
Киселя с молоком;
Молодым молодкам
Шелковую плетку;
А красным девицам
Белил да румян.
Заплетися, плетень, заплетися;
Ты завейся, труба золотая,
Завернися, камка крущатая!
Из-за гор девица утей выгоняла:
«Тига, утушка, домой!
Тига, серая, домой!
Я сама гуськом
Сама сереньким».
Ой, свет сера утица!
Вынимала малых детушек
Из меду, из патоки,
Из яств сахарных.

В ходе хоровода каждая участница имеет возможность сольной проходки и делает большой поклон гостям и зрителям.

Второй конкурс — «Величальная»
В этом конкурсе отряд представляет свою Берегиню, сочиняя песни, стихи, баллады и даже целые театрализованные номера

Сказительница. А теперь мы попросим друзей наших Берегинь рассказать нам о них, спеть им величальную, а вы, уважаемые зрители, аплодисментами оценивайте эти выступления.

1 отряд (Группа поддержки)*

А как во первом во отряде
Собрались да девицы — красавицы,
А одна-то девица,
Да Аленушкой прозывается.

Поглядите, люди добрые,
Да на красоту-то нашу.

Волосы у Аленушки
Да водопад нескончаемый.
А глаза васильковые
Да на мир смотрят по-доброму.

Губы — розовые лепестки,
Да слова-то молвит душевные, слуху, приятные.
А запоет Аленушка
Так птицы сказочные слушают, замолкая.

Если идет Аленушка —
Травы в ноги ей кланяются.
А уж руки Алены ласковые да умелые.
К чему не прикоснутся
Все-то у нее спорится.

Да людям в радость оборачиваются.
Коли кто с просьбой обращается —
Всем-то Аленушка ликом поворачивается.
Да делам людским не нарадуется.

Живи счастливо, Берегинюшка,
Да радуй Берендея да людей добрых
И нас оберегай от невзгод и неприятностей.

2 отряд (Группа поддержки)

Боевой второй отряд
Весь почти он из ребят.
Но среди парней девица
Наша Аннушка — царица.
Хороша, мила, светла,
Добродушна, весела.

Малышам Анюта помогает,
Любит петь, стихи читает,
Обойти хоть целый свет —
Лучше Ани в мире нет.

Вам, конечно, всем понравится
Наша русская красавица.

3 отряд (Группа поддержки)

Берегиня — богиня-покровительница домашнего очага.
Наша Ольга — королева государства Ньюдандии — свято хранит традиции и обычаи своего государства. Одна из традиций — народная песня.

Да по вулице, вулице,
Ой, да по вулице,
Да было, было широко.
Было широко.

Да там шел, прошел
Молодец разудалый.
Да парень, парень молодой.
Парень молодой.

Увидела девушка,
Ой, да увидела,
Да девка, девка с терема.
Девка с терема.

Ты взойди, взойди
Молодец, ой, да взойди на ночку
Ночку переночуй.

4 отряд (Группа поддержки)

Яблоко по огороду
Покатилось прямо в воду,
Рыбка яблочко взяла
И царевне отнесла!
Нашей Юли краше нет —
Обойди хоть целый свет.
Не найти нигде такую —
Озорную и смешную.

5 отряд (Группа поддержки)

Александра — свет-девица,
Лучше нету мастерицы
Петь, плясать и веселиться.
Ладная, статная,
Красивая и будет знатная.
Берендею она нравится —
Лучше нет нашей красавицы.

6 отряд (Группа поддержки)

Наша Катя хороша,
У нее длинна коса.
Мы с Катюшей к вам пришли,
Конкурс выиграем мы.

Раз-два-три-четыре
Нет скуки, много идей,
Мы знаем, Катерина,
Тебя любит Берендей!

7 отряд (Группа поддержки)

Наша Берегиня — Натальюшка.
Эта девушка славянского происхождения,
С длинной косой, с серыми глазами.
Стройная, добрая, работящая.
Одета она в розовую удлиненную юбку.
Длина юбки обусловлена тем, что
Удобна для работы и ходьбы.
Рубашка с рукавом фонарик.
Особое внимание уделялось украшению костюма
Полевыми цветами.
Это были скромные незабудки, васильки, полевые гвоздики.
Для выбора колористики предпочтение мы отдавали
Цветам, которые можно встретить в природе:
Малиновый, белый, синий, зеленый.
Эти цвета символизируют природу, лес, воду.
А в целом образ Берегини можно представить так:
Молодая белолицая девица с длинной косой
В типичном белорусском наряде.

8 отряд (Группа поддержки)

Наша Аня всех милее,
Всех румяней и белее.
Любит шить и вышивать,
Песни петь и рисовать.

И стройна, и величава.
Выступает, словно пава.
Аню нашу очень любим
И желаем ей побед.

9 отряд (Группа поддержки)

Давным-давно это было.
В далеких краях, за дремучим лесом, за широкой рекой Мологой жил молодой царь по имени Берендей.
Было у него двенадцать дочерей, одна другой краше. Всех их любил и лелеял царь, но младшенькую больше всех.
Жил царь не тужил, правил государством. Да так славно, что прослышали о нем в чужих землях. Отыскался там завистливый варвар и пошел войной на Берендея. Много бед принес варвар царству. Земли пожег, замки разорил, самого царя Берендея в плен забрал. Издал жестокий указ: «Отрубить Берендею руки за все его добрые дела!»
Услышала о том младшая его дочка, бросилась в замок варвара, упала на колени и молвит: «Не губи, государь, пощади батюшку моего. Отруби лучше мои ручки».
Удивился варвар такой смелости маленькой девочки и отвечает: «Завтра на рассвете казнь состоится».
Всю ночь не сомкнула глаз младшая дочь. А с первым лучом солнца отправилась на главную площадь.
Затрещали барабаны. Смело подошла девочка к палачу. Положила свои белые ручки на плаху. Поднял палач топор, размахнулся и … ударил по плахе.
Топор не попал даже по ногтю девочки.
Отменил варвар свой жестокий указ. Отпустил на свободу и царя Берендея, и младшенькую дочь его. Все земли вернул.
Так доброе и смелое сердце девочки сберегло батюшку Берендея и все его царство.
С тех пор и назвали ее Берегиней.

10 отряд (Группа поддержки)

Почему на голове не растут цветочки,
А растут они в траве и на каждой кочке.
В царстве Берендея косы заплетают.
Наша Берегиня лучшая такая.

Хорошо бы сделать так —
Срезать все кудряшки.
Но куда ей без косы
В царстве-государстве.

Всем гостям на голову посажу гвоздичку.
А еще у Берендея любят земляничку.

Вот была бы голова, голова что надо.
Лес густой, трава-трава, тишина, прохлада.

Хорошо бы сделать так
Срезать все кудряшки.
Но куда ей без косы
В царстве-государстве.

11 отряд (Группа поддержки)

Мальчик, смотрясь в зеркальце:
«Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи.
Кто на свете всех милее?
Всех румяней и белее?»
Девочки:
«Наша Ксюша спору нет,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
Весела, скромна, игрива
И к тому ж трудолюбива.
Спляшет, песенку споет,
Хоровод заведет.
Вот!»

12 отряд (Группа поддержки)

Нет Наташи нашей краше,
Нет Наташи веселей.
Мы Наталью собирали
К вам на праздник целый день.

Сарафанчик вышивали,
Косоньку заплетали,
Одевали, наряжали
И с подарочком послали.
Вот!

Третий конкурс — «Колыбельная»
В этом конкурсе каждая участница должна запеленать большую куклу и спеть ей колыбельную песню

Сказительница.
Как славно на Руси умели петь колыбельные песни. В них чарующий голос родной матери, который знаком нам с раннего детства. Вот сейчас мы попросим наших участниц запеленать дитятю и пропеть колыбельную песню.

1 участница

Баю-баю-баю-бай,
Лена, спи и засыпай,
А придет така пора —
Разбужу тебя сама.

Скажу: Ленушка, вставай,
Пойдем за сеном в наш сарай.
Баю-баю-баю-бай,
Наша детка, засыпай.
Наша детушка, усни,
Подарю подарка три.

2 участница

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И укусит за бочок.

Баю-баю-баю-бай,
Спи, малышка, засыпай.

3 участница

Лунные поляны,
Ночь, как день, светла.
Спи, моя Светлана,
Спи, как я спала.

Догорает свечка,
Догорит до тла.
Спи, мое сердечко,
Спи, как я спала.

4 участница

Котя, котенька, коток,
Котя, серенький лобок.
Приди, Котя, ночевать,
Нашу деточку качать.

Уж как я тебе ль коту
За работу заплачу.
Дам кувшинчик молока
И кусочек пирога.

5 участница

Спи, моя радость, усни,
В доме погасли огни.
Пчелки затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду.

Месяц на небе блестит,
Месяц в окошко глядит.
Глазки скорее сомкни.
Спи, моя радость, усни.
Усни, усни, усни.

6 участница

Гули-гули-гулюшки,
Садились у люлюшки.
Гули стали ворковать,
Стал малыш мой засыпать.

7 участница

Баю-баю-баю,
Доченьку качаю.
Доченька устала
Целый день играла.

Баю-бай, баю-бай, баю-бай.
Ты, собачка, не лай,
Бела лапа не скули,
Мою дочку не буди.
8 участница

Скрипнул сверчок за печкою,
Пел соловей за речкою.
Травы звенели при луне,
А, может, это снилось мне,
А, может, это снилось мне,
А, может, это снилось мне.

9 участница

Ложкой снег мешая, ночь идет большая.
Что же ты, глупышка, не спишь.
Спят твои соседи — белые медведи.
Спи и ты скорей, малыш.
Спят твои соседи — белые медведи.
Спи и ты скорей, малыш.

Мы плывем на льдине, как на Бригантине,
По седым бескрайним морям.
И всю ночь соседи — белые медведи
Светят дальним кораблям.
И всю ночь соседи — белые медведи
Светят дальним кораблям.

10 участница

Баю, баю, баюшок,
В огороде петушок.
Лежа громко поем,
Деткам спать не даем.
А ты, детонька, усни,
Угомон тебя возьми.
Тебе спать — не гулять,
Только глазки закрывать.

11 участница

Спят усталые игрушки, мишки спят,
Одеяла и подушки ждут ребята.
Даже сказка спать ложится,
Чтобы ночью нам приснится,
Баю — бай, глазки закрывай.

12 участница

Лунные поляны,
Ночь, как день, светла.
Спи, моя Светлана,
Спи, как я спала.

Догорает свечка,
Догорит до тла.
Спи, мое сердечко,
Спи, как я спала.

Четвертый конкурс — «Коса — девичья краса!»
В этом конкурсе каждая участница должна заплести девичью косу, для этого предварительно отбираются подруги с длинными волосами

Сказительница.
Каждая девица должна уметь косу заплести, да показать ее при всем честном народе. Для этого отобрали мы среди жителей нашего лагеря самых длинноволосых красавиц, которым и будут участницы конкурса заплетать косы. Недаром говорится:
Коса — девичья краса!
Грудь лебедина, походка павлина.
Голова с поклоном — глазки с поволокой,
Руса коса до шелкова пояса.
(По окончании каждая участница показывает заплетенную косу жюри и произносит слова народных пословиц и поговорок о красоте и молодости человека).
• Золотая пора — молодые года.
• Молодо-зелено — погулять велено.
• Всяк бы про девушку слышал, да не всяк её видел.
• Хороша дочь Аннушка, как хвалит матушка.
• Девушка не травушка — не вырастет без славушки.
• Любой девице скромность к лицу
• Что в сердце вертится, то в лице не утаится.
• Куда сердце летит — туда и око глядит.
• Девушка пляшет — сама себя красит.
• Смиренье — девушки ожерелье.
• Раздайся народ — видишь девушка идет.

Пятый конкурс — «Частушки»
В этом конкурсе участницы показывают русскую народную традицию — исполнение частушек. В свите царя Берендея есть музыканты, которые на различных народных инструментах (баян, ложки, балалайка, колокольчики) подыгрывают участницам.

Сказительница.
Как часто на Руси на гуляньях пелись частушки. Частушки не велики по объему, зато передают всю полноту настроения. Вот и сегодня наши Берегинюшки покажут своё умение исполнять частушки, а вы, уважаемые зрители, поддержите их аплодисментами.

Ниже приводятся варианты частушек, исполненных на конкурсе в «Лесной сказке»
1.
В сказку в гости приглашала
Внучек Берендея.
Чтоб детей мы веселили
В праздник юбилея.

А у первого отряда
Берегиня есть своя.
А зовут меня Аленой —
Хороша моя коса.

2.
Я девчонка боевая
И нигде не пропаду.
С самолета упаду,
Отряхнуся и пойду.

3.
Ходит парень по селу,
Ходит, улыбается.
Оказалось: зубы вставил —
Рот не закрывается.

Меня милый не целует,
Говорит: потом-потом,
Я иду, а он на печке
Тренируется с котом.

4.
Плясать пойду,
Головой качну,
Своими серыми глазами
Завлекать начну.

А мне милый изменил,
На козле уехал в Крым.
А я маху не дала,
На корове догнала.

5.
Кари глазки, кари глазки
Кари глазки не при чем,
Мы и серыми глазами
Кого надо завлечем.

Я любила сенокосы,
Пожни гладкие косить.
Любила серенькие глазки
До печали доводить.

6.
Ветер дует,
Ветер дует с севера
В нашем классе все ребята
Чуть повыше клевера.

Эх, топни нога,
Топни правенькая,
Я плясать пойду,
Хоть и маленькая.

7.
Меня маменька ругала
За помаду, за духи.
Я сама не покупала,
Покупали женихи.

За деревней я гуляла,
Там Ванюшу видела.
Под кустом сидел и плакал —
Курица обидела.

8.
Гармониста полюбила
И плясала до утра.
Хороша его гармошка
И кудрява голова.

Я девчонка боевая
С боевым характером.
К какому парню привяжусь —
Не оттащишь трактором.

9.
Я решила выйти замуж.
Мать корову не дает.
А жених такой попался,
Без коровы не берет.

Люблю кофту голубую,
Словно незабудочку.
Захочу любого парня —
Подцеплю на блюдечке.

10.
Я не с вашего селения,
Я не с вашего села,
Не по вашему танцую —
Посмотрите на меня.

Я по берегу иду,
Берег осыпается.
Я беззубого люблю —
Он хоть не кусается.

11.
Я качалась на качельке,
Потеряла брошку,
Ну кому какое дело,
Я люблю Сережку.

У меня на сарафане
Кривоноги петушки.
Когда вырасту большая —
Берегитесь, пареньки.

12.
Я сидела на комоде,
Шила юбочку по моде.
По бокам карманчики,
Чтоб любили мальчики.

Говорят, что боевая,
Да и вправду ураган.
Посажу в карман залетку,
Хоть убей, но не отдам.

Сказительница.
Вот и закончился наш девичий конкурс. Прошу, царя-батюшку Берендея, и вас, дорогие гости, по достоинству оценить наших красавиц.
(Жюри подводит итоги состоявшегося конкурса и объявляет результаты согласно предложенных номинаций, которые объявляет Берендей в своем указе).

Берендей.
Указ
По решению благородных судей и при всем честном народе объявляю результаты конкурса на звание «Берегини (название лагеря)».
Очень мне понравились все славные девушки, каждая из них получит из моих рук оберег — «берестяной ободок».
Отныне они будут называться «Берегини … (название лагеря)»

НОМИНАЦИИ КОНКУРСА «БЕРЕГИНЯ»
1. Берегинюшка — победительница
2. Забавушка
3. Певунья
4. Плясунья
5. Рукодельница
6. Улыбушка
7. Красавушка
8. Лебедушка
9. Заботушка
10. Усладушка
11. Любавушка
12. Дитятушка

Все участницы образуют круг и славят победительницу, которая выходит в центр. Из рук царя Берендея она получает лесную корону. Церемония награждения сопровождается исполнением обрядового хоровода.

Хоровод «Как во городе царевна, царевна».
Как во городе царевна, царевна,
Как во городе молодая, молодая.
Середи кругу стояла, стояла,
Дорогим кольцом бренчала, бренчала,
Золотым перстнем сияла, сияла.

Как во городе царев сын, царев сын,
Как во городе гуляет, гуляет.
«Проруби, сударь, вороты, вороты,
Проруби, сударь, другие, другие,
Проруби, сударь, и третьи, и третьи.
Ты взойди, сударь, во город, во город,
Подойди, сударь, к царевне, к царевне,
Поклонись, сударь, царевне, царевне,
Поклонись, сударь, пониже, пониже,
Как еще того пониже, пониже.
Ты возьми, сударь, царевну, царевну
Ты за правую за ручку, за ручку,
Поцелуй, сударь, царевну, царевну,
Поцелуй-то помилее, помилее».

Какова ж наша царевна, царевна?
Какова ж наша молодая, молодая?
Она личиком беленька, беленька,
Она бровками черненька, черненька».

Звучат народные мелодии.
Все отряды поздравляют своих Берегинь.

________________________
* В приводимых куплетах названы имена девочек, представлявших отряды лагеря «Лесная сказка»

© Энциклопедия административной работы в школе, 5 вып.

Подписаться на рассылку по электронной почте

      Сценарий фольклорного представления «Берегиня-Сырая Богородица»

Арина: Настя, ты, где Настя? Сегодня Берегиня-Сырая Богородица, уж пора до березы идти, а  подружек   твоих нет.

Настя: Да придут они, придут. Чай  идут да по улице песни распевают.

Звучат первые аккорды веселой музыки, заходят девушки, выстраиваются  и кланяются в пояс.

Девушки хором: Здравствуйте тетушка Арина, здравствуй Настенька!

Арина: Здравствуйте, здравствуйте!  А что это вы припозднились. Солнце вон, когда встало.

1-Девушка: Не обижайтесь тетушка Арина,  по улице  шли, песни распевали, деревню будили, чтоб росу на Берегиню не проспали.

Тетушка Арина: А какую песню пели по улице идучи?

2-Девушка: А вот такую!

             (Исполняется веселая песня) Маманечка

Тетушка Арина: Ой, молодцы, какие! Да как ладно спели! Ну, вы налаживайтесь куда хотели, а я пошла готовиться к празднику. Ты Настенька смотри не забудь все исполни, как я велела, тогда и Берегиня вам в помощь.

Настя:  А теперь пойдем на наше место заветное,

Девушка — где береза стоит, кудрявая вся такая.

5-девушка: Знаю, знаю, за околицей у родника.

                        (идут, поют «Белый день»). Пришли.

3-Девушка: Подруженька Настенька, мы ведь не за бездельем пришли. А с чего начнем?

Настя: Ну, во-первых, полотенца все приготовили?

Девушки: Да, (разворачивают полотенца)

Настя: Сейчас окунем их в росу и утираться будем, чтоб красивее стать и здоровьем богаче быть и при этом песню напевать:

  «В чистом поле стояла»   (исполняют песню и исполняют движения).

4-девушка: А говорят, что как умоешься росой на Берегиню, так и веснушки сойдут, это правда?

Настя: Правда, правда, мне матушка говорила.

4-девушка: Ох, ежели сойдут, держись Васька, мимо меня не пройдешь.

Девушки смеются.

Настя:  Росой умылись, а теперь родниковой воды напьемся. Сегодня Берегиня всем водам и травам целебную силу дает, Поблагодарить бы Берегиню. Давайте хоровод водить будем.

Встают в хоровод. Исполняют песню.

Настя: Теперь березу ленточками с желаниями украсим.

6-девушка: А какие пожелания?

Настя: Чтоб все лихое и плохое ушло от тебя, матушка научила  вот такому заговору:

«Перевяжу я ветку лентой, а  дума  светлая

Уйди от меня зависть черная, останься  белая

Уйдите мысли темные, в болота топкие

Чтоб лихо от меня бежало, огради от бед Берегиня  святая!»

7-девушка: Ух, ты, выучить надо бы. А меня матушка по-другому учила.

Настя: Как по-другому?

7-девушка: Встаньте все ряд. Повторяйте за мной.

«Поклонюсь березке, поклонюсь родимой.

Берегиня встань, стеной непреодолимой.

Бедам черным и болезням тошным

Береги скотину, береги хлеба.

Прими мою ленту, я молю тебя.

Девушки повторяют за девушкой и кланяются синхронно.

8-девушка: Да, красавицей стала березка. Теперь вокруг березки  игры играть будем.

8-девушка: В какую игру сыграем?

Девушки: «Король-королевич».

(Девушки  играют в игру с песней загадывают желание).

Девушка: Какое желание ей исполнить?

Девушка: А вот такое. Тут недалеко, прямо за околицей, бабка Лукерья живет. Вот у нее с сеновала яичко и принеси.

Девушка-Ага,  яйцо нужно для заговора, да?

Девушка: Да-да.

Девушка — Ну пока за яйцом сбегает. Давайте, угощение разложим.

За сценой грохот ведра, заполошно кудахчет курица и голос бабки Лукерьи:

«Опять яйца  таскают»

Девушки смеются.  Приносят яйцо, отдают его Насте.

Настя: Перед тем как отведать угощение, Берегине надо почтение выказать.

Девушка: А как это?

Настя: На яйцо надо заговор сделать и положить около корней березы. Чем быстрее птицы разобьют яйцо и угостятся, тем быстрее наше желание исполнится.

Девушка: Ну, начинай Настя.

Настя держит яйцо в ладонях, поднимает перед собой и читает заговор:

«Матушка Сырая Богородица, сыми с ново сердца тяготу. Встану, благословясь, хлеб — соль едучи, во дворе ли идучи, острой косой ли скашимочи. В яйцо заговор запру, да под березу положу. Как яйцо треснет так желание встренет! Язык замок. Амин.»

И  кладет под березу.

2-девушка: Девчонки, правда, что Берегиня помогает парня приворожить?

Настя: Матушка говорила, что помогает. Только если это по-настоящему, а не для баловства.

2-девушка: А как это делается?

Настя: Сломи веточку с березы и положи ее у его порога, как перешагнет ее, хватай ее и, скажи заговор: «Как этот прут сохнет, так пусть и Ванька от любви ко мне сохнет», спрячь ее в сухое потаенное место. Вот и все.

Девушка: Она не только привораживает, но и семье лад хранит. Матушка наказала ветку с березы отломить и когда сноха готовить будет в ее печку эту веточку положить,  а то брат с снохой разругались давеча.

3-девушка: Ой, девоньки, рано еще о парнях думать. Давайте лучше у Берегини здоровья родителям просить, да самим здоровым быть. Да чтоб поясом честным пресвятая Богородица нас оградила: Чтоб скотина не болела, чтобы рожь скорей густела, чтоб огонь в печи не гас, в добрый день и добрый час. Аминь.

4-девушка:  Что-то мы засиделись. Не пора ли домой?

5-девушка: Давно пора. Вон уж к поздней обедне звонят.

Настя: Ну, что ж. Пора так пора.  А, на прощанье давайте, Берегине, песню споем. (Поют «Ой, ниточка»).

                                            (Запевают и уходят со сцены)

Автор: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=праздник%20сенокоса&pos=24&img_url=https%3A%2F%2Fsun9-69.userapi.com%2Fc857620%2Fv857620716%2F20dc58%2FBpVJye5yMQQ.jpg&rpt=simage&lr=20226, Источник: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=праздник%20сенокоса&pos=24&img_url=https%3A%2F%2Fsun9-69.userapi.com%2Fc857620%2Fv857620716%2F20dc58%2FBpVJye5yMQQ.jpg&rpt=simage&lr=20226

Прочие

«Берегиня-покосница. Фольклорный праздник о сенокосных традициях на Руси»

Сведения предоставлены организацией

МКУК «Грибановский РДК»

и опубликованы автоматически. Администрация портала

«Культура.РФ»

не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь

в личном кабинете

учреждения культуры.

Идентификатор события на PRO.Культура.РФ —

2080350

Начало июля — замечательная пора. Это время сенокоса и праздника Берегини-покосницы. 

На сенокос собирались всем селом. Русские крестьяне превращали тяжелый труд в праздник, делая его настоящим удовольствием, наполняя радостью. Перед тем как отправиться на покос, женщины изготовляли куклу-оберег – Берегиню-покосницу. Такая кукла оберегала руки хозяйки от порезов и повреждений.

Берегиня – праздник великого божества древних славян. Имя божества пошло от слова «беречь». Она охраняла людей, урожай, хозяйство и жилище от бед и зла. Считалась матерью всего живого, всех духов и подземных даров Земли. Символом Берегини, как божества, была береза, которой в этот день тоже воздавались почести.

Часто Берегиня представлялась в образе утки, которая плавает от  берега к берегу и соединяет человеческие судьбы. Ее почитали как хранительницу рода. Именно поэтому в старину на полотенцах часто изображали утицу-Берегиню. Вышивальщицы такие полотенца украшали  знаками росы, которая, прикоснувшись к лицу, снимала усталость и возвращала силы. Вышитые полотенца в сенокосную пору выносили на луга. Косцы, умываясь, вытирали лица целительными полотенцами, веря, что Берегиня их без своей помощи не оставит.

Согласно поверьям, в этот день Берегиня оглядывала сенокосные луга, расположенные по берегам рек, и наполняла травы и цветы целебными силами. В этот день заговаривали поля на хлебное изобилие. Для этого три  женщины брали по новому льняному полотенцу и шли в поле. Каждая из них  зажимала рушник в левой руке, взмахивала им и читала специальный заговор.

В Боголюбовском сельском Доме культуры прошёл фольклорный праздник «Берегиня-покосница». В начале программы ребятам Берегиня  рассказала о традициях и обычаях этого праздника. С куклой-оберегом Берегиня-покосница ребята прошлись по лугу, посадили ее на копну сена и приступили к сенокосным работам. Попробовали покосить косой, погрести сено и сложить его в копну. Посмотрели, как вязались снопы из сена, поводили хороводы, поиграли в народные игры и в конце праздника, под одной из  копен сена нашли сладкие  угощения.

02_img_20220628_124521  03_img_20220628_122756

04_img_20220628_125627  05_img_20220628_121922

06_img_20220628_121338  07_img_20220628_121701

08_img_20220628_131047  09_img_20220628_121812

10_img_20220628_121956  11_img_20220628_131303

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Финские национальные праздники
  • Финские народные праздники
  • Финские зимние праздники
  • Финляндия студенческий праздник ваппу
  • Финляндия список праздников